Москва казанский собор

Содержание

Казанский собор — возродившийся из пепла

Адрес: Москва, Красная площадь
Первое упоминание: 1625 год
Начало строительства: 1990 год
Окончание строительства: 1993 год
Автор проекта: О. И. Журин, Г. Я. Мокеев
Святыни: Казанская икона Божьей Матери
Координаты: 55°45’19.5″N 37°37’09.0″E

История знаменитой иконы

История строительства

История храма в XVII-XX веках

Возрождение храма

Архитектура храма и его внутреннее убранство

Современное состояние собора и режим посещения

Как добраться

Казанский собор на карте

Небольшой по размеру собор обладает особым статусом среди храмов, которые окружают Московский кремль. Он появился, благодаря князю Дмитрию Пожарскому — национальному герою и одному из руководителей народной борьбы против захвативших Москву поляков. В 1930-е годы Казанский собор полностью разрушили, но спустя 60 лет отстроили заново.

Собор на фоне Государственного исторического музея и Никольской башни

История знаменитой иконы

В 1579 году, через 27 лет после взятия Русью Казанского ханства, в его столице случился большой пожар. Огонь быстро разнесло ветром, и безжалостное пламя уничтожило часть домов в Казани. По сохранившемуся преданию, именно тогда десятилетняя Матрона увидела во сне Богородицу, и та просила ее отыскать икону на пепелище.

Девочка поспешила рассказать о сновидении местному священнику Ермолаю. Когда пожарище раскопали, в указанном месте действительно обнаружили образ Богоматери. Позже на пожарище отстроили новый женский монастырь, и Матрона, приняв имя Мавры, стала его первой послушницей.

С вновь обретенного образа было сделано несколько копий или списков. Первый из них в 1579 году отправили в дар русскому государю Иоанну IV Грозному. Потом иконы появились и в других российских городах. Всюду их берегли, как святыни, в честь Казанских икон строили отдельные храмы и основывали монастыри. Праздник обретения православной святыни и в наши дни отмечается верующими 8 июля.

История строительства

В вышедшем в конце XVIII века историческом путеводителе по городу сообщалось, что первый храм, который воздвигли в честь почитаемой иконы, появился у кремля в 1625 году. Он был построен из дерева на деньги Дмитрия Михайловича Пожарского.

Вид собора от Красной площади

Известно, что во время второго народного ополчения, сформированного в 1611 году, Пожарский не расставался со списком, сделанным со знаменитой иконы. После победы над польско-литовскими захватчиками и освобождения столицы, он хранил заветный образ в своем приходском храме на Лубянке. Новый деревянный собор был выстроен князем специально для Казанской иконы. Однако, церковь простояла всего 9 лет и сгорела во время пожара.

Место возле Красной площади пустовало недолго. Уже в 1636 году царь Михаил Федорович выделил деньги, и возле Московского кремля поставили новый каменный храм. Как это было принято в храмовой архитектуре в начале XVII столетия колокольню пристроили с северо-запада от церковного здания. Новая церковь сразу приобрела высокий статус, потому что ее освятил сам Московский патриарх Иоасаф I.

История храма в XVII-XX веках

В 1647 году к Казанскому собору пристроили придел, посвященный святым Гурию и Варсонофию. В торжественной церемонии его освящения участвовал сын и приемник Михаила Федоровича — российский государь Алексей Михайлович.

Несмотря на то, что храм имел маленькие размеры, он всегда играл большую роль в духовной жизни города. Казанский собор почитали вместе с самыми известными церквями Москвы, а его настоятель был очень уважаем среди московского духовенства.

Шло время, и в 60-е годы XVIII века на средства княжны М. А. Долгоруковой Казанский собор реконструировали. Обветшавший придел снесли, а вокруг колокольни появилось множество торговых лавок, где продавали восковые свечки, яблоки и румяные калачи. Долгое время в каменной церкви приводили к присяге московских купцов.

Вид собора от Государственного исторического музея

Со временем возвышавшиеся рядом Верхние торговые ряды настолько расстроились, что практически закрывали вид на храм со стороны кремля. В самом начале XIX века шатровую колокольню разобрали, и вместо нее возвели двухъярусную звонницу по новому образцу.

Как и вся Москва, Казанский собор претерпел немало испытаний во время нашествия французских войск в 1812 году. Перед самым приходов врагов возле храма москвичи охотно скупали лубочные картинки и карикатуры на французов и самого Наполеона. Чтобы почитаемая икона не досталась врагу, священник храма заблаговременно спрятал ее. Однако, когда французские войска вошли в город, они не преминули поглумиться над православным храмом. Солдаты выбросили из алтаря престол и втащили внутрь церкви лошадиный труп.

Еще одну масштабную переделку собора провели в 1865 году. Архитектор Николай Иванович Козловский подготовил проект, храмовые фасады перестроили в классических традициях, а к колокольне добавили еще один ярус. Примечательно, что и прихожане, и священники сильно сожалели о таких переменах. После реконструкции Казанский собор утратил свой оригинальный вид и стал похож на множество сельских храмов, стоявших в разных уголках страны.

