Осипов о религии

Профессор и бог-ослов Осипов о мусульманстве. Комментарий редакции

Профессор Алексей Осипов отвечает на вопрос, действительно ли христиане и мусульмане верят в одного и того же Бога …

В католическом премонстрантском монастыре Шлэгль (Верхняя Австрия) прошла ставшая традицией ежегодная дискуссия между католиками и мусульманами по вопросам веры, сообщает Седмица.Ru со ссылкой на сайт монастыря. В этом году ее тема — «Ислам — Христианство: мы верим в одного и того же Бога? Что нас объединяет и что разделяет?».
Оппонентами в дискуссии выступили католический теолог глава Института систематической теологии при университете Инсбрука Вольфганг Палавер и представитель мусульманской общины Верхней Австрии, преподаватель ислама в университете Оснабрюк Мусса Аль-Хассан. Во встрече приняли участие почти 200 специалистов.
После прочтения оппонентами докладов было отмечено, что межрелигиозный диалог необходим для нахождения путей решения общественных проблем, взаимопонимания, взаимодоверия и возможности учиться друг у друга. Далее участники дискуссии согласились, что христиане и мусульмане верят в одного Бога. «Мусульмане называют Аллахом Единого Бога, Которому, как верят “ортодоксальные” мусульмане, поклоняются также иудеи и христиане», — заявил Аль-Хассан. Он напомнил, что арабо-язычные христиане, живущие в Сирии и Ливане, называют Бога «Аллах». Ученый отметил, что в Коране есть разделы, содержание которые имеет много общего со священной историей иудеев и христиан, «подчеркивая связь между нашими религиями». Например, в одном месте говорится, что «синагоги, монастыри и отшельнические скиты должно особо защищать».
Наиболее важными пунктами вероучения ислама являются признание «уникальности и единства Бога», признание Бога как «Творца всего сущего», Которому и только Ему должно относить все поклонение как Богу, отметил специалист по исламу. Имя и атрибуты Бога никому другому не должно приписывать, иначе Бог будет с чем-то или кем-то «ассоциироваться». «Это и является одним из основных отличий ислама от других монотеистических религий», — сказал Аль-Хассан. Однако это отличие не мешает ему считать, что христиане и иудеи верят в того же Бога, подчеркнул эксперт.
Католический теолог Вольфганг Палавер процитировал слова Иоанна Павла II: «Ваш и наш Бог есть один и тот же Бог, мы — братья и сестры по вере Авраама». По мнению католического исследователя, разница между христианством и исламом заключается, прежде всего, «в различных толкованиях событий». С этим связано отвержение мусульманами Распятия Иисуса, считает Палавер. Как одно из отличий двух религий была названа «любовь к врагам», которая является одной из главных составляющих христианской этики, но не отражена в исламе.
Традиция проводить дискуссии между мусульманами и христианами в монастыре Шлэгль зародилась в прошлом году. Настоятель обители аббат Фельхофер считает, что встречи помогут добиться большего взаимопонимания между представителями этих двух мировых религий в регионе. На следующей дискуссии планируется обсуждение не только вопросов вероучения, но и тем, касающихся экономического развития региона.
В связи с прошедшей дискуссией между католиками и мусульманами по вопросам веры мы попросили доктора богословия, профессора Московской Духовной академии Алексея Ильича Осипова ответить на следующие вопросы: «Действительно ли христиане и мусульмане верят в одного и того же Бога? В чем заключается принципиальное различие между Христианством и исламом?»
Один Бог во всех религиях?
В современную эпоху экуменических и межрелигиозных контактов вопрос о том, одному ли Богу покланяются в разных религиях, становится всё более жизненно важным. Ибо единство исповедуемого Бога означает единство по существу и самих религий, то есть их принципиальную равноценность. Этот вывод, естественно, порождает религиозный индифферентизм и утрату человеческим сознанием одного из своих важнейших духовных стимулов — поиск истинной веры.
Бог есть Дух, и потому Он выше каких либо определений. Однако поклонение Ему с необходимостью требует содержательного о Нем представления, то есть требует Его осязаемого образа (понятийного, символического, иконографического…). В так называемых естественных (языческих) религиях этот образ создается народным воображением, в основном стихийно, и потому несет на себе печать всех свойств человека: и его пороков, и его добродетелей.
Религии монотеистические (христианство, иудаизм, мусульманство) утверждают, что их учение открыто Самим Богом через определенных лиц. Но при этом, те образы Бога, которые присутствуют в этих религиях, далеко не однозначны. Так, в христианстве единый Бог в Своей внутренней жизни открывается как триипостасный: Отец, Сын (Логос) и Святой Дух; Логос воплощается; спасение человечества совершается Крестом и Воскресением Христа и др. Ничего подобного нет ни в иудаизме, ни в мусульманстве. Но эти отличия принципиальны.
То есть каждая из монотеистических религий, признавая существование одного (а не многих) Бога, тем не менее, имеет свой Его образ, которому она поклоняется и который полностью определяет вероучительную и духовно-нравственную сущность и самой религии, и всей духовной жизни верующего. Поэтому в каждой религии именно этот образ является ее Богом. И, следовательно, каждая из них имеет своего Бога.
В чем заключается принципиальное различие между христианством и исламом?
Сама постановка вопроса носит какой-то подчеркнуто односторонний характер, что неправомерно по отношению к исламу, который среди всех других современных религий является наиболее близкой к христианству. В ней нет ни грубого язычества, ни сатанинского оккультизма, ни радикального неприятия Христа, присутствующего, например, в ортодоксальном иудаизме, для которого Иисус Христос является «лже-мессией». У мусульман, напротив, Иисус Христос — это высший пророк наряду с Мухаммедом.

