Память об умершем

Стихи в память об ушедших близких людях

Плачет сердце и боль не уходит.
Ну а время вовсе не лечит.
Ничего никогда не проходит…
И не быть всему так, как прежде…
***
Больничная палата
Белый потолок
Нет выхода, возврата
Для нас с тобой, сынок
Как гром средь ясна неба
Врачебный приговор…
И для меня расплата,
Судьбы немой укор
За что терплю немилость?
Уж лучше бы самой…
Злой рок распорядился
И выбран путь иной
За что? Помилуй, боже!
В ответ лишь тишина
И дрожь бежит по коже
А по щеке слеза…
***
Мы в горе, как в море,
Не тонем и выплыть не можем.
Мы с Богом не в ссоре,
Но он нам уже не поможет…
Мы с жизнью простились,
Но сердце стучит почему-то…
В года превратились
Летевшие раньше минуты…
Без лучика света
Остались во тьме бесконечной…
И ставим мы детям
Своим поминальные свечи.
***
Она не придёт.
Глаза её не видят.
Она не придёт..
Она уже не слышит..
Она не придёт..
Она тихо спит..
Она не придёт…
А весь мир кричит..
***
Ушел мой брат, унес с собою
Кусочек сердца моего.
В миг стало все теперь пустое,
Все черно-белым без него.
Ушел мой брат, зачем так рано?
Покинул этот мир, родной
На сердце лишь осталась рана
И не найти душе покой.
Ушел мой брат, ушел на вечно,
Поднялся ввысь на небеса.
И смотрит Ангелом святым
Кого оставил навсегда.
***
Прошу,послушай меня мама,
О жизни я своей,тебе немного расскажу,
Хоть ты и старше больше повидала,
Но,крест тот тяжкий я несу.
Когда я маленькой была
Я о проблемах и не знала
С годами старше становясь
Друзей по жизни я теряла.
Кто предавал,а кто остался,
Кого Бог в небеса забрал,
Кто в верности и дружбе клялся
В глаза так мило улыбался,
А за спиной в тебя плевал.
Я видела как умирает человек,
А ты не в силах и помочь,
Такое не забудешь ты вовек
Вот стала взрослой твоя дочь.
Ты знаешь мама,я врагу не пожелаю
Любимых в день рожденья свой терять,
И 40-дней я горько лишь рыдаю
И эту боль ничем мне не унять.
Ой мама,если б знала ты
Как до безумия я его любила,
Сегодня принесла ему цветы
И со слезами на могилу положила…
***
Без тебя душе моей тревожно,
Не нужны подруги и друзья.
Почему без миллионов можно?
Почему без одного нельзя?
Я брожу по комнате устало.
Ко всему потерян интерес.
Будто без Тебя меня не стало,
Мир вдруг из реальности исчез.
Мне тоска заламывает руки,
Некуда саму себя девать.
Как мне пережить эту разлуку?
Как, скажи, мне без Тебя дышать?
Время долго тянется, безбожно,
По запястьям лезвием скользя.
Почему без миллионов можно?
Почему без одного нельзя?
***
Ведь ты же знаешь, просто час пришел.
Не умер я, душа не умирает,
Я был в гостях и вот домой ушёл.
Здесь по-другому все, душа спокойна,
Лишь только больно на тебя смотреть.
Не изводи себя, что не с тобой я,
От этой боли можно и сгореть.
Ты прячешь слезы, чтоб никто не видел,
Лишь только их не скроешь от меня.
А я слежу, чтоб кто-то не обидел
Тебя, Родная Мамочка Моя.
Поверь мне, я про всех все знаю,
Кто как живет и думает порой.
На осужденья я не обижаюсь,
Здесь нет обид, здесь счастье и покой.
И в трудный час, Родная Моя Мама,
Ты только взгляд на небо подними.
И ты увидишь: я всегда с тобою рядом,
Я Ангел твой, и Бог тебя хранит!
Пусть доброта твоя границ не знает,
Пусть скорбь твоя сердечко не черствит.
Любовь и доброта твоя весь мир спасают,
Сумей прожить так — душу не чернить.
Чем больше дел хороших совершаешь,
Тем ближе к Богу продвигаешь путь.
Поступком добрым ты мне помогаешь,
Старайся с этой тропки не свернуть.
Не изводи тоской себя, Родная,
Я рядом, каждый день и час.
Через тебя три слова скажу близким:
«ОБЕРЕГАЮ, ПОМНЮ, ЛЮБЛЮ ВАС!
***
Не заживает боль от раны…
Как трудно это горе пережить!
Случается, уходят рано,
И как с потерей этой дальше жить?!
Их души вознеслись уже высоко,
Омытые небесной чистотой.
Для нас, земных, они ушли до срока,
У Бога ж календарь совсем иной.
Не отдавайтесь горю безвозвратно,
В отчаянье взывая к небесам,
Ведь это не вернёт родных обратно,
А лишь печаль усилит ТАМ .
Их души из светлого далёка
Вам через сны пытаются сказать :
Не надо изводить себя упрёком
Или вину пытаться отыскать.
И просят отпустить её к порогу,
Но ВАША скорбь не даст переступить…
Душа сейчас стремится к БОГУ,
Чтоб АНГЕЛЬСКИЕ КРЫЛЬЯ получить.
***
Вновь за листок бумаги снова я берусь,
Чтоб написать о том,что каждый день я о тебе молюсь.
Прошу я Господа,чтоб душу грешную твою простил
Прошу,чтоб хоть во снах,ко мне ты приходил.
Прошу,чтоб он забрал меня туда где ты
Прошу,чтоб показал кусочек Рая красоты.
Сижу пишу стихи,набрасывая строчки