С приходом советской власти церковная жизнь изменилась. Богослужения в соборе запретили не сразу. Летом 1918 года проповедовавший здесь патриарх Тихон рассказал прихожанам о том, что царская семья была расстреляна большевиками. А осенью того же года самая бесценная храмовая святыня — знаменитая Казанская икона бесследно исчезла.

Вид на собор с юго-востока и Аверкиевский придел

В середине 1920-х годов известный реставратор Петр Дмитриевич Барановский занялся капитальной реставрацией здания. Работы растянулись на несколько лет, так как реставраторы старались вернуть собору исторический облик. К 1929 году они сумели оформить стены и воссоздать ряды старинных килевидных кокошников, но произошло неожиданное. Барановскому стало известно, что руководство Москвы приняло решение снести собор. Московские власти хотели проводить на Красной площади физкультурные парады и демонстрации трудящихся и поэтому не желали видеть рядом ни одного культового здания.

Архитектор был очень огорчен, но успел провести тщательные замеры всех архитектурных частей храма. Составленные им документы были использованы несколько десятилетий спустя, во время восстановления собора. В начале 1930-х годов богослужения в соборе запретили. Сначала внутри бывшего церковного здания открыли столовую, а потом создали склад мрамора, который использовался для строительства московского метро.

В 1936 году собор разрушили до основания, а на его месте вырос павильон, сооруженный по проекту Бориса Михайловича Иофана. Потом здесь соорудили летнее кафе, затем площадку отделали мрамором и устроили посредине фонтан. После всего этого на месте православного храма построили общественный туалет.

Возрождение храма

С инициативой воссоздать старинный храм выступили сотрудники общества охраны памятников города. Стройка началась в 1990 году и заняла три года. Собор возле кремля стал первой церковью на территории бывшего СССР, которую восстановили в историческом виде.

Купол собора и мозаика Казанской Божьей Матери

Примечательно, что все работы проходили под руководством талантливого архитектора Олега Игоревича Журина, который учился у П. Д. Барановского. Строителям повезло, потому что сохранились старые записи, чертежи и фотографии собора. Фото настенных росписей найти не удалось, поэтому профессиональные живописцы из Брянска и Палеха расписали храм в традициях XIX века.

Открытие возрожденной святыни было приурочено к началу ноября. И теперь этот храм считается символом освобождения столицы от польско-литовских войск.

Архитектура храма и его внутреннее убранство

Собор Казанский иконы Божией Матери — это одностолпный храм. Его опоясывают ряды живописных кокошников, которые делают одноглавую церковь очень нарядной. С северо-востока расположен придел, посвященный святому Аверкию Иерапольскому, а северо-западный угол занимает стройная шатровая колокольня.

Внутри храма можно увидеть почитаемую икону и мощехранительницу. Все побывавшие в соборе отмечают красоту его интерьеров и прекрасное исполнение церковного хора.

Современное состояние собора и режим посещения

Православный храм – действующий. Верующие и туристы могут попасть в него с 8.00 до 18.30. Церковные богослужения здесь проводятся в 8.30 и 16.50.

Как добраться

Собор стоит возле северо-восточного угла Красной площади, рядом со зданиями ГУМа и Государственного исторического музея. Сюда легко дойти пешком от станций московского метрополитена «Театральная», «Площадь Революции» и «Охотный ряд».

Рейтинг достопримечательности

1 1 1 1 1 Рейтинг 4.33

← СОБОРЫ МОСКВЫ МОСКВА →

Казанский собор на карте

Города России на Putidorogi-nn.ru:

Казань

Санкт-Петербург

Владимир

Ярославль

Муром

Ростов Великий

Александров

Иваново

Калуга

Кострома

Сергиев Посад

Нижний Новгород

Псков

Касимов

Переславль-Залесский

Суздаль

Собор Казанской Иконы Божией Матери

ГЛАВНОЕ

  • Казанский собор у Красной площади ‒ удивительно красивый архитектурный памятник позднего русского Средневековья в стиле «нарышкинского барокко».
  • Здесь можно прикоснуться к святыням: иконе Казанской Божией Матери, иконе Божией Матери «Воспитание», мощевику с частицами 83 святых угодников.
  • Чудотворная икона Казанской Божией Матери была обретена в Казани в 1579 году и с тех пор является символом покровительства Богоматери над Русью.
  • Собор открыт каждый день, по утрам и вечерам в нем проходят православные службы.

На углу Красной площади и Никольской улицы, рядом с Историческим музеем и ГУМом стоит удивительная по красоте церковь ‒ Казанский собор. Она погружает в атмосферу загадочной старомосковской жизни, в последний этап позднего русского Средневековья. Святыни храма: икона Казанской Божией Матери, мощевик с частицами 83 св. угодников, икона Божией Матери «Воспитание». Собор открыт без перерывов и выходных. Утром и вечером здесь проходят православные службы.

