Налево пойдешь коня

Налево пойдешь — коня потеряешь…

Не знаю, как вас, а вот меня всегда интриговала назойливая надпись на камне:
Налево пойдешь — коня потеряешь,
Направо пойдешь — жизнь потеряешь,
Прямо пойдешь – счастье найдешь (или жив будешь, да себя позабудешь).
И главное – куда ни пойдешь, все время какие-то нежелательные последствия с реалистичным, а порой летальным исходом. Они зашифровали, а нам теперь голову ломай. Вот что хотели сказать? Читая различные версии, напрашиваются следующие выводы.
Вот как раньше люди жили? Никуда не ездили – обрабатывали свою землю, детей растили, каждый занимался своим делом, и все счастливы были. Это потом уже начались походы захватнические, раздел земель и владений, войны. Отсюда и предупреждение – пойдешь налево или направо, то есть покинешь свою землю и отклонишься от своего предназначения, и сам не возрадуешься. А вот пойдешь еще больше счастья искать впереди, возможно и найдешь, и даже жив будешь, да только оторвешься от своей земли и от своего жизненного предназначения.
Правы были предки. Так оторвались мы от своей земли и жизненного предназначения, что дальше некуда. И сколько человеческих жизней погублено в этих походах на чужую землю. И за счастьем гоняемся без устали, только всё никак догнать не можем. Причем, все с разной скоростью догоняют – кто на костылях, а кто на скоростной Феррари. И в этой погоне за призрачным счастьем некоторые представители Гомо Сапиенс расталкивают своих братьев по разуму далеко не только локтями. А раз есть гонка, то должен быть и финиш! И кто же пришел к финишу, если он вообще существует? Ведь все процессы – явление бесконечное. Но мы, Гомо Сапиенсы, везде создадим лимит.
Ну, вот несколько человек достигли определенного лимита, то есть финиша – собственность в Монако, яхта за 300 миллионов долларов, владение английскими футбольными клубами. И какой ценой? Ценой того, что остальные сапиенсы не то что идти вперед за счастьем, но уже и ползти разучились? Ну, подарили им монтекарловские владельцы по паре костылей, но разве далеко на них уйдешь в поиске счастья? Хотя многие продолжают барахтаться.
В духовной практике это называется РАЗВИТИЕ ПО ГОРИЗОНТАЛИ. Многие и детей этому учат с самого раннего возраста. Учись, добивайся, делай карьеру, иди вперед к своим целям, не останавливайся, спеши, беги, зарабатывай, покупай, наживайся. И все без исключения мечтают о «финише» — вилла в Монте-Карло и Роллс Ройс. На худой конец, вилла неподалеку от дома и пожеванный Мерседес.
Самый большой минус этой гонки по горизонтали – это то, что любая материя временна и недолговечна. Конечно, у миллиардеров эта материя весьма заменяема. Они могут позволить себе купить новую машину, иногда только потому, что в старой — пепельница переполнилась. Но это мир людей, живущих по ту сторону абсцисс. А мы то с вами живем по эту сторону, и потеря любой собственности воспринимается не просто болезненно, а истерически болезненно. Вот вам и второй минус. Материя растворилась по тем или иным причинам – машина сломалась или украли, дом пришел в упадок, остальное пропили, жена ушла, а в душе осталось безысходное чувство утраты, пустоты и одиночества. Следующая ступень – депрессия и мысли о суициде. Ну, и куда вы бежали? Хотели Феррари на своих обшарпанных костылях догнать?
