Нимб над головой

Нимб — это то, что присутствует практически в каждой религиозной культуре. Он представляет собой художественное изображение сияния , святости , чистоты .

При этом в разных конфессиях, направлениях и различных художественных формах святящийся ореол может быть представлен в любых формах и цветах.

Блок: 1/7 | Кол-во символов: 294

История появления

История появления нимба уходит своими корнями в древнейшие времена.

Ореолы над головой у Ангелов и святых, изображенные иконографами, означают факт их святости и встречаются в различных культурах на протяжении многих веков:

  • древнегреческой,
  • мусульманской,
  • византийской,
  • христианской.

В восточных культурах светящийся нимб вокруг головы или лба всегда выражал награду от Всевышнего за праведную жизнь. Он показывал, что указанный человек уже достиг просветления.

Это интересно: Мытарства души после смерти — что происходит после смерти

Богословие нимба

Нимб — это, отнюдь, не просто сияние вокруг головы святого. Как и все детали иконы, он является многозначным сакральным символом. Прежде всего, необходимо объяснить, значение самого света, в богословии иконописи.

Об иконах в православии:

Нетварный Свет

«…Был человек некий, именем Иоанн… он не был Светом, но был послан, чтобы свидетельствовать о Свете. Был же Свет Истинный, просвещаяй и освящаяй всякого человека, грядущего в мир.»(от Иоанна,1, 6-8)

По сути, можно сказать, что любая икона — икона Христа. Даже если Он не изображен прямо, Он везде. Все золото на иконе: нимбы, сияющие блики на одеждах и ликах святых, весь золотистый фон — это образ всепроникающей Божественной благодати, в полноте явленной в Небесном Царстве. Все лучи света ведут к источнику света. Да и сам по себе святой человек, это тоже образ Христа.

«…И ночи не будет там, и не будут иметь нужды ни в светильнике, ни в свете солнечном, ибо Господь Бог освещает их; и будут царствовать.» (Апок.22,5)

Нимб на иконе — наиболее светоносная область.

Если изображен святой, то, хотя сияние исходит от него, речь идет об отраженном свете. О том, что Бог освящает и преображает человеческую природу. И только на иконах Спасителя, мы видим Самого Светодавца.

Отдельно надо объяснить форму нимба. Почти всегда (об исключениях речь пойдет ниже), она выглядит как круг. Это образ вечности. В Царствии Божием времени нет.

Икона Умиление Божьей Матери

Итак, свет — это символ божественной благодати и, в конечном счете, Самого Бога. Если внимательно вглядеться в построение нимба, можно заметить, что он очерчен двумя линиями, темной и белой. Это не случайно. В иконографии вообще нет ничего случайного. Темная граница символизирует непостижимость и неприступность Божественного. Его отделенность от сотворённого мира, запредельность.

Но дальше идет светлая линия, как правило, белая. Белый в иконографии сродни золотому. Это тоже свет, но немного другой. Белый — свет Фавора, преображения. И белая полоса вокруг нимба символизирует явление Божие в сотворённом мире. Свет приходит к тем, кого Он создал, чтобы преобразить их.
Правда, увидеть эти две линии можно не на всех иконах. Каноны иконописи часто забывались и нарушались.

Историческая справка (откуда и когда появились нимбы)

Первые изображения нимбов над головами стали появляться в античном искусстве эпохи эллинизма.

Существуют три теории о происхождении этого символа:

  1. Нимб (ореол) в иконографии появился благодаря менискам — металлическим круглым пластинам, защищающим статуи богов от осадков и птиц.
  2. Окружность вокруг головы символизирует щит, надеваемый на спину особам, удостоившимся триумфа.
  3. Свет , изображаемый на иконах и фресках, обозначает святость и божественное начало.

Большинство ученых склоняются к версии, которая объясняет возникновение такого художественного явления верованиями древних греков. Эллины считали, что олимпийские боги, спускающиеся на землю в человеческих телах, окутаны облаком эфира, блестящего и источающего свет.

