Одиночество это когда

Содержание

Грусть, боль, одиночество — это неприятные чувства, которые иногда одолевают и мучают душу человека. Эта подборка без позитива. Но все же посмотрите ее…

Мы обязательно встретимся, слышишь меня прости…

Девушка лежит на ступеньках

Одинокая девушка в тумане

Девушка с шариками сидит на мосту у реки

Человек сидит один на скамейке

Одинокий человек идет под зонтиком

Грустная девушка разговаривает по телефону

Девушка наедине со своими мыслями у могилы

Одиночество вовсе не в теле, одиночество — в нашей душе

Девушка стоит одна и смотрит вниз с моста

sad heart

Грустная девушка сидит на подоконнике

Одинокий мишка

Мужчина и женщина

Как же часто приходится врать, что все нормально, когда просто уже не хочется объяснять, как тебе плохо

Девушка одна сидит на камне у моря

Огромный кашалот

В этой городской суете не успеешь и глазом моргнуть, как останешься одинок и покинут всеми

Грустная девушка с черной кошкой

В активном одиночестве

Девушка одна идет по железнодорожным рельсам

Любите себя

— А ты уверен, что завтра проснешься?

Как одиночество влияет на человека

0 3768 2 Февраля 2019 в 07:30 Автор публикации: Оксана Шевченко

Легко увидеть, как одиночество влияет на человека. Когда ты любим, реализован, окружен друзьями, единомышленниками, семьей — ты счастлив. Когда ты одинок и тебе плохо, что ты имеешь внутри себя? Злость, зависть, коварство, ненависть, истерики, слезы, страхи, обиды, депрессию, суицидальные мысли. Мы ходим к психологам, плачемся немногочисленным подругам, друзьям, если они еще остались, пишем на форумах, меняем внешность и стиль жизни, место жительства, работу, а одиночество как привязанное ходит за нами по пятам, выглядывает из наших глаз, захватывает душу, опустошает ее от света.

И мы опять бежим от него по кругу, топя свою боль в алкоголе, наркотиках, беспробудном сне, беспорядочных связях, в ненависти друг к другу. Нас миллионы, мы могли бы быть счастливой человеческой стаей, но предпочитаем бояться, ненавидеть, замыкаться в себе, сходить с ума в отчаянии, требовать к себе любви, внимания. И остаемся одинокими в своих бедах, трудностях, проблемах. А все, оказывается, может быть иначе.

Типы одиночества, или Как одиночество влияет на человека и его отношение к жизни

В современной психологии описаны разные типы одиночества, но если посмотреть на любую из классификаций после тренинга Юрия Бурлана «Системно-векторная психология», то можно выделить закономерность:

  • Отчуждающее одиночество — разрыв связи с обществом, потеря смысла жизни — наблюдается у людей со звуковым вектором.

  • Эмоциональное, культурное одиночество — разрыв эмоциональных связей — у обладателей зрительного вектора.

  • Ощущение одиночества, когда человек не имеет семьи или отношения с родными людьми разорваны, характерно для обладателей анального вектора.

Перечень описания одиночеств может быть каким угодно, но причины, по которым возникает одиночество, и влияние, которое оно оказывает на человека, можно безошибочно распознать и найти самый точный выход из ощущения ненужности.

Осознавая четкую причинно-следственную связь, укоренившуюся в бессознательном, можно распутать клубок своего ужасного состояния и избавиться от чувства одиночества раз и навсегда.

Как одиночество влияет на человека, так человек взаимодействует с окружающим миром. Больно ему — делает больно другим. Как человек себя при этом проявляет, что чувствует и как из этого выбраться — зависит от его векторов.

Ни семьи, ни детей, ни кола, ни двора

Например, главная ценность человека с анальным вектором — это семья, семейные традиции и все, что с этим связано. Построить дом, посадить дерево, вырастить сына — это смысл жизни. Воспитать детей и внуков в духе семейных традиций с уважением к старшим, сделать их настоящими, порядочными, честными людьми мечтает каждый обладатель этого вектора. Семья для него — все!

Как влияет на человека с анальным вектором одиночество

Не получая от жизни всего этого, человек страдает. Ему не поможет развлекательная прогулка по ночным клубам или длительное путешествие с переменой обстановки. Он страдает без семьи, детей, собственного очага. Человек ощущает это страдание как одиночество, ненужность — ему стыдно ходить бобылем, а женщина вообще обязана быть замужем.

Одиночество самым пагубным образом влияет на такого человека и его судьбу. Он выглядит понурым, на его лице обида, складки губ опущены вниз, он постоянно на что-нибудь жалуется. Он может помнить все обиды, а полученный хотя бы раз плохой опыт в отношениях может быть перенесен на все отношения в будущем. Вот и получается, что, один раз обжегшись, потом всю жизнь никому не будет верить, будет хотеть отношений, но не сможет их построить, считая всех представителей противоположного пола недостойными. И даже если чудом получится познакомиться, сам разрушит недоверием, подозрительностью новые отношения. И останется один.

Обладая к тому же сильнейшим либидо, будучи одиноким, он испытывает серьезные страдания, которые зачастую выливаются в обвинения в адрес противоположного пола, иногда в насилие, в большую серьезную обиду на долгие годы.

