Монастырь алатырь Чувашия

Архимандрит Иероним (Шурыгин): «Молюсь, чтобы Господь даровал мне любовь»

Краса дивная русской земли

В небольшом городке Алатыре, что в Чувашии, незримый свет Божественной любви разливается по всей округе от стен древнего Свято-Троицкого мужского монастыря. Неспешно ступаешь по уютным, ухоженным улочкам, а взгляд невольно задерживается на витой архитектуре старинных купеческих особняков, на строгости потемневших от времени фасадов частных жилых домов, овитых свежей весенней зеленью, раскидистыми ветвями цветущей черемухи, и ощущаешь особую благодать, спокойствие и тишину, которые поселяются вдруг в твоем мятущемся сердце.

И вот перед глазами величественный семиглавый Троицкий собор – средоточие духовной силы обители с почти полутысячелетней историей. Летописание ее связано с именем Преподобного Серафима Саровского. В начале XIX века настоятелем Свято-Троицкого монастыря стал Архимандрит Авраамий (Соловьев) вместо назначенного сюда поначалу Батюшки Серафима. Преосвященнейший Павел трижды просил отца Серафима принять обитель под свою опеку, но Батюшка уже готовился тогда к пустынническому житию. Архимандриту Авраамию удалось перенести в Алатырь ту изумительную атмосферу братолюбия, что всегда ощущалась в Саровской пустыни. Были в истории монастыря набеги чувашей, мордвы и татар, были пожары и разрушения, но он вновь и вновь возрождался, отстраивался, преображался и наращивал духовную мощь. Неизменной оставалась жертвенная братская любовь ко всем страждущим и ищущим утешения в церковных стенах. Она и сегодня жива, эта любовь. Ее наблюдаешь каждый день среди монашествующих, видишь, как внимательны насельники к нуждам паломников, к каждому приехавшему за духовной поддерж-кой или обратившемуся с вопросом. И пример искренней, деятельной любви подает сам наместник монастыря Архимандрит Иероним (Шурыгин). Каждое утро после Литургии и трапезы у дверей его келии выстраиваются богомольцы с кучей разновозрастной ребятни, чтобы начать день с благословения любимого батюшки. Отец Иероним радостно и энергично помазывает всех елеем, одаривает конфетками, а затем ведет душеспасительные беседы с духовными чадами. Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Нижний Новгород, Ставрополь, Нефтеюганск, Самара, Сызрань, Ульяновск – вот неполный перечень городов, названия которых я случайно услышала, ожидая свой черед возле келии батюшки.

Трагическое, святое место

Свято-Троицкий монастырь – ровесник Алатыря. Город заложен в 1552 году по повелению Царя Иоанна Грозного на слиянии рек Суры и Алатыря. В 1748 году во время расчистки места под строительство главного каменного собора в честь Святой Живоначальной Троицы был обретен гроб с мощами подвизавшегося здесь полвека назад схимонаха Вассиана. Время не тронуло тлением ни тела подвижника, ни его гроба и облачения. От мощей начались исцеления, и к монастырю отовсюду потянулись для поклонения жаждущие излечения паломники, – тем и прославилась святая обитель. Слава ее возрастала вплоть до закрытия монастыря в 1929 году. А в 1904 году был обустроен колодец недалеко от усыпальницы святого Вассиана, куда он, по преданию, сбросил свои вериги и власяницу, избегая человеческой славы. И по сей день в пещерном храме во имя Преподобного Серафима Саровского бьет Вассиановский источник, целебная сила воды которого помогает от многих болезней. Точное место последнего погребения подвижника неизвестно: перед закрытием обители монахи сокрыли мощи. Но братия усердно молятся и верят, что со временем Господь откроет эту тайну.

С 1919 года начался самый трагический период в истории монастыря. Был арестован и отправлен на Соловки настоятель, тихий молитвенник Архимандрит Даниил и в 30-х годах расстрелян там. Монахов всех тоже убили. А в храмах и келиях святой обители расположились баянная фабрика и зона НКВД. Уже в наши дни на территории монастыря были обнаружены останки более трехсот невинно загубленных душ, среди которых – немало детских; все они сейчас бережно погребены. Вся территория монастыря устлана костьми Православных – это трагическое, святое место. В годы войны здесь разместились лыжное производство и табачно-махорочная фабрика, которая просуществовала до 1988 года. Когда в ноябре 1995 года отец Иероним принял обитель под свою опеку, здесь были полное запустение и разруха. От благолепия минувших времен остались лишь остовы полуразрушенных церквей и келий. Трудами наместника и братии монастырь постепенно восставал из руин. Появились благодетели, постоянно помогающие средствами и материалами. Так, в свое время директор одного из уральских заводов пожертвовал на нужды монастыря шестьдесят три вагона кирпича.

В монастыре немало старинных образов, сохранившихся до наших дней. Среди них особо почитаемые – пожалованная Царем Иоанном Грозным икона Спаса Нерукотворного и Четвертаковская Казанская икона Божией Матери, в середине XIX века спасшая Алатырь от эпидемии холеры. С 1998 года действует монастырский Рождественский скит, с храмом в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Братия скита обрабатывает 320 гектаров плодородной земли, занимается животноводческим, птицеводческим, рыбным хозяйством, пчеловодством. Сегодня в Свято-Троицком монастыре подвизаются более ста семидесяти насельников. Из них – сорок шесть монашествующих, пятьдесят восемь послушников, два схимника. Около семидесяти человек братии молится и трудится во славу Божию в Рождественском скиту.