Такое явно положительное отношение к Христу выражается во многих хадисах, которые говорят даже о том, что именно Иса (Иисус) убьет Даджаля (антихриста). В исламе отчетливо выражено благоговейное отношение к Деве Марии, к Иоанну Крестителю и др., чего опять-таки нет в иудаизме. Но в мусульманстве отсутствует целый ряд принципиальных положений христианского вероучения: утверждение триипостасности Бога, Богочеловеческой Личности Иисуса Христа, совершённого Им спасения через Крест и Воскресение и др. Мусульманство в своем вероучении остается, можно сказать, на уровне ветхозаветной религии, тем не менее, принявшей некоторые положения христианства.
Отсюда возникает в высшей степени важный вопрос: какие объективные аргументы может представить та или иная религия, которые бы позволили говорить о Божественном происхождении ее учения и, следовательно, о ее истинности?

Комментарий Редакции

Дорогие отцы, братья и сестры! В наше апокалиптическое и апостасийное время весь мир уже не то что погряз, а утонул во лжи. Уже не столько чёрное называют белым и наоборот, сколько в духе сатанинской толерантности рисуют все в серых тонах, смешивая истину с ложью.

Вот казалось бы, на очень простой вопрос о различиях между мусульманством и христианством, именитый профессор развел лукавую философию не на различиях, а на якобы сходствах дьяволопоклоннической религии ислама и христианства. Мало того, Осипов сам задается «в высшей степени важным» вопросом об аргументах, доказывающих истинность той или иной религии…

Братья и сестры, как вы считаете почему патриархийный богослов закончил свой ответ таким вопросом, тем более, учитывая то, что он отвечает не мусульманскому сайту, а православному (РНЛ)? Разве он не знает, что единственной истинной религией и верой является — Святое Православие, а все остальные погибельные, служащие врагу рода человеческого — дьяволу?

Прекрасно Осипов это знает (хотя и не верит), но намеренно или ненамеренно размывает в умах православных людей четкое и несомненное понимание этой истины. Таким образом Осипов и такие как он — религиозные философы, служат не Богу, а дьяволу. Они готовят принятие грядущего антихриста и его религии православной паствой РПЦ МП. Это волки, уже сбросившие овечьи шкуры. Берегитесь их.

В очередной раз высказываем свое недоумение позицией сайта «Русская народная линия», которая без собственного комментария разместила эти еретические ответы Осипова. Неужели редакция РНЛ и гл.редактор А.Степанов согласны с позицией лже-богослова Осипова? Видимо, да. Очень прискорбно.

