Можно ли молиться пьяному

Не гонялся бы ты, поп…

В ночь на 17 января водитель Mitsubishi ASX устроил массовую аварию в Ростове-на-Дону. И хотя ДТП обошлось без жертв, оно привлекло внимание общественности тем, что находившийся за рулем 25-летний иерей местного храма Великомученика Георгия Победоносца Димитрий Кивилиди был пьян. Водители в рясах, управляющие автомобилями в состоянии алкогольного опьянения, увы, перестали быть редкостью в России. По вине нетрезвых батюшек и люди гибли. «Лента.ру» вспомнила наиболее резонансные аварии с участием священнослужителей и узнала, как в РПЦ относятся к пьянству и недостойному поведению своих пастырей.

По словам очевидцев, Кивилиди пытался скрыться с места аварии, но его задержали прохожие. Свидетели утверждают, что Mitsubishi на полном ходу врезался в ВАЗ-21099, затем задел бордюр и въехал в припаркованные автомобили. Сам виновник ДТП утверждает, что очнулся уже в больнице, откуда его вскоре отправили на амбулаторное лечение, и не помнит деталей аварии. Женщина и ребенок, ехавшие вместе с ним, остаются в больнице.

В епархии моментально отреагировали на ДТП с участием священнослужителя. Митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий своим указом запретил Кивилиди в служении — это значит, что он не сможет участвовать в богослужении в качестве священника. «Решение его дальнейшей судьбы как священника будет принято на церковном суде, который рассматривает дела о нарушении церковных канонов священнослужителем», — пояснил позже пресс-секретарь главы Донской митрополии Игорь Петровский, добавив, однако, что подобная авария могла случиться с кем угодно.

Разочарование и раскаяние

Надо отдать должное церковному руководству, которое столь оперативно приняло решение об отстранении Кивилиди от должностных обязанностей. И, пожалуй, можно согласиться с представителем митрополита Меркурия в том, что такое могло случиться с кем угодно, но с одной оговоркой. Священник Русской православной церкви — не кто угодно. С моральной точки зрения спрос с него еще строже, чем с представителя властных структур или правоохранительных органов. Когда церковь претендует на роль морального ориентира для граждан, ее пастырь должен являть собой пример добродетелей, к числу которых никак нельзя отнести пьяную езду. Увы, судя по сводкам ДТП, далеко не все священнослужители соответствуют высоким требованиям.

В 2012 году 31 июля игумен Тимофей, в миру Алексей Подобедов, врезался на BMW Z4 с дипломатическими номерами в две другие машины на Садовом кольце. Очевидцы утверждали, что в момент аварии священник был пьян. Позже его юрист настаивал на том, что перед поездкой игумен принимал лекарства. Подобедова признали виновником аварии и лишили водительских прав на год и восемь месяцев. Сам он не явился на заседание суда, счел приговор несправедливым и был очень разочарован.

Спустя всего месяц, в августе 2012 года произошло другое громкое ДТП с участием священника. Белый Mercedes Gelandewagen сбил трех дорожных рабочих на Кутузовском проспекте в Москве. Двое из них погибли. За рулем находился иеромонах Илия, в миру Павел Семин. На скорости 140 километров в час его машина протаранила заграждение, задела Skoda Octavia и врезалась в «Газель». После аварии священник скрылся, но уже на следующий день его арестовали. В епархии отстранили Семина от служения на время расследования, в случае признания вины его обещали лишить церковного сана.

Дело рассматривалось в Дорогомиловском суде, один из свидетелей сказал, что видел священника в неадекватном состоянии. Он утверждал, что от иеромонаха пахло спиртным. В течение нескольких месяцев иеромонах утверждал, что не считает себя виновным в гибели людей, однако незадолго до оглашения приговора признал вину и раскаялся в содеянном. Спустя год после аварии Илию признали виновником аварии со смертельным исходом. Через день его лишили сана по решению Епархиального совета города Москвы. Семина приговорили к трем годам заключения в колонии общего режима и компенсации в 500 тысяч каждому из потерпевших. Позднее сумму выплат удвоили. Выходя из зала суда, осужденный произнес: «Слава Богу!»