В реализованном состоянии это добрейшие, милейшие, честнейшие люди, самые лучшие исполнители, самые ответственные сотрудники, самые порядочные, заботливые и идеальные матери, жены, отцы, мужья.

Никто меня не любит. Вот умру, и все заплачут

Самая большая ценность для обладателя зрительного вектора — любить и быть любимым. Этот человек рожден с огромным эмоциональным диапазоном, бескрайним образным интеллектом. Он чувственный, способный переживать очень сильные эмоции, как положительные, так и отрицательные. Его главная бессознательная цель в жизни — построение эмоциональных связей с окружающими. Это люди, с которыми можно говорить по душам.

Разрыв эмоциональной связи для обладателя зрительного вектора подобен смерти. Одиночество для них наивысшее страдание. Им обязательно надо кого-то любить и быть любимыми, а иначе зачем жить?

Как влияет на человека со зрительным вектором одиночество

Одиночество обладателю зрительного вектора непонятно. Оно пугает, дезориентирует, ведь это экстраверт, стремящийся постоянно быть рядом с другими людьми. Пережив не один разрыв, тяжелую утрату, чуткий от природы человек со зрительным вектором может очерстветь душой, стать равнодушным к другим. Такое состояние влияет на качество жизни, человек не способен радоваться, плакать, любить, сострадать. Он не может построить настоящие отношения, наладить эмоциональные связи.

Люди со зрительным вектором в определенных состояниях любят ходить к экстрасенсам, гадалкам, магам и астрологам, веря в черную магию, сглаз, порчу, обеты безбрачия и прочую эзотерическую чепуху. На самом деле их одиночество — это травмирующее следствие тяжелых утрат, страха перед душевной болью.

Одинокий обладатель зрительного вектора, эмоционально неустойчивый, часто преследуемый фобиями и паническими атаками, — он всегда в поиске любви к себе. Он весь переполнен тоской по настоящим чувствам — таким, чтобы поднимали на седьмое небо от счастья. И об этом он будет говорить постоянно. Но находится в состоянии страха, а не любви.

Если же душа у человека вовсе очерствела, его природные желания налаживать связи с другими людьми как будто умерли. Он будет жить один в окружении кошечек, цветочков, ведь они для него лучше людей. В этом случае он никогда не сможет испытать всю возможную гамму чувств зрительного вектора.

Как же все надоели, оставьте меня одного!

Как же все надоели, оставьте меня одного! Единственный, кто стремится в одиночество и мечтает о нем, — это обладатель звукового вектора. Ночь, тишина, поиск смысла жизни — это все, что нужно для счастья. А люди кажутся слишком громкими, назойливыми, глупыми.

Обладатель звукового вектора ежедневно живет с глобальным бессознательным вопросом, двигающим его по дороге жизни: «Зачем я живу? В чем мой смысл?» И именно этот внутренний поиск влияет на качество жизни человека со звуковым вектором.

Глубочайшие эгоцентрики с бездонным абстрактным интеллектом, не реализуя который, они опускаются на дно этой самой жизни. Наркотики, депрессии, алкоголь, суицид. Обладатель звукового вектора в состоянии депрессии может уходить из жизни молча без предупреждения и без сцен. Ему вообще не до людей. Это будет акт сопротивления Богу, счеты с высшей силой.

Сводя счеты с жизнью, звуковик не знает, как сильно заблуждается, надеясь освободиться от этого «жалкого» тела и обрести свободу. Он всю жизнь заблуждается, выискивая смысл в самом себе, и, конечно, не находит. Он несет одиночество как крест, ни с кем не делясь, никого не впуская в свой мир.

Однако даже эти гении в потенциале, способные одной мыслью, идеей перевернуть сознание всего человечества, поменять ход истории, технического прогресса, даже они очень сильно страдают от одиночества. Сознательно стремясь к тишине и полному уединению, звуковик сходит с ума, не имея возможности рассказать о своих мыслях, быть понятыми, не понимая других вокруг себя. Взаимное непонимание приводит к полному погружению в себя, к разговорам с самим собой. Мир видится ему какой-то нереальной картинкой, иллюзией. Все ненастоящее и все бессмысленное. И дальше по сценарию: либо замена настоящего смысла интернетом, травкой, наркотиками, алкоголем, сектами, религиями, либо психушка, либо суицид…

Тихие, незаметные, сами в себе. Частые приметы — наушники, капюшон, темные очки, в наушниках тяжелый рок. Максимальная отгороженность от внешнего мира, чтобы никто не мешал думать о вечном.

Как влияет на человека со звуковым вектором одиночество

Единственный человек, страдание от одиночества которого распознать почти невозможно. Сколько примеров из жизни, когда родные удивляются: жил себе жил, все было, как обычно, и вдруг на тебе — покончил жизнь самоубийством…

Он страдает не от того, что не любим, не от того, что нет семьи, машины, квартиры, статуса в обществе, а оттого, что не нашел смысла. Его одиночество постоянное, непрекращающееся. Это состояние невыносимого страдания он не может передать словами, потому что не может сам понять внутренний бессознательный зов.