профессор Осипов об исламе: — VBENEDICT: ИСТОРИЯ ПОИСКА — LiveJournal

Почему же — «либералы» в Саудии появлялись периодически всегда — и 10 лет назад, и 20, и 30, и 50 лет — больше всего в разгар «секуляризма» в арабском мире в 40-60 гг. 20 века (нынешние «либералы» — всего лишь последыши и подхвостя старых «европеизаторов») — но конец их был печален.
С Рауфом Бадави обошлись ещё очень «либерально» — раньше (даже при Короле Фахде, да помилует его Аллах, куда более жёстком, чем нынешний правящий монарх) за это просто снесли бы голову и не утруждались бы с многокомпанентным наказанием.
Также как на протяжении истории христианства — церковь боролась с ересями (в том числе и секулярными) — плетьми, топором палача, «вилкой еретика», кострами инквизиции, так и делали это учёные и правител мусльман — только в меньшем масштабе ввиду изначальной малочисленности отщепенцев.
Кстати — первым кто стал высказывать идеи о «свободе воли» был Джаад бин Дирхам ещё в начале 2 века Хиджры — но кончил он дни свои прескверно http://kahhar-786.livejournal.com/2566658.html — хотя по сути недалеко ушёл от Рауфа аль-Бадави (разве что Джаад бин Дирхам не сидел в интернетах — но их небыло ещё в 9 веке н.э.)
В том то и разница что в христанстве — что в католичестве, что православии — начиная с конца 19 века церковь перестала юрилически, по закону преследовать еретиков и богохульников (таких как Рауф аль-Бадави). Остались статьи за хулиганство и проч. (примерно как пресечение тех содомитов что устроили пляски в англиканском соборе в Лондоне и были в итоге оштрафованы судом на 17 фунтов) — но это всё слишком мелко и мягко.
В странах Ислама (кроме разве что постсоветского пространства, но это временно — прошло ведь всего 24 года с момента падения СССР) — процесс этот процветает и по сей день. — где-то в более жёсткой степени, где-то чуть мягче. Отправили же пару-тройку лет назад власти Пакистана на висилицу Асию Биби за срамословное поношение религии Ислам — несмотря на вопли возмущения по всему миру и 5 детей покойной.
А стоит тем же властям Саудии «отпустить вожжи» — «либералы», фрики и неадекваты со временем начнут выделывать свои мерзости и там, а слабовольная и порочная часть насления начнёт отходить от религии.
Но — «Повеление благого и удержание от порочного» (имеется ввиду властями государства) предписано в Коране и является фундаментом исламской государственности.

Чем христианство отличается от других религий. Владимир Басенков

Религия от Бога

У православных христиан нет сомнений, что вероучение, которому они следуют, есть дар Самого Бога, Творца вселенной. Ведь именно Он сотворил наш мир и создал уникальных по природе существ – людей. Пространство и время, небо и землю, моря и океаны, рыб и птиц, бактерии и животных Бог сотворил путем колоссального выплеска творческой, доброй, любящей энергии. Вряд ли кто-то станет возражать, что природа, неиспорченная язвами мегаполисов и индустриальных монстров-заводов, прекрасна. Внимательное наблюдение за естественной красотой материального мира и есть первый шаг к тому, чтобы поверить – Бог есть. И Он есть Любовь, о чем мы еще неоднократно отметим в данной статье.

На этой ноте для человека верующего можно было бы ставить точку, но Любовь не знает пределов, а значит, и мы лишь продолжим повествование о сущности Бога, в Которого верим. Главным нашим стремлением является соединение с Ним, а значит, и все, что мы делаем, и есть наше religare, восстановление утраченной связи. Но обо всем по порядку.

В райском саду Бог дал Адаму и Еве дал 4 заповеди. Это произошло еще до грехопадения. Во-первых, «плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею» (Быт 1:28). Заповедь кажется столь естественной для общества Традиции (увы, не модерна), что часто игнорируется исследователями. Тем не менее, в ней и сокрыт первый посыл Божественной любви. Бог, как любящий Родитель, отдает людям в наследство всю землю с ее красотами, а также учит мужчину и женщину любить друг друга и в этой любви производить потомство. Создатель сотворил людей творческим актом любви, тому же он учит мужа и жену, две половинки одного целого человека, вместе, в согласии учиться давать жизнь новым людям.