Сложные композиции, присущие византийскому искусству , не позволяли в полной мере передавать описанные явления. И со временем художники стали довольствоваться изображением головного убора или окружности, которые светятся .

Путь распространения ореола света прослеживается из Греции к Римлянам, а затем в Египет, Индию и Византию.

Начиная со средневековья, светящиеся венцы вокруг головы можно встретить не только на иконах, но и на портретах живых или умерших правителей. Первым среди русских князей, изображенных со светящимся венцом, был Дмитрий Внук (пелена Елены Волошанки, 1498 год).

Происхождение

Есть такая фраза «человек светится».

Часто эти слова употребляют не относительно того, кто принял существенную дозу радиации или переполняется какими-то временными эмоциями, а для описания человека, который как бы излучает какую-то внутреннюю энергию, чистоту, свет истины или нечто подобное.

На самом деле, подобный языковой феномен основывается на фактическом материале. Многие, действительно, могли видеть у святых своеобразные отличия от простого человека.

Великие подвижники или небесные посланники воспринимаются как существа совершенно иного порядка. Такое понимание существовало довольно давно в человеческой культуре.

Обратите внимание! Не следует путать произведения искусства, где нимбы используются в рамках религиозной традиции и такие, где они являются, грубо говоря, своеобразным комплиментом значимому человеку.

В истории средневекового искусства возможно увидеть нимб над головой, который венчает не канонизированных людей. Чаще всего речь идет о правителях и обладателях какого-то высокого статуса, а изображаемое свечение используется, чтобы дополнительно подчеркнуть статус этого человека и выделить из числа остальных.

К примеру, Википедия рассказывает об античной культуре греков, которые в своих сказаниях выделяли свечением представителей божественной расы:

  • сначала свечение было присуще только богам, которые спускались с Олимпа в человеческом обличии и творили различные дела в мире;
  • после этого (в эпоху героев, когда боги начали вступать в браки с людьми и рождали полубогов) некоторые особые личности тоже стали выделяться таким свечением;
  • далее появился именно нимб – сияние, которое охватывает не полностью тело, но распределяется поблизости от головы.

Характерное изображение мы можем видеть в самых разнообразных религиях, к примеру, в буддизме у святых тоже есть вокруг головы нечто наподобие особой светящейся оболочки.

Это интересно! Библейские истории: кто это такой Иуда

Подобное мы можем наблюдать практически во всей культуре, поэтому вполне логично принять, что это является универсальным изображением и признаком святости, связи с небесным миром.

Немного этимологии

Слово исходит от католического языка, а точнее от слова nimbus, которое переводится как «облако» или «туча». Соответственно, если точнее рассмотреть, что означает рассматриваемый термин, то речь идет более о каком-то облачном свечении, своеобразной дымке, которая окутывает некую область тела (в частности голову) и испускает свет.

Хотя иконы предлагают четкие геометрические формы, такое изображение с высокой вероятностью является условным, а в действительности существует нечто наподобие светящегося облака.

На протяжении длительного периода до 19 века на Руси использовалось слово окружок, которое описывало атрибут просто по принципу подобия.

Важно! Адрес и расписание богослужений в храме Тихвинской иконы Божией Матери в Алексеевском

Далее было заимствовано из европейских языков слово «нимб», а также появилось и периодически использовалось слово венец, которое все-таки больше соответствует католической традиции, так как дает ассоциацию с какой-то наградой или награждением каким-то отличительным признаком.

Познавательно! Расписание богослужений в храме Святого Знамения

Значение нимба с религиозной точки зрения

Нимб – это многозначный священный символ. На иконах изображается в виде светлого круга вокруг головы. Нимб это образ вечности, святости и божественной благодати.

