Многоженство в мусульманстве

1. Посланник Аллаха (С) сказал: «Лучший из вас — тот, кто лучше всех обращается со своей женой».

(«Васаиль», том 14, С. 122).

2. Имам Али (А) сказал: «Женщины — доверенность Аллаха для вас: не мучайте и не угнетайте их».

(«Мустадрак», том 2, С. 551).

3. Посланник Аллаха (С) сказал: «Слова «я тебя люблю», сказанные мужчиной жене, никогда не уйдут из её сердца».

(«Шафи», том 2, С. 138).

4. Имам Садык (А) сказал: «Одно из качеств пророков — любовь к своим женам».

(«Бихар», том 103, С. 236).

5. Иудей спросил у Посланника Аллаха (С): «Каково преимущество мужчин над женщинами?»

Он сказал: «Как преимущество неба по отношению к земле или как преимущество воды над землёй. Ибо как вода оживляет землю — так и мужчина оживляет женщину, и если бы не было мужчин, Аллах не сотворил бы женщин».

(«Илалу шараи» Садука, том 1, С. 512).

6. Посланник Аллаха (С) сказал: «Чем совершеннее вера человека, тем большую любовь он проявляет к своей жене».

(«Бихар», том 103, С. 228).

7. Имам Садык (А) сказал: «Наши шииты — те, кто проявляет любовь к своим женам».

(«Бихар», том 103, С. 223).

8. У Имама Резы (А) спросили: «Почему женщины наследуют только половину доли мужчин?» Он сказал: «Потому что женщина, когда заключает брак, получает, а мужчина даёт. Поэтому доля мужчин в наследстве больше. И другая причина: женщина находится под опекой мужчины, который должен удовлетворять её нужды и давать её содержание. Однако мужчина не находится под опекой женщины. Если он нуждается в содержании, то она не обязана его давать. Поэтому доля мужчин в наследстве больше».

(«Илалу шараи» Садука, том 1, С. 570).

9. Имам Садык (А) сказал: «Ибрахим (А) жил в пустыне Шама. Когда же Хаджар родила ему Исмаила (А), Сара впала от этого в глубокую печаль, ибо у неё не было от него ребёнка. И она мучала Ибрахима (А) из-за Хаджар и огорчала его. Ибрахим (А) пожаловался на это Аллаху, и Аллах внушил ему в откровении: “Женщина — как кривое ребро: если ты оставишь её — получишь от неё наслаждение, а если попытаешься выпрямить — сломаешьˮ».

(«Тафсир Кумми», том 1, С. 60).

10. Имама Садыка (А) спросили о значении слов Аллаха: «Господь наш тот, кто дал каждой вещи ее строй, а потом вел по пути».

Он сказал: «Из внешности всех творений Аллаха ясно, мужчина это или женщина».

Потом его спросили: «А каково значение “а потом вёл по путиˮ?»

Он сказал: «Он повёл их к браку и соединению».

(«Кафи», том 5, С. 567).

11. Фатима Захра (А) на вопрос «Что лучше для целомудренной женщины?» ответила: «Самое лучшее для женщины — это когда она не видит посторонних мужчин, и мужчины не видят ее».

(«Бихар, том 103, С. 250).

12. Имам Садык (А) сказал: «Всякая женщина, которая почитает своего мужа и не мучает его, будет счастливой».

(«Бихар», том 103, С. 253).

13. Пророк (С) сказал: «Лучшие женщины из вас — те, которые любят».

(«Бихар», том 103, С. 235).

14. Имам Али (А) сказал: «Ревность женщины — неверие, ревность мужчины — вера».

(«Нахдж уль-балага», афоризм 124).

15. Он также сказал: «Джихад женщины — доброе поведение с мужем».

(«Нахдж уль-балага», афоризм 136).

16. Он также сказал: «Лучшие качества женщины суть худшие для мужчины: тщеславие, трусость и жадность, и если женщина тщеславна, то она никому ни в чем не уступает, если жадна, то это значит, что бережет не только свое добро, но и добро своего супруга, если же она труслива, то бежит в страхе от всего, с чем столкнется».

(«Нахдж уль-балага», афоризм 234).

17. Имам Реза (А) сказал: «Некоторые из женщин являются лучшим приобретением мужчины. Это — те, которые проявляют любовь по отношению к нему».

(«Мустадрак», том 2, С. 532).

18. Пророк (С) сказал: «Жена — хранительница имущества мужа, и она будет спрошена за это».

(«Мустадрак», том 2, С. 550).

