Отец Гавриил псково печерский

Старооскольская городская общественно-политическая газета

07.12.2013 В. Труфанова-Ясеновская, член Союза журналистов России

Свой Афон на Казацких буграх

Непросто и нелегко писать о таких духоносных молитвенниках, как отец Гавриил, хочется донести до людей правду о нем. Я попробую…

Настоятель Вознесенского храма, архимандрит, к которому приходили люди не только со всей округи, но и приезжали со всех концов страны за духовным окромлением, за разрешением своих проблем, всех любил, всех привечал, всем помогал.

Отец Гавриил преставился на День Архангела Гавриила, а похороны состоялись в День Собора Архистратига Михаила и всех Небесных Сил. И все наблюдали невиданное зрелище: над могилой долго вились густым облаком птицы. Прощались… Батюшка всегда их кормил. К часу похорон успели собраться многие духовные его дети, прилетевшие с Сахалина, приехавшие из Москвы, Липецка…

Помню начало служения отца Гавриила летом 1988 года в Вознесенском храме. Разруха. Колокол сброшен уже при Хрущеве. Когда батюшка впервые шагнул на порог церкви, то горько заплакал: такую боль от увиденного испытало его сердце.

И вот он ходит по пустынному помещению, но уже с аналоем, простеньким алтарем, где были расставлены еще редкие иконы, которые сохранили старожилы Казацкой слободы. Отец Гавриил только и произнес: «Потрудиться надо с Божией помощью…»

С сомнением я оглядывала осыпающиеся стены, едва угадываемый двор, полуразрушенные воротца и кругом — полынь, полынь и звенящая нежилая тишина. Да как же можно всей этой разрухе вернуть утраченную жизнь? Разуму моему сие было неведомо. Еще в середине 80-х задорные местные комсомольцы хотели устроить в храме планетарий.

Службы шли с утра до сумерек. По монашескому чину. К закату дня батюшка возвещал: «А теперь будут молитвы»… Благотворность молитв прихожане уже ощутили, многие выздоравливали, менялись духовно. Никаким экзорцистом он не был, просто от его молитв уносилась прочь нечистая сила. И сокрушал он ее в молитвах силой любви к Богу и ко всем людям.

Восстановление церкви — отдельная тема. Оно состоялось под отеческой осеняющей рукой батюшки по его молитвенным трудам. И слава Богу! А в мае 2013 года, на Вознесение, с высоты грянул свою ликующую песнь только что отлитый, последний, третий колокол! Это был, как вы понимаете, престольный праздник в Казацкой слободе.

В трудные 90-е к батюшке шли отовсюду. Так что преломлял хлеб между церковными нуждами и приходящими за помощью. Всех жалел. Повару строго наказал: «Всех корми, кто испросит».

Произносил удивительные еще для большинства проповеди о совершенстве любви. Зачитывал из святоотеческих книг целые абзацы о любви не только к ближним своим, но и к врагам своим, которые и есть, оказывается, наши первые лекари. Так преподавалась азбука веры, нормальных человеческих взаимоотношений.

Л.Виноградова, проработавшая в храме много лет, говорит об отце Гаврииле: «Каким он был человеком? Строгим, но очень добрым. Очень светлый, чистый человек».

Еще при жизни батюшка достиг особого состояния Богообщения. Он был старцем не по возрасту, а по духовности. Вокруг него нагнетались небылицы и слухи, но это удел почти всех подвижников. Монах-молитвинник переносил все молча. Те, кто близко его знали, отзываются о нем как о кротком, смиренном человеке. А мудровавших с претензией на богословские знания он вразумлял: «Есть Евангелие, Псалтырь и молитвослов. И с вас будет».

Однажды в Рыльском монастыре один монах, узнав, что приехали старооскольцы-паломники, в сердцах воскликнул: «Что вы все по белу свету за старцами гоняетесь! У вас есть свой отец Гавриил, свой Афон!»

Он родился в год Победы в великой войне под Шатурой, в селе Старая Деревня. Ходил с детства с бабушкой в церковь. Любил службы и признался домашним, что хотел бы стать священником. Мать настрого запретила ему бывать в храме. Но после службы в армии, в институте он все же поступил в духовную семинарию… А свою суровую мать батюшка нежно любил всю жизнь.

В сан архимандрита он был возведен Владыкой Ювеналием. Одно время отец Гавриил служил с известным афонским старцем Ипполитом в Курской области.

Меня пригласили в домик батюшки, рядом с храмом. Аккуратный дворик, в просторном вольере тоскует любимая батюшкина собака Умка. Я зашла с душевным трепетом в комнату, где батюшка часто сиживал в креслице с книгой в руках. Иконы, книги, цветы. Все очень просто. Было внутренне неловко, что вот непрошеной гостьей пришла, рассматриваю в альбоме фотографии хозяина без его благословения…

Батюшка много читал литературы: труды Святых Отцов, русскую классику. Очень любил стихи Лермонтова. И он мне стал еще роднее. Запомнилось, как он произнес в октябре своим низким, приглушенным голосом: «Ну, Валя, не волнуйся…» В последнее время он просил, чтобы все приходили всегда в этот старинный, намоленный храм, где так благодатно и оздоровительно.

