Незаконные религиозные организации

Ошибка

В соответствии с положением ст. 4 Закона РФ «О СМИ» о недопущении упоминания запрещенных в России организаций без указания на то, что эта организация ликвидирована или запрещена, сайт ИноСМИ публикует полный список таких организаций. Все ниже приведенные организации, упоминания о которых есть на сайте ИноСМИ, являются запрещенными в России.

Запрещенные террористические организации

Информация размещена на сайте ФСБ РФ

  • «Исламское государство» (другие названия: «Исламское Государство Ирака и Сирии», «Исламское Государство Ирака и Леванта», «Исламское Государство Ирака и Шама»)
  • «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»)
  • «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»)
  • «Асбат аль-Ансар»
  • «Партия исламского освобождения» («Хизб ут-Тахрир аль-Ислами»)
  • «Лашкар-И-Тайба»
  • «Исламская группа» («Джамаат-и-Ислами»)
  • «Общество социальных реформ» («Джамият аль-Ислах аль-Иджтимаи»)
  • «Общество возрождения исламского наследия» («Джамият Ихья ат-Тураз аль-Ислами»)
  • «Дом двух святых» («Аль-Харамейн»)
  • «Джунд аш-Шам» (Войско Великой Сирии)
  • «Исламский джихад — Джамаат моджахедов»
  • «Аль-Каида в странах исламского Магриба»
  • «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»)
  • «Высший военный Маджлисуль Шура Объединенных сил моджахедов Кавказа»
  • «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»
  • «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»)
  • «Синдикат «Автономная боевая террористическая организация (АБТО)»
  • Террористическое сообщество — структурное подразделение организации «Правый сектор» на территории Республики Крым
  • Всероссийское общественное движение «Народное ополчение имени К. Минина и Д. Пожарского»
  • «Аджр от Аллаха Субхану уа Тагьаля SHAM» (Благословение от Аллаха милоственного и милосердного СИРИЯ)
  • Международное религиозное объединение «АУМ Синрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph)
  • «Муджахеды джамаата Ат-Тавхида Валь-Джихад»

Запрещенные экстремистские организации

Информация размещена на сайте Минюста РФ

  • «Правый сектор»
  • «Украинская национальная ассамблея — Украинская народная самооборона» (УНА — УНСО)
  • «Украинская повстанческая армия» (УПА)
  • «Меджлис крымскотатарского народа»
  • Украинская организация «Тризуб им. Степана Бандеры»
  • Украинская организация «Братство»
  • Общероссийская политическая партия «ВОЛЯ»
  • Межрегиональная общественная организация
  • «Национал-большевистская партия»
  • Свидетели Иеговы
  • Группа «Джамаат мувахидов»
  • Международное религиозное объединение «Таблиги Джамаат»
  • «Объединенный Вилайат Кабарды, Балкарии и Карачая»
  • Международное религиозное объединение «Ат-Такфир Валь-Хиджра»
  • Региональное общественное объединение «Национал-социалистическая рабочая партия России» («НСРПР»)
  • Межрегиональное общественное движение «Славянский союз»
  • Приморская региональная правозащитная общественная организация «Союз славян»
  • Религиозная группа Краснодарская Православная Славянская община «ВЕК РА»
  • Общественное незарегистрированное объединение группа «Рада земли Кубанской Духовно Родовой Державы Русь»
  • Местная религиозная организация Асгардская Славянская Община Духовного Управления Асгардской Веси Беловодья Древнерусской Инглиистической церкви Православных Староверов-Инглингов

