П чесноков биография

Содержание

LiveInternetLiveInternet

Вокальный ансамбль семьи Аветисян «Благая Весть» под управлением Екатерины АВЕТИСЯН.
http://blagaya-vest.ru/
Соло — Мариам Аветисян.
Государственный Исторический музей
Павел Григорьевич Чесноков родился близ г. Воскресенска (ныне г. Истра) Звенигородского уезда Московской губернии 12 (24) октября 1877 в семье сельского регента. Все дети в семье проявляли музыкальную одаренность, и пятеро братьев Чесноковых в разное время учились в московском Синодальном училище церковного пения. В 1895 Чесноков окончил Синодальное училище с золотой медалью. Затем работал в разных московских училищах и школах; в 1895-1904 преподавал в Синодальном училище и на ежегодных летних регентских курсах в Петербурге, активно участвовал в регентских съездах, в 1901-1904 был помощником регента Синодального хора, в 1916-1917 дирижировал капеллой Русского хорового общества. Не ограничиваясь полученным образованием и опытом, брал уроки композиции у С.И. Танеева, Г.Э. Конюса. В 36 лет, будучи известным композитором и дирижером, поступил в Московскую консерваторию (учился у Ипполитова-Иванова) и в 1917 получил диплом по классам композиции и дирижирования.
После революции преподавал и дирижировал в разных местах (училище им. Октябрьской революции, 2-й Госхор, Московская академическая капелла, хор Большого театра, капелла Московской филармонии, хоровой класс (позже — кафедра) консерватории), одновременно не оставляя регентства (до 32 г. в храме Христа Спасителя). В 1940 г. издал книгу «Хор и управление им», изначально задуманную как обобщение регентского опыта; с тех пор она стала одним из главных и лучших учебников по хоровому делу. Во время войны Чесноков, оставаясь регентом, не поехал в эвакуацию с профессорами консерватории и, лишившись хлебных карточек, голодал и умер в начале 1944 г.
Всего Чесноковым создано около пятисот хоровых пьес — духовных сочинений и переложений традиционных распевов (среди них по несколько полных циклов литургии и всенощного бдения, панихида, циклы «Ко Пресвятой Богородице», «Во дни брани», «Ко Господу Богу»), обработок народных песен, хоров на стихи русских поэтов. Стиль хорового письма Чеснокова неподражаем и всегда узнаваем. Изысканность и красота гармоний, эмоциональная глубина и чистота, открытость в выражении религиозного чувства, великий мелодический дар делают Чеснокова крупнейшим духовным композиторов ХХ в. Несмотря на прекрасное знание голосов и законов хоровой фактуры, хоры Чеснокова (а тем более сольные мелодии, например, «Ангел вопияше», «Да исправится» и т.д.) весьма сложны и «рискованны» для церковного исполнения: их нужно петь или очень хорошо и строго, или не петь вообще, — малейший эмоциональный «нажим» может превратить тончайшии гармонии в недопустимую «слащавость» и сентиментальность.

Лучшая духовная литература Нового Времени — топ-15

  • 632поделились
  • Класс!
  • ВКонтакте
  • Mail.ru
  • Pinterest
  • На почту

Есть книги, которые меняют сознание и помогают вам стать успешнее.

А есть такие, которые переворачивают ваш взгляд на мир навсегда.

В них говорится о вашей Душе, духовной сфере не как абстрактно-философских категориях, а как о реальности повседневной жизни.

Эти книги честно и просто отвечают на самые главные вопросы.

  • Кто мы? Откуда пришли и куда идем? Зачем мы рождаемся, и что ждет нас после смерти?
  • Что такое прошлые жизни и как это знание поможет нам в жизни нынешней?
  • Как на самом деле выглядят ангелы и почему в любой момент они готовы помочь нам?
  • Какова подлинная история Земли с точки зрения ясновидящих и ченеллинговых каналов?
  • Как осознать подлинное величие своей Души и связь со всем Сущим – и, при этом, прожить счастливую и насыщенную человеческую жизнь?

Если вы задаете себе эти вопросы и готовы получить ответы, представляем вам список духовной литературы Нового Времени.

Шаг к СЕБЕ. Вызов каждый день

Не знаете, как научиться Любить Себя?

Получите 14 упражнений, которые помогут вам принять себя и вашу жизнь во всей ее полноте!

Нажимая кнопку «Мгновенный доступ», вы даете согласие на обработку ваших персональных данных и соглашаетесь с Политикой Конфиденциальности

Она подходит для практикующих среднего и продвинутого уровня.

Заранее просим прощения, что некоторые прекрасные книги не попали в список – их действительно очень много.

Мы отобрали и предлагаем вам самые ценные и полезные, на наш взгляд, произведения.

Большинство из них написано посредством ченеллинга – прямого приема информации от высших духовных сущностей.

См. также Духовные практики продвинутого уровня

«Ченнелинг» происходит от слова «channel», канал. Это телепатическое принятие и запись информации от более высокого источника. Раньше это было возможно посредством автоматического письма. Сейчас человеческий разум способен принимать послания и не отключаться, работая в канале.

И, кстати, автор и ведущий тренер проекта «Ключи Мастерства» Алена Старовойтова перевела многие из этих книг (Крайона, Ронну Германн, «Телос-1»), а также сотрудничала со Стивом Ротером, Памелой Криббе и Сэлом Рэйчелом. Что, согласитесь, впечатляет.

А теперь – топ-15 лучших современных духовных книг.

Разделение на смысловые блоки весьма условно и сделано лишь для вашего удобства.

Духовная литература — Послания для Души

1. Крайон (через Ли Кэрролла) «Путешествие Домой»

Крайон – галактическая духовная сущность, Мастер Магнетизма, который сейчас работает с нашей планетой и помогает человечеству в его трансформации.

Ли Кэрролл (канал Крайона) напечатал уже 17 книг. Можете начать читать их по порядку – поверьте, вы получите истинное удовольствие, а ваша Душа будет петь.

А можете начать с пятой книги «Путешествие Домой». Она о молодом человеке Майкле Томасе, который совершает мистическое паломничество в поисках Истинного Дома.

Он встречает по пути семь ангелов, получая от них разные духовные дары, и сражается с собственным внутренним демоном.

Если назвать эту книгу сказкой, это будет одна их самых истинных и полных любви сказок, которые вы читали…

См. также Почему вы не слышите послания высших сил

Узнайте, какие 5 причин мешают услышать голос Высшего Я и получите подсказки, как наладить связь с духовными наставниками и ангелами.

2. Нил Доналд Уолш «Беседы с Богом»

Книга родилась в результате мистического откровения Нила Уолша. Он находился в настоящем отчаянии, его жизнь и здоровье разрушались.

Он начал получать ответы на свои вопросы через «автоматическое письмо».

