Нина гернет сестренка

10 МИФОВ ПРО ДЕТСКУЮ РЕВНОСТЬ(из журнала)

В семье родился новый малыш. И первенцу приходится сменить титул единственного на более скромный сестра или старший Брат.
Для маленького, еще во многом неуверенного человечка это настоящая катастрофа. Ребенку кажется, что, став снова младенцем, он сможет все вернуть. Хотя это отнюдь не единственное проявление ревности.
Миф 1. Самое большое заблуждение родителей, ожидающих второго малыша, — уверенность в том, что детской ревности удастся избежать.
Сгладить, может быть, но чтобы ее не было совсем, почти невероятно. Проявление детской ревности — явление нормальное и здоровое. Ревность возникает оттого, что дети любят. Если они неспособны к любви, то не проявляют ревности, — писал Дональд Вудс Винникотт, всемирно известный детский психиатр и психоаналитик.
Ребенку нужно помочь избежать чувства вины за свою ревность, враждебного отношения к новорожденному. Не делайте вид, будто ничего не замечаете, лучше поговорите об этом и объясните, что вы понимаете его чувства и не станете ругать за ревность, поскольку знаете, что она скоро пройдет.
Выдайте ребенку лавры в кредит, хвалите его много и преувеличенно. Если в тебя верят, так хочется оправдать ожидания! Ребенок должен пройти через чувство ревности, причем самый тяжелый момент, когда в доме появился конкурент и старший понял, что это надолго.
Ревность может быть сильнее, если дети однополые или старший ребенок — мальчик. Это неудивительно, ведь девочки испытывают подсознательную потребность заботиться о маленьком, а значит, их легче вовлечь в уход за ним. Со временем, если родители помогут, сглаживая и прощая острые моменты, дети справятся со своими чувствами и станут преданными друзьями и поддержкой друг для друга.
Миф 2. Самое худшее проявление ревности — открытая агрессия.
Открытое проявление ревности-агрессии (Не надо сестренки, унесите ее назад!) не так уж плохо, если разобраться. Гораздо сложнее увидеть и понять, как малыш страдает, когда внешне все благополучно.
Если старший говорит, что любит маленького, но начинает болеть, например, просыпаться по ночам и плакать от страха или исподтишка, когда никто не видит, под прикрытием нежностей старается причинить младшему боль укусить под видом поцелуя или придушить в объятиях. Понаблюдайте за старшим, возможно, он стал чаще грустить и хуже учиться в школе или у него неожиданно усилился давно забытый диатез. Он спрашивает у вас, любите ли вы его, как прежде.
Попробуйте объяснить ребенку, что с появлением второго малыша на свет рождается и еще одна любовь, а вовсе не нужно делить ту, что уже есть.
Если разница между детьми невелика, старший еще мал, ему намного труднее выразить то. что он чувствует. Скорее всего, кроха вообще не может разобраться в своих чувствах и понять, что же происходит.
Можно поговорить с ним на эту тему в духе активного слушания. Ты очень злишься на сестренку, тебе даже хотелось бы, чтобы ее опять не было… С паузами, давая ребенку если не высказаться, то хотя бы осознать свои чувства. А выслушав, повернуть эмоции в позитивное русло и в процессе разговора вывести кроху на то, как мама его любит.
Можно рассказать сказку про малыша, у которого родилась сестренка, он думал, что она всегда будет маленькой, а она выросла и стала с ним играть, очень его любила. И хотя вначале он сильно злился, думал, что мама больше его не любит… и т.д.
Миф 3. Можно избежать ревности, заранее подготовив ребенка.
Но иногда эффект бывает прямо противоположным. Ревность появляется еще при подготовке малыш начинает демонстрировать гиперпривязанность к родителям, не сходит с маминых рук, постоянно пытаясь привлечь к себе внимание, заявляет, что лялю не надо.
Подходить к этому вопросу нужно очень осторожно, учитывая, каков именно ВАШ ребенок, что подойдет ему. В любом случае, если вы решили готовить, не говорите ему, что у него появится товарищ по играм. Малыш очень удивится, увидев пищащий комочек, вместо такого же, как он, карапуза.
Расскажите, как выглядит новорожденный, покажите фотографии, где он сам был маленьким, а потом рос и учился сидеть, ходить и т.д. Как много уделяли ему внимания, учили разным премудростям, а теперь вы вместе научите этому его брата или сестричку. Если вы решили отдать старшего в детский сад, перевести в другую комнату, отнять от груди и прочее, лучше сделать это за несколько месяцев до появления брата или сестры.
Миф 4. Нужно оберегать младшего от старшего, чтобы из ревности он не смог нанести вред.
Иногда полезно, наоборот, защищать большого от маленького, например сказать трехмесячному малышу. Не тяни брата за волосы, ему ведь больно! (Старший поймет, что за него вы тоже беспокоитесь.)
Отведите старшему свой уголок, куда нельзя младшему (без разрешения хозяина), не стоит настаивать, чтобы он отдал маленькому свои игрушки и кроватку и т.п. Ты ведь уже не играешь этими игрушками!
Представьте, если бы кто-нибудь сказал вам Ты ведь уже не читаешь эти книги, да и за компьютером сейчас не работаешь… Давай отдадим. Наверное, было бы не очень приятно.
Уважайте собственность и интересы каждого из детей. Скажите старшему что-нибудь типа Я маленькому запретила тебя обижать, и ты тоже его не обижай!
Не спешите передать младшему ласковые слова, которые раньше принадлежали старшему малыш, солнышко мое, котеныш. Лучше придумайте новые для маленького человечка.
Миф 5. Между детьми нужно делить все поровну; время, игрушки, поцелуи и т.д.
Обычно добиться этого практически невозможно самому маленькому, как правило, уделяется больше тепла и заботы. Это происходит на подсознательном уровне.
Стараться никому не отдавать предпочтение, конечно, нужно. Но речь не о потребительском равенстве пять минут одному, значит, столько же и другому. Важно, чтобы старший знал и имел подтверждения тому, что его место в сердцах родителей все еще принадлежит ему, чтобы он не чувствовал себя лишним, обделенным.
Даже если вы заняты, поддерживайте с ребенком контакт. Любящий взгляд — один из главных источников эмоционального питания. Потискайте и потузите его, обнимите покрепче, расскажите сказку.
Довольно часто ребенку в семье навязывают какую-то психологическую роль, особенно опасно это, когда детей в семье двое, потому что роли никогда не бывают одинаковыми, они разные, даже противоположные трудяга и лентяй, весельчак и угрюмый, педант и растяпа, любимица и Золушка. Постарайтесь этого избегать, помогите малышам организовать игры так, чтобы они время от времени менялись ролями.
Ребенку нужно время, что бы осознать свои чувства. Бывает, детей сравнивают, подчеркивая недостатки одного и достоинства другого Бери пример с брата!, Посмотри, какая сестренка послушная!». Это, конечно, усугубляет чувство ревности, враждебности между детьми.
И близнецы не бывают одинаковыми, а тем более обычные брат и сестра разные по внешности, темпераменту, реакции, интересам. То, что не составляет труда для одного, вырастает в проблему для другого. Нет смысла сравнивать двух разных людей. Как бы ни старался ребенок выполнить строгий мамин наказ, не сидеть с уроками больше часа, он не в состоянии это сделать. Ему для уроков нужно полтора, а то и два часа. И бесполезно ставить в пример брата, который с домашними заданиями управляется за полчаса. Разные у них темпераменты.
Миф 6. Если ребенок себя плохо ведет, например изводит и обижает своего брата или сестру, его нужно наказать.
Как часто, когда мы особенно измотаны, у нас проблемы на работе и т.д., дети начинают вести себя очень плохо. А поскольку ближе всех оказывается брат или сестра, хаос разрастается как снежный ком.
Первый порыв наказать виновного, может быть, даже нашлепать. Но иногда полезно остановиться и спросить себя Что он хочет сказать своим поведением Обычно ребенок задает свой вечный вопрос Ты меня любишь (все еще, сейчас, после того как…)
Росс Кэмпбелл, детский психиатр, писал Когда один сын начинает изводить другого, для нас с моей милой женушкой это один из первых сигналов, что эмоциональный резервуар детей необходимо пополнить.
Если вместо того, чтобы удовлетворить насущную потребность ребенка в проявлении любви и внимания, наказать его, он, скорее всего, станет вести себя еще хуже.
Миф 7. Чтобы быть справедливыми, нужно выяснить, кто виноват (в ссоре, драке и т.п.), после чего и наказать задиру.
Если дети ссорятся, остановите их. Не всегда стоит допытываться, кто виноват в случившемся, тем более следует пресечь, если кто-то пытается ябедничать. А Маша сказала… А Вася сломал… Услышав несколько раз в ответ Ну, сказала, а жаловаться зачем Сломал, попробуйте вместе починить, а я приду посмотрю..- — дети постараются наладить все сами.
А вы подайте пример компромиссного решения конфликта. Научите малышей играть вместе и чаще давайте им общие поручения, пусть один только веревочку держал, но хвалите обоих за выполненное дело. Избегайте наказания одного ребенка в присутствии другого, лучше сгладить конфликт.
Старший брат не дает мячик, мама спешит на помощь Не можешь уступить маленькой сестренке. Вон какой вымахал и не понимаешь. Не плачь, иди ко мне, не дадим мяч этому противному мальчишке. Лучше скажите Смотри, как братик мяч бросает, не плачь, он тебя тоже научит. Научишь А ты не капризничай, а то как же учить
Миф 8. Все делать вместе. Больше бывать наедине с каждым из детей.
Универсальный совет тут вряд ли существует. Придется попробовать и то, и другое и опытным путем выяснить, что же действует в вашей семье, что гасит чувство ревности между детьми. По мере их взросления все больше разнятся и интересы, поэтому не нужно бояться, записав их в разные кружки, а иногда проводить время с каждым отдельно с одним сходить на концерт, а с другим на футбольный матч.
Миф 9. Предметом гордости первенца должно стать то, что он старший.
Некоторым детям действительно очень нравится ощущать себя почти взрослыми Мне уже можно… а это только для маленьких или Он ничего еще не умеет, а я маме помогаю. Поэтому подчеркнуть преимущества возраста иногда не помешает.
Но не перегните палку, ведь о маленьком больше заботятся, оберегают, и часто старший считает, что его взрослость — источник всех несчастий, будь он меньше, ему уделяли бы так же много внимания.
Позволяйте ему иногда побыть маленьким, ведь, какое бы поведение он вам ни демонстрировал, это все еще ребенок. Иногда полезно говорить о маленьком в такой модальности, как, например, про игрушку или личное достижение старшего, подчеркивая, что сестренка у него (Какая хорошая у Пети сестренка). Рано или поздно должно взыграть чувство законной гордости, и ребенок почувствует, что это не столько мамина дочка, сколько его сестра.
Миф 10. Старшим может заняться бабушка, няня или кто-то еще.
Часто на помощь мамам спешат бабушки, иногда даже забирают пожить к себе, пока маленький подрастет. Старший ребенок при этом купается во внимании,- но с другой стороны, чувствует оторванность от семьи, свою ненужность.
Такое общение, как правило, не может компенсировать любви и заботы родителей. Когда ребенок возвращается в семью приходится наверстывать упущенное. Иногда образовавшийся разрыв преодолеть бывает очень трудно.
Лучше справиться с проблемами всем вместе. С двумя детьми понадобится вдвое больше такта, терпения и изобретательности, но и радостей, и удивительных открытий вас ждет вдвое больше.
Автор Наталья Кулакова