  • Местная религиозная организация Славянская Община Капища Веды Перуна Духовного Управления Асгардской Веси Беловодья Древнерусской Инглиистической церкви Православных Староверов-Инглингов
  • Религиозная организация Мужская Духовная Семинария Духовное Учреждение профессионального религиозного образования Древнерусской Инглиистической Церкви Православных Староверов-Инглингов
  • Рязанская городская общественная патриотическая организация «Русское национальное единство»
  • Международное общественное объединение «Национал-социалистическое общество» («НСО», «НС»)
  • Местная организация города Краснодара — «Пит Буль» («Pit Bull»)
  • Межрегиональное общественное объединение «Формат-18»
  • Религиозная группа «Благородный Орден Дьявола»
  • Межрегиональное общественное движение «Армия воли народа»
  • Местная общественная организация «Национальная Социалистическая Инициатива города Череповца»
  • Межрегиональное общественное объединение «Духовно-Родовая Держава Русь»
  • Татарстанское региональное отделение общероссийского патриотического движения «Русское национальное единство»
  • Религиозная группа Соколова О.В., Русских В.В. и Петина А.Г., исповедующая, культивирующая и распространяющая идеи доктрины «Древнерусской Инглистической церкви Православных Староверов-Инглингов»
  • Межрегиональное объединение «Русский общенациональный союз»
  • Межрегиональная общественная организация «Движение против нелегальной иммиграции»
  • Международное объединение «Кровь и Честь» («Blood and Honour/Combat18», «B&H», «BandH»)
  • Общественное объединение (движение) «Омская организация общественного политического движения «Русское национальное единство»
  • Межрегиональное общественное объединение «Северное Братство»
  • Кировская региональная общественная организация «Клуб Болельщиков Футбольного Клуба „Динамо» Киров»
  • Религиозная группа «Файзрахманисты»
  • Местная религиозная организация «Мусульманская религиозная организация п. Боровский Тюменского района Тюменской области»
  • Община Коренного Русского народа
  • Военно-патриотический клуб «Белый Крест»
  • Организация — межрегиональное национал-радикальное объединение «Misanthropic division» (название на русском языке «Мизантропик дивижн»), оно же «Misanthropic Division» «MD», оно же «Md»
  • Религиозное объединение последователей инглиизма в Ставропольском крае
  • Межрегиональное общественное объединение — организация «Народная Социальная Инициатива» (другие названия: «Народная Социалистическая Инициатива», «Национальная Социальная Инициатива», «Национальная Социалистическая Инициатива»)
  • Общественное движение «TulaSkins»
  • Межрегиональное общественное объединение «Этнополитическое объединение «Русские»
  • Региональное общественное объединение «Русское национальное объединение «Атака»
  • Религиозная группа молельный дом «Мечеть Мирмамеда»
  • Общероссийская политическая партия «ВОЛЯ»
  • Автономная некоммерческая организация патриотического воспитания молодежи «Рубеж Севера»
  • Организация футбольных болельщиков «ТОЙС» (иные наименования «T.O.Y.S», «The Opposition Young Supporters»)
  • Набережночелнинское отделение Татарстанского Регионального Всетатарского Политического Общественного Движения (РЕВТАТПОД) — Всетатарского Общественного Центра (ВТОЦ) (НЧО ТОЦ)

Преступления против религии и церкви

Система преступлений по соборному уложению 1649 года

Система преступлений включала в себя:

а) преступления против церкви: богохульство, совращение православного в иную веру, прерывание хода литургии в храме;

б) государственные преступления: любые действия (и даже умысел), направленные против личности государя или его семьи, бунт, заговор, измена; по этим преступлениям ответственность несли не только лица, их совершившие, но и их родственники и близкие;

в) преступления против порядка управления: злостная неявка ответчика в суд и сопротивление приставу, изготовление фальшивых грамот, актов и печатей, самовольный выезд за границу, фальшивомонетничество, содержание без имеющегося разрешения питейных заведений и самогоноварение, принесение в суде ложной присяги, дача ложных свидетельских показаний, «ябедничество» или ложное обвинение ;

г) преступления против благочиния: содержание притонов укрывательство беглых, незаконная продажа имущества (краденого, чужого, неоформленного должным образом), недозволенная запись в заклад («боярину, в монастырь, к помещику); обложение пошлинами освобожденных от них лиц»;

д) должностные преступления: лихоимство (взяточничество, неправомерные поборы, вымогательство), неправосудие (заведомо несправедливое решение дела, обусловленное корыстью или личной неприязнью), подлоги по службе (фальсификация документов, сведений, искажения в денежных бумагах, и пр.), воинские преступления (нанесение ущерба частным лицам, мародерство, побег из части);

е) преступления против личности: убийство, разделявшееся на простое и квалифицированное (убийство родителей детьми, убийство господина рабом), нанесение увечья (тяжелого телесного повреждения), побои, оскорбление чести (в виде обиды или клеветы, распространение порочащих слухов); вовсе не наказывалось убийство изменника или вора на месте преступления.

