Мученик

Содержание

Никита Святой в православной религии

Никита Святой – один из самых любимых и почитаемых угодников Божьих в Русской православной церкви. Ещё при жизни он прославился как врачеватель различных недугов, в том числе и духовных. По его святым молитвам мучимые болезнью люди получали внезапное исцеление от Господа. Однако и после смерти своей святой не перестает заступаться за людей, прибегающих к нему с искренними просьбами. По усердным молитвам великомученика Никиты Господь дарует выздоровление от тяжелых болезней, а также помогает разрешить многие житейские неурядицы.

Крещение святого

Великомученик Никита появился на свет на берегах грозного Дуная. Святой родился во времена царствования Константина Великого, когда вера Христова наконец-то стала открыто проповедоваться во всех странах. В стране готов, где рос Никита Святой, христианство тоже быстро стало главенствующей религией. Будущий великомученик принял святое крещение от правящего епископа Феофила, ставшего участником первого Никейского собора.

Великое сражение

Однако недолго дано было сиять свету Христову в готской стране. В скором времени на трон взошел нечестивый князь Фанарих, который, движимый злобой и завистью к ревнителям христианской веры, приказал убить всех провозвестников учения Спасителя. Готы разделились на два противоборствующих лагеря. Первый возглавлял некий Фритигерн, бывший истинным проповедником Христа. Второй лагерь взял под свое командование яростный гонитель христиан по имени Афанарих. В стране, где проживал святой, произошло великое кровопролитное сражение, в результате которого христиане одержали победу. Афанарих бежал с великим позором, а вера Христова получила ещё большее распространение среди готов.

Никита Святой также много отдал сил для того, чтобы Христово учение вошло в каждый дом его соплеменников. Его благочестивая жизнь для многих готов явилась примером истинного христианского благочестия.

После смерти епископа Феофила место на кафедре занял Урфил. Будучи мужем благоразумным, он придумал для жителей своей родной страны письмена и перевел много христианских книг с греческого на готский язык.

Возвращение Афанариха

Но в скором времени страну Никиты должно было постигнуть ещё одно страшное испытание. В её пределы возвратился изгнанный некогда Афанарих. Желая получить возмездие за понесенные унижения, нечестивец снова воздвиг войско против христиан. Многие ревнители Христовой веры были умерщвлены им в жестоких пытках. Но более всего Афанарих жаждал смерти великомученику Никите. Последний же никогда не прятался от жестокой расправы, а всегда открыто проповедовал учение Спасителя. Будучи брошенным в темницу, он и там укреплял словом веры христиан, готовившихся принять мучения за Христа.

Смерть святого

Проповеднику Христа же были уготованы от Афанариха самые страшные истязания. Прислужники царя положили святого на деревянное ложе и зажгли на нем костер. Но угодник Божий, встав со своего места, дунул на пламя, и огонь тотчас же погас. На его месте проросла зеленая трава. Увидев, что придуманные им мучения не приносят должного результата, Афанарих велел подвергнуть истязанию плоть святого. Пытаясь склонить благочестивого мужа к языческой вере, нечестивец приказал морить его голодом. Три года провел великомученик Никита в тяжелых оковах, пока однажды царь вновь не вспомнил о нем и не повелел привести к себе.

Афанарих отдал приказ бросить проповедника Христова в огонь. Святой умер мученической смертью. Но тело его не было тронуто пламенем. Противники христианства, в очередной раз узрев воочию чудо Божье, решили оставить останки святого без погребения. Тело его было с бесчестием брошено на земле вдали от народа.

Подвиг Мариана

В это же время в готской стране проживал один благочестивый муж по имени Мариан. Последний ещё при жизни был близким другом святого. Он всегда восхищался стойкой и бесстрашной верой угодника Божьего. Но особенно Мариан полюбил его, когда увидел, как святой великомученик Никита мужественно претерпевает все уготованные Афанарихом истязания.

Узнав, что тело учителя с бесчестием выброшено на улицу, благочестивый юноша тут же решил предать его погребению. Опасаясь быть увиденным Афанарихом, Мариан решил исполнить свое желание глубокой ночью. Но ему было неведомо, где мучители оставили израненное тело Никиты. Тогда сам Господь послал Мариану путеводителя в виде звезды, которая и привела его к учителю.

Некоторое время он держал святые останки Никиты у себя. Затем, возвратившись на родину, в Киликию, Мариан предал их погребению в стенах своего дома.

В скором времени от честных мощей святого стали совершаться многочисленные исцеления. В дом Мариана каждый день приходили сотни верующих людей, которые получали благодатную помощь по молитвам великомученика Никиты. Слава о мощах святого распространилась далеко за пределы Киликии.

Впоследствии останки великомученика были перенесены в Константинополь. В сербском монастыре Высокие Дечаны также находится частица мощей великого угодника Божьего.

Чудеса по молитвам святого

Икона святого Никиты была особенно почитаемая на Руси. В городе Переславле-Залесском в честь великомученика был воздвигнут в девятом веке монастырь. В Никитском соборе находится образ святого, от которого много раз ниспосылалась верующим чудесная помощь. Проповеднику Христовой веры часто молятся о здравии детей, об исцелении от родимчика. Кроме того, угодник Божий помогает в духовной брани против врага рода человеческого. Великомученику Никите часто молятся военачальники накануне больших сражений. Святой считается покровителем армии.

Также Никита Святой издревле является защитником всех водоплавающих птиц. Поэтому деревенские жители и владельцы птицеферм тоже часто обращаются за помощью к угоднику Божьему.

Память великомученика совершается русской православной церковью 28 сентября. В День святого Никиты празднуют свои именины все, кто был назван при крещении его именем.

Мученики и исповедники Христовы

Христос предупредил Своих учеников: Если Меня гнали, будут гнать и вас (Ин 15, 20). Начиная с первого христианского мученика диакона Стефана человек, страдавший за Христа, воспринимался Церковью как подражатель крестной жертве Спасителя. Сперва гонениям от начальников иудейских подвергались ученики Христовы в Иерусалиме. В языческих областях Римской империи христиане также подвергались притеснениям, хотя государственных гонений пока еще не было. Апостол Павел, сам не раз претерпевавший и заточения, и побои, писал христианам македонского города Филиппы: вам дано ради Христа не только веровать в Него, но и страдать за Него (Флп 1, 29). Другой македонской Церкви он писал (52–53): вы, братия, сделались подражателями церквам Божиим во Христе Иисусе, находящимся в Иудее, потому что и вы то же претерпели от своих единоплеменников, что и те от Иудеев (Фес 2, 14).

Гонения на Церковь в Римской империи

Святой Игнатий Богоносец

Преследование христиан со стороны государства, чудовищное по своей жестокости, началось в Риме в 64 году при императоре Нероне. В это гонение были казнены апостолы Павел и Петр и множество других мучеников. После смерти Нерона в 68 году преследование христиан временно прекратилось, но возобновилось при императорах Домициане (81–96), а с особенной силой — при Траяне (98–117). При Домициане мучениям подвергался апостол Иоанн Богослов, но он чудом остался жив. Евангелист Иоанн единственный из апостолов Христовых не принял мученическую кончину и умер в глубокой старости. При императоре Траяне пострадал ученик апостола Иоанна Богослова святой Игнатий Богоносец. Он был епископом Антиохии, и его приговорили к смерти от когтей и зубов диких зверей на арене. Когда воины везли его в Рим на казнь, он писал римским христианам, прося их не добиваться его освобождения: «Умоляю вас: не оказывайте мне неблаговременной любви. Оставьте меня быть пищей зверей и посредством их достигнуть Бога. Я пшеница Божия: пусть измелют меня зубы зверей, чтоб я сделался чистым хлебом Христовым».

