Патриарх Кирилл и католики

Контрсанкции РПЦ. Куда приведет разрыв между Москвой и Константинополем

Вчера 15 октября состоявшийся в Минске Синод РПЦ постановил прервать евхаристическое общение с Константинопольским патриархатом. Это означает, что духовенство патриарха Кирилла пока не сможет служить вместе с духовенством патриарха Варфоломея, а миряне — причащаться, креститься или венчаться в греческих храмах на Западе, а также в Северной Греции и на Крите. Под минский запрет попал и Афон — монашеский полуостров на севере Греции, также относящийся к Константинопольскому – или Вселенскому, как он часто называется, – патриархату.

В перспективе это может коснуться и тех приходов на Украине, которые собираются примкнуть к Константинопольской церкви. Несомненно, что Украина тут в центре событий, и вокруг нее строятся – или скорее рушатся? – не только взаимоотношения России и Запада, но и поместных православных церквей.

Масштабы Русской православной церкви и церкви Константинопольской, от которой Киевская Русь тысячу лет назад приняла христианство, не очень-то сопоставимы. РПЦ – самая большая православная церковь в мире. Однако константинопольский патриарх еще с византийских времен почитается в православном мире первым среди остальных патриархов. И если у него сегодня нет тех рычагов давления, какие он имел в Византийской или Османской империях, то все равно он является своего рода «координационным центром» православного мира. Афон, как многонациональная монашеская община, также наглядный пример этого вселенского, всеобщего служения Константинопольской церкви.

Нередко критики называют патриарха Варфоломея «стамбульским патриархом». Однако в турецком Стамбуле сохранился лишь его «офис»: греческое население некогда самого большого греческого города мира последовательно изгонялось оттуда по ходу ХХ столетия. Остался только один греческий район — Фанар, к тому же не особо густонаселенный. Впрочем, к патриархату относится север Греции и ряд греческих островов (Крит, например) и, главное, вся греческая диаспора на Западе. Частично русская и украинская тоже.

В общей сложности паства Вселенского патриарха насчитывает сегодня около 5 млн человек. Это не самая большая из православных церквей, но и не самая маленькая. А сочетание древнего значения Константинополя как первой из православных патриарших кафедр с политическими и экономическими возможностями греческой диаспоры делает роль Вселенского патриархата весьма значительной.

Уже давно украинские церкви, не состоящие в общении ни с РПЦ, ни с другими православными церквами, – в первую очередь так называемый Киевский патриархат Филарета Денисенко – пытаются вернуться к церковному общению через Константинопольский патриархат. Примириться друг с другом украинским православным не удается никак, а вот получить признание от Константинополя «раскольники» пытаются давно.

В сентябре на Украину были отправлены личные послы патриарха Варфоломея, или экзархи. Ими стали два епископа Константинопольского патриархата украинского происхождения, кафедры которых находятся в Северной Америке. На Украине они должны были вести переговоры с двумя непризнанными церквами, изъявившими желание восстановить свое общение с полнотой Православной церкви. Реакция Московской патриархии была жесткой: заявили о приостановке сослужения друг с другом епископов РПЦ и Константинополя и вышли из православных епископских конференций в западных странах, которые всегда возглавляются и координируются архиереями Константинопольской церкви.

Поворотным моментом стал константинопольский Синод 11 октября, который признал утратившим силу свое давнишнее решение 1686 года о передаче Киевской митрополии на определенных условиях (практически «в аренду») в состав Московского патриархата, а также снял отлучение (анафему), наложенное в 90-х годах Московской патриархией на главу Киевского патриархата Филарета Денисенко и Макария Мелетича, главу непризнанной Украинской автокефальной православной церкви. Также они и их последователи были восстановлены в своем священническом или епископском достоинстве.

Многое в отношении их будущего пока остается неясным, а константинопольская церковная структура на Украине пока не существует, но уже сейчас открылась возможность возвращения «раскольников» в Церковь. Пусть через создание параллельной юрисдикции, а затем и автокефальной Украинской церкви. Длившийся четверть века конфликт миллионов украинских верующих с «мировым православием» начал подходить к своему завершению.

Решение РПЦ

Реакция Русской церкви, сформулированная на Синоде в Минске 15 октября, оказалась предельно жесткой: разрыв евхаристического общения с Константинополем, пока Вселенский патриарх не отзовет своего решения по Украине. Разрыв с Константинополем, но не с остальными поместными православными церквами.

Что, собственно, поменялось в Церкви после этих церковных «минских соглашений»? Да по большому счету ничего. Оттого что патриарх Кирилл запретил своим священникам служить на Афоне, а русским туристам крестить своих детей в греческой церкви на Крите, не изменилась ни мера духовной опытности афонских старцев, ни благодатность греческого крещения. На это запретившие и не претендуют. Этим запретом выражена крайняя степень обиды на старшего константинопольского брата.

Хуже от этого станет больше русским, чем грекам. Назло Варфоломею лишим себя поездок на Афон, а русских священников в Германии лишим возможности преподавать русским детям православие в немецких школах, а в Бельгии – получать зарплату от государства. Ведь там это делается через епископские ассамблеи, в которых русским теперь участвовать нельзя, так как их возглавляет константинопольский архиерей. И у Гроба Господня в Иерусалиме тоже русским теперь спокойно не послужить: среди греческих священников-паломников всегда есть духовенство Константинопольского патриархата. Неужели теперь русские будут опрашивать греков у Гроба Господня — конечно же по-русски и по-украински, – «кто из них Павлов, а кто Аполлосов»?

