Монастырь костомарово Воронежская область

ВРЕМЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЭКСКУРСИЙ ПО ПЕЩЕРНЫМ ХРАМАМ СПАССКОГО ЖЕНСКОГО МОНАСТЫРЯ

При посещении монастыря необходимо помнить, что его основу составляет монашеская жизнь со своим особым внешним и внутренним устроением, отраженным в монастырском Уставе. Согласно этому Уставу определяются время совершения Богослужений, таинств и треб, а также время посещения обители паломниками и прихожанами, правила их поведения.

Просим вас, дорогие братья и сестры, придерживаться этих несложных правил и проявлять терпение и взаимное уважение друг к другу ради душевной пользы, которую вы хотите получить при посещении Святого места.

В Спасском женском монастыре проводятся экскурсии по пещерным храмам обители для организованных групп и паломников, прибывших частным образом.

Для организованных групп экскурсии проводятся по предварительной заявке, которую организаторы поездок должны сделать не менее чем за три дня до приезда по тел. 8(473-94)54-637. В случае каких-либо изменений, необходимо известить о них по указанному номеру телефона. Руководители групп должны объяснять участникам поездки правила поведения в монастыре и следить за порядком при посещении обители.

Время проведения экскурсий:

будни – с 9:00 до 17:00; накануне воскресных и праздничных дней, а также в сами эти дни – с11:00 до 16:00.

Время проведения экскурсий может меняться в зависимости от продолжительности Праздничных Богослужений и особенностей их совершения.

Заказ экскурсий только по тел. +7(951)-865-74-89 с 10:00 до 16:30.

Таинства крещения и венчания в монастыре не совершаются.

ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ В ОБИТЕЛИ:

При посещении святой обители необходимо помнить, что храмы и монастыри есть установление Божие. Цель этого установления – просветление души человека и его соединение с Богом. Чтобы посещение монастыря послужило нам на пользу, и мы не были осуждены за небрежное отношение к Святыне, необходим особый благоговейный настрой, который выражается в нашем внешнем и внутреннем поведении.

В храм следует приходить в чистой и опрятной одежде, как того требует святость места. Неразумно думать, что наша одежда никак не связана с нашей личностью, душой и будущей жизнью. Она отражает наше внутреннее состояние. Спаситель в Св. Евангелии говорит: «Горе миру от соблазнов, ибо надобно прийти соблазнам; но горе тому человеку, через которого соблазн приходит» (Мф. 18, 7).

Поэтому не должно приходить в храм и обитель в соблазнительной одежде: в коротких и открытых платьях, шортах и чрезмерно облегающей одежде.

В Священном Писании говорится: «На женщине не должно быть мужской одежды, и мужчина не должен одеваться в женское платье, ибо мерзок пред Господом Богом твоим всякий делающий сие» (Втор. 22, 5).

Поэтому женщинам христианкам не должно носить брюк, тем более приходить в них в обитель (храм) и участвовать в Церковных Таинствах.

Св. апостол Павел в 1-м Послании Коринфянам говорит, что женщина, молящаяся с непокрытой головой, постыжает свою голову. Покрытая голова – знак скромности и целомудрия.

Поэтому женщине должно находиться в храме с покрытой головой. Мужчина же должен снимать в храме головной убор в знак своего смирения перед Богом. (1 Кор. 11, 5-6).

Отношение к косметике в христианской традиции всегда было однозначным. Святитель Иоанн Златоуст говорил: «Неужели тебе мало того, что сотворил Бог? Следовательно, ты, считая себя искуснейшею художницею, принимаешься исправлять то, что создано Богом». При помощи косметики мы делаем лицо фальшивым – фальшивый цвет кожи, ресниц, губ. Любая фальшь есть ложь и не имеет ничего общего со Христом, Который есть Истина.

Поэтому, приходя в обитель и храм, чтобы предстать пред Всемогущим Истинным Богом со своими душевными нуждами, скорбями и надеждами необходимо помнить совершенную неуместность косметики.

Вспомним о Пресвятой Богородице, к помощи и заступничеству Которой мы так часто прибегаем. Красоте Ее чистоты и целомудрия удивлялись Ангелы. При этом Она отличалась столь же великой внутренней скромностью и смирением, отражавшимися во всем Ее внешнем облике. Постараемся не оскорбить нашу Пречистую Матерь своим непристойным видом и дерзким, неблагоговейным поведением, чтобы не усугубить наши грехи и не отягчить свое душевное состояние.

