Надежда Попова летчица

Всего однажды мне довелось увидеть их вместе. С Героем Советского Союза Надеждой Васильевной Поповой мы возвращались из Пскова со слета юных историков. Кружила февральская метель. Когда наш поезд подошел к московскому вокзалу, из снежной круговерти показался генерал с букетом красных роз. Надежду Васильевну встречал ее муж Герой Советского Союза Семен Ильич Харламов. А историю их необычайной встречи на войне я узнала много позже.

***

Тот день, 2 августа 1942 года, вместил столько событий, что Надежда Попова запомнила его до мельчайших подробностей. На рассвете на своем У-2 Надежда вылетела на воздушную разведку. Летчица уже повернула машину к аэродрому, когда пулеметные очереди достали их тихоходный У-2. Последними усилиями она смогла посадить самолет в степи. С штурманом они чуть успели отбежать в сторону, и самолет взорвался. Теперь они брели по степи, надеясь на попутную машину. Вдруг впереди различили дорогу, по которой ехали грузовики, шли пехотинцы.

— Мы добрались до дороги и примостились в кузове грузовой машины. Бойцы тут же поделились с нами пайком, — вспоминала Надежда Васильевна Попова.

В этих же местах несколько дней назад летчик-истребитель Семен Харламов, вылетев на боевое задание, в воздушном бою сбил немецкий самолет. Но и его сбили. Кровь заливала лицо. Раненый летчик смог посадить изрешеченный самолет. В медсанбате хирург осмотрел его: осколок пробил скулу, надорван нос, осколки осыпали тело. После операции Семена Харламова вместе с другими ранеными направили в госпиталь. Он ехал на санитарной машине по той же степной дороге, на которую случайно набрели Надя Попова со своим штурманом.

— Мы часто останавливались, — рассказывала Надежда Васильевна. – И я увидела проходившую между машинами медсестру. Спросила ее – нет ли здесь какого-нибудь из летчиков — нам же надо было разобраться в обстановке. Сестра ответила: «Есть один, раненый. Пойдем со мной!».

Марлевые повязки закрывали всю его голову и лицо. Из-под бинтов видны были только глаза и губы — таким я впервые увидела Семена Харламова. Конечно, жалко его стало.

Я села рядом. Завязался разговор. Семен спросил: «На каком самолете вы летаете?» «А вы угадайте!» Он перечислил все виды военных самолетов. А я посмеивалась: «Не угадали!» Когда сказала, что летаем на У-2, он удивился: «Да это же учебный самолет. Как же на нем можно воевать?» Я рассказала ему, что на У-2 в нашем полку летают женские экипажи. По ночам мы бомбим вражеские объекты.

Это было тяжелое время войны. Наши войска отступали. Вдоль дороги – разбитые танки, орудия. Пехота шла в облаках пыли.

— Между нами будто протянулась какая-то нежная, волшебная нить, — рассказывала Надежда Васильевна. – Но почему-то мы не решились перейти на «ты». Вспоминаю и сама удивляюсь. Была тревожная обстановка. А мы с Семеном стали читать друг другу стихи. Оказалось, что и вкусы у нас совпадают. Мы ехали вместе несколько дней. И я, чтобы помочь Семену переносить тяжелые перевязки, стала напевать ему свои любимые песни, романсы. В Донецке был замечательный Дворец культуры. Я занималась в вокальной студии. Выступала на сцене. Слушая мои песни, Семен только повторял: «Спойте еще…»

«Как это было! Как совпало – война, беда, мечта и юность!» — написал поэт-фронтовик Давид Самойлов, – это про нас.

На войне так много смертельного страха и тяжелой, опасной работы, что можно потерять в себе человеческое, а тут двое, еще накануне чудом избежавшие смерти, читают друг другу стихи. И никто из них не мог знать – сколько им осталось жить.

— Казалось, что мы уже давно знаем друг друга, — вспоминала Надежда Васильевна. – Говорили и не могли наговориться. Но надо было прощаться. Я смогла сообщить в штаб полка, где мы находимся. За нами прислали самолет. Семена везли дальше в госпиталь, адреса которого он не знал. У меня душа разрывалась – так было жаль уходить от него. Мы расстались на степной дороге без всякой надежды на встречу.

Надежде Поповой исполнилось 20, но она была уже опытным летчиком. В Донецке прошла обучение в аэроклубе, успешно окончила Херсонскую летную школу. Вернувшись в Донецк, поступила в Донецкое военное авиационное училище. Когда началась война, вместе с училищем ее эвакуировали в Самаркандскую область. Здесь, как инструктор, она стала обучать летчиков-курсантов. Осенью 1941 года Надежда узнала, что знаменитая летчица Герой Советского Союза М.М. Раскова набирает в Москве девушек в военную авиацию. Попова пишет один рапорт за другим. Направляет письмо М.М. Расковой с просьбой зачислить ее в женскую летную часть.

Октябрь 1941 года. Немецкие генералы уже через подзорные трубы рассматривают Москву, паника на московских вокзалах, а в здании ЦК ВЛКСМ Марина Раскова беседует с каждой девушкой, принявшей решение вступить в военную авиационную часть. Их были сотни, юных добровольцев – студентки и сотрудники вузов, работницы заводов. В здании образовались очереди. Комиссия, которую возглавляла Марина Раскова, отбирала, прежде всего, инструкторов и курсантов аэроклубов. Но принимали и тех, кто по уровню знаний мог в сжатые сроки освоить летные специальности. Среди них были и те, чьи имена войдут потом в историю Великой Отечественной. Евгения Руднева и Руфина Гашева – студентки мехмата МГУ, Марина Чечнева, инструктор Центрального аэроклуба, Наталья Меклин, студентка МАИ, Мария Смирнова, педагог…

Юные прекрасные, отважные девушки. В те трагические дни самоотверженность казалась им естественным делом. Общая для всех судьба страны — стала для них важнее собственной жизни.

Со своими однополчанами Надежда Попова встретилась уже в Энгельсе, где началась подготовка к боевой работе. Ее зачислили в женский ночной бомбардировочный полк. Обучение, которое до войны проходило за три года, девушкам предстояло освоить всего за полгода. Занимались по 12 часов. А порой и более.

Чтобы представить всю степень риска, с которым были связаны полеты на машинах, не зря названными «небесными тихоходами», скажем о том, что представлял собой У-2. Это был самолет деревянной конструкции, с перкалевой обшивкой, открытыми кабинами. На нем не было радиосвязи. Мощность мотора 100-120 километров в час. Проходя обучение, девушки заранее знали, что вылетать на боевые задания им придется по ночам. Потому что днем их самолет станет легкой добычей для немецких летчиков.

В мае 1942 года женский бомбардировочный полк вылетел на фронт.

— Наши полеты были не только опасными, но и трудными, — говорила Надежда Васильевна. – На У-2 не было приборов, которые помогали бы нам ночью различать объекты на земле. Мы должны были сами разглядеть сверху цель, на которую надо сбросить бомбы. А для этого приходилось максимально снижаться. В это время, заметив нас, немецкие зенитчики тут же включали прожектора и открывали огонь. Приходилось сжать себя в комок, чтобы точно сбросить бомбы, а еще хуже — не свернуть в сторону. Мы бомбили переправы, военные склады, немецкие эшелоны. Вернувшись на аэродром, ждали, когда подвесят бомбы, заправят горючее, — и снова в небо. Совершали по 5-6 вылетов за ночь.

Этот авиационный полк стал единственным, в котором воевали только женщины. Из девушек-добровольцев вышли и техники, которые обслуживали самолеты, нередко всего за день восстанавливающие пробитый осколками корпус.

Даже этих тихоходных самолетов тогда не хватало, надо было беречь каждый. И девочки-вооруженцы, надрываясь от непосильной ноши, подвешивали бомбы. Каждый вылет – как последний.

И вот в этой круговерти боев в жизни Нади Поповой происходит событие, которое иначе как чудом не назовешь.

— Наши самолеты стояли в станице Ассиновской: днем мы укрывали свои машины под кронами деревьев, — рассказывала она, –а вечером выводили самолеты на небольшую площадку и взлетали. Запаса горючего нам хватало только, чтобы долететь до фронтового аэродрома, где приземлялись истребители. Там мы снова заправлялись, нам подвешивали бомбы, и мы улетали на задания. В тот день я уже сидела в кабине самолета, ждала команды – на взлет. Вдруг ко мне подбегает техник: «Надя! Тебя тут кто-то спрашивает». Подходит к самолету летчик. «Здравствуйте, Надя! Я – Семен Харламов. Помните меня?» Тут я впервые увидела его лицо. Ведь когда мы ехали по степной дороге, оно было в бинтах. Семен узнал, что по ночам на их аэродроме приземляются женские экипажи, и у него появилась надежда найти меня. От радости, что мы встретились, я чмокнула его в щеку, достала из кабины яблоко и протянула ему. И тут мне сигнал – вылетать на задание. Семен так разволновался, что ушел в сторону от аэродрома. Потом он мне об этом рассказывал. На другой вечер я прилетела на этот аэродром радостная. Думаю, сейчас увижу Семена. Но его не было. Летчики рассказали мне, что днем его подбили в воздушном бою. Он снова ранен, его увезли в госпиталь.