19. Пророк (С) сказал: «Женитесь и не разводитесь. Трон Аллаха содрогается, когда совершается развод».

(«Нахдж уль-фасаха», хадис 1147).

20. Пророк (С) сказал: «Аллах предписал вам добро по отношению к женщинам. Ибо ваши жены, матери, сестры и тёти — женщины».

(«Нахдж уль-фасаха», хадис 779).

21. Пророк (С) сказал: «Лучшие из ваших женщин — целомудренные, любвеобильные, которые берегут своё целомудрие перед другими мужчинами и любвеобильны по отношению к мужу».

(«Нахдж уль-фасаха», хадис 1534).

22. Пророк (С) сказал: «Целомудрие — украшение женщин».

(«Нахдж уль-фасаха», хадис 2008).

23. Ибн Аби Ауджа (известный атеист того времени) спросил у ученика Имама Садыка (А) Хишама ибн Хакама: «Разве Аллах не мудр?» Он сказал: «О да, Он мудр».

Тот сказал: «Тогда скажи мне об аяте: “Женитесь на других женщинах, которые нравятся вам: на двух, трех, четырех. Если же вы боитесь, что не будете одинаково справедливы к ним, то довольствуйтесь однойˮ . Разве это не то, что Аллах сделал обязательным?»

Хишам сказал: «Да».

Ибн Аби Ауджа сказал: «Тогда сообщи мне об аяте: “Вы не сможете относиться к женам одинаково справедливо даже при сильном желании. Не наклоняйтесь же полностью к одной, оставляя другую словно висящейˮ. Какой мудрый будет говорить так?»

Он не смог ничего ответить и, когда отправился к Имаму Садыку (А) в Медину, спросил у него. Имам Садык (А) сказал: «Что касается аята “Женитесь на других женщинах, которые нравятся вам: на двух, трех, четырех. Если же вы боитесь, что не будете одинаково справедливы к ним, то довольствуйтесь одной ˮ, то тут речь идёт о выплате их содержания. А что касается аята “Вы не сможете относиться к женам одинаково справедливо даже при сильном желании. Не наклоняйтесь же полностью к одной, оставляя другую словно висящейˮ, то тут речь идет о любви к ним».

Когда Хишам сказал это Ибн Аудже, тот сказал: «Клянусь Аллахом, это пришло не от тебя».

(«Кафи», том 5, С. 362).

24. Джабраил снизошёл к Пророку (С) и сказал: «О Мухаммад! Твой Господь приветствует тебя и говорит: “Девственницы из числа женщин подобны плодам на дереве. Когда же плод созреет, он должен быть собран, а иначе испортится от солнца и ветра. Так и девственницы — когда они достигнут зрелости, то должны выйти замуж, а иначе их может постичь порчаˮ».

Тогда Посланник Аллаха (С) поднялся на минбар и донёс это до людей. Люди спросили его: «За кого выдавать их замуж?» Он сказал: «За подобных им». Они спросили: «А кто подобен им?» Он сказал: «Верующие подобны друг другу».

Вслед за этим он, не сходя с минбара, поженил Зубаа дочь Зубейра ибн Абдульмутталиба с Микдадом ибн Асвадом и сказал: «О люди! Я поженил дочь своего дяди с Микдадом, чтобы брак стал проще».

(«Уйун ахбар реза, том 1, С. 294).

25. У Имама Али (А) спросили: «Каковы те четыре, которые не могут насытиться от других четырёх?» Он ответил: «Земля не может насытиться дождём, женщина – мужчиной, глаз – взглядом и знающий – знанием».

(«Уйун ахбар реза, том 1, С. 214).

26. Имам Садык (А) сказал: «Тот, кто возьмет себе женщину, должен заботиться о ней и уважать её, потому что женщина — как игрушка: тот, кто держит её в руках, не потеряет её».

(«Курбу ль-иснад», С. 34).

27. Имам Али (А) сказал: «Ум женщины — в её красоте, а красота мужчины — в его уме».

(«Маани ахбар» Садука, С. 228).

28. Посланник Аллаха (С) сказал: «Бойтесь Аллаха относительно двух слабых: сироты и женщины. И лучший из вас — тот, кто лучше всего относится к своему семейству».

(«Курбу ль-иснад», С. 44).

29. Имам Али (А) сказал: «Проклят всякий мужчина, которым управляет женщина».

(«Макариму ль-ахляк», С. 625).

30. Посланник Аллаха (С) сказал: «Чем более верующим является человек, тем больше он любит женщин».

(«Наварид», С. 12).

