Олег теор Псков

Содержание

Протоиерей Олег Тэор: Священник нужен в армии как отец

На литургию через лес

Протоиерей Олег Тэор в Георгиевском облачении

– Отец Олег, у вас такая редкая фамилия…

– Она эстонского происхождения. Я родился на Волге в 1944 году, куда была эвакуирована из Пскова моя мама, пережившая первые бомбежки города. Позже мы вернулись обратно в Псков.

Город во время войны был очень сильно разрушен. Настолько, что от вокзала можно было увидеть Троицкий собор, который находится в самом центре города и который обычно скрыт зданиями.

Те, кто жил в те годы в городе, говорят, что это было удивительно: Псков в руинах, а все храмы целы. Они возвышались над городом.

Прихожане собора вспоминали, как они сидели однажды у соборных стен, и к ним подошел военный. Он рассказал, что при наступлении им был отдан приказ бомбить этот храм. Но один из старших офицеров, который знал и любил историю нашего города, сказал: «Я собор бомбить не буду, возьму город и без этого».

– Ваша семья была верующая?

– Да. Еще школьником я прислуживал в алтаре. Когда мы еще жили не в Пскове, а в небольшой псковской деревне, то до ближайшего храма было километров четырнадцать. И я пешком проходил этот путь.

Чтобы поспеть к литургии, приходилось выходить затемно и идти через густой лес. А мне было лет десять. Со мной еще соседская девочка шла. И вот, чтобы отогнать страх, я пел духовные песни, которые слышал на службе.

Ни пионером, ни комсомольцем я не был. В семье были против, чтобы я вступал в эти организации. В старших классах я подрабатывал киномехаником в школьной кинобудке. Однажды показывал какому-то классу фильм о происхождении человека, о Дарвине. Когда просмотр закончился, учительница обратилась к детям со словами: «Ну, теперь вы знаете, ребята, как произошел человек». Я не смог промолчать и сказал, что это всё неправда. Учительница, помню, очень сильно была мной недовольна. Вообще моих учителей часто склоняли на всяких собраниях за то, что я хожу в церковь.

Это было хрущевское время, тяжелое для верующих людей. У нас в храме в те годы был батюшка, он ездил на табуреточке, и его поднимали по амвону.

Дело в том, что он заболел чем-то, и в больнице его положили на очень короткую койку. Священников тогда презирали, как-то невнимательно к ним относились. Он долго лежал, согнув ноги в коленях, и в результате так и не смог их потом вытянуть, поэтому приходилось ездить на табуреточке с колесиками.

«Сослуживцы нас за веру уважали»

– Вы военный батюшка, а самому вам пришлось послужить в армии?

– Я проходил службу на военно-морской базе в Кронштадте. Меня отправили служить в этот город, чтобы я не смог уйти в церковь. Кронштадт находится на острове.

И мне так и сказали в военкомате: «Ты оттуда в церковь не пойдешь». Они очень боялись, что я поступлю учиться в духовную семинарию.

Поэтому как только я днем сдал последний экзамен в школе рабочей молодежи, вечером этого дня я уже садился в автобус и уезжал в Ленинград, чтобы оттуда направиться на место своей воинской службы.

С собой мне дали два прошитых пакета с документами, один сказали отдать в Ленинграде в сборном пункте, а другой – командиру нашей части. Видимо, в одном из пакетов были документы на меня. Тогда я еще не знал, где буду служить.

Около пяти часов утра автобус прибыл в Ленинград, в сборном пункте мне сказали прийти попозже. Я сразу пешком пошел в Никольский морской собор. Он был уже открыт, и одна бабушка, узнав, что я иду в армию, с панихидного столика дала мне маленькую иконку Святой Троицы. Я ее сумел сохранить во время службы, и она еще долго хранилась в нашей семье.

Помню, мы шли по берегу Финского залива, потом отдыхали в траве, подошло судно, мы на нем все отплыли, и плыли как будто мимо Кронштадта. А потом оказалось, что именно в нем нас и высадили. Я знал, что здесь служил святой праведный Иоанн Кронштадтский. Я ходил на место, где когда-то стоял Андреевский собор, куда сотнями тысяч наши предки приходили за советами. Собор был снесен с лица земли, и на его месте поставили памятник Ленину.

Помню, когда отпускали в увольнение, я приходил на это место и встречал там верующих, которые знали отца Иоанна, ходили в этот собор, указывали место, где похоронена его матушка. Могилу сровняли с землей. Интересно, что в том уголке никогда не цвела сирень. Они многое рассказывали, иногда приглашали к себе домой.

– А как к верующим солдатам тогда относились командиры, сослуживцы?

– Сослуживцы нас за веру уважали. Среди нас были и католики (ребята из Литвы, поляки), и лютеране, и мусульмане. Много служило грузин, а они ведь тоже православные. Один парень, правда, доносил начальству, что я молитвы читаю.

Конечно, тогда ни о каких полковых священниках не могло быть и речи. В то время считалось, что больше у нас никакой веры не будет, что это отжившее прошлое. Дурманом называли или опиумом. Хотя это неправильное понятие о русской вере. Это на Западе экстазы и прочее существует. А православие – не «опиум», а трезвая вера.

– Отслужив в армии, вы стали готовиться в священники?

– Нет, не готовился, поскольку у меня не было музыкального слуха и данных для пения. В то время требовалось, чтобы священники умели красиво петь и имели слух. Но я видел, как при Хрущеве стали закрываться один за другим храмы, и решил: чтобы лишний замок не был на храме, пойду в священники. Тогда многие люди уже умерли, которые стояли за строгое церковное пение. И мне сказали, что я могу быть священником.

У стен Троицкого собора, 1982 г.

Посвящен в диаконы я был на Вознесение Господне, и десять дней прослужил в этом сане в Свято-Успенском Печерском монастыре. А потом, на Троицу, меня рукоположили в псковском Троицком соборе в священника. И вокруг престола меня водил отец Иоанн Крестьянкин, будущий архимандрит, известный старец, но в те времена его еще мало знали.

Шерстяная ряса с деревянными застежками

– Вас, начинающего священника, наставлял и другой известный старец – отец Николай Гурьянов с острова Залит.

– Мы познакомились, когда я еще не был священником, просто трудился в приходе, в Самолве, где около храма похоронен его отец. Несколько раз он передавал через знакомых, чтобы я к нему приехал.

В то время расписание катеров было такое, что на острове можно было пробыть не более полутора часов.

В мой первый приезд батюшка примерно за пятнадцать минут дал мне очень ценные рекомендации для диаконского служения, к которому меня готовили. Эти рекомендации никто до отца Николая не догадался мне дать. Он не только заботливо объяснял и показывал всё нужное для практики, но и меня заставлял за ним повторять. Такое внимание очень тронуло меня и осталось в памяти навсегда. Я стал часто приезжать к отцу Николаю. Подолгу оставался у него, ночевал, старался всё фотографировать. Он показывал мне свои фотографии, грамоты, стихи.