Боль звуковика тихая, снаружи незаметная и глубокая, он ощущает ее как пустоту, черную бездну. И мало кому удается распознать, какой ад творится внутри человека. Но есть все-таки особенности, говорящие о том, что человек на грани:

  • Он часто повторяет: «Нет смысла».

  • Он говорит странные вещи, пытается рассказать свои мысли, но тут же затихает и молчит опять.

  • Он ненавидит людей, считает их глупыми.

  • Он постоянно в интернете. Компьютерные игры запоем, странные закрытые группы и сообщества, мрачные посты на страницах социальных сетей, чаще всего о смерти.

Это не значит, что каждый обладатель звукового вектора имеет полный набор таких признаков. Но если некоторые признаки присутствуют, это повод задуматься о том, что сейчас он испытывает внутреннее страдание, которое пытается преодолевать в одиночку.

Он никогда не будет плакать и жаловаться. Он нелюдим, замкнут, кажется бесчувственным, безучастным ко всему. Да, ему необходимо уединение, чтобы думать, но не одиночество. Находясь в постоянном сосредоточении на себе, обладатель звукового вектора не может приблизится к желанным ответам о смысле всего того, что его окружает.

И мы видим взрослого человека, не нашедшего себя в жизни, болтающегося без дела, лежащего без движения сутки и годы напролет, серую тень, молчаливое создание, бездельника, пьяницу, наркомана, гнетущее состояние которого непонятно никому. Все только вздыхают и качают головой: нашел бы работу, женился, взялся бы за ум, развеялся как-то, в конце концов! Но никто не может ответить ему на вопрос: «Зачем все это?»

Какие причины приводят человека к одиночеству

Психология давно объяснила, что многие проблемы человека берут начало из детства.

Есть люди, которые в принципе не знают и не понимают, что такое одиночество. И если даже испытывают что-то подобное, быстро справляются с этой проблемой. Настоящие страдания одиночество приносит больше всего людям с тремя описанными векторами. На тренинге «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана раскрываются точные причины не только одиночества, но и других проблем человеческой жизни в каждом из восьми векторов.

Причины одиночества в анальном векторе

Все начиналось в детстве, когда ему не хватало маминой любви, похвалы, когда мама сравнивала его с другими, не оценивала его стараний, не замечала его маленьких достижений. А он так старался… Мама — главнейший человек на земле для него! Все это влияет на дальнейшее психическое развитие человека.

Для обладателя анального вектора вся дальнейшая жизнь зависит от материнской ласки, заботы, внимания. И недостаток самого ценного выражается потом в обидах, плохом опыте, постоянной внутренней нехватке уважения и признания.

Даже если и удается в таком состоянии построить дом, посадить дерево, вырастить сына, то это будет несчастливая семья, забитые дети, непрочный дом и чахлое дерево, если вообще руки дойдут его посадить. Травмированные в детстве обладатели анального вектора подвержены прокрастинации, обидам, не умеют делать решительный шаг, жизненный выбор. Печальный опыт наносит непоправимый урон душе, и человек всю жизнь проживает один.

Причины одиночества в зрительном векторе

Равнодушие к чувствам ребенка приводит к очерствению его души. Чтобы вырастить черствого и циничного человека достаточно не развивать его чувства, высмеивать их. Купить ему хомячка, который однажды умрет на его глазах, и это оставит в душе травму на всю жизнь, выбросить из дома кошку или собаку. Запрещать плакать и выражать эмоции, учить думать только о себе, не вовлекаться в чужие проблемы. Разводы, похороны, расставания с родными и близкими — все это бьет по чувствительной душе обладателя зрительного вектора, влияет на человека и его дальнейшую судьбу.

Конечно, невозможно оградить от всего на свете. Жизнь слишком сложна и противоречива. Но чтобы одиночество не омрачало жизнь, очень важно развивать чувства ребенка. Чтобы вместо слез о себе он имел позыв плакать о других, сопереживать чужим страданиям, тогда и свои он переживет достойно и без психологических травм. И никогда не будет одинок.

Чтобы развивать и воспитывать сильные чувства, существуют искусство, литература, театр. Если ребенок лишен такого развития, то не умеет управлять своими эмоциями, не может делиться душевной теплотой с другими. А значит, и не сможет создавать прочные, полноценные отношения во взрослой жизни, будет подвержен истерикам, эмоциональной зависимости либо проживет всю жизнь один, разговаривая с цветочками или рыбками.

Причины одиночества в звуковом векторе

Громкие крики, грубые слова, мат, шипящая ненависть в голосе — это удар по самой главной эрогенной зоне звуковика — ушам. Даже если мама никогда не кричала, но в ее голосе звучала ненависть, боль, раздражение — обладатель абсолютного слуха различит самую тихую, еле слышную эмоцию в голосе. Невозможно обмануть звуковика словом. Он слышит то, что другие чувствуют, но скрывают. Он слышит смысл, спрятанный в словах. И именно этот смысл влияет на человека со звуковым вектором. Иногда эти самые страшные слова, злые и беспощадные, голос, наполненный ненавистью, потом звучат в его голове всю жизнь.

