Отцы церкви

Кто такие «Отцы Церкви»?

Статьи — ОСНОВЫ ВЕРЫ

Святоотеческое наследие — это прямое продолжение учения Христа и апостолов. Писания Отцов Церкви представляются неотъемлемой частью православного Предания. Кто же такие Отцы и Учители Церкви? Чем они отличаются от обычных богословов?

Отцы Церкви (греч. Ἐκκλησιαστικοί Πατέρες; в Православии Святые Отцы) — основоположники церковного учения и богословы прошлого, чей авторитет имел особый вес в формировании догматики, составлению канона — списка Священных книг Библии (отделению богодухновенных книг от апокрифических), иерархической организации, и богослужения Церкви. Слово «отец» в данном случае употреблено в образном смысле, обозначая наставника или учителя истины.

В католичестве и православии к Отцам Церкви относят одних и тех же подвижников, но при этом существует разница в уровне их почитания. Невозможно перечислить всех Отцов Церкви. Назовем лишь тех «признанных отцов», кого торжественно объявили на 3-м, 4-м и 5-м Вселенских соборах в качестве церковных авторитетов: Петр, Афанасий, Феофила Александрийские, Василий Великий, Аттик Константинопольский, Григорий Богослов, Григорий Нисский, Амфилохий Иконийский, Киприана Карфагенский, Амвросий Медиоланский, Иоанн Златоуст, Кирилл Александрийский, Иларий Пиктавийский и Августин.

С древнейших времён существования христианства они пользовались высоким уважением и представлялись орудиями Святого Духа. Однако их учение, в большинстве случаев, не ставится Церковью в один ряд с писаниями пророков и апостолов и рассматриваются как человеческие произведения, а суждения отдельных Отцов Церкви рассматриваются как частные мнения высокоавторитетных богословов.

Считается, что Отцов Церкви от обычных богословов отличает: абсолютная приверженность учению Церкви (истинность учения), святость жизни, признание Церкви и древность. Все эти критерии заимствованы из традиционной католической патристики. Однако в Православной Церкви древность не является обязательным условием деятельности Отцов Церви. Для православного христианина Отцом Церкви в равной степени является как священномученик Ириней Лионский, живший во II веке, так и святитель Феофан Затворник, живший в XIX веке. «Наша Церковь учит, что Божественное Откровение не ограничено никакими хронологическими рамками, – указывает прот. Иоанн Мейендорф. – Дух Святой действует через людей всех времен, и Церковь «узнает» в людях своих «святых отцов» не по причине древности, а, руководствуясь своей внутренней интуицией, на основании которой и формируется Предание». Говорить, что Святых Отцов больше уже не может быть, значит утверждать, что Святой Дух покинул Церковь.

При этом допускается, что Отцы Церкви могут в чем-либо заблуждаться (а это неизбежно при отсутствии единого мнения по многим вопросам), но тем не менее их следует почитать как Отцов и изучать их труды, т.к. мнение, выраженное Отцом Церкви и не осужденное соборно, входит в границы допустимого и возможного, но не может считаться общеобязательным для православных верующих. Что касается правильности учения, то здесь необходимы уточнения. Отцы Церкви были выразителями церковного Предания, и в этом смысле их писания являются своего рода эталоном, «точным изложением православной веры»: на их учение мы ориентируемся, с ним сверяем свои взгляды и суждения. Однако в святоотеческих писаниях следует отличать то, что говорилось их авторами от лица Церкви и что выражает общецерковное учение, от частных богословских мнений (так называемых теологуменов). Философско-богословское учение Отцов Церкви, а также раздел богословской науки, изучающий это учение именуется патристикой или патрологией.

Теологу́мен — богословское мнение, не являющееся общеобязательным для всех христиан. Теологумен не просто частное мнение или размышление отдельного автора: он обозначает учение, более или менее принятое у Отцов Церкви. Но у него нет обязывающего характера соборного определения. Если же теологумен был осуждён на церковном соборе, то он превращается в ересь.

Относительно святости следует сказать, что личная святость далеко не всегда обеспечивает богословскую безупречность суждений того или иного автора. Сам факт канонизации того или иного святого не означает непременного возведения всего им написанного и сказанного в ранг святоотеческого богословия.

Критерий истинности учения Отцов Церкви сформулировал Афанасий Великий: «Вот подлинное учение и вот признак истинных учителей, как передали отцы: согласно между собой исповедовать одно и то же и не входить в споры ни друг с другом, ни со своими отцами…». При этом согласие Отцов, чтобы быть обязательным для христиан должно касаться пунктов учения, которые имеют по признанию самих Отцов характер Откровения. По прочим вопросам, даже относящимся к богословским наукам, их суждения не считаются обязательными.

Также, авторитет Отцов Церкви не всегда распространяется на все их сочинения. Во всём объёме принимаются лишь те их произведения, которые целиком торжественно были приняты на вселенских соборах. Не имеют догматического авторитета сочинения, написанные в состоянии оглашения (как панегирик Григория Чудотворца Оригену) или в споре с защитниками православия (например, Феодорит Кирский против Кирилла Александрийского). В этом отношении особым преимуществом пользуются только Учителя Церкви.

Учителя Церкви

По отношению к тем выдающимся церковным писателям, которые не удостоены Церковью звания Отцов Церкви, но известны своими высокими качествами, исключительной образованностью, подвижнической жизнью и пользуются уважением в Церкви употребляется особенно почётный титул Учитель Церкви («великий вселенский учитель»).

Греческая Церковь знает только трёх великих Вселенских Учителей — Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст.

Общее число Учителей Церкви, почитаемых в Католической Церкви, составляет 35 человек, в том числе — четыре женщины. Наиглавнейшим из них («князем философов») считается Фома Аквинский, которому принадлежит попытка создания системы рациональных доказательств бытия Бога.

В Православной Церкви наименование «Учителя Церкви» не имеет устойчивого и строго определенного значения. Иногда оно прилагается, как особенно почетный титул («великий вселенский учитель»), к знаменитейшим из Отцов Церкви (Василию Великому, Григорию Богослову и Иоанну Златоусту); большею же частью употребляется в отношении к наиболее выдающимся из церковных писателей, которые не удостоены Церковью почетного звания «Отцов Церкви», но известны своими высокими качествами, исключительной образованностью, подвижнической жизнью и пользуются уважением в Церкви, хотя и не в числе святых (например, Климент Александрийский, Ориген, Иероним, Августин, Феодорит Кирский), и по своему значению близки к Отцам, стоя в тесной связи с ними.

Следует отметить, что у протестантов Отцы Церкви не имеют особенного авторитета, и рассматриваются как исторические свидетели древнецерковной веры, ценные своей эрудицией и древностью. Возражения против их догматического авторитета основываются на их потенциальной возможности согрешить и редкой достижимости согласия (лат. consensus patrum).

Принцип «согласия отцов» (consensus patrum)

Классическое определение принципа «согласия отцов» (Consensus patrum) дал в Vв. преп. Викентий Лиринский: «Но должно сносить суждения только тех отцов, которые живя, уча и пребывая в вере и в кафолическом общении свято, мудро, постоянно, сподобились или с верою почить о Христе, или блаженно умереть за Христа.