Присутствовал я и на литургиях, когда служил отец Николай. Служил он красиво, хорошо, благодатно. Храм у него освещался только свечами и лампадами. Он сам срезал электрическую проводку.

Со старцем Николаем Гурьяновым

Запомнилось, как во время проскомидии, на которой была гора записок, я спросил, сколько частичек вынимать из просфор. Он сказал, что в одной мучинке – миллион частичек. Но поминал он всех, обо всех молился. Много к нему ездило народу, оставляли записки, и всех он помнил. Ходили к нему и мама моя, и тетя.

Однажды отец Николай показал моей тете записочку, которую она написала несколько лет назад. Значит, он продолжал молиться об этих душах.

Раньше клирос у него пел тихо, скромно, потому что было оскудение в верующем народе, и мало кто шел работать в церковь. В советское время было даже запрещено звонить в колокола по церковному обычаю. Звонили либо в туман, либо во время бедствий. Однажды был случай, когда во время чтения Евангелия зазвонил колокол. Мы с отцом Николаем поразились, но оказалось, что где-то пожар.

Когда я трудился на одном заброшенном приходе, который из-за нехватки средств на ремонт должен был закрыться, отец Николай старался оказать мне посильную помощь, даже если сам не имел средств. Например, он смастерил и подарил в храм лампады, очень красивые, на цепях, искусно сплетенных из медной проволоки. Их было около десяти. К сожалению, они не сохранились, так как я оставил их в том храме. Храм не отапливался. Зимой мне было там очень холодно, особенно когда в родительский день приходил в четыре часа утра совершать проскомидию. Зная это, отец Николай подарил мне свою особую зимнюю шерстяную рясу с деревянными застежками.

Помогал отец Николай и молитвами, и советами. Он не только мне лично говорил всё, что нужно, но, бывало, и через кого-нибудь неожиданно передавал совет, как поступить. Причем другие об этом не знали. Батюшка чувствовал и прозревал все мои трудности. Сейчас я также чувствую его молитвенную поддержку. Бывает, что, когда его поминаю, мне идет помощь.

Шестая рота

Храм святого Александра Невского, настоятелем которого отец Олег Тэор служит больше двадцати лет, он буквально вымолил вместе со своими прихожанами. Возведенный в начале XX века для расквартированного в Пскове Омского полка, этот эффектный из красного кирпича храм, выстроенный в древнерусском стиле, в советское время был превращен в армейский медицинский склад, и военные не спешили его возвращать Церкви.

Обезглавленный в советское время храм Александра Невского

Около двух лет отец Олег с уже появившейся общиной служил молебны возле стен храма и обходил его с крестным ходом. Когда храм всё-таки вернули, президент Борис Ельцин прислал в дар новые колокола. И это было беспрецедентным случаем: впервые после 1917 года глава государства подарил церкви колокола.

Многие бойцы легендарной 6-й роты Псковской Воздушно-десантной дивизии, погибшие в марте 2000 года в Чечне, были прихожанами этого храма.

Храм Александра Невского

– Я узнал о гибели 6-й роты от военных. В наш храм привезли отпевать разведчиков из спецназа. И сопровождающие сказали: «Скоро ваших привезут, из Псковской дивизии». Стало понятно, что с ребятами случилось что-то. Позже мы узнали: они вступили в схватку с крупным отрядом чеченских боевиков. Сражались до последнего, почти все погибли.

Когда прибыл самолет с телами, мы поехали в аэропорт. В самолете служили панихиду. Повезли их в Троицкий кафедральный собор. Там во время отпевания возле алтаря стоял чудотворный мироточивый образ царя-мученика Николая II. Государь тогда еще не был прославлен, но как-то всё соединилось. Мы провожали лучших воинов России, наших ребят, а Царь их встречал.

Число погибших в том страшном бою и их имена впервые узнали в храме Александра Невского, где на стене были вывешены списки погибших. Родные десантников подходили и искали, нет ли там их близких. Прихожане храма во главе с отцом Олегом собирали по всей России имена десантников и фотографии, открыли музей их памяти. Усилиями прихода создан синодик с фотографиями павших солдат, датами их рождения и гибели. Ежедневно их имена, как и других погибших воинов, поминают за службой. По инициативе отца Олега в храме Александра Невского, на его стенах установлены памятные доски (по типу досок храма Христа Спасителя в Москве), где на золоте вписаны имена погибших воинов. Неподалеку от храма открыт памятник-часовня в их честь.

Все эти годы прихожане храма Александра Невского поддерживают связь с родными героев-десантников. Каждый год в день трагической гибели 6-й роты – 1 марта в Псков съезжаются их близкие и друзья, проходит панихида в храме и на кладбище, потом все родственники собираются на поминальный обед в гарнизоне в Черехе, где служили ребята.

Золотые памятные доски погибшим псковским воинам в храме Александра Невского

Все военные – атеисты?

– Отец Олег, в 1990-е годы вы были одним из первых священников, кто решил окормлять военных. Поначалу наверняка трудно было находить с ними общий язык, налаживать общение?

– В то время я знал немало священников, которые говорили о необходимости пастырского окормления нашей армии. В начале 1990-х в Пскове даже прошла конференция, на которую из различных уголков России приехали священники, желавшие служить в армии. Помню, приезжал отец Димитрий Смирнов и другие. И мы тогда очень хорошо пообщались с военными. Уже потом, несколько лет спустя, в Москве был создан Синодальный отдел по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями.

Вообще в те годы военные никому особенно не были нужны. Воздушно-десантную дивизию, как она тогда называлась, никто не окормлял – вот я и взялся за это дело. На работу с военными меня благословил наш правящий архиерей митрополит Евсевий.

Когда говорят, что военные сплошь атеисты, это неправда, и я этому не верю. В середине 1990-х, когда наших десантников начали посылать в Чечню, к нам приходили многие воины. Тогда, я помню, к нам стали ходить и их жены – писали записочки о здравии. Многие из них бывали в храме каждый день. И их мужья и близкие оставались живы. А потом стали приходить и командиры просить помолиться, чтобы их подчиненные возвращались с Кавказа живыми и здоровыми.

Мне приходилось возить гуманитарную помощь в Чеченскую республику. Тогда военных мало кто защищал, и их проблемами большинство вообще не интересовалось. Я с прихожанами сам начал собирать и отсылать в Чечню всё, что мог: носки, одежду, писчую бумагу (около тонны для писем родным), письменные принадлежности, продукты питания. К нашему начинанию присоединялись верующие и из других регионов.

В Чечне

– Иногда приходится слышать, что священник в армии нужен только тогда, когда идут боевые действия и необходимо поднять моральный дух солдат?

