Митрополит игнатий пологрудов

ХРИЗОСТОМ (МАРТИШКИН)

Митрополит Хризостом (Мартишкин)

Хризостом (Мартишкин) (род. 1934), митрополит б. Виленский и Литовский

В миру Мартишкин Георгий Федорович, родился 3 мая 1934 года в селе Казинка Горловского района Рязанской области в крестьянской семье.

Окончил неполную среднюю школу и работал в колхозе.

С 1951 по 1961 год работал по реставрации памятников старины.

В 1961 году поступил в Московскую духовную семинарию.

Был иподиаконом митрополита Никодима (Ротова).

12 сентября 1964 года в Александро-Невской Лавре митрополитом Ленинградским и Ладожским Никодимом рукоположен во диакона.

В 1965 году окончил Московскую духовную семинарию и зачислен в Московскую духовную академию.

Весной 1966 года в составе паломнической группы совершил путешествие по святым местам Сирии, Иордании, Израиля, Греции и Болгарии.

31 октября 1966 года пострижен в монашество и 4 ноября того же года рукоположен во иеромонаха митрополитом Ленинградским Никодимом.

С 1 марта 1968 года служил в храме во имя преп. Пимена Великого в Москве.

В 1969 году окончил по заочному сектору Московскую духовную академию.

С 1 декабря 1969 года служил в храме в честь Всех Святых на Соколе в Москве.

15 июля 1971 года назначен заведующим канцелярией Отдела внешних церковных сношений Московского Патриархата.

2 августа 1971 года возведён в сан архимандрита.

Постановлением Священного Синода от 21 марта 1972 года определено быть епископом Зарайским, викарием Московской епархии и заместителем председателя ОВЦС.

23 апреля 1972 года хиротонисан во епископа Зарайского, викария Московской епархии. Хиротонию в Крестовом храме в честь Благовещения Пресвятой Богородицы в Московской резиденции председателя ОВЦС, совершали: митрополит Ленинградский и Новгородский Никодим, архиепископы Дмитровский Филарет, Тульский и Белевский Ювеналий.

3 сентября 1974 года назначен епископом Курским и Белгородским.

2 сентября 1977 возведён в сан архиепископа.

13 августа 1981 года освобождён от должности заместителя председателя ОВЦС согласно прошению.

26 декабря 1984 года назначен архиепископом Иркутским и Читинским, временно управляющим Хабаровской епархией.

27 мая 1988 года освобождён от временного управления Хабаровской епархией определением Священного Синода.

25 января 1990 года назначен архиепископом Виленским и Литовским.

25 февраля 2000 года возведён в сан митрополита.

31 марта 2009 года Священный Синод рассмотрев прошение владыки Хризостома о почислении его на покой в связи с исполняющимся 75-летием, постановил: «просить преосвященного митрополита Виленского и Литовского Хризостома продолжить управление Виленско-Литовской епархией. Выразить Преосвященному Владыке благодарность за многолетние труды по окормлению литовской православной паствы».

27 июля того же года вошёл в состав членов Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви. С 29 января 2010 по 23 октября 2014 года — член Комиссии по вопросам отношения к инославию и другим религиям Межсоборного присутствия .

24 декабря 2010 года освобождён от управления Литовской епархией постановлением Священного Синода и почислен на покой согласно поданному прошению, с выражением благодарности за многолетние архипастырские труды, понесённые в ряде епархий Русской Православной Церкви .

Награды

  • орден св. равноап. кн. Владимира 2-й степени (апрель 1976, в связи с 30-летием Отдела ВСЦ)
  • орден прп. Сергия Радонежского 2-й степени (12 марта 1979)
  • орден свт. Алексия, митрополита Московского 2-й степени (2014, в связи с 80-летием со дня рождения)
  • орден св. блгв. кн. Даниила Московского 2-й степени
  • орден свт. Иннокентия Московского 2-й степени
  • орден прп. Андрея Рублева 2-й степени

Труды

  • Речь при наречении во епископа Зарайского 22 апр. 1972 г.
  • ЖМП. 1972, № 6, с. 14-16.

Литература

Использованные материалы

  • Биография на сайте «Русское Православие»:

«Состав комиссий Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви (от 29 января 2010 г.)», официальный сайт Московского Патриархата, 29 января 2010, —

Журналы заседания Священного Синода от 24 декабря 2010 года, журнал № 119:

Патриаршее поздравление митрополиту Хризостому (Мартишкину) с 80-летием со дня рождения, новость на официальном сайте Московского Патриархата, 05.05.2014:

Хризостом (Мартишкин)

Хризосто́м (Георгий Фёдорович Мартишкин; 3 мая 1934, с. Казинка Горловского района Рязанской области, РСФСР, СССР) — православный священник, епископ.

Родился в крестьянской семье. Окончил неполную среднюю школу, работал в колхозе. В 1951–1961 работал реставратором памятников архитектуры. Окончил Московскую духовную семинарию (1965), Московскую духовную академию (1969, по заочному сектору).

С 12 сентября 1964 — диакон. 31 октября 1966 пострижен в монашество, с 4 ноября 1966 — иеромонах. Был рукоположён митрополитом Никодимом (Ротовым), келейником которого ранее был. Считает себя учеником владыки Никодима. С 1 марта 1968 служил в храме во имя преподобного Пимена Великого в Москве. С 1 декабря 1969 служил в храме в честь Всех Святых в Москве. 15 июля 1971 был назначен заведующим канцелярией Отдела внешних церковных сношений (ОВЦС) Московского патриархата. С 2 августа 1971 архимандрит.