О батюшке можно рассказывать бесконечно. Кормил из своих рук собак и кошек. И говорил: «Боже избавь вас обижать животных…» Они в определенный час смирно ждали его у сада. Батюшка и в пятигорском санатории, куда буквально силой увез его помощник по хозяйственным делам В.Б. Мончинский, регулярно ходил кормить бездомных младших наших братьев. А.Ф. Ильина, повар, радостно мне сообщает: «У батюшки было три добродетели — учить, спасать и кормить!»

Свидетельств исцелений, решений важных жизненных проблем людских по молитвам батюшки — великое множество. Но это уже для книжного варианта, не для газетных рамок. Я приведу здесь лишь один эпизод.

У Е.В. Зиминой было тяжелое заболевание — нейроинфекция. После молитв отца Гавриила наступило полное выздоровление. И она 19 лет являлась его духовной дочерью. Но батюшка благословил ее на благотворительность. И она, оставив свою специальность, ушла работать воспитателем в Губкинский детский приют.

Приобщая детей к православию, вывозила до 30 ребятишек на службы в Воскресенский храм. Что это были за праздники для сирот! Батюшка каждому дарил крестик, читал над каждой головкой молитовку, угощал обедом, фруктами, конфетами. А в беседах с детьми незаметно опускал им в кармашки деньги.

Елена Зимина о кончине отца Гавриила сделала такое заключение: «Батюшка износил себя нами, людьми, нашими болезнями, горестями».

У дорожки к домику — рябинка с гроздьями. Отец Гавриил всегда останавливался возле нее и, срывая ягоды, советовал: «Ешьте рябину, очень полезно». Розово светился молодой батюшкин сад в лучах закатного солнца. Ежились ели под холодеющим ветром. А рассыпанные полмесяца назад по могильному холмику розы все цветут и цветут… Приходите к нему.

ГАВРИИЛ (ПЕТРОВ)

Портрет архиепископа Гавриила Петрова работы Алексея Антропова (1774)

Гавриил (Петров-Шапошников) (1730 — 1801), митрополит Новгородский и Олонецкий.

В миру Петров-Шапошников Петр Петрович, родился 18 мая 1730 года в Москве в семье синодального иподиакона, ставшего впоследствии священником московской Космо-Дамианской церкви.

В 1753 году окончил курс Славяно-греко-латинской академии с «отличным успехом». Как лучшему студенту, по тогдашнему обычаю, ему сразу стали советовать принять монашество, но он решительно отказался. За это он лишился должности учителя и поступил корректором в Московскую синодальную типографию.

В 1757 году Св. Синод опять приглашал его к пострижению для занятия в академии вакантной кафедры пиитики, но он и на этот раз отказался. Трудно объяснить это упорное с его стороны уклонение от монашества. Еще студентом Петр отличался искренним религиозным направлением, об одном только и мечтал, чтобы быть на церковной службе и постоянно находиться в храме Божием, хотя бы в самой низкой должности. Так, до поступления корректором, во время довольно продолжительного пребывания без должности в доме отца, он серьезно думал найти для себя где-нибудь просвирническое место, чтобы только иметь, как он сам выражался, маленький кусок хлеба и быть всегда при церкви. Настоятель Троицкой Лавры Гедеон (Криновский) заметил талантливого корректора и насильно привлек Петра на ученую службу, определив его учителем риторики в Лаврской семинарии с условием, что Петр примет монашество. Но он снова отказался, несмотря на синодальный указ об обязательном пострижении. Только сильное влияние на него архим. Гедеона и второй указ Синода склонили его к принятию монашества.

В 1759 году был пострижен в монашество архим. Гедеоном, вскоре рукоположен во иеромонаха и назначен ректором Троицкой семинарии и наместником Троице-Сергиевской Лавры.

Деятельный человек теперь имел возможность проявить свои разнообразные способности. Он принялся за работу с изумительным рвением, едва выбирая время принять один раз в день свой скудный обед, состоявший из одной кашицы с сухарями.

20 сентября 1761 года назначен ректором Московской духовной академии и настоятелем Заиконоспасского монастыря.

6 декабря 1763 года хиротонисан во епископа Тверского в Санкт-Петербургском Петропавловском соборе.

За два года епископства он приобрел еще большую известность, так что в 1765 году был вызван в Санкт-Петербург для участия в комиссии о преобразовании духовных училищ.

В 1768 году избран депутатом Комиссии о составлении проекта Устава Нового Уложения.

С 27 сентября 1769 года — член Св. Синода.

С 22 сентября 1770 года — архиепископ Санкт-Петербургский и Ревельский и священноархимандрит Александро-Невской Лавры.

