Патриотизм

Пустые слова: краткая история термина «патриот»

Слово «патриот» происходит от римского patriota («соотечественник), которое, в свою очередь, происходит от греческого πατρίς («отечество»).

С 1720-х годов в английской политической риторике появляется термин «патриотизм», который с самого начала связывался с «общим благом», но вместе с тем имел характер оппозиционности по отношению к правительству. На протяжении второй половины XVIII века радикалы и консерваторы в британском парламенте боролись за право использовать патриотическую риторику. Политический контекст понятия «патриот» постоянно меняляся на протяжении всего XVIII столетия, а вместе с ним и значение термина. Так в программной статье британского консерватизма «The Patriot» 1774 года литературный критик и публицист Сэмюэл Джонсон выступает с резкой критикой патриотов.

Хью Каннингэм подробно разбирает смысловые скачки, которые претерпевало понятие «патриот» в Англии в XVIII веке. В 1725 году внутри партии Вигов возникает оппозиционная группа, назвавшая себя Патриотической партией, которая впоследствии объединила некоторое число депутатов из обеих партий — Либеральной и Консервативной. Ее деятельность была направлена против коррумпированного главы правительства, неофициально названного первым премьер-министром, Роберта Уолпола. Представители внефракционной партии называли себя «патриотами», чтобы показать, что они заботились об общем благе, пытаясь, таким образом, легитимировать свою оппозиционность.

Аргументом в пользу оппозиционеров служило большое количество придворных ставленников в парламенте, которые, по их мнению, угрожали свободам граждан страны, перенося власть из парламента в министерства. Идеологию партии в 1720-30-х годах философ и государственный деятель Генри Сент-Джон Болингброк в ряде публицистических работ, в частности, в послании «The Patriot King», адресованном Принцу Уэльскому.

«Любовь к отечеству» была одним из ключевых понятий для мыслителей Просвещения. Философы противопоставляли верность стране верности церкви или монарху»

Как отмечает Каннингэм, идея Болингброка, которая идет от древнегреческих представлений о всеобщем благе, усвоенных через труды Макиавелли, состоит в том, что избежать деградации и коррупции можно только путем сохранения баланса между демократией, аристократией и тиранией (в британском контексте — между королем, Палатой лордов и Палатой общин). Особенную роль должен был играть король, потому что он стоит над партиями, а также является гарантом процветания страны, поддерживая коммерческое сословие. Болингброк был известным консерватором и якобитом, однако многие его идеи впоследствии повлияли на мыслителей просвещения и идеологов Американской революции. Он выступал за существование систематической оппозиции правительству во избежание придворной олигархии. Патриотическая партия боролась с тиранией, поэтому с понятием «патриот» начинают ассоциироваться оппозиционность по отношению к правительству, ко двору, а также к монарху, который наступает на гражданские свободы. Впоследствии именно эта идея патриотизма использовалась американскими колонистами в борьбе за независимость.

«Любовь к отечеству» была одним из ключевых понятий для мыслителей Просвещения. Философы противопоставляли верность стране верности церкви или монарху. Они считали, что клерикалы не должны преподавать в публичных школах, потому что их «отечество» находится на небесах. Еще в XVII веке Жан де Лабрюэр писал, что не бывает отечества с деспотизмом. Эту мысль продолжил в знаменитой Энциклопедии 1765 года Луи де Жокур. Отечество не может сочетаться с деспотизмом, потому что в основе нравственного блага лежит любовь к отечеству. Благодаря этому чувству гражданин предпочитает всеобщее благо личному интересу. При условии свободного от тирании государства гражданин чувствует себя частью содружества равноправных соотечественников.

Патриотизм рассматривался философами, в основном, как одна из благодетелей. Монтескье в «Духе законов» писал, что всеобщее благо основывается на любви к закону и любви к отечеству. В предисловии к «Духу законов» в 1757 он вносит ясность: любовь к отечеству — это любовь к равенству, то есть не христианская и не нравственная добродетель, а политическая. В то время как двигателем монархии является честь, двигателем республики является политическая (гражданская) благодетель.

В издании 1775 года Джонсон добавил к дефиниции патриота в словаре новый контекст: «Ироническое прозвище того, кто стремится сеять раздор внутри парламента»

В 1774 году Сэмюэл Джонсон опубликовал эссе «The Patriot», в котором он описывает и критикует расхожие для того времени представления о том, кто такой патриот. Первая черта, которую он выделяет, это оппозиция двору. Также патриот часто выражает свою любовь к народу как единому гомогенному сообществу, что, по мнению Джонсона, неправильно, так как существует гетерогенная масса из богатых и бедных, привилегированных и низших сословий, и нужно ясно понимать, к какой части народа патриот обращается. Если он обращается не к высшим сословиям, которые обязаны регулировать низшие, а напрямую к бедным и непросвещенным, которых легко обмануть, то такой патриотизм нельзя назвать любовью к своей стране. Патриот печется о правах и постоянно напоминает народу о праве защиты от посягательств на то, что им по праву принадлежит. Джонсон осуждает расточительные обещания прав и свобод в угоду сиюминутным политическим целям — например, чтобы пройти в парламент. Настоящий патриот понимает, что нельзя безоговорочно подчиняться воле избирателя, потому что мнение толпы изменчиво.

Статья Джонсона была написана перед выборами в Парламент 1774 года. Из статьи видно, что рассуждения Джонсона не имеют абстрактно-теоретический характер, а прямо связаны с актуальным политическим контекстом. Джонсон упоминает в тексте радикала Джона Уилкса, выступавшего с резкой критикой правительства и Георга III, а также боровшегося за более демократичное представительство в Парламенте. В 1774 году начинаются первые попытки американских колонистов борьбы за независимость. Уилкс выступал за независимость Американских колоний, о чем упоминается и в тексте Джонсона, который отзывается презрительно о патриотах, ставящих под сомнение власть государства над территорией.