Резкого осуждения из уст церковных иерархов в адрес виновников не прозвучало. Комментируя резонансные аварии в Москве, патриарх Кирилл отметил, что подобные инциденты используются для дискредитации духовенства, и предложил священникам пересесть на менее дорогие японские и корейские машины. «Очень многие, взирая на крест Христов, ничего не видят, кроме того, что кто-то о кресте рассказывает как о некой сказке, о заблуждении или о том, что крест ничего не принес миру и что церковь, которая призвана проповедовать о кресте миру, не соответствует этой проповеди — и священники плохие, и не на таких машинах ездят, и не то делают. И сколько всего говорится, чтобы человек отвернул свой взгляд от креста Господня», — посетовал патриарх.

Преступления без наказания

Впрочем, аварии с участием пьяных священников на дорогих автомобилях давно перестали быть чисто московским явлением. В январе 2015 года сотрудники ДПС задержали на трассе Москва — Нижний Новгород настоятеля церкви Сергия Радонежского в Сергиево-Посадском районе Подмосковья Владимира Гаврилова. Незадолго до этого его автомобиль Toyota Land Cruiser врезался в фуру. У Гаврилова зафиксировали высокое содержание алкоголя в крови. Кроме того, при себе у священника был пистолет, которым он угрожал журналистам, снимавшим его на видео. Священник ругался матом и утверждал, что в джипе лежат «три миллиона денег». В машине действительно нашли три миллиона рублей и пустые бутылки из-под водки. Несмотря на то что левый бок машины был смят, Гаврилов настаивал на том, что удар был сзади: «Я служитель церкви. Я сейчас призову любую экспертизу: удар был сзади».

В Оренбургской области полицейские устроили погоню за священником на Mercedes. Николай Стремский пытался скрыться от сотрудников правоохранительных органов на территории храма, настоятелем которого он является. Однако его все же удалось поймать и силой доставить в отдел полиции. От медосвидетельствования он отказался, несмотря на явные признаки алкогольного опьянения. После того как материалы дела были переданы в суд, Стремский был отстранен от занимаемой должности и служения с формулировкой «до раскаяния».

Священник, воспитывающий 70 детей, постоянно получал штрафы за превышение скорости. Только в 2015 году ему выписали 10 уведомлений, которые он не оплачивал. За полгода до инцидента Стремского уже задерживали за пьяную езду, а в 2013 году даже лишали водительских прав за то же нарушение. Несмотря на это всего через месяц после того, как на многодетного священника завели дело, его восстановили в служении, а выводы полицейских сочли «преждевременными».

В декабре 2015 года в Петрозаводске священник Иван Петунов на автомобиле Skoda Fabia насмерть сбил 53-летнюю женщину, которая переходила дорогу по «зебре». В момент аварии водитель был пьян, до наезда на пешехода он совершил еще два мелких ДТП и спешил скрыться с места аварии. Спустя полгода священника приговорили к четырем годам лишения свободы за управление автомобилем в состоянии алкогольного опьянения, повлекшее по неосторожности смерть человека. Петунова лишили водительских прав на два года, на момент вынесения приговора вопрос о лишении сана оставался открытым.

На официальном сайте епархии так пояснили позицию по поводу случившегося: «Действия водителя стоили жизни невинной женщины, родные которой понесли безвозвратную потерю. Наша Церковь разделяет с ними скорбь и молится о ее упокоении. Если подтвердится факт, что священник действительно управлял машиной в нетрезвом состоянии, этому невозможно будет найти никакого морального оправдания. До завершения работы следственных органов иерей Иоанн Петунов запрещен в священнослужении».

Свобода совести

В этом списке — лишь наиболее резонансные ДТП, виновниками которых признали священнослужителей. Увы, перечень аналогичных аварий можно продолжить.

Как и любой гражданин, священник в первую очередь должен отвечать за подобные деяния по закону, а уже потом перед церковью, считает декан исторического факультета Свято-Тихоновского богословского института протоиерей Андрей Постернак.

«Законы светские не делят людей в зависимости от сана. В том, что касается канонической стороны, естественно, действуют свои правила. Священник, который попал в аварию по своей вине или нет, тоже должен следовать определенным канонам. Их определяет священноначалие, которое, в свою очередь, выносит решение исходя из обстоятельств дела. Лишение сана — это самое тяжелое наказание, которое может понести священник. Вернуть его уже не получится», — объясняет Андрей Постернак.

Но не стоит проецировать частные ситуации на всех священников, добавляет он. «Это не значит, что все священники пьяницы или недостойно себя ведут. Мы должны понимать, что все люди имеют свои страсти и свои грехи. Московский патриарх неоднократно высказывался на тему того, как должны себя вести священники, что должны делать. Очевидно, что в данной ситуации это выходит за рамки требований священноначалия. Скорее это вопрос совести», — резюмирует протоиерей Постернак.