Гонения продолжались. Император Адриан (117–138) принял меры для обуздания неистовства толпы против христиан. Обвиняемые должны были подвергаться судебному разбирательству и наказываться только по признании их вины. Но и при нем и его преемниках пострадало немало христиан. При нем были замучены три девочки, названные в честь главных христианских добродетелей: Вера, Надежда, Любовь. Вере, старшей из них, было двенадцать лет, Надежде — десять, а Любови — девять. Их мать София умерла спустя три дня у них на могиле и также прославлена как мученица.

Вера, Надежда, Любовь и мать их София

Толпа ненавидела христиан за то, что те сторонились и избегали языческих празднеств, но собирались тайно. На христианские богослужебные собрания не допускались не принадлежавшие Церкви, и язычники подозревали, что на этих собраниях совершаются чудовищные преступления. Клевета на христиан передавалась из уст в уста. Не почитающие родных языческих божеств христиане представлялись народу настоящими безбожниками, а языческое государство видело в христианах опасных мятежников. В Римской империи спокойно относились к разнообразным и часто экзотическим верованиям и культам, но при этом, к какой бы религии ни принадлежал человек, требовалось по отечественным установлениям почитать римских богов, особенно — самого императора, который обожествлялся. Для христиан было немыслимо, поклоняясь Творцу неба и земли, воздавать Божественные почести творению. Некоторые христианские писатели обращались к императорам с апологиями (что значит «оправдания»), письмами в защиту учения Христова. Самым известным христианским апологетом был мученик Иустин Философ, пострадавший в 165 году, в правление императора Марка Аврелия.

В первой половине III века гонения на Церковь несколько ослабли, пока в 250 году не начал гонения на христиан император Декий. Гонения его отличались особой систематичностью и исключительным размахом. Всех граждан Римской империи обязывали принести жертву идолам и тем самым засвидетельствовать свою благонадежность для государства. Христиан, отказывавшихся участвовать в этих обрядах, принуждали к ним изощренными пытками. Принесших жертву идолам отпускали, им выдавалось специальное удостоверение. Христиане отвыкли от преследований за долгие годы мира. В пору правления Декия немало людей, не выдержав гонений, отрекалось от Христа и приносило требуемые жертвы. Некоторые богатые христиане, пользуясь связями и своим влиянием, покупали положенные удостоверения, но сами жертвы не приносили. В это время пострадали Римский епископ Фабиян, Антиохийский епископ Вавила, Иерусалимский епископ Александр.

В конце 251 года, во время войны с готами, Декий был убит. В 258 году последовал новый императорский указ, направленный против церковных иерархов. В этом году приняли мученическую кончину святой Сикст, папа Римский, с четырьмя диаконами и святой Киприан, епископ Карфагенский.

С 260 года до начала IV столетия в систематических преследованиях христиан наступил перерыв. Число христиан в империи неуклонно росло. Но этот временный мир для Церкви был прерван в 303 году. Началось преследование христиан, которое вошло в историю как Великое гонение. Его начали император Диоклетиан и его соправители, и продолжалось оно его преемниками до 313 года. Эти десять лет дали Церкви множество мучеников, среди которых — святые Георгий Победоносец, воин Феодор Тирон, Димитрий Солунский, целитель Пантелеимон, мученицы Анастасия Римская, Екатерина Александрийская.

Святой Георгий Победоносец

Тысячи христиан приняли смерть за веру во Христа в первые три века — мужчины, женщины, дети, священнослужители, миряне…

В 313 году император Константин Великий издал в городе Милане эдикт (указ), прекращающий преследования христиан. Тем не менее в областях империи при соправителе Константина Ликинии продолжались казни и преследования христиан. Так, в 319 году пострадал мученик Феодор Стратилат, в 320 году под Севастией были замучены сорок воинов-христиан. В 324 году император Константин одержал победу над Ликинием, и Миланский эдикт о веротерпимости стал соблюдаться по всей империи.

Святые равноапостольные царь Константин и царица Елена

Освободившись от гонений и получив поддержку императора, Церковь стала расти и укрепляться.

Язычество, обессиленное внутренне, изжившее себя к этому времени, быстро сходило на нет. Попытку восстановить его и возобновить преследование христиан предпринял в 362 году император Юлиан, за свой отказ от христианства получивший прозвание Отступник. За полтора года его правления подверглись гонениям и казни многие христиане. С внезапной гибелью Юлиана во время битвы гонения христиан прекратились.

Церковь мучеников

Преподобный Максим Исповедник

«С первого дня своего существования Церковь была, есть и будет мученической. Страдание и гонение является для Церкви Божией атмосферой, в которой она непрестанно живет. В разные времена и гонение это бывало различным: иногда — явным и открытым, иногда — скрытым и вероломным», — писал сербский богослов преподобный Иустин (Попович).

Вплоть до VII века тысячи христиан претерпевали притеснения и гонения в Персидской империи. Мученический венец приняло множество епископов и священнослужителей, а еще больше простых мирян — мужчин и женщин. Немало мучеников пострадало и в других языческих странах, например в Готфских землях.

Готфские мученики

С особой изощренностью православных преследовали ариане. Так, в V веке в Северной Африке от захвативших эти земли вандалов, исповедовавших арианство, было убито шестьдесят два священника и триста мирян. От еретиков-монофелитов пострадали преподобный Максим Исповедник и два его ученика.

Им отрубили правые руки, чтобы они не могли писать в защиту Православия, и всех троих отправили в ссылку, где они вскоре и скончались. Жестокое гонение на православных предпринимали императоры-иконоборцы. Особенно пострадали в эти дни монахи, мужественные защитники православного учения о святых иконах. Историк описывает надругательства над православными при императоре-иконоборце Константине V: «Многих монахов умертвил ударами бичей и даже мечом и бесчисленное множество ослепил; у некоторых обмазывали бороду спуском воска и масла, подпускали огонь и таким образом обжигали лица их и головы; иных после многих мучений отсылали в изгнание». Пострадал от этих гонений святитель Никифор, патриарх Константинопольский. Двум братьям-монахам Феофану и Феодору на лице выжгли оскорбительные стихи (за это братья получили прозвания Начертанных).

В начале VII века в Аравии возник ислам и стремительно завоевал Ближний Восток и Северную Африку. Немало христианских мучеников пострадало от них. Так, в 845 году в Аморрее за отказ отречься от Христа приняли смерть сорок два мученика.

Огромный сонм святых мучеников явила Грузинская Церковь. Очень часто иноверцы-захватчики приходили на Грузинскую землю. В 1226 году на Грузию напала армия хорезмийцев во главе с хорезмшахом Джалал ад-Дином. После того как Тбилиси (Тпилиси) был взят, шах согнал всех горожан к мосту, на котором положил святые иконы. Он предложил свободу и щедрые дары тем, кто отречется от Христа и потопчет святые иконы. Тогда сто тысяч грузин засвидетельствовали свою верность Христу и приняли мученическую кончину. В 1615 году от персидского шаха Аббаса I приняли мученическую кончину монахи Давидо-Гареджийского монастыря.

Сто тысяч мучеников грузинских

Первыми святыми, явленными в нашей Русской Церкви, тоже были мученики — Феодор Варяг и сын его Иоанн. Наш народ не был еще просвещен верой Христовой и поклонялся идолам. Жрецы потребовали от Феодора, чтобы он отдал в жертву своего сына Иоанна. Будучи христианином, Феодор воспрепятствовал этому бесчеловечному требованию, и оба — отец и сын — были убиты. Их кровь стала духовным семенем, из которого проросла наша Церковь.