Таким образом, к 1770-м в Англии годам формируется новая коннотация концепта «патриот». Патриот — политический деятель или журналист, борющийся за демократические реформы, выступающий против тирании монарха и за независимость Американских колоний. Важная роль здесь принадлежит Джону Уилксу, который в своей политической борьбе активно использовал риторику «любви к отечеству» и оправдывал демократические преобразования древней либеральной традицией в Англии.

Джонсон все же пытается «очистить» значение термина «патриот» от нежелательных ассоциаций с радикалами, отмечая, что существуют все же «истинные патриоты». Уже в 1775 году, после победы Уилкса в выборах, Джонсон делает свое знаменитое изречение, возможно, самое известное англоязычное высказывание о патриотизме: «Патриотизм — последнее прибежище негодяя». Под негодяем подразумевался Джон Уилкс и его сторонники. Сам Джонсон был наиболее известен в качестве составителя «Словаря английского языка». В издании 1775 года он добавил к дефиниции патриота в словаре новый контекст: «Ироническое прозвище того, кто стремится сеять раздор внутри парламента». К 1775 году консерваторы проиграли лингвистическую войну радикальным либералам, им проще было отказаться от этого понятия вовсе. Сторонник реформ Джон Картрайт писал в 1782 году, что по-настоящему патриотом должен считаться не тот, кто противостоит испорченному министерству, а тот, кто стремится к восстановлению поруганных прав и радикальному преобразованию государственной системы, после которого будет ликвидирована тирания Георга III.

В начале 1790-х годов радикальная газета «The Patriot» выступает против деспотического произвола королевской власти. Если тирания угрожает свободам граждан, то свободные англичане должны встать в оппозицию под знаменем той либеральной традиции, которая была присуща Английскому государству с глубокой древности. По всей стране появляются «патриотические общества» и «патриотические клубы», выступающие против наступления на права и свободы. Во время борьбы американских колонистов за независимость, радикальная патриотическая риторика использовалась в борьбе с британским монархом. Идеологи движения за независимость и отцы-основатели США называли себя «патриотами».

Во время Великой французской революции патриотическая риторика была одним из ключевых инструментов политической пропаганды. Один из самых известных лозунгов революции — «Отечество в опасности!»

Современный ученый Питер Кэмпбелл различает идеологию и риторику. Идеология — это набор принципов, способных мотивировать людей на какие-либо действия. Риторика — это стратегия построения речи, направленная на достижение нужных целей. По мнению Кэмпбелла, патриотизм 1750-1760-х годов еще не оформился в качестве идеологии оппозиции во Франции, поэтому патриотами могли называться люди с диаметрально противоположными взглядами на государственное устройство. К 1770-м годам становится очевидно, что античный республиканский идеал, когда представительская власть находится в руках привилегированного сословия, невозможен. Во время Великой французской революции патриотическая риторика была одним из ключевых инструментов политической пропаганды (один из самых известных лозунгов революции — «Отечество в опасности!»). «Любовь к отечеству» интерпретировалась как борьба за внесословную нацию с равными правами. В 1892 году был сформирован парижский батальон «патриотов 1789 года». В доказательство разницы в политической риторике Франции до революции и после, Кэмпбелл приводит пример из аббата де Вери: после революции уже нельзя было сказать «служу королю» — говорили «служу государству».

На протяжении двадцати двух лет войны с Францией, с 1793-го по 1815-й, либеральный патриотический язык активно использовался официальной английской пропагандой для достижения нужных задач. После прихода к власти Наполеона английское правительство призывало общество защищать свободу нации (нацию свободных людей), которой угрожает самовольный тиран (слово, особенно неприятное для английского слуха). Таким образом, правительство одновременно играло на связи либерализма с патриотизмом и, в то же время, старалось привить лоялистское употребление этого термина, когда быть патриотом означало защищать государство перед лицом захватчика. Страх перед иностранным захватчиком становится важным средством аккумуляции официального патриотического языка. Главный итог военных лет — сдвиг в сторону лоялисткого употребления слова «патриотизм» в Англии.

М. Одесский и Д. Фельдман отмечают, что вплоть до конца XVIII века термин «патриот» не был обиходным в России. Его потребление маркировало знакомство с просветительской литературой. Однако в царствование Павла I этот термин уже стараются избегать из-за ассоциаций с якобинским террором времени Французской революции. Для декабристов патриотизм был не только частью революционной риторики, но и частью националистического дискурса. Другими словами, осуждалось как верноподданство в противоположность служению отечеству, так и предательство придворной элиты по отношению к национальной самобытности русской культуры.

При Николае I, пишут М. Одесский и Д. Фельдман, концепт «патриотизм» с помощью теории официальной народности приравнивается к концепту верноподданства. Служить отечеству означало служить государю-самодержцу. Либеральной политической мысли Европы противопоставлялась национальная самобытность России, выраженная через понятие «народность». Устаревшая к тому времени в европейском контексте религиозная концепция власти, оправдывающая абсолютизм, получает новое оправдание в «истинной вере» — православии. Идеология официального патриотизма скоро начинает вызывать отторжение у интеллектуальной элиты российского общества. Для характеристики поверхностного, показного восхваления национальной самобытности придумывается термин «квасной патриотизм». Понятие «патриотизм» практически полностью теряет либеральные и революционные коннотации и становится негативно окрашенным для либеральных интеллектуалов.

Появление термина «интеллигенция», по мнению М.П. Одесского и Д.М. Фельдмана, с самого начала связывалось с оппозиционностью официальному патриотизму»

Каннингэм считает, что вопреки распространенному мнению патриотизм в радикально-демократическом понимании продолжал существовать в языке и в XIX веке. Еще один контекст этого понятия приходит в 1830-е годы во время чарстистского движения рабочего класса. Теперь радикалы считают истинными патриотами тех, кто выступает против социального рабства. В центре этого контекста — фундаментальная идея того, что после английской индустриальной революции парламент перестал говорить от лица народа и, следовательно, представлять его интересы, как это было завещано в конституции. Однако и этот контекст быстро ушел из политического языка радикалов Великобритании, и со второй половины 1840-х годов патриотизм все меньше связывается с оппозицией правительству.