А верить им должно по такому правилу: что только или все они, или большинство их единомысленно принимали, содержали, передавали открыто, часто непоколебимо, как будто по какому предварительному согласию между собою учителей, то считать несомненным, верным и непререкаемым; а о чем мыслил кто, святой ли он или ученый, исповедник ли и мученик, не согласно со всеми или даже вопреки всем, то относить к мнениям личным, сокровенным, частным, отличным (secretum) от авторитета общего, открытого и всенародного верования; дабы, оставив древнюю истину вселенского догмата, по нечестивому обычаю еретиков и раскольников, с величайшей опасностью относительно вечного спасения, не последовать нам новому заблуждению одного человека».

Именно такое «согласие отцов» и делает их авторитетными выразителями Священного Предания. А «Предание – это Дух Христов, оживляющий Церковь и составляющий ее внутреннюю сущность. Подобно человеческому телу, оживляемому душой, и Тело Христово оживляется живущим в Нем Духом Христовым.»

Естественно, что святоотеческие творения не объемлют всю полноту церковного Предания, а представляют собой только часть его, наряду с постановлениями Вселенских Соборов, богослужением, церковными обычаями и т.д. Кроме того, творения святых отцов — это памятники церковной письменности.

Современные богословы

Святитель Григорий Богослов говорил: «Философствовать о Боге можно не всякому… Способны к этому люди, испытавшие себя, которые провели жизнь в созерцании, а прежде всего очистили, по крайней мере очищают, душу и тело».

Произведения Отцов Церкви, особенно греческая патристика, по мысли почти всех богословов, являются образцовым богословием. У современных богословов могут быть свои, частные мнения, отличающиеся от мнений других богословов, они могут говорить от себя, но их личный голос никогда не должен звучать изолированно или обособленно. Современное православное богословие должно быть дальнейшим развитием Предания Отцов Церкви.

Выдающийся православный богослов протоиерей Георгий Флоровский считал, что понятийный аппарат богословия необходимо развивать в русле современности, оставаясь, при этом, в системе понятий греческой патристики. Он выступал против любых попыток переформулировать догматы в угоду современным веяниям и подчеркивал важность святоотеческих трудов для современного богословия. Так, например, современный богослов, профессор МДА А.И.Осипов являет собой пример в доступном для понимания изложении христианских догматов и основ православной веры. Благодаря его лекциям, людям открывается, что такое Христианство, Православие, Бог.

Один из самых известных современных православных богословов епископ Диоклийский Каллист (Уэр) в одном из своих интервью сказал: «В наши дни богослову непременно требуется академическое образование. Однако этого недостаточно. Богослов должен быть членом Церкви, говорящим изнутри Церкви. Богослов должен уметь пользоваться всеми инструментами, которые предлагают ему академические исследования, но он также должен быть укорененным в жизни Церкви. В моем восприятии богослов — это тот, кто часто приобщается Святым Тайнам. В IV веке Евагрий Понтийский утверждал, что «богослов – это тот, кто молится». Возможно, его восприятие богослова относительно отличалось от нашего современного понимания, однако его слова по-прежнему актуальны, так как существует связь между богословием и молитвой. Это то, что богослов должен выражать в своей жизни.»

Упомянутый выше, епископ Диоклийский Каллист (Уэр) говорит: «Православный христианин должен не просто знать Отцов и цитировать их: он должен войти в их дух и приобрести „святоотеческий ум“. Он должен рассматривать Отцов не только как наследие прошлого, но как живых свидетелей и современников».

Митрополит Иларион (Алфеев) необходимым атрибутом всякого Отца Церкви считает актуальность святоотеческого богословия в любую эпоху. «Отцы Церкви были выразителями христианской веры для своих современников: они писали на языке своей эпохи, использовали понятийный аппарат, доступный их окружению, но при этом они выражали те истины, которые никогда не устаревают, делились опытом, который всегда актуален. Многих, кто сегодня соприкасается с творениями Отцов прежних веков, поражает, насколько они современны. Архаичным может быть язык того или иного Отца Церкви, устаревшими могут быть те или иные научные взгляды, на которые он опирался, но основной message святоотеческого богословия, его духовный строй, его догматическая и нравственная сердцевина — все это остается равно актуальным для нашего современника и для человека древности.»

Святые Отцы более всякого греха боялись впадения в ересь. Было немало богословов, которые балансировали на грани ереси или переступали через эту грань, но за порогом Церкви оставались, как правило, лишь те, кто сознательно противопоставлял свое мнение соборному разуму Церкви. Если же богослов, повинуясь церковному голосу, признавал свои ошибки, Церковь возвращала ему всю полноту своего доверия. Поэтому, боясь ереси, Отцы Церкви не боялись ошибок, зная, что безошибочность не свойственна никому, кроме самой Церкви во всей ее полноте, и что сама Церковь исправит всякую их ошибку и восполнит всякую неполноту. Как известно, только один Бог без греха. Поэтому нельзя забывать того, что Отцы Церкви были людьми: в жизни их могли случаться падения, проступки и т.д., но своим подвигом покаяния, молитвы и доброделания они искупили их пред Господом и Церковь единодушно признает их святыми.

Таким образом, можно говорить о том, что Отцом Церкви является тот богослов, который, обладая личной святостью и храня верность Преданию Церкви, в то же время говорит на языке, доступном его современникам, не боясь отвечать на жгучие вопросы современности. Отец Церкви все свои богословские суждения сверяет с мнением Церкви, ориентируясь на церковное Предание как главный критерий истины.

Материал подготовил Сергей ШУЛЯК

При подготовке статьи использовались следующие источники:
1. Энциклопедия Кругосвет
2. Митрополит Иларион (Алфеев). Богословие митрополита Сурожского Антония в свете святоотеческого Предания
3. Флоровский Г.В. Восточные отцы IV века
4. Карсавин Л.П. Святые отцы и учители Церкви

Флоровский Г., прот. Восточные отцы IV века

Библиография

Эта книга составилась из академических чтений. В ряде очерков или глав я стремился начертать и запечатлеть образы великих учителей и отцов Церкви. Для нас они является, прежде всего, свидетелями кафолической веры, хранителями вселенского предания. Но отеческая письменность есть не только неприкосновенная сокровищница предания. Ибо предание есть жизнь; и подлинно сохраняются предания только в их живом воспроизведении и сопереживании. Об этом свидетельствуют отцы в своих творениях. Они показывают, как истины веры оживотворяют и преображают человеческий дух, как возрождается и обновляется в опыте веры человеческая мысль. Они раскрывают истины веры в целостное и творческое христианское мировоззрение. В этом отношении отеческие творения являются для нас источником творческого вдохновения, примером христианского мужества и мудрости. Это есть школа христианской мысли, христианского любомудрия. И прежде всего в своих чтениях я стремился войти и ввести в этот творческий мир, в этот вечный мир нестареющего опыта и умозрения, в мир немерцающего света. Верю и знаю, что только в нем и из него открывается правый и верный путь к новому христианскому синтезу, о котором томится и взыскует современная эпоха. Настал срок воцерковить свой разум и воскресить для себя священные и благодатные начала церковкой мысли.

По внешним причинам издание очерков по истории отеческого богословия приходится разбить на ряд отдельных выпусков. Каждый выпуск представлял собою законченное, почти самостоятельное целое; но все вместе связаны единством плана. В общем плане эта книга о восточных отцах IV-го века образует второй том. Первый охватывает три первых века. Надеюсь, что другие выпуски удастся издать вскоре.