Во-вторых, «взял Господь Бог человека, и поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его» (Быт 2:15). Дар творчества, а если заглянуть глубже, дар способности менять и преображать что-либо Создатель вложил в человека. Огород в течение сезона зарастает сорняками, если за ним не ухаживать. И все буквально в жизни земной имеет подобную сторону: каждое дело и даже субстанция требует заботы и внимания. Прогресс возможен лишь при поступательном движении. Человек может работать и над собой, становиться лучше. И сила творческой способности в людях пропорциональна силе любви, как это ни парадоксально. Профессионал любит свое дело и достигает успеха; родитель заботиться о всех сторонах жизни ребенка и обеспечивает ему прочный фундамент на всю жизнь.

В третьих, «Господь Бог образовал из земли всех животных полевых и всех птиц небесных, и привел к человеку, чтобы видеть, как он назовет их, и чтобы, как наречет человек всякую душу живую, так и было имя ей» (Быт 2:19). Привычка размышлять также делает человека человеком, и открывает для него Бога. Заповедь познания вытекает из творчества, потому как развитие интеллекта по-своему процесс возделывания. Через познание люди могли глубже постигать Бога как Создателя. Ведь если не понимать, во что веришь, как можно укреплять связь с Первоисточником всего?

В четвертых, «заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь» (Быт. 2:16-17). А вот и заповедь о воздержании, которая учит человека терпению и самоограничению. Вседозволенность – страшное явление, которое разрушает и совершителей своей неконтролируемой воли, и наносит от них вред другим людям. Заповедь поста учит людей ограничивать свою дурную волю и слушать Бога.

Заметим, что все эти 4 заповеди были подготовительными и были даны в момент, когда связь людей с Богом еще не была нарушена. Позже, во времена первых патриархов Бог все же общается с падшим человечеством через пророков, оберегает народ, из которого должен произойти Мессия. Заметим, что христианский Бог настолько человеколюбив, что Сам идет навстречу к человеку. Принципы «задабривания» божества в нашей вере не работают. Иррациональным выглядит и поведение Творца с точки зрения законов человеческой прагматики. Первые люди нарушили заповедь Бога, фактически, оскорбив Его, а Он… все равно ищет способы помочь людям, общается с ними, помогает, откликается на их просьбы несмотря на то, что своими поступками они все больше и больше вызываю Его гнев.

Христианский Бог – Бог любви. Он способен простить все, что непонятно для людей. Человек всегда ожидает наказания и испытывает чувство страха. Иногда подобная позиция вызывает в нем лицемерие: внешне он может пытаться задобрить Бога, а внутренне продолжать думать о совершении неправильных поступков. В таком лицемерии человек постепенно приходит к «потребительской» вере в высшее: он соблюдает ритуалы культа, но реально живет и мысли по совершенно иным законам.

Бог христиан призывает их больше всего хранить свою душу, которая продолжит жить и после смерти тела. И душа и является тем самым садом, который нужно на протяжении всей жизни возделывать и совершенствовать. Ветхозаветные времена – это тоже христианство, подготовительный период, который был необходим для приготовления человечества к важнейшему событию, сошествию в мир людей Бога в человеческом обличии. 10 заповедей, данных Моисею на горе Синай, также были приготовительными, удерживающими людей от того, чтобы наносить своей душе непоправимый вред совершением грехов. Но эти указания также носили промежуточный и обучающий характер перед тем, как получить последнее откровение от Бога.

Богочеловек Иисус

Три крупнейшие мировые религии как христианство, ислам и иудаизм принято относить к авраамическим. Термин восходит к имени известного нам праотца Авраама, а представители всех перечисленных конфессий в разной степени используют Священное Писание в своем вероучении. Но чем среди них выделяется христианство? Верой не в догматы, традиции или нравственный закон, а верой в… Личность. Что это значит?

Уникальность христианства заключается не просто в богооткровении, а в пришествии в мир людей Богочеловека. Бог-Сын пришел к человечеству разговаривать на равных, хотя, конечно, мог и явиться с армией небесных ангелов. Люди бы испугались и были бы готовы сделать что угодно… но лишь из страха, а не по доброй воле. Страх блокирует творческую энергию человека и ведет к его деградации. А вот любовь развивает душу и приближает ее к Богу.