На иконах Христа, внутри нимба изображен крест – главный религиозный символ христианства. Также на нимбе можно увидеть три буквы «ό ώ ν», которые в переводе с греческого означают «Сущий». Нимбы бывают разного цвета и форм. На образах можно увидеть круглые, квадратные, треугольные и даже шестиугольные ореолы. У каждого из них есть свое сакральное значение.

В иконописи очень серьезно подходили к выбору цвета. Со временем установилась символика, передающая через цвета определенный смысл образа. Так золотое и белое сияние означало райскую, божественную благодать; голубой нимб – связь с Небом и духовным миром ангелов; зеленое сияние – знак вечной жизни; красный ореол – символ мученической жертвы и Воскрешения.

Это интересно: Чем православные праздники отличаются от светских и мирских?

Что символизируют ореолы над головой святых

Свет, окружающий голову святого, означает его особую сверхъестественную силу, является признаком сверхличности. Художниками выделяется зона выше головы в круглой, треугольной или квадратной форме, которая концентрирует духовную силу божественной персоны.

На некоторых изображениях византийских художников светящийся обод есть у сатаны. Его присутствие толкуется как проявление могущества.

В православии

В православной христианской традиции приобретение святости считается результатом глубокой внутренней духовной работы. Поэтому свет на изображениях исходит изнутри святых, так как свет вокруг головы является частью природы персонажа.

В иконографии православной церкви выделяются некоторые особенности:

  • ореол расположен преимущественно вокруг головы и имеет белый, желтый, золотистый оттенок, символизирующий солнечный свет;
  • свечение исходит изнутри самого персонажа и является частью его природы;
  • иконы Иисуса Христа всегда содержат особые символы и крест.

В католицизме

Католическая церковь в светящемся ореоле усматривает некоторую награду, данную свыше за особые заслуги. Нимб в этом случае является внешним атрибутом, как головной убор или одежда.

Католические нимбы:

  • имеют форму плоского диска или кольца чуть выше головы персонажа;
  • не являются частью святого, исходят извне.

В буддизме

В буддизме нимб представляет собой окружность вокруг головы божества желтого, голубого или иного радужного цвета. Будда носит особый красный ореол как символ динамичной солнечной активности.

В индуизме

В индуизме нимб одновременно несет значение огненной божественной энергии (богиня Шива имеет на рисунках огненный ореол вокруг головы) и представляет собой ауру персонажа. Когда художники рисуют ауру, то свечение обычно окутывает все тело фигуры, а цвет меняется в зависимости от особенностей личности.

Нимбы, отличной от круга формы

В Византийской иконописи, можно найти изображение квадратных нимбов. Они имели свое смысловое наполнение. Если круг — вечность, то квадрат — потусторонность, мир земли.

Святой, с четырехугольным нимбом изображен еще в своей земной жизни. И цвет такого нимба не золотой, а белый. То есть, это еще не данная в полноте Божественная благодать, как в мире горнем, а преображающая, постепенно открывающаяся на земле.

Другие традиции можно встретить у католиков. На католических иконах сияние часто образует как бы венец над головой святого. Свет нисходит на него сверху, извне. Тогда, как на православном изображении, благодать Божия освящает человека изнутри, пронизывает собой все созданное.

Почитаемые православные иконы:

Православная икона — это святыня. Она нужна, чтобы через образ верующему открывался Первообраз. Ее называют «молитвой в красках», «окном в Горний Мир». Такие задачи иконописи, как вида искусства, потребовали создания особого художественного языка. Его можно назвать символическим реализмом. Здесь нет натурализма, ведь речь идет об уже полностью преображенном мире, но нет и абстрактных символов или аллегорий.

Ведь это люди, реальные земные люди, должны преобразиться. Здесь материя сочетается с Духом, видимое с невидимым, человеческое с Божественным.

И вся икона в целом, и каждая ее часть: нимбы, одежда, предметы, цвета, линии, композиция, через символ ведут к Источнику бытия.

Что показывают нимбы святых

Нимб, своего рода нематериальная солнечная корона, является показателем человека, совершенного в любви, на которого спустился Дух Святой.

