Моисей на горе

Содержание

На которых еще не бывал

На которых еще не бывал.

Выполнила ученица 11 класса

МБОУ «Усишинская СОШ №3»

Курбанова Патимат Абдуллаевна.

Усиша 2013г.

Горы, что вы сделали со мной?

Чем заворожили? Властным зовом

К подвигам горячим и суровым

Или мудрой снежной сединой?

Ваша твердость мне передается,

Я держусь на ваших скользких тропах.

Чем пытливей вглядываюсь в пропасть,

Тем ровней, спокойней сердце бьется

И встречая блеск вершин бесстрашных,

В самом риске чую твердь опоры.

Горы любят сильных и отважных,

Горы любят тех, кто любит горы.

Так оставьте ненужные споры.

Я себе уже все доказал —

Лучше гор могут быть только горы,

На которых еще не бывал.

У каждого человека есть хобби: кто-то собирает открытки, кто-то коллекционирует марки, кто-то оформляет гербарий, кто-то любит рыбачить или совершать пешие прогулки. А я люблю горы. Наверное, не встретишь человека, который был бы равнодушен к горам. Даже на картинах и фотографиях горы удивляют своим могуществом, своей неприступностью, своими неповторимыми пейзажами. Горы похожи на колонны, очень красивые, которые тянутся длинными рядами, а иногда прерываются страшной пропастью, и вдруг снова появляются новыми высотами.

Почему людей привлекают горы? Конечно, своей красотой, высокими и отвесными утёсами, прекрасной природой, чистым воздухом, вечными снегами на вершинах. Но не только этим они привлекают людей. Почему же людей тянет в горы? Там всё, что вокруг человека, всё простирается под ним. Под ним земля, окружённая сотнями пиков, всё внизу кажется таким крошечным и мизерным, что человек начинает чувствовать себя великаном. «Человек – хозяин мира» — это начинаешь чувствовать в горах. Ведь стоя на вершине, человеку кажется, что он может переступить с вершины на вершину и зашагать по планете. Здесь природа далека от суетного мира. Здесь человек обретает свободу духа, забывает о тех проблемах, которые он оставил там — у подножия. Горы воспитывают человека. Только в этих экстремальных условиях можно определить настоящие человеческие качества: доброту и мужество, преданность и силу, уживчивость и способность прийти на помощь. Все эти качества при восхождении на горы приобретают особую ценность. Горы – это урок жизни.
Для меня огромное счастье родиться и жить в селе, которое со всех сторон окружают горы, откуда и само название Усиша: село-сундук. Это удивительно красивое место, где великолепная природа сочетается с достойными традициями и обычаями. У подножья гор, Где сады цветут, Раскинулась ты Усиша моя. Наши предки рассказывают, что именно горы спасали раньше наше село от нападения соседей-захватчиков. Люди специально строили свои дома на холмах, чтобы легче было обороняться. А теперь они нас не только защищают, но и кормят (люди сажают здесь сады и огороды) и поят холодной родниковой водой. Говорят, что надо быть истинным горцем и очень сильно любить горы, чтобы по – настоящему понять и почувствовать их красоту и величие. Наши горы красивы и величавы. Поднимаешься по холмам и оврагам и удивляешься: сколько бы лет ни прошло, как бы наша жизнь ни менялась, а они все такие же могучие и интересные. На самой их вершине можно увидеть, как встает ранним летним утром солнце, касаясь своими легкими лучами берегов Каспия, как на ладони просмотреть луга и пашни со стадами овец, небольшие сёла Акушинского, Левашинского и Дахадаевского районов, рассыпанные как маленькие горошины на большой зеленой скатерти. Мне кажется, в горах и природа другая, и воздух иной, и даже грозу воспринимаешь иначе. Помню, однажды, когда мы начали спускаться с горы, вдали глухо громыхнул пер­вый удар грома. Все кругом как-то разом стихло и замерло. Солнце быстро клонилось к западу, погружаясь в целое море кровавого золота; по траве от легкого ветерка точно пробегала судорожная дрожь. Разбросанные по сторонам камни, топорщившиеся в траве кус­ты и кустики, точно выросшие внезапно силуэты отдельных елей и пихт слились в великолепную гармоничную картину, кото­рой нельзя было не залюбоваться. А на западе блестело пос­ледним светом закатывавшееся солнце, обливая розовым огнем верхушки леса и скалистые гребни гор. Это была настоящая борьба света и мглы, сопровождавшая­ся оглушительной канонадой

Горы — это не просто камни, это совершенно безумное сочетание камня, снега, деревьев, рек, ручьев, цветов, озер…это не только безумное, но еще и просто образцово гармоничное сочетание всех этих составляющих

Горы-то место,где отдыхаетдуша, когда тело вопит о пощаде.Там легкие рвутся от какого-то непонятного ощущения свободы,а за ними ,от счастья,то же самое делает сердце.

Недалеко от села Гинта, которое находится в нашем районе, расположен горнолыжный комплекс «Чиндирчеро». Здесь прекрасные климатические условия, удивительные ландшафты и пейзажи, горы и снег. На территории горнолыжной базы всегда много народа. Туристы катаются на лыжах, сноубордах, санках, снегоходе, квадроцикле. Зимними видами спорта здесь можно заниматься с декабря по март. Проводятся здесь и разнообразные соревнования. Иными словами, скучать не придется. Зимой в горах очень много снега. Поэтому никто и ничто не в силах испортить горнолыжный сезон. Отдых на горнолыжной базе приносит море положительных эмоций, экстрим и приятные воспоминания

Снег в горах — не снег в городе. Иногда даже кажется, что он по-другому хрустит под ногами.

Конечно, наши горы не похожи на Карпатские или Уральские, они – другие. Но тоже очень прекрасны!

Давай бродить в горах или в степях,

Под снегом севера, под солнцем юга, Поедем на собаках, на слонах, Пойдем пешком, взяв за руки друг друга. Мы реки бурные переплывем, Пройдем леса, друг друга обнимая, Иль крыльями своей любви взмахнем И вдаль умчимся с журавлиной стаей. И горы мира, села, города Любовью нашей будут восхищаться. Людское зло и смертная вражда Самих себя, быть может, устыдятся. Порой, влюбленных ланей видя взгляд, Стрелок и тот стреляет невпопад. Р.Гамзатов.