В твиттере завирусилось видео со священником, и все в экстазе от его проповеди. Ведь он похож на пьяного батю

В твиттере завирусилось видео, на котором молится священник, и пользователи в экстазе, но далеко не религиозном. Комментаторы пытаются понять, что происходит в ролике, ведь речь евангелиста слишком похожа на откровения пьяного бати, да и его действия во время проповеди не совсем типичны для такого действа.

Пользователь твиттера nuns_on_film поделился видео, на котором, кажется, проповедник-пятидесятник практикует говорение на языках, сидя, судя по антуражу, в ресторане, но это не самое странное. Во время того, как мужчина выкрикивает в микрофон смесь английского и слов на других языках, он ненавязчиво сидит в своём телефоне, будто это обычное явление, пишет The Daily Dot.

Видео с проповедником, который проверяет телефон, пока практикует говорение на языках, это моё любимое видео.

— deathray (@nuns_on_film) October 1, 2019

Речь пастора и правда впечатляет и в переводе на русский язык звучит примерно так: «Я молюсь, я молюсь, я молюсь, я молюсь, избавление, избавление, избавление, избавление, исцеление, исцеление, исцеление, исцеление, да, Господи, да, Господи, да, Господи, да, Господи, я молюсь, я молюсь, я молюсь, даааааа, Господи, дааааа, Господи , да, Господи, «.

За пару дней ролик собрал больше двух миллионов просмотров и 12 тысяч ретвитов. Да и сам автор поста отметил странное поведение проповедника.

Читайте на MedialeaksДевушка без ноги показала фото и порвала шаблоны о парнях. В плохом смысле, ведь их ответы пошлые на все сто

nuns_on_film necromancer

Оригинал Он просто смотрит на свой телефон и стонет в течение минуты, на самом деле, что я делаю каждый раз, когда захожу сюда.Оригинал

nuns_on_film

Оригинал Можем ли мы также поговорить о том, что это самое бесхитростное говорение на языках, которое я когда-либо слышал?Оригинал

Говорение на языках, или глоссолалия — это использование слов, которые не принадлежат ни к одному из известных языков, или к языку, который незнаком спикеру. И хотя священник действительно использует незнакомые слова, пользователи назвали его фейковым.

Для реакции: ХХХХУУУУУУУ ЕЕЕЕЕЕЕЕЕХХХХАААААААААА ХАХАХАААХ. Аллилуйя!

— goth beaujes rights! (@theofficial_mel) October 1, 2019

stacey_madsen

Оригинал Это же шутка, да? Оригинал

ColinChin51

Оригинал «Говорение на мошеннических языках». Оригинал

Комментаторы не могли упустить из виду, что проповедник постоянно смотрит в своё гаджет.

_HypoLuxa_

Оригинал Ему написал Бог, лол. Оригинал

MPalmpilot

Оригинал Иисус отправил ему смс? Оригинал

Некоторые пользователи даже нашли объяснение его стонам, и оно немного 18+.

monkeyturban

Оригинал Как вы думаете, он смотрит порно? Оригинал

raphaelha67

Оригинал Он что, смотрит порно в баре?Оригинал

kdfree07

Оригинал Скорее всего, это порно. Лол. Оригинал

Этот пастор, может, и странный, но зато не в тюрьме, в отличие от Иеремии Эхиндеро, который был богословом в одной из церквей Нигерии. Священнику так надоела бедная жизнь, что он решил пойти на преступления, но на весь мир его прославило не правонарушение, а глупое объяснение своего поступка.

Уральский православный священник Дионисий Васецкий тоже успел стать известным в соцсетях. Мужчина, которого раньше обвиняли в избиении пенсионерки, переключился на другую жертву и так разозлился на новую оппонентку, что включил в себе модного эксперта.

Дозволено ли читать намаз человеку, употребляющему алкоголь?

Может ли встать на намаз человек, который употребляет алкоголь?

Вопрос:

Может ли встать на намаз человек, который употребляет алкоголь? Некоторые говорят, что необходимо подождать сорок дней и лишь потом можно начать поклонение. Так ли это?