Это те вопросы, которые вы наверняка не раз задавали Богу наедине, в своих размышлениях и молитвах.

Вы можете воспринимать книгу просто как текст талантливого философа и писателя, а можете – как истинное божественное откровение.

Выбор за вами.

Кстати, если вам понравится — в серии порядка 18 книг.

См. также 5 ошибок, которые совершают люди, занимаясь духовным развитием

И постарайтесь не наступать на эти грабли.

3. Ронна Герман «Да будет Свет! Послания Архангела Михаила»

Этот автор транслирует, пожалуй, одного из самых популярных покровителей человечества – Архангела Михаила.

На страницах книги он помогает духовным искателям (Работникам Света) находить новые источники энергии для решения проблем, борьбы со страхом и неуверенностью.

Вы найдете здесь мощные медитативные практики, позволяющие поверить в себя и наполниться Жизненной Силой Творения.

См. также 3 мощные техники защиты от Архангела Михаила

Михаил впереди, Михаил позади, Михаил справа, Михаил слева, Михаил вверху, Михаил внизу, Михаил, Михаил — везде, где иду!

Духовное строение мира и человека

4. Макс Гендель «Космогоническая концепция Розенкрейцеров»

Условно говоря, эта книга не совсем современная – ей порядка 100 лет.

Однако, она актуальна для духовных искателей по сей день, и, вполне вероятно, станет для вас откровением.

Метафизик Макс Гендель получил ее ченеллинговым путем и приложил немалые усилия по логичному и ясному изложению информации.

Книга рассказывает об эволюции Земли и Солнечной системы, о Вселенских законах, о тонких мирах и взаимодействии человека со всем этим.

Также повествуется о жизни и послании Христа; о развитии человечества в Эру Водолея, которое происходит с нами прямо сейчас.

Вы удивитесь, как точно в книге 100-летней давности изложены многие современные явления и события.

5. Майкл Талбот «Голографическая Вселенная»

В основе книги лежат современные научные исследования квантовой физики и нейрофизиологии.

Идея книги отражена в ее названии – кажущаяся незыблемой и плотной, на самом деле, Вселенная является лишь проекцией глубинного уровня мироздания.

И каждая мельчайшая частница мира (например, человек) – содержит всю информацию о целом и может взаимодействовать с ним.

Книга дает объяснение любым явлениям, которые сейчас принято считать «паранормальными».

После прочтения книги у вас возникнет радикальное новое видение реальности.

6. Сэл Рэйчел «Человек Многомерный»

Книга от «современного классика метафизики» Сэла Рэйчела раскрывает уникальный многомерный мир человеческой Души и тела.

Трудно сказать, о человеке она или об устройстве мира – в какой-то момент разница просто исчезает.

Автор описывает различные уровни нашего сознания и существования – от физического тела и эмоций до уровня Божества.

Читать книгу приходится вдумчиво, чтобы разобраться в плотностях и измерениях, но поверьте – вам это будет интуитивно понятно.

Кроме того, есть любопытная информация о расах инопланетян, связанных с Землей и человечеством.

См. также Духовные причины депрессии, безденежья и болезней

«Вы привыкли летать и парить в неограниченном времени, пространстве и еще выше. А затем вдруг вас ограничили транспортным средством из плоти и крови, сделав абсолютно беспомощными и зависимыми от других» (с) Сэл Рэйчел

7. Майкл Ньютон «Путешествие Души. Жизнь после жизни»

Книга гипнотерапевта и регрессолога отвечает на один из глобальных вопросов человечества «Что с нами происходит после смерти»?

В книге приводятся реальные случаи, с которыми Майкл Ньютон столкнулся в своей практике.

Что с нами происходит в момент умирание? Как воспоминание о прошлой жизни помогает исцелить здоровье в нынешней? Как найти свои родственные души? Где обитают ангелы?

На эти и многие другие вы найдете ответы – поведанные людьми в состоянии глубокого транса и тщательно задокументированные.

Книга дарит надежду и позволяет осознать смерть, как переход.

Духовная литература — Духовная история Земли

8. Аурелия Луиза Джоунс «Телос. Откровения Новой Лемурии»

Кого интересует таинственная Лемурия, кто чувствует непонятную печаль и любовь при упоминании этого слова – это чтение для вас (серия состоит из 3 книг).

Вы перенесетесь в эту удивительную цивилизацию, «сердцевинную расу планеты», которая оказала колоссальное влияние на развитие человечества в самом его истоке.

Эта книга на каждого произведет свое впечатление. Кто-то насладится ей, как захватывающей фантастикой, а кто-то поймет, что, наконец, обрел и вспомнил Семью.

См. также Места Вознесения — особые места силы планеты

Вторым по важности и значимости Местом Вознесения является гора Шаста в Калифорнии. Телос — лемурийский город внутри горы Шаста, информация о нем представлена в серии книг «Телос». Это одно из немногих мест, где вы можете побывать физически.

9. Амора Гуань-Инь «Плеядеанская история человечества»

Если порой вам кажется, что вы – «не с этой планеты», прочитайте книгу, и многое станет ясно.

В ней человечество представлено как часть глобального духовного эксперимента, развернувшегося на Земле и ближних к ней планетах.

Информация от Плеядеанских Эмиссаров Света позволит пробудить ваши собственные подсознательные структуры и воспоминания, зажечь ваши чакры и другие энергетические структуры.

Представленные в книге упражнения позволят вам исцелить негативный опыт кармы различных прошлых воплощений и прийти в равновесие.

Духовная литература — Практики Вознесения

10. Том Кенион, Джуди Сайон «Манускрипт Магдалины»

На первый взгляд, эта ченеллинговая книга – неизвестная часть истории Иешуа и Марии Магдалины.

Но, на самом деле, это трактат о священном таинстве любви и сексуальности, как божественной энергии, соединяющей возлюбленных «на Земле и на Небесах».

В книге представлены уникальные практики, позволяющие партнерам достигнуть вознесения (расширения сознания) за счет осознанного управления своей энергией.

11. Иешуа (через Памелу Криббе) «О Новой Земле, Работниках Света и Сознании»

Обращение того, кого мы знаем, как Иисуса Христа, к современным духовным практикующим.

Автор лишь вскользь касается библейской истории, зато дает множество инструментов, как преодолеть дуальность и прийти к сознанию Новой Эпохи.

12. Сен Жермен «Курс алхимии. Наука самотрансформации»

Философский камень и эликсир вечной жизни – это, конечно же, не физические предметы, а скрытые в человеке духовные потенциалы.

Вознесённый Владыка Сен Жермен посредством ченеллинга обучит вас Божественной алхимии, по сути, самореализации.

См. также Путь духовного развития и 7 его составляющих

Читайте подборку материалов, которые помогут вам укрепить связь с вашей духовной сутью и перейти к использованию вашего духовного опыта в повседневной жизни для ее преображения.