А тут еще реклама нас с толку сбивает – покупайте, покупайте, покупайте. А духовные гуру и целители кричат на каждом углу: «Нет! Идите к нам. Нам деньги тоже нужны!» Короче, указателей столько на развилках жизни, что у современного человека голова пойдет кругом, и тот камешек со своим наивным «Пойдешь направо и пойдешь налево» покажется наивным детским садом.
А может, никуда и не нужно ходить или бежать, а просто находить свое счастье там, где мы находимся? А может, пора вспомнить об истоках? Взять у этих истоков всё самое лучшее? Когда люди просто жили на своей земле, обрабатывали ее, растили детей, и были счастливы? Были близки к своей божественной природе, и обходились без «плодов» цивилизации? Не слишком ли много этих плодов развелось? Не являются ли тонны и тонны мусорных свалок немым свидетельством того, что нам действительно много не нужно…
А может, никуда и не нужно ходить, а просто обратиться к своей душе? Ведь существует еще РАЗВИТИЕ ПО ВЕРТИКАЛИ. И духовные практики были известны человечеству тысячелетиями. Это и молитва, и медитация, и обет молчания, и многое другое. Это могут быть простые размышления, общение с природой, творчество. И что интересно, в этих практиках нет вышеперечисленных минусов Развития по Горизонтали!
Когда мы развиваемся по вертикали, мы приближаемся к своему природному предназначению и больше похожи на деревья и цветы, чем на смятенного путника, стоящего на распутье и не знающего куда идти. Мы врастаем духовными корнями в свою интуицию и наше генетическое наследие, тянемся к свету знаний, раскидываем ветви своего созидания, и выращиваем плоды своей собственной мудрости. А теперь представьте себе, что на это дерево мы развесим маленькие новогодние украшения в виде Роллс Ройсов и Феррари, дизайнерской одежды и обуви, золота и бриллиантов, хрусталя и диковинной мебели. А теперь уберем? Изменится ли при этом что-нибудь? Изменимся ли мы? Почувствуем ли глубокое чувство утраты? Или освобождение от цепей под названием «Ярмарка тщеславия»? Об этом стоит подумать…
И напоследок предлагаю вам иерархию духовных принципов, описанную одной из наиболее влиятельных духовных просветителей современности — Иянлой Ванзант. Эти принципы помогут вам жить в гармонии с самим собой и окружающим миром. Нарушение же этих духовных принципов в повседневной жизни приводит только к дисгармонии и дисбалансу.
1) ПОЧИТАЙТЕ ВСЕЛЕННУЮ – проявляйте к ней Доверие, ищите свою Правду, посылайте Молитвы, слушайте ответы через Медитацию, проявляйте свою Готовность услышать, стремитесь к Созиданию, практикуйте Умиротворенность, а также научитесь жить в Простоте, т.е. без всяких излишеств.
2) ПОЧИТАЙТЕ СЕБЯ – подарите себе полное Подчинение, Осознание и Приятие, ежедневно повторяйте Установки, делайте осознанный Выбор, давайте себе Отдых, заливайтесь Смехом, а также ощутите полную внутреннюю Свободу.
3) ПОЧИТАЙТЕ ЛЮДЕЙ – не забудьте устанавливать Границы, проявлять глубокое Сочувствие, научитесь Отпусканию людей, полностью откажитесь от Осуждения, щедро дарите Прощение, и посвятите себя Служению людям.
4) ПОЧИТАЙТЕ СВОИ ЧУВСТВА – избавляйтесь от всего, что приносит вам Гнев, Смятение, Сомнения, Страх, Вину, Одиночество и Ненужность.
5) ПОЧИТАЙТЕ ЖИЗНЕННЫЙ ПРОЦЕСС – постарайтесь открыть Истину, всегда проявляйте Терпение, укрепляйте Веру, и воспитывайте в себе Дисциплину.
6) ПОЧИТАЙТЕ ЖИЗНЬ – стремитесь к полному Балансу, работайте над своим Развитием, каждый день испытывайте Благодарность, подчиняйтесь всеобщему Порядку, сохраняйте в себе Радость, и дарите себе и всему живому Безусловную Любовь.

