Матрона босоножка СПб

Блаженная Петербургская старица Матренушка-Босоножка

Ибо когда мир своею мудростью не познал Бога в премудрости Божией, то благоугодно было Богу юродством проповеди спасти верующих (1 Кор. 1:21)

Портрет странницы Матрены-Босоножки

С духовной историей Скорбященской церкви начала второго десятилетия 20 века неразрывно связана судьба петербургской блаженной старицы Матренушки-Босоножки, могила которой находиться в ограде церкви.

В апреле 1911 года к Скорбященской церкви на рабочей окраине Петербурга шел нескончаемой поток народа. Шлиссельбургский тракт в районе поселения Императорского Стеклянного завода был заполнен толпами верующих, желающих проститься со старицей Матренушкой-Босоножкой. Это было свидетельством народного почитания и любви к блаженной старице, свидетельством ее святости.

Прежняя жизнь

Костромской Кремль

Родилась Матрона в 1814 году в деревне Ваниной Костромской губернии в крестьянской семье Щербининых. Крестили девочку в храме Владимирской иконы Божией Матери соседнего села Оделево.

Памятный крест на месте бывшей деревни Ваниной

О детских годах Матроны известно немного: родители ее происходили из местных крестьян-земледельцев, воспитывали четверых детей. Кроме Матроны, у Петра и Агафьи Щербининых было трое сыновей: Макар, Александр и Иван, все они занимались земледелием и были, как и сама Матрона, неграмотны. Замуж Матрона Петровна вышла за мещанина города Костромы Егора Мыльникова. В Костроме семья имела свой домик и бакалейную лавочку. Во время турецкой войны 1877–1878 гг. муж ее был призван в армию, Матронушка отправилась вместе с ним на фронт сестрой милосердия. Уже тогда ее смиренная душа, которая получила от Бога великий дар сострадания, проявилась в полной мере. Она помогала всем, как могла, и все свое сестринское жалование (25 рублей) раздавала нуждающимся солдатам.

В. Верещагин. После атаки. Перевязочный пункт под Плевной.

Подвиг юродства Христа ради

После гибели на войне мужа, Матрона решила всю свою оставшуюся жизнь посвятить Богу. После того, как закончилась война, Матрона вернулась в Кострому, продала имущество, деньги раздала нищим и отправилась странствовать, наложив на себя обет юродства Христа ради. С того момента и до самой своей смерти (в течение 33 лет) она ходила только босиком. Даже зимой Матрона носила легкую летнюю, обязательно белую одежду. Последние 30 лет своей жизни блаженная провела в Санкт-Петербурге, где жила сначала на Петербургской стороне, а затем 16 лет — у часовни во имя Божией Матери «Всех скорбящих Радость». В этой часовне произошло прославление иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость» (чудо с грошиками), в этой часовне совершались исцеления по молитве к чудотворной иконе; и здесь же всегда можно было встретить Матренушку, единодушно всеми любимую прозорливую старицу. Она помогала людям своей молитвой, предостерегала от надвигающихся несчастий, многим открывала промысел Божий.

Портрет странницы Матрены-Босоножки
Фото ателье К. Буллы

С просьбами о помощи в болезнях, скорбях житейских и самых разнообразных нуждах обращались к Матренушке, как ласково называли ее в народе, тысячи человек. Многие, проходя мимо ее квартиры, заходили к ней запросто. Она принимала всех, утешала, давая советы и оставляя человека помолиться вместе с ней. По ее молитвам избавлялись от тяжкого недуга алкоголики, сохранилось много описаний случаев чудесных исцелений. Люди, которые долго не могли получить работу, повышение жалования или имели какую-либо серьезную нужду, получали необходимое, помолившись вместе с ней Господу Богу. Многих людей Матренушка предупреждала о грозящей опасности. К ее словам внимательно прислушивались, но если им не следовали, то с человеком могло случиться несчастье. Так, один ее знакомый, стрелочник Николаевской железной дороги, несколько раз спрашивал совета, когда ему предложили перейти на новое место, где платили на 7 рублей больше. Блаженная старица каждый раз не рекомендовала ему это делать, но желание получать больше денег взяло верх. Вскоре после перехода на новую должность стрелочник попал под поезд и получил серьезные травмы, оставшись инвалидом. Потом он покаялся в том, что не послушался ее совета.

Известность Матренушки была очень велика, почти такая же, как в свое время слава блаженной Ксении Петербургской. Почитателями ее были люди самых разных сословий: и простолюдины и интеллигенция; приглашали ее и в дома высокопоставленных особ. Всем находила она слова утешения, поддержки, всем пыталась помочь по мере своих возможностей. Высокопоставленные государственные чиновники, отправляясь в места, охваченные эпидемиями и войнами, приходили к ней. Старица кропила каждого святой водой, благословляла иконой, и среди смертельной опасности они оставались невредимы. Но иногда блаженная старица отказывалась молиться о здравии, безошибочно называя день предстоящей смерти больного.

Многие люди жертвовали ей деньги, иногда очень значительные. Все эти средства Матренушка употребляла на дела благотворительные, богоугодные — раздавала милостыню, помогала тем, кто попадал в тяжелые житейские ситуации, посылала пожертвования в бедные приходы и монастыри, покупала и дарила Святые Евангелия и иконы, которыми благословляла посетителей. Одного только лампадного масла она рассылала по приходским церквам и монастырям ежегодно более 50 пудов.

Так, в трудах и молитвах, проходила жизнь блаженной старицы. Господь дал ей знать время своего ухода. С начала 1909 года Матренушка стала готовиться к смерти. Каждое воскресенье в течение последних двух лет жизни она причащалась Святых Христовых Таин и несколько раз соборовалась. В начале марта 1911 года она почувствовала сильное недомогание и стала слабеть на глазах. К концу месяца старица сказала: «Вместе с водой и льдом уйду от вас». 97-летняя блаженная старица тихо почила 30 марта 1911 года, когда на Неве начался ледоход. День похорон ее пришелся на Вербное воскресенье.

Похороны блаженной Матренушки Босоножки

О кончине Матренушки–Босоножки сообщили почти все петербургские газеты. На Шлиссельбургском проспекте, где жила старица, собралось огромное количество народа. В квартиру Матренушки люди приходили поклониться ее праху. Порядок с трудом поддерживал большой наряд полиции. Одета блаженная старица оказалась в одежду схимонахини с деревянным крестом. Выяснилось, что в одно из посещений Иерусалима она приняла схиму с именем Марии, дав Богу обет скрывать это от всех. За вечерней 31 марта тело ее было положено в красивый дорогой гроб, приобретенный одной из устроительниц похорон. Непрерывно совершались панихиды.

Многотысячная толпа сопровождала гроб с телом покойной от ее квартиры до двора церкви «Всех скорбящих Радость», где должны были состояться похороны. Гроб несли на руках. В храме его поставили на покрытый серебряным покрывалом траурный катафалк. Похороны состоялись только 3 апреля. На них присутствовало, по сообщениям газет, около 25 тысяч человек.

Похороны Матренушки-Босоножки

День похорон Матренушки-Босоножки пришелся на праздник Входа Господня в Иерусалим. Признанием высоких духовных достоинств блаженной старицы были наполнены прощальные слова, произнесенные над ее гробом архимандритом Александром, возглавившим отпевание: «…Господь выделяет таких светильников, которые возбуждают в народе любовь к православной Церкви, ее пастырям… Будем молиться в надежде, что там, в ином мире, окажемся невдалеке от этой женщины, которая поднялась на такую духовную высоту. У высоты Престола не забудь нас, Матренушка, своими молитвами». Примечательно также, что литургию, в день похорон, совершал священник Петр Скипетров, ставший через несколько лет первым петроградским новомучеником.

Следует отметить, что Матренушку высоко чтила Царская Семья, императрица Александра Фёдоровна, узнав о кончине блаженной старицы, долго плакала, по её распоряжению был прислан на могилу венок.

Похоронили блаженную в ограде часовни, где пребывала в то время чудотворная икона Божией Матери «Всех Скорбящих Радость» с грошиками.

Круг почитателей Матренушки Босоножки

Блаженные не рассказывают о своей жизни. Иногда только она вдруг приоткрывается в репликах, коротких фразах, сказанных к случаю. Вот эти короткие фразы и немногие свидетельства близких к Матренушке людей были собраны и записаны в «Жизнеописании в Бозе почившей Старицы Матроны Петровны Мыльниковой (Матренушки-Босоножки)», которое вышло в свет в 1912 г.
Кто были эти люди, с такой любовью хранившие память о ней, собравшие свидетельства о чудесах, происходивших по ее молитвам и сами бывшие свидетелями силы ее молитвы?
Обратимся к одному из немногих сохранившихся документов — фотографии, которая запечатлела круг близких друзей и почитателей Матренушки, собравшихся помолиться о упокоении ее души в день похорон, вспомнить ее молитвенное участие в судьбе каждого из них.