Текст книги «Детская ревность. Для тех, кто ждет еще одного ребенка. Практический курс для родителей»

Наталья Игоревна Кулакова
Детская ревность. Для тех, кто ждет еще одного ребенка. Практический курс для родителей

© Кулакова Н. И., 2012

© КАРО, 2012

* * *

От автора

Дорогие родители!

А также бабушки, дедушки, тети, дяди и все заинтересованные в гармоничном и счастливом развитии семьи!

Этот практикум создан в помощь всем родителям и детям, которые растут в семье не в одиночку, а некоторые ее главы полезно прочитать всем без исключения. Семья – это маленький организм, и между его членами вырабатываются сложные, многосторонние отношения. Появление еще одного ребенка вынуждает перестраиваться весь организм, а всем членам семьи приходится осваивать новые роли и отношения.

Эта книга – конспект лекций, семинаров и консультаций многих лет, это обобщение части опыта воспитания и развития собственных детей, наблюдения за разными семьями. Родилась она, чтобы стать источником ответов, на поиски которых уходит слишком много времени. А время это драгоценное, это время, когда мы засеваем поле, закладываем будущее, от того, как мы его используем, зависит, что взойдет впоследствии. Будут ли это семена любви, дружбы, взаимной поддержки между нашими детьми или семена вражды и постоянной конкуренции? Держите эту мысль в голове постоянно, прежде чем что-то сказать своим детям, прежде чем наказать старшего, когда он излишне активно «исследовал» малыша, только что появившегося в доме, или дал ему пососать дольку апельсина (любимого и желанного для него самого), когда не захотел поделиться своими игрушками и т. д. Думайте, что за семена вы бросаете в почву и что из них будет прорастать.

Надеюсь, книга поможет вам избежать некоторых типичных ошибок, с пониманием отнестись к проблемам каждого в «новой» семье и гармонизировать атмосферу в кратчайший срок.

Это именно практическое руководство, в котором советы, только проверенные жизнью. Есть и «за дачки-ситуации» из жизни (как и в любом практикуме). Над ними можно подумать, подсмотреть ответы (решения других родителей), а еще лучше попробовать придумать собственные решения, усвоив теоретические азы.

Книга снабжена приложением – это задачи и решения и сказки, которые станут лекарством в трудные периоды ревности и непонимания между детьми и взрослыми.

Желаю вам удачи и радости на пути воспитания НЕСКОЛЬКИХ детей, искренне надеюсь, что моя скромная помощь вам в этом пригодится.

Ваша Наталья Кулакова www.kulakova-center.com

Глава 1. Какие семена выбрать?

Что может быть естественнее ситуации, когда детишек в семье несколько? Почему же возникают сложности?

Ребенок, родившийся в семье первым, уже имеет определенные предпосылки для своих отношений с окружающими его людьми, он занимает свое место Первого. Например, установлено, что старший ребенок успешнее в учебе, значительно дольше продолжает свое образование, чем его братья и сестры. Дети, рожденные в семье первыми, целеустремленнее – они идут к успеху и не боятся испытаний. Младшие же меньше уверены в себе, проявляют меньше инициативы, меньше умеют извлекать пользу из своих способностей. Они принимают жизнь легче, склонны к состраданию, терпеливы, но не такие целеустремленные, а все потому, что они по-другому относятся к миру.