13. Стив Ротер «Духовная психология»

В книге представлены 12 основных жизненных уроков, которые проходит каждая Душа по праву рождения на планете свободного выбора.

С точки зрения духовной психологии, наши испытания были спланированы нами самими и другими душами по правилам глобальной Игры. Самые негативные для вас люди и события являются катализаторами вашего урока, позволяя познать вашу огромную ценность.

Познавая принятие себя, милосердие, честность, доверие, ответственность и другие качества, вы, наконец, обретете целостность и начнете жить в гармонии со всем сущим.

Читайте книгу и узнайте, какой урок вы назначили себе в этой жизни и как пройти его самым благоприятным образом.

См. также Пять законов изобилия

Я решила выложить небольшой отрывок из книги Стива Ротера «Добро пожаловать Домой». Ниже мы приводим пять простых законов для создания жизни в изобилии.

Духовно-энергетическое целительство

14. Ричард Гордон «Квантовое прикосновение»

Уникальный метод исцеления посредством легких прикосновений, выполненных мастером в особом состоянии сознания.

Эта книга станет хорошим практическим пособием для массажистов, медиков, психологов.

Но, на самом деле, квантовое прикосновение доступно каждому, кто готов прислушиваться к движению энергии в своем теле и сохранять любовь в сердце.

Проверьте – возможно, уже сейчас вы являетесь квантовым целителем…

15. Вианна Стайбл «Тета-исцеление»

Еще одна базовая книга для современных духовных целителей (не важно, работаете вы с людьми, или только с самим собой).

Экстрасенс Вианна Стайбл открыла и описала метод исцеления различных сфер жизни путем «сосредоточенной молитвы Создателю».

По сути, это медитативное вхождение в глубокие тета-волны мозга, в котором с человечески телом и сознанием происходят настоящие чудеса (например, излечение от рака).

Книга сугубо практическая, содержит множество техник тета-медитаций и исцеления здоровья и эмоционального состояния человека.

Одно чтение книги (не говоря уже о практике) введет вас в состояние сознания, в котором возможно все!

См. также Духовные практики мастерского уровня

Многое в целительстве связано с изменением сознания и подсознания самого клиента. Если он верит, что исцеление произошло – оно произошло. Если не верит – даже самый сильный целитель будет почти бессилен.

Это далеко не полный перечень духовных книг, однако, с самыми важными источниками мы вас познакомили.

Уверены, что с их помощью ваша жизнь и духовная работа на Земле станет еще целостнее и счастливее!

Чесноков, Павел Григорьевич

В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Чесноков; Чесноков, Павел.

Павел Григорьевич Чесноков

Основная информация

Дата рождения

12 (25) октября 1877

Место рождения

Звенигородский уезд, Московской губернии

Дата смерти

14 марта 1944 (66 лет)

Место смерти

Москва

Похоронен

  • Ваганьковское кладбище

Страна

Российская империя РСФСР СССР

Профессии

Жанры

опера

Па́вел Григо́рьевич Чесноко́в (12 (25) октября 1877, Звенигородский уезд, Московской губернии — 14 марта 1944, Москва) — русский композитор, хоровой дирижер, автор широко исполняемых духовных композиций.

Биография

Родился близ города Воскресенска (ныне Истра) в семье сельского регента. Отец — Григорий Петрович Чесноков, мать — Марфа Федоровна Чеснокова. С пяти лет начал петь в хоре отца. Все дети в семье проявляли музыкальную одаренность, и пятеро братьев Чесноковых в разное время учились в московском Синодальном училище церковного пения (дипломированными регентами стали трое — Михаил, Александр и, собственно, Павел).

В 1895 году Чесноков с отличием окончил Синодальное училище. Впоследствии брал уроки композиции у С. И. Танеева, Г. Э. Конюса и М. М. Ипполитова-Иванова. По окончании Синодального училища работал в разных московских училищах и школах: в 1895—1904 годах преподавал в Синодальном училище, а в 1901—1904 годах был помощником регента Синодального хора. В 1916–1917 годах дирижировал капеллой Русского хорового общества (на Кузнецком Мосту в доме Торлецкого-Захарьина).

В 1917 году Чесноков получил диплом Московской консерватории по классам композиции и дирижирования.

С 1900-х годов Чесноков получил большую известность как регент и автор духовной музыки. Долгое время руководил хором церкви Троицы на Грязях (на Покровке), с 1917 по 1928 год — хором церкви Василия Кесарийского на Тверской; работал также с другими хорами, давал духовные концерты. Его произведения входили в репертуар Синодального хора и других крупных хоров. После революции Павел Григорьевич руководил Государственной академической хоровой капеллой, был хормейстером Большого театра. С 1920 года до конца жизни преподавал дирижирование и хороведение в Московской консерватории. После 1928 года вынужден был оставить регентство и сочинение духовной музыки. В 1940 году опубликовал монументальный труд по хороведению «Хор и управление им».

Захоронение П. Г. Чеснокова на Ваганьковском кладбище

Скончался Чесноков в Москве 14 марта 1944 года от инфаркта миокарда. По распространенной версии он упал, стоя в очереди за хлебом, а причиной инфаркта стало общее истощение организма. Похоронен на Ваганьковском кладбище. С начала 2000-х годов делались попытки получить официальное разрешение на установку памятника на могиле композитора, но ни одна из них успехом не увенчалась.

Музыкальные произведения

Всего композитором создано около пятисот хоровых пьес: духовных сочинений и переложений традиционных распевов (среди них по несколько полных циклов литургии и всенощного бдения, панихида, циклы «Ко Пресвятей Владычице», «Во дни брани», «Ко Господу Богу»), обработок народных песен, хоров на стихи русских поэтов. Чесноков — один из наиболее видных представителей так называемого «нового направления» в русской духовной музыке; для него типичны, с одной стороны, великолепное владение хоровым письмом, отличное знание разных видов традиционного пения (что особенно проявляется в его переложениях распевов), а с другой — тяготение к большой эмоциональной открытости в выражении религиозного чувства, вплоть до прямого сближения с песенной или романсовой лирикой (особенно типично для пользующихся и ныне большой популярностью духовных сочинений для голоса соло с хором). Его хоры отличаются широтой диапазона, использованием низких басов (октавистов), применением комплементарного ритма и доступны, как правило, высококвалифицированным коллективам.

Основным направлением творчества Чеснокова была духовная музыка, он написал свыше 400 духовных хоров (почти все — до 1917 года) разных жанров («Литургия», «Всенощная», концерты с соло сопрано, альта, тенора, баса, баса-октавы; переложения древнерусских распевов, переложения для мужского хора и др.). Эти сочинения были очень популярны (хотя автор не избежал упреков в «романсовости»). Многие духовные сочинения Чеснокова стали исполняться лишь в постсоветское время.

