Парсуна передача с легойдой

Епископ Тихон: Церковь в диалоге о современной культуре не будет идти по пути запретов

МОСКВА, 18 марта. /ТАСС/. Церковь будет вести диалог с представителями культурного сообщества, не предпринимая попыток запретить или ограничить их творчество, сказал в воскресенье председатель Патриаршего совета по культуре епископ Егорьевский Тихон (Шевкунов) в эфире программы «Парсуна» на телеканале «Спас».

«Я считаю, что, конечно же, сейчас важнейший путь, по которому мы должны попробовать пройти — это все-таки диалог с культурным сообществом, чтобы люди постепенно поняли бы, утвердили в своем сообществе, что любая агрессия и любое причинение боли другому человеку должно быть среди порядочных людей нетерпимым. Это не должно быть инструментом этого псевдоискусства», — сказал он.

Епископ Тихон согласился с ведущим программы Владимиром Легойдой, что сегодня к разным произведениям искусства применяется политика двойных стандартов. Особенно ярко это проявилось в ситуации с кинофильмами «Матильда» и «Смерть Сталина».

«Я заметил одни и те же имена, которые требовали оставить в покое «Матильду», когда говорили о наших братьях и сестрах, требующих ее запрета, а , категорически требовали его запретить. Мы видим, что вот некая серьезная непоследовательность, но это их дело. Наше дело все-таки не переламывать через колено, а вести диалог», — подчеркнул священнослужитель.

Споры о кино

Скандал вокруг фильма «Матильда» возник в связи с разгоревшейся дискуссией, инициированной депутатом Госдумы Натальей Поклонской. Она добивалась, чтобы фильм не вышел в прокат, так как, по ее мнению, он оскорбляет память царя Николая II и чувства верующих. Режиссер картины Алексей Учитель называл недопустимыми попытки Поклонской повлиять на прокатную судьбу фильма.

«Смерть Сталина» — сатирическая комедия, которая повествует о борьбе за власть в СССР после смерти Иосифа Сталина в 1953 году. Фильм должен был выйти на российские экраны 25 января, но 22 января Минкультуры РФ отозвало у него прокатное удостоверение. Деятели культуры, посмотревшие картину, попросили министерство отозвать прокатное удостоверение, а прокуратуру — проверить фильм на наличие экстремизма.

Программа «Парсуна»

«Парсуна» — новая авторская программа председателя Синодального отдела по взаимоотношениям с обществом и СМИ Владимира Легойды на телеканале «Спас». Главной задачей «Парсуны» является раскрытие с разных сторон личности приглашенных гостей — известных людей, связанных не только с церковью, но и с литературой, кинематографом, театром, общественной деятельностью. Программу с участием епископа Тихона можно будет услышать 23 марта в 18:00 в эфире радио «Комсомольская правда», где она получила название «Откровенный разговор».

ПАРСУНА. СЕРГЕЙ СТЕПАШИН

В гостях Сергей Степашин, председатель Императорского православного палестинского общества.
01:38 — О вере чиновника
02:41 — О верующих людях во власти
04:59 — О первой чеченской войне
06:09 — Что для Сергея Степашина в вере самое сложное?
07:42 — Об особенностях русского Православия
08:00 — Почему в 1917 году верующие сами громили храмы?
08:32 — О Церкви и светской власти
09:27 — О Русской духовной миссии на Святой земле
10:26 — О «лавчонках» на пути к храму Гроба Господня
11:47 — О Сирии и работе Императорского палестинского православного общества
12:41 — О встрече с Башаром Асадом, или «Я не Янукович, никуда не убегу»
13:45 — О надежде Сергея Степашина
14:19 — О Никите Хрущеве
15:37 — О преследовании и защите христиан
18:45 — Обратим ли процесс де-христианизации Европы?
19:41 — О преподобномученице Елизавете Федоровне
21:50 — О работе Сергея Степашина с неформальными движениями
23:22 — «Самым сложным было работать на Лубянке»
26:17 — Как Сергея Степашина снимали с должности премьер-министра?
27:25 — Как люди уходят из власти?
28:10 — О стыде и слабости в политике
28:57 — Как власть меняет людей?
31:46 — «Степашин всем хорош, но слишком добрый»
32:30 — Кому Сергей Степашин не подаст руки?
35:45 — Александр II, Каракозов, Елизавета Федоровна, Каляев
36:50 — «Вы часто говорите Богу прости?»
37:27 — О любви на войне
40:02 — О кандидатской диссертации Сергея Степашина, посвященной матери
42:19 — О дружбе с Даниилом Граниным
43:05 — О маме и блокаде Ленинграда как геноциде
44:52 — Об одном признании Дмитрия Сергеевича Лихачева
46:37 — «Любовь — это вспышка»