История Собора

История Собора Казанской Иконы Божией Матери началась в середине XVI в. при царе Иване Грозном, когда он завоевывал Казань. Населяли Казанское ханство в большинстве своем татары-мусульмане. По легенде, ночью перед одним из боев, в праздник Покрова Пресвятой Богородицы царь услышал звон московских колоколов, а вскоре Казань пала. Через несколько лет в Приволжье явилась икона, которая стала совершать чудесные исцеления, после чего многие татары уверовали в православие — и смирились с правлением московского царя. Эта икона, обретенная в 1579 году в Казани девочкой Матроной и чтимый список которой был в том же году доставлен в Москву, стала всенародной святыней, символом покровительства Богоматери над Русью.

Позже икона Казанской Божьей Матери сыграла важную роль в еще одном поворотном моменте русской истории. Она сопровождала второе народное ополчение под предводительством Кузьмы Минина и князя Дмитрия Пожарского, освободившее в 1612 году Москву от польских интервентов.

Считается, что после победы над поляками князь Пожарский дал обет построить церковь в честь святыни, с который он прошел путь к освобождению Москвы. Первый, деревянный, храм был построен на средства князя. Чуть позже на его месте возвели каменный собор по велению царя Михаила Федоровича Романова. Здесь служили известные старообрядцы: Григорий Нейронов и протопоп Аввакум. Казанский собор был приходской церковью Московского Университета, в нем получил благословение победитель Наполеона — фельдмаршал Михаил Кутузов.

Второе рождение

В конце XVIII в. храм был реконструирован в стиле классицизма. Церковь утратила несколько приделов и превратилась в непримечательное здание, мало чем отличающееся от характерных построек. В начале 1800-х годов разобрали и шатровую колокольню, которую заменили современной. Печальная участь ждала церковь в советское время. В 1930-х гг. было принято решение о сносе здания. Красная площадь должна была стать местом проведения социалистических демонстраций, и церкви там было не место.

Восстановлению наследия мы обязаны великолепному архитектору-реставратору советского времени П. Барановскому (1892-1984), который, узнав о сносе, распорядился сделать точные обмеры церкви. В 1990-1993 гг. на их основе было осуществлено воссоздание храма, причем не в классическом, а в первоначальном, древнерусском стиле. Настенную фресковую живопись также стилизовали под старину.

Уютная небольшая церковь является настоящим комплексом: тут есть колокольня, два придела, основной храм и объединяющая все части галерея. Казанский собор стоит на перепаде высот, поэтому со стороны Исторического музея туда ведет пологая, как бы приглашающая внутрь широкая лестница. Дальше посетитель попадает на галерею. Судя по нехарактерно большому для средних веков размеру окон, галерея изначально была открытой, однако позже помещение застеклили.

Самая красивая часть храма ‒ это завершение. Вся церковь выполнена в стиле, характерном для «нарышкинского барокко». Для него типичны контрастные цвета (красный, зеленый, белый), богатая наружная декорация стен и «пена» кокошников ‒ декоративный прием, который скрывает переход от основного объема церкви к куполу. Сама церковь принадлежит к типу одноглавых бесстолпных, то есть внутри помещения нет ни одной опоры. Еще два купола снаружи принадлежат приделам.

Казанский собор на Красной площади

Фото Казанского собора

Казанский собор на Красной площади – это действующий православный храм, построенный в память освобождения Москвы от польских интервентов русским войском под предводительством Дмитрия Пожарского и Кузьмы Минина. История Казанского собора трагична и, вместе с тем, счастливая: он был разрушен до основания, а затем возродился, как птица феникс из пепла.

Храм освящен во имя Казанской Божией матери, с иконой которой в 1612 году русское ополчение под руководством Кузьмы Минина и князя Дмитрия Пожарского отправилось в освободительный поход на Москву занятую польскими интервентами. В благодарность за помощь и заступничество Казанской иконы Божией Матери в 1625 году князь на свои средства построил деревянный собор во имя этой святыни. В 1636 году на месте сгоревшего храма был возведен каменный собор, ставший одним из главных храмов Москвы.

При советской власти под руководством архитектора Петра Барановского Казанский собор был отреставрирован, но вскоре по распоряжению властей его закрыли, в здании храма разместили столовую, а затем склад. В 1936 году, в год своего 300-летия, Казанский собор был снесен до основания. На его месте сначала построили временный павильон III Интернационала с фонтаном, затем летнее кафе, причем, на месте алтаря находился общественный туалет.

В 1990-1993 годах на пожертвования горожан и средства правительства Москвы храм был восстановлен по проекту ученика Барановского Олега Журина, а 4 ноября 1993 года Казанский собор был освящен.

Казанский собор на Красной площади – это первый храм, восстановленный в Москве из разрушенных при Советской власти святынь. В нем находится особо чтимая икона Казанской Божией Матери с мощехранительницей. Ранее здесь также хранился список чудотворной иконы, который в 1930 году был передан в Богоявленский собор Москвы.

Адрес Казанского собора

109012, Москва, ул. Никольская дом №3.