Она и сама не могла надеяться остаться в живых… Слишком часто в небе казалось – улетают последние мгновения жизни. Однажды она получила задание – доставить боеприпасы и продукты морским пехотинцам, которые десантировались в район Новороссийска.

— Веду самолет, — рассказывала Надежда Васильевна. – С одной стороны – гористый берег, с другой штормовое море. Подо мной прошла огненная полоса фронта. Черные коробки разрушенных городских кварталов. Мне надо снизиться над руинами так, чтобы разглядеть условный сигнал, который подадут моряки: они захватили плацдарм и отбивали вражеские атаки. Мне пришлось вести самолет так низко, что чуть заводские трубы не задевала. И вдруг вижу – мелькает свет фонаря. Это моряки. Сбрасываю контейнеры.

Тут меня обнаруживают немецкие зенитчики. Ураганный огонь. Осколки ударили по крылу самолета. У меня одна мысль – если погибнуть, то в море.

Больше всего мы боялись попасть в плен к врагу. Я поворачиваю машину, чтобы лететь над штормовыми волнами. Мне казалось, что сейчас зачахнет мотор. И самолет врежется в море. Но каким-то чудом мотор тянул. И мы летели к своему аэродрому. Когда приземлились и вышли из кабины, то самой не верилось – неужели все позади, и мы остались живы? Техники осмотрели самолет – на нем оказалось сорок две пробоины. Самолет залатали, и мы снова вылетели на боевое задание.

И опять судьба делает неожиданный вираж. Надю отправляют в командировку в Баку. Она идет в гостиницу, навстречу – пятеро летчиков. И среди них – Семен Харламов… «Здравствуйте, Надя!» Как потом она узнала, в их полку были большие потери. Началось новое формирование полка.

— Вечером Семен пригласил меня на танцы, — рассказывала Надежда Васильевна. – Мы пришли в зал. Вокруг девушки в красивых платьях, в туфельках на каблучках. Я стою среди них в сапогах. Играет оркестр, смех, улыбки. А у меня – ком в горле. Разве могла я забыть, что в эти самые минуты мои подруги – красивые, молодые, поднимают самолеты в воздух, чтобы лететь к фронту. Невесело мне было на этом танцевальном вечере. Меня пригласили на вальс. Прошли один круг. Я сказала: «Что-то не танцуется»… Мы с Семеном вышли из клуба. Он говорит мне: «Разрешите вам что-нибудь подарить?» Снимает с себя белый шелковый шарфик – их выдавали летчикам-истребителям. И еще дает мне платочек с вышивкой, который достался ему по жребию из шефской посылки. «Возьмите на память». В тот вечер мы с Семеном договорились писать друг другу…

Эта неожиданная встреча принесла им столько радости! Нежное чувство согревало обоих. Но вместо счастливых свиданий их ждало небо войны.

А потому Надежда Васильевна больше всего рассказывает о своих подругах, с которыми вместе вылетала на боевые задания.

— Я вспоминаю их лица. Мне казалось, они словно светились изнутри. Каждая была яркой личностью. Когда-то, еще в аэроклубах, нас позвала в небо романтика. Но даже на войне, несмотря на все ужасы, мои подруги смогли сохранить высокий настрой души. Мы любили читать стихи, пели песни. И это после опасных, изнуряющих полетов, когда под утро казалось, что нет сил вылезти из кабины. Но молодость брала свое. Особенно если выдавались дни без полетов. Мы стали даже выпускать свой рукописный журнал. В нем были наши рассказы, рисунки, карикатуры. Но больше всего было стихов. Кому-то наши стихи сейчас могли бы показаться слишком пафосными. Но мы знали – они были искренними. Наташа Меклин, ставшая Героем Советского Союза, написала строки, которые нам очень нравились: «Мы завоюем радость, солнце, свет!» Стихи помогали нам выходить из тех потрясений, которые мы переживали каждый день в бою.

В огненном небе Наде пришлось увидеть самое страшное: на ее глазах погибали подруги – они заживо горели в деревянных самолетах.

— Не забуду трагическую ночь 1-го августа 1943 года. Я заходила на бомбежку, снизившись над землей. Сбросив бомбы над целью, ушла в сторону. И вдруг немецкие прожекторы стали схватывать один за другим наши самолеты. Их расстреливали в упор. Горящими факелами они неслись к земле. Сердце разрывалось, но помочь подругам мы не могли. В эту ночь погибли четыре наших экипажа. В вещевых мешках остались дневники, неотправленные письма погибших девушек… В апреле 1944 года в боях под Керчью сгорела в самолете Женя Руднева, штурман полка. Она была необычайно одаренная, добрая, отважная. Мечтала стать астрономом. Наши вооруженцы потом писали на бомбах: «За Женю». В каждом полете – смерть была рядом. Помню, в Польше мы уже возвращались на аэродром. Вдруг в мгновение – над моим самолетом промелькнул огненный шар. И в ту же секунду загорелся самолет, на котором летели Таня Макарова и Вера Белик. Пехотинцы потом рассказали нам – они слышали, как кричали девушки в горящем самолете. Их останки опознали только по орденам. Холмики над могилами наших девчат остались на всем пути полка. А где-то и холмиков нет, жива только наша память о погибших.

В дни войны Надежда Попова совершила 852 боевых вылета.

Среди страданий и тягот войны в судьбе Нади Поповой произошло и радостное событие.

— Это было в феврале 1945 года. Я вернулась из полета. Подруги бегут ко мне с газетой. В ней Указ – мне присвоено звание Героя Советского Союза. Я читаю строки Указа, и вдруг вижу – в нем фамилия и Семена Харламова. Ему тоже присвоено звание Героя Советского Союза. Это же надо – мы в одном Указе. Я написала Семену: «Поздравляю Вас! Желаю дожить до Победы!»

Еще в 1943 году за боевые успехи женская авиачасть получила наименование – 46-й гвардейский Таманский ночной бомбардировочный полк. За годы войны совсем юные летчицы совершили 23 672 боевых вылета. Полк участвовал в боевых операциях на Северном Кавказе, Кубани, Тамани, в Крыму, Белоруссии, Польше, Германии.

23 летчицы получили звание Героя Советского Союза.

Надя и Семен встретились после Победы.

— Семен на машине появился в нашей части. Мы поехали в Берлин. Подошли к рейхстагу, на котором наши бойцы писали свои фамилии. Мы тоже нашли обломок кирпича и начертали: «Надя Попова из Донбасса. Семен Харламов. Саратов».

Потом приехали в парк. Семен сорвал ветку сирени и подарил мне. Непривычная тишина кружила голову. И вдруг Семен сказал: «Надя, давайте будем всю жизнь вместе». Так решилась наша судьба.

В тот счастливый день они сидели среди опустевших окопов и траншей. Запах сирени смешивался с дымом. А они мечтали о будущем.

Впереди у них будет сорок пять лет счастливой жизни. Семен Ильич останется в военной авиации. Через годы получит звание генерал-полковника. Ныне его нет в живых. Их сын Александр – тоже в военной авиации. Он в генеральском звании. Надежда Васильевна стала известным общественным деятелем. Более сорока лет она возглавляет комиссию по работе с молодежью в Российском Комитете ветеранов войны.

Осталась и на экране память об их молодости. Известный актер и режиссер Леонид Быков готовился к съемкам фильма «В бой идут одни старики». Он пригласил Семена Ильича Харламова консультантом на фильм. Леонид Быков, приезжая в Москву, бывал в их гостеприимном доме. Как-то за столом он услышал необычайный рассказ о встрече Надежды и Семена на войне. Может быть, эта история тоже помогла режиссеру выразить в фильме пронзительную лирическую тему. В этом фильме звучит украинская песня про «очи девочьи», одна из тех, что пела когда-то Надя раненому лейтенанту…

Людмила Овчинникова

Попова, Надежда Васильевна

В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Попова; Попова, Надежда.

Надежда Васильевна Попова
Прозвище нем. Nachthexe (Ночная ведьма)
Дата рождения 17 декабря 1921
Место рождения д. Шабановка, Ливенский уезд, Орловская губерния, РСФСР
Дата смерти 6 июля 2013 (91 год)
Место смерти
  • Москва, Россия
Принадлежность СССР
Род войск Военно-воздушные силы СССР
Годы службы 1941—1952
Звание
Сражения/войны Великая Отечественная война
Награды и премии

Связи муж Семён Ильич Харламов
(1921—1990)
Медиафайлы на Викискладе

Наде́жда (Анастаси́я) Васи́льевна Попо́ва (17 декабря 1921 — 6 июля 2013) — участница Великой Отечественной войны, заместитель командира эскадрильи 46-го гвардейского женского полка ночных бомбардировщиков 4-й Воздушной армии 2-го Белорусского фронта, Герой Советского Союза (1945), Заслуженный работник культуры РСФСР (1983), гвардии полковник в отставке.