LiveInternetLiveInternet

Цитата сообщения method «Направо пойдешь – счастье найдешь, налево пойдешь…»

Все решает ваш Выбор!
Значение Выбора в жизни человека настолько велико, что возникает необходимость более глубокого его анализа и осмысления. Если обратить внимание на народную мудрость, то можно заметить, что люди с древних времен знали цену правильному Выбору. Это нашло отражение во многих сказках, особенно русских, где сказочные герои (обычно три брата) отправляются в путь на поиски счастья или смысла жизни. Этот путь почти всегда приводит к камню на развилке трех дорог. На камне надпись, предписывающая сказочным героям сделать Выбор, от которого будет зависеть вся их дальнейшая судьба: «Направо пойдешь – счастье найдешь, налево пойдешь – коня потеряешь, прямо пойдешь – и коня потеряешь, и голову сложишь». Как правило, главный герой выбирал самый опасный путь, то есть прямо. Почему? Именно в этом скрыт весь смысл правильного Выбора. Проанализируем надпись на сказочном камне.
*
Первая фраза гласит: «Направо пойдешь – счастье найдешь». Обычно брат, который идет по этому пути, находит все то, что искал: счастье и деньги, но остается духовно неудовлетворенным. В конце концов он оставляет свою счастливую жизнь и возвращается в отчий дом, затаив в себе зависть к брату, который рискнул пойти опасным путем. Дело в том, что наш незадачливый герой искал счастье в удовлетворении своих земных желаний, ошибочно полагая, что счастье – когда у тебя красивая жена и много денег. А если для приобретения всего этого он не приложил никаких усилий, то человек на верху блаженства – халява, сэр! Только в конце концов он начинал понимать, что желаниям предела нет, они растут пропорционально благополучию, но что-то самое главное проходит мимо. Этим главным является умение найти себя, что оказывается невыполнимым в рамках его представления о счастье. Герой проигрывает. И когда он встречает брата, не испугавшегося трудностей и опасностей, смело шагнувшего в неизвестность, грозившую гибелью, преодолевшего при этом все трудности, нашедшего себя и свое истинное счастье, то, будучи не в силах побороть свою ярость и зависть, убивает его. На самом деле он убивает в себе того, кто должен был реализоваться в жизни, но, растратив свой жизненный потенциал на мечты и бездеятельность, так и не реализовался.
*
Второй герой выбирает путь, о котором предписано: «Налево пойдешь – коня потеряешь». Разберемся, какой смысл сокрыт в этом. Конь в Древней Руси был культовым, чуть ли не священным животным. Он являл собой символ верного и преданного друга, потерять которого было равносильно смерти. Выбирая этот путь, герой понимал, что на нем может потерять не только верного друга.
Кто такой друг? Мы выбираем друзей в соответствии со своими идеалами, взглядами, убеждениями, создавая круг (систему) единомышленников. Обзаводясь ими, создаем команду, которая совершает те же жизненные ошибки, что и мы. В этой системе все равны и одинаковы, никто ничем не выделяется. Все исповедуют мало в чем отличающиеся жизненные ценности, естественно, разделяя тяжкий груз ответственности за общий неправильный выбор. Виновными в своих бедах и неудачах они себя, конечно, не считают, обвиняя кого угодно и что угодно.
Стоит вам изменить свое отношение к жизни, выбившись из системы единомышленников, как сразу же все они становятся в оппозицию, выжидательно злословя: «Посмотрим, чем все закончится. Ишь ты, выбиться вздумал, а то плохо ему жилось». Это в лучшем случае, а в худшем – еще и подножку поставят. Оппозиция не прощает тех, кто покидает ее ряды. Наш герой видел смысл жизни в наличии друзей – единомышленников, потеряв которых он потерял этот смысл. Разочарованным и опустошенным вернулся он домой. Так же как и первый брат, он не может побороть зависть, ярость, негодование к успехам своего более удачливого третьего брата. И он тоже принимает участие в братоубийстве. Этот герой тоже убивает в себе того, кто должен был реализоваться, но так и не смог, из-за отсутствия правильных пространственно-временных ориентиров.