Скучаю и люблю.Целую.Точка.
***
Я каждый вечер жду звонка и стука в дверь,
Но ты приходишь лишь во сне теперь …
Такой же радостный ,веселый , безмятежный.
Такой же любящий,заботливой и нежный.
***
Я лишь умоляю,поддержи меня,
Образ твой витает,за собой маня.
Знаю,ты все видишь: как мне нелегко,
И какая рана в сердце глубоко.
***
Жизнь она не кончается
Если в доме беда …
Просто жизнь разделяется этим днем навсегда.
В сердце боль неуемная от утраты такой
Было горе бездомное-стало горе судьбой.
В жизни все преднамеренно,
не вернуть ничего
Все лишь в двух измерениях,»До» и «После» того…
***
Как хочется мне крикнуть, чтоб вернулся,
Как хочется тебя мне вновь обнять,
Чтоб ты от тьмы ночной очнулся
И что люблю тебя, так хочется сказать.
Теперь сама сижу в пустой квартире
И боль играется с душой.
Как хочется, чтоб в этом злобном мире
Всю жизнь ты рядом был со мной.
***
Ждать тебя. Пусть не верят. Пусть -«глупая» — говорят.
Так, как я не могла, не ждала никогда других.
Поджигая прошедшие даты календаря,
и шептать себе тихо: «Господи, помоги»…
Ждать тебя. Там, где небо дырявят полдня дожди,
просыпаясь с рассветом, где мятою пахнет чай, —
надышаться тобою — до боли в худой груди.
Миллиарды мгновений любви по тебе скучать.
И у сотен дорог расспросить, где бываешь ты;
умирать на снегу, на листве, на ковре из трав…
И шептать себе тихо: «Боже, сведи мосты».
А уж если сведет — пронестись за тобой стремглав.
Над землею осенней лететь, оседлав ветра,
и бродить за тобою, как бродит за солнцем тень.
Надышаться тобою — от вечера до утра.
Ждать тебя у окна: двадцать восемь столетий в день.
А на улице — дождь. Он становится все сильней…
Без тебя этот мир — недолюблен и одинок.
И не может быть в сердце, что ждет тебя, слов страшней:
«Не дождался он, Господи. Что же ты не помог?..»
***
Не передать как сердцу больно,
И нужных слов — не подобрать,
Умел дружить ты так достойно,
Умел печаль легко прогнать.
Умел надежным быть и верным,
И жизнь неистово любил,
За что же небо стало гневным,
И почему твой час пробил?
Тебе бы цвесть еще мой друг,
И много лет лишь ввысь расти,
Но замолчал твой седца стук,
Не сберегли тебя, прости…
Прощай навек, душа родная,
Свой прекратил ты жизни бег,
От нас на небо улетая,
Прощай, любимый человек.
Земля пусть пухом тебе будет,
И путь на небо — будет тих,
Никто тебя не позабудет,
Прими, мой друг, последний стих..
***
Разлука всё сильнее режет, душит…
Нет воздуха… Лишь горький сизый дым…
Все звуки напрягают слух и душу,
И мир каким-то серым стал… пустым…
Закрыв глаза, представлю, что ты рядом,
Заколет сердце трепетом в груди,
Твоё лицо с пустым и грустным взглядом…
И тихо прошепчу: «Не уходи…»
***
Еще одна погасшая звезда,
И чье-то сердце перестало биться.
Сгорает, исчезая в никуда,
Последний вздох… Секунда, чтоб проститься.
А ведь казалось, жить еще да жить,
Но все судьба по-своему решила,
И миру, чтоб об этом сообщить,
Она звезду на небе погасила.
А сумрак ночи поглотил печаль,
И лишь слезинка по лицу скатилась.
Грустит луна, ей нестерпимо жаль
Звезду, что в темной бездне растворилась…
***
Когда уходит близкий самый,
Родной, любимый человек.
Весь мир предстанет горькой драмой
Где всё чернеет, даже снег.
И никогда! Ничем на свете,
Тепло их рук не заменить.
Пока вы живы, не скупитесь,
Родным любовь свою дарить…
***
Не слышно голоса родного,
Не видно добрых милых глаз.
Зачем судьба была жестока?
Как рано ты ушёл от нас!
Великой скорби не измерить,
Слезами горю не помочь,
Тебя нет с нами, но навеки
В сердцах ты наших не умрёшь.
Никто не смог тебя спасти,
Ушёл из жизни слишком рано.
Но светлый образ твой родной
Мы будем помнить постоянно…
***
Жил человек и вдруг не стало.
Биться сердце его перестало.
Плачет мама, плачет любимая,
Что ж вы наделали, вы загубили его.
А ведь могло же быть всё иначе
И не поможите горю вы плачем.
Как дальше жить сами не знаете,
Только при жизни любить забываете.
***
Наши близкие не умирают —
Возвращаются тёплым дождём.
Возвращаются даже из рая,
Чтоб увидеть, как любим и ждём.
Пробежав по садам и по полю,
Напоив, и цветы и леса,
Подышав родным воздухом вволю,
Поднимаются ввысь — в небеса.
Поднимаются ввысь — испареньем,
Превращаясь в облако вновь.
И опять проливаются — ливнем,
Чтоб увидеть нашу любовь.
Наши близкие не умирают.
***
Ты в моем сердце навсегда…
Так было, есть и будет…
Мою любовь убить нельзя,
Пусть знают это люди…
И даже в день,
Тот мрачный день…
Её не истребили…
Она всегда со мной, как тень…
Родной мой и любимый…
Мою любовь убить нельзя…