Когда появляется второй ребенок, первый вынужден защищать свое место, а второй должен себе такое место завоевать, так как первенцу не очень-то хочется делиться любовью родителей и своими игрушками. Эта изначальная ситуация для обоих братьев или сестер полностью различна и оказывает на них огромное влияние. Третьему ребенку еще труднее завоевать свое место. В то время как старшие уже наладили контакт, он тоже должен найти себя, научиться общаться. (Вспомните сказки о третьем сыне, Иванушке-дурачке, это не что иное, как подтвержденная народной мудростью и наблюдательностью современная статистика.)

Не торопитесь возмутиться: «О каких завоеваниях идет речь? Это что, война?» Хотелось бы, чтобы все было спокойно, мягко и гармонично. И, наверное, не только мне, но и вам, раз вы держите в руках эту книгу. На практике же, особенно при неправильном поведении родителей, бабушек и дедушек, братско-сестринское соперничество длится порой всю жизнь, то затухая, то вспыхивая с новой силой.

Давайте попробуем разобраться, что подогревает эту войну, с чего она начинается. И откажемся от этого еще в начале пути.

Начинается она с наших, родительских ожиданий. Ведь, как это ни странно, мы ожидаем вполне конкретных детей. Мы знаем (даже если не отдаем себе в этом отчета), какими они должны быть. Вплоть до мелочей – как они должны себя вести, какими должны быть, где учиться, на ком жениться и т. д.

И особенно это верно по отношению ко вторым детям. Теперь наши ожидания становятся настолько отчетливыми! Мы можем сравнивать, мы прочувствовали, что это за неведомое существо, ребенок, и каково это, когда он такой медлительный (непоседливый, капризный, тихоня и т. д.). Мы либо ожидаем второго точно такого же, как первый, либо мечтаем о полной противоположности («первый – мальчик, пусть теперь родится девочка, первый мямля, может, второй наконец оправдает мои ожидания»).

В мечтах нет ничего плохого, лишь бы мы не были разочарованы и не сравнивали детей. Сравнивая своих детей, постоянно подчеркивая недостатки или достоинства одного или другого (даже мысленно!), мы допускаем первую грубейшую ошибку – мы засеваем семена вражды и соперничества между нашими детьми.

Правило первое: Никогда не сравнивайте своих детей. Не ждите, что один будет похож на другого, примите как аксиому, что они очень разные. Не позволяйте это делать и окружающим (бабушкам, дедушкам, соседям). Очень трудно удержаться от сравнивания: «А старший все время просыпался по ночам, а зубы раньше пошли…» Бывает, детей сравнивают, подчеркивая недостатки одного и достоинства другого: «Бери пример с брата!», «Посмотри, какая сестренка послушная!» Это, конечно, усугубляет чувство ревности и враждебности между детьми. Даже близнецы не бывают одинаковыми, а тем более обычные брат и сестра – разные по внешности, темпераменту, реакции, интересам. То, что не составляет труда для одного, может быть проблемой для другого. Нет смысла сравнивать двух совершенно разных людей.

Удивительный пример «сравнивания» детей довелось мне как-то услышать от мамы, ожидающей второго малыша: «Наша бабушка уже сейчас говорит старшему: “Посмотри-ка, какой братик молодец, уже головкой вниз повернулся, а ты не хочешь маме помогать…” Невероятно, но факт: мы доходим до абсурда, пытаясь стимулировать детей к чему-то хорошему, не замечая, как ломаем их желание делать что-то хорошее. Не имейте любимчиков. Любите всех своих детей!

Уравнивать детей тоже не нужно. «Я люблю вас одинаково!» – одна из худших фраз. Дети не верят этому утверждению, ведь они прекрасно чувствуют, какие они разные. Воспоминания взрослых это подтверждают. Сколько возмущения всегда слышалось в их словах: «Я никогда не верила, когда мама так отвечала! Терпеть не могу, когда обманывают…»

Кстати, об этом каверзном вопросе. Многие дети однажды спрашивают у родителей, кого же из них любят больше. Может, это провокация, а может, реальная неуверенность в вашей любви (порой родители посылают очень противоречивые сигналы своим детям). Лучше всего предупредить их вопросы и показать образную картинку. Например, можно рассказать о том, что любовь как огонь свечи: огня не становится меньше, если зажигать все новые и новые свечи от первой. Огонь делится, удваивается, утраивается… Продемонстрируйте это, зажигая свечи. Это удивительное открытие поражает даже многих взрослых. Только вдумайтесь! Любовь не картошка, которую можно взвесить и узнать, сколько же килограммов, не пирог, который придется поделить… Это скорее пламя, которое множится и разгорается, когда в него подбрасывают топливо. Нужно только подбрасывать дрова, а не заливать его водой.

Глава 2. Готовим семена

Конечно, все начинается с подготовки. Не все готовы уделять этому время, спохватываются, когда уже… Наш русский характер весь в пословице «Пока гром не грянет, мужик не перекрестится». Однако если мы начнем все-таки с подготовки, очень многие острые углы удастся сгладить. Готовимся же мы к родам, готовим приданое для малыша. Немного внимания и такта – и результаты не заставят себя ждать.

Главное, не переусердствовать. Ино гда эффект бывает прямо противоположным. Ревность появляется еще при «подготовке»: ребенок начинает демонстрировать гиперпривязанность к родителям, не сходит с маминых рук, постоянно пытаясь привлечь к себе внимание, заявляет, что «лялю не надо». Притормозите, вы что-то делаете не так. Подходить к этому вопросу нужно очень осторожно, учитывая, каков именно ваш ребенок. Будьте деликатны и наблюдайте. Не стоит начинать рассказы слишком рано, дети не умеют долго ждать, девять месяцев – слишком долгий срок для них, лучше сказать, когда уже начнет расти животик. Может быть, ребенок сам заметит и спросит, почему мама так поправилась. До этого же момента можно проводить совсем другую подготовку. О ней речь пойдет чуть ниже.

Основная ошибка, которую совершают родители: говорят, что скоро появится братик или сестренка, с которым ребенок сможет играть. Не говорите старшему, что у него появится товарищ по играм. Он очень удивится, увидев маленький пищащий комочек вместо такого же, как он, человека. И будет весьма разочарован. Один мой старый друг лет в шесть просил маму родить ему двенадцать братьев. На вопрос матери: «Зачем так много?» – он сказал, что это будет его отряд, он будет их строить и командовать ими. Так вот, главное, чтобы у ребенка не было иллюзий. Очень хорошо, если у кого-то из ваших знакомых есть новорожденный ребенок. Напроситесь к ним в гости или пригласите к себе. Если же нет, есть немало мест, где можно увидеть и поговорить с ребенком о том, какие же новорожденные дети: в бассейне, поликлинике и т. д.

Правило второе: Не обманывайте ожидания ребенка, будьте честны с ним, как бы вам ни хотелось приукрасить действительность, в крайнем случае скажите, что все вместе вы справитесь.

А теперь о подготовке. Все маленькие дети эгоцентричны, им нравится думать, что мир вращается вокруг них. Поэтому рассказ нужно начать не с того, как будет весело, когда родится малыш (потому как особенно весело-то старшему не будет – если он маленький, его станут меньше брать на руки, реже уделять ему внимание и т. д.; про это, правда, родители обычно умалчивают).

