О Владимир волгин

— Мой интерес связан с тем, что вы, говорят, окормляете нового Президента России и его супругу — Дмитрия и Светлану Медведевых. Да и многих других обитателей Кремля.

Батюшка посмотрел на меня внимательно и сказал:

— Это хорошо, что вы пришли открыто. Но сначала я хочу вас исповедовать. Учтите, спрашивать буду строго…

Эта исповедь была в моей жизни не первой. Но до тех пор ни один из священников не задавал мне таких пытливых вопросов. Ощущения были странные… «Неужели он и первых лиц государства так «пытает»?» — думала я. А отец Владимир неопределенно ответил: «Мы с вами побеседуем, а пока ходите на исповедь раз в две недели».

Так я стала прихожанкой храма Софии Премудрости Божией на Софийской набережной. И, хотя сам храм находится в стадии реставрации, на службах он всегда заполнен. А среди прихожан немало солидных персон. В конце концов храм находится прямо напротив Кремля.

Однако ни президента, ни его супругу я здесь не видела ни разу. Впрочем, это вполне объяснимо. Ведь у отца Владимира четыре прихода. Среди них храм Трех Святителей при Управлении делами президента в доме отдыха «Архангельское», где находятся государственные дачи высокопоставленных чиновников. А также храм Священномученика Антипы на Колымажном дворе в 400 метрах от Кремля. Этот храм сейчас тоже на реставрации, его попечительский совет возглавляет спикер Совета Федерации Сергей Миронов. А старшим священником здесь по благословению отца Владимира служит иерей Димитрий Рощин, сын актрисы Екатерины Васильевой, которая помогает ему в качестве казначея.

«Светлана Владимировна духовно утонченна»

Разговора о том, кто конкретно из представителей властной верхушки исповедуется у отца Владимира, сам он старательно избегает. Про отношения с Дмитрием Медведевым предпочел тоже умолчать. Получив согласие на интервью, я попросила священника рассказать про его отношения с новой первой леди.

— Вас можно назвать духовным наставником Светланы Медведевой?

— Любой священник, с которым она соприкасается, является в какой-то степени духовным наставником. А Светлана Владимировна соприкасается со многими духовными лицами, иерархами Русской православной церкви, и у каждого из них что-то черпает для себя. Мы с ней находимся в очень теплых духовных и человеческих отношениях. Надеюсь, что мой духовный опыт, к которому она испытывает интерес, благоприятно действует на ее жизнь и будущее. Она прислушивается к моему мнению, но я тоже прислушиваюсь к ней и чему-то учусь. Мне радостно осознавать, что супруга избранного президента — человек высокой нравственности и крепкого, даже скажу, стратегического, ума.

Светлана Владимировна возглавляет попечительский совет церковно-государственной программы «Духовно-нравственная культура подрастающего поколения», а я являюсь ее членом. Я вижу, что Светлана Владимировна искренне радеет о духовном здоровье юных сердец, болеет о будущем России, что говорит о ее нравственном стержне.

— Я знаю, что вы вместе с ней бываете в монастырях. В минувшем январе, например, посетили Серафимо-Дивеевский монастырь…

— Эти поездки носят не только познавательный, но и духовно-личный характер. Я не спрашивал о чувствах, которые испытывала Светлана Владимировна, соприкоснувшись с этой святостью, но я вижу, что она духовно утонченный человек. И я уверен, что опыт общения со святой обителью и ее святынями она перенесет на программу духовно-нравственного воспитания молодежи.

Чиновники освящают госдачи

— Несколько лет назад, когда чиновники массово стали посещать храмы по праздникам, такое паломничество больше походило на дань моде. Сейчас ситуация изменилась? Представители власти действительно стали людьми воцерковленными?

— Когда я уезжал из Курской епархии в Москву (это было в 1995 году) и просил благословения на отъезд у архимандрита Ипполита, настоятеля Свято-Никольского монастыря города Рыльска, он, прозорливый старец, сказал: «Будешь поближе к Ельцину». И действительно так сложилось, что приход, на который благословил меня Святейший Патриарх Алексий II, находится напротив Кремля. А так как мои духовные дети пригласили меня жить на одной из государственных дач Управления делами президента, я познакомился с некоторыми представителями светской власти. Когда я прогуливался вместе со своей матушкой, женой, по аллеям дома отдыха «Архангельское» (а я никогда не снимаю подрясник), я видел многих известных политических деятелей, которые тогда были популярными телезвездами. Это и Чубайс, и Лившиц, и многие другие. Мы встречались лицом к лицу, и в глазах некоторых из них я читал вопрос: «А что делает среди нас этот священник?» Прошло время, и атмосфера невероятно изменилась. Сегодня те же самые чиновники встречают меня с большой теплотой, уважением и добрым сердцем. С некоторыми мы познакомились лично, я освятил государственные дачи, где они живут. И многие действительно потянулись к православию.

Дмитрий Медведев уже посетил Афон

— А чиновники часто бывают на богослужениях?

— Жизнь верующего человека не заключается в приходе в церковь только на Пасху и Рождество. Представители самой высокой власти нечасто бывают на богослужениях и причащаются нерегулярно. И за это их нельзя упрекать, они невероятно заняты. Но то, что они все-таки посещают храмы, является критерием их веры. Раньше чиновников, присутствующих на Пасху или Рождество в храмах, называли подсвечниками. Они стояли со свечами, но не понимали существа богослужения. И люди ловили их непонимающие взгляды. Но они по протоколу обязаны были стоять, и слава Богу, что стояли. Своим присутствием они привлекали народ. Человек, возглавляющий какое-то ведомство, в любом случае является примером для своих подчиненных. Отношение к церкви в России изменилось не без участия власти, тех людей, с которыми мне довелось познакомиться.

Надо отдать должное покойному Борису Ельцину, через которого Господь Бог дал нам свободу вероисповедания. Кстати, в последний год его жизни, по свидетельству пресс-секретаря Патриарха протоиерея Владимира Вигилянского, у Ельцина обострились религиозные чувства, и он умер по-настоящему православным человеком.

Путин не скрывает своего православия, посещает монастыри, церкви, совершает крестное знамение, прикасается к святым иконам и мощам. Он был одним из инициаторов воссоединения православных церквей русской и зарубежной. Посетил Афон. Хоть и с третьей попытки. Впервые в истории Афона глава государства посещает это святое место. Что говорит не просто о любопытстве. Афон — это сокровищница православного наследия. Дмитрий Анатольевич тоже был на Афоне. Я знаю многих государственных деятелей, крупных бизнесменов, которые постоянно летают на Афон. До двух-трех раз в год.

Сейчас, по опросам социальных институтов, более 70 процентов населения страны выражают доверие Русской православной церкви. Конечно, среди тех, кто называет себя православным, совсем незначительный процент тех, кто ведет православно-церковный образ жизни, регулярно посещает богослужения, соблюдает посты, молится, читает священное писание, исполняет заповеди Божии. Несмотря на это, я с радостью вижу, что люди действительно утомились от безнравственного образа жизни и потянулись к Богу, православной вере. И для меня это неудивительно. Потому что еще Федор Михайлович Достоевский говорил, что русский — это понятие не национальное, а идеологическое. Русский — значит православный. Люди стали понимать, что сотворены Господом и только он может возродить человека и наполнить его духом радости и утверждения жизни.

Таинства Церкви. О Евхаристии. Ч. 44

Аудио

Беседа с протоиереем Владимиром Волгиным.
Сегодня в нашей передаче принимает участие протоиерей Владимир Волгин, настоятель храма в честь Софии, Премудрости Божьей, что на Софийской набережной города Москвы. Это значит, что протоиерей Владимир продолжает разговор о Божественной литургии.

– Мы с Вами каждую программу говорим, что завершим, наверное, разговор о Божественной литургии. И каждый раз наши программы продолжаем и продолжаем. Но должна сказать, что наши зрители этому бесконечно рады. Я часто встречаюсь с людьми, которые смотрят наши передачи, они говорят: «Да не заканчивайте, нам так нравится! Каждый раз мы что-то новое для себя узнаем и с совершенно особым чувством приходим на Божественную литургию».

– Возможно, сегодня будет последняя беседа о Божественной литургии. В прошлой беседе мы говорили уже об окончании Божественной литургии. В алтаре происходит причащение Святых Христовых Таин. Если служит Патриарх или архиерей, в первую очередь причащаются они, потом священство, потом дьяконство.

