Можно ли православной женщине стричь волосы

Содержание

Правда ли, что православным женщинам нельзя стричь волосы

Издревле русские женщины носили длинные волосы. Относительно короткие стрижки на Руси были прерогативой исключительно мужчин. Даже после принятия христианства эти традиции никоим образом не изменились. Тем более, что многие религиозные тексты лишь подтверждали правильность подобных устоев. А как смотрят на женские стрижки современные священники?

Апостол Павел о стрижках

Мнение о том, что верующим женщинам нельзя стричь волосы, основывается главным образом на словах апостола Павла, а именно на тексте 1-ого Послания к коринфянам: «… если жена растит волосы, для нее это честь, так как волосы даны ей вместо покрывала» (1 Кор. 11:13). Согласно толкованию данного изречения святителем Амвросием Медиоланским, длинные волосы женщин – это покров, который дан им природой и который они должны сохранять.

Кроме того, в труде апостола Павла есть и такое предложение: «Ибо если жена не хочет покрываться, то пусть и стрижется» (1 Кор. 11:2). Блаженный Феофилакт Болгарский писал, что женщине стыдно быть остриженной, именно поэтому Павел и привел здесь подобное сравнение: непокрытая голова, по его мнению, такой же срам, как короткие волосы. И раньше это было действительно так. Известный исследователь Священного Писания Александр Лопухин утверждал, что женщина со стрижкой считалась у евреев падшей.

Мнения современных священнослужителей

Однако не все современные священнослужители столь категоричны в данном вопросе. Так, священник Павел Крысанов уверенно заявляет, что апостол просто выбрал образы бесчестия, которые были распространены при его жизни. Однако, по словам Крысанова, традиции имеют свойство меняться. Сегодня стрижка или отращивание волос потеряли свою былую актуальность.

Крысанову вторит и протоиерей Александр Билокур. Как утверждает протоиерей, церковные каноны не запрещают женщинам стричь волосы, краситься или пользоваться духами. В качестве примера Билокур приводит царицу Александру Федоровну и новомученицу Елисавету Федоровну, которым стрижки и косметика не помешали стать святыми.

Тем не менее архиепископ Викентий сожалеет о том, что те времена, когда длинные волосы считались женской честью и славой, канули в Лету. «Сейчас стригутся, и очень коротко, что, конечно, не совсем правильно» — говорит архиепископ.

В меру

Тот же апостол Павел писал, что человеку все дозволено, но далеко не все полезно, а также ничто не должно властвовать над ним (1 Кор. 6:12). Протоиерей Артемий Владимиров уверен в том, что каждая христианка (за исключением тех женщин, которые потеряли волосы вследствие какого-либо недуга) должна иметь длинную косу. Однако, по словам протоиерея, подравнивать волосы или заниматься их лечением вовсе не грешно.

Священник Александр Билокур уверен в том, что ничего предосудительного в стрижке волос нет, но женская прическа не должна выглядеть вульгарно или вызывающе. Косметикой и другими средствами ухода необходимо пользоваться в меру.

А священник Иоанн Валентин Истрати напоминает христианкам, что мужчины интересуются не столько ярким макияжем или модной стрижкой стоящей перед ним женщины, а сколько ею самой. «Подлинная красота исходит изнутри» — говорит Истрати.

сайт Горловской и Славянской епархии

9 сентября отмечают Международный день красоты, в который приветствуется всё прекрасное, красивое, эстетичное, а также проводятся разнообразные конкурсы красоты. В связи со столь необычным праздником решили поговорить о красоте с протоиереем Константином Лисняком, благочинным Соледарского округа. Нужно ли христианке заботиться о своей внешности? Допустимо ли менять свою внешность, обращаться к пластическому хирургу? Изобилие средств по уходу за лицом и телом — это хорошо или плохо? Актуальны ли в миру советы монастырских старцев в отношении внешнего вида? Что определяет женскую красоту — внешность или внутреннее содержание?

Можно ли считать грехом красивую внешность? Человек ведь не выбирает, каким родиться.

Мне кажется очень узким такой подход к вопросу красоты. Почему только о женской красоте предполагается говорить? День красоты касается красоты вообще — искусства, культуры, эстетики. Я бы хотел акцентировать внимание на внутренней составляющей красивого. Художник — это ведь не только тот, кто умеет писать картины или что-то ещё делать творчески, но и тот, кто умеет замечать красивое в окружающем мире: цветы, облака, деревья. Вспомним, как святой Иоанн Кронштадтский целовал цветы со словами: «Целую руку, вас создавшую». В мире всё так сложно и красиво сотворено, что невозможно не восхититься замыслом Творца.

Если сузить тему и говорить о красоте женской — что сказать? Женщина — это венец творения, поскольку была сотворена последней. Вещество, из которого был взят Адам, — грубое: это земля, глина. Женщина же создана из совсем другого материала — из ребра, то есть из живого творения. Это значит, что женщина — самое красивое и самое совершенное создание на земле.

Красота и чувство прекрасного свойственны человеку по его природе. Мы можем смотреть на окружающий мир и познавать через него нашего Творца и Создателя. Женской красотой наслаждаться естественно. Это как с пищей: Богу было угодно, чтобы мы от её вкушения получали удовольствие. Какой в этом грех? Всё от Бога, и красота тоже. Это ведь Он творит все эти сплетения хромосом, индивидуальность каждого человека. Красота естественна для сотворённого Богом мира, не случайно Фёдор Михайлович говорил, что она спасёт мир.