Так вот, рассказывать нужно про него, любимого, и только про него. Расскажите ему историю его появления (как он рос в мамином животике, как все радовались этому и ждали его появления), подкрепите рассказ показом фотографий, дайте ребенку понять, что вы завели не другого, а еще одного малыша. Не жалейте красок и деталей, обязательно рассказывайте, каким он был маленьким и беспомощным, не умел ходить и разговаривать, и как его все любили, нянчили, постоянно носили на ручках, и как сильно вы радуетесь, что теперь он уже подрос и так много умеет. В конце упомяните, что вы вместе будете учить этому его братика или сестричку. Даже если ваш ребенок уже очень большой, ностальгические воспоминания и дополнительная нежность не помешают.

Разыгрывайте маленькие сценки, где есть мама, папа, двое детей (заяц, зайчиха, двое зайчат), делайте это как бы между прочим, ведь это очень естественно – иметь большую семью. Рассказывайте и читайте сказки, в которых у героя появляется (или есть) брат или сестра и т. п., например «Семеро козлят», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».

Если вы решили отдать старшего в детский сад, перевести в другую комнату, отнять от груди и прочее, лучше сделать это заранее (за несколько месяцев до появления брата или сестры), пусть эти испытания никак не будут связаны для него с рождением маленького.

Обычно события, которые происходят за 2–3 месяца до и после появления младшего связываются старшим с его появлением. Оберегайте его, продумайте все заранее, если это возможно. И не корите себя слишком сильно, если это невозможно: вы ведь сделали все, что могли.

Если вы покупаете одежду для новорожденного или выбираете имя, попросите старшего помочь, он будет чувствовать себя нужным, сопричастным, возможно, даже будет гордиться собой. Непременно благодарите.

Правило третье: Хвалите и благодарите старшего за участие, интерес, внимание, помощь младшему, даже если последствия этого интереса вам не понравились. Развивайте в нем гордость старшего, но не перегибайте палку. Наблюдайте, насколько у него хватает сил, и не требуйте большего, дайте время, ведь воспитание Любви – большая душевная ра бота.

Глава 3. Начало полового воспитания

Ожидание еще одного ребенка – отличный повод для того, чтобы рассказать старшему о том, как дети появляются на свет, как развиваются в животике у мамы. Конечно, все зависит от возраста ребенка и тех вопросов, которые у него возникнут (а они почти наверняка возникнут). Даже если ребенок молчит, будьте уверены: они у него есть. Помню, мне было почти одиннадцать, когда мама была беременна сестрой и мы обсуждали с подружкой, все-таки от чего? От объятий и поцелуев или чего-то еще…

Как говорить с детьми на такую деликатную тему? Моя мама на вопросы о том, откуда я взялась, долгое время со смехом отвечала, что она нашла меня в смородине, поэтому у меня глазки как две смородинки.

Романтично только с виду, а вообще-то идея так себе, словно тебя подкинули и ты не родной (то же и с капустой или аистом), а уж версии «купили в магазине», «взяли в больнице», как выражаются подростки, – «просто жесть».

У большинства моих знакомых родители не могли спокойно говорить обо всем, что касается вопросов пола, отношений между мужчиной и женщиной. Практически каждый чувствовал, что родители «смущены, сконфужены, боятся или шутят, порой не по-доброму». Большинство родителей предпочитали уклоняться от прямых ответов, в лучшем случае подсовывали книги. Некоторые вынуждены были говорить о каких-то вещах уже после того, как ребенок узнал что-то от более просвещенных сверстников (как правило, не в самых лучших выражениях) или же испытал стресс физиологических изменений в своем теле (помните, как героиня романа «Поющие в терновнике» думала, что она скоро умрет, потому что у нее текла кровь?)… Немало случаев в моей практике, когда дети, чувствуя смущение родителей, предпочитали узнать обо всем у кого-нибудь другого и на всю жизнь сохранили ощущение, что это и все, что с этим связано, «что-то нехорошее, грязное». А людей, у кого не было бы комплексов по поводу своего тела, своей мужественности или женственности, вообще очень мало. Именно от воспитания в семье зависит, вырастет ли человек с представлениями о чистой и восторженной любви и сексуальности или со множеством комплексов и табу.

Большинство сегодняшних родителей хотели бы создать в своем доме открытую атмосферу, где дети могли бы свободно обо всем говорить. Как правильно просветить ребенка и когда это сделать?

Будьте морально готовы к тому, что дети зададут свои вопросы. Сохраняйте спокойствие независимо от того, о чем они будут спрашивать. Как правило, первые «половые» вопросы значат для детей не больше, чем все остальные их «почему?», «зачем?», «откуда?», «как?». Заметив неуместное смущение, растерянность или страх родителей, ребенок как раз может заинтересоваться вопросом «поподробнее». Никогда не обманывайте ребенка и не говорите: «Пусть тебе про это расскажет…», «Вырастешь – узнаешь» и т. п. Будет лучше, если половым воспитанием своего ребенка займетесь вы сами, а не кто-то чужой.

Отвечайте только на поставленный вопрос. Ребенок, который спрашивает: «А откуда я взялся?» – не готов и не хочет выслушать развернутую лекцию на тему. Его интересует этот конкретный вопрос. Скажите спокойно, в двух словах, например: «Из маминого животика» Можно добавить, что вы с папой (мамой) мечтали о таком сыночке (или дочке), что он рос в мамином животике, а потом родился. Скажите, что мама вынашивает малыша, пока он растет, а когда он появится, заботится о нем: носит на ручках, кормит и пр. Сделайте акцент на любви, ведь это естественно, что люди любят друг друга, хотят иметь ребенка и передавать ему свою любовь.

Правило четвертое: Почаще говорите не о ребенке, которого вы носите сейчас, а о том, которому вы рассказываете: «Мы тебя ждали, ты был такой маленький, рос в животе и становился больше… А когда ты родился (пусть это слово войдет в обиход), как мы обрадовались! Папа даже крикнул “ура!”, потом мы позвонили бабушке…» Некоторые дети спрашивают: «А где я был до этого?» Ответ на этот вопрос зависит от вашей веры и жизненной философии.

Если ребенок задаст еще какой-то вопрос, ответьте и на него так же коротко и с акцентом на эмоции, на языке, доступном ребенку. Углубляйте знания постепенно, удовлетворяя интерес ребенка. Может случиться так, что ребенок спросит обо всем сразу. Это, скорее всего, значит, что где-то вне дома (например, в детском саду) поднималась эта тема. Расспросите поподробнее, кто и что рассказывал на эту тему. Опровергните мифы и дайте оценку неприличным выражениям (если они были), скажите, что так говорят только те, кто ничего не знает об этом, а вы знаете: ваш ребенок родился из-за любви.

Второй очень важный вопрос, который задают дети, – это «как?»: «Как я выбрался из живота?» Обычно это волнует их после 4–5 лет. Смело отвечайте: «Ты родился». За этим вопросом может последовать следующий: «Через пупок?» Отвечайте честно: «Нет, через специальную дырочку (многие дети в ужасе размышляют и даже обсуждают вопрос: из писи или из попы?)».

И наконец, третий вопрос: «Как я туда попал?» До школы можно обойтись без лишних подробностей: «Потому что мама и папа очень любили друг друга и хотели этого, папа дал маме свою клеточку, чтобы начал развиваться ребенок». Если ребенок не удовлетворен, объясните: чтобы кто-то появился, всегда соединяются две клеточки – мамина и папина, а у женщин внутри есть специальный мешок, в котором ребенок может расти в безопасности. Можно рассказать о растениях и животных, ведь весь мир так устроен, почитать вместе книгу «Откуда я взялся?».