ж) имущественные преступления: татьба простая и квалифицированная (церковная, на службе, конокрадство, совершенная в государевом дворе, кража овощей из огорода и рыбы из садка), разбой (совершаемый в виде промысла) и грабеж обыкновенный или квалифицированный (совершенный служилыми людьми или детьми в отношении родителей), мошенничество (хищение, связанное с обманом, но без насилия), поджог (пойманного поджигателя бросали в огонь), насильственное завладение чужим имуществом (землей, животными), порча чужого имущества;

Хотя Московское государство приняло в значительной степени теократический характер, но по сравнению его с современными католическими и протестантскими государствами, отличается меньшим вмешательством в дело веры. По крайней мере, преступления против веры, совсем не упоминаемые в Судебниках, отмечаются лишь в Уложении царя Алексея Михайловича с осторожной краткостью.

— Богохульство. Квалификацией состава этого преступления рассматривается не только как оскорблением словом Бога, но главным образом как неверие, отрицание его существования, что считалось посягательством на основы христианского вероучения. Так же воспрещалась хула на христианскую святыню: Христа, Святую Богородицу, святой крест и святых. Виновные наказывались смертной казнью через сожжение.

— Совращение (именно в мусульманскую веру — обрезание) из православия, “насильством” или по согласию — “обманом” безразлично ведет совратителя к смертной казни через сожжение. Закон умалчивает о совращение в другие нехристианские религии (буддизм, иудейство), конечно, потому что не предвидел практической возможности подобных случаев; но о совращении в другие христианские вероисповедания он мог умолчать намеренно; между тем практика распространяла применение этой статьи и на последний род деяний. Вероотступничество не подлежит уголовному суду государства, совращенный отдается на суд церкви.

— Насильственное обращение в православие не предусматривается в кодексах, но определяется в наказах воеводам .В этом выразился остаток древней русской веротерпимости, которая постепенно ослабевала в Московском государстве, но поддерживалась и тогда порядком вещей: огромная масса подданных принадлежала к нехристианским религиям .

— Чародейство, которое особенно приковывало внимание в 1-ом периоде (в церковных уставах и практике), теперь не так не интересовало государство; впрочем, постановления Стоглава об этом были выделены особым указом: “… к волхвам бы и к чародеям и к звездочетцам волхвовати не ходили”, под неопределенной угрозой великой царской опалы и ответственности перед духовным судом. Это постановление не принято в Уложении1649 года. По мере удаления от времен язычества, ослабляется внимание к преступлениям подобного рода; в Московскую эпоху практика фиксирует незначительное количество случаев уголовного преследования волшебства сравнительно с современной практикой в Западной Европе. Это объясняется тем, что ослабление языческих верований, мысль о волшебстве направляется на успехи научных знаний и изобретений, которых у нас в то время вовсе не было.

— Ереси и расколы так же не входят в круг предметов уголовного законодательства (в Уложении); но практика с XV века заинтересована ими гораздо больше ереси стригольников и жидовствующих, подрывавших глубокие основы христианства. Церковная власть (Геннадий Новгородский и Иосиф Волоцкий) обвиняла светскую в прослаблении еретикам и указывала на пример испанской инквизиции; но Иоанн III был осторожен и долго не вмешивался в вопросы совести, пока собор 1504 года не вынудил его прибегнуть к казням (сожжению, урезанию языка, заточению). Последующие преследования еретиков (мнимых и действительных) объясняются иногда сторонними мотивами (заточение Максима Грека при Василии Иоанновиче). Самое активное участие светская власть принимает в деле раскола XVII века, очевидно по его связи с вопросами государственного характера. Фактическое преследование раскола узаконено статьями 1685 года: за участие в расколе — ссылка, за его распространение — смертная казнь, за укрывательство раскольников, передачу их писем — кнут и ссылка.

— Нарушение церковной литургии во время службы наказывалось смертью; это не только преступление против церковного благочиния, но и проявление неверующего фанатизма. Этим можно объяснить строгость наказания сравнительно с деянием, определяемым в Уложении (гл. I ст. 3), именно оскорбление священника в церкви и как последствие — произведенный «мятеж», то есть тот же перерыв богослужения, карается лишь торговой казнью; в последнем преступлении объект сложный (против церкви и против чести частных лиц).

— Кража церковного имущества наказывалась смертью, и имение вора отдавалось церкви.