Содержанием светских произведений Чеснокова обычно является созерцательное восприятие природы, именно таковы «Теплится зорька», «Август», «Ночь», «Зимой», «Альпы». Даже в «Дубинушке» музыка Чеснокова смягчает социально заостренный текст Л. Н. Трефолева. Композитор сделал ряд сложных концертных обработок русских народных песен («Эй, ухнем», «Во поле березонька стояла», «Ах ты, береза»), нередко вводя в них солистов («Ах вы, сени», «Канава», «Ходила младешенька», «Лучинушка и дубинушка»). Некоторые его авторские хоры написаны в народном духе, таковы «Лес» на слова А. В. Кольцова, «За рекою за быстрой» и «Не цветочек в поле вянет» на слова А. Н. Островского; в «Дубинушке» используется в виде фона подлинная народная песня.

В общей сложности Чесноков написал свыше 60 светских смешанных хоров a cappella, а также (в связи с педагогической работой в женских пансионах) — более 20 женских хоров с развернутым сопровождением фортепиано («Зеленый шум», «Листья», «Несжатая полоса», «Крестьянская пирушка»). Несколько мужских хоров Чеснокова — переложение тех же произведений для смешанного состава.

В 2018 году стараниями Бориса Тараканова была найдена и вскоре подготовлена для исполнения единственная опера Павла Чеснокова — «Потоп» («Небо и Земля») на текст Дж. Г. Байрона (премьерой 21 июня 2019 года дирижировал Владимир Понькин, хормейстер — Борис Тараканов).

Список сочинений

Внешние медиафайлы

Аудиофайлы

«Крестьянская пирушка» (ор. 2 № 3). Исполняют: хоровая капелла ЦДХВ под управлением В. Г. Соколова и С. Ф. Майзель (фортепиано).

«Зелёный шум» (ор. 14 № 6). Исполняют: хоровая капелла ЦДХВ под управлением В. Г. Соколова и С. Ф. Майзель (фортепиано).

Видеофайлы

«Блажен муж» (ор. 44 № 2). Исполняют: Д. А. Хворостовский (баритон) и хор «Мастера хорового пения» под управлением Л. З. Конторовича.

«Взбранной Воеводе», киевского распева (ор. 44 № 10). Исполняют: Дивна Любоевич (сопрано, руководитель хора) и хор «Мелоди».

Музыкальные произведения с номером опуса

  • Ор. 1. Семь романсов для голоса и фортепиано
  • Ор. 2. Три хора для женских или детских голосов и фортепиано
  • Ор. 4. Четыре хора для женских или детских голосов и фортепиано
  • Ор. 6. «Песнопения Триоди постной»
  • Ор. 9. «Сочинения и переложения для смешанного хора» (1906—1907)
  • Ор. 12. «Панихида № 1» (1907)
  • Ор. 14. Шесть хоров для женских или детских голосов и фортепиано
  • Ор. 15. «Песнопения литургии» (1908)
  • Ор. 16. «Песнопения литургии» (1908)
  • Ор. 21. «Всенощное бдение» (1909): ноты
  • Ор. 22. «Задостойники на Господские и Богородичные праздники», знаменного распева (1909)
  • Ор. 24. «Литургия Преждеосвященных Даров» (1909—1910)
  • Ор. 28. Три хора для смешанных голосов
  • Ор. 29. Три хора для смешанных голосов
  • Ор. 30. «Песнопения из отпевания мирян» (1910)
  • Ор. 31. Три хора для смешанных голосов
  • Ор. 32. Три хора для смешанных голосов
  • Ор. 34. Девять хоров для женских или детских голосов и фортепиано
  • Ор. 35. Три хора для смешанных голосов
  • Ор. 39. «Панихида № 2» (1913)
  • Ор. 40. Шесть пьес для смешанных голосов
  • Ор. 41. «Ектении» для диакона с хором (1914)
  • Ор. 42. «Литургия святого Иоанна Златоуста» (1914): ноты
  • Ор. 43. «Ко Пресвятей Владычице» (1915)
  • Ор. 44. «Всенощное бдение» (1915): ноты
  • Ор. 45. «Во дни брани» (1915)
  • Ор. 46. «Последование молебного пения ко Господу Богу, певаемого во время брани против супостатов, находящих на ны» (1915)
  • Ор. 47. «Ирмосы воскресные 8-ми гласов», сокращённого знаменного и сокращённого киевского распевов (1916)
  • Ор. 48. Четыре пьесы для смешанных голосов
  • Ор. 49. «Ко Господу Богу» (1918)
  • Ор. 50. «Литургия», обычного напева (1918)
  • Ор. 50а. «Всенощная», обычного напева
  • Ор. 52. Три русских песни для смешанных голосов
  • Ор. 55. Пять русских песен для смешанных голосов

Музыкальные произведения без номера опуса

  • «60 переложений со смешанного на однородный хор духовно-музыкальных сочинений современных авторов» (1912)
  • «Часы святой Пасхи» (1917)
  • «Потоп» («Небо и Земля») — одноактная опера (поэма) на либретто композитора по Дж. Г. Байрону (1917, первое исполнение — 1919).

Литературное наследие

  • Хор и управление им. — М.: Музгиз, 1961.

> Примечания

  1. Координаты захоронения: 55°45′58.28″ с. ш., 37°33′2.23″ в. д.

Литература

  • Дмитревская К. Русская советская хоровая музыка. Вып. 1. — М.: «Советский композитор», 1974. — С. 44-69.
  • Список опубликованных духовных сочинений П. Г. Чеснокова
  • Павел Григорьевич Чесноков — регент, дирижёр, композитор, учёный XX века (1877—1944) // «Мир Православия». — № 10 (115). — 2007!
  • Наталья Плотникова. «Чуток к музыкальной красоте, к движениям душевным» // http://eparhia-saratov.ru/Articles/chutok-k-muzykalnojj-krasote-k-dvizheniyam-dushevnym
Павел Григорьевич Чесноков
Композитор
Дата рождения: 1877
Дата смерти: 1944
Образование: 1895 Синодальное училище; 1917 Московская консерватория по классам композиции и дирижирования
Титулы и регалии: Профессор Московской консерватории

Чесноко́в Па́вел Григо́рьевич (24 (12) октября 1877 — 14 марта 1944) — русский хоровой дирижёр, композитор, церковный регент, профессор Московской консерватории (с 1921 года), автор одного из первых и важнейших трудов по хороведению «Хор и управление им» (1940).

Биография Править

Родился близ г.Воскресенска (ныне г.Истра) Звенигородского уезда Московской губернии в семье сельского регента. Все дети в семье проявляли музыкальную одаренность, и пятеро братьев Чесноковых в разное время учились в московском Синодальном училище церковного пения (дипломированными регентами стали трое – Михаил, Павел и Александр).