Несмотря на то, что безусловной кульминацией Божественной литургии является преложение Честных Даров (хлеба – в Тело Христово, а вина – в Кровь Христову), существует второй кульминационный момент – это наше причащение. Если человек, который стоит в церкви или алтаре, не причащается Христовых Таин, то вот этой второй высокой точки, высокого градуса для него не существует. Да, благодать, безусловно, коснулась сердца каждого человека, который присутствует при пресуществлении Святых Христовых Даров, она не может не коснуться человека, который стоит в храме. В той или иной степени каждый человек чувствует на себе эту благодать, даже если он не причащается Святых Христовых Таин. Но для нас, священнослужителей, есть исключение: каждый священнослужитель, стоящий у престола, причащается Святых Христовых Таин, даже если не стоит у престола, а рядом с престолом; предположим, поминает всех своих родных, всех своих духовных детей, священноначалие. Безусловно, он тоже может участвовать в причащении Святых Христовых Таин.

Это такая кульминация таинства, когда Господь входит в сердце человека. «Кто будет вкушать Мое Тело и пить Мою Кровь, в том буду пребывать Я и тот будет пребывать во Мне». Это только вдуматься надо, какой величайший дар оставил нам Господь Иисус Христос – вкушение Его Тела и Его Крови! И главное – это стремление Бога. Я не говорю о нас, потому что у нас очень слабое стремление (у кого-то в большей степени выражается, более ярко, у кого-то менее ярко). Но главное – это Господь, Который приходит к нам и вселяется в нас.

Мы все прекрасно помним притчу о блудном сыне. Блудный сын, который растратил все имение свое на блудниц, на удовлетворение своих страстей разного порядка и сорта, возвращается к отцу. «Согрешил я пред небом и пред тобою и уже не достоин называться твоим сыном». Сын идет с понурой головой, с глубоким покаянием и не знает, примет его отец или не примет, он готов быть слугой у своего отца. И что мы видим? Отец выбегает навстречу своему блудному сыну, целует его, обнимает, дает ему багряницу, дает ему перстень, устраивает для него пир, которому завидует старший брат, никогда не отходивший от отца. Вот Господь бежит к нам и дает нам Себя вкусить. А мы идем к этому с ленью. Безусловно, желание есть в большей или меньшей степени, но оно часто бывает индифферентно, оно часто бывает прагматично, не изнутри. А Господь бежит: «Я хочу в тебя вселиться! Я хочу, чтобы ты тоже в Меня вселился». Вот это действительно таинство из таинств, и действительно мы становимся единым телом с Господом. Пускай даже на одно мгновение, но это происходит, если мы искренне стараемся прийти к Божественной литургии и причаститься Святых Христовых Таин. Вот кульминация, которая происходит в алтаре.

Когда священство причастилось Святых Христовых Таин, воспевается снова пасхальное песнопение «Воскресение Христово видевше…» После причастия всегда читается замечательная молитва с воспоминанием Воскресения Господа нашего Иисуса Христа, потому что каждая Божественная литургия является малой Пасхой, которая свидетельствует о смерти и Воскресении Господа нашего Иисуса Христа. И мы причащаемся воскресшего Господа нашего. Все мы знаем эти молитвы, эти песнопения, которые поются каждую субботу перед воскресным днем. В пасхальные же дни на протяжении сорока дней поется трижды «Воскресение Христово видевше» каждую утреню.

После того как священники причастились Святых Христовых Таин и возблагодарили Господа, они принимают запивку вместе с просфорой, чтобы не осталось ни одной частицы в устах человека. Чтобы при беседе людей друг с другом вдруг эта частичка не оказалась бы вне уст человеческих, чтобы она не упала на пол, не была попрана. Не по злому умыслу, а нечаянно. Поэтому мы запиваем теплоту и заедаем это просфоркой, очищая таким образом уста свои, чтобы все частички оказались внутри нас, внутри нашего сердца.

Вот священство причастилось, тогда уже выходит предстоятель и читает замечательную молитву святителя Иоанна Златоуста: «Верую, Господи, и исповедую, яко Ты еси воистину Христос, Сын Бога Живаго…» Мы все эту молитву знаем. И мы должны этот момент тоже переживать внутренне, не просто механически слушать эту молитву, воспринимать как должное, нет, мы должны пропускать эту молитву через свое сердце, почувствовать себя разбойником, почувствовать себя на кресте со Христом, почувствовать величие этого таинства, этой возможности, этого дара причаститься Его Святых Христовых Таин.

Я, может быть, неправильно размышляю, но тем не менее свое рассуждение привношу, страшусь этого… Но вдруг меня озарила мысль. Не знаю, насколько она соответствует правильному святоотеческому пониманию Христовых слов: «Если кто не отвергнется себя, не возьмет крест свой и не последует за Мной, тот Меня не достоин, не может следовать за Мной». Я думал. Да, в толковании говорится: «крест не возьмет». И обычно толкование святых отцов связано с этим: кто не возьмет всех тягот жизни на себя, скорбей, болезней, всего того, что выпадает на долю человеческой жизни, и не пронесет это с благодарностью (хотя в Евангелии этого не сказано), тот не достоин Его.

А я подумал: кто не станет причислен к лику разбойников, как и Христос (потому что на крестах распинали только разбойников), кто не смирится и не поймет, что он есть по существу своему и по жизни разбойник (в помыслах ли своих, в мыслях ли своих), не смирится, как тот разбойник, который висел рядом со Христом (вот с этим позором, уничижением стыдно даже умирать, осознавая себя разбойником прилюдно), тот недостоин Христа. То есть нам нужно пройти Христов путь до креста, до этого позора, осознавая себя разбойниками.

Священник (предстоятель, либо патриарх, либо архиерей, либо тот, кто предстоит у престола) выходит для того, чтобы причастить народ Божий Святых Христовых Таин, читает ту молитву, которую священство читает всегда перед престолом, причащаясь Святых Христовых Таин, народу Божиему. А в конечном итоге народ Божий, по апостолу Петру, тоже царственное священство ‒ люди, взятые в удел. Они священники условно, но тем не менее они участвовали в Божественной литургии, они молились вместе с нами во время Божественной литургии, они призывали Того же Духа Святого, как и мы в алтаре, чтобы благодать Святого Духа сошла на Святые Дары. Священник читает молитву и начинает причащать Святых Христовых Таин. Мы знаем, что либо диаконы, либо иподиаконы, либо алтарники всегда держат плат напротив друг друга перед Чашей Христовой с Телом и Кровью Господа. Для чего? Для того, чтобы ни одна капелька не упала на пол.

‒ Как Вы думаете, осознаем ли мы до конца, что мы принимаем, какую драгоценность?

‒ Думаю, если бы осознавали до конца, то в храме во время Божественной литургии была бы мертвая молитвенная тишина. Правда, у нас ведется постоянная работа в храме, и я думаю, что во многих храмах такая работа ведется, чтобы люди осмыслили, при каком таинстве они находятся и в каком состоянии нужно находиться в храме во время тайносовершительных молитв и вообще во время Божественной литургии.

Священник читает молитву, и вот обратите внимание на то, что прихожане, когда подходят к Чаше Христовой, складывают руки на груди. Я некоторое время думал: «Почему так?» Дело в том, что в книжках я до сих пор не нашел такого растолкования; может быть, я пропустил это мимо своих очей. Но я догадался, почему крестообразно сложены руки. Не только для того, чтобы случайно не задеть Чашу руками. Чтобы человек не задевал Чашу, он может опустить руки или, предположим, сложить руки за спиной. А он всегда крестообразно складывает руки на груди.

И вот я подумал, правильная ли эта аналогия, но мне показалась она убедительной: человек подходит к Чаше как мертвый по отношению к этому живому миру, бушующему страстями и всякими нестроениями, попечениями. В этот сокровенный и величественный момент, когда все должно умереть, этот внешний мир не должен существовать. Он должен оказаться не только за стенами храма, но и за стенами моего сердца и моей души; я должен умереть для этого мира. Как умерший человек для этого мира, я подхожу к принятию Святых Христовых Таин, чтобы оживотвориться сердцем и душой и хотя бы частично стать наследником того Царствия Божьего, которое пришел проповедовать Христос, говоря: «Покайтесь, ибо приблизилось Царствие Божие».

‒ Большое спасибо, отец Владимир. Как всегда, очень быстро проходят наши с Вами беседы, но я всегда ощущаю себя очень счастливым человеком, потому что в беседах с Вами мне достаточно задать один вопрос, а дальше я могу просто слушать Вас и наслаждаться этим. Сердечно Вас благодарю от имени наших зрителей, которые очень любят нашу программу. Продолжим в следующей передаче.

Ведущая Любовь Акелина

Записали Инна Корепанова и Ольга Румянцева

Портреты старцев

Каждый из нас хотел бы встретить в жизни старца. Но обычно мы их не встречаем. Поэтому начинаем в своем воображении наделять разными, порой фантастическими, качествами. Каковы старцы на самом деле? Каков дух старчества? Ответы на эти вопросы вы почерпнете из рассказа протоиерея Владимира Волгина, настоятеля храма Софии Премудрости Божией в Средних Садовниках. Опыт прикосновения к подлинному старчеству, полученный уже давно, действует в жизни отца Владимира по сей день.