Как могли члены Синода принять столь неудобное для верующих русских людей решение? О ком и как они думали? Похоже, не о рядовых членах РПЦ, которые мечтают о паломничестве на Афон, поездке на Крит или об учебе в Свято-Сергиевском богословском институте в Париже, который тоже, как и часть русского зарубежья, относится ко Вселенскому патриархату. Но это же все – рядовые. А у духовенства и так уже в последние месяцы возникали проблемы с получением греческих виз. Недавно визу для посещения Афона не дали даже петербургскому митрополиту, по совместительству возглавляющему хозяйственный отдел МП. Интересно, что некоторые из епископов Украинской церкви Московского патриархата в эти выходные успели напоследок съездить послужить на Афон, пока решение о запрете еще не было принято на Синоде. Значит, как «дисциплинарное» оно будет ими соблюдаться.

Теперь положение РПЦ в православном мире будет очень похоже на положение самой России под санкциями. Впрочем, если российское государство этих санкций не хотело, то РПЦ сама создала сложности для своих верующих заявлением о своей полуизоляции. Скорее всего, Вселенский патриарх на это даже никак не отреагирует, а другие поместные церкви, если и выразят поддержку Москве по украинскому вопросу, точно отношения с Константинополем не прервут. Впрочем, не будут торопиться прервать их и с Москвой.

А вот на Украине теперь у Вселенского патриарха и его сторонников руки будут развязаны. Если духовенство Московской патриархии и так с ними не служит и не сотрудничает, то создание там константинопольской церковной структуры может пойти куда быстрее. Минский Синод уже предупредил, что «переход архиереев или клириков из канонической Церкви к раскольникам или вступление с последними в евхаристическое общение является каноническим преступлением и влечет за собой соответствующие прещения». Угроза вполне понятна. Но когда на Украине появится Константинопольская митрополия или целая автокефальная церковь, то переход из одной юрисдикции в другую уже не будет вызывать опасений.

Модель Кирилла vs модель Тихона

Патриарх Кирилл и его окружение настаивают на том, что не может быть «легализации раскола», а независимые церкви должны прийти и раствориться в официальной структуре.

Впрочем, у РПЦ есть другой опыт воссоединения с теми, кто десятилетиями не был с ней в общении: в 2007 году Русская зарубежная церковь воссоединилась с Русской церковью Московского патриархата. При этом от нее не требовалось ни покаяния, ни слияния своих епархий с епархиями МП, ни самоликвидации. Одним из авторов того удачного объединения был о. Тихон (Шевкунов), в настоящее время являющийся псковским митрополитом. Противником — митрополит Кирилл, нынешний патриарх.

Говорят, что в последний год митрополит Тихон пытался убедить Московскую патриархию в том, что с Филарета пора самим снять анафемы, а его структуру как-то вернуть в Церковь, постепенно объединяя с Украинской православной церковью Московского патриархата. Сделать это самим, пока этого не сделал Константинополь.

Неудивительно, что победила линия Кирилла. И привела не к «ликвидации раскола», а к еще большему разделению. Так у одних в 2007 году все получилось, а другие из-за своей жесткости теряют Украину для Русской церкви и для своих же перекрывают пути на Афон и в греческий мир.

Как Российское государство, так и Русская церковь все еще пытаются выстроить свои отношения с Украиной по моделям Российской империи или Советского Союза. Обе уже очевидно не работают. Но, помимо собственного прошлого, можно еще посмотреть вокруг, где немало государств, народы которых еще недавно воспринимали себя как единое целое. Расходились и сходились, но уже по-новому. Великобритания и США. Австрия и Германия. Среди них и православные страны Греция и Кипр, трансграничному единству которых не мешает ни наличие двух правительств, ни двух независимых друг от друга автокефальных церквей, которые сумели выстроить друг с другом отношения на равных.

Впрочем, греческое население Греции и Кипра ощущает себя одним народом, хоть и живущим в разных политических нациях, поэтому и наличие разных церквей не разъединяет. Между Украиной и Россией ситуация сейчас обратная, и именно поэтому единство веры бессильно. В давние времена вера была больше государства, сейчас обе стороны конфликта, включая клириков, часто и охотно демонстрируют обратное: государство для них больше веры.

следующего автора:

  • Александр Занемонец

Патриарх Кирилл признает главенство католической церкви?

Любая встреча для Папы Римского является признанием его как главы всей христианской церкви вне зависимости от того, что говорят и думают те, с кем он встречается

12 февраля на Кубе произойдет «знаменательное событие» – впервые в истории христианства встретятся глава Русской православной церкви и Папа Римский. Говорят, встреча готовилась 20 лет, но почему свершилась именно сейчас?

С одной стороны, дело легко можно объяснить мрачными опасениями Папы Римского – не один раз он уже говорил о Третьей мировой войне, и перед лицом катастрофы, видимо, решил взять на себя роль «морального авторитета». Что ж, это прекрасное начинание. Сегодня как никогда христианскому миру нужно сплотиться перед более опасным врагом – радикальным исламом, на Ближнем Востоке идет геноцид христиан, помимо физического уничтожения приверженцев христианства мы видим и тотальное уничтожение самого духа древнего учения.