спуститься с горы

Смотреть что такое «спуститься с горы» в других словарях:

  • СПУСТИТЬСЯ — СПУСТИТЬСЯ, спущусь, спустишься; совер. 1. с чего. Переместиться сверху вниз. С. с горы. С. вниз по течению. С. с облаков (перен.: от мечтаний обратиться к действительности; ирон.). 2. (1 ое лицо и 2 е лицо не употр.), перен. О ночи, тумане:… … Толковый словарь Ожегова

  • спуститься с — ▲ покидать верхний, место с … спуск. спуститься покинуть верхнюю позицию. спустить. сойти (# с трибуны). съехать (# с горы). скатить, ся. сползти. соскользнуть (# с лошади). свезти (# с горы). свести. слететь. соскочить (# с лошади).… … Идеографический словарь русского языка

  • спуститься — спущу/сь, спу/стишься; св. см. тж. спускаться, спуск 1) а) Переместиться сверху вниз. Спусти/ться с горы. Спусти/ться с лестницы. Спусти/ться … Словарь многих выражений

  • спуститься — спущусь, спустишься; св. 1. Переместиться сверху вниз. С. с горы. С. с лестницы. С. на лифте, на парашюте, на лыжах. С. по канату. С. к реке, к морю. С. по дороге, по косогору. С. в подвал, в трюм, в шахту. С. под землю, под воду. С. быстро,… … Энциклопедический словарь

  • Галилео (программа) — У этого термина существуют и другие значения, см. Галилео. Галилео Жанр научно популярная развлекательная программа Режиссёр(ы) Кирилл Гаврилов, Елена Калиберда Редактор(ы) Дмитрий Самородов Производство Телеформат ( … Википедия

  • Список сезонов телепрограммы «Галилео» — Основная статья: Галилео (программа) В основном каждый выпуск состоит из четырёх шести сюжетов и одного эксперимента в студии. Сюжеты могут быть как и из оригинальной немецкой версии, так и снятые уже русской командой. Содержание 1 1 сезон (март… … Википедия

  • «Галилео» — Галилео Заставка программы Жанр инфотейнмент Режиссёр Кирилл Гаврилов Ведущий Александр Пушной Озвучивают Борис Репетур, Ирина Киреева Композитор … Википедия

  • С — (1) С (1) . См. эс. (2) С (2) см. также (1) и , глагольная приставка. Обозначает: 1) движение с разных сторон в одну точку, напр. сходиться, сблизить(ся), связать, сварить (два куска металла), сковать, складывать,… … Толковый словарь Ушакова

  • С — (1) С (1) . См. эс. (2) С (2) см. также (1) и , глагольная приставка. Обозначает: 1) движение с разных сторон в одну точку, напр. сходиться, сблизить(ся), связать, сварить (два куска металла), сковать, складывать,… … Толковый словарь Ушакова

  • С — (1) С (1) . См. эс. (2) С (2) см. также (1) и , глагольная приставка. Обозначает: 1) движение с разных сторон в одну точку, напр. сходиться, сблизить(ся), связать, сварить (два куска металла), сковать, складывать,… … Толковый словарь Ушакова

  • С — (1) С (1) . См. эс. (2) С (2) см. также (1) и , глагольная приставка. Обозначает: 1) движение с разных сторон в одну точку, напр. сходиться, сблизить(ся), связать, сварить (два куска металла), сковать, складывать,… … Толковый словарь Ушакова

Возвести очи горе

Смотреть что такое «Возвести очи горе» в других словарях:

  • горе — 1. го/ре я; ср. см. тж. горе 2., горе 3., горюшко 1) Глубокая печаль, скорбь, глубокое душевное страдание. Пережить, испытать, видеть горе. Причинить, принести кому л. горе. Сочувствовать чьему л. горю. Неутешное горе … Словарь многих выражений

  • горе́ — нареч. книжн. устар. Ввысь, к небу. Возвести очи горе. Воздеть руки горе … Малый академический словарь

  • горе — I. ГОРЕ я; ср. 1. Глубокая печаль, скорбь, глубокое душевное страдание. Пережить, испытать, видеть г. Причинить, принести кому л. г. Сочувствовать чьему л. горю. Неутешное г. Своё, собственное г. Убитый горем. Поседеть от горя. С горя заболеть,… … Энциклопедический словарь

  • ОКО — Аргусово око. Книжн. О бдительном, всевидящем стороже. /em> Восходит к греческой мифологии. БМС 1998, 419. Всевидящее око. Книжн. О человеку, которому все известно, от которого ничего нельзя утаить. БТС, 158; Янин 2003, 73; ШЗФ 2001, 46./em>… … Большой словарь русских поговорок

  • Иоанн IV Васильевич Грозный — — царь и великий князь всея Руси, старший сын великого князя Василия ??? Иоанновича и второй супруги его Елены Васильевны, урожденной княжны Глинской, род. 25 августа 1530 г., вступил на великокняжеский престол 4 декабря 1533 г., венчан на… … Большая биографическая энциклопедия

  • ВЛАДИМИРСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ — (празд. 21 мая, 23 июня, 26 авг.), самая ранняя из известных сохранившихся чудотворных икон Др. Руси, одна из великих святынь России. История ее почитания, подробно зафиксированная в летописях и сказаниях, отличается глубокой духовной связью… … Православная энциклопедия

  • ВЛАДИМИР (ВАСИЛИЙ) СВЯТОСЛАВИЧ — (ок. 960 15.07.1015, с. Берестово под Киевом), равноап. (пам. 15 июля и 10 окт. в Соборе Волынских святых), кн. киевский (978 1015), креститель Руси, сын киевского кн. Святослава Игоревича (ок. 960 972), внук равноап. киевской кнг. Ольги († 969) … Православная энциклопедия

  • Беллини, Джованни — У этого термина существуют и другие значения, см. Беллини. Джованни Беллини итал. Giovanni Bellini … Википедия

  • Сура 6. Скот — 1. Хвала Аллаху, Кто небеса и землю создал, Устроил мрак и свет! И все же те, кто не уверовал (в Него), Других придумывают в равные Ему. 2. Он Тот, Кто вас из глины создал И срок установил (для вашей жизни), И у Него назначен срок другой. И все… … Коран. Перевод В. Порохового

Вершина Эвереста – высочайшая точка на Земле (8848 метров). Покорение горы – мечта для многих; но если десятки лет назад на подъем решались только профи, то сейчас Эверест штурмуют и обычные туристы.