Он ищет одиночество, мечтает о нем и страдает от него же, когда погружается в него с головой.

Закрываясь от этой невыносимой боли, обладатель звукового вектора теряет способность воспринимать информацию на слух, так как разрушаются нейронные связи в головном мозге, отвечающие за эту работу. И вдруг, ни с того ни с сего ребенок перестает успевать в школе, его уже считают недоумком, водят по психологам и психотерапевтам, пичкают таблетками.

Для развития звукового вектора очень важна тишина, классическая музыка и чтение литературы. Возможность думать, задавать вопросы, получать на них ответы от взрослых. Это настоящие почемучки, ставящие своими вопросами в тупик. Именно в этот момент звуковик думает и учится реализовывать свой природный потенциал. Учится понимать окружающий мир, наделять его смыслом, находить еще неоткрытые, неразгаданные его тайны. Став взрослым, реализованный обладатель звукового вектора не стремится в одиночество, ведь столько еще открытий таит в себе этот потрясающий мир!

Отсутствие этих факторов и присутствие негативного шума, скандалов, оскорблений ведет к потере связи между внешним миром и человеком. Однажды он может навсегда закрыться в себе, хотя рожден сосредотачиваться на других.

И все-таки одиночество не приговор. Глубокое осознание причин помогает избавиться от последствий, вернуть себе радость жизни, общения.

Как решить проблему одиночества человека

Влияние одиночества на человека не так безобидно, если посмотреть, сколько несчастных, одиноких людей вокруг. Мы по-настоящему счастливы, когда нужны кому-то, но часто не понимаем, что нужным можно стать только тогда, когда ты делаешь что-то не для себя, а для другого. Преодоление одиночества начинается с осознания себя, а еще — с понимания чувств, мыслей и желаний другого.

Разному векторальному набору в психике человека соответствуют разные способы выхода из этого болезненного состояния. Что нужно делать срочно:

  • Распознать в себе себя, а в другом другого. Чтобы не искать больше вслепую, как помочь себе или близкому человеку справиться с одиночеством, нужно понять, кто ты есть.

  • Реализовать свои свойства так, как задумано природой.

  • Прийти на тренинг «Системно-векторная психология» и научиться делать это безошибочно.

  • Избавится от психологических травм и получить новую, полную настоящих событий, встреч, переживаний жизнь.

Результаты многих участников тренинга более чем убедительны:

Как одиночество влияет на человека: время сделать следующий шаг

Мы проживаем серую, бессмысленную, неполноценную жизнь в одиночестве, в то время как рождены, чтобы испытывать радость от реализации себя среди других людей.

Мы живем шиворот-навыворот и не понимаем, что делаем не так. Испытываем внутреннюю пустоту, ненужность, нелюбовь, и нам очень жалко себя. Огромный океан людских страданий от одиночества. Мы просто не знаем, как справиться с этой химерой. С системными знаниями мы способны осознать до конца причины нашего одиночества и изменить свою судьбу. Мы способны стать счастливыми.

Узнать все это можно уже .

Автор публикации: Оксана Шевченко Статья написана по материалам тренинга «Системно-векторная психология»

Одиночество – бездна души, предназначенная для Бога

Что такое одиночество? Наверное, это когда мы не пускаем никого в свою душу. А может быть, оно приходит тогда, когда мы остро чувствуем, что наша душа никому не нужна. Иногда оба варианта соединяются.

А может, это просто осознание человеком своего бытия? Я есть, и по-настоящему, опытно, я знаю только то, что я есть. Поэтому я в принципе, экзистенциально один. Возможно, так бы ответили Сартр или Камю. Но в таком ответе не хватает чего-то. А лучше сказать, Кого-то.

Продолжаем искать ответ.

***

Одиночество – это страдание. Действительно, в одиночестве ты всегда остаешься один на один со своей болью. И, наверное, большая часть человечества поставит знак равенства между одиночеством и страданием.

Однако в истории всегда были люди, которые сами искали одиночества. Таковых много из писателей, художников, музыкантов. Они бегут от мира для того, чтобы впоследствии отдать ему плоды своего уединения. Гениальная музыка, которой мы восхищаемся. Картины, собирающие вокруг себя миллионы людей. Книги, поражающие глубиной мышления. Все это рождено творческим одиночеством – и оно всегда сопровождается внутренним страданием художника.

Гении – это люди, которые ищут одиночества и вместе с тем мучаются им. Все остальные тоже страдают от одиночества, но убегают от него.

***

Человеческая душа естественно желает открыть себя кому-то, делиться самой собою и питаться от другой души. Но в то же время, подпуская человека очень близко к себе, мы чувствуем неудобство из-за вторжения в святая святых нашего сердца и неминуемую горечь непонимания.

Эту ситуацию описал Шопенгауэр в знаменитой «дилемме дикобразов». Когда дикобразам бывает холодно, они прижимаются друг к дружке, чтоб согреться. Почувствовав боль от уколов игл, животные разбегаются, но вскоре замерзают и вновь сближаются, постепенно находя приемлемое расстояние. Так внутренние пустота и холод толкают людей друг к другу, но, получив взаимные раны, они расходятся – для того, чтобы вновь сойтись, когда одиночество сделается невыносимым. Светская вежливость и общепринятая культура поведения есть не что иное, как безопасное расстояние между нашими одиночествами.