Почитатели Матренушки в день погребения в доме Д. Л. Логинова

В первом ряду – Елисавета Васильевна Киселева — деятельная почитательница Матренушки, устроительница ее похорон, непременная участница и организатор дней памяти Матренушки. Елизавета Васильевна взяла на себя вместе с А. Ф. Плотниковым все хлопоты и расходы, связанные с этим событием. Газеты упоминают красивый белый с позолотой гроб, заказанный ею для Матренушки. Елисавета Васильевна (и в ее лице все многотысячные почитатели Матренушки) получила телеграмму с выражением сочувствия от Обер Прокурора Святейшего Синода В. К. Саблера. Это было свидетельством признания ее деятельных забот и знаком внимания церковной власти к памяти блаженной старицы и ее почитателям.

Согласно адресной книге «Весь Петербург» за 1911 год, Елизавета Васильевна была купечского звания, жила на Измайловском проспекте, 7 рота, дом № 7. В «Жизнеописании…» есть свидетельство некой госпожи К. о том, что она просила Матренушку помолиться, чтобы ее сын сдал выпускные экзамены в коммерческом училище. Матренушка помолилась и сказала госпоже К., что сын ее выдержит экзамены одним из первых. Молодой человек выдержал экзамены четвертым по успехам воспитанником из числа 50. Вероятно, это был сын г. Киселевой, на фотографии он стоит рядом, положив руку на стул.

Рядом с Киселевой сидит сам автор жизнеописания Матренушки — Александр Федорович Плотников. В ответной телеграмме В. К. Саблеру, которая была отправлена от самого близкого круга почитателей Матренушки, он подписался как «бывший крестьянский начальник и председатель уездного съезда крестьянских начальников в Сибири». Есть основания полагать, что г. П-в, указанный в «Жизнеописании» уездный исправник, который был в начале января 1904 г. у Матренушки перед отъездом в Сибирь, — это и есть сам А. Ф. Плотников. Матренушка благословила его иконой Успения Божией Матери, привезенной ею из Иерусалима, сказав, что Царица Небесная Сама будет ему Заступницей и Покровительницей и, если он не будет расставаться с ней, его никто не убъет и никакая пуля его не заденет. Слова Матренушки удивили Плотникова, он ехал просто на службу, но, впоследствии оказалось, что слова Матренушки имели пророческое значение. В 1905 году вспыхнуло революционное движение и Плотникову — человеку, преданному долгу и присяге — пришлось на своих плечах вынести борьбу с революционерами в ввереном его управлению Ачинском, а затем Минусинском уездах. Революционеры вынесли ему смертный приговор, но Бог его хранил. И, действительно, «ни одна пуля не задела его»

Великая Княгиня Елизавета Федоровна

Икона Успения Божией Матери была привезена Плотниковым в Петербург в сентябре 1910 года и передана Матронушке, которая завещала по ее смерти доставить икону в Москву Великой Княгине Елизавете Федоровне, что и было исполнено в мае 1911 года.

В жизнеописании А. Ф. Плотников указывает точную дату, когда он с семьей в день приезда из Сибири пришел к Матренушке (многозначительная деталь — семья приехала к Матронушке в тот же день!) — 26 сентября 1910 года. Во время визита Матренушка в иносказательной форме предсказала убийство Председателя Совета Министров П. А. Столыпина, сказав при этом, что Государь останется жив. Это пророчество исполнилось через год. Об этом пишет сам Плотников, но он тогда еще не мог знать, что убийство Столыпина — это только начало трагических событий в Российской истории. «А как вам приехать то у меня семь лампадочек погасло», «нехорошо будет в Расеюшке то», — именно через семь лет совершится Октябрьский переворот, и большевистская власть начнет культурно и духовно уничтожать прежнюю Россию.

Цесаревич Алексей

В заключении «Жизнеописания» Плотников указывает, что Матренушка постоянно высказывала желание построить в честь рождения Его императорского Высочества Наследника Цесаревича Алексея Николаевича женский монастырь и указала даже место для него. Желание было оформлено в особый акт, на основании которого составился кружок из почитателей покойной старицы, который стал заниматься ходатайством об устроении монастыря. Мы думаем, что эти два человека были, безусловно, его членами. Матренушка завещала перенести впоследствии ее останки в этот монастырь. Скажем словами самого А. Ф. Плотникова: «Дай Бог, чтобы молитвами Матренушки все это осуществилось!»

Василий Босоногий

Рядом с Плотниковым стоит Василий Ткаченко — странник Василий Босоногий, которого тоже, как и Матренушку, знал весь Петербург. В монашеской рясе, всегда босой, с непокрытой головой, странник Василий прошел сотни верст, был на многих церковных торжествах. Он появлялся среди богомольцев в Москве, Тифлисе, на Соловках, на Новом Афоне, поклонялся Гробу Господню в Иерусалиме. Молитвенник и нестяжатель, он никогда никому не отказывал в помощи, щедро творя милостыню. Когда в России в 1903 году происходила канонизация св. Преподобного Серафима Саровского, странник Василий своими словами способствовал привлечению многих христиан к сторонникам прославления, чем заслужил особую милость Государя-мученика Николая. Как и Матренушка, всей своей жизнью этот нищий-бессеребренник показал, что такое истинное богатство: это способность жертвовать, а не иметь. Вместе с Матронушкой в самый разгар строительства Скорбященского храма в 1896 он участвовал в сборе средств на его строительство. В марте 1911 года Промыслом Божиим он был приведен в Петербург проститься с почившей старицей. Василий вошел в состав общества памяти Матронушки, став одним из его учредителей.

Фотография сделана в доме купца Дмитрия Логиновича Логинова (сидит второй слева с сыном). Ему принадлежали мастерские художественной живописи и иконописи и другой церковной утвари, располагавшиеся по Шлиссельбургскому проспекту в д. №58–3 и 77–79, т. е. вблизи церкви Всех Скорбящих Радости. Это была знаменитая мастерская, удостоенная высших наград на Всеросийской выставке, имевшая похвальные отзывы в печати. В поздравительной телеграмме по случаю 15-летия деятельности, полученной Логиновым от архимандрита Александра, старшего цензора С.-Петербургского духовного комитета объяснялся секрет процветания фирмы: «ибо фундамент ея — Покров Божией Матери и благословение о. Иоанна, очень прочен и надежен».

Отец Иоанн Кронштадтский в семье Логиновых

Сам же хозяин был тоже личностью примечательной. Его семья была одним из тех семейств, где отец Иоанн нередко проводил часы своего досуга. Д. Л. Логинов пользовался доверием и расположением св. праведного Иоанна Кронштадтского, был его духовным сыном. Степень близости о. Иоанна к семье Логиновых характеризует следущий факт: когда, в 1904 г. батюшка, находясь в отлучке, получил известие о рождении у Д. Л. Логинова сына, то он по телеграфу выразил желание, чтобы его записали крестным отцом новорожденного.

У могилы Матренушки в день погребения

Выпускник Московской Духовной Академии, талантливый проповедник, пользующийся уважением Старший Цензор С.-Петербургского Духовного Комитета архимандрит Александр (Григорьев) возглавил литургию в храме Всех Скорбящих Радости в день похорон Матронушки и сказал замечательную надгробную речь. Он отметил, что Матронушка была не просто глубоко верующим человеком, она была подвижницей евангельской, многие страдания пришлось ей перенести, но при этом душа ее очистилась. «Знаменательно, что преставилась она в то время, когда Церковь празднует Вербное воскресенье — победу Христа над смертью. Вот и Матренушка идет теперь в Небесный Иерусалим.

После погребения Матренушки-Босоножки
А. Ф. Плотников слева у стены церкви

Погребение ее знаменует переход к новой жизни, победу над смертью. Уже теперь у могилы ее собралась большая толпа богомольцев. С течением времени память ее еще более окрепнет и привлечет богомольцев, которые будут молиться о ней… Будем молиться в надежде на то, что в ином мире по молитвам Матронушки, мы окажемся невдалеке от этой женщины, которая поднялась на такую духовную высоту».

Так же архимандрит Александр напечатал в №№ 73–74 за 1911 г. «Ведомостей С.-Петербургского Градоначальства» статью «Кончина угодников Божиих и канонизация их». Архимандрит Александр также глубоко чтил память св. пр. Иоанна Кронштадтского. Статья писалась для того, чтобы дать исторические основания для его скорейшей канонизации. Но те же самые основания она давала и для прославления Матронушки. Не случайно она была напечатана во дни ее кончины.

Рядом с архимандритом Александром сидит Михаил Григорьевич Кривошлык — пожалуй, самая яркая фигура собравшегося общества. Михаил Григорьевич — человек примечательной судьбы, редактор газеты «Ведомости С.-Петербургского Градоначальства» — был отмечен не только глубоким уважением коллег и любовью людей, которые его знали, но и особенным пастырским благоволением о. Иоанна Кронштадтского.
Великим постом 1891 года, еще будучи студентом С.-Петербургского Императорского университета, он заинтересовался газетными публикациями о подвижнической жизни о. Иоанна Кронштадтского. Сильное впечатление производили на него описания чудесных исцелений, совершающихся по молитвам праведника. В это время он получил сообщение о безнадежно-тяжелой болезни отца и сестры.

О. Иоанн Кронштадтский и М. Г. Кривошлык
19 ноября 1902 г.

Скорбя о своих родных, Кривошлык решил поехать в Кронштадт и попросить о. Иоанна помолиться о их здравии. 3 апреля, в среду, когда служилась литургия Преждеосвященных Даров, Михаил Григорьевич впервые оказался в Андреевском соборе Кронштадта, где благоговейно молился и внимательно слушал каждое слово знаменитого пастыря, которого знал ранее только по описаниям.

