Митрополит киевский Владимир

Биография митрополита Киевского и всея Украины Владимира

14 июня 1962 года митрополит Херсонский и Одесский Борис рукоположил его в сан диакона, 15 июня — в сан иерея.

26 августа 1962 года отец Виктор был пострижен в монашество с наречением имени в честь святого равноапостольного князя Владимира.

В 1965 году отец Владимир окончил аспирантуру при Московской духовной академии и стал ректором Одесской духовной семинарии с возведением в сан архимандрита. В 1966 году он был назначен заместителем начальника Русской духовной миссии в Иерусалиме.

23 июня 1966 года отец Владимир стал епископом Звенигородским, викарием Московской епархии, представителем Русской православной церкви (РПЦ) при Всемирном совете церквей в Женеве (Швейцария) и настоятелем Женевского прихода в честь Рождества Пресвятой Богородицы.

28 ноября 1968 года епископ Владимир был перемещен на Переяслав-Хмельницкое викариатство Киевской епархии.

С 20 марта 1969 года — епископ Черниговский и Нежинский, временно руководил Сумской епархией.

С декабря 1970 года по апрель 1973 года епископ Владимир был ответственным редактором журнала Украинского экзархата «Православный вестник».

18 апреля 1973 года он был назначен епископом Дмитриевским, викарием Московской епархии, ректором Московской духовной академии и семинарии.

9 сентября 1973 года возведен в сан архиепископа.

С 18 апреля 1978 года архиепископ Владимир — профессор Московской духовной академии, 5 июня 1979 года он защитил диссертацию с присвоением ученой степени магистра богословии. После возведения в сан митрополита 16 июля 1982 года возглавил Ростовскую и Новочеркасскую епархию.

28 марта 1984 года митрополит Владимир был назначен Патриаршим экзархом Западной Европы.

С 30 декабря 1987 года — управляющий делами Московского Патриархата и постоянный член Священного Синода.

В 1989 году митрополит Владимир временно управлял Гаагской епархией (Нидерланды).

3 мая 1990 года митрополит Владимир был назначен главой Комиссии по организации и проведению похорон Патриарха Пимена, потом входил в состав Комиссии Священного Синода по вопросам подготовки Поместного Собора РПЦ.

В 1990 году митрополит Владимир был одним из трех кандидатов на Патриарший Престол, вторым по количеству набранных голосов.

27 мая 1992 года Архиерейский Харьковский Собор Украинской православной церкви (УПЦ) большинством голосов избрал митрополита Владимира Предстоятелем УПЦ, митрополитом Киевским и всея Украины.

28 мая 1992 года в соответствии с третьим пунктом Постановления об УПЦ, принятого Архиерейским собором РПЦ 25-27 октября 1990 года, митрополиту Владимиру в пределах Украины был предоставлен титул «Блаженнейший» с правом ношения двух панагий и предношения креста во время богослужения.

Блаженнейший митрополит Владимир известен как проповедник, богослов, духовный писатель. В 1997-1998 годах вышло в свет издание его трудов в шести томах.

Решением Священого Синода Украинской Православной Церкви от 10 ноября 2005 года Блаженнейшему митрополиту Владимиру было присвоено звание «Почетный профессор Киевской духовной академии». В тот же день в киевских духовных школах была основана стипендия «Имени Блаженнейшего Митрополита Владимира» для лучшего по успешности студента духовной академии.

9 июля 2006 года решением Ужгородской богословской академии имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия Блаженнейшему митрополиту Владимиру было присвоено ученое звание «доктора философии».

29 июля 2006 года он стал членом Национального союза журналистов Украины. Митрополит лично редактировал важнейшие материалы, которые публиковались в журнале «Православный вестник» и ежемесячном издании «Вестник пресс-службы Украинской Православной Церкви». Он писал стихи, многие из которых положены на музыку и стали популярными в народе Украины.

Митрополит Владимир награжден орденами Русской Православной Церкви: преподобного Сергея Радонежского 1 степени (1979), равноапостольного князя Владимира 1 степени (1985), апостола Андрея Первозванного (2000), орденом УПЦ преподобных Антония и Феодосия Печерских 1 степени, орденом святителя Иннокентия Московского (2012), орденами всех Поместных Православных Церквей, а также государственными и общественными наградами: орденами Дружбы Народов (СССР, 1988), орденом великого князя Ярослава Мудрого 5-й (2000), 4-й (2001) и 3-й (2002) степеней (Украина), орденом Дружбы (РФ, 2004), орденом Почета (2005).

23 ноября 2005 года за выдающийся взнос в дело возрождения православия на Украине Блаженнейший митрополит Владимир удостоен ордена святителя Алексия, митрополита Московского.

9 июля 2011 года указом Президента Украины, Блаженнейший митрополит Владимир был удостоен звания «Герой Украины».
Митрополит Киевский и всея Украины, предстоятель Украинской православной церкви Владимир скончался 5 июля 2014 года.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Духовное завещание Митрополита Киевского и всея Украины Владимира

5 июля 2014 года отошел в вечность Предстоятель Украинской Православной Церкви Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины Владимир.

Чувствуя приближение момента встречи с Богом, Его Блаженство в течение определенного времени работал над духовным завещанием. При подготовке текста завещания использовались также и ранее озвученные обращения, речи, доклады на различных научных мероприятиях. Окончательная его редакция была им одобрена и подписана в октябре 2013 года. Блаженнейший Митрополит Владимир благословил Высокопреосвященнейшему митрополиту Переяслав-Хмельницкому и Вишневскому Александру объявить это Завещание после своей кончины накануне избрания его преемника на кафедре Киевских митрополитов.

Митрополит Киевский и всея Украины Владимир

Мысли о будущем Украинской Православной Церкви

XX век стал для Православной Церкви в Украине эпохой испытаний. Это и физическое уничтожение духовенства, и голодомор 1932-1933 годов, и подневольная жизнь Церкви в атеистическом СССР, и церковные разделения во времена независимости… Большую часть исторических испытаний, которые выпали на долю православного украинского народа в прошлом веке, мы перенесли лично, на собственном опыте. Этим опытом, приобретенным в течение более чем 75 лет жизни в Церкви, хотелось бы поделиться с братьями-архиереями, народом Божиим и особенно с молодежью — с теми, от кого зависит будущее нашей Церкви.

Преодоление церковного разделения

Разделение Православия в Украине – трагедия для верующего украинского народа, один из главных вызовов не только для нашей Церкви, но и для полноты Вселенского Православия.

Разделения имеют сегодня место во многих Поместных Церквах. Но по сравнению с ними украинская проблема является особенно трудной, как по масштабу разделения (в Украине вне евхаристического общения со Вселенским Православием находится примерно треть исповедующих православную веру), так и по характеру структур, находящихся в разделении (непризнанные Вселенской Церковью, эти структуры признаются государством как правомочные религиозные организации).