«Главный смысл встречи в том, что сейчас все христианство столкнулось с тяжелейшей угрозой, причем угроза идет вовсе не от агрессивных движений, прикрывающихся исламскими лозунгами, а от тех движений в западном мире, которые породили и этих самых исламских фундаменталистов», — комментирует в беседе с Накануне.RU политический консультант Анатолий Вассерман.
По мнению эксперта, сегодня христианство испытывает на Западе давление не со стороны тех же исламских мигрантов, а, прежде всего, со стороны местных «либеральнутых на всю голову деятелей», провозглашающих, что никакие нормы общественной морали, в том числе и нормы христианские, не заслуживают сохранения.

«Главная опасность христианству исходит не от ислама, а от новой религии, именующей себя «либерализм», — говорит Вассерман. — Хотя классический либерализм был исследованием форм и возможностей, свободы личности. Ныне либерализмом именует себя верой в благотворность неограниченной свободы личности безо всякой оглядки на общество. Причем ее адепты ведут себя, как классическая тоталитарная секта, абсолютно нетерпимая к любому инакомыслию и применяющая силовые меры для борьбы с инакомыслием, в том числе и экономические силовые меры».

К тому же либерализм – все для себя – лучшая основа для капиталистических ценностей (потребляй!) и ЛГБТ-пропаганды, в крайностях – раннее сексуальное «воспитание» детей, отмена половых различий – чему упорно сопротивляется наша Русская православная церковь, также выступая против современного западного материализма и мракобесия. И как на удачу нынешний Папа известен такими же непопулярными в Европе взглядами.

Франциск прославился своими неутешительными прогнозами насчет будущего человечества, и даже в Рождество предавался меланхоличной назидательности, распространяясь насчет «бессмысленной» суеты в магазинах и потери истинного духа праздника в погоне за материальными благами и увеселениями. В 2015 г. Франциск объявил толпе на площади Святого Петра, что это Рождество может стать последним для человечества — в мире царит хаос, и близок «конец времен». Некоторые журналисты утверждают, что на Папу сильно влияет пророчество святого Малахии, сделанное в 12 веке.

«Рукопись святого представляет собой очень краткие, емкие «девизы» из нескольких латинских слов, касающихся будущих понтификов. Их число в рукописи 112. До сих пор пророчество удивительным образом сбывалось. Заканчивается рукопись тем, что последним Папой будет нынешний – 112-й в списке. Петр Римлянин. После чего «Судия страшный придет судить народ свой». Казалось бы, можно расслабиться, потому что нынешний Папа взял имя Франциск. Но есть нюанс – полное имя святого Франциска – Джованни Франческо ди Пьетро Бернардоне, так что и тут Петр как-то фигурирует. В общем, пророчество это наверняка оказывает на Папу сильное влияние».
Но и без мистики и конспирологии понятно, что нас угораздило жить в «интересное время» — и Третья мировая война в том или ином виде уже играет увертюру. Хотя, конечно, количество опасностей, подстерегающих бедного обывателя, растет с каждым днем – уже три десятка лет нас пугают глобальным потеплением, дырами в озоновом слое, теперь – ислам, терроризм, под натиском которого Папа предлагает тесные объятья.

«Вся эта ситуация с Папой Римским – когда его провозглашают мировым духовным лидером, он обрисовывает нам всю мировую ситуацию, строит прогнозы – это все важнейший инструмент поведенческой войны, направленной на смывание наших базовых духовных ценностей, на полное лишение нас духовной автономии», — отмечает в беседе с Накануне.RU доцент кафедры истории и политики стран Европы и Америки МГИМО, автор монографии «Религия и политика в современной Европе» Ольга Четверикова.

Есть мнение, что встреча стала возможна только благодаря роли личности в истории – Патриарх Кирилл ранее был главой Отдела внешних церковных связей РПЦ и встречался с Иоанном Павлом II и Бенедиктом XVI (предшественниками Франциска), причем «в Риме к нему очень хорошо отнеслись». А у нынешнего Папы Римского имидж «бунтаря» – он придерживается левых взглядов и позволяет себе очень интересные высказывания. Франциск стал первым Папой — неевропейцем за более чем тысячу лет и первым Папой, принадлежащим ордену иезуитов.

Оригинален он оказался и в выборе своего нового имени – ни один из 265 его предшественников не носил имени святого Франциска – основателя первого нищенствующего католического ордена. Имя символично для обозначения этого вектора его ближайшей деятельности. А что касается отношения к содомии, то здесь возникали даже конфликты! Первый Папа — неевропеец всегда занимал принципиальную позицию в отношении семейных ценностей. Когда на его родине в Аргентине были узаконены однополые браки в 2010 г., высказывания священника оказались столь жесткими, что привели к публичному конфликту с президентом страны. Будущий Папа Римский говорил тогда, что гей-усыновление является одной из форм дискриминации в отношении детей. В ответ президент Аргентины Кристина Фернандес де Киршнер заявила, что тон церкви напоминал «Средневековье и инквизицию».