Феодор Варяг и сын его Иоанн

Порой мучениками становились христианские миссионеры, а также их паства, которую они привели ко Христу. Два века (с начала XVIII столетия) продолжалась деятельность Русской духовной миссии в Китае. В самом конце XIX века в Китае вспыхнуло националистическое восстание ихэтуаней. В 1900 году восставшие достигли столицы Китая Пекина и начали жечь дома европейцев и китайцев-христиан. Несколько десятков человек под страхом мучений отреклись от веры, но двести двадцать два православных китайца выстояли и сподобились мученического венца. Возглавляет собор Китайских мучеников иерей Митрофан Цзи, первый православный священник-китаец, рукоположенный равноапостольным Николаем, просветителем Японии.

Святые китайские мученики

Новомученики и исповедники Российские

Собор Новомучеников Церкви Русской

Самые масштабные, систематические и массовые гонения в истории Церкви Христовой случились не столетия назад, в древние века, а в России в ХХ веке. По количеству пострадавших за Христа гонения минувшего столетия превосходят и Великое гонение Диоклетиана, и все прочие преследования христиан. В первые же недели после прихода к власти большевиков (25 октября 1917 года) полилась кровь православных священников. Первомучеником открывшихся гонений стал протоиерей Иоанн Кочуров, служивший в Царском Селе (расстрелян 31 октября).

Протоиерей Иоанн Кочуров

В январе 1918 года участников Поместного Собора, проходившего в Москве, потрясло известие о том, что 25 января у стен Киево-Печерской лавры был злодейски убит почитаемый пастырь и иерарх Владимир (Богоявленский), митрополит Киевский. Члены Собора издали определение: «Установить возношение в храмах за богослужением особых прошений о гонимых ныне за православную веру и Церковь и скончавших жизнь свою исповедниках и мучениках и ежегодное молитвенное поминовение в день 25 января или в следующий за сим воскресный день всех усопших в нынешнюю лютую годину гонений исповедников и мучеников». Тогда, в начале 1918 года, участники Собора, вероятно, не могли представить, сколько за последующие годы исповедников и мучеников присоединится к этому поминальному списку.

Священномученик Владимир Киевский

В сонм новомучеников вошло великое множество иерархов и священников — участников Поместного Собора 1917–1918 годов. Возглавляет Собор новомучеников и исповедников Российских его председатель святитель Тихон, Патриарх Московский и всея России.

Патриарх Тихон

В те годы пострадало огромное число епископов, священников, монахов и мирян. Среди сотен иерархов, пострадавших в те годы, — митрополит Петр (Полянский), официально замещавший патриарший престол после смерти патриарха Тихона (f1925), но фактически находившийся в заточении и полностью лишенный возможности управлять Церковью; Вениамин (Казанский), митрополит Петроградский; Кирилл (Смирнов), митрополит Казанский; Иларион (Троицкий), архиепископ Верейский.

Иларион (Троицкий)

Особое место занимает в Соборе новомучеников семья последнего Российского государя, царя Николая: царица Александра и дети их — Ольга, Татиана, Мария, Анастасия и Алексий, расстрелянные в Екатеринбурге в ночь на 17 июля 1918 года.

Царственные страстотерпцы

Власти преследовали Церковь отнюдь не по политическим соображениям. С 1933 по 1937 годы прошла так называемая безбожная пятилетка, которая в рамках общегосударственного планирования народного хозяйства ставила целью «окончательно изжить религиозный дурман». Но Церковь Христова выстояла. В 1937 году прошла государственная перепись населения, во время которой треть горожан и две трети селян объявили себя верующими, убедительно свидетельствуя о провале атеистической кампании. Материалы этой переписи были запрещены для использования, многие из тех, кто ее осуществлял, подверглись репрессиям. Когда в 1990 году итоги переписи 1937 года были опубликованы, стало ясно, почему их так долго не обнародовали. Оказалось, что среди неграмотных православных верующие от шестнадцати лет и старше составляли 67,9%, среди грамотных — 79,2%.

Наиболее кровавые гонения пришлись на 1937–1939 годы. В пору Великой Отечественной войны отмечается некоторое ослабление преследования Церкви. В 1943 году, после того как стало известно, что на оккупированных немцами территориях открыто три тысячи семьсот тридцать два храма (больше, чем было в то время по всей Советской России), власти пересмотрели свою позицию. Однако и в годы войны аресты и расстрелы священников продолжались. С середины 1948 года давление государства на Церковь снова усилилось. Открытые ранее храмы опять закрыли, многие священнослужители были арестованы. С 1951 по 1972 год была закрыта почти половина всех храмов в России.

Давление государства на Церковь продолжалось все годы советской власти.

* * *

В современном мире в некоторых странах продолжаются настоящие кровавые гонения на христиан. Сотни христиан (в том числе и православных) каждый год подвергаются преследованиям и казням. В некоторых странах принятие христианства наказывается государственным законодательством, а в некоторых христиан преследуют, унижают и убивают агрессивно настроенные граждане. Причины гонений и ненависти к христианам в разные века и в разных странах объявляют разные, но общей для всех мучеников остается их стойкость и верность Господу.

Новомученики и исповедники. Лица и судьбы

10 февраля 2019 года Русская Православная Церковь празднует Собор новомучеников и исповедников Русской Церкви (традиционно с 2000 года этот праздник отмечается в первое воскресенье после 7 февраля). На сегодняшний день в составе Собора — более 1700 имен. Вот лишь некоторые из них.

Священномученик Петр Скипетров, протоиерей, первомученик Петроградский

Память 1 февраля (19 января ст.ст.).

Первый священник в Петрограде, погибший от рук богоборческой власти. В 1918 году на пороге епархиального управления вступился за женщин, оскорбляемых красноармейцами, и был убит выстрелом в голову. У отца Петра были супруга и семеро детей.

На момент смерти ему было 55 лет.

Священномученик Владимир (Богоявленский), митрополит Киевский и Галицкий

Память 7 февраля (25 января ст.ст.).

Первый архиерей Русской Церкви, погибший во время революционной смуты. Убит вооруженными бандитами во главе с комиссаром-матросом неподалеку от Киево-Печерской Лавры.

На момент смерти митрополиту Владимиру было 70 лет.

Священномученик Петр (Зверев), архиепископ Воронежский

Память 7 февраля (25 января ст.ст.).

Пользовался большим авторитетом среди воронежских рабочих, что вызвало недовольство советской власти. В 1927 году был сослан в Соловецкий концлагерь на 10 лет. Скончался там от тифа в 1929 году, в возрасте 50 лет.

Святые страстотерпцы император Николай, императрица Александра и их чада Алексий, Ольга, Татьяна, Мария и Анастасия

Память 17 июля (4 июля ст.ст.).

Последний российский император и его семья, расстреляны в 1918 году в Екатеринбурге, в подвале Ипатьевского дома, по постановлению Уральского совета рабочих, крестьянских и солдатских депутатов.

На момент расстрела императору Николаю было 50 лет, императрице Александре 46 лет, великой княгине Ольге 22 года, великой княгине Татьяне 21 год, великой княгине Марии 19 лет, великой княгине Анастасии 17 лет, цесаревичу Алексию 13 лет. Вместе с ними были расстреляны их приближенные -лейб-медик Евгений Боткин, повар Иван Харитонов, камердинер Алексей Трупп, горничная Анна Демидова.

Преподобномученица великая княгиня Елисавета (Романова) и инокиня Варвара (Яковлева)

Память 18 июля (5 июля ст.ст.).

Сестра императрицы-мученицы Александры Феодоровны, вдова убитого революционерами великого князя Сергея Александровича, после смерти мужа Елисавета Феодоровна стала сестрой милосердия и настоятельницей ею же созданной Марфо-Мариинской обители милосердия в Москве. Когда Елисавета Феодоровна была арестована большевиками, ее келейница инокиня Варвара, несмотря на предложение свободы, добровольно последовала за ней.