Нравится нам это или нет, но мы должны признать: надежды многих, что автокефальное движение в Украине локализуется в западном регионе и со временем сойдет на нет, не оправдались. Изменились люди, множество наших соотечественников пришли к православной вере внутри этого движения. Изменилась и идеология автокефальных структур. Если в конце прошлого века руководство самопровозглашенного Киевского Патриархата публично заявляло о намерении присоединиться к непризнанным православным Церквам, создав таким образом «параллельное православие», то сегодня эта церковная община ориентирована на другой сценарий развития: получение канонического статуса путем вхождения в состав Константинопольского Патриархата, к которому с начала своего существования и до 1686 года принадлежала Киевская Митрополия. Нам известно, что такие переговоры хотя и с переменным успехом, но достаточно интенсивно продолжаются.

Создание на базе автокефальных структур в Украине митрополии Константинопольского Патриархата и параллельное существование двух православных юрисдикций будет означать, что современное разделение Церкви и общества будет закреплено на многие годы. Понятно и другое: в современных условиях Украинская Православная Церковь не имеет права праздно смотреть на настоящее разделение. Ведь после создания в нашей стране параллельных структур, признанных Вселенской Церковью, других исторических возможностей для восстановления церковного единства в Украине может и не быть. Войдя под омофор Константинополя, автокефальные структуры могут потерять не только возможность самостоятельно вести переговоры об объединении, но и саму потребность в них – потребность в каноническом признании своей иерархии.

Ситуация, когда треть православных христиан в нашей стране находится в расколе с Вселенским Православием, является абсолютно ненормальной и требует немедленного решения. Есть целый ряд решений Священного Синода и Собора епископов Украинской Православной Церкви, в которых высказана позиция нашей Церкви относительно объединения. Однако, выдвигая канонические требования к тем, кто отделился, мы одновременно должны засвидетельствовать им свою любовь и желание единства.

Церкви и стране катастрофически не хватает единства, но единство не может возникнуть механически, по политическому заказу, невозможно оно и без дел любви. Если один человек хочет примириться с другим, он должен сделать первый шаг навстречу тому, с кем хочет примириться, хотя бы он был и прав. Так же и в вопросе объединения с теми, кто находится в расколе, – не надо ждать шагов только с другой стороны. Если мы уже сегодня не раскроем друг другу объятия любви и не будем чистосердечно искать единства, делать это завтра может быть уже поздно.

Автокефалия и проблема ее ложного понимания

Движение за автокефалию в новейшие времена возникло в Украине в конце 80-х годов XX века, когда православные клирики Галичины искали возможности сохранить Православие в условиях бурного возрождения приходов Греко-Католической Церкви на Западной Украине. Опираясь на национальную идею, автокефальное движение активно распространялось по Украине. С провозглашением независимости Украины в 1991 году это движение получило поддержку от тогдашней власти, которая выдвинула лозунг «независимому государству – независимая Церковь» (Л. Кравчук).

Сторонники автокефалии видели в ней непременный атрибут государственной независимости. Зато те, кто жил ценностями великой русской культуры или был сторонником сохранения СССР, стали подчеркивать, что с получением автокефалии Церковь якобы отойдет от пути спасения.

Эти два антагонистических подхода проявили себя в двух богословских концепциях, в каждой из которых можно видеть признаки экклезиологической ереси. Абсолютизируя автокефалию, сторонники церковной независимости от Москвы создали этнофилетическую концепцию, согласно которой национальная Церковь является едва ли не главным средством формирования украинского этноса. При этом единство с Вселенским Православием отходило на второй план. С точки зрения противников нового канонического статуса Украинской Православной Церкви автокефалия начала восприниматься как средство расшатать общецерковное единство.

Так проблема церковного управления была искусственно перенесена в плоскость политических и цивилизационных дискуссий. Из двух канонических моделей единства Православной Церкви в Украине с Вселенским Православием (автокефалия или пребывания в составе Московского Патриархата) по сути сделали две противоположные идеологические модели, которые разделили украинский народ по признаку политических и культурных симпатий.

Позиция Предстоятеля Украинской Православной Церкви в этих дискуссиях заключалась в том, что богословская или каноническая дискуссия в Церкви не может происходить в условиях искусственной политизации, а любые решения относительно канонического статуса нашей Церкви должны приниматься соборно, на основании церковных канонов, а не политических интересов. Принципиально воздерживаясь от того, чтобы занять ту или иную идеологически обусловленную позицию, мы пытались все это время соблюдать чисто церковные приоритеты: пребывание в евхаристическом единстве со Вселенским Православием и сохранение единства и соборности во внутренней жизни Церкви.

Нам советовали, а иногда и требовали, строить церковную жизнь по примеру государств и политических партий: Церковь русскую или украинскую, Церковь правых или левых, Церковь Запада или Востока, государственную или стоящую в оппозиции к государству и его институтам. Но, игнорируя эти советы и требования, все это время мы, по милости Божией, пытались в меру своих сил способствовать развитию подлинной христианской церковности, строя Церковь поместную, а не этническую, Церковь, которая чувствовала социальную ответственность, но не была политизированной, Церковь, которая не ассоциировала себя лишь с одной частью Украины, но объединяла верующих Востока и Запада, Юга и Севера нашей страны.

Почти ежедневно мы слышали от разных по своим политическим взглядам людей одинаковые слова: «вам нужно как можно быстрее окончательно определиться», «вашей Церкви теперь будет нелегко догнать политические процессы» и другие. Избегая конфликтных ситуаций, мы в основном молчали в ответ. Впоследствии, если Господь давал нам такую возможность, мы пытались объяснить свою позицию как верным, так и этим «тайным советникам»: Церковь не является «собственностью» Предстоятеля или Синода и руководствуется своими собственными законами.

Каким будет будущее Православной Церкви в Украине? Смогут ли православные в Украине объединиться? Увенчает ли объединительные усилия автокефальный статус, или Украинская Православная Церковь и в дальнейшем будет реализовывать свою поместность в каноническом единстве с Русской Православной Церковью? Приступая к своему служению как Предстоятель Украинской Православной Церкви, мы считали, что окончательное решение этих вопросов состоится при нашей жизни. Однако сейчас, когда она медленно подходит к концу, мы видим, что сделать окончательный выбор модели единства Православной Церкви в Украине со Вселенским Православием станет одной из главных задач Украинской Православной Церкви при наших ближайших преемниках.

Какими бы ни были их взгляды на эти проблемы, к какой бы модели не склонялся в будущем епископат и церковный народ – важно, чтобы проблема автокефалии рассматривалась трезво, а ее понимание было свободным от политических влияний.

Таким образом, заботясь о чистоте церковной жизни и будущем Украинской Православной Церкви, мы, с одной стороны, должны доносить до нашей паствы правильное богословское понимание понятия автокефалии, а с другой – пристально следить, чтобы под прикрытием борьбы «за» или «против» автокефалии в церковное сознание не проникала ересь этнофилетизма, в какой бы форме она не проявлялась: пророссийского «политического православия» или украинского национализма.

