Патриарх феодор 2

Феодор II (патриарх Александрийский)

В Википедии есть статьи о других людях с именем Феодор II.

Его Блаженство
Папа и Патриарх Феодор II
Πάπας και Πατριάρχης Θεόδωρος Β΄

116-й Папа и Патриарх Александрийский и всей Африки

c 24 октября 2004
Избрание 9 октября 2004 года
Интронизация 24 октября 2004 года
Церковь Александрийский патриархат
Предшественник Петр VII

Митрополит Зимбабвийский

16 сентября 2002 — 24 октября 2004
Церковь Александрийский патриархат
Предшественник Кирилл (Икономопулос)
Преемник Георгий (Владимиру)

Митрополит Камерунский

24 ноября 1997 — 16 сентября 2002
Церковь Александрийский патриархат
Предшественник Петр (Папапетру)
Преемник Димитрий (Захаренгас)

Епископ Киринский,
Экзарх патриарха Александрийского в Афинах

7 июня 1990 — 12 марта 1997
Церковь Александрийский патриархат
Преемник Афанасий (Киккотис)
Имя при рождении Николаос Хорефтакис
Оригинал имени при рождении Νικόλαος Χορευτάκης
Рождение 25 ноября 1954 (65 лет)
Канли-Кастели, остров Крит, Греция
Принятие священного сана 1975
Принятие монашества 1973
Епископская хиротония 7 июня 1990
Награды
Медиафайлы на Викискладе

Патриа́рх Фео́дор II (греч. Πατριάρχης Θεόδωρος Β΄, в миру Нико́лаос Хорефта́кис, греч. Νικόλαος Χορευτάκης; род. 25 ноября 1954, деревня Канли-Кастели, Крит, Греция) — епископ Александрийской православной церкви; с 24 октября 2004 года — Папа и Патриарх Александрийский и всей Африки. Греческий богослов и миссионер.

Биография

Родился 25 ноября 1954 года в деревне Канли Кастели (ныне Профитис Илиас (греч. Προφήτης Ηλίας Ηρακλείου), община Ираклион) на острове Крит (Королевство Греция). Начальное образование получил в родной деревне.

15 августа 1973 года в Успенском монастыре в Агарафосе близ Ираклиона (Крит) архимандритом Кириллом (Киприотакисом) был пострижен в монашество с наречением имени Дионисий.

В 1974 году окончил Ризариевскую церковную школу в Афинах и продолжил обучение на богословском факультете Фессалоникийского университета со степенью магистра богословия.

22 февраля 1975 года митрополитом Ламбийским и Сфакийским Феодором (Дзедакисом) рукоположён в сан диакона, после чего служил архидиаконом Ламбисской митрополии на Крите.

23 апреля 1978 года тем же архиереем рукоположён в сан иеромонаха с наречением имени Феодор и возведением в сан архимандрита, после чего был протосинкеллом той же митрополии. Занимался благотворительностью.

В 1985 году по приглашению патриарха Александрийского Николая VI перешёл в клир Александрийского патриархата и назначен экзархом (представителем) Александрийского патриархата в Русской православной церкви (подворье в Одессе). Изучал историю искусств, литературу и философию в Одесском университете (СССР). Участвовал в создании Филиала Греческого фонда культуры в Одессе, а также и в создании Музея организации Филики Этерия.

7 июня 1990 года хиротонисан во епископа Киренского и назначен экзархом Александрийской церкви в Афинах, сопровождал патриарха Александрийского Парфения III в миссионерских поездках по Африке и в зарубежных визитах.

Вскоре по кончине в 1996 году патриарха Парфения III, патриархом Петром назначен патриаршим эпитропом (фактически основным консультантом и помощником). В сентябре 1997 года избран митрополитом Камерунским (митрополия в то время включала государства Центральной и Западной Африки) и прибыл в Яунде (Камерун) 24 ноября того же года

С сентября 2002 года митрополит Зимбабвийский. Учредил четыре миссионерских центра в Хараре, греческий культурный центр на 400 человек, два больших миссионерских центра в соседнем Малави с больницами, техническими школами и курсами медсестёр. На средства греческого парламента обновил греческий квартал (Школа, Церковь, Дом Священника) в Беире, Мозамбик. Основывал церкви и способствовал созданию православных общин в Ботсване и Анголе.

9 октября 2004 года, после гибели патриарха Петра и его свиты в катастрофе вертолёта над Эгейским морем, избран на престол патриархов Александрийских. Настолован 24 октября 2004 года в Благовещенском соборе Александрии. На церемонии присутствовали предстоятели и представители поместных православных церквей, в том числе Архиепископ Афинский Христодул и Архиепископ Тиранский Анастасий, глава Коптской Церкви Папа Шенуда III, президент Греции Константин Стефанопулос, представители президента Египта Хосни Мубарака.

В октябре 2007 года, по приглашению патриарха Московского и всея Руси Алексия, совершил официальный визит в Московский Патриархат.

Единственным из предстоятелей других церквей в патриаршем сане участвовал в интронизации московского патриарха Кирилла в Храме Христа Спасителя 1 февраля 2009 года.

Как патриарх, неоднократно посещал Россию и другие страны, входящие в каноническую территорию Московского патриархата.

8 ноября 2019 года признал Православную Церковь Украины и внёс её предстоятеля митрополита Епифания (Думенко) в диптих. В ответ, Священный синод Московского патриархата 26 декабря того же года, среди прочего, постановил: «Подтвердить невозможность поминовения имени Патриарха Александрийского Феодора в диптихах, а также молитвенного и евхаристического общения с ним.»

