Монах нестор биография

Нестор Летописец — один из известнейших монахов

Преподобный Нестор Летописец был родом из Киева. О точной дате рождения, о подробностях его детства и юношества нам ничего не известно. Есть основания полагать, что Нестор появился на свет в 50‑х годах XI столетия.

Краткая биография – Нестор Летописец

Вариант 1

Неоценимый вклад в историю русской земли внес величайший сочинитель того времени, историограф, Нестор. Благодаря его работам, люди узнали, как жили их предки, как появилась Русь, какие нравы и обычаи существовали много лет назад.

О жизни Преподобного Нестора мы можем узнать лишь малую часть благодаря его трудам. Точных данных о годах рождения нет. Принято считать, что летописец появился на свет в 1064 году в Киеве. По всей видимости, летописец был родом из зажиточной семьи, потому что в то время хорошее образование было недоступно простым людям. О его родных и близких нет никаких фактов.

Достигнув возраста 17 лет, Нестор стал послушником Киево-Печерского монастыря. Спустя какое-то время юноша принял постриг. В обители было много почтенных монахов. Нестору они стали хорошим образцом для подражания. Он упорно учился, занимался духовным саморазвитием. Главной обязанностью, Нестора было составление летописей. Многие монахи занимались летописанием, так как были грамотными, но для Нестора – это стало делом жизни. Постоянно находясь в учениях и молитве, Нестор испытывал непреодолимое стремление к познанию истории.

Главным трудом великого писателя является работа «Повесть временных лет». Писать ее Нестор начал в 1112 году. Это произведение доныне представляет собой огромную историческую ценность. Нестор подробно и точно довел до нас информацию о становлении Руси. Он был большим специалистом в этой области, то, что знал сам, о том и поведал миру. Кроме «Повести временных лет» писатель сотворил не менее значимые произведения, такие как «Житие Бориса и Глеба», историю жизни первых святых на земле русской, а также «Житие преподобного Феодосия Печорского», нравоучителя самого Нестора.

Нестор жил в непростое время, на Русь постоянно нападали враги, разорители. Монастырь, в котором жил и трудился великий сочинитель, подвергся набегу кочевников, после этого разгрома, Нестор прибывал в печали, несмотря на неприятности, летописец не опустил руки и продолжил трудиться.

По некоторым данным Преподобный Нестор дожил до 58 лет, а по другим, более поздним, до 65 лет, похоронен святой в пещерах монастыря, где прошел весь его жизненный путь. Мощи Нестора нетленны и чудотворны. Множество людей обращаются за помощью к Преподобному Нестору, чтят и поклоняются мощам мудрого старца.

Вариант 2

Нестор Летописец был рожден в ХI веке. О его жизни известно с самой “Повести временных лет”. Будучи еще совсем юным, он обратился к преподобному Феодосию, с просьбой принять его в послушники. Со временем юный Нестор стал монахом Киево-Печерского монастыря. Нестор всегда знал, что знание нужно ценить, именно оно соединяет человека с покаянием и смирением. Изучение книги приносит большую пользу. Духовная жизнь летописца была разнообразной. До наших дней дошли сведения о том, что Нестор был в числе тех монахов, которые изгоняли бесов из затворника Никиты.

В монастыре, в котором жил и работал Нестор, он был востребованным летописцем. Он описывал жизнь и смерть старцев Глеба и Бориса. Так же Нестор занимался составлением прожитых лет Феодосия Печерского. Получается, что летописец внес большой вклад в историю для будущих поколений. Именно Нестор составил летопись под названием “Летопись временных лет”. Нестор обращается здесь к данным, к которым относится начало Русской земли. Обращается летописец, конечно же, ко многим источникам. Это в свою очередь, монастырские записи, различные сказания, исторические сборники, рассказы старцев. Конечно, брал во внимание Нестор и сказания путешественников и воинов. Все это было связано с единой церковной точкой зрения. Согласовав и дав добро, церковь разрешила Нестору написать такую трактовку исторических данных, которые стали частью изучения истории земель.

“Повесть временных лет” дает познания о том, когда появились первые упоминания о жизни русских людей. Рассказывает о создании первой славянской грамоты, авторами которой являются Мефодий и Кирилл. Нестор вписывает в исторический документ Крещение Руси, подвиги, возникновение первых православных храмов на Руси. Это и сегодня достаточно значимый исторический документ, изучаемый в школах. Жизнь самого Нестора летописца припала на трудные времена. Русские земли подвергались набегам, велись княжеские междоусобицы. Набеги половцев уничтожали не только села и города, в рабство было угнано много русских людей. Нестор сам стал очевидцем созданной ним самим истории. В 1096 году прямо на его глазах разгромили Печерскую обитель.

Жизнь Нестора оборвалась где-то в 1114 году. Его завещанием стала просьба, адресованная другим летописцам, чтобы те продолжили его работы. Приемниками Нестора стали игумен Сильвестр, который помог “Повести временных лет” преобразится в современный вид. А также Моисей Выдубицкий и игумен Лаврентий. Все они смогли достойно продолжить начатое дело Нестора. Преподобного похоронили в Ближних пещерах, каждый год церковь чтит его память. Его работы по сегодняшний день издавались много раз, помогая будущим поколениям познавать историю своей земли, помнить о том, что было раньше, будто переживая это заново.

В нескольких городах Украины были установлены в память о Несторе памятники. Их можно видеть, как в столице Киеве, так и в Борисполе и Владимире. Может быть, если бы ни настойчивость и образованность Нестора, не дошло бы никаких записей о жизни тех времен, он проделал большую работу, передав знания будущим наследникам.

Полная биография — Нестор Летописец

Немстор (ок. 1056 — 1114) — древнерусский летописец, агиограф конца XI — начала XII вв., монах Киево-Печерского монастыря.

