Моисей со скрижалями

Скрижали Завета

Скрижали Завета (на иврите — «Лухот а-Брит») — две каменные плиты, в которых были вырезаны 10 Заповедей — Десять Речений, заповеданных Всевышним еврейскому народу во время Синайского откровения. Пять из этих речений были записаны на одной скрижали, а пять других — на второй. На одной скрижали были высечены заповеди, касающиеся сферы отношений между человеком и Всевышним, например, запрет идолопоклонства или заповедь соблюдать Шаббат. На второй — заповеди, затрагивающие отношения между человеком и его ближним: почитание родителей, запрет вожделеть имущество ближнего и другие. Вместе с этим, скрижали были абсолютно одинаковые по форме и размерам. Скрижали Завета были помещены в Ковчег Завета, который находился в переносном Святилище (Мишкане), а позже — в Святая Святых Иерусалимского Храма.

Первые и Вторые Скрижали

Согласно Торе, было две пары Скрижалей Завета.

Первые скрижали пророк Моисей (Моше) осознано разбил, когда 17-го Тамуза, спустившись с горы Синай, чтобы передать их еврейскому народу, он обнаружил, что народ совершил грех Золотого Тельца («Таанит», 4:6).

В Талмуде («Ивамот», 62:1; «Шабат», 87а) говорится, что Моше из законов пасхальной жертвы заключил, что он не имел права передать скрижали еврейскому народу. Если чужаку не позволено исполнить даже одиночную заповедь вкушения пасхальной жертвы, тем более скрижали, в которых заключена вся Тора, не могут быть дарованы тем, кто, сделав изваяние, отмежевался тем самым от Творца и стал ему «чужим» — ведь все 613 заповедей Торы включены в десять речений (как это приводится в мидраше «Бэмибар Раба», «Насо», 13:15; см. также: Раши, Шмот 24:12; «Мишна Брура», 494:12). В том же месте Талмуда сказано, что Всевышний одобрил этот поступок Моше.

После того, как зачинщики нарушения были наказаны и народ, осознав тяжесть преступления, совершенного против Творца, раскаялся в нем, Моше вновь взошел на гору. Это произошло 18-го Тамуза. В течение сорока дней и ночей он упрашивал Всевышнего простить народ, в результате чего Всевышний заповедовал Моше высечь вторые скрижали, подобные первым. 28-го Ава Моше спустился с горы и высек две новые скрижали. На следующий день рано утром он вновь поднялся на гору, где в третий раз провел сорок дней и сорок ночей. Всевышний прощает еврейский народ и вторично пишет на скрижалях десять речений. Эти скрижали Моше передал еврейскому народу в Йом Кипур, 10-го Тишрея. Первые скрижали были полностью изготовлены Творцом, а вторые изготовил Моше.

Текст был вырезан в скрижалях таким образом, что его можно было прочитать с любого ракурса (Иерусалимский Талмуд, «Шкалим», 6:1). Буква «самех» Святого языка имеет форму замкнутой окружности и, будучи насквозь вырезанной в скрижалях, ее сердцевина (внутренний круг) «висела» в воздухе. Аналогично этому, буква «мэм-софит», имеющая квадратную форму с полой сердцевиной, держалась внутри скрижалей с помощью чуда. Рав Шимшон Рафаэль Гирш (Шмот 32:15) объясняет необходимость этого чуда вот как. Если текст был бы виден только Моше, еврейский народ ощущал бы зависимость от посредника и необходимость в нем. Всевышний желал показать, что для связи с Ним, с Его Торой не нужен посредник: связь между Царем и его народом прямая и непосредственная — любой представитель народа может прочитать текст с любого ракурса.

Если бы Первые Скрижали Завета не были разбиты, изучаемая нами Тора никогда бы не забывалась («Ирувин», 54а; «Зкеним ми-Баалей Тосафот», Шмот 32:15).