Награды

Д. А. Медведев и патриарх Феодор

  • Орден Дружбы (Россия, 17 сентября 2009 года) — за большой вклад в развитие сотрудничества между Российской Федерацией и Арабской Республикой Египет
  • Орден князя Ярослава Мудрого I степени (Украина, 27 июля 2013 года) — за выдающуюся церковную деятельность, направленную на подъём авторитета православия в мире, и по случаю празднования на Украине 1025-летия крещения Киевской Руси
  • Орден святого равноапостольного великого князя Владимира I степени (РПЦ, 2007 год).
  • Орден Славы и Чести I степени (РПЦ, 2013 год)
  • Орден УПЦ МП преподобних Антония и Феодосия Киево-Печерских I степени (2007 год)..
  • Золотой орден Святого Георгия (Грузинская православная церковь, 2008)
  • премия имени Патриарха Алексия II «За выдающуюся деятельность по укреплению единства православных народов. За утверждение и продвижение христианских ценностей в жизни общества» (2012).
  • Орден Сербского флага I степени (26 сентября 2017 года, Сербия)
  • Медаль святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова 1-й степени (6 декабря 2017 года, Санкт-Петербургская духовная академия)

Примечания

  1. 1 2 торжественный титул: «Его́ Блаже́нство Па́па и Патриа́рх Вели́каго Гра́да Александри́и, Ливи́и, Пентапо́ля, Ефио́пии, всего Еги́пта и всея́ А́фрики, Оте́ц Отце́в, Па́стырь Па́стырей, Архиере́й Архиере́ев, Третийна́десят Апо́стол и Судия́ Вселе́нныя»
  2. 1 2 3 4 5 http://archive.romfea.gr/arthra-apopseis/31385-2015-04-07-13-49-23
  3. Η Α.Θ.Μ. ο Πάπας & Πατριάρχης Αλεξανδρείας & Πάσης Αφρικής κ.κ. ΘΕΟΔΩΡΟΣ Β΄. Биография на официальном сайте Александрийского патриархата.
  4. ΙΕΡΑΠΟΣΤΟΛΙΚΟ ΤΑΞΙΔΙ ΤΟΥ ΑΛΕΞΑΝΔΡΙΝΟΥ ΠΡΟΚΑΘΗΜΕΝΟΥ ΣΤΟ ΚΑΜΕΡΟΥΝ, ΤΗΣ ΚΕΝΤΡΙΚΗΣ ΑΦΡΙΚΗΣ. Официальный сайт Александрийского патриархата, 24.11.2017
  5. Церковный вестник / Православный мир
    • В день памяти преподобного Сергия Радонежского Предстоятели Александрийской и Русской Православных Церквей совершили совместное богослужение в Троице-Сергиевой лавре. Патриархия.ru, 8 октября 2007.
    • Завершился визит в пределы Русской Православной Церкви Блаженнейшего Патриарха Александрийского и всей Африки Феодора II (дополненная версия). Патриархия.ru, 17 октября 2007.
  6. В Храме Христа Спасителя состоялась интронизация Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Патриархия.ru, 1.02.2009.
    • Патриарх Александрийский Феодор II призвал украинский народ объединиться вокруг канонического Предстоятеля. 14.10.2007
    • Завершился визит Блаженнейшего Патриарха Александрийского Феодора. 23.11.2016.
    • Блаженнейший Патриарх Александрийский и всей Африки Феодор II возглавил торжественное богослужение в Храме Христа Спасителя в день 100-летия интронизации святителя Тихона, Патриарха Московского. 4.12.2017
    • Блаженнейший Патриарх Александрийский Феодор и Святейший Патриарх Кирилл совершили молебен у памятника равноапостольному князю Владимиру в Москве. 28.07.2018
    • Предстоятель Александрийской Православной Церкви совершает визит в Одессу. 28.09.2018
  7. Письмо Александрийского Феодора к архиереям за признание Украины. orthodoxia.info, 8.11.2019 (греч.)
  8. Александрийский патриархат признал автокефалию Православной церкви Украины. Би-би-си, 8.11.2019.
  9. ЖУРНАЛЫ заседания Священного Синода от 26 декабря 2019 года. — См. Журнал № 151. Патриархия.ru, 26 декабря 2019.
  10. Указ Президента Российской Федерации от 17 сентября 2009 года № 1044 «О награждении орденом Дружбы граждан Арабской Республики Египет» (недоступная ссылка)
  11. Указ Президента Украины № 394/2013 «О награждении орденом князя Ярослава Мудрого»
  12. Предстоятели Александрийской и Русской Православных Церквей вручили друг другу церковные награды официальный сайт МП 8 октября 2007 г.
  13. Состоялась встреча Святейшего Патриарха Кирилла с Предстоятелем Александрийской Православной Церкви
  14. В УПЦ (МП) нагородили Патріарха Феодора II орденом Архивная копия от 29 октября 2007 на Wayback Machine (укр.)
  15. Александрийский Патриарх удостоен высшей награды Грузинской Православной Церкви
  16. Состоялась братская беседа Предстоятеля Русской Православной Церкви с Блаженнейшим Патриархом Александрийским Феодором / Видеоматериалы / Патриархия.ru
  17. Alexandrian Patriarch Theodoros II awarded by President of Serbia Aleksandar Vucic with the order of Great Cross of Apostle Mark. A high state order handed in to Patriarch Theodoros II
  18. «Несмотря на то, что на голове у меня тиара, а на груди панагия — в сердце я остаюсь миссионером». Патриарх Феодор II посетил Духовную Академию

Ссылки

  • Феодор II, Блаженнейший Патриарх Александрийский и всей Африки (Хорефтакис Николас) на сайте Московского Патриархата.
  • HIS BEATITUDE THEODOROS II POPE AND PATRIARCH OF ALEXANDIA AND ALL AFRICA BIOGRAPHY на сайте Александрийского Патриархата

Патриарх Феодор II помогает Фанару «сшивать» бывшую Османскую империю

Станислав Стремидловский, 9 ноября 2019, 13:06 — REGNUM

Cont.ws

Александрийский патриарх Феодор II вчера, 8 ноября, на литургии в Каире в присутствии многочисленных епископов впервые помянул главу Православной церкви Украины Епифания как предстоятеля автокефальной Церкви. По церковным нормам это означает признание ПЦУ.