С 1 января 1775 года — архиепископ Новгородский и С.-Петербургский.

22 сентября 1783 года возведен в сан митрополита. В том же году избран членом академии наук.

С 16 октября 1799 года — митрополит Новгородский и Олонецкий.

19 декабря 1800 года уволен на покой и помещен в Новгородском архиерейском доме.

Скончался 26 января 1801 года. Погребен в Новгородском Софийском соборе, в Предтеченском приделе.

Оценки

Он был чист сердцем и целомудрен до наивности. Будучи истинным монахом, он прежде всего заботился о том, чтобы привести современное ему распущенное монашество к «жизни трезвенной, целомудренной, кроткой и благочестивой». Всюду искал учительных старцев, которые послужили бы спасению других. При себе имел особого специалиста, знавшего наперечет всех русских пустынников.

Глубоко чувствовал свою ответственность пред Богом за свою паству. Его стараниями духовенство было освобождено от телесных наказаний и выделено в особый привилегированный класс.

Строго относился к расколу и всеми силами содействовал учреждению единоверия. Он много заботился о миссионерском деле.

Сдержанный, молчаливый, серьезный, суровый к себе и требовательный к другим, осторожный, он был врагом всякой пышности и блеска, любя во всем простоту. Но дух времени восставал против этой простоты. И Гавриил, суровый аскет, питавшийся одной капустой с сухарями, в публике и при дворе являлся в богатой одежде, в знаках своего сана, усыпанных жемчугом и алмазами, давал дорогие обеды частым гостям и даже отступал иногда от строго хранимых им правил церкви, вкушал в пост рыбу.

Не увлекаясь окружавшим его духом времени, он до конца дней своих сохранил монашескую простоту обращения, был доступен для всех и под суровой наружностью таил доброе и любящее сердце, отзывчивое на всякую нужду. Отличался широкой благотворительностью.

Был строгим блюстителем уставов церковных. Деятельно заботился об охране церковной старины. В 1775 году приказал собрать по епархии все древние книги и рукописи до ХVII века.

Усердно трудился он и на литературном поприще. Содействовал изданию «Добротолюбия» в русском переводе и редактировал некоторые произведения и статьи.

Почти ежедневно он готовился к христианской кончине. В потомстве сохранилась память о прозорливости митрополита.

При переделке Новгородского Софийского собора в первой половине XIX века тело его было найдено нетленным.

Современники дают лестные отзывы о способностях и учености митр. Гавриила. «Муж высокого ума, строгого понятия, здравого рассуждения и великого просвещения, искусный в некоторых европейских языках и совершенный в своем природном, отличный в богословии, философии и красноречии», — так отзывается о нем Н.И. Новиков.

Труды

Литература

Использованные материалы

Русская Православная Церковь

Гавриил, архиепископ (Стеблюченко Юрий Григорьевич)

Дата рождения: 30 июня 1940 г.

Дата смерти: 20 мая 2016 г. Дата хиротонии: 23 июля 1988 г. Дата пострига: 15 июня 1966 г. День ангела: 25 июля

Страна: Россия Биография:

Родился 30 июня 1940 г. в г. Херсоне (Украина) в рабоче-крестьянской семье.

В 1958 г. по окончании школы поступил в Одесскую духовную семинарию и одновременно стал послушником Успенского Одесского монастыря. В 1959 г. пострижен в иночество с именем Георгий в честь св. вмч. Георгия Победоносца.

В 1962 г. поступил в Ленинградскую духовную академию, которую окончил в 1966 г. со степенью кандидата богословия за сочинение на тему «Взаимоотношение Русской Православной Церкви с Англиканской Церковью в свете исторической литературы».

15 июня 1966 г. митрополитом Ленинградским и Новгородским Никодимом (Ротовым) пострижен в монашество с наречением имени Гавриил в честь архангела Гавриила, 19 июня рукоположен во иеродиакона и назначен на служение в г. Выборг Ленинградской обл.

В 1966 г. был участником съезда Христианской мирной молодежной конференции, который проходил в г. Куопио, Финляндия.

С 20 января 1967 г. по 15 августа 1968 г. нес послушание секретаря Русской духовной миссии в Иерусалиме в сане архидиакона.

В 1968 г. по окончании заграничной командировки митрополитом Ленинградским Никодимом рукоположен во иеромонаха, награжден набедренником и назначен настоятелем Спаса-Преображенского собора в г. Выборге. 19 августа 1971 г. награжден наперсным крестом.

22 января 1972 г. переведен в Псковскую епархию, назначен настоятелем Свято-Троицкого кафедрального собора г. Пскова и одновременно ответственным представителем псковского митрополита по встрече иностранных гостей.

7 апреля 1974 г. возведен в сан игумена и награжден палицей.

7 апреля 1975 г. решением Священного Синода назначен наместником Псково-Печерского монастыря в г. Печоры Псковской обл. с возведением в сан архимандрита.