Поэтому Богочеловек и пришел говорить с людьми на равных, не навязывая, но свидетельствуя о том, как люди могут победить болезнь смерти и стать бессмертными. Иисус Христос рассказал, что рай – не второй этаж, а реальность человеческого сердца, над которой нужно потрудиться в течение жизни. Меняя свою душу через соблюдение новых заповедей блаженства, можно стать по-настоящему счастливым. Счастье всегда заключено во внутреннем возвышенном состоянии человека, в состоянии души, которая и в вечность переходит такой в случае соединения с Богом.

Иисус Христос соединил несовершенную человеческую природу с Божественной. И так Он показал людям маршрут спасения. Но в итоге не исполнение предписаний, а личное общение с Божеством, честное, откровенное, построенное на доверии и любви, становится залогом той самой religare, восстанавливающей утраченную первыми людьми связь. Христос занимался преображением человеческой природой, а после Воскресения вернул ее к Богу-Отцу, вознесшись на Небо. Так наступило примирение между Богом и человечеством. Вернее, появился маршрут, через которое человек может достигнуть подлинного счастья.

Любовь как главная идея

Но как это все стало возможно? Только в христианстве идея любви выражена в той светлой жертвенности, которая не думает о себе, но помышляет о ближнем. Христос был распят на кресте, перенес чудовищные страдания и унижения, умер мучительной смертью. Для сознания человека это трудно понимаемо. Мы не можем смириться с этой ужасной несправедливостью. Но именно в ней сокрыта тайна искупительной жертвы и важнейший принцип любви, которая «долготерпит, милосердствует, не завидует, не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит и никогда не перестает» (1 Кор. 13:4-8). Искренняя любовь не предполагает полутонов, хитрости, камня за пазухой, выгоды, лицемерия и прочих антонимичных ей свойств.

Новая для мира людей идея христианства заключена в любви, фундаментальной и чистой, которой языческий мир не знал. Любовь к близким и родным, друзьям и знакомым понятна. Но как дико звучала мысль о любви вообще ко всем людям, даже врага, а тем более тем, кто причиняет тебе зло! Но именно так раскрывается смысл веры во Христа. Стать подобным Богу можно лишь переняв Его качества. Они не будут столь же совершенными, но в стремлении к подобию и происходит акт спасения души.

И вот они, заповеди любви: «возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки» (Мф. 22:37-38). И под ближним подразумевается вообще всякий человек, так как во всех людях, независимо от национальности и конфессиональной принадлежности, заложен образ Божий. Поэтому когда нас спрашивают, чем наша вера принципиально отличается от других, и что нового она привнесла в человеческое общество можно смело остановиться на трех составляющих.

Наша религия – от Бога. Путь от временной к вечной жизни нам показал Он Сам. Через Своего Сына Создатель разрушил болезнь смерти и дал людям рецепт воссоединения с Ним в вечности. И соединиться с ним человеку возможно, всю свою жизнь посвятив великому делу любви к Богу и всем окружающим людям.

А.И. Осипов: Содружество с католиками грозит нам полным подчинением
Профессор МДА считает, что если один из иерархов РПЦ, действительно, говорил о необходимости полного единства с Ватиканом, то Православие находится в серьёзной опасности

Вчера на сайте Екатеринбургской епархии была опубликована очередная часть выступления профессора Московской Духовной академии Алексея Ильича Осипова в прямом эфире телеканала «Союз» и радио «Воскресение». В ходе передачи 9 июля известный московский богослов подробно остановился на такой весьма болезненной теме, как экуменическая деятельность Русской Православной Церкви. Алексей Ильич дал весьма нелицеприятную оценку этой деятельности, заявив: «Не буду сейчас называть имён, но один из православных иерархов уже заявил, что наступило время предпринять решительные шаги для достижения полного единства с католичеством, и этого ожидают обе наши Церкви. Не хочется мне называть его имя — пока не время. И если такие слова действительно были, хотя сомнений в этом мало, но это странно, это ужасно совершенно — это значит, что мы перестанем быть Православной Церковью, католицизм нас поглотит полностью».
Ниже мы приводим ответ А.И. Осипова полностью.
— Алексей Ильич, наши зрители интересуются Вашим отношением к экуменизму.
— Мое отношение к экуменизму таково: я считаю, что можно иметь диалоги и встречи с представителями других христианских конфессий; можно иметь диалог, но по вопросам, по-видимому, не столько религиозного, сколько социального характера. Дело вот в чем, почему я так говорю: когда наша Церковь вступала в экуменизм (это было в 1963 году), то руководители Всемирного Совета Церквей, а там было около полутораста Церквей протестантских, дали клятвенное обещание, и мы их об этом просили, что ни в коем случае ни одна из Церквей Всемирного Совета Церквей не вводит ничего такого, нового, что препятствовало бы их диалогу, их продвижению в совместной деятельности и работе.