Вообще, у Шопенгауэра есть просто сокрушительные афоризмы на эту тему, насколько точные, настолько и горькие. Например: «Общительность людей основана не на любви к обществу, а на страхе перед одиночеством». Или: «Каждый человек может быть самим собою только пока он одинок».

***

Нас не спросят на том свете, как здесь любили нас. Спросят, любили ли мы

Вместе с развитием мегаполисов широко распространился странный феномен одиночества в больших городах. Оказывается, чем больше толпа, суетящаяся рядом с тобой, тем острее может быть лезвие одиночества, режущее сердце. Почему? Потому что ты понимаешь, что они живут своей, а не твоей жизнью. Огромное множество «не тебя», которым до твоей персоны нет никакого дела, растравляют душу пропорционально их количеству. Чем больше вокруг «не тебя», тем более одиноким ты себя чувствуешь.

Если в этой безликой толпе есть кто-нибудь, думающий о тебе и ждущий встречи с тобой, тогда чувство брошенности и ненужности как будто уходит. Но чужая любовь – как наркотик. Чем больше употребляешь, тем больше зависим. А с другой стороны, привыкаешь и уже менее ценишь. По-настоящему победа над депрессией одиночества приходит тогда, когда учишься любить других и отдавать им себя. Так было, есть и будет. Любой психолог расскажет десятки историй о том, как их пациенты побеждали внутренний кризис через служение другим. И действительно, нас не спросят на том свете, как здесь любили нас. Спросят, любили ли мы.

***

Для того, кто склонен к размышлению и любит учиться, одиночество может стать школой самопознания и богопознания. Если человек уединяется, сводит сообщение с миром до минимума, его ждут три возможных варианта развития ситуации. Либо он не выдерживает и прерывает свой покой, либо сходит с ума, либо в его душе начинается напряженная внутренняя работа.

Вспоминается замечательный рассказ Чехова «Пари». Состоятельный банкир и бедный молодой юрист поспорили: если юрист просидит в одиночной камере пятнадцать лет, получит от банкира два миллиона рублей. Поселившись во флигеле в саду банкира, молодой человек прошел несколько этапов развития. Первый год он скучал, читал романы и детективы, играл на рояле. Во второй год музыка умолкла, и отшельник потребовал тома классиков. В пятый год узник попросил вина, вновь зазвучал рояль. Книги в этот период не читались. В шестой год юрист начал скрупулезно изучать иностранные языки, философию и историю. После десятого года мудрец проводил дни и ночи за чтением одного только Евангелия. Затем были вытребованы книги по истории религий и богословию. В последние два года уединения затворник читал все без разбора. За пять часов до окончания пятнадцатилетнего срока он ушел из флигеля, нарушив тем самым пари. В оставленной им записке было сказано, что в миллионах он уже не нуждается. Годы одиночества, проведенные в самообразовании и самопознании, привели к Богу и разрешили вопрос о смысле бытия.

А вот уже случай не из литературы, а из жизни очень известного человека – последнего атамана Запорожской Сечи Петра Калнышевского. После упразднения Сечи 85-летний казак был отправлен в тюрьму Соловецкого монастыря, где 25 лет провел в тесной одиночной камере. На улицу его выпускали три раза в год: на Рождество, Пасху и Преображение. После помилования 110-летний Калнышевский отказался возвращаться на Украину и остался в монастыре. На Соловках он прожил еще почти три года, проводя большую часть времени в молитве. Ныне прославлен как местночтимый святой Запорожской епархии.

«Личность зреет в одиночестве, в холодной пустоте, в которой человеку ясно: и рождаться, и умирать ему приходится одному. В этой пустоте человек начинает молиться. И тогда пустота наполняется Богом, прошлая жизнь осмысливается, вечность становится очевидной», – пишет современный проповедник.

Одиночество показывает нам, кто мы есть, и дает возможность наполнить зияющую пустоту человеческой души. Будет ли она наполнена Богом, или трескотней телевизора, или бегством от самого себя в лабиринты соцсетей — мы решаем сами. Но в истории есть примеры, которые могут помочь нам совершить более правильный выбор.

***

Когда Господь приходит к человеку, тот уже не одинок

Есть еще особое одиночество – монашество. Одиночество и монашество в некотором роде однокоренные слова. Монашество – от греческого слова «монос», что значит «один». Такой род добровольного одиночества определяется еще словами: и Бог. Монашество – это я и Бог. А лучше сказать: Бог и я. Если монашество таково, то оно становится подлинным и единственным оправданием одиночества. Однако, что мирянину толковать о монашестве? Оно как прекрасный, но закрытый ларец с сокровищем. Любоваться можно. Ощутить и понять нельзя, оставаясь в миру.

