Ошибки неофита великий пост

Ошибаются все: люди, воспитанные в христианской традиции с самого рождения, атеисты, старающиеся следовать общечеловеческим ценностям, кандидаты наук и ученики начальной школы на первом уроке математики. Конечно же, ошибки, в зависимости от возраста и рода деятельности, имеют разную цену и разные последствия. Поэтому так важно, начиная своё воцерковление, становясь «новоначальным» или, другими словами, «неофитом» (от др.-греч. νεόφυτος — «недавно насаждённый»), изучить подводные камни этого непростого пути, чтобы в дальнейшем, преодолев первые трудности, не отступить, а, наоборот, сохранить веру и приумножить её.

Ошибка первая: нельзя любить то, чего не знаешь.

Всё чаще звучат слова о том, что просвещенный XXI век напоминает апостольские времена. Если мы возьмём за критерий осведомленность об основных понятиях христианства, это мнение окажется совсем не лишенным смысла. Сколько людей в наши дни хотя бы раз прочитало Евангелие, не говоря уже о творениях Святых Отцов? Современному неофиту, скорее всего, придётся изучать Священное Писание и Предание с нуля, разбираться в том, как устроена Церковь, какой глубокий смысл заложен в Таинства Исповеди и Причастия. Далеко не каждый самостоятельно сможет осилить столь большой поток информации, отделить зёрна от плевел. Риск принять главное за второстепенное, а второстепенное — за главное, очень велик.

Однако ещё в первые века христианства постепенно сформировался институт оглашения, призванный наставить желающих в основах веры, испытать искренность их решения о принятии Крещения. Позже — оградить от распространения ересей или ложных философских учений. Сегодня в большинстве храмов проводятся беседы по катехизации, цели которых ничем не отличаются от вышеперечисленных. Также благодаря развитию технологий появилась возможность записаться на бесплатные катехизаторские курсы в интернете, предварительно убедившись в том, что они созданы по благословению священноначалия.

«Нельзя любить то, чего не знаешь», — слова великого русского писателя Ф. М. Достоевского заставляют задуматься. Можно ли, не зная своей веры, называть себя православным христианином? Можно ли любить Бога, ничего не зная о Нём?

Ф.М.Достоевский

Ошибка вторая: чрезмерная строгость к другим.

Перед глазами неофита разворачивается настоящая катастрофа! Грех поджидает его везде: выглядывает из-за угла включённого телевизора, призывает к обсуждению и, конечно же, к осуждению нового поста в инстаграме, сторожит по утрам в пробках, подкидывая в топку раздражения побольше дров, но, самое главное — таится в каждом человеке (особенно сильно проявляется у знакомых и родственников). В таком случае остаётся только один выход — сказать.

Обличить, с помощью слов заставить отказаться от чего-то вредного, бессмысленного, греховного. Однако всегда присутствует опасность, обвиняя других, самому забыть про свои ошибки и промахи, надеть на себя маску праведника, которая не будет иметь с реальностью ничего общего. Обличение, произнесенное с раздражением и осуждением, способно вызвать в человеке только аналогичные чувства — оно никогда не сможет помочь его исцелению. «Что ж ты смотришь на сучок в глазу ближнего твоего, а в своем глазу бревна не замечаешь?» (Мф. 7:3) Новоначальным, а также и всем людям, прежде чем приступить к обвинению окружающих, следует подумать о том, по какой причине и с какой целью они хотят кому-то «помочь», и нужна ли такая помощь? Если бы пациенты, находящиеся в больнице, обвиняли друг друга в поставленных им медицинских диагнозах, со стороны это выглядело бы как минимум странно. Грех — точно такая же болезнь, и лучше изучать симптомы своего собственного недуга и стараться с ними бороться, чем, не имея должной квалификации, прописывать лечение каждому встречному.

Ошибка третья: отсутствие доверия к Господу Богу или «я знаю лучше».

Тем не менее, стремление спасти и помочь, не спрашивая желания самого «утопающего», у неофита необычайно сильно. Он как будто бы говорит: «Я знаю лучше, как лечить этих пациентов, и даже сам себе могу вырезать аппендицит, хотя пока что ещё не пробовал. Нет, вы не смотрите на то, что учусь только на втором курсе, потому что я совсем не похож на прочих несмышлёных студентов. Скажу вам по секрету: я — гений!».

Но если у студента нет опыта, если ему не хватает знаний, его помощь может обернуться катастрофой. Откуда человеку знать, как будет лучше для других, или когда его друзья и родственники или коллега по работе должны поверить в Бога и начать своё воцерковление? Возможно, они пока что ещё не готовы к такому серьезному шагу, однако через год или через десять лет кто-то из них сам придёт в Церковь и станет для всех хорошим примером.