Соборность, Предстоятель и свобода других

В нашей Церкви находятся люди с различными взглядами относительно ее будущего. Одним оно видится в сохранении статуса, который мы имеем сегодня. Другие надеются, что Украинская Православная Церковь в будущем получит автокефальный статус и станет еще одной Церковью-сестрой в семье Поместных Православных Церквей.

С политической точки зрения, Предстоятель Церкви должен осуществлять свое управление таким образом, чтобы усиливать партию единомышленников и обессиливать оппонентов. Но если Предстоятель станет во главе той или иной «стороны» (или идеологической партии) внутри Церкви, то он перестанет быть центром единения и потеряет моральное право на умиротворение внутренней церковной жизни. Именно поэтому, имея собственные взгляды на будущее Церкви, мы сознательно пытались стоять в стороне от дискуссионных страстей и, почитая свободу и позицию каждого, оставаться отцом для всех.

Нужна ли членам Церкви свобода, и где ее предел? Должна ли быть соборность в Церкви способом ее жизни или книжным понятием, о котором мы вспоминаем только для объяснения того, чем православное понимание церковности отличается от католического или протестантского? Мало знать правильные ответы на эти вопросы. Нужно жить так, чтобы ценности свободы и соборности были реализованы в церковной жизни. Искренне пытаясь это сделать, мы заставляли себя уступать, ждать, а порой и менять свою позицию или планы, когда последние были непонятными или неприемлемыми для других.

Подытоживая наш опыт, мы можем сегодня обратиться с советом к нашим преемникам на посту Предстоятеля: помните о том, что любая епископская власть осуществляется в Церкви и вместе с Церковью. Предстоятель Церкви — это друг и слуга каждого. Конечно же, именно Предстоятель ответственен за единство и состояние Церкви. Однако для того, чтобы церковное единство не строилось на административных началах, нужно, чтобы Предстоятель уважал свободу других и не нарушал соборного устройства Церкви.

Помните, что при любых условиях, несмотря на множество обязанностей и усталость, Предстоятель должен оставаться человечным и открытым, жертвенно принимая в душу всех, кто в этом нуждается. Цените и искренне любите ближних, которых нам дарует Господь. Не спешите составлять окончательного суждения о человеке, не окружайте себя теми, кто похож на вас или всегда соглашается с мыслями, которые вы высказываете, не только требуйте от своих сотрудников ответственного выполнения возложенных на них задач, но и искренне прощайте, когда они ошибаются или проявляют слабость. Доверяйте своим сотрудникам, но вместе с тем не забывайте лично следить за состоянием церковных дел, помня, что именно на вас возложена ответственность за Церковь. Окружайте себя добросовестными помощниками, но не отказывайтесь и от самостоятельного управления. Ведь ответственность за ошибки, сделанные другими, все равно будет ложиться на Предстоятеля.

Мысли по поводу выбора нового Предстоятеля

Позволим себе высказать несколько мыслей по выборам нового Предстоятеля Украинской Православной Церкви.

История Церкви знает Предстоятелей, поставленных с Божьего благословения или же через попущение, когда Господь, видя наши грехи и недоверие к Его Промыслу, попускает нам, ради будущего покаяния, вкусить плоды своеволия. Искренне моля Бога отвратить от нас такое испытание, обращаюсь к каждому из епископов нашей Церкви: выбирайте Предстоятеля не из выгоды, руководствуясь не собственными интересами или чужим советом, а имея в виду исключительно интересы Церкви.

Выбирая между собой Предстоятеля, вспомните о вызовах, стоящих перед нашей Церковью, и о том, что современный мир можно назвать слишком прозрачным, когда жизнь каждого из нас полностью открыта для мира. И хотя у каждого из архиереев, наверное, есть свои личные мнения по этому поводу, мы призываем вас помнить о тех требованиях, которым должен отвечать кандидат на должность Предстоятеля.

Выполняя свое служение в обществе, где большинство составляют бедные, иерарх не должен любить богатство или превозноситься своей высокой должностью. Если в Церкви, так же как в мирской жизни, власть будет принадлежать богатым, она ничем не будет отличаться от мира сего.

Живя в обществе, глубоко разделенном по политическим предпочтениям, кандидат в Предстоятели должен постоянно избегать политики. Ведь если во главе Церкви станет человек, душа которого омрачена политическими страстями, то вместо того, чтобы сеять в народе семена веры, такой горе-иерарх будет сеять страсти, которыми полна его душа.

Предстоятель Украинской Православной Церкви должен изнутри знать и чувствовать культуру и традиции народа, среди которого он живет и выполняет архипастырское служение. Ведь человек, который не воспринимает и не чувствует местной культуры, не способен нести полноценно Благую Весть народу, среди которого проповедует.

Не выбирайте и человека, о котором вам известно, что он безответственен или властолюбив. Человек безответственный не позаботится об управлении Церковью или фактически отдаст ее в другие руки. Что же касается властолюбца, то хитростью или лестью получив доверие собратьев-епископов, он непременно предаст, и будет ущемлять их в будущем.

Наконец, главное требование, которому беспрекословно должен соответствовать будущий Предстоятель – это живая христианская вера и удостоверенное жизнью искреннее желание быть с Богом, жить по Его воле, ища прежде Царства Божия и правды Его (Мф. 6:33). Ведь без живой веры и опыта молитвы все другие достоинства кандидата на должность Предстоятеля не будут иметь никакого значения.

Настоящие плоды принесет лишь тот, кто будет способен, став во главе Церкви, забыв о собственных интересах, искренне служить полноте Церкви. Законы жизни необратимы. И один из них заключается в том, что кандидатов на высокие должности всегда больше, чем должностей. Предстоятель Украинской Православной Церкви – лишь один, а желающих взять на себя его обязанности не хватало уже два года назад.

Зная об этом и имея искренние дружеские чувства ко всем сослужителям-архиереям, советуем всем и умоляем каждого, кто намерен претендовать на должность Предстоятеля: еще раз трезво взгляните на себя и на те таланты, которыми одарил вас Господь, и подумайте, под силу ли вам нести это послушание. Помните: многое из того, что сейчас вам прощают люди, потом они могут поставить вам в упрек. Ведь Предстоятель фактически лишен возможности жить частной жизнью, выбирать, где и когда ему служить, с кем общаться. Более того, он часто даже не имеет возможности почитать любимую книгу или завершить начатые ранее богословские исследования – ведь для этого тоже нужно время, которого катастрофически не хватает иерарху, добровольно согласившемуся стать во главе Церкви.