Доминируют два маршрута – из Непала и из Тибета/Китая. В конце мая на Эвересте самый сезон: на обоих маршрутах тесно (на непальском больше 300 человек застряли в пробке) – и только за прошлую неделю в том числе из-за очередей погибли 10 восходителей.

Что же творится на главной горе планеты?

Эверест – уже не вызов для избранных, а туристический маршрут

Сначала – короткий экскурс.

Первым Эверест покорили непалец Тенцинг Норгей и новозеландец Эдмунд Хиллари (им помогала команда на 400 человек) – это случилось в 1953 году.

А теперь оцените динамику: в 1983-м на вершине побывали 8 человек, в 1990-е количество не превышало 40 в год, в 2012-м – 234 человека за один день! 2018-й стал рекордным: весной на гору взошли 715 человек.

Главная причина такой прогрессии – развитие туризма в Непале. Альпинисты – главный источник иностранного дохода страны. Только за разрешение на подъем гости платят в казну по 10 000 долларов. Дальше – покупка тура у местного турагентства. В среднем восхождение на Эверест сейчас стоит 42 500 долларов на человека.

Если 20-30 лет главную вершину планеты покоряли альпинисты, то теперь путь открыт для любого, даже без малейшей подготовки – были бы деньги.

В стоимость тура входит помощь непальских гидов – шерп, которые, если нужно, дотащат клиента до вершины на собственной спине. У шерп – наследственная адаптация к высоте (они живут на высоте около 4 км); в группе восходителей они делают всю сложнейшую работу, несут припасы и снаряжение. Чаще всего это их единственный способ заработка.

В погоне за мечтой и в расчете на помощь опытных шерп Эверест массово штурмуют и туристы, у которых нет не то что соответствующей подготовки – даже нормального здоровья.

Как на прошлой неделе гибли люди

В эти дни на горе так много народу, что на подходе к вершине (метров за 300) образуются очереди – группы стоят по несколько часов. Хотя на счету каждая минута – в этой зоне содержание кислорода в воздухе составляет только треть от нормального показателя. Почти все восходители используют кислородные баллоны, но запас не бесконечен.

Медлить нельзя даже альпинистам с мощнейшей подготовкой – обычные туристы тем более не справляются.

• 44-летнему британцу Робину Фишеру стало плохо уже на обратном пути. Он спустился на 150 метров от пика, упал и умер – всего через 45 минут после того, как побывал на вершине Эвереста.

• 54-летний ирландец Кевин Прайс не добрался до пика: плохо почувствовал себя на подъеме, вернулся в лагерь на высоту 7000 метров, но умер там.

• Трое индийских альпинистов тоже умерли в лагере на спуске. На восхождении они проторчали в очереди 12 часов – на обратную дорогу не осталось сил.

Американец Эд Доринг успешно вернулся с горы, но был в шоке от увиденного: «В какой-то момент мне пришлось обходить женщину, которая только что умерла. Было страшно. Просто как в зоопарке».

Слепой, который поднялся на Эверест

Без учета жертв 2019 года на Эвересте погибли 293 человека – это только зарегистрированные случаи. Большинство тел так и лежит на склонах – эвакуировать трудно: вертолеты не долетают, вручную – не хватит сил. К тому же это опасно для тех, кто пробует.

Из-за холода тела хорошо сохраняются и даже служат ориентирами для следующих туристов.

Почему на Эвересте такие очереди?

Восхождения проходят весной, когда в окрестностях наиболее мягкая погода. Желающих год от года становится больше, а вылавливать приемлемые для подъема дни нелегко – в этом году таких дней мало. Народ высыпает на маршрут при первой возможности – очереди и задержки почти неизбежны.

Сейчас поток настолько велик, что базовый лагерь (5364 метра) забит – там около 1000 человек.

***

Чуть лучше понять суть кошмара на Эвересте Sports.ru помогла Людмила Коробешко – первая женщина России, взошедшая на 7 высочайших вершин мира. Эверест она покоряла трижды.

• Вся экспедиция длится полтора-два месяца; большую часть времени люди проводят в базовом лагере – адаптируются к разреженному воздуху, акклиматизируются. А вот сам момент восхождения подгадывают, ищут погодное окно – обычно оно в конце мая. В этот раз маршрут с севера (с Тибета) был готов 23 мая, с юга (с Непала) – примерно на неделю раньше.

Но прогноз обещал относительно хорошую погоду на непальской стороне в один день – поэтому все в него и пошли. Хотя погода оказалась не очень хорошей: ветер сильнее ожидаемого.

• Очередь – один из факторов, почему столько смертей. Когда стоишь в очереди – больше рисков на обморожение и, соответственно, гибель. Второе – стоя в очереди, напрасно расходуешь кислород из баллона.

При этом на такой высоте (свыше 8000 метров) очередью управлять по большому счету невозможно, да и некому – все просто ждут. В теории непальцы и китайцы могли бы вешать перила на маршруте раньше – тогда бы и раньше открывался сезон. Но они пойдут и повесят тогда, когда найдут возможность; никто не хочет делать это в непогоду, рисковать жизнью.

• Раньше на Эвересте были другие правила: давали пермит (разрешение) одной команде в год, потом – одной команде по одному маршруту. Сейчас ограничений нет: пермиты достаточно дорогие, так что для Тибета и особенно для Непала Эверест – это способ заработать.

Для понимания, как действует наша группа. Мы никогда не возьмем новичка сразу на Эверест. Мы поводим его по другим экспедициям, посмотрим, на что он готов – а он наберется опыта. Потом мы составим ему программу подготовки на Эверест; нормальный человек ее выполнит, потому что от этого зависит его жизнь.