Традиционно считается одним из авторов «Повести временных лет», которая наряду с «Чешской хроникой» Козьмы Пражского и «Хроникой и деяниями князей или правителей польских» Галла Анонима имеет фундаментальное значение для славянской культуры.

Текст “Повести временных лет” в составе Ипатьевской летописи начинается с безымянного упоминания ее автора — черноризца Печерского монастыря, а в послании другого печерского монаха, Поликарпа, к архимандриту Акиндину, датируемого XIII веком, прямо указывается на Нестора как автора Начальной летописи. То же самое говорится и в “Житии преподобного Антония”, составленном несколько позже и основанного на устных монастырских преданиях.

Из самой “Повести временных лет” известно, что в конце XI в. Нестор жил в Печерском монастыре: рассказывая под 1096 годом о набеге половцев на Печерский монастырь, он говорит: «…и придоша на монастырь Печерский, нам сущим по кельям, почивающим по заутрени». Также известно, что летописец был ещё жив в 1106 г.: в этом году, пишет он, скончался старец добрый Ян, «от него же и аз многа словеса слышах, еже и вписах в летописаньи сем». Больше никаких сколько-нибудь достоверных сведений о нем не имеется.

Считается, что Нестором также написаны «Чтение о житии и о погублении Бориса и Глеба», «Житие Феодосия Печерского», «Сказание о белгородском киселе».

Канонизирован (преподобный Нестор Летописец) в Русской православной церкви; память — 27 июля по Юлианскому календарю. Мощи почивают в Ближних (Антониевых) пещерах Киево-Печерской Лавры.

Преп. Нестор Летописец родился в 50‑х годах ХI века в Киеве. Юношей он пришел к преп. Феодосию и стал послушником. Постриг будущего летописца преемник преп. Феодосия, игумен Стефан. По Греческому церковному правилу поступающие в монастырь три года остаются на испытании, а посвящаемому в диакона следует быть не меньше 25 лет. И преп. Феодосий установил: поступающего не спешить постригать в монахи, а велеть ему ходить в своей одежде, пока ознакомится с монастырским чином. После этого одеть его в черную одежду и испытывать послушаниями, а затем уже облекать в монашескую мантию. Так и для блаженного Нестора трехгодичный искус окончился уже при преп. Стефане, при котором удостоен он и сана диаконского, не раньше 1078 года.

В Печерской обители было тогда много высоких мужей, у которых можно было обучиться духовному совершенству. Обитель процветала тогда духовной жизнью. Блаженный Нестор так пишет об этом сам:

«Когда Стефан управлял монастырем и блаженным стадом, которое собрал Феодосий, чернецы как светила сияли в Руси. Одни были крепкими наставниками, другие тверды были на бдении или на коленопреклонной молитве; иные постились через день и через два дня, другие вкушали только хлеб с водой, иные — вареное зелие, другие — только сырое. Все пребывали в любви: младшие покорялись старшим, не смея и говорить пред ними и изъявляя полную покорность и послушание; а старшие оказывали любовь к младшим, наставляли и утешали их, как отцы детей малых.

Если какой-либо брат впадал в какое-либо прегрешение, утешали его и по великой любви делили епитимию одного на двух и на трех. Такова была любовь взаимная, при строгом воздержании! Если брат выходил из монастыря, то все братия скорбели о том, посылали за ним и звали брата в монастырь, потом шли игумену, кланялись и упрашивали принять брата, и принимали с великой радостью».

Блаженный Нестор Летописец, под влиянием таких примеров, под управлением таких наставников, при своей ревности к подвижничеству, спешно возрастал в духовной жизни. Как было глубоко смирение его, — это видно каждый раз, как только касается он своей личности в своих писаниях. Иначе не называет он себя, как худым, недостойным, грешным Нестором, меньшим из всех в монастыре преподобного отца Феодосия; или окаянным, с грубым и неразумным сердцем, Нестором грешным.

Если напоминает он другим о нужде покаяния, о потребности помнить отношения свои к Богу, то спешит обратиться к себе самому с укоризной. Так, рассказав о победе половцев, последовавшей накануне памяти св. Бориса и Глеба, говорит он: «бысть плач в граде, а не радость, грех наших ради… В лепоту паче инех казними есмы. Се бо аз грешный и много и часто согрешаю во вся дни».

Чистотою своей жизни, молитвою и усердием юный подвижник превзошел вскоре даже самых известных печерских старцев. А о его высокой духовной жизни говорит и то, что он в числе других преподобных отцов участвовал в изгнании беса из Никиты затворника(впоследствии Новгородского святителя).

Быть монахом в средневековье вовсе не означало оградиться от мира. Студийский устав, который был введён на Руси (и в частности в Печерском монастыре), даже обязывал монахов основывать библиотеки, учебные заведения, госпитали, богадельни и прочие структуры, целью которых было удовлетворение всяких общественных нужд. Не был и Нестор спокойным созерцателем того, что происходило вокруг него.

Первые его произведения относятся к агиографическому жанру. Повесть о начале Печерского монастыря, рассказ о печерских подвижниках и «Житие Феодосия Печерского» отличаются живостью изображения монастырского быта, яркими характеристиками монахов и мирян. В конце XII в. Нестор написал «Сказание о житии и погублений блаженных страстнотерпцев Бориса и Глеба», где осудил войну между братьями и изобразил картину их мученической смерти. Но главным его произведением стала «Повесть временных лет» — величайший памятник древнерусской исторической литературы.,

Известно, что летописание было одним из ярчайших проявлений литературного достояния Киевской Руси. Мы имеем блестящее историографическое наследство, представленное целой плеядой выдающихся имён. И Нестору, без сомнения, принадлежит среди них первое место. Его имя как составителя «Повести» названо в более позднем Хлебниковском списке этого произведения (XVI в.). «Киево-Печерский патерик» среди монахов, живших в Печерском монастыре в XI в., называет Нестора, «который написал летописец». Этим «летописцем» могла быть лишь «Повесть временных лет». В тексте сохранились места, где летописец говорит от себя. Анализ таких мест позволяет приписать их именно Нестору.