Помимо «странного» для европейцев отношения к секс-меньшинствам, он замахнулся еще и на священную корову, то есть на золотого быка – идола капитализма, высказывал сомнения в справедливости свободной рыночной политики. Вообще эксперты сходятся в том, что Папа Франциск – это «антиамериканская» фигура (символично, что встреча пройдет на Кубе, которая весь 20 век сопротивлялась США). Иезуиты, к числу которых принадлежит Папа, 30 лет боролись с проамериканским влиянием католической церкви. Еще Франциск, судя по его высказываниям, антиглобалист – по крайней мере, он заявил, что важная задача Европы — сохранить демократию, поэтому ей необходимо избегать ряда тенденций, сопутствующих процессу глобализации. Так что перед нами не «классический» Папа Римский, а достаточно «левый» понтифик. Помимо политических взглядов он демонстрирует и революционный подход к спору между религией и наукой, он отошел от популярной среди его предшественников теории креационизма. Франциск признал теорию эволюции и Большого взрыва еще в 2013 г.

Стоит отметить, что встреча Папы Римского с Путиным, состоявшаяся летом, вызвала много толков – вопреки обтекаемым призывам США и прогнозам либеральных политологов у нас – Папа не «отчитал» президента России (к чему и призывали упомянутые выше аналитики), во-первых, потому, что не имеет права, а во-вторых, судя по риторике Папы, он собирается стать добрым другом России. Но, как говорил Александр Третий – у России только два друга… И глава Ватикана в этом коротком списке никогда не значился. Путин уже встречался в 2000-м и 2003-м с Иоанном Павлом II, в 2007-м — с Бенедиктом XVI, в 2013-м и 2015-м — с действующим Папой Франциском. Понтифик подарил президенту РФ медаль с изображением ангела-миротворца. Безусловно, визит Путина в Италию и встреча с Папой продемонстрировали, что никакой международной изоляции России нет. И теперь встреча Патриарха и Папы может укрепить позиции России в мире? Омрачает только то, что у нас с католиками всегда был ряд, мягко говоря, разногласий, которые и мешали Патриархам Православной Церкви встречаться с предшественниками Франциска.

Например, «небольшие противоречия» с католицизмом есть по поводу униатства. Униаты являются организацией, напрямую подчиняющейся Папе Римскому и, сообразно заказу, ведут активную экуменическую политику. Сталин, кажется, даже запретил униатство в свое время.

«Действительно, уния, первоначально разработанная на длительных переговорах представителей римского и константинопольского патриархов, оказалась инструментом подчинения части православных Риму, — говорит Вассерман. — Уния довольно быстро превратилась из религиозного в чисто светский инструмент, и это оказалось опасно в первую очередь для русских, и кстати, немало способствовало тому, что заметная часть русских, принявших унию, в конечном счете ополячивалась. Запрет унии в 1946 г. был вызван не богословскими причинами, а тем, что большая часть униатов разнобезобразными способами действовали на стороне германских нацистов, и сейчас уния снова разрешена, но, действительно, используется как инструмент давления на православных, причем в первую очередь на православных в зоне деятельности московского патриархата».

После развала Советского Союза униаты вышли из подполья, потому уния и впредь будет очень серьезным источником несогласия между московским и римским патриархом. Из области фантастики, но уния может быть отменена только когда римский патриарх признает, что должен стать равным среди равных, а не первым в городе и мире. Кстати, про развал СССР.

«Три человека — Рейган, Тэтчер и Иоанн Павел II смогли добиться кризиса Советского Союза, хотя они вступили на свои посты тогда, когда СССР был безусловным лидером в мире», – рассказал Накануне.RU политолог Сергей Черняховский.

Тогдашний папа, Иоанн Павел II, был поляком по происхождению и очень подружился с Горбачевым – у них было много общих интересов, например, ненависть к социализму, да и ко всему русскому со стороны Папы. Потому, можно объяснить нашу настороженность после катастрофы 1990-х гг., когда понтифик предлагает строить мосты, мы опасаемся, не пойдут ли по этим мостам его крестоносцы? Образно говоря, конечно. Главное противоречие между католицизмом и православием в том, что римские патриархи когда-то, ссылаясь на документы (как выяснилось позднее – поддельные), заявили, что имеют юридическое право решать за весь христианский мир, и потребовали себе не просто равноправия с остальными патриархами, которое было заложено еще на заре христианства. В представлении папства, понтифик — глава всех церквей и рассматривает православных братьев как подчиненных. Это и было причиной отделения папства от Церкви в IX в. и с тех пор Папа Римский (в католицизме) заменяет собою Христа и является непогрешимым в вопросах веры.

«Непогрешимый» Папа

«Для чего нужны Папе Римскому эти встречи? Сейчас у Папы задача ввести в зону своего влияния и Русскую Православную Церковь. Дело в том, что в соответствии с экуменическим учением католической церкви, полная благодать может быть только в случае признания Папы – главой церкви. И во всех ведущих, ключевых документах католической церкви – это факт, что Папа является абсолютным главой церкви, он зафиксирован. Так же как и учение о папской непогрешимости. Поэтому любая встреча для Папы Римского является знаком о признании его как первого в христианской церкви. Во-первых, легитимизация его, признание его как части христианской церкви, во вторых – как главы христианской церкви. Собор – это только инструмент для Ватикана, для католической церкви, чтобы добиться единения с православием, естественно, под началом Римского Папы. От нас это скрывают, потому что эта тема – вне обсуждения. Потому что если эту тему будут обсуждать, то вскроется глубочайший мировоззренческий разрыв между народом и теми, кто сегодня определяет политику московской патриархии. Естественно, эта встреча способствует созданию единой мировой религии, она означает признание ереси экуменизма. И признание ереси папизма», — говорит Ольга Четверикова.