Патриархат Александрии и всей Африки стал третьей Церковью, которая решила поддержать Православную церковь Украины, созданную в декабре прошлого года с благословления Константинопольского патриархата. Ранее, в середине октября это сделала Элладская православная церковь. В начале ноября в интервью «Комсомольской правде» председатель Отдела внешних церковных связей Московского патриархата митрополит Иларион так ответил на вопрос, может ли кто-то из других поместных Церквей последовать примеру греков: «Я очень надеюсь на то, что ни одна поместная Церковь не последует этому печальному примеру». Надежды не оправдались. Русская православная церковь с глубокой скорбью восприняла решение патриарха Александрийского Феодора II признать раскольническую Православную церковь Украины и внести имя ее главы Епифания в диптих, заявил РИА Новости заместитель главы ОВЦС протоиерей Николай Балашов. Он отметил, что дальнейшее суждение по этому вопросу будет иметь Священный синод. Практически этими же словами отец Николай до того реагировал на действия Элладской церкви. И сколько раз и когда ему придется их повторить в будущем?

Патриарх Феодор II (сс) Saint-Petersburg Theological Academy

Так что сложившаяся ситуация требует оценки. Попробуем дать предварительный анализ. Как заявляют в пресс-службе Русской церкви, признание Феодором II неканонической ПЦУ делает невозможным его поминовение. Но, во-первых, тогда становится еще более очевидным то, о чем мы уже, впрочем, писали: действия Московского патриархата в «большой церковной игре» в рамках «признания — не признания» и «разрыва отношений — не разрыва» делают ее уязвимой, затягивая в дебри канонически-юридической казуистики. Тем более после того, как Русская церковь приняла неоднозначное решение по части Элладской церкви, решив не поминать за богослужениями ее предстоятеля архиепископа Иеронима II и тех архиереев, которые «вступили или вступят в таковое общение с представителями украинских неканонических раскольнических сообществ». Не благословляется «совершение паломнических поездок в епархии, управляемые означенными архиереями», говорилось также в постановлении Священного синода Русской церкви. А как теперь Московскому патриархату реагировать на действия александрийского патриарха? Идти по прежнему пути, деля его архиереев на «чистых» и «нечистых», и не благословлять верных Русской церкви ездить в Египет?

Во-вторых, для многих неожиданностью стало то, что после Элладской церкви следующим, кто заявил о признании ПЦУ, стал именно Александрийский патриархат. Ведь Феодор II учился в Одессе, был представителем Александрийского патриархата на Украине, знает русский язык, все это время открыто выражал симпатии и поддержку канонической Украинской православной церкви Московского патриархата и ее предстоятелю митрополиту Онуфрию. «Почти год он (александрийский патриарх — С.С.) не признавал так называемую ПЦУ, и только теперь озвучил такое, мягко говоря, странное решение, не обосновав его никакими церковными канонами, — заявил ТАСС глава информационно-просветительского отдела УПЦ МП митрополит Климент. — Если бы были какие-то предпосылки для признания так называемой ПЦУ, то александрийский патриарх должен был бы это сделать еще зимой прошлого года, когда эта квазицерковная структура была создана, а не ждал бы столько времени. Своим решением он предал верующих УПЦ, которые видели в этом иерархе защитника церковных канонов, переданных нам от святых отцов». В чем же причина разворота Феодора II? По мнению митрополита Климента, дело в «существовании внешних факторов далеко нецерковного характера». Каких?

Митрополит Климент Makarios30

Отсюда, в-третьих, нужна грамотная диагностика происходящих процессов. Первоначально, когда в январе этого года после вручения константинопольским патриархом Варфоломеем томоса об автокефалии главе ПЦУ митрополиту Епифанию начиналась борьба за признание в православном сообществе новой Церкви, третьим участником ее был президент Украины Петр Порошенко. Его вовлечение создавало кампании имидж антироссийской и направленной как против УПЦ МП, так и Русской церкви. Однако после того, как Порошенко по итогам президентских выборов сменил Владимир Зеленский, который публично дистанцировался от церковного конфликта и вопросов признания ПЦУ, стало казаться, что дело вовсе не в Московском патриархате и находящихся в общении с ним украинских православных. В то время, как новые светские власти Украины и Россия в разной степени, но выдерживали принцип разделения дел церковных и государственных, все более и более активно вел себя Вашингтон. Государственный департамент США не стеснялся и не стесняется работать как по закрытым каналам, так и по линии публичной дипломатии, поддерживая Фанар и ПЦУ.

И вроде бы все говорит о том, что приоритет Вашингтона — это Православная церковь Украины. Но если обратить внимание на географию действий американской дипломатии на церковном направлении, то заметно, что она на 99% укладывается в контуры владений бывшей Османской империи. Вот и сейчас первой, кто после Константинопольского патриархата признала ПЦУ, стала Элладская церковь, то есть Греция. Вторым — Александрийский патриархат, то есть Египет. Афины и Каир находятся в напряженных отношениях с турецким президентом Реджепом Тайипом Эрдоганом. Совпадение ли то, что именно они вышли на передний план в «большой церковной игре»? Многое будет понятно по тому, какая Церковь последует за ними. Так, вскоре на Кипр, еще одно государство, конфликтующее с Турцией, должен прибыть патриарх Феодор II. Формальный повод — торжества по случаю 1400-летия святителя — патриарха Александрийского Иоанна Милостивого (память совершается в день его упокоения, 25 ноября).