Биография

Родилась в семье рабочего 17 декабря 1921 года в деревне Шабановка, Ливенский уезд Орловской губернии (сейчас Должанский район, Орловская область).

В 1936 году, по завершении учёбы в средней школе города Сталино (ныне Донецк, Украина) поступила в аэроклуб, который окончила в 1937 году, и была оставлена в нём для дальнейшего обучения на инструктора.

В 1939 году, приехала в Москву с тем, чтобы стать военным лётчиком, где познакомилась с легендарной лётчицей Героем Советского Союза Полиной Осипенко, которая посодействовала тому, чтобы Надежду Попову направили в Херсонскую авиационную школу ОСОАВИАХИМа. Окончив которую, в 1940 году продолжила обучение в Донецком военном авиационном училище и получила диплом лётчика-штурмана. Проходя службу в качестве инструктора аэроклуба подготовила 2 группы лётчиков — по 15 человек.

С началом Великой Отечественной войны инструктор первичного обучения военного авиационного училища Надежда Попова эвакуировалась с учебным заведением в город Каттакурган Самаркандской области Узбекистана, где готовила лётчиков-истребителей для фронтовой авиации, и писала рапорты об отправке на фронт.

Узнав, что в Москве формируется женская авиационная часть, она послала телеграмму в Центральный Комитет Всесоюзного Ленинского Коммунистического Союза Молодёжи. Её вызвали в столицу, приняв в «группу 122», которую набирала Герой Советского Союза Марина Раскова. Из Москвы девушек направили в город Энгельс Саратовской области, где Раскова формировала три женских авиаполка: истребительный, пикирующих бомбардировщиков и ночных бомбардировщиков. Надежда Попова попросилась в полк легкомоторных ночных бомбардировщиков.

В мае 1942 года, по завершении сокращённой программы обучения, старшина Попова в составе 588-го бомбардировочного ночного женского авиационного полка вылетела на фронт. Командир звена Попова водила звено на ночные бомбометания в район Таганрога, Ростова-на-Дону. Часто вылетала на дневную разведку. Была сбита, горела.

В период боёв на Северном Кавказе звено Поповой вылетало на боевые задания по нескольку раз за ночь. Мастерски маневрируя, уходили от прожекторов и зениток, бомбили переправы на Тереке и Сунже. За образцовое выполнение заданий лейтенант Попова была награждена первым орденом Красного Знамени.

Женские экипажи ночных бомбардировщиков По-2, противник называл «ночными ведьмами» (нем. Nachthexen). Отмечая боевые заслуги советских лётчиц, зимой 1943 года, в разгар боёв на Кубани, 588-му полку было присвоено звание гвардейского.

Лётчицы, теперь уже 46-го гвардейского женского полка ночных бомбардировщиков воевали на Украине, в Крыму, Белоруссии, Польше и на территории гитлеровской Германии.

В 1944 году Н. Попова стала членом ВКП(б)/КПСС.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 23 февраля 1945 года заместителю командира эскадрильи гвардии старшему лейтенанту Поповой Надежде (Анастасии) Васильевне «за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом отвагу и геройство» было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 4858). Тем же указом звание Героя Советского Союза было присвоено и её будущему мужу — гвардии старшему лейтенанту Харламову Семёну Ильичу.

В общей сложности за годы Великой Отечественной войны совершила 852 боевых вылета. По окончании войны вышла замуж за Героя Советского Союза лётчика-истребителя С. И. Харламова, и до 1952 года проходила службу в Вооружённых Силах СССР, уволившись в запас в звании майора.

Почётный гражданин города Донецка, заслуженный работник культуры РСФСР, член президиума Совета по взаимодействию с общественными объединениями ветеранов при Президенте РФ, с 1975 года бессменно возглавляла общественную комиссию по работе среди молодёжи при Российском комитете ветеранов войны и военной службы, член бюро комитета.

Много лет избиралась в местные органы власти, избиралась депутатом Верховного Совета СССР 8-го созыва (1970—1974), народным депутатом СССР (1989—1991).

Могила Поповой и Харламова на Новодевичьем кладбище Москвы

Проживала в Москве. Скончалась 6 июля 2013 года. Надежда Попова похоронена на Новодевичьем кладбище, рядом с могилой мужа (11 участок).

Награды, звания, премии

Надежда Попова и Владимир Путин, 2000 год

  • Звание Героя Советского Союза (1945);
  • Орден Ленина (1945);
  • три ордена Красного Знамени;
  • два ордена Отечественной войны I степени;
  • Орден Отечественной войны II степени;
  • Орден Почёта (4 мая 2000 года) — за многолетнюю плодотворную работу по социальной защите ветеранов, патриотическому воспитанию молодёжи и укреплению дружбы между народами;
  • Орден Дружбы (1 апреля 1995 года) — за многолетнюю плодотворную работу по патриотическому воспитанию молодёжи, социальной защите ветеранов и укреплению дружбы между народами;
  • Орден «За заслуги» III степени (15 августа 2001 года, Украина) — за весомый личный вклад в подъём международного авторитета Украины, укрепление сотрудничества и дружественных связей с исторической Родиной и по случаю 10-й годовщины независимости Украины
  • медали;
  • Награды иностранных государств;
  • Заслуженный работник культуры РСФСР (12 января 1983 года) — за многолетнюю активную работу по военно-патриотическому воспитанию трудящихся;
  • Благодарность Президента Российской Федерации (10 декабря 2001 года) — за многолетнюю активную общественную деятельность;
  • Благодарность Президента Российской Федерации (14 августа 1995 года) — за активное участие в подготовке и проведении празднования 50-летия Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов;
  • почётный гражданин города Донецка;
  • лауреат Национальной премии общественного признания достижений женщин «Олимпия» в 2005 году;
  • высшая награда комсомола — Почётный знак ВЛКСМ.

Примечания

  1. Анастасия (Надежда) Васильевна Попова.
  2. Ныне находится в черте посёлка городского типа Долгое.
  3. В наградном листе, подписанном командиром полка 18 ноября 1944 года, говорилось: «Гвардии старший лейтенант Попова <…> за период боевых действий произвела 737 боевых самолетовылетов ночью на самолете ПО-2. Боевой налет 1025 часов. Имеет общий налет 2141 час. Сброшено по уничтожению живой силы и укреплениям противника 96,5 тонн бомбового груза. В результате точных бомбовых ударов в стане врага вызвано 148 очагов пожара и 95 сильных взрывов. Уничтожено и повреждено 3 переправы противника, 1 железнодорожный эшелон, 1 артбатарея, 2 прожектора. Разбросано на территорию противника 600 тысяч листовок».
  1. 1 2 надгробие
  2. 1 2 Попова Анастасия (Надежда) Васильевна // Герои Советского Союза: Краткий биографический словарь / Пред. ред. коллегии И. Н. Шкадов. — М.: Воениздат, 1988. — Т. 2 /Любов — Ящук/. — С. 310. — 863 с. — 100 000 экз. — ISBN 5-203-00536-2.
  3. Попова Надежда Васильевна // Авиационная энциклопедия в лицах / Отв. А. Н. Ефимов. — М.: Барс, 2007. — С. 488. — 712 с. — ISBN 978-5-85914-075-6.
  4. Указ Президиума Верховного Совета СССР от 23 февраля 1945 года. С. 1 Архивная копия от 27 сентября 2017 на Wayback Machine, С. 4 и С. 6.
  5. Наградной лист: С. 1, С. 2 и С. 3.
  6. Указ Президиума Верховного Совета СССР от 23 февраля 1945 года. С. 5, № 160 в списке.
  7. Умерла легендарная летчица Надежда Попова (недоступная ссылка) (8 июля 2013). Дата обращения 8 июля 2013. Архивировано 9 июля 2013 года.
  8. Указ Президента Российской Федерации от 4 мая 2000 года № 783 «О награждении государственными наградами Российской Федерации»
  9. Указ Президента Российской Федерации от 1 апреля 1995 года № 326 «О награждении орденом Дружбы участников Великой Отечественной войны 1941-1945 годов — активистов ветеранских организаций Российской Федерации»
  10. Указ Президента України № 639/2001 від 15 серпня 2001 року «Про відзначення державними нагородами України іноземних громадян українського походження»
  11. Указ Президиума Верховного Совета РСФСР от 12 января 1983 года «О присвоении почётного звания «Заслуженный работник культуры РСФСР» активистам Советского комитета ветеранов войны»
  12. Распоряжение Президента Российской Федерации от 10 декабря 2001 года № 686-рп «О поощрении Поповой Н.В.»
  13. Распоряжение Президента Российской Федерации от 14 августа 1995 год № 379-рп «О поощрении лиц, внёсших большой вклад в подготовку и проведение празднования 50-летия Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов»

Литература

Внешние изображения

Н. Попова с мужем.