Конечно, восприятие красоты у каждого своё. Кому-то нравятся выкрашенные волосы, яркий макияж, накладные ресницы, супер-маникюр. Такая девушка идёт и думает, что выглядит наивыгоднейшим образом. А человек, воспитанный иначе, не воспринимает её. Это как с музыкой: тот, кто с детства слушает классику, не может всерьёз воспринимать современные «унца-унца». Есть люди, которые любят целомудренный внешний вид. Мне вспоминается в этой связи известный боксёр Мохаммед Али. Однажды он увидел свою дочь в открытой одежде и сказал, что женская красота должна быть скрыта от посторонних взглядов, как скрыто в природе всё дорогое: золото, жемчужины, алмазы.

Мне кажется, что сейчас идёт деградация в восприятии красоты, какая-то вульгаризация. Девчонкам внушают, что модно быть стервой, с экранов телевизоров и компьютеров идёт вал какого-то агрессивного феминизма, что в целом расшатывает не только психику женщин, но основы семьи. Человечество и вся его история держатся на семье. Потому так важно, что мы считаем красивым: если красивым считается вульгарное и пошлое, то эти качества будут цениться и в женщинах. Что же выйдет, если женщин с такими качествами станут выбрать в жёны? Если девушка выросла в целомудренной семье, где её воспитывали и папа, и мама, то, скорее всего, у неё в жизни всё будет хорошо — пример матери и авторитет отца даже без слов делают своё дело и ставят ребёнка на правильные рельсы. Парень, ищущий девушку для создания семьи, а не сексуального опыта, будет искать человека соответствующей внешности, поведения, внутреннего устроения. Это тоже вопрос воспитания.

Как быть молодым девушкам, которые не хотят в длинных юбках ходить? Тем, кому нравится макияжем пользоваться и выглядеть красивыми?

Я не тиран в плане моды и ухода за собой. У меня очень демократичное к этому отношение. Если девушка пришла в храм в короткой юбке и ловит на себе косые взгляды, думаю, она сделала это неумышленно: у неё нет в гардеробе другой одежды. Многие просто не понимают, что такое храм и как туда одеваться. Когда человек становится постоянным прихожанином храма, меняется и его поведение, и одежда. Воцерковляясь, женщины, как правило, отказываются от агрессивного самовыражения.

Крайности и фанатизм могут распространяться и в другую сторону. Нередко в храмах можно увидеть женщин, которым в монастыре каком-нибудь сказали, что красить волосы и использовать косметику — страшный грех. В итоге они в свои сорок пять — пятьдесят выглядят совсем непривлекательно, а ведь дома у каждой муж. О православных и так легенды ходят, что мы маргиналы и мракобесы — так зачем же питать эти слухи? Мне кажется, всё должно быть умеренным. Человеку совесть должна подсказывать, как выглядеть и как одеваться. Если женщина украшает себя без излишеств — это нормально и допустимо.

В вопросах красоты есть и медицинский аспект. Мы знаем, что есть челюстно-лицевая и пластическая хирургия. Допустимо ли делать операции, которые улучшают внешний вид, делают красивее — или нужно смириться и жить, какой родилась?

Давайте смотреть на ситуацию трезво. Одно дело, если супербогатые женщины обращаются к хирургам, не зная, что бы ещё в себе улучшить. Совсем другое — если у человека неправильный прикус и ему показана установка брекетов, например. Что плохого в том, чтобы исправить какой-то физический недостаток? Адонтия (отсутствие зуба), дефекты внешности типа лопоухости, некрасивые родинки и тому подобные проблемы — почему не обратиться к врачу? Это возможность улучшить человеку качество жизни, помочь социально адаптироваться.

Конечно, такие вопросы нужно решать индивидуально — невозможно дать какие-то общие рекомендации, кому можно обращаться к пластическому хирургу, а кому нет. Однозначно надо избегать максимализма. Если девушка комплексует из-за внешности и не может создать семью по этой причине, она может обратиться к священнику, у которого исповедуется, взять благословение — и прооперироваться, чтобы избавиться от мучающего её недостатка. Я не вижу в этом состава преступления и чего-то вопиющего. В чём тут грех?

Я считаю, что лучшим средством ухода за собой был и остаётся здоровый образ жизни. Хочешь выглядеть молодой и стройной долго? Даю простой совет: меньше есть, больше двигаться, и будет вам счастье. Не понадобятся ни липосакции, ни уколы. Не секрет, что транснациональные корпорации типа МакДональдса поднимают колоссальные деньги как на продаже вредной еды, так и на спорт-индустрии. Проповедуют принцип не «меньше ешь», а «ешь, что хочешь, а потом сбрось всё в спортзале». Рассказывают «секретные секреты успешного успеха» в плане похудения и диет, но это ведь элементарно: урезаешь питание — снижается вес. Сейчас можно найти любую информацию, подписаться на сайты, где научат, как с минимальными затратами привести себя в хорошую форму. Нужно просто потрудиться. Мы же часто идём по пути наименьшего сопротивления.