Вторые скрижали и обломки первых, как самые великие драгоценности еврейского народа, хранились в Ковчеге Завета, который находился в Святая Святых. (Обломки первых скрижалей лежали в ковчеге под вторыми скрижалями). Предчувствуя разрушение Первого Иерусалимского Храма, царь Яшияу заблаговременно спрятал Ковчег Завета в глубоких подземных лабиринтах, подготовленными царем Шломо под фундаментом храмового помещения.

Места в Писании, рассказывающие о Скрижалях Завета

О Скрижалях Завета в Торе рассказывается следующее:

«И сказал Господь Моше: взойди ко Мне на гору и будь там, и Я дам тебе скрижали каменные и Тору, и заповедь, которые Я написал, чтобы обучить ими» (Шмот 24:12). «И вошел Моше в середину облака, и взошел на гору, и был Моше на горе сорок дней и сорок ночей» (там же, 18). «И дал Он Моше по окончании разговора с ним на горе Синай две скрижали откровения, скрижали каменные, написанные перстом Б-жьим» (там же, 31:18).

«И повернулся, и сошел Моше с горы, и две скрижали откровения в руке его, скрижали с двусторонней надписью: на той и на другой стороне было на них написано. И скрижали эти были делом Б-жьим, а письмена — письмена Б-жьи, вырезанные в скрижалях» (там же, 32:15, 16). «И было, когда он приблизился к стану и увидел тельца и пляски, возгорелся гнев Моше, и бросил он из рук своих скрижали, и разбил их под горой» (там же, 19).

«И было, на другой день сказал Моше народу: вы сделали грех великий, и теперь взойду к Г-споду, может быть, искуплю грех ваш» (там же, 30). «И сказал Г-сподь Моше: высеки себе две скрижали каменные, как первые, и Я напишу на них те же слова, которые были на первых скрижалях, которые ты разбил» (там же, 34:1). «И высек он две скрижали каменные, как первые, и встал Моше рано утром, и взошел на гору Синай, как повелел ему Г-сподь, и взял в руки свои две скрижали каменные» (там же, 4).

«И пробыл он там у Г-спода сорок дней и сорок ночей, хлеба не ел и воды не пил, и написал на скрижалях слова завета, десять речений. И было, когда сходил Моше с горы Синай, и обе скрижали откровения в руке Моше при сошествии его с горы, и Моше не знал, что лик его светится лучезарно от разговора Его с ним» (там же, 28, 29).

«И объявил Он вам завет Свой, который повелел вам исполнять, десять речений, и написал его на двух скрижалях каменных» (Дварим 4:13). «Слова эти изрек Г-сподь всему собранию вашему на горе из среды огня, облака и мрака, голосом громким, к которому более не прибавил, и написал их на двух скрижалях каменных, и дал мне» (там же, 5:19).

«Когда я взошел на гору, чтобы получить скрижали каменные, скрижали союза, который заключил Г-сподь с вами, и пробыл я на горе сорок дней и сорок ночей, хлеба не ел и воды не пил. И дал мне Г-сподь те две каменные скрижали, написанные перстом Б-жьим, а на них все слова, которые говорил вам Г-сподь на горе из среды огня в день собрания. И было по окончании сорока дней, и сорока ночей дал Г-сподь мне те две скрижали каменные, скрижали завета» (там же, 9:9-11).

«И повернулся я, и сошел с горы, а гора горела огнем, две скрижали завета на обеих руках моих. И увидел я, что вот согрешили вы перед Г-сподом, Б-гом вашим, сделали литого тельца… И схватил я обе скрижали, и бросил их с обеих рук моих, и разбил их перед глазами вашими» (там же, 9:15-17).

«В то время сказал мне Г-сподь: высеки себе две скрижали каменные, как первые, и взойди ко мне на гору, сделай себе ковчег деревянный. И Я напишу на скрижалях те же слова, которые были на первых скрижалях, которые ты разбил, и положи их в ковчег. И сделал я ковчег из кедрового дерева, и вытесал две скрижали каменные, подобные первым, и взошел на гору, и две эти скрижали в руке моей. И написал Он на скрижалях, как первый текст, десять речений, которые изрек вам Г-сподь из среды огня в день собрания, и передал их Г-сподь мне. И повернулся я, и сошел с горы, и положил скрижали в ковчег, который я сделал, и были они там, как повелел Г-сподь» (там же, 10:1-5).

