Мерцалова история костюма

Читать онлайн «Всемирная история. Том 2. Бронзовый век» автора Бадак Александр Николаевич — RuLit — Страница 44

Российский искусствовед М. Н. Мерцалова в своей книге «Костюм разных времен и народов» (М., АО «Академия моды», 1993) дает нам возможность взглянуть на быт жителей Вавилонского государства с несколько необычной точки зрения.

Одежда вавилонян, как утверждает Мария Мерцалова, состояла из куска ткани или меха, обернутого вокруг бедер подобно юбке, или накинутого на плечи и скрепленного пряжкой. Сохранились и изображения женщин-богов в различных костюмах.

Эти костюмы можно разделить на три группы, настолько они несходны между собой по форме.

К первой группе относится одежда богини, состоящая из покрывала и юбки из меха. Это, по-видимому, один из видов привилегированной одежды.

Ко второй группе относится длинная одежда, облегающая женскую фигуру до бедер, с пышными вверху и узкими внизу рукавами. Поверхность материала сплошь покрыта правильными выпуклыми ромбами, которые, предположительно, можно считать кусками меха. Круглый вырез ворота обшит бахромой. Такая же бахрома пересекает фигуру от середины правого бедра до талии и переходит на спину. Волосы подстрижены, а голова покрыта убором, весьма близким по форме к современным шляпам.

Третья группа — это жрицы. Одежда их представляет особый интерес. Она является прототипом чрезвычайно распространенной, просуществовавшей тысячелетия и существующей в настоящее время запахивающейся одежды — халата. Это уже не бесформенное покрытие тела мехом, а хорошо пригнанное по фигуре, обшитое по краям бахромой, изящное по силуэту настоящее женское платье без рукавов.

Историческое будущее осталось за двумя последними группами, сложившимися на Востоке в одном из древнейших очагов человеческой культуры. Искусство кроить одежду больше чем через четыре тысячелетия возродилось и развилось в Западной Европе. Памятники, относящиеся к расцвету Вавилонского государства, отличаются большей условностью трактовки одежды и особенно прически.

Однако рубашка с рукавами и плащ, как считает российский искусствовед М. Мерцалова, были основной одеждой вавилонян.

Законы Хаммурапи. Законодательство Исина, Ларсы и Эшнунны

Законодательство Вавилонского царя Хаммурапи возникло не на пустом месте, фундаментом для него послужило древнее право Шумера, восходящее еще ко временам III династии Ура, к первому закрепленному на письме сборнику законов Ур-Намму.

Один из предшественников кодекса Хаммурапи является уже упоминаемое нами законодательство пятого царя династии Исина, последнего из потомков Ишби-Эрры, Липитиштара (1934–1924 гг. до. н. э.). В заключительной части законов сообщается, что они были высечены, как и Законы Хаммурапи, на каменной стеле. Однако современной науке известны только фрагменты клинописных глиняных табличек, найденные при раскопках в Ниппуре. Текст написан на шумерском языке, хотя создавался во время правления царя-аморея, семита.

Законы Липитиштара (43 статьи, сохранились не все) свидетельствовали о возрастающей роли частного владения и усложняющихся отношениях между государством и частными лицами. Сохранившиеся статьи говорят об условиях раздачи царского земельного фонда частным лицам, регулируют правила найма как рабочей силы, так и имущества, скота. Много внимания уделяется семейному праву, причем часто затрагиваются те же аспекты, которые позже интересовали и создателя законов Хаммурапи. Характерно, что принцип талиона («око за око, зуб за зуб») реализовывался только в параграфе 22, который определял наказание за лжесвидетельство: давший ложные показания нес то же наказание, которое мог бы понести оклеветанный человек.

До нас дошли также 9 параграфов закона, действовавших на территории царства Ларсы, которые свидетельствуют о достаточно высоком для того времени уровне развития правовой мысли. Закон благоприятствовал распространению ростовщичества. Из семейного права сохранились сведения о том, что приемные дети находились в полном подчинении своих приемных родителей. Важно отметить следующую прогрессивную деталь: при разрешении споров учитывалось, умышленно или неумышленно был нанесен ущерб пострадавшему.

Несколько ниже, чем в Ларсе, по уровню своего развития находилось общество в государстве Эшнунне. О степени зрелости юридической мысли в этом царстве говорят дошедшие до нас около 60 статей законов Эшнунны. Эти правовые акты написаны уже не по-шумерски, а на аккадском языке.

СТАРКА

«Поэзия народного костюма» (Мерцалова М.Н., 1988 год)

Скачивайте бесплатно, без смс и регистраций

«Поэзия народного костюма» (Мерц алова М.Н., 1988 год)

В цикле новелл и очерков автор раскрывает поэтические черты народного костюма, рассказывает о том, как связан русский народный костюм с природой и народными обычаями. Книга богато иллюстрировано и рассчитана на широкий круг читателей. Почти все уникальные цветные снимки были сделаны в различных областях РСФСР в начале 70-х годов. Издание суть есть путевые заметки, перемежающиеся с рассуждениями о роли женщины в русской культуре и специфике народного искусства.