Такой поступок Патриарха Кирилла с этой точки зрения выглядит как предательство Православной церкви. Отметим, что все обращения с просьбами не проводить эту встречу от церковного народа к священноначалию не были услышаны. Православные люди просили не проводить Собор 2016 г. Не приведет ли смелый шаг Патриарха к расколу в Православной церкви? И кому он будет на руку? Что же собой представляет Ватикан? Это и государство, и финансовое образование с мощнейшей системой государственной безопасности и лучшими классическими спецслужбами, существующими со средних веков и обладающими таким опытом и влиянием, что агенты ЦРУ перед этими профессионалами в рясах – просто дети. Поскольку религия и государство с финансами в Ватикане неразделимы, то и роль спецслужб также выполняют люди с четками. Папа Римский не разделяет религию и политику (ведь он официальный глава государства), и потому все, что происходит под видом религиозной деятельности, несомненно, является политикой. Ватикан – это религиозно-политическая структура, которая занимает очень важное место в системе глобального управления.

«Подобная встреча воспринимается народом как предательский акт, — говорит Ольга Четверикова. — Причем как акт высочайшего предательства. Это радикальным образом меняет ситуацию, это приведет к смуте в нашей церкви, а поскольку церковь является основой духовной безопасности нашего народа, то это приведет к очень серьезным последствиям и в системе нашей национальной государственной безопасности».

Как утверждают эксперты, папство давно стало на путь экуменизма — создания единой «всемирной церкви», духовно оправдывающей глобализацию и подчинение всех стран единому мировому центру. Сам Папа мнит себя единым начальником всех церквей, поэтому веками домогается встречи с Патриархом Московским и всея Руси, как со своим подчиненным (в представлении папства). В 2013 г. Ватикан выпустил документ «На пути к реформированию международной финансовой и валютной системы в контексте глобального органа власти». Мол, нужен глобальный орган власти и единая финансовая система. Конечно, об этом тоже говорить теперь неприлично – поводом служат разумные причины для встречи – геноцид христиан на Ближнем Востоке, ИГИЛ, терроризм, глобальное потепление, мировая война.

«Об этом все молчали, а теперь, сегодня, срочно понадобилось эту тему поднимать для того, чтобы оправдывать единение с еретиком. Это просто политтехнологический, информационный инструмент для того, чтобы реализовывать политику экспансии. Эта встреча не только символическая, но и мистическая. Это легитимизация Папы Римского в глазах православных. Папа Римский рассматривает Россию, православную церковь как объект своей экспансии – духовной, мировоззренческой, религиозной», — считает Четверикова.

По мнению эксперта, Ватикан создает единую мировую религию, размывая христианское учение, и учитывая то, что Папа признал талмудический иудаизм и иудеев в качестве «избранного народа», означает, что он фактически отказался от христианского учения.

«Сегодня мы можем квалифицировать католическое учение, как иудео-христианскую ересь. Соответственно, мы прекрасно понимаем, что собой представляет та «единая мировая религия», которую они создают», — говорит она.

Конечно, что нам остается, как не радоваться, когда Папа Римский говорит, что строить мосты нужно для того, чтобы обнять его православных братьев. Конечно, за скобками остается «младших» братьев, которые идут отныне в подчинение католической церкви. Но здесь ведь вопрос не столько религиозный, сколько политический. Перед лицом «исламского терроризма», ваххабизма и прочих напастей только льстит, что нашего внимания так добиваются, якобы вновь увидев в России мессию, который не раз уже спасал мир. С этой точки зрения вполне логично, что Европа в лице Папы просит нашего участия и ищет дружбы. Только с такими друзьями и врагов не надо — история это доказала.

