Православие в школе

Учеников начальных классов в Пскове обязали изучать православие

Родители учеников начальных классов школ Пскова возмущены нововведениями в учебной программе. Вчера, 31 октября 2018 года, сообщили, что для детей сделали обязательным факультативом уроки православия.

В расписании появился новый предмет — ОПК, то есть, «Основы православной культуры». Еженедельно будет проводиться один факультатив. В одной из школ прокомментировали появление обязательного предмета.

Обязательны или нет уроки православия в российских школах?

Согласно информации от руководства одной из школ Пскова, введение уроков православия является распоряжением администрации города, и они должны его выполнять. Если ребенок не будет посещать их, то получит незачет.

Возмущенные родители обратились управление образования. Им объяснили: курс включили в учебную программу, учтя региональные, национальные и этнокультурные особенности РФ. Многие родители подписали согласие, чтобы их дети посещали этот факультатив. Большинство из них попросту не хочет, чтобы между ними, их детьми и учителями ухудшились отношения.

Тем временем мама одной из маленьких школьниц привела пример, как духовно-нравственное воспитание отразилось на сознании ее девочки. По словам женщины, когда была гроза, ее дочь испугалась и решила, что это Бог наказывает ее за то, как иногда плохо она себя ведет. Отец ученика второго класса подал в прокуратуру заявление, заметив, что обязательное посещение уроков православия является нарушением конституционных принципов и положений. После изучения образовательных и нормативных актов мужчина выяснил, что подобные факультеты, проводимые во внеурочное время, дети могут посещать исключительно по доброй воле. Мужчина настроен решительно, и даже готов обращаться в Верховный суд.

Напомним: два года назад родители пятиклассников одной из школ Москвы добились того, чтобы отменили курс «Истоки».

О том, чтобы ввести религию как школьный предмет, разговоры ходят давно. На том, чтобы включить основы своей религии в школьный план, конечно же, настаивают главы конфессий. Но дальше разговоров раньше дело не доходило. Оно и понятно: Россия — слишком многоконфессиональна, чтобы всем детям изучать только одну определенную религию. Но теперь основы православной культуры (ОПК) уже изучают в 15 регионах. И в некоторых из них ОПК — обязательный предмет, такой же, как математика с русским языком.

Сейчас педагоги, чиновники и представители других конфессий бурно обсуждают, насколько законно заставлять детей изучать именно православие, а не основы религий вообще. Дело в том, что ввести уроки православия на федеральном уровне, то есть одновременно во всех регионах, запрещает Конституция. Но по Закону «Об образовании» местные чиновники имеют право вводить у себя так называемый «региональный компонент». Так и сделали в ряде областей: основы православия включили в учебный план, и теперь православные священники 1 — 2 раза в неделю приходят в школы и ведут уроки.

Хотя, судя по социологическим опросам, в том числе и по мнению наших читателей (см. опрос «КП»), даже верующие православные люди не всегда согласны, чтобы их ребенок знакомился с основами религии на школьной скамье.

Где преподают

В Белгородской, Калужской, Брянской и Смоленской областях православные уроки будут обязательными. А в Рязанской, Тверской, Московской, Курской, Самарской, Владимирской, Новгородской, Свердловской, Архангельской областях и в Республике Мордовия основы православной культуры преподаются факультативно, то есть во внеурочное время и по желанию учеников.

Андрей РЯБЦЕВ

ВОПРОС ДНЯ

Нужна ли в наших школах религия?

Диакон Андрей КУРАЕВ, профессор Московской духовной академии:

— Не нужно путать эти уроки с преподаванием Закона Божия. Речь идет лишь о появлении культурологических факультативов. Школы сами вправе определять, какой вводить предмет: православную культуру или культуру древних ацтеков.

Владимир ВИНОКУР, юморист:

— В обязательном порядке — нет, но если есть желающие, пусть ходят на такие занятия. Мне кажется, что наши дети и так все грамотные, в Интернете сидят. И содержание Библии без уроков православия неплохо знают.

Андрей САВЕЛЬЕВ, депутат Госдумы:

— Да. Поскольку вера — это основа нашего национального мировоззрения. И задача государства — вернуть основы религиозного воспитания в наши школы.

Борис НЕМЦОВ, политик:

— Это прямое нарушение Конституции. В Израиле тоже заставляют школьников изучать иудаизм, что, на мой взгляд, неправильно. Чем больше человеку пытаются что-то навязать, тем сильнее у него от этого предмета отторжение.

Александр ДУГИН, лидер Евразийского движения, директор Центра геополитических экспертиз:

— Нужна. Эти уроки — не просто знакомство с религией, но и с историей России, с этикой нашей страны. Жаль, что предмет не будет обязательным во всех школах.

Павел КРАШЕНИННИКОВ, глава Комитета Госдумы по законодательству:

— Такие уроки — плохая услуга для любой конфессии. Тем более если на них еще и будут ставить оценки.