В Непале бюджетные варианты – не такие. Люди часто записываются в группу на восхождение, даже не зная напарников – компании предлагают и такой сервис. И, по сути, в гору идут непонятно кто – может, и не особо подготовленные люди.

Как таковых руководителей у этих групп нет; за главного будет повар из лагеря, который, естественно, никуда не поднимается. То есть участники бюджетной группы получают минимальный сервис, а дальше сами выстраивают маршрут. Дешевый, опасный способ, с которым шанс восхождения невелик.

• Непал толком не проверяет туристов. При оформлении пермита просят заполнить документы касательно опыта; но то, что там указывают, все равно никак не проверить. То есть принимающая сторона как бы интересуется опытом, но его отсутствие не станет основанием для отказа. Об ужесточении правил говорят несколько лет, все вроде как к этому идет: например, пускать только тех, у кого есть семитысячники. Но дальше слов это никуда не движется.

Медосмотра тоже нет. Опять же, при оформлении пермита просят справку, но это формальность. Нет однозначных противопоказаний, нет универсальной формы справки – туристы их отсылают, но больше для галочки. В хорошей группе идет врач, в бюджетной его, как правило, нет.

• Фото, которые сейчас разлетелись по сети, это с непальской стороны (южной). Оттуда к вершине выходят с 8000 метров, там последний лагерь – само восхождение длится несколько часов. С северной стороны (с Тибета) выходят с высоты 8300 метров.

— Everest Today (@EverestToday) May 25, 2019

Независимо от горы восхождение всегда начинается в ночь. Тактика такая: предстоит самый длинный день, поэтому к утру надо быть в высшей точке, а дотемна максимально спуститься. Плюс в первой половине дня в горах погода лучше.

• Наши группы поднимаются с севера. Распорядок такой: в 4-5 часов вечера заходим в последний лагерь и коротко спим. Выходим к вершине примерно в полночь, чтобы в 6-8 утра быть там. И потом стараемся к 6-8 вечера спуститься на 6400 метров, даже не заходя в последний лагерь, из которого выходили – валим вниз мимо него. Если спустился на 6400, можно уже поздравлять.

Так у нас происходило все годы, кроме этого. В этом году команда подобралась сильная, но из-за холода и пробок все сместилось: специально вышли позже – в час ночи. Руководитель опытный, прикинул: можно выйти в 9 вечера, проскочить раньше всех – но тогда на спуске уткнешься в пробку. Поэтому вышли поздно, не тратили кислород в очереди. Поздно оказались на вершине.

В итоге только в 7 вечера группа спустилась к лагерю, из которого выходила (на 8300). Провести вторую ночь на такой высоте – очень тяжело и опасно, поэтому в темноте еле-еле спустились до 7700.

Считается, что выше 7800 начинается мертвая зона, где трудно спасти в экстренной ситуации. Всех заранее предупреждают: на такой высоте только ты несешь ответственность за себя. Если самочувствие не лучшее – надо развернуться. Как правило, и кислородные баллоны используют примерно с этой высоты.

• По-моему, не было года, чтобы при восхождении на Эверест погибло меньше 4-5 человек. В этом году уже 10 – многовато, но не пиковый сезон. В 1996-м погибли 15 человек, причем 8 – массово. Но тогда очереди точно никак не влияли – скорее, неожиданная погода, быстро пришедший циклон.

>Он покоряет горы без страховки. Вообще

Синай (гора)

У этого термина существуют и другие значения, см. Синай.

Гора Синай

ивр. הַר סִינַי, араб. جبل موسى (مصر)

Вид с вершины горы Моисея (араб. Джабал-Муса)

Высшая точка

Абсолютная высота

2285 м

Относительная высота

332 м

Расположение

28°32′20″ с. ш. 33°58′29″ в. д.HGЯOL

Страна

  • Египет

Мухафаза

Южный Синай

Гора Синай

Гора Синай

Медиафайлы на Викискладе

Гора Сина́й (ивр. ‏הַר סִינַי‏‎, Хар-Синай; также гора Моисея, гора Хорив) — гора на Синайском полуострове в Египте. Согласно Библии, на этой горе Бог являлся Моисею и дал Десять заповедей.

Еврейская традиция не сохранила точного местонахождения горы Синай. Почитание нынешней горы Моисея (араб. Джабал-Муса) как горы Синай является древней христианской традицией, восходящей к началу IV века (Евсевий Кесарийский). В Новое время предлагались и другие варианты отождествления.

На вершине горы Моисея находятся православный храм Святой Троицы и маленькая мечеть. К северу от церкви под скалой есть небольшая пещера, где, согласно Библии, в течение сорока дней и ночей укрывался Моисей (Исх. 24:18; 33:20—23). На северном склоне горы расположены православный пещерный храм пророка Илии и его колодец, а также православная часовня Богородицы. С севера у подножия горы стоит монастырь Святой Екатерины.

На Синае подвизался выдающийся христианский святой Иоанн Лествичник — игумен горы Синайской, главное произведение которого, «Лествица», имеет название, указывающее на восхождение человека по духовным ступеням в Царство Небесное, земным подобием которого может являться подъём на гору Синай.

Упоминание в Библии

В Библии гора упоминается под разными названиями: Синай, гора Божия (Исх. 4:27; 18:5; 24:13), гора Божия Хорив (Исх. 3:1), гора Хорив (Исх. 33:6); о событиях у Синая говорится иногда «в Хориве».

Гора Синай также упоминается в символическом смысле:

В этом есть иносказание. Это два завета: один от горы Синайской, рождающий в рабство, который есть Агарь, ибо Агарь означает гору Синай в Аравии и соответствует нынешнему Иерусалиму, потому что он с детьми своими в рабстве; а вышний Иерусалим свободен: он — матерь всем нам.