Внешний вид и размеры Скрижалей Завета

Мудрецы свидетельствуют: камень снапринон (или сапир), из которого были вытесаны скрижали, был вырублен из самого престола Всевышнего. Согласно определенному прочтению текста («ат-баш»), слово «скрижали» на Святом языке («лухот») аналогично слову «престол» («кисэ»). В мидраше («Шир а-Ширим Раба», 5:12) приводится, что скрижали были высечены из солнца.

Первые скрижали, форма букв, высеченных в них, и возможность их прочтения с любого ракурса были созданы Всевышним в шесть дней творения в сумерки кануна субботы («Авот», 5:6; «Авот дэ-Раби Натан», 2:3). Текст на скрижалях был записан на «ашурите» (Ритва, «Мегила», 2б; Радбаз, респонсы, ч. 3, п. 443)

Длина каждой из скрижалей была 6 тфахим (порядка 60-ти см), ширина — аналогичного размера, толщина — 3 тэфаха («Недарим», 38а). В трактате «Шкалим» 6:1 Иерусалимского Талмуда подробно рассказывается, как скрижали размещались в Ковчеге Завета.

В Иерусалимском Талмуде («Таанит», 4:5) приведены слова раби Эзра от имени раби Йеуды из дома учения Симона: «Вес скрижалей равнялся 40 сея». Для сравнения: 40 сэа воды согласно одному мнению — около 576 литров, по другому — около 331.5 литров.

Скрижали имели форму квадрата. Все их углы были прямыми, а не закругленными, как это обычно изображают по ряду причин (рабейну Бхайе, Шмот 31:18). Возможно, что выражение «краеугольный камень», символизирующее самое важное и незыблемое, происходит именно от краеугольных каменных скрижалей.

Каким образом Моше мог поднять и нести столь тяжелые плиты? Тем более на одной руке? Пишет Альших а-Кадош (Шмот 32:15): «Скрижали Завета — это духовное явление, которое несет не только само себя, но даже и того, кто за них держится, подобно тому, как это было с Ковчегом Завета, который нес несущих его. Поэтому в тот момент, когда буквы выпорхнули из скрижалей, вместе с ними улетучилась основная святость скрижалей и они сразу невероятно отяжелели».

В мидраше «Танхума» («Ки Тиса», п. 26) говорится: «И увидел Моше и выпустил их из руки своей. Что увидел Моше? Буквы, порхающие в воздухе». И, хотя каждый наш свиток Торы тоже невероятно свят, все же скрижали обладали особой святостью, т.к. они были написаны перстом Б-жьим.

Образ Скрижалей Завета в еврейской традиции

Образ двух Скрижалей Завета в еврейской традиции сравнивается с такими значительными и возвышенными образами, как жених и невеста, небеса и земля, свита жениха, сопровождающая его под хупу, Нынешний и Грядущий Миры («Шмот Раба», «Ки Тиса», 41:6).

Сегодня образ Скрижалей Завета — один из популярных еврейских религиозных символов. символическое изображение Скрижалей можно увидеть во многих синагогах над Арон а-кодешом, в виде барельефа — на фасадах зданий ешив и бейт-мидрашей (Домов Учения) и т.д. При этом, во многих местах скрижали изображены со скругленными углами (см. об этом выше), а во многих других — показаны скрижали в форме прямоугольника или квадрата, как и было на самом деле согласно описанию Устной Торы.

Гора Синай

Наступил третий месяц после исхода евреев из Египта. В день новолуния разбили они шатры в пустыне, у подножия Синайской горы. Взошел Моисей на гору, а Господь ему сказал: «Возвести всем сынам Израилевым — если вы будете слушать Меня и соблюдать завет Мой, то станете Моим избранным народом». Передал Моисей слова Бога своим старейшинам, и они единогласно отвечали: «Исполним все, что сказал Господь».

«Я же, — сказал Бог Моисею, — приду к тебе в густом облаке, чтобы все слышали, как Я буду говорить с тобой, и чтобы поверили тебе навсегда».