Летопись Нестора начинается словами, давшими название всему произведению: «Вот повесть временных лет, откуда есть пошла Русская земля, кто в Киеве нача первее княжити и откуда Русская земля стала есть». «Повесть» создана в соответствии с канонами мировой средневековой историографии. В её основу положен написанный около 1095 г. в Печерском монастыре так называемый Начальный извод, начинавшийся коротким рассказом об основании Киева братьями-полянами Кием, Щеком и Хоривом. Этот рассказ автор предварил обширным историко-географическим вступлением, где описываются происхождение и древнейшая история славян, дана картина их расселения на огромном пространстве Европы.

Историю соседних с Русью народов летописец отобразил основываясь на византийской хронике Георгия Амартола, а при написании истории восточных славян пользовался фольклорными источниками. Он дополнил сухие и краткие сведения о первых русских князьях, собранные его предшественниками, живописными деталями, заимствованными из народных сказаний и дружинных песен, в частности рассказами о том, как Олег осадил Царьграда и погиб от своего коня; как Ольга отомстила за смерть мужа; как Святослав ходил в походы; как юноша-кожемяка одолел печенежского богатыря, и др. При этом Нестор относился критически к своим источникам: сравнивал разные версии событий, отбрасывая те, которые казались ему ошибочными, и подтверждая правдоподобные. Например, он отбросил легенду, по которой Кий был простым перевозчиком на Днепре, версию о киевском крещении Владимира, так называемую хронологию Иакова Мниха и т. п.

В летопись внесены важные документальные материалы — тексты договоров князей Олега, Игоря и Святослава с греками, а также документы великокняжеского архива, давшие автору возможность реально отобразить политическую историю Древней Руси. В «Повести временных лет» помещены такие литературные произведения, как «Поучение» Владимира Мономаха, рассказ об ослеплении Василька Теребовлянского, а также византийские и западноевропейские памятники письменности. В 1107 г. Нестор посетил Владимир-Волынский и Зимненский Святогорский монастыри. Результатом путешествия стало включение почти в полном объёме в «Повесть временных лет» Волынской летописи.

Но главным в «Повести» является то, что это произведение, являясь хронологическим изложением исторических событий на Руси, в то же время откликалось на болезненные социальные проблемы современной автору жизни. Нестор жил в сложное время, когда на Руси началась феодальная раздробленность и князья погрузились в междоусобные войны. Нестор был свидетелем начальной стадии этого процесса. На его глазах происходили грандиозные усобицы 1078, 1096, 1097 годов. Государство постепенно теряло былое могущество; половецкие орды, пользуясь тяжёлым его положением, опустошали пограничные земли. Эгоизму и корыстолюбию князей и бояр, их пренебрежению общерусскими интересами автор противопоставляет идею восточнославянского единства, призывает народ Руси объединиться перед угрозой внешней опасности и защитить свою землю.

Для жителей Киевской Руси начала XII в. «Повесть» была книгой о современности и современниках. Значительная часть её героев ещё была жива и так или иначе должна была реагировать на содержание произведения. Некоторые учёные обвиняют автора «Повести» в том, что он был приверженцем киевского князя Святополка Изяславича (1093–1113 гг.), всячески угождал своему патрону и «лепил» из исторических фактов лишь то, что тому нравилось. Это мнение не является безосновательным, но не следует обвинять Нестора. Как известно, летописание на Руси было поставлено на уровень государственного дела. И хотя летописи как правило создавались в монастырях, проходили они через княжескую канцелярию, а чаще заказчиками выступали сами князья.

Своё выдающееся произведение Нестор Летописец завершил около 1113 г. Хроника событий в «Повести» доведена до 1110 г. К сожалению, Нестерова редакция «Повести» не сохранилась в первоначальном виде. После смерти Святополка Изяславича (1113 г.), опекавшего Киево-Печерский монастырь, на киевский стол взошёл Владимир Мономах. Он вступил в конфликт с верхушкой монастыря и передал летописание в основанный его отцом Всеволодом Выдубицкий монастырь. В 1116 г. выдубицкий игумен Сильвестр переделал заключительные статьи «Повести», положительно оценивая деятельность Владимира Мономаха, показывая его мудрым князем, защитником Русской земли. Так появилась вторая редакция. В 1118 г. была создана третья редакция, которая и дошла до нашего времени. Заказчиком и, возможно, одним из ее авторов был сын Мономаха, князь Мстислав. «Повесть временных лет» сохранилась во многих списках. Древнейшие из них — Лаврентиевский (1377 г.) и Ипатьевский (начало XV в.).

Главная историческая заслуга Нестора состоит в том, что он создал историко-художественное произведение, не имевшее аналогов в европейской средневековой историографии. Показал, что наш народ имеет свою историю, которой может гордиться.

Преподобный Нестор скончался около 1114 года, завещав печерским инокам-летописцам продолжение своего труда. Его преемниками в летописании стали игумен Сильвестр, придавший современный вид «Повести временных лет», игумен Моисей Выдубицкий, продливший ее до 1200 года, наконец, игумен Лаврентий, написавший в 1377 году древнейший из дошедших до нас списков, сохранивших «Повесть» преподобного Нестора («Лаврентьевскую летопись»). Наследником агиографической традиции печерского подвижника стал святитель Симон, епископ Владимирский, спасатель «Киево-Печерского Патерика». Рассказывая о событиях, связанных с жизнью святых угодников Божиих, святитель Симон нередко ссылается, среди других источников, на Летописи преподобного Нестора.

Преподобный Нестор погребен в Ближних пещерах преподобного Антония Печерского.

6 интересных фактов из жизни Нестора Летописца

Девятого ноября мы отмечаем день памяти преподобного Нестора Летописца. Большинство из нас знают его исключительно как автора «Повести временных лет», однако у него было еще множество иных заслуг. Нестора можно смело назвать первым историком, писателем и журналистом в Киевской Руси.