– Священник должен присутствовать в армии всегда. Надо напоминать людям о трезвении и говорить, что воины, как никто другой, должны внимательно относиться к своему делу, быть начеку. Еще Александр Суворов говорил: хочешь мира – готовься к войне. Поэтому у государства должна быть сильная, надежная армия. Бойцам всегда нужно это иметь в виду.

И потом, священник нужен в армии как отец, который иногда может решить духовный вопрос, который нередко не под силу решить и командиру.

Любой солдат, видя полкового священника, может поговорить с ним, обратиться с просьбой, и часто священник эти просьбы выполняет. Да и в делах житейских старается помочь.

Вот, например, одному нашему семейному солдату надо было решить квартирный вопрос. Но младший командир не отпускал его в увольнение. Пришлось вмешаться полковому священнику, и этот вопрос благополучно разрешился. Солдат смог оформить все документы и вернулся в часть.

Спасибо за сына

На адрес псковского храма святого Александра Невского часто приходят благодарные письма от солдат, от их матерей. Вот одно из них:

«Быть матерью солдата-срочника непросто. Твое сердце делится на две половинки: одна остается в груди, а вторая путешествует вместе с сыном: из военкомата в призывной пункт, с вокзала до места службы и дальше. Оно болит и тревожится чаще обычного: когда долго нет весточки, когда приходят тревожные вести из горячих точек, когда ждешь, что сегодня-завтра твой возмужавший ребенок будет лететь с парашютом на высоте птичьего полета.

Мой сын Денис никогда не мечтал о карьере военного, занимался музыкой, пел в городской капелле и церковном хоре и хотел поступить в духовную семинарию. Но после окончания промышленного колледжа попал в армию. Мы провожали его с Воронежского железнодорожного вокзала среди таких же родителей, девушек и друзей новобранцев. Этот солнечный июньский день остался в памяти на всю жизнь… То ли вздох, то ли стон охватил единым порывом людей, провожающих своих близких – все пришедшие на перрон плакали, не стесняясь, и махали руками вслед уезжающему составу, а в окошках вагонов мелькали лица призывников – лысых, в одинаковой одежде, с испуганными глазами.

«Что же такое армия, если детей провожают как на войну?» – думала я. Мне было страшно, потому что мой сын сделал свой первый серьезный шаг во взрослую жизнь.

Денис попал в 76-ю гвардейскую десантно-штурмовую Черниговскую Краснознаменную ордена Суворова дивизию. В тот самый легендарный 104-й полк, откуда ушла в бессмертие шестая рота, погибшая в ночь на 1 марта 2000 года в Аргунском ущелье. С большой радостью я узнала, что у сына есть возможность служить в псковском храме святого благоверного князя Александра Невского, что он познакомился с исключительным человеком – настоятелем храма протоиереем Олегом Тэором. Он окормляет, поддерживает псковское воинство, рассказывая в проповедях и беседах о подвижнической жизни лучших воинов – сынов древней Руси.

Так на земле псковской нарабатывается совершенно уникальный опыт тесного сотрудничества армии и Православной Церкви. В храме Александра Невского многие военнослужащие принимают Таинство Святого Крещения, венчаются со своими избранницами, крестят новорожденных и отпевают усопших. А перед парашютными прыжками служащие псковской десантной дивизии приходят в воинский храм, чтобы получить пастырское благословение.

У стен храма Александра Невского принимают присягу псковские военнослужащие. И во всех крестных ходах от храма хоругви и иконы торжественно несут солдаты, матросы и пограничники из частей, дислоцированных в Пскове.

Мне хочется глубоко, от всего сердца поблагодарить отца Олега за поддержку, которую он оказывает «птенцам», вылетевшим из домашнего гнезда. Он помогает новобранцам войти в колею, укрепить дух и обрести себя. Простите за патетику, но он стал духовным отцом моего сына. Денис его искренне любит. Благодаря ему он принимает участие в религиозных службах и праздниках, посещает святые места Псковской губернии, поет в церковном клире. А главное то, что он исполняет свой гражданский и христианский долг с радостью и светлой верой в сердце. Благодаря молитвам отца Олега он бросил курить и готовится поступать в Воронежскую духовную семинарию после службы в армии. На его счету уже семь прыжков с парашютом, он окреп физически и духовно».

Где хранится Ветхий Завет Николая II

Много духовных чад у священника и среди «штатских». «Меня не станет – будете ходить к отцу Олегу. Мы с ним одной крови» – так напутствовал своих духовных дочерей и сыновей в последние годы жизни старец Николай Гурьянов с острова Залит.

За молитвой и советом к отцу Олегу сегодня съезжаются не только со всей страны, но и из-за ее пределов. Иногда случается такой наплыв паломников, что они ночуют в храме. У отца Олега для этого случая припасены подушки и матрасы, которые расстилаются прямо на полу (благо, что размеры храма это позволяют). Многие потом возвращаются сюда снова и снова, чтобы потрудиться во славу Божию и пообщаться с таким удивительным священником.

Отец Олег исходил пешком весь Псковский край, он один из лучших знатоков его истории и святынь. И необыкновенный рассказчик. Ежегодно он проводит духовно-исторические Александро-Невские чтения. Издает материалы по истории Церкви и краеведению. Собрал уникальную библиотеку – более 40 тысяч книг на духовные и исторические темы. Она открыта для доступа всем желающим. Организовал при храме музей с уникальными реликвиями и документами. В самом храме хранится более 70 частиц святых мощей, личный Ветхий Завет императора Николая II, ряса святого Иоанна Кронштадтского, Евангелие, положенное в гроб святителя Иоанна Шанхайского при его похоронах и находившееся в гробе 28 лет.

Вместе со своими прихожанами и паломниками отец Олег собирает по камешку «Святой холм», место ему определено возле храма Александра Невского, на холме – крест. Здесь лежат камни, которые были подняты водолазами со дна реки Ижоры, с того места, где Александр Невский одержал свою первую победу. Здесь также земля и камни из Алапаевска, из Ганиной ямы, привезенные одним монахом из Екатеринбурга, из Левашевской пустыни под Питером, с Бутовского полигона под Москвой. Здесь же камни от разрушенных храмов. Сюда привозят камни и землю из родных мест и с мест гибели воинов Псковского гарнизона. Складывают под опалубку и камни с тех мест, где было явлено какое-либо чудо.

Протоиерей Олег Тэор вместе со своей общиной восстанавливает сразу несколько псковских храмов – это военно-морской храм святителя Климента Римского, а также колокольня со святыми воротами, храм Пантелеимона целителя и ряд других строений в бывшем древнем Пантелеимоновском монастыре. И храм Илии Пророка XV века в Выбутах, недалеко от Пскова, на родине святой княгини Ольги.