Важно и то, в какой атмосфере Украинская Православная Церковь примет это судьбоносное решение. В политической жизни избрание на главные должности обычно предусматривает конкуренцию, партийность и глубокое разделение. В Церкви же все должно быть иначе. Однако в ее истории немало примеров, когда борьба за власть рассоривала иерархов и вредила церковному единству. Поэтому предостерегаем и умоляем братьев-архиереев – найдите в себе силы противостоять искушению и не дайте духу лукавства и споров нарушить церковный мир.

Помните, что уже на следующий день после избрания Предстоятеля вам нужно будет строить Церковь вместе. Не ищите среди себя «врагов», не обращайте большого внимания на мнимые или даже и реальные человеческие недостатки. Ведь кто бы ни получил должность Предстоятеля – человек, близкий вам по своим убеждениям или нет, – когда Божьим Промыслом он станет во главе нашей Церкви, каждый из вас должен быть его сотрудником, разделяя его молитвы и труды ради церковного мира и единства.

Дела любви

Двадцать лет, которые с Божьей милостью мы стояли во главе Украинской Православной Церкви, пришлись на бурные времена перемен. Общество разделилось на бедных и богатых. Последние поспешно отгородились от первых высокими заборами. Множество людей, особенно пожилого возраста, которые не смогли приспособиться к новым общественным реалиям, оказались за чертой бедности. В этой ситуации Церковь должна стать инициатором и посредником диалога между богатыми и бедными, не только напоминая новым богачам об их социальной ответственности, но и действенно помогая обездоленным. Однако Церковь, к сожалению, не смогла вовремя отреагировать на новые вызовы. Отчасти потому, что долгое время была искусственно отделена от общественной жизни. Отчасти потому, что сама в то время активно залечивала раны, нанесенные репрессивной советской машиной. Впрочем, следует признать, что в этом есть и наша вина.

Сегодня, когда наша Церковь наконец возрождает опыт социального служения, пришло время особого внимания Церкви к проблемам обездоленных. Действенная, реальная помощь этим людям должна предоставляться на всех церковных уровнях: приходов, благочиний, епархий. Но осуществляя дела любви, мы не должны думать, будто делаем нечто необычное, стоящее особой благодарности. Следует помнить: без ежедневных дел милосердия Церковь не может быть образом Христовой любви, а значит, не может быть собой.

«Кто затыкает ухо свое от вопля бедного, тот и сам будет вопить, – и не будет услышан» (Притч. 21:13). Комментируя это место из Книги притчей Соломоновых, святитель Феофан Затворник писал: «Мы часто удивляемся, почему Бог не слышит наших молитв. Вот и причина! Это происходит потому, что были, наверное, случаи, когда мы затыкали уши от слов, которыми умоляли нас нуждающиеся, вот и нас не слышит Господь. Невелика беда, когда не слышится молитва о чем-то временном, а горе, если не станет Господь нас слушать, когда начнем молиться Ему об отпущении грехов наших. А не станет, если вопль к Нему тех, кем мы пренебрегли, окажется сильнее наши молитв. Нужно спешить отвлечь бедствие, по примеру Закхея, которому за его мудрое решение сказал Господь: «Ныне пришло спасение дому сему» (Лк. 19:9)».

Отношения с государством и обществом

Начиная свое служение в Украине как Предстоятель Украинской Православной Церкви, мы попали в ситуацию жесткого неприятия нашей Церкви и ее позиции со стороны государственной власти. Впоследствии вмешательство государственных органов в церковную жизнь ослабло. Ситуация поликонфессиональности, в которой оказалось украинское общество, имела свои недостатки и преимущества. С одной стороны, это соблазняло власти манипулировать церквями, которые теперь воспринимались ими именно во множественном числе, для продвижения собственных интересов.

Впрочем, парадоксальным образом, поликонфессиональность удержала и государство, и церковную общину от соблазна огосударствления Церкви, превращения ее в составляющую государственной власти.

Церковь в своих отношениях с государством и в дальнейшем должна, с одной стороны, приветствовать желание государства сотрудничать, особенно в социальных сферах и образовании, а с другой – ценить и оберегать свою свободу, помня, что ее очень легко потерять и очень трудно вернуть. Помните, что слишком тесный союз Церкви с миром и «князьями человеческими» может привести к тому, что народ потеряет к ней доверие, усмотрит в Церкви лишь внешнее, то есть будет воспринимать ее как государственное учреждение, где организуется его религиозная жизнь и отправляются его религиозные потребности.

Зато Церковь должна уделять больше внимания развитию отношений с обществом: чувствовать его стремления и беспокойства, должным образом реагируя на них. Церковь должна выступать посредником между государством и обществом. В конфликтах между государством и обществом, которые достались Украине в наследство от советской эпохи, Церковь должна занимать сторону общества, неотъемлемую часть которого составляют члены Церкви. Будущий Предстоятель Церкви должен заботиться о развитии программ помощи обществу – особенно его обездоленной части.

Роль Церкви в объединении общества

Украинская Православная Церковь имеет особую миссию объединения украинского общества. Украина – государство, в политической и культурной жизни которой ощутимо разделение на два социокультурные сообщества: восточное и западное, Левобережье и Правобережье. Восточное украинство не в последнюю очередь сформировалось в результате взаимодействия украинской и российской культур. Западная социокультурная общность сложилась преимущественно в результате взаимодействия с другими европейскими культурами.

К сожалению, многие политики используют культурные различия между востоком и западом нашей страны для своих собственных целей, тем самым разделяя ее. Но, с точки зрения Церкви, эти различия являются не слабостью Украины, а ее силой. Ведь разнообразие всегда содержит в себе огромный потенциал для развития. И Церковь должна способствовать реализации творческого потенциала украинского разнообразия.

Украинская Православная Церковь объединяет восток и запад, юг и север нашей страны. Она составляет пример для объединения Украины, где никто не считает другого менее достойным. Наш наследник должен заботиться о единстве Церкви и украинского народа на основе взаимоуважения и терпения, которые заповедовал Господь.

Объединительное значение Киевского наследия

Передавая давнюю кафедру Киевских митрополитов нашему преемнику, мы также должны сказать несколько слов о значении богохранимого града Киева для Украины и нашего церковного сознания.

Осознавая место Руси в мировой истории, древнерусские книжники символически отождествляли ее с главным городом государства – Киевом, перестроенным во времена Ярослава Мудрого по образцу Иерусалима. Так возникла «киевская идея», которая пыталась определить Руси и Украины в мировой истории через восприятие древнего Киева как «нового Иерусалима».

Истоки этой идеи уходят во времена Киевской Руси. «Повесть временных лет» с ее преданием о возникновении Киева по благословению апостола Андрея Первозванного, идея Киева как города Божьего избрания и Присутствия в «Слове о законе и благодати», Киев как «второй русский Иерусалим» митрополита Иова Борецкого или образ небесного «святого Киева» у Тараса Шевченко… Стоит только назвать несколько выдающихся фигур истории и культуры и становится понятно: идея Киева как нового Иерусалима действительно издавна играет символическую объединительную роль в украинском сознании и культуре.