Закон об ответственности за навязывание религиозной литературы нуждается в доработке

Законопроект «О внесении дополнения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» рассмотрит Государственная дума на своем пленарном заседании в среду, 11 июня. Законопроект устанавливает ответственность за навязывание гражданам религиозной литературы и убеждений против их воли.
Термин «навязывание», имеет субъективный, оценочный характер, на практике может привести к нарушению прав как распространителей религиозной литературы, так и прав верующих, — заявил сегодня журналистам заместитель председателя думского Комитета по государственному строительству Николай Шаклеин, комментируя данный законопроект.
По словам депутата, этот документ был внесен в порядке законодательной инициативы Законодательным Собранием Краснодарского края и рассмотрен Комитетом по госстроительству.
«Введение данной правовой нормы обусловлено тем, что в последние годы в Российской Федерации заметно активизировалась деятельность различных сект, активно пропагандирующих свои религиозные взгляды. Одним из способов такой пропаганды является распространение религиозной литературы путем навязывания гражданам книг, брошюр, бесплатных листовок на улице, в общественном транспорте и других общественных местах», — говорит Шаклеин.
Законодатель отметил, что законопроект недостаточно концептуально обоснован: «В соответствии со статьей 28 и частью 4 статьи 29 Конституции Российской Федерации каждому гарантируются свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними и право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. В соответствии с частью 1 статьи 17 Федерального закона «О свободе совести и религиозных объединениях» религиозные организации вправе производить, приобретать, экспортировать, импортировать и распространять религиозную литературу, печатные, аудио- и видеоматериалы и иные предметы религиозного назначения».
Основываясь на указанных нормах законодательства, представляется затруднительным разграничить такое действие как «навязывание гражданам религиозной литературы или убеждений против их воли», за которое предлагается установить административную ответственность, и правомерное распространение своих религиозных убеждений как право, гарантированное Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом «О свободе совести и религиозных объединениях», утверждает депутат.
Таким образом, термин «навязывание», имеющий субъективный, оценочный характер, на практике может привести к нарушению прав как распространителей религиозной литературы, так и прав верующих.
Что касается состава административного правонарушения, сформулированного в части 2 проектируемой статьи, то он частично конкурирует с составом правонарушения, предусмотренного частью 2 статья 5.26 Кодекса, устанавливающей ответственность за оскорбление религиозных чувств граждан либо осквернение почитаемых ими предметов, знаков и эмблем мировоззренческой символики. «С учетом изложенного, дополнение Кодекса указанными нормами представляется необоснованным», — говорит депутат.
Кроме того, Шаклеин утверждает, что авторами законопроекта не решен вопрос о внесении необходимых дополнений в статью 28.3 и главу 23 законопроекта, устанавливающие органы административной юрисдикции, которые наделяются полномочиями по составлению протоколов и рассмотрению дел об административном правонарушении. То есть отсутствует механизм реализации предлагаемых норм на практике.
По мнению зампреда, в дополнении нуждается кодификационная часть законопроекта, которую следует изложить с учетом всех изменений и дополнений, внесенных в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях после его опубликования.
Поэтому, на основании изложенного, Комитет по государственному строительству рекомендует отклонить в первом чтении проект Федерального закона «О внесении дополнения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» (об установлении ответственности за навязывание гражданам религиозной литературы и убеждений против их воли).

Актуальный ликбез. 282 статья УК РФ с комментариями.