Во Франции, однако, ситуация была другая, так как революционные традиции и революционная риторика там постоянно актуализировались на протяжении XIX века. Так в 1868 году Гюстав Флобер пишет Жорж Санд: «Патриоты не простят мне этой книги, равно как и реакционеры!». В 1871 году, во время Парижской коммуны, он писал своей племяннице Каролине: «Коммунар и коммунист Кордом в одиночке. Его жена хлопочет об его освобождении и обещает, что он эмигрирует в Америку. Третьего дня взяли также и других патриотов».

С 1870-х годов патриотизм в Великобритании резко переходит на сторону правоконсервативной империалистической риторики. Одной из самых важных характеристик демократического патриотического дискурса был его интернационализм — патриоты разных стран считали друг друга единомышленниками в борьбе против реакционной деспотической власти. Во второй половине XIX века патриотизм радикалов воплотился в интернациональном рабочем движении, а также в поддержке Севера в Гражданской войне США. В то же время патриотизм радикалов переместил фокус с внутренней политики на внешнюю.

Пустые слова: краткая история термина «национализм»

В 1877-78-х годах в британской политической риторике появляется совершенно новая разновидность патриотизма — «джингоизм». Название происходит от одной из патриотических песен тех лет, распеваемых в лондонских пабах, с негативными высказываниями о России. Ключевым моментом здесь послужил так называемый «Восточный вопрос»: стоит ли поддержать Оттоманскую империю ради национальных интересов в ущерб интересам Российской империи. Джингоизм с самого начала связывался с так называемой «консервативной русофобией» (существовала и «левая русофобия», характеризовавшаяся беспокойством по поводу реакционной политики Российской империи).

Усилиями организации Worksmen’s Peace Association и Peace Society удалось предотвратить военное вмешательство Великобритании. Тем не менее волна джингоизма на некоторое время захватила публичную политику Великобритании, вызвав беспокойство в либеральных и демократических кругах. Патриотизм теперь ассоциировался с милитаристской политикой, осуществляемой премьер-министром Бенджамином Дизраэли, а либералы и социалисты потерпели поражение в борьбе за патриотическую риторику. С этого времени — не только в Англии — утверждается консервативный патриотизм, ставший важным инструментом империалистической политики.

В России в эпоху Александра III негативная окраска термина «патриотизм» только усиливается. Появление термина «интеллигенция», по мнению М.П. Одесского и Д.М. Фельдмана, с самого начала связывалось с оппозиционностью официальному патриотизму. Иронически именуемый либеральной интеллигенцией «казенным патриотизмом», этот вид патриотизма с последней трети XIX века означал крайне агрессивную, ксенофобскую риторику, направленную против любого инакомыслия. Если правительство притесняло враждебные группы с помощью законодательства и репрессий, финансируемая правительством «патриотическая» интеллигенция выступала с крайне агрессивной риторикой в печати. Так законодательно закрепленное конфессиональное неравенство, главным образом, по отношению к российским евреям, в среде «казенных патриотов» выливалось в агрессивный антисемитизм, инициирующий погромы.

Термин «патриотизм» в контексте советской журналистики 1970-80-х годов обретает ярко выраженную шовинистическую, этнонационалистическую окраску

М.П. Одесский и Д.М. Фельдман также подробно рассматривают идеологему «патриот» в истории Советского государства. Во время Гражданской войны большевистской пропагандой использовался видоизмененный лозунг Великой французской революции: «Социалистическое отечество в опасности!». Прибавка слова «социалистическое» означала скрытый риторический маневр: рожденное Октябрьской революцией «отечество» мирового социалистического движения находится в прямой опасности военной интервенции. Так соединялись консервативное и леворадикальное понятия о патриотизме.

В 1930-е годы вместе с концепцией «построения социализма в отдельно взятой стране» такое соединение национального и интернационального только усиливается. Кульминация этой идеологической конструкции стала национализация сталинской политики в послевоенный период. 24 мая 1945 года Сталин объявляет о «руководящей роли» русского народа в СССР. Таким образом, Советское государство вернулось к концепции консервативного патриотизма эпохи дореволюционной России с ярко выраженными чертами этнического национализма и агрессивной милитаристской риторикой. Именно это имеет в виду Джордж Оруэлл, который в известном эссе «Заметки о национализме» современную форму национализма называет «коммунизмом», сравнивая его с британским «джингоизмом» XIX века. В том смысле, в котором «русофилы» и «попутчики» считают СССР родиной всех социалистов и, следовательно, должны безоговорочно поддерживать любые внешнеполитические шаги Советского Союза, чего бы они ни стоили другим государствам.

В среде советской интеллигенции эпохи «оттепели» прослеживается возвращение либерального патриотического дискурса XIX века. Вновь возникает противопоставление «верноподданнической» модели патриотизма и идеи служения отечеству, а не государству. Когда эпоха «оттепели» сменилась эпохой «застоя», интеллигенция развилась два лагеря: «национально-патриотический» и «либеральный». Их противостояние резко усилилось в эпоху «перестройки».

Термин «патриотизм» в контексте советской журналистики 1970-80-х годов обретает ярко выраженную шовинистическую, этнонационалистическую окраску. В то же время М.П. Одесский и Д.М .Фельдман отмечают, что «верноподданнические» и ксенофобские традиции, которые высмеивались либеральной интеллигенцией эпохи «перестройки», были отнюдь не очевидны, а большинством термин патриотизм воспринимался в первую очередь с точки зрения любви к отечеству и готовности защищать свою страну перед иностранным захватчиком. Подобно тому, как когда-то радикальная оппозиция в Англии проиграла консерватизму борьбу за использование патриотической риторики, перестроечная либеральная интеллигенция проиграла самостоятельно отказалась от другого патриотического дискурса, употребляя термин «патриотизм» в самом знакомом ей значении — шовинистическом.

Пример современного употребления:

«Лингвострановедческие наблюдения. Я вот давно заметил, что местные фашисты любят называть себя патриотами, а чужих патриотов — фашистами». Лев Рубинштейн. Facebook.

Список литературы:

Ш. Монтескье. Дух законов.

С. Джонсон. The Patriot.