Протоиерей Владимир Волгин. Фото Сергея Амиантова

Протоиерей Владимир Волгин
Родился в 1949 г. в семье служащих. Родители были неверующими, и никого из четырех детей не крестили. Окончил политехническую школу с физико-математическим уклоном, учился на режиссерских курсах Всесоюзного телевидения. В 1969 г. принял крещение. После телевидения работал экскурсоводом в Останкинском Шереметьевском музее «Творчество крепостных». С 1972 г служил алтарником в разных храмах Москвы. В 1979 г. рукоположен в диаконский и в иерейский сан архиепископом Курским и Белгородским Хризостомом. До 1995 г. служил в деревенских храмах епархии. Заочно окончил Московскую духовную Семинарию и Академию. В 1995 г. по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II переехал в Москву с определением быть настоятелем храмов Софии Премудрости Божией в Средних Садовниках и сщмч. Антипы на Колымажном дворе.

— Отец Владимир, Господь сподобил вас знать нескольких старцев. Назовите, пожалуйста, их имена?

— Это архимандрит Иоанн (Крестьянкин), схиигумен Савва (Остапенко), схиархимандрит Алипий (Воронов) из Псково-Печерского монастыря, архимандрит Серафим (Тяпочкин), архимандрит Авель (Македонов), архимандрит Таврион (Батозский), архимандрит Ипполит (Халин), архимандрит Кирилл (Павлов). С этими старцами я по милости Божией имел общение. Они оставили неизгладимый след в моем сердце. Их молитвенное участие и советы очень помогали и помогают мне. Этот опыт бесценен, его трудно отсортировать из книг. Этот опыт старцы передавали своими словами и своими поступками.

Власть имеющий: архимандрит Алипий (Воронов)

— Прежде вы уже рассказывали об архимандрите Иоанне и о схиигумене Савве. Если не возражаете, продолжим наш разговор о старцах Псково-Печерского монастыря?

— Я помню, когда в первый раз, в конце 60-х, мы с братом и его супругой приехали в Псково-Печерский монастырь, то мы встретились с еще игуменом (потом он стал схиигуменом) Саввой, который на меня произвел огромное впечатление. Меня поразили его светлый взор, ясное лицо, особый голос; его глаза проникали в самое сердце. Отец Савва предлагал моему брату, который сейчас служит священником, а тогда был художником, обвенчаться (они были на тот момент с супругой не венчаны). Ну, собственно, на этом наше первое знакомство и закончилось.

На следующий год мы снова вместе с братом и его женой приехали в Псково-Печерский монастырь. В то время наместник, архимандрит Алипий (Воронов), несмотря на советские годы, совершал очень серьезную реставрацию обители, находившейся до него в упадке. Почему я начинаю с отца Алипия? Потому что если он и не «старец», то во всяком случае человек высокой, праведной и чистой жизни. И, конечно, ему было очень многое открыто. На таких людях, как он, держится и Русская Православная Церковь, и наше государство.

Архимандрит Алипий (Воронов)

Отец Алипий был человеком удивительным. Как о Христе говорили, «власть имеющий», так можно было сказать о нем — «власть имеющий» наместник. Он прошел войну, окончил Грековскую студию, был талантливым художником, посвятил себя монашескому служению. Удивительным образом Господь сохранил ему жизнь на войне. Когда он уходил, мама повесила ему на грудь образок Пресвятой Богородицы и сказала: «Если тебе будет худо на войне, обращайся к Пресвятой Богородице, Она тебе поможет».

И вот однажды он вместе со своим отрядом оказался в окружении немцев. В окружении, из которого невозможно было выйти. Он взмолился ко Пресвятой Богородице. Вдруг появилась пожилая Женщина и говорит: «Что, сыночки, заблудились? Давайте я вас проведу». Это было в лесу. И Она повела их тропками, немецкая речь исчезла, послышалась русская речь. Стало ясно, что отряд, вместе с главой отряда, будущим архимандритом Алипием, выведен из окружения. Отец Алипий спросил: «Как мне отблагодарить Вас, матушка?», на что Женщина ответила: «Ничего, сыночек, ты Мне еще послужишь».

Это я лично слышал от отца Алипия, который заканчивал этот краткий рассказ словами: «Вот я и служу Пресвятой Богородице» (ведь Псково-Печерский монастырь посвящен Успению Пресвятой Богородицы). Когда он умирал, ему явилась Божия Матерь. И он просил кисти и краски для того, чтобы запечатлеть Ее дивный образ. В этой радости он предал свой дух Господу.

Почему я говорю, что отец Алипий был как «власть имеющий»? Когда он приехал в Псково-Печерский монастырь, были готовы все документы к закрытию обители. И ныне покойный, а тогда архидиакон и бессменный казначей монастыря (впоследствии архимандрит) Нафанаил говорит ему: «Отец Алипий, ознакомьтесь, пожалуйста, с документами на закрытие монастыря». А документы были подписаны самим Никитой Сергеевичем Хрущевым! Отец Нафанаил приносит документы, и отец Алипий, не глядя, распоряжается: «Брось в печку». На что отец Нафанаил резонно замечает: «Но ведь мы же подвергнемся гонению. Вас, отец Алипий, посадят в тюрьму…» Документы были брошены в печку. Сгорели.

Отца Алипия вызвал уполномоченный по делам религии Псковской области: «Вы познакомились с документами на закрытие монастыря?» Отец Алипий, как это сейчас говорят «на голубом глазу», недоумевает: «Какие документы?» — «Да, вот, на закрытие монастыря, подписанные Никитой Сергеевичем Хрущевым». — «Новый наместник — новые документы. Я велел их сжечь». — «Как сжечь? Мы вас в Сибирь…», и давай угрожать! Отец Алипий взял свой наместнический посох, стукнул им изо всей силы по столу и сказал: «Не Вы меня упечете в Сибирь, а я Вас упеку в Сибирь».

Уполномоченный остепенился, устрашился перед таким несокрушительным духом отца Алипия и, по всей видимости, почувствовал, что в этих словах есть правда. А кто знает? Отец Алипий воевал в чине то ли офицера, то ли подполковника, прислан в Печоры из Москвы (из Троице-Сергиевой Лавры), кто и что за ним стоит…?! Так монастырь был сохранен в лютые хрущевские времена.

Нужный для пчел: архимандрит Авель (Македонов)

«Наша брань не с плотью и кровью (то есть не с людьми, не с животными), а с духами злобы поднебесной», — говорит апостол Павел. Его слова повторяет Дмитрий Карамазов: в мире диавол борется с Богом, и полем брани является человеческая душа. Так вот старцы, это великие люди, которые превозмогли духовную брань и победили с помощью Божией «духов злобы поднебесной».

Архимандрит Авель (Македонов)

С отцом Авелем, который в последние годы служил настоятелем Иоанно-Богословского монастыря под Рязанью, я познакомился в 1976 году. Тогда он был настоятелем Свято-Пантелеимоновского монастыря на Афоне. Он был туда послан в числе братии, отправленной трудами митрополита Никодима (Ротова), очень влиятельного тогда иерарха.

Я познакомился с отцом Авелем, когда поступал в Ленинградскую Духовную Академию. Незадолго до этого у меня произошел такой бессознательный, не оформленный интеллектуально, отход от Бога. Я переживал это искушение серьезно и глубоко, так что ощущал себя в духовном смысле живым трупом. Архимандрит Авель приехал с Афона. Он поразил меня своим взглядом: что-то неотмирное было в нем.

Я преисполнился к отцу Авелю глубоким доверием и желал с ним поговорить о своем отступлении. Я подошел к нему и рассказал о случившемся. А он мне ответил: «Владимир, ну что ты так переживаешь? Вот у меня было отступление от Бога — так это настоящее отступление». И рассказал мне: когда он стал священником, то огненно служил Божественную литургию. А второй священник служил небрежно, невнимательно. И отец Авель этим постоянно искушался внутренне, осуждал его.

И как-то, в разговоре с этим священником, вразумляя его, он высказал это вслух. А после: «Вы знаете, Владимир, — сказал он мне, — когда я приступил к служению Литургии, то ощутил сухость в своем сердце, и так продолжалось очень долго. Я почувствовал окаменение. У меня был даже помысел оставить священство, потому что так Божественную литургию невозможно было совершать, как я совершал ее. Господь преодолел во мне это искушение, но с тех пор я больше не испытываю того огня в служении, который испытывал в первое время».

Так он меня утешил. И сказал: «Владимир, молись обо мне, а я буду слышать твои молитвы и буду молиться за тебя». Я как-то ему очень поверил, и когда молился за него, то верил в то, что эту молитву он слышит и ответно молится за меня.