Через три дня все надели чистые одежды и подошли к тому месту у подножия горы, которое указал Моисей, проведя по земле черту и предупредив, чтобы никто за эту черту не заходил и к горе не прикасался. Между тем уже с утра гремел над горой гром, сверкали молнии, густое облако стояло над самой вершиной и громкий трубный звук приводил народ в священный трепет.

Призвал Бог к себе Моисея и передал ему десять заповедей, следуя которым и должен жить впредь избранный народ, а затем — и все человечество. Моисей пересказал соплеменникам Божьи заповеди, а сам снова поднялся на гору Синай, где провел сорок дней и сорок ночей. Здесь познал Моисей нравственные законы и правила веры, а также воспринял от Господа, как должна быть устроена жизнь его народа. Эти Откровения были с двух сторон вписаны на каменные скрижали, с которыми Моисей спустился к людям. С тех пор скрижали закона стали главным установлением, по которым сверяли свою жизнь сыны Израиля, а Моисей был признан соплеменниками как первый законодатель и исполнитель воли Божьей. Около года пробыли евреи при Синае, прежде чем Господь указал им дорогу дальше, и было это странствие наполнено тяготами пути и Божественными чудесами.

И спустился Моисей с горы, неся скрижали с заповедями, по которым должен жить избранный народ

Моисей дважды ударил своим жезлом по скале, камень расступился, и хлынула вода, которой напились и люди, и скот

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Суть Моисеева Завета

Опубликовано 14.11.2013

В категориях: Трудные места

Уильям Д. Бэррик Профессор Ветхого Завета

Моисеев Закон — это один из шести заветов, которые Бог заключил с Израилем,

Теологический контекст Моисеева Завета — избрание Израиля по благодати и искупительные обстоятельства Божьего освобождения Израиля из Египта. Содержание завета следует модели древнего договора с сюзереном. Этот завет был самым обусловленным из всех заветов, он обещал благословения за покорность и проклятия за непослушание. Этот завет с божественными повелевающими предписаниями, в которых оговаривались критерии праведности, обращался к Израилю, и только Израилю. Никто не может оправданно отделить друг от друга нравственную, гражданскую и церемониальную части Завета; они — одно целое. Этот Закон не имеет власти над христианами, потому что он был исполнен смертью Христа.

Божественное откровение пропитано богословскими отрывками, относящимися к этой теме. Отрывок, содержащий Моисеев Завет, представляет собой важное место в Ветхом Завете. Главы 19-24 книги Исход оказали значительное влияние на авторов как Ветхого, так и Нового Заветов: невозможно в достаточной степени описать каноническое влияние глав 19-24 книги Исход. Все, начиная с Моисея (Втор. 5:6-21), до Иеремии (Иер. 7:1 -15), Иисуса (Мф.5-7), Петра (1 Пет. 2:9), и каждого второго библейского автора, кто хотел сказать что-то о завете, нравственности и отношении к Богу, косвенно или непосредственно размышляли над этим отрывком.

Ни богослову, ни проповеднику не следует пренебрегать исследованием и провозглашением того, что Бог открыл в Моисеевом Завете. Это неотъемлемая часть «всей воли Божией» (Деян. 20:27).

Завет у Синая отметил начало новой эры в истории Божьего народа. Он обозначил новую ступень в исполнении Авраамовых обетований. Посредством этого откровения духовные вассалы получили наставление в своих обязанностях. Спасение, тем не менее, достигалось только верой. Если читатель хочет правильно понять отношение Моисеева Завета к спасению, ему следует внимательно изучить богословский и искупительный контексты этого завета.

Богословский контекст: поклонение Богу

Задолго до исхода из Египта, Бог открыл Моисею, что то, что произойдёт с народом у горы Синай, будет прежде всего упражнением в поклонении: «Я буду с тобою, и вот тебе знамение, что Я послал тебя: когда ты выведешь народ из Египта, вы совершите служение Богу на этой горе» (Исх. 3:12). Израиль вступил в Моисеев Завет во время поклонения, через поклонение, и с целью поклонения. На Синае завет усилил необходимость поклонения Яхве (Исх. 23:25; Втор. 10:20). Неверующие не могут участвовать в истинном поклонении, поскольку у них нет никаких отношений с объектом поклонения, с Богом (ср.: Ин. 4:24).