Можно вспомнить, как в детстве менялось мнение о чем-то, если нас заставляли это делать насильно: мальчик, вынужденный два раза в неделю ходить в музыкальную школу, потому что так решила его мама, мечтая вырастить великого композитора, вряд ли сможет получать удовольствие от музыки. Она всегда будет ассоциироваться с чем-то чужим, недобровольным, воинствующим.

Но вера — не музыка. В отличие от последней она жизненно необходима человеку, поэтому её небольшие хрупкие ростки нужно особенно тщательно оберегать. Что же делать, если иногда, стараясь помочь, мы вырываем их с корнем? Почему так происходит?

Главная причина — страх. Если кто-то для нас дорог, то мы боимся за него, беспокоимся о его спасении настолько сильно, что забываем про доверие к Господу Богу, про Его любовь к нам и к дорогому для нас человеку. Господь Сам знает, когда будет лучше. Да, вера иногда возникает благодаря проповеди, но только в том случае, если на то есть Божия воля: неофиту очень важно понять, что невозможно убеждением, даже идеально выстроенным монологом с неоспоримыми фактами и цитатами из Священного Писания и Предания зажечь в сердце человека искру веры. Это может сделать только Сам Бог.

А мы, хоть и непослушные дети, всё же должны хотя бы раз проявить послушание — просто остаться рядом с нашими ближними и ждать, стараясь изменить не их дурные наклонности, которые, возможно, нам таковыми лишь кажутся, а самих себя.

Конечно же, быть неофитом нелегко: начиная новое дело, человек неизбежно столкнётся с трудностями. Но учиться в раннем детстве ходить, чтобы после увидеть мир, стоит всех синяков и ссадин, счастье от плодов собственного труда стоит бессонных ночей, проведённых за изучением желанной профессии. Счастье от встречи с Богом иное: тихое, спокойное, благословенное и радостное. Не знать, как складывать руки перед причастием, с чего начинать изучение Библии, удивляться, почему люди в храме вместо «спасибо» говорят «спаси Господи», поражаться тому, как они могут стоять, практически не двигаясь на протяжении всей долгой службы и при этом молиться — не страшно. Гораздо хуже остановиться на месте и прекратить свои попытки что-то понять. Христос сказал: «Я с вами во все дни до скончания века» (Мф. 28:20). Бояться нечего, главное не врать Богу и самим себе, и, увидев своё истинное лицо, не опускать руки, но и не прятаться за образ «благочестивого христианина», существующий только в нашем воображении. Неофит — не диагноз и не приговор, а лишь начало удивительного пути длиною в жизнь, на котором встретятся и свои трудности, и своё, ни с чем не сравнимое, счастье.

Коровина Светлана (@svetlanita777)

Особо важное задание

Ну вот и завершилось Таинство Крещения. Родился во Христе новый человек. Отпущены грехи, ради которых Творец всего взошел на Крест. Из храма выходит друг Иисуса Христа. Да что там друг – воин Христов! Что дальше? Праздничная трапеза? Ну, допустим. Событие не ординарное, как-никак. А после?

Почему я назвал новоначального христианина воином? С кем воевать? С атеистами, что ли? С масонами, может быть? Да нет, это же люди, родные чада Богу. А наша война вовсе не против крови и плоти. Она против бесов, надзирателей наших бывших. Мы ведь из плена сбежали, крестившись. Как евреи из Египта. А все фараоново воинство с улюлюканьем за нами вдогонку: мол, как посмели? Помните? Далеко не все, кто вышел из того плена, были готовы к трудностям. И начался великий ропот. «Пить хотим! Мясо где? Зря ушли от фараона, там шашлыки были по праздникам. Хоть и рабство, но крыша над головой, стабильность та же… А сейчас вокруг всякие амаликитяне злые да гадкие мадианитяне. А давайте тельца золотого сделаем, все веселее будет». А когда дошли уже до самих границ обещанной Богом земли, тут же забыли обо всех чудесах Божиих, устрашились военной мощи народов, что успели занять Палестину. Поверь Израиль Богу, не пришлось бы еще сорок лет странствовать по пустыне.

Итак, воюем с бесами. Стрелы, копья, мечи не помогут. Пуля их не берет, на гранаты надежды нет. Может, обругать их хотя бы? Душу отвести? Да нет, вопрос вовсе не в том, чтобы как-то навредить духам злобы поднебесным. Наша цель – обещанное Христом Царство. Обетованная земля. А бесы всего лишь пытаются нам помешать на этом пути.