*
Третий герой выбрал самый трудный и опасный путь, который сулил ему потерю коня вместе с собственной головой. Пройдя этот путь с достоинством, преодолев все трудности, обуздав все желания, принимая события такими, как они есть, контролируя и анализируя свои действия, третий брат получает от жизни вознаграждение – находит себя. Его счастливое воскресение после того, как братья с ним расправились, указывает на то, что человеку, нашедшему себя, имеющему правильные жизненные ориентиры, ничто не страшно, сама Жизнь охраняет его и дает все блага.
Как следует понимать недвусмысленное предупреждение «голову сложишь», перекликающееся с библейским требованием отдать на заклание сына? Сложить голову – означает сложить полномочия головного мозга, взявшего на себя несвойственные ему функции мыслительного аппарата, со всеми его базовыми ценностями и стереотипами материального (субъективного) мира. Человеку предлагается сделать переоценку ценностей, поставив на первое место духовные ценности невидимого, но объективного Тонкого Мира. Под отдачей на заклание сына подразумевается прекращение порочной практики воспитания своего потомства на базе субъективных, сугубо материалистических представлений о мире. Предлагается включить цепную реакцию подключения всех последующих поколений к головному мозгу Вселенной, к Ее Энергоинформационному Полю.
Выбору неспроста придается такое значение – верный Выбор связан с Эволюцией человека, с его способностью найти себя, отказавшись от субъективного и переключением на восприятие объективного, – всего того, что необходимо для создания благополучия. Вы уже знаете, что жизнь протекает между двумя противоборствующими силами: созидательными и разрушительными. В каждом конкретном событии человек ставится Жизнью перед выбором тех сил, во власти которых будет находиться: созидательных или разрушительных. Все хотят иметь дело с созидательными, но присоединиться к ним можно только при соблюдении определенных условий, очень жестко привязанных к самосовершенствованию человека. Исходя из описания Выбора по сказкам, можно сделать вывод, что он начинается с выбора жизненной ориентации. Каждому из нас предлагается сделать Выбор одного из трех возможных направлений.
*
Человек, избравший первое направление, ориентирован на себя, на удовлетворение своих физиологических и психологических потребностей (эмоций). Все свои силы он тратит на поиск счастья, добывание денег, причем непременно с затратой собственных усилий и труда. Восприятие мира чисто субъективное, находится в полном соответствии с его представлениями и убеждениями. Объективный мир целиком скрыт за пеленой субъективизма. Он полностью отключен от реального мира, оставаясь в коконе первородной Мерности. Объективный мир для него опасен и страшен. Такой человек реализует себя только в физическом труде, потому что не гармонизирован в Системе Сознание – Человек.
*
Человек, идущий по второму пути, ориентирован на слепое, бездумное копирование программ родителей, друзей, социума. Он готов пожертвовать своей жизнью ради общества, Родины, Человечества. В нем заложена тенденция к героизму, мессианству, целительству. Психологически он настроен на самопожертвование ради всеобщего блага. Пытается познать объективную реальность, но через призму субъективного настроя жертвенности. Такие люди говорят о всеобщей любви, нравственности, увлекаются эзотерическими и прочими науками с целью увековечить память о себе в народе. Они читают Библию и живут по заповедям Бога, всячески сторонятся и остерегаются происков Дьявола с его темными силами, находясь при этом во власти деструктивных, а по сути, все тех же темных сил.