  • 17-летним юношей Нестор пришел к преподобному Феодосию, стал послушником в Киево-Печерской лавре и принял послушание летописца. К 1113 году он создал «Повесть временных лет». Многие из описанных в ней событий произошли задолго до Нестора, поэтому, чтобы восстановить истину, он изучил летописные своды, исторические сборники, монастырские записи, рассказы бояр, воинов и путешественников.
  • Благодаря Нестору мы знаем о создании славянской грамоты Кириллом и Мефодием, о крещении княгини Ольги в Константинополе, а князя Владимира в Херсонесе.
  • Летописец осуждал любое насилие, тем более он был против междоусобиц в родной стране. Свою позицию он четко выразил в «Сказании о житии и погублении блаженных страстотерпцев Бориса и Глеба».
  • Упоминая о себе, Нестор Летописец часто называл себя грешным. Но, тем не менее, он – единственный русский подвижник, кто входит в число святых римско-католической церкви.
  • Преподобный Нестор скончался в возрасте 65 лет. Сейчас его мощи хранятся в Ближних Антониевых пещерах Киево-Печерской лавры.
  • К святому Нестору верующие обращаются за помощью в учебе, защитой от всяческого зла и в поисках работы. Он считается покровителем спортсменов, журналистов, историков и тех, кто чему-либо учится.

Отец русской истории

19 апреля 1686 года — 320 лет назад родился великий русский историк и государственный деятель Василий Никитич ТАТИЩЕВ

Имя Василия Никитича Татищева по праву стоит одним из первых в ряду выдающихся русских историков, таких как М.В. Ломоносов, Н.М. Карамзин, М.П. Погодин, Д.И. Иловайский. В.Н. Татищев был не только родоначальником русской исторической науки, последним летописцем и первым академическим учёным, но и талантливым государственным деятелем, чьи заслуги снискали славу и уважение у потомков.

Петровское время выдвинуло на политическую арену многих выдающихся людей. Одним из «птенцов гнезда Петрова» был и Василий Никитич Татищев. В нашей памяти он остался больше как учёный-историк, но в действительности этот человек не только писал историю на бумаге, но и творил её своею жизнью. Россия обязана ему не только знанием своего прошлого, в его лице она обрела своего верного и мужественного патриота.

Русская история, которую хорошо понимал В.Н. Татищев, складывалась благодаря героическому характеру нашего народа, расширившего свою державу от Балтики до Тихого океана. Исторические условия заставляли настоящего русского человека быть не только созидателем и творцом, но и воином, готовым в любую минуту встать на защиту своей Родины. Одним из них и был Василий Никитич Татищев, сочетавший в своей жизни и военную, и гражданскую службу.

Василий Никитич родился 19 апреля 1686 года в Псковской губернии. По происхождению он был родственником царицы Прасковьи, вдовы царя Ивана V, сводного брата Петра I. Потому он рано вошёл в окружение Петра, находясь на государевой службе до 1745 года. Начал он её драгуном, участвовал во взятии Нарвы, был ранен в Полтавской битве, закончил — в высоком чине государственного советника. Выполняя военно-дипломатические поручения, В.Н. Татищев часто бывал в Европе «для некоторых секретных дел», потому получил хорошее образование, выучил языки и наладил контакты с научными кругами. К концу Северной войны со Швецией он перешёл с военной службы на гражданскую и занялся картографией.

Долгое время В.Н. Татищев управлял казёнными заводами на Урале и развивал горное дело. Масштаб его личности был таков, что многие города: Ставрополь-на-Волге (нынешний Тольятти), Екатеринбург, Пермь и другие обязаны своим основанием именно Татищеву. На Урале ему пришлось противостоять деятельности немецкого регента Бирона, который «задумал наложить на горные заводы свою тяжёлую руку». Иностранцев всегда привлекали богатые российские недра, и Бирон действовал вполне в духе нынешних олигархов, обогащающихся за счёт продажи наших ресурсов за границу. Всеми силами В.Н. Татищев пытался спасти от разорения уральские горные рудники, и его борьба с Бироном и засильем инородцев во власти, то явная, то скрытая, не прекращалась на протяжении всей его жизни.

В конце 30-х годов XVIII века Татищев руководил Оренбургской экспедицией и усмирял восстание башкир. С 1741 по 1745 гг. он был астраханским губернатором, завершив на этом посту свою административную карьеру, причиной чему послужили придворные интриги.

Служба отнимала у Татищева много сил, и до выхода в отставку он был вынужден заниматься историческими изысканиями только по ночам. Человек, любящий свою страну, не может не любить и её прошлое. В.Н. Татищев стал первым русским академическим историком, обратившись к научной проблематике, а не к простому пересказу событий. Он справедливо считал, что «древняя российская история во многих знатных делах и обстоятельствах темна и неисправна». Поэтому Татищев попытался найти закономерности исторического развития, выяснить причины возникновения государственной власти. Сам он на протяжении всей жизни оставался искренним сторонником самодержавия. «Всё, что имею, — писал В.Н. Татищев, — чины, честь, имение и главное, что надо всем — разум, единственно по милости Его Величества имею, ибо если бы он в чужие края меня не посылал, к делам знатным не употреблял, а милостию не ободрял, то я бы не мог ничего того получить». Татищев понимал жизнь как непрерывную деятельность во имя государства; и Россия во все времена была сильна такими своими сынами.


Памятник Татищеву и Геннину,
основателям Екатеринбурга

Последние пять лет своей жизни он занимался историей, борясь с тяжёлыми недугами, — сказывались военные ранения. Его главный исторический труд — «История Российская с самых древнейших времён» — по сей день является актуальным исследованием, которое используют и цитируют учёные. Кроме того, Татищев подготовил первую русскую публикацию исторических источников, впервые обнародовав тексты «Русской Правды» и Судебника 1550 года с подробными комментариями. Он повсюду покупал книги и рукописи, заказывал их за границей, и в итоге собрал огромную библиотеку, которая, к сожалению, не сохранилась до наших времён.