Ну и как вести боевые действия? Воины мы или кто? Стратегия же нужна. Военные хитрости различные, тактика. Кстати, а какая тактика у демонов? Откройте повесть Клайва Льюиса «Письма Баламута». Это тот самый Льюис, который «Хроники Нарнии» написал. Герой повествования – старый опытный бес Баламут, который наставляет своего племянника Гнусика. Перед юным бесом-искусителем стоит непростая задача – расшатывать в подопечном человеке веру в Бога и поощрять грех. Сами понимаете, Гнусик действует хитростью, применяя советы бывалого дядюшки весьма эффективно. Пусть повествование и выглядит несколько легкомысленно, тем не менее вот она, бесовская стратегия.

Почему я не призываю первым делом браться за Добротолюбие и Патерик? А потому же, почему детям предлагают сперва счетные палочки, а уж потом рассказывают о правилах умножения и деления. Функции и интегралы станут понятными тоже не сразу.

Что мы имеем? Цель ясна, с врагами немножко прояснилось. Осталось определиться с амуницией. Латы, там, какие-нибудь, бронежилеты, силовые поля, как в «Звездных войнах». Быть убитым при первом же налете бесовских сил как-то неохота. Побороться бы за свое счастье и свободу. Желательно, конечно, победить. Чего боятся бесы? Так ладана же! У кого кадило дымнее, тот и защищен. А некоторые, я слышал, ладан жуют. Видать, тайну какую-то знают. О! Только что натолкнулся на рекламную запись в сети Интернет: «Косметика на основе ладана». М-да, непохоже, чтобы этот метод сработал. Да нет, глупо это. У кого денег больше, тот и ладана больше накупит. Ой, а ведь и с паломничеством так же получается. У кого зарплаты едва хватает на коммунальные услуги, хлеб с молоком и сбор ребенка в школу, тот ни на Афон, ни в Иерусалим не сможет слетать.

Страсти! Вот посредством чего диавольское войско ведет с нами духовную брань

Страсти! Вот посредством чего диавольское войско может вести со мной духовную брань. Каждая страсть во мне – целый плацдарм, где враг может укрепиться. Это пресловутая пятая колонна, гнездо коллаборационизма!

Вон раньше святые как демонов изгоняли? Едва праведник, победивший в себе страсти, приближался к одержимому злыми духами, как те немедленно выходили из страждущего. А теперь? Иные экзорцисты еженедельно по шесть часов кряду запретительные молитвы читают, а бесам плевать. Иисуса знают, и апостол Павел им известен, а над длиннобородым батюшкой посмеиваются. Ибо седа борода, да только не херувим в ребро. От скуки, конечно, воют, лают и хрюкают, кто петухом кричит, а кто выйти грозится. Всякий раз. Не выходят, правда. Однако кому-то нравится ходить на такие спектакли, что устраивают для них падшие ангелы. Некоторые даже бесов слушают и записывают их изречения. Помню, книжку такую читал. Там одна глава называлась «Говорят бесы». Прежде апостолов слушали, святых апологетов, а сейчас – чертей. Так давайте их тогда в Союз писателей принимать. Уж больно обширна их аудитория.

Фото: hramsokol.ru

Со страстями бороться хорошо, вот только трудно очень. В одиночку никак. Постойте-ка. А почему это в одиночку? Мы воинство чье? Христово. Тот, Кто сотворил мир и распялся за нас, дал нам и лекарство от страстей и вечной смерти – Тело и Кровь. Причастие. Вот и амуниция наша и оружие.

Есть у нас оружие – Причастие. А еще пост и молитва, чтобы бдительными быть

Пост и молитва еще, чтобы не уснуть на часах и не проворонить вражеских лазутчиков. Что за шуршание в кустах? Стой, стрелять буду! Не расставишь посты, с фланга конница проскачет, не то что одинокие диверсанты – грехи.

Это хорошо еще, если новоначальный христианин ни с того ни с сего вдруг отнесется серьезно к Таинству Крещения. Начнет себе голову забивать: мол, я ведь добровольцем записался на духовный фронт, присягу Христу принес только что. Где, мол, тут можно получить обмундирование? Только ведь таких единицы из тысяч крещенных. Остальные не в окопы пошли, а попрятались по погребам да оврагам. Зато форма новенькая красивая. Смотрится геройски. Кто встретится на дезертирском пути от фронта – залюбуется. И ведь всегда можно сказать, что в траншеях сражаются фанатики, а вот у тебя в глубоком тылу особое важное задание – Бога в душе хранить.

Кто такие новоначальные?