Архимандрит Иероним родом из Новороссийска, был преуспевающим молодым человеком. На монашеский путь его направил Архимандрит Иларион, который умер в возрасте ста восемнадцати лет. Этот батюшка был известен в шестидесятых годах тем, что воскресил сына генерала ракетных войск. В Псково-Печерский монастырь, под духовное руководство Архимандрита Иоанна (Крестьянкина), отца Иеронима благословил его духовник отец Серафим (Тяпочкин). Впоследствии отец Иероним долгие годы подвизался на Афоне, был отшельником в Иудейской пустыне, в Палестине, где питался одной пустынной травой. Со Святой Земли в Россию прибыл по благословению Митрополита Чебоксарского и Чувашского Варнавы. С тех пор он здесь.

«Идите путем средним…»

– Отец Иероним, ваш монастырь ежедневно принимает множество паломников. Что подвигает нынешнего человека на поездки по святым местам? Чего ищет он и находит ли?

– Люди к нам едут самые разные: разных сословий, положений, жизненных установок.

Много прибывает любопытных. Но тех, кто по-настоящему желает спастись, совсем немного. Третья категория – блуждающие. Это люди, которые не знают, чего хотят от жизни, у них апатия ко всему, даже к самим себе.

Время сейчас, несомненно, тяжелое. Хотя, казалось бы, все возможно, все дозволено. Но эта вседозволенность и всевозможность завела нас в тупик. Ситуация в России после падения железного занавеса стала развиваться не в том направлении. Люди обратили свои взоры на Запад, а не на свою самобытность и культуру, не на возрождение своей души и укрепление семьи. И все же очень радует сегодня молодежь. Немало молодых людей приезжает в монастырь целенаправленно, чтобы посвятить себя монашеству. Родители их порой недоумевают, иногда негодуют, но со временем, поразмыслив и разобравшись, благословляют детей на монашеское служение.

Любой монастырь должен быть источником духовной целительности для каждого из нас. Нередко приезжают люди бесноватые, которые ищут и требуют того, до чего сами еще духовно не созрели, не доросли. И если бы они вот так, с ходу исцелялись, это не пошло бы им на пользу, не было бы спасительным для их души. Ведь духовную силу нам дает та мера молитвенности, стремления к святости, которая или есть в нашем сердце, или ее нет. И если она есть, то бес не только безсилен против нас, но даже и приблизиться к нам не посмеет. Лишь когда человек достигнет понимания того, что через все скорби, искушения и даже трагедии надо проходить безропотно, – тогда у него появляется надежда на спасение. Таким путем шли все святые, такой путь показал нам Сам Господь Иисус Христос, добровольно страдавший за нас на Кресте. Через смерть и ад Он открыл нам новый мир – Царствие Небесное, – который прежде был заключен грехом падшего нашего прародителя Адама.

Несмотря на все сложности современной жизни, мы не лишены надежды. Если разумно, с рассудительностью поливать самые слабые ростки веры, они со временем принесут хорошие плоды, которые будут радовать всех. Но, к сожалению, сейчас пошли какие-то новые течения. И виноваты в этом те люди, которые называют себя Православными, на самом же деле – весьма далеки от этого. Они делают такие выводы, которые не сопоставимы со здравомыслием. Взять хотя бы тех, кто зарылся в Пензенской области. «Подвизаются», считают себя мучениками, ждут конца света. Конец придет, он нас ждать не будет. Считаю, что их поступок – перебор, неправильное понимание сути духовной жизни. Многие изначально взваливают на себя слишком большие подвиги, а потом начинаются у них внутренние брожения. Это неправильно. Подвиги надо брать разумно, по силе духовной, душевной, физической, и нести их. Пусть немного, но постоянно. И при каждом столкновении со скорбями и искушениями всегда благодарить Бога и радоваться. Господь не налагает на нас чересчур обременительных уз, не требует от нас никаких особых подвигов. Напротив, Он призывает нас идти средним путем, и на этом среднем пути мы найдем сокровищницу – тот безценный бисер, о котором сказано в Евангелии. Если мы найдем его и правильно понесем – спасемся.

«Главное для монаха – молитва»

– Как хорошо здесь, в обители! Кто помогал и сейчас помогает вам ее восстанавливать и благоукрашать?

– Непросто все это давалось. Господь посылал нам Свои блага соразмерно нашим скорбям, искушениям, которые мы переносили. Бывало, даже не без ропота внутри души своей. Ропот губит наши дела, но мы, конечно, в этом каялись, старались не допускать его более. И потихоньку, помаленьку Господь располагал и располагает души тех людей, которые желают обители возрождения и помогают своими средствами. Иногда люди приезжают и сокрушаются: вот, вкладывали сбережения в тот или иной храм или монастырь, а результата нет. Тогда я говорю, что они сами в этом виноваты. Надо было начинать с малого. Помогли немного – подождите. Если результат есть – еще помогите. А если никаких изменений не происходит – надо прекращать. Наши же благодетели видят, что все превращается в дело. Мы – монашествующие, а это особое сословие в Церкви. Здесь больше думают об обители, потому что мы одна семья. Главное для монаха – молитва, стремление к достижению любви к Спасителю и ближним своим, людям, которые рядом с тобой находятся, нуждаются в твоей поддержке.