Н. Попова. Портрет.

  • Селищев И. Осуществлённая мечта // Героини: очерки о женщинах — Героях Советского Союза / ред.-сост. Л. Ф. Торопов; предисл. Е. Кононенко. — Вып. 2. — М.: Политиздат, 1969. — 463 с.
  • Мусатова Л. А. Я, Надя Попова из Донбасса: Роман-хроника. — Донецк. — 2010. — 348 с.

Ссылки

  • Попова, Надежда Васильевна. Сайт «Герои страны».
  • Крылатая гвардия — галерея изображений (недоступная ссылка). Дата обращения 18 декабря 2011. Архивировано 3 декабря 2012 года.
  • «Герой Советского Союза Надежда Попова принимает поздравления» — Телеканал «Звезда» 8 марта 2011, 18:23. Дата обращения 19 марта 2011. Архивировано 3 декабря 2012 года.
  • «В Москве проходят мероприятия, посвящённые Дню ВВС» — Телеканал «Вести Москва» 18.08.2008 14:51. Дата обращения 19 марта 2011. Архивировано 3 декабря 2012 года.
  • Л. Аркадьев. «Военно-полевой роман».. Дата обращения 17 сентября 2011. Архивировано 3 декабря 2012 года. //»Труд» № 116, 27 Июня 2000.
  • «Ночная ведьма» из Донецка (недоступная ссылка). Дата обращения 12 июля 2013. Архивировано 17 июля 2013 года.
  • «Nadia Popova» — некролог в журнале The Economist.

«Ночная ведьма» Надежда Попова, герой Советского Союза


Надежда Попова

Надежда Попова в кругу ветеранов

Надежда Васильевна Попова во время войны

Самолет Надежды Поповой

М. ПЕШКОВА: — Героя Советского союза Надежду Васильевну Попову навестила в военном госпитале. Если бы не знала ее летных подвигах, 852 боевых вылетах, никогда не поверила бы, что красавица в годы войны, Надежда Васильевна командовала эскадрильей. Днем разведчица, ночью – бомбардировщица вражеских объектов. Надежда Васильевна – одна из тех, кого немцы называли «ночными ведьмами». В канун 22 июня говорили о начале войны.

М. ПЕШКОВА: — Вот начало войны, как вы узнали, что будет война в 1941 году?

Н. ПОПОВА: — Стояла, гладила себе платье, потому что вечером – это выходной день будет, пойду на танцы, потому что это единственный день выходной. Я летчиком-инструктором работала в аэроклубе, учила других. А перед театром всегда играл духовой оркестр. Духовые оркестры играли повсюду. Играли хорошие, и классические произведения. Большие – это не то, что похоронные 2-3 трубы, хорошие. И они всюду большие аудитории собирали. Я стою, глажу это платье. И вдруг В 12 часов: «Слушайте срочное сообщение»… Выступает Молотов.

М. ПЕШКОВА: — Вы погладили платье, а здесь выступление Молотова. А что вы дальше делали?

Н. ПОПОВА: — Пошла я на этот вечер, на вечере уже было все волнение, с ребятами начали говорить, кто пойдет завтра в военкоматы. Наутро заработали все военкоматы, моментально. А я работала в это время инструктором в аэроклубе. Я пришла на работу. Это в Донбассе было. Нам сказали, что нам надо подготовить самолеты. Нам, видимо, придется эвакуироваться. Мы, наверное, полетим в Среднюю Азию. Вот так, значит, с Донбасса собрали все те аэроклубы, которые назывались спортивными, где готовились курсанты, летчики…

М. ПЕШКОВА: — Это было ДОСААФ?

Н. ПОПОВА: — ДОСААФ, конечно. ОСОАВИАХИМ, ДОСААФ.

М. ПЕШКОВА: — А дальше вас перебросили в Среднюю Азию?

Н. ПОПОВА: — Я попала в Среднюю Азию, в город Каттакурган. Это ближе к афганской границе. И там сразу из этих аэроклубов, которые ликвидировали на Украине, создали Авиационную школу первичного обучения. Школу, которая стала готовить для истребителей. И мы стали тренировать ребят днем летать, усложняли программу. На УТ-1… нет, на УТ-2, а потом УТ-1, это уже к истребителю поближе. У меня это хорошо очень получалось, я любила эту работу – инструктора, и я для войны подготовила 2 группы курсантов по 15 человек, с оценками «отлично» и «хорошо». У меня сохранилась такая справка 1941 года, что «Попова Надежда Васильевна, работая инструктором-летчиком, произвела 2 выпуска курсантов с оценками «отлично» и «хорошо». Личная техника пилотирования отличная». Эта справочка есть у меня. Каттакурган поближе к афганской границе, я уже сказала. Там что – пески, ориентиров нет никаких. Для полетов это очень сложно, песчаное…

М. ПЕШКОВА: — Барханы.

Н. ПОПОВА: — Ничего не видно, все серое. Ориентироваться очень сложно. Но, тем не менее, надо же тренировать. Поднимаюсь, высота там 800, а потом 1000 метров. Потом я вижу – идет стена. Стена идет, какая страшная стена движется. А никаких предупреждений не было. Чем страдало то время, что не было такой информации повсеместной о погодных условиях. И вот тогда тоже не знали, и вдруг я вижу на горизонте – идет черная стена. А я на высоте 800 или 1000 метров пилотирую. Я тогда вижу под собой аэродром, я тогда курсанту говорю – все, садимся скорее. Скорее делаю круг, один, другой, садимся. Только мы сели… все равно быстрее, чем самолет не сядешь же, не упадешь же ты. Пока сделали круг… только зарулили мы – какое счастье. И уже идет с ветром, идет первый песок. У меня шлем, я надеваю очки, все равно нос-то дышит. Держим самолет, потому что трясет все, ветер такой. Привязали его, но это слабо – привязать. Беспокоимся. И все, кто был рядом – «Давайте, надо держать самолеты». И все. И вот этот ураган сыпал, сыпал, сыпал. Потом прошел, стена. Всё засыпано, дышать тяжело, самолет засыпало, мы стали очищать его, но счастье у меня, что я так быстро сориентировалась и села. Два самолета не успели сесть, и их унесло к афганской границе, и там они разбились, потому что такой вот ураган – это страшно. Потом туда пришла телеграмма из Москвы. Собирает Раскова, создает группу, создает женские полки. И я уехала туда. Не отпускают меня, я говорю: «Нет, я поеду». Села на поезд, доехала до Ташкента. Потом в Ташкенте на вокзале встречаю своего соседа, железнодорожника из Донецка. Он говорит: «Надя, а ты что тут делаешь?» А у меня маленький чемоданчик такой, вещей-то никаких нет. Я говорю: «Я еду по вызову сейчас в Москву». «Так твои родители сейчас здесь». Я говорю: «Что вы говорите?» «Да». «Где?» «А там, — говорит, — в тупике стоят». Я говорю: «Где?» «Пойдем, пойдем туда, я тебя отведу». А я, надо же такому случиться, что я подъехала, а поезд ушел. Я опоздала на поезд, который идет на Москву. Посмотрела, через сколько будет следующий поезд. Идем через пути, под вагонами подлазим. А их ставили, эвакуировали из Донецка, но поставили там, на вокзале стоят. И вот я туда подхожу, и этот сосед говорит: «Надя, вот этот вагон». Товарный вагон, и я когда увидела это все, у меня вот так вот слезы… Надо же, бывает так, судьбы сталкиваются. Я еду на фронт, а она эвакуируют. Я понятия не имела, где они уже. Так я ушла на фронт. Ехала в Москву. Уже в Энгельс Раскова… переправили всех, и началось формирование. Раскова меня увидела, обрадовалась. Она меня видела и знает, потому что я к ней ездила в Москву из Донецка, чтобы она мне помогла устроиться в авиационное училище до войны.

М. ПЕШКОВА: — А училище какое вы кончали?

Н. ПОПОВА: — Я Херсонскую авиационную школу. Я к Расковой, к Осипенко… я с ними познакомилась, представляете?.. Москва, вечером, я еду, стучу, Раскова. Мама говорит «Она на заводе Ильича, они с Полиной Осипенко, сейчас приедут». Вот, приехала, и Полина Осипенко говорит: «Я одна, Саша мой в командировке». У нее испанец, герой был, летчик. Она птичницей когда-то работала в Украине, потом летчицей была.

М. ПЕШКОВА: — Это Полина Осипенко работала?

Н. ПОПОВА: — Когда-то девчонкой была. Очень доброй оказалась, она говорит: «Где ты будешь ночевать?» Я говорю: «На вокзале». Ну а где, у меня нет никого. А что? «Все, где твоя бумага?» Я взяла свое личное дело, характеристику, все она почитала, Осипенко, посмотрела. Я говорю: «Я хочу стать летчиком. Я ничего не хочу больше. Я хочу на любом самолете, только летать». Она: «Хорошо, я напишу». Написала рапорт на Главкома ВВС. Я прихожу в приемную. Говорю: «Вот у меня конверт, передать надо Главкому».