В редакцию обратились пассажиры, которым часто приходится ездить по маршруту Череповец-Шулма и обратно. А просьба у них такая: рассказать о водителе Михаиле Белове. Он ушел из жизни в июле, неожиданно, совсем молодым — в 42 года. По болезни. И некоторые очень жалеют, что не успели сказать ему доброе слово и спасибо.

Бывает, что встречаешься с человеком чуть ли не каждый день, разговариваешь, и не друг он вроде, а знакомый, но не станет его — и печально делается на душе. Вот и Михаил Белов оставил хорошую память о себе людям, которых просто возил на своей маршрутке.
Сын Сергей, с которым мы связались, несмотря на утрату, с удовольствием говорит об отце, о его увлечениях, иногда забывая, что того уже нет в живых. Михаил Николаевич был уроженцем Череповецкого района — из д. Колкач Яргомжского поселения. В свое время выучился на слесаря, потом на водителя, получив все возможные категории, кроме прав на управление мотоциклом. Водительский стаж — больше 20 лет. А жил он и трудился в городе металлургов. Последние шесть лет колесил на маршрутке по нашему району в направлении Шулмы и Шухободи.
— Работа ему нравилась, — поясняет Сергей. — Пассажиры разные, но для моего отца они все хорошие. У него не было скандалов. А уж если веселые поедут, то непременно нам дома расскажет про услышанные шутки.
Девятнадцатилетнему Сергею передалась папина любовь к технике, он так и говорит:
— Для меня машина — это больше, чем средство передвижения. Отец меня всему научил. Когда я сдавал экзамены по вождению, то инструктор удивился моей подготовке. Благодаря отцу разбираюсь в ремонте автомобиля, могу определить неисправность и починить.
Сергей думал порадовать своего папу и наладить в их личном автомобиле качественное прослушивание музыки, смонтировав оборудование, делающего звук ярче, глубже, громче. Михаилу Николаевичу нравился русский рок и хэви-метал и, наверное, подарок сына пришелся бы ему по душе. Однако не суждено было услышать любимые песни… Михаил Белов также увлекался рыбалкой. Отдыхать предпочитал с семьей, у родителей супруги Людмилы Алексеевны, в Кирилловском районе. Но свободного времени, по словам сына, у него почти не было, много работал.
Сергей сейчас единственный мужчина в семье Беловых, на нем теперь лежит немалая ответственность и за маму, и за сестру Веронику, которой скоро исполнится 12 лет.
Жительница Шулмы Вера Киселёва, которая часто ездит в Череповец, считает труд водителей непростым. В ее понимании шофер должен не только профессионально управлять автотранспортом, соблюдая правила дорожного движения, но и обладать человеческими качествами, которые располагают к нему пассажиров.
— Маршрутки делают тринадцать кругов делают за смену, — рассуждает Вера Владимировна. — Работаютна рейсе Шулма-Череповец два водителя, у одного шесть, у второго семь кругов получается. А в выходной трудится один — восемь кругов. Миша, работал, считай, без выходных: подменял водителей в направлении на Шухободь. Обид у нас на него нет, он был замечательным водителем. Выдержанный, внимательный, приветливый. Раньше, когда внучка у меня поменьше была, ездить с ней в общественном транспорте было наказанием, характер у девочки неусидчивый. Водителям не нравилось ее поведение, и рекомендовали нам с ней такси (смеется). Но только не Михаил! Он лишь улыбался. Помню, выходит он из автовокзала, а на его маршрутке дверь оторвана: моя внучка постаралась. Он, ни слова не говоря, поставил дверцу на место. Я ему: «Ты хоть поругай ее, чтобы до Шулмы спокойно доехала». А он только и спросил, глядя на нее с улыбкой: «Кто дверь оторвал?».
Вера Киселёва уверяет, что водители маршруток своих постоянных пассажиров знают и даже подождут немного, если вдруг кто-то задерживается.
— Едем, беседуем, разные темы обсуждаем в дороге. У нас плохих водителей не бывает, — заключает она.