Сейчас часто говорят о конце мира. Конец мира приближается, но и от нас многое зависит. Если обратимся к Богу, покаемся, будем жить благочестиво – конец мира отодвинется по времени. А если будем грешить и отходить от Истины Церковной – сами приблизим этот конец.

– Батюшка, у вас много духовных чад. С чем идут и едут сегодня люди к духовному отцу?

– Я сам несовершенный, и когда даю советы – очень осторожно к этому подхожу. Люди очень разные и порой вложенный в слова смысл понимают весьма своеобразно, а в результате делают неправильные выводы. Поэтому я в конце беседы обычно задаю вопрос: «Как вы поняли?» Выслушиваю ответ, и если что-то не так, подправляю. Все мы ищущие, независимо от того, кто из нас священник, монах или мирянин. Все мы ищем в Церкви спасительного пути, боремся со страстями внутри нас, прилогами вражиими. И если не унываем и твердо стоим на этом пути, – Господь дает нам силу и ту степень духовности, в меру которой мы подвизаемся.

Прежде всего я даю понять, что надо быть строже к себе и снисходительнее к ближним. Если мы рассматриваем пороки других, а собой не занимаемся, тогда мы, считаю, прожигаем жизнь втуне и можем впасть в прелесть или другие искушения.

– Крепка ли сегодня в нас вера? Сопоставима ли с крепостью стен церковных?

– Несмотря ни на что, наша Россия еще удивит весь мир. Когда придет время испытаний, сонм мучеников вновь выйдет вперед и докажет незыб-лемую Истинность Православия.

– Отец Иероним, о чем ваша молитва ко Господу в каждый день и в каждый час?

– Моя молитва о том, чтобы Господь дал мне страх Божий, память смертную, чтобы даровал мне ту любовь, которая помогала бы окормлять ближних. Несмотря на невзгоды, болезни, искушения, принимать народ, наставлять осторожно. Чтобы каждый из нас нес по духовному разумению своему и силе своей тот самый жертвенный подвиг и спасался.

«Спасаться можно в любом месте»

– Проникают ли сегодня в церковную ограду какие-то негативные явления из мира?

– Да. Мир пользуется несовершенством верующих. Несмотря на то, что тот или иной человек священник или монах, в нем тоже есть зачатки греха, с которыми он борется. Одни борются от чистого сердца, прилагая все свои силы, чтобы стать выше духовно. А некоторые, поборовшись, опускают руки и даже ниспадают ниже, чем жили до этого, в миру. Это соблазняет неверующих, безбожников и ищущих повода к соблазну, и такой повод они как раз здесь и находят. Как говорится, в семье не без урода. Конечно, Церковь старается такого брата поддержать, помочь ему. Но если он не хочет, если противится, то тогда Церковь отсекает его. Но не сразу.

– Нынче исполняется девяносто лет убиения Помазанника Божия – Императора Николая II и Его Семьи. Печать этого греха лежит на каждом из нас…

– Я считаю, мы уже покаялись перед Царем, Церковь прославила его в лике святых. И Церковь, и народ омылись за это убийство большой кровью. В лагерях тридцатых годов, в войне сорок первого – сорок пятого годов, и в наши дни тоже. Я юношей в Новороссийске знал великих отцов, которые жили при дворе последнего Императора. Они рассказали, как жили Император, Его Семья, – они умилялись! И все то вздорное, что читаем мы иногда в прессе об Императоре, – искусственно созданный негатив против Царской Семьи.

– Глобализация наступает. Возможно, недалеко уже время, когда из-за биометрии в загранпаспортах некоторые верующие откажут себе в возможности помолиться на Гробе Господнем, посетить святые места за границей…

– Глобализация уже наступила… А что касается поездок – скажу так. Не то важно, в каких стенах ты молишься. В свое время, когда я приехал из-за рубежа, предложил батюшке Иоанну (Крестьянкину) свозить его на Святую Землю, тем более что и возможность такая у меня была. Он улыбнулся и тихонько сказал в ответ: «Спасибо тебе за заботу. Но я когда захочу – помолюсь и там». Мне было очень стыдно за свое предложение, хотя и высказанное от чистого сердца.

Спасаться можно в любом месте, все зависит от того, как мы живем, по-православному ли. Как мы проповедуем свою веру, исполняем ли незыблемые догматы нашей Церкви. А незыблемость их утверждена семью Вселенскими Православными Соборами.

– Как вы относитесь к обращению Епископа Чукотского Диомида?

– Лучше бы он этого не делал. Не надо было ему выступать. Во-первых, несвоевременно. Во-вторых, многие так и не поняли, что же хотел сказать Владыка Диомид. Лучше бы критику он начал с себя. А там, глядишь, понял бы, что не надо ему выходить за тот рубеж, к которому он еще не готов. Все произошедшее лишь дало подкормку тем людям, которые воспользовались ситуацией и начали прославлять его чуть ли не как мученика. Но до мученичества всем нам еще очень далеко, еще неизвестно, как жизнь свою окончим. А смута пошла страшная.

– Батюшка, расскажите о личном своем духовном пути.