Памятная фотография Кривошлыку М.Г.
10 декабря 1903 г.

В конце службы о. Иоанн вынес Св. Дары и, ко всебщему изумлению, подошел к М.Г. и сказал: «Ты печатью возвеличишь Россию… Ты много страдал… Я тебя причащу!» И тут же совершив краткую исповедь, причастил только его одного, затем ввел в алтарь и велел преклонить колена перед престолом Всевышнего. М.Г. со слезами радости благодарил батюшку и, целуя его руку, умолял его не оставлять молитвами и благословением. На что о. Иоанн ответил: «Твой слуга». Затем, поехав туда, где остановился М.Г., о. Иоанн отслужил молебен о здравии его родных. Отцу и сестре стало значительно лучше и, через некоторое время они поправились. Так началось знакомство М.Г. с великим святым, которое переросло потом в близкие духовные отношения. О. Иоанн не раз называл М.Г. своим другом, был посаженным отцом на его свадьбе.

Благословение новобрачным М.Г.
и А. А. Кривошлык. 1898 г.

Надо отметить, что невестой М.Г. была Анна Алекандровна Черепенникова, которую о. Иоанн также исцелил от тяжелой болезни горла.

Газета «Ведомости» почти в каждом номере печатала проповеди и слова Иоанна Кронштадтского, а также свидетельства чудес, которые совершались по его молитве.

За три дня до кончины М.Г. получил от батюшки с нарочным конверт, в котором был рукописный текст телеграммы, отправленной М.Г., когда он просил у о. Иоанна молитвенной помощи. Ответ был такой: «Сия есть победа, победившая мир, — вера наша — дерзай, уповай — и победишь. Протоиерей Иоанн Сергиев». Это было духовным завещанием о. Иоанна своему названному сыну.

Автограф о. Иоанна Кронштадсткого М. Г. Кривошлыку,
опубликованный в газете «Искры»

В «Жизнеописании» приведен рассказ, видимо, самого М.Г. о том, что когда обстоятельства грозили ему большими неприятностями по службе, к нему неожиданно приехала Матренушка и помолилась за него, как бы приняв от о. Иоанна эстафету духовной заботы о нем. Газета «Ведомости СПб градоначальства», редактором которой он был, напечатала 10 публикаций, посвященных Матренушке, печатала некрологи на все памятные дни, поместила публикацию через год по ее кончине. Думаем, что М.Г. ходатайствовал вместе с духовенством храма перед Санкт-Петербургским градоначальником о разрешении похоронить Матрону в ограде храма.

Действительно, благодать Божия почивала на этом глубоко религиозном, молитвенно настроенном человеке, так много сделавшего для столичной печати, бывшего щедрым благотворителем, попечителем, внимательным отцом и мудрым начальником для своих подчиненных. Как и он сам, большинство его сотрудников были почитателями памяти о. Иоанна Кронштадтского, а в последствие и Матренушки, и жизнь почти каждого из них отмечена молитвенным участием Батюшки.

На фото мы видим его друзей и сотрудников: С. П. Игнатьев — директор Киевского тюремного комитета, предположительно приехавший в Петербург вместе с генералом Клейгельсом, который стал непосредственным начальником М. Г. Кривошлыка. С. П. Игнатьев печатался под псевдонимом Сотрудник, его перу принадлежат несколько публикаций о Матренушке. Иван Генералов — редактор газеты «Искры», которая также часто печатала материалы, посвященные о. Иоанну Кронштадтскому.
Николай Буланов — корреспондент, написавший все статьи о Матренушке в газете «Ведомости С.-Петербургского Градоначальства» Николай Иванович Бреев — талантливый журналист, сотрудник Ведомостей, жена которого и он сам исцелились по молитве Святого прав. Иоанна Кронштадтского. Н.И. был духовным чадом о. Иоанна, именно батюшка, зная хорошие нравственные качества Бреева, рекомендовал его на службу М. Г. Кривошлыку.

Из-за фигуры странника Василия выглядывает Илья Алексеев — человек, в 1911 году бывший редактором «Кронштадтского маяка» — пререкаемого журнала, который даже был осужден Св. Синодом за распространение иоаннитской ереси. Илья Алексеев принял на себя руководство журналом по «благословению» М. Г. Кривошлыка, и при нем журнал избавился от сектантского духа и печатал материалы, связанные с памятью о. Иоанна Кронштадтского и напечатал все материалы, связанные с кончиной Матроны Босоножки.

Как видим, все эти люди были искренними почитателями о. Иоанна Кронштадтского, благоговейно хранили память о нем, собирали материал для его канонизации. Логинов, Кривошлык и Бреев, кроме того, были его близкими духовными детьми.

К. К. Булла

Удивительным образом Матренушка оказывается в фокусе внимания учеников, последователей, почитателей кронштадтского пастыря. Даже знаменитые фотографии Матронушки сделаны первым столичным фотографом Карлом Карловичем Буллой, который будучи католиком по вероисповеданию, преклонялся перед пастырским подвигом о. Иоанна и испрашивал у него благословение на свою деятельность. Известно, что о. Иоанн освящал новое помещение фотосалона Буллы на Невском проспекте № 54. Серия Матренушкиных фотографий сделана именно там.

Обер Прокурор Св.Синода В. К. Саблер

Обер-Прокурор Св. Синода В. К. Саблер в день, когда был оглашен высочайший указ о назначении его на эту должность, В. К. Саблер поехал в Иоанновский монастырь и молился у могилы о. Иоанна Кронштадтского, потом бывал неофициально в Кронштадте на богослужении в Андреевском соборе и др. Местах, связанных с памятью о. Иоанна (доме Трудолюбия). После смерти о. Иоанна, Саблер был главным строителем Иоанновского монастыря.

Собранные материалы показывают, что в числе самого близкого круга почитателей и друзей Матроны находились люди, которые были духовными чадами и почитателями великого святого начала 20 века — св. праведного Иоанна Кронштадтского. Они видели в Матронушке человека той же веры, того же духа, того же высокого христианского подвига. Эти документы, а также свидетельства священников Андреевского собора В.О. дают основания считать, что о. Иоанн также знал Матронушку и благословлял общение с ней.

* * *

«По словам настоятеля церкви, отца Александра, который недавно только поступил на свое новое место служения, покойная произвела на него самое светлое впечатление своей искренностью и простотою. Жила она среди ужасных внешних условий, в маленькой каморке, среди убогой обстановки, несла свой крест смиренно, в полном смысле слова нестяжательный человек… Христа ради юродивая! Сильный духом человек! Каждое воскресенье исповедовалась и причащалась. Порывисто шла навстречу каждому, приходившему к ней»

«Покойная особой популярностью пользовалась среди петербургской бедноты, среди простонародья, которое охотно обращалось к ней за советом и утешением <…> облагодетельствовала много бедноты. Купит, бывало, огромную связку баранок и идет с нею по улице, раздавая встречным беднякам…»

Из публикации корреспондента «Петербургской газеты» А. А. Бахтиарова. Весна 1911 г.

* * *

В «Жизнеописании…» есть свидетельство некой госпожи К. о том, что она просила Матренушку помолиться, чтобы ее сын сдал выпускные экзамены в коммерческом училище. Матренушка помолилась и сказала госпоже К., что сын ее выдержит экзамены одним из первых. Молодой человек выдержал экзамены четвертым по успехам воспитанником из числа 50 <…>

Александр Федорович Плотников (автор «Жизнеописания…») — «бывший крестьянский начальник и председатель уездного съезда крестьянских начальников в Сибири» был в начале января 1904 г. у Матренушки перед отъездом в Сибирь. Матренушка благословила его иконой Успения Божией Матери, привезенной ею из Иерусалима, сказав, что Царица Небесная Сама будет ему Заступницей и Покровительницей и, если он не будет расставаться с ней, его никто не убъет и никакая пуля его не заденет. Слова Матренушки удивили Плотникова, он ехал просто на службу, но, впоследствии оказалось, что слова Матренушки имели пророческое значение. В 1905 году вспыхнуло революционное движение и Плотникову — человеку, преданному долгу и присяге — пришлось на своих плечах вынести борьбу с революционерами в ввереном его управлению Ачинском, а затем Минусинском уездах. Революционеры вынесли ему смертный приговор, но Бог его хранил. И, действительно, «ни одна пуля не задела его»

Из «Жизнеописания в Бозе почившей Старицы Матроны Петровны Мыльниковой (Матренушки-Босоножки)». 1912 г.

Обретение могилы Матренушки-Босоножки

В советское время большая и красивая церковь во имя иконы «Всех скорбящих Радость» была разрушена, а могилка блаженной Матренушки затерялась. Были версии, что останки ее где-то перезахоронили. Но наступили 1990-е годы, сохранившаяся часовня превратилась в церковь, которая стала подворьем Зеленецкого Свято-Троицкого мужского монастыря. Начались поиски могилки, которые, наконец, в 1997 году увенчались успехом. В церковном дворе, почти на самом берегу Невы, был обнаружен склеп с гробом старицы. Он находился примерно на одной глубине с подвалами церкви. Но при этом в подвалах было очень сыро, по стенам даже иногда сочилась влага, а в склепе, который располагался почти у самой воды, оказалось сухо. Гроб и погребальные украшения были совершенно не тронуты тлением, хотя пролежали в земле 86 лет! Его подняли, и некоторое время он был выставлен в церкви для поклонения. После этого гроб вновь захоронили на том же месте. Там и теперь находится эта благословенная восстановленная могилка блаженной Матренушки-Босоножки, около нее по воскресеньям совершаются панихиды.