— (Гал. 4:24—26)

Упоминание в Коране

Гора Синай несколько раз упоминается в Коране:

  • «Клянусь горой Синаем! (досл. Синином)» (Ат-Тин: 2)
  • «Мы вырастили дерево, которое растет на горе Синай (досл. Сайна) и дает масло и приправу для вкушающих» (Аль-Муминун: 20)

История

Гора Моисея на карте СинаяПравославный греческий храм во имя Святой Троицы на вершине горы Моисея. Построен в 1935 году из остатков церкви времён императора Юстиниана Великого

Еврейская традиция утратила знание точного местонахождения горы Синай (израильско-итальянский археолог Э. Анати отождествил библейский Синай с горой Хар-Карком в пустыне Негев, где он обнаружил многочисленные останки святилищ). Оно было забыто, по-видимому, уже в эпоху царей, поэтому христианская и мусульманская традиция почитания горы Моисея не связана непосредственно с древней еврейской традицией.

Христианские отшельники селились в южном Синае со II века. Они старались определить места, упоминаемые в Библии в связи с событиями Исхода, в том числе и гору Синай. Нынешнюю гору Моисея христиане почитают как библейскую гору Синай с начала IV века. В 330 году монахи, при поддержке святой императрицы Елены, построили у Неопалимой купины, растущей у самого подножия горы, маленькую церковь и башню. В 527 году святой император Юстиниан Великий основал здесь монастырь, который с XI века стал называться монастырём Святой Екатерины, в честь Екатерины Александрийской.

Паломничество

В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
Эта отметка установлена 25 июля 2017 года.

Православный священник поднимается на гору Моисея по длинной тропе

Христиане совершали паломничество к горе Синай с древнейших времен. В последние десятилетия на гору ежедневно поднимаются от нескольких десятков до нескольких сотен человек: паломников и, главным образом, просто туристов, которые приезжают в основном с курорта Шарм-эш-Шейх. От монастыря Святой Екатерины на вершину идут две тропы: короткая и длинная, которые соединяются недалеко от вершины. Короткая тропа гораздо более крутая и трудная — это традиционный монашеский и паломнический путь. Он насчитывает примерно 3100 ступеней и пройти по нему можно только пешком в дневное время, причём он ведёт непосредственно мимо церкви пророка Илии и часовни Богородицы. Длинная тропа более пологая и позволяет проехать почти до вершины на верблюде, которых предлагают желающим местные бедуины. Вдоль длинной тропы устроены палатки для отдыха, где продаются горячие напитки и сладости и предлагаются одеяла.

Нынешняя практика подниматься на гору ночью, чтобы встретить восход солнца, является продуктом туристической индустрии. В этом случае паломнику предпочтительнее подниматься ночью по длинной, а спускаться уже в светлое время по короткой тропе. Но здесь надо правильно рассчитать свои силы, потому что спуск по короткой, как и подъём, труднее, чем по длинной. Все храмы и часовни, находящиеся на горе, как правило, закрыты. Посетить их можно только получив в монастыре сопровождающего или ключи по специальной договорённости. Мечеть на вершине открыта.

В Синае сохранились около 113 древнеармянских и 20 грузинских надписей.

Галерея

  • Паломники и туристы встречают рассвет на вершине

  • Северная стена церкви Святой Троицы на вершине и пещера около неё (огорожена металлической решёткой с крестами)

  • Развалины древней христианской церкви на вершине горы Синай. На заднем плане гора Святой Екатерины. Рисунок 1837 года

  • Вид на монастырь Святой Екатерины с короткой тропы. До монастыря остается примерно четверть пути

> См. также

  • Исход
  • Гора Нево
  • Гора Святой Екатерины

Примечания

  1. Peakbagger.com
  2. География Ветхого завета
  3. 1 2 3 Святая Земля. Исторический путеводитель по памятным местам Израиля, Египта, Иордании и Ливана. / Ред. М. В. Бибиков. — М.: Третье тысячелетие, 2000. — С. 167, 168. — ISBN 5-93632-002-2
  4. Исх. 19:11,18, 20, 23; 24:16; 31:18; 34:2, 4, 29, 32; Лев. 7:38; 25:1; 26:46; 27:34; Чис. 3:1; 28:6; Втор. 33:2; Суд. 5:5; Пс. 67:9, 18; Нех. 9:13
  5. Исх. 17:6; Втор. 1:6; 4:10, 15; 5:2; 9:8; 18:16; I Цар. 8:9; II Хр. 5:10; Малахия 3:22; Пс. 105:19
  6. Библейская гора Синай может оказаться в израильской пустыне Негев? (недоступная ссылка). Дата обращения 19 июля 2014. Архивировано 5 марта 2016 года.

Ссылки

  • На Викискладе есть медиафайлы по теме Гора Синай
  • Хорив и Синай в Библейской энциклопедии архимандрита Никифора
  • Гора Синай — статья из Электронной еврейской энциклопедии
  • Виртуальное паломничество на вершину горы Синай на основе сферических панорам высокого разрешения
  • Лисовой Н. Н. Богошественная гора Синай
  • Беляков В. В. Россия и Синай
  • Гуминский В. М. Египет и Синай глазами русских паломников
  • Панченко К. А. Монастыри и бедуины в османской Палестине и на Синае (XVI — первая пол. XIX в.)
  • Игошев В. В. Серебряная рака для мощей святой Екатерины из Синайского монастыря работы московских мастеров 1687-1688 гг.

Горы манят человека, многих путешественников привлекает красота природных пейзажей. Альпинисты покоряют вершины ради спортивных достижений. Верующие люди стремятся попасть на гору Синай. Это не просто географический объект, а место единения человека с Богом. Здесь Моисей получил от Всевышнего скрижали с десятью заповедями — это был первый свод законов, которые по сей день помогают людям не совершать грехи и вести праведную жизнь.

История Синайской горы

Первые упоминания о горе Синай встречаются в древнейшей книге человечества — Библии. Здесь рассказывается история Моисея, которому явился Вседержитель. Поднявшись на возвышенность, боговидец получил свод христианских законов. Согласно Корану, гору посещал исламский пророк Мухаммед.

Упоминания в Библии

В Ветхом Завете синайский холм упоминается и под другими названиями: «гора Божья» или «Господня», «Хорив» или «Фаран». Разные наименования возникли при переводе с древнееврейского языка слов из текстов Священного писания, описывающих характерные особенности местности. «Хорив» указывает на пустынность района, а «фейран» — на пещеры в скалах. «Син» означает куст терновника.