– Я не собирался быть ни монахом, ни священником. Много учился. Ради послушания пошел к одному старцу, Архимандриту Илариону. В Абхазии его многие знают. Этот духоносный старец сказал, что мой путь только монашеский. И я пошел по этому пути. Уже тридцать два года в монашестве.

– И по традиции, батюшка, духовный совет читателям нашей газеты.

– Сейчас даже среди Православных много таких, которые мутят народ, пастырей, монахов. И когда меня спрашивают, как вы смотрите на переход на новый стиль Церковного Богослужения, на русский язык, на сокращение молитвенных служб, я отвечаю: отрицательно. Никогда на это не пойду, останусь на том рубеже, который принял от Купели Таинства Крещения, свято и незыблемо.

Из бесед Архимандрита Иеронима с братией:

«Кто научился любить людей, тот полюбит Бога всем сердцем. Кто старается любить Господа, но не любит ближних своих, тот ошибется: Бог не примет его любовь, потому что она не созиждется на тех, кто рядом с ним».

«Человек научился всей премудрости нашей земной жизни: космические корабли летают в космос, плавают по воздуху корабли в виде самолетов, плавают корабли, бороздя водное пространство; как саранча, ползают по земле автомобили, по железке тянутся тепловозы, электровозы с большими составами, управляет человек и компьютером, – а сердцем своим управить не может. Почему? Потому что сердце – это тот особый двигатель, та великая тайна, которую надо познать через самоукорение, через покаяние, через молитву и Богомыслие».

«Суета сует, по притче Соломона, осуетила нас. И порой мы творим дела внешние, а о внутреннем делании забываем. Мы помним о нем, но почему-то нашей современностью оно отодвинуто на задний план. Мне кажется, нужно пересмотреть каждому самого себя и духовное поставить на первое место, а остальное – на второе, то есть переместить. А чтобы переместить, нужна титаническая работа над самим собой, чтобы познать: кто я?»

Facebook

ЧУДО ВЕРЫ СОЕДИНЯЕТ НАС С БОЖЕСТВЕННОЙ СИЛОЙ, КОТОРАЯ ПОМОГАЕТ НАМ В… БОРЬБЕ С ГРЕХОМ Патриарх Московский и всея Руси Кирилл Святителю Григорию Нисскому принадлежат такие слова: грех не является существенной частью нашей природы, но уклонением от нее. Действительно, нередко нас посещают мысли о том, что совершаемые нами грехи, особенно грехи плотские, есть не что иное, как действие некоего голоса природы внутри нас, которому тяжело сопротивляться, потому что это было запрограммировано сами существом человеческим. Это глубочайшее заблуждение. Нет такого голоса природы, который не мог бы быть побежден разумом и волей человека, — этим и отличается человек от животного мира. Вот там действительно голос природы имеет непреодолимую силу, но Бог дал человеку разум, свободную волю, силу воли для того, чтобы он умел управлять всеми другими силами. Именно этим и возвышается человек над всем остальным творением, в этом проявляется в нем Божественный образ. Потому всякий грех, который мы совершаем, несомненно, этот образ омрачает. «Аз есмь образ неизреченныя Твоея славы», — такие слова содержатся в одной из заупокойных молитв. Действительно, человек является образом неизреченной Божественной славы, и для того чтобы поддерживать этот образ, не разрушать его, не превращаться в животное, не уподобляться бессловесным, нам и даются силы — силы разума, силы воли, силы чувств, но, что самое главное, нам дано чудо веры, которая соединяет нас с Божественной силой. И мы способны привлекать Божественную силу смирением пред Богом, в том числе постом и молитвой, для того чтобы благодать Божия управляла нами тогда, когда нашей воли и наших сил не хватает. ПРОЧИТАТЬ ПРОПОВЕДЬ ВЫ МОЖЕТЕ НА САЙТЕ: http://pravoslavie.ru/128962.html #великийпост #смирение #покаяние #грех #благодать #Бог #Христос #церковь #вера #православие Ещё

Чувашская Республика (монастыри)

Чувашская Республика

Свято-Троицкий мужской монастырь (Чебоксары)

right

Чебоксарский Свято-Троицкий мужской монастырь был основан в 1566 году по указу царя Иоанна Васильевича Грозного. Монастырь был создан в миссионерских целях, для проповеди Православия среди языческих народов Поволжья, имел общежительный устав.

В 1924 году был закрыт советской властью.

В 1993 году вновь открыт и начал восстанавливаться. С 1993 по 2009 год наместником монастыря являлся игумен, впоследствии архимандрит, епископ Савватий (Антонов).

С 25 декабря 2009 года наместником монастыря является игумен Василий (Паскье). C апреля 2011 года — в сане архимандрита.

Священноархимандритом обители является правящий архиерей, в настоящее время Митрополит Чебоксарский и Чувашский Варнава (Кедров).