Все. Приняли. Ура — как хорошо! Давайте теперь рассуждать. На первой же ассамблее, которая после этого прошла, это было в Нью-Дели, встал вопрос об изменении вероучительного базиса. И, в частности, наша делегация предложила, чтобы этим базисом стало исповедание Триединого Бога. Не просто Господа Иисуса Христа, а Триединого Бога. Несколько голосов было против, поднялось несколько рук против. И это — христианские Церкви. Что дальше? Обращаю на это внимание: несмотря на эти решительные меры, чтобы ничего не вводить нового, прошло немного времени и началось женское священство. Все православные говорят: что вы делаете, мы же договорились, это непреодолимое препятствие на пути к единству, это невозможно. Ответ нам: а почему вы не вводите женского священства, это дискриминация, и так далее.

Еще проходит немного времени, и что мы сейчас видим? Женщины становятся епископами — еще пуще. Еще проходит немного времени, и уже гомосексуалистов венчают. Вот сидим мы как-то лицом к лицу с делегацией немецкой в Германии, встает один из них и говорит: «А наша Церковь уже совершает бракосочетания». Мы говорим: «Так это вообще немыслимо! Это же антибиблейское, вы же понимаете, что ж вы делаете?» А у них что? Что правительство делает, то и они делают, только и всего.

То есть шаг за шагом эта экуменическая деятельность следует идее не единства, а осуществления своих целей. Каких же? На одной из начальных конференций американская организация протестантов сразу сказала: это создание своего рода всемирного религиозного христианского органа, которому были бы подчинены все христианские церкви, и этот орган руководил бы всеми ими. Вы знаете, что там ни одно вероучительное положение, по которым мы расходимся с теми же протестантами, не нашло подтверждения — ни одно. Зато целый ряд вещей, о которых я сказал, прямо свидетельствует о противоположном. Вот к чему ведет экуменизм; совсем не к поиску истинной Церкви, к которой мы все должны стремиться, отбросив все свои заблуждения. Нет-нет-нет, мы стремимся не к поиску единства в вере и жизни, а знаете к чему стремимся? Я вам скажу страшную вещь — к совместному Причащению. К совместному Причащению — в этом виде единство церковное.

Как-то я пью кофе с одним епископом американским в Англии, и он меня убеждает, что Христос — не Бог. Я спрашиваю: а кто же? И этот человек, с которым, я думал, мы сейчас о Боге поговорим, отвечает мне: нет, нет, не надо. Другой, не епископ, профессор, убеждает меня, что Христос не воскрес. Вы представляете? Вы посмотрите на статистику и увидите многое, что творится сейчас. Во Франции, например, третья часть христиан не признает Иисуса Христа Богом, и так далее. Представляете, что идет?

И вот что с этими Церквами так называемыми о чем можно говорить? Конечно, не о вере — это бесполезно. Ни о каких принципах духовной жизни — об этом и мысли нет. С ними самое большее, о чем можно говорить, как и с представителями других религий — только о том, как бы всем вместе нам жить получше здесь, на Земле, и решать разного рода проблемы: социальные, политические, экономические, экологические и так далее. Вот о чем можно говорить безотносительно к христианству.

Поэтому мое отношение к экуменизму как к движению, которое нацелено, как было заявлено изначально, на объединение христиан в единой Церкви, — отрицательное: никакой единой Церкви не может быть. Ни одна протестантская Церковь не хочет и думать, как бы стать правоверной, православной. Об этом и речи не может быть. В том числе и Католическая Церковь — об этом и речи не может быть. Папа Бенедикт XVI, до своего избрания бывший кардиналом и префектом, разослал всем епископским Католическим конференциям по всему миру документ, в котором значилось черным по белому: единственная церковь — это церковь католическая. Все прочие — православные и протестантские — это только доктрины. Что такое «доктрины»? Это только учения. Единственная Церковь — это Католическая Церковь.