Если Кипрская православная церковь провозгласит признание Православной церкви Украины, можно будет допустить, что под предлогом «украинского вопроса» идет возрождение влияния Константинопольского патриархата на его канонической территории времен расцвета Османской империи, когда он менял глав Церквей и диктовал патриархам. Такой же вывод логичен, если о признании ПЦУ заявят Иерусалимский или Антиохийский патриархат. Тем временем, как сообщает сайт госдепартамента, посол США по особым поручениям по международной религиозной свободе Сэм Браунбэк собирается 11 ноября посетить Сербию, а 15 ноября — Черногорию, которые когда-то тоже были под османами. В Белграде он планирует встретиться с патриархом Сербским Иринеем, в Подгорице — с «местными религиозными лидерами». Судя по всему, Фанар и Вашингтон «сшивают» церковное пространство бывшей Османской империи на линии Балканы — Северная Африка — Ближний Восток в единое целое. Понять бы еще, зачем.

Папа и патриарх Александрийский и всей Африки

Папа и патриарх Александрийский Феодор II

Па́па и патриа́рх Александри́йский и всей А́фрики, полный титул — Его Божественное Блаженство Папа и Патриарх Великого Града Александрии, Ливии, Пентаполя, Эфиопии, всего Египта и всей Африки, Отец Отцов, Пастырь Пастырей, Архиерей Архиереев, Тринадцатый Апостол и Судия Вселенной (греч. Ἡ Αὐτοῦ Θειοτάτη Μακαριότης ὁ Πάπας καί Πατριάρχης τῆς Μεγάλης Πόλεως Ἀλεξανδρείας, Λιβύης, Πενταπόλεως Αἰθιοπίας, πάσης γῆς Αἰγύπτου καί πάσης Ἀφρικῆς, Πατήρ Πατέρων, Ποιμήν Ποιμένων, Ἀρχιερεύς Ἀρχιερέων, τρίτος καί δέκατος τῶν Ἀποστόλων καί Κριτής τῆς Οἰκουμένης) — официальный титул предстоятеля Александрийской Православной Церкви. Александрийская церковь — одна из древнейших, в диптихе Православных Церквей стоит второй, после Константинопольской и перед Антиохийской.

Из всех Православных патриархов только у патриарха Александрийского имеется титул Папы.

История титула

Согласно шестому канону Первого Вселенского собора (325) и второму канону Второго Вселенского собора (381), власть Александрийского епископа распространялась «на весь Египет». До возвышения Константинополя Александрия была главным христианским центром на Востоке.

С середины III века Александрийский епископ носит почётный титул Папы. Первым предстоятелем Александрийской церкви, упомянутым как папа, был Иракл Александрийский (231—248). С 451 года за Александрийским епископом также утвердился титул патриарха.

С именем патриарха Феофила (Филофея) II связано предание о разрешении им около 1015 года спора византийского императора Василия II и патриарха Константинопольского Сергия II, за что Александрийский первосвятитель удостоился титула «Судии вселенной» (Κριτής της Οικουμένης), получив право носить две епитрахили и тиару.

Патриарх Мелетий II (1926—1935) распространил юрисдикцию Александрийского патриархата на всю Африку, заменив в титуле Александрийского патриарха слова «всего Египта» на «всей Африки».

C 9 октября 2004 года предстоятелем Александрийской Православной Церкви является Феодор II.

> См. также

  • Список предстоятелей Александрийской Православной Церкви
  1. Александрийская Православная Церковь. Патриархия.ru
  2. The Patriarchate of Alexandria and all Africa.
  3. Ορθόδοξος Συναξαριστής :: Κατάλογος Πατριαρχών Αλεξανδρείας
  4. 1 2 Папа Черного континента: интервью с Патриархом Александрийским Петром VII (комментарий в русле истории). Церковно-научный центр «Православная энциклопедия».
  5. Get to Know Popes of East & West. Amazon. Дата обращения 7 ноября 2010.
  6. History of the Coptic Church, Iris Habib Elmasry.
  7. Египет // Православная энциклопедия. — М. : Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2008. — Т. XVII. — С. 703—745. — 752 с. — 39 000 экз. — ISBN 978-5-89572-030-1.http://www.pravenc.ru/text/.html
  8. Александрийский патриархат. Catholic.ru

Па́па и Патриа́рх Александри́йский и всей А́фрики (полный титул Блаже́ннейший, Боже́ственнейший и Святе́йший Отец и Пастыренача́льник, Па́па и Патриа́рх Вели́кого Гра́да Александри́и, Ли́вии, Пента́поля, Эфио́пии, всего Еги́пта и всей А́фрики, Отец Отцо́в, Па́стырь Па́стырей, Архиере́й Архиере́ев, Трина́дцатый Апо́стол и Судия́ Вселе́нной, греч. Η Αυτού Θειοτάτη Μακαριότης ο Πάπας και Πατριάρχης της μεγάλης πόλεως Αλεξανδρείας, Λιβύης, Πενταπόλεως, Αιθιοπίας, πάσης γης Αιγύπτου και πάσης Αφρικής, Πατήρ Πατέρων, Ποιμήν Ποιμένων, Αρχιερεύς Αρχιερέων, τρίτος και δέκατος των Αποστόλων και Κριτής της Οικουμένης) — официальный титул предстоятеля Александрийской Православной Церкви. Православная Александрийская Церковь — одна из древнейших, в диптихе Православных Церквей стоит второй, после Константинопольской и перед Антиохийской.

