На христианском востоке патриарх греческий

Греция — страна победившего православия. Действительно, как еще можно назвать страну, где 98% населения единоверцы — ортодоксальные христиане, а православие — государственная религия, статус которой закреплен в Конституции страны? Единственная официально православная страна в мире, население которой никогда не отходило от веры, а наоборот, выстрадало свое право быть христианами. Современная Эллада — наследница христианских традиций Византийской империи. Элладская Православная Церковь (Ελληνική Ορθόδοξη Εκκλησία) — одна из самых многочисленных и влиятельных церквей среди своих единоверцев в мире.

Кафедральный Собор Святого Мины в Ираклионе

Именно на территории Греции находится единственная в мире православная монашеская республика Афон. Святая гора известна как земной удел Пресвятой Богородицы. В монастырях Афона сохранилась в чистом виде православная вера, унаследованная от великой Византии.

История христианства на земле эллинов тесно связана с Первоверховным апостолом Павлом, который своей проповедью привел к вере многочисленных местных язычников. На острове Родос есть бухта, названная в честь апостола Павла, в которой по преданию высадился пламенный проповедник. Иоанн Богослов написал одно из самых важных и загадочных произведений — Апокалипсис (Откровение) на острове Патмос. Греки чтят и хранят память о своей православной истории.

Отношения между государством церковью и народом

В Греции церковь не только духовный институт, но и авторитетная государственная и общественная организация. Важные религиозные праздники в стране имеют статус государственных, отмечаются грандиозно, с оркестрами, маршами, крестными ходами. Главным православным праздником, конечно же, является Светлое Христово Воскресение. Пасху в Греции отмечают в течение нескольких дней собираясь большими семьями за общим столом с традиционным пасхальным ягненком. Таинство крещения, как правило, предваряет запись в свидетельстве о рождении, а брак без венчания не признается юридически.

Священники в Греции находятся на обеспечении у государства, получая зарплаты. Кроме своих прямых духовных обязанностей, каждый служитель церкви имеет и общественную нагрузку. Это могут быть как занятия с подрастающим поколением, так и благотворительная деятельность. В маленьких деревенских храмах после воскресной службы могут устраивать совместные с паствой посиделки с греческим кофе. Общение священнослужителей и прихожан тесное и доверительное — клирики пользуются глубоким уважением у греков.

Греческий православный храм

Греческий храм в архитектуре

В православной греческой архитектуре встречаются храмы, построенные в виде базилик — это вытянутые прямоугольные строения, пространство внутри которых разделено на нефы — продольные части интерьера. В переводе с греческого базили́ка (βασιλική) — это «дом базилевса» или другими словами «королевский дом». Изначально такой архитектурный тип использовался при строительстве административных зданий. Вытянутые продольно базилики вмещают большое количество народа и напоминают корабль, ассоциирующийся со спасением. Внутри храмов-базилик, как правило, встречается нечетное количество нефов. Друг от друга нефы отделяются колоннами с арочными перекрытиями. Зачастую центральный неф шире и выше. Продольные нефы упираются в апсиду (в переводе с древне-греческого ἁψίς, ἁψῖδος — это «свод»), которая представляет собой выступающий полукруглый или полусферический объем здания, примыкающий к основному. Внутри здания в апсиде размещается алтарь, ориентированный на восток.

Со временем, когда для проведения служб потребовалось увеличение пространства перед алтарем, к базилике был добавлен поперечный неф — трансепт, пересекающий под прямым углом центральный и остальные нефы. Поперечный неф заканчивался с обеих сторон апсидами, преобразуя горизонтальную проекцию храма в крест.

Позднее, в период с V по VIII век, в Византии появился другой тип архитектуры храмов — крестово-купольный. Это прямоугольное в горизонтальной проекции строение, пространство которого внутри разделяют четыре столба, размещенные таким образом, что получаются девять прямоугольных частей интерьера. Столбы крестообразно перекрыты между собой цилиндрическими сводами, а над самым центром вверху расположен полусферический купол.