31. Имам Али (А) сказал (из наставлений перед сражением при Сиффине): «…Не добивайте раненых, и не причиняйте боли женщинам, даже если они задевают вас оскорблениями, и хулят ваших командиров, ведь, поистине, они — слабы и телом, и душой, и разумом; поистине, нам велено оставлять их в покое, даже если они и многобожницы; и даже в джахилию если мужчина бил женщину камнем или палкой, то потом порицался за это он сам и его потомки».

(«Нахдж уль-балага», заповедь 14).

32. Имам Али (А) сказал: «Остерегайся советоваться с женщинами, ибо их мнение слабо, а их взгляды переменчивы. Покрывай их взоры покрывалами, ибо строгость покрывала способна дольше их удерживать, и их выход наружу — не хуже, нежели возможность непроверенному человеку посещать их, и если найдешь возможным, чтобы не знали они никого, кроме тебя, то делай так. Не доверяй женщине дел, кроме ее личных, ибо женщина — рейхан (ароматный цветок), а не кахраман (служанка или сильный человек). Не обольщай душу ее величанием, не поощряй её вмешиваться в дела других. Не проявляй неуместного подозрения, ибо это правильную женщину ведет ко злу, а праведную — к сомнениям».

(«Нахдж уль-балага», письмо 31).

33. Имам Али (А) сказал: «Женщина — скорпион, чей укус сладок».

(«Нахдж уль-балага», афоризм 61).

34. Имам Али (А) сказал: «Целомудрие женщины сохраняет её душевное здоровье и красоту».

(«Бихар», том 103, С. 234).

35. Имам Али (А) сказал: «Благословение в том, чтобы поступать наоборот по отношению к тому, что говорит женщина».

(«Кафи», том 5, С. 518).

36. Имам Али (А) сказал: «Поступай благожелательно по отношению к жене и говори с ней наилучшим образом, и твоя жизнь будет благой».

(«Макарему ль-ахляк», С. 218).

37. Имам Аскари (А) сказал:

«А если не будет двух мужчин, то — мужчину и двух женщин» — повелитель верующих (А) сказал по поводу этого аята: «Свидетельство двух женщин равно свидетельству одного мужчины. Если есть свидетельство двух мужчин или одного мужчины и двух женщин, то по их свидетельству выносится решение».

А потом он сказал: «Посланник Аллаха (С) сказал: “Свидетели должны быть сводобными, а не рабами, потому что рабы служат господину, а потому их свидетельство не принимается. И свидетели должны быть мусульманами, потому что Аллах почтил справедливых мусульман тем, что их свидетельство принимается, и сделал это в числе их награды в ближнем мире, прежде чем они перейдут в будущий мирˮ.

К Посланнику Аллаха (С) пришла женщина и сказала: “О Посланник Аллаха! Аллах — Творец мужчин и женщин, Адам — отец мужчин и женщин, и Ева — мать мужчин и женщин, а ты — Посланник Аллаха к мужчинам и женщинам. Тогда почему в вопросах наследства свидетельство одного мужчины равняется свидетельству двух женщин?ˮ Посланник Аллаха (С) сказал: “Таково решение Мудрого, Справедливого, Который не совершает угнетения, но управляет делами по Своему знанию. Однако вы, женщины, имеете недостатки (изъяны или неполноту) в религии и разумеˮ. Она сказала: “О Посланник Аллаха! А в чем наши недостатки?ˮ Он сказал: “Почти половину своей жизни вы проводите, не читая намаз из-за месячных, и вы много посылаете проклятия и впадаете в неверие. Женщина живёт десять лет с мужчиной, который прекрасно относится к ней и даёт ей все блага. Но когда его постигает несчастье или бедность, она говорит ему: ‘Я никогда не видела от тебя ничего хорошего!’ То, что имеет женщина из этих недостатков — испытание для неё, и она должна терпеть это (терпеть эти побуждения и не вести себя подобным образом), и тогда Аллах сделает великой её награду. Возрадуйся же!ˮ А потом он сказал: “Каким бы плохим ни бывал мужчина — женщина будет хуже его. И какой бы праведной ни была женщина — мужчина будет праведнее её. Аллах не установил равенство между мужчиной и женщиной ни в коем случае, исключая равенство между Фатимой и Али в свидетельствеˮ».

(«Тафсир Имама Аскари», С. 656).