Адрес: 428018, г. Чебоксары, ул. К.Иванова, 1

Телефон: +7 (8352) 58-01-67

Чебоксарский Спасо-Преображенский женский монастырь на Владимирской горке

right

С 1989 г., когда был принят закон о свободе совести, началось возрождение церковной жизни: открытие храмов, возобновление монастырской жизни. В 1990г. Высокопреосвященнейший архиепископ Чебоксарский и Чувашский Варнава благословил восстановить женский монастырь. В июле 1991 г. из Спасо-Преображенской пустыни, что под Ригой, по запросу и благословению архиепископа Варнавы прибыла старшая сестра монахиня Сергия. 21 сентября в праздник Рождества Пресвятой Богородицы состоялось торжественное открытие монастыря. Архиепископом Чебоксарским и Чувашским Варнавой монахиня Сергия была возведена в сан игумении. Обитель получила название «Спасо-Преображенский женский монастырь». Центральный придел в честь Преображения Господня, правый придел с престолом в честь иконы Владимирской Божией Матери, левый придел освящен в честь преподобного Серафима Саровского. В этой части храма находятся священные реликвии монастыря: нерукотворный образ преподобного Серафима, отобразившийся на стекле с иконы, написанной на холсте в Х1Х в. и икона преподобномученицы Тамары, бывшей игумении Чебоксарского женского монастыря, причисленной к лику новомученников и исповедников Российских в 2007 г.

Адрес: 428010 Чувашская Респ., г. Чебоксары, ул. 1 Коммунальная Слобода, д. 32

Телефоны: +7 (8352) 620292; +7 (8352) 620462

Тихвинский Богородицкий женский монастырь (Цивильск)

справа

Тихвинский Богородичный Успенский монастырь — православный женский монастырь, расположен в городе Цивильск, на берегу старого русла реки Большой Цивиль. Главной святыней монастыря является чудотворная Тихвинская икона Божией Матери.

При монастыре существует приют милосердия, где пожилые насельницы живут в непрестанном чтении Псалтири.

Также при обители действует Воскресная школа.

Монастырь ежегодно 31 октября организовывает крестный ход по Цивильску, до городского Троицкого собора в память об освобождении города Цивильска от войск Стеньки Разина. Кроме большого крестного хода в монастыре совершается т. н. Богодичный крестный ход вокруг монастыря. Он совершается ежедневно ближе к вечеру и сопровождается молитвами и несением Державной иконы Богородицы.

Адрес: 429900, Чувашская Республика, г.Цивильск, ул. Пролетарская, 1

Телефон: +7 (83545) 2-11-42

Александро-Невский мужской монастырь (Каршлыхи)

справа

Александро-Невский чувашский мужской монастырь расположен в Моргаушском районе в местечке Каршлыхи. Обитель была основана в 1903, в миссионерских целях, в лесу, ныне 14-й квартал Ильинского лесничества, в месте, где раньше, собирались и совершали моления чуваши-язычники. Сначала в 1890 была построена часовня и потом в короткое время был образован монастырь — комплекс из двух церквей – во имя святого Александра Невского и преподобного Серафима Саровского, дома настоятеля, келейного двухэтажного корпуса, гостиницы для паломников, пекарни, кузницы, водяной мельницы и др. хозяйственных построек. Все строения были деревянными, в стиле эклектики с элементами классической и барочной архитектуры.

Первое упоминание о необходимости создания чувашского мужского монастыря в Казанской губернии относится к 1881 году. «ВЫСОЧАЙШИМ повелением, воспоследовавшим в 9-й день мая 1881 года (соб. узак. и расп. Прав. 1881 г. № 82 ст. 552), в благодарность Господу Богу за чудесное спасение АВГУСТЕЙШЕЙ ИМПЕРАТОРСКОЙ СЕМЬИ от угрожавшей опасности при крушении поезда на Курско-Харьково-Азовской железной дороге. А также и с целью просветительного влияния на инородцев-чуваш» было решено образовать в Казанской губернии мужской монастырь.

Адрес: 429530, Чувашская Республика, Моргаушский район, п/о Каршлыхи

Телефон: +7 902 2401588

Иверский Богородицкий женский монастырь (Шерауты)

справа

Православный Иверский Богородицкий женский монастырь с. Шерауты Комсомольского района Чувашской Республики является преемником Николо-Иверской женской обители, учрежденной в 1903 году в 10 км от с. Шерауты между деревнями Кубня и Новые Мураты.

В 1905 году в монастырь была устроена церковь во имя свт. Николая Чудотворца.

Уже в 1908 году монастырь состоял из 3-х корпусов, сада, пчельника, конюшни, 2-х коровников, 2-х амбаров, 2-х сараев, дровянника.

Монастырь был официально закрыт в 1919 году, но фактически действовал до 20 июня 1921 года, в то время в его зданиях был открыт детский дом.

Впоследствии монастырские здания пострадали от пожара и были разрушены. По преданию монастырские колокола до сих пор сокрыты в земле, иконы и церковная утварь расхищены, частью уничтожены, чудом сохранилась Иверская икона Божией Матери.

В настоящее время она является главной святыней обители. В конце 90-х годов началось возрождение обители.

1 января 2001 года монастырю была возвращена Иверская икона Божией Матери, и архиепископ Чебоксарский и Чувашский Варнава освятил монастырский храм.

Адрес: 429347, Чувашская Республика, Комсомольский район, с. Шерауты, ул. Больничная, 1

Телефон: +7 (83539) 3-62-33

Свято-Троицкий монастырь (Алатырь)

справа

Свято-Троицкий Алатырский мужской монастырь был основан, согласно предания, в XVI веке по повелению царя Иоанна IV и построен за счет Алатырского посада и Государевой казны. С 1615 по 1763 г. был приписан к Троице-Сергиевой лавре.

