ОПК в школе

Методические материалы

А.В. Кураев «Основы православной культуры» Учебное пособие для общеобразовательных учреждений для 4-5 классов

Методические материалы Г.А. Обернихина. Методическое пособие для учителя (поурочные разработки к учебнику А.В. Кураева «Основы православной культуры»)

Сообщество преподавателей курса ОПК (поурочные разработки) Много притч!

Сборник методических материалов подготовлен студентами Миссионерского института 3 курса 2017 год в помощь учителям, преподающим модуль «Основы православной культуры» в 4 классе по учебно-методическому комплексу (далее – УМК) А.В. Кураева издательства «Просвещение». по ссылке: уроки ОПК студентов

Урок №1 Россия – наша Родина

Урок от Праволимпа

Конспект и презентация к уроку
Презентация

Урок № 2 Культура и религия

Урок от Праволимпа

Конспект урока

Презентация

Урок № 3 Человек и Бог в православии

Урок от Праволимпа

Презентация

Урок № 4 Православная молитва

Урок от Праволимпа

Презентация

Закон Божий. О молитве

Мф «Отче наш»

Урок № 5 Библия и Евангелие

Урок от Праволимпа

Закон Божий. Священное писание. Библия

Презентация по МХК

Презентация и текстовое сопровождение

Разработки уроков

Урок № 6 Проповедь Христа

Урок от Праволимпа

Презентация

Закон Божий:

  1. Нагорная проповедь
  2. Нагорная проповедь
  3. Нагорная проповедь

Урок № 7 Христос и Его крест

Урок от Праволимпа

Презентация

Что изображено на Голгофском Кресте

Урок № 8 Пасха

Урок от Праволимпа

Презентация
Урок о посте. Журнал «Покров» с. 26
Урок № 9 Православное учение о человеке

Урок от Праволимпа
Презентация
Урок № 10 Совесть и раскаяние

Урок от Праволимпа
Презентация
Урок из журнала «Покров» с.22
Урок № 11 Заповеди

Урок от Праволимпа
Презентация
Закон Божий. О заповедях.
Урок № 12 Милосердие и сострадание

Урок от Праволимпа
Презентация
Евангельские сюжеты о милосердии в изобразительном искусстве
Урок из журнала «Покров» с. 24
Урок № 13 Золотое правило этики

Урок от Праволимпа
Презентация

Урок из журнала «Покров». с.13
Урок № 14 Храм

Урок от Праволимпа
Презентация
Устройство православного храма
Урок № 15 Икона

Урок от Праволимпа
Презентация
Урок № 16 Творческие работы учащихся

Урок от Праволимпа
С сайта Интевики
Урок № 17 Подведение итогов

Урок от Праволимпа
Урок 18 Как христианство пришло на Русь

Урок от Праволимпа
Презентация
Урок 19 Подвиг

Урок от Праволимпа
Презентация
Урок 20 Заповеди блаженств

Урок от Праволимпа
Презентация
Урок из журнала «Покров» с. 22
Урок 21 Зачем творить добро?

Урок от Праволимпа
Презентация
Урок 22 Чудо в жизни христианина

Урок от Праволимпа
Презентация
Урок 23 Православие о Божием суде

Урок от Праволимпа
Презентация
Урок 24 Таинство Причастия

Урок от Праволимпа
Презентация
Урок 25 Монастырь

Урок от Праволимпа
Презентация
Урок 26 Отношение христианина к природе

Урок от Праволимпа
Презентация
Урок 27 Христианская семья

Урок от Праволимпа
Презентация
Урок 28 Защина Отечества

Урок от Праволимпа
Презентация
Урок 29 Христианин в труде

Урок от Праволимпа
Урок 30 Любовь и уважение к Отечеству

Урок от Праволимпа
Урок 31 Итоговый

Урок от Праволимпа

Минобрнауки: основы православной культуры не станут обязательным предметом

«Отдельная программа «Православной культуры», рассматриваемая в настоящее время федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию, вносилась не министерством и не является инициативой министерства», — подчеркнули в Минобрнауки. Там пояснили, что первоначально программа поступила на рассмотрение от РПЦ в Российскую академию образования летом 2016 года, была рассмотрена федеральным учебно-методическим объединением и отправлена на доработку. Авторами программы являются Игорь Метлик и Герман Демидов.

В министерстве напомнили, что в обязательной учебной программе сейчас модуль «Основы православной культуры» присутствует как один из модулей курса «Основы религиозных культур и светской этике», предназначенного для учащихся четвертых классов. В состав курса входят шесть модулей: основы светской этики, основы православной культуры, основы исламской культуры, основы буддийской культуры, основы иудейской культуры, основы мировых религиозных культур.

«Учащиеся и их родители в начале учебного года самостоятельно выбирают любой из модулей для изучения, и министерство не будет отходить от предоставления самостоятельного выбора», — сообщили в Минобрнауки, добавив, что с 2015 года ведомство проводит масштабное исследование качества преподавания курса в школах России в том виде, в котором оно реализуется сегодня – в рамках программы четвертого класса: анализируется учебная литература курса, его эффективность в образовательном аспекте, качество подготовки учителей.