Из всех православных патриархов только у Патриарха Александрийского имеется титул Папы.

> См. также

  • Список предстоятелей Александрийской православной церкви

>Видео по теме

Епископы
(42—325)

  • Марк<ап70>
  • Аниан
  • Авилий
  • Кедрон
  • Прим
  • Юст (Юстин)
  • Евмен
  • Марк II (Маркиан)
  • Келадион (Келладий)
  • Агриппин (Агриппа)
  • Юлиан (Юлий)
  • Димитрий
  • Иракл
  • Дионисий
  • Максим (Максимиан)
  • Феона
  • Пётр
  • Ахилл

Архиепископы
(325—451)

Патриархи
(с 451)

<ап70> — апостол от 70 <а> — ариане <мфз> — монофизиты <мфл> — монофелиты <ю> — юлианисты

В Русской православной церкви не исключили изменений в духовном окормлении соотечественников, проживающих в странах Африки. Меры эти будут вынужденными из-за признания Александрийской православной церковью так называемой «Православной церкви Украины» (ПЦУ).

— Конечно, только Синод может принять такое решение, но последствия в плане окормления наших соотечественников, скорее всего, неизбежны. Так как это сейчас станет одной из задач, которые надо будет рассматривать и решать, — написал у себя в паблике председатель Синодального отдела РПЦ по взаимоотношениям с обществом и СМИ Владимир Легойда.

Напомним, в пятницу Патриарх Александрийский и всея Африки Феодор II внес в диптих главу раскольнической ПЦУ Епифания (Думенко). В ответ РПЦ прекратила поминовение за богослужениями Александрийского Патриарха.

Его поступок, связанный с шантажом Константинополя и греческих властей (в первую очередь, по части финансов), восприняли в Украинской православной церкви как неожиданное предательство. Феодор в свое время учился и служил в Одессе и неизменно выступал в поддержку канонической церкви и ее предстоятеля митрополита Онуфрия. В частности, во время своего визита в Одессу в 2018 году.

Третья православная церковь признала независимую от Москвы Православную церковь Украины

ВСЕ ФОТОПредстоятель Александрийской православной церкви патриарх Феодор II объявил о признании независимой от Московского патриархата Православной церкви Украины
Nikolaos Katsikas / YouTube Владимир Путин с Патриархом Московским и всея Руси Кириллом (справа) и Патриархом Александрийским и всея Африки Феодором на торжествах по случаю 1030-летия крещения Руси, Москва, 28 июля 2018 года
Пресс-служба Президента России Владимир Путин с Патриархом Московским и всея Руси Кириллом (справа) и Патриархом Александрийским и всея Африки Феодором на торжествах по случаю 1030-летия крещения Руси, Москва, 28 июля 2018 года
Пресс-служба Президента России Владимир Путин с Патриархом Александрийским и всея Африки Феодором II, Каир, февраль 2015 года
Пресс-служба Президента России Патриарх Александрийский и всея Африки Феодор II, февраль 2015 года
Пресс-служба Президента России

Предстоятель Александрийской православной церкви патриарх Феодор II объявил о признании независимой от Московского патриархата Православной церкви Украины. Об этом он объявил в пятницу в Каире. Он уже помянул предстоятеля ПЦУ митрополита Епифания в ходе литургии. Александрийская церковь — третья из 14 общепризнанных, признавших независимость украинской, пишет Радио «Свобода».

В пятницу Феодор II заявил, что хотел бы сообщить о важном событии в присутствии архиереев и посла Греции. «С сегодняшнего дня наш патриархат вписал в диптих автокефальную Православную церковь Украины и блаженнейшего митрополита Епифания, — сказал Феодор..

По его словам, с сегодняшнего дня начинается поминовение Епифания в церквях патриархии. Он сам помянул предстоятеля украинской церкви в ходе службы, видеозапись литургии выложена на странице прихода в фейсбуке.

Замглавы отдела внешних церковных связей Московского патриархата протоиерей Николай Балашов заявил, что РПЦ восприняла новость о решении Александрийской церкви «с глубокой скорбью». Он добавил, что РПЦ не сможет больше поддерживать молитвенное общение с Александрией, но решение по этому поводу будет принимать Синод.

При этом в РПЦ уже заявили, что решении патриарха Александрийского признать главу украинских раскольников Сергея Думенко (митрополита Епифания) и внести его имя в диптихи Александрийской церкви делает невозможным поминовение патриарха Александрийского Патриархом Московским и всея Руси.

В декабре 2018 года на Украине объединились в Православную церковь Украины несколько непризнанных мировым православием украинских церквей. Её признала Константинопольская православная церковь, в 2019 года в Стамбуле её глава подписал томос о церковной независимости ПЦУ. Позднее ПЦУ признала Элладская православная церковь.

Против этого решения категорически выступает Русская православная церковь. В РПЦ называют признание ПЦУ расколом в мировом православии. Московский патриархат прекратил молитвенное общение с Константинопольской и Элладской церквями. В рамках конфликта большая часть русскоязычных приходов в Западной Европе перешли из Константинопольской церкви в РПЦ.

Каноническая территория Александрийской церкви включает в себя страны Северной, Центральной и Южной Африки, в ней насчитывается 27 митрополий и четыре епископии. По преданию, она была основана одним из четырех евангелистов апостолом Марком. Патриарх Феодор II возглавляет ее с 24 октября 2004 года.

Совсем недавно Александрийский патриарх Феодор II заявлял, что в Украине есть только одна каноническая Церковь – УПЦ, и только один канонический Предстоятель – Блаженнейший Митрополит Онуфрий. Что же произошло? Почему позиция главы Александрийского патриархата вдруг поменялась столь радикально и, главное, как простым верующим относиться к этому?