Вместе с великим князем Сергеем Михайловичем и его секретарем Федором Ремезом, великими князьями Иоанном, Константином и Игорем Константиновичами и князем Владимиром Палеем преподобномученица Елисавета и инокиня Варвара были заживо сброшены в шахту близ г. Алапаевска и скончались в страшных мучениях.

На момент гибели Елисавете Феодоровне было 53 года, инокине Варваре — 68 лет.

Священномученик Вениамин (Казанский), митрополит Петроградский и Гдовский

Память 13 августа (31 июля ст.ст.).

В 1922 году был арестован за сопротивление большевистской кампании по изъятию церковных ценностей. Фактическая причина ареста- неприятие обновленческого раскола. Вместе со священномучеником архимандритом Сергием (Шеиным) (52 года), мучеником Иоанном Ковшаровым (адвокатом, 44 года) и мучеником Юрием Новицким (профессором Санкт-Петербургского университета, 40 лет) он был расстрелян в окрестностях Петрограда, предположительно на Ржевском полигоне. Перед расстрелом все мученики были обриты и одеты в лохмотья, чтобы палачи не опознали духовных лиц.

На момент гибели митрополиту Вениамину было 45 лет.

Священномученик Иоанн Восторгов, протоиерей

Память 5 сентября (23 августа ст.ст.).

Известный московский священник, один из лидеров монархического движения. Был арестован в 1918 году по обвинению в намерении продать московский епархиальный дом (!). Содержался во Внутренней тюрьме ВЧК, затем в Бутырках. С началом «красного террора» во внесудебном порядке был казнен. Публично расстрелян 5 сентября 1918 года в Петровском парке, вместе с епископом Ефремом, а также бывшим председателем Государственного Совета Щегловитовым, бывшими министрами внутренних дел Маклаковым и Хвостовым и сенатором Белецким. После расстрела тела всех казнённых (до 80-ти человек) были ограблены.

На момент смерти протоиерею Иоанну Восторгову было 54 года.

Мученик Феодор Иванов, мирянин

Память 11 сентября (29 августа ст.ст.).

Болящий Феодор, с 16 лет страдавший параличом ног, при жизни почитался как подвижник верующими Тобольской епархии. Арестован НКВД в 1937 году как «фанатик-религиозник» за «подготовку к вооруженному восстанию против советской власти». В Тобольскую тюрьму доставлен на носилках. В камере Феодора положили лицом к стене и запретили ему разговаривать. Его ни о чем не спрашивали, на допросы не носили и следователь в камеру не входил. Без суда и следствия, по приговору «тройки», он был расстрелян на тюремном дворе.

На момент расстрела — 41 год.

Преподобномученик Лев (Егоров), архимандрит

Память 20 сентября (7 сентября ст.ст.).

Известный миссионер, монах Александро-Невской Лавры, духовник Александро-Невского братства, один из создателей нелегального Богословско-пастырского училища в Петрограде. В 1932 году вместе с другими членами братства обвинен в контрреволюционной деятельности и приговорен к 10 годам заключения в Сиблаге. В 1937 году расстрелян «тройкой» НКВД за «антисоветскую пропаганду» (то есть за беседы о вере и политике) среди заключенных.

На момент расстрела — 48 лет.

Мученица Татиана Гримблит, мирянка

Память 23 сентября (10 сентября ст.ст.).

В 1920-30-е годы о ней знали христиане по всей России. Сотрудники ОГПУ долгие годы силились «разгадать» феномен Татьяны Гримблит, и, в общем то, безуспешно. Всю свою сознательную жизнь она посвятила помощи заключенным. Носила передачи, отправляла посылки. Помогала зачастую совершенно незнакомым ей людям, не зная, верующие они или нет, и по какой статье осуждены. Тратила на это почти все, что зарабатывала сама, и побуждала делать то же других христиан.

Много раз подвергалась арестам и ссылкам, вместе с заключенными проехала по этапу через всю страну. В 1937 году будучи медсестрой в больнице г. Константинова, арестована по ложным обвинениям в антисоветской агитации и «сознательном умерщвлении больных».

Расстреляна на Бутовском полигоне под Москвой в возрасте 34 лет.

Святитель Тихон (Беллавин), Патриарх Московский и всея Руси

Дата прославления (1989) — 9 октября (26 сентября ст.ст.).

Первый Предстоятель Русской Православной Церкви, восшедший на Патриарший престол после восстановления патриаршества в 1918 году. В 1918 году анафематствовал гонителей Церкви и участников кровавых расправ. В 1922–23 году содержался под арестом. В дальнейшем находился под постоянным давлением со стороны ОГПУ и «серого игумена» Евгения Тучкова. Несмотря на шантаж, отказался присоединиться к обновленческому расколу и пойти на сговор с безбожной властью.

Скончался в возрасте 60 лет от сердечной недостаточности.

Священномученик Петр (Полянский), митрополит Крутицкий

Память 10 октября (27 сентября ст.ст.).

Принял священный сан в 1920 году, в возрасте 58 лет, был ближайшим помощником Святейшего Патриарха Тихона в делах церковного управления. Местоблюститель Патриаршего престола с 1925 года (смерть Патриарха Тихона) и вплоть до ложного сообщения о его смерти в 1936 году. С конца 1925 года находился в заключении. Несмотря на постоянные угрозы продлить заключение, остался верен канонам Церкви и отказывался снять с себя сан Патриаршего местоблюстителя до законного Собора.

Болел цингой и астмой. После беседы с Тучковым в 1931 году был частично парализован. Последние годы жизни содержался в качестве «секретного узника» в одиночной камере Верхнеуральской тюрьмы.

В 1937 году в возрасте 75 лет по приговору «тройки НКВД по Челябинской области был расстрелян за «клевету на советский строй» и обвинение советской власти в гонениях на Церковь.

Священноисповедник Агафангел (Преображенский), митрополит Ярославский

Память 16 октября (3 октября ст.ст.).

После смерти супруги и новорожденного сына в 1885 году принял священный сан и монашество, с 1889 года служил епископом. Один из кандидатов на пост местоблюстителя Патриаршего престола, согласно завещанию Патриарха Тихона. Был склоняем ОГПУ к сотрудничеству, но безрезультатно. За сопротивление обновленческому расколу в 1922 -23 гг пребывал в заключении, в 1923-25 гг. — в ссылке в Нарымском крае.

Скончался в г. Ярославле в возрасте 74 лет.

Преподобноисповедник Гавриил (Игошкин), архимандрит

Память 18 октября (5 октября ст.ст.).

Выходец из крестьянской семьи, принял священный сан в разгар гонений на веру в 1921 году. В тюрьмах и лагерях провел в общей сложности 17,5 лет. Еще до официальной канонизации во многих епархиях Русской Церкви архимандрита Гавриила почитали как святого.

В 1959 году он скончался в г. Мелекессе (ныне — Дмитровград) в возрасте 71 года.

Священноисповедник Николай (Могилевский), митрополит Алматинский и Казахстанский

Память 25 октября (12 октября ст.ст.).

Выходец из бедной многодетной семьи, с детства мечтал о монашестве. В 1904 году принял постриг, в 1919 году, в разгар гонений на веру, стал епископом. За сопротивление обновленчеству в 1925–27 гг пребывал в заключении. В 1932 году был приговорен к 5 годам концлагерей (по признанию следователя, «за популярность»). В 1941 году по той же причине сослан в Казахстан, в ссылке едва не погиб от голода и болезней, долго был бездомным. В 1945 году досрочно освобожден из ссылки по ходатайству митрополита Сергия (Страгородского), возглавил Казахстанскую епархию.