Очевидно, что завет не должен был стать средством спасения. Участники завета, заключённого у горы Синай, уже поклонялись Яхве. Дела, которые детально излагались в условиях завета, не были задуманы для того, чтобы привести кого-либо к спасительным отношениям с Господом Условия были задуманы для улучшения поклонения и служения верующих. Покорность законам Моисея принесла бы Божьему народу благословения, но не спасение от греха (ср.: Рим. 3:20). Действительно, к поклонению на горе Синай побудило уже пережитое спасение. «Отличительная особенность Моисеева Завета в том, что он поставил Божьи законы, регулирующие жизнь Израиля, в рамки богословия избрания Израиля по благодати.»

Искупительный контекст: освобождение из Египта

В то время, когда Израильтяне всё ещё находились в рабстве в Египте, Яхве объявил, что Он беспокоился о них, и что Он освободит их: «Я действительно обеспокоен вами и тем, что сделали с вами в Египте (прим. переводчика: буквальный перевод из NASB). .. Я выведу вас от угнетения Египетского в землю Хананеев, Хеттеев, Аморреев, Ферезеев, Евеев и Иевусеев, в землю, где течёт молоко и мёд» (Исх. 3:16-17). Они уже были Его народом, и Он уже был их Богом.

Любовь Яхве была явлена в том, как Он вывел Израиль из Египта к горе Синай: «Вы видели, что Я сделал Египтянам, и как Я носил вас как бы на орлиных крыльях, и принёс вас к Себе» (Исх. 19:4). Поводом для искупления Израиля стала Божья любовь, милость и благодать (Втор. 4:37; 7:7-9; 10:15). Он освободил их до того, как вступил с ними в завет у горы Синай. Любое утверждение, что завет нужно было сохранять для того чтобы кто-либо мог спастись от греха, отрицает богословский и искупительный контексты Моисеева Завета в историческом плане.

Содержание Моисеева Завета

Для того, чтобы правильно толковать и применять содержание Моисеева Завета, должно прежде понять библейское устройство завета. Затем должно определить условную (или безусловную) природу завета. Проделав эти два шага, читателю необходимо определить участников завета: Для кого был предусмотрен этот завет? Затем, он(а) должны разобрать вопрос ожиданий: Каковы законно связывающие условия Моисеева Завета? Являются ли эти условия одним целым, или их следует разбить на три различные категории? И наконец, требует внимания вопрос наследия: какое отношение христиане имеют к Моисееву Завету?

Модель соглашения с сюзереном

Когда Бог открыл Моисеев Завет Израилю, Он предпочёл приспособить форму откровения к тому виду, с которым они были знакомы. На Ближнем Востоке в древности царь-победитель зачастую обнародовал завет (то есть, договор, соглашение), управляющий жизнью его новых подданных. У таких заветов существовало множество образцов, но в целом, они по своей структуре были схожи друг с другом. Богословы отмечают похожую структуру и в Моисеевом Завете .

И Дэвис и Хауз сравнивают содержание Моисеева Завета с обычной структурой древних ближневосточных договоров сюзерена (односторонних). Их разбивка в основном отличается тем, к какому разделу они относят завет. Возможно, объединение их точек зрения даст более верную картину структуры завета. Следует также помнить, что библейские заветы могли и не следовать полностью структуре светских договоров. Учитывая эти два фактора, в Моисеевом Завете можно выделить основные его структурные части:

Исторический пролог Исх. 19:1-4

Преамбула Исх. 19:5-6

Условия Исх. 20:3 — 23:19

Забота о чтении Исх. 24:4-7

Благословения и проклятия Исх. 23:20-23

Каменные скрижали Моисея – одна из загадок древности, над которой до сих пор бьются лучшие умы современной истории и библиографии. Сегодня о 10 заповедях знают даже далекие от церкви люди, однако понять их истинный смысл может не каждый. Какие же тайны хранит в себе этот христианский артефакт?