Без папы нет католичества. А папа это кто? Он говорит с кафедры как верховный пастырь и учитель, он непогрешим, он безошибочен. Какое возможно единение Православия с католицизмом? Католицизм — это море; сейчас там пять тысяч епископов. Православие — это лужица: я не знаю, 200−250 у нас имеется епископов, не больше. А о количестве верующих и говорить нечего. В Католической Церкви сейчас уже за миллиард верующих. Так вот, какое объединение может быть? Она — Церковь, мы — доктрины. Что будет? Подчинение?

Один из епископов зарубежных так и сказал сейчас, очень резко: католичество — это ересь, и объединение с католичеством возможно только тогда, когда оно, католичество, станет православным. Что невозможно. А вот православные чего хотят от католичества?

— Алексей Ильич, я бы попросил на этом подробнее остановиться — зрители именно об этом и спрашивают: чего мы ищем в этом содружестве с католиками и не грозит ли это, собственно говоря, унией?
— Это не только грозит — иначе просто не может быть. Мы знаем, к чему привела лионская уния: там народ просто восстал против византийского императора. А посмотрите, брестская уния — униаты кто такие? Они же католики в основном. То же грозит и нам.

Не буду сейчас называть имен, но один из православных иерархов уже заявил, что наступило время предпринять решительные шаги для достижения полного единства с католичеством, и этого ожидают обе наши Церкви. Не хочется мне называть его имя — пока не время. И если такие слова действительно были, хотя сомнений в этом мало, но это странно, это ужасно совершенно — это значит, что мы перестанем быть Православной Церковью, католицизм нас поглотит полностью.

Я не один десяток лет преподавал западное вероисповедание и, помню, когда пришлось немножко проанализировать католичество, я с удивлением обнаружил для себя, хотя интуитивно ощущал, что оказывается, нет ни одной вероучительной истины, в которой бы католичество не отступило от Православного учения. Само понимание спасения совсем другое, и самое ужасное, самое тяжелое то, что сами принципы и основы духовной жизни искажены до предела.

Путь католической духовной жизни — это мечтательность. О чем мечты? О состоянии любви. Это особенно и очень сильно обозначено на католических святых. Вы знаете, тезис бесспорный: скажите, кто есть ваши святые, и я скажу, какова ваша Церковь. Потому что святые есть ничто иное как идеал, на который Церковь ориентирует всех своих верующих. Вы только посмотрите, каково духовное состояние самых великих католических святых; это же сущая беда, я вам скажу, просто беда настоящая, о которой просто надо плакать и рыдать, а не прославлять. А там этих святых делают учителями Церкви. Я уже сейчас повторяюсь, мне кажется, я об этом уже достаточно много говорил.

— Да, у Вас на эту тему была очень подробная и интересная лекция. Но у светского телезрителя, который нас тоже смотрит, наверняка может возникнуть вопрос: а может быть, это в Православии искажение веры? Может быть, православные не правы, может быть, католики как раз правее? Их, как Вы сами сказали, больше миллиарда, а мы по сравнению с ними — секта, меньшинство. И, может, действительно — доктрина?.. И может (такие вопросы тоже есть), пришло время объединиться и слиться?
— Вопрос естественный и законный, особенно из уст тех, кто не знаком с этими вещами. Скажу вам так. Недавно была делегация у нас в академии, католическая, и они попросили встречи со мной. И я им предложил одну мысль: мы все сейчас говорим, что мир наш наполнен идеями экуменизма, единства, братства, любви и так далее. На какой основе мы можем это сделать? Я говорю им: вы знаете, у нас с вами одна общая тысячелетняя история — тысячу лет была же одна Церковь. Поэтому, по-видимому, чтобы выяснить, где же истина, кто в чем ошибается: католики, православные — мы должны обратиться к этому тысячелетию и на основании его проверить свои истины веры, свой путь духовной жизни.