Марии Мерцаловой в своей книге «Поэзия народного костюма» удалось собрать бесценные шедевры. И у каждой из фотографий собственная, интересная история. Эти снимки ялвяются этнографическими: они иллюстрируют Жизнь, Дух и Творчество народов, населяющих нашу страну.

Как авторы делали эту книгу

Этнограф Мария Мерцалова и фотограф Александр Божко в1970-х ездят по стране, описывают и фотографируют оригинальную народную одежду. Делать это, как вы можете увидеть на фото, стремились в условиях максимально приближенных к народной жизни. Центрально место в книге занимает, конечно, женский народный костюм. В книге представлены фотографии ритуальных праздничных танцев в исполнении местных фольклорных коллективов в костюмах их бабушек, девиц-красавиц, одетых в сарафаны из коллекций местного этнографического музея, женщин-крестьянок в труде на поле и быту.

Благодарим поддерживающих развитие проекта🌟СТАРКА🌟

Общероссийская Этнографо-Археологическая Экспедиция

Семья Мерцаловых в рассказе «Чудесный доктор» Куприна: краткая характеристика, описание

Около года назад в семье Мерцаловых началась череда несчастий. Отец семейства потерял работу, после чего и так не богатые Мерцаловы впали в нищету. Уже более года семья Мерцаловых живет в подвале старого дома в ужасных условиях. 7-летняя Машутка болеет и лежит в жару, но Мерцаловы не знают, где найти денег на лекарство:

«В этот ужасный роковой год несчастье за несчастьем настойчиво и безжалостно сыпались на Мерцалова и его семью. Сначала он сам заболел брюшным тифом, и на его лечение ушли все их скудные сбережения. Потом, когда он поправился, он узнал, что его место, скромное место управляющего домом на двадцать пять рублей в месяц, занято уже другим…. Началась отчаянная, судорожная погоня за случайной работой, за перепиской, за ничтожным местом, залог и перезалог вещей, продажа всякого хозяйственного тряпья. А тут еще пошли болеть дети.» Отец семейства, Емельян Мерцалов, глубоко страдает из-за того, что не может обеспечить свою семью. Ему тяжело видеть, как его жена и дети голодают и болеют из-за нехватки денег:
«…а у меня, милостивый государь, в настоящую минуту мои ребятишки с голоду дома подыхают… Подарочки!.. А у жены молоко пропало, и грудной ребенок целый день не ел…» Мать семейства, Елизавета Ивановна, занимается домашними делами и ухаживает за четырьмя детьми. Несмотря на свою болезнь (вероятно, простуду), она подрабатывает прачкой на другом конце города:
«Елизавете Ивановне приходилось одновременно ухаживать за больной девочкой, кормить грудью маленького и ходить почти на другой конец города в дом, где она поденно стирала белье.» Сыновья Мерцаловых, Володя и Гриша — воспитанные, вежливые, некапризные мальчики. Братья, как и вся семья, живут впроголодь, питаются пустыми щами, носят старую одежду и т.д.:
«…оба с утра ничего не ели, кроме пустых щей…» Однажды, в день накануне Рождества, в несчастной семье Мерцаловых происходит настоящее чудо: отец семейства знакомится с добрым доктором, который решает помочь бедной семье. Доктор дает Мерцаловым крупную сумму денег, выписывает рецепт больной девочке и т.д. После этого жизнь несчастного семейства налаживается. Судя по всему, Мерцаловы всю свою дальнейшую жизнь чувствуют благодарность по отношению к чудесному доктору Пирогову:
«Доктор, постойте!.. Скажите мне ваше имя, доктор! Пусть хоть мои дети будут за вас молиться!» (Мерцалов — доктору) Спустя много лет, когда Гриша Мерцалов вырастает и становится состоятельным банкиром, он сам помогает нищим. Став взрослым, Гриша по-прежнему помнит о чудесном докторе:
«Теперь он занимает довольно крупный, ответственный пост в одном из банков, слывя образцом честности и отзывчивости на нужды бедности. И каждый раз, заканчивая свое повествование о чудесном докторе, он прибавляет голосом, дрожащим от скрываемых слез…» (о взрослом Грише)
Это была краткая характеристика семьи Мерцаловых в рассказе «Чудесный доктор» Куприна, описание членов семьи.
Смотрите:

Все материалы по рассказу «Чудесный доктор»
Все материалы по творчеству Куприна

«Чудесный доктор»: ключевые мысли, образы и герои рассказа А.И. Куприна

Смысл названия

В самом начале повествования автор спешит нас заверить, что его история совершенно правдива. Название рассказа же содержит некоторую установку на вымысел — всё чудесное, как и само чудо вообще, мы привыкли встречать в сказках. В них всегда есть место добру, справедливости, миру. В реальной жизни этим благам приходится туго — они оказываются в условиях борьбы с равнодушием, бессердечностью, злом. Как многие считают, среди этой борьбы чему-то (или кому-то) чудесному просто не хватает места. Однако А. И. Куприн заставляет поверить в наше сожительство с чудом. Не с проста он даёт своему рассказу именно такое название. Чудесный доктор — один из главных героев — похож на волшебника из сказки. Вот только чудотворность его слов и поступков не связана с магией. Причина — в человеческой чуткости, душевной доброте и желании помочь ближнему. Всё это может совершить настоящее чудо. А значит, каждый человек может стать чудесным доктором — тем, кто исцелит другого от недуга отчаяния.