Зоя Корневая

Мы обязаны новомученикам своей жизнью

О том, как правильно чтить память наших новомучеников, и о причинах того, что современные христиане знают о них очень мало, мы говорим с Митрополитом Саратовским и Вольским Лонгином.

— В этом году отмечается столетие революционных событий 1917 года, которые стали началом страшных гонений на Русскую Православную Церковь. Сотни тысяч людей пострадали за свою веру. Почему Русской Церкви, всему русскому народу было попущено это «огненное испытание»?

Думаю, так же можно ответить и на вопрос, почему русскому народу было попущено столь тяжелое испытание.

Это, конечно же, результат тех нестроений, ошибок и искажений церковной, общественной, государственной жизни России, которые накапливались в течение веков. Если отвечать на вопрос, кто виноват, то ответ будет такой — все. Все без исключения.

Но в то же время это огненное искушение (см.: 1 Пет. 4, 12) явило не только человеческие немощи и ошибки, но и славу Божию. Оно было попущено для того, чтобы явился плод, который Русская Церковь принесла в русском народе за девятьсот предшествующих лет. Этот плод — как раз новомученики и исповедники; люди, которые не отказались от Христа, а отдали за Него свою жизнь. Как это часто бывает, попущение Божие обернулось торжеством тех людей, которые смогли это испытание выдержать и соответствовать высоте своего призвания.

— В Саратовской митрополии многое делается для увековечивания памяти новомучеников: строятся храмы в их память, установлены памятные доски на тех храмах, где они служили. С 2011 года отмечается Собор Саратовских святых, и у этого празднования уже есть свои традиции: так, за этим торжественным богослужением читают школьники — победители епархиальных конкурсов чтецов. Владыка, почему Вы уделяете этому такое внимание? Что лично для Вас значит память новомучеников?

— Здесь простой ответ — это моя обязанность как архиерея. Я уделяю этому внимание, потому что глубоко убежден: российским новомученикам мы обязаны своим сегодняшним существованием, своим благополучием, в том числе благополучием церковной жизни, которое совершенно не обусловлено окружающей обстановкой. Надо понимать, что она отнюдь не благоприятствует Церкви. И в то же время мы пользуемся небывалой свободой церковной жизни, какой ее никогда не было в нашей истории. Пользуемся возможностями, о которых несколько десятилетий назад никто и не мечтал. И я убежден, что именно благодаря подвигу новомучеников Господь покрывает нас и дает нам возможность исполнить свое предназначение.

— Когда Вы постригаете молодых людей в монашество, Вы даете им имена в честь новомучеников. Почему?

— Именно для того, чтобы память новомучеников вошла в плоть и кровь нашей церковной жизни. Вообще, само собой ничего доброго не происходит, сами по себе только сорняки в огороде растут. А чтобы сделать что-то полезное, нужно прилагать к этому усилия. И вот литургическое, богослужебное почитание новомучеников, издание книг и статей о них, установка памятных досок на храмах, где они служили, и прочее — всё это составные части той работы по сохранению их памяти, которую мы обязаны вести.

— Владыка, кто из новомучеников Саратовской области произвел наиболее сильное впечатление на Вас лично?

— Наверное, это три человека: святитель Гермоген, священномученик Косма, пресвитер Рыбушкинский, и граф Александр Медем.

Святитель Гермоген (Долганёв) был викарием Саратовской епархии — епископом Вольским, а затем саратовским архиереем в очень сложное для России время — в начале XX века, в годы первой русской революции. Уже тогда ему пришлось принять на себя удар тех сил, которые на протяжении нескольких десятилетий готовили трагедию России, произошедшую в 1917 году. Он был очень ярким, очень деятельным архипастырем. Благодаря ему многие деструктивные процессы в обществе были приостановлены, по крайней мере, здесь, на Саратовской земле. Он занимался просвещением народа, преодолением распространенного тогда старообрядческого раскола. К сожалению, вступив в единоборство с сильным тогда временщиком, он потерпел поражение, был отстранен Государем императором от саратовской кафедры и помещен в заточение в Жировицкий монастырь в Белоруссии. В 1917 году, уже после того, как свершилась Февральская революция, был избран епископом Тобольским. Летом 1918 года ему повесили камень на шею и утопили в реке Туре вместе с другими представителями духовенства за то, что он обличал большевиков в их неправдах, и потому, что они боялись подходивших тогда к Тобольску белых войск. Это один из первых новомучеников Российских.

Есть замечательная книга о святителе Гермогене , написанная с использованием большого фактического материала, архивных документов, прессы того времени. В ней дана широкая картина общественно-политической, церковной, социальной жизни Саратовского края начала XX столетия. Очень живо представлены те проблемы, которые были тогда в обществе — «борьба всех со всеми». Когда я читал эту книгу (кстати, я не мог от нее оторваться), у меня было такое впечатление, что эта книга едва ли не о сегодняшнем дне Саратова и Саратовской губернии.