Скончался в Алма-ате в возрасте 88 лет. Почитание митрополита Николая в народе было огромным. В похоронах владыки в 1955 году, несмотря на угрозу гонений, принимали участие 40 тысяч человек.

Священномученик Николай Пробатов, протоиерей

Память 11 ноября (29 октября ст.ст.).

Потомственный сельский священник, миссионер, бессребреник. В 1918 году поддержал антисоветское крестьянское выступление в Рязанской губернии, благословил народ «идти на борьбу с гонителями Церкви Христовой». Вместе со священномучеником Николаем Церковь чтит память с ним пострадавших мучеников Космы, Виктора (Краснова), Наума, Филиппа, Иоанна, Павла, Андрея, Павла, Василия, Алексия, Иоанна и мученицы Агафии. Все они были зверски убиты красноармейцами на берегу реки Цны под Рязанью.

На момент гибели отцу Николаю было 44 года.

Святитель Кирилл (Смирнов), митрополит Казанский и Свияжский

Память 20 ноября (7 ноября ст.ст.).

Один из лидеров иосифлянского движения, убежденный монархист и противник большевизма. Многократно подвергался арестам и ссылкам. В завещании Святейшего Патриарха Тихона был указан первым кандидатом на пост местоблюстителя Патриаршего престола. В 1926 году, когда среди епископата происходил тайный сбор мнений о кандидатуре на пост Патриарха, наибольшее число голосов было отдано митрополиту Кириллу.

На предложение Тучкова возглавить Церковь, не дожидаясь Собора, владыка ответил: «Евгений Александрович, вы не пушка, а я не бомба, которой вы хотите взорвать изнутри Русскую Церковь», — за что получил очередные три года ссылки.

В 1937 году, будучи в ссылке в Казахстане, был обвинен в руководстве несуществующей «контрреволюционной организацией» и расстрелян в возрасте 74 лет.

Священномученик Евграф Еварестов, протоиерей

Память 7 декабря (24 ноября ст.ст.).

Настоятель Воскресенского кафедрального собора в г. Уфе, известный миссионер, церковный историк и общественный деятель, он был обвинен в «агитации в пользу Колчака» и расстрелян чекистами в 1919 году.

62-летнего священника били, плевали ему в лицо, таскали за бороду. На расстрел его повели в одном нижнем белье, босиком по снегу.

Священномученик Серафим (Чичагов), митрополит

Память 11 декабря (28 ноября ст.ст.).

Офицер царской армии, выдающийся артиллерист, а также врач, композитор, художник… Он оставил мирскую славу ради служения Христу и принял священный сан по послушанию своему духовному отцу — святому Иоанну Кронштадтскому.

11 декабря 1937 года в возрасте 82 лет он был расстрелян на полигоне Бутово под Москвой. В тюрьму его везли на карете скорой помощи, на расстрел — вынесли на носилках.

Священномученик Иларион (Троицкий), архиепископ Верейский

Память 28 декабря (15 декабря ст.ст.).

Выдающийся православный богослов, писатель, миссионер. Во время Поместного Собора 1917–18 годов тогда еще архимандрит Иларион был единственным не-епископом, которого в кулуарных разговорах называли в числе желательных кандидатов на патриаршество. Он принял епископский сан в разгар гонений на веру — в 1920 году, и вскоре стал ближайшим помощником святого патриарха Тихона.

В концлагере на Соловках он провел в общей сложности два трехлетних срока (1923–26 и 1926–29). «На повторный курс остался», — как шутил сам владыка… Даже в заключении он продолжал радоваться, шутить и благодарить Господа. В 1929 году во время очередного следования по этапу он заболел тифом и скончался.

Ему было 43 года.

Мученица княжна Кира Оболенская, мирянка

Память 17 декабря (4 декабря ст.ст.).

Кира Ивановна Оболенская была потомственной дворянкой, принадлежала к древней фамилии Оболенских, которая вела свою родословную от легендарного князя Рюрика. Она училась в Смольном институте благородных девиц, работала учительницей в школе для бедных. При советской власти как представительница «классово чуждых элементов» была переведена на должность библиотекаря. Принимала активное участие в жизни Александро-Невского братства в Петрограде.

В 1930–34 годах была в заключении в концлагерях за контрреволюционные взгляды (Белбалтлаг, Свирьлаг). По выходе из заключения проживала на 101-м километре от Ленинграла, в г. Боровичи. В 1937 году была арестована вместе с духовенством Боровичей и расстреляна по ложному обвинению в создании «контрреволюционной организации».

На момент расстрела мученице Кире было 48 лет.

Мученица Екатерина Арская, мирянка

Память 17 декабря (4 декабря ст.ст.).

Купеческая дочь, родилась в Петербурге. В 1920 году она пережила трагедию: от холеры скончался ее муж — офицер Царской армии и староста Смольного собора, затем — пятеро их детей. Ища помощи у Господа, Екатерина Андреевна включилась в жизнь Александро-Невского братства при Феодоровском соборе в Петрограде, стала духовной дочерью священномученика Льва (Егорова).

В 1932 году, вместе с другими членами братства (всего 90 человек), Екатерина тоже была арестована. Она получила три года концлагерей за участие в деятельности «контрреволюционной организации». По возвращении из ссылки, как и мученица Кира Оболенская поселилась в г. Боровичи. В 1937 года была арестована по делу боровичского духовенства. Свою вину в «контрреволюционной деятельности» отказалась признать даже под пытками. Была расстреляна в один день с мученицей Кирой Оболенской.

На момент расстрела ей было 62 года.

Мученик Михаил Новоселов, мирянин

Память 21 января (8 января ст.ст.).

Историк, публицист, почетный член Московской Духовной Академии. Внук священника, в молодости он пытался создать собственную общину, живущую по учению графа Толстого. Затем вернулся в Церковь и стал православным миссионером. С приходом к власти большевиков, Михаил Александрович вошел во Временный Совет объединенных приходов города Москвы, который на первом же своем заседании призвал верующих встать на защиту храмов, оградить их от посягательств безбожников.

С 1923 года он перешел на нелегальное положение, скрывался у друзей, писал миссионерские брошюры («Письма к друзьям»). Бывая в Москве, он ходил молиться в Воздвиженский храм на Воздвиженке. 22 марта 1929 года неподалеку от храма он и был арестован. Почти десять лет Михаил Александрович провел в заключении, многих своих сокамерников он привел к вере.

20 января 1938 года за антисоветские высказывания он был расстрелян в вологодской тюрьме в возрасте 73 лет.

Священномученик Александр Туберовский, иерей

Память 23 декабря (10 декабря ст.ст.).

На момент революции он был мирянином, доцентом кафедры догматического богословия Московской Духовной академии. В 1919 году академической карьере пришел конец: Московская академия была закрыта большевиками, а профессура разогнана. Тогда Туберовский принял решение вернуться на родную Рязанщину. В начале 20-х годов, в самый разгар антицерковных гонений, он принимает священный сан и вместе со своим отцом служит в храме Покрова Богородицы в родном селе.

В 1937 году он был арестован. Вместе с отцом Александром были арестованы и другие священники: Анатолий Правдолюбов, Николай Карасев, Константин Бажанов и Евгений Харьков, а также миряне. Всем им было выдвинуто заведомо ложное обвинение в «участии в повстанческо-террористической организации и контрреволюционной деятельности». Протоиерей Анатолий Правдолюбов, 75-летний настоятель Благовещенской церкви г. Касимова был объявлен «главой заговора»… По преданию, перед казнью осужденных заставили собственноручно выкопать траншею и тут же, поставив лицом ко рву, расстреляли.

Отцу Александру Туберовскому на момент расстрела было 56 лет.