1. Патриот видит несовершенства своей родины и стремится ее улучшить, а потому поднимает проблемы и ищет их решения.
Псевдопатриот скрывает несовершенства, закрывает глаза на недостатки, главное для него — чтобы не подумали плохо. Когда же закрывать глаза не получается, он доказывает, что плохое — это национальная особенность и особый путь развития и не стремится улучшать свою родину.
2. Патриот трезво оценивает положение своей страны относительно других стран, ищет, что можно заимствовать хорошего у других, чтобы сделать лучше свою родину.
Псевдопатриот критикует все, что есть хорошего в других странах, переворачивает все хорошее таким образом, что недостатки его родины становятся единственными достоинствами. Если же отрицать не получается, он ссылается на высшую ценность — национальную особенность и свой особый путь развития.
3. Патриот ищет диалог с другими культурами и странами, с другими ценностями, поскольку понимает, что развиваться можно только обмениваясь достижениями в открытом пространстве, а изоляция приводит к тупику.
Псевдопатриот отрицает все чуждые среднестатистическому человеку в его стране ценности, все другие культуры и субкультуры, отличные от обычной пропаганды. Псевдопатриот считает, что диалог и обмен культурными богатствами уничтожает чистоту его культуры. Если же все аргументы оказываются неуместными и деградация налицо, псевдопатриот ссылается на высшую ценность — национальную особенность и особый путь развития.
4. Патриот стремится к стабильному и динамичному развитию родины, ее процветанию максимально длительное время. Поскольку различные социальные группы имеют различные интересы и между ними возникают конфликты, он ищет пути решения социальных проблем и создания социально-политических институтов, которые позволят эти вопросы решать мирно, не нарушая стабильности и динамики развития страны.
Псевдопатриот подвержен влиянию пропаганды и поддерживает исключительно те идеи, которые исходят от официальной власти либо угодны официальной власти. Любые конфликты интересов социальных групп и попытки их общественного решения он воспринимает как заговор врагов родины, а любое отклонение от идей, пропагандируемых официальной властью, как преступление против народа. Тем самым он толкает родину к коррупции, несменяемости власти, тоталитаризму и революции, нарушая стабильность и динамизм ее развития. Если же его аргументов не хватает, он ссылается на национальные особенности и особый путь развития во враждебном окружении.
5. Патриот стремится к разнообразию мнений и многовекторности социальных групп, поскольку сложность общества и свобода мысли создают высокий темп развития, высокий творческий потенциал нации, а следовательно, высокую конкурентоспособность родины по сравнению с другими быстроразвивающимися странами.
Псевдопатриот стремиться к сливанию всех в одну массу и жестокому наказанию всех альтернативных мнений. Любое отличие он считает ослаблением национального единства и угрозой для будущего страны. Всех непохожих на среднестатистического сородича он считает неполноценными людьми, разрушающими великую родину. Он стремится, чтобы общество как можно медленнее развивалось или не развивалось вообще, даже несмотря на быстроразвивающихся соседей, поскольку это гарант вечного величия — национальная особенность и особый путь развития во враждебном окружении разлагающихся соседей.

Классный час «Что такое патриотизм»

Классный час

«Что такое патриотизм»

Цель:

Формирование у детей чувства патриотизма, уважение к родной стране, ее истории;

Умение ориентироваться в общественной обстановке, иметь свои суждения и взгляды, обладать социальной ответственностью за свои мысли, поступки.

Задачи:

Помочь учащимся осознать социальную значимость патриотизма в современной жизни общества,

Создать условия для развития у учащихся умений формулировать понятия,

убедить учащихся в том, что истинный патриот своего Отечества должен знать историю своего народа, испытывать чувство гордости за своих соотечественников, должен готовиться к защите Отечества,

расширить кругозор учащихся,

учить самостоятельности, коллективизму.

Оборудование: плакаты, презентация

На доске эпиграф : «Клянусь честью, что на свете я не хотел бы переменить Отечество или иметь другую историю, кроме истории наших предков».

А.С. Пушкин

Ход занятия:

  1. Сообщение темы и цели занятия

  2. Понятия: патриот, Родина, Отечество

  3. Герои Нижегородского края защищавшие нашу страну

  4. Патриот в современном обществе: кто он?

  5. Подведение итогов занятия.

  1. Сегодня мы с вами попытаемся понять что такое патриотизм, кто такой истинный патриот своей страны.

  2. Патриоти́зм (греч. πατριώτης — соотечественник, πατρίς — отечество) — нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к Отечеству и готовность подчинить его интересам свои частные интересы. Патриотизм предполагает гордость достижениями и культурой своей Родины, желание сохранять её характер и культурные особенности и идентификация себя с другими членами народа, стремление защищать интересы Родины и своего народа. А вот что записано в словаре Ожегова: патриотизм- преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу.

Другое определение патриотизма: особое эмоциональное переживание своей принадлежности к стране и своему гражданству, языку, традициям.

Как вы считаете, что объединяет все эти определения?

Ответы учащихся.

Правильно, все эти определения объединяет одно: любовь к Родине, Отечестве, к своему народу и стремление защитить свою Отчизну. А как Вы думаете: защищать свою Отчизну можно только с оружием в руках?

Ответы учащихся.

  1. В годы Великой Отечественной войны наши с вами земляки защищали нашу страну от фашистов как и на фроне так и в тылу.

Три ученики выступают с сообщением о горьковчанах в годы Вов, параллельно идёт показ слайлов.

Во время Великой Отечественной войны на территории г. Горького и области формировались воинские части и соединения для Красной Армии. Это были стрелковые дивизии и танковые бригады, танковый корпус, подразделения лыжников, дивизион бронепоездов. Горьковчане вливались в авиационные части, пополняли экипажи морских судов и подводных лодок, воевали в кавалерии и артиллерии, сражались на всех фронтах. Славную биографию имеет 137 стрелковая Бобруйская дивизия, в которой были преимущественно горьковчане. Она участвовала в ликвидации Орловского плацдарма гитлеровских войск, первой форсировала Десну, освобождала Украину и Белоруссию, первой вступила на территорию Южной Пруссии, активно участвовала в ликвидации восточно-прусской группировки противника. Таким же героическим был путь 322-й стрелковой Житомирской дивизии, 279-й стрелковой Лисичанской, 85-й гвардейской стрелковой Рижской, 89-й гвардейской стрелковой Белогородско-Харьковской, 8-го гвардейского танкового корпуса, Горьковско-Варшавского дивизиона бронепоездов, артиллерийских полков и других частей и соединений, которые формировались в Горьком, и в которые входило много горьковчан.