См. также нашъ сайтъ Святоотеческое наслѣдіе.
Памятники древней христіанской письменности:

  • Томъ 1-й: Апокрифическія сказанія о жизни Господа Іисуса Христа и Его Пречистой Матери .
  • Томъ 2-й: Писанія мужей апостольскихъ .
    Добротолюбіе: Добротолюбіе въ русскомъ переводѣ. .
  • Томъ 1-й: Твореній святыхъ отцовъ: Антонія Великаго, Макарія Великаго, аввы Исаіи, Марка Подвижника и аввы Евагрія . Христіанская жизнь по Добротолюбію.
  • «Христіанская жизнь по Добротолюбію». (Избранныя мѣста изъ твореній святыхъ Отцовъ и Учителей Церкви) .
    Сборники:
  • Часть 1-я: Исповѣдь (Confessiones), въ тринадцати книгахъ. (Съ біографическимъ очеркомъ) .
  • Часть 12-я: Двѣ Книги Евангельскихъ Вопросовъ . Проповѣди .
  • Проповѣди блаженнаго Августина . Отдѣльныя изданія.
  • Слово, произнесенное въ Карѳагенѣ, въ трапезѣ святаго Кипріана .
  • Слово на текстъ: Отпущайте, и отпустятъ вамъ (Лук. 6, 37) .
  • Слово въ день святыхъ мучениковъ Маккавеевъ .
  • Слово въ день святаго Іоанна Крестителя .
  • О томъ, какъ оглашать людей необразованныхъ .
    Амвросій Медіоланскій, свт. († 397 г.) Сборники.
  • Творенія св. Амвросія, епископа Медіоланскаго, по вопросу о дѣвствѣ и бракѣ (О дѣвственницахъ. О вдовицахъ. О дѣвствѣ. О воспитаніи дѣвственницы. Увѣщаніе къ дѣвству. О паденіи дѣвы) . Изъ журнала «Христіанское Чтеніе».
  • Слово о томъ, какъ должно срѣтать день Рождества Христова . Письма.
  • Письмо къ Иринею .
  • Письмо къ Савину .
  • Письмо къ Ромулу .
  • Письмо къ Сирицію .
  • Письмо къ Беллицію .
    Амфилохій Иконійскій, свт. (ок. † 395 г.)
  • Слово въ день Обрѣзанія Господа нашего Іисуса Христа, и въ похвалу святому Василію Великому .
    Анастасій Синаитъ, преп. († VII в.)
  • Изъ слова объ образѣ Божіемъ (отрывокъ) .
  • Слово 3-е объ образѣ Божіемъ .
  • Слово о суетѣ міра и воскресеніи мертвыхъ .
  • Письма къ монахамъ (1-20) .
    Аѳанасій Великій, свт. (†373 г.) Творенія. .
  • Часть 1-я (Слова 1-8) .
  • Часть 2-я (Слова 9-19) .
  • Часть 3-я (Слова 20-40. Праздничныя посланія) .
  • Жизнь и дѣянія Святыя и славныя Матери нашея Синклитикіи .
  • О дѣвствѣ или о подвижничествѣ .
  • Слово о терпѣніи .
  • Бесѣда о слѣпорожденномъ (Іоан. гл. 9) .
  • Краткое обозрѣніе Священнаго Писанія Ветхаго Завѣта .
  • Краткое обозрѣніе Священнаго Писанія Новаго Завѣта .
  • Часть 1-я: Бесѣды на шестодневъ. Бесѣды на Псалмы .
  • Часть 2-я: Толкованіе на пророка Исаію .
  • Часть 3-я: Опроверженіе на защитительную рѣчь злочестиваго Евномія. О Святомъ Духѣ къ св. Амфилохію, еп. Иконійскому. Нравственныя правила .
  • Часть 4-я: Бесѣды . Нравственныя слова.
  • Напоминаніе первое. (Трактатъ Перегрина о древности и всеобщности каѳолической вѣры противъ непотребныхъ новизнъ всѣхъ еретиковъ) .
  • Напоминаніе второе. (Трактатъ Перегрина о древности и всеобщности каѳолической вѣры противъ непотребныхъ новизнъ всѣхъ еретиковъ) .
    Геннадій (Схоларій), патр. Константинопольскій, свт. († 1460 г.)
  • Правила о вѣрѣ и жизни христіанской .
    Григорій Богословъ, свт. (†389 г.) Творенія. .
  • Часть 1-я: Слова 1-13 .
  • Часть 2-я: Слова 14-26 .
  • Часть 3-я: Слова 27-40 .
  • Часть 4-я: Слова 41-45; Богословскія посланія; Пѣснопѣнія таинственныя; Нравственныя стихотворенія; Стихи о самомъ себѣ; Стихи, относящіяся къ другимъ; Нравственныя стихотворенія . Отдѣльныя изданія.
  • Часть 1-я: О шестодневѣ; Объ устроеніи человѣка; О жизни Моисея законодателя; О молитвѣ .
  • Часть 2-я: О надписаніи псалмовъ; На псаломъ шестый; Точное истолкованіе Екклесіаста Соломона; О блаженствахъ .
  • Часть 3-я: Точное изъясненіе Пѣсни пѣсней Соломона .
  • Часть 4-я: Большое огласительное слово; Къ Авлавію о томъ, что не «три Бога»; Къ Симпликію, о вѣрѣ; Противъ ученія о судьбѣ; Къ еллинамъ на основаніи общихъ понятій; О чревовѣщательницѣ; О душѣ и о воскресеніи; О младенцахъ, преждевременно похищаемыхъ смертію; На свое рукоположеніе; Слово о Божествѣ Сына и Духа и похвала праведному Аврааму . Отдѣльныя изданія.
  • Часть 1-я: Бесѣды, относящіяся къ періоду Постной и Цвѣтной Тріоди .
  • Посланіе къ Павлу Самосатскому, бывшему Епископу Антіохійскому .
  • Душеполезныя Поученія и Посланія, съ присовокупленіемъ вопросовъ его и отвѣтовъ на оные Варсануфія Великаго и Іоанна Пророка .
    Евсевій Памфилъ, еп. Кесарійскій († 340 г.) Сочиненія .
  • Часть 1-я: На восемьдесятъ ересей Панарій, или Ковчегъ. (Ереси 1–33) .
    Епифаній Премудрый, преп. († ок. 1420 г.)
  • Житіе преподобнаго и богоноснаго отца нашего Сергія, игумена Радонежскаго, чудотворца и Похвальное ему слово, написанныя ученикомъ его, Епифаніемъ Премудрымъ. (Пер. со слав.) .
    Ермогенъ, патр. Московскій и всея Россіи, свщмч. († 1612 г.)
  • Часть 1-я: Писанія духовно-нравственныя (1-29) .
  • Часть 2-я: Писанія духовно-нравственныя (30-59) .
  • Часть 3-я: Писанія духовно-нравственныя (60-133) .
  • Избранныя мѣста изъ твореній Святаго Ефрема Сирина .
  • Слово (первое) на Рождество Господне .
  • Краткое свѣденіе о жизни святаго священномученика Зинона, епископа Веронскаго . Творенія.
  • О надеждѣ, вѣрѣ и любви .
  • Объ Іовѣ .
  • О Пророкѣ Іонѣ .
    Ириней, еп. Ліонскій, свщмч. († 202 г.) Доказательство апостольской проповѣди.
  • Иже во святыхъ отца нашего Аввы Исаака Сиріянина, подвижника и отшельника, бывшаго Епископомъ христолюбиваго града Неневіи, Слова подвижническія .
    Іаковъ Низибійскій, свт. († 350 г.) Жизнеописаніе.
  • Краткое свѣдѣніе о Святомъ Іаковѣ, Епископѣ Низибійскомъ . Творенія.
  • Слово о смиреніи .
    Іеронимъ, греч. богословъ, блаж. († ок. 400 г.)
  • Часть 1-я: Жизнь блаж. Іеронима. Письма (1-43) .
  • Часть 2-я: Письма (44-86) .
  • Часть 3-я: Письма (87-117) . Отдѣльныя изданія.
  • Письмо къ Гавденцію о воспитаніи малолѣтной Пакатулы .
    Іоаннъ Дамаскинъ, преп. († ок. 780 г.)
  • Діалектика святаго Іоанна Дамаскина .
  • Сказаніе о жизни преподобныхъ и богоносныхъ отцевъ нашихъ Варлаама и Іосафа, составленное св. Іоанномъ Дамаскинымъ .
