Объединение католиков и православных

В РПЦ исключили слияние Православной и Католической церквей

Глава синодального Отдела внешних церковных связей РПЦ митрополит Иларион заявил, что встреча патриарха Кирилла и папы римского Франциска не означает, что Русская православная церковь объединится с Католической.

По его словам, сейчас речь идет не о преодолении исторического разделения церквей, а о том, чтобы РПЦ и Ватикан научились жить и действовать не как соперники, а как братья, и вместе защищали общие ценности.

Митрополит посоветовал православным христианам внимательно прочитать совместную декларацию папы и патриарха.

«Там не было никакой попытки вероучительного сближения или вообще даже обсуждения каких-либо догматических или богословских вопросов. И сейчас такое обсуждение совершенно не стоит на повестке дня», — приводит слова священнослужителя Интерфакс.

Историческая встреча предстоятелей двух церквей произошла 12 февраля на Кубе. Патриарх и папа беседовали около двух часов, а затем подписали совместную декларацию.

В документе затронуты актуальные вопросы двусторонних отношений и мировой политики. В частности, Кирилл и Франциск призвали мировое сообщество защитить христиан на Ближнем Востоке, а также отметили, что униатизм на Украине не способствует восстановлению единства церкви.

Союз церквей

Примеры употребления слова уния в литературе.

Не были вовремя разосланы слухачи, надеялись, что Витовт, разбитый на Ворскле и подписавший унию с Ягайлой, не сумеет столь быстро восстановить свою власть и заставить других князей слушаться и подчиняться его приказам.

Митрополит Филарет вспомнил об исторической борьбе против унии галицийских и закарпатских народов, которые были борцами за Православие во главе с убиенным протопресвитером Гавриилом Костельником.

Было у них одно преимущество перед новенькими, превосходно оснащенными и вооруженными кораблями Унии, перед юными матросами и офицерами, натасканными на компьютерных тренажерах, подготовленными гипнопедической техникой к любым неожиданностям, но не покрытыми шрамами.

Укрепляя польское влияние в Литовском государстве, Городельская уния отчуждала от литовской династии русскую православную народность и послужила началом окончательного разделения и вражды Литвы и Руси.

Другими словами, именно Городельская уния создала предпосылки для наступления Польши на русские земли Великого княжества Литовского.

Источник: библиотека Максима Мошкова

Изучаем Священную евангельскую историю. 2 марта

Аудио

Здравствуйте, дорогие братья и сестры! Примите сердечное поздравление с началом Великого (и, надеюсь, спасительного для каждого из нас) поста – святой Четыредесятницы.

Великий пост – это особое время воздержания, молитвы, покаяния и духовного делания, в котором святые отцы особое место уделяют богомыслию, то есть рассуждению о Боге через чтение богословских трудов и книг Священного Писания.

За богослужениями в будние дни святой Четыредесятницы Евангелие не читается, поэтому мы с вами имеем прекрасную возможность внимательно рассмотреть Священную евангельскую историю.

Первое, с чем сталкивается читатель Четвероевангелия, – это родословная Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа. Генеалогией Сына Божия начинается Евангелие от Матфея – первая по порядку из книг Нового Завета. Также родословную Спасителя приводит в своем тексте еще один евангелист – Лука. Сегодня мы рассмотрим генеалогию Иисуса Христа согласно двум этим авторам.

У евреев генеалогические таблицы были в большом почете. Во многих семьях они тщательно сохранялись, особенно после того, как Ирод Великий, сам не будучи евреем и не имея собственного списка достойных предков, приказал сжечь родословные книги, хранящиеся в Иерусалимском храме.

Многие люди в современном мире, не говоря уже о древности, пересказывают друг другу историю своего рода. К сожалению, многие из нас, из-за распада семей вследствие переселений, революции и войны, потеряли свои корни и не знают своих предков дальше одного-двух поколений.

Евреи особенно ратовали за сохранение своей генеалогии, и у них были на то основания. Бог дал вечные обетования Аврааму и его потомкам, и во время войн, вынужденного изгнания и массового геноцида они хранили свои воспоминания и крепко держались своей родословной.

Матфей начинает свое повествование с перечисления предков Иисуса Христа. И такое начало вполне естественно. Но Лука помещает родословную в конец третьей главы, после рассказа о схождении на Господа Святого Духа на Иордане и перед испытанием в пустыне. Почему он это делает? Возможно, потому, что хочет показать: Иисус связан крепкими узами с человеческим родом. Бог только что назвал Его Своим Сыном, но Христос еще и настоящий Человек. В ряду Его предков Адам, Авраам, Давид и многие другие – прославленные и совсем неизвестные. Там есть герои, а есть и грешные и недостойные люди, хотя евангелист Лука не заостряет на них внимание, как это делает Матфей.