Священномученик Косма — обычный крестьянин, который всегда был верующим человеком, близким к Церкви, знавшим и любившим богослужение. И когда в его родном селе Рыбушка был арестован священник и некому было служить, он вызвался стать священником, был рукоположен саратовским архиереем и отправлен в свое село. Церковь потом всё равно была закрыта, но он продолжал совершать требы на дому и был арестован как контрреволюционер и враг советской власти. Казалось бы, обычная судьба в те годы. Что здесь особенного и что на меня лично произвело такое впечатление? В то время, в той ситуации идти и просить священства — это было всё равно, что просить ареста. Ведь как поступали власти? Арестовывали священника. Архиерей посылал другого. Его тоже арестовывали. Посылал третьего — и его сажали. Не было больше священника — церковь закрывали. Один из вождей советской власти говорил об этом так: «Формально правильно, а по существу — издевательство». И такое издевательство творилось по всей стране. Поэтому поступок священномученика Космы — очень мужественный шаг.

И еще один удивительный человек — граф Александр Медем, владелец имения в Хвалынском районе, лютеранин по происхождению. Человек, который остался в России несмотря на то, что многие его близкие смогли эмигрировать. Человек, который был связан очень глубокими духовными, христианскими узами со своими крестьянами и который принципиально не захотел покидать Россию, ставшую для него духовной родиной: здесь он стал православным и разделил с народом все испытания, скорби, которые посетили этот народ в результате богоотступничества…

Думаю, эти примеры наиболее выразительны. Но подвиг каждого из новомучеников Саратовских уникален и достоин того, чтобы всегда быть в народной памяти.

— Почему память новомучеников не почитается в России так широко, как бы этого хотелось, как они того заслуживают? В чем причина — недостаток информации (ведь о большинстве умученных мы знаем очень мало — об этом позаботилась советская власть), отсутствие традиции? Или дело в потребительском отношении к Церкви многих прихожан?

— Скорее всего, дело вот в чем. Новомученики пострадали в основном в 20–30‑е годы — в ближайшие к Октябрьскому перевороту десятилетия. После их подвига и до 1940‑х годов, когда во время войны вновь стали открываться храмы, прошло довольно много времени: появилось на свет, как минимум, два поколения людей. И в этот период очень сложно было передавать какие-то навыки церковной жизни. Атеистическая пропаганда и воспитание «нового человека» в Советском Союзе были массированными, всеобъемлющими, причем на протяжении семи десятилетий. Я сам прекрасно помню, как трудно было человеку прийти в Церковь и узнать о ней самые элементарные вещи. Не говоря уже о новомучениках, которые тогда считались врагами народа, врагами советской власти.

Я иногда задумываюсь вот о чем: насколько иной была бы наша жизнь, не только церковная, но и всего нашего народа, если бы то очень осторожное, нерешительное, но всё же реальное возрождение церковной жизни, которое произошло после войны, не было бы оборвано Хрущевым? Если бы в конце 1950‑х — начале 1960‑х годов не была бы закрыта большая часть семинарий, 90 процентов монастырей и больше половины храмов, открытых после войны?.. Если бы этого не произошло, и церковная жизнь продолжала развиваться теми же темпами, какими она развивалась с 1946 по 1957 год, то мы жили бы совсем в другой стране. И многие традиции сохранились бы, и сельские храмы, руины которых ныне стоят по всей стране, до сих пор действовали бы, открывались бы новые церкви, и верующих людей было бы гораздо больше. Всё было бы по-другому. Может быть, и страна не разрушилась бы в 1991 году.

У истории, как известно, нет сослагательного наклонения, и мало кто, наверное, об этом задумывается, но последний большевистский удар по Церкви, нанесенный Никитой Сергеевичем, принес едва ли не больше вреда, чем открытая борьба с Церковью 1920‑х, 1930‑х, 1940‑х годов. Тогда народ еще был в массе своей крещеным, православным — здесь вступало в жизнь третье послереволюционное поколение, которому уже никто не мог передать навыки церковной жизни. Этот разрыв трагичен для нашей церковной жизни. Вот потому и нет у нас такого почитания новомучеников. Не то что почитания — о них просто не знают, не помнят их так, как знают и помнят мучеников ХХ века у тех народов, где коммунизм не продержался столь долгое время.

Что касается потребительского отношения к Церкви — сегодня люди относятся потребительски ко всему, и это играет свою роль. Действительно, многие приходят в Церковь попросить о своих конкретных нуждах. Они знают, что, если у них остро стоит квартирный вопрос, надо помолиться святителю Спиридону, если не ладится личная жизнь — блаженной Матронушке, если что-то болит — великомученику Пантелеимону или святителю Луке. А у новомучеников такой «специализации» нет. Этот факт имеет свое значение, но я не стал бы его преувеличивать. Все-таки основной причиной является тот поколенческий разрыв, который произошел именно в период хрущевских гонений на Церковь.

Празднование Собора Саратовских святых. Божественная литургия.Свято-Троицкий кафедральный собор Саратова. 2016 год.