Многожёнство

Основой в исламе является женитьба мужчины на одной женщине и создание таким образом семьи, в которой царит любовь и взаимная привязанность. Однако ислам, подобно предыдущим небесным законам, разрешает многожёнство, потому что оно приносит определённую пользу отдельному человеку и обществу. Однако он ограничил это разрешение некоторыми условиями, установив правила, призванные защитить женщину от неподобающего обращения и несправедливости и обеспечить соблюдение её прав. В их числе:

  1. Справедливость

Ислам установил правила, регулирующие многожёнство.

Мужчина обязан соблюдать справедливость в вещах материальных и явных, очевидных, например, в содержании жён, количестве ночей, которые он проводит с каждой из них, и так далее. Тому, кто не способен соблюдать справедливость в этом, запрещается иметь больше одной жены, поскольку Всевышний Аллах сказал: «Если же вы боитесь, что не будете одинаково справедливы к ним, то довольствуйтесь одной» (4:3). А тот, кто поступает так, совершает скверное деяние и тяжкий грех. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Если у человека было две жены и он (явно) склонялся к одной, он придёт в Судный день со склоняющейся половиной тела» (Абу Дауд, 2133).

Если же говорить о сердечной склонности, то в этом справедливость не является обязательной. Именно это подразумевается в словах Всевышнего: «Вы не сможете относиться к женам одинаково справедливо даже при сильном желании» (4:129).

  1. Способность содержать всех жён.

Мужчина должен обладать способностью содержать всех своих жён, потому что это непременное условие дозволенности даже первого брака, не говоря уже о втором.

  1. Жён не должно быть больше четырёх.

Это предел многожёнства в исламе. Как сказал Всевышний Аллах: «Женитесь на женщинах, которые нравятся вам — двух, трёх или четырёх. Если же вы боитесь, что не будете одинаково справедливы к ним, то довольствуйтесь одной» (4:3). Если у человека было на момент принятия ислама больше четырёх жён, он должен выбрать четырёх и дать развод остальным.

  1. Запрещается жениться одновременно на нескольких женщинах, которых связывает следующее родство, дабы не портить отношения между родственницами.
  • Запрещается жениться одновременно на женщине и её сестре.
  • Запрещается жениться одновременно на женщине и её тётке со стороны матери.
  • Запрещается жениться одновременно на женщине и её тётке со стороны отца.

Неизвестное многим мнение шафиитов и ханбалитов и подробное разъяснение шейха Ибн Усаймина по вопросу о том, что в основе лучше для мужчины: одна жена или несколько.

Сказал имам Абу аль-Хусейн аль-Имрани аш-Шафии: «Сказал аш-Шафии: «Лучше для него ограничиться одной, даже если разрешено ему больше, в соответствии со словами Всевышнего: «Если же вы опасаетесь, что не будете одинаково справедливы к ним, то довольствуйтесь одной или невольницами, которыми овладели ваши десницы. Это ближе к тому, чтобы избежать несправедливости».
Ибн Дауд возразил аш-Шафии и сказал: «Почему он сказал, что ограничиться одной лучше? У пророка, мир ему и благословение Аллаха, было одновременно много жен, а он делает только то, что лучше. Также он сказал: «Женитесь и приумножайте».
Ответ: не пророку, мир ему и благословение Аллаха, лучше обходиться одной из опасения для него, что он не сможет быть справедливым. А что касается пророка, мир ему и благословение Аллаха, то он был надежен. И что касается его, мир ему и благословение Аллаха, слов: «Женитесь и приумножайте», — то это побуждение к женитьбе, не к многоженству». См. «Аль-Баян фи мазхаб аль-имам аш-Шафии» 11/189.

Сказал имам Али ибн Сулейман аль-Мардауи аль-Ханбали: «Желательно также, чтобы он не брал больше одной, если при этом достигнуто целомудрие, согласно правильному мнению в мазхабе… Сказал Ибн Хатыб ас-Салямия: «Большинство наших товарищей сочли желательным, чтобы он не брал больше одной». См. «Аль-Инсаф» 8/16.

Сказал шейх Мансур аль-Бухути аль-Ханбали, объясняя слова имама Абу ан-Наджа аль-Хаджауи аль-Ханбали: «Желательно «не брать больше одной, если посредством нее достигнуто целомудрие», по причине подвергания себя запретному. Всевышний сказал: «Вы не сможете относиться к женам одинаково справедливо даже при сильном желании». И сказал пророк, мир ему и благословение Аллаха: «У кого было две жены, и он склонился к одной из них, тот придет в Судный день кривобоким». Хадис передали пятеро (имамов-мухаддисов)». См. «Кашшаф аль-кына'» 11/148.