Что такое скрижали

Впервые это слово упоминается в Святом Писании, где рассказывается об истории обретения реликвии. Помимо банального лексического значения, термин обладает глубоким сакральным смыслом.

Скрижали Моисея – одна из загадок древности

На старославянском языке слово «скрижали» означает «разделенные доски», при этом нет четкого указания, из какого материала они должны быть изготовлены. С иврита термин переводится как «доски завета» или «договор». То есть, по сути, Всевышний заключает божественный союз с верным Ему иудейским народом.

В Святом Писании скрижали предстают перед нами в виде каменных плит с высеченными на них Законами Божьими. Именно их Господь продиктовал пророку Моисею на горе Синай, чтобы тот передал заповеди идущим за ним евреям. Однако, если абстрагироваться от библейской трактовки, слово вполне может означать материал для письма. Так, на Ближнем Востоке для клинописи использовали глиняные или каменные таблички.

Определение понятия «скрижали»

История появление скрижалей

Историю обретения артефакта можно прочитать в Книге Исхода. Там подробно описывается момент получения скрижалей, когда Моисей стоял на вершине Синая, а вокруг бушевала стихия. Сквозь гул, сверкание молний и грохот грома он отчетливо слышал глас Божий, который диктовал заповеди, а невидимая рука наносила их на каменные плиты.

Спустя сорок дней пророк спустился с горы, чтобы даровать скрижали иудейскому народу, однако был неприятно поражен. Люди, ввиду долгого отсутствия своего пастыря, воздвигли себе золотого тельца и начали поклоняться сотворенному идолу. В гневе Моисей разбил каменные плиты, а их осколки разлетелись далеко по пустыне. Позже, когда евреи искренне покаялись, он вновь взошел на Синай, где Господь опять даровал ему священные письмена.

Историю обретения артефакта можно прочитать в Книге Исхода

Долгое время частички первых скрижалей вместе с новыми каменными досками хранились в ковчеге Завета, бывшим главной святыней походного храма. Когда иудеи закончили свое странствие по пустыне, реликвия обрела почетное место в храме Соломона, который был выстроен специально для нее. Однако спустя несколько веков Навуходоносор, царь Вавилона, уничтожил Иерусалим, а древний артефакт бесследно исчез. До сих пор археологи и ученые пытаются найти след пропавших скрижалей, но пока что их поиски не увенчались успехом.

Внешний вид и размеры

Некоторые богословы утверждают, что каменные плиты были высечены Моисеем из престола Господнего. Существует также мнение, что материалом для скрижалей послужил гранат (натуральный камень бордово-черного цвета). В длину и ширину реликвия была практически одинаковая – около 60 см, а толщина ее составляла примерно 20 см. При этом вес святыни достигал почти полтонны.

Сейчас скрижали принято изображать с закругленным верхом, однако изначально каменные доски были строго прямоугольными. Можно предположить, что отсюда произошло и известное выражение про «краеугольный камень», как нечто незыблемое или крайне важное.

10 заповедей были нанесены таким образом, что читались с любого ракурса, а буквы словно висели в воздухе, поддерживаемые божественным чудом.

Видео «Кем был библейский пророк Моисей?»

В этом видеосюжете рассказывается о величайшем пророке Ветхого Завета Моисее.

Суть и содержание надписей

Согласно Библии, скрижали представляют собой краткоизложенные законы Божьи, по которым следует жить еврейскому народу. Десять тезисов, нанесенных на две каменные плиты, составляют лишь часть основных жизненных правил. Полный свод, состоящий из 613 заповедей, содержится в Моисеевом Пятикнижии.

Цель и значение реликвии

Сейчас, как и много веков назад, артефакт значит одно – божественный союз между Всевышним и избранным народом, коим стали иудеи. До VI в. до н. э. скрижали хранятся в ковчеге Завета, как главная христианская святыня. Они символизируют единобожие, поклонение одному Господу, а также крепкую веру, которую невозможно пошатнуть постоянными нападками язычников. Даже после исчезновения реликвия не утратила своей важности для верующих, оставаясь незримым напоминанием о древнем соглашении, которое Создатель заключил с людьми.