Определением Священного Синода от 19 июля 1988 г. избран епископом Хабаровским и Владивостокским. Хиротония состоялась 23 июля 1988 г.

Решением Священного Синода от 31 января 1991 г. временно отстранен от управления епархией. Определением Синода от 25 марта 1991 г. уволен за штат и направлен для полного раскаяния в Псково-Печерский монастырь под наблюдение местного архиерея. В течение трех лет ему не разрешалось совершать церковное служение.

21 апреля 1994 г. назначен на новообразованную Благовещенскую кафедру с титулом «Благовещенский и Тындинский».

25 февраля 2003 г. возведен в сан архиепископа.

Решением Священного Синода от 5-6 октября 2011 г. (журнал № 110) назначен на новообразованную Усть-Каменогорскую кафедру.

Решением Священного Синода от 27-28 декабря 2011 г. (журнал № 147) почислен на покой по состоянию здоровья согласно поданному прошению.

Скончался 20 мая 2016 г. Отпевание состоялось 22 мая. Погребен владыка у алтаря Благовещенского кафедрального собора г. Благовещенска.

Образование:

Одесская духовная семинария.

1966 г. — Ленинградская духовная академия (кандидат богословия).

Научные труды, публикации:

Взаимоотношения Русской и Англиканской Церквей в свете исторической литературы (кандидатская диссертация).

Награды:

Церковные:

Светские:

  • 2000 г. — государственный орден Почета.

20 мая почил о Господе первый архиерей восстановленной в 1994 году Благовещенской кафедры. С его именем связано начало возрождения православия на амурской земле, почти полностью лишенной храмов, духовенства и веры в советские времена

Почти двадцать лет владыка прослужил в Амурской области, завоевав репутацию одного из самых видных жителей Благовещенска. Его трудами, трудами его помощников и друзей город постепенно возвращал свою историческую память, благоукрашался и преображался духовно.

Из крестьянской семьи

Архиепископ Гавриил (в миру – Юрий Стеблюченко) родился 30 июня 1940 года в Херсоне. О своем детстве он рассказал в книге «Православие на Амуре»:

— Родители мои работали на железной дороге. Были они глубоко религиозны, и их благочестие не могло не повлиять на детей. Нас в семье было трое, я самый младший. Дорогу в храм Господень открыла для меня моя мама. Лет с пяти помню себя рядом со священником — помогал ему, как мог, во время богослужения. С той поры церковь заняла в моей жизни большое место, я бывал в ней постоянно. Сначала с мамой, а потом самостоятельно.
Когда пошел в школу, там, конечно, начались проблемы. Все знали, что я из верующей семьи, хотели меня перевоспитать. Вызывали к завучу и спрашивали: почему ты ходишь в церковь, что там делаешь? Иногда преподаватели во время уроков отпускали насмешки в мой адрес. Им подражали и ученики.

Жили мы трудно. Приходилось учиться и работать, чтобы семье помогать. Отец вернулся с фронта в 1943 году с простреленным легким, часто болел. Умер совсем молодым, в сорок пять лет. Старшие брат и сестра уже работали, а мне отец перед смертью сказал: выбирай дорогу сам, какой путь изберешь, тем и иди.

Семинарист Георгий

По окончании средней школы в 1958 году будущий архиерей поступил в Одесскую духовную семинарию и одновременно стал послушником Свято-Успенского мужского монастыря. Всего через год он принял в обители иноческий постриг с именем Георгий. Вот что владыка поведал об этом времени в интервью порталу «Православие.RU»:

— Жить в монастыре семинаристам не возбранялось. А я как-то не любил город — эту суету, кино… Сдал экзамены и пошел к наместнику, попросился в послушники. Мне сразу дали подрясник, и в первом классе семинарии я учился уже послушником. Мне тогда было 18 лет.
В 60-м году в наш монастырь сослали отца Кукшу (преподобный Кукша Одесский, один из известнейших старцев XX века). Его сильно преследовали, потому что за его прозорливость к нему ездило очень много людей, а властям это не нравилось. Привезли старца ночью, а наутро уже вся Одесса знала, что отец Кукша у нас в монастыре. Приставили к нему послушника, чтобы не пускал никого, и в келье напротив поселили еще одного, чтобы тоже всех отгонял. Всюду его водил первый послушник, сам старец нигде не ходил, ему не разрешали. Но он всё это очень кротко переносил, слушался.

Прозорливость отца Кукши я тоже на себе испытал – например, он предсказал, что я побываю в Иерусалиме. Про то, что я буду епископом, он мне тоже что-то сказал такое, что я не помню сейчас, но с этим было связано. Это сейчас у молодежи меньше заботы о насущном и больше о духовном, а мы вечно были голодные, всё время спать хотелось, и такие духовные беседы с отцами забывались. Но то, что я с ним беседовал, общался, мне много дало.