Впрочем, святитель Игнатий (Брянчанинов) писал о «монахах во фраках», то есть о мирянах, ведущих настоящую евангельскую жизнь, знающих об умной молитве и других подвигах не только из книг, но из личного опыта. И у святителя Феофана Затворника можно найти подобные мысли. Сам святитель посылал из затвора письма к некоему помещику-мирянину с просьбой совета в молитвенном делании. Впоследствии замечательный проповедник и писатель протоиерей Валентин Свенцицкий развил тему «монахов во фраках» в свою идею «монастыря в миру». Так что одиночество, наполненное Богом – это идеал, достижимый и вне стен монашеской обители. Только тогда, наверное, лучше употреблять слово «уединение». Когда Господь приходит к человеку, тот уже не одинок.

***

Мы никогда не сможем полностью избежать одиночества, но способны встретить внутри него Бога и выйти из скорлупы отчуждения навстречу людям. И скорее всего, другого выхода из проблемы нет.

Хочешь освобождения от многолетней пытки одиночества? Стань незаменимым хотя бы для одного человека в мире. Послужи тому, кто нуждается в помощи. Пойми, что счастье – это быть полезным.

Больница, тюрьма, дом престарелых, детский приют – вот места, которые помогают превратиться из философов в делателей. В этих стенах само качество нашего одиночества меняется. Во всяком случае, уныние и депрессия гарантированно потеснятся, потому что на них просто не найдется времени.

***

Одиночество неизбежно. Оно – постоянный спутник любого индивидуума на всех путях его бытия. Это чувство попущено Богом и нормально для отпавшего от Творца грешника. Отколовшаяся от лозы ветвь всегда будет ощущать свою недостаточность и потерянность. Счастлив ли человек в земном отношении или глубоко несчастлив, он до конца дней сохранит естественное, онтологическое переживание одиночества как личной уникальности и личной боли – то самое «я есть». Нам всегда дает о себе знать бездна нашей души, предназначенная для бесконечного Бога. Бездна бездну призывает голосом водопадов Твоих… (Пс. 41, 8).

Одиночество необходимо. Оно дарит самопознание и обнажает вековую боль согрешившего Адама, который и доныне прячется от Господа в кустах своего одиночества. Из-под этих ветвей нужно выходить навстречу Творцу и Его творению. Да, идти по данному пути может быть еще больней, чем сидеть в Адамовых кустах. Но только на этой дороге бездна нашей души найдет Того Единственного, Кто способен ее наполнить, и встретит тех, кто носит такие же глубины внутри. «Воззови к Творцу из пропасти своего сердца, и Он наполнит твою ограниченную бесконечность», – так говорит нам одиночество.

Для этой встречи и звучит в нас неумолкаемый голос одиночества, и для нее мы с вами живем на земле.

Но одиночество прекрасней

Предлагаем вниманию читателей статью из журнала «Православный паломник».

С тобою дни равны годам,
Ты утомляешь, словно праздник.
Я за тебя и жизнь отдам,
Но одиночество — прекрасней.

«Неженатый заботится о Господнем, как угодить Господу; а женатый заботится о мирском, как угодить жене». (1 Кор. 7, 32–33)

Суета сует

Одиночество. Наверное, каждый из нас, так или иначе, сталкивался с ним. «Одиноким приходит человек в эту жизнь с первым вырвавшимся криком страдания, требующим глотка воздуха; одиноким покидает он этот мир с последним вздохом», — писал известный философ Иван Ильин.

У многих из нас одинокий, а значит, несчастный человек чаще всего ассоциируется с тем, кто не создал семьи или не имеет пары. На одинокую девицу после 25 лет смотрят с презрением — мол, старая дева. И что самое интересное, многие барышни соглашаются с этим, нередко впадая в отчаяние. Они начинают обивать пороги брачных агентств, заваливать Интернет письмами о себе любимых в поисках подходящего мужа. Потом встречи, расставания, опять письма, и так до бесконечности, мужа тем не менее все нет и нет. И тогда женщины впадают в другую крайность — они начинают «заводить» себе детей, не понимая, что цель жизни состоит не в том, чтобы иметь детей без мужа.

А быть может, не стоит так суетиться? Может, просто успокоиться и подумать — для чего Господь даровал нам это одиночество? А вдруг это великое благо? В конце концов где гарантия, что выйдя замуж или оженившись, ты станешь чувствовать себя лучше. Если человек живет один, он может использовать это время для спасения своей души, для покаяния, жить чистой, благочестивой жизнью, делать добрые дела, заниматься милосердием, помогать ближним и, конечно же, молиться.

Апостол в помощь

Создание семьи в ветхозаветные времена напрямую было связано с деторождением — евреи ожидали прихода на землю Спасителя, и надежда эта росла с каждым появившимся на свет ребенком. Всякая семья чаяла обрести Спасителя в своем роду. Уже Ева, родив первенца Каина, с надеждой сказала: «Приобрела я человека от Господа» (Быт. 4, 1). Когда же на землю пришел Спаситель, ситуация несколько изменилась. Очень популярным стало девство ради спасения души.