Проверить — и здесь самый лучший критерий. И, в частности, я обратил внимание именно на принципы, на законы духовной жизни. Вы посмотрите, о чем говорили все духоносные святые? Они говорили, что критерием спасенности является все большее видение своей греховности, видение своей неспособности исцелиться самому и все более искреннее обращение ко Христу с молитвой. Вот в чем критерий. Искание же сразу любви как таковой, которую мы видим позднее, они называли не иначе как прелестью и заблуждением.

И вот теперь давайте посмотрим с этой точки зрения на то, каковы наши святые. Я говорю им: вот у нас, например, есть сейчас старец Порфирий, афонский подвижник, который прямо говорит, что самый легкий путь к спасению, которым он следует и к которому призывает всех: любите Бога, любите Христа. И не молите Бога, чтобы Он избавил вас от грехов, не боритесь со страстями — любите Бога.

Я говорю: вы слышите, что он говорит? А что Христос говорит? «Меня любит тот, кто исполняет заповеди Мои» — то есть тот, кто борется с грехом: Царствие Божие нудится, то есть понуждением берется; я должен бороться со своими страстями. А нам что предлагается? Я говорю: это Православие или что?

Один из профессоров на мою речь ответил так: ну, у нас тоже Екатерина Сиенская, например, учит. Я говорю: видите, вот об этом нам с вами и надо подумать. У нас есть критерий, тысяча лет — разве это не критерий? Давайте с точки зрения учения святых отцов рассмотрим папизм. Христос сказал: «Мое Царство не от мира сего». Здесь — глава государства… Если мы возьмем учение о спасении, совершенном Христом — посмотрите, что пишут отцы древние: «исцеление человеческой природы», а католичество? «Удовлетворение правосудию Божию». Если мы говорим о духовной жизни, в чем она заключается? На этих этапах — в видении греха своего, своей неспособности справиться с ним самому, в понуждении себя. Отсюда приход к смирению и постепенное богообщение — молитвы.

А здесь что мы видим? «Бог мой — Супруг мой», блаженной Анжеле Дух Святой шепчет: «возлюбленная моя, я был в апостолах, был в пророках, но никого не любил так, как тебя, дочь моя…» и так далее. Тереза, которую Учитель Церкви называет возлюбленной и зовет таким пронзительным свистом, что не услышать невозможно; Тереза Маленькая и последняя, которую папа Иоанн Павел II возвел, становится Учителем Церкви. Слышите? Она в 23 года скончалась, и она — Учитель Церкви. А что она пишет о своей встрече со Христом? Что «мы взглянули друг на друга и все поняли без слов» и «маленькая бедная Тереза утонула в океане Божественной любви», и так далее. Уильям Джемс, очень известный американский психолог, один из крупнейших XIX века, прямо сказал: это — диалоги влюбленных, это романы. При чем здесь духовная жизнь? Где тут борьба со страстями? Опыт первого тысячелетия о чем говорит? Любовь — это следствие, как состояние, как чувство, побеждения в себе страстей, эгоизма, и к этому постепенно человек приходит. То есть это 101-й этаж: когда мы попытаемся строить дом, начиная со 101 этажа, будет, увы, явление печальное. Перевернуто все.

И первое тысячелетие очень твердо говорит, что мы должны понимать, когда употребляют слово «любовь», что подразумевают под этим: относись к другому человеку насколько можешь с доброжелательностью и справедливо, по правде. А любовь как состояние — это уже, как и апостол Павел пишет, союз совершенств. И его достичь невозможно без предварительного побеждения своих страстей.

То есть в данном случае, видите, мы находим диаметрально противоположные взгляды на духовную жизнь христианина, и это в высшей мере опасная вещь. Путь искания любви, созерцания — этот путь искания видений единогласно все отцы первого тысячелетия называют путем прелести, то есть заблуждения, то есть прельщения. Вот, приблизительно, ситуация такого рода.

— А то, что их миллиард? «Все идут не в ногу, а мы в ногу?» — опять же светский человек спросит.
— Ну, вы знаете, если это светский человек и он имеет хоть какое-то образование, он всегда скажет: да, истину говорил кто-то один. И его всегда убивали или сжигали, или еще что-то с ним делали. Истина не в большинстве и не во множестве, поэтому сам по себе этот миллиард ни о чем не говорит абсолютно.