Такие люди находятся между субъективным и объективным, но, как правило, побеждает чувственное, субъективное. Объективный мир они воспринимают только с позиций: «Мне это подходит, а это нет; это приму, а то нет; я этим буду заниматься, а тем не буду». Они пытаются управлять объективным миром при помощи эмоций и своего субъективного восприятия, стремясь «взять Бога за бороду». Всем и всюду диктуют свои права, навязывают свои идеи и правила. Это люди эмоций. Но им приходится считаться с объективной реальностью, так как их внутренняя сущность направлена во внешний мир, на заботу о всеобщем благе. Самопожертвование – их основное кредо, реализуя которое эти люди пытаются изменить мир в соответствии с субъективными представлениями «хорошо – плохо». Их логика направлена вовнутрь, в мир своих субъективных представлений, а следовательно, как и в первой группе, здравый смысл у них отсутствует. Это социально и религиозно – законопослушные граждане. В критической ситуации пойдут за тем лидером, который наобещает всеобщее благо и процветание. Они нерешительны и не могут сами начать преобразование собственной жизни. Погруженные в идеи всеобщего благоденствия, такие люди способны творить зло (все, что не сочетается с их моралью, должно быть уничтожено), причем они убеждены, что поступают верно. Эти люди не гармонизированы в Системе Человек – Человек.
*
Человек, идущий прямо (аналогия выбора в сказках), полностью ориентирован на реальный объективный мир. Он развивает истинное, объективное видение мира, рациональное мышление, учится управлять эмоциями. К событиям подходит обдуманно, целенаправленно, контролируя свои мысли и действия. Строит взаимоотношения с людьми на взаимовыгодных условиях, учитывая не только свои интересы, но принимает во внимание интересы другого человека. Уважает волеизъявление других людей, никому не навязывает своих убеждений. Начинает осознавать пагубность генерального направления движения Человечества: на словах – к добру, к свету, к Богу, на деле же – в обратном направлении.
Такому оппортунисту приходится менять свою ориентацию вопреки программам и мнению большинства, выращивая свои собственные созидательные программы. Но только такой человек воссоединяется с природой, ему претит субъективизм и не нужны проповеди о всеобщей любви, нравственности, он этим живет. Это люди – Творцы и своей жизни, и всего жизненного пространства. Они решительны, не боятся трудностей, добиваются цели. Их логика направлена на анализ объективного мира, на активное взаимодействие с ним, путем собственного совершенствования и преобразования. Отсутствие субъективизма, точный анализ объективного помогают им брать от жизни все, что она дает. Они знают, что жизнь плохого не даст, а свой шанс упускать нельзя. Часто для достижения желаемого надо преодолеть трудности. Эти люди с ними справляются, проявляя выдержку, терпение, уверенность в собственных силах. Именно о таких можно сказать: они не ждут милости от социума, государства, врачей, а создают их сами, опираясь на созидательные силы природы! Вся жизнь сосредоточена в этом человеке и через него реализуется. Он сам Творит Жизнь!
Жизнь – это объективная реальность, которая существует помимо желаний и «хотений» человека. И эта реальность может стать агрессивной по отношению к человеку, если он не нашел правильных ориентиров, прежде всего не научился разумно пользоваться Выбором. Правильный Выбор только один – иметь объективную осознанность действительности, когда Сознание должно получить ориентацию на реальный мир, тот мир, каков он есть, а не тот, каким хотелось бы человеку его видеть. Из перечисленных вариантов Выбора верным, конечно же, является последний.
Тайная Доктрина дней Апокалипсиса