Кровля храмов и полусферический купол, как правило выложены глиняной черепицей коричневого или терракотового цвета. Иногда перед входом в храм встречается галерея с арочными перекрытиями. Крест сверху часто простой, под цвет кровли, не металлический, может быть объемным — так, что в горизонтальной проекции это тоже крест. Колокольня — это или высокая башня рядом с храмом, или простенькое сооружение для крепления одного или нескольких колоколов.

Особенности греческого храма

Икона Пресвятой Богородицы в храме

При входе в храм иногда есть притвор. В нем, как правило, расположены иконы, подсвечники и памятные таблички. Церковных лавок в греческой церкви обычно нет. Свечи могут лежать в специальных местах, а рядом ящичек для пожертвований. В некоторых храмах можно встретить огромные свечи — в человеческий рост. Для них есть специальные места — их тоже можно ставить. На иконах часто можно увидеть гирлянды чеканных металлических пластинок с изображением частей человеческого тела. Это так греки просят о выздоровлении от определенных болезней.

Внутри всех греческих храмов есть места для сидения — стасидии (στασίδια — по-гречески «скамья»). Это специальное деревянное кресло с подлокотниками и откидным сидением. Они установлены рядами параллельно иконостасу и вдоль стен.

Очень часто встречается мозаика на окнах. Много в убранстве храмов резного дерева ручной работы. Стены, своды и купол обычно расписаны на темы библейских сюжетов. В каждом храме встречается герб Византии — двуглавый орел — он же является и гербом греческого православия. Флаг с двуглавым орлом на желтом фоне есть снаружи у каждого храма.

Поведение в греческом храме

Как правило храмы в городах открыты с утра до вечера. Прихожане во время службы могут сидеть (для этого есть ряды стасидий) и вставать во время важных моментов службы.

В греческий храм женщинам разрешается входить без головного убора и в брюках. Мужчинам, как обычно — без головного убора. В пляжной одежде или в шортах храм лучше не посещать. Фотографировать внутри церкви, если висит запрещающая табличка — нельзя. Если запрета нет — то лучше попросить разрешения у настоятеля. Поставить свечи можно взяв необходимое их количество в специальных углублениях для свечей и положив в ящичек для пожертвований сумму, которую вы готовы пожертвовать. Свечи ставят в круглые подсвечники с песком — прямо в песок. Прямоугольный свечной столик — канун — для поминовения усопших, т.е можно поставить свечи за упокой.

Богослужебные традиции

В Греции особо празднично и торжественно, как парады, проходят крестные ходы. Особенно на Пасху — главный христианский праздник. Процессия прихожан с зажженными свечами, с песнопениями … направляется по улицам к главной площади, на которой устраивают сожжение чучела Иуды и небо освещают многочисленные разноцветные фейерверки, а ночь наполняется многоголосием радостных поздравлений.

Православные праздники в Греции отмечают по новоюлианскому календарю, который совпадает с григорианским. Теперь все календарные церковные праздники греки отмечают в унисон с католиками, у которых тоже принят григорианский стиль календаря. Исключение составляют те праздники, которые не привязаны к календарю и исчисляются специально — Пасха, Троица, День Святого Духа — они совпадают с праздниками установленными Русской Православной Церковью, которая так и осталась верна юлианскому стилю летоисчисления.

Служба в греческом храме проходит менее торжественно, но благодаря особой атмосфере, создаваемой в том числе и проникновенным распевом, ощущение благоговейной сопричастности не покидает до окончания богослужения.

В греческих храмах можно услышать знаменитый византийский распев — стиль церковного пения дошедший до нас от христиан первых веков. Это монофония (т.е одноголосие), построенная по совершенно другим законам гармонии, чем известная нам музыка. Поют, в основном, мужские голоса.

Когда совершается Малый Вход священнослужитель останавливается в центре солеи с Евангелием, и все прихожане подходят по очереди чтобы приложиться. Чтение Евангелия в храмах Греции происходит лицом к пастве. После литургии священник сам раздает всем прихожанам освященный хлеб.

У греков таинство исповеди не является обязательным перед причастием. Исповедуются греки тогда, когда почувствуют в этом необходимость. Частота исповеди у прихожан колеблется около 3 раз в год. Очередей на исповедь поэтому в храмах не видно. Исповедовать имеет право не каждый священник, а только иеромонахи, получившие благословение.