Антон ТИХОЛЕССКИЙ, учитель истории, Владимир:

— В наших школах нужно все, что поможет вложить в головы учеников хоть какое-то представление об окружающем мире, чтобы не путали Бога с Ван Гогом, а Ван Гога с Ван Даммом.

Олег МИТВОЛЬ, замглавы Росприроднадзора:

— Учитывая, что страна у нас многоконфессиональная, то только если будут преподаваться «Основы всех мировых религий». Месяц рассказывают о православии, затем — о мусульманстве, иудаизме. И такие вещи должна решать не школа, а родители и дети.

Юлия, читательница сайта WWW.KP.RU из Архангельска:

— Уроки религии в качестве факультатива могли бы помочь ребенку понять, насколько важна ему вера!

«Мама, на меня Бог рассердился!»: в Псковских школах первоклашек обязали изучать «Основы православной культуры»

В сентябре родители учеников псковских школ узнали, что их детям непременно нужно изучать «Основы православной культуры». Церковную дисциплину ввели в учебное расписание как обязательный факультатив для начальных классов. Возмутившимся мамам и папам руководство объяснило, что в Пскове незачем изучать другие религии, потому что православные церкви здесь на каждом шагу, и пригрозило неаттестацией в случае непосещения. А в региональном управлении образования в ответ на жалобы заявили, что православие — это гуманистическая и миролюбивая вера.

«»Оглянитесь, кругом православие!»

Борис Кирюхин узнал о существовании предмета «Основы православной культуры» из расписания уроков сына Светлояра — увидел аббревиатуру и полез гуглить. Осознав, что это такое, рассердился: предмет ребенку предлагали изучать раз в неделю, причем по документам он проходил как обязательная внеурочная (читай, факультативная) деятельность.

Словосочетание «обязательный факультатив» Бориса удивило еще больше. Многодетный отец добросовестно изучил образовательные нормативные акты и выяснил, что Минобрнауки в 2014 году утвердило Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (сокращенно ФГОС), согласно которому внеурочная деятельность считается обязательной частью основной образовательной программы школы. Правда, пункт 19.10 того самого ФГОСа гласил, что внеурочные занятия должны проходить на добровольной основе, в соответствии с выбором участников образовательных отношений и с учетом интересов обучающихся. Сын Кирюхина особого интереса к православию не испытывал, и Борис пошел к классному руководителю Светлояра Екатерине Игнатьевой. «Почему вы этому учите моего ребенка?» — поинтересовался родитель. «Я не знаю, учебная часть нам дает расписание», — призналась учительница.

Директор псковской школы № 3 Александр Дедов был более откровенен, но менее терпим к настойчивому отцу.

— Это нам администрация план дала, так во всей области сейчас, — сообщил он Кирюхину.

— Вы мне выбор предоставьте, на это мой ребенок ходить не будет, — стоял на своем Борис.

— Как это так? Оглянитесь, кругом православие! Вы в Пскове живете! Тут везде храмы, пройдитесь по городу! — объяснял директор, и, видя, что родитель соглашаться не собирается, перешел к угрозам. — У нас система зачет-незачет, в конце года без аттестации можете остаться!

ОО грозе и психике

В этот же день родителей учеников 2 класса позвали на специальное собрание. Там им раздали заготовленные заявления и попросили расписаться. На бланках, по словам Кирюхина, значилось: «Я, (ФИО), согласен на посещение моим ребенком, (ФИО), модуля „Основы православной культуры“». Борис Константинович снова возмутился, зачеркнул слово «согласен», а внизу написал, что не хочет, чтобы его ребенок ходил на православный факультатив, и попросил предоставить на выбор другие модули. Учителя предпочли «бунт» не замечать. В закрытой группе класса Борис попытался найти союзников, но наткнулся лишь на робкие: «Я бы выбрала этику и экологию», «Предмет мне не нравится, но, если его будут преподавать как историю…». Дальше комментариев родители идти не захотели: отношение учителей к ребенку и оценки оказались важнее свободы выбора факультатива. «Как можно не понимать, что в этом возрасте психика ребенка еще не сформировалась до конца, он подвержен воздействию и часто не может воспринимать информацию критически! А ему такое впаривают!» — недоумевает Кирюхин.

Обложка учебника. Источник: zyorna.ru

«Я не против того, чтобы мой ребенок что-то знал об основах православия, но детям в семилетнем-восьмилетнем возрасте начинают впихивать то, что им в этом момент не надо, это просто неправильно!» — соглашается с ним мама первоклассницы Варвары из псковской школы № 20 Екатерина Матюшкова. Она узнала о трех обязательных кружках 30 августа на учебном сборе. Первые два касались русского и математики, третий был православным. «Я сразу встала и сказала, что ходить на это мы не горим желанием и не будем, — рассказывает Екатерина. — Все так пошептались, мол, надо узнать, кто вести будет и так далее. Но я твердо заявила, что ни смотреть, ни подписывать согласие на ОПК не буду. А через месяц выяснилось, что еще пять человек как-то по-тихому смогли от этих православных основ отказаться».