Направо или на право?

Наверняка, описывая кому-то дорогу с поворотами, вы иной раз задумывались, как правильно пишется: НА ПРАВО или НАПРАВО, слитно или раздельно? Это довольно частое затруднение, в русском языке множество таких слов, правописание которых зависит от смысла написанного. Потому что в данном случае есть вариант как слитного, так и раздельного написания.

Употребление слова направо

Вариант первый – слитное написание слова, когда «на-» выступает приставкой, а «право» – корнем. Пишется так в том случае, если мы указываем направление – куда. Тогда НАПРАВО – это наречие места: наречия мы пишем слитно и не склоняем.

Примеры предложений

  1. Когда подойдете к перекрестку – сверните направо, там вы увидите синие крыши крестьянских домов. Именно туда вам и следует держать ваш путь!
  2. Сразу за тем магазином – поворот направо, он вам и нужен.
  3. Для нас привычнее писать слева направо.
  4. — Направо, налево, прямо, назад… Я уже запуталась! – возмутилась Ирина, моя закадычная подруга детства.

Употребление слова на право

Вариант второй – предлог «на» с именем существительным «право». И означает, говоря упрощенным юридическим языком, узаконенную возможность совершать какие-либо действия, либо – иногда – образовательный предмет в юридическом вузе.

Встречается такое употребление реже, однако для верного написания нужно уметь его определить. В данном случае существительное склоняется так же, как любое другое существительное второго склонения.

  1. Он даже не посмотрел на право жильцов дома ставить машины во дворе.
  2. Олег собирался поступать на право, поэтому зубрил дни и ночи.
  3. Илье Петровичу подарили сертификат на право выбора любой книги в магазине, чему он был очень рад.

Ошибочное написание слова

Ошибкой будет перепутать значения слова и написать слитно там, где нужно раздельно – и наоборот. Также неверно писать через дефис – в любом из вариантов: «на-право».

Заключение

Правописание слова запомнить нетрудно, достаточно понять, что если мы указываем направление – пишем слитно. Если говорим о правах и обязанностях – раздельно.

Правильно/неправильно пишется

Направо Почти добежав до своей мамы, ребёнок резко свернул направо На право Будущий юрист с энтузиазмом мчался в университет, на право (предмет)

Налево пойдешь — коня потеряешь

Направо пойдешь — жизнь потеряешь, прямо пойдешь — жив будешь.

Это классический сюжет из русских народных сказок, который символизирует внутренний поиск жизненного смысла. Так же как и сказочный посыл: «Пойди туда, не знаю куда; принеси то, не знаю что».

Жар-птица в русских, и не только, сказках

И идут ведь герои туда, «не знаю, куда», потому что «туда, не знаю, куда» — это на самом деле внутреннее, духовное путешествия героя вовнутрь себя, без которого не может быть самопознания, а значит и взросления и возмужания внутреннего мира человека. Зачастую в ходе этого загадочного путешествия им и встречается та самая развилка с придорожным камнем, на котором написаны зловещие слова о нелегком выборе.

Все эти темы русских былин и сказок о богатырях, делающих свой самый главный жизненный выбор в соответствии с указаниями на придорожном камне (или по советам Бабы Яги) есть не что иное, как прохождение добрым молодцом испытаний устойчивости его внутреннего мира и психики. Это проверка на прочность стержня его личности, ведь все возможные знания и навыки это всего лишь дополнение к тому, что содержится внутри человека.

«Поедешь направо (налево) — убитому быть» — это проверка инстинкта самосохранения, потому что герою предоставляется возможность выбора. Но с другой стороны это и проверка на смелость и мужество, ведь если богатырь настоящий, то выбрав этот путь, он обязательно победит в схватке с противником и пройдет предложенное испытание.

«Поедешь прямо — женатому быть» — это проверка половых инстинктов, так как есть возможность не поехать и отказаться от вызова обстоятельств. А можно и поверить обещанному. И, возжелав спокойного существования в семейном быту, поехать, расслабиться и тем самым обезоружить себя. И приедет богатырь к терему, где его уже ждут красавицы, у которых в обычае нежно заманить путника в роскошь, обезоружить, обласкать, накормить, опоить дурманом, после чего сонного ограбить, продать в рабство или убить. Но и здесь настоящего русского богатыря можно отличить от «подделки», которого можно соблазнить подставной «девкой». Настоящий же русский богатырь, даже если и отправится в предложенном направлении, и доехав до терема будет встречен красавицами, но быстро учует подвох. А разгадав их истинные замыслы – тут же косы на кулак намотает, и порешит злобных дурёх без зазрения совести.