Возложив надежду на Господа, будем просить у Него помощи и щедрой милости и верить, что вместе с нами за народ Украины и его Церковь молитвы Господу и Пресвятой Богородице подносят и сонмы святых Земли Русской: святой равноапостольный князь Владимир и благоверный князь Ярослав Мудрый, святители Иларион, Михаил, Макарий и Петр, митрополиты Киевские, святитель Димитрий Ростовский, святые Антоний, Феодосий и все преподобные отцы Киево-Печерские, преподобные отцы Иов Почаевский, Афанасий Брестский, Николай, князь Луцкий, Макарий Каневский, Феодор князь Острожский, священномученик Владимир, митрополит Киевский и Галицкий, со всеми Новомучениками и исповедниками веры, которые страданиями и кровью засвидетельствовали свою верность Воскресшему, и весь сонм святых, прославившихся на нашей земле.

Заключение

Хотим напомнить всем верным Украинской Православной Церкви, а прежде всего нашим собратьям-архиереям, несколько мудрых слов из завещания святого князя Ярослава Мудрого, времена правления которого навсегда останутся «золотым веком» в истории Киевской Руси:

«Вот я и отхожу из этого мира, а вы, дети мои, живите между собой в любви … Если будете жить в любви между собой, и Бог будет с вами, и окучит под вас врагов ваших, и будете мирно жить. Но когда будете в ненависти жить, в ссорах и междоусобицах, то и сами погибнете, и землю отцов и дедов своих погубите, которую получили трудом великим» (Повесть временных лет).

Будем избегать соблазнов, сохранять мир в душах, оберегать единство Церкви и нашего земного Отечества, и тогда, подойдя к воротам смерти, мы по Божьей милости попадем в тот вечный город, который увидел тайновидец апостол: «И я, Иоанн, увидел святый город Иерусалим, новый, сходящий от Бога с неба… » (Откр. 21: 2).

Благодать Господа Нашего Иисуса Христа, любовь Бога Отца и причастие Святого Духа да будет со всеми вами.

† ВЛАДИМИР

МИТРОПОЛИТ КИЕВСКИЙ И ВСЕЯ УКРАИНЫ

ПРЕДСТОЯТЕЛЬ УКРАИНСКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ

121-й митрополит Киевский

Митрополит Владимир (Сабодан)

На территории Дальних пещер Киево-Печерской Лавры – старинное монастырское кладбище. Здесь покоятся лаврские подвижники разных эпох: архимандриты, игумены и простые монахи, а также выдающиеся киевляне минувших веков: губернаторы и генералы, защитники Отечества. Между двумя надгробиями героев Отечественной войны 1812 года – генералов Паисия Кайсарова (1783–1844) и Афанасия Красовского (1781–1843), – напротив храма Рождества Богородицы нашел упокоение 121-й митрополит Киевский Владимир (Сабодан), 22 года возглавлявший Украинскую Православную Церковь.

Здесь ежедневно братией Лавры и учащимися духовных школ служатся заупокойные литии, среди молящихся узнаю многих из духовенства и мирян, кто знал Предстоятеля, учился у него, получал духовные советы, с благодарностью принимал слова утешения и любви.

Автору этих строк довелось хорошо знать приснопамятного владыку, общаться с ним. И сейчас я часто прихожу к его могиле, испрашиваю благословение на труды и всякое жизненное начинание. Эти краткие записки посвящены памяти митрополита Владимира.

«Я верил, что в Лавре снова засияют лампады»

Иеромонах Владимир. Одесса, 1962 г. С самого прибытия в Киев 20 июня 1992 года в качестве Предстоятеля Украинской Православной Церкви и до последних дней земного существования владыка проживал, трудился, молился в Киево-Печерской Лавре. Митрополит Владимир любил эту древнюю обитель, где мощами почивает более 150 угодников Божиих, «монашеского жития на Руси первоучители и наставницы». Еще до закрытия Лавры Хрущевым в марте 1961 года он часто приезжал сюда, будучи учащимся Одесской духовной семинарии, затем – студентом Санкт-Петербургской академии. И после принятия священнического сана в 1962 году, и в последующие годы архиерейского служения за границей этот третий удел Пресвятой Богородицы оставался его возлюбленным местом паломничества.

При каждой киевской поездке прямо с железнодорожного вокзала или из аэропорта он первым делом спешил к угодникам Киево-Печерским, 27 лет пребывавшим в атеистическом плену. «Я пристраивался к какой-нибудь группе экскурсантов, гид которой, как правило, вещал что-то о религиозных предрассудках, – делился воспоминаниями владыка. – Тихонько прикладывался к мощам преподобных и всегда молился о том, чтобы нашу великую святыню вернули Церкви. Доживу ли до этого времени или нет, думал я, но верил, что в Лавре вновь засияют лампады и монашеская братия вернется сюда. И еще думалось мне во время посещения пещер: если бы произошло чудо и Господь допустил меня, грешного, хотя бы раз в жизни отслужить здесь Божественную литургию…»

Конечно же, не ведал тогда молодой паломник, что Господь благословит ему не только служить Литургии в возрожденной обители, но и жить в ней до конца дней своих, быть ее священноархимандритом. На протяжении многих лет митрополит часто служил ранние Литургии священническим чином в одном из подземных пещерных храмов. Прикладываясь к мощам преподобных, останавливался, молясь у раки своего тезоименитого предшественника священномученика Владимира (Богоявленского) – митрополита Киевского, первого русского архиерея, принявшего смерть за Христа, – у стен Лавры в январе 1918 года.

В лаврском саду

По вечерам, когда иссякал поток посетителей и завершался рабочий день, владыка выходил на вечернюю прогулку. Идя вдоль лаврских стен, любил заходить на лаврское кладбище, а иногда спускался по склонам в сторону Днепра к подножию обители, к источникам преподобных Антония и Феодосия. По пути останавливался у цветников: его любимыми были полевые цветы и розы. У 49-го корпуса, где он проживал в келье мансарды более 10 лет, и сейчас цветут кусты вьющихся красных роз, за которыми любил сам ухаживать. Блаженнейший с юности писал стихи, один из которых посвятил полевой ромашке. Стих был положен на музыку и стал народным шлягером. Лаврский садовник Александр вспоминает, как митрополит часто интересовался садовыми премудростями. Может, поэтому сегодня на территории Лавры такое изобилие роз удивительной красоты.

