Окормляет

Окормление духовное

Окормле́ние духо́вное – 1) пастырское попечение о спасении, заключающееся в духовном наставничестве и молитве; 2) духовное наставничество вообще (может осуществляться духовно опытным христианином, не обладающим степенью священства, например, старцем в монастыре, крёстным и т. п.).

Окормление духовное есть особая форма пастырского служения, заключающаяся как в смиренном учительском действии пастыря, так и в содействующем ему действии благодати Божией.

«Существенный Деятель в пастырском служении – Дух Святый, а пастырь лишь посредник излияния благодати на верующих», – говорит Епископ Вениамин (Милов). Окормление духовное неразрывно связано с представлением о пастырстве как благодатном посредничестве в деле возрождения людей. Суть пастырства выражается посредничеством не человеческим, а благодатным. Если кто Духа Христова не имеет, тот и не Его (ср.: Рим. 8, 9).

«Мысль о Божественном, благодатном посредничестве пастырей апостол Павел защищает в первых четырех главах Первого послания к Коринфянам против ложного взгляда некоторых коринфских христиан, привязывающихся к человеческим преимуществам своих духовных отцов. В связи с этим сущность пастырского служения Господа наиболее правильно усматривать в благодатном посредничестве (см.: Ин. 10; 1Пет. 2, 25; 5, 4; Евр. 13, 20).

О продолжателях Своего служения – Апостолах и их преемниках, пастырях, Спаситель сказал: Как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас (Ин. 20:21). По выражению апостола Павла, пастыри – соработники, споспешники, слуги Христовы, посланники Божии, от имени Христова, то есть те же посредники и продолжатели дела Христова (см.: 1Кор. 3, 9–10; 4, 1–2, 9; 2Кор. 5, 20). Все же от Бога, Иисусом Христом примирившего нас с Собою и давшего нам <Апостолам> служение примирения…» Епископ Вениамин (Милов). Пастырское богословие с аскетикой.

Каким должно быть духовное окормление?

Вопрос духовнику обители

Вопрос: В церковь хожу уже 4 года. Сложилось такое ощущение, что «спасение утопающих — дело рук самих утопающих». Потому что вне зависимости, у одного священника я исповедуюсь регулярно или у разных, но о том, как справляться с текущими грехами, всё равно надо думать самостоятельно. Было представление о взаимодействии священник-пасомый, как учитель-ученик, а в реальной жизни получается, что «сам себе режиссер». Конечно, священники, если что, и на вопрос ответят, и что-то скажут. Но всё это так — только со стороны. Часто говорят о необходимости окормляться у одного батюшки, который тебя знает. Но, по-моему, «окормления» просто не существует. Так ли это?

Наталья

Ответ: Всё зависит не только от батюшки, но и от того человека, который приходит на исповедь. Готовы ли мы сегодня слышать, слушать священника, готовы ли мы сегодня смириться и, если даже нам что-то не понравится, все-таки сделать так, как нам сказал священник? Готовы ли мы сегодня быть в послушании? Я думаю, нет. Вот поэтому и «сам себе режиссер». Когда Вы созреете до этого, тогда всё изменится, поверьте. А сейчас, конечно, мы себя можем оправдать.

Все-таки советую Вам ходить к одному священнику, который будет ближе Вам по сердцу, по взглядам, которому Вы больше доверяете. Если Вы будете регулярно у него исповедоваться и не искать каких-то недостатков в нем, будете внимательны к тому, что он Вам говорит и что Вы говорите Богу, то духовная связь появится, и Вы будете иметь от этого большую пользу.

А судить по себе, по своему состоянию о том, что происходит в Церкви, какие тут священники нехорошие (никому нет дела, а мы тут страдаем, погибаем, никто нас не учит), мне кажется, дело неблагодарное и неправильное. Священник за Вас молится, священник пропускает Ваши слова через свое сердце, через него Господь прощает Ваши грехи. Если бы Вы оказались на месте священника, то так не говорили бы. Поэтому заодно на исповеди обязательно скажите, что осуждали, роптали и не ценили то, что имеете сегодня. Помоги, Господи.