«Поедешь направо (налево) — богатому быть» — это, возможно самый важный тест, так как отказаться от плывущего само собой в руки богатства не каждый может. Но если соблазнится богатырь, то попадёт он в город, где встретят его хлебом солью, предложат княжение и богатство. И тогда по-настоящему праведный богатырь примет богатство и отдаст его обездоленным, после чего покинет город, предоставив его жителям возможность управляться с их делами самим.
Все эти проверки нужны для того, чтобы определить критерии Русского витязя, который «богатырствовал» не ради самоутверждения, богатства или благосклонности «прекрасной дамы», в отличии от героев западных баллад.

В целом все эти тесты как нельзя лучше характеризовали высокие нравственные и просто человеческие свойства психики героя. Первый тест невозможно пройти, если психика близка к животному, и инстинктивным позывам, пугливо-заячьего типа. Второй никогда не пройти при любом ином животном строе психики – соблазн всегда окажется сильней. А третий невозможно пройти при демоническом строе психики — когда живут по принципу «что хочу, то и ворочу», упиваясь собственным превосходством, в таком случае герой останется на княжении и утонет в придворных интригах либо будет в них убит.

Но бывает ещё один тест: «Поедешь в такой-то лес — коня потеряешь». Обычно он кажется многим малозначительным, хотя на самом деле это самый главный тест. Казалось бы — богатырский конь, хоть и любимый, и дорого стоит, но всё же не сам богатырь. Потерять его хоть и жалко, но потом и другого коня можно найти. Но именно эта поездка — тест на человечный строй психики. Поедет богатырь в указанном направлении, и на коня под ним нападает волк. Но если богатырь настоящий, то волк, задравший уже не одного коня под многими богатырями, прекращает нападение, подчинившись слову и воле состоявшегося человека, и начинает служить богатырю.

Этот тест невозможно пройти не став состоявшимся человеком, так как речь идет не магии или способности дрессировщика – русские богатыри этому не обучены. Только мудростью состоявшегося человека повелевает он диким зверем:

«Завет Предвечного храня, мне тварь покорна там земная…» (М.Ю.Лермонтов, «Пророк»)

И зверь ему подчиняется, как и положено предопределённому Свыше ладу в Природе, нарушенному нынешним человекообразием людей, цивилизация которых нечеловечна. Человекообразный субъект, уклонившийся от меры предопределённого для него бытия, зверю, живущему в ладу с Природой, — не указ: такой субъект лишится не только коня, но может лишиться и своей жизни.

Все эти сказки и былины есть система неявного обучения, ориентированная на достижение человечного типа строя психики, которая стоит выше соблазнов и удовольствий, превознося над ними иные нравственно-этические принципы.

Переславль-Залесский, похоже, ждет сенсационное открытие. Возможно, что именно здесь, недалеко от города, находится тот самый былинный перекресток, на котором в раздумьях останавливался еще Илья Муромец! История темная, и она вовсю гуляет по просторам Интернета. Правда это или лишь выдумка, сказать сложно. Но тем не менее — интересно. Ведь за каждой сказкой скрывается какая-то история. Так и хочется поверить — а вдруг…

По рассказам в Сети, загадочный камень обнаружил некий астраханец-перекрестковед Кирилл Остапов.

— Несколько лет меня глодала мечта — найти тот самый легендарный перекресток с камнем и надписью: «Налево пойдешь — коня потеряешь, направо пойдешь — жизнь потеряешь, прямо пойдешь — жив будешь, да себя позабудешь», — рассказывает он. — На самом деле такие камни-указатели реально существовали в древние времена. Как правило, их устанавливали на перекрестках дорог и на межах.

По словам Кирилла Остапова, профессию «перекрестковеда» ему передал по наследству дед. Сейчас таких мастеров — людей, умеющих «слышать» перекрестки и определять, не испорчены ли они злыми людьми и проклятиями (такие крестознавцы точно были), в стране остались единицы. Видимо, из-за невостребованности. А вот в древней Руси эти мастера пользовались большим спросом, их специально приглашали проверять городские и сельские перекрестки. Мастер устанавливал на перекрестке деревянный столб с перекладиной и подвешивал три колокола, а затем бил в них особым способом. По звучанию колоколов определял: добрый перекресток или злой, счастье здесь ждет человека или беда.