Если говорить о духовном аспекте омоложения — думаю, что человек верующий не будет отчаянно цепляться за временную жизнь и за свой облик. Все мы понимаем, что однажды придётся прийти к рубежу, и как прекрасны те, кто мужественно и спокойно принимает своё старение! Какой смысл в увлечении современными косметическими технологиями? Ловить на живца мужчин? Умереть с меньшим количеством морщин? Ну несерьёзно же!

Так как же быть? Не ухаживать за собой? — но ведь любому мужчине приятно видеть рядом с собой красивую ухоженную женщину. С другой стороны — косметические средства сегодня недёшевы, допустимо ли тратить на них деньги?

Если женщина ухаживает за собой, чтобы порадовать мужа — почему нет? Мне доводилось слышать упрёки мусульманских женщин в адрес наших: дескать, славянки странные, потому что на улицу наряжаются, красятся и делают причёску, а дома ходят в не пойми каком халате, с уставшим лицом, ещё и кричат постоянно «вы все меня достали, оставьте меня». Я думаю, что ухаживать за собой нужно, но без фанатизма. Надо постараться адекватно относиться к жизни, понимать, что её ход не изменишь и не обманешь. Надо мужественно смотреть вперёд и достойно пройти свой путь, как это делали миллионы людей до нас. Надо также сместить акценты с внешних вопросов на духовные. Всегда актуальны слова апостола Петра: «Да будет украшением вашим не внешнее плетение волос, не золотые уборы или нарядность в одежде, но сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом» (1 Пет. 3:3-4).

Я слышал такую характеристику хорошей жены: она должна быть добрая и весёлая. Если муж видит свою жену такой, это знак ему, что в семье всё хорошо, он всё делает правильно, у него благополучные отношения, любовь. Именно это самое главное. Нам ещё в семинарии один преподаватель говорил: «Ребята, вам ещё жениться, сан принимать. Поймите, внешняя красота может быть привлекательна, но через полгода совместной жизни вы перестанете её замечать». Это очень верно: внешнее быстро приедается, становится повседневным, и человек живёт не с лицом, а с душой, внутренним миром, качествами характера, привычками.

Я не против того, чтобы наши дорогие и любимые женщины пользовались косметикой или закрашивали седину, но не стоит красить губы, когда идёте в храм. Этими губами они и иконы целуют, и ко кресту прикладываются, а нам это всё оттирать потом. Всегда нужно осознавать, что и для кого вы делаете. С другой стороны — если увидите в храме девушку или женщину с накрашенными губами или в неуместной одежде — не надо делать замечаний. Люди, как правило, приходят в храм с болью, поэтому надо отнестись к пришедшим с искренним вниманием, выслушать, помочь. Из храма каждый должен уходить с облегчённым сердцем, утешенным — в этом проявляется наша христианская любовь.

В заключение хочется напомнить: для того, чтобы быть привлекательной, женщине нужно не только лицом заниматься, но и развивать себя. Супруги должны разговаривать — важно, чтобы с женщиной было о чём поговорить. Услышишь порой, что и как говорит какая-нибудь королева красоты — и ужаснёшься, и уже никакая красота не спасает. Так что, как ни крути, дело не в красоте женского лица, а всё-таки в красоте души прежде всего. Она преображает внешний облик, светится изнутри и очень украшает. Поэтому, чтобы быть красивой, надо читать умные книги, заниматься самообразованием и жить духовной жизнью. И больше двигаться. Всё просто!

Беседовала Екатерина Щербакова

Что нельзя делать в церковные праздники?

Многие люди знают о том, что в церковные праздники ничего нельзя делать, но почему возник такой запрет, мало кто понимает. Смысл подобных табу заключается в том, что праздник предназначен для Бога, а не для мирских дел. Такие дни рекомендуется посвящать заботе и разговорам с близкими людьми.

Важно заметить, что мнение о том, что в такие дни нужно исключить любую физическую работу, неверно, и является лишь мифом. На самом деле есть определенный перечень ограничений, которые в большей мере считаются суевериями, а не угрозой.

Многие интересуются, почему в церковные праздники нельзя шить и что может произойти, если нарушить этот запрет. Еще с древности люди не брали в руки в такие дни иголку, особенно в Рождество, поскольку это может привести к потере зрения одного из близких родственников.

Другие запреты в церковные праздники:

  1. Не стоит в такие дни ходить на природу и охотиться. Убийство животного в церковный праздник считается огромным грехом.
  2. Еще одна актуальная тема – почему нельзя мыться в церковные праздники. На самом деле этот запрет касается только утреннего времени и то, если человек предпочитает принятие ванны походу в церковь на службу. Единственное табу, которое касается воды, относится ко дню Ильи. Считается, что именно в этот день купания в природных водоемах очень опасны, так как могут стать причиной смерти.
  3. В день святого Иоанна (11 сентября) не рекомендуется использовать острые предметы, особенно резать что-то круглое. Это табу появилось из-за того, что именно в этот день Иоанну отрубили голову.
  4. В первый день Великого поста представительницам прекрасного пола не рекомендуется ходить в гости и по соседям, поскольку можно притянуть к себе проблемы и несчастья.
  5. На Сретение рекомендуется все дела, которые связаны с поездками, отложить, поскольку есть информация, что человек может пропасть.
  6. На Благовещение представительницам женского пола нельзя заплетать, стричь и красить волосы, так как это может стать причиной расставания с любимым человеком.
  7. В день святого Василия Великого в дом должен первым войти мужчина. Считается, что он принесет всем жителям здоровье и счастье.