Окормление

Смотреть что такое «Окормление» в других словарях:

  • окормление — обкармливание Словарь русских синонимов. окормление сущ., кол во синонимов: 2 • кормление (17) • … Словарь синонимов

  • окормление — окормл ение, я … Русский орфографический словарь

  • Коломенская духовная семинария — Информация в этой статье или некоторых её разделах устарела. Вы можете помочь проекту … Википедия

  • СТАРЧЕСТВО — широкое явление православной жизни, связанное с духовным руководством со стороны старцев менее опытными в делах веры, а иногда и не имеющими даже начальных знаний об этой жизни людьми. Понятие «старец» в этом значении не связано с возрастом:… … Русская история

  • Русская православная старообрядческая церковь — Русская Православная старообрядческая Церковь … Википедия

  • Августин (Маркевич) — У этого термина существуют и другие значения, см. Августин. Архиепископ Августин … Википедия

  • Филарет (Вахромеев) — Митрополит Филарет Мітрапаліт Філарэт … Википедия

  • Успенский собор на Сенной площади — У этого термина существуют и другие значения, см. Успенская церковь. Православная церковь Спас на Сенной Собор Успения Пресвятой Богородицы … Википедия

  • Собор Александра Невского (Нижний Новгород) — У этого термина существуют и другие значения, см. Собор Александра Невского. православный храм Собор святого благоверного князя Александра Невского … Википедия

  • Евангелическо-лютеранская Церковь Ингрии — Церковь святой Марии в начале XX века Евангелическо лютеранская церковь Ингрии (фин. Inkerin Evankelis Luterilainen Kirkko) (Церковь Ингрии, ЕЛЦИ) русско финская лютер … Википедия

Духовное окормление

Итак, обещанная радостная новость о духовности и морали в РФ, в отличии от мерзкого запада, где нет никаких ценностей.

Пару дней назад МЧС и РПЦ Российской Федерации подписали Соглашение о взаимном сотрудничестве. Сотрудничество состоит в том, что священники будут допущены к оказанию помощи в экстремальных ситуациях, а спасатели МЧС в свою очередь будут получать духовное окормление от церкви. 1

Уж само собой, никакие спасательные мероприятия не могут проводиться без окормления. Если кто не знал, то окормление- это духовное наставление мирян на путь истинный. Я, каюсь, подумала нечто неприличное. Но нет, все чинно и благородно. Личный состав будет наставлен куда надо по всем правилам. Составу также гарантировано “духовное просвещение, патриотическое и нравственное воспитание” 2 и тому подобное в форме любви к буржуазному государству, защищающему интересы…правильно, буржуазии. Так что, все сотрудники МЧС теперь просто обязаны быть патриотами капиталистического устройства, что, впрочем, не новость, а также окормляться без разговоров.

“Этот документ составлен не на пустом месте – уже в течение ряда лет существует тесное взаимодействие МЧС России с Русской Православной Церковью, — подчеркнул Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. – Это взаимодействие проявляется в разных обстоятельствах, в том числе связанных с преодолением сложных ситуаций, вызванных стихийными бедствиями, чрезвычайными ситуациями и другими событиями, которые наносят ущерб жизни и здоровью граждан”.

Что же за события, которые наносят ущерб жизни и здоровью граждан? И почему бы священникам в первую очередь не помолиться как следует , чтобы попросить нашего создателя уберечь нас грешных? Ах, он не волен участвовать в наших грешных делах и его пути неисповедимы.

Так зачем тогда вообще спасать? Оставить все к чертям на милость творца. Он уж как-нибудь без спасателей- священников разберется, чай не совсем немощный.