На территории монастыря не разрешается:

— заходить в жилые корпуса и хозяйственные постройки;

— снимать на фото- и видеокамеру духовенство, сестер обители, хозяйственные постройки, а также вести съемку внутри храмов;

— рвать цветы и траву;

— ходить по склонам гор, расположенным за пещерными храмами и специальными ограждениями;

— писать на стенах храмов, пещер и меловых див;

— транспорт размещается на стоянке и на территорию монастыря допускается только с благословения настоятельницы или замещающей ее сестры.

Костомарово, Спасский женский монастырь, www.kostomarovo.ru

Пещерный монастырь в Костомарово (Воронежская область)

На 200 км к югу от Воронежа, на правом берегу Дона раскинулось Белогорье – холмистая местность, сложенная меловыми породами. Край этот известен пещерными монастырями: Дивногорский, Костомаровский, Белогорский. Их подземные храмы, переходы, кельи хранят неразгаданные тайны и привлекают тысячи путешественников.

Самая таинственная среди пещерных обителей Дона находится в селе Костомарово, Подгоренского района Воронежской области.

Аскетический ландшафт окрестностей здешнего монастыря совсем не похож мягкое и задумчивое русское раздолье. Он напоминает, скорее, безлесные пейзажи Иудеи – родины Христа. Вот как выглядят окрестности Костомарово на карте Гугл:

Северная часть села лежит на берегу Дона, а Спасский монастырь на юге отдален от реки на расстояние 2 км. Он раскинулся на дне обширной балки, меловые склоны которой таят в своих недрах знаменитые пещеры Костомарово – неизвестно когда и кем вырытые.

Панорама Костомарово. Фото: Михаил Усенко

Доехать сюда можно как на своем, так и на общественном транспорте. Паломники могут остановиться в гостинице Костомарово, проникнуться особой атмосферой Спасского женского монастыря — «обители покаяния и гонений». Ниже мы подробно расскажем о монастыре и его истории.

Вид на въезд в Костомаровский монастырь. Фото: Михаил Усенко

1. Костомарово на карте

В село Костомарово Воронежской области Подгоренского района люди едут отовсюду.

Вот расстояния от некоторых городов:

  • От Воронежа до Костомарово – 170 км, 2,5 часа в пути.
  • Москва-Костомарово — по трассе М-4 через Воронеж около 690 км, время в пути – от 8 часов, без учета пробок.
  • Поездом от Москвы до станции Лиски дорога займет 12 часов; отрезок пути Лиски – Костомарово (60 км) преодолевается электричкой (до ст. Евдаково) за 40-50 минут. От ст. Евдаково (Каменка) до Костомарово – 25 км (на такси или попутке).
  • Лиски – Дивногорье – Костомарово, расстояние 71 км, и от Костомарово до Белогорья еще 70 км. Карта показывает, что надо делать большой крюк через районный центр Подгоренский — прямой дороги вдоль берега Дона нет, т. к. местность пересечена холмами и балками.
  • Острогожск-Костомарово, расстояние 63 км, на машине час езды. На поезде надо ехать через Лиски, делать пересадку до Евдаково, а там добираться на такси – 100 км.
  • Расстояние от ж/д станции Россошь до Костомарово по трассе не больше 70 км, преодолевается только на собственной машине за 1 час.
  • Маршрут Белгород-Костомарово популярен среди паломников из соседней с Воронежем Белгородской области. Экскурсионный автобус едет 270 км, время в пути 3,5 часа.

2. Костомарово: историческая справка

Письменная история села Костомарово берет начало в 1734 году – в разгар бироновщины и гонений на российских дворян. В это нелегкое для российских дворян время императрица Анна Иоановна пожаловала помещику С.М. Костомарову земли на Дону с государственными крестьянами.

К началу XIX века вотчина Костомаровых опять перешла в государственную казну, стала называться слободой. Сегодня в скромном по размерам селе проживает на более 300 жителей, есть основная школа, фельдшерский пункт, почтовое отделение. В районе Спасского монастыря, в местности, окружённой пустынными меловыми холмами, практически нет мобильной связи.

Славу селу принесли вырытые в холмах пещеры, которые до сих пор считаются исторической загадкой. Ни об одном из пещерных объектов Костомарово нет достоверных письменных свидетельств – даже в источниках XIX-начала XX века, во времена Духовной консистории, когда на учет ставились все церковные постройки и малые приходы.

Многие исследователи сходятся во мнении, что пещерным храмам на берегах Придонья больше 1000 лет.