Ответ:

Всевышний Аллах запретил человеку употреблять спиртные и все дурманящие его рассудок вещества. Милостивый Творец, обращаясь к верующим людям сказал в аяте Священного Корана так:

«О верующие! Воистину, и нет сомнений, спиртное , азартные игры, идолы и гадания — мерзость (грязь, гнусность, скверна) из дел Сатаны. Сторонитесь же этого! Возможно, вы преуспеете» (сура аль-Маида, 5/90).

Но если, прекрасно осознавая, что это харам, то есть действие из разряда запретного, человек все равно употребляет алкоголь, то он совершает греховный поступок. Однако совершение греховных поступков не освобождает человека от его обязанностей, в том числе и совершать намаз. В этом случае Всевышний Аллах установил определенное требование для своего грешного раба:

يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُواْ لاَ تَقْرَبُواْ الصَّلاَةَ وَأَنتُمْ سُكَارَى حَتَّىَ تَعْلَمُواْ مَا تَقُولُونَ

«Верующие, не приближайтесь к молитве-намазу (не молитесь), когда вы пьяны, пока не начнете понимать то, что говорите» (сура ан-Ниса, аят 43).

Исходя из данного повеления Всевышнего Творца, человек, собравшийся читать намаз, должен быть трезвым, понимающим то, что он читает, и совершать осознанные действия на намазе. То есть на момент совершения намаза человек должен быть трезвым.

Каждый из нас может оступиться и совершить тот или иной грех. Хотя это не является оправданием осознанному совершению греха и тем более столь пагубной привычки, как алкоголь. Но это вовсе не значит, что человека в таком случае стоит пытаться как-то изолировать от намаза и в целом от ислама. Наоборот, необходимо подобрать правильный подход и сформулировать действенную мотивацию для того, чтобы человек, раскаявшись в данном грехе, навсегда смог расстаться с этой пагубной привычкой.

Ихсан Кышкаров

Интересная статья? Пожалуйста, сделайте репост в соц. сетях!

Можно ли молиться в состоянии алкогольного опьянения

На главную ‹ Вопросы священнику ‹ Смерть в нетрезвом состоянии

— Здравствуйте, отец Андрей!
У моей подруги большое горе — погиб (утонул) отец. В день, когда это случилось, он употреблял спиртное. Батюшка в церкви отказался его отпевать, мотивируя свой отказ тем, что усопший употреблял в день смерти алкоголь. Батюшка сказал, что умершие нетрезвыми приравниваются к самоубийцам, их не отпевают, за них не молятся, не подают записки. Отец моей подруги хороший, добрый, жизнелюбивый человек. Его вдова уже после похорон обратилась в другой храм, все сказала про нетрезвое состояние своего мужа на момент гибели и в том храме его отпели заочно. А теперь уже все члены семьи совсем запутались, можно ли было отпевать?
Вдова сейчас находится в просто ужасном состоянии. Буквально убита горем и сходит с ума от беспокойства. Для семьи все это очень страшно! И нет никакого утешения! Вразумите, можно ли было отпевать человека, употреблявшего спиртное в день смерти? Можно ли за него молиться? Подавать записки?
Я тоже потрясена, если действительно таких людей приравнивают к самоубийцам, то что же получается, что спиртное вообще никому никогда категорически нельзя употреблять? Ведь никто из нас не знает, когда настанет час смерти! Выходит, что человек может прожить с Богом всю жизнь, выпить бокал шампанского по какому-нибудь случаю и если он умрет в этот день, то его приравняют к самоубийцам. Простите меня, если что-то неправильно пишу, чем-то Вас обижаю! Просто невыносимо видеть растерянных и убитых горем людей! Поэтому я излишне эмоциональна. Огромное спасибо Вам, отец Андрей, за все! Да хранит Господь Вас и Ваших близких!

—Да, конечно, можно было отпевать, а это несчастный случай. Могут молиться и подавать записки. Передайте им, что священник был не прав, и такого правила в Церкви нет, чтобы человека, просто выпившего и погибшего, приравнивать к самоубийце. Храни Господь!

Я выпил! Мне -стыдно! Могу я молиться?

Отвечает протоиерей Андрей Ефанов:

Алкогольное опьянение – Вы и сами это чувствуете – не самое подходящее состояние для молитвы. Самая подходящая молитва в этом состоянии – покаянная. Обращайтесь к Богу с тем, чтобы Он оградил Вас от пристрастия к алкоголю, и с твердым решением не злоупотреблять спиртным.

Архив всех вопросов можно найти здесь. Если вы не нашли интересующего вас вопроса, его всегда можно задать на нашем сайте.