Свою книгу евангелист Матфей начинает с перечисления имен от Авраама до Иисуса, всячески подчеркивая мессианский характер родословной, где главные предки Иисуса – Авраам и Давид. Лука добавляет в свое повествование генеалогию Спасителя – через Авраама – до Адама и от Адама до Самого Бога. Таким образом, Иисус назван Сыном Божиим и становится Вторым, а точнее сказать – Новым Адамом, Им завершается прежний человеческий род и начинается новый, когда все верующие во Христа усыновляются через Спасителя Самим Богом Творцом. Вероятно, Лука помещает родословную перед испытанием Христа в пустыне по той же причине: Адам не выдержал искушения, а Новый Адам не поддался на соблазны дьявола.

Но расхождения в Евангелиях между Матфеем и Лукой на этом не заканчиваются. Так, например, список предков в период от Авраама до Иисуса Христа содержит у Матфея сорок одно имя, а у Луки – пятьдесят шесть имен. В период от Давида до Иисуса почти все имена отличаются. Матфей делает Спасителя потомком Давида через наследующую престол ветвь Соломона, Лука же ведет Его происхождение от другого сына Давида, которого звали Натан. Даже дед Иисуса назван по-разному в этих Евангелиях: у Матфея – Иаков, у Луки – Или. И это только часть противоречий, их на самом деле гораздо больше.

Есть несколько объяснений этим различиям. Так, например, раннехристианский писатель, историк Юлий Африкан считал, что причина различий в том, что евангелист Матфей всегда указывал юридическое отцовство, а Лука приводит имя физического отца в случае левиратных браков.

В XV веке была предложена иная теория, где говорится, что Матфей дает родословную Иосифа, а Лука – родословную Марии, которая, по церковному преданию, тоже была из рода Давида. Дело в том, что существовал такой еврейский обычай: усыновлять зятя в том случае, если дочь является единственной наследницей. Этим можно объяснить разницу в именах дедушек Иисуса Христа. Но как тогда объяснить, что с древних веков отцом Девы Марии поминается Иоаким, а евангелист утверждает, что Или? Мы только можем предположить, что это было второе имя праведного Иоакима, но стоит признаться, положа руку на сердце, что на некоторые вопросы ответов у нас нет.

Стоит отметить и принципы, по которым организованы родословные у двух евангелистов. Матфей сам указывает следующую структуру: Итак всех родов от Авраама до Давида четырнадцать родов; и от Давида до переселения в Вавилон четырнадцать родов; и от переселения в Вавилон до Христа четырнадцать родов (Мф. 1, 17). Интересно, что некоторые толкователи идут дальше и разделяют родословную по Матфею не на три, а на шесть групп и, соответственно, не по четырнадцать, а по семь человек в каждой, видя в этом определенный символизм. Такой же символизм видят и в генеалогии по Луке, где представлено семьдесят семь имен, то есть одиннадцать групп по семь человек. Таким образом, число семь, как число полноты, играет в родословной Христа особую роль.

В конце рассуждения над этими двумя отрывками Священного Писания хочется отметить важность родословной нашего Спасителя, которую дают евангелисты Матфей и Лука. Она раскрывает для нас, от кого Христос принимает плоть и какую миссию Он должен выполнить на земле. Будучи царских кровей, сыном богоизбранного народа, Он в Своей жизни воплотил идеалы всего человечества, спасая ценой Своей жизни всех Своих прародителей до Адама, а в Адаме спасая каждого его сына и дочь, то есть каждого из нас, дорогие братья и сестры. И главное – не отвергнуть это спасение.

Помогай нам в этом Господь.

Иеромонах Пимен (Шевченко)

В РПЦ считают, что вскоре может быть объявлена уния Фанара и Ватикана


Константинопольский патриарх Варфоломей отрекся от истинного христианства, считает известный православный священник отец Всеволод Чаплин. Таким образом в интервью Федеральному агентству новостей клирик прокомментировал заявление главы Фанара о том, что между православием и католицизмом не существует никаких догматических разногласий. Есть только исторические различия.

Как сообщили источники портала «Союз православных журналистов», во время своего последнего визита на святую гору Афон фанарский патриарх заявил, что единение православной церкви с римо-католиками неизбежно. Для большей части монахов эти слова Варфоломея стали громом среди ясного неба, некоторые из них даже плакали, но никто не осмелился возражать.

Впрочем, разного рода сигналы о сближении с католицизмом из Константинопольского патриархата, который ныне правильнее называть стамбульским, шли уже давно. Начиная с перевода календаря богослужений на григорианский календарь в 20-х годах прошлого века и заканчивая совместными богослужениями фанарских иерархов с католиками. Правда, в последнее время число тревожных «звоночков» увеличилось. Практически при каждом удобном и неудобном случае Варфоломей делает реверансы в сторону католиков. Вот и 25 ноября во время встречи с делегацией Тбилисского университета, как сообщает греческий сайт Romfea, глава Фанара заявил, что диалог с другими христианами, особенно с Римско-католической церковью, является одним из приоритетов Вселенского патриархата.

«Фанар уже давно идет по пути радикального экуменизма, полностью игнорируя предельно важные различия в вере между католиками и православными», — отметил Всеволод Чаплин.