Мраморное надгробие на могиле Матренушки

Вновь, как и тогда, когда Матренушка была жива, приходят к ней люди, молятся Богу, просят блаженную старицу помолиться о своих печалях и нуждах, берут масло из лампадки на могилке. И Матренушка никого не отвергает, молится за всех, кто обращается к ней за помощью и, по вере своей, получает ее. И сегодня не иссякает река чудесных исцелений и помощи, происходящих по молитвам блаженной старицы Матренушки-Босоножки.

В настоящее время собираются документы, свидетельствующие о святости жизни и чудесах Матронушки Босоножки. В дальнейшем эти документы будут представлены в комиссию по канонизации Русской Православной Церкви.

Приглашаем Вас участвовать в этом богоугодном деле. Просим сообщать о случаях чудесных исцелений и помощи по молитве к блаженной старице Матроне по указанным на сайте контактным телефонам и адресам.

Блаженная Матронушка Босоножка (Петербургская)

Около часа дня 30 марта (12 апреля) 1911 года в Санкт-Петербурге тихо почила старица схимонахиня Мария, известная в народе под именем Матронушки-Босоножки.

Похороны состоялись 3 апреля. Утром церковь Скорбящей Божией Матери была заполнена пришедшим народом. Усиленный наряд полиции едва сдерживал огромную толпу. Вскоре не только ограда церкви, но и Шлиссельбургский проспект был заполнен странниками, фабричными работниками, купцами, чиновниками, богатыми дамами. Желая попрощаться с отошедшей в иной мир их общей утешительницей, они собрались возле её гроба.

«Как знаменательно! – сказал архимандрит Александр в своём прощальном слове. – Мы празднуем Вербное воскресенье, когда Христос входил в Иерусалим и Его торжественно встречали. И эта раба Божия, посетившая несколько раз Иерусалим, теперь идёт в Небесный Иерусалим… Вербное воскресенье – победа Христа над смертью. Погребение ея знаменует переход к новой жизни… С течением времени память ея ещё более окрепнет и привлечёт богомольцев, которые будут молиться о ней. Будем молиться в надежде, что там, в ином мире, окажемся невдалеке от этой женщины, которая поднялась на такую духовную высоту».

Матронушка Босоножка

Послышались громкие рыдания. Гроб накрыли крышкой и подняли на руки, относя тело к месту упокоения.

Через столетие

В ограде церкви позади часовни в честь иконы «Всех скорбящих Радость» на скамейке сидела женщина. Её взгляд был затуманен слезами, губы беззвучно шевелились, а глаза неотрывно смотрели на могилу, покрытую белым мрамором. На могиле лежали свежие цветы, конфеты, шоколадки, яблоки. Дары людей, которые видимым образом выражали свою благодарность.

Женщина поднялась со скамейки и, перекрестившись, сделала поклон до земли. Обойдя могилку, поцеловала большой деревянный крест.

Мне стало жаль эту женщину, она была похожа на съёжившийся комочек боли, и я протянула ей ангелочка, вырезанного из бумаги племянницей. Она держала в руках ангелочка, рассматривая его, и улыбалась. «Она поможет!» – уверила я её.

Я зажгла свечу и поставила её на уличный подсвечник. Я тоже пришла просить о помощи. У меня очень сильно болел желудок, я не могла есть. К этому прибавилась общая слабость, и я практически не выходила из дома. Не было сил, и с работы пришлось уволиться. Ко всему прочему прибавились долги по квартплате. В притворе храма я увидела объявление о том, что требуется уборщица. «Что ж, – решила я, – если и помирать, то в церкви!»

Предупредила настоятеля о том, что больна, и никого не хочу подводить. К моему удивлению, отец Богдан согласился принять меня на работу со словами: «Вы же ещё не пробовали, вот и попробуйте».

Неделю меня штормило, тошнило, кружилась голова. Но я никому об этом не говорила и работала, стараясь выполнять всё добросовестно. Я не заметила, как за мытьём полов пролетел месяц, но самое удивительное – состояние моего здоровья заметно улучшилось. И что самое главное – я научилась мыть пол. Если вы улыбаетесь, то значит, не представляете, что такое мыть пол в храме.

Сон

– Где тут можно поставить свечку от избавления от страсти? – услышала я в один из дней моего дежурства. На меня смотрели измученные глаза мужчины очень высокого роста. Я подвела его к иконе «Неупиваемая Чаша».

– Я пришёл сюда, потому что она мне снится уже второй день! – взволнованно произнёс он.

От удивления я чуть не выронила на пол железную тарелку для сбора огарков от свечей.

– Матрёна снится! Я больше не могу!

– А Матрёнушка что-нибудь говорит вам? – спросила я.

– Ничего не говорит – стоит, молчит и так укоризненно смотрит и головой качает.

– Значит, поможет! – сказала я.

– Я надеюсь. Моя мать сюда ходит часто, а я в первый раз. Хочу бросить пить, но срываюсь.

– Наверное, страсть сразу не оставит, – предположила я.

– Да я знаю: нельзя, чтобы в одно мгновение произошло исцеление.

– Верю, что раз она вас сюда привела, значит, поможет.

– Я тоже верю, – сказал мужчина.

Он произнес эти слова с таким смирением и надеждой, что было понятно, что вместе с Богом можно всё победить и одолеть. Мы вышли на улицу, пахло весной, светило солнышко, и я вспомнила, как год назад мы с подругой шли вдоль Невы, направляясь на праздничную службу в храм. На Неве появились проталины. Глядя на взъерошенные льдины, мы увидели напротив храма две маленькие фигурки. Произошло это 15 февраля 2014 года.

Спасение на водах

Бригада МЧС вышла на хрупкий лёд со страховкой. Девочки уже были на середине реки. Переправиться по некрепкому льду было практически нереально, не говоря уже о том, что это было опасно, так как стояла оттепель. Сотрудники боялись спугнуть детей. Все стояли у могилки и молились Матрёнушке. Девочки перебрались на другой берег, пройдя этот опасный участок невредимыми.

– Семь лет назад, – сказал стоящий рядом с нами охранник, – чуть подальше от этого места по реке погибли два мальчика. Сначала один ушёл под лёд, потом другой.

Он с минуту стоял молча. Затем продолжил:

– Течение реки подо льдом в два раза сильнее, и если кто проваливается, то уже не может всплыть – его уносит под лед. То, что девочки спаслись, это чудо.

– Матерь Божия их спасла и Матрёнушка, – уверенно сказала подруга.

По вере чудо и даётся

Так говорит настоятель храма в честь иконы «Всех скорбящих Радость» иерей Богдан Полевой.

– Я священник, и неоднократно становился свидетелем того, как больные люди с последней стадией онкологии приходили с благодарностью через месяц-два, падали на колени совершенно здоровыми. По вере чудо и даётся.

…Матрёна Петровна Мыльникова родилась в семье крестьян-земледельцев. Отец Пётр Евстигнеевич Щербинин и жена его Агафия, урождённая Нестерова, кроме Матрёны имели трёх сыновей, которые занимались земледелием. Матрёнушка вышла замуж за мещанина Егора Тихоновича Мыльникова. Во время турецкой войны 1877–1878 гг. Матрёнушка последовала за мужем, которого призвали на фронт, в качестве сестры милосердия. На войне муж погиб, а Матрёнушка после окончания войны продала свой дом в Костроме, имущество раздала нищим, а сама пошла странствовать.

– Это удивительный человек, – продолжал рассказывать отец Богдан. – К Матрёне приезжали самые разные люди, она всех принимала, за всех молилась, всем помогала. Она приняла на себя подвиг юродства – особая форма служения. Босая и зимой, и летом, она ходила в белом одеянии, с посохом в руке.

– Даже в самый непогожий день, в мороз, дождь, жару приходят люди и ставят свечи, а потом через какое-то время возвращаются с благодарностью. Приходите к Матери Божией, приложитесь к иконе Божией Матери «Всех скорбящих Радость», приходите к Матрёнушке и дарите эту любовь и эту радость окружающим. Чтобы все видели, что вот православный христианин, от него идёт тепло и радость, – закончил этими словами настоятель.

Бабуля

Одним из таких примеров является для меня женщина, с которой познакомилась я на работе в храме.

Маленькой девочкой она пережила блокаду. Несколько раз, провожая меня домой после работы, она показывала мне места, где они ели траву в блокаду.

– Мы всю траву съели здесь, – говорила она.

Я налила ей горячего чая, она бережно развернула просфору.

– Я ещё не завтракала, – сказала она. – К Матрёнушке я, можно сказать, приползла. Меня в трамвай посадили, а чтобы выйти, я спускалась, держась за поручни, ноги меня не держали. Совсем не могла ходить. Легла на могилу и плачу: «Матрёнушка, помоги». И – чудо! Встала с могилки и пошла своими ногами. Вот теперь хожу и всем рассказываю про неё.