«Я еду к людям, которые меня ждут»

Ночью вооруженные боевики, десантировавшись через лаврскую стену, выбили входные двери, обрезали телефонную связь

В июне 1992 года в Лавре было неспокойно. Накануне приезда митрополита в Киев было совершено нападение на 49-й корпус, где предполагалось разместить резиденцию нового Предстоятеля. Бывшая митрополия на Пушкинской, 36, как и кафедральный Владимирский собор, были захвачены раскольником Филаретом. Ночью вооруженные боевики УНА-УНСО (ныне партия «Правый сектор»), десантировавшись через пятиметровую лаврскую стену, выбили входные двери корпуса, обрезали телефонную связь, изолировали наместника Лавры архимандрита Питирима (Старинского; ныне митрополит Николаевский и Очаковский), объявив ему, что Лавра переходит в распоряжение Филарета. Лаврской братии удалось вызвать милицию, сообщить о нападении. В обитель прибыло подразделение ОМОН, которому удалось нейтрализовать и разоружить захватчиков, доставить их в РОВД Печерского района. Как выяснилось позже, по неизвестной команде «сверху» боевики были отпущены. Уголовное дело не было открыто.

Киево-Печерская лавра

На подъезде к Киеву в вагон Предстоятеля Украинской Церкви вошли люди «в штатском»…

Избрание митрополита Владимира на Харьковском Соборе в мае 1992 года, его приезд в Киев, запрещение в служении бывшего митрополита Филарета, а затем и лишение его сана не входили в планы властей предержащих новообразованного государства Украина. Первый президент – бывший идеологический работник Компартии, член Политбюро УССР – и его соратники видели в Православной Церкви Украины новый политический инструмент и управляемое электоральное поле. Даже в Верховной Раде было объявлено (вопреки Конституции и всяким правовым нормам), что Харьковский Собор «является незаконным» и УПЦ должна подчиняться Филарету. Неслучайно на протяжении нескольких последующих лет каноническая Церковь на Украине пребывала в полной информационной блокаде. Предстоятель долгое время оставался в числе «непринимаемых» в администрации президента, пока многочисленные крестные ходы к правительственным зданиям Киева с требованиями остановить произвол раскольников и прекратить дискриминацию, а более всего – признание УПЦ всеми православными Церквями мира не заставили власти изменить отношение к канонической Церкви. Это уже потом украинские президенты и другие политические лидеры стремились попасть на прием в Лавру к митрополиту Владимиру, имевшему международный авторитет и мировую известность, заручиться его поддержкой и благословением. Блаженнейший не делил людей по их политическим взглядам, рангам, должностям, национальности. Все для него были чадами Божиими, всех он призывал к миру и взаимоуважению, всячески обличал ересь этнофилетизма и национального превосходства. Выходец из западноукраинского села, несший служение на Украине, в России, на Ближнем Востоке и в Западной Европе, он оставался патриотом Украины, любившим одинаково все народы во Христе Иисусе. И эта пастырская мудрость помогала ему сохранять единство Церкви, несмотря на все политические разделения и потрясения.

На подъезде к Киеву. 20 июня 1992 г. А тогда, 20 июня 1992 года, на перроне Киевского вокзала, в оцеплении милицейских кордонов, собрались тысячи православных, встречавших митрополита Владимира. Иерарху было известно о ночном налете на Лавру, о политической напряженности в Киеве в связи с его приездом.

На подъезде к городу в вагон поезда вошли люди «в штатском» и предложили митрополиту «во избежание нарушений правопорядка» пересесть в Дарнице в автотранспорт и, минуя вокзал, приехать в Лавру. Митрополит отказался, ответив: «Я еду к людям, которые меня ждут…» Когда поезд остановился у первого перрона, паства встретила его цветами и пасхальным песнопением. Каждый из встречавших радовался тому, что Украинская Церковь преодолела навязываемый раскол и искусственное разъединение с Русской Православной Церковью и всем православным миром. Первыми словами владыки Владимира были: «Я вернулся на родную землю Украины, чтобы служить Богу и украинскому народу».

Село на берегу Южного Буга – любимое место на земле

Спешит мать в обитель узнать, будет ли сын священником, – и слышит женский голос: «Утешься: уже священник»

Будущий митрополит родился 23 ноября 1935 года в селе Марковцы Хмельницкой области в благочестивой верующей семье Маркиана и Феодосии Сабодан. Он был младшим четвертым ребенком и наречен при крещении Виктором. Из своего детства митрополит Владимир вынес наилучшие воспоминания о живописной природе родного края.

В родительском доме

Родительский дом находился на краю села, за садом открывалась удивительная панорама на Южный Буг. Приезжая сюда уже в преклонном возрасте, владыка любил приходить в старый сад и подолгу стоять, опершись на деревянную жердь изгороди, смотреть на вечернюю гладь реки. На противоположном берегу расположен Головчинецкий женский монастырь в честь Преображения Господня. Здесь крестили будущего святителя, его мать Феодосия Ивановна молилась и хранила надежду, что ее младший Виктор станет священником. И однажды, когда он уже учился в Одесской семинарии, ей приснился сон, будто спешит она в обитель с желанием узнать, будет ли он священником. И женский голос ей ответил: «Утешься: уже священник».

Служение

Виктор Сабодан был рукоположен во иереи 15 июня 1962 года митрополитом Херсонским и Одесским Борисом (Виком; † 1965), а в августе того же года принял монашество с именем Владимира, Крестителя Руси. Рассказывали его однокурсники, что в Одессе Виктор встречался с девушкой, с которой намеревался соединить свою жизнь, но невеста неожиданно заболела и скоропостижно умерла. Блаженнейший обходил эту жизненную страницу молчанием. Вообще по природе своей он был немногословен, всегда сосредоточен и спокоен. Никогда не повышал голос, но если принимал решение, не менял его. Любил пошутить, рассказать что-нибудь из далекого прошлого. Например, как в Женеве учился варить украинский борщ, чтоб угостить высокопоставленных гостей. Будучи ректором Московских школ, на Рождество вместе со студентами пел колядки, неизменно интересовался личной жизнью учащихся, их семейным и материальным положением. Двери его кабинета всегда были открыты. Как-то прогуливаясь вечером перед сном, он увидел, как через забор перелезает опоздавший отпускник. Тот приземлился прямо под ноги ректору. «Что, опоздал, братец?» – участливо спросил студента ректор. «Опоздал, владыка, только инспектору не говорите…» – услышал в ответ.

За девять лет ректорства, рассказывал митрополит, он рукоположил для украинских приходов более 500 священников, а для всей Церкви – более 1500.

Блаженнейший был блестящим богословом, писателем и журналистом. Автору этих строк запомнилось: когда готовился очередной номер «Церковной православной газеты», митрополит с ручкой вычитывал все публикации, вносил правки, давал рекомендации и сам подбирал статьи. Как-то передал стихи одной пожилой женщины, жившей за границей, со словами: «Опубликуйте. Эта раба Божия прекрасно пишет. Живет в Париже и никогда не была в России, совсем старенькая…»

Блаженнейший вел обширнейшую переписку, в числе его адресатов были выдающиеся люди – зарубежные иерархи, члены королевских семей – и простые крестьяне.

Владыка рассказывал, что в отрочестве, прислуживая в алтаре батюшке, он жил мечтой непременно стать сельским священником, трудиться на земле, а в часы отдохновений удить рыбу. Рыбалку он любил с детства, как и хождение за грибами. Господь судил иначе. Уже через четыре года после рукоположения иеромонаха Владимира назначили заместителем начальника Русской духовной миссии в Иерусалиме.