Преподобномученица Августа (Защук), схимонахиня

Память 8 января (26 декабря ст.ст.).

Основательница и первая заведующая музеем «Оптина пустынь» Лидия Васильевна Защук была дворянского происхождения. Она владела шестью иностранными языками, обладала литературным дарованием, до революции была известной журналисткой в Санкт-Петербурге. В 1922 году она приняла иноческий постриг в Оптиной пустыни. После закрытия обители большевиками в 1924 году добилась сохранения Оптиной в качестве музея. Многие насельники монастыря таким образом смогли остаться на своих местах в качестве музейных работников.

В 1927–34 гг. схимонахиня Августа была в заключении (проходила по одному делу с иеромонахом Никоном (Беляевым) и другими «оптинцами»). С 1934 г. жила в г. Туле, затем в г. Белеве, где поселился последний настоятель Оптинской пустыни иеромонах Иссакий (Бобриков). Возглавляла тайную женскую общину в г. Белеве. Была расстреляна в 1938 году по делу епископа Никиты (Прибыткова) на 162 км Симферопольского шоссе в Тесницком лесу под Тулой.

На момент расстрела схимонахине Августе было 67 лет.

Священномученик Сергий Мечев, иерей

Память 6 января (29 декабря ст.ст.).

Священномученик Сергий, сын святого праведного Алексия, пресвитера Московского, окончил Историко-филологический факультет Московского университета. В годы Первой мировой войны он добровольно ушел на фронт санитаром. В разгар гонений в 1919 году принял священный сан. После кончины отца в 1923 году священномученик Сергий стал настоятелем храма Святителя Николая в Кленниках и служил в этом храме вплоть до своего ареста в 1929 г., когда он и его прихожане были обвинены в создании «антисоветской группы».

Сам святой праведный Алексий, известный уже при жизни как старец в миру, говорил: «Сын мой будет выше меня». Отец Сергий сумел сплотить вокруг себя духовных детей почившего отца Алексия и своих собственных чад. Члены общины отца Сергия пронесли через все гонения память о своем духовном отце. С 1937 года, по выходе из лагеря, отец Сергий тайно от властей служил литургии у себя на дому.

Осенью 1941 года по доносу соседей он был арестован и обвинен в том, что «ведёт работу по созданию подпольных т. н. „катакомбных церквей“, насаждает тайное монашество по типу иезуитских орденов и на этой основе организует антисоветские элементы для активной борьбы с Советской властью». В Рождественский сочельник 1942 года священномученик Сергий был расстрелян и погребен в безвестной общей могиле.

На момент расстрела ему было 49 лет.

Вы прочитали статью Новомученики и исповедники Российские. Читайте также:

  • Фотокарточки исповедников
  • Трудности почитания Новомучеников и исповедников Российских в настоящее время
  • Митрополит Климент: Нужно активно повествовать о подвиге новомучеников и исповедников

2. Гонения на Церковь

Христиане преследовались как на религиозной, так и на политической почве. Иудеи возглавляли гонения на новую церковь в Иерусалиме. Преследования же со стороны Римского государства стали организованными только в правление Нерона (54–68), да и то вплоть до 250 года они были локальными и разрозненными, а массовый характер и жестокость обрели лишь при Деции.

2.1. Гонения до 100 года

Сомнительно, что первые массовые гонения на христианскую Церковь начал Нерон. По свидетельству Тацита, в Риме широко распространился слух, будто Нерон приказал устроить пожар, разрушивший часть города, и в результате пришлось искать козла отпущения. Предубеждение по отношению к себе Нерон направил в русло вражды против христиан, обвинив их в поджоге и занявшись подстрекательством к их рассеянию. Точно известно, что гонения не выходили за пределы Рима и близлежащих территорий. В этот период смерть постигла Петра и Павла.

Преследования возобновились в 95 году в правление деспота Домициана. Иудеи отказались платить налог, который взимался для поддержки Юпитера Капитолийского, а поскольку христиане продолжали ассоциироваться с иудеями, они также испытали на себе гнев императора. Именно в это время апостол Иоанн был сослан на остров Патмос, где он написал книгу «Откровение».

2.2. Христианство под запретом (100–250 годы)

Первые массовые гонения начались в Вифинии в правление Плиния Младшего примерно в 112 году, когда христиан стали вызывать в суды в качестве обвиняемых. В довольно любопытном послании императору Траяну Плиний делился сведениями о христианах, описывая их политику и просил Траяна высказать свое мнение. Он сообщал, что «зараза этого предрассудка» (то есть христианства) проникла в сельскую местность, равно как в большие города, что храмы практически опустели, а торговцы священными животными разорились. Далее Плиний рассказал Траяну о предпринятых гонениях. По чьему-либо доносу Плиний вызывал человека на суд и трижды спрашивал, является ли он христианином. Если человек три раза отвечал «да», то его приговаривали к смерти.

В ответе Траян уверил Плиния, что именно так все и должно делаться. Не нужно было специально искать христиан, но если поступало известие, что какой-то человек является христианином, то он должен нести наказание при условии, если публично не отречется от Христа и не станет поклоняться богам Римлян. Именно в этот период гонений расстался с жизнью Игнатий.

Гонения происходили также в Смирне в середине II века, когда был замучен Поликарп и доставлен разгневанной толпой к властям.

Местные бедствия, например пожар в Риме, или правление усердного губернатора были причинами гонений вплоть до правления Марка Аврелия. Марк Аврелий был твердый стоик, которому передалось предубеждение против христианства от его учителя Фронтона. Склонный относить естественные или случившиеся по вине человека бедствия на счет христиан, он отдавал приказы об их преследовании. Юстин Мученик, великий автор-апологет, претерпел страдания в Риме во время этих гонений.

2.3. Массовые гонения (после 250 года)

Деций взошел на имперский трон, когда подходило к концу первое тысячелетие римской истории и Империя страдала от стихийных бедствий, а также от внешних и внутренних нападок на ее стабильность. Деций решил, что классическую культуру нужно спасать, причем спасать сильной рукой. Христиан стали рассматривать как особую опасность для государства, так как их число быстро росло, а деятельность принималась за попытки организовать государство внутри государства.

В 250 году Деций издал эдикт, в котором требовал, по меньшей мере ежегодного пожертвования на алтари римских богов и императора. Те, кто приносил такие жертвы, получали документ, называемый Libellus. Церковь испытывала большие волнения, пытаясь решить, что делать с теми, которые отреклись от христианской веры ради этих документов. К счастью для Церкви, гонения продолжались только год, до смерти Деция. Однако надо сказать, что Ориген претерпел пытки, которые привели к его смерти, в более поздний период.

В зависимости от императора гонения то уменьшались, то усиливались, но самые сильные гонения начались при Деций и Валериане, при котором был замучен Киприан, и окончились правлением Диоклетиана (245–313). Диоклетиан был сильным, воинственно настроенным правителем, который взошел на римский престол в конце века, ознаменованного в империи политическими беспорядками. Он решил, что империю и классическую культуру может спасти только сильная монархия, и в 285 году ликвидировал двоевластие принципата, созданное Цезарем Августом в 27 году до Р.Х. (в соответствии с которым император и сенат делили власть). Мощная, по образцу восточных, монархия казалась ему единственной альтернативой хаосу. В такой деспотической империи не могло быть места для демократии в правительстве или для терпимости по отношению к верам, противоречившим государственной религии. Следствием этой исторической ситуации стали наиболее жестокие гонения, которые христиане когда-либо испытывали.