Еще одна актуальная тема, почему в церковные праздники нельзя стирать. На самом деле этот запрет также возник из-за того, что в такие дни стоит уделять время Богу и близким людям, а не работать по дому.

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † — http://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 58 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывание святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях… Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

Церковный календарь пестрит большим количеством различных праздников. Но есть такие, которые относят к серьезным и требуют соблюдения некоторых правил, а есть не очень строгие, при которых можно заниматься определенными видами деятельности. Мы живем, и у нас возможны изменения ежедневно. Так многие спрашивают о том, можно ли стричь волосы в церковные праздники?

Сведения о волосах

Наши предки придавали волосам большое значение. Они говорили о том, что все, что происходит в нашем организме, отражается на внешнем состоянии волос. Также считали, что если иметь в руках волосы человека, то можно рассказать многое о его характере, а также о том, что с ним происходило в прошлом и будет ждать в будущем.

Стрижка в церковные праздники

Но вот что делать, если необходимо подстричься, а сегодня церковный праздник. Откладывать или ждать нельзя. Так можно ли стричь волосы в праздник? В народе бытует основное мнение, что подстригать волосы, как и вязать в церковный праздник нельзя.

Принято считать, что этим действием Вы показываете не только свое неуважение к Господу, но и насмехаетесь со столь великого дня. Ведь в церковном уставе написано, что в праздник каждый верующий должен:

ВСЕМ МУЖИКАМ ЧИТАТЬ: Письмо человека, прожившего 30 лет в браке. Парусник беспомощно замирает без ветра в парусах. Автомобиль глохнет без бензина. И даже у сильных женщин кончаются силы. Мир в семье — несравненно лучше …ИСТОРИЯ, КОТОРУЮ НУЖНО ПРОЧЕСТЬ КАЖДОМУ! ИСТОРИЯ ОДНОЙ ДЕВУШКИ В МЕТРО В прошлую среду я ехала в университет. Как обычно, опаздывая, как обычно, заткнув уши очередной бодрящей музыкой и размышляя о грядущих гос. экзаменах и стоя в переполненном вагоне, ритмично подергивая одной конечностью …ЧУДО ВЕРЫ Саша был в чеченском плену — 5 лет; два года его – не кормили; испытывали на нем приемы рукопашного боя; его несколько раз — расстреливали, стреляли почти в упор, но так и …Да будет на всё Господи Твоя воля! Не так, как я хочу, как Ты дашь!!! Ехал в карете богатый человек… Увидел крестьянина, сидящего на мостовой. Мужик плакал: — Не как ты хочешь, а как Бог даст! Не как ты хочешь, а как…ДАЛЬНЕВОСТОЧНАЯ УЧИТЕЛЬНИЦА (прочтите — не пожалеете, время чтения 15 минут) Мне двадцать три. Старшему из моих учеников шестнадцать. Я его боюсь. Я боюсь их всех. Светлана Комарова уже много лет живет в Москве. Успешный бизнес-тренер, хедхантер, карьерный консультант. А в 90-х она восемь лет работала …ОНА ВЕДЬ КУРИТ! О том, как курящая старушка оказалась иподиаконом Два года назад меня пригласили поисповедовать и причастить старушку, которая готовилась умереть. Когда мы уже подходили к дому, где она жила, сопровождающие меня родственники как-то замялись и робко сказали …

Брать и сестры во Христе. Ведем свое сообщество во Вконтакте http://vk.com/molitvuikonu называется Молитвы на каждый день, где стараемся выкладывать праволсавные молитвы и новости. Если у вас есть своя страничка в вк, подписывайтесь на нас.

  • сходить в церковь,
  • помолиться и побыть с Господом,
  • посвятить этот день благим делам.

Считается, что осознанный поход в салон красоты вместо храма, говорит о не почитании веры.

Когда можно подстричься

Но бывают такие моменты, когда подстричь волосы в православный праздник не считается грехом. К таким исключениям относят проведение операции, когда необходимо побрить волосы или если Вас укусил клещ и необходимо его удалить. Священники же говорят, что в законах Божьих ничего по данному вопросу не написано, как и почему в праздник нельзя мыться. Они советуют стричься тогда, когда это необходимо, но не будет лишним сходить в церковь и помолиться.

Так что принимать решение о стрижке в церковный праздник – только Вам. Но помните о том, что необходимо уделить в такой день внимание и Господу. С утра можно сходить в церковь и помолиться или отстоять службу, а вот после обеда – совершить поход в парикмахерскую.

Господь всегда с Вами!