Впервые Татищев предложил периодизацию истории России, основанную на критерии развития государственной власти. Он полагал, что с IX по XII вв. на Руси был период княжеского единовластия, но его сменил период феодальной раздробленности, повлекший за собой монголо-татарское завоевание некоторых русских земель, и только с середины XV века, вместе с принятием Иваном III царского титула, единовластие было восстановлено, а позднее и укреплено царём Иваном Грозным.

Работая над историческими трудами, В.Н. Татищев не прекращал и разработку проектов, призванных улучшить состояние дел в любимом Отечестве. Он предлагал осуществить их без упоминания своего имени. По легенде, за день до смерти, 15 июля 1750 года, курьер доставил Василию Никитичу известие о пожаловании ему ордена св. Александра Невского.

Но самой большой оценкой его трудов является, конечно, светлая память потомков. Если Геродота называют «отцом истории» как науки вообще, то В.Н. Татищева, нашего прославленного соотечественника, мы вправе именовать «отцом русской истории».

Биография

Жизненный путь Нестора исследователи воссоздали по отрывочным сведениям, указанным в его трудах и более поздних источниках. Жизнь святого летописца была наполнена благочестием, смирением и трудолюбием.

Преподобный Нестор Летописец

Рождение и происхождение

Нестор родился в 50-е гг. XI столетия, предположительно в 1056 г. В источниках не указываются точные сведения о месте его рождения. Существует три версии, основанные на анализе текстов летописца:

  1. Традиционно считается, что великий летописец родился в Киеве, или в землях, прилегающих к нему.
  2. По мнению историка Татищева, родиной Нестора является город Бело-Озеро. Он считает, что на это указывает фраза «у нас на Беле-Озере».
  3. В начале XIX в. появилась версия, что первый русский летописец являлся греком и родился в крымском городе Корсунь (Херсон). Это мнение основано на подробном описании корсунской церкви и княжеских палат. Автор предположения считал, что такой рассказ может составить человек, лично побывавший в этих местах.

Косвенные сведения указывают на высокий социальный статус семьи, в которой родился Нестор. Так как юноша умел читать, писать и знал несколько языков, исследователи считают, что он был родом из очень богатой семьи, обеспечившей сыну великолепное образование.

Принятие сана и первые годы служения

В 17 лет Нестор пришёл в Печерскую лавру, расположенную в Киеве. Его приняли известные своей жизнью праведники Феодосий и Антоний. Киево-Печерская обитель в это время была пристанищем для многих достойных праведников. Молодой послушник наравне с ними нёс любое назначенное ему служение. Наравне с почтенными старцами он молился, придерживался строго поста и усердно работал на благо монастыря.

Монашеский постриг Нестор принял при игумене Стефане, который встал во главе общины после смерти Феодосия Печерского. Молодой монах проявлял большое усердие в аскетической жизни и служении Господу. По преданию он участвовал в изгнании бесов из Никиты Затворника, будущего новгородского митрополита, и обретении честных мощей своего духовного отца — Феодосия.

В одном из своих трудов агиограф рассказывает о том, что был свидетелем чудесных событий, которые происходили у мощей основателя киевской обители. С первых дней своего пребывания в Киево-Печерской обители Нестор нес особое служение, благословенное её основателем.

Икона Нестора Летописца

Образованный юноша занимался составлением истории славянских земель. В своих трудах летописец называет себя великим грешником, не достойнейшим из всех иноков. Этот факт говорит о высокой степени духовности монаха.

После смерти своих наставников Феодосия и Антония Печерских Нестор полностью сосредоточился на служении Господу и деле, порученном ему духовным отцом. Уединившись в своей келье, он предавался молитве, посту, написанию исторических и религиозных сочинений, а также чтению богоугодных книг.

Последние годы жизни

Накопленные в процессе изучения многочисленных источников знаний нашли отражение в главном сочинении летописца, которое было написано в последние годы его жизни. Работа над «Повестью временных лет» была закончена в 1113 году.

А через год, завещав братьям продолжать своё дело, Нестор окончил свой земной путь. Братия монастыря выполнила завещание летописца. Переписали и продолжили его труд следующие иноки:

  • игумен Сильвестр, оформивший летопись в современном виде;
  • игумен Выдубицкого монастыря в Киеве Моисей, продливший повествование до 1200 г.;
  • игумен Лаврентий — составитель летописного труда, содержащего древнейший список нестеровой летописи.

Нестора погребли в Ближних пещерах преподобного Антония.

Канонизация и история мощей

Духовность и стремление Нестора к единению с Господом стали основанием для его канонизации не только в Русской Православной Церкви, и в Католической церкви. В начале XIX в. на месте захоронения преподобного мужа появилась позолоченная табличка с его именем.

Мощи Нестора Летописца в Киеве-Печерской лавре

Мощи святого преподобного Нестора хранятся в нижнем пещерном городе Антония Печерского. В многочисленных освещенных пещерах установлены раки, где хранятся мощи святых угодников. Над каждым погребением установлена табличка с именем божьего угодника и датой его погребения.

К мощам святого Нестора приходят люди, желающие укрепить свой дух, достичь успехов в учёбе и научной деятельности. Существует множество свидетельств о чудесах, происходящих по молитве у честных останков преподобного летописца.

Главные труды летописца

За время своего летописного служения Нестор написал около 10 трудов, посвящённых истории молодого русского государства, христианской церкви и жизни первых русских святителей. В работе над ними инок проявил себя не только как летописец, но и как талантливый агиограф, этнограф, идеолог, проповедник и знаток фольклора.

Чтение о житии и погублении блаженных страстотерпцев Бориса и Глеба

Труд посвящён описанию жизни первых русских святых — братьев-мучеников Бориса и Глеба. В повествовании рассказывается о высокой духовности сыновей Владимира Крестителя. Они принимают смерть от руки старшего брата князя Святополка.