На первый взгляд совершенно ясно, кто они. Это те, кто недавно принял крещение и только осваивается в Церкви. Однако такое определение едва ли подходит к нынешнему времени, когда очень многие крещены в детстве, и даже иногда посещают храмы, но зрелыми христианами их никак не назовешь…

На первый взгляд совершенно ясно, кто они. Это те, кто недавно принял крещение и только осваивается в Церкви. Однако такое определение едва ли подходит к нынешнему времени, когда очень многие крещены в детстве, и даже иногда посещают храмы, но зрелыми христианами их никак не назовешь. Новоначальный — категория не возрастная, ведь не «выслугой лет» измеряется духовный опыт. Скорее, это состояние человеческого духа, которое, к сожалению, может не меняться десятилетиями.

Тот, кто ничему не учится, всегда остается новоначальным. Разница между ним и настоящим христианином очень чуствуется в отношении к Церкви. Первый считает, что Церковь существует для него, для удовлетворения его «религиозных нужд». Второй, напротив, думает, что он существует для Церкви. Первый готов изменить Церковь и исправить её, второй готов измениться сам и желает своего исправления. Конечно, это сильное обобщение, но в наше время все чаще и чаще справедливое.

Новоначальным быть, в принципе, неплохо, как неплохо быть школьником, — плохо, когда этот период растягивается на всю жизнь. Задача новоначальных — не только усвоить какую-то сумму знаний, но и приобрести определенные навыки, т.е. привычки: привычку к молитве, к чтению Слова Божия, к исполнению заповедей Господних. Только многократным повторением доброе дело обращается в благой навык. Но и это — не все. Надо еще найти свое место и свое служение в Церковном организме, не замыкаясь на себе самом. Как сказал ап. Павел, носите бремена друг друга — и так исполните закон Христов.

Эволюция верующего. Период неофитства

Описанные мной этапы развития, через которые проходит современный член церкви, не подходят для детей верующих родителей. У них собственный путь. Тем не менее, в нашем обществе, вышедшем из долгого периода атеизма, детей верующих родителей не так много. Костяк церкви составляют люди, пришедшие в нее в начале и середине 90-х годов 20 века.

Как правило, обращению в христианство предшествует долгий поиск истины. Человек чувствует себя неудовлетворенным. Он может быть вполне успешным, иметь семью, высокие доходы. Но самые главные жизненные вопросы – смысл его существования, планы на будущее, значение истинных, вечных ценностей, так и остаются для него нерешенными. Именно на эти важные жизненные вопросы человек и находит ответ в церкви.

Первые месяцы после обращения неофит испытывает огромный душевный подъем. В его жизни появляется радость, он начинает по-новому смотреть на большинство вещей. В это время человек легко оставляет прежние привычки – если раньше он, например, долгие годы не мог бросить курить, то сейчас он может резко порвать с зависимостью и больше не вспомнить про нее. Человек сравнивает нынешнее радостное состояние со своей прежней жизнью и понимает, что многие его прежние привычки и пристрастия больше ему не интересны. У человека появляется пристрастие к церковным запретам. Не есть, не одевать, не читать, не делать – эти слова становятся для неофита магическими. Неофиту кажется, что эти запреты помогут ему развиваться.

В это время неофит как губка впитывает в себя информацию. При этом, мнение разговорчивой старушки в церкви, пастора, автора серьезной богословской книги (если такая попадет ему в руки) для новообращенного равнозначны. Главным критерием отбора становится продекларированная возможность получения какого-то духовного профита. Оценить качество такой информации неофит еще не способен.

Одним из желаний неофита становится побыстрее влиться в церковное комьюнити, стать его частью. Неофит начинает копировать поведение церковных людей. Так, некоторые молодые пасторы в середине 90-х долгое время произносили проповеди с завываниями и коверканьем русской речи, как это делали проповедники с запада. А некоторые православные упорно пытаются славянофицировать свою обыденную речь.

Параллельно с изучением церковного учения неофит быстро проникается идеей врага. Адвентисты быстро узнают, что их врагом должен быть католицизм, врагом новообращенного православного – западные сектанты, заполонившие Россию. Идея врага очень важна – ничто так не объединяет, как общая угроза. На врага всегда можно посмотреть, узнать, что он делает, как верит – и сделать все с точностью наоборот. В таком случае сложно ошибиться. К тому же, существование врага дает дополнительный смысл, очередную высокую идею – с врагом нужно бороться.

Неофит в это время часто впадает в крайности. Может отдать всю зарплату в качестве пожертвования, уйти с работы, попытаться устроиться в монастырь.