Глава информационной службы синодального отдела религиозного образования и катехизации Московского патриархата иеромонах Геннадий (Войтишко) подтвердил РИА Новости, что «ни о какой обязательности курса «Православная культура» речи не идет и идти не может». Как пояснил Войтишко, существующая в федеральном государственном образовательном стандарте предметная область «Основы духовно-нравственной культуры народов России» «не предполагает обязательности модуля в рамках этой предметной области». «Школы сами самостоятельно определяют, какие программы им реализовывать в рамках данной области. Конечно же, школы принимают решение на основании мнения законных представителей детей – родителей», — отметил священник.

Ранее в РПЦ обращали внимание, что хотя в федеральный образовательный стандарт включена предметная область «Основы духовно-нравственной культуры народов России», однако она до сих пор «ничем не наполнена», и разработка примерной программы по православной культуре «является исполнением того, что должно было быть уже давно сделано». Подобные программы, возможно, будут разработаны и представителями других традиционных религий РФ, отмечали в патриархии.

«Можно говорить о предполагаемой попытке ликвидации возможностей воспитания детей с учетом мировоззренческих и культурных потребностей семьи ребенка в государственных и муниципальных общеобразовательных организациях» — такой резкий вывод содержится в заявлении Синодального отдела религиозного образования и катехизации РПЦ (оно опубликовано на сайте «Православное образование»)

Обращено это заявление к министерству просвещения. О чем речь?

Из проекта Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) начального общего образования, который сейчас вывешен для обсуждения на официальном сайте regulation.gov.ru, исчезли четыре из шести модулей, которые сегодня входят в предмет «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ). Это «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы иудейской культуры» и «Основы буддийской культуры». Остались только «Основы светской этики» и «Основы мировых религиозных культур».

Мало того, отмечается в заявлении, в проекте стандартов основной ступени – а это с 5 по 9 классы – преподавание предмета «Основы духовно-нравственной культуры народов России» вообще не предусмотрено.

Почему так? Может, составители стандартов эти модули просто забыли? Вряд ли. Логика тут понятна. Дело в том, что курс ОРКСЭ задумывался как курс, который изучает историю религий, их особенности — чтобы стать мостиком между представителями различных религиозных конфессий. Но в нынешнем виде свою задачу, по сути, он не выполняет. По данным мониторинга Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, в 2016 году 43 % семей выбрали «Основы светской этики» — то есть вообще отказались углубляться в историю и культурологические особенности традиционных для России религий. Еще 18 % предпочли «Основы мировых религиозных культур».

А вот с распределением других модулей вышла интересная картина. Как сообщается в заявлении Синодального отдела, «в текущем учебном году Основы православной культуры для своих детей выбрали почти 40% родителей. В некоторых областях Центрального и Южного федеральных округов — более 80%». То есть в регионах, где население в основном исповедует православие, семьи выбрали «свой» предмет. То же самое происходит в регионах с преимущественно мусульманским населением. Там все учат «Основы исламской культуры». Что, понятно, укреплению понимания между ребятами, чьи семьи исповедуют различные религии, не способствует. А, напротив, укрепляет различия, разделение: мы – такие, а они – другие. Выбрать здесь другой модуль, отличный от того, который выбрало большинство, очень сложно.

Когда вводили ОРКСЭ, тогдашнее министерств образования и науки постоянно подчеркивало: это предмет культурологический. Его задача познакомить школьников с основами всех традиционных религий, их историей. Рассказать о нравственных нормах, заложенных в религии. Познакомить с историей и культурой России, которые, естественно, многие века основывались на религиозных канонах.

И тут логичнее, конечно, было бы вообще создать один обязательный курс — «Основы традиционных религиозных культур Российской Федерации». Курс, который объединял бы страну, помогал налаживать взаимопонимание между ребятами, исповедующими различные религии, и школьниками из атеистических семей. Объяснять, что все мы – граждане одной великой страны и, несмотря на различия в мировоззрении, являемся ее патриотами и заинтересованы в ее культурном, нравственном развитии. И разрабатывать его должны бы вместе представители различных религиозных организаций.

А курс светской этики может быть параллельным, он не должен заменять курс, который знакомит с особенностями традиционных конфессий.

Курс ОРКСЭ был введен в наших школах десять лет назад. Но и сейчас есть серьезные нарекания на уровень его преподавания. В разных школах его ведут разные учителя – от тех, кто работает в начальной школе до предметников-биологов, историков, географов – в общем, тех, кто смог взять на себя дополнительную нагрузку. Подготовить точные, современные учебники по этому предмету тоже не особенно получилось. А в некоторых регионах вообще преподают по учебникам, написанным местными авторами. В общем, курс нуждается в серьезной доработке. И он должен стать не просто неким дополнительным занятием на 34 урока в конце 4 класса, а, наверное, одним из основных в современной школе. Он должен быть связан с другими предметами – литературой, историей, музыкой, изобразительным искусством, мировой художественной культурой, обществознанием.

Вполне возможно, такой интегрированный курс и должен называться «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (о нем упоминается в заявлении). Но его и в нынешнем стандарте нет. И разработка его – дело не одного года.

В общем, история с ОРКСЭ непростая. Его обязательно нужно сделать интересным, современным и добиться того, чтобы школьники понимали насколько он важен для их будущей жизни и для укрепления единства страны.