Вторая встреча произошла с архимандритом Авелем уже в Иоанно-Богословском монастыре. Я приезжал с несколькими лицами, и всех он удивительным образом утешил, касаясь самых тонких струн каждой души, ответил на самые сокровенные вопросы.

Архиепископ Ярославский и Ростовский Димитрий (Градусов), духовный отец архимандрита Авеля (Македонова), еще в 50-е годы XX столетия предсказал, что он получит от Бога этот особый дар утешения людей. Рассказывает отец Авель*:

Архиепископ Ярославский и Ростовский Димитрий (Градусов)

«В 1953 году я приезжаю к владыке по делам, он меня встречает, благословляет, обнимает, прижимает к сердцу и говорит: «Вот, ангел мой, я скоро уйду, а ты…», и сделал такую многозначительную паузу. Я с замиранием сердца жду, сейчас он скажет: «А ты потом, после меня, через 40 дней придешь ко мне».

А он вдруг и говорит: «А ты (это был 1953 год!) доживешь до тех времен, когда и церква открывать будут, и новые строить будут, и монастыри откроют, и новые построят, и у тебя монастырь будет, купола золотить будут». Ну, я не мог ему не поверить. Я говорю: «Владыка, а в службе произойдет какое-нибудь изменение?» Он говорит: «Нет, только лишь одно изменение будет: сейчас мы служим в облачениях матерчатых, а тогда — служить в настоящих парчовых».

Вам это понятно? Потому что когда церква закрывали, вывозили ризницы. И когда церква стали открывать, там облачений-то нет. И вот люди жертвовали — то какую-то штору (тогда война шла, ничего не было), то какая-нибудь барыня свое венчальное платье отдаст… из тряпок все было матерчатых. А сейчас-то действительно все парчовое. «А только лишь благодати будет очень мало. Вот рядом церковь, а душа не лежит — нектара нет. Они будут ходить в другую церковь, хоть и дальше».

И поэтому он говорит: «Ты не умрешь, ты еще нужен». И я заплакал: «Владыка, Вы все можете у Бога выпросить!» Он говорит: «Нельзя, пойми, что ты будешь не один, будут священники, но мало очень. Поэтому ты еще будешь нужен для пчел, которые понимают толк в нектаре и в пыльце». Вот я и дожил, а теперь удивляюсь».

Сколько любви, столько и крыльев: архимандрит Ипполит (Халин)

Архимандрит Ипполит был казначеем при архимандрите Авеле на Афоне. Человек удивительного смирения и тишины. Я с ним познакомился в Псково-Печерском монастыре, когда он только что вернулся с Афона. Но утвердившиеся отношения появились во время его настоятельства в Свято-Никольском Рыльском монастыре. Как-то я встретил его в епархии, он ожидал встречи с архиепископом Ювеналием (ныне митрополитом).

Я подошел и стал говорить о том, что вот, у меня гордость и так далее, и так далее. И думал, что батюшка меня утешит, скажет: «Да нет, у Вас никакой гордости нет!» А он неожиданно сказал: «Да, есть немножко». Мне было это не очень приятно слышать, но он обратил мой взор в мою душу. И я увидел, что (хотя и не хотел себя считать гордым человеком), сказанное им соответствует действительности. Вот так незаметным образом, без прямого обличения: «Да, есть немножко». Но эти слова стали прожектором, который осветил мою душу.

Архимандрит Ипполит (Халин)

Отец Ипполит всегда умел обосновываться на новом месте, разводил коров, гусей, уток. Они кормили монастырь молоком, творогом, сметаной. Излишки молока продавали местным жителям, которые с удовольствием скупали эту продукцию. Это была экономическая основа жизни и на приходе, и в обители. Нужно было поднимать разрушенный монастырь (в советские годы его занимал колхоз). В епархии денег не было, приход тогда еще не сформировался.

Кроме того, отец Ипполит организовывал бригады, которые направлял их в Москву для сбора средств. Люди стояли на дорогах, в метрополитене, с ящичками, и многие, уже тогда милостиво относящиеся к Церкви, бросали им пожертвования. На эти деньги отец Ипполит начал воссоздание обители. И наш приход (я тогда служил в Курской епархии) тоже немного помог этому делу излишками кровельного железа.

Несколько раз мы приезжали к отцу Ипполиту. Мы уже слышали о его прозорливости, к нему ехали автобусами, чтобы увидеть человека святой жизни. Отец Ипполит славился невероятным смирением и терпением. Он принимал всех абсолютно людей без крова — бомжей, а иногда и с преступной прошлой или настоящей жизнью. Среди них в монастыре случались потасовки. Но батюшка, переживая за этих людей, любовью покрывал их недуги, привнесенные извне, не от Бога, и молитвами их поддерживал. Своей волей он никого не изгнал из монастыря. Он, видно, уже имел божественную любовь в своем сердце.

Из книги «Рассказы о жизни и подвигах старца Ипполита» (СПб., 2004):

«…самое великое чудо, которое сотворил отец Ипполит, это чудо преображения человеческой души. Чудо изменения уже сформировавшихся характеров, когда человек уже вошел в зрелость и, казалось бы, уже никто, кроме Господа Бога, не может изменить его жестокосердие и годами формировавшееся естество характера. На глазах у нас, братии монастыря, озлобленные, уставшие от нелегкой жизни в России люди приезжали к отцу Ипполиту и внутренне преображались.

Отец Ипполит был необыкновенно скромным человеком. Будучи архимандритом, он даже никогда не носил креста с украшениями. Во всяком случае напоказ. И часто приезжавшие в обитель известные, состоятельные люди принимали его за послушника. И, действительно, он искренне считал себя самым грешным и самым простым человеком. Он имел любовь, которая превосходит всякое человеческое понимание. Его любовь можно сравнить с любовью Христовой.

Никого из притекавших к нему он не отвергал. Тех людей, которые не задерживаются ни в одном монастыре, которых просто изгоняют — бомжей, наркоманов, блудниц, пьяниц, — он принимал к себе, за всех молился, и часто именно таким людям, какому-нибудь алкоголику, который едва стоял на ногах, уделял своего личного времени намного больше, чем, казалось бы, внешне вполне благопристойному человеку. И многим это было непонятно.

И при жизни отца Ипполита, и после его блаженной кончины находятся люди, которые сомневаются в нем и говорят: «Он превратил Рыльский монастырь в сборище алкоголиков, пьяниц, наркоманов». Но я, размышляя над этим, задумался, почему верующие люди, казалось бы, воцерковленные и причащающиеся, и все заповеди знающие, не увидели при жизни отца Ипполита того благодатного света, который находился в нем. Достаточно вспомнить то, что говорили о нашем Спасителе во время Его земной жизни: «Что это Он ест и пьет с блудницами и мытарями?»

Вот то же самое говорили об отце Ипполите. Выполняя заповеди Христа Спасителя — «Приходящего ко Мне не изгоню вон», — он принимал каждого, самого падшего, самого грешного человека. И всех допускал до святого Причастия, и люди на глазах воскресали для любви, для милосердия, для вечности.

Однажды паломнику из Белгорода, к которому у него было особое расположение, отец Ипполит сказал:

— Сколько крыльев у ангела? Тот отвечает:
— Два крыла.
— А у Серафима?
— Шесть.
— А у человека сколько?
— Батюшка, не знаю.
— А у человека — сколько угодно. Сколько любви — столько и крыльев.

Протоирей Владимир Волгин продолжает свой рассказ:

— Я помню, как-то мы съездили на Афон. И меня поразило, как в Свято-Пантелеимоновом монастыре быстро обедают монахи. Я сел за монашескую трапезу, это была торжественная трапеза на Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня, и не успел съесть первое блюдо, как уже зазвонил колокольчик, и призвали к благодарственной молитве. При этом мне на Афоне, может быть, в связи с моими желудочными болезнями, пища казалась острой и мало вкусной.

Сам Афон произвел на меня спокойное впечатление. Я чувствовал, что это благодатное место, но для меня самым великим в Церкви является причащение Святых Христовых Таин, а святыни для меня, при моем к ним почтении, стоят на втором месте. Поэтому того, что я вернулся с Афона «под неизгладимым впечатлением», не могу сказать. И вот мы приезжаем в Рыльский монастырь к отцу Ипполиту. И я спрашиваю (ведь отец Ипполит около 18 лет прожил на Афоне!): «Отец Ипполит, Вы не скучаете об Афоне?»

И слышу в ответ: «Нет, отец Владимир, там невкусно кормят». В этом, конечно, отец Ипполит явил свою прозорливость, потому что особый акцент у меня был на пище, которую не воспринимал мой желудок. Это была, кажется, наша предпоследняя встреча с отцом Ипполитом. Перед отъездом из Курской епархии в Москву, когда Патриарх Алексий предложил мне там приход, мы с семьей приехали к отцу Ипполиту попрощаться. И я говорю: «Мы переезжаем в Москву». На что он отвечает: «Да, к президенту поближе». И что удивительно: приход Софии Премудрости Божией, на который меня назначили, оказался напротив Кремля. Так что и в этом отец Ипполит явил свою прозорливость.