Мода на любовь

Я много раз слышала в адрес ведущего даже от тех, кому несимпатична Церковь: «Легойда — образованный и интеллигентный человек». Хотя сама всегда заточенным на критику журналистским взглядом привыкла ловить в его поведении досадные элементы цензуры и самоцензуры, которая почему-то почти всегда сопровождает человека Церкви в публичности, застегивая его на все пуговицы и завязывая на все галстуки.

Но с телевизором Легойде повезло: он его неумолимо расстегивает и делает свободным, интеллектуальным, тонким, лишая оглядки на статус и пряданья ушами от мысли о врагах.

«СПАС», стремительно меняющийся при новом (эмигрировавшем с телеканала «Россия») главе Борисе Корчевникове в сторону сильных и смелых разговоров о вере (достаточно того, что в телеспоре с о. Максимом Козловым участвовал, например, Владимир Познер), кажется, угадал и с «Парсуной». Это вовсе не беседы о вере как постном абстрактном опыте, это чья-то жизнь, пробитая верой.

У разговора пять тем, рубрицированных знаменитой (для верующих) строкой из молитвы оптинских старцев «Господи, научи меня молиться, надеяться, верить, любить, терпеть и прощать». С гостем, верующим интеллигентом, как раз и затевается разговор о вере, надежде, терпении, прощении и любви. Но никакого бездарного и усыпляющего бубнежа на сугубо православные и заморочные для стоящего вне церковной ограды человека темы (которым так отличаются большинство православных телепередач) нет. Это не то чтобы верующие про свое, неверующие про свое «и вместе им не сойтись». Это вера, поверенная умом, опытом, переживанием, рассуждением современников. Пока их было трое — режиссер Юрий Грымов, епископ Тихон (Шевкунов) и писатель и профессор МГИМО Юрий Вяземский.

Мне, привыкшей думать о молодых «То же самое, что и мы, только ума и опыта меньше», слова епископа Тихона о «тайне» нового поколения, всегда неразгаданного и непонятного, лишь отчасти пускающего нас в свой мир, прозвучали как социологическое открытие. Думаю, что не один главный редактор вздрогнул от слов владыки о том, что нынешний бесконечный новостной контент есть «затягивающая пустота». А чего стоят его же слова, прозвучавшие в адрес авторов показанного на телеканале «Дождь» фильма о владыке: «Клевета — это грязь, но грязь — целебная».

«Я пришел в веру в здравом уме, в 31 год», — скажет о себе Юрий Грымов и начнет открывать секреты того, как неверующий может сыграть верующего, и говорить о том, что Христа в искусстве лучше показывать не напрямую, а через «отражающую реальность» — через то, что происходит с другими: от взгляда на Христа. И где мы еще узнаем, что он собирался привезти в Москву из Орла пять письменных столов великих русских писателей. Или вспомним слова Толстого о трудностях прощения: «Когда тебя предали — это всё равно, что руки сломали». Простить можно, но обнять уже нельзя.

Третьим гостем «Парсуны» стал учитель Легойды, профессор МГИМО Юрий Вяземский. И ведущий вмиг потерял изысканность интеллектуального дуэлянта (обязательную в хорошем интервью). Перед лицом учителя у него поубавилось свободы, зато появилась возможность достигать невероятного градуса сложности «диалога всерьез». Продравшись сквозь разговор о непродуманных высказываниях собеседника, зря и неудачно сравнившего атеистов с больными и животными, они заговорили о молодых из «поколения селфи», желающих быть успешными, несмотря ни на что, даже на собственные предназначение и талант. О том, что Шекспир может научить реакции на неожиданную ситуацию эффективнее, чем тренинги. О том, почему Данте приготовил сердцевину ада для того, кто предал доверившегося ему. И о том, как московский алтарник Георгий Великанов погиб, закрыв собою пьяного бомжа на рельсах. Вяземский рискнул поставить диагноз: мы живем во времени с модой на любовь. И это, в общем, хорошее время. Может быть, Церкви, всегда знающей, «как надо», удастся через «Парсуну» достичь того, к чему она призывает, — разговора без поблажек и поклонов греху телевульгарности.