На заставке фрагмент фото frankieleon

Был случай такой. Описан в житиях, и значит имеет душеполезное содержание.

Один монах, одолеваемый блудными мыслями удалился от братии для молитвы. И единственным уединенным местом в тот момент оказался туалет. А по возвращении был упрекнут другим монахом за молитву в неподобающем месте (уж не помню, как второй прозрел сей факт).

Тогда первый ответил, что избавлялся от нечистот разума. И разве туалет, место предназначенное для избавления от нечистот, не подходящее место для этого?

Грехом же является любое злоупотребление. В вашем вопросе это пьянство (поясню. не винопитие грех, а пьянство). Но даже если в этом состоянии человек смог подумать о Боге, это хорошо и даже очень. Многие и на трезвую голову не вспоминают о Боге.

Похмелье в Храме

Сегодня в Праздник «на Казанскую» мне очередной раз вспомнилась история, которая приключилась со мной в те времена, когда я вел жизнь, мягко говоря, неправедную, хоть и был уже верующим человеком. Впрочем, до праведности мне и сейчас — не то, что — далеко, а — бесконечно далеко. Но тогда, ко всему прочему, я регулярно впадал в грех, от которого с божьей помощью избавился лет 15 назад, а, именно — грех пьянства.
В Православии, строго говоря, нет запрета на употребления алкогольных напитков, осуждается именно неумеренное употребление, пьянство.
И вот еще такой момент. Люди неверующие часто говорят: «Как в наше время можно верить каким-то «поповским сказкам»? Друзья мои, конечно, многое из того, в чем состоит Православная Вера — не может быть сейчас объяснено или как-то подтверждено какими-то научными методами и экспериментами. В то же время, верующий человек, в своем личном опыте проходит зачастую через такие события, которые с точки зрения науки — объяснить просто невозможно.
Например, я помню, как мы ехали в Оптину Пустынь и не успевали на молебен преподобному Амвросию, а следующий надо было ждать довольно долго. Что ж, смирились мы тогда, значит — подождем. А когда доехали — вдруг оказалось, что мы не только не опоздали на молебен, а даже приехали заранее, минут за тридцать. И не потому, что служба началась с таким большим опозданием, нет, в Оптиной все идет четко по часам.
Совершенно непонятным образом произошел какой-то «скачок» во времени. Фактически, получалось, что вместо обычных полутора часов мы ехали минут 20. И при этом не было такого, чтобы время шло вспять или как-то замедлялось — нет, и я даже не могу объяснить этого ощущения. Просто мы приехали на молебен во-время, даже — заблаговременно, хотя по всем подсчетам должны были опоздать на него минимум на пол-часа. Так вот нам тогда помог батюшка Амвросий.
А ощущения после Таинства Исповеди? Особенно, когда ты долго не исповедовался и накопил весомый груз грехов. Вдруг оказывается, что этот груз — вполне физический и ты испытываешь это ощущение после того, как священник прочитывает над тобой разрешительную молитву. Камень с души — это не метафора. Ты вдруг понимаешь, что до исповеди носил какой-то реальный груз, который давил на тебя и ты вдруг от него избавился.
Ну а случай, про который я хочу отдельно рассказать — он, конечно, не характеризует меня как «правильного» христианина, но очень наглядно показывает, сколь велика Милость Божья, которая дается всем людям и даже совершенно не заслуженно.
Итак, однажды я собирался ехать утром на Литургию в Храм Преображения Господня, где я уже окормлялся к тому времени. Храм находится в селе Спас-Загорье, недалеко от Обнинска, всех желающих туда возит приходской автобус, кто-то добирается своим ходом или на ином общественном транспорте. Я ездил на своей машине. Накануне я договорился с двумя девушками с прихода, что заеду за ними утром, когда поеду на богослужение.
А вечером ко мне домой завалилась без предупреждения развеселая компания. Искушения — это то, с чем постоянно сталкивается человек, когда приходит к Богу, и по мере усиления его стремления к духовной чистоте — они лишь усиливаются. Я не смог отказать друзьям и не принять их. Но сказал, что пить с ними не буду. Ага. Зарекалась ворона дерьмо не клевать. В итоге гости ушли от меня уже в пятом часу утра, я прилег на пару часов поспать и еле отскреб себя с постели по звонку будильника. Естественно — совершено в разобранном состоянии.