Часто вспоминаю свои студенческие годы. И жалею, что вел себя не всегда прилично (разумеется, не в общепринятом смысле слова) — не ходил на лекции. У нас было свободное посещение, чем мы иногда злоупотребляли. И потом в сессию приходилось днями сидеть в библиотеке, в архиве, а ночами — у себя, с книгами, нагонять. Сейчас думаю — не прогуливал бы, слушал бы профессоров — знал бы больше. Но, наверное, все студенты одинаковы — и духовные, и светские.

Иерусалим

Духовное образование будущий архиерей продолжил в Ленинградской духовной академии, которую окончил в 1966 году со степенью кандидата богословия. Здесь, в академическом храме, митрополит Ленинградский и Ладожский Никодим (Ротов) постриг его в монашество с именем Гавриил, а затем рукоположил в диакона и направил на служение в Выборг. В январе 1967 года иеродиакону Гавриилу предложили потрудиться секретарем Русской духовной миссии в Иерусалиме.

— Такой радости я себе даже представить не мог, — вспоминал владыка. – Мы приехали на Святую землю постом, отпраздновали Пасху. Видели, как сходит Благодатный огонь в Гробе Господне, целых два раза умывались им. За полтора года изучили всю Палестину вдоль и поперек – объезжали и обходили.

Я взял себе за правило каждый четверг бывать в Гефсимании на гробе Божией Матери и участвовать там в литургии. Вообще греки очень ревниво относились к тому, что приходят русские и служат. Но я был иеродиакон, а не священник, поэтому было проще – взял благословение у секретаря Греческой Патриархии и служил со всеми диаконами. А на гроб Господень мы ходили каждое утро. Встаем часиков в шесть и сразу идем туда.

По возвращении из Иерусалима в сентябре 1969 года митрополит Никодим рукоположил иеродиакона Гавриила в иеромонахи и назначил его настоятелем Преображенского собора Выборга. В 1972 году по приглашению митрополита Псковского Иоанна, с которым он познакомился на Святой земле, отец Гавриил перевелся в клир Псковской епархии. Несколько лет он прослужил настоятелем Троицкого кафедрального собора, был ответственным лицом архиерея по встрече иностранных гостей.

В 1975 году, по кончине наместника Свято-Успенского Псково-Печерского мужского монастыря, Священный Синод поставил на эту должность архимандрита Гавриила (Стеблюченко).

Отец-наместник

Псково-Печерский монастырь – единственная монашеская обитель Русской Православной Церкви, которая не закрывалась даже в самые сложные богоборческие времена. Связано это было с тем, что исторически Печоры находились на территории Эстонии, которая вошла в состав СССР уже после окончания эпохи «большого террора», в 1940 году. В годы войны и в годы хрущевских гонений монастырь выстоял благодаря духовной твердости и мужеству братии.

— Прежний наместник, архимандрит Алипий, был маститый старец, бывший фронтовик, — рассказывал архиепископ Гавриил в беседе с московским журналистом. – Я несколько раз приезжал к нему исповедоваться, мы вместе служили, братия меня знала, и никто не был против моего назначения наместником.

Невозможно одновременно быть администратором и старцем. Если я наместник и отвечаю за административную часть, мне надо наказывать послушников — с кого-то снять, допустим, подрясник, за прогулы, за лень. Иногда надо кого-то даже выгнать. А старец, духовник, по своему состоянию не мог бы этого делать. Придет к нему провинившийся, он его, конечно, обласкает, успокоит и благословит, отошлет к наместнику просить прощения. Духовник не может так строго. Поэтому и духовником, и наместником быть невозможно.

Через 13 с половиной лет пребывания в должности наместника Псково-Печерской обители, в 1988 году, архимандрит Гавриил получил назначение на Хабаровскую и Владивостокскую кафедры. Под омофором новоиспеченного архиерея оказался практически весь Дальний Восток – Хабаровский и Приморский край, Сахалин, Магадан, Чукотка и Камчатка, Еврейская автономная и Амурская область.

Архиепископ Благовещенский

В начале 90-х годов огромную дальневосточную епархию, в связи с образованием большого числа приходов и началом строительства храмов, наконец-то решили разделить: в 1991 году из ее состава выделили Владивостокскую и Магаданскую епархии, в 1993 году – Благовещенскую. Спустя год епископ Гавриил возглавил эту воссозданную духовно обнищавшую кафедру.

— Очень трудно, — признался он на одной из первых своих пресс-конференций. — Приходится многое заново начинать и решать вопросы, которых в старое время епископ даже не касался. Вместе с административными обязанностями приходится брать на себя и дела церковные, и хозяйственные, и воспитательные. Большинство наших служителей молоды — это не грех, они состарятся, — но учить и наставлять их приходится епископу.

Стараниями владыки с 1994 по 2011 годы в Амурской области были основаны десятки приходов, три монастыря, построены два кафедральных собора. Невзирая на трудности этапа становления, епархия дарила духовные книги в фонды городских и областных библиотек, передавала интересные экспонаты в музеи, помогала нуждающимся и обездоленным.