Более трехсот наших земляков заслужили высокое звание Героя Советского Союза, а генералы В.Г.Рязанов и А.В.Ворожейкин удостоены этого звания дважды. Сорок восемь человек стали полными кавалерами солдатского ордена Славы. Многие земляки совершили настоящие подвиги: закрывали грудью амбразуры вражеских дзотов, бросались под вражеский танк со связкой гранат, таранили на самолетах фашистские бомбардировщики, взрывали свои машины, чтобы пламенем предупредить товарищей о высадке десанта противника, таранили на горящем танке вражеский бронепоезд…

Не менее героическим был труд тыловиков. На предприятиях области выпускались танки, самолеты, самоходные установки, танковые моторы, минометы, знаменитые «катюши» и другая военная продукция, шилось военное обмундирование.

За образцовое выполнение заданий по выпуску военной продукции правительство наградило коллективы Горьковского автозавода и завода им. С. Орджоникидзе орденами Ленина, Красного Знамени, Отечественной войны I степени. Завод «Красное Сормово» награжден орденами Ленина и Отечественной войны I степени. Орденом Ленина были награждены заводы «Красная Этна», имени В.И.Ленина, Богородский ремонтный завод. Правительственными наградами был отмечен труд выксунских и кулебакских металлургов, дзержинских химиков.

Горьковская железная дорога стала одной из ведущих магистралей страны, она перевозила огромное количество грузов. Для нужд фронта были оборудованы вагоны-пекарни, вагоны-бани.

В битве за Сталинград отличились наши речники. Суда Верхне-Волжского речного пароходства под непрерывными бомбежками и обстрелами вывозили из осажденного города раненых, эвакуировали гражданское население, доставляли оружие, боеприпасы, продовольствие.

Жители области создавали фонды обороны, куда вносили свои денежные средства. На них строились танки и самолеты. Тысячи горьковчан, прежде всего женщин, в годы войны стали донорами.

Несмотря на то, что вся тяжесть сельскохозяйственных работ легла на плечи женщин и детей, планы урожайности по основным культурам ежегодно перевыполнялись. За годы войны горьковские колхозы дали государству около 70 млн. пудов хлеба, десятки тысяч тонн картофеля, овощей, тысячи тонн мяса, молока. При том, что сами питались картофельным хлебом, добавляя в него крахмал, полученный из гнилой картошки, оставшейся после уборки на полях. В картофельное тесто добавляли головки клевера и пекли лепешки – почти единственное доступное лакомство. Доходы от личного подворья уходили на уплату государственных налогов.

В городах так же, как и в колхозах, на рабочие места ушедших на фронт мужчин вставали женщины, дети и старики. За одну смену выполняли 2-3-х сменную норму выработки. Питание было скудное: 800 граммов хлеба для работающих на тяжелых работах, 500 г – для остальных, на иждивенцев – 300 г. В обед выдавали бесплатный талон, по которому в столовой полагалось 200 г хлеба, первое и второе: летом — щи из крапивы со свекольной ботвой и жидкая овсяная каша, зимой — овсяные каша и суп. По карточкам повышенной категории (как, например, в Дзержинске) полагалось от 700 до 1000 г хлеба в день.

Несмотря на тяжелое бытовое и продовольственное положение, во время войны область приняла десятки тысяч детей, эвакуированных из западных районов страны. Детские дома и интернаты были созданы в 18-и районах области – Шатковском, Перевозском, Сергачском, Пильнинском, Дальнеконстантиновском, Городецком и других. Особенной заботой были окружены дети из блокадного Ленинграда, которым привозили продукты питания жители многих окрестных деревень и сел. В Шатковском районе находится памятник и могила известной ленинградки Тани Савичевой, небольшой дневник которой послужил одним из обвинительных документов на Нюрнбергском процессе.

За выдающиеся заслуги горьковчан в годы войны область в 1967 году была награждена орденом Ленина.

Родина помнит подвиг героев военнослужащих. На территории нашего с вами района установлены памятники и мемориалы, в честь защитников Отечества.

Три ученика рассказывают о героях войны, параллельно показ слайдов.

Лаврентий Андреевич Чванов (род. 23 августа 1914, дер. Чаглава Шелокшанской волости (теперь Кстовского района Нижегородской области) — 2 февраля 1945, на Одере) — советский офицер, танкист, в годы Великой Отечественной войны — лейтенант, командир роты 71-й механизированной бригады 9-го механизированного корпуса 3-й гвардейской танковой армии 1-го Украинского фронта, Герой Советского Союза.

Подвиг

6 ноября 1943 лейтенант Л. А. Чванов в бою за село Хотов Киево-Святошинского района Киевской области с двумя солдатами вышел к шоссе, по которому двигалась колонна фашистов, и, открыв внезапный огонь, вызвал панику в его рядах, в результате чего, отступавшие гитлеровцы попали под огонь наших танков и автоматчиков и были полностью уничтожены. Отличилась его танковая рота и на Правобережной Украине, совершая дерзкие вылазки в тыл врага.

В честь него в деревне Бешенцево названа улица, на которой установлен обелиск воинской славы.