Раньше светящийся ореол вокруг головы ассоциировался с солнечным кругом и осмыслялся проявлением силы Солнца.

В иконографии на Востоке таким образом показывались солнечные божества. Ореол над областью головы свидетельствовал о том, что изображающийся наделен власти, о могуществе и незаурядной силе духа.

Аналогом нимба в светской иконографии являлась корона.

Также светящийся ореол был в прошлом атрибутом Феникса и символизировал бессмертие.

Подведем итоги

Соответственно, сказать однозначно и сделать выбор между символом и фактом, тоже не является возможным. Нимб в какой-то степени является символом, но в такой же степени является и фактом духовного мира, он виден не только иконописцам в воображении, но и некоторым людям вполне явно.

Наподобие того, как к святым в видениях приходят Богородица или Христос. Некоторые люди могут ощущать фаворский свет, им вполне может быть видно свечение вокруг человека, может проявляться нимб, сияние или нечто подобное.

Тут хорошо привести пример с инфракрасным излучением, которое не видно простому взгляду. Тем не менее, оно существует, определяется приборами и действует в этом мире.

Галерея

  • Изображение Святого Духа в виде голубя

  • Всевидящее Око Божие (икона, XIX век)

  • Аполлон с лучистым нимбом на римской мозаике (конец II века, Эль дием, Тунис)

  • бог в христианской иконографии с лучистым нимбом на римской мозаике.

  • Герб Священной Римской империи (период Габсбургов). Как государственная эмблема Священной Римской империи двуглавый орёл изображался чёрным в золотом щите, с золотыми же клювами и когтями; головы орла были окружены нимбами

  • Кушанская монета с изображением императора Канишки I и Будды с нимбом

ОРЕОЛ — изображение видимого лучистого сияния, используемое в искусстве для обозначения людей с необыкновенной духовной силой или святых.

Ореолы бывают следующих форм: нимб — светящееся кольцо; гало — светящийся круг (от греч. halos— круг, диск); мандорла — стилизованный миндалевидный ореол.

Символизм ореола связан с сияющими божествами древнейших культов — Солнца и Огня. Ореол иногда окружает лишь голову, а иногда и всю фигуру.

Божественный свет

В христианстве общим для всех святых является нимб — светящийся диск, который окружает голову. Его также называют гало; это слово происходит от греческого «халос» (деревянный круглый настил, по которому ходит бык, вращая жернова на мельнице). Это слово было возвращено к жизни в XVI веке, когда астрономы стали использовать его для названия сияния вокруг Солнца, Луны и других планет, вызванного рефракцией света из-за тумана. Теологи переняли это слово, чтобы обозначить им «корону славы» над головами ангелов, святых и мучеников.

Нимб в православной иконе, оставаясь символом святости, является и формой, раскрывающей Божественную природу сверхсвета. “Слава Тебе, показавшему нам свет!” – восклицает священник в последней части утрени. Святой в христианстве и выступает прямым свидетелем истины, понимаемой именно как свет. Но здесь значение нимба, конечно же, не ограничивается сказанным.

Светлая обводка с внешнего края нимба есть своеобразная оппозиция темной: если последняя – СОкровенная оболочка, выполняющая скрывающую функцию (она есть богословие апофатическое), то первая – ключ, ОТкровение, возможность для молящегося увидеть Свет еще на земле; она играет в данном случае роль раскрывающей функции (катафатическое богословие). Отсюда и белый цвет обводки, то есть символически единосущный золоту, но разный субстанционально.

Отметим, что круглый нимб – это еще и знак отсутствия времени, но, изменившись по форме, он может быть и знаком, указывающим на время. Последнее подтверждается существованием четырехугольного нимба. Его мы видим на мозаиках церкви св. Димитрия в Салониках (VII век): “Св. Димитрий с епископом Иоанном и эпархом Леонтием” и “Св. Димитрий с неизвестным диаконом”. По мнению Л.А. Успенского, он означал то, что человек изображен при своей жизни. И здесь есть, разумеется, своя предыстория. Еще античный автор Варрон высказывается о скульптурах Поликлета как о “квадратных” (guadrata). И он был не ироничен.