С 1764 положен в 3 штате и состоял под ведомством сначала Нижегородской, затем Казанской и Симбирской епархий. К монастырю были приписаны 2 пустыни: Святаго Духа и Ключевская.

Монастырь был знаменит чудотворной Ключевской Казанской иконой Божией Матери и чудесами от гробницы алатырского подвижника схимонаха Вассиана, канонизация которого готовилась дважды – в 1910 и 1919 г.г.

В 1920 г. монастырь был закрыт и насельники изгнаны. Территорию и помещения монастыря использовали для Дома принудительных работ, а затем под различные промышленные предприятия. Братия была репрессирована, по свидетельствам современников расстреляна.

В марте 1995 г. монастырь был возвращен Русской православной церкви для возрождения монашеской жизни.

Адрес: 429800, Чувашская Республика, г. Алатырь, ул. Троицкая, 22

Телефон: +7 (83531) 2-38-14

Киево-Николаевский Новодевичий монастырь (Алатырь)

справа

Киево-Николаевский Новодевичий женский монастырь в городе Алатырь основан в 1639 году игуменьей Ладинского Прилуцкого монастыря Елисаветой, которая вместе с 52 монахинями пришла из Киева.

Тот монастырь существовал на территории Речи Посполитой. В 1638 г. из-за усилившихся гонений католической знати на православную церковь начались карательные походы не только на казаков и крестьян, но и на монахов. Игумены с монахами и монахинями Густынского и Ладинского монастырей, не дожидаясь своей очереди, бежали в пограничный город Путивль и были пристроены в Путивльский Духовской девичий монастырь, откуда вскоре из-за нищеты по указу царя в конце августа 1638 года направлены в город Брянск в Воскресенский девичий монастырь.

Затем указом царя Михаила отправлены в г.Алатырь в Никольский девичий монастырь. Но постройки монастыря оказался очень ветхими и было принято решение построить новую церковь и келии на новом месте. Вновь возведенный монастырь получил название Киево-Николаевского Новодевичьего, по месту своего предыдущего пребывания сестёр и в отличие от уже существующего в то время в Алатыре Николаевского женского монастыря, который получил новое наименование: Старо-Николаевского женского монастыря.

Адрес: 429822, Чувашская Республика, г. Алатырь, ул. Кирова, 25

Телефон: +7 (83531) 2-51-32

Рождественский мужской скит (Алатырь)

справа

В пяти километрах от города Алатырь, по благословению митрополита Чебоксарского и Чувашского Варнавы, в 1999 году был основан скит в честь Рождества Господа нашего Иисуса Христа. На территории скита сооружен храм Рождества Христова в 2001 году, также имеется источник преподобного Сергия, игумена Радонежского. Скит относится к Алатырскому Троицкому мужскому монастырю.

Подворью принадлежит 564 га, из них на праве собственности — 400 га земли, где насельники монастыря выращивают зерновые, кормовые, плодовые, овощные культуры, имеют более 100 голов крупного рогатого скота, занимаются птицеводством, выращивают рыбу в искусственном пруду.

Адрес: 429800, Чувашская Республика, Алатырский район, территория Ахматовской сельской администрации (15 км от г. Алатыря)

Электронная почта: [email protected]

Село Старое Чекурское — храм Архангела Михаила, отец Олег и история его жизни

Село Старое Чекурское — это небольшой населенный пункт, входящий в состав Нижнечекурского сельского поселения Дрожжановского района Татарстана. Место славится живописностью, обилием растительности и памятных мест. Вблизи протекает река Большая Якла. Также неподалеку есть река Чили. Территория расположена на возвышенной равнине. Здесь имеется много высот от 240 до 280 метров. Встречаются всевозможные балки и овраги. Растительность в лесу — это преимущественно дубы, осины и березы. Изредка встречаются липы.

Как добраться

Компания «Семейный чемодан» организует паломнические поездки.

Сложностей с тем, как добраться до поселка у вас не будет. Автомобильная дорога является качественной. Село Старое Чекурское находится всего в 25 километрах от поселка Н.Дрожжаное. Оно начинается сразу, как заканчивается лесная полоса. Повсюду установлены указатели, поэтому вы сможете быстро сориентироваться. Если вы будете ехать от Казани, то удобно воспользоваться автодорогой Р-241 Казань-Ульяновск. Через 62 км будет деревня Малая Акса. А через три километра дорога повернет налево. Появится грунтовая дорога.

Коротко об истории

Само поселение образовалось в 1607 году. На правом побережье реки, которая тогда еще не имела название. Здесь преимущественно жили чуваши, мордва и татары. Об этом напоминает небольшое кладбище, оставшееся нетронутым. Вскоре мордовские поселения перекочевали ближе к западу. Это привело к образованию еще двух населенных пунктов — Атяшкино и Паркино. Причиной такого разъединения послужил сговор между нациями. Скорее всего, именно так и произошло. В противном случае, как объяснить образование татарского кладбища на чувашской стороне.

Местные жители занимались преимущественно земледелием. С южной стороны земля была покрыта обильной растительностью. Сегодня этот факт подтверждают особенности местного рельефа. Все селения являлись государственными и никогда не принадлежали крестьянам.