Сказал кады Джамалюддин ар-Райми аш-Шафии: «У аш-Шафии и большинства ученых разрешено свободному иметь одновременно четыре свободные жены, не разрешено иметь одновременно больше четырех и желательно не брать больше одной, особенно в это наше время (он умер в 792 г.х.)». См. «Аль-Ма’ани аль-бадиа фи ма’рифа ихтиляф ахль аш-шариа» 2/195.

При пояснении слов из ханбалитского матна: «Сунной является жениться на одной», — говорит шейх Ибн Усаймин, приводя обоснования этого мнения:

«То есть: не больше. Это вопрос, в котором разошлись обладатели знания. Некоторые из ученых сказали, что следует жениться более чем на одной…
…И склонились некоторые ученые к тому, что сунной будет ограничиться одной. В качестве причины этого они указали, что это безопаснее для его ответственности от попадания в несправедливость. Потому что если он женится на двух и более, то может быть не сможет быть справедливым между ними, и также потому, что это более способствует удержанию семьи от разрозненности, так что будут дети этой жены, дети той, и между ними может сложиться взаимная неприязнь, основанная на взаимной неприязни между их матерями, как это иногда и наблюдается. Также потому что это более способствует соблюдению обязанностей перед женой, из расходования на ее содержание и другое. Также это легче для мужчины в плане соблюдения справедливости, ведь соблюдение справедливости — дело великое, и нуждается в приложении стараний. И это мнение — широко известное в мазхабе.
А если кто-нибудь скажет: «Разве слова Всевышнего: «…То женитесь на женщинах, которые нравятся вам: на двух, трех, четырех. Если же вы боитесь, что не будете одинаково справедливы к ним, то довольствуйтесь одной или невольницами, которыми овладели ваши десницы», — не делают более весомым мнение того, кто говорит, что многоженство лучше? Ведь Аллах сказал: «Если же вы опасаетесь, что не будете одинаково справедливы к ним, то довольствуйтесь одной», — и установил ограничение одной тогда, когда человек опасается несоблюдения справедливости. И из этого следует, что если он способен быть справедливым, то лучше для него жениться на четырех».
Мы скажем: да, этот аят привел в довод тот, кто считает предпочтительным многоженство. Суть его указания на этот вывод в том, что Аллах сказал: «Если же вы опасаетесь, что не будете одинаково справедливы к ним, то довольствуйтесь одной», — и сделал ограничение одной тогда, когда человек опасается несоблюдения справедливости.
Однако, поразмыслив, мы не находим в нем указания на это. Потому что Аллах говорит: «Если вы боитесь, что не будете справедливы к сиротам, то женитесь на женщинах, которые нравятся вам: на двух, трех, четырех». Он словно бы говорит: если вы боитесь, что не сможете быть справедливыми к сиротам, которые у вас, то ведь двери для вас открыты вплоть до четырех. Было такое, что у мужчины есть сирота — дочь дяди по отцу и тому подобное. И он проявляет к ней несправедливость, оставляя ее себе, люди сватаются к ней, но он не выдает ее замуж*. И сказал Всевышний Аллах: «Если вы боитесь, что не будете справедливы к сиротам, то женитесь на женщинах, которые нравятся вам: на двух, трех, четырех». — То есть имеется ввиду: оставьте их, ведь двери для вас открыты, но не женитесь более чем на одной в положении, когда есть опасение несоблюдения справедливости. Таким образом смысл этого аята будет заключаться в разъяснении разрешенности, а не в побуждении к многоженству.
И на основе этого мы говорим: ограничение одной безопаснее. Но в то же время, если человек видит в себе, что одной ему недостаточно и посредством нее не достигается целомудрие, то мы ему велим жениться на второй, на третьей, на четвертой, пока он не достигнет спокойствия, опускания взора и отдохновения». См. «Аш-Шарх аль-мумти’ аля зад аль-мустакни» 12/10-13.

И отдельно стоит упомянуть мнение ученых-ханафитов, которые не установили желательность в многоженстве или одноженстве. Пишут авторы Кувейтской энциклопедии фикха: «Ханафиты считают разрешенным многоженство до четырех (жен включительно), если есть безопасность в плане отсутствия несправедливости в разнице отношения к ним. Если невозможна такая безопасность, то следует ограничиться тем числом, при котором она возможна. Если она невозможна вообще, то следует ограничиться одной в соответствии со словами Всевышнего: «Если же вы опасаетесь, что не будете одинаково справедливы к ним, то довольствуйтесь одной».
См. «Аль-Маусуа аль-фикхия аль-кувейтия» 41/220.