КСТАТИ

Каждую неделю в подкасте «Родительский вопрос» Радио «Комсомольская правда» Александр Милкус и Дарья Завгородняя говорят о проблемах образования: как справиться с поборами в школах, надо ли задавать домашку, как помочь ребенку полюбить чтение, нужен ли педагогу опыт работы в советской школе и, наконец, самое любимое — почему родители учат учителей, как им учить детей. Подписывайтесь на новые выпуски в Apple Podcasts и Google Podcasts и слушайте, когда удобно!

Что делать, если вашего ребенка принуждают изучать «основы православной культуры»

В соответствии распоряжением правительства, с 2012-2013 учебного года во всех общеобразовательных учреждениях Российской Федерации введен обязательный для посещения курс «Основы религиозных культур и светской этики» для 4-5 классов.

Курс «Основы религиозных культур и светской этики» содержит 6 модулей:

  • Основы светской этики;
  • Основы мировых религиозных культур;
  • Основы православной культуры;
  • Основы исламской культуры;
  • Основы иудейской культуры;
  • Основы буддийской культуры.

В соответствии с приказами Минобрнауки, каждый учащийся должен изучать один из шести модулей, причем учащимся (точнее, их родителям) гарантируется свобода выбора.

Как на деле может выглядеть «выбор» модуля

В мытищинской школе, в которой учится наша дочь, свободный выбор модуля решили не предоставлять, приняв решение изучать только «Основы православной культуры».

На родительском собрании нам сказали, что выбор модуля ОПК уже осуществлен, причем не в школе, а выше, и «ничего сделать нельзя». Мы так не считали и не согласились с предложением «просто не ходить на занятия, если вас это так задевает». Мы написали довольно жесткое письмо, и с ним отправились поначалу к директору — чтобы дать школе шанс самой навести порядок, не обращаясь с жалобами в Минобр и прокуратуру.

Параллельно мы разместили свое письмо в сети (http://bellabs.livejournal.com/12410.html и http://ru-antireligion.livejournal.com/8792873.html), поскольку полагали, что подобные нарушения закона могут быть массовыми. Результат существенно превзошел наши ожидания: около 400 комментариев, больше сотни перепостов, попадание в топ-20 блогосферы, письма и звонки из СМИ, ссылки от популярных блогеров и т.п. — тема оказалась чрезвычайно актуальной.

Прочтите наше письмо, а затем мы расскажем о том, что в итоге получилось.

Директору МБОУ СОШ №10 г. Мытищи…

от…, родителей ученицы 4Б класса…

На родительском собрании 5 сентября 2012 г. всем родителям была выдана для подписи официальная бумага следующего содержания:

Мы отметили в документе свое несогласие с принудительным выбором модуля «Основы православной культуры», указав на желание обучать ребенка основам светской этики.

Внимательно изучив официальное учебное пособие «Основы православной культуры», написанное священнослужителем РПЦ А.В. Кураевым, мы убедились, что в нем общекультурные рассуждения и общепринятые этические нормы смешаны с навязыванием религиозной идеологии в миссионерском ключе (концепция первородного греха, бог как творец всего сущего, религия как основа этики и т.п.). Сам Кураев называет подобную тактику «агрессивным миссионерством»: «Агрессивное миссионерство — это просто впечатывание в чужой текст нужных мне смыслов». В учебнике не определено понятие «религиозная культура» и вместо нее вводится религиозная доктрина, приводящая к подмене культуры вероучением.

Вне зависимости от личности преподавателя и его личного отношения к предмету, стилистика учебного пособия позволяет однозначно трактовать модуль «Основы православной культуры» как религиозную проповедь.

В связи с этим, хотим официально известить Вас о своей позиции:

1. Мы считаем абсолютно недопустимым нарушение законных прав детей, происходящее в нашей школе, и требуем проведения полноценного опроса родителей относительно выбора учебного модуля для каждого ребенка индивидуально. Многие родители привыкли пассивно принимать любые предложения школьной администрации; практически никто не видел заранее учебного пособия; кто-то побоялся поссориться со школой и тем осложнить ребенку учебу; кто-то не умеет доказательно обосновать свою позицию — однако по закону никто из родителей и не обязан ничего доказывать, он просто должен иметь право свободного выбора.

2. Мы категорически возражаем против присутствия нашей дочери на уроках «Основ православной культуры» и настаиваем на выборе одного из религиозно неангажированных модулей — «Основы светской этики» или «Основы мировых религиозных культур».

Свою позицию мы обосновываем следующими юридическими и мировоззренческими причинами:

1. Согласно статье 28 Конституции РФ,

«Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними».

Это означает, что человек, не исповедующий никакой религии, не может быть принужден к ее изучению. Обязательность модуля «Основы православной культуры» в общеобразовательной школе является грубейшим нарушением данной статьи Конституции.

2. Согласно статье 14, пункт 2 Конституции РФ, «Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом». На основании этой статьи Конституции, финансовое и организационное обеспечение распространения религиозных воззрений в общеобразовательной школе является противозаконным, так как школа, фактически, выступает в роли миссионерской организации на государственном обеспечении.

3. Согласно статье 5 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях»,

«Никто не обязан сообщать о своем отношении к религии и не может подвергаться принуждению при определении своего отношения к религии, к исповеданию или отказу от исповедания религии, к участию или неучастию в богослужениях, других религиозных обрядах и церемониях, в деятельности религиозных объединений, в обучении религии. Запрещается вовлечение малолетних в религиозные объединения, а также обучение малолетних религии вопреки их воле и без согласия их родителей или лиц, их заменяющих».