— Мы видим, что мученичество христиан российского ХХ века отличается от мученичества первых христиан. Можно сказать, что оно происходило в совершенно иных исторических условиях. Первые христиане смотрели на своих мучеников, шли за ними, совершали Евхаристию на их останках, прославляли их и внутренне готовили себя к тому же. На мучеников ХХ века никто так не смотрел, их пример если и вдохновлял, то совсем немногих; они погибали в безвестности, их семьи боялись кому-либо о них рассказать, их собственные внуки зачастую ничего о них не знали. Церковь, заключив — пусть необходимый, не будем судить, однако же крайне тяжелый и морально затратный — компромисс с советской властью, замолчала о своих мучениках на долгие десятилетия. Люди, не утратившие память об арестованных и исчезнувших, хранили ее только в своем, очень тесном, как правило, кругу. Да, в новые времена Церковью немало сделано и делается для извлечения из тьмы забвения их имен, для прославления новомучеников. Но возможно ли восполнение этого морального ущерба? И не должно ли почитание мучеников сегодня носить покаянный характер?

— Я совершенно согласен: действительно, новомученики совершали свой подвиг в безвестности, в других исторических условиях. Да, наверное, покаянная нота должна звучать в нашем сегодняшнем почитании. Но опять же — надо понимать, что произошел разрыв поколений, о котором я только что сказал. Например, я пришел в Церковь где-то около 1980 года. Допустим, я хочу покаяться за то, что в то время не почитал новомучеников. Но что я мог знать об их подвиге? И никто не знал из тех, кто был со мной рядом.

Конечно, то, что о них не знали, — это действительно плохо. И этот разрыв, отсутствие внутрицерковной связи между поколениями очень многому повредили. Безусловно, мы — больной народ, это более чем очевидно, и, наверное, отчасти больна Церковь. Но при этом мне кажется, что покаянные ноты в нашем почитании новомучеников должны быть очень личными, частными. Ни в коем случае нельзя превращать это в некое публично-правовое действие. Скажем, есть люди, которые призывают к всенародному покаянию за убийство царской семьи. Мне всегда это было непонятно. Ну, хорошо, собрались сто человек каяться в убийстве царской семьи. Но они не убивали царскую семью! И даже их бабушки и дедушки этого не делали! Мне кажется, что здесь то же самое.

Никогда не надо поступать нелогично, неестественно. Мы действительно прославляем новомучеников. Мы изучаем их подвиг, со временем он открывается для нас. Делается очень много, потому что мы выносим из забвения множество имен людей, обстоятельства их подвига. И эта работа идет, приобретает всё большие масштабы. При этом я убежден, что это, собственно говоря, и есть единственно возможная для нас форма покаяния.

Достаточно ли этого для восполнения ущерба — не знаю. Если жизнь Русской Церкви и дальше будет продолжаться в своем естественном порядке, я думаю, что мы преодолеем те моральные потери, которые весь наш народ понес в советское время. Если же опять церковная жизнь будет каким-то образом остановлена, прервана — тогда другое дело.

— А может быть, дело в том, что в России не сформировалось внятное отношение к собственной истории? До сих пор многие улицы наших городов, населенные пункты, станции метро и т. д. носят имена убийц — деятелей Октябрьского переворота, тех, кто осуществлял репрессии против собственного народа в 1920—1950‑е годы. Устанавливаются памятники Ивану Грозному и Сталину, всё громче звучат голоса их почитателей, в числе которых есть и православное духовенство. В центре российской столицы продолжает действовать Мавзолей… Разве может такое раздвоение не влиять на умы людей? Как ко всему этому относиться и что можно сделать?

— Раздвоение не может не влиять на умы людей. Что с этим делать, я не знаю. Надо хотя бы понимать неправильность такого положения вещей и это понимание распространять по мере сил и возможностей среди тех людей, с которыми ты общаешься.

Мы живем в Саратовской области, и два наших города носят имена Карла Маркса и Фридриха Энгельса. Помимо того, что Маркс и Энгельс всего лишь средней руки экономисты, хотя некоторые считали их философами, они с ненавистью относились к России и с презрением — к русскому народу. На мой взгляд, даже одного этого факта достаточно, чтобы стереть эти имена с карты России. Или, скажем, Емельян Пугачев, Степан Разин — разбойники и бунтовщики. Понятно, что большевики создавали себе альтернативную историю и своих «героев». Но почему для нас должны быть примером люди, которые взбунтовались против законной власти?

Это действительно плохо. К сожалению, равнодушие, с которым мы часто сталкиваемся в этом вопросе, пока не дает возможности исправить подобные вещи. Хотя исправлять их надо, и думаю, что голос Церкви здесь должен быть более слышным. Это касается и захоронения Ленина, и, по возможности, освобождения Красной площади от погоста, который там есть. Или уж придания ей особого статуса. Там ведь захоронены и вполне достойные люди, которых нужно знать, которыми можно гордиться, — скажем, первые космонавты. Но, если это кладбище, тогда недопустимы концерты и прочие развлечения, которые устраиваются на Красной площади. Это ведь тоже на самом деле следствие утери нравственных ориентиров.

— Поиском сведений о новомучениках и всех, пострадавших за веру, занимается епархиальная комиссия по канонизации. Трудно ли сегодня найти такую информацию?