Чесноков в семилетнем возрасте поступил в Московское Синодальное училище , которое окончил в 1895 г. (17 лет) с золотой медалью. Впоследствии брал уроки композиции у С.И.Танеева, Г.Э.Конюса (1862–1933) и М.М.Ипполитова-Иванова; гораздо позже (в 1917) получил диплом Московской консерватории по классам композиции и дирижирования. По окончании Синодального училища работал в разных московских училищах и школах; в 1895–1904 преподавал в Синодальном училище, в 1901–1904 был помощником регента Синодального хора, в 1916–1917 дирижировал капеллой Русского хорового общества.

С 1900-х годов Чесноков получил большую известность как регент и автор духовной музыки. Долгое время руководил хором церкви Троицы на Грязях (на Покровке), с 1917 по 1928 – хором церкви Василия Неокесарийского на Тверской; работал также с другими хорами, давал духовные концерты. Его произведения входили в репертуар Синодального хора и других крупных хоров. Всего Чесноковым создано около пятисот хоровых пьес – духовных сочинений и переложений традиционных распевов (среди них по несколько полных циклов литургии и всенощного бдения, панихида, циклы Ко Пресвятой Богородице, Во дни брани, Ко Господу Богу), обработок народных песен, хоров на стихи русских поэтов. Чесноков – один из наиболее видных представителей т.н. «нового направления» в русской духовной музыке. Чесноков сочинял также и экфонетику для чтеца (паремия на утрени Великой субботы — на Иезекииля), для священника (“Милость мира”, ор. 10, № 3) и для диакона: литийная молитва “Спаси, Боже, люди Твоя” для диакона баса соло и смешанного хора (1920), ектении для диакона баса соло и смешанного хора (ор.41).

В лучших сочинениях Чеснокова внутренняя граница, разделяющая светские и церковные жанры, не нарушается, но в любом случае очевидно, что если ориентир Кастальского в “светском поле” — крестьянская песня, эпическая или протяжная, народная подголосочная манера, Гречанинов — народно-песенное творчество в осмыслении русских классиков и современные композиторские искания, то Чеснокова, при всем его несомненном и глубоком знании церковной традиции, — скорее, городской романс, может быть, поздний духовный стих. Для Чеснокова типичны, с одной стороны, великолепное владение хоровым письмом, отличное знание разных видов традиционного пения (что особенно проявляется в его переложениях роспевов), а с другой — тяготение к большой эмоциональной открытости, вплоть до прямого сближения с песенной или романсовой лирикой (особенно типично для духовных сочинений для голоса соло с хором: “Ангел вопияше”, “Блажен муж”, “Да исправится” ).

После революции Чесноков руководил Государственной академической хоровой капеллой, был хормейстером Большого театра; с 1920 до конца жизни преподавал дирижирование и хороведение в Московской консерватории. После 1928 вынужден был оставить регентство и сочинение духовной музыки. Имя Павла Чеснокова называют рядом с такими знаменитыми именами, как Петр Чайковский, Сергей Рахманинов, Сергей Танеев, Михаил Ипполитов-Иванов.

Согласно распространеной легенде, во время войны Чесноков отказался уехать в эвакуацию, оставшись регентировать в своей церкви. В связи с потерей академической работы лишился продуктовых карточек. Умер на ступенях булочной напротив консерватории от голода. Однако в Собрании духовно-музыкальных сочинений (издание фонда «Молодежь за Россию»). Тетрадь 7-я. М., 1999, с. 3-4. опубликовано свидетельство о смерти Чеснокова и приведены слова его внука, в которых опровергается эта легенда. Как указано в комментариях к сборнику «Николай Семёнович Голованов» (издательство «Живоносный источник»: М., 2004) «13 марта 1944 года Голованов записал в перекидном календаре: «Склифосовского, 5 палата. Чесноков» (страница 252). Так что Павел Григорьевич скончался в больничной палате, а не на улице. Регентование и сочинение духовных произведений Чесноков прекратил в 1928 году по требованию руководства консерватории. Такие же требования были предъявлены Данилину, Никольскому и ещё ряду духовных композиторов и регентов. Так что в 1941 году остаться регентовать в своей церкви он никак не мог.

«Хор и управление им» Править

Большая работа П. Г. Чеснокова «Хор и управление им», впервые опубликованная в 1940 году, может быть отнесена к числу замечательных трудов, приносящих большую пользу большому числу хоровых дирижеров, ищущих новые пути в развитии отечественного хорового искусства. Книга Чеснокова представляет собою своеобразную энциклопедию хоровой работы и бесспорно является одним из важнейших трудов в этой области.

Об интересе к книге говорит и тот факт, что при выходе ее из печати тираж разошелся в несколько часов. Второе издание книги сейчас также является библиографической редкостью, известна и переведена за рубежом.

Предшественницей этой книги была брошюра «Записки регента», опубликованная в 1912 г.

Цитаты Править

Хор — это такое собрание поющих, в звучности которого есть строго уравновешенный ансамбль, точно выверенный строй и художественные, отчетливо выработанные нюансы.

Дурное или хорошее отношение регента к певцам и певцов к регенту имеет соответствующее влияние на исполнение. Ведь что такое исполнение? Это — теснейшее духовное общение, полное слияние душ певцов с душой регента. Регент в момент исполнения — солнце, певцы — цветы. Как цветы раскрываются и тянутся к солнцу, впитывая его животворящие лучи, так и певцы в момент исполнения открывают свои души, принимая в них излучение вдохновения регента и вдохновляясь

Приписывается Чеснокову:

Далеко не всякое собрание поющих можно назвать хором

Отзывы Править

Г. Чесноков в большей части своих произведений едва ли удобен для клироса, как по трудности письма, так и по основному характеру этих сочинений. Если же принять во внимание то мастерство, с каким они написаны, то обилие художественных красот, какое они содержат в себе, а также и то, насколько “благодарны” они для хорошего хора и дирижера, то лучшего материала для программ духовных концертов и требовать нельзя

См. также Править

  • Павел Чесноков в Википедии
  • Ноты в вики хоровых нот cpdl.org (англ.)
  • Группа вконтакте, посвященная Чеснокову. Большая подборка записей
  • Духовная музыка Чеснокова на iKliros (ноты)

Павел Григорьевич Чесноков

Павел Григорьевич Чесноков (1877- 1944 )

Духовные хоры.