  • Полное собраніе твореній св. Іоанна Дамаскина. Томъ I-й .
    Іоаннъ Златоустъ, свт. († 407 г.) Полное собраніе твореній.
  • Томъ 1-й .
  • Томъ 4-й: Бесѣды на кн. Бытія .
  • Томъ 5-й: Бесѣды на псалмы .
  • Томъ 7-й: Толкованіе на святаго Матѳея Евангелиста . Сборники.
  • «Слова о священствѣ», «Бесѣда по рукоположеніи во пресвитера» и «Бесѣды о покаяніи» . Отдѣльныя изданія.
  • Слово противъ оставляющихъ церковныя собранія, о Крещеніи Спасителя, о недостойно причащающихся, и о выходящихъ прежде окончанія Литургіи .
    Іоаннъ Лѣствичникъ, преп. († 649 г.) Лѣствица.
  • Лѣствица, въ русскомъ переводѣ, съ алфавитнымъ указателемъ .
    Іоаннъ Мосхъ, преп. († 662 г.)
  • Лугъ духовный .
    Кипріанъ Карѳагенскій, свщмуч. († 258 г.) Творенія .
  • Часть 1-я: Письма .
  • Часть 2-я: Трактаты .
    Кириллъ Александрійскій, свт. († 444 г.) Творенія. .
  • Часть 1-я: О поклоненіи и служеніи въ духѣ и истинѣ (Кн. I-VI) . Отдѣльныя изданія.
  • Двѣнадцать главъ .
  • Изъясненіе Символа Вѣры, составленнаго Отцами Никейскаго Собора .
  • Слово на исходъ души и на второе пришествіе .
  • О Святой и Животворящей Троицѣ .
    Кириллъ Іерусалимскій, свт. († 386 г.) Жизнь и творенія.
  • Лебедевъ А. П. Краткія свѣдѣнія о св. Кириллѣ архіепископѣ Іерусалимскомъ .
  • Иже во святыхъ отца нашего Кирилла, Архіепископа Іерусалимскаго, огласительныя и тайноводственныя поученія . Творенія .
  • Творенія иже во святыхъ отца нашего Кирилла, Архіепископа Іерусалимскаго . Отдѣльныя изданія.
  • Бесѣда на Срѣтеніе Господа Бога и Спаса нашего Іисуса Христа, и на Сѵмеона Богопріимца .
    Лактанцій († 320 г.) Жизнеописаніе.
  • Краткое свѣдѣніе о Лактанціи . Творенія.
  • Слова (1-10) на Рождество Христово .
    Макарій Александрійскій, преп. († 395 г.)
  • Слово о исходѣ душъ праведниковъ и грѣшниковъ, то есть, какимъ образомъ онѣ разлучаются съ тѣломъ, и въ какомъ состояніи пребываютъ .
    Макарій Великій, Египетскій, преп. († 391 г.) Творенія .
  • Преподобнаго отца нашего Макарія Египетскаго Духовныя бесѣды, посланіе и слова, съ присовокупленіемъ свѣдѣній о жизни его и писаніяхъ . Творенія .
  • Бесѣды преподобнаго Макарія Египетскаго .
    Маркъ Ефесскій, свт. († 1442 г.) Творенія.
  • Слово св. Марка Ефесскаго папѣ Евгенію IV .
  • Первое слово св. Марка Ефесскаго противъ чистилища .
  • Второе слово св. Марка Ефесскаго противъ чистилища .
  • Отвѣты св. Марка Ефесскаго на послѣдующіе вопросы латинянъ .
  • Десять аргументовъ св. Марка Ефесскаго противъ существованія очистительнаго огня .
  • Діалогъ св. Марка Ефесскаго, наз. «Латинянинъ или о прибавленіи внесенномъ въ Сѵмволъ» .
  • Трудъ св. Марка Ефесскаго, въ которомъ онъ собралъ изреченія изъ св. Писанія, Дѣяній Соборовъ и Святыхъ Отцевъ, свидѣтельствующія о томъ, что Святый Духъ исходитъ только отъ Отца, но не и отъ Сына .
  • Трактатъ св. Марка Ефесскаго — «Силлогическія Главы противъ латинянъ» — о томъ, что Св. Духъ исходитъ исключительно отъ Отца, и что латинскій догматъ «Filiоquе» неизбѣжно приводитъ или къ двумъ Началамъ въ Божествѣ или къ абсурду .
  • Исповѣданіе Вѣры св. Марка Ефесскаго, написанное во Флоренціи, но послѣ изданное на свѣтъ .
  • Трактатъ св. Марка Ефесскаго объ освященіи Святыхъ Даровъ, показывающій, что не только произношеніемъ евхаристическихъ словъ Спасителя освящаются Св. Дары, но — послѣдующимъ моленіемъ и благословеніемъ священника, силою Св. Духа .
  • Разсказъ св. Марка Ефесскаго о Флорентійскомъ Соборѣ и своей дѣятельности на немъ .
  • Окружное Посланіе .
  • Посланіе къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго св. Марку .
  • Посланіе къ пресвитеру Георгію въ Метонѣ .
  • Посланіе къ Патріарху Константинопольскому .
  • Посланіе къ игумену Ватопедскаго Монастыря .
  • Посланіе къ іеромонаху Ѳеофану на Евбейскомъ островѣ .
  • Посланіе къ іеромонаху Ѳеофану на Имврійскомъ островѣ .
  • Отрывокъ изъ посланія къ императору Іоанну Палеологу .
  • Слова умирающаго св. Марка Ефесскаго къ собранію друзей, особое обращеніе его къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго святителю . Отдѣльныя изданія.
  • Изъясненіе церковнаго послѣдованія .
  • Противъ тѣхъ, которые спрашиваютъ: зачѣмъ Богъ, сотворивъ человѣка лѣнивымъ на добро и удобопреклоннымъ на зло, потомъ наказываетъ его за грѣхи? .
    Навкратій Исповѣдникъ, преп. († IX в.)
  • Выпускъ 1-й: Слова 1-52 .
    Тертулліанъ († 220 г.) Переводъ Е. В. Карнеева.
  • Часть первая .
    Тихоній Африканецъ († ок. 390 г.)
  • а) О непреложномъ воплощеніи Бога-Слова .
  • б) О несліянномъ соединеніи естествъ въ Іисусѣ Христѣ . Отдѣльныя изданія.
  • О вѣрѣ .
    Ѳеодоръ Студитъ, преп. († 826 г.) Отдѣльныя изданія.
  • Четыре главы . Творенія .
  • Св. Ѳеодоръ Студитъ (по поводу изданія въ русскомъ переводѣ его твореній въ приложеніи къ академическимъ журналамъ) .
  • По поводу академическаго изданія въ русскомъ переводѣ твореній препод. Ѳеодора Студита (о томѣ 1-мъ) .
  • По поводу академическаго изданія въ русскомъ переводѣ твореній препод. Ѳеодора Студита (о томѣ 2-мъ) .
  • Толкованіе на Евангеліе отъ Матѳея . Толкованія на Дѣянія и посланія Св. Апостоловъ .
  • Толкованіе на посл. Св. Ап. Павла къ Филимону .
  • Толкованіе на посл. Св. Ап. Павла къ Евреямъ .
    Фотій, патр. Константинопольскій, свт. († 886 г.) Письма.
  • Къ Георгію, Митрополиту Никомидійскому .
  • Евсевіѣ, инокинѣ и игуменьѣ, въ утѣшеніе по случаю смерти сестры ея .
  • Брату Тарасію, Патрицію, въ утѣшеніе по случаю смерти его дочери .
  • Къ вопрошавшему, какъ оправдать божественнаго Апостола, который то называетъ себя Іудеемъ, то Римляниномъ, и то говоритъ, что отечество его — Тарсъ, то выдаетъ себя за уроженца Рима .
  • Ѳедору Игумену .
  • Игнатію, Митрополиту Клавдіопольскому .
  • Ѳеодору игумену, недоумѣвавшему о томъ, зачѣмъ смерть, этотъ оброкъ грѣха, прежде сразила праведника — Авеля, а не Адама — перваго между людьми грѣшника .
  • Христофору аспаѳарію и секретарю .
  • АНГЕЛЫ