М. ПЕШКОВА: — Главкомом ВВС был легендарный генерал Дуглас – Яков Смушкевич, участник войны в Испании.

Н. ПОПОВА: — Сидят ребята здесь, одетые в форме, нашивки такие, темно-синяя форма. Они воевали в Испании, уже они летчики, известные такие, красивые мужчины. А что, а я девчонка же была, я общительный была человек.

М. ПЕШКОВА: — Сколько вам было лет?

Н. ПОПОВА: — 17 лет.

М. ПЕШКОВА: — То есть это было в 1938 году?

Н. ПОПОВА: — Ну конечно. «Вот, у меня есть письмо написано» – я говорю. А он в окошечко: «Давайте, передам». Я говорю: «Нет. Мне сказала Осипенко вручить только Главкому, лично ему». «Ну, я передам лично ему, вы понимаете? Я его помощник». Я говорю: «Нет, я вам его не дам». Он говорит: «Ну, смотрите, дело ваше». Закрыл окошко и ушел. А здесь сидели те летчики, которые были в Испании, с нашивками, эти синие костюмы. Такие уверенные, хорошие все-таки ребята эти. Особая стать, этот летный состав. «Стрижи» вот эти все – это вот такие ребята. Они говорят: «Правильно, не давай ему. Иди сама. Ничего, пусть примет. Откуда ты?» Я говорю: «Я приехала из Сталина, из Донбасса». Опять стучу. «Давайте». Я говорю: «Нет, не дам. Мне лично сказала Осипенко, что только ему лично дать в руки». Смотрю, приходит опять: «Ну, пойдемте». Поднимаюсь я, кабинет огромный. Большой кабинет, я не думала, что такие большие кабинеты бывают. «А ты что ж хочешь?» Я говорю: «Я хочу стать летчиком. Я хочу летать. А меня не приняли. Я закончила Донецкий аэроклуб, я очень люблю летать, очень хочу летать, и буду летать обязательно. На каком самолете – не знаю. На любом, но только летать». Он посмотрел на меня: «Значит, это вы серьезно решили?» Я говорю: «Конечно, серьезно». «А может быть, подумаете? Лучше, наверное, выйти замуж, иметь детей, растить их и спокойно жить. А летчики разбиваются, погибают». Я говорю: «Я понимаю, о чем вы говорите. Но я от вас все равно не уйду. Я хочу научиться летать, буду летать. Направьте меня, пожалуйста, в любое училище». «Все училища уже заполнены». Я говорю: «Ну, в любое, какое есть. Мне все равно». Еще поговорили. Еще: «Давайте приказ». И написал приказ, и направили меня прямо отсюда в Херсонскую авиационную школу. Туда я поехала – не в Донецк, не домой, не к курсантам докладывать, что я… а прямо поехала туда в училище. Закончила его, а потом вернулась работать туда, в свой аэроклуб, и учила курсантов летать. Научила 2 группы курсантов летать с оценками «отлично» и «хорошо». Началась война, и я ушла на фронт. И ребята мои, которые учились, они поехали, школы кончили, и тоже потом воевали.

М. ПЕШКОВА: — Герой Советского союза, гвардии майор авиации, командир эскадрильи в годы войны Надежда Васильевна Попова в Непрошедшем времени на Эхо Москвы. Я хотела спросить, а с Мариной Расковой вы еще встречались?

Н. ПОПОВА: — Марина Раскова… Случилось так, что когда только началась война, очень много хотело идти до фронта девчонок, которые учились в аэроклубах, прыгали с парашютами, летали на самолетах, спортсменки были, рекорды какие-то имели. На разных самолетах, легких. Вот захотели тоже. Когда стали обращаться – их не принимают. Тогда обратились все в ЦК комсомола, Центральный комитет комсомола возглавлял тогда Александров. Он тогда вышел на Министерство обороны, и дошло до Сталина, что женщин не брали в армию. Да, но когда началась война, женщины сами просятся в армию, и просятся, чтоб создать такие полки. «Товарищ Сталин, можем мы разрешить?» Гризодубова отказалась, не захотела. Она мужским командовала полком. Осипенко разбилась к этому времени, погибла.

М. ПЕШКОВА: — Да, с летчиком Серовым.

Н. ПОПОВА: — Да, она разбилась. Жаль. А Раскова согласилась. Хотя она штурман была, но согласилась быть организатором этой группы. И вот эту группу назвали «Группа №122», ну просто для армии, чтобы назвать. Собрали нас в Москве, в Академии Жуковского. Кто хотел – студенты МГУ, студенты других институтов, летчики, спортсменки аэроклубов московских, техники, механики, вооруженцы – словом, все, кто мог быть полезен в авиации. Собрали, погрузили… прошли там комиссию предварительно, погрузили нас в товарные вагоны и направили в Энгельс поездом на учение. Во время этой учебы шла серьезная подготовка и проверка людей, способности, формирование по звеньям, по эскадрильям и полкам. Таким образом, под руководством Расковой, там помогали ей Казариновы две сестры, другие женщины, тот, кто имел опыт уже в Академии там где-то учились в военной. Создали 3 полка. Полк истребительный, который летал на истребителе ЯК-1. Это один летчик летает. Полк пикирующих бомбардировщиков, это с двумя килями, там, где и стрелок есть, и пилот, и штурман. И третий полк – ночных бомбардировщиков. А третий полк ночных бомбардировщиков – это самый простой самолет, учебный летный, на котором почти все летчики страны начинали летать, поднимались в воздух именно на этом самолете. И вдруг его, этот самолет, собрали со всех аэроклубов что есть. Дальше – там, где в погранвойсках, медицинские части были, гражданская авиация… УТ-2 эти все собрали и сделали из него бомбардировщик. Под крыльями самолета сделали бомбодержатели, чтоб можно было подвешивать бомбы. Три бомбодержателя – слева и справа. Если 100 кг – только две бомбы, потому что тяжелые. А если меньше – то их больше. Но сделали под крыльями самолета бомбодержатели. Летчик сидит впереди, а заднюю кабину – дали помощника штурмана. Ну, чтобы помогал летчику ориентироваться ночью. И вот так был создан такой полк. Руководителем была командир полка Бершанская, которая с 1936 года летала в Краснодаре, была уже командиром звена в Аэрофлоте, имела опыт. Она кубанская казачка. В Краснодаре она работала командиром звена в Аэрофлоте. Она была немножко постарше нас. Это, всех когда собрали, и Раскова посмотрела, ее назначили командиром полка. Постарше нас, вроде, опыт есть какой-то руководства. Полк истребительный, на ЯК-1, стал летать над Саратовом и Сталинградом. Полк пикирующих бомбардировщиков – им стала командовать сама Раскова, но она разбилась быстро, потому что она все-таки не летчик, летать она не умела, но хотелось летать. Села, и когда перегоняли самолеты эти, гнали в Энгельс, уже для отправки на фронт, они попали в плохую погоду, снегопад. И она врезалась в гору и разбила самолет, и экипаж весь погиб. Так что так погиб как-то вот этот экипаж плохо. Но заслуга ее велика, что она создала эти полки. Что она сформировала, что не побоялась, что это женские полки.

М. ПЕШКОВА: — У нее была семья, у Расковой?

Н. ПОПОВА: — У нее была дочь. Был муж майор, дочь Таня. Она симпатичная была. Как человек она была обаятельная. Она пела хорошо, она играла на рояле. Она выросла в семье, где отец был преподаватель пения. Потому она мечтала петь в большом театре.

М. ПЕШКОВА: — Она была рослая, фигуристая?

Н. ПОПОВА: — Красивая. Она была такого роста, как и я, но была красивая, без капли грима, с хорошей манерой держаться. В ней всегда была какая-то красивая интеллигентность, я бы сказала. Ну, играла и пела, и с Гризодубовой они пели. И Гризодубова хорошо играла на рояле. Это как раз одаренные, это культура была летчика. Надо понимать, чтобы люди знали, что это не просто так – шофер какой-то сел. И всегда у Гризодубовой, скажем, в квартире стоял рояль. К ней приходили… и композиторы бывали, и артисты. Общение было очень широким. И общались они очень хорошо. И Раскова сама, и играла и пела очень хорошо, и вокруг нее девушки, это были. У нас вообще это принято было. И надо сказать, во всех этих полках, которые были, было много одаренных девушек. И стихи хорошие писали, и дневники хорошие писали. Летали хорошо. Потом стали преподавателями хорошими, потом стали в семьях хорошо.

М. ПЕШКОВА: — Были семьи летчиков? То есть женщины-авиаторы встречались из мужского авиа-полка? Или как это было? Как создавалась семья? Ну, вот ваша, например?