Сын церковного регента (под Звенигородом). Рано обнаружил муз. способности и прекрасный голос. Поступил в Синод. уч-ще и закончил его с золотой медалью. Ученик Смоленского и (частным образом) Танеева. С 1903 г. — регент; быстро становится известен сочинениями и прекрасной работой с хором. Преподавал в Синод. уч-ще и на ежегодных летних регентских курсах в Петербурге, активно участвовал в регентских съездах. В 1913 г. (в 36 лет, будучи известным композитором и дирижером) поступил в Моск. конс. (уч. у Ипп.-Иванова). После революции преподавал и дирижировал в разных местах (уч-ще им. Окт. рев., 2-й Госхор, Моск. акад. капелла, хор Большого театра, капелла Моск. филармонии, хоровой класс (позже — кафедра) консерватории), одновременно не оставляя регентства (до 32 г. в храме Христа Спасителя, который он не хотел покидать даже за минуту до взрыва, последним вышел из храма ). В 1940 г. издал книгу «Хор и управление им» (изначально задуманную как обобщение регентского опыта), ставшую с тех пор одним из главных и лучших учебников по хоровому делу. Во время войны Чесноков, оставаясь регентом, не поехал в эвакуацию с профессорами консерватории и, лишившись хлебных карточек, голодал и умер в начале 44 г. (замерзшее тело нашли у булочной на ул. Герцена).

С 1900-х годов Чесноков получил большую известность как регент и автор духовной музыки. Долгое время руководил хором церкви Троицы на Грязях (на Покровке), с 1917 по 1928 – хором церкви Василия Неокесарийского на Тверской; работал также с другими хорами, давал духовные концерты. Его произведения входили в репертуар Синодального хора и других крупных хоров. Всего Чесноковым создано около пятисот хоровых пьес – духовных сочинений и переложений традиционных распевов (среди них по несколько полных циклов литургии и всенощного бдения, панихида, циклы (Ко Пресвятой Богородице, Во дни брани, Ко Господу Богу), обработок народных песен, хоров на стихи русских поэтов.

Автор множества сочинений и гармонизаций, создатель своего неподражаемого и всегда узнаваемого стиля хорового письма. Изысканность и красота гармоний, эмоциональная глубина и чистота, великий мелодический дар делают Чеснокова крупнейшим духовным композитором ХХ в. Несмотря на прекрасное знание голосов и законов хоровой фактуры хоры Чеснокова (а также сольные партии : «Ангел вопияше», «Да исправится» и т.д.) весьма сложны и «рискованны» для церковного исполнения: их нужно петь или очень хорошо и строго, или не петь вообще, — малейший эмоциональный «нажим» может превратить тончайшие гармонии в недопустимую «слащавость» и сентиментальность.

Как композитор Чесноков пользуется широкой, всемирной известностью. Им написано множество вокальных произведе­ний (свыше 60 опусов), преимущественно для смешанного хора без инструментального сопровождения, свыше 20 женских хоров с сопровождением фортепьяно, несколько обработок русских народных песен, романсы и песни для голоса соло.

Его вокально-хоровое чутье, понимание природы и выразительных возможностей певческого голоса имеют мало равных не только в произведениях отечественной, но и зарубежной хоровой литературы.

Он знал и чувствовал «тайну» вокально-хоровой выразительности. Может быть, строгое ухо и зоркий глаз профессионального критика отметят в его партитурах салонность отдельных гармоний, сентиментальную подслащенность некоторых оборотов и последовательностей. Особенно нетрудно прийти к такому заключению, играя партитуру на фортепьяно, без достаточно ясного представления ее звучания в хоре. Но послушайте это же произведение в живом исполнении хора. Благородство и выразительность вокального звучания в громадной мере преображают то, что слышалось на рояле, та же самая музыка предстает совсем в ином виде и способна привлекать, трогать душу, а иногда и восхищать слушателя. «Можно перебрать всю хоровую литературу за последние сто лет и мало сыщется равного чесноковскому мастерству владения хоровым звучанием», — говорил в беседах с нами видный советский хоровой деятель Г. А. Дмитревский.

Многие хоровые произведения Чеснокова прочно вошли в концертный репертуар хоровых коллективов, в учебные программы классов дирижерско-хоровой специаль­ности. Некоторые из них можно справедливо отнести к произ­ведениям русской хоровой классики.

*

Любовь к хоровому творчеству во всех его проявлениях составляла смысл всей жизни П. Г. Чеснокова. Однако наиболее яркой стороной его художественных стремлений являлась, пожалуй, любовь к хоровому исполнительству. Если страсть и потребность к композиции была способна остывать с возрастом, то любовь к работе с хором он сохранил до конца своих дней. «Егорушка, дай мне часок постоять перед хором», — просил он своего любимого помощника по капелле Московской государственной филармонии Г. А. Дмитревского, придя на хоровую спевку еще не оправившись после бо­лезни. В тяжелый 1943 год, незадолго до смерти, когда состоялось решение об организации профессиональной капеллы при Московской консерватории, Чесноков, больной и почти уже нетрудоспособный, трогательно просил Н. М. Данилина, намечавшегося художественным руководителем капеллы, дать ему возможность поработать с хором.

Все без исключения хоры, возглавляемые Чесноковым за время его многолетней творческой деятельности, добивались отличных художественных результатов. В ряде случаев хоры, руководимые им, достигали исключительно высокого вокально-технического мастерства и яркой выразительности.

В работе с хором Чесноков представал как великолепный знаток хорового пения, отличный образованный музыкант и талантливый высокопрофессиональный дирижер. Пожалуй, можно сказать, что его работа с хором не была исполнена того захватывающего интереса и ярко устремленной волевой

направленности, ведущей коллектив к художественной цели, предопределенной дирижером, как это можно было наблюдать, например, у Н. М. Данилина. Тем не менее каждый шаг его работы с хором был глубоко осмыслен и последователен, каждое требование совершенно целесообразно и ясно, во всем действии хора чувствовалось его руководство — горячее творческое чувство и сильная мысль большого художника и музыканта. Вся его деятельность с хором, от репетиции до концерта включительно, никогда не носила характера обыденщины и ремесленничества.

Он был великолепным знатоком-практиком вокальной природы и исполнительских возможностей человеческого голоса. Отлично владея теоретическими основами и техникой певческого искусства, Чесноков, как истинный мастер своего дела, считал работу над вокалом в хоре делом труднейшим, требующим особого подхода в исполнении каждого данного произведения. О постановке голоса высказывался сдержанно, но был очень внимателен к хоровому и сольному певческому звуку; вокальные законы как в работе с хором, так и в композиции знал и учитывал всегда. Он рассказывал, как А. В. Нежданова, имевшая идеально чистую интонацию, пропела недостаточно точно соло, написанное для нее Чесноковым. Внимательно просмотрев произведение и глубоко продумав причины нечистого интонирования, он подметил обилие переходных нот. Изменил тональность, несколько звуков, — и соло зазвучало идеально.