Остапов исследовал множество перекрестков, чтобы дар не терять. И вроде даже гаишники к его советам прислушивались — на самых опасных участках ставили дополнительные дорожные знаки. Но искать былинный перекресток мастер отправился в Ярославскую область.

— Так как в былинах этот столб чаще всего связывают с именем Ильи Муромца, я и подумал, что искать указатель надо под Переславлем-Залесским, — говорит Кирилл Оспапов. — По преданиям, богатырь Илья с 1157 года служил в войске Владимирского князя Андрея Боголюбского, защищая владения ростово-суздальских князей. Их переславские земли были самыми беспокойными из-за частых набегов кочевников, и именно здесь князь возводил свои богатырские пограничные заставы. Камень с надписью, очевидно, находился недалеко и стоял в смертельно опасном для всякого конного и пешего месте.

Приехав в Переславль, Остапов внимательно изучил сводки ГИБДД и криминальную обстановку в районе и стал искать. Примерное место расположения камня-указателя определил сразу — в сторону от трассы М-8, дорога на Никитский тракт. Со своими колокольчиками он обошел пешком несколько километров и, наконец, в самой чаще дубового леса наткнулся на странное место. Как ни бил мастер в колокола, они категорически отказывались издавать звуки. И вдруг Остапов заметил небольшой холмик, весь заросший мхом. Очистив упавший столбец от земли, увидел на гранях камня полустертые изображения: всадников, копье, ворона и полузакрытого глаза. Лишь у самого основания камня он разглядел надпись: «Деко по маркуши», что у древних славян означало — колдовать против зла.

— Вероятно, у этого камня уже пытались провести обряд очищения, но до конца снять проклятия не удалось, — уверен «перекрестковед» — Это подтвердили мои колокольчики.

Одна стрелка на указателе — та, что налево — как раз указывает на трассу Москва-Холмогоры и самый аварийный участок, полузакрытый глаз указывает путь направо — дорога к известному в Переславле валуну — Синему камню у Плещеева озера. Указатель прямо — к самому городу Переславлю, где и случались набеги кочевников. И хотя этот перекресток уже не используется, Остапов все равно намерен снять с этого места проклятия. И собирается в этом году еще раз приехать в Ярославскую область.

— Поворот с федеральной дороги к Никитскому монастырю, действительно, один из аварийных, — подтвердила старший инспектор по пропаганде отдела ГИБДД города Переславля Любовь Хохлова. — Машины тут бьются регулярно, пешеходов сбивают. В прошлом году погиб велосипедист. Но нельзя сказать, что причины этих ДТП связаны с какой-то магией. Как правило, всему виной — человеческий фактор. Водители превышают скорость, а пешеходы на свой страх и риск перебегают дорогу в темное время суток.

Аварийный участок в Переславле-ЗалесскомФото: Елена ВАХРУШЕВА

Впрочем, как выяснилось, гаишники вовсе не чураются магии и также верят в чудеса. По словам сотрудников ДПС, на трассе М-8 случаются довольно загадочные ДТП. Например, абсолютно трезвый водитель на исправном автомобиле по непонятным причинам вдруг выезжает на «встречку» и попадает в страшную аварию. Жуть! Что касается мастера-перекрестковеда, то об его услугах в областном управлении ГИБДД обещали подумать. Ради безопасности дорожного движения — все меры хороши.

ТЕМ ВРЕМЕНЕМ

Самые аварийные перекрестки Ярославля:

1. Лениградский проспект и улица Волгоградская.

2. Московский проспект и Юго-Западная окружная дорога.

3. Большая Октябрьская и проспект Толбухина.