У неофита просыпается миссионерский зуд. Он начинает нести церковные книжки всем своим знакомым, друзьям, родственникам. Приставать к ним с разговорами. Как правило, в это время его ждет жестокое разочарование – окружающие не собираются становиться таким, как он. Новообращенный еще не понимает, что у других людей не было тех предпосылок прихода в церковь, которые были у него самого. Та информация, которой жаждет поделиться с окружающими неофит, чуть менее, чем полностью для них неинтересна. К сожалению, многие именно в этот момент приобретают страх перед деятельностью миссионера, замыкаются. У большинства протестантов к тому же еще очень силен отживший свое образ экстремального миссионерства — приставаний к прохожим на улице, хождения по квартирам.

После двух-трех месяцев неофит начинает испытывать первые духовные проблемы. Ощущение радости новизны, предчувствие будущих удивительных открытий, ожидание очередных приливов счастья постепенно проходит. Человеку свойственно привыкать ко всему. И даже самые сладкие блюда имеют обыкновение приедаться. Проблема здесь в том, что большинство неофитов расценивают пережитый ими духовный подъем как действие Св.Духа. И когда эти ощущения проходят, в их жизнь возвращается обыденность, они начинают недоумевать, чем они не угодили Св. Духу. Ответ здесь для них один – своими грехами. Многие неофиты в это время впадают в длительное уныние.

Некоторые в это время начинают страдать духовным насилием над собой – искусственно вызывать у себя воодушевление. Для этой цели подходят усердные молитвы, характерная обстановка, музыка, поездка в монастырь на епархиальном автобусе.

Но период уныния также заканчивается. Человек постепенно занимает свою нишу в церкви. Его поведение, взгляды на жизнь обретают некоторую завершенность. Окружающие привыкают к чудачествам верующего, и, чаще всего, признают, что после прихода в церковь он изменился к лучшему. К неофиту частично возвращается трезвость взглядов. В его жизни начинается следующий важный период…

Продолжение вот

Комлев Алексей

29 октября 2009

  • 80
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Другие новости по теме:

  • Вера в сказки
  • Неактуальность адвентизма
  • Церковные повадки
  • Страшная опасность либерального богословия
  • Свои и чужие
  • Швейцарский нож жизнеучителя
  • Эволюция верующего. Период зрелости
  • Психология религиозных людей
  • Тактика еретиков
  • Дети на богослужении
  • Тот, кто увлекается религиозной и духовной литературой и предпочитает фильмы подобной тематики, может столкнуться со словом «неофит».

    О том, кто такой неофит, и что означает одноименный синдром, — будет рассказано в этой статье.

    Кто такой неофит

    Разберемся подробнее, откуда происходит данное слово, и что означает это понятие.

    Происхождение слова

    Слово «неофит» греческого происхождения (neophitos). Означает neo — новый и phitos — растение, насаждение, росток. То есть: новое растение или недавно посаженный. Термин имеет непосредственную связь с древними мистериями, закрытыми мистическими сообществами и орденами, религиозными конфессиями. В этой плоскости он выражает понятие «новообращенный», приверженец какой-либо идеологии или духовного течения.

    Сегодня этим словом обозначают всех недавно приобщенных к любой религиозной конфессии, однако на протяжении достижимых для изучения эпох, значение этого слова не было таким однозначным.

    Значение понятия

    Разберемся детальнее со значением термина.

    Иные определения в различные периоды истории:

    • посвященные в древние тайные сообщества, а также кандидаты и готовящиеся к посвящению (культ Элевсинских мистерий, по преданию основанный богиней Деметрой в честь встречи со своей дочерью Персефоной);
    • в Римской империи так называли ранних христиан, принявших христианство, носящих белые одежды в период между Пасхой и первым после нее воскресеньем;
    • принявшие монашеский постриг в средневековых и нынешних монашеских орденах и конгрегациях;
    • ученик, которого готовили к смене предшественников-иерофантов.

    Кроме этого, данное слово еще обозначает новичка в какой бы то ни было сфере деятельности. В ботанике им обозначают растения, осваивающие новый ареал произрастания.

    История неофитства

    Она достаточно протяженна во времени. Каждая эпоха наделяла это понятие чем-то своим.

    Появление и распространение

    История этого явления насчитывает не одну тысячу лет. Помянутая нами выше мистерия в Элевсине богини Деметры, закрытые мистические сообщества древнегреческих орфиков, Гермеса Трисмегиста и школа Пифагора предлагали для своих неофитов ряд ступеней-инициаций, предполагавших прохождение испытаний для достижения эзотерических знаний и особых состояний сознания через осознание временности бытия и обретения высокой нравственности во имя освобождения от бренной материальной природы.