Как добраться до Казанского собора

Станции метро «Охотный ряд», «Площадь Революции» и «Театральная».

Икона Казанской Божией матери — из истории

Икона Казанской Божией матери была обретена в Казани 8 июля 1579 года.

Согласной легенде, в 1579 году после пожара, уничтожившего часть города, девятилетняя девочка Матрона несколько раз видела во сне Пресвятую Богородицу, которая велела откопать ее икону на пепелище. Девочка послушалась и действительно нашла икону в указанном месте.

Икона сразу была признана чудотворной — возле нее исцелялись больные и увечные. Впоследствии на месте ее обретения был построен Богородицкий девичий монастырь, а его первой монахиней стала сама Матрона.

С чудотворной иконы было сделано несколько списков, один из которых был отправлен в Москву царю Ивану Грозному, а другой при Петре Первом был доставлен в Санкт-Петербург. Начиная с Ивана Грозного и до Екатерины II, золотой её оклад украшался все новыми драгоценными камнями, а Екатерина Великая собственноручно водрузила на нее бриллиантовую корону.

Ночью 29 июня 1904 года вор по фамилии Стоян, звавшийся Варфоломеем Чайкиным и ограбивший несколько православных храмов, украл из Богородицкого монастыря в Казани две иконы – Спаса Нерукотворного и Казанской Божьей Матери. Сыщики задержали вора по горячим следам, но грабитель успел продать оклады с икон, а святыни порубил топором и сжег.

Вместе с тем, в Казанской епархии сохранилась легенда, согласно которой игуменья Казанского Богородицкого монастыря во избежание кражи святыни каждый вечер подменяла под окладом подлинную икону точным ее списком, который и украл Чайкин, а подлинник сохранился и находится в настоящее время в храме Ярославских чудотворцев на Арском кладбище.

Из множества икон Богородицы, почитаемых в Русской Православной Церкви ни одна не распространена в таком количестве, как Казанская. Всей Православной Русью она свято чтится, к ней чаще всего обращают взоры в бедах и болезнях, ей посвящены сотни храмов и монастырей, расположенных по всей России.

К покровительству Казанской иконы Богоматери русские правители обращались во время всех переломных исторических событий:

  • В марте 1612 года с этой иконой II русское ополчение под руководством Кузьмы Минина и князя Дмитрия Пожарского отправилось в освободительный поход на Москву, занятую польскими интервентами. Икону, как знамя, несли войска ополчения, освобождавшие Москву от захватчиков. После длительной осады Китай-города было решено взять его штурмом. Перед Казанской иконой отслужили молебен и 22 октября 1612 года ополчение вошло в Китай-город, а через пять дней поляки, замученные голодом в Кремле, сдались
  • Накануне Полтавской битвы Петр Первый молился перед иконой Божией матери
  • В 1812 году, оставляя Москву французам, сам Кутузов просил покровительства Богородицы и вынес икону из храма, завернув в свою шинель.

Во время Великой Отечественной войны весь православный люд молился и просил святыню о спасении России от погибели, от нашествия вражеского.

Церковный праздник, посвященный Казанской иконе Богоматери, отмечают дважды в году — 21 июля и 4 ноября. Первая дата связана с обретением святыни 8 июля 1579 года, а вторая – с освобождением Москвы от польских захватчиков 22 октября 1612 года.

На Руси праздник Казанской иконы Божией Матери считался своего рода границей между осенью и настоящей зимой и с этого дня ждали наступления морозов.