4. Мы уважительно относимся к религиозной вере любого совершеннолетнего человека, пришедшего к религии добровольно и осознанно. Однако принудительное навязывание религиозного мировоззрения в младшей школе является грубым давлением на детскую психику и квалифицируется нами как сознательная попытка духовного насилия над несовершеннолетними. Церковное лобби сознательно воспротивилось введению светского курса «Религии мира» (написанного сотрудниками Института истории РАН) в старшей школе, стремясь развернуть религиозную пропаганду в младшей. На наш взгляд, это красноречиво свидетельствует об истинных целях данного курса, не имеющего ничего общего с объективным освещением роли религии в жизни общества.

5. Ситуация, в которой преподаванием религии вынуждены заниматься учителя общеобразовательных школ, разрушает тщательно создаваемое нами уважительное отношение к школе, преподавателям и учебным пособиям. Поскольку в значительном числе случаев религиозная догматика расходится с современным научным миропониманием, мы вынуждены будем регулярно критиковать положения учебника и тезисы учителя, что разрушительно скажется на авторитетности учебного процесса в целом. Использование авторитета школы для религиозной пропаганды мы считаем абсолютно недопустимым.

6. По нашему мнению, некоторые религиозные этические нормы (например, явно присутствующие в учебном пособии концепции первородного греха, божественного вмешательства, религии как основы этики и т.п.) и тем более их искаженное воспроизведение в реальных жизненных ситуациях могут принципиально расходиться с современной гуманистической этикой. Это способно повлечь за собой психологические травмы и помешать развитию способности ребенка к принятию самостоятельных, ответственных решений, сузить его потенциал при поиске своего места в мире.

7. Мы регулярно проводим занятия с детьми, направленные на освоение культурных достижений человечества, в том числе религиозных или косвенно связанных с религией. В частности, мы внимательно изучаем памятники, связанные с христианской культурой различных конфессий: православия, католичества, протестантизма. Мы уверены, что пристрастная церковная трактовка исторических событий и навязывание догматов одной из религий вместо трезвого анализа мешает адекватному изучению роли религиозных учений в человеческой истории.

8. Мы убеждены, что, не встретив законного отпора, религиозная догматика будет расширять свое присутствие в школе в форме креационизма и других антинаучных концепций, что приведет нашу образовательную систему к полной деградации и потере конкурентоспособности в постоянно усложняющемся глобальном мире.

9. Мы считаем, что показное пренебрежение конституционными правами граждан в области свободы совести и вероисповедания неизбежно приведет к дальнейшему росту правового нигилизма и противоправного насилия на религиозной почве — религиозного экстремизма с одной стороны, и антирелигиозного вандализма с другой.

10. По данным на февраль 2012 года в результате апробации курса ОРКСЭ в 21 субъекте РФ с 480 тыс. учащимися из 9980 школ было выявлено, что наибольшей популярностью у родителей пользуется модуль «Основы светской этики» — 42% (православие — 30%, основы мировых религиозных культур — 18%). Введение безальтернативного изучения модуля «Основы православной культуры» мы считаем не только нарушением закона, но и прямым лоббированием интересов РПЦ, не соответствующим реальным предпочтениям граждан России, сознательной попыткой исказить статистику запросов.

Мы требуем проведения полноценного опроса родителей относительно выбора учебного модуля для каждого ребенка индивидуально. Если произошедшее в нашей школе массовое нарушение прав детей и их родителей не будет устранено, мы намерены оформить жалобу в надзорные органы Министерства образования и науки. В случае продолжения административного давления, имеющего целью принудить детей к посещению религиозных занятий посредством лишения их родителей законного права выбора, мы обратимся в прокуратуру и суд.

Просим Вас предоставить письменный ответ на наше заявление в установленный законом срок.

C уважением,

дата, подписи

Как развивались события

Мы распечатали свое заявление в двух экземплярах и отправились к директору школы. Нам не потребовалось много времени, чтобы договориться об исправлении допущенной ошибки и проведении честного опроса мнений родителей. Не знаем, насколько на это повлиял состоявшийся накануне звонок с радиостанции «Сити-FM», но взволнованность руководства была заметна.

Поскольку представители СМИ и Минобра о наших договоренностях узнали не сразу, день для школы выдался горячим. Вечером директор позвонила уже достаточно расстроенная и сердитая: «Зачем вы разместили письмо в интернете, разве нельзя было договориться без лишнего шума». С одной стороны, обида школьного руководства понятна — начало учебного года, забот полон рот — а доставленная нами нервотрепка радости не добавила. С другой, мы действовали в соответствии с информацией, которую сама же школа нам и сообщила — ведь обратиться за помощью мы были вынуждены после того, как нам повторно (уже после родительского собрания) сказали, что решение о выборе ОПК было якобы спущено сверху, а не принято на уровне школы.

Мы дополнили наш пост в ЖЖ просьбой не оказывать дополнительного давления на руководство школы, дать спокойно выправить ситуацию. Всем, кто пойдет по нашим стопам, следует иметь в виду — журналисты являются нашими союзниками и зачастую самым сильным рычагом влияния, но, подарив СМИ информационный повод, вы быстро потеряете контроль над ситуацией.