Огонь, мерцающий в сосуде

…Но, встретясь с ней, смущенный, ты
Вдруг остановишься невольно,
Благоговея богомольно
Перед святыней красоты.
А. С. Пушкин

— Для православного христианина проблема внешней привлекательности не столь болезненна, как для человека нецерковного. Но вряд ли найдется мужчина, а тем более женщина, которым своя и чужая внешность совершенно безразличны. И, конечно, особое значение этот вопрос приобретает в связи с выбором спутника жизни…

Душа некоторым неизъяснимым образом связана с телом, и, безусловно, внешние телесные очертания и лицо выражают ее неповторимость, уникальность. Чем светлее душа, озаряемая благодатью Божией, тем благолепнее, чище и самый телесный сосуд. Внешность мы заимствуем от родителей, и должно принять с благодарностью Господу то, что усмотрел о нас Создатель. В иных случаях правильные телесные пропорции, правильные черты лица являют приближение к тому совершенству, которое именуется красотой. Но нам, священникам, изучающим жизнь во всех ее проявлениях, известно, что красота — это такой же крест, как и внешнее неблагообразие. И, может быть, более тяжелый, чем внешность обыденная, ничем к себе н привлекающая…

Прежде всего, это испытание для самого человека, ибо миловидной лицом девушке гораздо труднее стяжать «душу живу», нежели обладательнице неяркой внешности. Сильно обольщение века сего, — постоянно чувствуя взоры, устремленные на себя, будучи предметом затаенных воздыханий и явного восхищения, красавица первого или второй разряда поневоле свыкается с той властью, силой обаянья, которая служит приманкой для падших душ.

Красота является искушением для многих окружающих нас людей, потому что подлинных ценителей прекрасного сейчас мало. Не будем обольщаться: «Ужасный век, ужасно сердца…» Мало тех, кто, подобно великому князю Константину Романову, созерцая прекрасное женское лицо, мог бы возвыситься мыслью до премудрости нашего Создателя. «И всякий, увидав тебя, прославит Бога, создавшего такую красоту»,- сказал поэт, воспевая неповторимый образ великой княгини Елизаветы Феодоровны, впоследствии причисленной Русской Церковью к лику преподобномучениц… Сейчас гораздо более тех, кто будет соблазняться, питать сердце нечистыми помыслами; разгораясь откровенной похотью, преследовать жертв всеми правдами и неправдами добиваясь ее внимания.

Безусловно, требуются особенная мудрость и смирен: тому, кто наделен, как ему кажется, невзрачной внешность. Очевидно, Бог хранит такого человека от многих искушений, которые оказались бы ему не по плечу.

Однако скажу с полной убежденностью: чем яснее проступает сквозь телесные черты чистота души, чем более высветляет наше чело благодать Святого Духа, тем прекраснее становит человек. Его внутренний мир для внимательного ока бывает видимым и легко созерцаемым. Все без исключения святые прекрасны — не только вследствие особой иконописной манеры иэображения их ликов, но благодаря обилию горнего света, который, в избытке осеняя угодников Божиих, и телам их сообщал нетление… Многие духовники призывают юных не обольщаться внешней миловидностью, не становиться добровольными пленниками телесной красоты. Ведь часто наделенные смазливым личиком особы бывают бездушны, словно куклы: греша самоистуканством, они не могут поверить в то, что красота, «как цвет на траве», увядает; как роса, исчезает при первых лучах солнца (см. Иак. 1, 10 — 11; 1 Пет. 1, 24).

— Действительно, внешняя красота может при ближайшем рассмотрении и оттолкнуть тех, кто вначале ею увлекся, если ее обладатель или обладательница холодны и надменны. Но есть качество (которое, думаю, тоже можно отнести к внешнему облику), называемое обаянием… Каждый из нас встречал людей, которые какой-то неповторимостью, «изюминкой», привлекают окружающих, в том числе и лиц противоположного пола. Не могли бы Вы расшифровать понятие «обаяние», само по себе внушающее некоторые сомнения: ведь синонимами его являются слова «очарование», «прелесть», в святоотеческой трактовке имеющие резко отрицательную окраску.

-Давайте поразмыслим об этом слове в его современном, душевном значении. Обаяние личности — это всегда нечто, соотносящееся с состоянием сердца человека и лишь во вторую очередь с его телесными формами. Обаяние подразумевает душевную открытость, умение говорить «от сердца к сердцу», искренно и непринужденно. Таких людей называют «душой общества»; в дружеском общении с ними человек невольно освобождается от внутренней тяготы, скорби. Думаю, что помимо внешности здесь немалое значение имеет слово умиряющее и умягчающее души. Имеют значение и манеры, — образ поведения. Один в обществе становится настолько зажат и неестествен, что остальные считают томительные минуты, когда наконец получат возможность вырваться из круга этого человека. А другой, обладая детской простотой и непосредственностью, готовностью поделиться тем благим и добрым, что живет в его душе, вмиг растапливает холод отчуждения, настороженности, подозрительности, обращаясь с доверием к тому, кто еще вчера был ему незнаком… Вот, думаю, что нам должно понимать под словом «обаяние» в его лучшем современном значении.

— Но ведь есть еще и другое значение!

— Что касается блудного духа — такое тоже, увы, не редкость. Бывает, что человек задался внутренним помыслов подчинить, покорить себе других. Он не терпит независимости других людей, ему (или ей) хочется видеть всех своими рабами — по существу, рабами плотской страсти, которую источает каждая клеточка испорченного сердца. Тут все средства хороши: манерничанье, жеманство, неестественно громкий смех, ослепительные улыбки, многозначительные взоры и воз дыхания… Речь такого человека бывает исполненной двусмысленных шуток или пикантных подробностей; одежда его претенциозна либо слишком откровенна. Истинный христианин, входя в сферу общения такого человека, всегда ощущает присутствие враждебного, то есть нечистого, духа. Ученик Христов органически чувствует эти миазмы нецеломудрия, страстности… Конечно, не о том говорю, чтобы дипломатничать с подобной особою: преподобный Иоанн Лествичник в таких случаях велит пользоваться спасительным бегством.