Телефон

Казанский собор

Музей-квартира А.И. Солженицына

Музей-квартира А.И. Солженицына располагается в двух помещениях жилого дома № 12, строение 8, подъезд 14 по Тверской улице: в собственно мемориальной квартире № 169 (1-й этаж) и в квартире № 173 (3-й этаж). Экспозиция организована в шести разделах: «Кухня» Войдя в мемориальную квартиру, посетитель сразу погружается в неповторимую атмосферу жизни интеллигенции 1970-х годов, средоточием которой была кухня. Главный акцент на оригинальные экспонаты: радиоприемник, по которому Солженицыны на этой кухне узнали о выходе в Париже первого тома книги «Архипелаг ГУЛАГ», ставшего причиной ареста и высылки автора из СССР; рукопись и машинописные копии воззвания «Жить не по лжи!», запущенного в самиздат 12 февраля 1974 года, в день ареста Солженицына. Зал «Нобелиана» Экспозиция самой большой комнаты в квартире посвящена творческому пути Солженицына, со времени тайного писательства в годы заключения и до получения регалий лауреата Нобелевской премии (1948–1974). В первой витрине выставлена подлинная телогрейка Солженицына с нашивками номеров экибастузского особого лагеря и нобелевский фрак. В экспозиции также представлены оригинальные предметы: лагерный блокнот и четки, которые помогали Солженицыну сочинять устно в лагере (начало 1950-х годов), номера журналов «Новый мир» с первыми публикациями Солженицына в СССР (1962–1966), мировые издания до 1970 года, регалии лауреата — Нобелевская медаль и диплом. Ряд экспонатов посвящен сюжету несостоявшейся в этой квартире в апреле 1972 года нобелевской церемонии: в витринах размещены фрагменты переписки Солженицына с Нобелевским комитетом; самодельные пригласительные билеты на церемонию; сервиз, купленный специально для этой церемонии. Советские власти не дали визу секретарю Шведской академии, церемония не состоялась, сервиз до нынешнего юбилейного года стоял в нераспечатанной коробке. «Арест» Прихожая мемориальной квартиры представляет состоявшийся в ней 12 февраля 1974 года арест Солженицына, за которым последовала высылка писателя из страны. «Работа над “Красном Колесом”» В комнате восстановлен кабинет писателя времени работы над исторической эпопеей «Красное Колесо» (1970–1990-е). Все экспонаты оригинальные: рабочий стол Солженицына, предметы на столе, пишущая машинка, аппарат для просмотра микрофильмов, наборно-верстальная машина IBM Composer, на которой Н.Д.Солженицына набрала и сверстала 20-томное «вермонтское» собрание сочинений. В специальных витринах представлена творческая работа писателя: конверты картотеки «Красного Колеса», библиография, промежуточные редакции эпопеи. «Фотолаборатория» Маленькая комната, оформленная в виде фотолаборатории 1970-х лет, посвящена рассказу о тайной работе над книгой «Архипелаг ГУЛАГ» и невидимых помощниках Солженицына в этой работе. В комнате представлены: рукопись и машинопись промежуточных редакций «Архипелага», пишущая машинка Е.Ц.Чуковской, на которой были сделаны перепечатки, образцы самиздата, книги, ходившие в СССР (например, ксерокопия парижского издания в коробке из-под вафельного торта). В комнате реконструирован процесс фотокопирования текста: показана работа фотоувеличителя, процесс сушки пленки. «Кабинет А.И.Солженицына 1990-х годов» В комнате полностью сохраняется мемориальная обстановка: рабочий стол А.И.Солженицына, книжные шкафы с мировыми изданиями его произведений. Экспозиция будет дополнена мемориальными предметами, сопровождавшими писателя при возвращении на Родину, в долгой поездке из Владивостока в Москву в 1994 году: полевая сумка, дорожные блокнотики, пенал с письменными принадлежностями, бинокль, карты маршрута возвращения с рукописными пометами Солженицына.

Казанский собор: храм, который построил крестьянин

А знаете ли вы, как раньше назывался Невский проспект, главная улица Санкт-Петербурга? Оказывается — Большая першпективная дорога. Это потому, что глянешь вдоль проспекта, и всё видно на несколько километров вдаль — какая перспектива открывается!
И вообще, много чего в этом удивительном городе называется как-то странно. Вот, например, Казанский собор — почему он вдруг Казанский? Он же стоит не в Казани, а в Санкт-Петербурге! Загадка… А еще непонятно — почему в этом соборе могила фельдмаршала? Откуда на его стенах ключи от европейских городов? Что можно увидеть, глядя на собор с вертолета? И как получилось, что в Казанском служится «детская Литургия»?

Крестьянин-архитектор

Однажды российский император Павел поехал в Рим, столицу Италии, и увидел там большущий и торжественный собор святого Петра! Император так восхитился, что захотел построить такой же собор у себя в Петербурге, тогдашней столице России. Ему давно хотелось, чтобы в городе был по-настоящему величественный и огромный храм. Так появился в Петербурге Казанский собор, который действительно очень напоминает собор святого Петра. И что удивительно, построил его… крестьянин. Да-да, обыкновенный крепостной крестьянин, которых в то время было в России очень много. Эти люди были земледельцами, то есть пахали землю, выращивали пшеницу, рожь и вообще кормили всю Россию.
Хотя не таким уж и обыкновенным крестьянином был наш архитектор.

Его звали Андрей Никифорович Воронихин. Он родился на Урале, его папа — Никифор Степанович и мама — Пелагея Ивановна, были крепостными крестьянами графа Строганова. Крепостными — значит, они не могли никуда уйти, например, наняться в городе сапожниками или продавать пряники, а были «прикреплены» к земле своего барина и работали на ней. Правда, Воронихины были не такие крестьяне, которые только и знали, что пахать землю да картошку сажать. Александр Сергеевич Строганов давал отцу Андрея, Никифору Степановичу, разные поручения — тот был письмоводителем графа, то есть доверенным слугой.

Крестьянский мальчик Андрей учился иконописи в родном селе Ильинском, потом в мастерской при монастыре. А потом граф Строганов заметил, что он хорошо рисует, и послал его учиться в Москву и Петербург. Представьте себе: крестьянский паренек сидел за одной партой с сыном своего барина Павлом, потомственным дворянином! Андрей и путешествовал вместе с Павлом по России и Европе. В конце концов, граф дал молодому талантливому крепостному вольную, и тот стал архитектором, как и мечтал!
Когда император объявил конкурс на лучший чертеж Казанского собора, кто только не вызвался в нем участвовать! Сплошь одни иностранцы, и притом очень важные да знаменитые. Как тут тягаться с ними молодому и никому не известному архитектору, да еще — бывшему крепостному! Он до этого только и успел спроектировать что интерьеры дворца и дачи своего барина… Но произошло неожиданное. Императору почему-то больше других понравился проект Андрея Воронихина.