Выпито было не мало и я понимал, что меня ждет суровое похмелье, которое, если я продержусь, отпустит на следующий день, после нормального сна, а если я не выдержу и начну похмеляться — грозит перейти в 3х-4хдневный запой с последующим выходом из него уже с помощью всяческих лечебных средств.
Я не мог подвести моих знакомых, которые рассчитывали на меня, тем более, что на храмовый автобус они бы уже не успели. Кое-как собравшись, я поехал. Хотя, безусловно, ездить в таком состоянии — далеко не лучшая идея. Выручал лишь относительно большой опыт вождения и — дружные старания наших ангелов-хранителей.
Когда мы добрались до Спас-Загорья, я остановился на небольшой парковке около Храма и сказал девчонкам: «Вы идите, а я вас подожду в машине, покемарю». Одна из них — Таня (в храме она пела на клиросе, мы с ней, кстати, познакомились, когда оба играли в народном театре; впрочем, оба потом синхронно и ушли оттуда, осознав, что все это не особо как полезно нам в духовном плане) — она чуть ли не силой тащила меня в Храм, отметая все мои возражения на тему: ну, куда мне такому идти? И стыдно было своего помятого вида, да и стоять там, дышать перегаром… «Подумаешь — перегар, — сказала Танюшка, — батюшка кадилом махнет пару раз — никто твой перегар не учует!» Да и просто не было сил стоять на службе. Но Господь дал мне эти силы, скажу, забегая вперед. Не сразу, впрочем. Таньке надоело меня уговаривать и девушки пошли на службу, а я было прикорнул в машине. Заснуть не получалось, начинался похмельный «колбас».
Еще раз повторюсь — при моем тогдашнем алкогольном опыте, после такой пьянки похмелье не проходило само собой, даже если удавалось поспать более-менее приличное количество часов. При том «стаже» — уже не проходило, не получалось, как раньше, в начале своей «алкогольной карьеры» просто отлежаться. Как правило, просыпался от ощущения похмелья и — либо мужественно переносил его — либо «лечился», что почти неминуемо приводило к запою.
В общем, я помаялся немного, потом выполз из машины и побрел в Храм.
И еще небольшое пояснение. Литургия — основная церковная служба — состоит их трех частей: Проскомидии, Литургии оглашенных и Литургии верных. На первых двух я сам не знаю, как выстоял. Мало того, что было просто физически плохо, еще ужасно хотелось спать, я засыпал стоя, несколько раз чуть не упал из-за этого. В общем, думаю, я представлял собой весьма неприглядное зрелище и, конечно, находиться в таком состоянии на «малой Пасхе» — так еще называют Литургию — было просто недостойно для верующего человека.
Но Милость Господа огромна и неведома, не предсказуема. Он сжалился надо мной, горемычным. Примерно в начале Литургии верных (прошло около двух часов с начала богослужения) я вдруг почувствовал, что меня «отпускает». Вначале я не поверил своим ощущениям, такого не могло быть в принципе, меня ждало долгое и мучительное похмелье. Но понемногу перестало клонить в сон, стала проходить общая дурнота и вот уже я чувствую себя совершенно бодрым! Это было Чудо, явленное Господом, конечно же не за какие-то мои заслуги — их просто не было, а — по Его Милости, ну или чтобы я своим таким видом не оскорблял Великое Таинство Причащения. Сам-то я, конечно, не причащался в этот раз, но даже присутствовать на Святом Причастии — честь для православного человека. К сожалению, очень часто, находясь в Храме, мы забываем об этом и ведем себя недостойно это Чести.
После окончания службы я был настолько бодр, что мы поехали еще в Пафнутьево-Боровский монастырь, к знакомому иеромонаху, пообщались с ним, побыли в монастыре. И потом весь день, вернувшись домой, я ждал — вдруг оно вернется, это самое похмелье, тем более, что ко всему прочему я еще был и совершенно не выспавшимся. Но нет, я продолжал себя чувствовать себя также замечательно и находился в отличном, приподнятом настроении.
По итогам этого случая я отнюдь не даю рекомендаций с похмелья ехать в Храм и стоять там, в надежде что попустит. На самом деле — не стоит в непотребном виде посещать Дом Господа. Я просто хотел сказать, что Бог может дать нам благо просто так, независимо от наших заслуг, тем более, что любые заслуги в сравнению с Ним — ничтожны; как говорил один персонаж: «Смердят мои добродетели». И то, что Бог осуществляет — зачастую не поддается никакому научному объяснению, являясь «просто» чудом.