ПАНИН БОРИС ВЛАДИМИРОВИЧ (1920—1943). Летчик. Младший лейтенант. Родился в Горьком в семье рабочего. Окончил семилетку, поступил на завод имени Фрунзе учеником слесаря. На фронте с октября 1942 года. Участвовал в боях на Калининском, Волховском, Северо-Западном и Воронежском фронтах в составе гвардейского авиационного полка. Был летчиком пикирующего бомбардировщика Пе-2, затем – командиром авиазвена. Считался одним из лучших летчиков соединения. На фронте вступил в партию. В мае 1943 года произвел в сложных условиях фотографирование Харьковского аэроузла противника. 4 августа 1943 года при выполнении боевого задания Борис Панин вместе с экипажем погиб в районе Белгорода. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 сентября 1943 года гвардии младшему лейтенанту Борису Владимировичу Панину было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

На территории завода имени Фрунзе ему был установлен памятный бюст.

ЛАРИН МИХАИЛ ФЕДОРОВИЧ (1911—1945). Пехотинец. Лейтенант. Родился в селе Надеждине Мордовской АССР в семье крестьянина. Действительную военную службу проходил в Белоруссии в кавалерийском полку, учился в полковой школе. В 1935 году, уволившись в запас, переехал в город Горький и поступил работать в 8-е отделение милиции Ждановского района. В августе 1942 года добился отправки на фронт. Воевал на Калининском фронте пулеметчиком. Участвовал в освобождении Великих Лук, Смоленска. На фронте ему было присвоено звание младшего лейтенанта, он стал командиром пулеметного взвода. Был дважды ранен.

Фашисты упорно сопротивлялись на клайпедском плацдарме, на косе Куршю-Неринга. В ночь на 29 января взвод Ларина в жестокой схватке выбил противника из первых траншей. Немцы бросили крупные силы пехоты, поддержав их артиллерийским огнем. За один день взвод Ларина отбил пять контратак. Отбивая шестую контратаку, в рукопашном бою Ларин уничтожил 15 вражеских солдат, но и сам погиб смертью храбрых. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 19 апреля 1945 года лейтенанту Михаилу Федоровичу Ларину было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

В честь этого героя названа одна из улиц Приокского района и установлен на этой улице памятный знак (ул. Ларина, д.1).

Но воины, защищают наш покой и казалось бы и в мирное время. В 2002 году в парке «Швейцария» был установлен мемориал памяти воинов, погибших в локальных конфликтах в Афганистане и Чечне.

Два ученика читают стихи ветерана Приокского района Щёголевой Тамары Семеновны:

*****

Стоят друзья у обелиска

Плечом к плечу так близко — близко

И просят павшего, чтоб встал

И крепко руки всем пожал.

Припомнишь годы боевые,

Пути — дороги фронтовые,

Чтоб с нами рядом посидел

И на друзей бы поглядел.

Друзья, конечно, постарели,

Виски давно их побелели,

А он остался молодым

И в сыновья годится им.

Но друг по фронту — вечный друг

И не стереть ту память вдруг.

Цветы, венки у обелисков

От всех друзей, родных и близких.

*****

Седая женщина подходит к обелиску

Лицо в морщинах, с крупною слезой.

Целуя надпись, наклонилась низко

И тихо шепчет: «Здравствуй, мой родной!»

Глаза закрыла, вспомнила мальчонку:

Он только вырос – началась война.

Оставил мать, любимую девчонку.

С тех пор и мать одна, и девушка одна.

Прожил он мало, но зато навечно

Был удостоен «золотой звезды»

И к обелиску цепью бесконечной

Приходят люди и несут цветы.

Стояла мать его в молчаньи,

Душой сказала сыну своему:

«Теперь я вижу, сын, твои старанья.

Ты – жив», — скажу я сердцу своему.

  1. Ребята, скажите, а как мы с вами можем проявить любовь и уважение к своей Родине, к России? Как, какими делами, поступками мы можем заявить о том, что мы граждане России и готовы защищать свою Отчизну?

Размышления детей, обсуждение

А сейчас давайте создадим портрет современного патриота.

Дети предлагают свои ответы, учитель записывает на доске в форме схемы.

Ученик читает стихотворение «Быть патриотом…» Ковалёва Е.

Быть патриотом,… Что же это значит?

А это значит Родину любить,

А это значит честно, бескорыстно

Отечеству любимому служить.

Любить его историю седую,

Святые лики русских матерей,

Которые не раз в годину злую

В бой провожали собственных детей.

Учить детей гордиться своим родом

И честь его блюсти и сохранять,

Быть лучшей частью русского народа,

Которую не смог никто подмять.

Творческая мастерская. У нас в классе представлены различные плакаты патриотического содержания: плакаты времён Великой Отечественной войны, призывающие отдать все свои силы на борьбу с фашистами, современные плакаты. А сейчас мы с вами попробуем создать свои патриотические плакаты, отражающие любовь и уважение к Отчизне.

Дети деляться на 4 группы. На листах выполняют творческие работы, затем рассказывают, какую идею хотели передать в своём плакате.

  1. Патриотами не рождаются, ими становятся. И сколько бы кто ни говорил о патриотизме, все это слова. Истина в делах, поступках. В жизни патриотизм проявляется не в пламенных речах с трибуны, а в обычной посадке дерева около школы или дома, в том, чтобы не бросать билетики на землю, выходя из автобуса. И даже в хороших оценках, потому что оценки — это мера ответственности человека. Патриотизм – это проявление любви не только к сильной и красивой, великой и могучей стране, а также к стране, которая может переживать не лучшие времена. Патриотизм – это своими поступками делать жизнь в своей стране лучше, а не ругать порядки, законы в своей Родине. Патриотизм это любовь и уважение ко всему что нас окружает: к дому, семье, школе, улице где ты живёшь, школе, где ты учишься; это ответственность за себя, за свои поступки, за своё образование; это дружба, верность, труд на благо Отечеству, забота о близких, умение восхищаться природой родного края и стремление беречь её.

И на прощание давайте прослушаем песню «С чего начинается Родина..» написанную Вениамином Баснером на слова Михаила Матусовского в 1968 год.

беседа на тему Что такое патриотизм? 4 класс классный час (4 класс) на тему

Беседа «Что такое патриотизм?»

Цель: воспитание чувства патриотизма, долга перед Родиной и перед своей семьей, воспитание нравственности учащихся, ответственности за свои поступки.