Мы не заметили, как с нами рядом сел Геннадий, прихожанин.

– У меня тоже ноги болят, – пожаловался он.

– Снимай обувь, – сказала бабуля и первая ловко скинула с ног свои ботинки. – И пойдём за мной.

Геннадий разулся и, тяжело ступая босыми ногами, пошёл вокруг могилки за бабулей.

– Ноги стали легкими, и усталость куда-то улетучилась, – сказал он, улыбаясь.

– Ангел мой! – услышала я обращение ко мне сотрудницы. – Крещение будет через полчаса, надо приготовить всё.

Мне пришлось снова сковать свои ноги обувью, а Геннадий и бабуля стояли босые, продолжая своё лечение.

– Теперь я знаю дорогу к здоровью, – сказал Геннадий.

– Ангел мой, надо ещё успеть пол помыть! – сказала сотрудница, увлекая меня за собой. Эта женщина своих собеседников часто называет именно так. Имя её я вам не назову, а то больше никогда от неё такого не услышу. Но именно она научила меня мыть пол. Она никогда не уйдёт из храма, если он не убран. Пол она моет так, как моряки драят палубу своего корабля. Под ногами у неё мыльная губка, а в руках скребочек, и ни одно пятнышко, ни один восковой ошмёточек на полу не минует этого трудолюбивого «мойдодыра».

Вчера мы подошли под благословение к о. Владимиру, а она ему и говорит:

– Простите меня, отец Владимир.

– Да за что тебя прощать-то? Ты ведь ангел Божий.

Вот, оказывается, как других называешь – таков ты и сам.

Приходите ко мне на могилку

«Приходите ко мне на могилку, как к живому», – завещал Вырицкий старец Серафим. Так говорили и Матрёнушка Московская, и святой Серафим Саровский. Ежедневно я вижу, как приходят люди к могилке, плачут, радуются, молятся, просят. И невидимо из неземного иного мира откликается на скорбящие мольбы Матерь Божия – по молитвам Матрёнушки.

Однажды к могилке пришёл ребёнок, шестилетний мальчик Игнат, страдающий сахарным диабетом, инсулинозависимый. Его привела сюда его родная тётя. А потом он привёл сюда и свою маму Марию. Показал дорогу!

Мария рассказывала: «Он приехал от Матрёнушки такой счастливый и сказал, что почувствовал себя так хорошо, «как у мамы», и сразу же захотел ко мне. Но самое главное, что я увидела в его глазах радость. Несмотря на больницы, уколы, строгую диету, его глаза светились счастьем!»

Приходите и вы, и обнимет вас благодать, и воскликнете вы: «Видящее токи чудес, изливаемыя от святыя Твоея иконы, благая Богородительнице, яко Ты еси молящихся благая Помощница, обидимых Заступница, ненадеющихся надежда, печальных утешение, алчущих Кормительница, нагих одеяние, девственных целомудрие, странных Наставница, труждающихся помощь, слепых прозрение, глухих благослышание, больных исцеление, благодарственнее вопием о Тебе Богу».

(Из акафиста Пресвятой Богородице в честь иконы Её «Всех скорбящих Радость»).

Святые блаженные Матрона Московская и Ксения Петербургская

Ксения Петербургская — одна из самых любимых русских святых. Икона ее — не редкость в православном доме. А на могилке блаженной на Смоленском кладбище в Петербурге всегда многолюдно. Бываю здесь обязательно, даже если выбираюсь в Петербург на полденечка. Склонив колени, касаюсь лбом белого мраморного надгробия и говорю всегда только два слова: «Помоги, Ксеньюшка». Она все знает. И — помогает. Никого не оставляет без своих молитв. И всегда здесь, у могилы блаженной, я вспоминаю удивительную историю. …Сын служил в Чечне. Небольшая часть на краю леса, недалеко от Грозного. Война на радости скупа. А тут радость — приехала к сыну мать. Командир части отпустил солдата в увольнение, повидаться, поговорить, побродить по лесу. И они говорили, и бродили, и ушли далеко от части. А когда вернулись — части не было. Ее уничтожили чеченцы, зверски расправившись с солдатами. Если бы не та прогулка… Мать уехала, сына перевели в другую часть дослуживать. И вот, наконец, вернулся сыночек. Радость матери, долгие разговоры за столом. — Да, мама, если бы ты тогда не приехала, не сидеть бы нам сейчас вместе. — Когда? — недоуменно спросила мать. — Да тогда, в часть ко мне, когда наших уничтожили. — Что ты, сынок, — мать со страхом смотрела на него, — не была я у тебя, не приезжала. Да, не приезжала. И не гуляла с сыном по лесу, и не обнимала его на прощание. Этой истории поверить можно, ее рассказала священнику сама мать, пережившая это чудо. Не была в Чечне, но молилась. Непрестанно молилась Ксении Петербургской, которая по материнским слезным молитвам отвела сына от страшной беды. Сама явилась в образе матери, сама спасла от верной смерти. Жила святая в XVIII веке. Рано овдовев, взяла на себя самый трудный христианский подвиг — юродство. Находясь в полном здравии ума, она, якобы, безумствует. Идет за гробом мужа, а хоронит… саму себя. «Умерла моя Ксеньюшка, — сокрушается, — один я остался». И живет под именем мужа, долго живет, ходит по Васильевскому острову босиком, а по ночам носит кирпичи для церкви на Смоленском кладбище. И помогает болящим. Много чудес на ее счету. И нас чудесами дарует. Знаю москвичку, Людмилу Павловну Парамонову, для которой Ксения Петербургская — домашний доктор. Заболела серьезно и ей назначили операцию. Поехала в Петербург помолиться блаженной Ксении. Отстояла три молебна подряд. И операцию отменили, не подтвердился диагноз. С тех пор со всеми проблемами — к Ксеньюшке. После воспаления легких сын ее никак не мог прийти в себя — слабость, головокружение, апатия. Поехала к своей целительнице. Помолилась, попросила святую о сыне своем единственном. И начал подросток потихоньку оживать. Даже такой серьезный недуг, как эпилепсия, по силам великой Божьей угоднице. Дарья Тарасовна Куличкова из Петербурга измучилась со своей старшей дочерью, больной эпилепсией. Куда только ни возила ее, к каким только средствам ни прибегала. Без толку. Рассказали ей добрые люди про Ксению. Поехала на Смоленское кладбище вместе с дочкой. Сняли невдалеке квартиру и ходили добросовестно, как на работу, к часовне блаженной неделю — каждый день. Молебен заказывали, сами своими словами молились. Помогло. Вот уже три года нет у дочки приступов. Вся часовня блаженной Ксении в записках. Просят страждущие православные каждый о своем. Напишут записочку с просьбой и воткнут ее в стену. Или встанут вплотную к часовне, прильнут головой к холодному камню — просят. Я знаю петербургского врача-невропатолога, которая, выписывая рецепты больному, обязательно добавит: — И к Ксении сходите непременно. Толпы людей тянутся к могилке блаженной, к маленькой, тесной часовне. Не только прикладываются сами, но и прикладывают к гробнице ее иконку. Во все концы России разъезжаются иконки, чтобы врачевать тех, кто не может сам лично приехать в Петербург. И через иконку свою дарует блаженная Ксения исцеление. У москвички Таисии Сергеевны Клепиковой заболел грудной ребенок, температура ползла вверх и подбиралась к критической отметке. Заметалась молодая мама по квартире и будто натолкнулась на взгляд блаженной Ксении с иконы. Бросилась — помоги! Потом раскрыла акафист и стала читать его непослушными от страха губами. И температура начала понемногу спадать. Молитва Ксении Петербургской без выходных и праздников. Святые наши помощники усталости не ведают.

Епископ Александр (Милеант) www.fatheralexander.org

Святая Ксения (по отчеству Григорьевна) была женой полковника Андрея Федоровича Петрова, служившего придворным певчим. Двадцати шести лет Ксения овдовела и, казалось, лишилась ума от горя. Она раздала свое имущество бедным, оделась в одежды покойного мужа и, как бы забыв свое имя, называла себя именем своего покойного мужа — Андреем Федоровичем.

Эти странности не были связаны с потерей рассудка, а лишь означали полное презрение к земным благам и человеческому мнению, ставящему эти блага в центр бытия. Так Ксения Петербургская взяла на себя тяжелый подвиг юродства Христа ради.

Познав через смерть любимого мужа всю непостоянность и призрачность земного счастья, Ксения всем сердцем устремилась к Богу и только у Него искала покровительства и утешения.

Земные скоропреходящие блага перестали иметь для нее какую-либо цену. У Ксении был дом, но она передала его одной знакомой с условием давать в нем приют беднякам. Сама же, не имея пристанища, Ксения скиталась среди бедняков Петербурга, а по ночам уходила в поле, где проводила время в горячей молитве.

Когда на Смоленском кладбище начали строить церковь, Ксения после наступления темноты тайно носила кирпичи наверх постройки, чем помогала каменщикам возводить стены храма.