Взгляд из вертолета

Если сфотографировать собор из космоса, или, например, сесть на вертолет и подняться в небо, то, взглянув на собор, мы увидим крест. Так придумал архитектор — построить храм в форме креста.
Но если б все построили так, как было задумано с самого начала, то, глядя из вертолета, можно было бы увидеть уже не крест, а две буквы: «I» и «Х». Это первые буквы имени Иисус Христос, только на церковнославянском языке. Букву «I» образует храм, а букву «Х» — две полукруглые колоннады. Здорово придумано! Но начались войны, и на вторую колоннаду денег не хватило. Так и осталась одна.

Строили собор столько лет, что можно было бы поступить в первый класс и окончить школу! Когда построили, оказалось, что этот храм теперь — самый большой в Петербурге. Ради строительства пришлось снести 11 домиков и переселить их жителей. А чтобы сделать огромный купол, архитектор Андрей Воронихин впервые в истории применил конструкцию из металла. Проект был по тем временам неслыханный!

«Гнилые камни»

Хоть Воронихин учился во Франции и Швейцарии и в каких только заграничных странах не бывал, он и его барин, Строганов, свою страну любили больше всего. Поэтому они старались приглашать русских мастеров и использовать русские богатства для строительства. Так, все материалы, из которых решили строить Казанский собор, были наши, российские: малиновый порфир, серо-черный шунгит, розовый и серый мрамор, рыжая яшма и разные другие камни.

А вот колонны внутри храма сделали… из «гнилого камня»! Не то чтоб он и впрямь был трухлявый и гнилой — просто ему дали такое название, потому что добывали этот камень в выборгских болотах, а там пахнет гнилью. А на самом деле это очень прочный и красивый гранит.

И знаете, что еще интересно? Основные художественные работы по мрамору в соборе тоже делал не какой-нибудь именитый скульптор, а талантливый самоучка по имени Самсон Суханов. А возводили собор в основном крестьяне. Их очень торопили и поэтому работали они даже ночью, зимой, в лютый мороз! Казанский собор был готов осенью 1811 года. Успели: меньше чем через год началась страшная Отечественная война…


Царское место — это богато украшенный шатер и трон, где во время богослужения сидел или стоял сам император. Оно находится недалеко от алтаря. Надпись над ним была вот такая: «Сердце царя — в руце Божьей», — так говорил мудрый царь Соломон.

Кто похоронен в храме?

Всего-навсего полгода длилась эта война, но была очень тяжелая. Летом французский император Наполеон Бонапарт вторгся в Россию, а осенью уже нагло сидел в Московском Кремле. На одного русского солдата в момент нападения приходилось сразу трое французских! Недаром эту войну назвали Отечественной: мы могли и потерять свое Отечество…

Так что когда в декабре 1812 года мы одержали победу, главнокомандующего русской армии, Михаила Илларионовича Кутузова, просто носили на руках. Народ его очень любил. Вы, наверное, слышали о нем?

Михаил Илларионович Кутузов участвовал во многих войнах, и за свою жизнь два раза получил смертельные ранения. Однажды, когда ему было всего 29 лет, в битве с турками пуля угодила прямо в голову, между глазом и виском. А через 14 лет, в новой войне с турками, он снова был ранен в голову, причем пуля попала в то же место, что и в первый раз! Но Кутузов поправился, хотя доктора не могли поверить: как так у него получилось?… В этом увидели знак, что ему предстоит выполнить какую-то очень важную миссию, поэтому Бог его так бережет. И действительно, такой миссией для Кутузова стала оборона страны в войне против Наполеона.

Но при чем же тут Казанский храм, спросите вы?
А дело в том, что именно здесь и похоронен великий полководец, прямо в самом храме! Разве в храмах хоронят людей? А вот и да. Такая традиция существовала еще в Средние века. И в некоторых католических костелах, если посмотреть под ноги, можно увидеть каменные плиты, на которых выбиты имена похороненных там. Это считалось самой большой честью.

В России такое встретишь не часто: так у нас хоронили только царей и императоров, а еще — очень-очень важных особ, которые, как никто другой, послужили своей стране. Вот почему в Казанском соборе есть могила великого фельдмаршала Кутузова (фельдмаршал — высшее звание в армии в то время). Между прочим, когда Кутузова везли хоронить в погребальной карете, народ бросился к его гробу, лошадей распрягли, и сами люди буквально на своих плечах доставили гроб к самому Казанскому собору!