Сегодня этот православный приход остро нуждается в финансовой помощи благотворителей в деле восстановления уникального историко-архитектурного комплекса, относящегося к этому храму. Это – казармы Омского полка постройки начала XX века, которые признаны объектом культурного наследия регионального значения. Полк был сформирован когда-то самим Кутузовым и имел много славных побед. Для его расквартировки в Пскове были построены несколько добротных красивых домов. С началом революционных событий Омский полк был вынужден распасться. Сегодня о его славной истории напоминают лишь сохранившиеся в Пскове краснокирпичные здания казарм и штаба, и, конечно же, храм святого князя Александра Невского.

После реконструкции казарм Омского полка здесь откроется культурно-просветительский центр с воскресной школой, хоровыми классами, актовым залом, трапезной для паломников и детей из малоимущих семей. Сюда же планируется перевести библиотеку с общедоступным читальным залом. Также здесь расположится музей боевой славы, где будут находиться личные вещи, оружие, награды и портреты погибших псковских воинов.

Желающие помочь могут найти банковские реквизиты храма на сайте.

Елена Алексеева

О духовном наставнике, друге и сомолитвеннике

Настоятель храма святого благоверного великого князя Александра Невского в Пскове протоиерей Олег Тэор как никто знает историю Псковщины, ее святынь и подвижников. За плечами отца Олега две чеченские кампании и военная операция в Югославии. Он духовник легендарных псковских десантников, летчиков и пограничников – всего воинства западного форпоста земли Русской. На протяжении многих лет он был тесно связан узами духовной дружбы с отцом Николаем Гурьяновым.

– Отец Олег, как давно вы были знакомы с отцом Николаем Гурьяновым?

– До знакомства с подвижником мне довелось побывать в родных местах отца Николая Гурьянова. Вначале я трудился на его бывшем приходе в Самолве, там около храма похоронен его отец, Алексей Иванович. Позже побывал в другом святом месте – в поселке Кобылье Городище, где находится церковь Архангела Михаила, построенная в 1462 г. на месте братского захоронения русских воинов рати святого благоверного князя Александра Невского, павших в Ледовом побоище в 1242 г. Храму в этом году исполняется 650 лет. В этой церкви служил регентом отец старца, в ней венчались его родители и были крещены младенец Николай и три его брата. В этот храм он от дома в Чудских Заходах ходил пешком по болотам почти семь километров каждый день – служил пономарем, а потом псаломщиком.

Отец Олег Тэор

Прежде чем мы познакомились с отцом Николаем, он несколько раз через знакомых передавал, чтобы я к нему приехал. Наше знакомство состоялось в 1969 г. Я тогда еще прислуживал в Троицком соборе. В то время расписание катеров было таково, что на острове можно было пробыть не более полутора часов. В мой первый приезд батюшка примерно за 15 минут дал мне очень ценные рекомендации для диаконского служения, к которому меня готовили. Он не только заботливо объяснял и показывал все нужное для практики, но и меня просил все за ним повторять. И рассказал о моей судьбе, которая и сейчас идет по его предсказанию.

Дьяконом я стал на Вознесение Господне в 1970 г. и был им всего 10 дней, прослужил в этом сане в Свято-Успенском Печерском монастыре. А на Троицу в Пскове в Троицком соборе меня рукоположили во священника. Вокруг престола меня водил отец Иоанн (Крестьянкин).

– Как часто вы потом встречались с отцом Николаем?

– Внимание, которое проявил ко мне отец Николай в мой первый приезд, очень тронуло меня и надолго запомнилось. Я стал часто приезжать к отцу Николаю. Подолгу оставался у него, ночевал, старался все фотографировать. С конца 1970-х гг. стал ездить к старцу Николаю на остров Талабск, иногда виделись в Пскове в Троицком кафедральном соборе, где я служил в течение многих лет.

– А бывал ли батюшка в храме святого благоверного князя Александра Невского?

– Этот храм мы восстанавливаем с 1992 г. В нем отцу Николаю не удалось побывать, хотя восстановление храма и вообще все духовническое служение за последние годы его жизни проходили по молитвам старца.

Старец Николай с отцом Олегом Тэором

Помогал отец Николай и советами. Он не только мне лично говорил все, что нужно, но, бывало, и через кого-нибудь неожиданно передавал совет, как поступить. Батюшка чувствовал и прозревал все мои трудности. Подобных отцу Николаю я пока еще не встречал, хотя знаю много опытных духовников, у которых также получаю помощь в трудных случаях.

– Отец Олег, где вы служили после Троицкого кафедрального собора и не прерывалась ли у вас связь со старцем?

– Потом я служил в пятипрестольном храме Рождества Пресвятой Богородицы в селе Белая Дновского района. Из-за нехватки денег на ремонт церковь должна была закрыться, и отец Николай старался оказать мне посильную помощь, даже тогда, когда и сам не располагал средствами. Например, он смастерил и подарил в храм очень красивые лампады на цепях, искусно сплетенных из медной проволоки, всего около десяти. К сожалению, они не сохранились, так как я оставил их в том храме.

Церковь была холодной, и когда отец Николай узнал, что я служу в храме, где нет отопления, то подарил мне свою шубу – особую зимнюю рясу на меху с деревянными застежками. Мне, конечно, было дорого внимание святого человека. Позднее в храме мы установили восемь печей.

– Каким вам запомнился отец Николай?

– Батюшка был по-детски прост и чист, очень скромным и доверчивым, хотя и видел людей насквозь. Доверчивость эта исходила из его доброты и милосердия, из веры в то, что человек обязательно исправится, что все будет хорошо. Он всем подавал такую надежду на исправление. Даже самого горького пьяницу жалел. Увидит такого, подойдет и поговорит с ним или просто потреплет за волосы.

У него были больные ноги после заключения. Он и в тюрьме сидел, и дорогу строил до Ухты. На этом строительстве его придавило вагонеткой, и ноги были раздроблены. Подолгу ему со своими товарищами, как мученикам севастийским, приходилось стоять в ледяной воде. Все страдальцы умерли, выжил только отец Николай. Он говорил, что его согревала Иисусова молитва и он не чувствовал холода. А сколько потом батюшка выстоял на больных ногах литургий, сколько принял людей, стоя у калитки своего домика!

Остров Талабск или Залит

Батюшка был нестяжательным и очень воздержанным в жизни. Церковное хозяйство вел экономно, никогда ничего не выбрасывал. Сам все мастерил, пек просфоры. Всегда имел запас для богослужения: масло, кагор, свечи. Он с гордостью показывал мне поленницы дров, заготовленных для храма Святителя Николая на Талабске. Но при этом всегда помогал нуждающимся приходам.