По реке Туса было найдено много останков мамонтов. В 1905 году началось возведение первой церкви и открыли приходскую школу. В роли первого священника выступал Большая Акса Петров Андрей Аркадьевич. Его не стало в 1928 году. Сегодня вдоль населенного пункта проходит автомобильная дорога. Добраться сюда не будет сложно.

Достопримечательности

Место действительно является удивительным. Тихий и укромныйуголок до их пор бережно охраняет традиции татарского края. Здесь много святых и памятных мест. Сюда многие приезжают для того чтобы отдохнуть в окружении красивой природы и зарядиться положительной энергией. Главным украшением выступает храм Архангела Михаила — это маленькая церковь, которая была освещена в честь Архистратига Божия Михаила. Она является действующей. Богослужения проводятся каждый день.

Как только вы подъезжаете к селу, перед вами будет открываться невероятно красивая панорама – возвышенности, равнины, балки, овраги, река, лес, темнеющий в дали, уютные домики с палисадниками. Первыми здесь обосновались беглые чуваши. Они поселились у самого низовья холмов. Потом приехали мордвы, татары. Все они договорились не враждовать друг с другом и жить в согласии. Первая деревянная обитель была построена только в 1905 году.

Революционный период выдался достаточно тяжелым. Он привел к коренном изменению уклада Святой Руси. Коммунисты даже арестовали попа. В 1931 году святыня была закрыта. Опустошили купол с крестом, разгромили интерьеры. Здесь начала работать сельская школа.

В 1990-е годы храмы в России начались открываться. Осуществлялись активные реставрационные мероприятия. Храм Архангела Михаила смогли восстановить только к 2006 году.

Сегодня широко известен в районе настоятель Олег. В других расположенных городах об этом человеке мало, кто знает. Информация преимущественно передается через знакомых и родственников. Отец Олег занимается исцелением одержимых. За эту работу, как известно, способен взяться далеко не каждый священник. Ведь для изгнания нечистого духа важно быть самому неподвластным. Иначе подобная участь может настигнуть и самого изгоняющего. Подобных людей не встретишь в больших городах. Для лечения требуются необходимые условия.

Отец обряд проводит по пятницам, субботам и воскресеньям. В этот день количество прихожан может достигать 200 человек и более. В тёплое время года данная цифра может достигать 800. Бесспорно, такое количество людей не может поместиться в храм, поэтому приезжие стоят снаружи.

Каждому, кто приехал в храм, выдается картонный номерок. Это необходимо для того, чтобы избежать недоразумений. Все заходят в порядке живой очереди. На лечение приглашаются люди группами, по 10 человек. Служба проводится с раннего утра и до самого позднего вечера, так как желающих много. Стоимость лечения символическая – 120 рублей. Средства уходят на ремонт и нужды обители. Иногда случается, что сразу не удаётся попасть из-за обилия людей. Требуется заночевать здесь. Поэтому, не помешает взять с собой документы.

Вечерня начинается в 16 часов. Перед входом в обитель вам предложат воспользоваться бахилами. Также можно взять с собой домашнюю обувь. Не забудьте посетить иконную лавку для того, чтобы оставить записку о здравии или упокоении. Здесь также можно приобрести свечи, иконы, литературу и многое другое. Все служения заканчиваются к восьми часам вечера. После службы можно отправиться в трапезную на ужин. Питание предоставляется бесплатно. Но при желании можно оставить скромное приношение. В 21 час продолжится молебен о болящих.

После отец Олег начинается заводить первую группу для лечения, закрыв двери. На фоне молитв из-за закрытых дверей слышны плач, крик, визг. В среднем процесс лечения длится около минуты. Но иногда это время может быть увеличено. Священник проводит помазание, возлагает крест, произносит молитвы. Если случай является тяжелым, то батюшка может попросить явиться повторно. Полночь – это время молебна об убиенных младенцах. Он организуется сестрами-монахинями.

Батюшка Олег – история жизни

Большинство конечно же приезжает для того чтобы пообщаться с батюшкой Олегом. Его родители являлись верующими людьми. Мальчик часто с мамой и бабушкой посещал соседнюю церковь. Его восхищали лики святых и дивное пение хора. В 1988 году молодого человека призвали в армию. Он служил на территории Венгрии. Как-то раз один из сослуживцев стал осуждать Олега за то, что он носит крест. Кубанские казаки тоже были верующими и вступились за юношу. На этом нападки закончились.

Отслужив установленный срок, юноша возвращается в родные края. Он устроился работать трактористом в колхозе. Потом долгое время был возчиком. На вскоре юношу настигло серьезное заболевание. Тогда его душа потянулась к Библии, и он стал ее читать, просив с небес выздоровления. Деревянная церковь в селе была без отопления. Многие прихожане стояли на службе прямо в верхней одежде. Но юноша стоял во время молитвы на коленях без верхней одежды и с него градом шел пот. Вдруг, ему показалось, что кто-то касается его головы, в его глазах вспыхнул яркий свет, и он почувствовал долгожданное облегчение. В этот день молодой человек исцелился и стал чувствовать себя прекрасно.

С этого периода Олег стал регулярно посещать церковь. Юноша осознал, что без церкви он больше не может жить. В связи с этим, он решил отправиться к Владыке Анастасию. Тот выслушал его внимательно и порекомендовал оправиться учиться в семинарию. Юноша сказал, что его родители являются пенсионерами и в семье материальные трудности. Владыка подумав, предложил парню служить алтарником в соседнем селе Ильмово.