    Особо хочется выделить пифагорейскую школу, основанную Пифагором в италийском городе Кротоне в шестом веке до нашей эры, в которой происходил очень тщательный отбор учеников, в котором была внутренняя и внешняя сторона.

    Внешняя предполагала суровые экзамены:

    • воздержание от пищи;
    • задержка дыхания под водой;
    • восьмидесятикилометровый бег.

    Внутренняя сторона экзаменов заключалась в открытии у кандидата определенных черт и качеств характера, таких как:

    • честность;
    • праведность;
    • любовь к окружающему миру.

    Если испытуемый успешно проходил экзамены, он допускался к дальнейшим испытаниям, продолжавшимся в течение следующих пяти лет.

    На протяжении всех этих лет новообращенный не должен был говорить (ибо многословие плодит ложь), должен был искупаться в кипящей воде, пройти испытание огнем и каленым железом, выдержать проверки на сострадание и добродетель, проявить стойкость в отношении сексуальных желаний.

    Дальнейшее распространение духовное новообращенство обрело в христианстве. Это явление выражалось в приобщении к вере новичка, который в вере ничего не понимал. Его опекали, как малое дитя, готовя к истинной христианской жизни.

    Начиная с ранних христианских общин через эпоху средневековья и до наших дней, где на новом жизненном этапе новообращенный постепенно входил в новый образ, он менял привычный мирской стиль жизни на новый, который заключался в изменении окружения, поведения, манеры одеваться, либо монашеском постриге, приготовлении стать на путь Господнего служения.

    Современное положение

    Данное понятие в современном христианстве так же, как и раньше, характеризует приобщение новичков к церковной жизни. Но существует поправка на множественность современных религиозных конфессий, соотнесенную с единицей площади того пространства, в котором они существуют, а также на большее количество и разнообразие соблазнов, встающих между Богом и людьми.

    Это особый период первой духовной любви, духовных радостей, но при этом, — и подводных камней. В этом, как и в любом другом явлении жизни имеет место человеческий фактор. Другими словами, — каждый приходит к вере с набором индивидуальных обретенных качеств и черт характера, с личными мотивами, сформированными предшествующим образом жизни. И все же, есть нечто общее в нем для каждого новообращенного.

    Вот эти качества:

    • пребывание в состоянии эйфории, а не веры;
    • преувеличение собственных сил;
    • максимализм;
    • желание всех спасать;
    • нетерпимость к иным духовным позициям и взглядам;
    • строгое отношение к себе, граничащее с фанатичным желанием перенять образ жизни христианских подвижников и святых отцов.

    Если попытаться завязать разговор с молодым новообращенным в любой христианской конфессии на религиозную тематику, можно увидеть воинственную, иногда даже агрессивную позицию по отношению к иным духовным течениям, сильно отличающимся в методах следования к Богу от взглядов, которые так рьяно отстаивает новичок. Он искренне и наивно верит в свою абсолютную правоту, готовый поучать и обличать, хотя сам еще находится в возрасте духовного младенчества.

    Что приводит к неофитству

    Само по себе это понятие обозначает вхождение непосвященного в новую духовную среду. В это время новообращенному в помощь дается авансом ощущение особой благодати Святого Духа. При этом не требуется особых усилий и затрат для ее получения. Новичок окрылен любовью, ведь в данный момент Господь действительно рядом, и он учит свое дитя первым осмысленным шагам в духовной жизни.

    Вера его пока слаба, поскольку она укрепляется временем и испытаниями. У него мало жизненного и духовного опыта, а поэтому ему сопутствуют ошибки, которые он едва ли признает. Вот Господь и водит его за руку, щедро одаривая благодатью.

    Это естественный процесс приобщения новичка к иной системе взглядов и ценностей, весьма отличающихся от мирских. Такова человеческая природа, свойство юной незрелости с присущими ей ошибками, которые придают этому состоянию вхождения негативный оттенок. Но кто не ошибается, тот и не ищет.

    Неправильная самоидентификация

    Правильная самоидентификация является одной из самых важных задач для личности, тем более для находящейся в процессе поиска и делающей сознательный выбор.

    Для приобщающегося и новообращенного характерны перегибы то в одну, то в другую сторону. Новичок склонен к радикальным подходам в сравнении своего образа жизни с тем, который вели подвижники церкви, святые отцы и другие духовные авторитеты. Он старается уподобляться им, не имея духовной мудрости и жизненного опыта.

    Стараясь быть похожим на аскетичных подвижников и святых, подавлявших телесную природу во имя духовной благодати, новоначальный может показательно хулить и обличать себя во многих грехах, при этом считая себя лучше других, внутренне гордясь своей мнимой праведностью. И хотя это еще не фарисейство, но уже весьма на него похоже.