Первые эдикты, призывавшие к преследованию христиан, вышли в марте 303 года. Диоклетиан приказал запретить собрания христиан, ликвидировать церкви, распустить церковных служителей, заключить в тюрьму упорствовавших в благовествовании, а Писания уничтожить в огне. (Этот последний приказ доставил Церкви немало хлопот впоследствии, когда в Северной Африке начались выступления донатистов против христиан, обвиненных в «традиторстве» — передаче Писания властям для сожжения, а после окончания гонений желавших вновь войти в Церковь.) Более поздний эдикт предписывал христианам приносить жертвы языческим богам, а в противном случае грозил смертным приговором. Евсевий указывал, что тюрьмы настолько переполнились служителями Церкви и их паствой, что там не оставалось места даже для преступников. Христиан наказывали лишением имущества, ссылкой, тюремным заключением, казнили или бросали на растерзание диким животным. Более удачливые христиане ссылались на копи, где они работали до конца жизни. Гонения ослабились, лишь, когда Диоклетиан в 305 году отрекся от престола.

После многочисленных преследований Галерей в 311 году, уже на смертном одре, издал эдикт о терпимом отношении к христианству при условии, что христиане не будут нарушать покой Империи. Однако гонения не прекратились до тех пор, пока Лициний и Константин не утвердили в 313 году Миланский эдикт, предоставивший свободу поклонения не только христианству, но и всем другим религиям. Константин считал, что поклонение Богу должно быть «первой и главной заботой» правителя, а потому не видел альтернативы свободе религии в имперской политике. Возможно, на его либерализм большое влияние оказало видение креста, которое, по преданию, дало ему уверенность в победе над противниками. (Совершенно определенно можно сказать, что Константин шел впереди своего времени, поскольку только недавно свобода исповедания стала считаться непременным признаком демократии.) Таким образом, христиане получили возможность открыто поклоняться Христу и приводить к Нему людей.

Проблема взаимоотношений между Церковью и государством не решена до сих пор. Бывает, что к христианам терпимо относятся лишь с позиции закона. Борьба ранней Церкви помогает понять важность современной концепции разделений Церкви и государства. Только там, где людям разрешается иметь личные интересы, отдельные от интересов общества, может быть религиозная свобода.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

  • Shares

Знакомьтесь, это Рой. Когда ему было 15, он и группа студентов подверглись нападению со стороны толпы мусульман. Вместо того чтобы отречься от своей веры, молодой индонезиец отважно произнес: «Я – Божий солдат…, готов умереть за Христа». И эта фраза стала его последними словами.

Девятнадцатилетняя Ми была христианкой меньше двух месяцев, когда охранник-коммунист из лаосской деревушки, откуда Ми была родом, подошел к ней и, приставив оружие ей к голове, сказал: «Если ты останешься христианкой, я тебя убью». На что Ми ответила: «Вы можете убить мое тело, но убить мой дух – не в ваших силах».

Новые законы в Китае, принятые за последние пару лет, запрещают подросткам посещать церковь, а учителям, пасторам и родителям – обучать религии детей младше 18 лет. Многие люди были арестованы и брошены в тюрьмы за нарушение этих законов.

Мне 19. На протяжении практически всей моей жизни я считала себя христианкой. Я никогда не подвергалась гонениям, угрозам и тюремному заключению за свою веру.

И я все время думаю: окажись я на месте Роя, Ми или подростка из Китая, была бы я столь верным последователем Христа?

Перемены в моей жизни с Богом

Последние несколько лет я целенаправленно изучаю тему гонимой церкви. Прочитав о том, что последователей Христа в Сомали убили за измену исламу их ближайшие родственники, и о том, что верующие в Иране рискуют всем, чтобы достать Библию, я посмотрела на свою, часто самодовольную веру, иными глазами.

Я увидела свою апатию – нежелание проводить время со Христом, читать Его Слово и пребывать в общении с Его народом – в резком контрасте с посвящением этой неотъемлемой части жизни христиан, подвергающихся гонениям. Я осознала, сколь малым я на самом деле пожертвовала ради Иисуса, тогда как другие отказались практически от всего.

Я благодарна за религиозную свободу, но свобода может также посеять семя самоуспокоения и попустительства. Я не хочу гонений, но я очень хочу, чтобы меня вывели из состояния апатии. Я слышала, что христиане в Китае молятся о том, чтобы в Америке начались гонения на христиан, потому что они знают, что гонения делают жизнь с Богом более глубокой.

Слишком часто в западных странах призыв последовать за Христом ограничивается лишь поднятием руки в конце служения и реже подразумевает готовность пожертвовать своей жизнью ради Христа. Но в таких странах как Китай, Индия и Северная Корея следование за Иисусом выглядит совсем по-другому. Обратиться в христианство означает рисковать своей жизнью, своей свободой и самое меньшее – своей работой. Даже достать одну-единственную Библию – уже сложно. А собраться с другими верующими – это огромная привилегия, если учесть, насколько это опасно.
И вот когда я смогла увидеть этот контраст, мне стало открываться, что следовать за Иисусом означает прилепиться к Нему – чего бы мне это ни стоило.

Перемены в моем отношении к церкви

Если бы посещение церкви составляло угрозу вашей жизни, вы бы туда ходили?

В США этот вопрос – гипотетический, поскольку обычно риск минимален или вовсе отсутствует. Но для многих наших братьев и сестер по всему лицу земли этот вопрос самый что ни на есть насущный, со всеми вытекающими последствиями.

Когда я представляю своих ровесников в Китае или Иране, рискующих своими жизнями, чтобы встретиться с другими верующими, мое сердце разрывается от боли при мысли о том, что подростки в Америке уходят из церкви. Также ужасно то, что многие молодежные группы, пытаясь затянуть молодежь в церковь, стараются привлечь их внимание тем, что, по сути, не имеет большого смысла: вечеринками с пиццей, подарками, играми и развлечениями.

То легкомыслие, с которым я некогда относилась к привилегии иметь возможность собираться и общаться с другими христианами, ужасающе, по сравнению с тем, чем ради этого рискуют другие люди.

То, что мне удалось узнать о христианах, подвергающихся гонениям, заставило меня ценить не только поместную церковь, но и полностью изменило мое восприятие церкви во всем мире. Церковь больше нашей собственной общины, деноминации и страны, и все мы духовно составляем одно тело этой огромной семьи последователей Христа. Осознание этого воодушевляет нас оказывать церкви по всему лицу земли молитвенную и финансовую помощь.

Перемены в моем отношении к Евангелию

Можно было бы подумать, что во времена гонений количество христиан сократится: многие люди предпочтут отвернуться от Христа. Однако, во многих местах гонений, начиная с ранней церкви и заканчивая нашими днями, наблюдаем совершенно противоположную картину. Сообщается, что в Иране христианство распространяется с огромной скоростью, несмотря на то, что правительство крайне жестоко обращается с христианами, Библия считается незаконной, а самих христиан постоянно увольняют с работы из-за их преданности Христу. В Китае также замечен бурный рост христианства за последние 30 лет и, несмотря на то, что государственные ограничения лишь усилились за последние годы, церковь продолжает расти.

То, что я узнала об этих гонимых братьях и сестрах, помогло мне еще больше полюбить Евангелие и заставило меня задуматься о том, насколько я сама живу согласно его учению и о том, делюсь ли я Евангелием с другими людьми. Христиане в Китае и Иране пожертвовали всем ради Евангелия, потому что они испытали его силу. Они положили свои жизни ради того, чтобы ответить на призыв Христа: «Идите, следуйте за Мной» и «Идите по всему миру» и считают, что оно того стоит.

Мы, наслаждающиеся свободой вероисповедания, ведем уникальное сражение против соблазна погрязнуть в комфорте, позабыв о Великом поручении Христа: то ли по причине страха быть осмеянными, то ли просто потому, что нам неудобно говорить о Боге. Но Евангелие стоит того, чтобы за него сражались. Раньше я часто отказывалась говорить об Иисусе, потому что это доставляло мне дискомфорт. А теперь мысль о том, что где-то в мире ребята моего возраста ищут удобного случая поделиться Евангелием, пусть даже ценой собственной жизни – а я не делала этого, потому что мне было неловко – разбивает мне сердце.