— Вы очень четко обозначили два полюса, характеризующие природу человеческого обаяния. Но та привлекательность, на которую ориентируются молодые люди в ситуации взаимного выбора, в реальной жизни редко столь однозначна. Никто не свободен от греха, но все мы жаждем искренности и открытости в общении. И, конечно, бойкой девушке или галантному юноше, обладающим чувством юмора (или какими-то другими симпатичными качествами), легче найти себе спутника жизни, чем тому, кто тих, скромен, может быть, скован…

— Ничто нечистое в Небесный Иерусалим не войдет. Красив ты телом или нет, душа твоя должна быть ярче лучей солнечных — так говорят нам Святые Отцы. Думаю, что все познается по плодам. Быть может, иному легче дается общение, он более привлекает к себе внимания, с ним быстрее идут на откровенность. Но как достоинства христианина проявляются в испытаниях, в искушениях, так истинная любовь выверяется трудами совместной жизни. Я не завидую тем всеобщим любимцам, которые быстро сходятся с людьми и так же быстро оставляют «прирученную» ими душу.

Как священник я убежден, что постоянная внутренняя молитва благонамеренного юноши или девушки об образовании семьи, о встрече со своей половиной при полной покорности Промыслу Божию обязательно управит все ко благу такого дитяти по сердцу, но не по уму… Нужно уметь лишь ждать и не роптать. Тот, кто всецело отдал свою жизнь в руки Всемилостивого Господа, пусть пребывает беспечальным, потому что Создатель, заботящийся о нашем подлинном благе, обязательно услышит нашу молитву и сотворит о нас полезное. Вместе с тем каждый пусть борется со своими благоприобретенными недостатками. И как мы не похвалим человека дерзкого, наглого, бесстыдного, развязного, так не скажем похвалы и по адресу излишне замкнутого, «закомплексованного»: того, и слова вымолвить не может в обществе. И здесь видимо выражение самолюбия и тщеславия, принявших столь своеобразные формы.

— Наверное, каждому из нас — хотя, к сожалению, бывает нечасто — встречались юноши или девушки, мужчины или женщины, сполна наделенные природной красотой и обаянием и одновременно прекрасные духовно ведь таких людей повышенное внимание (по большей части праздное, а порой небескорыстное и завистливое) заставляет не радоваться, а страдать. Что делать этим «баловням судьбы», как именуют их досужие обыватели. Самый легкий выход — укрыться за броней холодности, неприступности. Но как в таком случае исполнить заповедь о любви к ближнему?

— В этом случае трудно дать совет, поскольку красот крест, безусловно, нелегкий. Вспомним святого Димитрия Прилуцкого, который был настолько красив, что вынужден закрывать лицо куском ткани, дабы не являться предо искушения для случайно заходивших в монастырь жен. В утешение тем, кому Бог дал привлекательную внешность скажем, что время работает на них, ибо оно не красит никого…

С течением времени острота искушений, конечно, пройдет, но требуются особенная внутренняя молитвенность, предание себя Господу, Богородице, дабы атмосфера целомудрия и чистоты всегда окружала такого человека, защищая его от искушений. Можно быть приветливым и любезным с окружающими, в той мере, чтобы ни намеком не дезориентировать ближнего, особенно если он сам желает быть обманутым.

— Как должны одеваться христианин, христианка? Вопрос это не такой уж маловажный. Вряд ли свидетельствует об истине Православия закрепившийся в сознании некоторых людей образ верующих как безликих существ в мятой одежде, давно вышедшей из моды, растоптанных кроссовках и платках не по сезону. В какой степени нужно ориентироваться на принятые в обществе стандарты, коль скоро не находишься в состоянии крайней нужды и можешь так или иначе следить за своим гардеробом?

— Легче всего в этом отношении лицам духовного звания: священникам, монашествующим. Покрои платья духовных особ не менялись столетиями. Священнические одежды указывают на служение Богу и своей торжественностью, целомудренной красотой, своеобразным величием защищают их обладателя от всего несообразного с его призванием. Рядовым христианам и в миру заповедано жить не по-мирски. Апостол Павел говорит:
«…не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего…» (Рим. 12, 2.) Поэтому христианин не может быть слепым приверженцем безобразной моды, которая льстит падшему человеческому естеству, часто искажая женственное начало в женщине, мужеское в мужчине. От одежды христианина требуется, во-первых, чистота и опрятность, а во-вторых, известная скромность. Это не значит, что христианка, живущая в современном городе, должна быть похожа на мышку-норушку, одета в затрапезный салоп или ботики, известные в прежнее время под названием «прощай, молодость».