Обязательно расскажите, что мальчики и девочки устроены по-разному (чтобы кое-кто не подумал, как один знакомый мне мальчик, что у девочек все отвалилось, наверное потому, что они плохо себя вели). Ребенку 6–8 лет (можно и раньше, зависит от готовности к восприятию вашего ребенка) можно рассказать также, что как называется (матка, влагалище, яйцеклетка, сперматозоид, яичники и т. п.).

Младшеклассник должен получить от своих родителей информацию о менструации и ночных поллюциях. Девочка не должна испугаться своих первых месячных, разумеется, она должна получить полную информацию и о гигиене. Кроме того, вы должны объяснить ребенку очень подробно, что о любых просьбах посторонних людей «посмотреть», «потрогать» и т. п. он должен немедленно рассказать родителям. Такие «безобидные» вещи квалифицируются как сексуальное насилие и могут нанести огромный вред психике ребенка.

Девочке лет 10–12, которая вступает в новый этап, нужно рассказать, что месячные означают ее способность зачать ребенка, но сделайте акцент на том, что пока она еще слишком мала, для того чтобы выносить его, родить и тем более воспитывать. Для этого нужно самой стать взрослой, встретить и полюбить мужчину (как мама и папа). В это же время можете рассказать о том, что существуют болезни, передающиеся половым путем, и т. д.

Воспитывайте в ребенке гордость за то, что он сможет в будущем стать папой или мамой.

Старайтесь создать доверительные отношения, чтобы ребенок обо всем мог спросить у вас, поделиться своими страхами или непониманием, не боясь осуждения.

Обычно в период с 3 до 5 начинается половая идентификация ребенка. Мальчик начинает понимать, что он мальчик, мужчина, а девочка – что она девочка, женщина. Дети вдруг хорошо «видят», что все люди разные, но главное, что они делятся на мужчин и женщин. Важность взаимоотношений с родителем противоположного пола в этот период трудно переоценить. Мальчику, как никогда, необходимо внимание мамы, а девочке – внимание отца. Забавно слышать: «Давай я буду с мамой спать, а ты в моей кровати!», «Папа, ты на мне женишься?» и пр. Но это закономерный этап развития, отнеситесь к нему с пониманием, в этот период закладывается тип отношений с партнером противоположного пола. Если, например, папа бьет свою дочь, впоследствии такая женщина подсознательно ищет отношений, которые будут причинять ей боль. Малыш изучает себя, учится понимать мир. Многие взрослые, не зная особенностей полового развития, ошибочно приписывают малышу не свойственные его возрасту «сексуальные» интересы и даже наказывают за естественное исследование своего тела или разглядывание «противоположного пола» на пляже. У ребенка еще не сложилось сексуальное восприятие своих или чужих желаний и поступков, его половое влечение начнет формироваться лишь в подростковом возрасте, все его вопросы и действия имеют только познавательный характер. Удовольствие ребенка – это удовлетворение собственного любопытства.

Начиная с пяти лет ребенок старается стать таким же хорошим, умным, добрым и т. д., как родитель того же пола, что и он. Это очень благодатное время, чтобы научить чему-то малыша: у девочек просыпается материнский инстинкт, они с удовольствием играют в «маму», а мальчики могут быть втянуты в игру «папой», «мужем» и пр.

Дети продолжают активно интересоваться своим телом, задавать вопросы, познавать. Очень хорошо, если вы вместе с малышом посмотрите мультфильм «Крот и роды».

С возрастом интересы детей разного пола все более дифференцируются, мальчики дружат с мальчиками, девочки – с девочками, у каждой группы свои секреты.

Лучше всего, если полную информацию об изменениях, происходящих в организме при половом созревании, подрастающий ребенок получит именно от родителей, а не от сверстников. От своих сверстников он получает часто неправильные, искаженные представления о сексуальных проявлениях. Все это может нарушать половое развитие ребенка, а со временем приводить и к сексуальным расстройствам у молодого человека.

Моя дочка впервые «заметила» голого мальчика только после трех лет. До этого дети на пляже не вызывали никаких вопросов. «А что это у него?» – был ее вопрос. Спокойно выслушав мое объяснение о том, что у всех мальчиков так, она занялась своими делами. Лишь потом она спросила у папы, так ли и у него. Утвердительный ответ ее вполне удовлетворил.

Лучше, чтобы девочки увидели обнаженного отца в раннем возрасте, тогда они воспринимают мужское тело просто и естественно и в дальнейшем его вид не вызывает нездорового интереса, шока или удивления. С мальчиками все обстоит проще, так как они видят своих мам, которые переодеваются, моются. Чем раньше это произойдет, тем меньший интерес это вызывает и кажется естественным. Столь же естественная стыдливость и стеснительность придет своим чередом вместе с взрослением. Мальчику же, которому бабушка прикрывает глаза, чтобы он не рассмотрел на морском берегу голенькую девчушку лет трех, можно только посочувствовать. Таким поведением мы говорим ребенку: «Это запретно, интересно, страшно, нечисто и т. д.».

С детства прививайте ребенку представление о человеческом теле, как о чем-то прекрасном, чистом, не стыдном. Этим вы сослужите ему отличную службу.

Родители – первые люди, которые открывают ребенку физическую сторону любви, когда поглаживают новорожденного, забавляются с двухлетним малышом или обнимают шестилетнего ребенка. Каждое ваше прикосновение говорит о привязанности и глубокой любви. Когда дети подрастают, физический контакт означает для них чувство безопасности, которое, в свою очередь, говорит им, что их любят.

Помните, что ребенку не хватает грамотной помощи родителей, понимания его проблем. Пусть ребенок узнает обо всем от своих родителей. И пусть кто-то смеется, а я радуюсь, услышав гордое заявление мальчугана лет трех (в метро): «У меня есть яички, когда я вырасту, я буду отцом!» Его половым воспитанием и просвещением явно кто-то занимается.

О внешнем аспекте любви дети узнают, наблюдая за своими родителями. Когда дети видят, как мама и папа обнимаются, целуются и прижимаются друг к другу, они знают, что это – способы выражения любви. Когда они подрастут, они будут понимать, что физические знаки внимания являются для женатых людей естественным путем выражения любви. И к тому моменту, когда они будут делать собственный выбор спутника жизни, у них будет внутреннее чувство радости по поводу физической близости в браке…

Отдельно нужно сказать о ситуации, когда вы готовите ребенка присутствовать при родах (так делают семьи, которые выбрали роды дома). По этому вопросу можно долго спорить. Здесь для этого не место. Я знаю многие семьи, где дети присутствовали при родах, что в дальнейшем очень позитивно сказалось на установлении контакта с новорожденным братишкой или сестренкой. Но каждый раз это были спокойные, домашние, праздничные роды. В любом случае, если семья принимает такое решение, настройте ребенка на Чудо, но в то же время расскажите ему немного о родах, о том, как родился он сам. Как правило, если его собственные роды были благополучными, ребенок не боится, он спокоен и позитивно настроен. Что обязательно нужно рассказать? Что мама будет тужиться, кряхтеть, дышать и может даже кричать, ей нужно прилагать усилия, чтобы вытолкнуть малыша. Расскажите, чем ей можно помогать, подготовьте вместе с ребенком подарки для новорожденного, например открытку, договоритесь, что он будет делать, когда малыш появится, например наденет ему носочки. И обязательно позаботьтесь о том, чтобы у старшего был персональный взрослый, который будет им заниматься во время родов – объяснять, что происходит, сопровождать его, если он захочет выйти, или напоит водичкой и т. д. Хотя есть удивительно терпеливые дети, которые помогают во время родов, смачивают маме лобик холодной водичкой и пр., большинству детей будет полезно и интересно присутствовать уже в самом конце процесса, поэтому продумайте, кто приведет его уже на потужной период, а если роды происходят ночью, разбудит ребенка перед самым рождением.