Н. ПОПОВА: — Так нарочно этого ничего никогда не делалось. Была война. Нарочно, если говорить по-честному, ничего не придумывалось. Потому что надо очень правильно все подавать. Это не были такие солдафонки, или где-то что-то. Была очень серьезная ответственность. Идет война, идет отступление, все бегут. Это очень плохо описанный кусок истории, когда мы отходим, когда мы бежим. Народ говорил: «Куда вы драпаете? На кого вы покидаете нас? На немцев? А сами драпаете на восток!» Мы добежали бы и до Средней Азии, если бы не приказ Сталина 227 – «Ни шагу назад – расстрел». Часто спрашивают, что это жестокий такой приказ. А я сейчас думаю – если бы его не было, мы бы могли дойти и до Средней Азии. Бежали беспорядочно. Я ходила часто на разведку. У меня на разведку много вылетов. Что делала я на разведке? Вот, мы отступаем. Ну, вот скажем, недалеко от Ростова. Идем на восток. Вызывает командир полка: «Попова, летите». «Мы отлетали ночь, я имею право на отдых. Глаза смыкаются, голова тяжелая». «На разведку надо – приказ штаба армии, так что полетите вот в такую-то зону». Беру я карту сразу же. Север, такой-то пункт – ставлю крестик. Так, восток – сюда такой-то. Так, на юге – до этого пункта, на восток – сюда. Ясно, ясно. Нанести это, и в котором часу это было, где, что, какая часть, куда она движется и что это за часть, в каком направлении движется. Если вам говорить военным языком – это незнание, где находятся наши войска. Вот что это такое. Я девочка, 19 лет. Когда иногда спрашивают «Что надо?» У меня здесь стучит, «как же так?.. как же так?.. Они в штабе не знают, где находятся… А как же так? Я лечу, явная гибель, я же лечу, я должна сесть, я лечу навстречу немцам». Я отвернулась, вижу – наши части. Я сажусь поближе к нему, а это лето, 1942 год, жара. Я сажусь поближе к нему, подрулила, сразу же карту достаю. Карта Польши – это у меня сбоку тут. Наношу, «Какая часть?» – там, «101-я». «Время» – скажем, 7 часов утра, на рассвете. «Откуда вы идете?» — «Оттуда-то». «Куда идете, направление, куда держите путь?» Ставлю стрелку, держат путь туда-то. «Кто командир?» – «Такой-то, такой-то, такой-то». Ясно. «А кто по соседству?» – «Такой-то, такой-то, такой-то». «А там?» «Не знаю кто». Все, я это уточнила. Уточнила, скорее нанесла. Сажусь дальше, мне надо второго. Я вижу, там тоже идут, выступают. «Там, – говорит, ­– не знаю кто». Я сажусь туда, тоже идут, наступают. На восток идут. Все, я тоже наношу. Туда, нанесла. Скорее взлетаю над землей, чтоб меня не заметил. Потому что немцы без конца охотятся за нами и сбивали нас. Только заметят – все. А мы видны же, никуда не денешься на фоне земли. А как раз было лето, жара, пшеница. Все эти поля чистые же. Они же заросли все. Урожай-то…

М. ПЕШКОВА: — Не успели собрать.

Н. ПОПОВА: — Урожай горел… горел, и гарью пахло в воздухе. Поднимаешься на высоту – гарь, горит зерно.

М. ПЕШКОВА: — А когда вас стали называть «ночными ведьмами»?

Н. ПОПОВА: — Скажу позже. Так вот, вот эти полеты – они были очень тяжелыми, очень напряженными. Они мне очень дорого стоили. Это перенапряжение. Но я так иногда думала, я говорю: «Товарищ командир, опять я?» «На тебя надежда». Плакать хотелось. Потом полетела на командный пункт дальше, «Командир, задание выполнила». А это Бершанская докладывает в штаб армии четвертой воздушной. Вершинин, а там начальник оперативного отдела, там Одинцов генерал. Говорит, Одинцову Бершанская: «Кто с вами говорит?» «Попова». «Попова летала?» «Да». «Дайте ей трубку, пусть она говорит». Чтоб не передавала она. «Товарищ Попова, доложи, как и что. Я слушаю тебя». «Так и так, по карте просто. Такой-то с северной стороны, такая-то точка. То-то, то-то, то-то. Так, на востоке, километров 10, такая-то, такая-то. На юге то-то, то-то, движутся туда-то, их прикрывают танки. Слева и справа мотоциклисты. Их много, по мне открыли огонь, но мне удалось уйти». «Хорошо, спасибо большое, товарищ Попова, всё». Такое направление – они знают, что идут в этом направлении, куда им надо посылать наши самолеты-истребители и штурмовики, чтоб бомбили. Потому что нет управления войсками, вы понимаете, о чем шла речь?

М. ПЕШКОВА: — Это уже какое число?

Н. ПОПОВА: — Это июль месяц 1942 год.

М. ПЕШКОВА: — Уже больше года идет война?

Н. ПОПОВА: — Да. Я скажу вам, что я, конечно, под счастливой звездой родилась, иногда я так думаю. Я командиру говорю: «Что ж так меня можно не любить, что это явная гибель?» «Надя, кого же, нам больше некого послать».

М. ПЕШКОВА: — «Я Надя Попова из Донбасса» — так расписалась на Рейхстаге «Ночная ведьма», герой Советского союза Надежда Попова, кого просила рассказать о военных буднях. И на войне случилась любовь. Но это иная история Поповой. Анастасия Хлопкова – звукорежиссер. Я – Майя Пешкова. Программа «Непрошедшее время».

Продолжение эфира с Надеждой Поповой

День Победы Герои Советского Союза Семен Харламов и Надежда Попова встретили в Берлине. Расписались на стене Рейхстага и считали эту дату днем рождения своей семьи. Подробности выяснял корреспондент агентства «Минск-Новости».

И в этом году 9 мая генерал-майор авиации Александр Семенович Харламов наверняка в который раз пересмотрит фильм «В бой идут одни «старики». Кажется, знает его наизусть, но все равно что-то в его душе всегда по-особому отзывается. История вымышленных персонажей Ромео в исполнении Рустама Сагдуллаева и Марии Поповой, образ которой воплотила на экране Евгения Симонова, отличается от реальной истории самых дорогих для него людей — отца Семена Харламова и матери Надежды Поповой. Но отчасти она все-таки о них.

Герои Советского Союза Надежда Попова и Лариса Розанова

Генерал-полковник авиации Семен Харламов по просьбе режиссера Леонида Быкова консультировал съемки этого фильма. Прототипы некоторых героев, жесты летчиков и выражения подсказаны именно им.

Всем смертям назло

К началу Великой Отечественной Надежда Попова из Донецка уже была опытным пилотом. Окончила Херсонскую авиационную школу Осоавиахима, Донецкое военное авиационное училище, получила диплом летчика-штурмана. С первых дней войны готовила летчиков-истребителей для фронтовой авиации и писала рапорты об отправке на фронт. Когда Сталин разрешил формировать авиационные части из девушек, Надежду приняли в группу 122, которую набирала Герой Советского Союза Марина Раскова.

Совсем еще девчонки, они проявляли чудеса мужества и находчивости. Что представляли их ПО-2? Бипланы с открытыми кабинами, без радиосвязи, без бронеспинок, способных защитить от пуль, с маломощным двигателем. После попадания зенитной ракеты эти деревяшки загорались, как факелы! Но девушки, мастерски маневрируя, уходили от прожекторов и зениток. Совершали иногда до 10 вылетов за ночь! Бомбили противника в Украине, Белоруссии, Польше, Германии. Немцы боялись этих девчонок: не случайно их прозвали ночными ведьмами.

Надежда Попова летала под номером 13. Совершила 852 боевых вылета. Ранений не было, но смерти в лицо она смотрела не раз.

Герои Советского Союза Надежда Попова и Семен Харламов

2 августа 1942 года над Тереком снаряд угодил в бензобак и ее ПО-2 загорелся в воздухе. К счастью, девушка успела выпрыгнуть. Нужно было добраться до своей части. И вот она трясется во встреченной на дороге полуторке и видит, как их догоняет санитарная машина. «Кого везете?» — поинтересовалась Надя. «Раненого летчика», — ответила медсестра. На первом же привале Надежда подошла к коллеге. Увидела забинтованное лицо, из прорезей в бинтах на нее смотрели озорные карие глаза. Познакомились, рассказали друг другу о своих неудачах.

Оказалось, летчик-истребитель старший сержант Семен Харламов тоже в тот день потерпел аварию. Сбил очередной «мессер», но и сам получил ранение в лицо. Весь залитый кровью, сумел посадить свой «Як» в расположении советских войск. Увидев странное приземление, к нему на помощь примчался полковой врач. В полевых условиях без наркоза удалил пулю из щеки, перебинтовал лицо и повез в госпиталь.

Чувствовали ли эти молодые защитники Родины в тот жаркий летний день, что, потеряв свои машины, они нашли любовь на всю жизнь? Кто знает. Но друг друга они запомнили.