Скрижали представляют собой краткоизложенные законы Божьи

Значение каждой заповеди

На какой язык ни переводились бы 10 заповедей, суть их всегда остается неизменной:

  • «Я Господь, Бог твой…» – призыв к единобожию, а также строгий запрет поклоняться иным богам, кроме Господа;
  • «Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли» – это продолжение первой заповеди, завещающей признать только одного Бога;
  • «Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно… » – запрет беспокоить Создателя без видимой причины;
  • «Шесть дней работай, и делай всякие дела твои; а день седьмой — суббота Господу Богу твоему» – у евреев суббота считается выходным, как и у Всевышнего, который на седьмой день созерцал Свое Творение, а потому шаббат принято проводить в молитвах, вознося славу Творцу;
  • «Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле» – согласно Святому Писанию, соблюдение этой заповеди дарует праведнику долгие годы жизни;
  • «Не убивай» – отсылка к библейской истории Каина и Авеля, показывающая нам ценность чужой жизни, которую забрать имеет право лишь Господь;
  • «Не прелюбодействуй» – согласно законам Божьим, повенчанные перед лицом Создателя должны быть верными друг другу, а несоблюдение этого принципа будет караться смертной казнью;
  • «Не кради» – странствуя 40 лет по пустыни, иудейский народ во главе с Моисеем влачил очень жалкое существование, провизии и ресурсов было мало, а потому воровство считалось страшным грехом;
  • «Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего» – задолго до появления Израильского царства власть была сосредоточена в руках судей, а потому честность являлась основой не только правосудия, но и нормального, цивилизованного общества;
  • «Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего; ни раба его, ни рабыни его… ничего, что у ближнего твоего» – эту заповедь можно толковать дословно, однако более широкий смысл кроется в том, что нельзя никому завидовать.

Являясь главной христианской святыней, скрижали нашли свое отображение в мировом искусстве и культуре.

Несмотря на сведения о прямоугольной форме, каменные таблички принято изображать двойными, с закругленным верхом. Иногда они даже могут напоминать раскрытую книгу. При этом письмена всегда отображаются симметрично – по пять заповедей на каждой стороне.

Сегодня надписи на скрижалях, как правило, наносятся самаритянскими или древними еврейскими символами, однако во времена Моисея использовалось египетское письмо. На заметкуМомент обретения законов Божьих отображен в иконографии

Графическое изображение каменных досок встречается практически на всех культовых постройках Израиля. Ни одна синагога не обходится без символа скрижалей, где его помещают вблизи ковчега и свитков Торы. При этом на них наносят не полные заповеди, а лишь первые слова Божьих законов.

В эпоху Ренессанса среди итальянских живописцев было модно писать Моисея с поднятыми над головой святыми плитами. Сюжет, где пророк несет заповеди еврейскому народу, долгое время был популярен среди многих европейских художников.

Скрижали Завета – это основа религии, краткий кодекс, по которому обязаны жить все христиане. Прошло много веков, однако написанным на каменных плитах Законам подчиняются до сих пор, подтверждая тем самым древний союз, заключенный между Всевышним и людьми.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Сегодня даже не церковный человек знаком с некоторыми понятиями, которые встречаются в Библии. Все они незаметно укоренились в повседневной жизни в виде поговорок и фразеологизмов. Взять, к примеру, такие фразы, как: «Око за око, зуб за зуб», «Фома неверующий», «Не убий», «Не укради» и т.д. Последние же две фразы относятся к Десяти Заповедям Ветхого Завета.

Несмотря на Заповеди Блаженства, которые оставил человечеству сам Господь Иисус Христос в Новом Завете, каждый верующий христианин обязан знать и о происхождение Декалога, или Десяти Заповедей. Для человека светского, подобная информация не станет лишней, так как несет в себе образовательный характер.