Отец Николай был бережливым и экономил на всем, даже на бумаге. Писал письма на оборотной стороне использованной бумаги. У меня сохранились его письма ко мне, которые он непременно начинал словами «Боголюбезнейший отец Олег!», а заключал: «С любовью к вашим боголюбиям. Протоиерей Николай». Сам чинил свои брюки, которые носил. Всегда ходил в подряснике, который многократно подшивался и зашивался. Подрясник он никогда не снимал, даже когда поехал подлечиться в санаторий в Минеральных Водах. Представилась такая возможность. На него на курорте смотрели, конечно, с удивлением, но мирились, потому что сам Председатель Совета Министров СССР А.Н. Косыгин с высокой трибуны заявил, что священники тоже имеют право на отдых и лечение.

– Вы бывали на службах отца Николая Гурьянова?

– Бывал, и не раз. Присутствовал и на литургиях, а служил отец Николай красиво, хорошо, благодатно. Часто читал народу или говорил поучения.

Он любил церковный устав, любил служить, как в старину. Храм у него освещался только свечами и лампадами. По приезде в храм он сам срезал электрическую проводку. Любил повторять, что во всем надо знать меру, и в церковной службе тоже. Нельзя допускать, чтобы люди теряли сознание в храме от духоты и усталости, а время службы легко определяется по количеству оставшегося масла в лампадке.

Похороны батюшки Николая Гурьянова

Однажды во время проскомидии, на которой была гора записок, я спросил, сколько частичек вынимать из просфор. Он сказал, что в одной мучинке – миллион частичек. Много к нему ездило народу, оставляли записки, и всех он помнил, обо всех молился. Ходили к нему и мои мать и тетя. Как-то раз отец Николай показал тете записочку, которую она написала несколько лет назад. Значит, он все это время продолжал молиться о ее душе.

– Рассказывают, что отец Николай Гурьянов был очень музыкальным…

– Он очень любил и ценил красоту. Хорошо понимал искусство, поэзию, музыку. Прекрасно играл на фисгармонии, которая и сегодня стоит в его домике. Фисгармония – маленький орган, а поет, как гармонь. Он не только играл, но и красиво пел духовные песнопения. Для меня это было удивительным, потому что я особым голосом и слухом не отличаюсь. А отец Николай отличался, как и его три брата, погибшие во время Великой Отечественной войны.

Батюшка постоянно занимался на фисгармонии с певчими, это помогало им выучивать партии и развивало слух. До революции без слуха и без голоса в священники не рукополагали. Это уж потом, после истребления священства, начали рукополагать. Главным стала готовность человека взять на себя крест служения Господу.

Отец Николай сочинял удивительные стихи. Я всегда переживал, как бы они не пропали, потому что были напечатаны на машинке в одном экземпляре. Рад, что сейчас сборники его стихотворений увидели свет.

– На одной из фотографий отец Николай запечатлен, когда он носит ведрами воду для полива деревьев…

– Батюшка очень любил природу. Остров Талабск, на который батюшка прибыл в 1958 г., был пустынным, на него редко прилетали даже птицы, а отец Николай превратил его в сад. Он привозил или получал семена, саженцы из самых разных уголков страны. Сажал, ухаживал, поливал их, принося из озера сотни ведер с водой. Я не раз помогал ему носить воду для полива.

Любил подкармливать птиц. Полакомиться прилетали вначале синицы, потом воробьи, а после них голуби – все к своему часу. Птицы хорошо знали кота отца Николая и его не боялись, но улетали сразу же, если появлялся чужой кот.

Зимой под окнами батюшки всегда было развешано сало для птиц. Зная его любовь к птицам, ко всему живому, мы тоже приносили для них хлеб. Но от тех же птиц отцу Николаю приходилось спасать свои деревья, так как большие птицы садились на верхушки и ломали их.

– А вот еще фотография, где вы с отцом Николаем стоите около иконы Божией Матери. Что это за образ и из какого храма икона?

– Батюшка не любил фотографироваться. Первую фотографию с ним мы сделали в 1995 г., когда приехали на остров с певцом Яном Осиным, теперь заслуженным артистом России, а тогда чтецом нашего храма и моим помощником. Я готовил к изданию книги цикла «Описание чтимых икон и жития святых Псковской епархии или имевших отношение к Псковскому краю». В храме на Талабске есть чудотворная икона Божией Матери «Смоленская», известная как «Благодатное Небо». Эта икона находится в храме с момента его освящения в середине XIX в. На ней прежде была серебряная риза с позолотой, которую сняли с образа в годы богоборчества.

Отец Николай, прибыв на остров и увидев, в каком состоянии находится святыня, заказал в Вильнюсе в Свято-Духовом монастыре ризу для иконы. Делала ее золотошвейка матушка Тавифа. Она была тогда уже очень больна, но, по благословению батюшки отца Николая, стала шить. Два года ушло у монахини на работу, и, хотя она была почти слепа, в 1960 г. вышила прекрасную ризу, а затем почила в Бозе.

– Рассказывают о необыкновенной прозорливости старца Николая…

– Да, меня удивляла его прозорливость. Он многое предвидел. Например, был такой случай. Отец Николай всегда помнил о смерти, готовился к ней, часто говорил на эту тему и наказывал, в чем его следует похоронить. Однажды он пообещал своей духовной дочери, что она будет на его похоронах. Другая, по имени Антонина, тут же заявила:
– И я буду, батюшка. Обязательно приеду.

А он так прикровенно и говорит:
– Да нет, ты дома будешь.

И оказалось, что эта Антонина умерла раньше отца Николая, а та, которой было обещано присутствовать на похоронах, действительно там была. И мне батюшка тоже говорил, что я его похороню. Так и вышло.

Сейчас я по-прежнему чувствую его молитвенную поддержку. Бывает, что когда его поминаю, мне идет помощь.

Отец Николай имел и дар исцелений. Молитва его была очень действенной. Одна его духовная дочь тяжело заболела, ощущала сильную слабость, лицо ее стало бледным, прозрачным. Врачи обнаружили у нее рак. На работе ей приходилось иметь дело с вредными для здоровья химикатами, и врачи рекомендовали ей уволиться. Но отец Николай не благословил, и больная послушалась. Прошло уже много лет, а она, по молитвам батюшки, поправилась и жива до сих пор.

Когда я сильно заболел, отец Николай тоже уверил меня, что Господь исцелит. И действительно, я выздоровел.

– Вы говорили, что были на похоронах старца Николая Гурьянова. Как вы узнали о его смерти?

– С отцом Николаем мы были близки до конца его жизни. Но последние келейницы не пускали меня к нему. Паломники, которые приезжали на Псковщину, часто просили меня благословить на посещение отца Николая Гурьянова. Я, конечно, их благословлял. А келейницы на меня обижались и грозили даже пожаловаться Патриарху. Я им тогда сказал, что если они не пускают к отцу Николаю, то пусть поставят на острове шлагбаум.