Не от мира сего: архимандрит Серафим (Тяпочкин)

С архимандритом Серафимом (Тяпочкиным) я познакомился в 1980 году (незадолго до этого, в 1979 году в конце года, я был рукоположен в священника). Благословил меня на это знакомство архимандрит Иоанн (Крестьянкин). Также он благословил мне исповедоваться у отца Серафима. К тому времени отец Серафим был духовником епархии. И, конечно, на меня он произвел огромное впечатление. Это впечатление он производил на всех людей, которые так или иначе соприкасались с ним. От него веяло удивительной, благостной, доброй тишиной. Он был достаточно молчалив, всегда молча возглавлял трапезу на свои именины или день рождения. «Не от мира сего», так можно охарактеризовать его. Никогда я не видел в нем ни раздражения, ни гнева.

Архимандрит Серафим (Тяпочкин)

Уже к тому времени я слышал о «Зоином стоянии», чуде, которое произошло в Куйбышеве (нынешней Самаре). Вы все помните эту историю? Даже кинорежиссер А.А.Прошкин снял по этому сюжету фильм, который так и называется «Чудо». Зоя несколько раз протанцевала с иконой святителя Николая Чудотворца и окаменела. И никто не мог взять икону из рук Зои. Это произошло в 1950-е годы.

Так вот чудо взятия иконы из зоиных рук было связано с отцом Серафимом. Я, помню, задал ему вопрос: «Отец Серафим, а с Вами связана история с Зоей?» Он легонько махнул рукой: «Не будем об этом». То есть, по всей видимости, если бы не с ним, то он так и сказал бы. Но здесь он, с одной стороны, не стал уточнять, а с другой, не отказался от своего участия в чуде. И некоторые близко знавшие его считали, что эта икона святителя Николая находилась в алтаре храма в Ракитном, где отец Серафим служил.

У меня был знакомый — профессор Казанец, доктор психиатрии, специалист по шизофрении. Он как-то спросил меня: «Отец Владимир, насколько эта болезнь связана с темными силами?» Это был вопрос не моего уровня. Но я знал, что отец Серафим изгоняет бесов и отчитывает людей, имеющих «духов злобы поднебесной» в своей душе. Я говорю: «Давайте, Этелий Филиппович, съездим с Вами в Ракитное, и Вы сможете задать этот вопрос отцу Серафиму. Он грамотно Вам ответит». Мы приехали. Отвечая на этот вопрос, отец Серафим тихо сказал: «Мне достаточно дотронуться рукой до руки другого человека, и мне тут же откроется, бесноватый он или нет. Сейчас гораздо больше психически больных людей, чем бесноватых».

Отец Серафим прошел тюрьмы и лагеря. Он редко об этом говорил, но очень ценил приобретенный там опыт. Многие старцы, прошедшие ссылки, научились в тюрьмах и лагерях молиться, научились видеть скорбь людей, которые также находились в местах заключения. Кажется, эти слова принадлежат святому Серафиму (Чичагову)… Когда его в очередной раз выпустили из тюрьмы, и некоторые из его близких стали критически отзываться о советской власти, он сказал: «Детки мои, что вы так не любите советскую власть? Она нас, не желающих спасаться, вталкивает во врата Царствия Божия». Видите, какой взгляд! И этот взгляд был, безусловно, присущ и отцу Серафиму тоже.

Как-то из духа тщеславия я рассказал ему об одном деле, к которому нас с супругой готовил отец Иоанн (Крестьянкин). На что отец Серафим ответил: «Это произойдет, но не сейчас, а намного-намного позже». И вы знаете, как будто бы «припечатал». Сколько раз я ни пытался вернуться к этому вопросу и с отцом Иоанном, так ничего и не получилось. И дело отложено до назначенного Богом срока.

Помню еще один эпизод. Отец Серафим поручил мне опустить в почтовый ящик письмо. Ему было неудобно у себя это письмо отослать, а я мог через москвичей, которые приезжали, передать его. Но почему-то замешкался. И спустя два или три месяца приезжаю к отцу Серафиму и говорю: «Батюшка, простите, пожалуйста, я до сих не передал Ваше письмо». И я увидел, как, оставаясь в полном внутреннем покое, он тихо произнес: «Ну как же Вы так поступили? Я вот какое время жду важного ответа на это письмо».

Вы знаете, он сказал это без всякого раздражения, без всякого гнева, но мне его слова запомнились на всю оставшуюся жизнь. Они меня обожгли огнем и, конечно, в будущем я подобного никогда не повторял, стараясь сразу же исполнить порученное мне дело. Вот таким старец запомнился мне.

Огненный человек: архимандрит Таврион (Батозский)

Я несколько раз приезжал в Спасо-Преображенскую пустынь под Ригой, где отец Таврион был духовником в женской обители. Конечно, каждый старец обладает какими-то своими свойствами, да? В душе, в характере. Отец Таврион был невероятный труженик. Он собственными руками воздвигал кельи, дома, не гнушался никакой работой. В свое время и он просидел в тюрьмах и лагерях. Это был человек огненный, человек, растворяющийся в любви.

Архимандрит Таврион (Батозский)

Вы знаете, о нем известен случай. Глинские старцы его избрали наместником. И отец Таврион ввел строгий афонский устав, по которому монахи спали, ну, буквально несколько часов в день. Монахи не выдержали, и совет старцев снял с отца Тавриона обязанности наместника, потому что видел, как эта строгость аскетической жизни непосильна другим.

Отец Таврион был ежедневным совершителем Божественной литургии. Он по нескольку раз за службу выходил к народу с проповедью. Обычно он закрывал глаза и начинал ее словами: «Чада мои! Какую любовь нам Господь явил!» Затем говорил краткое слово, преисполненное любви. Обычно в этих проповедях раскрывался его дар прозорливости, потому что каждый, кто стоял в храме, слышал ответ на свой вопрос.

Вспоминаю тоже такой замечательный случай. Этот неоценимый совершенно опыт мне пригодился и пригождается в моей священнической жизни. Обычно отец Таврион рано совершал Божественную литургию, часов в шесть он начинал службу и в половине восьмого примерно заканчивал. А я опоздал. Я проспал.

Прихожу — уже «Отче наш» поется. Вдруг я почувствовал такую жажду причаститься, что мне показалось, что если сейчас я не причащусь (это было очень острое и ясное ощущение, может быть, надуманное), то умру. Когда отец Таврион вышел с Чашей, он по дару прозорливости передал ее диакону, подозвал меня, наложил на меня епитрахиль, прочел разрешительную молитву и причастил Святых Христовых Таин, невзирая на то, что я пришел к «Отче наш» и не простоял на литургическом богослужении.

Вот это любовь, которую он мне передал. Я тоже достаточно нестрого отношусь к людям, которые опаздывают в церковь. Я руководствуюсь такой мыслью, что вдруг, если я по строгости, по канону не подпущу человека к Причастию — «он опоздал, он пришел в конце богослужения», то вдруг он выйдет из церкви и умрет? И на мне будет вина за то, что я не причастил человека и не напутствовал его в последний путь. Так опыт, вроде бы единственный раз яркой вспышкой прозвучавши в моей душе, стал руководством на всю жизнь.

Знаю то, что он болел тяжело, у него был рак. Знаю, что он отказался от операции и мужественно переносил боли (которые каждый болящий этой болезнью испытывает), с благодарностью к Богу и таким образом подготовил себя к отшествию из сего мира.

Таким мне запомнился отец Таврион. Он был жертвенным человеком. Всегда, когда мы от него уезжали, он выносил деньги нам «на дорожку». Эти деньги поддерживали нас еще и по возвращении домой. Отец Таврион был человеком божественной любви, которая распространяется на весь мир, как по слову Христа: «Солнце светит и над добрыми, и над злыми».

Заветы старцев

Я счастлив, что пришлось увидеться с живыми святыми. Сейчас мир оскудел и один митрополит говорил мне не так давно, что старцев больше нет. Есть лже-старцы или младостарцы. Я, правда, смотрю, более оптимистично. Я считаю, хотя, может быть, и не прав, но дерзновенно считаю, что старцы еще есть, только мы их не знаем. И, наверное, они растворяются в молитве за весь страждущий и погибающий мир.

— Отец Владимир, как можно отличить подлинного старца от младостарца? Мерило старчества это прозорливость?