Патриарх Кирилл поддержал проф. Осипова

Текст на омофоре: «заблуждшее взяв естество». Эта фраза читается при возложении омофора на архиерея перед началом Литургии.
И это один из аргументов против нынешней моды на афтартодокетизм.
Спор о том, было ли Христом воспринято наше естество в больном состоянии или уже всецело исцеленном и неповрежденном.
***
Кирилл Александрийский пояснял, что Спаситель “соделал Своей сию плоть, что была подвержена тлению” (Святитель Кирилл Александрийский. О том, что Христос един // Patrologiae cursus completus: Series Graeko – Latina… V. LXXV. 1305a. (Цит. по: Popovitch Justin. Op. cit. V.3. P. 62).
Св. Лев Великий: «Мы должны безгранично радоваться этой перемене: благодаря ей мы переходим от земной незнатности к небесному достоинству по неизреченному милосердию Того, Кто, чтобы даровать нам Свое, нисшел до нашего, восприняв не только сущность, но также состояние согрешившей природы, когда допустила божественная бесстрастность, чтобы в нее привнесено то, что горестно испытывает человеческая смертность» (Слово 1 на Пасху, 2 // PL 54, 386)
Преподобный Максим Исповедник писал: “Он не воспринял моего греха и не стал им, но ради меня Он стал грехом, то есть стал тлением естества, возникшим через изменение моего произволения, взяв Его на себя. Ради нас Он стал по природе страстным человеком… В Христе склонность Его личного произволения ко благу лишила все естество человеческое общего позора тления, когда во время Воскресения естество преобразилось через непреложность произволения в нетление <… > Господь же, взяв на Себя… осуждение за мой добровольный грех, я имею в виду – взяв страстность, тленность и смертность человеческого естества, стал ради меня грехом по страстности, тленности и смертности, добровольно облачившись в мое осуждение по природе, хотя Сам был неосужденным по произволению” (Преподобный Максим Исповедник. Вопросоответы к Фалассию // Указ. соч. Кн. 2. С. 110 – 111).
Синодом Московской Патриархии в 1935 г. был принят Указ, отвергающий софиологическое учение прот. Сергия Булгакова. И в этом Указе говорилось: «Борьба против воли Божией в безгрешном человечестве Христовом быть не могла: был лишь непрестанный вольный подвиг преодоления естественной немощи во имя служения, принятого на Себя» (Митр. Сергий (Страгородский) и др. Указ Московской Патриархии преосв. Митрополиту Литовскому и Виленскому Елевферию от 27.12.1935 // Символ. Париж, 1998, № 39. с. 175). «Непрестанный вольный подвиг преодоления естественной немощи» – это практически те же слова, что употреблены мною…
Понимаю, что полемическая нужда заставит объявить это постановление «сергианским», а митр. Сергия – ересиархом… Но вновь попрошу быть поосмотрительнее в выводах. Дело в том, что и в Зарубежной Церкви также полагают, что Христос принял в себе те естественные немощи, которых не было в Богозданном естестве Адама и в Себе Самом исцелил нашу болезнь. «Христос, понеся на Себе осуждение смерти, испытал ее, и подвергнутую тлению природу, содетельною силою Божества, неразлучно пребывающего с нею, перелагает, перестихийствует в неизменную: восстанавливается человек» (иером. Филипп Гарднер. Догматическое содержание канона Великой Субботы // Вестник Германской епархии Русской Православной Церкви за границей. 1998, № 1, с. 8). «В службе Рождества Христова говорится, что Христос причащается “горшей плоти” (канон песнь 1 тропарь 1). Горшая плоть — это испорченная тлением, смертная по естеству тварная природа наша…. Церковные песнопения подчеркивают приятие Богом именно тленного, перстного тела — от тленного естества человека — Девы Марии. Тленность нужно понимать как способность к смерти. “Иже рукама пречистыма от персти богодетельно исперва создав мя,.. от земли взывая тленное мое тело, яже от от Девы приял еси” (Октоих. Канон воскресный первого гласа, песнь 1 тропарь 1)… “тленное же Твое на нетленное преложил еси”» (Там же, сс. 5 и 7).
Могу напомнить также, что Канон св. Мефодию Константинопольскому (14 июня) возглашает : «Един еси единороден горе, един и доле тойже, без матере горе от Отца, и без отца из матере долу: в ней же воображся, в чуждее, Слове, обнищав, в мое смирившееся естество от греха» (Богородичен по 8 песни). А молитва при литургическом облачении архиерея (возложение саккоса), говорит: «На рамех Христе заблуждшее взял естество».
Итак, человеческое естество, воспринятое Спасителем, претерпевает собственное изменение в течение Его земной жизни; оно само исцеляется и преображается: «В Началовожде нашего спасения смертию разъединено соединенное, и снова сведено во едино разделенное, чтобы по очищении естества разложением бывшего в соединении – разумею душу и тело – возвращение разделенного в один опять состав соделалось чистым от чуждой примеси» (Св. Григорий Нисский. Большое Огласительное Слово // Творения. Ч. 4. М., 1862, с. 92).
Значит, все же была «чуждая примесь», и лишь «по очищении естества» в Смерти и Воскресении она исчезла из человеческого естества, воспринятого Христом… И в самом деле – «Но какое было бы поправление нашему естеству, если бы когда болезнует земное живое существо, Божественное посещение приняло какое-либо существо другое, небесное? Ибо невозможно исцелеть больному, если не принял уврачевания собственно страждущего члена. Посему, если бы больное было на земле, Божественная же сила не коснулась больного, имея в виду приличное для себя, то бесполезен был бы для человека труд Божественной силы над тем, что не имеет ничего общего с ним» (Св. Григорий Нисский. Там же, сс. 71-72).
Болезнь, вошедшая в человеческую жизнь – это так называемые «неукорные страсти»: утомляемость, доступность голоду, скорбям, страх смерти: «Исповедуем, что Христос воспринял все естественные и беспорочные страсти человека… Естественные и беспорочные страсти вошли в человеческую жизнь вследствие осуждения, происшедшего из-за преступления, как, например, голод, жажда, утомление, труд, слеза, тление, уклонение от смерти, боязнь, предсмертная мука» (Прп. Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры. 3,20). Адам до грехопадения не знал, что такое скорбь, усталость, голод… А Христос испытал, что это такое, он «воспринимает поврежденную жизнь» (Свт. Григорий Великий Двоеслов. Беседа 21,4 // Избранные творения. М., 1999, С. 185), «приял мертвенность нашего повреждения» (Свт. Григорий Великий Двоеслов. Беседа 7,3 // Избранные творения. М., 1999, С. 53), вобрал «принятую смертность» (Там же). Эта «новинка», которой не было в богозданном естестве Адама, именуется «страстью» потому, что «страсть» — это страдательность, это испытание давления, оказываемого на меня извне… Из этих «неукорных» страстей легко могут вырасти страсти греховные… Кто легче согрешит — тот, в ком есть страх смерти, или тот, у которого нет страха смерти? Кого легче понудить к предательству — бессмертного или смертного? Кто удобнее пойдет путем греха — голодный или не знающий голода? Наличие всех этих страстей делало человека более доступным для греха. Но Христос эти безукорные страсти в Себя вбирает (никак не приближаясь к подлинно греховным нашим страстям), в Себе исцеляет, насыщает Божественностью, Вечностью, Бессмертием, и Свое человеческое Тело, уже прошедшее через смерть и воскресшее, возвращает нам, Свою человеческую кровь, насыщенную Божественными токами, Он вливает в нас, чтобы мы в себе носили зачаток Воскресения и были причастниками Вечности .
Посему и можно говорить, что Господь спас нас, «в Себе Самом победив грех» (митрополит Филарет. Слово в день Святой Пятидесятницы // Слова и речи Филарета, митрополита Московского. Ч.1. М., 1848, с. 59), понимая, конечно, это слово Богоприлично: «грех» не как вольное стремление ко злу, не как плотскую нечистоту, но как немощь, порожденную первым грехом…
Человеческое естество Христа не тождественно всецело ни естеству Адама до грехопадения, ни его естеству после греха. В отличие от первозданного Адама во Христе были «безукорные страсти». Но в отличие от Адама падшего в нем не было греховных страстей.
***
Интересно, а что на эту тему говорит катехизис митр. Илариона?