Упоминание о горе встречается в таких книгах Ветхого Завета:

  • Исход;
  • Числа;
  • Второзаконие;
  • книга Судей израильских;
  • Псалтирь;
  • книга пророка Аввакума.

В книге «Исход» подробно описываются события, произошедшие с израильским народом в районе Божьей горы.

«Моисей пас овец у Иофора, тестя своего, священника Мадиамского. Однажды провел он стадо далеко в пустыню и пришел к горе Божией, Хориву»

«Гора же Синай вся дымилась оттого, что Господь сошел на нее в огне; и восходил от нее дым, как дым из печи, и вся гора сильно колебалась»

«И когда перестал говорить с Моисеем на горе Синае, дал ему две скрижали откровения, скрижали каменные, на которых написано было перстом Божиим»

В «Числах» упоминается пребывание Моисея на святой вершине. Израильский народ провел у подножия Синая целый год. Здесь же была проведена первая перепись после выхода из Египта.

В тридцать третьей главе «Второзакония» говорится:

«Господь пришел от Синая, открылся им от Сеира, воссиял от горы Фарана и шел с десятью тысячами святых; в правой руке его — огонь закона».

В этих словах Господь уподобляется солнцу. Он придет от Синая (места ниспослания закона Моисею), откроется от Сеира (где проповедовал Иисус), однако воссияет он во всем своем великолепии от Фарана (Аравия — Иерусалим), откуда он должен был появиться с десятью тысячами святых, с огнем закона в его правой руке.

Глава 5 «Книги Судей»:

«Горы таяли от лица Господа, даже этот Синай от лица Господа Бога Израилева.»

В стихах 19-25 105-го псалма Давида указывается на грехопадение евреев, отливших золотого тельца у подножия горы.

«Сделали тельца у Хорива и поклонились истукану»

В третьей главе «Книги Аввакума» представлена молитва проповедника, в которой описано величие славы Божьей.

«Бог грядет от Фемана, и Святый от горы Фарана. Закрыла небеса слава Его и земля стала полна хвалы Его»

Согласно толкованию епископа Палладия, пророк Аввакум напоминает иудеям говоря: припомните, как милостив был Господь Бог к вашим предкам, когда Он давал закон на Синае, творил чудеса, спасал от врагов.

Легенда о Моисее

Моисей — ветхозаветный пророк, выведший евреев из египетского плена. На святой возвышенности Бог передал вождю израильских племен десять заповедей, следование которым стало обязанностью избранного народа.

Жизнь и деятельность законоучителя описывают четыре книги библейского Пятикнижия:

  • Исход;
  • Левит;
  • Числа;
  • Второзаконие.

Прошли столетия с той поры, когда в годину великого голода израильтяне во главе с праотцем Иаковом переселились в Египет. Увеличение численности иудеев обеспокоило фараона. Правитель процветающей державы приказывает топить новорожденных еврейских мальчиков. Мать Моисея три месяца скрывала младенца дома, а затем спрятала корзинку с сыном в тростниковых зарослях на берегу Нила. Здесь ребенка обнаружила пришедшая для купания дочь фараона.

Младенца отнесли во дворец, где воспитали как члена семьи. Дочь фараона дала мальчику имя Моисей, которое означало «вынутый из воды». Он получил блестящее образование и был посвящен «во всю мудрость египетскую».

Став отроком, Моисей выходил в город, где знакомился с жизнью соплеменников. Однажды юноша заступился за еврея и убил египетского солдата. Об этом происшествии узнал фараон. Будущий пророк спасается бегством и находит приют у кочевников. Однажды у подножия горы Хорив к молодому человеку обратился Бог и призвал освободить израильтян.

Вернувшись в Египет, Моисей просит фараона отпустить евреев на родину, но получает отказ. Тогда великую страну поражают «десять египетских казней». Ужасные бедствия принуждают правителя дать разрешение на исход израильтян.

Пророк ведет людей через Синайский полуостров. Спустя три месяца путники подходят к горе. Моисей поднимается на вершину, где проводит 40 дней, а затем возвращается к соплеменникам со скрижалями Завета. Но в отсутствие вождя евреи отливают себе золотого тельца и начинают поклоняться идолу. В гневе законоучитель разбивает каменные плиты и сжигает божка. Впоследствии старец приготовил новые заготовки из камня, на которых Бог начертал десять Заповедей.

Моисею не довелось войти в Землю Обетованную. Стодвадцатилетний старик поднялся на гору Нево, которая расположена на западе современной Иордании. Перед ним простирались земли, обещанные израильскому народу. Воочию увидев цель своей жизни, основоположник иудейской веры скончался.

Упоминания в Коране

Синай дважды упоминается в Коране как священное место. В 95 главе суре «Ат-Тин» (означает «смоковница»). Бог клянется благословенными инжиром и оливой, а также безопасным городом Меккой и святой вершиной Синай, в том, что создал совершенное существо с волей и разумом — человека.

«Клянусь горой Синаем! (дословно Синином)» (Ат-Тин: 2)

В суре «Аль-Муминун» (переводится как «верующие»), определяются черты истинного мусульманина. В этой части Корана повествуется об истории сотворения человека Аллахом. Для питания людей Отец Небесный высадил на горе деревья и кустарники.

«Мы вырастили дерево, которое растет на горе Синай (дословно Сайна) и дает масло и приправу для вкушающих» (Аль-Муминун: 20)

Месторасположение святыни

Официальное место расположения святой горы — Синайский полуостров в Египте, который с востока омывается заливом Акаба, с запада — Суэцким. Тропический пустынный климат характеризуется высокими летними температурами — до + 40 ˚C. Зимой здесь нередки заморозки. Ближайшие населенные пункты: Шарм-эль-Шейх, Дахаб и Эт-Тур. Есть и другие версии о месте нахождения горы Синай. Высота горы Моисея в Египте достигает 2285 м.

Как добраться

От монастыря у подножия — отправной точки восхождения — на вершину ведут два пути. Протяженность пологой длинной дороги, которая называется «верблюжья тропа», составляет 7 км. Путешественники идут пешком либо пользуются услугами местных бедуинов, предоставляющих верблюдов за 15 долларов.