    Для защиты паствы Божией Господь не только поставил епископов, но и определил Ангелов. Святитель Амвросий Медиоланский (113, 130).

    (Ангельские силы) нисходят с крыльями не потому, чтобы у этой бестелесной силы были крылья, но в знак того, что они сходят с высочайших областей, оставив горние обители. Святитель Иоанн Златоуст (40, 425).

    Ангелы приходят посещать нас по своей воле и власти. Ибо главная и сообразная с естеством цель их жизни погружать взор свой в красоту Божию и непрестанно славить Бога. Святитель Василий Великий (5, 214).

    Прославлять Ангелов – наш долг: они, воспевая Творца, обнаруживают Его милость и благорасположение к людям. Святитель Иоанн Златоуст (42, 971). Источник.

    Ангелы, будучи служителями любви и мира, радуются о нашем покаянии и преуспеянии в добродетели, стараются наполнять нас духовными созерцаниями (по мере нашей восприимчивости) и содействуют нам во всяком добре. Святитель Феодор Эдесский (68, 323).

    Подразумевай под Ангелами и богоносных мужей, которые имеют ведение о Боге, охраняют нас и руководят нами во всех путях жизни, чтобы мы не преткнулись о камень претыкания и камень соблазна (39, 908).

    Служение Ангелов состоит в том, что они всюду посылаются для нас. Святитель Иоанн Златоуст (46, 30). Источник.

    Бог посылает Своих Ангелов для охранения и для помощи тем, которым усвоено право на наследие обетованных благ в жизни будущей.Святитель Амвросий Медиоланский (113, 131).

    Тем, которые сподобились крещения и возносятся на высоту добродетелей, даны от Бога Ангелы, заботящиеся о них и содействующие им… В этом уверяет нас Господь, когда говорит, что есть Ангелы Хранители у всякого, кто верует в Него. Преподобный Анастасий Синаит (113, 131).

    Прежде Ангелы были по числу народов, а ныне по числу верующих. Откуда и это известно? Слушай, что говорит Христос: «Смотрите, не презирайте ни одного из малых сих; ибо говорю вам, что Ангелы их на небесах всегда видят лице Отца Моего Небесного» (Мф. 18, 10). Знай же, что каждый из верных имеет Ангела. Да и каждый из древних праведников имел Ангела, как говорит Иаков: «Ангел, избавляющий меня от всякого зла, да благословит отроков сих» (Быт. 48, 16). Святитель Иоанн Златоуст (113,131).

    Если имеешь в душе дела, достойные Ангельского хранения, и ум твой обогащен познанием истины, за добродетели Бог неизбежно приставит к тебе стражей и хранителей и оградит тебя Ангелами. Смотри же, какова природа Ангелов! Один Ангел равняется целому воинству и многочисленному ополчению. Итак, в величии твоего хранителя Господь дарует тебе ополчение, а в крепости Ангела как бы ограждает тебя отовсюду его защитой (4, 254). Источник.

    К каждому из верных приставлен Ангел, достойный того, чтобы видеть Отца Небесного… Что с каждым из верных есть Ангел, который как воспитатель и пастырь управляет его жизнью, против этого никто не будет спорить, помня слова Господа: «не презирайте ни одного из малых сих; ибо говорю вам, что Ангелы их на небесах всегда видят лице Отца Моего Небесного» (Мф. 18, 10). И псалмопевец говорит: «Ангел Господень ополчается вокруг боящихся Его» (Пс. 33, 8). Ангел не отступит от всех уверовавших в Господа, если только не отгоним его сами плохими делами. Как пчел отгоняет дым и голубей смрад, так и хранителя нашей жизни, Ангела, отдаляет прискорбный и смердящий грех… Поскольку святого Ангела, ополчающегося вокруг боящихся Господа, имеет каждый из нас, то грехи могут стать причиной бедствия: нас перестанет закрывать стена, то есть святые силы, которые делают людей непобедимыми, пока пребывают с ними (113, 131). Источник.

    Всякая душа, оставшаяся (за коснение во зле) без защиты Ангела хранителя, предается на разграбление врагам и на попрание. Святитель Василий Великий (5, 163).

    Сам Царь провозглашает, чему надлежит быть: «Отныне будете видеть небо отверстым и Ангелов Божиих восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому» (Ин. 1, 51). И действительно, мы видим Ангелов, сопровождающих Его Вознесение и возвещающих Его Второе Пришествие (Деян. 1, 10–11). Ангелов, разрешающих узы (Деян. 12, 7) и отверзающих темницы для Апостолов (Деян. 5, 19); наконец, Ангела, явившегося только еще выходящему из тьмы язычества Корнилию, чтобы указать ему вход в христианскую Церковь (Деян. 10, 3–6).

    Иисус Христос, по изречению Иоанна Богослова, есть «Святый, Истинный, имеющий ключ Давидов, Который отворяет и никто не затворит» (Апок. 3, 7). Итак, если Он отверз небо, кто же смеет затворить его? Или кто смеет сказать, что теперь уже не время видеть Ангелов Божиих, восходящих и нисходящих по воле Сына человеческого? «Не все ли они суть служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение?» (Евр. 1, 14). Кто же теперь может утверждать, что они уже без дела и мы без помощи?