«Болтай да и только», или два Михаила

Так Казанский собор стал не просто храмом, а еще и памятником воинской славы. Перед ним стоят два монумента героям войны 1812 года. Слева — Кутузову. А справа — Барклаю де Толли. Странная фамилия, правда? А между прочим, это был русский полководец, князь, и имя у него самое обыкновенное, русское — Михаил. Просто происходил он из старинного шотландского рода Барклай, и даже, говорят, в его жилах текла кровь викингов, которые когда-то завоевали Англию! Его отца звали Вейнгольд Готтард, но когда он оказался в России, то взял себе славянское имя — Богдан.

В начале Отечественной войны 1812 года Михаил Богданович Барклай де Толли стал во главе русской армии, хотя потом ему и пришлось передать командование Кутузову. Солдаты с трудом выговаривали его необычное имя и потому в шутку называли Барклая де Толли «Болтай да и только».

В знаменитом Бородинском сражении Барклай командовал правым крылом и центром русских войск. Он воевал очень мужественно и бесстрашно. Говорят, что в тот день под ним было убито и ранено пять лошадей! А когда Наполеон бежал из России, Барклай возглавлял войска, освобождавшие от французских завоевателей Европу. И даже участвовал во взятии Парижа!

Памятник Барклаю де Толли — это символ начала войны, когда русские всё отступали и отступали под напором врага. Видите, он чуть-чуть отступил назад, опустив руку с фельдмаршальским жезлом? А вот Кутузов стоит уже со шпагой в правой руке, а в левой — жезл фельдмаршала. Он указывает им вперед, как будто отдает команду: «В атаку!», так что можно не сомневаться: война закончилась победой! Приглядитесь: недаром под ногами у обоих полководцев лежат французские знамена.


Минута молчания у памятника М. И. Кутузову перед уходом на фронт в 1943 году

Между прочим, эти два памятника придумал и создал тоже бывший крепостной крестьянин — талантливый скульптор Борис Иванович Орловский. Орловским он стал потом, когда сделался свободным, а настоящая его фамилия — Смирнов, и родился он в семье крепостного крестьянина. Вот так.

Кстати, а вы заметили, что Кутузова и Барклая де Толли звали одинаково? А значит, Орловский создал памятники двум Михаилам! А ведь Михаил — это имя архангела, архистратига небесного воинства, то есть главнокомандующего. Вот такое совпадение!

Ключи не от квартиры

Удивительное дело: в Казанском соборе прямо на стенах висят ключи. И не от какой-нибудь там квартиры, а от целых городов! Как это?!
Когда-то этих ключей здесь было очень много. А еще больше было знамен вражеских войск. Когда солдаты идут в бой, они такое знамя несут перед собой — и нести знамя доверяли только самым храбрым! А когда выигрывалось сражение, знамена вражеской армии победители забирали себе. Если же битва шла за какой-нибудь город и город сдавался, то победителям отдавали ключи от главных городских ворот. Это был символ военной победы.

В Казанском соборе осталось только 6 знамен и 6 связок ключей от ворот европейских городов. Все они висят над могилой Кутузова.

Так вот, было около ста штук таких знамен в Казанском соборе — они висели на длинных деревянных шестах и там и сям: в оконных проемах и на стенах. Но однажды большую часть этих трофеев — и знамена, и ключи — перевезли в Москву. Теперь на них можно полюбоваться в Историческом музее. А в Казанском соборе осталось только шесть знамен и шесть связок ключей от ворот европейских городов. Все они висят над могилой Кутузова.

Но зачем же русским понадобилось штурмовать чужие города?
Дело в том, что Наполеон заглядывался не только на Россию. Когда его войска вторглись к нам, он уже успел завоевать почти всю Европу! Выгнав жадного до чужих земель французского императора, русские решили и европейцам помочь освободиться от власти Наполеона. Поэтому наши войска не стали отдыхать, а пошли освобождать Европу.

Железнодорожная катастрофа

В Казанском соборе есть много необычных мест. Одно из них скрывается в дальнем уголке собора. Если пройти весь храм с севера на юг, вы увидите… Иерусалим. Честное слово! В южной стене есть углубление, а в нем нарисовано звездное небо и спящий Святой Город — Иерусалим. Перед этой нишей стоит деревянное распятие. Нишу приказано было сделать в благодарность Богу за спасение императорской семьи. Александр III с супругой и детьми, в том числе — с наследником престола, будущим императором Николаем II, чуть не погибли, когда возвращались домой из Крыма в самом обыкновенном поезде. Паровоз вдруг сошел с рельсов. Это случилось в 1888 году, 17 октября в 14 часов 14 минут.

Крушение императорского поезда 17 октября 1888 года, ст. Борки Харьковской губернии, фото А. М. Иваницкого

Вся семья, кроме дочери императора княжны Ольги, в этот момент вместе обедала в столовой. Вдруг сильный толчок свалил всех с ног, и послышался страшный грохот — 10 вагонов сошли с рельсов! Пол провалился, все, кто был в вагоне, упали на насыпь. А император Александр… держал на своих плечах рушившийся тяжеленный потолок, пока все члены его семьи и свита не выбрались из-под обломков! Он был человеком невероятной силы, может быть, даже сильнее, чем Илья Муромец! Запросто мог одной рукой скрутить стальную вилку «бантиком». Так вот, благодаря его силе ни жена, ни дети не пострадали. А великую княжну Ольгу, которая была в момент крушения в своем купе, просто выбросило на насыпь.