Гернет, Нина Владимировна

Нина Владимировна Гернет

Дата рождения:

27 июня (9 июля) 1899

Место рождения:

Одесса

Дата смерти:

1 апреля 1982 (82 года)

Место смерти:

<город Ленинград>

Гражданство:

Российская империя → СССР

Род деятельности:

прозаик, драматург

Направление:

проза

Жанр:

рассказ, повесть, пьеса

Язык произведений:

русский

Нина Владимировна Гернет (27 июня 1899, Одесса — 1 апреля 1982) — драматург, писатель, сказочник. Самые известные произведения: «Гусёнок», «Сказка о маленьком Каплике», «Катя и крокодил».

Биография

Нина Гернет родилась семье химика Владимира Александровича Гернет (1870—1929) и его жены Елены Алексеевны Жеребко-Ротмистренко (1864—1937). С детства отличалась неуёмной фантазией, рассказывая соседским детям страшные сказки. В гимназии она одна получала пятёрки у словесника, который считал, что женщины неспособны к литературе, и только для Гернет делал исключение.

Детство прошло в Одессе на Княжеской улице, 12 (впоследствии она напишет повесть «Дети с Княжеской», доныне не опубликованную), а летом семья жила на 13-й станции Большого Фонтана, у самого моря. На всю жизнь сохранила Нина Гернет любовь к морю, и возвращалась к нему при каждой возможности.

В спортивном обществе «Сокол» Нина занималась гимнастикой, что потом помогло ей в молодости зарабатывать на жизнь учителем физкультуры, а к старости сохранить здоровое сердце и стройную фигуру. В 1921 году её мобилизовали на военную службу инструктором: обучать новобранцев, дежурить в коллекторе для дефективных детей и тому подобное.

Первой серьёзной литературной школой было участие Нины Гернет в ныне знаменитом «Коллективе поэтов», где, кстати, были одобрены и её стихи — как она вспоминала, «погладили по головке». Общение с такими талантами, как Ильф, Багрицкий, Олеша заложило основы её литературного вкуса, любовь к чёткости и образности языка и строгость к себе.

В трудные послереволюционные годы преподавала гимнастику в школах. Выйдя замуж и переехав в Ленинград, также преподавала физкультуру в школе, одновременно занимаясь в Институте Сценических Искусств. Окончив режиссёрский факультет, была направлена на Ижорский завод руководителем агитбригады, ставила «живую газету» — и писала очерк о людях и делах завода. Очерк был сразу принят «Молодой Гвардией» и издан отдельной книжкой «Тринадцатый в мире», а Нина Гернет привлекла внимание С. Я. Маршака, создававшего детскую литературу. Он оценил талант автора и предложил ей написать книгу для детей.

Обучение искусству литературы для детей в суровой школе Маршака было нелегко, но дало хорошие плоды. Повесть «Три палатки» вышла в 1933 году тиражом 50000. Этого оказалось мало, и понадобилось второе издание, которое вышло в следующем году.

Тем временем Нине Владимировне предложили заведовать редакцией журнала для дошкольников и младших школьников «Чиж». В журнале сотрудничали замечательные писатели и художники: Е. Шварц, Д. Хармс, Б. Житков, В. Бианки, Е. Чарушин, В. Конашевич и другие, и в редакции создалась фантастическая творческая атмосфера, где от малейшей искры шла цепная реакция выдумок, розыгрышей, стихов, рисунков… А «поджигательницей», по свидетельству Эстер Паперной, чаще всего оказывалась именно одесситка Нина Гернет. Самое трудное было направить эту вольную стихию в нужном для журнала направлении. Но у Гернет это получалось, и «Чиж» был в то время лучшим детским журналом в мире.

Аресты и увольнения 1937 года, разгром маршаковского Детгиза покончили с этой роскошью. Была уволена и Гернет. С её подачи в бедном «Чиже» появилась «Красная Шапочка» — журнал в журнале, вкладной лист, из которого ребёнок, сложив и сшив его, сам мог сделать себе маленький журнальчик. Для него создалась полуподпольная «редколлегия», где собирались уцелевшие выдумщики. Там удавалось сохранить кусочек былой легендарной атмосферы творчества — до самой войны.

Ещё с 1929 года Гернет вела уроки драматургии в Доме Художественного Воспитания Детей, писала сценки и пьески, а в 1935 году попробовала силы в кукольном театре. Пьеса «Гусёнок», созданная вместе с Т. Гуревич, оказалась удачной, она разлетелась по всему миру и идёт до сих пор. А Гернет увлеклась кукольной драматургией. Она видела, сколько радости доставляют куклы детям, и сделала кукольную драматургию своей профессией. Начиная с «Волшебной лампы Аладдина», все пьесы Гернет «обкатывались» прежде всего в театре С. В. Образцова. Более чем 30-летнее содружество с этим коллективом дало пьесам Гернет успех и долгую жизнь. Сам Образцов, а за ним и другие режиссёры признали пьесы Нины Гернет классикой кукольной драматургии.

В 1967 году на фестивале в Чехословакии пьеса Н. Гернет «Сказка о маленьком Каплике» получила 4 премии из семи. В 1971 году высшая награда чехословацких кукольников — золотая медаль имени Йозефа Скупы — впервые была присуждена иностранному автору — Нине Гернет. В 1980 году ХІІI Всемирный Конгресс УНИМА (международного союза деятелей кукольного театра) избрал Нину Владимировну Гернет своим почётным членом — редчайшее отличие для драматургов.

Когда Нина Гернет узнала, что в одном из северных лагерей заключённые устроили кукольный театр, она стала помогать этому театру — посылала книги и другие пособия, материалы для кукол и ширмы, пьесы, в том числе рукописи своих пьес — прежде, чем они публиковались на воле. С руководительницей театра Тамарой Цулукидзе с тех пор завязалась дружба на всю жизнь.

Также подружилась она с кукольниками японского театра «Карабас» (Токио) и его руководителями, супругами Оои — Кадзуо и Хироко. Гернет-сан подарила Оои-сан несколько своих пьес, которые Кадзуо перевёл на японский, и они быстро распространились по Японии в добавление к уже шедшим в Японии пьесам Гернет. Сборник пьес Н. Гернет, вышедший в СССР в 1975 году, был также переведён ими. Книга вышла на японском языке в начале 1981 года.

Нина Гернет умерла после долгой болезни 1 апреля 1982 года.

См. также

  • Коллектив поэтов

Примечания

Для улучшения этой статьи желательно?:

  • Викифицировать статью.
  • Найти и оформить в виде сносок ссылки на авторитетные источники, подтверждающие написанное.

Нина Гернет

Сестрёнка

ЯЩЕРИЦА

Была уже ночь, но Женя не спал. Он тихо лежал в кровати и смотрел в окно на ночное звёздное небо. Сегодня Жене исполнилось семь лет. Из Ленинграда пришла посылка от тёти Веры, которую Женя никогда не видал. Там был удивительный подарок чернильница-слоник. На спине седло и человечек, а под седлом-крышкой баночка для чернил. На клыках у слоника лежит красивая ручка с пером. Осенью Женя будет писать этой ручкой и макать это перо в слоника…

Оказывается, ночью мамин кактус на окне похож на зайца с поднятыми ушами, а днём почему-то не похож.