Перемены во мне теперешней

Я часто спрашиваю себя: Живи я в стране, переживающей гонения, какой бы тогда была моя жизнь? Хватило бы у меня сил устоять? Или я бы сдалась? Решилась бы я следовать за Иисусом – несмотря ни на что?

Задавая себе эти вопросы – и узнав о подростках, которым каждый день приходится на них отвечать, – я смогла проверить свою жизнь и веру, проанализировав тот образ жизни, который я веду сегодня. То, что я узнала, побудило меня молиться за гонимую церковь, вытрясло из меня поверхностный взгляд на христианство и предоставило мне более широкую перспективу того, что означает быть последователем Христа.

Шарль Эжен де Фуко, мученик за веру, умерший в начале 20-го века, писал: «Живите так, как если бы вам было суждено умереть мученической смертью этим вечером».

Да живет в каждом из нас подобная божественная смелость. Да не променяем мы на комфорт то, за что другие претерпевают страдания, и да не воспринимаем как должное ту свободу, за которую другие отдают свои жизни. Да будем помнить, что следование за Христом стоит любой цены, которая может потребоваться; и да проживаем мы каждый день своей жизни ради славы Его имени. И да научимся мы поддерживать своих братьев и сестер, переживающих гонения, усиленно молясь о них, постоянно поддерживая и бескорыстно жертвуя собой.

Сара Бэрретт thegospelcoalition.org, перевод Анастасия Сковородникова ieshua.org

Сара Бэрретт — 19-тилетний ведущий автор и редактор theRebelution.com. Ее книга “Love Riot: A Teenage Call to Live with Relentless Abandon for Christ” выходит весной 2020 г.

  • Shares

INVICTORY теперь на Youtube, Instagram и Telegram!

Хотите получать самые интересные материалы прямо на свои любимые платформы? Мы готовим для вас обзоры новых фильмов, интересные подкасты, срочные новости и полезные советы от служителей на популярных платформах. Многие материалы выходят только на них, не попадая даже на сайт! Подписывайтесь и получайте самую интересную информацию первыми!

Субтитры

Постоянно читать, запоминать, выучивать наизусть, размышлять, рассуждать сердцем о божественных словах. Постоянно надо этим заниматься. Хотите быть счастливы, хотите благодати Божьей, хотите быть защищенными? Хотите иметь услышанными молитвы ваши? Хотите же вы просьба, чтобы просьбы ваши исполнялись? Хотите же, правда хотите? Так, что вы думаете, что вы за свечки выторгуете у Бога благодать Божью? Я тебе свечку, ты мне благодать? Никогда в жизни, хоть все все свечки зажги в мире, это ничего не стОит, свечки ничего не значат, абсолютно ничего, ну разве что красиво и у в храме тепло. Хотите иметь Божию благодать, изучайте Священное Писание, кайтесь перед Богом в грехах своих и молитесь Богу на всякий час духом. Молитесь Богу на всякий час, на всякое время и на всякий час. И Священное Писание любите. Бросьте вон газеты, выбросьте ваши гаджеты все эти все, эти заразные все эти экраны, эти все социальные сети ваши, эти все интернеты, всё паскудство это. Телевизоры все повыключайте! Читайте Священное Писание! Хотите иметь Духа Святого, читайте Священное Писание и в Храм Божий приходите как можно чаще. О том, что в воскресенье вы все должны быть в Храме Божием. Я даже не говорю, это настолько общее место, что стыдно об этом говорить. В воскресенье как штык будьте здесь. Вот сегодня сегодня суббота, а некоторые лентяи скажут, я вчера в субботу был, в воскресенье посплю себе. Ведь много таких злодеев здесь стоит. 100 процентов! Вот сегодня причастилась там 90 человек, а завтра придет 50 в воскресенье. А воскресенье, скажу я вам, больше всех ангельских праздников. На Николая приходит 500 человек, а воскресенье 25 человек. Злодеи, безбожники, негодяи, преступники, призрители Божьей благодати. Николая любят, а Христа воскресшего не любит, Михаила любят, а воскресшего Христа не любит. Вас должно быть в 5 раз больше завтра, чем сегодня. И не думай себе, что вчера я уже был, завтра не пойду, потом опять пойду, когда захочу, пойду, хочу не пойду. Это злодейство бросьте, бросьте, закопайте его и и забудьте его. В воскресенье каждый будь в храме. И ни одного дня не проводите без молитвы! Ни одного дня! Утром проснулся, глаза разлепил, прежде чем сигарету закурить или зубы почистить или яичницу жарить или телевизор включать — Богу помолились непременно! Прежде чем на кровать лечь ухом на подушку — Богу помолись! Из дома выйти — Богу помолись, домой вернулся — поблагодарил Господа. За руль садишься — Богу помолились. Из за руля встал — Богу помолились. И в храм идти как можно чаще! А в воскресенье просто как штык, просто как штык. Не смейте в воскресенье в храм не ходить! Иначе тот же Михаил, который вас вас всех здесь посчитал и записал в книжечку, он вам головы поотвинчивает! Вы чего это Михаила чтите, а Христа воскресшего нет? Николая, Покров Божией матери там допустим еще чего-нибудь, Спиридона здесь набьется здесь толпа. понимаешь праздношатаев… На Спиридона здесь задыхаться будут люди, на Спиридона, а в воскресение почему не задыхаетесь, почему меньше вас воскресенье? Что Cпиридон Христа больше? Это злодейство, христиане поймите! Христа нужно чтить в воскресный день, это самое главное! Поэтому все здесь стоящие — примите эту метку. Это черная метка вам. Михаил слышал, он вас и накажет. Он может защитить, он может вам головы посвинчивать. Он и посвинчивает между прочим. Он и сегодня кое-кому уже головы свинчиваниет, потому что заслужили. Чтобы он нас защищал — нужно хвалить Бога и приносить славу тому, кто выше всех. Это Христос! Ни Николай Чудотворец, ни Спиридон Тримифунтский, ни Матерь Божия даже и не Михаил Архангел, а Христос воскресший, это царь людей и царь всех ангелов, это царь неба и земли. Ему все отдано в руки, он всеми командует. Его любите, его чтите, его Евангелие читайте, его заповеди исполняйте, ему служите, перед ним колени преклоняйте, ему поклоняйтесь! Христу Спасителю от девы родшевомуся, на кресте распятому во гроб лёгшему, из гроба вставшему, на небо вознесшемуся и паке грядущему судите живым и мертвым его же царствию не будет конца. Вот это вера православная, всё остальное добавится. Вот это есть православие, а все остальное добавится. И лампадки, и свечки там, и все эти праздники там, и то и сё и всякие обряды. Как креститься, как молиться, как поклониться, что почитать, это всё потом добавится. Христос во главе угла Он альфа и Он омега, Он начало и Он конец, всё от Него, через Него, и к Нему, Он самый главный. Слава тебе Иисусе, храни нас и милуй нас! Любим тебя, каемся пред тобою, хвалим имя Твоё, не оставляй нас, умножи верующих в тя, да народ божий сложится, обожится и умножится. Аминь. Поздравляю с причастием и надеюсь, что вы не просто слышали, но ещё и слушали. И не просто услышали, но ещё и поняли. И не просто поняли, но ещё и сделаете. Если сделаете это, вам будет хорошо и мне будет хорошо. Если не сделайте, мне будет хорошо, а вам будет плохо. Слава тебе Боже, Слава тебе Боже, Слава тебе Боже.