Но если молитвы не работают, так какого лешего православная церковь уже целый месяц пытается всучить мне через интернет элитный пакет молитв из разных храмов РФ? Если работают- так пользуйтесь ими сами, уважаемые пастыри, сидите себе в храмах и молитесь обо всем, включая экстремальные ситуации, а если не работает, так зачем вы людям заведомо бракованный товар предлагаете? Разве бог за это не накажет? Или он тоже часть прибыли с этого получает? Не понятно.

Ну ладно, что же там в Соглашении? Открываем и смотрим.

1.1. Целью настоящего Соглашения является сотрудничество Сторон по обеспечению взаимодействия в следующих сферах деятельности, представляющих взаимный интерес:

  • участие религиозных организаций Русской Православной Церкви в оказании помощи пострадавшему населению в чрезвычайных ситуациях, а также от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов; 2

Первым пунктом Соглашения оговаривается помощь населению при военных конфликтах. Вот те на. Первым пунктом. Значит знают канальи, что для их хозяев империалистов война — что мать родна. Либо натравят эксплуатируемых путем пропаганды между собой драться,

либо сами между собой будут капиталы делить, но не сами, разумеется, а пошлют эксплуатируемую братву за миллиарды сражаться.

Капиталист (рабочему со всей щедростью): “Мой добрый друг, я тебе хорошо заплачу за твои патриотические действия, если ты будешь ухаживать за этим прекрасным растением (деревом войны), тебе достануться все вершки, а я уж возьму ТОЛЬКО одни корешки.”

А еще хуже для империалистов, если сознание у эксплуатируемых поднимется и те за свои интересы станут бороться, а они при этом подавлять. Во всех случаях батюшки будут тут как тут- окормлять.

Вот такая новость за здравие, но к концу, прошу прощения, больше за упокой. Готовятся, стало быть. Духовно. И всячески. Поэтому тоже стоит быть готовым. Для начала: понимать то, что все эти конфликты, в которых заботливые святые отцы будут подсоблять, имеют одну природу: частная собственность. У меня уже есть специальная кнопка на компьютере, я нажимаю и “частная собственность” выскакивает. Потому что она родимая повинна в безработице, бедности, социальной незащищенности, войнах и конфликтах.

И все из-за того, что ее владельцы стоят между средствами производства, с помощью которых производятся все материальные блага, и обществом, которое производит эти блага, и собирает результаты труда последних в свой бездонный карман. До такой степени бездонный, что на сегодняшний день 8 богатейших капиталистов мира имеют столько же богатства, сколько половина планеты.

Чтобы не было пустым звуком запишу так: богатство 8 людей равняется совокупному состоянию 3,75 млрд человек. 3

Но этого мало, такой способ производства неминуемо приводит к экономическим кризисам из-за анархии капиталистического производства, однако последствия этих кризисов испытывают те, кто создают материальные блага.

А те, кто присваивает, имеют средства держать под уздой тех, кто участвует в общественном производстве, с помощью полиции, армии и законов, которые ловко придумывают буржуазные политики.

Но и этого мало, с помощью сми и вот таких священников владельцы частной собственности внушают эксплуатируемым, что так и должно быть.

Оно и понятно, кто захочет расстаться с миллиардами, яхтами, авто и дворцами?

Но стоит только тем, кто производит материальные блага, понять, что они могут легко обойтись без владельцев средств производства и стать единым фронтом, то наверняка смогут заполучить эти средства производства. Не для себя. А для всего общества, включая тех же владельцев — куда ж их, выбросить в пропасть что-ли, если только вредить не будут, конечно- тогда все перечисленные проблемы можно решить.

Ну или можно просто окормиться и помолиться.

Шутка.