Через пару дней всем родителям 4-классников были розданы листки, предлагающие выбрать модуль (из трех предоставленных), а еще через 10 дней были подведены итоги опроса. Разумеется, учитывая предысторию, профессиональные социологи не признали бы нашу статистику достоверной. Тем не менее, даже в ситуации искусственно сформированного перекоса, общий вывод очевиден: принудительное назначение модуля ОПК противоречило волеизъявлению бОльшей части родителей (для справки ниже приведена статистика в целом по стране, а также по Москве и С.-Петербургу).

Для нас результат голосования был отчасти неожиданным — ведь непосредственно на родительском собрании, с которого началась эта история, кроме нас против произвола не выступил ни один родитель! Результат вселяет некоторый оптимизм — не следует бояться оказаться изгоем, наше общество пока еще более здорово, чем пытаются представить служители религиозных культов. Но вот бороться за свои законные права нас почти отучили.

Почему мы не согласились «просто не посещать занятия»

Не стоит соглашаться на противозаконные компромиссы, наиболее очевидным из которых является попытка кулуарно договориться в стиле «ваш ребенок может просто не ходить на эти занятия».

1. Ваша реальная сила — следование законам нашего, пока еще светского, государства. Ступив на тропу беззакония, вы становитесь соучастником преступления, и вами уже можно манипулировать;

2. Ваш ребенок непременно почувствует враждебность одноклассников, вынужденных «париться» на богословских занятиях, пока их товарищ «отдыхает»;

3. Нельзя забывать, что страдает не только ваш ребенок, которого вы можете защитить лично, но и дети родителей, у которых недостаточно опыта для осознания проблемы или сил для сопротивления административному давлению;

4. В школе всегда очень сильна инерционность — выбор этого года наверняка будет транслирован на последующие годы, а для новых недовольных задача существенно усложнится — появится аргумент «уже не первый год так работаем, и все довольны, ради вас одного мы не можем перевернуть весь учебный процесс».

5. Подковерные договоренности остаются вне официальной статистики и тем самым дают церковникам желанные возможности для манипуляций, которыми они всегда охотно пользуются.

6. Публичное пресечение противоправных действий создает важные прецеденты, помогающие преодолеть беззаконие в других аналогичных ситуациях. Нарушающие закон не боятся частных исключений, но очень не любят публичности.

Аналогичные формы принуждения и аргументы школы

В школе соседнего с Мытищами города Королёв модуль ОПК был также назначен принудительно, а родители, желающие избежать религиозной пропаганды, должны были «предоставить справку о том, что ребенок посещает другие курсы» — то есть решать проблему школы за свой счет!

В одной из московских школ модуль ОПК был якобы выбран «большинством голосов родителей», и под этим предлогом модуль был объявлен обязательным для всех, вне зависимости от желания родителей.

Разумеется, эти формы принуждения так же незаконны, как и наша. Никто не вправе принуждать вашего ребенка к изучению религии.

1. Напишите заявление на имя директора. Наше письмо можно брать за образец, но его стоит «подсушить» и сократить (убрав эмоциональные оценки, полезные при обсуждении в сети, но излишние в формальной жалобе);

2. Распечатайте заявление в двух экземплярах и отнесите в школу;

3. Официально зарегистрируйте факт передачи заявления в секретариате, оставьте у себя второй экземпляр заявления с отметкой о регистрации;

4. Добивайтесь письменного отказа удовлетворить ваше законное право на выбор;

5. С этим отказом обращайтесь в надзорные органы Минобра и прокуратуру. Если школа намеренно затягивает с ответом, заявление в вышестоящие инстанции можно подавать и просто по факту нарушения, не дожидаясь комментариев школьного начальства.

С большой вероятностью, школьное начальство не избежит выговора — в конце сентября на общероссийском совещании с главами органов сферы образования в регионах министр образования и науки Ливанов заявил, что добровольность выбора одного из модулей является принципиальным вопросом. Министерство образования и науки станет осуществлять проверку жалоб родителей учащихся, которым навязывают выбор того или иного модуля.

Главный аргумент школы — «у нас нет средств на обеспечение преподавания нескольких модулей». Для любого учебного заведения введение нескольких дисциплин вместо одной — очевидное усложнение и без того «лишнего» предмета обязательной программы. Требуется разделить детей на группы, обеспечить их аудиториями, преподавателями и учебными пособиями.

Доводы школы опираются на реальную проблему, но это не ставит их выше ваших законных прав. К тому же, на этот аргумент есть вполне логичный ответ — если вы можете преподавать только один модуль, вводите «Основы светской этики» — он единственный из всех не нарушает конституционных прав граждан, поскольку не содержит ни религиозной, ни атеистической пропаганды, и против него обычно не возражает никто из родителей. Модуль «Основы мировых религиозных культур» кажется нам даже более интересным и полезным, но может встретить возражения со стороны верующих родителей, опасающихся «бесовских сказок» своих религиозных конкурентов. Если на «светский» компромисс школа не соглашается и навязывает модуль религиозный — требуйте законного права на выбор модуля индивидуально для вашего ребенка.