Многое епископ Гавриил (с 2003 года – архиепископ) сделал и для возрождения почитания чудотворной Албазинской иконы Божией Матери и первого архиерея дальневосточной земли – святого Иннокентия Московского. Благодаря миссионерской и просветительской деятельности рукоположенных им священников, Приамурье обрело новые храмы, в которые в поисках Бога и спасения своей души пришли тысячи людей.

В декабре 2011 года Высокопреосвященный Гавриил был почислен на покой по состоянию здоровья. Последние годы жизни провел в Благовещенске. Погребли владыку, согласно его завещанию, у алтаря Благовещенского кафедрального собора – самого первого и самого любимого его детища.

— Я бы хотел пожелать всем жителям, и верующим, и неверующим, прежде всего любить свой город, заботиться о его процветании и украшении, — напутствовал он шимановцев в интервью местной газете в 1998 году. — Для любого города самое важное — это чтобы все его жители жили в согласии, мире и любви. А в трудное время нынешнее, когда некоторые из нас растерялись и забыли, что надо трудиться над собой, я желаю не бояться этого времени, ведь трудности проходят. Всем здоровья, успехов, терпения и веры.

Источник: газета «Благовещенские епархиальные ведомости»

Особое мнение: архиепископ Гавриил (Стеблюченко)

священник Святослав ШЕВЧЕНКО

Лично я знал его более 10 лет, семь из которых — был совсем рядом. Сослуживал ему в диаконском сане, не раз сопровождал в дальних поездках, и даже успел поработать при нем секретарем епархии. Вокруг личности владыки Гавриила (Стеблюченко) ходило множество небылиц, выставляющих его эдаким Дартом Вейдером. Да, он бывал порой очень жестким и, казалось, несправедливым. Но одно я могу сказать точно — он не был «зверем», каковым его рисуют в околоцерковной среде.

Деньги в топку

В соцсетях заметил, что некоторые с сарказмом относятся к эпитету «легендарный» по отношению к почившему архиепископу. А зря. Легендарный — человек, жизнь которого обросла легендами. А легенда это не синоним слова «правда», а, скорее, его антипод. И такие легенды, вокруг имени некогда архимандрита Гавриила (Стеблюченко), ходили по устам сотнями. И сейчас их не меньше. Сейчас вам расскажу о ярком примере.

Однажды мы с владыкой возвращались с Сахалина, где он принимал участие в богослужении вместе со Святейшим Патриархом Кириллом. Архиепископ Гавриил в поезде рассказал, что там, в узком кругу духовенства в неофициальной обстановке, у него всерьез спросили: владыка, а это правда, что в вашу бытность наместником Псково-Печерского монастыря денег было так много, что вы благословляли сжигать рублевые купюры вместе с прочитанными записками о здравии и упокоении? Он искренне смеялся над такими стереотипами о нем, дескать, они меня чуть ли не за сумасшедшего принимают.

Острый ум

Но он не был сумасшедшим. К нему очень подойдет другое прилагательное — остроумный. Его ум, действительно, был очень острым. И он нередко использовал это свойство, чтобы разрядить напряженную обстановку, связанную с его суровым нравом. Это значит, он понимал, что людям рядом с ним приходится нелегко. И потому он шутил непрестанно.

Как-то взял он меня на Архиерейский Собор в 2004 году. Тогда, видимо, решили обновить фотографии архиереев, которые обычно публикуются на последних страницах богослужебного календаря от Московской Патриархии. Перед объективом встает архиепископ Гавриил — все вокруг притихли. Он сдвигает свои густые брови к переносице, сжимает губы — от чего его лицо становится излишне строгим. И вдруг из-под его усов доносится: «А где фотографии можно будет посмотреть? В журнале «Крокодил»?» Смеялись все.

Превращение в священника

Еще вспоминается его необыкновенная любовь к богослужению, благоговение к священным предметам и святыням. В алтаре он каждый раз напоминал всем (от иподиаконов до архимандритов) где мы и перед Кем находимся. Чтобы мы чувствовали престол — как эпицентр Божественной литургии. Именно он привил мне трепет перед Святыми Дарами, Святым Миром. Благодаря владыке до меня дошла одна простая и важная церковная мудрость: Бог может простить священнослужителю многие грехи, если он будет благоговейно относиться к святыням.

В моем сердце осталась и еще одна важная вещь, вложенная владыкой Гавриилом. Ни один из нас недостоин быть священником, а все мы, по сути, обычные мужики, оторвавшиеся от сохи, станка, стетоскопа, регулировочного жезла, пера и т.д. Но именно от нас зависит — станем ли мы настоящими иереями Божиими или беспринципными попами. А это отношение начиналось с мелочи — крестится ли человек, проходя через горнее место или проходит вразвалочку.