— Старцы, старцы… сказать, что, прежде всего, они — прозорливцы? Это, безусловно, тот дар, который присущ старцам. Но это не главный дар. Нестяжатели? Это тоже не главный дар. Люди, желающие или готовые пойти на мученичество — и это не главный дар. Потому что самым главным дарованием в нашей вере православной является стяжание Бога. А кто есть Бог? Апостол Иоанн Богослов говорит: «Бог есть Любовь». И вот подлинные старцы, они — богоносцы. Они обладают невероятной божественной любовью в отношении ко всем людям, которые встречаются или не встречаются им. Они молятся за весь мир. Всех тех старцев, которых я знал, отличала любовь. Это самое главное свойство человека, стяжавшего Бога.

Апостол любви Иоанн Богослов. Икона середины XIX века.

Вот я — говорю о себе, о своем опыте — стремлюсь любить людей, и каждый из нас, христиан, должен стремиться любить людей. Я стараюсь ко всем доброжелательно относиться, и каждого, кто нуждается в беседе со мной, я принимаю с искренней человеческой любовью. Но любовь человеческая ограничена. А любовь божественная —бесконечна. Почему я начал с того, что главное не прозорливость, а любовь? Об этом говорит ведь и апостол Павел в послании к Коринфянам: «Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, тогда я медь звенящая или кимвал звучащий. Если я имею дар пророчества и знаю все тайны, так, что могу и горы переставлять, а любви не имею, то нет мне в том никакой пользы. Если я отдам тело свое на сожжение, а имущество свое раздам нищим, а любви не имею, то я ничто.

Самое главное — любовь. И пребывают сии три: вера, надежда, любовь. Но любовь из них больше». Божественная любовь — она не «тотальная», она не совершает насилия над душой, оставляя за человеком право свободного выбора. Божественная любовь соучаствует, скорбит, желает добра. Вот такой любовью обладали и обладают истинные старцы.

— Отец Владимир, всем старцам присуща добродетель смирения. Что это за добродетель и возможно ли человеку, который по своей натуре несмиренный смирению научиться?

— Смирение — это «с миром». С миром по отношению к кому? Конечно, в первую очередь к Богу. «Мир Мой даю вам»,— говорит Господь Иисус Христос, то есть это совершенно особая добродетель, которая дается святым людям. Это мир с Богом, а раз мир с Богом, значит, мир и со всеми людьми, которые тебя окружают.

Схиигумен Савва (Остапенко)

Эта добродетель не может быть воспитана. Мы можем заниматься ее воспитанием в себе, но дается она Богом. Мы можем лишь стремиться к стяжанию мира, к стяжанию благодати Духа Святого. Стяжатель благодати Духа Святого и есть человек «с миром», смиренный, находящийся в согласии и с Богом, и с людьми.

— Еще одна проблема современного человека — повседневное осуждение, к которому мы так привыкли, что даже его не замечаем. Мы осуждаем не только людей, которые, может быть, действительно, нас обидели, но политиков, прохожих — да кого угодно, людей, которые не имеют к нам лично ни малейшего отношения. К каким последствиям приводит такое осуждение?

— Когда я впервые приехал в Псково-Печерский монастырь, и познакомился там с будущим схиигуменом Саввой, и ему генерально исповедовался, он мне сказал: «Я тебе, Володя, даю заповедь, которая тебе покажется очень легкой. На самом деле это делание всей жизни — не осуждай людей». Через пень-колоду я начал исполнять это послушание. Если бы я с ревностью отнесся к его исполнению, то, наверное, достиг бы большего. Но точно могу засвидетельствовать, что неосуждение — это путь к стяжанию любви.

Так складывались обстоятельства, что и мои родные не давали мне особенно осуждать других. Как только у меня возникало поползновение в сторону осуждения, то близкие заступались за тех, кого я хотел осудить. Но если человек с осуждением (которое не присуще нашей душе, это искажающее природу души свойство) не борется, то в него вместе с осуждением вселяются раздражение, несогласие, злоба… А это уже путь гибели души.

Архимандрит Иоанн (Крестьянкин)

Гордыня начинается с осуждения. Ведь если я осуждаю человека, то я предпочтительнее отношусь к себе и ставлю себя выше над тем человеком, которого осуждаю. Я считаю себя умнее его, и мне кажется, что будь я на его месте, то я бы сделал так и так, и все бы переиначил, и мир вокруг благодарил бы меня. А когда же станешь на «его место», то видишь полное свое бессилие и обнуление.

Когда я стал священником, отец Иоанн (Крестьянкин) мне посоветовал (я думаю, что это не только священников касается): «Будьте предельно строги к себе, к своим поступкам, к своей жизни и предельно великодушны к поступкам окружающих вас людей».

* Запись 2006 года. Сохранены особенности речи отца Авеля.

Беседовала Александра Никифорова

Фотографии — из открытых интернет-источников.

Беседа с протоиереем Владимиром Волгиным, настоятелем храма Софии Премудрости Божией в Средних Садовниках. Из передачи на радио «Радонеж» 7 августа 2012 г.

«Осуждение»

Расшифровка беседы

— Сегодня хотелось бы поразмышлять над словами Господа «Не судите, да не судимы будете». Отец Владимир, а что значит «судить»?

— Судить — это от слова «суд». Произвести суд над человеком. Обозначить не грех, а отождествить человека с грехом. Сказать, что это плохой человек, никудышный, что этот человек вор, допустим. Мы обычно говорим о людях, что этот — вор, а в свое время старец архимандрит Иоанн (Крестьянкин) поправил. Он говорит: неправильно так говорить, это суд. Мы не знаем, как человек в дальнейшем будет себя вести. Может быть, он раскается в этом. Сейчас он ворует. Когда мы произносим «вор», то мы как бы произносим суд, суд навсегда. Безусловно, духовный суд принадлежит Богу.

— Но разве дело только в словах, как назвать человека? Мы говорим «вор» не только потому, что хотим заклеймить этого человека,а чтобы осудить само действие. Вот он вор, и это нехорошо — как бы такой ярлычок вешаем на него.

— Я думаю, что если сказать, что он ворует, склонен к воровству, наверно, это будет иметь тот же самый смысл, о котором вы говорите. Только здесь мы не клеймим человека, мы говорим об его сегодняшнем действии. Ведь мы не знаем, что происходит в душе человека. Я все время вспоминаю мученика Вонифатия, который пил и находился в блуде со своей госпожой. Ведь никто не видел его тайных слез. Он постоянно молился Господу и просил Господа, чтобы Господь освободил его от пьянства и от блуда. И настал тот момент, когда Господь дал ему силы пойти и исповедовать себя христианином, и мученическая смерть смыла с него эти два смертных греха. Этот человек был причислен к лику святых. Разве кто видел невидимых слез мученика Вонифатия? А можно было бы сказать, что он блудник, что он пьяница. Но лучше всегда говорить, что этот человек сейчас — да, склонен к блудной страсти, сейчас он склонен к винопитию. Но ни в коем случае, как я понял из слов старцев, ни в коем случае нельзя пригвоздить человека к этому греху и отождествить его с этим грехом. Это все то наносное, что несвойственно душе. Каждая душа создана по образу и по подобию Божию. Вспоминаю свою жизнь. Иногда душа моя вопит и кричит, когда я вспоминаю о своих грехах, соделанных мною в течении всей своей жизни, она вопиет и кричит — это не я! То есть, это мне несвойственно, мне другое свойственно. Мне свойственно было бы иметь и развивать те Божие свойства, которые заложены в душе каждого человека. А какие свойства заложены? Любовь, милость, долготерпение, милосердие, нравственная чистота. Все то, что свойственно Богу.

— А если мы говорим, что вот такой-то грешит — есть ли это осуждение? Как братья просили авву Моисея, чтобы он пришел на суд, и, наполнив дырявую корзину песком, старец пошел. А на вопрос братьев отвечал, что вот грехи сыпятся позади меня, но я их не вижу, зато пошел судить брата моего. Отец Владимир, можем ли мы понимать эти слова в том смысле, что даже наименование греха есть уже осуждение?

— Нет. Я думаю, что мы можем, безусловно, классифицировать, свидетельствовать о том, что человек поступает неправильно, по неправде, что он грешит.

— Мы можем сказать ему это?

— Конечно. И человеку можем сказать, и предупредить другого человека. Предположим, что этот человек, о котором мы говорим, склонен к воровству или еще к каким-то грехам. Мы должны предупредить другого человека — будьте внимательны, будьте осторожны, сейчас у него вот такая страсть имеется, которую он не может остановить в себе и искоренить в себе.

— Это не осуждение?

— Это не осуждение, это свидетельство. Допустим, человек пьет воду. Я говорю — он пьет воду. Это осуждение? Нет. Если я вижу, что человек залез в карман к другому человеку, я говорю: он своровал — с целью воровства полез в карман другому человеку. Это не осуждение, это свидетельство о том поступке — неправедном или праведном, или вообще безразличном, который человек делает и совершает. Поэтому это — свидетельство об этом грехе или об этой страсти.