С 23 апреля 1972 епископ Зарайский, викарий Московской епархии (хиротонию возглавил митрополит Никодим). В 1972–1981 заместитель председателя ОВЦС. С 3 сентября 1974 епископ Курский и Белгородский. С 2 сентября 1977 архиепископ. С 26 декабря 1984 архиепископ Иркутский и Читинский, в 1984–1988 также временно управлял Хабаровской епархией. С 26 января 1990 архиепископ Виленский и Литовский, с 25 февраля 2000 митрополит.

В 1970–1980-е постоянно конфликтовал с уполномоченными Совета по делам религий, считался «неблагонадёжным». Рукополагал священников из числа выпускников светских высших учебных заведений, а также евреев, что вызывало резкое недовольство государственных органов. Во время служения в Иркутске смог поднять авторитет православия в Сибири, находил взаимопонимание как с русскими националистами, так и с либеральными диссидентами.

Сторонник экуменического движения, считает, что «Двадцатый век — это век экуменизма, единения христианских церквей». В интервью «Московским новостям»1 заявил:

«пусть меня обвинят в ереси (я этого не боюсь!), тем не менее… я глубоко убежден, что католическая церковь такая же спасительная для католиков, как православная для нас. Тысячу лет западные и восточные христиане были единой церковью. Все основные догматы, изложенные в Символе веры, общие».

Один из самых либеральных архиереев Русской православной церкви. Полагает, что вопросы богослужебного языка и календарного стиля, которые «не имеют догматического значения», часто становятся камнем преткновения, в результате чего «мы превратились в фарисеев, худших, чем те, что были при жизни Христа».

24 декабря 2010 по собственному прошению почислен на покой2.

Награды: Орден святого благоверного князя Даниила Московского II степени; орден преподобного Сергия Радонежского II степени; орден святителя Иннокентия митрополита Московского и Коломенского II степени; орден преподобного Андрея Рублёва II степени.

Отношения с КГБ

Единственный архиерей Русской православной церкви, публично признавший (в 1992) факт сотрудничества с КГБ (в 1972–1990 под псевдонимом «Реставратор»). Объяснял это своё решение необходимостью защиты интересов церкви:

«Если я что-то и делал, работая с ними, то исключительно в стратегических целях, спасая церковь».

Кроме того, со своими связями в центральном аппарате КГБ он мог не опасаться интриг со стороны региональных чекистов во время служения в Курске и Иркутске. По словам владыки Хризостома, в качестве одного из руководителей ОВЦС он предоставлял «органам» информацию внешнеполитического характера. Так, после посещения Эфиопии в составе официальной церковной делегации в январе 1974 года, он на основании общения с местными религиозными деятелями пришёл к выводу о непрочности монархического режима и возможности революции в этой стране (которая вскоре и произошла). Прекратил связи с КГБ после перевода в Вильнюс в начале 1990 года. В 2002 году ещё раз подчеркнул, что не использовал свои связи с КГБ в ущерб церкви и верующим:

«Что касается меня, то я входил в контакт с КГБ, но не был стукачом. Например, я, как епископ, получал согласие КГБ на назначение на приход священников. Я доказывал «сотрудникам» правоту своих действий и не пел те песни, которых они от меня ждали: про справедливость строя и мудрость правителей»3, 4 .

Деятельность в Литве

Будучи назначен архиепископом Виленским и Литовским в 1990 году, активно поддержал движение за независимость Литвы. Некоторое время был членом совета сейма движения «Саюдис», вышел из него после того, как оно начало трансформироваться в политическую партию. Резко осудил действия союзной власти во время драматических событий в Вильнюсе в январе 1991 — позднее был награждён медалью «В память 13 января» (государственной наградой Литвы). Деятельность владыки Хризостома по поддержке литовской независимости вызвала резкое неприятие со стороны части верующих, которые требовали от Патриархии его увольнения. Позднее владыка вспоминал:

«Меня тогда не приняли крикуны, которые защищали советскую власть. Да, я присутствовал на заседаниях Верховного Совета вместе с протестантским архиепископом. Мои недруги назвали меня «саюдистом». Их не интересовало, что я там говорю, каковы мои убеждения. Меня огульно обвинили в измене русской нации, «пролитовской позиции». А я лишь был солидарен с народом, желавшим обрести независимость».

Политическая позиция, занятая архиепископом Хризостомом во время событий 1990—1991 годов, оказала положительное влияние на судьбу православия в независимой Литве. Так, по Конституции Литвы Православие вошло в список из девяти традиционных для края религиозных конфессий, обладающих широкими юридическими правами, в том числе правом на получение из бюджета материальных средств для строительства молельных домов и на другие религиозные нужды. По Закону о возвращении собственности епархия получила часть недвижимости, которой она владела до 1940 года, в частности, пять жилых многоэтажных зданий в Вильнюсе, несколько церковных зданий в провинции, жилые постройки, принадлежавшие отдельным приходам. Православным были переданы Александро-Невская и Екатерининская церкви в Вильнюсе, за счёт государства восстановлена древнейшая вильнюсская Пятницкая церковь, заложенная в XIV веке. В школах с русским языком обучения православные учителя-катехизаторы преподают «Основы религии».

За период управления митрополитом Хризостомом Виленской епархией в ней построены несколько новых православных храмов (что значимо для католической страны), открыты десять приходских воскресных школ, учреждено епархиальное Православное братство Литвы, ведётся активная работа с молодёжью — организуются летние православные лагеря, проводятся паломничества молодых людей к святым местам, проходят фестивали молодежных творческих коллективов. Изданы несколько книг по истории православия в Литве.