По его мнению, благоговение должно проявляться и в обращении с богослужебными книгами. Перед самым его уходом на покой был такой случай. В алтаре он попросил Часослов, чтобы следить за Великим повечерием (был какой-то двунадесятый праздник). И алтарник подал ему книжицу, всю испещренную чьими-то пометками. Он очень возмутился и благословил меня распечатать и приклеить на корешок Часослова такое предупреждение: «Кто будет рисовать в богослужебной книге сей — у того путь да отсохнут руки. А. Г.». Доходчиво и с юмором.

Церковный фильтр

Внимательность архиерея к духовно-нравственному облику кандидата в священники и его строгость — были своеобразным фильтром, который отсеивал нецерковную «пену»: всяких проходимцев, которые пожелали пригреться у церковной кухни. За примерами далеко ходить не стану — расскажу о моих собственных испытаниях.

Мое становление на церковном поприще проходило на одном из приходов в пригороде Благовещенска. Там я начал осваивать церковные чтение и пение. Решил попробовать свои силы и в городском храме. Пришел к настоятелю, рассказал о своем желании. Тот связался с епископом, который уже немного знал об одном прытком воцерковляющемся журналисте. С этого начался мой путь смирения длиною в год. Мне не разрешили. Ответ владыки был таков: не высовывайся, молись вместе со всеми. Не было благословения и тогда, когда я пришел с такой же просьбой спустя полгода. Только на третий раз, спустя год, моя настойчивость была вознаграждена.

Уроки смирения

Расскажу и еще о парочке подобных уроков смирения. Первый произошел накануне моего венчания с моей будущей супругой. Я очень хотел венчаться в храме своего духовника, служившем в одном из районов области. Все было обговорено, там прекрасная природа, на лоне которой мы хотели отметить заключение нашего союза. Но мне объяснили, поскольку я имею касательство к Церкви, то должен испрашивать благословение у архиерея. А он… не благословил.

Причем, когда один приближенный к архиерею священник объявил мне о решении архиерея, что венчаться нам благословлено в кафедральном соборе Благовещенска, то внутри меня началась буря. Мне стоило титанических усилий, чтобы успокоить её. Но без Бога это было бы невозможно. И тогда я все отдал в Его руки. Через несколько минут от епископа Гавриила пришел гонец, который сообщил, что владыка разрешил мне венчаться в храме духовника.

Беззарплатное искушение

Более серьезное испытание меня ждало Великим постом, когда я уронил архиерейский чиновник с фаянсовой иконой на обложке. Икона была повреждена. Распоряжение архиерея было словно гром среди ясного неба: в связи с порчей архиерейской ризницы лишить диакона зарплаты на два месяца. Первая моя реакция, когда мне объявили волю владыки Гавриила — истерический смех. Ведь я не был монахом, а жена в декрете и двое малолетних детей — требовали питания и прочих человеческих потребностей.

Не буду подробно рассказывать какие планы пронеслись в моем сознании (от акций протеста с разбивкой лагеря у стен епархии до прихода в епархиальное управление на постоянное место жительство со всем домашним скарбом), но это испытание с помощью Божией мне удалось пройти. Уже позже, анализируя происходящее, догадался, что зарплату владыка мне все-таки выдавал, но все это подавалось как пожертвования от добрых людей через одну монахиню. Он просто хотел научить меня полностью доверяться Богу, стать в этом отношении сильнее, и не зависеть от внешних обстоятельств.

Вонючая рыбка

Было в моей жизни и несколько случаев, когда владыка Гавриил нечаянно приоткрывал свою способность знать то, что никто кроме меня и Господа знать не мог. Например, один случай произошел, когда у меня родился первенец. Естественно, возникла потребность в выборе имени. В этот день по церковному календарю значились святитель Григорий Двоеслов, преподобный Симеон Новый Богослов, а спустя еще несколько дней — чтится память моего любимого святого преподобного Алексия, человека Божия. Мое мнение склонялось к последнему. Но я никому об этом не говорил.

Естественным для меня было пойти к архиерею и первому рассказать о прибавлении в моем семействе. Ведь мы негласно считали владыку отцом. Тем более, для меня, безотцовщины, это было важным шагом. Мы встретились с архиепископом в епархиальном управлении возле его кабинета. Он спросил по какому поводу я пришел, поздравил и спросил: как я хочу назвать первенца? Тогда выложил, что у меня есть три варианта, на что он, погладив бороду, сказал: «Алексием значит назвать хочешь». Тогда я в удивлении воскликнул: «Владыка, а вы как посоветуете?» Он ответил: «Назови его Симеоном. Тогда будет у него и день рождение и именины — в один день». И в этом происшествии видится мне сейчас проявление воли Божией.

Другой случай произошел на привокзальной площади одного городка Амурской области, где развернулась стихийная торговля продуктами с приусадебных участков. Был там и импровизированный прилавок с рыбой домашнего производства. Его продавец назойливо предлагала купить у ней «вкусной свежекопченой рыбки». Владыка посмотрел на неё строго и вдруг сказал: «вонючая у вас рыбка». Честно признаюсь, списал эту реплику на архиерейские причуды и усталость с дороги. Каково же было мое удивление, когда спустя какое-то время увидел на одном из местных информационных порталов сообщение, что в том городке в районе вокзала была задержана женщина, без лицензии торговавшая копченой рыбой, зараженной паразитами.