Так же самоуправно келейницы повели себя и после смерти батюшки. В течение нескольких часов они не сообщали никому, что батюшка преставился. Потом все же позвонили кому-то в Москву, и оттуда мы узнали, что отец Николай умер. Некоторые священники поехали сразу на остров, в течение ночи подготовили склеп, в который потом был опущен гроб с телом батюшки. Я приехал на Талабск утром.
Келейницы даже по отношению к митрополиту Евсевию вели себя вызывающе, не хотели его пускать. Без благословения Церкви они протоиерея Николая сделали святым, написали иконы. Но мы, как верные чада Русской Православной Церкви, пока нет его прославления, должны служить по нему панихиды. Так было и со святым праведным Иоанном Кронштадтским, который скончался в 1909 г., а был прославлен в лике святых только в 1990 г. А сколько было отслужено панихид по святому преподобному Серафиму Саровскому (+1833) до времени его прославления в 1903 г.!

В голове у батюшки похоронена его мама Екатерина Степановна, которую он любил бесконечно. А в ногах стоит православный крест.

На кладбище в Талабске захоронен также праведник Михаил, который встретился с будущим старцем еще в 1920 г. и предсказал его высокое предназначение. Там же нашел упокоение юродивый Михаил, который носил тяжелейшие вериги и, встретив 11-летнего Коленьку, который заехал на Талабск с настоятелем Ильинского храма в Кобыльем Городище, дал ему большую просфору. До конца своей жизни отец Николай досматривал могилку и молился праведнику.

– В чем святость отца Николая Гурьянова?

– Все, что делал отец Николай, было направлено на спасение людей. Он всех любил и жалел, покрывая любовью и тактом людские немощи. Обличая, батюшка часто шутил или говорил иносказательно. Бывало, чтобы указать на чей-то грех или кого-то наставить, он пел духовные стихи на нужную тему. Даже когда угощал гостей, не обходился без каких-то скрытых намеков или наказов. В последние годы все почему-то сахарным песком угощал. Зачерпнет ложечкой из сахарницы и даст, потом еще раз.

Батюшка старался привить своим чадам память о смерти. Говорил, что если бы люди знали, что им уготовано, то они вели бы себя по-другому. Часто он для вразумления и наглядности показывал гостям икону Страшного суда, объясняя ее и напоминая о возмездии за грехи. Наставлял очень убежденно, с евангельскими примерами. Это многих отрезвляло, заставляло задуматься и всегда помнить о смертном часе.

Батюшка был верным служителем и послушным сыном Русской Православной Церкви, строгим исполнителем ее уставов, хранителем догматов. Он был исповедником Христовым и противником смут и расколов.

Его святость ощущалась во всем – в жизни, в молитвах, в делах. Поучал всегда с любовью. Всегда. И люди чувствовали его любовь и молитвенную поддержку.

И я тоже чувствую.

Как книга привела к вере

Протоиерей Олег Переверзев, настоятель Введенской церкви г. Вязьма

В 1991 году мы вместе со своей девушкой попали под машину. За рулем был парень в состоянии алкогольного опьянения… Мне тогда было 19 лет всего, но нагрешить за эти годы я успел немало. Меня снесло, подруге задело ногу. Машина была не легковая – ГАЗ-53, так что собрали меня с трудом. И вот уж передумать всю свою бурную молодость выпало мне много времени на больничной койке. Как только я пришел в себя после операции, ко мне в палату стал наведываться следователь за показаниями. А в это время моя мама находилась на лечении в одном из курортов Кабардино-Балкарии. Узнав о том, что случилось, она поспешила вернуться, не докончив курса лечения. Когда она ехала в поезде, к ней заглянули молодые люди и предложили в подарок маленькую книжку в клеенчатой темно-синей обложке… Новый Завет, издательство «Гедеоновы братья» (многие, наверное, помнят такое издание). Не заезжая домой, мама по прибытии поезда, сразу пришла ко мне и положила на тумбочку эту книжку.

Я верил в Бога. Но не жил так, как Он учил. Для меня эта вера была даже неким модным «прикидом». Да и о заповедях евангельских я слышал краем уха (сами знаете, чему нас в школе учили)… Это было 6 июня 1991 года, когда я начал чтение Священного Писания. И, конечно же, я прочитал и то место, где Христос говорит: «Если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших»… До прочтения этих слов мне очень сильно хотелось справедливости. Я даже мечтал и фантазировал о том, как этот парень загремит у меня лет эдак на пять, и услаждался этими фантазиями. Теперь будто что-то переключилось внутри меня. Мои согрешения… И мне захотелось вдруг простить. Даже не из-за страха самому быть не прощеным, а потому что возникло желание сделать добро в противовес этой никому не нужной «справедливости». Просто простить, без условий.

Следователь удивился. Удивились и многие мои родные и знакомые. А мне было хорошо и свободно. На следующий год мы с подругой повенчались, а еще через три года я стал священником. Да, в 23 года. У нас двое детей, большой приход. Слава Богу!

Паломническая поездка в Псков. Встреча с о. Олегом Тэором

В Псков мы попадаем каждый раз, когда направляемся в Печоры. Но вначале мы проезжали его, направляясь прямо в Печоры. Позднее мы оценили благодать этого святого города.

Однажды я пила чай с настоятелем Софийского собора в Новгороде протоиереем Анатолием Малининым. Я рассказала ему, как паломники любят Новгород. Сам он был родом из Пскова и сказал мне: «Что Новгород, здесь только пять действующих храмов, а в Пскове четырнадцать». Это было давно. Теперь многое изменилось, и паломники полюбили Псков. Мы всегда посещаем Троицкий собор. Это один из самых красивых храмов в России. В Пскове очень много старинных церквей, а вокруг Пскова столько святынь, что перед каждой поездкой задумываешься, что посетить на этот раз. Но есть одно место, куда мы всегда стремимся. Это храм Александра Невского. Храм был построен для военных в начале ХХ века. Он и сейчас военный храм. Настоятель этого храма протоиерей Олег Тэор. Это замечательный священник, которому старец Николай с острова Залита завещал принять старчество. Он говорил: «Меня не будет — будете ходить к отцу Олегу».

Вот уже 17 лет мы ездим к нему покаяться в грехах, получить мудрый совет. Здоровье у отца Олега слабое, но вы никогда этого не увидите. Внимательный и доброжелательный, он всегда найдет нужное слово для каждого человека. Одна паломница при мне вышла обиженная на отца Олега. Она ненавидела свою невестку и надеялась, что отец Олег примет ее сторону, а он сказал ей только «Иди и молись».