Сейчас ОПК в расписании ее Вари стоит пятым уроком, поэтому она спокойно забирает девочку домой. Борису сложнее: православие одноклассникам его сына пытаются привить на третьем уроке, соответственно, Светлояр в это учебное время также должен быть под присмотром педагога. Екатерина советует ему в этом случае идти в библиотеку или в спортзал.

Сестра Екатерины Евгения оценила эффективность православного факультатива на собственной дочери. Они вдвоем шли по улице, когда началась гроза. «Мама, на меня, наверно, Бог рассердился из-за того, что я сегодня плохо себя вела», — испугалась девочка. Евгения после этого не пускала на ОПК ни одного из своих троих детей.

«»Чиновникам стоит помолиться о прибавлении ума»

Владимир Жилинский, воспитывающий маленького сына, узнал об обязательном православии для первоклашек от друзей и немедленно обратился в городское управление образования. Он сообщил чиновникам, что ОПК насаждаются в школах без учета интересов детей и их законных представителей.

В управлении образования ответили, что включили «Основы православной культуры» в перечень курсов внеурочной деятельности в 1−3 классах с учетом региональных, национальных и этнокультурных особенностей России. «Православие — важная часть мировой культуры. Его отличают гуманизм, веротерпимость и миролюбие. «Основы православной культуры преподаются как светский учебный предмет», — значилось в документе. Отдельно глава городского управления образования Анна Кузыченко подчеркнула, что в четвертом классе дети смогут выбрать основы других конфессий или светской этики. Также она указала, что ребенок может заняться дополнительным образованием в другом учебном заведении и при наличии результатов школа может их зачесть как внеурочную деятельность.

Сыну Владимира Жилинского в школу только через пять лет, но мириться с возрастающей экспансией РПЦ в образовании он не намерен. «Если молча наблюдать, как сейчас церковники лезут в школы и вузы, то за эти 5 лет всё может очень измениться в худшую сторону. В этом глобальном конфликте нужно просто занять сторону: либо ты гуманист, либо ты фундаменталист. Я себя отношу к первым, и тем смешнее ответ чиновника, в котором он пишет, что „православие отличается гуманизмом“. Ему бы стоило помолиться об увеличении ума», — считает гражданский активист.

Псковских первоклашек и второклашек сегодня учат по учебному пособию Анны Бородиной. В предисловии она объясняет необходимость изучения православия социокультурными и политическими условиями. «Системный кризис и все негативные явления в жизни россиян, включая низкую творческую культуру СМИ, пропаганду насилия и жестокости, наркоманию, алкоголизм, вседозволенность и распущенность, экстремизм, разжигание национальной и религиозной розни, случаи оскорбления чувств верующих, культурной и исторической памяти русского народа — все это является результатом прежде всего недостаточного духовно-нравственного воспитания, а также в немалой степени — низкого качества историко-культурологического образования и религиозного просвещения», — пишет Бородина. В ее «светском» пособии для второго класса детям в числе прочего предлагается запомнить некоторые определения. Согласно им, «Бог — это «вселичностная и всесовершенная Сущность, абсолютно превосходящая все существующее. Он создал весь мир, видимый и невидимый, который способен существовать только благодаря непрестанному Божественному промыслу о нем». Характеризуя ангелов, Бородина отмечает: «Их ум совершеннее ума человеческого».

Расплавленный воск и надзорные органы

Для повышения квалификации учителей и педагогов воскресных школ 26 сентября кафедра теологии Псковского государственного университета провела семинар на тему «Актуальные вопросы преподавания «Основ православной культуры»». Главным спикером был бывший иподиакон патриарха Алексия II, миссионер, кандидат богословия, диакон Илья Кокин. «Цель курса — подвести детей к церковному порогу и приотворить дверь, -говорил он. — <…> Информация должна быть эмоционально насыщенной. Эмоция, которой мы заряжаем, становится таким расплавленным воском, который помогает этой информации проникнуть внутрь души ребенка». Он также уточнил, что разница между информацией и знанием в том, что последнее люди пропускают через себя, и понадеялся, что педагоги будут давать детям именно его.

Бориса Кирюхина, впрочем, ни ответ чиновников, ни содержание курса и методика его преподавания не впечатлили. Он уже написал заявление в прокуратуру и намерен дойти до Верховного суда. «Дело не в самом православии, а в том, что нагло нарушаются базовые конституционные принципы и положения. Точно так же они могут постепенно ввести фашизм, например», — объясняет Кирюхин.