    Естественным является поиск самого себя. Новообращенный открыл новый мир и желает этим чудесным открытием поделиться с иными, по его мнению — пока еще дремлющими. К сожалению, внешние формы его духовности пока еще не соответствуют внутреннему состоянию.

    Преувеличение собственных сил

    Преувеличение своих сил, или «ревность не по разуму», является еще одной характерной ошибкой делающих первые духовные шаги. Она истекает из неправильной самооценки, вследствие чего с особой силой может проявиться духовный максимализм.

    Его проявление возможно в любой сфере духовной жизни:

    • если молиться, то до изнеможения;
    • если поститься — по самим строгим правилам;
    • если страдать — на полную катушку;
    • если спасать — сразу весь мир.

    Остеречь от ошибок, упредить опрометчивые поступки этого периода может только опытный духовный наставник или сложившиеся Высшим промыслом обстоятельства и обращенные к душе новичка посылы, если он обладает достаточной восприимчивостью к подобным явлениям.

    Осуждение окружающих людей

    Это самая распространенная греховная ошибка начинающих. Новички с присущим им максимализмом становятся требовательными не только к себе, но и к окружающим их людям. Они очень внимательны к своему окружению, особенно ближнему, мгновенно замечают в людях изъяны и недостатки.

    Для них существует лишь белое и черное при полном отсутствии полутонов. Характерной особенностью их отношения к людям вне церкви является высокомерие. У них коротка память о своем недавнем прошлом, в котором они были такими же, а может — и хуже.

    Они уже не в силах понимать, что Бог — «всяческая во всем», что множественность форм, в том числе и идей, делают этот мир не монотонным и однообразным, а пестрым и насыщенным, позволяющим каждому пройти самый разнообразный опыт, чтобы устояться в чем-то своем.

    Их еще ожидают внутренние кризисы, связанные с противоречием внешнего и внутреннего. Возможно даже разочарование в незыблемости отстаиваемых ими доктрин, но это будет потом — лет через пять, а может и десять. Пока же они себя зрят не меньше, чем карающий меч Всевышнего правосудия.

    Миссионерский максимализм

    Это одна из самых печальных и не менее распространенных ошибок новичков, которые не могут просто тихо молиться, тем более — сидеть сложа руки.

    Новообращенный сделал для себя потрясающее открытие и хочет поделиться этим с как можно большим числом людей, ибо по его представлению: аморально, недостойно и даже преступно скрывать от них истину, которая открылась ему за какие-то заслуги. Он готов говорить о своих духовных открытиях, о Боге — там, где это уместно и не очень, а порою — даже с агрессивной навязчивостью, ибо само понятие уместности для новоначального бывает слишком размытым.

    Весьма неопытный проповедник старается спасти всех вокруг, не подозревая о том, что начинать нужно с самого себя. Ибо, как говорил преподобный Серафим Саровский: «Спасись сам — и вокруг тебя спасутся тысячи».

    В результате такой миссионерской деятельности духовно прозревшего (по мнению его самого) о том движении, к которому приобщается новичок, у людей может сложиться весьма негативное мнение. Родственники и друзья неистового поборника правды вынуждены стоически выдерживать проповеди и выходки новоиспеченного проповедника. Цена же за такое непомерное старание может обернуться для «подвижника» потерей знакомых и друзей, восстановить связи с которыми будет весьма затруднительно, а порой и невозможно.

    Поиск новых чувств

    Эта ошибка присуща не только начинающим молодым новообращенным мужчинам, но и неофиткам-женщинам. Начинающие ищут возвышенных ощущений, глубоких чувств и переживаний, готовы на каждом шагу видеть чудо или знамение. Они ждут знаков свыше в виде ответа на волнующие их вопросы.

    В православии это называется «впасть в духовную прелесть».

    Люди, склонные к постоянному поиску знаков и чудес, встречая какие-либо подтверждения Божьей знаковости, направленной лично к ним, могут уверовать в свою избранность и возгордиться. Но жизнь сама по себе является чудом, и истинный подвиг заключается в том, чтобы достойно пронести на плечах груз испытаний, которые она посылает, чтобы можно было в этом устоять и быть благодарным ей за ее мудрые уроки.

    Избежать ошибки ощущения своей избранности можно через смирение и критический подход к самому себе, ибо не зря говорили еще святые отцы, что тот, кто смог видеть свои грехи — превыше того, кто смог увидеть ангелов.

    Из этого видео можно узнать об основных проблемах у новообращенных.