— Вот здесь очень тонкая, как мне видится, грань. Такое явление, что человек что-то узнал о другом человеке, о неблаговидном поступке, наклонности к какому-то греху, и начинает всем рассказывать. Правильно ли так себя вести? Где грань предупреждению и где грань злословию начинается?

— Есть разные страсти человеческие. Если я вижу, — возвращаясь к страсти воровства, — безусловно, я должен предупредить, наверное, тех людей, с которыми этот человек, склонный к страсти воровства, общается, быть осторожными. Если я вижу, что человек, предположим, склонен к блудной страсти, я должен предупредить тех барышень-прихожанок прихода: будьте осторожны, может быть, этот человек имеет совершенно другие цели в общении с вами, не совсем чистые и не совсем нравственные, будьте начеку. Я должен предупредить об этом других людей, которые связываются с тем или иным человеком, склонным к той или иной страсти. Но при этом, безусловно, я не должен чувствовать себя праведником.

Вот смотрите — Господь Иисус Христос — я хочу отметить этот момент, говорит: «что ты видишь сучок в глазе брата своего, а бревна в своем не видишь». Почему так говорит Господь Иисус Христос? Потому что мы видим недостатки других, как мизерные, как сучок в глазе другого человека. А если мы вглядимся, всмотримся в свою душу, то увидим и можем увидеть бревно — не сучок, а бревно.

— То есть получается, осуждение проистекает из нашей гордости, из-за того, что мы считаем себя чище ближе к Богу, чем наш ближний, и поэтому имеем право его судить?

— Да, конечно. Ведь всем нам знакома притча о мытаре и фарисее. Фарисей, который вроде бы исполнял заповеди Божии, говорил о том, что я не такой как мытарь. Господь заканчивает эту притчу: кто ушел более оправданным? Мытарь, который бил себя в грудь и не мог поднять глаза к небу, или фарисей? Конечно, мытарь. Потому что каждый человек, который ведет внимательный образ жизни, постигает в себе бездну страстей, видит в себе бездну страстей и грехов. Мой опыт моей начальной духовной жизни, которая до сих пор не перешла к какой-то зрелой стати, свидетельствует о следующем. Как только мне хочется обратить внимание на недостаток другого человека, уже автоматически взор моей души погружается в свою душу, глаза мои погружаются в душу свою. Я вижу так много грехов в себе, что мне становится нежелательным другого осуждать или свидетельствовать о каких-то грехах другого человека. Мне больно за свои грехи. Я их вижу во множестве. Ведь,безусловно хорошо, когда человек практически воздерживается и не совершает преступления заповедей Божиих. Но Господь ведь нас призвал к чистоте сердечной. И кто из нас может сказать о себе, что у меня чистое сердце? Никто. Мы все мысленно, чувственно, может быть согрешаем и бываем виновны в преступлении всех заповедей Божиих в той или иной степени. И как говорили святые о том, что человек, согрешающий мысленно, сядет на скамью подсудимых на Суде Божием — говорят они образно, — вместе с теми, которые практически нарушали заповеди Божии. Видите как. Кто получит большее осуждение от Бога — я ли, согрешающий мысленно священник, или человек, который практически нарушает все заповеди, но не познавший Бога? Кто получит большее осуждение: я или тот человек? Я руководствуюсь словами Господа: «Кому больше дано, с того больше спросится». Я понимаю внутри и в глубине своей души, что за мысленные грехи, которые я совершаю, как священник, я вполне возможно, дам гораздо больший ответ на нелицеприятном Суде Божием, чем те люди, которые не познали Бога, и которые живут по своей воле, по своим страстям.

— Отец Владимир, а как пресечь сам корень греха осуждения?

— Мы со всем страстями, которые борют нас, можем бороться только одним способом и нам дан этот способ борьбы — молиться непрестанно. Только в молитве мы можем отсечь те страсти, которые кишат и владычествуют над нашей душой. Как преподобный Иоанн Лествичник говорит: «Бей супостатов Именем Иисусовым» И, безусловно, внимательными наблюдением над проявлением своей души. Мы должны уклоняться от всех тех мыслимых чувственных грехов и тех страстей, которые внедряются в нашу душу. Молитвы, переключение своего сознания на что-то другое, от низменного к высокому. И, безусловно — Таинство покаяния, обязательная исповедь, которая смывает с нас, счищает с нас все эти грехи, которые мы совершаем, и в которых искренно исповедуемся. И все начинается с белого листа.

— А возможно ли вообще не осуждать?

— Вы знаете, преподобный Симеон Новый Богослов в одном из своих слов говорит: «Хулой на Духа Святого является следующая мысль, что человек не может достичь совершенной любви». То есть, каждый из нас способен с помощью Божией достичь совершенной любви, а это значит — достичь неосуждения.

— То есть, вот этот призыв Божий к святости к любви к ближнему, исполним?

— Да, конечно. «Будьте совершенны, как Отец ваш Небесный совершен. Потому знают, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою». Это, безусловно, призыв. Призыв к любви. А свойства любви гениально перечисляет апостол Павел, который говорит: «Любовь долготерпит, милосердствует, не мыслит своего, не сорадуется злу, а сорадуется истине…» То есть, любви свойственно не осуждать, а прощать, долготерпеть и превозносить человека, и видеть в человеке ту драгоценную его часть, которой является душа человеческая.

— На этом на сегодня мы закончим. И в следующий раз продолжим размышлять над заповедью Божией «Не судите да не судимы будете». Благодарим вас, батюшка, за столь интересную беседу!

— Спаси Вас Господи и Божие благословение призываю на вас и слушающих нашу передачу.

МОНИТОРИНГ СМИ: Духовник семьи Медведевых протоиерей Владимир Волгин: испытания пойдут нам на пользу

Современные люди все в большей или меньшей степени заражены духом потребительства. Сам по себе кризис изменить эту психологию не может. Только если человек поймет, что испытания попущены Богом, и начнет обретать веру, воцерковляться, он сможет выстроить иерархию ценностей. Но не всех трудности вразумляют и укрепляют духовно, некоторые еще больше ожесточаются. Об этом и о православном отношении к кризису корреспонденту «Нескучного сада» рассказал настоятель храма Софии Премудрости Божией в Средних Садовниках, протоиерей Владимир Волгин.

– Отец Владимир, пострадает ли от нынешнего кризиса Церковь? У нее ведь тоже есть собственность.

– Мне кажется, что пока кризис проходит как бы мимо нас – все о нем говорят, но большинство людей его еще не ощутили. Наверное, последствия будут, и тяжелые. Мне один олигарх рассказывал, что в России исчезли миллиардеры. То есть самых богатых людей кризис уже ударил по карману, и, видимо, еще ударит. Многие олигархические структуры встали, не работают. Компания «Норильский никель» невероятно дешевеет. Такая реструктуризация коммерческих и некоммерческих структур неизбежно отразится и на простых людях – многие, к сожалению, останутся без работы. Сколько будет безработных, сказать трудно. Среднего класса у нас, по сути, нет, разве что тончайшая прослойка. Раз богатые беднеют, эта прослойка станет еще тоньше, а, может быть, и вообще исчезнет. Я ни в коем случае не прогнозирую ситуацию, но лишь предполагаю. Если люди обеднеют, это скажется и на церковной казне. Ведь большинство приходов существует на пожертвования прихожан. Конечно, люди не станут меньше любить Церковь, но десятина, думаю, уменьшится. А на церковное имущество кризис, скорее всего, не повлияет.

– Сейчас много говорят о неизбежности кризиса при такой экономике. Но от кризиса пострадают не только финансовые пирамиды, но и могут быть заморожены благотворительные социальные проекты, в том числе и церковные. А раньше в трудные времена именно Церковь помогала людям. Например, в голодные годы при монастырях открывались бесплатные столовые.

– Благотворители всегда будут, но нельзя надеяться только на них. Сегодня благотворитель к тебе или приходу хорошо относится, а завтра по какой-то причине отвернется, и мы опять окажемся с протянутой рукой. Какие уж тут проекты? Конечно, все в руках Божьих, но это не значит, что не надо трудиться. Поэтому я сторонник того, чтобы приходы по возможности занимались какой-то коммерческой деятельностью. Например, отец Тихон (Шевкунов) в развалившемся колхозе в Рязанской области создал сельскохозяйственный кооператив «Воскресение», превратил его в одно из процветающих хозяйств, которое поддерживает Сретенский монастырь не только финансово, но и натуральными продуктами. Мы на приходе занимаемся ювелирным производством и торговлей религиозными предметами. Без этой торговли стояли бы мы на паперти – только на коммунальные услуги и оплату штатных сотрудников храма уходят огромные деньги. Поэтому я, не навязывая свою точку зрения, предлагаю приходам РПЦ, если она начнет нищать, заняться какой-то деятельностью. Разумеется, допустимой для христиан.