К.Птица

Произведения Павла Чеснокова очень выигрышны в концертном плане. Они позволяют певцам наилучшим образом продемонстрировать свои вокальные возможности. Но это не всегда хорошо с точки зрения церкви, ведь для богослужения не требуется эффектности и яркой красочности звучания. Напротив, они мешают углублённости и строгости молитвы, и поэтому мало совместимы с богослужением. Однако в этом и проявилась универсальность дарования Павла Чеснокова. Ему было тесно в узких рамках, и композитор милостью Божией спорил с регентом церковных хоров. И этот спор не всегда заканчивался однозначным решением вопроса. Имя Павла Чеснокова называют рядом с такими знаменитыми именами, как Петр Чайковский, Сергей Рахманинов, Сергей Танеев, Михаил Ипполитов-Иванов. Все они принадлежат к так называемой Московской композиторской школе. Музыке этих композиторов присущ глубокий лиризм и психологичность.

Чесноков – один из наиболее видных представителей т.н. «нового направления» в русской духовной музыке для него типичны, с одной стороны, великолепное владение хоровым письмом, отличное знание разных видов традиционного пения (что особенно проявляется в его переложениях распевов), а с другой – тяготение к большой эмоциональной открытости в выражении религиозного чувства, вплоть до прямого сближения с песенной или романсовой лирикой (особенно типично для пользующихся и ныне большой популярностью духовных сочинений для голоса соло с хором).

Павел Чесноков был высококлассным мастером полифонии. Русская православная духовная музыка в том виде, как она существует сегодня, по преимуществу, многоголосна. Многоголосие стало проникать в русскую духовную музыку в XVII веке. А до этого, на протяжении шести веков, с момента крещения Древней Руси в 988 году, бытовало одноголосное церковное пение, пришедшее на Русь, как и само христианство, через Византию. Стихия одноголосия была по-своему богата и выразительна. Такое пение называлось знаменным пением от древнеславянского слова «знамя», что означает «знак». Ещё «знамена» назывались «крюками». С помощью «знамен» или «крюков» на Руси записывались звуки, и знаки эти действительно напоминали внешне разные по форме крюки. Такая запись звуков не имела ничего общего с нотной не только по внешнему виду, но даже и по принципу записи. Это была целая культура, существовавшая более 500 лет и затем, в силу исторических причин, словно ушедшая в песок. Среди современных музыкантов находятся энтузиасты, разыскивающие в архивах древние рукописи и расшифровывающие их. Знаменное пение понемногу возвращается в церковный обиход, но пока воспринимается больше как раритет, экзотика. К чести Павла Чеснокова следует сказать, что он тоже отдал дань знаменному пению, и в этом проявилась его чуткость музыканта, ощущавшего перспективу музыкального исторического развития. Он делал гармонизации знаменных распевов, пытаясь соединить прошлое с настоящим. Но всё же он по своей музыкально-художественной сути принадлежал нашей эпохе и практиковал многоголосие.

Вот что сказал руководитель церковного хора Московского храма Покрова Пресвятой Богородицы Валентин Масловский: «Это была незаурядная личность. Он был последним регентом Храма Христа Спасителя, бывшего Московского кафедрального Собора, взорванного в сталинское время. Когда храм был разрушен, Павел Чесноков был настолько потрясён этим, что перестал писать музыку. Он дал своеобразный обет молчания. Как композитор он умер вместе с Храмом Христа Спасителя. Великолепнейший музыкант, Павел Чесноков очень тонко чувствовал каждое слово, каждый стих, каждую молитву. И всё это отражал в музыке».

«Чесноков звучит в храмах много, и это не случайно, — говорит Марина Насонова, регент храма святых бессеребренников Косьмы и Дамиана в Москве, кандидат искусствоведения. — Это уникальная фигура среди композиторов церковной музыки, потому что он сочетал очень хорошее академическое композиторское образование с высочайшей композиторской техникой. В то же время, происходя из семьи потомственных регентов, он с детства был в храме, служил певчим и очень хорошо знал прикладную церковную традицию. Он тонко чувствовал богослужение. Музыка его чрезвычайно глубока по своей духовности».

Из предисловия автора к своей книге:

В основу труда я положил свои наблюдения за многие годы практической работы, ставя своей задачей теоретическое обоснование проверенных на практике выводов. В предлагаемой книге не следует, однако, искать каких-либо строго научных положений. Целью моей было закрепить и систематизировать достигнутое многолетней практикой. Я хотел, главным образом, облегчить начинающим дирижерам тот путь, который прошел сам.

Пусть эта моя работа положит начало развитию хоровой науки.

Существует 2 направления в творчестве Чеснокова: 1.Опора в церковной музыке на знаменный распев («Милость мира», «Хвалите Имя Господне») 2.Использование оборотов русского лирического романса («Вечере Твоея тайныя»)

Всенощное бдение — вечерняя служба, которая начинается вечером. Чин, содержание этой службы сложился в первые века принятия христианства. В чем же смысл всенощной? Спасение человечества в ветхозаветном времени (до рождения Иисуса Христа) через веру в грядущего Мессию — спасителя. Всенощная открывается колокольным звоном — благовестом и объединяет в себе великую вечерню с литией и благословением хлебов, утреню и первый час. Веками складывался нравственно-назидательный характер чтений и песнопений. Во время службы обязательно прославляется Святая Троица. В основных хоровых частях заключены важные событийные моменты, в них развивается сюжетная канва повествования, и одновременно они являются эмоциональными, психологическими и духовными кульминациями. Один из первых больших номеров — «Благослови, душе моя, господа» на текст 103 псалма. Это рассказ о создании Богом мира, прославление Творца всего земного и небесного. Это торжественная, радостная песня о гармонии мироздания, всего существующего. Но человек ослушался запрета Бога и за свой грех был изгнан из рая. После чтения Евангелия и хора «Воскресение Христово видевше» читается канон в честь какого-либо святого и праздника данного богослужения. Перед песнью 9 канона дьякон призывает возвеличить пением Богородицу, и хор поет песнь «Величит душа Моя Господа». Это песнь от лица Богородицы, собственное славословие Марии, сказанное при встрече с праведной Елисаветой. Дева Мария обращается к ней со словами, раскрывающими восторг и радость Ее души. «И сказала Мария: величит душа Моя Господа; и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем, что призрел Он на смирение рабы Своей; ибо отныне будут ублажать Меня все роды; что сотворил мне величие Сильный и свято имя Его» (Евангелие от Луки, глава 1, ст. 46-49). Сравним кратко разные варианты — обиходные и концертные — четырех основных хоров всенощной. В обычном распеве «Благослови, душе моя, Господа», несмотря на скупость выразительных средств в мелодии и гармонии, создается образ возвышенный, чистый, выражающий восторг души. Во «Всенощной» Рахманинова «Благослови, душе Моя, Господа» написан для хора и солиста-альта. За основу темы композитор взял старинный греческий распев и в сложной хоровой обработке сохранил черты древних песнопений. Образ, созданный Рахманиновым, суровый, аскетичный, строгий и при этом «выписан» в музыке более детально, с тонкой нюансировкой динамики и темпа. «Свете тихий» — как правило, развернутые, большие хоры. Хор киевского распева проникновенно-лирический, возвышенно-умиротворенный. Музыка передает суть происходящего — погруженность в восприятие, созерцание тихого, благодатного света. Мелодия верхнего голоса как бы плавно покачивается и парит на фоне других голосов, образующих едва заметную, мягкую смену гармонических красок.