  1. Поразительно сходство пещер Костомарово с подземными постройками Каппадокии, относящимся к первым векам христианства. Период гонений в Римской империи заставлял христиан укрываться в карстовых пещерах Малой Азии. Донские пещерные постройки, как и в Каппадокии, начинаются обширным храмом, из которого коридоры ведут в кельи затворников. Сходство внутренней структуры дает основание считать, что Костомаровский комплекс возник уже в первые века нашей эры.
  2. Вторая гипотеза относит возникновение пещер на берегах Дона к временам иконоборчества. Иконопочитатели вынуждены были скрываться от преследований византийских императоров в VIII-X веках. Они прятались в меловых пещерах Дона в пределах Хазарского каганата, на окраинах языческой Киевской Руси. Карта Киевской Руси (X-XII век)
  3. В XVII в. произошло второе рождение древних пещерных построек. На Дон бежали украинские иноки (монахи), спасая православную веру от польских католиков. Однако их нельзя считать первооснователями подземных монастырей Придонья, ведь киевские пещеры имеют совсем другой план. Подземные храмы Киево-Печерской Лавры расположены не у входа, а в глубине, к ним ведет длинный извилистый ход с расположенными по бокам кельями и усыпальницами. Скорее всего, иноки обживали и расширяли уже готовые культовые сооружения ранних веков.
  4. В конце XVIII- начале XIX подземные комплексы продолжали расширяться, но какой статус они имели – об этом источники не сообщают. По преданию местные жители видели по вечерам фигуры монахов-схимников в окрестностях пещер. Может, это были обитатели скита, принадлежавшего Дивногорской обители, которая к тому времени официально считалась монастырем.
  5. В XX веке официальные монастыри – Дивногорский и Белогорский – были разогнаны и разрушены, а в Костомаровских пещерах продолжала теплиться подвижническая жизнь. До конца 30-х годов здесь пребывал прозорливец и врачеватель блаженный Петр (Еремеенко) – впоследствии расстрелянный.
  6. В 1946 г. власти разрешили богослужения в Спасском пещерном храме. Подвиг затворничества нес в это время блаженный Андрей (Попов) — бывший солдат Великой Отечественной войны. В 1959 году в период хрущевских гонений на церковь молитвенная жизнь в пещерах была истреблена. Жестоко избитый и изгнанный властями из пещер, блаженный Андрей закончил свои дни, скрываясь в семье благочестивых мирян.

Возрождение началось в 1993 году с раскопок заваленных пещерных ходов. В 1997 г. здесь появились первые насельницы во главе с игуменьей Серафимой. Сегодня в Спасском монастыре живет постоянно 36 сестер, действует три храма, есть жилые постройки и гостиница для паломников. Обитель «покаяния и гонений» посещают ежегодно до 40 тыс. человек.

3. Спасский монастырь: описание

Наземные постройки Костомаровского Спасского монастыря расположены в широкой балке, окруженной «лысыми» холмами с проплешинами скудной растительности. Палестинский пейзаж дополняет гора Фавор, у подножия которой находится село. Гора Голгофа, увенчанная деревянным крестом, господствует над монастырем. Возле Креста происходит поразительное явление – многие ощущают себя сопричастниками Распятия, начинают вдруг реально осознавать цену спасительной жертвы Христа. Кстати, Голгофский Крест над Спасским женским монастырем не совпадает по долготе с «Лысой горой» в Иерусалиме – он лежит на 4,5° восточнее. Но это не мешает паломникам ощущать космический характер события, которое символизирует Голгофа.

Основной достопримечательностью Костомаровского Спасского женского монастыря являются пещерные храмы.

Совет: в пещерных храмах монастыря нет электричества, для их осмотра понадобится много свечей.

Спасский собор

Спасский пещерный комплекс венчают две меловые скалы – дивы, сложенные из твердых пород. Между дивами висят колокола, а стены украшены мозаичными иконами. Все это придает старейшему храму пещерного монастыря праздничный вид.

Спасский храм

Помещение храма начинается сразу у входа, своды держатся на 12 меловых колоннах, которые делят огромный зал на 3 части. Здесь царит сумрак, слабо мерцают лампады, и стоит звенящая тишина. В стенах храма высечены кельи для отшельников, которые вели затворническую жизнь и общались с верующими через окна. Отдельный вход в храме служил для того, чтобы затворники могли слушать Литургию, оставаясь невидимыми для прихожан. Алтарь храма освящен во имя Спаса Нерукотворного, престольный праздник обители – 29 августа по н. ст.

Спасский собор

Расписание богослужений в Спасском соборе:

  • Литургия по будням — в 7:00; по субботам – в 7:30; по воскресеньям и праздничным дням – в 8:30.
  • Вечерняя служба – в 17:00.
  • Экскурсии по храму — с 9:00 до 17:00 по будням; с 10:30 до 16:00 – по праздникам и в воскресенье.

Налево от главного храма расположен придел – во имя Веры, Надежды, Любови и матери их Софии. Он создан стараниями молитвенников в 40-е годы XX века, во время недолгой оттепели. Инициатором придела был блаженный Андрей — юродивый и затворник. Осмотр придела возможен только в свете мерцающих свечей, которые выхватывают из тьмы лики икон и филигранную отделку алтаря резьбой по мелу.

Храм Серафима Саровского

По преданию храм в честь преподобного Серафима в Костомарово стали создавать в год прославления святого – 1903 г. Но записи об этом строительстве нет ни в одном источнике. В 1993 году началась расчистка Костомаровского комплекса. Рабочие, открыв однажды утром эту пещеру, ясно увидели беловолосого старца, молящегося на коленях перед алтарем. Позже по иконе они узнали в нем Серафима Саровского. Вновь отделанную церковь венчает стилизация под «диву» — башня, сложенная меловыми глыбами. Внутри, словно в сказке, стены отделаны ажурной разбой по мелу в исполнении белгородских художников.

Храм Серафима Сарофского

Богослужения в храме проходят в дни памяти святого Серафима: 15 января и 1 августа по новому стилю.

Храм Взыскание погибших

Единственный наземный храм Спасского монастыря построен в 2000 году и освящен в честь иконы Божией Матери «Взыскание погибших». Здесь проходят богослужения в зимнее время, а во время паломничества можно заказать требы: молебен, сорокоуст, панихиду, неусыпаемую псалтирь.

Храм Взыскание погибших

Пещеры затворников

Пещеры в Костомарово – это место затворничества безвестных подвижников. Они совершали свой подвиг в тайне, поэтому о них так мало письменных свидетельств. На меловых склонах Спасского монастыря сохранились 3 кельи затворников, доступные для посещения. Здесь и зимой, и летом температура держится на уровне 13-14°, влажность такая, что стены сплошь покрыты зеленой плесенью. В одном из затворов жил столпник – молитвенник, никогда не позволявший себе сесть или лечь.

Келья

Самая знаменитая из затворнических келий – Пещера покаяния. Узкий абсолютно темный извилистый коридор вел человека в неизвестность. Изредка стены подземного хода светились мерцающими лампадами возле икон. Перед ними грешники изливали просьбы о прощении и заступничестве – и двигались дальше. Потолок становился все ниже, буквально пригибая кающегося человека к земле. В келью к старцу, принимавшему исповедь, он входил в глубоком поклоне. Последним обитателем Пещеры покаяния был отшельник Петр, его расстреляли у этой пещеры в 1937 году. Сегодня, пройдя с зажженной свечой коридор покаяния, можно обнаружить на аналое листок и прочитать покаянную молитву. Но это ни в коей мере не заменяет таинства исповеди живому священнику, которое проходит в любом храме во время богослужения.

Святыни

В Спасском женском монастыре особо почитаются две иконы.

  • Костомаровская «Расстрельная» — список с образа Валаамской Божией Матери конца XIXвека. Икона изображает Богородицу в полный рост стоящей на облаке. Она прижимает к груди Сына, благословляющего землю. Образ написан на цинковом листе, влажный климат пещер его не повредил, зато человеческая злоба оставила на нем 6 пулевых ранений. К какому периоду гонений на церковь относятся эти пули, никто не знает. Обретенная в 1997 году, она через пять лет стала кровоточить. Сейчас чудотворный образ пребывает в наземном храме Взыскание погибших. Костомаровская «Расстрельная» икона
  • «Святое семейство – учитель труда» — икона, связанная скорее с традициями западного Возрождения, чем с православной иконографией. Все члены Святой семьи на ней заняты не молитвой, а физическим трудом: праведный Иосиф передает Божественному Сыну секреты плотницкого мастерства, а Богородица прядёт пряжу. Считается, что молитвы перед этим образом помогают в устроении семейных проблем. Во время войны матери молились перед ней о возвращении сыновей – и получали по своим молитвам. Икона Святое семейство — «Учитель труда»

К святыням монастыря относится также источник Тихвинской Божией Матери, он находится при дороге на расстоянии 3,5 км от монастыря. Место оборудовано срубом, каменная кладка защищает склоны от осыпания. В праздник Тихвинской Божией Матери из Спасского монастыря к источнику идет крестный ход с освящением воды. В меловом склоне неподалеку устраивается пещера-часовня в честь этого образа.

Особо строгих правил поведения в Костомаровском монастыре нет, но надо выполнять несложные требования:

  • женщинам полагается быть в юбках, с покрытой головой, без вызывающей косметики;
  • мужчинам – без головных уборов, в одежде, закрывающей руки и ноги;
  • не разрешается фотографировать в храмах и оставлять надписи на меловых стенах;
  • не благословляется рвать цветы и траву, гулять в местах, где имеются заграждения.

План Костомарово

4. Прогноз погоды в Костомарово

Планируя поездку, поинтересуйтесь погодой. Дождь и слякоть затруднят езду по проселочным дорогам, а скользкие склоны Костомаровской Голгофы сделают подъем на гору невозможным для нетренированных людей.

Погода в Костомарово сегодня:

Кликните на , чтобы увидеть подробный прогноз погоды в Костомарово на 10 дней.

5. Экскурсии

В первый раз приехать в Костомарово лучше всего с экскурсией или с паломнической поездкой. Экскурсии в Костомарово из Воронежа в основном однодневные, отличаются количеством объектов посещения. Паломнические поездки ограничиваются одним монастырем, туристические поездки включают в программу помимо Спасского монастыря еще Дивногорье.

Название Фирма Программа Цена
Групповая экскурсия из Воронежа в Костомарово Weatlas Посещение Костомаровского Спасского монастыря 2596
Костомарово. Паломничество Воронежский паломник Посещение храмов и святынь Спасского монастыря

Трапеза

1200
Спасский женский монастырь Терра Воронеж Целый день в Костомарово 1800
Тайны пещерных храмов

Костомарово-Дивногорье

Федерация туризма Святыни Спасского монастыря

Музей-заповедник в Дивногорье

2877
Костомарово, Русская Палестина МариНика-тур Целый день в Костомарово
Пещерные храмы Дивногорья Экстрагид Малые Дивы + Спасский монастырь 3500
Воронеж – Костомарово – Дивногорье

2 дня

Вокруг света 1 день . Святыни Костомарово + Дивногорья

2 день. «Дворцы Воронежского края» +

«Символы столицы Черноземья»

6. Как добраться до Костомаровского Спасского монастыря

Никаким транспортом, кроме как на автомобиле, до Костомарово добраться нельзя. Поездка в Костомарово на собственном авто не будет проблемной ни из Воронежа, ни по маршруту Россошь – Костомарово. Зато вопрос, как добраться на общественном транспорте, требует проштудировать расписание. См. ниже.

Как добраться на общественном транспорте

Регулярное автобусное сообщение есть только между Костомарово и районным центром Подгоренский. В расписании на Костомарово из Подгоренского стоит всего два рейса в 6:00 и 13:00.

  • К ним и надо приурочить выезд из Воронежа до Подгоренского, время в пути между этими пунктами составляет 3,5 часа.
  • По маршруту Россошь-Костомарово надо сесть в Россоши на автобус, идущий в Воронеж, доехать до остановки «Подгоренское, поворот», (20-30 минут), а затем пересесть на транспорт, идущий в Костомарово.

Как добраться на собственном автомобиле

На машине из Воронежа можно доехать до Костомарово двумя маршрутам – оба протяженностью 170 км, время в пути – 2,5 часа.

  • По трассе М-4 до поворота на Лиски – платный участок; далее на запад: Лиски – Щербаково; от Щербаково – поворот к югу на Каменку, где стоят указатели на Монастырь .
  • Из Воронежа выехать на запад (трасса Р298), затем свернуть к югу на Острогожск, далее через Каменку в Костомарово. Эта дорога, хотя и хуже по качеству, зато гораздо живописнее, чем федеральная трасса.

Из Россоши маршрут короче – всего 67 км, 1 час в пути. Дорога идет на север, через населенные пункты: Поповка – Подгоренский – Сагуны – Юдино – Костомарово.

Костомарово зимой

7. Гостиница Спасского монастыря

Гостевой дом в Костомарово находится в живописном месте, на возвышенности, в 1 км от центра села и на таком же расстоянии – от монастыря. Адрес отеля: ул. улица Донская 57 кв 1. Гостям предоставляется платная парковка – 100 руб./сут. В гостинице есть семейные и групповые номера на 2-8 человек, любители путешествовать в одиночку могут забронировать одноместный номер. Стоимость ночевки на одного человека – 500 руб. В номерах имеются кухонные принадлежности, утюг, холодильник, ванная комната. Белье и полотенца предоставляются за дополнительную плату. Недалеко от гостиницы есть магазины, пляж, места для ловли рыбы. Из окон гостиного дома открывается прекрасный вид на окрестности.

8. Контактная информация

Всю информацию о Спасском монастыре в Костомарово можно найти на официальном сайте обители https://www.kostomarovo.ru/

Почтовый адрес: Воронежская обл. Подгоренский р-н, ул. Монастырская — 1.

Заказывать групповые экскурсии следует заранее по телефону: +7(951)-865-74-89

Режим проведения экскурсий по пещерному комплексу:

  • 9:00 – 17:00 – по будним дням;
  • 10:30 – 16: 30 – в воскресенье и праздники.

***

Если у вас есть возможность, обязательно посетите Костомарово. Это уникальное место. Независимо от того, верующий вы или нет и какую религию вы исповедуете, стоит все увидеть своими глазами, окунуться в живую древность и ощутить кожей и ветерок донских просторов, и холод подземелий.

Читайте также статьи про подземные монастыри Дивногорья и Белогорья.

Лариса Ищенко

Пещерные монастыри в Воронежской области (Костомарово и Дивногорье)

Как верно подметили наши предки, русская земля велика и обильна. И порой на ее бескрайних просторах обнаруживаются настоящие чудеса, которые совершенно не ожидаешь встретить в самых «обычных» местах. Одно из таких чудес — это пещерные монастыри в Воронежской области, которые выглядят очень необычно для привычного среднерусского пейзажа. Однажды увидев их на фотографии, очень захотелось как-нибудь до туда доехать, и вот на первые майские представилась такая возможность. И скажу сразу – за четыре дня это было, пожалуй, самое красивое и необычное место.

До Воронежа доехали не сразу – начали с одной заброшенной церкви в Тульской области, куда в свое время не получилось найти дорогу. Надо было «закрыть» тему, поэтому крюк в несколько десятков километров совсем не остановил. Тем более что на юг от Москвы уже все цвело и благоухало.

Девочкино урочище, некогда довольно большое село со Знаменской церковью . Сегодня – просто холм на берегу речки Чернь в окружении полей и оврагов.
Церковь в полной разрухе, а внутри – склад удобрений с нестерпимым запахом.

Погрустили и поехали дальше. Проезжали Елец, который на первый взгляд очень понравился. Не гуляли, но чисто визуально город произвел очень приятное впечатление – похоже, центр там очень хорошо сохранился. Правда, есть только одна фотография, сделанная уже на выезде через плечо.
Въезжаешь в Воронежскую область, и резко меняется пейзаж. Начинаются степи, глубокие балки-овраги и меловые отроги.
Это мы уже подъезжаем к Костомарово, где находится первое «чудо» — Свято-Спасский монастырь.

Уже издалека понимаешь, что это совсем особенное место. Меловые столбы выветривания называются «дивы», и в 12 веке афонские монахи приспособили их как входы в подземные монастыри.
Мел — очень мягкий и податливый материал, поэтому сооружать в нем проходы и кельи довольно просто.
Всего в комплексе несколько пещер и «храмов». Был конец дня, и в некоторые попасть уже было нельзя. Но зато вечерний свет окрашивал все в теплые закатные краски.
Это Спасский собор. Снаружи кажется какой-то маленькой пещеркой, а внутри поражаешься его размеру (снимать внутри традиционно нельзя).
Внутри хранятся несколько древних икон. Главная святыня — Костомаровская икона Богоматери, нарисованная на листе железа. Сейчас в ней есть несколько пулевых отверстий — появились после того, как в нее стреляли строители коммунизма. Но больше всего поражает звенящая тишина, которая царит внутри. Такой я, пожалуй, нигде не слышал.
Монастырь был закрыт в 1930-е годы, а потом вновь ненадолго открыт в ходе Отечественной Войны. А потом опять закрыт и заброшен, уже в хрущевские годы.
Судя по фотографиям в интернете, в выходные там столпотворение. Нам повезло — мы были вечером в четверг, и гуляли там практически одни, так что смогли вдоволь насладиться тишиной и красотами.
Ночевали в замечательном месте, небольшой гостинице в простой деревне Урыв-Покровка на берегу Дона. Все, что надо есть, — удобства, тишина, вкусная еда. На фото она в центре с синими крышами. (upd. спустя четыре года их сайт не работает).
Прямо рядом с Урывом находится несколько глубоких балок, на склонах которых роют норы байбаки.
Утром байбаки вылезают из них для того, чтобы погреться на весеннем солнце.
У них тучные бока, но очень острые зрение и слух, поэтому стоит произвести лишь одно неверное движение, как фотомодель тут же спрячется в нору.
Снимаешь одного, а в кадр еще парочка попадает.
Очень забавные животные.
Следующая остановка — заповедник Дивногорье, в котором есть те же самые дивы…
…такие же пещерные монастыри…
Плюс панорамные виды на Тихую Сосну и Дон….
…и очень много гадюк на склонах.
А также прочая живность
Дивногорье занимает огромную территорию — там есть и «обычный» монастырь, и древние селища, и даже остатки крепости 9-10 веков. На дивах надписи разных времен и народов.
А внизу — железная дорога, от вибрации которой памятники природы постепенно разрушаются.
Внизу встретили пару человек с граблями, которые оказались волонтерами из Франции, которые работают в заповеднике на общественных началах. Их самоотверженность как-то очень резко контрастирует с жителями огромной деревни рядом, народ в которой не делает ничего для того, чтобы использовать те богатства, которыми наградила их природа.
Погуляли, посмотрели, и поехали дальше.
После Воронежских степей — в Курскую область, где родился мой дед и где я проводил в детстве каждое лето в старом доме со стенами, мазанными глиной. О том, как меняются некогда прекрасные места с прошествием времени — читайте в следующей серии.