В те времена апостол Павел, будучи сам девственником, писал в Первом послании к Коринфянам:

«…хорошо человеку не касаться женщины… Неженатый заботится о Господнем, как угодить Господу; а женатый заботится о мирском, как угодить жене. Есть разность между замужнею и девицею: незамужняя заботится о Господнем, как угодить Господу, чтобы быть святою и телом и духом; а замужняя заботится о мирском, как угодить мужу… кто непоколебимо тверд в сердце своем и, не будучи стесняем нуждою, но будучи властен в своей воле, решился в сердце своем соблюдать свою деву, тот хорошо поступает. Посему выдающий замуж свою девицу поступает хорошо; а не выдающий поступает лучше… Впрочем, если и женишься, не согрешишь; и если девица выйдет замуж, не согрешит. Но таковые будут иметь скорби по плоти; а мне вас жаль» (1 Кор. 7).

Не стоит, однако, думать, что апостол был против семьи. Он понимал всю немощь человеческую и в том же послании писал:

«Но, во избежание блуда, каждый имей свою жену, и каждая имей своего мужа. Муж оказывай жене должное благорасположение; подобно и жена мужу… вступившим в брак не я повелеваю, а Господь: жене не разводиться с мужем, — если же разведется, то должна оставаться безбрачною, или примириться с мужем своим, — и мужу не оставлять жены своей… Жена связана законом, доколе жив муж ее; если же муж ее умрет, свободна выйти, за кого хочет, только в Господе. Но она блаженнее, если останется так» (1 Кор. 7).

Помазанная Духом красота

Одиночество на земле ведет в общество небесное, считал святитель Филарет Московский. Человек, который одинок ради Бога, как правило, мирен и спокоен, он исполнен любви к людям и может стать по-настоящему счастливым.

«В моем земном странничестве и одиночестве нашел я пристань верную — истинное Богопознание. Не живые человеки были моими наставниками; ими были почившие телом, живые духом святые отцы. В их писаниях нашел я Евангелие, осуществленное исполнение; они удовлетворили душу мою. Оставил я мир, не как односторонний искатель уединения или чего другаго, но как любитель высшей науки; и эта наука доставила мне все: спокойствие, хладность ко всем земным пустякам, утешение в скорбях, силу в борьбе с собою, — доставила друзей, доставила счастие на земле, какого почти не встречал». Так писал святитель Игнатий (Брянчанинов) в письме к художнику К. П. Брюлову.

И далее святитель развивает эту мысль, затрагивая границы творчества, в котором многие люди тоже пытаются найти утешение и не находят:

«Давно видел я, что душа Ваша в земном хаосе искала красоты, которая бы ее удовлетворила. Ваши картины — это выражение сильно жаждущей души. Картина, которая бы решительно удовлетворила Вас, должна бы быть картиною из вечности. Таково требование истиннаго вдохновения. Всякая красота, и видимая, и невидимая, должна быть помазана Духом, без этого помазания на ней печать тления; она (красота) помогает удовлетворить человека, водимаго истинным вдохновением. Ему надо, чтобы красота отзывалась жизнию, вечною жизнию. Когда ж из красоты дышит смерть, он отвращает от такой красоты свои взоры».

Центр Вселенной

Как-то на проповеди священник сказал: «Одиночество — это не когда человек живет один, а когда ощущает себя одиноким. Если он одинок, значит, жил только для себя». Что он имел в виду? Грех гордыни. Когда человек не видит вокруг никого, кроме себя, не чувствует ничего, кроме того, что творится только в его душе.

Одна из серьезных причин внутреннего одиночества — привычка осуждать. Осуждающий человек, где бы он ни оказался, всегда недоволен своим окружением. Ему кажется, что его претензии к ближним справедливы и неоспоримы. Как с этим бороться?

Святые отцы дают простое правило: думать, что закон Божий создан лично для меня. Мне — нельзя, ближнему — можно. Если мы примем это всем сердцем, то яд осуждения не сможет проникнуть в нашу душу. Еще одно средство против осуждения — никогда не размышлять и тем более не говорить о ближнем. Если мы о ком-то говорим, причем долго, то неизбежно скатываемся в осуждение.

Известно, что в некоторых греческих монастырях, соблюдающих древние монашеские уставы, есть правило: если монах позволяет себе поговорить с кем-то «о третьем лице», то на следующий день он не имеет права причащаться.

Холодный взгляд любовь таит
И красота гнетет и дразнит.
Прекрасны волосы твои,
Но одиночество — прекрасней.
Изящней рук на свете нет
Туман зеленых глаз опасен.
В тебе все: музыка и свет,
Но одиночество прекрасней…
С тобою дни равны годам,
Ты утомляешь, словно праздник.
Я за тебя и жизнь отдам,
Но одиночество — прекрасней.
Тебе идет любой наряд,
Ты каждый день бываешь разной.
Счастливчик, люди говорят,
Но одиночество прекрасней…
Не видеть добрых глаз твоих
Нет для меня страшнее казни.
Мои печали на двоих,
Но одиночество — прекрасней.
Твоих речей виолончель
Во мне всегда звучит — не гаснет.
С тобою быть — вот жизни цель…
Но одиночество прекрасней…

Александр Дольский

Неприязнь, обидчивость, тщеславие, зависть, уныние от неудач, самомнение, своеволие, нежелание жертвовать собой ради ближнего — все эти грехи выстилают нам широкую дорогу к болезненному одиночеству не только в этой жизни, но и в вечной. Если мы не начнем бороться с ними, мы никогда не познаем радости общения с ближними и с Богом.