В Гаване завершилась встреча Патриарха Кирилла и Папы Франциска (подробная хроника)

Запись прямого эфира телеканала «Россия 24»

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл и Папа Римский Франциск начали переговоры в Гаване. Встретившись, они пожали друг другу руки и троекратно облобызались. Патриарх поинтересовался, как долетел Папа, и получил ответ, что хорошо.

Его Святейшество заметил, что сегодня длинные расстояния — не преграды для организации таких встреч, можно быстро прилететь в любое место.

«Меня не покидает чувство, что мы встречаемся с вами в правильное время в правильном месте», — сказал Патриарх Кирилл.

«Я благодарю Святую Троицу, что такая возможность состоялась», — сказал Папа Франциск и подчеркнул большое ожидание этой встречи.

«В нашем сердце очень большие ожидания, что состоялась встреча», — сказал понтифик.

«Я тоже хотел встретиться. Мне казалось, что это можно было сделать раньше, но многие события последних лет создали определенные трудности, — сказал Патриарх Кирилл». — Но, не смотря на трудные обстоятельства нашей жизни, у нас есть сегодня возможность с Вами поговорить».

Папа поблагодарил Патриарха за возможность встречи.

«Еще раз хочу подчеркнуть, что это произошло по воле Божией», — добавил Предстоятель Русской Церкви.

По его словам, у сторон нет преград для организации новой встречи.

Встреча продолжается за закрытыми дверями.

Как заявил журналистам пресс-секретарь Патриарха священник Александр Волков, встреча проходит в дружелюбной атмосфере.

Фото: РИА Новости. Сергей Пятаков

Патриарх находится на Кубе в рамках своего визита в Латинскую Америку, а Папа Франциск совершил здесь остановку перед посещением Мексики.

Тема гонений на христиан станет на этой встрече центральной. Помимо основной темы — положения христиан на Ближнем Востоке и в других регионах, где они подвергаются гонениям, будут также затронуты актуальные вопросы двусторонних отношений и международной политики.

Встреча завершится подписанием совместной декларации. Пресс-секретарь Патриарха священник Александр Волков сообщил, что ее подписание пройдет под образом Казанской иконы Божией Матери.

Фото: РИА Новости. Сергей Пятаков

Фоторепортаж от пресс-службы Патриарха Московского и всея Руси:

Фото: Священник Игорь Палкин

По итогам встречи Патриарх Кирилл и Папа Франциск подписали совместную декларацию. Текст декларации будет обнародован в ближайшее время.

Выступление Патриарха Кирилла по завершении встречи:

Ваше Святейшество, Ваше Высокопреосвященство, Ваше Превосходительство господин президент республики Кубы, дорогие братья и сестры, дамы и господа, мы провели два часа в открытых братских дискуссиях с полным пониманием ответственности за свои Церкви, за свой верующий народ, за будущее христианства и за будущее человеческой цивилизации. Это была очень содержательная беседа, которая дала нам возможность понять и почувствовать позиции друг друга.