    Но чем несомненнее мы удостоверяемся в близости святых Ангелов и в их готовности помочь нам, тем с большей заботливостью мы должны помыслить о том, отчего в наши дни так мало слышат об этой помощи, а еще менее верят слышанному о ней. Или нет рядом с нами Ангелов, или мы не замечаем их, или удаляем их от себя? Что их нет, это неправда, как мы видели. Следовательно, правда то, что мы или не замечаем их, или даже удаляем от себя.

    Как в видимых явлениях люди нередко принимали святых Ангелов за подобных им людей, так легко может случиться, что и невидимые их действия человек примет за собственные человеческие или обыкновенные, естественные действия. Случайно ли, например, что среди недоумения или некоего бездействия ума вдруг, как молния, просияет чистая, святая и спасительная мысль? Что в смятенном или холодном сердце мгновенно водворяется тишина или возгорается небесный пламень любви к Богу? Если всякое явление по роду своему свидетельствует о присутствии действующей силы, то эти внутренние явления нашей души не свидетельствуют ли о присутствии небесных Сил, по человеколюбию бросающих лучи в наш ум и искры в наше сердце? Не действия ли это Ангелов, по изречению пророка Захарии, глаголющих в нас? Как жаль, что мы не замечаем этой ангельской помощи! Ибо, не замечая, не приемлем ее, как должно, и не пользуемся ею; не пользуясь, остаемся неблагодарными и виновными и не приготовляем себя к другим подобным посещениям и таким образом даже удаляем от себя хранителей наших.

    Если мы, люди, удаляемся от людей, склонности которых противоположны нашим склонностям, если наставник отрекается от ученика, не внемлющего наставлениям, или воспитатель от воспитанника, отвергающего руководство, если даже отец удаляет от себя непокорного сына, – как не удалиться, наконец, от нас святым Ангелам, если мы не следуем их спасительным внушениям и оставляем бесплодным для нас их служение? Как не удалиться от нас небесным Силам, если мы предаемся только земному? Как не удалиться чистым духам, если мы живем в нечистоте плоти? Как не удалиться Ангелам Божиим, если мы непрестанно имеем в мыслях и желаниях не Бога и Христа Его, но мир и самих себя? Филарет, митрополит Московский (114, 214–215).

    Великие Отцы Церкви, их заслуги перед Церковью.

    ⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 17

    Одно из значений Вселенских Соборов состоит в том, что на них, благодаря обсуждениям важных проблем выявились наиболее опытные, наиболее знающие люди, которые стали формулировать учение церкви, защищать учение церкви и мнение которых церковь принимала как свое мнение. Соборное мнение – это главное мнение церкви, но Соборное мнение формируют люди. И появились личности, готовые к формированию Соборного общего мнения.

    Святитель Афанасий Великий (298-373 гг.) – великий борец против арианства. Афанасий Великий в 325 году был рукоположен в сан священника. Позднее был избран на кафедру Александрийского архиепископа, он стал архиепископом Александрийским и боролся против арианства. Против Святителя Афанасия Великого началась открытая война со стороны императорской власти, и из 45 лет епископского служения 17 лет он провел в ссылках. В ссылки Афанасий ссылался за борьбу против арианства.

    На Афанасия завели обвинения, ложные, за противление императорской власти. В 335 году Афанасий был обвинен в участии в убийстве мелетианского епископа Арсения. На суд Афанасий привел живого епископа Арсения, но все равно был сослан в Трир.

    Заслуга Святителя Афанасия Великого в том, что он боролся преданно против арианской ереси и отстаивал истинное христианство.

    Святитель Василий Великий (330-379 гг.) – боролся против арианства, развивал и разъяснял основные догматы, основные положения христианской веры. Василий прилагал огромные усилия для разъяснения положений христианской веры.

    Родился святой Василий около 330 года в Кесарии, административном центре Каппадокии (сейчас — территория Турции), и происходил из известного рода, славившегося как знатностью и богатством, так и дарованиями и ревностью христианской веры. Отец Святителя Василия был адвокатом, мать была очень верующим человеком. Василий получил хорошее образование в Каппадокии, затем учился в Константинополе, а затем был послан учиться в Афины. Афины – центр премудрости (в то время). Афинская академия была центром и науки, и образования.

    В Афинах произошло замечательное событие. Василий (будущий Василий Великий) встретился с Григорием (будущим Григорием Богословом). Молодые люди подружились, вместе занимались в академии, но этого им казалось не достаточно. Они посещали христианские храмы в Афинах. Василий преуспевает в риторике, грамматике, философии, астрономии, геометрии, арифметике, медицине, этике. И вокруг него собирается кружок любомудров – молодых людей, любящих рассуждения. Григорий входил в этот кружок. В этот кружок пытался войти некий Юлиан, который в дальнейшим стал Византийским императором и получил прозвище Юлиан Отступник (потому что отошел от христианской веры).

    В возрасте 30 лет Василий возвращается из Афин на родину. Василий отказывается от светской карьеры: адвоката, учителя риторики.

    В 357 году Василий принимает крещение и начинает служение церкви. Получает самую низшую должность – должность чтеца. Затем продвигается по иерархической лестнице. Основывает на берегу реки Ирис монашескую обитель и составляет устав монашеской жизни – одни из первых монашеских уставов. Его друг Григорий тоже хотел присоединиться к монашеской общине, но из-за престарелого возраста родителей вынужден был вернуться к ним. Но монашескую общину навещал.

    Чем занимались молодые монахи? Молились. На жизнь монахи зарабатывали физическим трудом: выращивали овощи, фрукты, плели циновки. Занимались чтением Священного Писания, изучением сочинений Оригена. Постепенно Василий получал все более широкую известность.

    В 364 году Василий был посвящен в сан пресвитера, то есть священника. И епископ кесарийский Евсевий выбирает его помощником. Василий добросовестно исполнят обязанности помощника в управлении епископом епархией. Постепенно, авторитет Василия возрастал, епископ видел, что это. Допустить епископ Евсевий это не хотел. Дело дошло до открытого разрыва.

    370 год – умирает епископ Евсевий. Василий становится епископом каппадокийским. Первой и главной задачей молодого епископа становится борьба против арианской ереси.

    Главной догматической заслугой Василия Великого стало определение троичной терминологии – поэтому его называют первым Учителем и Отцом церкви. Именно Василий первым сформулировал: Бог один – по существу и троичен — по ипостаси. Именно этими понятиями и терминологиями пользовался первый Вселенский Собор. И Символ Веры – кредо – это тоже было зафиксировано на этом же Вселенском Соборе.

    Василий сделал очень много для Первого Вселенского Собора, но до него не дожил. Василий скончался в 49 лет из-за слабого здоровья и неустанных трудов.

    Григорий Богослов (329 – 389 гг.) родился в богатой и знатной семье. Главой семьи была мать Григория – Нонна. Она имела сильное влияние на мужа. Под ее влиянием он принял крещение, стал служителем церкви и стал епископом.

    После домашнего образования он учился в Константинополе, Афинах, где и подружился с Василием Великим. У друзей были разные характеры: Василий – твердый, решительный, с авторитарными наклонностями, был жесткий человек; Григорий – напротив был очень поэтичной, мягкой натурой. Они дополняли друг друга.

    Григорий был очень талантливым человеком. Получил широкую известность, и его оставляют после окончания обучения преподавать риторику в Афинском университете. Василий сбежал из Афин тайно, не предупредив друга.