За годы войны судьба сведет Семена и Надежду еще не раз. Это будут короткие встречи и долгие расставания. Новости друг о друге узнавали из фронтовых газет, которые сообщали о беспримерной храбрости пилота Семена Харламова и о том, как отличилась бесстрашная Надежда Попова. 23 февраля 1945 года их имена встретились на страницах советских газет, где опубликовали Указ Президиума Верховного Совета СССР о присвоении им звания Героя Советского Союза.

В шестой раз они увиделись уже под Берлином. С радостью бросились навстречу друг другу и решили больше не расставаться. Командиру полка майору Семену Харламову в конце апреля исполнилось 24 года. Командиру эскадрильи 46-го гвардейского женского авиаполка ночных бомбардировщиков капитану Надежде Поповой было 23. 10 мая 1945 года расписались на стене поверженного Рейхстага: «Надя Попова из Донбасса», «Семен Харламов из Саратова». Считали этот великий день датой рождения своей семьи.

Кадр из фильма «В бой идут одни «старики»

Им бы жить. И вся награда

— Когда родители расписались, мама перешла к отцу в полк и стала командиром звена, — рассказывает генерал-майор авиации Александр Харламов. — Перестала летать только на 8-м месяце беременности. Я родился в 1947-м, а она уволилась из Вооруженных Сил в 1952 году и с тех пор была уже просто женой и мамой. Отца после войны куда только не направляли: в Чехословакию, Германию, Венгрию, Египет. Я сменил 11 школ! С учебой никогда проблем не возникало — окончил школу с золотой медалью. Родители категорически противились, чтобы я наследовал их профессию. Но отец сам совершил оплошность, взяв меня, третьеклассника, с собой в полет. Конечно, я заболел небом и никакой другой судьбы для себя не представлял.

В Минске Семен Харламов и Надежда Попова жили с 1959 по 1967 год. Потом Семена Ильича назначили командующим 36-й воздушной армией, а в 1972-м — заместителем председателя ЦК ДОСААФ СССР по авиации. С тех пор супруги навсегда обосновались в Москве.

Заслуженный военный летчик СССР генерал-полковник авиации Семен Харламов умер в Запорожье. Полетел в составе делегации на открытие памятника маршалу авиации, трижды Герою Советского Союза Александру Покрышкину — и там у него случился очередной инфаркт. На этот раз обмануть смерть не получилось.

— Мама пережила отца на 23 года, — говорит Александр Харламов. — Дождалась не только внуков, но и правнуков. Много лет избирали ее в местные органы власти, была депутатом Верховного Совета СССР, председателем совета 46-го гвардейского женского авиаполка, возглавляла комиссию по работе среди молодежи при Российском комитете ветеранов войны и военной службы, занималась устройством беспризорных детей и сирот. После смерти отца ей не раз предлагали выйти замуж, но она даже слышать об этом не хотела. Неисправимая однолюбка!

Надежды Поповой не стало в 2013 году. Похоронили ее в Москве на Новодевичьем кладбище рядом с мужем.

— Несмотря на свои заслуги, родители были очень скромными, требовательными к себе, доброжелательными, — отмечает Александр Харламов. — Не очень любили вспоминать о войне: это причиняло им боль. Жили душа в душу. Позже мама призналась, что за 45 лет так и не смогла наговориться с отцом.

— Как-то я спросила бабушку, верит ли она в бога, — делится воспоминаниями внучка Надежды Поповой Наталья Харламова. — Она ответила: «Нет, не могу. После того что видела на войне, после того как потеряла на фронте столько боевых красавиц подруг, не получается».

Надежда Попова и Семен Харламов верили не в бога, а в людей, дружбу, человеческое достоинство. И в любовь, которая сильнее смерти.

По количеству боевых вылетов (732 — у Харламова и 852 — у Поповой) и высоких наград эта пара была исключительной!

Среди наград Надежды Васильевны — орден Ленина, три ордена Красного Знамени, два ордена Отечественной войны I степени и орден Отечественной войны II степени.

У Семена Ильича — ордена Ленина, Октябрьской Революции, Александра Невского, Отечественной войны I и II степени, два ордена Красной Звезды, пять орденов Красного Знамени. Семен Харламов — один из 9 граждан СССР/России обладателей золотой авиационной медали Международной авиационной федерации (ФАИ).

  • Залкинд, Семен Ильич — парт. и гос. деятель. Род. в семье служащего. Из ср. уч. зав. отчислен за участие в нелегальном рев. кружке. В рев. движении с 17 лет. Подвергался арестам в 1897 , 1904 , 1906 , 1907 . В 1900-01 работал в Петерб… Уральская историческая энциклопедия
  • Зеленой Семен Ильич — Зеленой — адмирал . Воспитывался в морском корпусе. Астрономическое образование свое докончил в Юрьеве, под руководством знаменитого Струве … Биографический словарь
  • Шохор-Троцкий Семен Ильич — Шохор-Троцкий — педагог. Родился в 1853 году. Учился в Новороссийском университете , институте инженеров путей сообщения и Берлинском и Гейдельбергском университетах… Биографический словарь
  • Хлюпин Семен Ильич — ХЛ́́ЮПИН Семен Ильич , полковник, с 1839 командир Тенгинского пех. полка, в к-ром в 1841 служил Л., «числясь налицо» всего две недели… Лермонтовская энциклопедия
  • Шохор-Троцкий, Семён Ильич — — математик-методист. С 1887 преподавал в частных женских гимназиях М.Н. Стоюниной и А.А. Оболенской, в женских институтах , на педагогических курсах… Педагогический терминологический словарь
  • БОГДАНОВ Семен Ильич — военачальник, маршал бронетанковых войск , дважды Герой Советского Союза . В Великую Отечественную войну командир танковой дивизии, корпуса; с 1943 командующий танковой армией… Большой энциклопедический словарь
  • ХАРЛАМОВ — 1. Николай Михайлович .XII.1905) — сов. воен.-мор. деятель, адмирал . Чл. Коммунистич. партии с 1925. Род. в г. Жуковка Орловской обл. На флоте с 1922… Советская историческая энциклопедия
  • Зеленой (Зеленый), Семен Ильич — астроном и морск. историк, р. 1810, двор. Псковск. г., адмирал, предс. Гл. военно-морск… Большая биографическая энциклопедия
  • Зеленой, Семен Ильич — адмирал, почетный член Николаевской морской академии и морского ученого комитета, родился 8 июля 1812 г. и происходил из дворян Псковской губернии… Большая биографическая энциклопедия
  • Змеев, Семен Ильич — воевода в Шуе, 1649… Большая биографическая энциклопедия
  • Шохор-Троцкий, Семен Ильич — педагог. Род. в 1853 г. Учился в Новороссийском университете , Институте инженеров путей сообщения и Берлинском и Гейдельбергском университетах. В журнале «Семья и Школа&quot… Большая биографическая энциклопедия
  • Зеленой Семен Ильич — адмирал . Воспитывался в Морском корпусе. Астрономическое образование свое докончил в Юрьеве, под руководством знаменитого Струве… Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона
  • Шохор-Троцкий Семен Ильич — педагог. Род. в 1853 г. Учился в Новороссийском университете , Институте инженеров путей сообщения и Берлинском и Гейдельбергском университетах… Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона
  • Богданов Семен Ильич — маршал бронетанковых войск , дважды Герой Советского Союза . Член КПСС с 1942. Родился в семье рабочего, был слесарем. С 1915 в армии, участник 1-й мировой войны, прапорщик … Большая Советская энциклопедия
  • Харламов — I Харла́мов Валерий Борисович , советский спортсмен, хоккеист, заслуженный мастер спорта , офицер Советской Армии. Неоднократный чемпион СССР , Европы , мира , Олимпийских игр по хоккею с шайбой … Большая Советская энциклопедия
  • ХАРЛАМОВ Семен Ильич — военный летчик, генерал-полковник авиации , Герой Советского Союза … Большой энциклопедический словарь