Утверждение раскола

То, что попытка легализации неканонической религиозной структуры ПЦУ ни к чему хорошему не приведет, было понятно с самого начала. Сейчас, после отпадения от Церкви (а говорить нужно именно об этом – без обиняков и дипломатии) большей части Эллады, а теперь и Африки, мы с вами вынуждены констатировать: раскол мирового Православия стал неизбежностью, историческим и религиозным фактом.

Более того, именно после падения Александрии вирус раскола убрал почти все препятствия, мешающие его распространению, и теперь скорость его роста будет равняться скорости свободного падения тела в условиях гравитации. Т.е. чем ближе к земле, тем выше скорость падения.

В последнее время мы слышим двусмысленные заявления от предстоятеля Кипрской Православной Церкви архиепископа Хризостома, слышим голоса в поддержку ПЦУ из Грузинской Православной Церкви, удивляемся позиции некоторых болгарских иерархов и наблюдаем довольно странную политику Румынской Церкви. Вопрос, который волнует многих, – кто следующий? И, как бы страшно он ни звучал, ответ на него тоже прост: совершенно неважно, какая Церковь отпадет от Христа следующей, важно, кто останется с Христом.

Раскол мирового Православия стал неизбежностью, историческим и религиозным фактом.

В этой связи стоит напомнить, что Церковь – это Тело Христово. Символ веры четко указывает на Ее природу – Святая, Соборная и Апостольская. В Церкви всегда присутствует благодать Святого Духа, она имеет соборную структуру (потому что только через нее можно победить эгоизм и жажду власти), и у Нее наличествует апостольское преемство. Отсутствие любого из этих факторов превращает сообщество верующих людей в организацию с признаками религии, в идеологическую или иную партию, но не в Церковь.

Поэтому, в связи с «украинским вопросом», можно констатировать не только факт уничтожения апостольского преемства в среде раскольников и тех, кто вошел с ними в общение, но и разрушение принципа соборности. Вся ситуация вокруг ПЦУ – от начала и до конца – атака именно на Соборность Церкви.

Атака на Соборность Церкви

Глава Православной Церкви – Христос. Это аксиома из любого православного катехизиса или учебника по догматическому богословию. Классический катехизис митрополита Филарета (Дроздова) гласит: «Веровать в Церковь – значит благоговейно чтить истинную Церковь Христову и повиноваться ее учению и заповедям с уверенностью, что в ней пребывает, спасительно действует, учит и управляет благодать, изливаемая от Единого Вечного Главы ее, Господа Иисуса Христа». Другими словами, Церковь на протяжении всей истории учила, что Ее Главой является только Господь Иисус Христос.

Однако в последнее время фанариоты и их приверженцы из греко-язычных Церквей выдвинули совершенно дикую для православного сознания теорию о том, что главой земной Церкви является патриарх Константинополя.

Например, митрополит Спартанский Евстафий заявил, что сегодня в мире существует «приблизительно 900 000 000 православных христиан, признающих патриарха Константинополя в качестве главы Православия на земле, хотя вообще Главой нашей Церкви мы считаем Христа. Но на земле это Вселенский патриарх». По его словам, именно патриарх Константинополя, а не Христос, является центром Православия.

И не надо думать, что это заявление – единичный случай. Многие архиереи как Греции, так и Фанара согласятся со словами митрополита Спарты.

В последнее время фанариоты и их приверженцы из греко-язычных Церквей выдвинули совершенно дикую для православного сознания теорию о том, что главой земной Церкви является патриарх Константинополя.

Поэтому не стоит удивляться, что украинский вопрос решают не соборно, а кулуарно, путем закулисных переговоров, подкупа, угроз и шантажа. Например, Синод Элладской Церкви предоставил право признавать или не признавать ПЦУ своему предстоятелю – архиепископу Иерониму. Патриарх Александрийский пошел еще дальше – признал ПЦУ даже без синодального решения.

Клирик Европейской Архиепископии РПЦ Александр Занемонец написал на своей странице в Facebook:»Такой-то патриарх признал новую украинскую Церковь, а такой-то не признал… Но кто же будет первым, который перестанет говорить о Церкви – «это наше внутреннее дело»? Чья здесь будет инициатива? Разве вопросы такого масштаба не должны решаться соборно, а не путем закулисных переговоров? А так хотелось видеть время завершения понтификата п. Варфоломея в возвращении к церковной соборности, а не к монархии, повсеместной».

Налицо грубое попрание принципа Соборности. И не только внутри отдельных Православных Поместных Церквей, но и на всецерковном уровне. Через уничтожение Соборности прямо на наших глазах люди, которые еще недавно были в Церкви, разрывают Ее на мелкие части, что в итоге приводит к превращению Церкви в политический инструмент.

Несколько дней назад Патриарх Кирилл заявил:

«Скажу, может быть, несколько неожиданную вещь. Почему папизм опасен? Конечно же, потому, что папизм не проистекает ни из Слова Божия, ни из Предания Церкви. Но предложу еще один, совершенно иной аргумент: папизм опасен тем, что на одного человека повлиять гораздо легче, чем на группу людей. И папа, и патриарх, который хочет стать папой, становятся очень притягательной целью для сильных мира сего, а влияние извне на одного человека может погубить Церковь.

Когда формировалась система соборного управления Церковью, святые апостолы хорошо понимали, что они делают. Невозможно, чтобы в контексте Римской империи только один человек нес бы ответственность за всю Церковь – ведь его могли арестовать, его могли склонить к сотрудничеству, его могли испугать. Однако эти опасности сходят на нет, когда Церковь управляется коллегиально, соборно.