А вскоре 31-летнего архимандрита возвели в сан епископа Звенигородского, викария Московской епархии. Хиротонию возглавил митрополит Крутицкий и Коломенский Пимен – будущий патриарх. Молодого епископа направили в Женеву представителем РПЦ при Всемирном Совете Церквей. Здесь он познакомился с крупнейшими христианскими богословами и церковными деятелями. Там же состоялись незабываемые встречи с представителями русской послереволюционной эмиграции.

Следующие пять лет прошли на Черниговской и Сумской кафедрах Украины, затем – девять лет ректорства в Московских духовных школах и почти десятилетие – на древней Ростовской кафедре. Параллельно владыка исполнял обязанности Патриаршего экзарха Западной Европы.

Перед избранием митрополитом Киевским и всея Украины владыка нес послушание управляющего делами Московской Патриархии, с 1987 года он – постоянный член Священного Синода РПЦ.

Это лишь хронологические вехи жизненного пути архиерея, умещающиеся в несколько абзацев текста. Но за ними – исполненная огромных трудов, испытаний, молитв благодатная жизнь последователя Христова. Уже на Киевской кафедре в 1993 году владыка запишет в своем дневнике: «Моя награда будет в том, чтобы обо мне могли когда-нибудь сказать, как жители Самарии о женщине, беседовавшей с Христом: “Уже не по твоим речам веруем, ибо сами слышали и узнали, что Он истинно Спаситель мира, Христос” (Ин. 4: 42)».

***

Могила Блаженнейшего митрополита Владимира на братском кладбище Киево-Печерской лавры

5 июля на монастырском кладбище боголюбивая паства будет молиться о своем иерархе. И с фотографии на мраморном кресте тот будет взирать на свое стадо, за которое он многие годы полагал жизнь. И эпитафия на кресте – слова святителя Иоанна Златоуста, которые митрополит любил повторять, – как бы резюмирует всю его яркую христианскую жизнь: «Слава Богу за всё».

Блаженнейший Митрополит Владимир (Сабодан) — Слово, растворённое любовью. Проповеди (в двух томах) [1997, DjVu/PDF, RUS]

Облако свидетелей (Неделя 1-я по Пятидесятнице) 5
Добро быть с Богом (Неделя 2-я по Пятидесятнице) 9
Путь Христов (Неделя 2-я по Пятидесятнице) 14
Святость (Неделя 2-я по Пятидесятнице) 17
Царство Божие (Неделя 3-я по Пятидесятнице) 20
Ищите Царства Божьего (Неделя 3-я по Пятидесятнице) 23
Вера (Неделя 4-я по Пятидесятнице) 26
Духи злобы (Неделя 5-я по Пятидесятнице) 29
Расслабленный (Неделя 6-я по Пятидесятнице) 34
Слепота душевная (Неделя 7-я по Пятидесятнице) 37
И открылись глаза их (Неделя 7-я по Пятидесятнице) 39
Чудесное насыщение (Неделя 8-я по Пятидесятнице) 41
Ты — Сын Божий (Неделя 9-я по Пятидесятнице) 44
Господи! Спаси меня (Неделя 9-я по Пятидесятнице) 48
Молитва и пост (Неделя 10-я по Пятидесятнице) 51
Должники (Неделя 11-я по Пятидесятнице) 54
Вот, мы оставили всё (Неделя 12-я по Пятидесятнице) 58
Чего ещё недостает мне? (Неделя 12-я по Пятидесятнице) 61
Злых зле погубит (Неделя 13-я по Пятидесятнице) 64
Брачный пир (Неделя 14-я по Пятидесятнице) 68
Возлюби (Неделя 15-я по Пятидесятнице) 71
Таланты (Неделя 16-я по Пятидесятнице) 75
Полезное всем дарует (Неделя 16-я по Пятидесятнице) 84
Быть настоящим христианином (Неделя 16-я по Пятидесятнице) 86
Сила молитвы (Неделя 17-я по Пятидесятнице) 89
Блаженны слышащие слово Божие (Неделя 18-я по Пятидесятнице) 93
Юродство и сила Божия (Неделя 18-я по Пятидесятнице, по Воздвижении) 98
Будет вам награда (Неделя 19-я по Пятидесятнице) 102
Не плачь! (Неделя 20-я по Пятидесятнице) 106
Господь сжалился над нею (Неделя 20-я по Пятидесятнице) 109
Семя есть слово Божие (Неделя 21-я по Пятидесятнице) 112
Богач и Лазарь (Неделя 22-я по Пятидесятнице) 116
Просили Иисуса удалиться от них (Неделя 23-я по Пятидесятнице) 120
Злые духи (Неделя 23-я по Пятидесятнице) 123
Только веруй (Неделя 24-я по Пятидесятнице) 129
Ближний мой (Неделя 25-я по Пятидесятнице) 132
Кто мой ближний? (Неделя 25-я по Пятидесятнице) 134
Богатство (Неделя 26-я по Пятидесятнице) 138
Богатый человек (Неделя 26-я по Пятидесятнице) 141
Седьмой день — Господу Богу твоему (Неделя 27-я по Пятидесятнице) 144
О званных на вечерю (Неделя 28-я по Пятидесятнице) 147
Много званых (Неделя 28-я по Пятидесятнице) 150
Благодарность (Неделя 29-я по Пятидесятнице) 154
Не десять ли очистилось? (Неделя 29-я по Пятидесятнице) 159
Что мне делать? (Неделя 30-я по Пятидесятнице) 162
Господи, да прозрю! (Неделя 31-я по Пятидесятнице) 164
Божественное посещение (Неделя 32-я по Пятидесятнице) 167
Увидеть Христа (Неделя 32-я по Пятидесятнице) 169
Истинное сокровище (Неделя 32-я по Пятидесятнице) 171
Вера в Грядущего (Неделя перед Рождеством Христовым, святых отец) 173
Близкие Богу (Неделя по Рождестве Христовом) 176
Мытарево смирение (Неделя о мытаре и фарисее) 180
Дар сыновства (Неделя о блудном сыне) 183
Сделать человеку — сделать Богу (Неделя мясопустная, о Страшном суде) 187
Кончина мира (Неделя мясопустная, о Страшном суде) 190
Прощение (Прощёное воскресение) 196
Очистительный дар (Перед чином Прощения) 200
Воздержание 204
Милость Божия (В первый день Великого поста) 206
Молитва святого Ефрема Сирина 210
Дух целомудрия 213
Даруй ми зрети моя прегрешения 216
Положи, Господи, хранение устом моим 220
Покаяние 222
Иконопочитание (Неделя 1-я Великого поста) 225
Отпускаются тебе грехи (Неделя 2-я Великого поста) 229
Крестная сила (Неделя 3-я Великого поста) 232
Верую, Господи, помоги моему неверию! (Неделя 4-я Великого поста) 235
Пост и молитва (Неделя 4-я Великого поста) 239
Я с вами (Неделя 5-я Великого поста) 242
Блаженны не видевшие и уверовавшие (Неделя 2-я по Пасхе, Антипасха) 244
Мир вам! (Неделя 2-я по Пасхе, апостола Фомы) 248
Мир вам! (Неделя 2-я по Пасхе, апостола Фомы) 251
Миро благоухания (Неделя 3-я по Пасхе, святых жен-миропосиц) 255
Хочешь ли быть здоров? (Неделя 4-я по Пасхе, о расслабленном) 258
Поклонение Богу (Неделя 5-я по Пасхе, о самарянке) 261
Праздничные дни (Неделя 6-я по Пасхе, о слепом) 264
Сия есть жизнь вечная (Неделя 7-я по Пасхе, святых отцев Первого Вселенского Собора) 268
Обновление (Память обновления (освящения) храма Воскресения Христова в Иерусалиме) 271
Слово Божие 275
Радость веры 279
Светлый покров (Покров Пресвятой Богородицы) 283
Материнский покров (Покров Пресвятой Богородицы) 286
Звезда, являющая Солнце 288
Радуйся 293
Богоматерь 298
Храм Господень 303
Всем твориши спастися (Явление Казанской иконы Божией Матери) 307
Сияние Божественной славы (Явление Казанской иконы Божией Матери) 313
Ходатаица (Явление Казанской иконы Божией Матери) 316
Вера (Праздник в честь пророка Илии) 320
Мы ублажаем тех, которые веровали (Праздник в честь пророка Божия Илии) 326
Больший из рожденных женами (Второй день Богоявления, Собор Предтечи и Крестителя Иоанна) 330
Истина освящает (Память святителя и чудотворца Николая) 333
Подражайте вере их (Память святого равноапостольного великого князя Владимира) 337
Христианская вера (Праздник святого равноапостольного великого князя Владимира) 341
Аз есмь с вами (Перед молебном в день выпуска) 344
Разумное снисхождение (Слово к новобрачным) 346
Радоница (Перед панихидой) 348
Вера в жизнь (Перед отпеванием профессора Духовной Академии) 349
Смерть (Перед отпеванием Наместника Троице-Сергиевой Лавры) 352
Господь призвал (Перед отпеванием) 355
Сила и значение скорби 358
Всё содействует ко благу 362