Некоторые из родных Ксении хотели устроить ее у себя и снабдить всем необходимым для жизни, но блаженная отвечала им: “Мне ничего не надо.” Она была рада своей нищете и, приходя куда-нибудь, порой замечала: “Вся я тут.” Когда одежда ее покойного мужа истлела, Ксения оделась в самую бедную одежду, а на ноги одела рваную обувь без чулок. Теплого платья она не носила, а заставляла свое тело страдать от стужи.

Чувствуя величие духа блаженной Ксении, петербургские жители любили ее, потому что она презрела земное ради Царства Небесного. Если Ксения входила в чей-либо дом, это считалось хорошим признаком. Матери радовались, если она поцелует ребенка. Извозчики просили у блаженной позволения немного провезти ее, так как после этого выручка была обеспечена на целый день. Торговцы на базарах старались дать ей калач или какую-нибудь еду. И если блаженная Ксения брала что-либо из предложенного, то весь товар продавца быстро раскупался.

У Ксении был дар прозорливости. Накануне Рождества 1762-го года она ходила по Петербургу и говорила: “Пеките блины, завтра вся Россия будет печь блины.” На другой день императрица Елизавета Петровна скоропостижно скончалась. За несколько дней до убиения царственного юноши Иоанна VI-го (Антоновича, пра-правнука царя Алексея Михайловича), который в младенчестве был провозглашен русским императором, блаженная плакала и повторяла: “Кровь, кровь, кровь.” Через несколько дней после неудачного заговора Мировича юный Иоанн был убит.

Однажды Ксения пришла в дом, где была взрослая дочь. Повернувшись к девушке, она сказала: “Ты тут кофе распиваешь, а муж твой на Охте жену хоронит.” Через некоторое время эта девушка, действительно, вступила в брак с вдовцом, который в тот момент хоронил свою первую жену на Охтенском кладбище.

Блаженная Ксения скончалась в конце 18-го века, но предание не сохранило ни года, ни дня ее кончины. Ее погребли на Смоленском кладбище, где она помогала строить церковь. Паломничество на ее могилу началось в скором времени после ее кончины. Блаженная Ксения часто являлась в видениях людям, находящимся в трудных обстоятельствах, предупреждала об опасностях и спасала от бедствий.

Праведница не переставала оказывать сострадательную любовь всем, кто с верою призывал ее, и известны многие случаи ее помощи страждущим и находящимся в безвыходном положении.

Гродненский чиновник Николай Селиванович Головин жил в Гродно приблизительно до 1907-го года и часто испытывал неприятности по службе. Он приехал в Петербург устраивать свои дела, но они еще больше запутались. Головин был весьма беден, а на его попечении находились старушка мать и две сестры. В отчаянии он шел по улицам Петербурга, и хотя он был человеком верующим, в его душу стала закрадываться мысль броситься в Неву. В этот момент перед ним предстала какая-то незнакомка, поразившая его своим видом, и отчасти напоминавшая бедную монахиню. “Что ты такой грустный? — спросила она. — Иди на Смоленское кладбище, отслужи панихиду по Ксении, и все успокоится.” После этих слов незнакомка стала невидима. Головин исполнил совет таинственной монахини, и его дела неожиданно устроились наилучшим образом. Он радостный вернулся домой в Гродно.

Император Александр III-ий, в бытность свою наследником, заболел тифом в тяжелой форме. Царица Мария Федоровна очень встревожилась болезнью супруга. Один из камердинеров, увидев ее в коридоре, рассказал ей, как блаженная Ксения помогает болящим, дал ей песок с заветной могилки и добавил, что сам был исцелен от болезни по молитве праведницы. Великая княгиня положила песок под подушку болящего, и в ту же ночь она, сидя у изголовья, имела видение блаженной Ксении, которая сказала ей, что больной выздоровеет и в их семье родится дочь . Ее следует назвать Ксенией. Предсказание блаженной исполнилось в точности.

В Псковскую губернию к одной помещице приехал погостить родственник из Петербурга и рассказал, как почитают в столице блаженную Ксению. Под влиянием его рассказа, благочестивая помещица перед сном помолилась об упокоении ее души. Ночью ей приснилось, что Ксения ходит вокруг ее дома и поливает его водой. Утром в усадьбе загорелся сенной сарай, но огонь не распространился дальше и дом остался цел.

Вдова одного полковника приехала в Петербург определить в кадетский корпус своих двух сыновей. Ей это не удалось. Деньги, взятые на поездку, были на исходе, и вдова шла по улице и горько плакала. Вдруг к ней подошла какая-то простолюдинка и сказала: “Отслужи панихиду по Ксении, она помогает в горестях.” “Кто такая Ксения?” — спросила вдова полковника. “Язык до Киева доведет,” — ответила простолюдинка и быстро скрылась. Действительно, вдова полковника легко узнала, кто такая Ксения, отслужила по ней панихиду на ее могиле на Смоленском кладбище и неожиданно вскоре получила известие, что оба ее сына приняты в корпус.

Известно множество подобных случаев помощи блаженной Ксении. Русские люди вдумчиво относятся к истине взаимодействия небесного и земного мира и уже второй век поминают блаженную Ксению в своих молитвах.

Тропарь: Суеты земнаго мира отвергшися, крест жития бездомного прияла еси. Скорбей, лишений, людскаго осмеяния не убоялася еси, любовь же Христову познала еси, еюже ныне на небеси услаждаешися; Ксение блаженная богомудрая, молися о спасении душ наших .

Случаи удивительной прозорливости и помощи Матронушки людям

Господин К., служащий столичного (петербургского) журнала, рассказывал, как за несколько лет до своей кончины к нему на квартиру неожиданно приехала Матронушка. Для К. это были трудные времена, связанные с неприятностями на работе и возможным увольнением. Он рассказал все старице. Матронушка, стараясь его утешить, ответила: «Молчи, сынок, помолимся Богу».

Поехали в часовню, помолились, на прощание Матронушка сказала: «Поезжай домой, получишь радость». По возвращении господин К. увидел на письменном столе пакет с наградными деньгами и приглашением явиться к начальству. Недоразумение выяснилось, К. остался на службе и даже получил повышение. И спустя долгие годы он продолжал ценить и чтить помощь старицы.

Однажды к Матронушке-Босоножке за советом пришли супруги Ломоносовы, проживавшие в Санкт-Петербурге, на Рижском проспекте. Когда они вошли в квартиру старицы, она не стала с ними говорить, а схватила себя за голову и закричала: «Ой, голова болит, ой, голова болит!» Ломоносовы так ничего и не смогли добиться от Матронушки. Посидев немного, они ушли. На третий день после посещения блаженной у господина Ломоносова заболела голова, да так сильно, что он вынужден был лечь в больницу, где вскорости и умер. Его вдова вспомнила поведение старицы и поняла, что Матронушка не станет говорить о смертельной опасности, которую не может отвести. Поэтому она и отказалась разговаривать с супругами. С того случая госпожа Ломоносова стала почитательницей и в меру своих сил помощницей Матронушки-Босоножки.

Та же госпожа Ломоносова рассказывала, что была свидетельницей другого удивительного случая. Молодой человек, сомневающийся в прозорливости старицы, решил проверить ее. С этой целью он пришел к Матронушке. Не успел господин и в дверь войти, как блаженная произнесла: «Зачем пришел? Ведь я не ворожея и не колдунья». Молодой человек так смутился, что покаялся в своем неверии, прося прощения и благословения.

Некто Н. долго не мог устроиться на работу, постепенно погружаясь в состояние отчаяния. Однажды он встретил госпожу Ломоносову и стал ей жаловаться на судьбу. Вдова посоветовала обратиться к Матронушке. Старица при встрече была приветлива, а помолившись, ласково и спокойно сказала: «Не отчаивайся, будет тебе должность». И действительно, вскоре Н. получил приглашение на хорошую должность.

Однажды Матронушка побывала в гостях, где беседовала с двумя дамами. Одна из них сетовала, что у нее нет образа святого Николая Чудотворца. Старица всегда имела при себе запас образов, она подарила этой даме образ святого, затем взглянула на другую даму и протянула ей образ Успения Пресвятой Богородицы. Вторая дама стала отказываться, но матушка настаивала со словами: «Молиться скоро будешь на Нее, Она поможет в горе». Впоследствии, когда у второй дамы умерла дочь, она вспомнила слова Матронушки и сочла их предсказанием.

К старице очень часто обращались матери с просьбой об оказании помощи в судьбе своих детей. В мае 1910 года в церкви в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» к Матронушке-Босоножке подошла дама и попросила помолиться о том, чтобы ее сын сдал выпускные экзамены и получил аттестат. Матронушка помолилась и сказала даме, что сын ее выдержит экзамены первым из первых. Так и произошло.

В начале 1904 года уездный исправник господин Плотников перед своей отправкой в Восточную Сибирь к новому месту службы пришел к Матроне за благословением. Она благословила его святой иконой Успения Божией Матери, привезенной ею из Иерусалима, протянула ее господину, сказав при этом: «На вот тебе! Благословляю. Заступницей будет всегда твоей Царица Небесная. Никогда не расставайся с ней, никто тебя не убьет, и никакая пуля не заденет». Плотников смутился, но оказалось, что эти напутственные слова имели пророческое значение. В 1905 году вспыхнуло революционное движение, и ему пришлось возглавить борьбу с мятежниками и наводить порядок в Восточной Сибири. Революционеры вынесли Плотникову смертный приговор, много раз на его жизнь покушались, но заступница Царица Небесная оберегала его. В сентябре 1905 года Плотников вернул икону Успения Божией Матери Матроне, которая завещала после своей смерти доставить эту святую икону в Москву, ее высочеству великой княгине Елизавете Федоровне, что и было исполнено в мае 1911 года.