Бесстыжий диакон

Архиепископ Гавриил нередко использовал какие-нибудь ситуации для духовного воспитания. Однажды мы приехали из какой-то поездки. Помогал ему с разными сумками. Заношу весь этот багаж к нему в кабинет епархиального управления, и он мне говорит походя: «этот пакет поставь на стол». Но я рассудил иначе и не решился поставить сумку на лакированный стол. Как только поставил пакет на стул с мягкой обивкой сидения — он рухнул на пол, все содержимое вывалилось. Владыка устало посмотрел на меня и вымолвил: «слушать нужно и исполнять благословение архиерея, а не по-своему делать».

Частенько он воспитывал с юмором. Спешу в храм к духовнику епархии на таинство Покаяния. Сталкиваюсь в притворе с владыкой Гавриилом, а он: «куда бежишь? На исповедь? Опять кого-то убил?»

В другой раз, летом в храм заходит эффектная длинноногая барышня с просьбой о помощи. В её машине приборная доска показала, что радиатор раскалился из-за отсутствия жидкости. Ну, я решил помочь женщине: набрал несколько пластиковых бутылок водопроводной воды и отправился к её машине, хотя она говорила, что сама разберется — куда воду налить. Но в моей диаконской сущности некстати проснулся джентльмен. Мой «благородный» порыв остановил окрик владыки, который, видимо, увидел не совсем чистые мотивы в моих действиях: «Диакон бесстыжий — у тебя же дома жена и дети!»

Запись в диссиденты

И смирял архиепископ Гавриил весьма оригинально. Он в каждом человеке находил характерные особенности и прикровенно обозначал не самые лучшие из них. Один раз он с хитрым прищуром посмотрел на меня в алтаре храма и вдруг огорошил: «А ты диакон — диссидент, такие как ты в 17-м году революцию сделали». Как только представилась возможность, я бросился к толковому словарю. Нет, я, конечно, знал это слово, но оно у меня больше ассоциировалось с советской эпохой, Солженицыным и прочими.

Словарь Ожегова заставил меня сильно расстроиться. Потому что с религиозной точки зрения это «лицо, отколовшееся от господствующего вероисповедания, вероотступник». Политическая меня меньше интересовала, но все же: «человек, не согласный с господствующей идеологией, инакомыслящий». Тогда начал гадать. То ли владыка решил мне напомнить мое «боевое» прошлое, прошедшее в рядах антиглобалистов, боровшихся с электронными кодификаторами, то ли намекнул на мое новое увлечение — ведение блога в «Живом журнале».

Кстати, по моей активности в блогосфере он мне прямым текстом предупреждал: «ох, и допишешься же ты на свою голову». Хотя в этом блоге я написал несколько разоблачительных материалов в защиту владыки, когда его начала травить в СМИ одна известная в области медиаперсона. Может по этой причине, а может по какой другой — архиепископ Гавриил меня, диссидента и «революционера», официально назначил и.о. секретарем Благовещенской епархии. Таким образом, мне выпала честь стать последним секретарем «гаврииловской» эпохи.

Пасхальная улыбка

Когда я был журналистом амурского еженедельника, то однажды в архивах черно-белых фотографий наткнулся на изображение епископа Гавриила, которого подловил знаменитый фотохудожник области Андрей Оглезнев. На фото владыка с кропилом в руках на фоне застывших брызг святой воды светился какой-то детской улыбкой. Тогда я понял, что этот человек, о котором ходит столько грозных слухов — не тот, за кого себя выдает. Да-да, у меня есть рабочая гипотеза, что весь это шлейф сплетен и баек — это антураж, за которым владыка намеренно прятал свое доброе и ранимое сердце.

Косвенно подтверждает мою догадку случай, когда владыка около двух лет не подпускал меня к себе, не говоря уже о благословении рукой. Но однажды я выбегал из храма со стороны служебного выхода. В этот момент на меня шел архиепископ Гавриил. Автоматическим движением я сложил ладони лодочкой, попросив благословения. Он не ожидал от меня такой прыти и таким же автоматическим движением благословил. В этот момент меня обдало волной какой-то неизъяснимой пасхальной радости.

И тогда до меня дошло, что бывший наместник Псково-Печерской обители, которая приняла эстафету старчества после Оптиной пустыни — не совсем обычный человек. И ни один духоносный старец не сказал об архимандрите Гаврииле (Стеблюченко) ни одного худого слова, хотя других обличали без всякого лицеприятия. И я знаю точно, что каким бы он не виделся в глазах людей — а практикующим христианином он точно был.

Упокой, Господи, душу новопреставленного раба Твоего — архиепископа Гавриила!

Фото: портал «Телепорт»