В Википедии есть портал
«Православие»

  • Украинская православная церковь (Московского патриархата)
  • Алексий II (Патриарх Московский)

Сочинения

Награды

Церковные:

  • орден прп. Сергия Радонежского I степени (1 ноября 1979)
  • орден св. равноап. кн. Владимира I степени (23 ноября 1985, в связи с 50-летием со дня рождения)
  • ношение второй панагии (15 апреля 1986, во внимание к церковным заслугам)
  • именная панагия (4 июля 1988, за активное участие в подготовке и проведении празднования 1000-летия Крещения Руси)
  • орден ап. Андрея Первозванного (2000)
  • орден прпп. Антония и Феодосия Печерских I степени (УПЦ)
  • орден свт. Иннокентия Московского I степени (14 июня 2012, в связи с 50-ти летием служения в священном сане )
  • награждён также орденами всех Поместных Православных Церквей

Светские:

  • диплом и медаль Советского комитета защиты мира «Борцу за мир» и Почётная медаль Советского фонда мира (22 ноября 1985)
  • орден СССР Дружбы Народов (1988)
  • ордена Украины великого князя Ярослава Мудрого V степени (2000), IV-й (2001), III-й (2002), II-й (2005) и I-й (2008) степеней
  • Российский орден Дружбы (2004)
  • орден Свободы
  • звание «Герой Украины» (9 июля 2011, за выдающиеся личные заслуги в утверждении духовности, гуманизма и милосердия в обществе, многолетнее добросовестное служение Украинскому народу, по случаю 45-летия хиротонии и 20-й годовщины независимости Украины)
  • орден России Александра Невского (11 июля 2013, за большой вклад в развитие дружественных отношений между народами и укрепление духовных традиций )
  • Почётный доктор нескольких университетов и научных фондов и учреждений в разных странах.

Видео

Пастырь. Биографический документальный фильм о Митрополите Владимире (Сабодане).

Литература

Использованные материалы

  • Биография на официальном сайте Украинской Православной Церкви:
  • Биография на сайте Русское Православие:
  • Определения Священного Синода в 1928-2008 гг..:

Так согласно жизнеописанию на официальном сайте Украинской Православной Церкви. Согласно — 3 сентября.

Цит. по официальному сайту Украинской Православной Церкви,

20.12.08 Епископат Украинской Церкви обратился к Митрополиту Киевскому Владимиру с просьбой выдвинуть свою кандидатуру на Патриарший Престол —

17.01.09 Состоялось Предсоборное совещание делегатов на Поместный Собор от Украинской Православной Церкви —

«Состав комиссий Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви (от 29 января 2010 г.)», официальный сайт Московского Патриархата, 29 января 2010, —

Кирилловский мужской монастырь — , Журналы заседаний Священного Синода УПЦ от 23 декабря 2010 года —

Журналы заседаний Священного Синода УПЦ от 14 июня 2011 года —

Украинская Православная Церковь молится о здравии своего Предстоятеля —

Секретарь Предстоятеля УПЦ опроверг информацию о том, что Блаженнейший Митрополит Владимир находится в коме. —

Скончался митрополит Киевский Владимир —

Журналы заседаний Священного Синода УПЦ от 23 декабря 2011 года —

Журналы заседания Священного Синода УПЦ от 26 января 2012 —

Журналы заседания Священного Синода УПЦ от 8 мая 2012 года —

КИЕВ. Блаженнейшему Митрополиту Владимиру установлен кардиостимулятор —

В Киеве прооперировали митрополита Владимира —

Митрополит Владимир: «Я не захотел быть патриархом Московским. Хочу предстать перед Богом митрополитом Киевским» —

Кардиохирург Тодуров: то, что митрополит Владимир жив — чудо —

Состояние митрополита Владимира ухудшилось —

Журнал № 1, Журналы заседания Священного Синода Украинской Православной Церкви от 24 февраля 2014 года, —

Митрополит Владимир вернулся в свою резиденцию после лечения в стационаре —

По другим данным в 6:05 —

В Киево-Печерской лавре состоялось отпевание и погребение Блаженнейшего митрополита Киевского и всея Украины Владимира —

Патриаршее поздравление Блаженнейшему митрополиту Киевскому и всея Украины Владимиру с 50-летием служения в священном сане Страница официального сайта Московской Патриархии, 14.06.2012:

Указ Президента РФ от 11.07.2013 N 619 «О награждении государственными наградами Российской Федерации»: