Мощи Иоанна Златоуста где хранятся

СВЯТИТЕЛЬ ИОАНН ЗЛАТОУСТ (†407)

Святитель Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский, один из трех Вселенских святителей, родился в Антиохии (современная Сирия) около 347 года, в семье военачальника.

Его отец, Секунд, умер вскоре после рождения сына. Мать святого Иоанна, Анфуса, оставшись в двадцать лет вдовой, не стала более выходить замуж и отдала все силы воспитанию сына. Юноша учился у лучших философов и риторов, его наставником был известнейший языческий оратор Ливаний, который прочил его себе в приемники если бы не христианство Иоанна.

В 18-летнем возрасте Иоанн отправился в Афины, чтобы усовершенствоваться в красноречии и философии. Там будущий святитель обратился к углубленному изучению Священного Писания и молитвенному созерцанию.

Возвратившись в 367 году на родину в Антиохию, Иоанн в 20-летнем возрасте принял святое крещение от святителя Мелетия, епископа Антиохийского, который полюбил Иоанна, как сына, и наставлял его в вере.

Через 3 года святой Иоанн был поставлен во чтеца. После того, как святитель Мелетий был отправлен в ссылку императором Валентом в 372 году, Иоанн совместно с Феодором (впоследствии — епископом Мопсуетским) учился у опытных наставников подвижнической жизни, пресвитеров Флавиана и Диодора Тарсийского. Особенное влияние на юношу оказал высокообразованный Диодор.

Когда скончалась мать святого Иоанна, он раздал все свое имущество, отпустил на волю рабов и, приняв иночество, которое называл «истинной философией», поселился в уединенной обители. Вскоре святого Иоанна сочли достойным кандидатом для занятия епископской кафедры. Однако, он из смирения уклонился от архиерейского сана.

Свт. Иоанн Златоуст совершает Божественную литургию

В это время святой Иоанн написал «Шесть слов о священстве», великое творение православного пастырского богословия. Четыре года провел святой в трудах пустынножительства, написав «Против вооружающихся на ищущих монашества» и «Сравнение власти, богатства и преимуществ царских с истинным и христианским любомудрием монашеской жизни». Два года святой соблюдал полное безмолвие, находясь в уединенной пещере, но телесное нездравие, вызванное непомерным аскетизмом, заставило его вернуться в Антиохию.

В 381 году отшельник вернулся на родину, его посвятили в дьяконы. А позже — в архиепископы Константинопольские. Святой Иоанн оказался блестящим проповедником, и за редкий дар Богодохновенного слова получил от паствы наименование «Златоуст». Двенадцать лет святой, при стечении толп народа, обычно дважды в неделю, а иногда — каждодневно, проповедовал в храме, глубоко потрясая сердца слушателей. Он приносил пожертвования неимущим; строил больницы и благотворительные учреждения. Архипастырь довольствовался скудной пищей, отказывался от приглашений на обеды.

В своих проповедях обличал пороки власть имущих, чем нажил себе немало врагов. По их доносам императрица Евдоксия отправила Иоанна в заточение. Но как только он уехал из Константинополя, в городе началось страшное землетрясение, и перепуганная Евдоксия тут же вернула ненадолго святого обратно.
Спустя некоторое время за смелое обличение пороков, царивших в Константинополе, Златоуста сослали в Армению, где он прожил 2 года. Зимой 406 года святитель Иоанн был болезнью прикован к постели. Но враги его не унимались. Из столицы пришел приказ перевести святого Иоанна в Пицунду (Абхазия).

В 407 году на пути к месту ссылки святой скончался. Ему было 60 лет от роду — век не великий, и из него он в течение 6,5 лет был архиепископом, а 3 года и 3 месяца провел в заточении. Святитель Иоанн Златоуст был погребен в Команах.

Погребение Иоанна Златоуста

Первая гробница (саркофаг) Иоанна Златоуста в Каманах, Абхазия

Перенесение его честных мощей из Коман в Константинополь совершилось в 438 году, через 30 лет после смерти святителя, при сыне Евдоксии императоре Феодосии II (408 — 450). По прибытии мощей святителя Иоанна в Константинополь, 27 января 438 года весь город, во главе с Патриархом Проклом, императором Феодосием, со всем его синклитом и множеством народа вышел навстречу. Многочисленные клирики со свечами, кадилами и хоругвями взяли серебряную раку и с песнопениями внесли ее в церковь святой мученицы Ирины. Когда Патриарх Прокл открыл гроб, тело святителя Иоанна оказалось нетленным, от него исходило благоухание. Припав ко гробу, император Феодосии II со слезами просил святителя простить его мать.

Позднее мощи святителя были вывезены в Рим. 26 ноября 2004 года мощи Иоанна Златоуста, по решению папы Иоанна Павла II, были возвращены Константинопольской церкви вместе с мощами Григория Богослова. В настоящее время мощи Иоанна Златоуста хранятся в соборе Святого Георгия в Стамбуле.

Кафедральный собор св. Георгия в Стамбуле, Константинопольский Патриархат.

Известно, что большая часть мощей святителя Иоанна Златоуста хранится в греческих монастырях на Святой Горе Афон: перст от десницы — в монастыре Ксиропотам, левая рука — в монастыре Великая Лавра, большая часть десницы — в монастыре Филофей. Однако история появления этих мощей на Афоне не вполне ясна. Вероятно, они попали в афонские монастыри после разграбления Константинополя крестоносцами: часть святынь тогда удалось спасти и перевезти на Афон.

Глава Иоанна Златоуста с нетленным ухом

В XVI–XVII веках русское правительство скупило 14 частей мощей Иоанна Златоуста. В 1655 году царь Алексей Михайлович попросил афонских монахов привезти в Москву для поклонения Крест Константинов и главу уже упоминавшегося ранее Иоанна Златоуста. Царь даже лично написал грамоту с обязательством вернуть реликвии обратно. За услугу же заплатил монастырю 2000 рублей, но отдавать крест и мощи передумал. Видимо, в обладании этими мощами была такая уж большая необходимость, что царь пошел на совершение греха — солгал монахам. Однако на Афоне решили отомстить и сказали, что в Москву главу Иоанна Златоуста не отправляли, а переслали голову Андрея Кесарийского. Мол, извините, ошибка вышла, не ту голову отправили, нам очень жаль.

Десница Иоанна Златоуста, хранящаяся в монастыре Филофей на Афоне.

В итоге развернулись нешуточные споры. В результате всей этой неразберихи до сих пор нет единого мнения по вопросу о том, где же на самом деле находится голова Иоанна Златоуста. Так или иначе, но ничто не мешает обеим сторонам важно заявлять о том, что именно их церковь обладает истинными мощами святого.

Труды Святителя Иоанна Златоуста

Иоанн Златоуст — вселенский учитель православной церкви, один из трех ее «великих святителей», озаривших мир светом истинного христианского учения.

В учении Святителя Иоанна Златоуста отразились общие черты, характеризующие творения великого учителя: основательность знания Священного Писания, постоянное стремление выяснить смысл его, а не вводить в него собственные мысли, усвоить идею, которая занимала предшествующих святых отцов, а главное – удивительно глубокое понимание и проникновение в дух Христова и апостольского учения и неподражаемая ясность изложения богодухновенных мыслей.

Среди его экзегетических творений — толкования на целые книги Священного Писания (Бытия, Псалтирь, Евангелия от Матфея и Иоанна, Послания апостола Павла) и множество бесед на отдельные тексты святой Библии, а также поучения на праздники, в похвалу святых и слова апологетические (против аномеев, иудействующих и язычников).

Материал подготовил Сергей ШУЛЯК

для Храма Живоначальной Троицы на Воробьевых горах

Тропарь Иоанну Златоусту, архиеп. Константинопольскому
Уст твоих, яко же светлость огня возсиявши, благодать /
вселенную просвети: /
несребролюбия мирови сокровища сниска, /
высоту нам смиренномудрия показа, /
но, твоими словесы наказуя, отче Иоанне Златоусте, /
моли Слова Христа Бога спастися душам нашим.

Кондак святителя Иоанна Златоуста
Возвеселися таинственно честная Церковь/ возвращением честных твоих мощей,/ и, сия сокрывши, яко злато многоценное,/ поющим тя неоскудно подавает/ молитвами твоими исцелений благодать,// Иоанне Златоусте.

Молитва святителю Иоанну Златоусту
О святителю великий Иоанне Златоусте! Многая и различная дарования от Господа приял еси и, яко раб благий и верный, вся, данный тебе, таланты добре умножил еси, сего ради воистинну вселенский учитель был еси, яко всяк возраст и всяко звание от тебе поучается. Ты еси отроком — послушания образ, юным — целомудрия светило, мужем — трудолюбия наставник, старым — незлобия учитель, иноком — воздержания правило, молящимся — вождь, от Бога вдохновенный, мудрости ищущим — ума просветитель, витиям доброглаголивым — слова живаго источник неисчерпаемый, благотворящим — милосердия звезда, начальствующим — правления мудраго образ, правды ревнителем — дерзновения вдохновитель, правды гонимым — терпения наставник, всем вся был еси, да всяко некия спасеши. Над всеми же сими стяжал еси любовь, яже есть соуз совершенства, и тою, яко силою Божественною, вся дарования во единем лице твоем во едино совокупил еси и туюжде любовь, разделенная примиряющую, в толковании словес апостольских всем верным проповедал еси. Мы же, грешнии, по единому кийждо свое дарование имуще, единения духа в союзе мира не имамы, бываем тщеславии, друг друга раздражающе, друг другу завидяще, сего ради дарования наша разделенная не в мир и спасение, но во вражду и осуждение нам являются. Темже к тебе, святителю Божий, припадаем, раздором обуреваеми, и в сокрушении сердца просим: молитвами твоими отженй от сердец наших всяку гордость и зависть, нас разделяющия, да во мнозех удех едино тело церковное будет, да по словеси твоему молитвенному возлюбим друг друга и единомыслием исповемы Отца и Сына и Святаго Духа, Троицу Единосущную и Нераздельную, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Перенесение мощей святителя Иоанна Златоуста

Село Команы находится в Абхазии. Это живописный уголок в 15-и километрах от Сухуми и святое место для христиан. Здесь окончил свой жизненный путь святитель Иоанн Златоуст, и именно отсюда его святые мощи были перенесены в Константинополь. Сегодня, 9 февраля, Православная Церковь празднует это событие, произошедшее в далеком V веке.

Златоустый проповедник

Святитель Иоанн Златоуст — человек, полностью посвятивший себя Богу. Родом из Антиохии, он после смерти матери становится монахом-отшельником, проводя жизнь в строгом аскетическом подвиге. Спустя некоторое время он возвращается в Антиохию, где становится диаконом, а затем — священником.

Святитель Иоанн по достоинству назван «Златоустом» за прекрасные проповеди, которые он совершал часто, а периодами — почти каждый день. Без сомнения, такой талант владения словом дан святому от Бога. Его речи, всегда основанные на Священном Писании, помогали простым, зачастую неграмотным, людям понять глубины христианского вероучения. Проповеди святителя Иоанна касались почти всех сфер жизни христианина: веры, священства, брака, воспитания детей. Наследие Иоанна Златоуста огромно: от посланий к отдельным людям и «Слов» к церковным праздникам, до толкований Священного Писания и составления Литургии… Его труды собраны в тома, и занимают в библиотеке не одну полку. Святитель Иоанн Златоуст является одним из трех Вселенских Святителей — главных Отцов Церкви.

Непримиримый борец за истину

Благодаря необычайному красноречию святой Иоанн довольно быстро стал известен во всей империи. Когда в 397 году скончался константинопольский архиепископ Нектарий, на первенствующую кафедру пригласили святителя Иоанна.

Но новый архипастырь оказался непримиримым обличителем порочных нравов, царивших тогда при императорском дворе, и борцом с роскошной, далекой от аскетизма жизнью местного высшего духовенства. Не мог угодник Божий Иоанн покорно и бессловесно мириться с мерзостью греха. Он выступает против роскоши архиерейского дворца, распродав ненужные ценности. Деньги он передает в больницы и гостиницы для паломников. Без страха святитель обличал жену императора Аркадия, императрицу Евдоксию, утопавшую в греховной пышности и непомерных тратах.

Святой Иоанн Златоуст и императрица Евдоксия

Однажды она приказала конфисковать собственность вдовы и детей опального вельможи. Иоанн Златоуст встал на защиту семьи, незаслуженно оказавшейся на краю нищеты. Императрица, конечно, не смогла вынести такую обиду. Совсем скоро последовало решение сослать Златоустого архиерея в ссылку. Народ яростно протестовал против этого приказа, и он вскоре был отменен, но не благодаря бунту верующей паствы… Святителя Иоанна умоляли вернуться обратно в Константинополь после страшного землетрясения, которое, словно в наказание за обиду праведника, произошло в городе. И он вернулся, но ненадолго. В марте 404 года разгневанная императрица Евдоксия вновь отдает приказ о ссылке «неудобного» архипастыря. На этот раз окончательно — в Армению.

Ссылка в вечность

Через несколько месяцев после своего решения об изгнании святого Иоанна императрица Евдоксия умерла. Но враги святого не унимались. Из-за его переписки с друзьями и духовными чадами последовало решение сослать святителя еще дальше — в Питиус (ныне Пицунда), что находится в Абхазии. Святитель, уже ослабленный болезнью, не перенес длительного и не самого комфортного путешествия. В местечке под названием Команы (или Каманы) святой Иоанн Златоуст мирно предал свою душу в руки Божии. Это произошло 14 сентября 407 года. Святой угодник Господень, причастившись, скончался со словами: «Слава Богу за все».

Команы. Абхазия

Иоанн Златоуст был погребен в саркофаге. 30 лет его святые мощи пребывали в Команах, пока не было решено перевезти их в Константинополь. В 438 году сын Евдоксии и Аркадия, император Феодосий II отправил за мощами святителя Иоанна специальную делегацию. Но прибыв в Команы, эти люди никак не могли поднять тела усопшего архиерея. Тогда Феодосий II написал и отправил послание к святителю Иоанну, в котором просил прощения у него за себя и за неправедные деяния своей матери. Покаянное письмо было зачитано у гроба святого. После этого мощи с легкостью подняли и на корабле доставили в столицу Византии.

По прибытии в Константинополь встречать святые мощи вышли Патриарх Прокл, император Феодосий II и огромное множество народа, любовь которого к своему архипастырю не угасла с годами. Раку с мощами поставили в церкви святой мученицы Ирины. А когда открыли крышку гроба, тело святого оказалось нетленным и источающим дивное благоухание. Позже мощи святителя Иоанна Златоуста перенесли в церковь святых апостолов. Есть предание, что по прибытии раки в храм народ воскликнул: «Приими престол твой, отче!», на что святитель Иоанн открыл уста и произнес «Мир всем».

Святое место

В честь перенесения мощей святителя Иоанна Златоуста из Коман в Константинополь установлено отдельное празднование, отмечаемое ежегодно 9 февраля. В IX веке на этот праздник написаны церковные песнопения.

Однако в 1204 году во время Четвертого крестового похода мощи святителя Иоанна были перенесены из Константинополя в Рим. Лишь в ноябре 2004 года святыня была возвращена на свою историческую родину. Сейчас святые мощи пребывают в Стамбульском соборе святого Георгия.

Село Каманы в Абхазии существует и поныне. Сейчас там расположен знаменитый Команский монастырь, ставший местом паломничества для многих верующих христиан. Здесь в храме святителя Иоанна Златоуста находится саркофаг, который был обнаружен в конце XIX века при строительстве колокольни. Позже возникла версия, что, вероятно, это та самая гробница, в которой покоился в течение более 30-и лет святитель, пока его мощи не были перевезены в Константинополь. Так или иначе, многочисленные верующие приезжают в Команы, чтобы очутиться в святом месте, где Великий Святитель — Иоанн Златоуст нашел последнее пристанище перед уходом в небесные обители.

(А)

Команы

Пройдемся тихо , без шума и суетной торопливости по храму Иоанна Златоуста, что находится в монастыре в Команах . Прикоснёмся немного к истории, задумаемся о жизни, полюбуемся находящимся в церкви предметам и святыням.

В 407 году в Каманах скончался константинопольский патриарх Иоанн Златоуст, который вместе с великими каппадокийцами Григорием Богословом (Назианзином) и Василием Великим ( Кесарийским) являлся одним из трех Вселенских Святителей, главных отцов Церкви.

Иоанн Златоуст был погребен в саркофаге ,где его тело хранилось до 438 года. В 438 году тело было перевезено с почестями в Константинополь. Когда Патриарх Константинопольский Прокл открыл гроб, тело святителя Иоанна оказалось нетленным, от него исходило благоухание. Мощи святого были перенесены в соборную церковь Святых Апостолов.

Во время четвёртого крестового похода, когда крестоносцы вместо освобождения гроба господня захватили и разграбили Константинополь, мощи были в 1204 году вывезены в Рим. В течение 800 лет мощи святого находились в соборе Святого Петра в Риме и только в 2004 году папа Иоанн Павел Второй вернул торжественно мощи Константинопольскому патриарху Варфоломею I. Сейчас мощи установлены в патриаршей церкви Святого Георгия в Стамбуле.

При строительстве колокольни для ранее разрушенного храма на территории Каманского монастыря в 1886 году в земле был найден саркофаг, высеченный из цельной глыбы известняка и весящий около тонны. Саркофаг, в котором по преданию был погребен Иоанн Златоуст, в 1967 году из Каман был перевезен в Сухумский кафедральный собор Благовещения Богородицы, а в 1990 году возвращен в Каманы и сейчас хранится в монастырской церкви.

Понравилось! 1 1

Среди святынь помимо саркофага и аналойной иконы Иоанна Златоуста с частицей его мощей

Понравилось! 2 2 находятся: икона главы святителя Иоанна,Понравилось! 1 1
икона Иверской Божией Матери – покровительницы этой земли. Икона подарена в дар храму родом Зантария ,Понравилось! 1 1 особо чтимая в Абхазии икона «Избавительницы»,Понравилось! 3 3 икона Святого Василиска ,Понравилось! 1 1 скульптурное изображение головы Иоанна Крестителя на блюде.Понравилось! 2 2

Также в храме находятся другие иконы и церковная утварь .

Где в Москве поклониться мощам святителя Иоанна Златоуста?

В то время как тысячи наших соотечественников сегодня стекаются к храму Христа Спасителя, чтобы поклониться афонскому поясу Богородицы, в главном соборе страны постоянно хранится и другая святыня общеправославного значения: глава святителя Иоанна Златоустого, великого проповедника и подвижника, чью память Православная Церковь чтит 26 ноября
Так выглядит общий ковчег святынь храма Христа Спасителя
О том, как глава свт. Иоанна оказалась в Москве, нам рассказал протодиакон храма Христа Спасителя отец Александр Агейкин.
В середине XVII века по просьбе царя Алексея Михайловича честная глава святителя Иоанна Златоустого была привезена в Москву из Ватопедского монастыря на святой горе Афон. В то время греческая церковь находилась в тяжелом положении, страдая от османского ига. Афонская святыня была передана московскому царю в знак признательности за поддержку греческой Церкви в нелегкие времена, и была положена в специальном ковчеге в Успенском соборе Московского Кремля. Таким же образом в России оказались и глава святителя Григория Богослова и перст святителя Василия Великого, которые были положены в тот же ковчег. Греки намеревались со временем вернуть святыни. Но после смерти Алексея Михайловича мощи возвращены не были. Московские цари взамен не уставали перечислять Ватопетскому монастырю на Афоне крупные пожертвования.
Во времена советской власти ковчег из Успенского собора Московского Кремля перенесли в хранилище музея Московского Кремля, где он пробыл до начала девяностых, когда по просьбе святейшего патриарха Алексия II был передан Русской Православной Церкви и помещен в московский Елоховский собор. В 2006 году состоялось перенесение ковчега в Храм Христа Спасителя, где святые мощи находятся и сейчас. Если стоять лицом к Алтарю, то слева будет находиться ковчег с различными святынями, среди которых честная глава свт. Иоанна Златоуста в отдельном ковчежце. (Там же, в общем ковчеге находятся также: частица мощей св. блгв. Кн. Александра Невского,св. апостола Андрея Первозванного, блгв. Кн. Михаила Черниговского, прп. Марии Египетской, свт. Митрополита Московского Птра и свт. Митрополита Московского Ионы.).
Ковчежец с главой отдельно.
Ковчежец для главы устроен трудами святителя Московского Филарета в 1862 году. Его усердием святыни Московских Кремлевских Соборов в 50-х годах XIX века получили новые ковчеги
Святитель Иоанн Златоуст, константинопольский патриарх и великий христианский проповедник, впавший в немилость при Византийском дворе, умер в самом начале V века, на территории современной Абхазии. Зимой 406 года, истощенный болезнями святитель Иоанн, в сопровождении конвоя совершал свой последний переход в ссылку в глухой Питиунт (нынешнюю Пицунду). По дороге, в селении Команы, 14 сентября 407 года, у склепа святого Василиска (+ ок. 308, память 22 мая), утешенный явлением мученика («Не унывай, брат Иоанн! Завтра мы будем вместе»), причастившись Святых Таин, вселенский святитель со словами «Слава Богу за все!» отошел ко Господу. Погребен был Святитель Иоанн Златоуст там же, в Команах. В 438 году, во время правления царя Феодосия II, по просьбе ученика свт. Иоанна Златоуста святителя Прокла патриарха Константинопольского мощи святителя были перенесены из Коман в Константинополь. После разграбления Константинополя в 1204 году крестоносцами часть святынь удалось спасти и перевезти на Афон. Среди спасенных святынь были и мощи святителя Иоанна.
Походный ковчег, в котором мощи в прошлом году путешествовали в Америку
Поклониться честной главе можно всегда, когда храм открыт. Расписание богослужений можно узнать . Как проехать к храму
Тропарь Святителю Иоанну Златоусту, глас 8:
Уст твоих, якоже светлость огня, воссиявши благодать, вселенную просвети: не сребролюбия мирови сокровища сниска, высоту нам смиренномудрия показа. Но твоими словесы наказуя, отче Иоанне Златоусте, моли Слова Христа Бога, спастися душам нашым.
Кондак, глас 6:
От небес приял еси божественную благодать, и твоими устнами вся учиши покланятися в Троице единому Богу, Иоанне Златоусте, всеблаженне преподобне, достойно хвалим тя: еси бо наставник, яко божественная являя.
Редакция благодарит протодиакона храма Христа Спасителя отца Александра Агейкина за помощь в подготовке публикации.

Версия для печати

Тэги: Святые Святыни

Киевская Русь

Великий святой и учитель Церкви Иоанн Златоуст широко известен в христианском мире и не нуждается в представлении. Однако история с посмертным почитанием его мощей мало кому знакома, и в этой истории больше загадок, чем ясных ответов. По меньшей мере три реликвии в христианском мире претендуют на то, чтобы быть главой святителя Иоанна — в Москве, на Афоне и во Флоренции.

На фото: Святитель Иоанн Златоуст. Мозаика Софии Киевской (XI век)

Как известно, Златоуст умер в ссылке, а точнее — в местечке Команы, по дороге к месту окончательного изгнания, которое предполагалось в Питиунте (теперь это Абхазия). Раньше было принято считать, что Команы, где великий святитель был и погребен, тоже находятся на территории нынешней Абхазии, однако теперь исследователи указывают на другой населенный пункт — Команы Понтийские, около современного селения Гюменек поблизости от города Токат в Турции, согласно данным «Православной энциклопедии». Так что при желании почитатели свт. Иоанна могут в качестве паломников посетить все места, связанные с жизненным путем Златоустого святителя — Антиохия, Константинополь и путь изгнания: Кукуз-Арабисса-Команы — благо они расположены на территории одного государства (Турция), въезд в которое свободен, а перемещения вполне безопасны.

Однако нас сейчас интересует один частный вопрос, связанный с почитанием свт. Иоанна Златоуста, а именно судьба его честной главы. Паломники, посещающие монастырь Ватопед на Афоне, могут видеть и даже сфотографировать ковчег с необычной главой, которая преподносится как глава свт. Иоанна Златоуста. Необычна она тем, что нетленными сохранились только череп и левое ухо. Однако ковчег с точно такой же главой святителя Иоанна Златоуста хранится и в московском храме Христа Спасителя. Более того, в ризнице собора во Флоренции тоже можно увидеть ковчег с останками главы, надпись на котором гласит, что это — тоже глава Иоанна Златоуста. Как же в этом разобраться?

Мощи святителя Иоанна были с честью возвращены в Константинополь после его оправдания. Правда, сам процесс оправдания, как и жизнь святителя, тоже становились причиной церковных смут, споров и ссор между епископами. Из Коман в столицу Византии мощи святителя были привезены морем. Поздним вечером 27 января 438 года вся гавань Золотого Рога и вход в Босфор были заполнены огнями — люди на лодках, держа горящие светильники, встречали своего архиепископа, возвращавшегося теперь в Город своими мощами. Когда корабль причалил, император Феодосий, склонившись над гробом святителя, произнес молитву, в которой просил о прощении своих родителей — императорской четы Аркадия и Евдоксии, гонителей Златоуста. Мощи были поставлены в церкви святых Апостолов — одном из важнейших храмов столицы, где обычно хоронили императоров и архиепископов.

Когда церковь Апостолов была перестроена при Юстиниане, гробница Златоуста оказалась в алтарной части, рядом с мощами святителя Григория Богослова. «В полу же алтаря слева лежит святой Иоанн Златоуст, а справа — святой Григорий Назианзин, называемый Богословом», — свидетельствует латинская рукопись, описывающая святыни Константинополя (Чудотворная икона в Византии и Древней Руси. М., 1996. С. 436-463). Здесь мощи пребывали до разграбления Города крестоносцами в 1204 году.

После того, как крестоносцы завоевали Константинополь, при храме Апостолов был основан капитул каноников, и в течение нескольких лет святыни храма разными путями были вывезены в Европу. Однако мы не встречаем достоверных сведений о перенесении в это время мощей именно Иоанна Златоуста.

Мощи святителя Григория Богослова, которые, как мы помним, лежали в храме Апостолов рядом с мощами Златоуста, были перенесены в Рим после Четвертого крестового похода. Вероятно, в это же время здесь оказались и мощи Златоуста — возможно, при папе Иннокентии IV (1243-1254). А через сто пятьдесят лет в соборе святого Петра в Риме существовал алтарь в честь святителя Иоанна. Сами же мощи Златоуста почивали в разных храмах Рима, пока в 1626 году не были перенесены в новое здание собора святого Петра и помещены в алтаре Капеллы Коро. Освидетельствование этих мощей было произведено в 1990 году, тогда же было описано, что мощи находятся в свинцовом ларце, который вложен в ковчег из кипариса.

30 ноября 2004 года мощи святителя Иоанна Златоуста вместе с мощами свт. Григория Богослова были возвращены из Рима в Константинополь. Мраморные ковчеги с этими святынями с тех пор находятся в патриаршем соборе святого Георгия на Фанаре в Стамбуле. С недавних пор рядом с ними находится и третий мраморный ковчег — с мощами святителя Василия Великого, друга Григория Богослова. Так все почитаемые Церковью Вселенские учителя — три святителя — собрались мощами в одном православном храме. В честь возвращения мощей свтт. Иоанна Златоуста и Григория Богослова Константинопольской Церковью учрежден специальный праздник, который совпадает с днем памяти апостола Андрея Первозванного по новому стилю — 30 ноября.

На фото: мощи святителей Григория Богослова (слева) и Иоанна Златоуста (справа) в соборе св. Георгия на Фанаре, Константинополь.

Среди мощей, которые покоятся в ковчегах собора св. Георгия на Фанаре, находятся только кости, но нет глав. Что же произошло с главою святителя?

Прежде чем мы станем отвечать на этот вопрос, укажем, что православные паломники почитали не только мощи, но и пустой гроб святителя в храме Апостолов, после того как мощи были вывезены на Запад. Это отмечают русские паломники XIV века — Стефан Новгородец (середина XIV века), анонимный паломник (нач. 90-х гг. XIV в.) и Александр Дьяк (90-е годы XIV в.). Постепенно в связи с таким почитанием возникло представление, будто бы мощи святителя на самом деле не покидали гроба, но так и находятся внутри…

Итак, возвращаемся к главе. Тут у нас две традиции — восточная и западная. Согласно западному преданию, крестоносцы увезли и главу Златоуста, и привезли ее в аббатство Клерво, откуда затем в середине XIII века глава была перевезена в Париж в капеллу коллегии св. Бернарда, а после Французской революции — утрачена. Тем не менее, честную главу святителя продолжали почитать в Константинополе. Есть сведения, что она хранилась отдельно от остальных мощей — в некоем женском монастыре Пресвятой Богородицы, о чем пишут: в конце XIII века — несторианский монах Раббан Саума (его как путешественника еще называют «китайским Марко Поло»), в середине XIV — начале XV веков — Стефан Новгородец, русский диакон Зосима и анонимный армянский путешественник. Этот монастырь исследователи отождествляют с монастырем Богородицы «тон Патрикиас», согласно сообщению «Православной энциклопедии» (правда, такое название больше в интернете нигде не встречается, поэтому какими-либо сведениями об этом монастыре мы, к сожалению, не располагаем).

Католические монахи-болландисты, издатели многотомного сборника житий святых, собрали ряд противоречивых сведений о главе святителя Иоанна Златоуста, а также ее частях, на христианском Западе. Так, перенесение главы Златоуста праздновалось 27 января в монастыре Сан-Сальваторе в сицилийском городе Мессина. Древний бюст-реликварий с главой Златоуста почитался в XVII веке в картузианском монастыре во Флоренции. Здесь же, во Флоренции, в 1995 году в запасниках собора Санта-Мария дель Фьоре была найдена глава святого, которую отождествили с главой Златоуста. Часть нижней челюсти этой реликвии в 2007 году была передана в дар Румынской Православной Церкви. Далее, болландистский исследователь Папеброх сообщает, что подобный древний бюст-реликварий с главой Златоуста показывают и в кафедральном соборе города Майнц в Германии — там эта святыня известна с начала XVII века. А в середине того же века встречается упоминание о «целом черепе» Златоуста в сокровищнице собора святого Донатиана в Брюгге (теперь это территория Бельгии). Однако, по данным болландистов, последний источник не заслуживает доверия, поскольку, по более надежным сведениям, в Брюгге хранилась лишь часть черепа некоего святого епископа по имени Иоанн, не названного Златоустом. Но это еще не все. Есть местные предания о нахождении частиц главы Златоуста в монастыре-дворце Эскориал неподалеку от Мадрида и в итальянском городе Пеша.

На фото: глава Иоанна Златоуста во Флоренции.

Теперь обратимся к восточному, православному преданию. Согласно нашей традиции, честная глава святителя Иоанна Златоуста в середине XIV века была подарена императором Иоанном VI Кантакузином монастырю Ватопед на Афоне. В 1560 году челюсть от этой главы ватопедские монахи привезли для поклонения в Молдавию и подарили ее в монастырь Слатина. Эта реликвия стала известна как чудотворная: в 1649 году от нее исцелилась жена господаря Василия Лупу Екатерина.

В 1652 году в Москву приехал архимандрит Ватопедского монастыря Дамаскин. Он рассскал, что обитель пострадала от сильного пожара, и для восстановления росписей храма требуется значительная по тем временам сумма — 2 тысячи рублей. Архимандрит выразил готовность прислать в Москву для поклонения и, соответственно, для сбора пожертвований, некоторые древние святыни — крест равноапостольного Константина Великого и главу Иоанна Златоуста. Царь Алексей Михайлович тогда отправил в Ватопед игумену Феодосию и братии грамоту, в которой предлагал: «нашие царского величества милости и жалованья к себе поискати, тот честный животворящий Крест Господень… и главу святаго Иоанна Златоустаго для поклонения прислати к нам, великому государю, к нашему царскому величеству, с тем же с архимандритом Дамаскиным или с ыным верным человеком, кому в том верите». Вскоре святыни были привезены — тем же архимандритом Дамаскиным. После торжественной встречи в Брянске 17 мая 1655 года делегация, везущая реликвии, была сопровождена с большой охраной до Рославля, а затем в Смоленск и далее на Москву. Алексей Михайлович торжественно принял архимандрита Дамаскина 7 июня 1655 года в царском шатре возле Шклова, а святыни позже были отправлены патриарху Никону. Посетивший Москву в это же время архидиакон Павел Алеппский, сопровождавший Антиохийского патриарха Макария, описывает, что во время встречи царя после взятия Смоленска один из архимандритов торжественно нес главу Иоанна Златоуста в серебряном позолоченном ковчеге.

На фото: глава Иоанна Златоуста в храме Христа Спасителя в Москве — та самая, что была привезена греками из Ватопеда.