Отец Олег всегда окружен молодежью. В храме Александра Невского поют два детских хора, много детей посещают воскресную школу. Но особенно много вокруг него солдат из Псковской десантной дивизии. Отец Олег для них как отец, к которому они все тянутся. Во время чеченской войны Отец Олег сам побывал в Чечне, он духовно поддерживал солдат. Сохранилось много фотографий его пребывания на Кавказе. При храме Александра Невского есть музей, где выставлены фотографии всех погибших на войне в Чечне. Смотреть на эти снимки очень тяжело, одно утешение, что Господь их не оставит. Отец Олег рассказывал мне, как тяжело ему было, когда вскоре после его поездки на Кавказ, ему привезли из Чечни 72 гроба для отпевания.

Я знакома с отцом Олегом вот уже 17 лет. Когда я впервые попала в храм Александра Невского, он был просто в жалком состоянии. Крыша текла, намокшая штукатурка грозила свалиться на головы молящихся. Из алтаря во время дождя выносили до 80 ведер воды. Храм этот был вымолен отцом Олегом и прихожанами. В годы безбожия это был военный склад, и военные не спешили расставаться с церковным имуществом. Верующие каждый день в течение месяца обходили его крестным ходом, и каждый день служили акафист Божией Матери. Сейчас это прекрасный храм, полностью восстановленный и снаружи и изнутри. Я была свидетелем, сколько труда это стоило, как трудно было собрать средства на восстановление. А ведь это не единственный храм, который восстановил отец Олег. Храм в Выбутах на родине св.Ольги, еще не так давно был в запустенье, а теперь в нем регулярно проходят службы.

Живет отец Олег в маленьком домике возле церкви. Этот дом забит разными нужными вещами: строительными материалами, книгам и, одеждой для нуждающихся, так что пройти можно с трудом. Еле место для спанья остается. Однажды мне сказали: «Проходите, Вас батюшка ждет в бане» Честно говоря, я была несколько смущена таким приглашением. Но баня, пристроенная к домику, оказалась совсем сухая, там было очень тепло и тихо, и можно было спокойно поговорить. В доме у батюшки всегда многолюдно. Добровольные помощники окружают его. Он, как генерал, раздает всем поручения, постоянно звонит телефон. А для себя у него нет времени. Живет он очень скромно. Квартира, выделанная ему, давно превратилась в гостиницу для людей, приезжающих к нему издалека. А едут к нему из разных концов. Недавно мы познакомились с женщиной, приехавшей из Ямало-Ненецкого округа и с группой паломников из Белоруссии. И что удивительно для всех готов и стол, и дом. Люди вокруг отца Олега всегда очень дружелюбны и гостеприимны. Каждая встреча с ним — это праздник для души.

Псковский воинский храм

Храм святого благоверного князя Александра Невского — постройка нашего мятущегося века. Возведенный в 1908 г. Омским пехотным полком, в 1924 году он подвергся богоборческому надруганию, как и многие храмы России. Обезглавленный, лишенный колокольни, он стал тогда солдатским клубом, а затем складом.
Бывшая церковная постройка, обезличенная, словно кирпичная коробка, постепенно ветшала и разрушалась. И лишь по прошествии многих десятков лет, в 1992 г., здание было, наконец-то, возвращено Православной Церкви. Промыслом Божиим случилось это ровно через 750 лет после Ледового побоища дружины благоверного князя Александра Невского с иноземными захватчиками на земле псковской.
По-видимому, так же промыслительно настоятелем храма, носящего имя прославленного защитника Святой Руси, стал человек, прежде сам прошедший воинскую службу, ратующий за дело возрождения России, ее славных традиций и ее славного воинства.
Протоиерей Олег Тэор глубоко убежден в необходимости укрепления армии России. Не для агрессивных, захватнических целей, а для защиты Отечества, охраны его рубежей, для обезпечения покойного существования мирных тружеников, детей и стариков. Веря в возрождение россий-ской армии, отец Олег все свое время и силы посвящает этому служению. Настоятель воинского храма неустанно окормляет псковское воинство, рассказывая в проповедях и беседах о по-движнической жизни лучших воинов — сынов древней Руси. И в настоящее время на земле псковской имеется примечательный опыт тесного сотрудничества армии и Православной Церкви.
После того, как храм возвратили Церкви, на призыв пастыря помочь в его возрождении откликнулись воинские части. И за короткий срок храм вернул свое изначальное благолепие. Вновь засверкали его купола, и уже раздается мелодичный звон колоколов. В реконструкции храмовой постройки помогли уцелевшие фотографии. И храм был воссоздан заново — таким, как был прежде.
Руками военных возрождается церковь постройки XV века в приходе Выбуты — на земле, являющейся родиной святой равноапостольной княгини Ольги. Недавно отец Олег был назначен настоятелем и этого храма, храма Илии Пророка. На месте, где, по преданию, стоял дом, в котором родилась княгиня Ольга, было установлено — с участием военных — памятное изображение иконы.
Военные не отказывают в помощи и любому другому псковскому храму, помогают и монастырю на Снятной горе. Теперь сотрудничество Армии и Церкви в древнем городе Пскове стало делом привычным и естественным. Но самый тесный контакт у военных по-прежнему с храмом Александра Невского. В нем некрещеные принимают Таинство Святого Крещения; военнослужащие венчаются со своими избранницами, крестят новорожденных и отпевают усопших. А перед парашютными прыжками служащие псковской десантной дивизии приходят в воинский храм, чтобы получить пастырское благословение. С течением времени военнослужащие все глубже осознают важность Божьего заступничества в жизненно важных делах.
В прошлом году в Пскове состоялись крупнейшие учения, которые проходят по традиции раз в 20 лет. И во всех действующих псковских храмах и монастырях были заказаны молебны о здравии. В тот день на площадке приземления присутствовали Архиепископ Псковский и Великолукский Евсевий и наместник Псково-Печерского монастыря отец Тихон . Дул очень сильный порывистый ветер — 18 метров в секунду. Уже при порывах 8 метров в секунду у участников прыжков порой случаются серьезные травмы — переломы рук и ног. И в этот раз из-за вроде бы незначительной ошибки штурманов, работавших в условиях сильного ветра, сброшенная на парашютах техника стала падать прямо на трибуны, заполненные людьми. Была дана команда срочно эвакуировать всех. Но в этот момент Владыка Евсевий сам бросился на трибуны. Его горячая молитва чудесным образом изменила создавшуюся ситуацию. И на тех учениях никто из людей не пострадал.
В том же 1998 году, при освящении в воинском храме оружия десантной дивизии, произошло необычное явление природы. Когда командир полка последним поднимался по ступеням храма, неожиданно раздался сильный раскат грома и в небе сверкнула яркая молния. Произошло это, к общему удивлению, в феврале, в последний день зимы, когда шел снег при сильном ветре.
Но в момент освящения оружия выглянуло солнце. И уже потом на весь день установилась ясная солнечная погода.
В скорбные для России годы чеченской войны многие из военных пришли к вере и надели кресты. В чечен-ском кровопролитии сильно пострадала псковская десантная дивизия. И недалеко от храма Александра Невского был воздвигнут и освящен памятник всем воинам, погибшим уже после Великой Отечественной войны. А пока в Чечне шла война, в воинском храме неустанно служились молебны о здравии живых и упокоении усопших солдат-псковичей.
Сравнительно недавно, впервые после Великой Отечественной войны, одному из полков псковской десантной дивизии было присвоено звание выдающегося полководца древней Руси — св. благоверного князя Александра Невского. В этом же полку была возрождена прежняя дореволюционная традиция — офицерское собрание.
Как в былые времена, ныне у стен храма Александра Невского принимают присягу псковские военнослужащие. И во всех крестных ходах от храма св. Александра Невского хоругви и иконы торжественно несут солдаты, матросы и пограничники из частей, дислоцированных во Пскове.
При воинском храме работает обширная библиотека. Есть музей. Одним из ценнейших его экспонатов является Библия, некогда принадлежавшая императору Николаю II, с карандашными пометками, сделанными его рукой. Библия была найдена в вагоне поезда, в котором последний русский Царь во имя спасения Отечества подписал роковой манифест отречения от престола. В музее представлены экспонаты церковно-армейской тематики. Многие безценные реликвии, хранящиеся в нем, были собраны настоятелем воинского храма отцом Олегом Тэором.
Батюшка позаботился и о воскресной школе для детей. Надеется он создать и богадельню, для которой уже сейчас собираются вещи. Много еще задумок у воинского пастыря. О том, как отец Олег пришел к своему служению, он рассказывает следующее.
— Родился я в 1944 году в православной эстонской семье. Примером в вере была для меня моя тетя, которая молилась и по ночам. С детства мне нравилось ходить на службы в Божии храмы. И уже смолоду захотелось стать священником. Я мечтал, что тогда удастся уберечь еще один православный храм от закрытия. Ведь в то время, если священник по старости лет выходил за штат, то храм, где он служил, как правило, закрывали вовсе.
Когда я вырос, то учиться на священника меня не взяли, так как прием в подобные учебные заведения тогда был ограничен и строго контролировался властями. Учился я позже, заочно. А до этого трудился в храме, выполняя различные работы. Впоследствии жизнь свела меня с удивительным подвижником современности — отцом Николаем Гурьяновым, служившим священником в Николь-ской церкви на острове Залит.
Как-то один знакомый человек сказал мне, что отец Николай хочет встретиться со мной. В ту пору я еще не был священником, и случилось это лет тридцать назад. Когда я приехал на остров, то всего за 15 минут старец открыл мне несравнимо больше того, чему меня учили долгое время, во многом наставил меня на путь истины.
Предсказал он мне в жизни и встречи с некоторыми людьми. О ком-то предостерегал, говоря: если встретишь человека с таким-то характером и поведением, то сторонись его. По прошествии времени похожий человек в моей жизни обязательно появлялся и постепенно проявлял себя так, как предрекал прозорливый старец.