Так, Олег стал работать алтарником. Данный вид деятельности пришел ему по душе. Через пару лет юноша перешел на службу в село Большие Аксы. Оно находилось примерно в нескольких километрах от населенного пункта. Однажды, по возвращению зимним вечером домой парень обнаружил около стога двух собак. Приближаясь еще ближе, он понял, что перед ним стоят настоящие волки. Один из них стал к нему подходить ближе, тогда юноша во спасение начал читать молитву. Тогда волк отступил и не стал беспокоить больше. Другой зверь тоже убежал в лес. Батюшка рассказывает, что в те минуты он не испытывал страха.

Однажды юноша услышал о существовании старца схиигумена Иеронима в Санаксарском монастыре. Он решил отправиться к нему. Он отстоял службу и обратил внимание на то, что к священнослужителю обращается огромная толпа народа. Олегу стало любопытно. Поэтому, он встал пораньше для того чтобы быть первым. Он пришел на рассвете, а народу все равно много, даже не убавилось. Тогда парень встал в очередь и занялся чтением молитв. Вдруг к нему подходит монах, сказав, что его ожидает схиигумен Иероним. Рядом стояли женщины, которые начали громко возмущаться, что парень проходит без очереди. Но отец строго сказал, что пусть пройдет тот, кого я просил. Смущенный молодой человек вошел. Интересно, что старец знал даже как его зовут. Священник поведал, что путь Олега заключается в служении Богу.

По возвращении домой Олег рассказал, что с ним произошло близким людям. Мать не была против монашества, но отцу это не понравилось. Юноша, пребывая в сомнении, снова отправился в Санаксары. Он поведал Иерониму о мнении родителей. Духовный наставник на это ответил, что если отец его благословил, то нужно жениться и идти в священники. Только после это лицо старца стало более грустным и задумчивым. Видимо, он хотел видеть парня на пути монашества.

По приезду Олег начал молиться Божией Матери о том, чтобы она послала ему жену. В скором времени родственники познакомили его с местной девушкой Ольгой. Он на ней женился. После бракосочетания отец принял решение заняться дальнейшим восстановлением церкви. Он мечтал достроить храм и благоустроить территорию. Иоанн предложил отправиться к Владыке Анастасию. Тот благословил его на то, что через неделю он сам станет батюшкой. Парень уже на протяжении восьми лет работал алтарником. Он ревностно посвящал все свои годы Богу. Алтарник переживал, что он еще не является подготовленным к этому. Но Владыка его уверил – время пришло. В 2002 году Олег рукоположен в сан священника.

Сегодня о прошлом батюшка вспоминает с улыбкой на лице. По возвращении домой, он говорит, что даже люди не поверили, что я стал священником. Все начали удивляться и спрашивать о том, почему и как так произошло. Батюшка отвечал, что так управил Господь. Хотя для самого Олега все произошедшее длительное время воспринималось, как дивный сон.

С этого момента на молодого священника возлагался груз ответственности. Он работал на благо храма. Со временем стали появляться новые хозяйственные постройки – гаражи, трапезная, колодец, мастерские. Чуть ниже от клона обустроили источник для прихожан. Сделали две купальни и колодец. Но не обошлось и без завистников. Недоброжелатели стали наговаривать на батюшку. По поселку разошлась ложная информация о недобрых его делах. Народ отвернулся от отца, несмотря на то, что он вырос у него на глазах.

Сегодня батюшка вспоминает это время, как череду испытаний. В тот период в церковь не приходили даже певчие. Тогда в смятении Олег отправился в Ивановский монастырь к игумену Нектарию. Тот ответил ему, что он должен служить тогда с Ангелами у Божьего престола. Олег так и сделал. Приходил на службу один. Ему помогала бабушка Клавдия. За что он ей благодарен. Возникала необходимость приобретать свечи, масло, лампады. Но средств не было. Кроме того, была жена и дети. Мама отдавала ему пенсию и покупались все требуемые атрибуты. Так длилось на протяжении шести месяцев. Был престольный праздник. И люди собрались на службу. В толпе одной женщине стало резко плохо. Она много пила, потеряла семью, из-за чего потеряла сознание во время службы. Люди попросили помолиться за несчастную, так как ее всем было жаль.

Со временем женщина, после молитвы, перестала страдать от алкогольной зависимости. Информация об этом быстро разлетелась по округе. Теперь люди снова стали ходить на службы и даже приезжали из соседних деревень. Батюшка помогал тяжелым больным. На исцеление приезжали толпами. У каждого человека были свои печали, заботы и сложности. И никто не оставался без внимания. Отец Олег за всех болел своей душой. Сегодня службы и до сих пор проводятся каждый день. Большинство приезжает сюда для изгнания дьявола и прочей нечисти из души.

Вера в Бога является мощным механизмом, она дает силу организму и помогает справиться со многими заболеваниями. Ведь все заболевания имеют органическую и неорганическую природу. Во втором случае происходит «сбой» в организме. Медицина не всегда может помочь в этом случае. Психоэмоциональные стрессы нередко приводят к необратимым процессам. Сегодня человек живет во время депрессий, высокого психоэмоционального напряжения. Духовная поддержка помогает обрести себя и найти верное решение.