В среднем течении Дона (Воронежская область): пещерные монастыри Дивногорья и Костомарово

Меловые скалы и пещерные монастыри воронежского Придонья – пожалуй, самые известные достопримечательности области. Про Дивногорье слышали почти все, кто хоть немного интересуется туризмом в России. На самом деле, Дивногорьем этот пласт объектов не ограничивается: пещерных храмов на берегах Дона, состоящих в этих местах, в основном, из меловых пород, вырыто за века довольно много. Но многие из них заброшены, и смотреть там особо нечего. Потому мы посетили лишь 4 самых обустроенных монастыря, причем в один день (правда, короткий ноябрьский) уложиться не удалось.
Начали с Дивногорья, идеальной базой для посещения которого является Острогожск. Сначала поехали в музейную часть – к т.н. Большим Дивам – останцам, представляющим из себя выходы меловых пород на поверхность. Музей-заповедник Дивногорье, несмотря на ноябрь месяц, работал, причем, очень активно. Мы как раз успели догнать только что ушедшую очередную экскурсию (иначе пришлось бы ждать почти час). Сначала группа поднялась к скальному храму Сицилийской Божией Матери, который был вырыт в Больших Дивах еще в сер. XVII в, но затем активно расширялся и обустраивался вплоть до нач. ХХ в. Сейчас это двухуровневое сооружение – на первом этаже находится собственно церковь с обходной галереей для крестных ходов (также вырытой в скале, так как обойти останец снаружи не представляется возможным), а на втором – кельи монахов, трапезная и кухня – единственное помещение с окном. В церкви хранится список XVIII в с образа т.н. Сицилийской Божией Матери, который вроде бы принесен был из Италии и прославился как чудотворный в XVIII в, после того как, по преданию, крестный ход с этой иконой остановил чуму в соседних поселениях.
Экскурсия по музею-заповеднику длится более двух часов и весьма интересна: помимо церкви, экскурсантов водят к Маяцкому городищу, где некогда была алано-булгарская крепость VIII-IX вв, находящаяся в зависимости от Хазарского каганата. Эти земли вплоть до XVII в были частью Великой Степи. Их населяли аланы, булгары, сарматы, скифы и славяне. От городища нынче остался только оплывший земляной вал VIII-IX вв, да несколько предметов, найденных в земле и разобранных по окрестным музеям. Рядом был также некрополь, но туда туристов не водят, так как на месте смотреть нечего. Есть здесь еще этнографическая экспозиция — реконструкция глиняных жилищ, но мы к ним не пошли – спешили дальше по маршруту.
А следующий пунктом программы был Дивногорский Успенский монастырь, где над отреставрированным храмом Успения 1880-1886 гг, стоящим в глубокой низине, есть скальная церковь Рождества Иоанна Предтечи (1846 г), состоящая из двух помещений и множества ходов, по которым мы немного походили (но недалеко, боялись заблудиться : )
Вид со склы на Большие Дивы (скальная церковь Сицилийской иконы Божией Матери (XVII в)) и живописную долину реки Тихая Сосна.
Еще один вид с Маяцкого городища на долину реки Тихая Сосна, где она впадает в Дон.
Вдалеке виден Копанищенский меловой карьер.
Табор тургруппа уходит в небо 🙂 К церкви Сицилийской иконы ведет длинная и высокая железная лестница.
А рядом другие останцы.
Наконец-то взобрались. Скальная церковь Сицилийской иконы Божией Матери (XVII в) снаружи и внутри.
Икона Сицилийской иконы Божией Матери (XIX в) и обходная галерея храма, вырытая в скале (обойти скальную церковь снаружи невозможно).
Помещение кухни — единственное с окном.
На вершине скалы — оплывшие валы Маяцкого городища (VIII-IX вв).
Маяцкому могильнику посвящен отдельный стенд, но туристам там смотреть нечего.
Хорошо, что мы были здесь в ноябре, когда эта табличка не слишком актуальна.
А это уже Малые Дивы — Дивногорский Успенский монастырь. Поднимаемся к скальной церкви Рождества Иоанна Предтечи, которую датируют 1846 г, хотя рыть здесь пещеры стали еще в XVII в, а может, и раньше.
Вот так с фасада выглядит церковь Рождества Иоанна Предтечи (1846 г). Рядом останец, из которого пытались сделать колокольню.
Отсюда открывается прекрасный даже в такую погоду вид на долину Дона, монастырь и Успенский собор (1880-1886 гг).
Главный неф Иоанно-Рождественской церкви и пещеры вокруг нее.
Часовня внутри пещер.
Наверное, самым впечатляющим пещерным монастырем Воронежской области является Костомаровский, расположенный где-то в 60 км от Дивногорья. Здесь в массивной меловой скале вырыто несколько пещерных церквей. Все они сейчас как-то оформлены и содержатся в порядке. И все их можно посетить, пройдя вдоль благоустроенной тропы, проложенной прямо по склону скалы. Но самое впечатляющее здесь – пещерная церковь Спаса Нерукотворного образа, что находится внутри большого мелового останца. Рядом же стоит самое замечательное сооружение монастыря — звонница, представляющая из себя два естественных меловых выхода, соединенных переходом, в котором и размещены колокола.
Один из самых фотогеничных видов воронежских скальных монастырей — импровизированная звонница храма Спаса Нерукотворного образа.
Центральное место в комплексе пещер занимает церковь Спаса Нерукотворного Образа
Церковь Спаса Нерукотворного Образа строилась в несколько этапов — в XII, XVI-XVII и XVIII-XIX вв. Это обширное помещение, поддерживаемое 12 меловыми столбами (фотографировать внутри нельзя, единственное фото сделано контрабандой).
Вход в пещеру Покаяния, где обитали монахи, принимавшие исповедь.
Монахи-исповедники обитали вот в таких кельях. Зелень на стенах — это плесень (видимо, условия жизни в этих пещерах были весьма непростыми).
На переднем плане — церковь Серафима Саровского, заложенная в 1903 г, достроенная уже в наши дни. Далее под башенкой — вход в монашеские кельи.
С этой точки прекрасно видны несколько основных пещерных храмов Костомаровского монастыря, соединенные оборудованной тропой.
Помимо пещерных храмов и келий Костомарово замечательно живописными пейзажами, которые прекрасно видны отсюда.