Господину Плотникову довелось услышать от Матроны еще одно удивительное пророчество. 26 сентября 1910 года, в день своего приезда из Сибири, он пришел к Матронушке со всей своей семьей. Встретив гостей, старица сказала: «У меня семь лампадочек погасло. В Россиюшке что-то будет нехорошо. Царя-то батюшку Господь спасет. Вот через год сами увидите». Подтверждением этого пророчества стало убийство в сентябре 1911 года в Киеве, в присутствии самого императора, председателя Совета министров П. А. Столыпина. Случилось это уже после смерти Матронушки.

Последнее предсказание Матронушки-Босоножки было услышано проживающим в Петербурге крестьянином Тверской губернии П. В. Лабутиным, и относилось оно к близкой кончине старицы. По рассказу Лабутина, в октябре 1910 года он оказался в тяжелом положении: без заработка и должности, которую не мог найти, несмотря на все старания. В отчаянии обратился он к Матронушке. Она помолилась, благословила его святой иконой и сказала: «Бог даст, завтра же получишь место». По возвращении домой Лабутин получил известие с предложением о работе.

Лабутин стал почитателем старицы, часто навещал ее. Был он у Матронушки и в день ее ангела, 27 марта 1911 года, за три дня до ее кончины. Матронушка болела и разговаривать не могла. Лабутин обещал зайти в другой раз, когда она поправится от болезни. На это Матронушка сказала: «Нет, уж ты более не придешь и меня не увидишь».

День своей смерти Матронушка-Босоножка предвидела заранее и готовилась к нему в течение двух лет: каждую неделю исповедовалась и причащалась, несколько раз соборовалась. Уже в начале марта она почувствовала себя очень плохо, быстро ослабла, перестала выходить из дома, а концу месяца уже не вставала с постели.

Некая дама подарила Матронушке новый белый платок. Получая его, старица сказала: «Повяжите меня этим платочком на смерточку-то».

Во вторник утром, сидя на кровати, Матрона сказала: «Вместе с водой и льдом уйду от вас». Матронушка-Босоножка умерла 30 марта 1911 года, когда на Неве начался ледоход.

Она прожила не менее 92 лет (согласно паспорту, хотя сама она говорила, что ей 97 лет). После смерти стало известно, что Матронушка-Босоножка была тайной монахиней, поэтому в гроб ее положили с деревянным наперсным крестом в одежде схимонахини. Известие о ее кончине быстро разнеслась по Петербургу, и толпы людей заполнили улицы у ее домика, желая проститься со старицей и проводить ее в последний путь. На ее похороны пришло около 25 тысяч человек: старцы, странники, нищие, столичное купечество, чиновники, жены и дочери фабричных рабочих, элегантные нарядные дамы. Оплакивали Матрону и в царской семье, где ее высоко чтили. Императрица Елизавета Федоровна распорядилась послать на могилу старицы венок. Ее гроб также был украшен крестом из живых белых роз.

На похоронах старицы Матроны присутствовали и представители высокого духовенства, такие как старший цензор Санкт-Петербургского духовно-цензурного комитета архимандрит Александр, протоиерей о. А. М. Иванов, протоиерей о. П. И. Скипетров, протоиерей о. И. С. Любимов; иеромонах Афонского подворья о. Гавриил; диаконы И. В. Богданов и И. И. Александров.

Помощь в устройстве похорон оказали такие уважаемые в столице лица, как высокопреосвященнейший Антоний, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский, санкт-петербургский градоначальник генерал-майор Д. В. Драчевский, управляющий Кабинетом Его Императорского Величества генерал-майор Е. Н. Волков, местный настоятель о. А. М. Иванов.

Похороны состоялись 3 апреля, в Вербное воскресенье. Литургию в день похорон совершал протоиерей отец Петр Скипетров, будущий настоятель Скорбященской церкви и будущий мученик за веру при советской власти, при диаконе о. И. И. Александрове. Совершили отпевание, отслужили панихиды.

«Трогательно звучали прощальные слова архимандрита Александра: „…Господь выделяет таких светильников, которые возбуждают в народе любовь к Православной церкви, к ее пастырям… Будем молиться в надежде, что там, в ином мире, окажемся невдалеке от этой женщины, которая поднялась на такую духовную высоту. У высоты Престола не забудь нас, Матронушка, своими молитвами“. „Господи, упокой душу блаженной Матроны, со святыми упокой, и ее молитвами спаси нас!“ – пели все присутствующие».

Матронушку-Босоножку похоронили рядом с часовней, в которой были выставлены описанные выше чудотворные иконы, и храмом, в строительстве которого она принимала такое активное участие. Склеп накрыли плитой, на нее набросали землю, образовавшую могильный холм. На могилу поставили крест. И в течение многих лет, как свидетельствовали очевидцы, на могиле горела лампадка, за которой следили благодарные жители города.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читать книгу целиком
Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Молимся вместе

12 апреля день памяти блаженной старицы Матроны-босоножки Петербургской ( в схиме Марии)!
С историей Скорбященской церкви начала второго десятилетия 20 века связана судьба одного из чтимых народом праведников этого времени. В 1911 году в храме отпевали Матронушку-босоножку. Известную странницу и предсказательницу. Она похоронена в ограде церкви.

Молитва.

О блаженная мати наша Марие, избранная Богом на тяжкий подвиг юродства, странница и пресельница ты была еси на земли, четырежды во святый град Иерусалим пешешествовавши и николиже оттоле обувь на нозех твоих носивши, великую схиму на святой земли приимши и обет давши до самой кончины твоея в тайне сию хранити.
Николиже ты в странствиях твоих земных ризы белыя, от Господа по достоянию ти дарованные, осквернила еси, присно путем Христовым шествуя и моляся за каждую приходящую к тебе душу, скорбящую и озлобленную. И ныне мы, чада твоя, ко гробу твоему святому притекаем, слезя и прося теплых молитв твоих Господу сил, и никтоже от тебе николиже тощ и неутешен отыде.
Угоднице Божия, испроси нам у Господа прощения прегрешений, избави нас от недугов и бедствий лютых, по грехам нашим попущаемых, настави нас на правые стези и приведи нас ко спасению. По кончине же живота нашего заступи души наша на страшных мытарствах и приведи их во след за тобой в Царствие Небесное. Аминь.
В 1814 году в деревне Ваниной Костромской губернии в крестьянской семье Щербининых родилась девочка, назвали ее Матроной.

Кроме Матроны у Петра и Агафьи Щербиных были сыновья: Макар, Александр и Иван, все они занимались земледелием.

О детских годах ее ничего неизвестно.

Замуж она вышла за мещанина города Костромы Егора Мыльникова. Семья имела свой домик и бакалейную лавочку. Во время турецкой войны 1877-1878 гг. муж ее был призван в армию, Матронушка отправилась вместе с ним на фронт. Она была сестрой милосердия. Уже тогда ее смиренная душа, которая получила от Бога великий дар сострадания, проявилась в полной мере. Она помогала всем, как могла, все свое мизерное содержание раздавала бедным солдатам.

После гибели на войне мужа, Матрона решила всю свою оставшуюся жизнь посвятить Богу. После того как закончилась война, Матрона вернулась в Кострому, продала имущество, деньги раздала нищим и отправилась странствовать, наложив на себя обет юродства Христа ради, с того момента и до самой своей смерти (в течение 33 лет) она ходила только босиком. Даже зимой Матронушка носила легкую летнюю, обязательно белую одежду.

Последние 30 лет своей жизни Матронушка провела в Санкт-Петербурге, жила она сначала на Петербургской стороне, а затем 16 лет – у часовни во имя Божией Матери «Всех скорбящих Радость». Босая зимой и летом, в легком белом одеянии, с посохом в руках часто молилась она у Скорбященской часовни.

Несколько тысяч человек каждый год посещали блаженную Матронушку, прося ее о молитвенной помощи в болезнях, скорбях житейских и самых разнообразных нуждах. Она излучала любовь и тепло, была прозорлива, молитва ее, по воле Господа, имела огромную силу. Она принимала всех, утешала, давала советы, молилась вместе со страждущими. По ее молитвам избавлялись от тяжкого недуга алкоголики, сохранилось много описаний случаев чудесных исцелений. Люди, имеющие какую-либо серьезную нужду, получали необходимое, помолившись вместе с ней Господу Богу. Многих людей Матронушка предупреждала о грозящей опасности. К ее словам внимательно прислушивались.

Получая иногда в дар большие средства, Матронушка тут же раздавала их обездоленным беднякам, посылала пожертвования в бедные приходы и монастыри, а также покупала Евангелия и иконы, которыми благословляла приходящих к ней людей.