Одежда, ее стиль и покрой должны соответствовать месту, занимаемому в обществе. Скажем, от преподавателя требуется здесь особенная тщательность: «Быть можно дельным человеком и думать о красе ногтей». Супруга должна всегда нравиться своему мужу. Противно благочестию ходить дома неопрятной, выражая тем самым небрежение по отношению к домочадцам. Одежда высказывает глубокую мысль отец Павел Флоренский, является продолжением личности человека. Думаю, что неплохо воспомянуть и известное изречение Антона Павловича Чехова: «в человеке все должно быть прекрасно…»

— Известно, что христианкам запрещается пользоваться косметикой, ибо это является искажением образа Божия. А что можно сказать о средствах парфюмерии (бальзамах, кремах, дезодорантах и т. д.), которые в изобилии имеются ныне в продаже и предназначены, к примеру, для ухода за кожей?

— Если речь идет о гигиене, то, думаю, нам нет нужды быть особенными буквалистами и педантами. Другое дело, когда парфюмерное искусство служит бесу блуда, когда подмосковная красавица хочет привлечь к себе внимание за счет вызывающего, дразнящего плоть аромата. Это очевидное отступление от требований нравственности.

— А что можно сказать о волосах? Некоторые православные мужчины-миряне отращивают длинные косы, а женщины, напротив, делают короткую стрижку, считая, что у них будут лучше расти волосы. Существуют ли здесь какие-то жесткие критерии?

— Слово апостола Павла — слово богодухновенное. Он говорит о том, что женщине постыдно стричься, тем паче обривать себя, ибо волосы даны ей природой в качестве покрывала в знак ее скромности, целомудрия, а стало быть, женственности (см. 1 Кор. 11, 5 — 6, 15). Если речь не идет о специфических болезнях волос, то, конечно же, христианка должна сохранять косу девичества своего, еще и благочестиво покрываясь платом — для ангелов. Подравнивать волосы можно, заниматься их лечением не грех. Посоветуем нашим современницам меньше нервничать, не допускать злобы, сохранять чистоту до брака, верность в супружестве — и Бог даст им косу до пят.

Что касается мужчин, то апостол Павел называет бесчестием для них ращение волос. По точному истолкованию святителем Феофаном Затворником этого места в Послании к Коринфянам, речь идет о чрезмерном внимании к волосам своим, то есть завивке, укладке, напудривании, лишающих мужчину той мужественности, простоты и неприхотливости, которые сообразны с его естеством.

По древней библейской и современной русской традиции, отращивание волос указывает на посвященность Богу. Это относится к лицам монашеского звания и священнослужителям. К длинноволосым же юношам с женоподобными косами, очевидно, и обращено в первую очередь строгое слово апостола Павла. Недавно я услышал о пожилом благочестивом священнике (кстати, из монахов), который любит приходящим к нему вчерашним хиппи и «вольным художникам» без предупреждения отрезать длинные волосы, именуемые в просторечии «конскими хвостами»: «Где ты видел, чтобы какой ангел или архангел имел за спиной конский хвоста? А ну-ка, пойди сюда…» — чик! И, поверьте, такое решительное действие оказывается всегда благотворным. В отличие от Самсона, остриженного Далидой, современный юноша будет лишь мудрее, если, нося короткую стрижку, сообразную и возрасту, и положению в обществе, он преимущественное внимание обратит на сердечные добродетели.

— Но ведь есть священники и даже монашествующие, которые стригут волосы, бороду подравнивают…

— И стригут, и подравнивают. Хотя некоторые из священнослужителей вспоминают по этому поводу слова из книги Левит: «…не порти края бороды твоей» (Лев. 19, 27). Народ церковный терпит и стриженых священников, но с печалью, потому что неизбежно что-то мирское привходит в ангельский образ батюшки, остриженного по молодежной моде. Впрочем, скажу, что в другие эпохи было не возбранено стричься и священнослужителям, в чем нас убеждает всем известный образ величайшего пастыря всех времен и народов, святого Иоанна Златоуста.

Жены, светящиеся душевной красотой, со временем все более обнаруживают свое благородство, и тем сильнее становится привязанность и любовь их мужей… Красота телесная, не соединенная с душевной добродетелью, может увлекать супругов двадцать или тридцать дней, а далее не будет иметь силы, но, обнаружив дурные свойства супругов, уничтожит любовь.
Святитель Иоанн ЗЛАТОУСТ Во Христе и во святых есть богоподобное, царственное — величие, красота и сила. Святая, подлинная красота привлекательна и для злых натур. А гpeховного или подделывающегося под святость человека не любят даже единомышленники его.
Митрополит Вениамин (ФЕДЧЕНКОВ)

Можно ли стричься священникам

Уже так заведено в наших православных храмах, что большинство священников носят длинные волосы и бороды. Но откуда пошел этот обычай или действительно ли нельзя батюшкам стричься?

Немного истории

Все помнят, что в Ветхом Завете говорилось о так называемых «назореях». Это – особый тип людей, посвятивших свою жизнь служению Богу. Они были обязаны никогда не стричь свои волосы. Вспомним также ветхозаветного судию Самсона, у которого вся сила была – в его волосах. Когда ему их обрезали, он не смог защититься и попал в плен к врагам.

Возможно, от этих древних героев и пошел обычай – не стричь волосы в знак посвящения себя Богу. У монахов Востока была такая традиция, западные же монахи стригли волосы и бороды скорее в гигиенических целях. Они считали окунаться в водоемы – это опасно для здоровья, а в волосах и бороде обычно размножались вредные организмы. Поэтому волосы стригли, но на востоке омовение и купание в водоемах было обычным делом. И стричь волосы и бороды им было незачем.