— Если есть доступ в архивы, то найти информацию можно. Хотя сейчас этот поиск затруднен по сравнению с 1990‑ми годами. Тут сложная ситуация: архивы как бы и не закрыты, и не открыты. Многие дела засекречены и не выдаются. Возможно, потому, что там упоминаются те или иные люди, которые были секретными сотрудниками, сексотами. Их имена и сегодня органы не считают нужным делать достоянием публики.

— Владыка, каким, по Вашему, должно быть богослужебное, молитвенное почитание памяти новомучеников? Для верующего человека важна ведь не только информация, но и молитвенная связь.

— Нужно обязательно совершать всенощное бдение и Литургию в день памяти новомучеников, особенно в тех храмах, городах, селах, которые связаны с их жизнью. Ну и, конечно, всем нам обязательно нужно молиться нашим новомученикам. Надо просто попробовать. И тогда Господь покажет, насколько важен этот молитвенный опыт общения с нашими святыми сродниками, как говорится в одном из песнопений.

Журнал «Православие и современность» № 40 (56)

Основные способы образования слов в русском языке

Тема: Словообразование. Орфография

Урок: Основные способы образования слов в русском языке

1. Приставочный способ

При образовании слов приставочным способом новое слово возникает в результате присоединения приставки к исходному, уже готовому слову. При этом новое слово относится к той же части речи, что и исходное.

Приставочным способом образуются:

1. имена существительные:

к исходному существительному бабушка прибавляется приставка пра- – получается новое существительное прабабушка;

2. имена прилагательные:

к исходному прилагательному добрый прибавляется приставка пре- – возникает новое прилагательное предобрый;

3. местоимения:

к исходному местоимению кто прибавляется приставка кое- – получается новое местоимение кое-кто, которое пишется через дефис;

4. глаголы, причем приставка меняет несовершенный вид исходного глагола на совершенный:

К глаголу несовершенного вида читать прибавляется приставка про- – возникает глагол совершенного вида прочитать;

5. наречия:

к наречию весело прибавляется приставка не- – получается новое наречие невесело.

2. Суффиксальный способ

Суффиксальный способ заключается в том, что к основе исходного слова прибавляется суффикс.

Чаще всего суффиксальным способом образуются:

1. имена существительные

Помощь + суффикс -ник- получается помощник

Камень + суффикс -щик- получается каменщик

Парашют + суффикс -ист- получается парашютист

Учить + суффикс -тель- получается учитель

Храбрый + суффикс -ость- получается храбрость

Строить + суффикс -ени- получается строение

Стол + суффикс -ик- получается столик

2. имена прилагательные

Забота + суффикс -лив- получается заботливый

Весна + суффикс -н- получается весенний

Гусь + суффикс -ин- получается гусиный

Серый + суффикс -еньк- получается серенький

3. наречия, оканчивающиеся на О:

К имени прилагательному медленный прибавляется суффикс -о-, возникает наречие медленно

К имени прилагательному бесшумный прибавляется суффикс -о-, возникает наречие бесшумно

3. Приставочно-суффиксальный способ

Приставочно-суффиксальный способ заключается в одновременном присоединении к основе исходного слова приставки и суффикса.

К исходному существительному снег одновременно прибавляются приставка под- и суффикс -ник-, возникает новое существительное подснежник

К исходному существительному город одновременно прибавляются приставка за- и суффикс -н-, образуется прилагательное загородный

К исходному глаголу бежать одновременно прибавляются приставка раз- и суффикс -ся, получается новый глагол разбежаться

К исходному прилагательному новый одновременно прибавляются приставка по- и суффикс -ому, возникает наречие по-новому

4. Бессуффиксный способ

Наиболее трудным из всех способов образования новых слов в русском языке является бессуффиксный.

Бессуффиксным способом образуются отглагольные существительные.

Берем начальную форму глагола переходить и отсекаем от нее -ть и -и-, получаем образованное бессуффиксным способом отглагольное существительное переход.

Отглагольные существительные вход, повтор, вылет, рассказ, спор образованы бессуффиксным способом.

Бессуффиксным способом также образуются имена существительные от имен прилагательных, в которых отбрасывается окончание.

Берем имя прилагательное далекий и отбрасываем от него окончание -ий, получаем образованное бессуффиксным способом существительное даль.

Тишь, сушь, высь, синь, зелень – эти имена существительные образованы бессуффиксным способом от прилагательных тихий, сухой, высокий, синий, зеленый.

5. Сложение

Сложение как еще один способ образования новых слов заключается в соединении в одном слове сразу двух слов.

В результате сложения образуются сложные слова, состоящие из двух корней.

Сложением образованы такие слова, как диван-кровать, драмкружок, пароход.

6. Переход одной части речи в другую

В русском языке слова могут образовываться путем перехода одной части речи в другую.

Проанализируем два предложения:

1. В город приехало новое лицо.

2. Я люблю все новое.

В первом предложении слово новое отвечает на вопрос КАКОЕ? (лицо какое? новое) и является именем прилагательным.

Во втором предложении слово новое отвечает на вопрос ЧТО? (люблю что? все новое) и употребляется уже не как прилагательное, а выступает в роли имени существительного.