46-й Авиационный полк, прозванный немцами «ночные ведьмы» сформирован был в октябре 1941 года. Руководила формированием Марина Раскова. Командиром полка была назначена Евдокия Бершанская, летчица с десятилетним стажем. Под её командованием полк сражался до окончания войны. Порой его шутливо называли:» Дунькин полк», с намёком на полностью женский состав и оправдываясь именем командира полка.
Немцы немало удивились, узнав, что советские войска имеют в распоряжении целый авиационный полк, сформированный только из женщин. Надо заметить, что ненависть к советским женщинам почему-то у врага была особенно сильной. Ведь женщины сражались в войсках не только в качестве летчиц или снайперов, были радистки, пулеметчицы, медсестры и водители. По воспоминаниям фронтовиков, если девушки попадали в плен к немцам, их убивали с особой жестокостью, которую никогда бы не применили к пленному-мужчине. Советские женщины почему-то вызывали у фашистов звериный ужас и еще большую жестокость. Многие девушки-бойцы закончили свои дни под пытками врага, которые поражали даже видавших виды мужчин-бойцов. Те, кто находили их изуродованные трупы часто не могли сдержать слез. Создание авиационного полка только из женщин, где все женщины асы летного дела, это был очень мощный акт деморализации врага.
Немцы прозвали лётчиц полка «ночными ведьмами» из-за ночных налетов;. Они почему-то думали, что все женщины этого полка курят и пьют, меняют мужчин и вообще не похожи на женщин в классическом понимании. Они думали, что это, должно быть, страшные мужеподобные тетки, недо-женщины, полу-мужчины, как иначе им было объяснить их отвагу и мужество, так несвойственные в их понимании слабому полу. «Кирхе-кюрхе-киндер» так ведь их вождь описывал идеал немецкой женщины, «церковь-кухня-дети», какие там бои и самолеты.
Они ошибались. Они не знали что большинство «ночных ведьм» были молодыми девушками 18-25 лет, нецелованными амазонками. Да, с этим в полку было строго. У войны не женское лицо, и отношение к женщине на войне было двояким. С одной стороны общество поощряло героизм молодых девушек решивших отдать жизнь за Родину, а с другой…
Негласно они были презираемы, о пребывании девушек в войсках ходили сплетни, так… за спиной, в разговорах на кухне между делом. Мужчины всегда мужчины, а на войне они еще и перед лицом смерти, когда умереть можно сегодня, а можно завтра. Ощущение отсутствия «завтра» некоторых лишало всяких угрызений совести, которые и в мирное время то редкое явление. По воспоминаниям женщин-фронтовичек, многие мужчины тогда вели себя по принципу «война все спишет». Война забрала отцов из семей, в тылу у них оставались жены с детьми. Для этих жен каждая медсестра, каждая девушка-боец была потенциальной разлучницей, которая может окрутить мужа, пока он вдали от семьи. Некоторые действительно после войны и не возвращались в прежние семьи, а заводили новые. Другие бросали своих фронтовых подруг, их еще называли «полевая жена», иногда и в положении, и возвращались в семью, либо находили молодую, здоровую, не побитую войной девушку, которая в годы войны была еще ребенком, и женились на ней. Некоторым же просто не суждено было остаться в живых, и война действительно «все списывала». По воспоминаниям Валентины Сергеевны КАРЕЛИНОЙ (Юдакиной) оружейницы 966-го истребительного авиационного полка, однажды ее однополчанке написал гневное письмо муж, когда узнал что она ушла на фронт добровольцем. Он написал ей много обидных слов и обвинений во всяком таком что стыдно произносить вслух, а закончил письмо так: «Таких, как ты, эрзац-солдат и здесь навалом! Можешь не писать, у меня теперь другая». Больше она ему и не писала.

Женщине-бойцу нужно было быть на недосягаемой высоте моральных качеств, чтобы не вызвать перетолков на свой счет. А общение с мужчинами этому не способствовало. Потому то «ночные ведьмы» избегали мужского общения. Штурманы — девочки, механики — девочки, стокилограммовые бомбы подвешивали вчетвером. Спали под крыльями самолётов, в брезентовых мешках, по двое, в обнимку. Игнорировали мужчин: думали, они приносят беду, и полк хранили как чисто женскую единицу.
Надежда Попова родилась в семье рабочего в 1921 году. В 1936 году по завершении учёбы в средней школе города Сталино поступила в аэроклуб, который окончила с отличием и была оставлена в нём для дальнейшего обучения на инструктора. В 1939 году, приехала в Москву с тем, чтобы стать военным лётчиком, где познакомилась с легендарной лётчицей Героем Советского Союза Полиной Осипенко, которая посодействовала тому, чтобы Надежду Попову направили в Херсонскую авиационную школу. Окончив которую,в 1940 году она продолжила обучение в Донецком военном авиационном училище и получила диплом лётчика-штурмана. В 19 лет в 1941 году как только началась война, после лётной школы, она написала рапорт об отправке на фронт и попала в полк ночных бомбардировщиков. Прозвище «ночные ведьмы», которым наградили немцы, им только льстило.
На войне нет места чувствам, но она дождалась любви — посреди войны.
В 1943 году при освобождении Новороссийска Попова получила задание: доставить отрезанным от наших войск морским пехотинцам питьевую воду, питание и боеприпасы. Вместо бомб под крылья самолета подвесили драгоценный груз, и она полетела в неизвестность. Груз сбросила и развернула самолет обратно. Да только У-2 («уточки», как любя называли их летчики) очень низко летают, и достать их можно с земли. Немцы открыли ураганный огонь, самолет получил сорок две пробоины. Счастье, что враги не попали в бензобак, и мотор работал исправно. Попова развернула самолет к морю, но и там оказался неприятельский катер. Пролетая очень низко над волнами, едва не черпая крылом воду, самолет взял курс на наш аэродром в Геленджике. Когда У-2 благополучно приземлился, Надежда сказала своему штурману: «Значит, еще поживем…» Не успела она покинуть самолет, как пришла радостная весть – радиограмма от морских пехотинцев: «Посылка с неба принята». И тут только Надюша дала слабину – расплакалась…
Однако от судьбы не уйдешь. 2 августа 1942 года самолет командира эскадрильи Надежды Поповой был подбит. Она максимально приблизила машину к земле и… выпрыгнула без парашюта.
Она присоединилась к другому полку, чтобы вернуться в свою часть. Сене Харламову как и ей было 20 лет, и в тот день — летом 42-го, где-то под Ростовом, — он тоже прикоснулся к подвигу: его подбили, он горел, падал, но не бросил самолёт. Она увидела тогда его раненным, пуля застряла у него в щеке, пробито бедро, срезан осколком нос. Оперировали его, как тогда говорили «под крикаином» — рецепт: стакан спирта и собственный вопль. Они совершенно случайно встретились и перебросились парой слов, когда она добиралась до своей части. Она вспоминала, что пожалела молодого парня, лица которого почти не видела из-за бинтов. Видела она только глаза, их и запомнила. Надежда Васильевна вспоминает их встречу, и её голос поднимается на тон выше,
Немцы про нас говорили: «Русиш швайн! Русская свинья» Так это было обидно! Какая же я свинья? Я — красавица! У меня планшет через плечо, пистолет, ракетница за поясом; Я в тот день везла пакет командованию, случайно узнала: на санитарной машине лётчика везут раненого — и пошла посмотреть. Но смотреть было не на что: вся голова в бинтах, только в щёлочке карие глаза озорные и губы — пухлые, нецелованные; Так мне его жалко стало: как же он будет такой, без носа; Разговорились, мне глаза его по;нравились — игривые, но тогда не до мыслей было всяких таких: шло отступление на восток. Я и распрощалась: «Сеня, до свидания, пишите».
Он не написал. Просто однажды нашел её на дорогах войны: их женский полк выполнял вылеты с «мужского»; аэродрома — почти как в кино, в котором Маша (актриса Евгения Симонова) совершила вынужденную посадку на аэродром «поющей эскадрильи».- Прибегает ко мне мой механик: «Товарищ командир, вас мужчина спрашивает»! А у меня самолёт уже стоит на взлёт. И это оказывается действительно он, Сеня, у которого я только макушку толком разглядеть успела из-под бинтов!.. А тут он целиком. «Так вы, оказывается, с носом» — все что я ему успела сказать.
В кабине её «небесного тихохода» лежали яблоки — полк стоял в садах, фляга с боевыми ста граммами, которые выдавали после ночных полётов: «Я не пила, отдала всё ему — и улетела».
Маша и Ромео из фильма умерли в один день — может быть, в тот самый, яблочный.. А Надя Попова — гвардии капитан, 852 боевых вылета за всю войну!!! — и Семён Харламов ещё не раз встречали имена друг друга на страницах газет, как будто передавали друг другу привет, пока однажды, 23 февраля 1945-го, не сошлись на первой полосе, в указе о присвоении звания Героя Советского Союза: в столбце фамилий их разделяла лишь очерёдность букв алфавита — а сердцу уже было понятно, что это судьба.
— А днём нашей свадьбы мы всегда считали 10 мая 45-го, когда расписались один за другим на Рейхстаге: «Семён Харламов, Саратов; и Надя Попова из Донбасса» — это и было нашей регистрацией брака
С сыном под сердцем она летала до 9-го месяца, перейдя после Победы служить к мужу в полк. Семён Харламов дорос до генерала, большого чина, был замом маршала авиации Покрышкина. Консультировал Леонида Быкова во время съёмок «В бой идут одни «старики». Быков, невысокий, смотрел на Семена как на бога, а Сеня всё время шутки шутил». Прожили вместе они 45 лет.
На войну пришлись лучшие их годы. Надежда Попова до сих пор живет в Москве, ходит на встречи ветеранов, которых с каждым годом все меньше. Ещё держит удар. Ночная ведьма.