Святые Отцы о Церкви и Спасении

Архимандрит Георгий (Капсанис)
Обожение как смысл человеческой жизни

Плоды духовности обожения

Духовное окормление, которое преподаёт в своем богослужении, святоотеческом богословии и монашеской традиции Православная Церковь, есть руководство к обожению, и оно решительно поставляет в центр жизни Христа, Воплощённого Бога, Богочеловека, а не просто человека.
Великая радость входит в нашу жизнь при осознании высоты нашего призвания, при осмыслении, какое блаженство нас ожидает.

Такое окормление услаждает горечь всякой житейской печали и боль страданий надеждой обожения.
Когда надежда обожения ведет нас по жизни, а подобно и друг друга мы видим как призванных стать богами, тогда мы совсем по-другому относимся к своим ближним. Насколько более глубокое и серьёзное окормление мы сможем тогда дать нашим чадам! Какой Богоприятной любовью и уважением исполнятся родители к своим детям, если они осознают святую свою обязанность и призвание помочь им достичь обожения – того, ради чего они, Божией милостью, и родились на свет! И как смогут помочь в этом своим детям родители, пока сами они не встали на путь обожения? Но и сколько подлинного человеческого достоинства, без эгоцентризма и гордости безбожия, появится у нас по осознании, что мы сотворены ради такой удивительной цели.

Святые Отцы и учители Церкви богословствуют, что так, преодолевая обыденную антропоцентричность падшего человеческого сознания, мы подлинно становимся личностями, делаемся собственно человеками. С почтением и любовью встречаем мы Бога. С глубочайшим уважением воздаём мы каждому его истинное достоинство – как имеющему наследовать обожение, взирая на него как на образ Божий, а не как на предмет, который можно использовать.
Пока мы не выйдем из эгоцентричной ограниченности своего «я», мы лишь индивидуумы – не личности. Когда мы пойдём по пути обожения – с помощью Благодати, содействуя Ей и своими усилиями – в тот момент, когда мы вырвемся из замкнутости своего индивидуального бытия и начнём любить, всё больше отдавая себя Богу и ближним, тогда рождается личность. Другими словами, мы обретаем самих себя там, где наше «я» встречает «Ты» Бога и «ты» ближнего – потому что именно в общении обожения, ради которого мы и созданы, мы только и можем раскрыться полностью, открыться и насладиться друг другом чисто, не эгоистично.

Таков дух Божественной Литургии, в которой мы учимся превосходить свои мелочные индивидуальные пожелания, внушаемые грехом, демонами и страстями, учимся открываться для жертвенного общения любви во Христе.

Осознание такого высокого назначения, как обожение, способно дать истинное утешение и исполнение человеческой личности.
Православный «гуманизм» нашей Церкви основан на этом божественном призвании всех людей, и потому приводит все силы личности к полнейшему раскрытию.
Какой иной гуманизм, каким бы прогрессивным и смелым он ни казался, столь радикален как «гуманизм» церковный, возводящий человека к тому, чтобы стать богом? Нигде кроме Церкви вы не найдёте такого человеколюбия.

В наши дни слишком много желающих обмануть людей, в особенности молодёжь, различными псевдогуманными выдумками, которые на деле уродуют, калечат человека, а не ведут его к полноте. Поэтому очень важно сейчас подчеркнуть эту сторону подлинного Церковного окормления.
Последствия духовного окормления, не ведущего к обожению
Молодёжь ищет опыта. Устав от материализма и рационализма того общества, которое мы, их отцы, им передали, наши дети – образы Божии, призванные Им стать богами по Благодати – ищут чего-то вне рациональных форм материалистической философии и безбожного образования, которые мы предлагаем им. Они рвутся к переживанию истинной жизни, им недостаточно только слышать о Боге. Они хотят сами почувствовать Его, Его Свет, Его Благодать. Не зная, что Церковь может дать им всё это и имеет тот опыт, которого они ищут, многие из них ищут не там, в своём поиске чего-то надрационального прибегая к различным дешёвым подменам.