Задачи: убедить учащихся в том, что истинный патриот своего Отечества должен знать историю своего народа, испытывать чувство гордости за своих соотечественников, должен готовиться к защите Отечества, проявлять толерантность к другим народам; расширить кругозор учащихся.

Ход занятия.

  1. Организационный момент.

Вот и прозвенел звонок.

Он нас к знаниям зовёт.

С каждым часом, с каждым днём

Мы всё больше узнаём.

Здравствуйте, ребята. Здравствуйте, коллеги. Меня зовут Лариса Анатольевна. Я приехала из Лазурненской средней школы.

  1. Вступительное слово учителя.

Ребята, я очень хочу с вами побеседовать. А вы не против пообщаться со мной?

Сегодня мы попробуем ответить на сложный вопрос — что такое патриотизм?

(Слайд № 1)

Как вы понимаете, что такое патриотизм? (ответы детей)

  1. Раскрытие понятий патриотизм, Родина, патриот.

Вот какой ответ на этот вопрос нам даёт словарь.

(Слайд № 2)

Патриотизм (греч. Patris – родина, отечество) –

любовь к своей Родине, народу, его истории, языку, национальной культуре; преданность Родине, гордость за неё, стремление служить её интересам, защищать от врагов.

Все мы родились в одной стране, здесь мы живем, растём. Мы изучаем историю нашей страны, гордимся ею. Но самое чудесное — это когда наши души наполняются особым чувством — патриотизмом.

Патриотизм – это любовь к Родине, а что же такое Родина? Как вы можете объяснить значение этого слова? (ответы детей)

Чтение стихотворения учителем

(Слайд № 3 сопровождается музыкой И.Кириллова «Родимый край»):

Что мы Родиной зовём?

Дом, где мы с тобой растём

И берёзки у дороги,

По которой мы идём.

Что мы Родиной зовём?

Солнце в небе голубом

И душистый, золотистый хлеб

За праздничным столом.

Великую землю,

Любимую землю,

Где мы родились и живём.

Мы Родиной светлой,

Мы Родиной милой, Мы Родиной нашей зовём.

Обратимся вновь к словарю.

(Слайд № 4)

Ро́дина —место, где родился человек, откуда произошли его предки.

Происходит от слава род.

Род — Бог, создатель всего живого и сущего.

Итак, патриотизм – это чувство любви к своей Родине. А как называют человека, который испытывает чувство патриотизма? (ответы детей)

(Слайд № 5)

Патрио́т — человек, который любит своё Отечество.

(Слайд № 6)

Русский писатель Николай Чернышевский так говорил о патриотах.
Патриот — это человек, служащий Родине, а Родина — это, прежде всего народ.

Как вы понимаете его слова?

VI. Построение МОДЕЛИ Человека — Патриота

Сейчас мы попробуем построить модель Человека – Патриота.

(Слайд № 7) Учитель раздаёт карточки. На доске прикрепляется модель человечка с надписью «Патриот»

Работа в группах.

Патриот любит своё Отечество, свою Родину. А что это значит, любить свою Родину? В чём это выражается? Выберите нужные высказывания, приклейте. На выполнение это работы вам отводится 3 минуты. Потом, кто-то один от группы должен будет защитить вашу модель.

В процессе защиты моделей, идёт построение модели на доске:

— Знает историю своего края, своей страны;

— бережно относится к природе родного края;

— любит свою семью, свой народ;

— соблюдает правила и законы;

— знает и любит свой родной язык;

— знает и сохраняет традиции и культуру своего народа;

— гордится достижениями своей страны;

— трудится на благо своего народа, своей Родины;

— готов встать на защиту своей Родины;

— проявляет толерантность (после ввода этого понятия)

Истинный патриот любит своё Отечество не за то, что оно даёт ему какие-то блага и привилегии, а потому что это его Родина, и он верен ей в самые тяжёлые минуты.

V Календарь

В нашем календаре встречаются праздничные даты, которые вызывают особый подъём чувства патриотизма.

(Слайд № 8)

4 ноября. Что это за дата? (ответы детей)

День народного единства — российский государственный праздник. Отмечается 4 ноября, начиная с 2005 года.

В эти дни 1612 г. воины народного ополчения под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского освободили Москву от польских захватчиков, продемонстрировав образец героизма и сплочённости всего народа вне зависимости от происхождения, вероисповедания и положения в обществе.

(Слайд № 9)

23 февраля Что это за дата? (ответы детей)

День защи́тника Оте́чества — в 1918 году была создана Рабоче-крестьянская Красной армии, а в 1922 году праздник был переименован в «День Красной Армии и Флота». В послевоенные годы носил название «День Советской Армии и Военно-Морского флота».В настоящее время праздник получил название День Защитника Отечества.

(Слайд № 10)

9 мая Что это за дата? (ответы детей)

Праздник Победы Советской армии и советского народа над нацистской Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 годов. В этот день проходят парады, митинги, концерты. Поздравляют ветеранов, тружеников тыла. Вспоминают всех тех, кто воевал за наше будущее.

Самые отважные воины получали высшую награду – Героя Советского Союза. В нашем районе три таких героя. Можете ли вы вспомнить их имена?

(ответы детей)

-Казанцев Василий Тихонович

-Алабугин Фёдор Андреевич

-Смирных Леонид Владимирович

VII Истинный патриотизм и нацизм

Как вы считаете, если вы любите свой народ, свою страну, свой язык, значит ли это, что все остальные народы и страны плохие? Что ваша вера правильная, а остальные нет? (ответы детей)

К сожалению, есть люди, которые искажают понятие патриотизм. Они говорят о любви к Родине, своему народу, называют себя патриотами. Но на самом деле таковыми не являются. Они считают свою нацию, свой народ исключительными, а все остальные народы низшими. Это нацисты.

(Слайд № 11)

Нацизм — это мировоззрение, идеология, политика подчинения одних наций другим, проповедь национальной исключительности, национальная вражда.
Самый яркий пример нацизма – фашистская Германия, лидером которой был Адольф Гитлер. В 1945 году 9 мая свершилась Великая победа над нацизмом.