Начало христианского церковного пения освящено примером Иисуса Христа, который окончил Тайную Вечерю пением Псалмов: «И, воспев, пошли на гору Елеонскую» (Матф.26:30). В IV веке устраивалось всё чинопоследование христианской Церкви. Установилось осьмогласное пение и к началу VIII века богослужебное пение утвердилось величайшим песнотворцем Иоанном Дамаскиным. Был принят единый тип осьмогласия, который соблюдается доныне. В 988 году Русь приняла христианство, и князь Владимир привёз в Киев, вместе с духовенством, певцов из Болгарии и полный клир (хор) из Греции. Таким образом, начальное формирование русской церковной музыки основано на смешении болгарского и греческого стилей. Самым древним распевом церкви является знАменный распев, который своё название получил от слова «знамя» — «знак». Эти знаки ставились вверху над словами молитв. Пение всей православной Церкви до XVI века было только мелодическое, исполнял — мужской хор в унисон (единозвучно, одновременное звучание двух или нескольких звуков одинаковой высоты ) или антифонно (двумя хорами попеременно). Использовались крупные длительности, не было размера, много распевов одного слога. Крупнейшим учёным в области расшифровки крючкового пения является Виктор Бражников.

Осьмогласие

Собственно русское осьмогласие составилось к XII веку, когда знаменный распев достиг апогея своего развития. Теория осьмогласного пения изложена в книге «Святоградец», рукопись хранится в парижской библиотеке. На практике до сих пор применяется книга «Октоих», где выписана служба на каждый день недели на каждого из восьми гласов, и отдельно на праздничные дни. В осьмогласии есть 4 гласа основых и 4 вспомогательных. Они складывались на основе народных ладов (есть 7 основных ладов народной музыки: ионийский, дорийский, фригийский, лидийский, миксолидийский, эолийский, лакрийский). Недели гласов отсчитываются от Пасхи. Глас — определённый мотив; бывает 4-х вилов: тропарный, стихирный, ирмосный, степенный. Тропарь — главная короткая молитва какому-либо святому или празднику. Стихиры — несколько коротких молитв, в которых описано какое-либо событие. Ирмосы — первая песнь канона; последняя песнь — катавасия. Степенна — краткая молитва перед чтением Евангелия, разделяется словами «Слава и ныне».

Многоголосие

Первое упоминание о многоголосии относится к началу XVI века. Его называли ещё «строчным пением». Чем многообразнее была горизонталь (мелодия) такого пения, тем сложнее становилась его вертикаль (ну, если попросту — это аккорд — несколько звуков, разных по высоте, которые взяты одновременно несколькими голосами), на которую вообще не обращали внимания. Многоголосие складывалось из наложения нескольких знаменных распевов один на другой. В начале XVII века получает распространение линейное нотописание (начинают записывать нотами, а не крючками-значками как раньше). В конце XVII века, в следствие польского влияния, распространяется гармоническое партесное пение, сначала в виде кантов(«песня») — коротких гимнических песнопений (кант больше относится к светской музыке, но и в духовной музыке применяется тоже). Например кант «Орле российский», посвященный полтавской победе Петра I.

В годичном круге богослужения изображена вся история, судьба, вся прошедшая жизнь Церкви, Её учение, догматы, жития, страдания Самого Господа Иисуса Христа, Божией Матери, апостолов, пророков, мучеников. Основными видами православной службы являются Литургия и Всенощное бдение. Слово «литургия» в переводе с греческого обозначает «общее дело». В Ветхом Завете установлено, чтобы люди молились и приносили жертвы Богу в определённые часы (54-й Псалом царя Давида). Эти молитвы читаются теперь в церкви перед Литургией и Всенощным бдением и называются они «Часы» (1-й, 3-й, 6-й, 9-й). 1-й час — 7 утра (Суд над Иисусом Христом в Новом Завете); 3-й час — 9 утра (Сошествие Св.Духа на апостолов); 6-й час — 12-14 часов (Страдания Христа); 9-й час — 15 часов (Его крестная смерть).

Литургия (Обедня)

Литургия — утреннее богослужение, в котором совершается Евхаристия (Причащение) В литургии 3 части: 1. Проскомидия (принесение) — служится без пения. 2. Литургия оглашенных (оглашенные — это люди, которые готовятся принять крещение). Песнопения: 1) Благослови, душе моя, Господа (102-й Псалом царя Давида); 2) Хвали, душе моя, Господа (145-й Псалом) В обозначенных Псалмах изображены благодеяния Божии роду человеческому. 3) Единородный Сыне (молитва); 4) Евангельские блаженства; 5) Трисвятое.

3. Литургия верных. Песнопения: 1) Херувимская песнь, в которой звучит призыв отложить житейские попечения и устремиться мыслями к Богу; 2) Символ Веры — читается на распев всеми прихожанами; 3) Милость мира — состоит из трёх разделов: 1 — Милость мира жертву хваления; 2 — Свят, свят, свят Господь Бог Саваоф («Господь сил небесных») — восхваление Господа вместе с ангелами; 3 — Тебе поем — сошествие Святого Духа на хлеб и вино, претворение их в Тело и Кровь Господа. 4) Достойно есть — песнь Богородице. Вспоминаются те, за кого принесена Жертва Христа, в первую очередь — Пресвятая Богородица. 5) Отче наш — читается на распев всеми прихожанами; 6) Причастный стих, во время которого в алтаре причащаются священники, затем читаются молитвы к причастию; 7) Хор «Тело Христово приимите» — в это время причащаются прихожане; 8) Видихом Свет истинный — молитва после причастия в благодарность.

Всенощное бдение

Совершается на кануне литургии вечером. Состоит из Вечерни и Утрени. Вечерня 1) Благослови , душе моя, Господа (103-й Псалом); 2) Блажен муж (1-й Псалом); 3) Стихиры на напев «Господи, воззвах к Тебе»; 4) Свете тихий; 5) Сподоби, Господи; 6) Ныне отпущаеши; 7) Богородице Дево, радуйся (песнь Богородице); 8) Малое Славословие — заканчивается Вечерня («Слава в вышних Богу»). Утреня 1) Хвалите имя Господне; 2) Чтение Евангелия; 3) Воскресение Христово видевше; 4) Канон, где читаются молитвы и поются ирмосы; 5) Величит душе моя Господа (песнь Богородицы); 6) Стихиры («Всякое дыхание да славит Господа»); 7) Славословие великое; 8) Гимн Богородице «Взбранной Воеводе победительная»