Для древнего грека это звучало похвалой. Выражение “квадратный человек” неоднократно встречается у Аристотеля. В трактате “Риторика” он отмечает: “Является метафорой называть хорошего (agathos) человека – четырехугольным”. У Платона в “Протаторе” читаем: “Действительно, трудно сделать человека хорошим, совершенным во всех отношениях”. А.Ф. Лосев переводит этот платоновский термин “совершенный” как “четырехугольный по рукам, ногам и уму”. В христианском сознании число “4” прочно воспринимается символом материального мира: мир имеет четыре стороны света, четыре времени года, он состоит из четырех элементов. Поэтому квадрату придается исключительно земной смысл.

Нимб вокруг головы святого — весьма важная деталь в православной иконографии. О ее значимости говорит то, что традиционно, при написании иконы, определяют пространство, которое занимает нимб. От этого зависит дальнейшее построение композиции.

Нимб главной фигуры должен находиться в вершине равностороннего треугольника (символ Пресвятой Троицы), стороны которого совпадают, по размеру, со сторонами основы (симметричность иконы — символ правильности, совершенства изображаемого горнего мира).

Нимб на иконе Богородицы

История нимба

Изображение нимба, как атрибута небожителя, известно в различных религиях, и в буддизме, и у многих язычников, и появилось задолго до христианства.

Само слово «нимб» идет от латинского «nimbus», означающего «облако». Греки и римляне верили, что олимпийские боги, когда спускаются на землю, предстают перед людьми в лучистом сиянии, в облаке света. Это отразилось на их изображениях. Также в Древнем Риме нимбы могли быть на портретах императоров. Ведь правитель тоже считался богом, а власть священной.

Христиане переняли внешние формы этой традиции, но наполнили их своим, совсем новым смыслом.

Образы Спасителя

В целом, на иконах Христа нимб выглядит также как у святых, но имеет дополнительные детали. Это крест — главный символ христианства. Крестом спасен мир. Чтобы умереть на кресте, сюда пришел Господь. Через крестные страдания, Он возвращает отпавшую вселенную к Себе. Потому, не случайно, крест на Его нимбе имеет расширяющиеся концы. Он как бы распространяется в вечность, охватывает весь мир.

Кроме того, в круг нимба всегда вписаны три буквы — «ό ώ ν». Греческое слово όών означает «Сущий». Оно нужно, чтобы подчеркнуть, — Тот, Кто изображен здесь как человек, еще и Предвечный Бог, Причина всего бытия. Нимбы на некоторых (довольно редких) иконах Спасителя заключают внутри восьмиугольник. Два квадрата символизируют два мира и отличаются цветом.

Икона Иисус Христос

Красный, в иконографии, символ земли и мученической крови. В данном случае, той, которую пролил за наш мир Спаситель. Голубой — цвет неба, духовного мира ангелов. Восьмиконечная звезда, образованная четырехугольниками, — символ единства двух миров. Как образ власти Христа, Его владычества над видимым и невидимым, изображается эта звезда за Его головой. Но это только первый смысловой пласт. Та же звезда символизирует свойства Самого Бога.

Синий цвет в иконографии, как и черный («голубой — это как бы тончайшая мгла… Как желтый всегда приводит с собою свет, так же можно сказать, что голубой всегда приводит с собою нечто темное» П. Флоренский), может быть образом непостижимости Бога, Его непознаваемости и недоступности для нас.

Красный — цвет царя, символ всемогущества Христа.

Кроме того, существуют свои отличия в иконографии Бога Отца. Но, поскольку Его изображения были запрещены церковью, и появлялись только из-за богословской неграмотности, о них можно не упоминать.