Зная о планах брата, Борис проводит ночь перед нападением в молитве и со смирением принимает уготованную ему участь. В 1072 г. обоих братьев похоронили в общей усыпальнице в Вышгороде.

Памятник Нестору Летописцу в Киеве

Основной идеей произведения является осуждение междоусобных конфликтов, которые разобщали русских князей и ослабляли молодое славянское государство. Жизнь Бориса и Глеба, описанная летописцем служит примером праведности и кротости, которыми должны обладать истинные христиане.

Житие преподобного Феодосия Печерского

Нестора называют основоположником житийного жанра. Он является составителем жития основателя Киево-Печерской лавры святого Феодосия Печерского. В повествовании последовательно описывается жизнь праведника с детских лет до земной кончины. Особенно автор отмечает следующие качества своего наставника:

  • праведность;
  • стремление к единению с Богом;
  • трудолюбие;
  • смирение;
  • милосердие;
  • прозорливость.

Подробно описывая жизненный путь и духовные добродетели Феодосия, Нестор составлял для современников и потомков портрет истинного христианина, к облику которого должен стремиться каждый верующий человек.

Повесть временных лет

Главный труд Нестора-летописца — Повесть временных лет. Это повествование охватывает огромный временной период — от библейских времён до начала XII в. Автор подробно рассказывает об истории появления славянской нации и её развитии.

Нестор Летописец. Повесть временных лет

На описание ключевых событий влияют религиозные и нравственные взгляды монаха. Особое внимание он уделяет вопросу прихода на Русь христианства и его положительному влиянию на жизнь славян. В произведении отмечаются черты следующих жанров:

  • житийной литературы;
  • исторические записки;
  • народные предания;
  • философские рассуждения.

Для создания монументального труда использовалось большое количество исходного материала. Среди них можно выделить следующие источники:

  • Древнейший свод (IX в.);
  • Начальный свод (XI в.);
  • свод Никона (70-е гг. XI в.);
  • хроника Георгия Армонтола;
  • славянский фольклор.

«Повесть временных лет» многие века остаются основным источником по истории восточных славян и Древнерусского государства. Её изучают как один из уникальных образцов славянской словесности.

Летопись Нестора включалась в большинство местных летописных сводов, ведущихся в удельных княжествах. Главным достоинством повествования является непредвзятость в изложении исторических фактов и описании ключевых личностей в древнерусской истории.

Новое издание Повести временных лет

Память

Церковным днём памяти летописца Нестора являются следующие даты:

  • 9 ноября — поминовение святого преподобного Нестора;
  • 11 ноября — Собор Киево-Печерских святых мужей.

На иконе летописца изображают в виде седого инока с длинной бородой. В одной руке он держит перо, а в другой — раскрытую книгу и чётки.

Светские скульпторы создали несколько его скульптурных портретов. Их можно увидеть в Киеве, Борисполе, Владимире и Новгороде. Наиболее приближенным к подлинному виду преподобного мужа является скульптура, созданная на основе исследований Сергея Никитина.

Интересно! В середине XX в. были выпущены марки, посвящённые 900-ей годовщине со дня рождения великого летописца. Украинской православной церковью учреждён Орден преподобного Нестора Летописца, вручаемый за литературно-религиозную деятельность.

Летописца Нестора можно назвать первым энциклопедистом Руси. Его труды имеют огромное значение в изучении истории Древнерусского государства и Русской Православной Церкви. Благодаря его кропотливой работе люди узнали о духовных подвигах первых русских подвижников.

Преподобный Нестор Летописец

преподобный Нестор Летописец

Дни памяти: 24 сентября (6 октября) (Собор отцов в ближних пещерах почивающих), 27 октября (9 ноября)

На пути к иночеству

Преподобный Нестор Летописец был родом из Киева. О точной дате рождения, о подробностях его детства и юношества нам ничего не известно. Есть основания полагать, что Нестор появился на свет в 50-х годах XI столетия.

В семнадцатилетнем возрасте Нестор, желая связать свою жизнь с монашеским деланием, явился к двум блаженным отцам: преподобному Антонию (основателю русского иночества) и преподобному Феодосию. Разумея в подвижниках святых Божьих праведников, он смиренно просил их не изгонять его прочь, а дозволить ему пребывать при них в послушании.

В это время Антоний жил в уединённой пещере, в священном безмолвии, угождая Богу непрестанной сердечной молитвой. Феодосий же занимался устроением иноческой обители. Промыслом Божьим Нестор остался при преподобных отцах.

Ещё до посвящения в иночество он обнаруживал перед ними готовность жить строгой иноческой жизнью. Несмотря на юность и многочисленные трудности, связанные с немощью плоти, Нестор являл отцам твёрдость в желании следовать спасительным путём.

Через них он освящался и просвещался как через два великих Божьих светильника. Он ревностно и безропотно исполнял назначаемые ему послушания, приучаясь к смирению, кротости, пощению, бдению, сердечной молитве и вольной нищете. Питая к наставникам самое искреннее уважение и любовь, всякое слово он исполнял безропотно, с радостью и доверием.

Ангельское служение

После блаженной кончины Антония (1073 г.) и Феодосия (1074 г.), он и сам словно бы умер для мира.

От игумена Печерской обители, преподобного Стефана, Нестор принял ангельский образ, а вскоре его возвели в сан иеродиакона.

Иноки Печерского монастыря славились многими добродетелями. Желая подражать Искупителю, они охотно совершали труднейшие ежедневные подвиги. Кто-то питался только сырой или вареной травой, кто-то подвизался в молитвенном бдении, кто-то в земных поклонах. Всех их объединяло то, что они единодушно пребывали в вере, надежде, любви, как и положено братиям Православного монастыря.