Особенности богослужебных облачений

Одеяние епископа

Наперсный крест не часто можно увидеть на священнике в Греции. Крест надевают только для службы с архиереем, или те священники, которые его ношение заслужили, как награду. У греческих священников богослужебная одежда фелонь (риза) не имеет шейного возвышения и сшита из тонкой ткани. Головной убор греческих священнослужителей — камилавка (кαμιλαύκα в переводе с греческого «верблюд») представляет из себя цилиндр с небольшими скругленными полями вверху и является обязательным элементом одежды священника. Камилавка бывает только черного цвета. Другой же головной убор — скуфия (σκούφια — по-гречески «шапка») — круглая мягкая черная шапочка теперь в Греции почти не используется, уступив место камилавке.

Иерархия Элладской Православной Церкви

В Элладской Церкви духовная иерархическая цепочка отличается от привычной в РПЦ и выглядит вот так:

Патриарх — архиепископ — митрополит — епископ.

Архиепископ Афинский и всей Эллады (Αρχιεπίσκοπος Αθηνών και πάσης Ελλάδος) является главой Священного Синода. Избирается исходя из положений Уставной хартии Греческой Церкви 1977 года Священным Синодом. В число кандидатов на избрание входят все действующие греческие митрополиты — епархиальные архиереи. По истечении пяти дней после избрания президент Греции должен издать указ о его признании, и затем совершается чин возведения на кафедру — интронизация.

Священный Синод Иерархов (Ιερά Σύνοδο της Ιεραρχίας) — считается высшей властью в Элладской Церкви. В Священный Синод входят все епархиальные архиереи, имеющие сан митрополитов и назначенные правительством республики. Для вопросов, связанных с общецерковным управлением повседневного характера был специально создан Постоянный Священный Синод (Διαρκής Ιερά Σύνοδος), в который входит Архиепископ и двенадцать митрополитов.

Элладская Православная Церковь включает в себя: 81 епархию, причем 30 из них относятся к юрисдикции Константинопольского Патриархата номинально. Епархии острова Крит, архипелага Додеканес и монашеская республика Афон прямо относятся к юрисдикции Константинопольского Патриарха, поэтому частью Элладской Церкви не считаются.

Греческие храмы. Фото

Главный фасад Собора Благовещения в РодосеЦерковь Святого НектарияХрам Святого Спиридона Тримифунтского Храм Четырех мучеников Кафедральный собор в Ханье Храм Святителя Николая Чудотворца Церковь Святой Екатерины

«Евхаристический шантаж»

18 октября 2019 года. Выступает патриарх Кирилл. Фото: РИА Новости

Дело в том, что на чрезвычайном заседании Архиерейского собора Элладской архиепископии в Афинах 12 октября было принято решение о фактическом признании церковью Греции автокефалии (то есть полной церковной независимости от Москвы) Православной церкви Украины (ПЦУ). Если быть уж совсем корректными, то в определении собора признается право Константинопольского патриарха такую автокефалию предоставить и делегируется Афинскому архиепископу право вступить с ПЦУ в полное каноническое общение от имени церкви Греции. Это решение принято спустя год после того, как Вселенский патриарх Варфоломей и его Синод объявили о согласии принять в свою юрисдикцию две непризнанные Украинские церкви — Киевский патриархат и автокефальную — и даровать им впоследствии Томос об автокефалии. Что и было исполнено с величайшей помпой в Стамбуле и Киеве 5–6 января уже нынешнего года.

Как известно, Московская патриархия ответила на демарш Константинополя полным разрывом общения с «первой по чести» православной церковью мира, объединяющей миллионы верующих в Америке, Западной Европе, Азии и Австралии.

Целый год московская пропаганда объясняла дарование автокефалии «украинским раскольникам» происками администрации США,

якобы стремящейся через своих агентов в Константинополе и Киеве подорвать лидирующее положение Московской патриархии в православном мире.

В самой Украине за это время более 500 приходов перешло из церкви Московского патриархата во вновь признанную ПЦУ, общее число общин которой достигло 7 тысяч. (При этом в Московском патриархате остается большинство православных приходов Украины — около 12 тысяч.)