Позднее в России был распространен обычай среди священнослужителей – выстригать макушку, оставляя только кольцо из волос по бокам. Это символизировало терновый венец Христа. По этому признаку и узнавали священников на Руси. На оголенную макушку надевали скуфейку. Такой обычай существовал вплоть до девятнадцатого века.

Если священник по каким-то прегрешениям был запрещен к служению, он согласно апостольскому правилу начинал снова отращивать волосы. Однако, если вспомнить послание святого апостола Павла, там говорится, что если мужчина отращивает волосы, это – позор для него. Стало быть, апостол запрещает мужчинам растить волосы, в отличие от прекрасного пола. Он же говорит, что длинные волосы для женщин служат покрывалом. У мужчин же должны быть короткие волосы.

Мода отращивать длинные волосы мужчинам была у язычников. Таким образом, они привлекали милость своих богов. Также это считалось символом распутности, привлечения женского пола. Апостольское правило запрещает верующим мужчинам носить длинные волосы, золотые перстни на пальцах, роскошные сандалии и т.д. Значит, православный мужчина всегда должен быть подстрижен аккуратно.

Может ли стричься священник

Насчет этого специального запрещения Церкви не существует. Но еще сравнительно недавно, после обращения в 90-х годах массы народа в православие, при хиротонии священника он должен был подписать клятву, где запрещалось ему стричь волосы и бороду. Однако, со временем такая клятва была упразднена.

Просто уже сложился некий стереотип, что духовное лицо, будь то монах или священник, должен выглядеть «не как все». Это значит, иметь длинную бороду и волосы. Но насчет этого рекомендаций Церковного устава нет. Но зато есть повеление всем священнослужителям: «иметь аккуратный, опрятный внешний вид». Это значит, не ходить как чучело, со спутанными грязными сосульками на голове вместо волос, забранными в лохматый хвост резинкой непонятного цвета.

Священник должен привлекать людей, а не отталкивать своим внешним видом. А при виде неопрятной прически появляется мысль о присутствии живности на голове и в бороде у батюшки. Многие ли станут духовными чадами таких священнослужителей?

Конечно, священник не должен иметь стильную укладку, стрижку по последней моде, иметь вид только что покинувшего салон красоты. Но следить за своим внешним видом он обязан, дабы не отпугивать верующих. В идеале – опрятные, не совсем коротко подстриженные волосы, чистые, тщательно расчесанные. К такому же виду должна стремиться и борода. Как писал архимандрит Киприан: «ухоженный внешний вид священника не может уменьшить его духовности и подать повод к упреку в служении капризной моде».

Мы работаем на добровольных началах, поэтому будем рады, если вы поддержите проект лайком и репостом в социальных сетях. Храни Господь!


Для современных женщин макияж давно уже стал неотъемлемой частью жизни. И, выходя из дома, мы не забываем подвести глаза и губы. Но если мы собираемся в храм, уместен ли макияж в этом случае? Попробуем разобраться, каким должен быть макияж, если собираешься в храм.
Сегодня нередко приходится слышать мнение, что использование косметики вообще, и в христианском храме в частности – грешно. Основывается это утверждение на высказывании апостола Павла о том, что женщине более подобает украшать себя благочестием, нежели золотом и плетением волос. Однако запрета в его словах нет, более того, сам Спаситель, говоря о том, что следует сделать перед молитвой в храме, советует умыться и «умаслить голову елеем», то есть совершить главные косметические процедуры того времени, применяемые только перед выходом «в свет». И потому мы можем заключить, что в христианской догматике не только не содержится запрета на использование косметики как таковой, но и предполагается подготовка к походу в храм, как к торжественному мероприятию.
Теперь необходимо решить, какой макияж уместен для такого случая. Очевидно, что лучше всего отказаться от ярких подводок и кричащих расцветок, то есть, наиболее подходящим видится минималистский макияж в естественном стиле. Его главная задача – скрыть недостатки, при этом оставаясь незаметным. Вот простые правила нанесения макияжа, если собираешься в храм: Выбирая основу, предпочтение стоит отдать цветам, наиболее приближенным к вашему естественному тону кожи. Пудру и тени для глаз лучше использовать без блесток и перламутра. Брови должны выглядеть как можно более естественно, поэтому имеет смысл вообще отказаться от их корректировки и дополнительной подводки. Подводку глаз осуществляем по линии ресниц и только по верхнему веку, используя серый, коричневый или серо-коричневый карандаш, линии аккуратно растушевываем. Тени предпочтительнее светлых оттенков.
Для окрашивания ресниц используем почти сухую щеточку и тщательно расправляем слипшиеся реснички. От макияжа губ, собираясь в храм, разумнее всего вообще отказаться. Ведь в церкви часто приходится целовать иконы, крест, руку священника и оставлять на всем этом следы блеска или помады – непозволительно. Перед выходом еще раз проверьте, не очевидно ли наличие косметики на лице. Такой макияж поможет вам отлично выглядеть на любой церемонии и избежать упреков со стороны людей, придерживающихся другого мнения относительно допустимости макияжа в храме.