Одной из важнейших проблем остается качество учебных пособий (ну и уровень подготовки учителей). В нашей школе выбор «Основ православной культуры» объяснили еще и тем, что этот учебник «понятно написан», в отличие от «мутного» учебника по «Основам светской этики». Не следует забывать, что образованные церковнослужители часто владеют русским языком и методами доступного изложения лучше, чем светские методисты. Понятно, что из двух зол — «методическая невнятность» и «религиозная пропаганда» приходится выбирать первое. Но еще лучше — организовать кампанию в поддержку написания действительно сильных учебников по «Основам светской этики» и «Основам мировых религиозных культур». Очевидно, что по-настоящему полезное учебное пособие по этике и истории религий может быть адресовано только старшеклассникам, а пропаганда церковников обращена на младшие классы именно потому, что целью ставится промывка мозгов, а не понимание. Но поскольку объективная ситуация сейчас именно такова, нужно совершенствовать методы увлекательного научного изложения вопросов этики и религиоведения для нужд 4-5 классов.

Почему так происходит

Кто виноват в том, что вашего ребенка принуждают посещать религиозные занятия?

Первоначально школьное руководство сослалось на некое решение, принятое на региональном уровне. Однако на очной встрече с директором версия о «приказе сверху» была дезавуирована. Действительно, никаких письменных указаний такого рода нам предъявлено не было. Тем не менее, сообщения СМИ и уклончивые реплики преподавателей и чиновников не оставляют сомнения в наличии административного давления — в форме «настоятельных рекомендаций» и однобокой подготовке учителей к преподаванию нового предмета.

Школам «советуют» вводить модуль ОПК «по умолчанию» — а там как кривая вывезет. Понятно, чем церковников и их лоббистов привлекает этот жульнический способ повысить процент «выбравших православие»:

  • авторитет школы и привычка родителей пассивно принимать предлагаемые школьной администрацией решения служат более эффективным инструментом религиозного миссионерства, чем прямая проповедь священнослужителей, чья пристрастность слишком очевидна;
  • в «православные» автоматически зачисляются все неопределившиеся и пассивные — а это большинство родителей;
  • в случае возникновения скандала, ситуацию всегда можно «отыграть назад», причем заведомо остаться в плюсе — любой социолог объяснит вам, что процент родителей, не поменявших первоначальное согласие (пусть и вынужденное), будет заведомо больше, чем выбравших ОПК свободно.

Итак, непосредственное решение принимает сама школа — и именно на этом уровне вы должны выражать свое несогласие и добиваться соблюдения ваших законных прав. В то же время, причины возникшего напряжения, разумеется, лежат вне учебного заведения. Подробный анализ ситуации неизбежно увлечет нас в политические дебри, но несколько слов, пожалуй, сказать стоит.

Введению курса «Основы религиозных культур и светской этики» предшествовало долгое обсуждение правомерности религиозного обучения в светской школе. На наш взгляд, распространение религии в школе антиконституционно. На основании статьи 14, пункт 2 Конституции РФ («Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом»), финансовое и организационное обеспечение распространения религиозных воззрений в общеобразовательной школе является противозаконным, так как школа, фактически, выступает в роли миссионерской организации на государственном обеспечении. Поэтому уже само наличие в школе религиозно ангажированных предметов, даже при условии обеспечения свободы выбора, является незаконным.

Однако практической пользы для родителей это знание не имеет. Курс на поддержку религиозности (прежде всего в форме пропаганды православия и тесного сотрудничества с РПЦ) сознательно выбран на высшем государственном уровне. Означает ли это неизбежность изучения «закона божьего» для вашего ребенка? Нет, пока не означает.

Согласно статье 28 Конституции РФ,

«Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними».

Это означает, что человек, не исповедующий никакой религии, не может быть принужден к ее изучению. На эту статью Конституции пока не покушаются ни чиновники, ни даже церковники, так что для вас она является единственной серьезной опорой.

Руководящие структуры Минобрнауки и функционеры РПЦ вынуждены непрерывно лгать, называя религиозные модули «культурологическими», направленными якобы не на пропаганду религии, а лишь на изучение «религиозной культуры». Демагогичность подобных утверждений легко доказывается анализом учебных пособий и не менее ярко видна при изучении заявлений и рекомендаций РПЦ, адресованных чиновникам от образования.

Например, в органы управления образованием Московской области поступило письмо из отдела религиозного образования и катехизации РПЦ (причем поступило как приложение к письму областного Министерства образования и вывешено на официальных сайтах органов управления образованием!). В этом письме, в частности, недвусмысленно сказано:

«Комплексный учебный курс “Основы религиозных культур и светской этики” включает шесть учебных предметов (модулей). Четыре из них посвящены древнейшим духовным традициям: христианству, исламу, буддизму и иудаизму. Два предмета — атеистические (безрелигиозные): светская этика и религиоведение».

Таким образом, РПЦ не скрывает своего истинного отношения к данному курсу — религиоведение, то есть сравнительное изучение религий как культурного феномена, для них является безрелигиозным и даже «атеистическим» предметом, в популяризации которого церковь абсолютно не заинтересована. Изучение «основ православной культуры», напротив, является предметом религиозным — и в этом мы полностью согласны с мнением «отдела религиозного образования и катехизации».

Вообще же, для РПЦ весь курс «Основы религиозных культур и светской этики» — вынужденный паллиатив. Оставаясь в рамках принятой государственной стратегии (не предусматривающей пока формального пересмотра Конституции и введения полноценного «закона божьего»), церковное лобби оказывает давление в двух направлениях:

  • Сделать изучение основ православия обязательным для всех школьников, в первую очередь за счет дискредитации «атеистических» модулей «Основы светской этики» и «Основы мировых религиозных культур» (важным инструментом такой дискредитации служит подтасовка статистических данных о предпочтениях населения);
  • Распространить религиозные занятия с 1-го по 11-й класс (по часу ОПК в течение 11 лет — это больше, чем полный курс физики).