Московская патриархия прилагала немыслимые усилия, убеждая остальные православные церкви не признавать ПЦУ и стремясь таким образом изолировать Константинополь. «Министр иностранных дел» РПЦ митрополит Иларион (Алфеев) постоянно объезжал поместные церкви, порой в сопровождении высокопоставленных российских чиновников и щедрых на пожертвования «единоверным братьям» олигархов. В одной только Греции в этом году он побывал трижды.

Греческий монах. Фото: РИА Новости

Действительно, внутри Элладской архиепископии было создано мощное пророссийское лобби — ряд епархий этой церкви существовали не столько за счет бюджета Греции, сколько за счет разного рода «помощи» из России. В Московской патриархии отчетливо понимали: Элладская архиепископия — ключевое звено; если она признает ПЦУ, этот процесс станет лавинообразным, и уже невозможно будет найти аргументы, чтобы удержать от такого же шага греческие по своей традиции Кипрскую и Александрийскую церкви. О признании ПЦУ также всерьез раздумывают Румынская, Болгарская и Албанская церкви.

В решающий момент, то есть 12 октября, несколько греческих митрополитов действительно высказались против признания ПЦУ. Но их оказалось всего 8 из 130.

Трое из них удостоились поименного благодарного упоминания в заявлении Синода РПЦ от 17 октября. Но говоря откровенно, это очередная катастрофа московской церковной дипломатии, олицетворяемой митрополитом Иларионом. Вопрос о его отставке становится все более предрешенным, на что, кстати, намекает и решение Синода о назначении ему заместителя в лице архиепископа Леонида (Горбачева). Причем в протоколе Синода особо отмечается, что он владеет английским, греческим и арабским (рабочим языком Антиохийского патриархата в Сирии и Ливане) языками.

Решение греческой церкви признать независимоть украинской Церкви при разгромно малом числе несогласных — всего 8 из 130 — очередной провал дипломатии РПЦ, возглавляемой митрополитом Иларионом. Фото: РИА Новости

На решение собора Элладской архиепископии, которое, пожалуй, еще сильнее влияет на расстановку сил в мировом православии, чем даже само дарование автокефалии ПЦУ, Московская патриархия теоретически могла ответить тремя способами: жестким, мягким и средним.

Жесткий, понятно, заключался в полном разрыве общения, как с Константинополем, и создании своих «параллельных» структур на территории Греции.

Мягкий был предложен неназванным источником в Элладской архиепископии через российское государственное информагентство РИА «Новости». Источник предлагал Москве попросить Афинского архиепископа Иеронима стать посредником в переговорах с Константинопольским патриархатом и согласиться на новый Всеправославный собор для решения «украинского вопроса». От участия в прошлом Всеправославном соборе (2016 год) РПЦ уклонилась в самый последний момент под очень туманным предлогом, чем фактически и спровоцировала Константинополь на предоставление автокефалии Украины.

Синод в Даниловом монастыре выбрал средний, компромиссный вариант, идущий в разрез с каноническим правом православной церкви. Синод постановил разорвать общение не со всей Элладской архиепископией, а только с теми ее иерархами, которые вступят в общение с ПЦУ. Такой подход противоречит, например, 10-му Апостольскому правилу: «Если кто с отлученным от общения церковного помолится, таковой да будет отлучен». РПЦ считает ПЦУ (в терминологии патриарха Кирилла — «украинских раскольников») и Константинопольский патриархат отлученными от церковного общения. Элладская архиепископия в полном составе общается с отлученным Москвой от общения Константинопольским патриархатом. Как в этой ситуации РПЦ, не нарушая Апостольское правило, может выборочно общаться с какой-то частью элладской иерархии, составляющей единое целое?

Такие методы патриарха Кирилла уже получили в современном православном мире определение «евхаристический шантаж».

Ведь что такое в конечном счете разрыв канонического общения? Это отказ причащаться от единой Чаши, участвовать в единой литургии — Евхаристии. Отказываясь вместе причащаться, одна церковь показывает, что у другой церкви уже никакой Евхаристии нет, что в ее литургической Чаше просто хлеб и вино, а не Тело и Кровь Христовы.