Одни увлекаются восточным мистицизмом, вроде йоги, другие – оккультизмом и гностицизмом, а последнее время, к сожалению, и откровенным сатанизмом.
Что до нравственности, то для них не существует границ. Будучи выхолощены и оторваны от своего подлинного назначения – соединять человека с Богом Святым – нравственные принципы потеряли всякий смысл.

Отсюда такой трагический разгул анархизма и терроризма. Многие из тех, кто имеют глубокую потребность реализовать заложенную в них силу, но не могут, потому что никто не направил их к обожению, предаются всяким крайностям и насилию по отношению к своим ближним.
Большинство молодых людей, да и не только молодых, растрачивают на чувственность и плотские наслаждения драгоценное время жизни и избыток сил, данный Богом на то, чтобы преуспеть в деле обожения. Как жалко, что часто с попустительства государства, гедонизм и удовольствия плоти становятся современными идолами, нынешними «божками», серьёзно повреждая тела и души молодых людей.

Другие, не имея решительно никаких идеалов, тратят время на различные бесцельные и бесплодные занятия. Иные находят удовольствие в бессмысленных гонках на скоростях, столь часто приводящих к катастрофам и смерти. А иные, после многих блужданий, безвольно сдаются в дьявольский плен наркомании, этой современной чумы.

Наконец, многие, после сравнительно недолгой жизни полной разочарований и неудач, сознательно или бессознательно прерывают муку своих бесцельных поисков, дойдя до худшей формы отчаяния – самоубийства.

Все эти мальчики и девочки, доведшие себя до таких безумных и разрушительных действий – не посторонние нам. Это наша молодежь, дети – как Божии, так и наши – разочарованные тем рационалистическим, самодостаточным обществом, которое мы им передали. Они не сумели найти цель, для которой они были созданы, реальную причину и вечный смысл бытия – потому что ведь мы не преподали этого им, и он, этот вечный смысл, остался от них закрыт. Им было неведомо удивительное назначение человеческой жизни – обожение. Не находя покоя ни в чём, они от отчаяния дошли до всего этого.

Немало уже пастырей святой Православной Церкви – иерархов, священников, духовников и боголюбивых мирян – по христианской любви ежедневно посвящают силы духовному руководству молодёжи к цели обожения. Мы благодарно приветствуем их жертвенные усилия и верим, что через этот их Богоприятный труд Благодать спасёт и освятит души, за которые умер Христос.
Святогорцы смиренно поддерживают Церковь в этой великой борьбе. Будучи действительным Уделом Божией Матери, особым местом освящения и упокоения в Боге, Афон изобильно вкушает благословение обожения, живёт общением с Богом и имеет яркий и явный опыт Его Благодати, Его Света.

Вот почему многие, в том числе и большое количество молодёжи, получают пользу, и укрепление, и возрождение во Христе через паломничество на Афон или и более тесную духовную связь с ним. Это помогает им почувствовать в своей жизни Бога. Им открывается, зачем нужны Православие, христианский подвиг и духовная борьба, и какою великою радостью и смыслом они наполняют их жизнь. Другими словами, они вкушают от этого удивительного Божия дара человечеству, от обожения.

И всем нам – пастырям Церкви, богословам и катехизаторам – не следует молчать об обожении, забывая это исконное направление подлинно Церковного духовного окормления. Посредством его и чада наши, и мы смиренные, Божией милостью ежедневно подвизаясь в покаянии и стремлении ходить в Его святых заповедях, приближаемся к возможности возрадоваться о таком неизреченном благословении Господнем: единении с Ним. Нам подаётся возможность глубже радоваться в этой жизни и стяжать вечное благословение и блаженство.

Нам бы надо непрестанно благодарить Святого Бога за дар обожения, дар великой Его любви. Откликнуться бы любовью на Его любовь. Господь наш хочет и жаждет нашего обожения. Что больше? именно для этого Он стал Человеком и умер на кресте: чтобы воссиять как Солнце среди многих солнц, как Бог посреди богов.