И результаты этой беседы дают мне возможность сказать, что сегодня две Церкви могут активно и совместно работать, защищая христиан по всему миру, и с полной ответственностью совместно работать, чтобы не было войны, чтобы повсюду уважалась человеческая жизнь, чтобы укреплялись основы семейной личной и общественной нравственности. И чтобы через участие Церкви в жизни современного общества прославлялось Пресвятое и Преблагословенное имя Отца и Сына и Святого Духа.

Выступление Папы Франциска по завершении встречи:

Ваше Святейшество, Ваше Превосходительство, дорогие братья епископы!
Мы говорили как братья, потому что мы епископы, мы имеем ту же самую веру, и мы искали того же самого пути. Мы говорили очень откровенно.Я вас уверяю, что в этом диалоге я чувствовал присутствие Духа Святого. Я благодарю Его Святейшество за его смирение, за его усилия, которые он показал, чтобы мы вместе стали единением, и мы вместе обсудили целый ряд инициатив, который, я думаю, можно будет со временем осуществлять. И поэтому еще раз сердечно благодарю Его Святейшество и его помощников, митрополита Илариона и его помощников и также кардинала Коха за усилия, которые они привнесли в подготовку этой встречи. Я также сердечно хочу поблагодарить Кубу, ее правительство и президента здесь присутствующего. Я благодарю правительство Кубы за усилие, за приемлемость. Если такие усилия будут продолжаться и дальше Куба может стать столицей диалога. И, чтобы все это пошло в хвалу Бога Отца и Сына и Духа Святого и для всего верующего народа под красотой Богородицы нашей Марии.

Факты о встрече Папы Франциска и Патриарха Кирилла

  1. Встреча проходит в аэропорту Гаваны, вне какого-либо культового пространства.
  2. Патриарх и Понтифик вошли в зал встречи из двух расположенных друг напротив друга дверей.
  3. Молиться вместе Первоиерархи не будут.
  4. Переговоры ведутся на русском и испанском языках с последовательным переводом.
  5. Транслируют происходящее три телеканала – Russia Today, “Россия 24” и Euronews.
  6. Первые 15 минут встреча будет проходить в присутствии журналистов, а затем продолжится в закрытом режиме.
  7. Рядом с Предстоятелями располагается Распятие.
  8. На встрече присутствуют председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион и руководитель Папского совета по содействию христианскому единству кардинал Курт Кох.
  9. Во время обмена подарками к Патриарху и Понтифику присоединится председатель Госсовета Кубы Рауль Кастро.
  10. На время визита Патриарха Кирилла и его переговоров с Понтификом вылеты и прилеты самолетов из 1-го терминала Гаваны перенесли в аэропорт Вахай в окрестностях кубинской столицы. Работа воздушной гавани вернется в обычное русло с 12 часов ночи 14 февраля (8.00 мск 15 февраля).

Патриарх Кирилл принял двойное вероисповедание. Теперь он православно-католический Папа московский

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл принял католичество в парагвайской столице и запросил политическое убежище у властей этой страны. Он объяснил, что принял эти решения сразу после беседы с Папой Римским Франциском. «Этот разговор произвел на меня неизгладимое впечатление. Я почувствовал, что действительно общаюсь с наместником Бога на Земле, от которого исходит поистине нечеловеческая сила и мудрость», — сказал Кирилл после литургии в кафедральном соборе Асунсьона.
«Это мое последнее богослужение в качестве Патриарха Московского и всея Руси. Прошу прощения у тех, чьих надежд не оправдал, кого разочаровал и обидел. Я понимаю, что не могу теперь вернуться в Россию и потому попросил у властей Парагвая политического убежища. Патриарх Кирилл получил благословение Папы на аналог светского двойного гражданства — разрешение на двойное вераисповедание. Патриарх Кирилл в католицизме теперь Папа московский, заявил, что не хочет терять связь с российской паствой и будет по воскресеньям вести из Парагвая программу «Слово кардинала русского». Русская церковь остается для меня родным домом и Отечеством»,- сказал Кирилл и чемодан православных скреп, привезенных из России будет постоянно напоминать мне о родине.
Тем временем в России Патриарха обвинили в предательстве национальных интересов. «Мы давно подозревали, что этот табачных дел мастер нечист на руку: достаточно вспомнить хотя бы его часы, полустертые неумелым фотошопом, яхту и квартиру в Доме на набережной. Президент поручил своему личному солдату — Р.Кадырову, как одному из посланцев Бога, следить за ситуацией бывшим полковником КГБ и бывшим Патриархом Кириллом, а чеченскому суду проверить его высказывания на экстремизм, а сам президент в ближайшее время выступит с обращением к нации», — заявил высокопоставленный источник в Кремле. Он не исключил, что Владимир Путин совместит посты президента и патриарха, «поскольку Путин всеми признан не только как национальный, но прежде всего как духовный лидер».
В Совете Федерации и Госдуме поступок Кирилла назвали «госизменой, граничащей с безумием». А в «Единой России» заявили, что экс-патриарх всегда действовал в интересах антироссийских сил и «тайно сочувствовал киевской хунте и католикам на Украине». «У «Единой России» давно были вопросы к Гундяеву», — сказал секретарь Генсовета ЕР Сергей Неверов.
Между тем, как заявил Маркин, СКР начал в Московском патриархате обыски и объявил Патриарха Кирилла в международный розыск.
источник