    В 358 году Григорий возвращается домой из Афин. Принимает крещение. По просьбе родителей он начинает заниматься ведением домашнего хозяйства. Тем временем его отец становится епископом и решил сделать сына своим помощником. Отец рукоположил Григория в сан священника. Григорий этого не хотел – в IV-VI веках монахи старались не принимать священство, чтобы быть равными друг другу. Григорий хотел быть просто монахом. Но покорный воле отца в 361 году он принимает сан священника, упрекая себя за малодушие, а отца за тиранство. Почти 10 лет Григорий оставался помощником отца в епархии Назианзи.

    372 год – умирает отец. Григорий становится епископом, чего тоже не хотел. Но служит на том месте, где оказался по воле Божией.

    В это время в церковной жизни Византии происходят важные события. Арианская ересь овладевает Константинополем. Высшие священнослужители покоряются араинской ереси. В Константинополе все храмы попадают под власть арианцев.

    В 379 году немногочисленная православная община в Константинополе приглашает Григория Богослова для поддержки в отстаивании истинного православия. Григорий прибывает в Константинополь. Поселяется у своих знакомых. И у них в доме основывает домовый храм в честь Святой Анастасии. Начинает проповедь православия.

    Если Василий Великий отстаивал теоретически истинны православия, вырабатывая догматическое учение, то Григорию пришлось заняться полемическим богословием. Он полемизировал с арианами, опровергал их доводы в отношении личности Иисуса Христа. Арианы встретили Григория не дружелюбно. Но постепенно, проповеди Григория притягивали новых людей, и он завоевывал все больший авторитет в Константинополе.

    В Константинополе появляется некий Максим Киник. Он объявил себя священником, хотя сана этого не имел. Он втерся в доверие к Григорию Богослову и успешно. Григорий проникся симпатией к Максиму, приблизил к себе. А потом узнал, что Максим завоевавший авторитет в Константинополе благодаря Григорию, был рукоположен в сан епископа Константинопольского, и в тайне осуждал своего наставника. Для Григория это было большим удивлением. И он стал обличать Максима, как изменника.

    Эти человеческие страсти побудили уйти Григория из Константинополя в свое епархию. Но его не отпустил народ. Григорий Богослов остался в Константинополе до II Вселенского собора.

    В это время на престол взошел император Феодосий Великий. Император в 380 году начинает борьбу против арианства, отнимает все церкви у еретиков, передает их православным. И в поисках Патриарха Константинопольского, главы Константинопольской церкви он избирает Григория Богослова. Весь народ поддержал. Так, неожиданно для себя аскет и молитвенник Григорий становится Патриархом Константинопольским.

    В 381 году в Константинополе открывается II Вселенский собор и председательствовал на нем Григорий Богослов. На этом соборе он защищал православие и отстоял православие. Был дополнен Символ Веры – с дополнениями Григория Богослова.

    Многие епископы восстали против огромного авторитета Григория Богослова. По их мнению, он был слишком прост для Патриарха. Подняли канонический вопрос. Выдвинули обвинения против Григория, что он, будучи рукоположён епископом Сасимским, незаконно стал архиепископом Константинопольским. Григорий был обвинён в нарушении 14-го правила святых апостолов и 15-го правила Первого Вселенского собора, запрещавших самовольное оставление епископами своих кафедр. Григорий не стал ждать решения этого вопроса и сам ушел из Константинополя.

    Как богослов Григорий одержал на II Вселенском соборе победу, как человек он потерпел там поражение.

    Григорий вернулся в родной Назианз. Занимался богословием, писал стихи, написал похвальное слово Василию Великому, после его кончины. Скончался в глубокой старости в 389 году.

    Заслуги Григория Богослова перед церковью. Он разработал догматическую проблематику, что позволяет считать его одним из главных выразителей учений Православной церкви.

    Святитель Иоанн Златоуст (347 — 407 гг.). Был одним из лучших представителей антиохийской богословской школы. Он родился в богатой и знатной семье. Обеспеченность и высокий культурный уровень семьи является необходимым условием для формирования личности богослова. Лишился рано отца, воспитывался матерью Анфусой. Мать Иоанна стала вдовой в 20 лет и посвятила свою жизнь сыну, привив ему христианскую веру и любовь к знаниям.

    Иоанн окончил школу в родном городе Антиохия, потом в Константинополе. Учился у знаменитого языческого ритора Ливания. Показал великолепные успехи.

    Иоанн начинает изучать христианское богословие и решил, после изучения христианских книг, стать монахом. Попросил благословения матери, но она попросила его не делать этого до ее смерти. После кончины матери в 374 году Иоанн исполнил свою мечту – он ушел в монашескую обитель и 4 года жил в монашеском уединении. За эти годы Иоанн лучше понял себя самого. Поняв себя, человек может понять других людей и помочь им.

    Вернувшись из монашеской обители, Иоанн принимает сан священника и в родном городе начинает служить как священник. Служит литургии, произносит проповеди. Проповеди сделали Иоанна знаменитым. Главная мысль всех проповедей Иоанна – любовь к людям и желание им спасения.

    Известность Иоанна Златоуста была очень велика сначала в своем городе, затем в епархии, потом по всей Византийской империи.

    397 год – скончался Патриарх Константинопольский Нектарий. Император Аркадий решает поставить на эту кафедру знаменитого проповедника. Иоанна ночь тайно из города вывезли солдаты по приказу императора, потому что горожане не хотели его отпускать.

    В Константинополе Иоанн служил патриархом, занимался искоренением остатков арианства, старался примирить епископов и священников друг с другом, которые враждовали между собой, наставлял и паству и духовенство.

    Почему же такой знаменитый и замечательный проповедник вызвал вражду в Константинополе?

    Потому что на высший духовный пост был назначен провинциал, Иоанн в столице остался верен своему провинциальному укладу жизни, почти аскетичному. Он не проводил пиры, торжественные ужины как его предшественники. Он призывал прихожан посещать церковь хотя бы 2 часа в неделю.

    Иоанн осуждал тех, кто ходит в театр.

    Горожане не посещали церковь, под предлогом занятости, и Иоанн распорядился, чтобы священники проводили службы по ночам. Этим были недовольны и священники, и хладнокровные христиане. С другой стороны Иоанн Златоуст выступал против религиозного фанатизма. Христианская вера не требует фанатизма. Христианская вера отвергает религиозную вражду.

    Положение Иоанна – невольник – не богомольник.

    В своем служении Иоанн Златоуст обличал и роскошь, суетность знатных дам. Эти обличение дошли до императрицы Евдоксии, супруги императора Аркадия. Греховное поведение императрицы обличал с кафедры Святой Софии константинопольский архиепископ Иоанн Златоуст, чем вызвал её гнев и навлек на себя интриги Евдоксии. Она дважды добивалась его смещения с епископской кафедры и ссылки в отдаленные провинции империи, даже пыталась осудить его как еретика. Евдоксия скончалась в расцвете лет и была погребена в константинопольском храме Святых Апостолов. Общественное мнение объясняло её преждевременную смерть последствиями порочного образа жизни и наказанием Божиим за преследования архиепископа Иоанна Златоуста.

    Недовольные Иоанном Златоустом епископы образовали в 403 году архиерейский собор и по ложным обвинениям сместили Златоуста с поста Патриарха. И Иоанн был отправлен императором Аркадием в изгнание.