Короткий путь, или «лестница покаяния», состоит из 3750 ступеней. В некоторых местах тропа проходит через ущелья, перекрытые каменными арками. Есть поверье, что в давние времена таких ворот было десять — по количеству заповедей. Минуя их, паломник каялся в одном из смертных грехов. Сейчас осталось только два арочных прохода.

Оба маршрута соединяются перед последними 700 ступенями, которые именуются «монашеской лестницей». Восхождение длится 2,5-3 часа, включая остановки для отдыха. Подъем на гору начинают не позднее 3 часов, чтобы к рассвету подняться на вершину.

Святыни горы Синай

В христианстве, иудаизме и исламе упоминается Божья гора. Неудивительно, что на Синайском полуострове находятся культовые святыни, которые привлекают паломников разных вероисповеданий.

Монастырь святой Екатерины

Перед подъемом на вершину туристы знакомятся с жизнью православного монастыря великомученицы Екатерины. В I–III веке христианские подвижники селились на горе Синай. Они жили уединенно, а по воскресеньям и праздникам собирались у знаменитого куста Неопалимой Купины для совершения богослужений.

В 324 году отшельники попросили царицу Елену, мать императора Константина, построить храм-часовню. Работы по возведению сооружения завершились через полгода. Одновременно Константин выстроил башню, где монашествующие могли бы укрываться от нападений кочевников. Три столетия спустя часовню Неопалимой Купины переименовали в честь святой Екатерины, которая пострадала за веру во Христа в Александрии. Иноки чудесным образом обрели ее тело на вершине Синая и перенесли в монастырь.

Община постепенно росла. Спустя 50 лет слава о монастыре Неопалимой купины широко распространилась по Византии, сюда стали стекаться паломники со всей империи. В VI веке по приказу императора Юстиниана здесь возвели новую церковь и окружили все монастырские постройки высокой крепостной стеной. В 527 году работы были закончены. Для защиты обители император прислал 200 семей военных поселенцев. Их потомки по сей день продолжают обслуживать монастырь.

В течение всей истории существования святая обитель поддерживала отношения с Россией, которая оказывала монастырю немалую помощь. В 1375 году монахи обратились за помощью к Дмитрию Донскому, с этого времени российские правители оказывали поддержку обители. В 1559 году святыню посетили послы Ивана Грозного, а с 1687-го монастырь находился под официальным покровительством России.

Цари помогали обители деньгами, нередко из личных средств. Их послы доставляли в монастырь милостыню на поминовение монархов и русского народа. Обратно привозили святое благословение и дары. Так, в 1390 году великому князю московскому Василию Дмитриевичу была передана икона «Неопалимая купина», которую поместили в кремлевском соборе Благовещения.

Монастырь хранит следующие реликвии:

  1. Мощи святой Екатерины. Находятся в алтаре и выносятся в день памяти. Ковчег с частицей мощей доступен верующим и располагается слева от входа в Преображенский храм, рядом с часовней святой мученицы Марии.
  2. Неопалимая Купина. Терновый куст, который не сгорал в огне во время явления Бога пророку Моисею.
  3. Богатейшая библиотека. Занимает второе место по количеству томов после Ватиканской. Главное место в собрании книг занимает Синайский кодекс — древнейшая рукопись Ветхого и Нового Заветов IV-VI веков.
  4. Коллекция икон VI века. При создании образов использовалась техника энкаустики. На деревянную основу живописцы наносили краску, перемешанную с расплавленным воском.
  5. Склеп с черепами иноков, подвизавшихся в обители. Размещен в часовне святого Трифона.

Ныне связь с монастырем поддерживается через Императорское православное палестинское общество. Организация проводит научные исследования в области палестиноведения, осуществляет гуманитарное сотрудничество, содействует паломническому движению.

Православный храм Святой Троицы

На вершине горы находится церковь Живоначальной Троицы. В IV веке христианский праведник Юлиан Ефратский устроил здесь часовню. В 532 году на месте разрушенного здания император Юстиниан Великий приказал построить базилику, имевшую три нефа, которые разделяли квадратные колонны. Храм имел длину 25 м, а ширину — 13 м. В XIX веке сооружение было разрушено.

Современное здание возвели на развалинах базилики в 1935 году. Внутренние стены украшают фрески на ветхозаветные сюжеты. Богослужения в Троицком храме, который принадлежит православной церкви Греции, проводят священники, совершившие восхождение.

Часовня Богородицы

Православная часовня Божией Матери расположена на половине короткого пути от обители Святой Екатерины к вершине. Прямоугольное здание вплотную примыкает к отвесной скале, на которой начертан белый равнолучевой крест. Святой дом освящен во имя иконы Пресвятой Богородицы «Экономисса», что в христианстве означает «домостроительница» или «управительница».

Часовня построена в VI веке по распоряжению управителя монастыря на том месте, где явилась Дева Мария. Известны две легенды произошедшего чуда. По одной из версий Богоматерь спасла иноков от голодной смерти, послав караван верблюдов с продовольствием. Другая история рассказывает об избавлении обители от насекомых, пожиравших съестные припасы. И сейчас паломники замечают, что в этой местности нет мух, муравьев и блох.

Пещера Моисея

Сорок дней и ночей в посте и молитве провел законоучитель недалеко от вершины, ожидая момента, когда Бог обратится к человеку. От дневного зноя и ночного холода пророка спасали расщелины в скалах.

Севернее церкви Живоначальной Троицы и ниже по склону находится Моисеева пещера. К временному приюту боговидца ведет короткая лестница. Вход, ориентированный на восточную сторону, имеет высоту около полуметра. Глубина пещеры не превышает двух метров.

Пещерный храм

На северном ступенчатом спуске с вершины находится храм в честь пророка Илии. Пещерная церковь возведена по приказу царя Иверии и Абхазии Давида IV Строителя в начале XII века. До XV столетия в этом храме подвизались грузинские монахи. Затем церковь пришла в запустение.

Внутри здания под алтарной частью находится пещера, в которой жил ветхозаветный пророк. Пищу ему приносил пустынный варан.