Святитель Иоанн Златоуст говорил, что ужаснее вечных мук для него было бы увидеть кроткий лик Иисуса Христа, с печалью отворачивающийся от него. Мы, как правило, чувствуем себя центром вселенной, а остальные вращаются вокруг нас.

Мы ищем — где же те люди, которые созданы для нас, где же наши ближние? Господь отвечает нам так: ты ближний любому человеку, другой человек — центр, а ты — ближний, он — планета, а ты — спутник. Ты создан для него, а не он для тебя. И потому иди и твори милость всякому, кого увидишь. Исполняя это, не будешь одинок.

В статье использованы материалы сайта Ново-Тихвинского монастыря в Екатеринбурге: www.sestry.ru

Фото: Анастасия Башкова, Светлана Мирнова, Katerina Man’shine, varakusha, Вольная птица

Галина Дигтяренко

Рисунок Анастасии Башковой

ОДИНОЧЕСТВО МУЖЧИН
Юлия Рублева
Иногда я с ужасом думаю, каково быть мужчиной.
По большому счету, о нем, о мужчине никто не думает. Каково ему жить? О тюленях и морских котиках думают больше.
Все (не будем показывать пальцем) думают только о том, любит-нелюбит. Делает-не делает. Приедет-не приедет. Изменит- не изменит. Женщина, зависимая от мужчины, похожа на пленника, которому вывернули руки и привязали локтевыми суставами к кому-то другому. К ее мужчине. Чуть он шевельнется, она шипит- «мне больно!» Когда он замирает, она дергает — ты чего замер? ты жив? Ты ко мне относишься?
Это я утрирую, как всегда. Но большому счету, всмотритесь в зеркало. По-настоящему думать о мужчине может женщина, которая либо от него ничего уже не ждет, либо которую он называет мамой.
Все больше моих знакомых мужчин жалуются на одиночество. Выглядят одинокими. Выбирают одиночество. Иногда им нужно, чтобы мы их просто погладили и не задавали вопросов. К стыду своему, я могу погладить, но в большинстве случаев не удержусь от вопросов. Потому что беспокоюсь за себя. Относится ли он ко мне. Большинство моих знакомых женщин так или иначе, не мытьем так катаньем, вытягивают из мужчин отношение. Хоть какое-нибудь.
Между тем, мужчина устает и закрывает глаза. Он больше не хочет видеть ни свой бизнес, ни свою женщину, ни свою глобальную ответственность за все. Если у него что-то не получается, он мудак. Он живет с ощущением «я мудак», и у него нет волшебного слова «зато». Это у нас все проще. У меня не все ладно на работе, но зато муж хороший. У меня ни мужа, ни работы, но зато ноги. И грудь. Ну да, я толстая, но зато Катька еще толще. У мужчин это «зато» почему-то не работает. Правила их честны, строги и просты. У тебя яйца большие, но зато нет карьеры? Ну ты и мудак. У тебя бентли, но зато нет любимой женщины? Ну ты и мудак. У тебя есть любимая женщина, но зато нет бентли? ну ты и мудак!
Они вечно встроены в конкуренцию — раз, и в иерархию — два. Они вечно выясняют, кто из них щенок и кто главный на площадке. И иногда, приходя домой, они просто хотят лечь лицом вниз и закрыть глаза. В одиночестве. Потому что если не в одиночестве — то опять мудак. Слабак и тюфтя. Я бы никогда не смогла быть мужчиной. Я слабак и тюфтя, и часто реву под одеялом. И мне никто слова не скажет. Я сама себе слова не скажу. А у настоящих героев жесткое табу на жаление себя.
Я была молода, а мой муж строил бизнес. В 90-е годы. Он приходил домой и ложился, закрыв глаза. А я хотела, чтобы он со мной поговорил. И он говорил. Едва живой от усталости.
Потом, уже в своей незамужней жизни, я хотела от любимых мужчин еще чего-то. Чтобы любил. Чтобы женился. Чтобы розы. Не делай мне больно. Не шевелись. Или нет. Шевелись — и делай мне хорошо. Что они при этом чувствуют? Чем дальше в лес, тем меньше я в этом понимаю. И когда у меня хватает фантазии представить, что им надо иногда чтобы их просто приняли и поняли, и молчали, и принесли чай, и все это — не сегодня и не завтра, а долго, долго, пока все не наладится — тогда мне кажется, что я все понимаю. Тогда исчезает пол, и остаются просто два взрослых человека, которые могут сделать друг для друга что-то хорошее. Поддерживающее. Дружеское. Любящее.
Я впервые в жизни об этом всерьез думаю. Мне кажется, они становятся все более одиноки и заброшены на фоне всех этих курсов для стерв и женской самостоятельности. И им нельзя никому об этом говорить, об этом своем нарастающем одиночестве. И из этого жалельного места, из этого беспокойства у меня больше никак не получается что-то от мужчины хотеть. Хотя с точки зрения успешных женщин я получаюсь полный мудак. Ведь у меня нет шубы, мужа и даже регулярной смски «спокойной ночи». Поэтому не берите с меня пример, не надо.