На данном этапе, пропаганда религии преследует цель «статистического» влияния на школьников, а не поголовного принуждения — важен процентный охват, а не отдельная личность ребенка. Официальным чиновничьим структурам публичные обсуждения проблемы совершенно не нужны, они стараются не обострять противостояние и внедрять религиозные модули как можно мягче, не вызывая жесткого сопротивления родителей. Поэтому индивидуальная защита от религиозной проповеди не только полностью легитимна, но и вполне может быть эффективна.

Борьба против незаконной религиозной пропаганды в школе безрадостна, но не безнадежна. Безрадостна она потому, что для церкви промывание мозгов детям — это их завтрашние доходы, влияние и власть. А для вас, требующих соблюдения своих конституционных прав и препятствующих духовному насилию над несовершеннолетними, даже победа — лишь сохранение status quo и ожидание следующей атаки нахального противника, превосходящего вас силой и влиянием. У миссионеров много свободного времени, и религия для них главная отрада. А вы должны зарабатывать на хлеб своим детям, и у вас много других интересов, вы не хотите становиться профессиональным борцом-революционером. Однако борьбу за души своих детей вам все равно придется вести, и лучше делать это спокойно, но настойчиво. Так же, как регулярно убирать грязь из собственной квартиры — хотя в нее снова налетит всякий мусор. Если вы не окажете сопротивления сегодня, завтра религиозный произвол в школе и деградация образования усилятся еще на одну ступень. Остановить насильственную религиозную пропаганду в собственной школе хотя бы на уровне выбора учебного модуля нам всем вполне по силам.

«Мама, на меня Бог рассердился!»: в Псковских школах первоклашек обязали изучать «Основы православной культуры»

В сентябре родители учеников псковских школ узнали, что их детям непременно нужно изучать «Основы православной культуры». Церковную дисциплину ввели в учебное расписание как обязательный факультатив для начальных классов. Возмутившимся мамам и папам руководство объяснило, что в Пскове незачем изучать другие религии, потому что православные церкви здесь на каждом шагу, и пригрозило неаттестацией в случае непосещения. А в региональном управлении образования в ответ на жалобы заявили, что православие — это гуманистическая и миролюбивая вера.

«»Оглянитесь, кругом православие!»

Борис Кирюхин узнал о существовании предмета «Основы православной культуры» из расписания уроков сына Светлояра — увидел аббревиатуру и полез гуглить. Осознав, что это такое, рассердился: предмет ребенку предлагали изучать раз в неделю, причем по документам он проходил как обязательная внеурочная (читай, факультативная) деятельность.

Словосочетание «обязательный факультатив» Бориса удивило еще больше. Многодетный отец добросовестно изучил образовательные нормативные акты и выяснил, что Минобрнауки в 2014 году утвердило Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (сокращенно ФГОС), согласно которому внеурочная деятельность считается обязательной частью основной образовательной программы школы. Правда, пункт 19.10 того самого ФГОСа гласил, что внеурочные занятия должны проходить на добровольной основе, в соответствии с выбором участников образовательных отношений и с учетом интересов обучающихся. Сын Кирюхина особого интереса к православию не испытывал, и Борис пошел к классному руководителю Светлояра Екатерине Игнатьевой. «Почему вы этому учите моего ребенка?» — поинтересовался родитель. «Я не знаю, учебная часть нам дает расписание», — призналась учительница.

Директор псковской школы № 3 Александр Дедов был более откровенен, но менее терпим к настойчивому отцу.

— Это нам администрация план дала, так во всей области сейчас, — сообщил он Кирюхину.

— Вы мне выбор предоставьте, на это мой ребенок ходить не будет, — стоял на своем Борис.

— Как это так? Оглянитесь, кругом православие! Вы в Пскове живете! Тут везде храмы, пройдитесь по городу! — объяснял директор, и, видя, что родитель соглашаться не собирается, перешел к угрозам. — У нас система зачет-незачет, в конце года без аттестации можете остаться!

ОО грозе и психике

В этот же день родителей учеников 2 класса позвали на специальное собрание. Там им раздали заготовленные заявления и попросили расписаться. На бланках, по словам Кирюхина, значилось: «Я, (ФИО), согласен на посещение моим ребенком, (ФИО), модуля „Основы православной культуры“». Борис Константинович снова возмутился, зачеркнул слово «согласен», а внизу написал, что не хочет, чтобы его ребенок ходил на православный факультатив, и попросил предоставить на выбор другие модули. Учителя предпочли «бунт» не замечать. В закрытой группе класса Борис попытался найти союзников, но наткнулся лишь на робкие: «Я бы выбрала этику и экологию», «Предмет мне не нравится, но, если его будут преподавать как историю…». Дальше комментариев родители идти не захотели: отношение учителей к ребенку и оценки оказались важнее свободы выбора факультатива. «Как можно не понимать, что в этом возрасте психика ребенка еще не сформировалась до конца, он подвержен воздействию и часто не может воспринимать информацию критически! А ему такое впаривают!» — недоумевает Кирюхин.