Художественные образы

В рассказе представлены две реальности, контрастные друг другу. Первая — это городская реальность с её богатством красок: огнями на ёлках, бликами в стекле гастрономического магазина, золотом мандаринов, румяными лицами весёлых прохожих. Городу противопоставлен ветхий дом Мерцаловых, представляющий собой серую, мрачную, обледенелую бедность. Однако среди этих тёмных красок, даже вопреки им мерцает огонёк воли к жизни, веры в лучшее. В этом смысле фамилию главных героев можно назвать говорящей. Подземелье Мерцаловых — это тюрьма, в которую попали те, кого отвергла городская роскошь. Праздничная зимняя суета должна источать атмосферу радости, человеколюбие, однако она становится предлогом горожан не замечать чужие горести, отгородиться от несчастных. Городские жители представляют собой однородную массу безучастных к горю людей. К примеру, господин в енотовой шубе, повстречавшийся Мерцалову, считает своим долгом прочитать тому наставление, отчитать за бедность. Это демонстрация того, как городская интеллигенция свысока относится к неимущим.

Русский язык и литература. Литература. Углубленный уровень. 11 класс. Хрестоматия Купить

Ключевые герои

Рассмотрим подробнее главных героев рассказа:

  • Мерцалов — отец, глава семьи, оказавшийся в труднейшем положении. Он видит бессилие своей жены и изнеможение детей. Его существование — медленная погибель. Осознавая свою бесполезность в помощи семье, Мерцалов задумывается о смерти: «Вот лечь бы и заснуть, — думал он, — и забыть о жене, о голодных детях, о больной Машутке».

  • Елизавета Ивановна старается ухаживать за детьми. Пережив уже смерть одного ребёнка, она борется за жизнь умирающей дочери. Автор описывает её так: «высокая, худая женщина, с измождённым, усталым, точно почерневшим от горя лицом…» Однако, несмотря на все горести, её не оставляет надежда — она остаётся стойкой в борьбе за жизнь членов семьи.

  • Дети Мерцаловых, конечно, лишены беззаботной поры. Володя и Гриша, как старшие, полностью вовлечены в спасение маленькой Машутки. Выполняя поручение матери, они оказываются в городе, дивятся его обычаям и красотам. Условия жизни Мерцаловых или закаляют детей для дальнейшей суровой жизни или пытаются сломить, как это произошло с Машуткой.

  • Профессор Пирогов становится спасителем Мерцаловых. Это человек гуманных взглядов, делающих его добрым избавителем семьи от ужасных перепитий жизни. Как известно, прототипом этого героя является настоящий учёный. Это наполняет историю, рассказанную А. И. Куприным, реалистичностью.

Основная мысль

Главной проблемой в рассказе является взаимоотношение людей. В нашем мире с человеческим милосердием сосуществует безразличие и равнодушие. Победа последних может означать для некоторых людей потерю веры в лучшее. Одна из главных мыслей «Чудесного доктора» состоит в том, что люди не должны быть безучастны к несчастью окружающего, ведь каждый из нас может сотворить чудесное — спасти от отчаяния. Доктор исцелил семью Мерцаловых. Человеческая отзывчивость — вот важнейшее средство «По рецепту профессора Пирогова». Также в рассказе присутствует мысль о том, что нельзя терять надежду. Мерцалов-отец был сокрушён внешними обстоятельствами и признал свою беспомощность перед ними. Но и в жизни происходят чудеса — всегда найдётся тот, кто протянет руку помощи, как говорит Пирогов, «…главное — не падать никогда духом».

Русский язык. 9 класс. Учебник Купить

Методические советы для учителя

Перед тем как говорить о творчестве А. И. Куприна, о его рассказе конкретно, лучшим решением будет познакомить ребят с биографией писателя. В этом плане хорош учебник «Русский язык и литература. Углублённый уровень. 11 класс. Часть 1» под редакцией В. В. Агеносова (с. 172-188), так как он ещё и анализирует хронологию творчества, рассказывает о многих других произведениях писателя.

После прочтения и обсуждения «Чудесного доктора» рекомендуем предложить школьникам творческое задание — написать эссе на одну из следующих тем (напомнить ребятам об особенностях жанра сможет учебник «Русский язык» для 9 класса под редакцией М.М. Разумовской, с. 154):

  • — Что такое чудо? Есть ли место чуду в нашей жизни?
  • — Как сохранять надежду на лучшее и не падать духом?
  • — Чудесный доктор — это профессия или человеческое естество?

При написании эссе следует приводить примеры, аргументы из прочитанного текста А. И. Куприна и, конечно же, использовать собственные мысли и рассуждения.