Название: Спасский женский монастырь.

Статус: епархиальный.

Телефон: (473-94)5-46-37

Настоятельница монастыря: игумения Елена (Золотухина).

Священнослужители: иерей Николай Резниченко, иерей Александр Самсонников, протоиерей Виталий.

Адрес: 396532, Воронежская область, Подгоренский район, с. Костомарово, ул. Монастырская, 1.

Телефон: (473-94)5-46-37,

Электронная почта: smonastyr@gmail.com

Реквизиты:

ИНН 3624003505

Расчетный счет: 40703810913300102045 в Центрально-Черноземном Банке Сбербанка России г. Воронеж

БИК 042007681, к/счет: 30101810600000000681

Как доехать: (дорога к монастырю хорошая в любое время года, в зимнее время ежедневно чистится)

На общественном транспорте:

Из Воронежа по железной дороге через Острогожск до станции Евдаково (Каменка) или междугородним автобусом “Воронеж-Россошь” с воронежской автостанции в Юго-Западном районе (пр. Патриотов, д. 11) до поселка Каменка (ж/д станция Евдаково). Далее до села Костомарово можно доехать на такси или попутным транспортом.

На автомобиле:

Расстояние от Воронежа до села Костомарово составляет примерно 180 километров. На автомобиле движение по маршруту Воронеж — Костомарово займет около двух часов. Часть пути от Воронежа до г. Лиски (ок. 90 км.) проходит по трассе М4 “Дон”. После правого поворота с трассы по указателю на город Лиски (ок. 30 км.) — по кольцу налево до следующей кольцевой развязки с указателем “Острогожск”. Далее проезжаем Пухово, двигаемся до Каменки, в которой установлены указатели “Монастырь”.

Из Воронежа можно проехать и другой дорогой, выехав из Юго-Западного района, в направлении города Курск, свернуть на Острогожскую дорогу, далее не заезжая в Острогожск, через Каменку в Костомарово.
Проехать в Костомарово через Острогожск можно и из Ленинского района, двигаясь по улице Острогожской в направлении поселка Шилово. Далее через село Гремячье выезд на Острогожскую дорогу.