Приняв ангельский образ (двоякий: как инок и как диакон), Нестор уподобился бесплотным небесным служителям: с ещё большею ревностью стал угождать Богу послушанием и молитвой, стал увеличивать в себе христианские добродетели. При этом он не лицемерно считал себя грешником, недостойным Божьих даров.

Занимаясь аскетическим деланием и на опыте познавая Божественную благость, Нестор не отрицал значимость теоретических знаний. Он ценил богоугодные книги как сокровищницу Истины, аллегорически сравнивал их с реками, наводняющими вселенную. Считается, что особым его послушанием было составление летописей.

Так, в 80-х годах XI столетия он записал житие своего духовного учителя, Феодосия Печерского. Но пожалуй, самым выдающимся творческим трудом Нестора Летописца явилась история развития Русской земли. Полагают, что он завершил это сочинение к 1112-1113 году.

В сущности оно включило в себя комплекс различных сказаний, обработанных и представленных в форме единого цельного произведения. Исторические факты тесно переплетаются в нём с историей развития Церкви. Сама история Руси изложена здесь как важная и неотъемлемая часть всемирной истории. Фундаментальность и четкость труда выдаёт в авторе мужа большой учёности и веры.

В 1091 году братия, движимые Духом Святым, собрались во главе с игуменом на совет, где, посовещавшись, определили выкопать погребенные прежде в пещере мощи преподобного Феодосия и торжественно перенести их в Печерскую церковь. По слову игумена, Нестор, приготовив необходимый инструмент, выбрал из братий помощников и направился к погребению святого. Прочитали молитвы и стали копать. Копали поочередно, вечер и ночь; однако добраться до честных мощей не получалось. И лишь когда ударили в колокол, в этот самый момент Нестор вдруг понял, что докопался до мощей.

Само это событие сопровождалось чудесным знамением: братия, находящиеся в монастыре, увидели огненные столпы. Мощи благоговейно перенесли в приготовленное место. Впоследствии Нестор был свидетелем других чудес и знамений, совершавшихся силой Божьей через эту святыню.

Достигнув, при помощи Божьей, святости и преподобия Нестор мирно почил о Господе в 1114 году, завещав братиям продолжить составленную им летопись истории Руси, что и было исполнено. В современном виде эта летопись известна нам по названию: Повесть временных лет.

Кроме того до нас дошли и другие работы Летописца, например: Сказание о святых первых черноризцах Печерских, Слово о перенесении мощей преподобного отца нашего, Феодосия Печерского, Сказание о том, от чего получил название Печерский монастырь.

Тропарь Нестору Летописцу, Печерскому, в Ближних пещерах, глас 4

Великих князей русских деяния / и преподобных отец Печерских жития и чудеса написавый, / свое же, Богомудре Несторе, многих ти ради добродетелей имя / написано на небеси стяжавый, // моли и нам написатися в Книги Животныя.

Велико и ответственно звание историка. Знаем мы и Геродота, и Плутарха, и Тацита, и Н.М. Карамзина. Но для русской истории нет выше авторитета, нет выше имени, чем преподобный Нестор Летописец (ок. 1056–114) — монах Киево-Печерской Лавры, отец русской истории.

9 ноября отмечается день памяти летописца Нестора. Годы его жизни пришлись на XI столетие. Для него буквально недавно, в 988 году, воды Днепра приняли в себя крестящихся киевлян, ещё живы были свидетели этого чуда. Но уже настигли Русь междоусобицы, нападения внешних врагов. Потомки князя Владимира не смогли или не захотели быть едиными, с каждым десятилетием возрастали междоусобные распри среди князей.

Ученый монах Нестор

Кем же был преподобный Нестор? Предание говорит, что, будучи семнадцатилетним отроком, он пришёл в обитель к святому старцу Феодосию Печерскому (ок. 1008–3 мая 1074 г.), где принял иноческий сан. Несомненно, что в монастырь Нестор пришел уже достаточно грамотным и даже, по уровню того времени, образованным юношей. К тому времени в Киеве было немало учителей, у которых и мог учиться Нестор.

В то время, по словам преподобного Нестора

чернецы, как светила, сияли в Руси. Одни были крепкими наставниками, другие тверды были на бдении или на коленопреклоненной молитве; иные постились через день и через два дня, другие вкушали только хлеб с водой; иные варёное зелье, другие — только сырое.

Все пребывали в любви: младшие покорялись старшим, не смея и говорить пред ними, и изъявляли покорность и послушание; а старшие оказывали любовь к младшим, наставляли и утешали их, как отцы детей малых. Если какой-либо брат впадал в какое-либо прегрешение, утешали его и по великой любви делили епитимью на двух и на трёх. Такова была любовь взаимная, при строгом воздержании.

И дни монаха Нестора были неотличимы от дней других черноризцев. Только его послушание отличалось: он по благословению настоятеля Феодосия Печерского писал историю Руси. В своих литературных трудах летописец называет себя «грешным», «окаянным», «недостойным рабом Божиим». В этих оценках себя проявляется смирение, богобоязненность: человек, достигший таких высот смирения, видит в своей душе мельчайшие прегрешения. Чтобы представить духовный уровень святых, достаточно вникнуть в такое изречение: «Святые принимали за грех тень мысли о грехе», даже малейший помысел, а часто даже и оплакивали свои добродетели как грехи.

Первые литературные труды Нестора Летописца

Первым по времени был труд Нестора «Житие святых князей Бориса и Глеба, во святом крещении нареченных Романа и Давыда». В нём присутствуют высокая молитвенность, точность описания, нравоучительность. Нестор говорит о сотворении человека, падении его и восстании его по милости Божией. В словах летописца просматривается тяжкая печаль о том, что вера христианская медленно распространяется на Руси. Нестор пишет:

Между тем как повсюду умножались христиане и идольские жертвенники были упраздняемы, страна Русская оставалась в прежней прелести идольской, потому что не слышала ни от кого слова о Господе нашем Исусе Христе; не приходили к нам апостолы и никто не проповедовал слова Божия.