Статья 282. Возбуждение национальной, расовой или религиозной вражды
1. Действия, направленные на возбуждение национальной, расовой или религиозной вражды, унижение национального достоинства, а равно пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности граждан по признаку их отношения к религии, национальной или расовой принадлежности, если эти деяния совершены публично или с использованием средств массовой информации, —
наказываются штрафом в размере от пятисот до восьмисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от пяти до восьми месяцев, либо ограничением свободы на срок до трех лет, либо лишением свободы на срок от двух до четырех лет.
2. Те же деяния, совершенные:
а) с применением насилия или с угрозой его применения;
б) лицом с использованием своего служебного положения;
в) организованной группой, —
наказываются лишением свободы на срок от трех до пяти лет.
Комментарий к статье 282:
1. Конституция Российской Федерации (ст. 19) гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от расы, национальности, отношения к религии. «Не допускается пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства» (п. 2 ст. 29 Конституции).
2. Данное преступление посягает на честь и достоинство граждан, их конституционные права и свободы, которые они могут использовать и защищать вне зависимости от национальной или расовой принадлежности либо отношения к религии.
Признаками состава охватываются следующие виды деяний:
а) действия, направленные на возбуждение национальной, расовой или религиозной вражды;
б) действия, направленные на унижение национального достоинства;
в) пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности граждан по признаку их отношения к религии или расовой принадлежности.
Указанные деяния тесно связаны между собой, и в конкретных обстоятельствах их признаки выступают, как правило, в комплексном виде.
4. Действия, направленные на возбуждение национальной, расовой или религиозной вражды, выражаются в распространении различных идей и взглядов, подрывающих доверие и уважение к определенной национальности или расе либо религиозному вероисповеданию, а также вызывающих неприязнь или чувство ненависти к образу жизни, культуре, традициям, религиозным обрядам граждан данной национальности или расы и т.п.
Указанные идеи и взгляды могут распространяться путем агитации и пропаганды, в устной, письменной либо наглядно — демонстрационной форме. При этом идеи и взгляды носят общий характер и не обращены к конкретной личности. Для квалификации не имеет значения, соответствуют или нет действительности приписываемые той или иной нации или расе особенности, черты. Главный смысл подобных деяний — посеять между людьми разных национальностей, рас, религиозных конфессий взаимное недоверие, развить на основе тенденциозных, оскорбительных либо клеветнических суждений взаимное отчуждение, подозрительность, переходящие в устойчивую враждебность.
5. Действия, направленные на унижение национального достоинства, имеют локальную цель — унизить, оскорбить, т.е. показать ущербность, неполноценность, неприглядность, ограниченность людей конкретной национальности либо отдельного гражданина. Такие действия могут проявляться самостоятельно либо выступать составным элементом предшествующих деяний по разжиганию национальной вражды.
6. Пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности граждан по признаку их отношения к религии, национальной или расовой принадлежности, как и предшествующий характер действий, может выступать самостоятельным квалифицирующим признаком либо составной частью механизма развития национальной, расовой или религиозной вражды.
7. Преступление окончено с момента совершения указанных деяний (формальный состав). В силу особенностей объекта данного преступления оно не поглощает составы таких преступлений против чести и достоинства личности, как клевета и оскорбление (см. комментарий к ст. 129, 130).
8. Определение понятия «публичность и использование средств массовой информации» при совершении преступления см. в комментарии к ст. 280.
9. Применение насилия или угроза его применения (ч. 2 ст. 282) охватывает все виды причинения вреда здоровью, за исключением случаев умышленного причинения тяжкого вреда здоровью (см. комментарий к ст. 111), которые квалифицируются по совокупности с рассматриваемым преступлением.
Угроза имеет квалифицирующее значение, если имелись основания опасаться ее осуществления (см. комментарий к ст. 119).
10. Использование служебного положения (ч. 2 ст. 282) при совершении данного преступления означает, что между фактом имеющихся возможностей, обусловленных служебным положением (властные функции, наличие технических средств и т.п.), и фактом возбуждения национальной, расовой или религиозной вражды имеется причинная связь.
11. Определение понятия «организованная группа» см. в комментарии к ст. 35.
12. Субъективная сторона характеризуется виной в форме прямого умысла. Мотивы чаще всего носят националистическую окраску. Цели вытекают из направленности рассматриваемых действий — разжечь национальную, расовую или религиозную вражду; унизить национальное достоинство; показать превосходство либо неполноценность граждан по признаку их отношения к религии, национальной или расовой принадлежности.
13. Субъектом может быть любое вменяемое лицо, достигшее шестнадцати лет; по п. «б» ч. 2 ст. 282 — занимающее служебное положение.
Из представленного материала прямо вытекает, что по этой статье вполне можно привлечь любого либерала, русофоба и тому подобную публику, совершенно лишённую чувства меры и неотвратимости уголовной ответственности.

5.Административно-правовой статус религиозных объединений.

Правоотношения в области прав человека и гражданина на свободу совести и свободу вероисповедания, а также правовое положение религиозных объединений регулирует Федеральный Закон РФ от 19 сентября 1997 г. «О свободе совести и религиозных объединениях». В целом же законодательство о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях состоит из соответствующих норм Конституции РФ, Гражданского кодекса РФ, и указанного Федерального Закона, принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов России, а также нормативных правовых актов Субъектов РФ.

Право человека и гражданина на свободу совести и свободу вероисповедания может быть ограничено Федеральным Законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов человека и гражданина, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Российская Федерация — светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.