Поэтому и в наше время нужно отстаивать соборное управление Вселенской Церковью. Мы не оспариваем первенство по чести Константинопольского патриарха, но мы не согласны с любыми посягательствами на вселенскую власть. Константинопольский патриарх, пребывающий на территории Турции, лично очень уязвим. Поэтому остается только молиться, чтобы Господь избавил его от влияний, которые могут пагубно отразиться на жизни всей Церкви».

Факторы влияния: Госдеп, этнофилетизм и потеря веры

Патриарх РПЦ полностью прав: без Соборности Церковь – только инструмент для решения мимолетных проблем. Возникновение и признание ПЦУ – прекрасная тому иллюстрация.

Церковный раскол в Украине создали в начале 1990-х при помощи государственной власти в лице бывшего функционера Коммунистической партии, а позже первого Президента Украины и анафематствованного митрополита Филарета.

То же касается и ПЦУ – президент Петр Порошенко и тот же Филарет создали новую «Церковь». При этом они пользовались всемерной поддержкой Госдепа США и политических сил внутри Украины.

При помощи все того же Госдепа оказывают беспрецедентное давление на Предстоятелей других Поместных Церквей с целью признания ПЦУ, и это давление приносит свои плоды.

Большую роль во всеправославном кризисе играет греческий шовинизм. Странное желание возродить былое величие Византийской империи приводит многих греков к фактической узурпации Православия. Например, в отношении Украины эллины постоянно подчеркивают, что православная вера – это их дар нам, что мы от них приняли учение Христа и апостолов.

На Фанаре все время акцентируют внимание на материнском характере Константинопольской Церкви, и не только для Украины, но и для всего мира.

При помощи Госдепа США оказывают беспрецедентное давление на Предстоятелей Поместных Церквей с целью признания ПЦУ, и это давление приносит свои плоды.

Именно поэтому многие греческие иерархи воспринимают борьбу Фанара за ПЦУ в контексте общеправославной борьбы эллинизма против славянского мира, что приводит к совершенно непредсказуемым последствиям.

Однако за всей этой внешней борьбой стоят внутренние причины, главная из которых – умаление веры. Очень прискорбно наблюдать, как наследники апостолов связывают свои чаяния и упования не с помощью Божией, а с помощью Госдепа или других политических структур. Делая ставку на силу, на человеческий фактор православные епископы отказываются от Промысла Божьего, а это неизбежно приведет к упадку во всех сферах.

Проблема всей ситуации с ПЦУ не в том, что некоторые иерархи признали структуру, которую не признают другие иерархи, а в том, что эта структура – антиканоническая, безблагодатная и раскольническая. В ее основе лежит борьба против самого принципа церковности, в конечном итоге – против самой Церкви. Это вирус, принять который можно только не имея иммунитета веры.

Чтобы понять, насколько глубоко этот вирус поразил православных иерархов, достаточно сравнить их позицию и высказывания двух- или трехгодичной давности и сегодня. Что мы увидим? Что еще недавно все епископы и богословы утверждали свою приверженность канонам Церкви, стояли на страже чистоты вероучения и утверждали, что украинский раскол – безблагодатное учреждение.

Одним из первых среди этого сонма иерархов был и Александрийский патриарх Феодор.

Предательство: Иуда, Феодор и другие

После разрыва евхаристического общения с патриархом Константинопольским Варфоломеем первым предстоятелем в Диптихе, которого за каждым богослужением читал Патриарх Московский, стояло имя святейшего патриарха Феодора. Его личная позиция по отношению к украинским раскольникам, вплоть до вчерашнего дня, была непримиримой.

Еще во время Критского Собора, на котором предстоятели неофициально обсуждали вопрос признания тогда еще УПЦ КП, патриарх Феодор четко и недвусмысленно выразил свою поддержку Блаженнейшему Митрополиту Киевскому Онуфрию: «Пусть он знает, что Александрийский патриархат и мы все пребываем рядом с канонической Украинской Православной Церковью под водительством Блаженнейшего Митрополита Онуфрия».

Фактически те же слова он повторил и во время визита в Одессу в октябре 2018 года: «Мы вместе с канонической Украинской Православной Церковью, вместе с теми, кто хочет православного единства, <…> оставайтесь верными канонической Церкви».

В июне 2019 года он же заявил: «Я считаю, что решение может быть найдено. Просто пусть каждый из нас оставит личные интересы в стороне и увидит прежде всего интерес Церкви. <…> Я жил в Украине, я испытал боль и раскол Украинской Церкви. Но я также очень хорошо знаю Русскую Церковь, потому что я прожил в ее недрах целых десять лет, а Патриархат Александрийский имеет с ней эмоциональные связи».

Наверное, именно из-за этих «эмоциональных» связей поступок патриарха Феодора по отношению к УПЦ и восприняли в том же свете, что и поступок Иуды по отношению к Христу. Мы снова стали свидетелями предательства.

Прискорбно, что в последнее время этих предательств становится все больше. Можно вспомнить и высказывания архимандрита Ефрема Ватопедского. Например, в 2015 г. он заявил: «Обращаюсь к украинскому народу и прошу, чтобы они держались канонической Православной Церкви, которую возглавляет Блаженнейший Митрополит Онуфрий. И я с любовью вас прошу, чтобы мы стали членами канонической Церкви. И вся Святая Гора принимает и признает только каноническую украинскую Церковь во главе с Митрополитом Онуфрием».