Как перемигиваются в небе весёлые звёздочки!.. Вон спрятались за облаком. Вон опять выглянули… В прятки, что ли, играют?

Женя засмеялся.

— Ты что? — отозвалась мама сонным голосом. Женя юркнул пол простыню, притаился и вдруг заснул.

К рассвету звёзды побледнели, одна за другой стали исчезать с серого неба. Ночь кончалась, а утро ещё не началось. Спали люди, спали дома, прикрыв окна. Спали птицы на ветках, спали неподвижные листья на неподвижных деревьях. Была тишина.

И вдруг на весь посёлок разнёсся пронзительный крик:

— Ку-ка-ре-ку-у!

Первый петух объявил всему свету, что новый день начался.

Тотчас заорали другие петухи. И как заорали! Каждый, верно, решил, что уж раз не удалось запеть раньше всех, так надо петь громче всех!

Закудахтали куры на птичниках, замычали коровы на скотном дворе, а на озере хором закрякали утки. Разными голосами все они кричали одно и то же:

— Есть хотим!

В совхозе наступило утро.

Проснулись дома, выпустили из труб синие дымки. Люди заторопились на работу: кормить птиц, доить коров, собирать свежие яйца, чистить птичники…

Солнце ещё встать не успело, ещё только облака порозовели, а в совхозе уже всё двигалось, шевелилось: стрекотала траворезка, куры толпились у кормушек, а по дороге к лесу медленно шло совхозное стадо.

Только Женя ещё спал. Никакие петухи и коровы не могли его разбудить. Он ведь всю свою жизнь прожил в совхозе, привык к утренним голосам.

Мама давно ушла на свой птичник. Потом собрался и папа. Уходя, он разбудил Женю и побранил его за то, что Женя вчера забыл вымыть чашки и прибрать на столе.

— Смотри, чтоб это в последний раз было! — сурово сказал папа. — Стыдно!

Женя съёжился и сказал:

— Я нечаянно… — и замолчал. Сам понял, что вышло глупо: как это можно — нечаянно не вымыть посуду?

— Папа, — сказал Женя, честно глядя в глаза отцу. — Я сегодня думаю всю комнату прибрать. И ты, пожалуйста, не коли дрова для плиты. Чего там, я наколю. А можно взять топор?

Папа не позволил брать топор. Почему-то интересные работы взрослые берут себе, а детям остаётся ерунда: кровати застилать, чашки мыть… Эх!

Но ерунда ерундой, а сделать надо. Женя встал и принялся хозяйничать.

Он полоскал чайную посуду в тёплой воде, а сам думал о подземном ходе. Ещё вчера Андрей Фоменко, Женин друг, придумал, что нужно рыть подземный ход в Большом овраге. Сегодня начнут копать. Да, но надо же сперва сообразить, откуда и куда вести ход, как сделать, чтобы он раньше времени не завалился. Всё надо обдумать! А самое главное — как ухитриться, чтобы первому захватить лопатку с жёлтой ручкой? На эту лопату столько охотников. Зато лопата — знаете, какая это лопата? Как копнёшь…

Женя с размаху копнул воду молочником. А в нём ещё оставалось молоко. Вода в тазу вся замутилась. Вот теперь иди меняй воду. Человек спешит, а тут ему устраиваются всякие неприятности…

Женя с досадой выплеснул воду за окно, в палисадник.

И вдруг — там, внизу, по грядке скользнуло что-то быстрое, серенькое. Скользнуло — и замерло под кустом сирени. Женя всмотрелся: это же ящерица!

Женя перемахнул через подоконник. Стараясь не дышать, он тихо сполз на землю. Ящерица сидела, как каменная. Только горлышко еле заметно надувалось и опадало.

Женя медленно, неслышно подкрадывался к ней.

В это время мимо палисадника проходил Андрей Фоменко.

— Андрей! — сказал Женя страшным шёпотом. — Стой!

Андрей остановился.

— Ш-ш-ш! Тихо! — сказал Женя. — Не видишь? Ящерица!

Через секунду Андрей был в садике и подкрадывался к ящерице с другой стороны.

Ящерица вильнула хвостиком и повернулась. Мальчики разом кинулись на неё и забарахтались на земле.

— Есть! — завопил Андрей. — Женька, есть! Попалась! Пусти!

Взлохмаченный Андрей вылез из-под Жени и поднял кулак. Из кулака торчал тоненький серый хвостик.

Мальчики закричали «ура!» и помчались в детский сад.

Там было всё, как полагается: малыши таращили глаза и разевали рты, девочки дотрагивались до ящерицы и взвизгивали, а старшие мальчики делали вид, что ничего особенного не случилось. Вот если бы Женя с Андреем слона поймали, — тогда другое дело. А то подумаешь — ящерица!

Но Женя и Андрей ходили гордые и важные: они понимали, что мальчики им завидуют. Маленькая серенькая ящерица была просто красавица; она понравилась даже Марине Львовне, так что о чём тут говорить.

Ящерице устроили квартиру в старом аквариуме. Прежде там жили головастики, — пока не превратились в лягушек. Теперь лягушки прыгали в цветнике, а аквариум стоял пустой.

Малыши притащили для ящерицы массу всякой чепухи; цветов, листьев, хлеба, сахару.

— Может, вы ей ещё кружку чаю принесёте? С ложечкой? — ехидничал Андрей. — Думаете, она будет сидеть и чай пить с сахаром, а потом цветочки нюхать? Раз ничего не понимаете, — отойдите!

Старшие поймали двух зелёных жучков, бабочку-капустницу и гусеницу. Вот это — другое дело. Это ящерица любит.

На дно аквариума насыпали земли и песку, положили пару камней. Света Кожина сунула ветку с листьями. Ведь ящерица сидела под кустом, когда её поймали. Значит, ей нужен свой куст. Андрей сказал, что это правильно.

Ящерица не стала есть жуков и бабочку. Забилась под камень — и всё. Детям надоело ждать, пока она вылезет, и они занялись своими делами.

После завтрака собрались в Большой овраг. Андрей, кажется, забыл о подземном ходе: он уже в который раз с криком объяснял всем, как он ловил ящерицу, как они с Женей упали, как ящерица сама юркнула ему в кулак…

Но Женя не забыл. Пока все строились у калитки, хитрый Женя встал на пороге дома и сказал:

— Марина Львовна, можно, я возьму лопаты? Марина Львовна кивнула, и Женя бросился в комнаты.

Первым делом взять лопату с жёлтой ручкой!

И вдруг Женя увидел, что ящерица ползёт по ветке и не сводит глазок с капустницы. Она охотится! Подползает ближе… ближе… Эх, промахнулась, глупая!

Женя отодвинул стекло, поймал бабочку и сунул под нос ящерице. А та, вместо того, чтобы схватить бабочку, опять забилась под камень! Женя вертел перед ней бабочку и так и этак — она и не смотрела.

Детям надоело ждать Женю у калитки. Они закричали:

— Же-ня, где ты?

Женя бросил бабочку. Кинулся к лопатам и с охапкой лопаток побежал в сад.