Протоиерей Всеволод Чаплин уже сравнивает греческую церковь с «сатанинским сборищем»… Фото: Анна Артемьева / «Новая газета»

Следуя именно этой логике, протоиерей Всеволод Чаплин написал в своем блоге, что Элладская архиепископия «перестала быть церковью» и превратилась в «сатанинское сборище». Это, пожалуй, самая важная для каждого христианина реальность, и когда ею начинают манипулировать в церковной политике, борясь за ту или иную территорию, выглядит это довольно страшно. Тем более если эта церковная политика — не более чем отблеск обычной светской политики.

Греки разоблачили провал дипломатии РПЦ

Фото с сайта Отдела внешних церковных связей РПЦ / mospat.ru

Греческий интернет-журнал Orthodoxia.info опубликовал стенограмму переговоров патриархов Кирилла и Варфоломея во время встречи в Стамбуле 31 августа. Согласно приведенным сведениям, Московский патриарх считает украинцев и русских одним народом, нынешней власти в Киеве предрекает свержение, а педофильские скандалы в Католической церкви называет наговором врагов христианства. В свою очередь, Константинопольский патриарх сообщил, что оскорблен высказываниями председателя Отдела внешних церковных связей РПЦ митрополита Илариона (Алфеева), и пригрозил митрополиту, участвовавшему в разговоре, анафемой.

«Мы никогда не переставали осознавать, что мы являемся одной страной и одним народом, — если верить публикации, якобы сказал патриарх Кирилл. Невозможно отделить Киев от нашей страны, потому что Киев — это исходный пункт нашей истории. Национальное самосознание русских и украинцев — это залог сохранения единства Русской православной церкви».

В ответ на слова Варфоломея о том, что к нему обратились представители украинского народа с просьбой о предоставлении церковной независимости, Кирилл заявил, что «они не являются представителями народа». Имеются в виду президент Порошенко и депутаты Верховной рады. «Они захватили власть в результате государственного переворота во время майдана. Они просят автокефалию с целью укрепления своей власти, которую захватили незаконно. Народ их свергнет и изгонит из власти, поэтому они стремятся к автокефалии, чтобы удержаться у власти при поддержке авторитета Вселенского патриарха», — якобы заявил Кирилл.

В ходе диалога патриарх Варфоломей высказал свои возражения против попыток РПЦ представить себя крупнейшей церковью в православном сообществе: «Вы, Святейший, говорите о том, что у вас миллионы верующих и что вы обладаете благодаря этому политической силой. Но сколько из этих миллионов были крещены? Сколько из них посещают богослужения в церкви? Для православия никогда число верующих не было критерием. Наоборот, всегда критериями были святые правила, традиция и канонический порядок».

Особенное раздражение Варфоломея вызвали заявления главного дипломата РПЦ митрополита Илариона. «Вы заявили что президент Порошенко подкупил Вселенского патриарха, — обратился он к Илариону. — Я вас спрашиваю прямо: можете ли вы доказать это? Если не можете, то вы хулите материнскую церковь, и она имеет право наложить на вас проклятие. «Это непростительно, когда вы сознательно лжете!» — воскликнул Варфоломей.

Между тем выяснилось, что Московский патриарх испытывает гораздо большую симпатию к Ватикану, чем к Константинополю. Он высказал свое отношение к педофильским скандалам, которые сотрясают католичество. По мнению Кирилла, если верить греческой публикации, эти скандалы представляют собой целенаправленную антихристианскую кампанию. «Кризис, который переживает сегодня Римско-католическая церковь, и усилия по его преодолению, все эти придуманные истории, касаются и нас», — якобы сказал предстоятель Русской православной церкви и добавил, что «разные утверждения, согласно которым якобы тридцать лет тому назад какой-то епископ что-то делал, представленные без каких-либо доказательств, причиняют ущерб церкви и создают очень болезненную атмосферу». «Эти претензии, эти обвинения являются катастрофическими, и мы должны поддерживать братьев католиков и заявить нашу к ними солидарность», — заключил Кирилл. При этом в начале разговора он заявил, что именно уния с Римом – цель тех, кто отрывает украинский народ от русского.