Портрет АлександраIII, художник Николай Шильдер

Хотя одной только физической силой царя такое чудесное спасение, конечно же, не объяснить. В этой ужасной аварии погибли более двадцати пассажиров из других вагонов. А члены императорской семьи получили только царапины и небольшие ушибы. В память об этом чуде в Казанском соборе, куда сразу же после возвращения в Петербург поспешил император, и сделали «Иерусалимскую нишу».

Война, Философ и «детский» храм

В 1914 году началась новая война — Первая мировая. Воевать ушли 11 певчих из Казанского собора и 10 сторожей и дворников, которые там работали. И еще на фронт, чтобы укреплять дух солдат, отправился священник собора, протоиерей Тимофей Налимов. А перед этим он взял да и отдал свою квартиру под лазарет, то есть под больницу для раненых. Сюда их привозили прямо с поля боя. А на фронт отправляли теплые вещи, которые собирали всем приходом. Отвозил эти вещи сам настоятель Казанского собора, человек с удивительным именем — Философ Орнатский. Так его назвали родители, в честь мученика Философа, который жил в III веке.
Философ Орнатский и в самом деле был мудрым. А еще — добрым. Он был учеником и другом святого праведного Иоанна Кронштадтского, а когда только-только стал священником, служил в церкви при детском приюте. После смерти его причислили к лику святых мучеников, потому что он пострадал за Христа.

Между прочим, именно отец Философ придумал построить в Казанском соборе маленький нижний храм во имя священномученика Ермогена. Чтобы туда попасть, нужно найти лестницу в западной стороне собора и спуститься вниз. Еще там есть баптистерий — это такая маленькая комната, в которой взрослые и дети принимают крещение. А в наше время один раз в месяц в этом крохотном храмике служится «детская Литургия», специально для детей! Поют на клиросе и прислуживают в алтаре тоже дети. Но служит, конечно, самый настоящий батюшка.

Закопанное сокровище

Мы с вами узнали столько всего любопытного: вместе с Андреем Воронихиным прошли путь от крестьянской избы до дворцов Петербурга; увидели Казанский собор с вертолета; услышали про героев войны 1812 года. Но одну загадку все-таки осталось разгадать! Почему же все-таки Казанский собор — именно Казанский?! Ведь собор в Риме, который так понравился императору Павлу, назван во имя апостола Петра…

А дело тут вот в чем. Павел, повелев строить Казанский собор, будто предчувствовал, что скоро будет война и что нужно будет молиться о победе нашего Отечества. А в России была одна почитаемая икона, которая ровно за 200 лет до вторжения Наполеона уже прославилась как символ победы!

Это Казанская икона Божьей Матери. Ее назвали Казанской по месту, где ее нашли, то есть в городе Казани. А было это так: в 1579 году в Казани случился страшный пожар, большая часть города — а городá ведь тогда были деревянные — оказалась уничтожена огнем. После пожара одной простой десятилетней девочке по имени Матрона во сне пришла Божья Матерь и сказала: «Ищи мою икону на пепелище», и указала ей, где следует искать. Девочка рассказала об этом необычном сне взрослым и, действительно, начав копать в указанном месте, на глубине около одного метра они нашли икону Божьей Матери. На этом месте построили монастырь, а Матрона стала в нем одной из первых монахинь и приняла имя Мавра (потому что в монашестве людям даются новые имена).

Казанская икона — чудотворная. Рассказывают, что первое чудо случилось уже тогда, когда ее переносили с пепелища в церковь: двое слепых, которые шли вместе со всеми в этой процессии, вдруг стали видеть!

С нее делали списки, то есть копии. Некоторые из них тоже становились чудотворными. Одним из таких списков благословляли князя Дмитрия Пожарского и купца Кузьму Минина и их народное ополчение, когда они в 1612 году шли освобождать Москву от завоевателей-поляков. Перед таким списком 200 лет спустя молился Михаил Илларионович Кутузов, отправляясь защищать Россию от французов. А во время Великой Отечественной войны, когда на нашу страну напали фашисты, перед памятником великому Кутузову и перед его могилой в Казанском соборе собирались защитники Ленинграда (так в ХХ веке назывался Петербург). Для чего? Для того чтобы помолчать и вспомнить свою славную историю, стойкость и отвагу нашего народа в борьбе с Наполеоном и с этой памятью идти в бой…

О чем вы подумаете, когда сами впервые зайдете в Казанский собор Санкт-Петербурга? О русских солдатах разных времен, защищавших нашу страну? О чудесной иконе, которую сама Матерь Божья открыла девочке Матроне? Об обычном крестьянине, осуществившем свою мечту? Все это наша история. И теперь вы о ней знаете немножко больше.