МЕТРО

На склонах Большого оврага было вырыто много пещер. Люди брали оттуда глину для печей и построек. Старшие дети решили прокопать ход между двумя соседними пещерами. Копали сразу с двух сторон, навстречу друг дружке. Малыши тоже сунулись было в это дело со своими совочками и крошечными лопатками, — но куда им было пробиться сквозь толпу старших, которые и сами-то не помещались в маленьких пещерах, да ещё махали лопатами и швырялись землёй! Малыши поковыряли землю за спинами старших, а потом рассыпались по оврагу.

А старшие копали и копали, и вот, как раз на середине, лопаты встретились и стукнулись одна о другую! Это было просто удивительно. В каждой пещере ребята ложились на землю, заглядывали в туннель и кричали: «Здравствуйте, здравствуйте! Я вас вижу!»

ЯЩЕРИЦА

Была уже ночь, но Женя не спал. Он тихо лежал в кровати и смотрел в окно на ночное звёздное небо. Сегодня Жене исполнилось семь лет. Из Ленинграда пришла посылка от тёти Веры, которую Женя никогда не видал. Там был удивительный подарок чернильница-слоник. На спине седло и человечек, а под седлом- крышкой баночка для чернил. На клыках у слоника лежит красивая ручка с пером. Осенью Женя будет писать этой ручкой и макать это перо в слоника…

Оказывается, ночью мамин кактус на окне похож на зайца с поднятыми ушами, а днём почему-то не похож.

Как перемигиваются в небе весёлые звёздочки!.. Вон спрятались за облаком. Вон опять выглянули… В прятки, что ли, играют?

Женя засмеялся.

— Ты что? — отозвалась мама сонным голосом. Женя юркнул пол простыню, притаился и вдруг заснул.

К рассвету звёзды побледнели, одна за другой стали исчезать с серого неба. Ночь кончалась, а утро ещё не началось. Спали люди, спали дома, прикрыв окна. Спали птицы на ветках, спали неподвижные листья на неподвижных деревьях. Была тишина.

И вдруг на весь посёлок разнёсся пронзительный крик:

— Ку-ка-ре-ку-у!

Первый петух объявил всему свету, что новый день начался.

Тотчас заорали другие петухи. И как заорали! Каждый, верно, решил, что уж раз не удалось запеть раньше всех, так надо петь громче всех!

Закудахтали куры на птичниках, замычали коровы на скотном дворе, а на озере хором закрякали утки. Разными голосами все они кричали одно и то же:

— Есть хотим!

В совхозе наступило утро.

Проснулись дома, выпустили из труб синие дымки. Люди заторопились на работу: кормить птиц, доить коров, собирать свежие яйца, чистить птичники…

Солнце ещё встать не успело, ещё только облака порозовели, а в совхозе уже всё двигалось, шевелилось: стрекотала траворезка, куры толпились у кормушек, а по дороге к лесу медленно шло совхозное стадо.

Только Женя ещё спал. Никакие петухи и коровы не могли его разбудить. Он ведь всю свою жизнь прожил в совхозе, привык к утренним голосам.

Мама давно ушла на свой птичник. Потом собрался и папа. Уходя, он разбудил Женю и побранил его за то, что Женя вчера забыл вымыть чашки и прибрать на столе.

— Смотри, чтоб это в последний раз было! — сурово сказал папа. — Стыдно!

Женя съёжился и сказал:

— Я нечаянно… — и замолчал. Сам понял, что вышло глупо: как это можно — нечаянно не вымыть посуду?

— Папа, — сказал Женя, честно глядя в глаза отцу. — Я сегодня думаю всю комнату прибрать. И ты, пожалуйста, не коли дрова для плиты. Чего там, я наколю. А можно взять топор?

Папа не позволил брать топор. Почему-то интересные работы взрослые берут себе, а детям остаётся ерунда: кровати застилать, чашки мыть… Эх!

Но ерунда ерундой, а сделать надо. Женя встал и принялся хозяйничать.

Он полоскал чайную посуду в тёплой воде, а сам думал о подземном ходе. Ещё вчера Андрей Фоменко, Женин друг, придумал, что нужно рыть подземный ход в Большом овраге. Сегодня начнут копать. Да, но надо же сперва сообразить, откуда и куда вести ход, как сделать, чтобы он раньше времени не завалился. Всё надо обдумать! А самое главное — как ухитриться, чтобы первому захватить лопатку с жёлтой ручкой? На эту лопату столько охотников. Зато лопата — знаете, какая это лопата? Как копнёшь…

Женя с размаху копнул воду молочником. А в нём ещё оставалось молоко. Вода в тазу вся замутилась. Вот теперь иди меняй воду. Человек спешит, а тут ему устраиваются всякие неприятности…

Женя с досадой выплеснул воду за окно, в палисадник.

И вдруг — там, внизу, по грядке скользнуло что-то быстрое, серенькое. Скользнуло — и замерло под кустом сирени. Женя всмотрелся: это же ящерица!

Женя перемахнул через подоконник. Стараясь не дышать, он тихо сполз на землю. Ящерица сидела, как каменная. Только горлышко еле заметно надувалось и опадало.

Женя медленно, неслышно подкрадывался к ней.

В это время мимо палисадника проходил Андрей Фоменко.

— Андрей! — сказал Женя страшным шёпотом. — Стой!

Андрей остановился.

— Ш-ш-ш! Тихо! — сказал Женя. — Не видишь? Ящерица!

Через секунду Андрей был в садике и подкрадывался к ящерице с другой стороны.

Ящерица вильнула хвостиком и повернулась. Мальчики разом кинулись на неё и забарахтались на земле.

— Есть! — завопил Андрей. — Женька, есть! Попалась! Пусти!

Взлохмаченный Андрей вылез из-под Жени и поднял кулак. Из кулака торчал тоненький серый хвостик.

Мальчики закричали «ура!» и помчались в детский сад.

Там было всё, как полагается: малыши таращили глаза и разевали рты, девочки дотрагивались до ящерицы и взвизгивали, а старшие мальчики делали вид, что ничего особенного не случилось. Вот если бы Женя с Андреем слона поймали, — тогда другое дело. А то подумаешь — ящерица!

Но Женя и Андрей ходили гордые и важные: они понимали, что мальчики им завидуют. Маленькая серенькая ящерица была просто красавица; она понравилась даже Марине Львовне, так что о чём тут говорить.

Ящерице устроили квартиру в старом аквариуме. Прежде там жили головастики, — пока не превратились в лягушек. Теперь лягушки прыгали в цветнике, а аквариум стоял пустой.

Малыши притащили для ящерицы массу всякой чепухи; цветов, листьев, хлеба, сахару.

— Может, вы ей ещё кружку чаю принесёте? С ложечкой? — ехидничал Андрей. — Думаете, она будет сидеть и чай пить с сахаром, а потом цветочки нюхать? Раз ничего не понимаете, — отойдите!

Старшие поймали двух зелёных жучков, бабочку-капустницу и гусеницу. Вот это — другое дело. Это ящерица любит.

На дно аквариума насыпали земли и песку, положили пару камней. Света Кожина сунула ветку с листьями. Ведь ящерица сидела под кустом, когда её поймали. Значит, ей нужен свой куст. Андрей сказал, что это правильно.

Ящерица не стала есть жуков и бабочку. Забилась под камень — и всё. Детям надоело ждать, пока она вылезет, и они занялись своими делами.

После завтрака собрались в Большой овраг. Андрей, кажется, забыл о подземном ходе: он уже в который раз с криком объяснял всем, как он ловил ящерицу, как они с Женей упали, как ящерица сама