    Иоанн оставил столицу. По совпадению, в ту же ночь случилось землетрясение. Императорский дворец был разрушен. Испуганная Евдоксия послала вдогонку гонцов за Иоанном, с просьбой о его возвращении. Иоанн вернулся через 3 дня. Был встречен народом ликованием и стал продолжать свою деятельность. И это привело к его второму изгнанию в 404 году. На следующий день случился пожар, в котором сгорели Храм Святой Софии, Сенат.

    Около трех лет Иоанн Златоуст прожил в армянском городе Кукуза. Потом его сослали дальше, в Пифиунт (Пицунда, Грузия). Истощённый болезнями Златоуст, в сопровождении конвоя, три месяца в дождь и зной совершал свой последний переход, подвергаясь издевательствам и жестокому обращению стражей. В Команах силы оставили его. Причастившись Святых Таин, он, со словами «Слава Богу за всё!» скончался 14 сентября 407 года.

    Спустя 30 лет, в 438 году мощи Святого Иоанна Златоуста были торжественно перенесены в Константинополь.

    Иоанн Златоуст просто проповедует учение церкви, но его красноречие, глубина его проповедей настольно велики, что его тоже причислили к лику Великих Учителей церкви. До нас дошло 804 проповеди Иоанна Златоуста. Иоанн не писал проповеди, он произносил их экспромтом. За ним записывали (была хорошо развита стенография). Проповеди Иоанна Златоуста являются образцами христианского проповедничества. Мысли Иоанна Златоуста служат до настоящего времени.

    Блаженный Августин (354 – 430 гг.) признан величайшим из Отцов Западной церкви. На его работах базируется все западное богословие. Он прожил не простую жизнь.

    Августин (Аврелий) родился 13 ноября 354 г. в Африке, в Тагасте (ныне Алжир) в семье среднего достатка. Первоначальным своим образованием он обязан матери, христианке Святой Монике, умной, благородной и благочестивой женщине, влияние которой на сына, однако, нейтрализовалось отцом — язычником (римским гражданином, мелким землевладельцем).

    Августин был гениально одаренным человеком. По окончании школы в Тагасте он отправился учиться в ближайший культурный центр — Мадавру. Осенью 370 г. Августин отправился на трёхлетнее обучение риторике в Карфаген. Занимался литературой, философией, риторикой.

    Первые годы своей молодости Августин жил распутно, о чем писал в своей исповеди.

    Больше всего в жизни Августин любил науку и хотел познать истину. Августин искал ответы на главные вопросы в философии и не нашел. Он обращается к религиозным учениям. И учение христиан показалось ему философски рациональным. Ветхий Завет показался ему грубым и недуховным. И Августин становится учеником у манихеев. Манихейство – языческая религия. Но и данное учение не удовлетворяет его.

    В 383 году он прибывает в Италию. Побывав на проповедях Амвросия Медиоланского, Августин понял рациональную убеждённость раннего христианства. Становится учеников Амвросия и принимает крещение на Пасху в 387 году. В этот же год умирает его мать Моника. Последняя её беседа с сыном была хорошо передана в конце «Исповеди».

    Августин становится служителем Божием. Его рукополагают в епископы. И с 396 год до конца своих дней Августин служит главой епархии. Быстро становится крупнейшим авторитетом в церковной жизни. Все таланты, которые у него были в светской жизни, он обращает на служение церкви. Принимает участие в нескольких Поместных Соборах, отстаивая учение церкви против арианства.

    В своих работах Августин рассматривал самые разные богословские проблемы:

    первородный грех;

    благодать и предопределение, что это такое?;

    как соотносятся воля Божия и свобода человека?;

    проблемы эсхатологии (эсхатология — система религиозных взглядов и представлений о конце света, искуплении загробной жизни, о судьбе Вселенной и её переходе в качественно новое состояние. Также отрасль богословия, изучающая эту систему взглядов и представлений в рамках той или иной религиозной доктрины).

    Наиболее известными из сочинений Августина является «De civitate Dei» («О граде Божьем») и «Confessiones» («Исповедь»), его духовная биография, сочинение De Trinitate (О Троице), De libero arbitrio (О свободной воле), Retractationes (Пересмотры).

    Предложенная Августином христианская философия сформировало все средневековое мировоззрение. Впервые об уникальности человеческой личности, обладающей и свободой, возможностью творить стал писать именно Блаженный Августин.

    Григорий Великий (Григорий Двоеслов) (540 – 604 гг.) – считается последним из четырех основателей латинской церкви. Григорий Великий был Папой Римским. Начинал как государственный служащий и последняя его должность была – префект (административный и судебный глава) Рима. С молодых лет увлекался христианским учением. Принимает монашеский сан и в 590 году был избран Папой Римским.

    Заслуга Григория Великого перед церковью. Григорий организовал папскую власть как наследника Святого Петра. Наладил высокоэффективную хозяйственную деятельность, для того чтобы помогать голодным во время эпидемий и бедствий. Смог организовать оборону Италии от нашествия лангобардов. Григорий Великий поддержал развитие монашества. Заслуга Григорий Великого – как организатора церковной жизни западной части Империи.

    Кроме того Григорий писал сочинения, которые получили широкую известность на Западе. Почему его не причисляют к Великим Учителям и Отцам церкви? Григорий разъяснял учения, но ничего нового в развитие христианского учения не внес.

    Имя «Двоеслов», закреплённое за Григорием Великим в православной традиции, связано с названием одного из его трудов (594 г.) — «Диалоги», или «Собеседования о жизни италийских отцов и о бессмертии души». В книге, описывающей жития италийских святых, два собеседника — редко вопрошающий (субдиакон Петр) и пространно отвечающий (Григорий).

    «Диалоги» Григория Великого была одна из первых книг, которую ученики Святого Мефодия перевели на славянский язык и одна из первых христианских книг, пришедших на Русь.

    Фома Аквинский (Аквинат) (1225 – 1274 гг.) – один из великих богословов и Святых Латинской церкви.

    Самые известные его сочинения: «Сумма философии или об истинности католической веры против язычников».

    Фома также ничего нового не внес в учение Христа. Он разъяснял известные истины, приспосабливал существующие истины к существующему уровню развития общества.

    1262 г. – «Сумма теологии». Фома попытался систематизировать все труды Блаженного Августина о христианской вере на основе использования идей Аристотеля, то есть соединить философское и христианское учения. Через 6 лет Фома перестает писать данное сочинение, не дописав. «Сумму теологии» дописали ученики Фомы. Труд издан, переведен на русский язык. И Фома перестает заниматься богословскими трудами (после видения на мессе).

    Фома Кемпийский (1379 – 1471 гг.) – не богослов, церковный писатель. Он обращался к простым людям, растолковывая им истины веры. Был священником. Фома Кемпийский написал одно сочинение, имевшее грандиозный успех. Сочинение называется «О подражании Христу». В 1473 году книга «О подражании Христу» была издана анонимно. Потом об авторе узнали. Книгу стали переиздавать. За 500 лет вышло 2000 изданий. Книга была переведена и на русский язык. Книга написана простым языком, излагая общехристианские истины. Цель автора этого сборника — умиротворить твою душу и научить тебя следовать Христу, родившемуся в Вифлееме нашего ради спасения, умершему за нас, воскресшему и воскресающему всех, с верой и любовью приходящих к нему.

    1. Западное богословие в IV-XVII вв.