– Еще в 1970-е годы Солженицын предупреждал об опасности философии потребления. Тогда его критику приняли в штыки, но сегодня о синдроме потребления говорят и многие западные философы. И это безудержное потребление, когда обогащение становится главной и единственной целью жизни, характерно и для постсоветской России. Может ли кризис изменить психологию человека-потребителя?

– Любые трудности и трагические ситуации заставляют людей задуматься о причинах. Причины кризиса ищут в экономике, во власти, в обществе, реже – в себе. Но так или иначе многие задают себе вопрос: как же я, много и честно трудившийся, оказался за бортом? А это испытания, попущенные Богом, и каждый человек может извлечь из них урок, прийти к правильной иерархии жизненных ценностей. Я часто повторяю слова Господа нашего Иисуса Христа: «Ищите же прежде Царства Божия, и это все приложится вам» (Мф., 6, 33). За 30 лет моего священства был не один случай, когда люди впервые приходили в храм, находясь в чрезвычайно бедственном положении, семьи их буквально голодали. Но когда они становились церковными людьми, Господь каким-то неведомым образом поднимал их из нищеты и приводил в состояние такого благополучия, что они уже могли помогать другим. Поскольку они не меняли профессию, место работы, я могу отнести это только к области чуда и исполнения пророческих слов Спасителя: «Ищите прежде Царствия Божьего, а все остальное приложится вам».

Для современного общества, действительно, характерно потребительское отношение к жизни. И не только на Западе, не только в Москве и в Петербурге, но и в русской провинции. Да, там люди живут гораздо беднее, иногда бедствуют, а при этом там открываются дискотеки, ночные клубы, казино. Потому что ориентируются люди там все равно на крупные зажиточные города, и духовные тенденции Москвы и Петербурга в большей или меньшей степени распространяются на всю Россию. Рыба гниет с головы. И не надо обольщаться – мы все в какой-то степени заложники этой потребительской психологии. Отец Иоанн (Крестьянкин) сокрушался в свое время, что у них в монастыре кормят, как в ресторане. Прошло время аскезы. Еще в IV веке преподобный Пахомий Великий говорил своим ученикам, что в последние времена христиане не будут исполнять заповеди, но кто претерпит до конца, получит большие венцы, чем они, исполняющие все заповеди. Удивленные ученики спросили, почему же они не получат таких венцов. «Потому что если падет кто-то из братьев наших, вокруг него собирается несколько сильных духом мужей, которые помогают ему восстать, а в последние времена и на тысячу километров вокруг не найдется такого человека», – ответил преподобный. Вот в какое время мы живем! Преподобный Серафим Саровский видел огромное количество струек фимиама, рассеянного по всей России – это святые молились о России, и их молитвы многих вдохновляли на аскетические подвиги. Вся Россия была наполнена духом святости! Сегодня этот дух исчезает, на смену ему пришел дух потребительства. Справиться с ним, дать ему отпор мы не можем. Но православная вера человека все-таки помогает человеку отнестись к потреблению разумно.

– По каким критериям? Ведь многих сама жизнь вынуждает к излишествам. Например, служебное положение обязывает иметь несколько костюмов, дорогой автомобиль.

– Главный критерий – наша совесть. Она подскажет, когда мы уже переходим к излишествам. Думаю, если человек имеет один костюм для повседневной жизни, другой – для праздничных выходов и приемов, третий – для воскресных прогулок, это не излишество, а рачительность. При таком использовании одежда дольше прослужит, и выглядеть человек всегда будет прилично. Надо уважать окружающих. Например, я 15 лет служил в сельских приходах. Мы с матушкой одевались очень просто: телогрейка, резиновые сапоги. Но уже 13 лет мы живем в Москве, и здесь так одеваться неуместно – городской священник в телогрейке и сапогах скорее соблазнит людей своим неопрятным видом, кого-то может и от Церкви отвратить. Приходится считаться с условиями нашей сегодняшней жизни. В свое время я спрашивал отца Иоанна (Крестьянкина), как относиться к одежде. Он ответил, что человек не должен одеваться слишком модно и нарочито старомодно. Установил золотую середину – без вызова, но и без излишеств. В основе излишеств желание иметь как можно больше. Человек приобретает все новые и новые костюмы не потому, что служебное положение обязывает, а потому, что хочется либо иметь больше, чем другие, либо обладать всем, что понравилось. А кто-то просто на всякий случай покупает и покупает, а потому десятки вещей, так и ни разу не надетые, съедает моль. Повторяю, верующему человеку легче выработать правильное отношение к вещам, не покупать лишнего. Сам Христос помогает ему избежать крайностей.

– Уже сейчас многие радуются, что у богатых начались проблемы. Такое проявление зависти неизбежно?

– Если завидует человек, который понимает суть духовной жизни, он непременно исповедуется в грехе зависти, будет с Божьей помощью бороться с этим своим нехорошим душевным качеством. Но не все прихожане понимают эту суть. Бывает, привожу я слова Христа о любви к врагам, а в ответ слышу: «Батюшка, как же я могу возлюбить этого мерзавца?». Причем не про кого-нибудь, а про другого прихожанина. Господь призывает любить врагов, а он спрашивает, как ему возлюбить «мерзавца», с которым он рядом молится в храме. Вот такое патологическое непонимание духовной жизни! Тем более трудно объяснить человеку, который еще не обрел веры, почему плохо радоваться чужому горю, даже если горе это – потеря неправедно нажитого богатства. Какие правильные слова ему ни говори, они, скорее всего, до него не дойдут. Только Господь выправляет наш разум и нашу душу.

– От людей старшего поколения часто приходится слышать, как хорошо жилось при советской власти. Как будто не было пустых полок в магазинах, очередей, поездок в Москву за колбасой. Москва и Петербург хотя бы снабжались по первой категории, а в провинции вообще было шаром кати. Неужели люди так быстро все забыли? Или за этим стоит ностальгия по ушедшей молодости?

– Думаю, так рассуждать могут только равнодушные люди, близорукие. Я даже не говорю о ГУЛаге, о большевистском геноциде – советская пропаганда сделала все, чтобы скрыть эту информацию от простых людей. Но многие, получая среднюю зарплату в Москве, Петербурге, других городах, даже не задумывались, как живут их соотечественники-крестьяне. А в большинстве колхозов люди бедствовали, работали с утра до ночи за трудодни, не получая ни копейки. Неодинаково жили люди и тогда, кажущаяся была стабильность в брежневскую эпоху, на самом деле, с глубокими духовными, нравственными и экономическими потрясениями. Так что в основе ностальгии по советскому «благоденствию» я вижу ту же потребительскую психологию.

– Казалось бы, испытания должны приводить людей к Богу. Действительно, после 11 сентября и наводнения в Новом Орлеане в Америке количество прихожан в американских храмах увеличилось. Но, например, сегодня, в разгар общемирового кризиса, в Лондоне объявлено о начале рекламной кампании, направленной на убеждение людей отказаться от веры в Бога. Сбор дотаций на оплату баннеров уже начался, и вскоре надписи «Бога, похоже, не существует. Расслабься и получай удовольствие!» появятся на бортах знаменитых лондонских двухэтажных автобусов. За два дня на устроение акции было собрано 20 000 евро. Что это? Пир во время чумы?

– Это сатанизм. Достоевский писал: дьявол с Богом борется, а поле битвы – сердца людей. Всегда были люди, которые во время испытаний вместо того, чтобы обратиться к Богу, восставали против Него. Господь любит каждого человека, стучится в каждое сердце, но не насилует нашу волю. Он попускает испытания, кризисы и болезни, чтобы вразумить грешника. Если даже человек пока не познал Бога, но в его душе совершается внутренняя работа, переосмысление ценностей, Он прощает ему слабости и прегрешения, милует его, пока этот человек не придет к истине. Но многие люди даже во время испытаний не хотят задуматься о причинах, увидеть в них духовный смысл, а в итоге ломаются. Это не Божья кара, а свободный выбор человека, не пожелавшего услышать Божий призыв изменить свою жизнь. И акцию, о которой вы говорите, могли организовать только духовно сломленные люди. В современном разнузданном мире это, к сожалению, неудивительно. К счастью, в России сегодня другая картина – за 70 лет воинствующего безбожия люди истосковались по духовности, и все больше наших соотечественников приходит в храмы. Богатые и бедные, ученые и простецы. Я верю, что Россия – страна, любимая Богом. Наверное, именно поэтому мы острее других почувствуем кризис, придется затянуть ремешки. Уверен, что в итоге эти испытания пойдут нам на пользу. Да и не такие они тяжелые по сравнению с тем, что пережили наши отцы и деды в первой половине XX века. Думаю, это поймут даже те наши соотечественники, которые пока еще не познали Бога, не пришли в храм.

Беседовал Леонид Виноградов

Опубликовано: 21.11.2008 в 17:36

Рубрики: Лента новостей, Мониторинг СМИ