Во многих странах проповедование этой идеологии запрещено законом.

Как вы считаете, а в современном мире существует нацизм? (ответы детей)

(Слайд № 12)

К сожалению, в современном мире вновь появляются нацисты, и они рвутся к власти, привлекают на свою сторону молодых людей. Разжигают межнациональную вражду. Сейчас это наиболее ярко проявляется на Украине.

Истинный патриот с уважением относится к другим народам, обычаям, верованиям, чувствам, мнениям, т.е. проявляет толерантность. (табличка прикрепляется к модели)

(Слайд № 13)

ПАТРИОТОМ НЕЛЬЗЯ РОДИТЬСЯ!

ПАТРИОТОМ НАДО СТАТЬ!

VIII Анкетирование

(Слайд № 14)

Сейчас мы проведём анкетирование «Насколько ты являешься патриотом».

Рядом с вопросом вы ставите баллы, если ваш ответ

да – 2 балла,

возможно, не уверен – 1 балл,

нет – 0 баллов.

Вопрос

баллы

  1. Знаешь ли ты символы нашего государства?
  1. Знаешь ли ты в каком году образовалось ваше село?
  1. Испытывал ли ты чувство гордости за наших спортсменов, победивших на Олимпиаде в Сочи?
  1. Заботишься ли ты о своих родных и близких людях?
  1. Есть ли у тебя друзья?
  1. Соблюдаешь ли ты правила поведения в школе, на улице?
  1. Нравится ли тебе учиться, узнавать что-то новое?
  1. Заступился ли бы ты за малыша, которого обижают старшие ребята?
  1. Знаешь ли ты какие растения растут у нас в районе, какие животные обитают?
  1. «Россия — великая страна. Люди в России — самые душевные и отзывчивые в мире. В России традиционно уделяется большое внимание духовной стороне жизни, это правильно, ведь не все можно купить за деньги» Согласны ли Вы с этими суждениями?

Общая сумма баллов:

18 – 20 баллов. Высокий уровень. Тебе знакомо высокое и священное чувство патриотизма.

16 – 17 баллов. Средний уровень. Продолжай ещё больше узнавать о своём крае, о своей стране, о людях, живущих в ней.

Менее 16 баллов. Низкий уровень. Начни изучать историю своей страны, её культуру, язык.

XI. Заключение – рефлексия (слайд № 15)

Я всех приглашаю в круг. Сегодня мы попрощаемся с вами с помощью «волшебного клубка». Я уверена, что всех нас объединяет общее чувство патриотизма. И пока в нас будет жить любовь, сострадание, взаимовыручка, дружба наша Родина будет оставаться Великой Россией – великой страной. Давайте протянем нити патриотизма, и ещё раз вспомним, каким должен быть истинный патриот своей страны. Ребята, я прошу вас передавать клубок друг другу, называя качества истинного патриота, начиная со слов «Патриот …».

Начинает учитель «Патриот любит свою Родину». Далее клубок переходит от одного к другому. Последним клубок снова берёт учитель:

«Хоть вы ещё совсем юные, но я убедилась, что вы уже патриоты нашей великой Родины».

Поднимите руки вверх и посмотрите, как эти нити превратились в волшебную «крышу Патриотизма», которая защитит нашу страну в этом мире от всех бед. А теперь, положите паутинку на пол, видите, она превратилась в дорогу Патриотизма, которая никогда не прервется и приведёт к миру и благополучию в нашей стране.

Я уверена, что дух патриотизма есть в каждом из нас.

Мне так приятно, что я сегодня повстречала таких умных ребят. И в память о нашей встрече разрешите мне вручить вам небольшие буклеты. (Вручение буклетов)

Анкета «Насколько ты являешься патриотом».

да – 2 балла,

возможно, не уверен – 1 балл,

нет – 0 баллов.

Вопрос

баллы

  1. Знаешь ли ты символы нашего государства?
  1. Знаешь ли ты в каком году образовалось ваше село?
  1. Испытывал ли ты чувство гордости за наших спортсменов, победивших на Олимпиаде в Сочи?
  1. Заботишься ли ты о своих родных и близких людях?
  1. Есть ли у тебя друзья?
  1. Соблюдаешь ли ты правила поведения в школе, на улице?
  1. Нравится ли тебе учиться, узнавать что-то новое?
  1. Заступился ли бы ты за малыша, которого обижают старшие ребята?
  1. Знаешь ли ты какие растения растут у нас в районе, какие животные обитают?
  1. «Россия — великая страна. Люди в России — самые душевные и отзывчивые в мире. В России традиционно уделяется большое внимание духовной стороне жизни, это правильно, ведь не все можно купить за деньги» Согласны ли Вы с этими суждениями?

Общая сумма баллов:

Патриот общей идеи — слово из 5 букв

Определения из сканвордов слова АДЕПТ

  • апологет
  • посвящённый в знания
  • Посвящен в тайны учения
  • знаток, посвященный
  • м. лат. вновь принятый в братство, в тайное учение или общество; новичок, новобранец. Посвященный в тайны кабалистики, алхимии или иного таинственного учения: знахарь
  • новичок в тайном обществе
  • новичок, недавно принятый в тайное общество
  • патриот идеи
  • патриот общей идеи
  • посвященный в знания
  • посвященный в тайны
  • посвященный в тайны какого-либо учения, секты
  • посвященный в тайны секты
  • посвященный в тайны учения
  • посвященный приверженец
  • последователь учения
  • приверженец идеи
  • приверженец какого-либо учения
  • приверженец учения
  • приверженец, последователь какого-либо учения
  • ревностный поборник учения
  • ревностный последователь, приверженец какого-либо течения, идеи
  • ревностный приверженец какого-либо учения, идеи
  • ревностный приверженец учения
  • ревностный служитель идее
  • способный входить в состояние Сомати (по Э. Р. Мулдашеву)
  • столп учения
  • ученик гуру
  • ярый приверженец идеи
  • посвящённый в тайны учения
  • Активный сторонник идеи
  • посвящённый приверженец
  • посвящённый в тайны
  • посвящённый в тайны секты