Алексей Михайлович обещал греками вернуть крест Константина и главу Златоуста обратно на Афон, однако не сдержал обещания. Вместо этого братия Ватопеда получила очередную грамоту, в которой царь сообщал о том, что «изволил» оставить святыни у себя, в Москве, «лет на двадцать или менши, на сколко лет доведетца», а к грамоте было приложено материальное вспомоществование деньгами и соболями на 1800 рублей. Поначалу монахи пытались вернуть себе святыни. В 1657 году архимандрит Макарий просто не был допущен в Москву: ему в Путивле вручили некую сумму и отправили назад. В 1665 году в Москву прибыл ватопедский екклесиарх Лука с представителями других афонских монастырей, но царь им святыни также не вернул. Вместо этого афониты должны были удовлетвориться очередным пожертвованием — в размере 1 тысяча рублей, а в сопроводительной грамоте царь сообщил, что афонские реликвии «устроены» в Москве, в соборном храме, поскольку таким великим святыням «под властию бусурманскою быти не достойно». Некоторые из греков не хотели так просто сдаваться, но в Московии с греками особо не церемонились. Келарь Кирилл, сопровождавший екклесиарха, проявил несговорчивость и не хотел соглашаться с царской волей («бил челом невежливо»), за что был сослан на Соловки, затем в 1675 году переведен в Чудов монастырь. К счастью, его потом таки отпустили на Афон — в 1683 году. Но греки не хотели успокаиваться. В том же 1683 году в Москву за святынями отправили архимандрита Дометиана. Цари Иоанн V и Петр I на этот раз пожаловали им уже значительно меньшую сумму — всего 200 рублей, а в грамоте указали ту же самую причину, по которой не годится отдавать реликвии на Афон: они должны пребывать в России «на сохранение от насилия нечестивого огарянского». Для смягчения позиции монахов им предоставили постоянную помощь в размере 500 рублей в каждый очередной их приезд за пожертвованием. И похоже, с тех пор греки смирились, поскольку в 1687 году, когда в Москву приехал ватопедский архимандрит Косма, в монашеском послании уже не было просьб о возвращении реликвий, задержавшихся так надолго в российской столице, братия лишь просила обещанные царской милостью 500 рублей, поскольку монастырь нуждался в средствах для прокладки водопровода.

В российских архивах находятся сведения о том, что подобные выплаты по 500 рублей Ватопеду производились до 1735 года, причем неизвестно, прекратились ли после этого. Российский литургист священник Михаил Желтов в своем блоге привел примерный подсчет суммы, которая была выплачена из царской казны Ватопеду за эти годы. Так, за честную главу Златоуста и крест Константина грекам было выплачено не менее 2000 рублей деньгами второй половины XVII века и как минимум 5000 рублей деньгами первой половины XVIII века, что в общей сумме в пересчете на нынешнюю валюту составляет около 1,6 миллиона долларов (ок. 50 миллионов современных российских рублей), для сравнения: годовой (!) оклад бурлака в XVII веке составлял один рубль с копейками.

Однако, получив такую сумму, монахи до конца не успокоились. Они, правда, больше не беспокоили российского царя просьбами вернуть святыни, а вместо этого… придумали легенду. Будто бы в Москву была отправлена не та глава — святителя Андрея Критского, а не Златоуста. Однако, то, что это именно выдумка, проверяется описанием ватопедских святынь от 1709 года, где в списке фигурирует глава свт. Андрея Критского, а глава свт. Иоанна Златоуста не упоминается. Ватопедцы впоследствии просто подменили списки, однако в частных беседах признавались о подлоге (как пишет, например, В.Г. Григорович-Барский во «Втором посещении Св. Афонской горы», СПб., 1887, сс. 199-200).

На фото: глава Иоанна Златоуста в монастыре Ватопед на Афоне.

Так что теперь посетители Ватопеда могут приложиться к главе с одним ухом, почитаемой как глава Иоанна Злаутоуста, а та глава, что была привезена греками в Москву, после большевистского переворота 1917 года оказалась в музеях Московского Кремля. После того, как советская власть потеплела к Церкви и разрешила отпраздновать юбилей 1000-летия Крещения Руси, в 1988 году главу Златоуста вернули Русской Православной Церкви. Поначалу она находилась в Елоховском патриаршем соборе, а после того как был построен храм Христа Спасителя, святыню перенесли туда. В 2010 году эту реликвию возили для поклонения в Соединенные Штаты Америки — Знаменский Синодальный собор в Нью-Йорке.

Вот такая история. Какая глава подлинная — судите сами, если об этом вообще можно судить. Или же относиться к этому иначе: как к неким материальным «иконам», почитая которые, даже если они на самом деле не подлинные, мы тем самым воздаем честь великому Вселенскому учителю — Иоанну Златоусту, как воздаем мы честь тому, кто изображен на иконе, а не веществу, из которого она сделана?

Все фактические данные взяты автором из статьи «Иоанн Златоуст. Часть 2», опубликованной в 24 томе «Православной энциклопедии», которая издается по благословению Патриархов Московских и всея Руси Алексия II и Кирилла церковно-научным центром «Православная энциклопедия».