Но вот о тонком вопросе, касающемся намерения, передал имам Камалюддин ибн аль-Хумам аль-Ханафи: «И сказали (ученые-ханафиты): «Если муж не станет жениться (на второй), чтобы не подвергать огорчению ту жену, которая у него есть, то ему за это полагается награда». См. «Фатх аль-Кадир» 3/239.

  1. Предисловие
  2. История полигамии
  3. Причины и польза многоженства
  4. Количество жен
  5. Условия многоженства в отношении к женам
  6. Когда многоженство нежелательно по Исламу
  7. Когда многоженство желательно

В Исламе разрешено многоженство, но существует градация разных степеней свободы для данного положения, которая зависит от каждой конкретной ситуации, рассматриваемой применительно к определенному человеку, желающему иметь больше, чем одну супругу.

Многоженство в Исламе может быть желательным, а может быть и нежелательным и даже запретным. В зависимости от этого и рассматривается ситуация, сколько жен может иметь мусульманин. Многоженство в Исламе предполагает, что мужчина имеет право жениться максимум на четырех женщинах. Доисламские времена характеризуются тем, что в тот период истории полигамия была неограниченной, и тогда мужчина мог иметь неограниченное количество жен. Некоторые мужчины имели сотни жен, но Ислам установил жесткое ограничение, которое предполагает разрешение иметь четыре и не более супруги. И существует условие, что муж будет одинаково справедливо относиться ко всем своим супругам, что не всегда имеет место, а иногда бывает и затруднительным для мужчины-мусульманина. Практика показывает, что большинство мусульманских мужчин имеет всего одну жену. Сейчас можно сказать, что полигамия в Исламе – это больше исключение из правил.

История полигамии

Тема полигамии увлекательна и противоречива, и это относится не только к мусульманскому миру. Полигамия практиковалась издавна, она имела культурное и социальное обоснование, и основной целью полигамии было именно обеспечение потомства.

Обязательной полигамия в современном мусульманском мире не является, и есть ряд случаев, когда многоженство запрещено. Такие случаи связаны с теми законами и правилами, которые устанавливает Коран.

Историки опровергают расхожее мнение, что полигамия появилась именно в мусульманском обществе – эта практика имела место еще в древнейшем мире в самых ранних цивилизациях. Связано это было с тем, что в результате происходящих войн мужское население резко сокращалось, и оно было необходимостью. В более поздние исторические периоды участились случаи злоупотребления практикой многоженства, когда мужчины стали брать женщин в неограниченном количестве, но права женщин в таких браках ущемлялись, имели место случаи, когда в отношении некоторых жен допускалась несправедливость, наблюдались случаи дискриминации и падения нравов.

Религия Ислама по этому вопросу установила строгие ограничения и правила, и разрешение или запрет на полигамию рассматривался в каждом конкретном случае, об этом рассказывают многие фетвы.

Многоженство в Исламе не является обязательным – это лишь право, которое дается каждому мусульманину, и только он вправе решать, хочет он им воспользоваться или нет.

Причины и польза многоженства

Причина того, что полигамия в Исламе была разрешена, не заключалась в том, чтобы удовлетворить мужское биологическое желание. Причина легализации многоженства в том, чтобы дать мужчине возможность взять под опеку обездоленных женщин, которые остались без мужчины – это вдовы, разведенные женщины.

Послевоенное время характеризовалось тем, что в обществе наметился серьезный демографический дисбаланс, когда женское население по своему числу сильно превышает мужское, и многие женщины не могут найти себе супруга. Возникает масса проблем с тем, что биологическое стремление женщины реализовать себя как мать, родить ребенка, и если не получается завести полноценную семью, то хотя бы реализовать свой материнский инстинкт. Эта ситуация имеет много негативных социальных последствий, разводов, адюльтеров, семейных драм на фоне измен, и детям приходится расти без отцов. Одной из основных целей многоженства в Исламе является как раз защита прав ребенка. К целям многоженства следует отнести также сохранение института семьи, а также стремление защитить общество от негативных явлений и аморальных примеров.

Многоженство в Исламе имеет неоспоримую пользу. Его следует рассматривать не как обязанность, а как решение дозволенное, если оно несет в себе стремление разрешить моральную или социальную проблему. В дозволении многоженства есть несомненная польза и мудрость, которая заложена в него. С помощью многоженства мужчина, женатый на нескольких мусульманках, оказывается защищен от прелюбодеяний, оно оберегает от греха тех мужчин, которые не могут быть удовлетворены только одной женой.