Давая жизненно необходимые советы, отец Николай говорил и о том, что ожидает меня в будущем. Поведал он и о дне своей кончины.
В этом году старцу Николаю исполнилось 90 лет. И хочется сказать всем, кто почитает и любит его, чтобы молились о его здравии. И тогда Господь по Своей милости, быть может, продлит дни его земной жизни. Чтобы старец, имеющий великий Божий дар и большой жизненный опыт, мог еще какое-то время окормлять нас.
Прожив долгую жизнь, отец Николай всегда добросовестно, по-христиански исполнял свое служение. В его храме необыкновенная чистота и благолепие. Он всегда требует бережного отношения к церковным предметам. Глубоко чтит православные святыни и ждет от других бережного и благоговейного отношения к ним.
Он всегда очень радовался, когда к нему приезжали. Любил встречать и угощать всех. Но время тогда было опасное, и за подвижническую деятельность его преследовали власти. Не раз писали на него доносы местные недоброжелатели. Тогда доносы писали на всех священнослужителей, писали и на меня.
Учитывая сложную ситуацию тех лет, стараясь не навредить старцу, мы, его духовные чада, сообщались с ним в основном через письма, пересылаемые с некоторыми людьми. Но порой, еще не зная о моих делах, отец Николай через незнакомых людей передавал, как мне поступить в том или ином случае. Имея необыкновенный дар прозорливости, он всегда в курсе моих дел.
Бывало, возникали спорные ситуации. Но, поступая, как советовал старец, я всегда убеждаюсь в его правоте. Хотя порой дело начиналось и с неприятностей, но потом, по молитвам старца, все обязательно завершалось благополучно.
В общении с людьми отец Николай любит пошутить. А иногда на вопросы он дает иносказательный ответ. Не раз он спрашивал меня, пишет ли мне моя мама, хотя хорошо знал, что ее уже нет в живых. Как немногие из людей, старец глубоко осознавал, что жизнь не прекращается за гробом. И порой умершие действительно посылают нам из своего мира весточки.
Как-то я собрался ехать в Петербург, на прославление праведного Иоанна Кронштадтского. Моя мама тоже хотела поехать со мной, но вдруг серьезно заболела и осталась дома. Перед отъездом я посетил отца Николая, и он успокоил меня, сказав, что мама будет жива. Вскоре я побывал у блаженной Любушки в Сусанино, под Петербургом. И от нее услышал те же самые слова. На следующий день в Иоанновском монастыре на Карповке за маму на литургии вынимали частичку. Потом я узнал, что именно в это время она скончалась. Получается, что те, кому было попущено Свыше знать волю Божию, сообщили мне о вечной неземной жизни моей матери.
Однажды меня хотели перевести в другую епархию, но об этом еще никто не знал. И снова от отца Николая пришли и передали его наказ: «Пусть отец Олег из Пскова никуда не уходит». К тому времени храм Александра Невского вернули верующим, и меня, оставив в Пскове, назначили его настоятелем. А до этого я двадцать лет прослужил в Троицком соборе.
Связь с отцом Николаем, его невидимое духовное водительство укрепляют меня все эти годы. В общении он неизмеримо глубже разъяснил мне суть Православной веры. А пример его самоотверженного, самоотреченного подвижнического труда указал мне путь истинного пастырского служения.
Волей Божией отцу Олегу суждено было стать воинским пастырем и в наше смутное время возрождать былые традиции православного воинства Святой Руси. И труды пастыря оказываются не напрасными. Словно в подтверждение этому явленное во второй день Успенского поста 1998 года, накануне больших маневров Псковской воздушно-десантной дивизии, неоспоримое чудо. В храме Александра Невского, на стекле киота иконы Успения Божией Матери был замечен отчетливый нерукотворный отпечаток этой иконы. Примечательно то, что стекло не прилегало к иконе вплотную, а находилось на расстоянии нескольких сантиметров от нее.

Фото автора.

Наталья Седова 19.08.1999