«Святые» с квадратными нимбами

Поделиться

Что является обязательным атрибутом православной иконы? Правильно — нимб. Так в Православии называют круг, расположенный за головой святого и указывающий на святость этого человека. Мы настолько привыкли, что нимб круглый, что иные его формы нас могут удивить и ввести в недоумение.

Именно в таком состоянии оказался я, когда передвигаясь по храму святого мученика Димитрия в Салониках, обнаружил изображения людей с квадратными нимбами. Пришлось провести собственное небольшое расследование. И вот что удалось выяснить.

Оказалось, что нимб как таковой, как знак особого статуса, пришел в христианство из античной культуры. Греки и римляне изображали своих богов с круглыми нимбами за головой. Делали они это не случайно. Нимб мы иногда еще называем аурой или ореолом. Оба этих слова восходят к латинскому слову «аурум» — золото. Аура – то, что сияет, как золото.

Золото, как известно, непосредственно связано с огнем, в котором очищается от примесей. Огонь, как и золото, сияет. В античности символом огня был круг. Вот так круг стал обозначать ауру и превратился в нимб как обозначение сияния, исходящего от человека. А потом перешел в христианское искусство как обозначение святости. С этим разобрались.

Откуда тогда взялся квадратный нимб? Ответ на этот вопрос тоже имеется. Если круг в древности обозначал огонь и его сияние, то квадрат служил обозначением земли. У квадрата четыре угла, как у света четыре стороны. Квадрат устойчив как сама земля. У греков даже была поговорка “квадратный человек”, в том смысле, что человек уверенно стоит на ногах.

Квадрат в результате стал символом жизни как таковой. В переложении церковного искусства квадратный нимб стал обозначать то, что в данном месте изображен еще живой человек, современник художника. Квадратный нимб, если хотите, служил рамкой вокруг его портрета. Обычно с квадратными нимбами изображались благотворители храма или члены правящей династии — то есть люди, заслужившие уважение, но святыми не являющиеся. Таков смысл квадратных нимбов.

Что означает цвет нимба на иконе святого?

Отвечает Дмитрий Трофимов, руководитель творческих мастерских «Царьград»

Современному прихожанину привычно видеть на иконах золотые нимбы. Золотой или заменяющий его желтый цвет символизирует Божественный, нетварный Свет. Но это не единственный из возможных цветов, и вот почему.
Графический символ нимба был заимствован из религиозного искусства Ближнего Востока. Однако христианские художники вложили в него иной, богословский смысл: сияние вокруг головы святого стало означать причастность к Единому Богу.

Роспись алтаря в приделе свт. Николая Чудотворца в храме Троицы Живоначальной на Шаболовке

Первые изображения Христа с нимбом мы встречаем в катакомб­ной живописи IV века. Нимбы писали или белыми, в цвет фона, или голубыми. А вот на ранних мозаичных изображениях в Риме и Равенне нимб Христа — белый, белый с золотом, просто золотой. Ангелов и святых венчают нимбы золотые, белые, голубые, синие, красные и даже зеленые.

Постепенно сложилась символика цвета, который сообщал об определенном смысле образа. Белое сияние — райское, голубое — связь с Небом. Золотой цвет — божественный. Красный — цвет Жертвы и Воскресения. Зеленый трактуется как цвет вечной жизни.

На крестчатом нимбе Спасителя цвет перекрестья или лопастей может быть золотым, красным, синим, а иногда иконописцы использовали сразу два цвета.

И хотя золотой цвет стал господствовать, богатая иконографическая традиция сохранила иные решения. Например, первый русский изограф Алипий Печерский написал образ «Великая Панагия», где у Спасителя и Богоматери белые нимбы. Известна икона Умиление («Белозерская»), очень выразительная благодаря пламенеющим нимбам, венчающим Марию и Младенца.

В современной же иконописи мы пользуемся всеми возможностями изобразительного языка, которые оставили нам изографы древнос­ти.