С помощью многоженства решается вопрос защиты женщины от тех любителей страстей, которые присматриваются к одинокой женщины и пытаются увлечь ее на сторону греха.

Еще одна несомненная польза многоженства – это стремление дать мужчине и женщине возможность увеличить потомство. Многоженство в Исламе несет в себе и еще одну очень важную функцию – оно охраняет мусульманский народ от нечестия и всевозможных болезней.

Количество жен

Отвечая на вопрос, сколько жен может иметь мусульманин, Ислам разрешает мужчине жениться не один раз и иметь четырех жен одновременно, но насихат по этому вопросу таков: муж должен соблюдать, уважать и признавать права каждой своей супруги.

Основной принцип Ислама в вопросе многоженства заключается в том, чтобы мужчина нес ответственность за свое отношение к женщинам, и это справедливое требование предъявляется и к женщинам – каждая из них должна нести ответственность за свое отношение к мужу. Мусульманин должен не только решить, на скольких женщинах он может жениться, но и насколько он может позволить себе содержать нескольких жен.

Условия многоженства в отношении к женам

Если мужчина имеет две или больше жены, то по Исламу ему не разрешено спать одновременно с двумя или более женами. Он должен проводить ночь по очереди с каждой женой — в идеале. Приветствуется, чтобы муж не забывал надолго одну из жен и не приходил к другой слишком часто.

Мусульманин обязан заботиться одинаково о каждой из своих жен, обеспечить их одинаковым материальным достатком, уделять одинаковое внимание духовной жизни и религиозному воспитанию каждой из них. Ни одна из них не должна нуждаться ни в чем. Если мусульманин имеет несколько жен, то он должен обеспечить для каждой из них одинаковые условия жизни. Мусульманин не должен ни выделять ни одну из своих супруг перед другими, ни принижать ни одну из них. Мусульманин должен одинаково радовать каждую из жен, развлекать их в равной степени, он не должен ни одной из своих жен отказывать в одежде или в украшениях. Но мужчина должен знать меру в подарках, не баловать своих женщин и не потакать их прихотям.

Каждая супруга должна в одинаковой степени стремиться создать в доме благоприятную обстановку, создать хорошую уютную атмосферу. В заботу мусульманина входит обеспечить безопасность для каждой из жен, процветание своим супругам и детям. В священной Книге Коран сказано: «Они одеяния для вас, а вы — для них» (сура Аль-Бакара (Корова), 187-й аят).

Это же относится и к тому количеству и качеству внимания, которое муж должен уделять каждой из жен. Ислам дозволяет исключения, к примеру, это не относится к тем случаям, когда одна из жен сама позволяет, чтобы муж проводил с ней меньшее количество времени, чем с остальными в силу проблем со здоровьем, возрастом или занятости с новорожденным ребенком.

Забота о детях, рожденных от разных жен, также должна распределяться равномерно, и в этом вопросе мусульманин должен следить за равноценным распределением заботы и внимания даже более щепетильно, чем если бы это касалось жен.

Когда многоженство нежелательно по Исламу

Если мусульманин не может справедливо и поровну обеспечить будущих жен материальными благами – жильем, одеждой, мебелью, пищей, то такому мужчине нежелательно иметь несколько жен. Мусульманин обязан, беря вторую супругу, предоставить ей отдельное жилье, если она не согласилась сама жить под одной крышей с первой женой супруга. Жилье, которое обеспечивает мусульманин для своих жен, должно быть одинаковым по своему комфорту и не быть лучшим для одной супруги и худшим для другой.

Запрещена полигамия для тех мужчин, которые материально не обеспечены настолько, чтобы содержать несколько жен, которые физически слабы, или для тех, кто сам осознает, что не сможет выполнить все перечисленные в Шариате требования для многоженства и относится справедливо ко всем своим женам.

Когда многоженство желательно

Шариат называет многоженство желательным в тех случаях, если первая супруга больна или не может родить ему ребенка, но и здесь важно соблюдать принцип равноправия между супругами.

Возможен ли брак между мусульманами и христианами

Межрелигиозные браки не редки в современном мире. И все же различие таких религий, как христианство и мусульманство, может стать серьезной преградой для влюбленных, желающих вступить в брак.

Особенности религий

Христианство и мусульманство – монотеистические религии. Их взгляды на священный союз мужчины и женщины во многом совпадают, но все же имеют различия.