Библейский пророк Илия жил в Израильском царстве в IX веке до Рождества Христова. Осуждая идолопоклонство царя Ахава, божий человек впал в немилость. Жена правителя поклялась убить обличителя культовых жрецов.

Пророк скрывался от преследований на Синае, где Бог явился Илии в образе дуновения легкого ветерка. Событие указывает на то, что Вседержитель бывает не только карающим судьей, но милостивым и заботливым Отцом.

Колодец пророка Ильи

Недалеко от пещерного храма за стеной из камня находится источник с питьевой водой, который называется колодцем пророка Илии. Рядом растут несколько деревьев и кустарники. Монахи утверждают, что влага из родника обладает целебными свойствами. Здесь у паломников есть возможность наполнить емкости святой водой.

Место, где расположен источник, называют «амфитеатром семидесяти патриархов». Легенда гласит, что до этой площадки 70 израильских старейшин проводили Моисея во время восхождения на вершину. Дальнейший путь боговидец продолжил в одиночестве.

Мечеть пророка Мухаммеда

В VII веке Синай захватили арабы. Под властью представителей иной веры монастырь ни разу не был разрушен или разграблен. В начале проповедания ислама Синай посетил Мухаммед. Он провел некоторое время в пещере Моисея. В знак благодарности за теплый прием в обители великомученицы Екатерины посланник Аллаха выдал монахам охранную грамоту. Фирман, написанный на коже газели куфическим почерком и скрепленный отпечатком ладони имама, до сих пор хранится в монастыре.

Символом покровительства пророка стала постройка в стенах обители мечети, которая хранила иноков от набегов. Сооружение располагается за восточной стеной базилики Преображения в монастыре святой великомученицы Екатерины. Возведение мечети ученые относят к началу XII века. Для строительства использовались гранитные блоки, оставшиеся на месте разрушенной христианской базилики.

Мечеть по-прежнему используется мусульманами для проведения намазов. Внутренние стены расписаны священными текстами на арабском языке. Полы застелены молитвенными ковриками саджада.

Паломничество к святому месту

Египет, где находится Синай, занимает особое место в истории мировых религий. В христианстве святая возвышенность связана с явлением Бога пророку Моисею и вручением человечеству Закона жизни. Поэтому понятно стремление паломников попасть в эту точку земного шара.

Исторические сведения о паломниках

Сразу после крещения Руси разворачивается паломническая деятельность. В Киево-Печерском патерике, составленном в первой трети XIII века, чернец Поликарп упоминает о путешествии в Иерусалим и на Синай. Первое литературное описание паломничества сделал иеромонах Варсонофий в 1461 году. В рассказе инок подробно описывает маршрут и свои впечатления.

Замечательную книгу «Путешествие» написал Трифон Коробейников. По приказу Ивана IV Грозного в 1582 году московский купец вместе с товарищами посетил Иерусалим, Египет и Синай. Во время паломничества раздавалась милостыня об упокоении погибшего царевича Ивана. Описание странствия наполнено яркими образами, а повествование разворачивается динамически.

Старец Арсений, которого в миру звали Антон Путилович Суханов, по указу царя Алексея Михайловича и с благословения патриарха Иосифа совершил поездку в ближневосточные страны в середине XVII века. Выполняя дипломатическую миссию, монах посещал святые места, в том числе гору Моисея. Отчет о паломничестве изложен в книге «Проскинитарий».

Синай посещали государственные деятели Российской империи:

  1. Д. В. Дашков, министр юстиции с 1832 по 1839 гг.
  2. А. Н. Муравьев, который с 1843 года служил в Министерстве внутренних дел. В 1846 году был назначен членом Совета при МВД.
  3. А. С. Норов — член Государственного совета при Александре II.

В 1866 году в церкви на вершине Синая отец Паисий с монахами Саровской пустыни отслужил божественную литургию и молебен Богоматери с пением акафиста Святой Троице. Об этом свидетельствуют путевые заметки иеромонаха, опубликованные в 1881 году. Примечательно, что в конце богослужения началось землетрясение.

Экскурсии и возможности посещения

Чтобы побывать на горе Господа, нужно посетить курортный город Шарм-эль-Шейх в Арабской республике Египет. Приятный отдых сочетается с познавательными экскурсиями, а православным паломникам представится уникальная возможность организовать богослужение в Троицком храме на святой вершине. Планируя вояж, следует обратиться в проверенную и надежную туристическую фирму, где дадут квалифицированную консультацию.

Из Москвы в Шарм-эль-Шейх ежедневно совершают вылеты лайнеры восьми авиакомпаний. Расстояние между столицей России и египетским курортом 3109 км. Полет занимает 4 часа. Стоимость билета меняется каждый день, но не опускается ниже 10 тысяч рублей.

Из любого отеля в городе регулярно организуются поездки на автобусе к монастырю святой Екатерины. Расстояние от города до подножия горы — около 80 км. Перед подъемом проводится инструктаж и указывается, сколько километров придется идти, выдаются фонарики.

Интересные факты

Шотландский художник Дэвид Робертс прославился картинами и зарисовками, сделанными на Ближнем Востоке. Осенью 1839 года художник отправился по маршруту пророка Моисея, выводившего израильтян из Египта.

Итогом десятимесячного путешествия, во время которого посещалась и гора пророка, стали:

  • 272 рисунка;
  • 3 тетради эскизов;
  • картина с панорамой Каира;
  • объемный дневник с описанием вояжа.

По мнению уфологов горный район служил посадочной площадкой для космических кораблей внеземных цивилизаций. Специалисты предполагают, что на вершине произошла встреча пророка с инопланетянами. Однако археологические, исторические и геологические исследования не подтверждают эту гипотезу.

Паломники, посетившие обитель великомученицы Екатерины в день поминовения и приложившиеся к мощам великомученицы, получают в дар серебряный перстень. На кольце выгравировано сердечко и надпись «Святая Екатерина» на греческом языке.

На Синайской возвышенности дневной зной сменяют ночные заморозки. Ослепительное солнце уступает место ярким звездам. Только неизменна вера в Бога и вечные законы, высеченные на каменных скрижалях, которые Всевышний передал человечеству через пророка Моисея.

>Видео

Видео рассказывает о монастыре великомученицы Екатерины.