История появления скрижалей

Еще до прихода на Землю Спасителя, многие люди не знали истинного Бога и поклонялись идолам. Существовали и богоизбранные пророки, которые должны были подготовить народ к пришествию самого Бога.

Одним из первых пророков и праотцов был Моисей. Господь велел ему вывести из египетского рабства избранный Израильский народ. Лишь после сорока лет скитаний, Моисею и его людям удалось покинуть пустыню. Богом избранному народу надлежало вести жизнь праведную, нежели ее вели остальные варварские народы. Для этого Бог передал Моисею Скрижали Завета на горе Синай в пятидесятый день после исхода из Египта.

Пророк Моисей, получающий от Господа Скрижали Завета

Но народ забыл о земле обетованной и о Боге, установив при этом себе идола — золотого тельца. Моисей счел людей недостойными этих заповедей, и разбил скрижали.

Позже, он просил Бога простить неверие народа, на что Всевышний согласился и велел Моисею вытесать новые скрижали. Именно на этих скрижалях и были размещены заповеди. Скрижали были положены в Ковчег Завета. Ковчег — это специальный сосуд, который израильтяне бережно хранили в знак союза между Богом и их народом.

Сам Господь показал Моисею, какой формы должен быть ковчег. Предполагается, что он был утерян после разрушения Иерусалимского храма царем Навуходоносором в 586 году.

Для сведения! На сегодня местонахождение ковчега и скрижалей так и не было определенно.

Читайте о заповедях:

  • Заповедь «Не кради»
  • Заповедь «Почитай отца и мать»
  • Заповедь «Не поминай имя Господа всуе»

Заповеди Старого и Нового завета

Будет неверным отметить, что заповеди Нового Завета противоречат и отменяют Десять Заповедей. Наоборот, новозаветные Заповеди Блаженства дополняют старозаветное учение. Подтверждением этому служат слова Спасителя из Евангелия от Матфея: «Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить».

Говоря мирским языком, законы Нового Завета требуют от человека большего внимания к внутреннему миру, мыслям и желаниям.

Каменные скрижали Десять заповедей

Декалог же был предназначен людям с огрубевшим сердцем и сознанием, которое никогда не знало истинного Бога. Для тех людей было достаточным соблюдение правил воздержания от чего-либо. В Заповедях Блаженства все довольно серьезно: теперь одна лишь мысль о смерти ближнего равняется смертному греху.

Интересно! «Скрижали» — слово славянского происхождения. Имеет несколько значений, такие как «камень», «доска». На иврите Скрижали Завета имеют название «Лухот а-Брит», что дословно означает «доски союза».

В десяти Божьих заповедях кратко объясняется, как должен относиться человек к Богу и своему ближнему:

  • в первой заповеди речь идет о том, что существует только один истинный Бог и создатель всего видимого и невидимого. Поклонение другим Богам является грехом. Эта заповедь одна из главных установлений во взаимоотношениях между Богом и человеком;
  • вторая заповедь подобна первой. В ней говориться, что нельзя обожествлять всякое творение Господне, а нужно служить единому Богу;
  • третья заповедь запрещает вспоминать имя Бога напрасно;
  • четвертая заповедь взывает к отдыху и покою в день субботний, символизируя отдых Творца после шести дней творения. У православных христиан таким днем считается воскресенье, так как в этот день произошло главное событие человечества — Воскресение Господа;
  • в пятой заповеди говорится о почитании родителей. Это главная заповедь, которая регулирует человеческие отношения;
  • в шестой заповеди говорится о важности человеческой жизни. Убийство — уничтожение Божьего дара;
  • седьмая заповедь указывает на важность законных отношений между мужчиной и женщиной;
  • восьмая заповедь запрещает красть и извлекать выгоду за счет своего ближнего или ему в убыток;
  • в девятой заповеди говориться, что нельзя говорить ложь о ближнем и порицать его;
  • десятая заповедь указывает на грех зависти. Желание благ ближнего своего ведет к духовному падению.

Важность именно этих отношений подчеркнул и сам Христос в Евангелии от Матфея:

«возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки». Заповеди Божии. Закон Божий с протоиереем Андреем Ткачевым