Второй, и не менее интересный и значимый труд летописца — «Житие преподобного Феодосия Печерского». Нестор совсем молодым послушником видел святого Феодосия, затем, долгие годы спустя, участвовал в обретении мощей преподобного, и вот составил его жизнеописание. Оно написано просто и вдохновенно.

Цель моя, — пишет Нестор, — чтобы будущие после нас черноризцы, читая житие святого и увидев доблести его, прославляли Бога, прославили и угодника Божия и укрепились на подвиг, особенно тем, что в стране Русской явился такой муж и угодник Божий.

Несторова летопись «Повесть временных лет»

Главным подвигом жизни преподобного Нестора было составление к 1112–1113 годам «Повести временных лет». Необычайно широкий круг источников, осмысленных с единой, церковной точки зрения, позволил преподобному Нестору написать историю Руси как составную часть всемирной истории, истории спасения человеческого рода. «Повесть временных лет» дошла до нас в составе более поздних сводов:

  1. Лаврентьевской летописи (1377 г.)
  2. Первой Новгородской летописи (XIV в.) и
  3. Ипатьевской летописи (XV в.).

Предполагается, что Нестор использовал материал Древнейшего свода (IX в.), Свода Никона (70-е гг. XI в.) и Начального свода (1093–1095). В тексте очевидны переклички с византийской хроникой Георгия Амартолы. Достоверность и полнота писаний преподобного Нестора такова, что до сего дня к ним прибегают историки как к самому важному и достоверному источнику сведений о Древней Руси.

«Повесть временных лет» — великое создание отца русской истории.
Не врéменных, а временны́х лет, охвативших не какой-то малый период, а огромные годы русской жизни, целую эпоху. Полностью она называется так: «Се повести времяньных лет, откуда есть пошла Руская земля, кто в Киеве нача первее княжити, и откуда Руская земля стала есть».

История осмысливается Нестором строго с православной точки зрения. Он рассказывает о святых равноапостольных Кирилле и Мефодии, показывает великое счастье Крещения Руси, плоды просвещения её. Равноапостольный Владимир — главный герой «Повести временных лет» Нестора. Летописец сравнивает его с Иоанном Крестителем. Подвиги и жизнь князя изображены подробно и с любовью. Духовная глубина, историческая верность и патриотизм «Повести временных лет» ставят ее в ряд высочайших творений мировой письменности.

Летопись Нестора «Повесть временных лет» нельзя назвать чистой историей, церковной или гражданской хроникой. Это еще и история русского народа, русской нации, размышление об истоках русского сознания, русского восприятия мира, о судьбе и мироощущении человека того времени. Это было не простое перечисление ярких событий или привычное европейское жизнеописание, но глубокое размышление о месте в мире нового молодого народа — русского. Откуда мы? Чем прекрасны? Чем отличаемся мы от других народов? — вот вопросы, которые стояли перед Нестором.

«Повесть временных лет». Исследования

Первым исследователем «Повести временных лет» стал российский историк и географ В. Н. Татищев. Немало интересного о летописи удалось выяснить археографу П. М. Строеву. Он высказал новый взгляд на «Повесть временных лет», как на свод нескольких более ранних летописей, и такими сводами стал считать все дошедшие до нас летописи.

Известный русский филолог и историк конца XIX–XX вв. А. А. Шахматов выдвинул версию, что каждый из летописных сводов — это историческое произведение со своей собственной политической позицией, продиктованной местом и временем создания. Историю летописи он связал с историей всей страны. Результаты его исследований изложены в работах «Разыскания о древнейших русских летописных сводах» (1908 год) и «Повесть временных лет» (1916 год). По версии Шахматова, первую редакцию «Повести временных лет» Нестор написал в Киево-Печерском монастыре в 1110–1112 годах. Вторая редакция была написана игуменом Сильвестром в киевском Выдубицком Михайловском монастыре в 1116 г. В 1118 г. была составлена третья редакция «Повести временных лет» по поручению, или даже политическому заказу, новгородского князя Мстислава I Владимировича.

Советский исследователь Д. С. Лихачев предполагал, что в 30–40-е годы XI века по распоряжению Ярослава Мудрого была произведена запись устных народных исторических преданий о распространении христианства. Этот цикл послужил будущей основой летописи.

Александр Сергеевич Пушкин, создавая своего летописца Пимена в драме «Борис Годунов» (1824–1825 гг., опубликована в 1831 г.), брал за основу черты характера летописца Нестора, стремящегося к правде, даже если она кому-то и не нравится, ничуть «не украшает пишущего».

Преподобный Нестор пережил пожар и разорение Киево-Печерской Лавры в 1196 году. Последние его труды пронизаны мыслью о единении Руси, о сплочении её верой христианской. Летописец завещал печерским инокам продолжать дело всей своей жизни. Его преемники в летописании: преподобный Сильвестр, игумен Выдубицкого Киевского монастыря; игумен Моисей, продливший летопись до 1200 года; игумен Лаврентий — автор знаменитого Лаврентьевского летописного свода 1377 года. Все они ссылаются на преподобного Нестора: для них он высочайший учитель — и как писатель, и как молитвенник.

Как установили современные ученые, преподобный Нестор скончался в возрасте 65 лет. Ныне мощи преподобного Нестора пребывают нетленными в Ближних пещерах (Антониевых) Киево-Печерской Лавры. В начале XXI века «Общество любителей истории при Киевском университете» оковало серебром раку преподобного.

Вниманию всех любителей русской истории
Лицевой летописный свод →

Читать онлайн

Русская летописная история — это монументальный памятник древнерусского книжного искусства, по масштабности и широте охвата исторических событий, а также по форме представления материала не имеющий аналогов в мире. В коллекции собраны погодные (по годам) летописи, повести, сказания, жития русской летописной истории на протяжении четырёх с половиной столетий (XII–XVI века).