Мусульманство

Согласно исламу все взрослые люди должны состоять в браке – священном договоре между двумя людьми. Помимо официальной росписи в ЗАГСе мусульманами совершается «никях» – некий аналог христианского венчания. Никях позволяет мужчине иметь несколько жен, если он может их обеспечить, а также дает право супругам разводиться.

Жена должна быть послушной и покорной мужу, принимать все его взгляды и поступки. Муж в свою очередь должен уважать и почитать свою супругу, ведь она – мать его детей.

Христианство

По христианским традициям брак между мужчиной и русской девушкой заключается в церкви. Хотя церковь и признает государственную роспись, но рекомендует венчаться в храме. Развод в этом случае возможен, но крайне нежелателен.

В христианстве говорится, что супруги – одна плоть, уравнивая супругов в правах. Однако, признает, что жена слабее мужа и должна ему подчиняться, а муж должен уважать и почитать супругу.

Связь мусульманки с христианином – взгляд религий

В России проживают люди разных конфессий, поэтому брак с человеком другой веры не редкость. Хотя с точки зрения религии подобный союз нежелателен, а в некоторых ситуациях – невозможен.

В Коране сказано, что «Не выдавайте замуж за язычников, пока те не уверуют». Это означает, что мусульманки могут выходить замуж за неверных, которые приняли ислам.

Мусульманин может жениться на девушке другой религии, если эта девушка целомудренна и примет жизненный уклад супруга. А вот мусульманка не может выйти замуж за человека другой веры, иначе ее брак будет считаться непризнанным, а она сама – неверной.

Согласно мусульманскому укладу, муж – главный в семье, и супруга всюду следует за ним и подчиняется ему. Если она выходит замуж за иноверца, то отрекается от своей религии, устоев, ценностей.

Хотя христианство считается толерантной религией, связь с иноверцами она тоже не приветствует. Более того, такие союзы до 1917 года были запрещены. В Священном Писании даже говорится, что смешанный брак – зло и большой грех.

Что представляет собой смешанный союз

Современное общество терпимо относится к смешанным браком – если молодые люди любят друг друга, то религия им не помешает. Но старшее поколение осуждает такие союзы и не признает их.

Конечно, в смешанном союзе возникнет много сложностей:

  • неприятие жениха/невесты семьей;
  • осуждение обществом – особенно фанатичными верующими;
  • разногласия на почве разности менталитетов при выборе образа жизни, в понимании роли супруги/мужа в семье, воспитании детей.

Конфликты возникают в вопросе того, в какой именно традиции растить детей – мусульманской или православной. Еще и родственники с обеих сторон пытаются «спасти» внуков от чужой веры – раз уж детей «спасти» не удалось.

Но при всем этом смешанные браки учат терпимости, пониманию и уважению других культур и вероисповеданий, способствуют примирению разных этносов и даже стран. Дети в такой семье более открытые и разносторонние – они соединяют в себе сразу две культуры, возможно, даже знают два языка, на которых разговаривают их родители.

Как совершается брак

Согласно канонам мусульманка не может выйти замуж за иноверца. Поэтому традиционный никак невозможен. Однако, если парень согласится принять мусульманскую веру, то обряд провести можно. Только будущая жена должна следить, чтобы ее новоиспеченный супруг соблюдал правила Шариата.

Если жених не желает менять веру, то свадьба с таким человеком считается в мусульманской среде недействительной и порочит честь девушки. Невеста также может принять веру мужа и совершить обряд в христианских традициях.

Существует и третий вариант: обычная роспись в ЗАГСе без уклона в ту или иную религию. Так поступают многие современные пары, для которых различие в вере не имеет большого значения. Даже воспитанные в той или иной вере люди могут не принимать религию и быть атеистами. Тогда брак заключается между двумя равными гражданами страны.

Как совершается развод

Развод происходит по тем традициям, по которым заключался брак. Если был совершен мусульманский брак, то мужчина должен сделать заявление – три раза сказать избраннице «я развожусь». После этого жена должна подождать, пока у нее пройдет три менструальных цикла, чтобы она могла снова выйти замуж.

В христианском браке развод категорически запрещен. Хотя в последние годы церковь идет на уступки и развенчивает браки, но только по серьезным причинам и делает это неохотно.

Ну а если супруги не связывали себя никакими обрядами, кроме гражданского акта в ЗАГСе, то развод происходит с помощью письменного заявления и согласия обеих сторон.

Брак мусульманки и христианина имеет много преград и трудностей, связанных не только с религией, но и с мировоззрением каждого из них. Перед вступлением в такой смешанный брак вы должны быть абсолютно уверены, что с этим человеком готовы провести всю свою жизнь.