Обложка учебника. Источник: zyorna.ru

«Я не против того, чтобы мой ребенок что-то знал об основах православия, но детям в семилетнем-восьмилетнем возрасте начинают впихивать то, что им в этом момент не надо, это просто неправильно!» — соглашается с ним мама первоклассницы Варвары из псковской школы № 20 Екатерина Матюшкова. Она узнала о трех обязательных кружках 30 августа на учебном сборе. Первые два касались русского и математики, третий был православным. «Я сразу встала и сказала, что ходить на это мы не горим желанием и не будем, — рассказывает Екатерина. — Все так пошептались, мол, надо узнать, кто вести будет и так далее. Но я твердо заявила, что ни смотреть, ни подписывать согласие на ОПК не буду. А через месяц выяснилось, что еще пять человек как-то по-тихому смогли от этих православных основ отказаться».

Сейчас ОПК в расписании ее Вари стоит пятым уроком, поэтому она спокойно забирает девочку домой. Борису сложнее: православие одноклассникам его сына пытаются привить на третьем уроке, соответственно, Светлояр в это учебное время также должен быть под присмотром педагога. Екатерина советует ему в этом случае идти в библиотеку или в спортзал.

Сестра Екатерины Евгения оценила эффективность православного факультатива на собственной дочери. Они вдвоем шли по улице, когда началась гроза. «Мама, на меня, наверно, Бог рассердился из-за того, что я сегодня плохо себя вела», — испугалась девочка. Евгения после этого не пускала на ОПК ни одного из своих троих детей.

«»Чиновникам стоит помолиться о прибавлении ума»

Владимир Жилинский, воспитывающий маленького сына, узнал об обязательном православии для первоклашек от друзей и немедленно обратился в городское управление образования. Он сообщил чиновникам, что ОПК насаждаются в школах без учета интересов детей и их законных представителей.

В управлении образования ответили, что включили «Основы православной культуры» в перечень курсов внеурочной деятельности в 1−3 классах с учетом региональных, национальных и этнокультурных особенностей России. «Православие — важная часть мировой культуры. Его отличают гуманизм, веротерпимость и миролюбие. «Основы православной культуры преподаются как светский учебный предмет», — значилось в документе. Отдельно глава городского управления образования Анна Кузыченко подчеркнула, что в четвертом классе дети смогут выбрать основы других конфессий или светской этики. Также она указала, что ребенок может заняться дополнительным образованием в другом учебном заведении и при наличии результатов школа может их зачесть как внеурочную деятельность.

Сыну Владимира Жилинского в школу только через пять лет, но мириться с возрастающей экспансией РПЦ в образовании он не намерен. «Если молча наблюдать, как сейчас церковники лезут в школы и вузы, то за эти 5 лет всё может очень измениться в худшую сторону. В этом глобальном конфликте нужно просто занять сторону: либо ты гуманист, либо ты фундаменталист. Я себя отношу к первым, и тем смешнее ответ чиновника, в котором он пишет, что „православие отличается гуманизмом“. Ему бы стоило помолиться об увеличении ума», — считает гражданский активист.

Псковских первоклашек и второклашек сегодня учат по учебному пособию Анны Бородиной. В предисловии она объясняет необходимость изучения православия социокультурными и политическими условиями. «Системный кризис и все негативные явления в жизни россиян, включая низкую творческую культуру СМИ, пропаганду насилия и жестокости, наркоманию, алкоголизм, вседозволенность и распущенность, экстремизм, разжигание национальной и религиозной розни, случаи оскорбления чувств верующих, культурной и исторической памяти русского народа — все это является результатом прежде всего недостаточного духовно-нравственного воспитания, а также в немалой степени — низкого качества историко-культурологического образования и религиозного просвещения», — пишет Бородина. В ее «светском» пособии для второго класса детям в числе прочего предлагается запомнить некоторые определения. Согласно им, «Бог — это «вселичностная и всесовершенная Сущность, абсолютно превосходящая все существующее. Он создал весь мир, видимый и невидимый, который способен существовать только благодаря непрестанному Божественному промыслу о нем». Характеризуя ангелов, Бородина отмечает: «Их ум совершеннее ума человеческого».

Расплавленный воск и надзорные органы

Для повышения квалификации учителей и педагогов воскресных школ 26 сентября кафедра теологии Псковского государственного университета провела семинар на тему «Актуальные вопросы преподавания «Основ православной культуры»». Главным спикером был бывший иподиакон патриарха Алексия II, миссионер, кандидат богословия, диакон Илья Кокин. «Цель курса — подвести детей к церковному порогу и приотворить дверь, -говорил он. — <…> Информация должна быть эмоционально насыщенной. Эмоция, которой мы заряжаем, становится таким расплавленным воском, который помогает этой информации проникнуть внутрь души ребенка». Он также уточнил, что разница между информацией и знанием в том, что последнее люди пропускают через себя, и понадеялся, что педагоги будут давать детям именно его.

Бориса Кирюхина, впрочем, ни ответ чиновников, ни содержание курса и методика его преподавания не впечатлили. Он уже написал заявление в прокуратуру и намерен дойти до Верховного суда. «Дело не в самом православии, а в том, что нагло нарушаются базовые конституционные принципы и положения. Точно так же они могут постепенно ввести фашизм, например», — объясняет Кирюхин.