Прозорливая старица помогала людям своей молитвой, предостерегала от надвигающихся несчастий, многим открывала Промысел Божий. Высокопоставленные верноподданные государя, отправляясь в места, охваченные эпидемиями и войнами, приходили к ней. Старица кропила каждого святой водой, благословляла иконой, и среди смертельной опасности они оставались невредимы. Но иногда блаженная старица отказывалась молиться о здравии, безошибочно называя день предстоящей смерти больного.

С начала 1909 года Матронушка стала готовиться к смерти. Каждое воскресенье в течение последних двух лет жизни она причащалась Святых Таинств и несколько раз соборовалась. В начале марта 1911 года она почувствовала сильное недомогание и слабела на глазах. К концу месяца старица сказала: «Вместе с водой и льдом уйду от вас».

Следует отметить, что Матронушку высоко чтила царская семь, великая княгиня Елизавета Федоровна, узнав о кончине блаженной старицы, долго плакала, по ее распоряжению был прислан на могилу венок.

Старица тихо почила 30 марта 1911 года, когда на Неве начался ледоход. День похорон Матронушки-босоножки совпал с Вербным воскресеньем. Примечательно, что литургию, в день похорон, совершал священник Петр Скипетров, ставший через несколько лет первым петроградским новомучеником.

На похороны блаженной старицы Матроны собралось около 25 тысяч человек. Трогательно звучали прощальные слова архимандрита Александра: «…Господь выделяет таких светильников, которые возбуждают в народе любовь к Православной Церкви, ее пастырям…. Будем молиться в надежде, что там, в ином мире, окажемся невдалеке от этой женщины, которая поднялась на такую духовную высоту. У высоты Престола не забудь нас, Матронушка, своими молитвами».

Похоронили блаженную в ограде часовни, где пребывала в то время чудотворная икона Божией Матери «Всех скорбящих Радость» (с грошиками).

Похороны блаженной Матронушки Босоножки
советское время большая и красивая церковь во имя иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» была разрушена, а могилка блаженной Матронушки затерялась. В 1990-е годы, сохранившаяся часовня превратилась в церковь, которая стала подворьем Зеленецкого Свято-Троицкого мужского монастыря.
В 1997 году была найдена и восстановлена могила блаженной Матронушки Босоножки, около нее ежедневно в 17-00, кроме воскресенья совершаются панихиды. Вновь верующие люди получили возможность приходить к блаженной старице, чтобы просить ее молитвенной помощи. Матронушка никого не отвергает, за всех молится, всем по мере возможности помогает…

В чём помогает Матронушка -Босоножка?
Ежедневно могилку Матронушки-Босоножки на подворье Зеленецкого монастыря в Санкт-Петербурге посещают десятки паломников. Каждый идет со своей нуждой, просьбой, скорбью. И все просят о помощи. Матронушка видит и слышит всех, кто к ней обращается. Не важно кто вы, — верующий или не верующий, православный или мусульманин. Важно с какой просьбой вы пришли. Полезна ли вам ваша просьба. Кто-то просит денег, кто-то семейного благополучия, кто-то здоровья, кому то нужна помощь чтобы избавиться от пьянства мужа. Многие получают положительный ответ или облегчение практически в этот же день, не успев вернуться к порогу дома. У многих многолетняя проблема решается в считанные дни. А кому то помощь может и не придти, так как Господь считает, что такая помощь для вас преждевременна или не полезна. В любом случае Матренушка Босоножка молится перед Господом и просит о помощи за каждого, кто к ней обратился. Свидетельства людей, получивших скорою помощь от Матренушки-Босоножки вы можете посмотреть здесь…
Просите Матрону, не стесняйтесь. С какими нуждами, просьбами и скорбями приходят люди на могилу Матроны-Босоножки?

Если ваша борьба с пьянством мужа, сына или других родственников зашла в тупик, то Матренушка-Босоножка, станет вашим союзником и помощником.
Она поможет вам отучить вашего мужа от пьянства. Матронушка — Босоножка не любила и не любит пьяных до сих пор. Вот одно из свидетельств о том, как был наказан пьяница, который вел себя крайне агрессивно на территории подворья летом 2010 года:
«В июле 2010 года служители подворья Зеленецкого монастыря стали свидетелями еще одного случая чудесного проявления силы исцеления Матронушки босоножки. Ранним утром, придя на работу, служители храма увидели на территории подворья сильно пьяного полураздетого мужчину. Мужчина вел себя довольно агрессивно, ругался матом, и даже справил малую нужду на территории подворья. Попытки вразумить его не давали никаких результатов, и только усиливали пьяную агрессию. Все что удалось сделать – это усадить его на скамейку возле могилки Матронушки босоножки. Просидев там, около часа, буйный незнакомец решил все-таки приложиться к надгробной плите Матронушки. Встав на колени у могилки, он коснулся челом надгробья. В этот момент его словно прошило электрическим током. Тело пьяного на несколько секунд задергалось в конвульсиях. С трудом оторвав голову от могилки, мужчина был ошеломлен и явно напуган. Глаза его были абсолютно трезвыми, и только тело было обмякшим и непослушным. Поднявшись на ноги, он заплакал и стал просить у всех прощения. Нужно заметить, что этот незнакомец до сего времени не верил в Бога и в церковь никогда не ходил. На территории подворья он оказался случайно, отбившись от своих пьяных товарищей, возвращаясь с ночного гулянья. Произошедшее с ним чудесное событие так его потрясло, что мужчина решил привести на поклон к Матронушке босоножки всю свою семью.»

Матронушка любит помогать молодым семейным парам. Она помогает им найти хорошую работу, неожиданно оказывает серьезную финансовую помощь. Матронушка Босоножка делает все возможное для укрепления молодых семей.

Матрона Босоножка поможет вам справиться с болезнью или получить облегчение от многолетнего недуга. Известны случаи чудесного исцеления от рака. Вот один из многочисленных примеров скорой помощи Матренушки Босоножки в исцелении от многолетней болезни:
Павел К., С.-Петербург, ул. Замшина: «Мучился болью в пояснице 20 лет, никакие лекарства не помогали. Дошло до того, что при ходьбе стали отказывать ноги. Случайно оказался на пр. Обуховской обороны у храма. Спина так болела, что я стал искать, где бы посидеть. И тут на воротах церкви увидел надпись о том, что на берегу Невы находится могилка Матренушки Босоножки. Тогда я подошел к могилке, посмотрел на фотокарточку блаженной старицы и, глядя ей в глаза, попросил: «Бабушка Матрена, помоги мне, в это трудное время, мне так тяжело!». На следующий день я проснулся здоровым. Боль в пояснице прошла, при ходьбе теперь совсем не устаю».

Матронушка поможет обрести вам вторую половинку — найти мужа или найти жену. Очень часто люди, порой много лет не могут обрести семейное счастье. Найти мужа или найти жену для них становится настоящим жизненным испытанием. Просите Матренушку-Босоножку. В этом вопросе ей особенно приятно оказать вам помощь. Вот один из примеров оказанной ею скорой помощи:
«Здравствуйте, меня зовут Людмила. Живу и работаю в Москве, но весной 2004 года оказалась в Санкт-Петербурге в командировке. Услышав о Матронушке и с интересом прочитав о ее жизни, пришла к ней на могилу. Просила ее походатайствовать перед Господом о сыне, чтобы нашел он себе пару. И просила подкрепить это доказательством. Попросила и забыла. На следующий день рано утром вернулась в Москву. Едва переступив порог дома, увидела сына, который сообщил, что познакомился с девушкой, а прадедушка ее святой. Через год у ребят была свадьба, вместе они уже шесть лет.
Все это время я помнила о Матронушке и хотела рассказать о случившемся. Взяв благословение у батюшки, сообщаю теперь. Если нужны будут подробности, рада буду сообщить.
Всего доброго, Людмила.»

Матронушка Босоножка поможет вам избавиться от аэрофобии. Если вас мучает вопрос «Как не бояться летать на самолетах?», то перед дальним путешествием советуем прийти к ней на могилку и благословиться в дорогу. Именно неподалёку от её могилы в нескольких сотнях метров в 1963 году чудесным образом спасся пассажирский авиалайнер ТУ 124, который приводнился на поверхность реки Невы. На борту этого самолета в этот момент находился будущий Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Из 44-х находящихся на борту самолета пассажиров никто не пострадал. Подробнее об этом чудесном случае спасения самолета читайте здесь…

«Какое благословенное место — могилка Матронушки! Все заботы и печали мира сразу куда-то отступают, успокоение, утешение и удивительная внутренняя тишина спускаются на мятущуюся душу. Она окутывается мягкой любовью и смирением… И тогда откуда-то изнутри, из самой глубины, от потаенных уголков совести сама собой начинает истекать та сокровенная молитва, в которой — искреннее сокрушение о своей греховной жизни, неподдельное раскаяние, благодарность Богу за помощь, за заботу, за то, что были на земле такие молитвенники, как блаженная старица Матронушка-Босоножка, что они и сейчас, после своей смерти, любят нас, утешают и помогают своими молитвами. Мое обращение к Господу здесь, на ее могилке, льется свободно, спокойно и внимательно, мысли не перескакивают с одного предмета на другой; подобная молитва — большая редкость. Благодарю тебя, матушка Матронушка, за такую помощь, низко кланяюсь, Тебе, Боже, за этот благословенный дар».

Господи, упокой душу блаженной Матроны, со святыми упокой, и её молитвами спаси нас!