    Синдром неофита

    Неофитство в православии — это своеобразная болезнь новичков, которая получила название «синдром неофита».

    Что собой представляет

    Данный синдром характеризуется излишним рвением, чрезмерной импульсивностью, наблюдаемой у новообращенных. Большей частью — это люди, впадающие в крайности, имеющие весьма поверхностное представление о личной ответственности и считающие себя полагающимися на волю Божью.

    Подобный сверхгорячий новичок из-за недостатка жизненного опыта, мудрости и гибкости сознания клеймит направо и налево тех, кто мыслит иначе, а своих ближних, более теплых собратьев по вере обвиняет чуть ли не в отступничестве. Такие неумеренно восторженные христиане способны нанести серьезный вред, в первую очередь — себе.

    Эти юные неокрепшие ростки с неукоренившейся корневой системой часто претендуют на роль огромного дуба с мудростью столетий. В результате любой более или менее сильный ветерок нагибает их к земле, а под напором серьезной стихии они покидают место своей изначальной высадки и блуждают, подобно перекати-поле к иным, по их мнению, — более благодатным землям.

    От чего возникает

    В этом явлении есть изначальный положительный момент, ибо в своем стремлении познать Бога новичок действует, прибегая к помощи церкви. И хорошо, если в ее лице помощь придет со стороны опытного духовного наставника.

    У младохристианина появляются:

    • горячая вера;
    • стремление творить добро;
    • свойственный возрасту максимализм;
    • ревность по вере.

    Но эти позитивные качества в нем еще младенческие, нуждающиеся в осмыслении и развитии, требующие корректировки и окультуривания. И благо, если этот труд — совместное творчество неофитствующего и его духовника. В противном случае может произойти «застревание» в возрасте духовного младенчества с недетскими амбициями со всеми вытекающими отсюда последствиями.

    Глубинно же, этот синдром православного неофитства берет начало в неординарной социально-политической ситуации, которую переживает наша страна и имеет непосредственную связь с прошлым.

    Духовный семидесятилетний вакуум атеизма был заполнен сверхнормативной религиозностью, где упор был сделан не на качество посетителей прихода, а на количество, с дальнейшей популяризацией и навязыванием церковными иерархами — культа православия с проявлением оттенка коммерциализации. Это привело к искажениям и уходу от чистоты православной веры. Религия иконок и церковных ларьков, идущая по миру с протянутой рукой, попыталась заменить веру чистой глубины и в целом потерпела фиаско.

    Младохристиане, пресытившись первой духовной любовью, начинают усматривать прорехи и изъяны в церковной среде. Вследствие этого они с присущей им рьяностью создают православные клубы за пределами церкви, наполняя их своим неокрепшим пониманием христианской правды, ослабляя и без того расшатанные опоры русской православной церкви.

    Из этого синдрома может возникнуть и другое явление — прозелитизм, когда некто, разуверившийся в прежних духовных ценностях, меняет свою веру и переходит в иную конфессию, иногда начиная вести боевые действия с бывшими единоверцами.

    Опасность синдрома

    Эта духовная болезнь таит в себе опасности большие и маленькие, скрытые и публичные.

    Вот некоторые из них:

    • отсутствие смирения, что мешает трезво разглядеть реальность текущего момента;
    • нетерпимость к чужим мнениям и навязывание своего, что отталкивает не только незнакомых, но и близких людей;
    • состояние хронического конфликта с социумом;
    • невыдерживание испытания временем, попадание под влияние лидеров околорелигиозных сообществ.

    Известно немало примеров, когда молодые люди, поддавшись влиянию лидеров новых христианских течений и сект, лишались материальных ценностей, средств к существованию, разрушали свои семьи.

    Другим печальным примером попавших под влияние являются мусульманские новообращенные, порой из числа русского населения, которые принимали участие в громких террористических актах. Они — весьма ценный материал для экстремистов всех мастей, поскольку особо не выделяются среди мирного населения, но при этом обладают необходимыми для террориста качествами, такими как решительность, агрессивность, фанатизм.

    Для того чтобы эффективно противодействовать развитию и прогрессированию этого синдрома, необходимо прежде всего признать наличие серьезных недочетов в церковном укладе и работать над этим.

    Работа с молодежью должна осуществляться без социально-политических нагрузок. Ее внимание необходимо привлечь последовательным неагрессивным рассказом о Церкви без желания чему-то противодействовать либо осуждать иные взгляды и позиции. Ведь подсознанием и душой воспринимается информация не через слова, а посредством считывания внутренней убежденности рассказчика.

    Видео о синдроме неофита

    Из этого видеоролика можно узнать о характерных ошибках младохристиан и о синдроме неофита.