В декабре 2017-го он обратился к нашему народу в рамках проекта «Слово к украинцам», где сказал следующее: «Раскол режет, как ножницами, и тот, кто ушел в раскол, должен понять: он уже вне лона Церкви. Мы тут, на Святой Горе, очень скорбим из-за раскола украинской Церкви, который совершил Филарет. Поэтому мы просим всех наших братьев, которые ушли из канонической Церкви, обращаемся и просим, чтоб они вернулись в лоно Православной канонической Церкви».

Но, как известно, в итоге человек, сказавший эти слова, согласился присутствовать в Киеве на «интронизации» Сергея Думенко.

Давление на монахов, или сколько стоит совесть

Многие говорят, в том числе в нашей Церкви, что на тех, кто соглашается с признанием ПЦУ, оказывают давление – Госдеп, правительство, геополитическая ситуация, внутрицерковные проблемы…

Давили на архиепископа Иеронима, на архимандрита Ефрема, на патриарха Феодора: «На патриарха Феодора, который лично против признания ПЦУ, оказывалось давление со стороны МИД Греции (через это ведомство проходит финансирование греческим государством Александрийского патриархата). Данная структура угрожала прекратить финансирование, если Феодор не признает ПЦУ. Это давление греческих дипломатов поддержала группа митрополитов Александрийского патриархата, которые угрожали сбросить патриарха».

И мы понимаем, что это правда, и на них действительно давили.

Но, с другой стороны, как можно надавить на человека, который умер для мира? Как можно надавить на того, кто подражает мученикам и говорит о монашестве, как о равноангельном житии?

Вот, например, слова архимандрита Эмилиана, известного афонского подвижника и старца: «Монашество – это принятие на себя пожизненного мучения, восприятие сознания мученика, которое, безусловно, радуется борьбе и никогда не удовлетворяется достигнутым».

Как можно надавить на человека, который умер для мира? Как можно надавить на того, кто подражает мученикам и говорит о монашестве, как о равноангельном житии?

А преподобный Иоанн Лествичник подчеркивал: «Всем приступающим к сему доброму подвигу, жестокому и тесному, но и легкому, должно знать, что они пришли ввергнуться в огонь, если только хотят, чтобы в них вселился невещественный огонь».

Получается, что все высокопарные слова упомянутых выше монахов – просто слова, которые не имеют никакого значения не только для нас, но и для них? Оказывается, можно вот так, просто применив определенную «тактику переговоров», убедить монахов пойти против совести, убеждений и, главное, своей Церкви?

Как говорил когда-то знаменитый гангстер Аль Капоне, «при помощи аргументов и револьвера можно сделать намного больше, чем при помощи одних аргументов». Жаль только, что эти слова относятся и к людям Церкви.

Созижду Церковь Мою…

Церковь создал Сам Христос, и никакие бури и треволнения внешнего мира не смогут уничтожить Ее. В истории есть огромное количество примеров, когда казалось, что дни Церкви Христовой на земле сочтены, что ересь, раскол или гонения победили.

Достаточно вспомнить арианскую ересь, которая поразила фактически всю территорию Византийской империи. Православных христиан тогда осталось очень мало – епископат, духовенство, монашествующие и миряне в огромном количестве поддерживали александрийского пресвитера Ария. Но тогда против него выступил человек, который вошел в историю Церкви с именем Афанасий Великий, – сначала как диакон, а позже и как епископ. Его гнали, пытались убить, преследовали, но, несмотря на это, святитель Афанасий веру свою и Церковь не предал. И именно он в конечном итоге победил.

Можно вспомнить и преподобного Максима Исповедника, который во время торжества монофелитской ереси был одним из немногих православных во всей Византийской империи, которые отказывались признать новое еретическое учение. К нему приходили епископы и вельможи, уговаривали его прекратить упорствовать, сулили награды и звания, которыми осыплет его император, как только он примет ересь, говорили, что вся Церковь вместе с Константинопольским патриархом уже исповедует монофелитство. На это преподобный Максим отвечал: «Поистине вся сила неба не заставит меня сделать это, ибо что отвечу – не говорю Богу, но моей совести, – если бы ради славы человеческой, самой по себе не имеющей никакого существования, клятвенно отрекся я от веры, спасающих любящих ее?» За эти слова преподобного Максима предали анафеме, отрезали руку и язык, и отправили в ссылку на Кавказ, где он вскоре скончался. Но в результате именно Максим победил.

Не менее пагубными были для Церкви и различные расколы. Например, в начале 1920-х годов государственная власть в Советском Союзе создала так называемую Обновленческую церковь, которую тогда поддержали представители тех же патриархов, что и сейчас – Константинопольский и Александрийский. Однако очень скоро, утратив поддержку государства, обновленцы маргинализировались и исчезли с исторической арены, оставив после себя позорную память.

Томос раздора

Самый большой вред от Томоса и признания ПЦУ представителями различных Поместных Православных Церквей заключается в том, что своими действиями они вносят смуту в умы и души неукрепившихся в вере и позорят Церковь в глазах всего остального мира. Этот соблазн, который выглядит очень похожим на жерновный камень, больше всего вредит проповеди Евангелия. А мы помним, что говорил Христос по этому поводу.

Но отчаиваться и унывать по поводу происходящего нельзя. Кто бы ни признал ПЦУ, каким бы авторитетным в духовном мире этот человек ни был, нам надо всегда оставаться со Христом. Человек изменчив, слаб, подвержен внешним влияниям, а Истина, проповеданная Христом, вечна и неизменна.

Апостол Павел призывал христиан оставаться верными этой Истине, даже если ангел с неба будет проповедовать нечто иное. То же самое касается и нас. Мы знаем, что Церковь, чадами Которой мы имеем честь называться, основана Самим Христом, является Его Телом и дает возможность наследовать Царствие Небесное. Это главное. А все остальное – только трава полевая, которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь (Мф. 6, 30).

СПЖ