По его словам, все основные действия Варфоломея давно направлены на то, чтобы нравиться власть имущим на Западе.

«Не раз уже имели место совместные богослужения с католиками. Недавно Варфоломей получил награду от женщины — епископа шведской псевдорелигиозной организации, где вовсю благословляют так называемые однополые браки. То есть Фанар своим поведением показывает, что вопрос истины для него не важен, а важны аплодисменты, сигналы одобрения и встроенность в политические элиты на Западе», — полагает собеседник ФАН.

В случае с Фанаром имеет место попытка приспособиться любой ценой к западному истеблишменту, который, по сути, является богоборческим. И вся украинская история с признанием ПЦУ — это следование этому же вектору, считает священник.

«В какой-то момент Фанару дали команду «фас», и он, наплевав на все свои прежние заявления и обещания, прямо как Гитлер, без объявления войны, начал наступление на каноническую территорию Русской православной церкви. И мы в очередной раз убедились, что в Константинопольском патриархате Христа сейчас нет. А есть жажда денег и огромные амбиции».

При этом Фанар совершенно очевидно стремится к унии с католиками.

«Если слова Варфоломея корректно перевели и он действительно заявил о том, что между православными и католиками нет догматических различий, то это совершенно явное отречение от веры».

Любой мало-мальски грамотный православный священник скажет, что у православия есть принципиальные расхождения с католицизмом, в частности, касающиеся вопроса исхождения Святого Духа.

«Католикам также присуща нездоровая религиозная практика, когда духовность заменяется душевностью, эмоциональностью и чуть ли не квазисексуальными переживаниями в адрес Христа. Все это говорит о глубоком отступлении католического мира от христианской истины», — отметил отец Всеволод.

По его словам, за Варфоломеем пойдут те представители поместных церквей, кому важно положение в западном обществе.

«Как ни прискорбно, но, скорей всего, после некоторых колебаний большинство иерархов греческих поместных церквей подчинятся установкам Фанара на унию с католиками».

Впрочем, и в греческом православии есть немало тех, кто отвергает политику Варфоломея. В частности, на Афоне есть монастырь и скиты, где имя Варфоломея не упоминается на богослужениях, что означает отказ признать его истинным патриархом.

«При этом я не считаю, что мы на пороге некоего раскола славянского и греческого православия. Это ложная идея, которую подкидывает пятая колонна в нашей церкви», — подчеркнул клирик.

По его мнению, и в Греции, и на Кипре, и на Афоне достаточно большое количество верующих, которые не согласятся на унию и останутся на позициях истинного православия.

«Поэтому очищающее разделение пройдет среди практически каждого православного народа. И наша задача — поддерживать тех, кто будет на нашей стороне, а не зацикливаться на критическом диалоге с теми, кто настроен на встраивание в западные обезбоженные элиты».

Отец Всеволод не исключил, что уже в ближайшее время главы Фанара и Ватикана объявят о создании новой унии.

«Ползучая уния идет, и я не исключаю, что на одном из так называемых межхристианских собраний папа Франциск и патриарх Варфоломей объявят, что они устанавливают евхаристическое общение, или заявят об отсутствии каких-либо неразрешимых догматических противоречий между католиками и православными. Это уже и будет уния. Все это может случиться без решения соборов, без широкого обсуждения. Просто наглой волей нынешнего главы Фанара».

Есть вероятность, что при этом Русская православная церковь будет отмалчиваться или вести себя слишком деликатно. А это всегда проигрышная тактика.

В свою очередь заместитель председателя Синодального отдела РПЦ по взаимодействию с обществом и СМИ Вахтанг Кипшидзе в комментарии ФАН отметил, что церковь ведет свой диалог с католиками.

«У Русской православной церкви, которая является крупнейшей православной церковью в мире, есть свой диалог с Римско-католической церковью. Этот диалог построен на поиске путей взаимодействия в тех сферах, где мы можем взаимодействовать. Это и борьба за традиционные ценности семьи, попечение о преследуемых христианах, и многое другое», — констатировал он.

По словам Кипшидзе, диалог с Римско-католической церковью строится не только на признании единого христианского начала, но и на утверждении самобытности обеих церквей. Такая позиция помогает выстраивать взаимополезное сотрудничество.

Что касается Фанара, то это маленькая религиозная организация, которая представляет только саму себя, и все заявления, которые делает Фанар, не имеют никакого отношения к позиции РПЦ и других поместных православных церквей, считает заместитель председателя Синодального отдела РПЦ.

«Заявление Варфоломея является частной позицией главы маленькой иностранной религиозной организации. Мы вообще не можем никак его прокомментировать, поскольку к Русской православной церкви оно не имеет никакого отношения», — резюмировал собеседник ФАН.

16 ноября глава Католической церкви папа Франциск заявил о намерении ввести новый грех за нанесение вреда экологии. Причем произойти это может уже в ближайшее время. По мнению папы, занесение несознательного экологического поведения в реестр католических грехов поможет верующим задуматься о проблемах окружающей среды.