В соответствии с конституционным принципом отделения религиозных объединений от государства государство

— не вмешивается в определение гражданином своего отношения к религии и религиозной принадлежности, в воспитание детей родителями или лицами, их замещающими, в соответствии со своими убеждениями и с учетом права ребенка на свободу совести и свободу вероисповедания;

— не возлагает на религиозные объединения выполнение функций органов государственной власти, других государственных органов, государственных учреждений и органов местного самоуправления;

— не вмешивается в деятельность религиозных объединений, если она не противоречит Федеральному Закону;

— обеспечивает светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях.

На основе этих же принципов религиозное объединение

— создается и осуществляет свою деятельность в соответствии со своей собственной иерархической и институционной структурой, выбирает, назначает и заменяет свой персонал согласно своим собственным установлениям;

— не выполняет функций органов государственной власти, других государственных органов, государственных учреждений и органов местного самоуправления;

— не участвует в выборах в органы государственной власти и в органы местного самоуправления;

— не участвует в деятельности политических партий и политических движений, не оказывает им материальную и иную помощь.

Религиозным объединением в Российской Федерации признается добровольное объединение граждан РФ, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории РФ, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и обладающее соответствующими этой цели следующими признаками:

— вероисповедание;

— совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний:

— обучение религии и религиозное воспитание своих последователей.

Религиозные объединения подразделяются на два вида: религиозные группы и религиозные организации.

Религиозные группы образуются в целях совместного исповедания и распространения веры. Они осуществляют свою деятельность без государственной регистрации и приобретения правоспособности юридического лица. Помещения и необходимое для религиозной группы имущество предоставляются в пользование группы ее участниками.

Религиозные группы имеют право совершать богослужения, другие религиозные обряды и церемонии, а также осуществлять обучение религии, религиозное воспитание своих последователей.

Религиозной организацией признается добровольное объединение граждан, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории РФ, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и в установленном порядке зарегистрированное в качестве юридического лица.

В зависимости от территориальной сферы своей деятельности религиозные организации подразделяются на местные и центральные.

Местная религиозная организация состоит не менее, чем из десяти участников, достигших 18-ти лет и постоянно проживающих в одной местности либо в одном городском или сельском поселении.

Централизованная религиозная организация состоит в соответствии со своим уставом не менее, чем из трех местных религиозных организаций.

Религиозной организацией признается также учреждение или организация, созданные централизованной организацией в соответствии со своим уставом.

Органы государственной власти при рассмотрении вопросов, затрагивающих деятельность религиозных организаций в обществе, учитывают территориальную сферу деятельности религиозных организаций и представляют последним возможность участвовать в рассмотрении указанных вопросов.

Наименование религиозной организации должно содержать сведения о ее вероисповедании.

Религиозная организация обязана ежегодно информировать зарегистрировавший ее орган о продолжении своей деятельности с указанием сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц.

Непредставление указанных сведений в течении трех лет является основанием для обращения регистрирующего органа в суд с иском о признании религиозной организации прекратившей свою деятельность.

Учредителями местной религиозной организации могут быть не менее 10-ти граждан РФ, объединенных в религиозную группу.

Центральные религиозные организации образуются при наличии не менее трех местных религиозных организаций одного вероисповедания.

Религиозная организация действует на основании устава, который утверждается ее учредителями или центральной религиозной организацией, и должен отвечать требованиям гражданского законодательства РФ.

Государственная регистрация религиозных организаций осуществляется Министерством юстиции и органами юстиции субъектов РФ в порядке, аналогичном порядку регистрации общественных объединений.

Отказ регистрирующего органа в государственной регистрации религиозной организации, а также его уклонение от такой регистрации могут быть обжалованы в суде.

На территории Российской Федерации могут быть открыты представительства иностранных религиозных организаций. Иностранной религиозной организацией называется организация, созданная за пределами Российской Федерации. Порядок регистрации, открытие и закрытие представительства устанавливается Правительством РФ. В случае принятия решения о регистрации представительства ее представителю выдается свидетельство установленного образца.

Религиозные организации могут быть ликвидированы по решению их учредителей или органа, уполномоченного на то уставом религиозной организации, или по решению суда в случаях систематического осуществления религиозной деятельности, противоречащей целям ее создания (уставным целям).

Надзор за исполнением законодательства РФ о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях осуществляют органы прокуратуры РФ.

Орган, зарегистрировавший религиозную организацию, осуществляет контроль за соблюдением устава относительно целей и порядка ее деятельности. Нарушение законодательства РФ о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях влечет за собой уголовную, административную и иную ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Нормативные акты и литература