Домашнее задание (Источник)

Прочитайте текст и выполните задания.

Необыкновенный язык наш есть еще тайна. В нем все тоны и оттенки, все переходы2 звуков от самых твердых до самых нежных и мягких; он беспределен и может, живой как жизнь, обогащаться ежеминутно2, почерпая, с одной стороны, высокие слова из языка церковно-библейского2, а с другой стороны, выбирая на выбор меткие названья из бесчисленных2 своих наречий, рассыпанных по нашим провинциям, имея возможность таким образом в одной и той же речи восходить до высоты, не доступной никакому другому языку, и опускаться до простоты, ощутительной осязанью непонятливейшего человека, — язык, который сам по себе уже поэт (Н. В. Гоголь).

Задания 1. Из выделенного предложения выпишите: а) слова, не имеющие окончания; б) слова с нулевым окончанием; в) слова с формально выраженным окончанием. Укажите для последних двух групп слов, какое грамматическое значение имеют окончания. 2. Найдите в тексте родственные слова. Сгруппируйте их в соответствии со значением корня. 3. Найдите слова, которые образованы суффиксальным, приставочным и приставочно-суффиксальным способами словообразования. Укажите, от каких слов они образованы. 4. Сделайте морфемный и словообразовательный разбор выделенных слов.

В день 20-летия подвига десантников 6-й роты псковской дивизии, вставших в 2000 году в Чечне на пути двух с половиной тысяч террористов, Владимир Путин под проливным дождем возлагал цветы к памятнику перед их воинской частью.

Президенту во Дворце культуры 76-й дивизии показали макет диорамы «Высота 776», посвященной подвигу роты.

— Предполагается, что она будет создана по современным технологиям с классическим подходом, — рассказывали авторы проекта Илья Лебедев и Дмитрий Ананьев, предложившие установить произведение в псковском филиале парка «Патриот». — То есть тут будут современные звук, свет, оборудование для полного погружения, но и живописное полотно.

На полотне авторы намерены изобразить разные моменты длившегося почти двое суток боя, а зритель должен находиться в центре и диорамы, и самих событий. Перед приходом Путина у авторов спрашивали — почему они не хотят портретного сходства с десантниками 6-й роты? И те отвечали, что это было бы тяжело для родных бойцов. Но пришедший вместе с президентом министр обороны Сергей Шойгу придерживался другой точки зрения.

— Сама диарама получилась замечательной, она смотрится неплохо, — взял он инициативу в свои руки. — Но здесь надо, чтобы лица были узнаваемыми, для родственников это важно.

Поделиться видео </> xHTML-код

Путин пообщался с родственниками десантников 6-й роты.Дмитрий СМИРНОВ

Сами родственники тоже были здесь.

— Большое спасибо вам за память о наших детях, нет слов, чтобы передать вам нашу благодарность, — сказала Путину мама одного из десантников, вручая президенту набор памятных медалей. — Это выпустил наш фонд. Вот центральный памятник — «Купол», вот Санкт-Петербург, ну а это Поклонный крест.

— Хочу, чтобы вы меня услышали, — обратился ко всем Путин. — Я знаю, что есть еще некоторые вопросы, которые предстоит решить. Они связаны с формальными вещами, с уровнем наград и последствиями от этого. Есть определенные, чисто технические сложности, мы постараемся все их решить. Я вчера-сегодня этим занимался, нет пока предложений со стороны правительства, но мы найдем эти решения. Знаю, что в разных регионах по-разному идут доплаты, это мы тоже решим. С губернаторами сегодня разговаривал, у которых этого пока нет — мы решаем.

— Огромное спасибо, — ответила мама десантника.

— Вам спасибо за ваших ребят! — отреагировал президент.

— Вы нас награждаете, но у нас есть предложение, чтобы вас тоже наградить, — обратилась к нему мать другого солдата. — Вы заботитесь и о нас, и о всей стране. Это предложение от шестой роты.

— Вы меня награждаете своим доверием. Этого более, чем достаточно, — не согласился Путин.

В зале Дома культуры псковской дивизии ВДВ собрались не только родные десантников, но и ветераны части, юнармейцы Псковской области, а на сцене выступал хор имени Александрова.

— Наша страна переживала тогда очень сложные времена, и, конечно, нашей слабостью воспользовались извне, — заявил глава государства. — Россия была вынуждена противостоять жестоким атакам международного терроризма, речь шла о судьбе страны. И бойцы 6-й роты стояли насмерть, защищая Родину.

В этом выступлении были и очень личные слова Путина, который сам переживал 20 лет назад случившееся.

— Знаете, я часто думаю об этом, вспоминаю их — молодые совсем люди, — сказал президент. — И в стране не было такого подъема общего патриотизма, как было, скажем, во время Великой Отечественной войны. Они попали в самое пекло. Они показали, на что способен русский солдат! Низкий поклон их родителям, близким, слава офицерам, воспитавшим этих ребят, тем командирам, которые были и навсегда остались рядом со своими бойцами. Вечная слава и вечная память бессмертной шестой роте!