Почему бог не принял жертву каина?

Каин и Авель. Почему Бог принял дар Авеля, а не Каина?

В книге Бытие, 4-ой главе мы читаем всем хорошо знакомую историю о том, как Каин и Авель принесли Богу дары.

«Спустя несколько времени, Каин принес от плодов земли дар Господу. И Авель также принес от первородных стада своего и от тука их. И призрел Господь на Авеля и на дар его; а на Каина и на дар его не призрел (не посмотрел, не принял)» (Быт. 4:3-5)

Чтобы лучше разобраться, почему Бог призрел, то есть принял жертву Авеля, но не оценил дар Каина, давайте посмотрим другие тексты Библии, где говорится о Каине, Авеле и их дарах.

«Верою Авель принес Богу ЖЕРТВУ ЛУЧШУЮ, нежели Каин; ею получил свидетельство, что он праведен, как засвидетельствовал Бог о дарах его» (Евр. 11:4).

Здесь мы видим, что Авель верою принес ЖЕРТВУ ЛУЧШЕ, чем его брат Каин. Посмотрим теперь другой текст

«Но вы (христиане) приступили … к Ходатаю нового завета Иисусу, и к Крови КРОПЛЕНИЯ, говорящей лучше, нежели Авелева» (Евр.12:22,24)

В данном тексте сравнивается кровь КРОПЛЕНИЯ Иисуса и Авеля.

Что такое кровь кропления? Некоторые христиане считают, что здесь сравнивается насильственная смерть Авеля с убийством Иисуса. Однако, в Библии нигде кровь убитых и пострадавших за правду людей не называется кровью КРОПЛЕНИЯ. Но в книге Левит 1 главе мы можем прочитать:

«Если жертва его есть всесожжение из крупного скота, пусть принесет ее мужеского пола, … и возложит руку свою на голову всесожжения — и приобретет он благоволение, ВО ОЧИЩЕНИЕ ГРЕХОВ ЕГО; и заколет тельца пред Господом; сыны же Аароновы, священники, принесут кровь и ПОКРОПЯТ КРОВЬЮ со всех сторон на жертвенник, который у входа скинии собрания» (Лев. 1:3-5)

Термин КРОВЬ КРОПЛЕНИЯ очень часто употребляется в Библии, когда Бог дает инструкции по принесению жертв в святилище. То есть в прочитанном нами тексте Библии из послания Евреям 12 главы, где упомянута кровь кропления Авеля, мы можем увидеть МОТИВ СВЯТИЛИЩА, потому что служение в святилище базировалось на принесении жертвенных животных С КРОПЛЕНИЕМ их кровью.

Чтобы в этом убедиться, давайте еще раз взглянем на текст книги Быте о Авеле и Каине и сравним его с законом Божьим о принесении жертв в святилище.

«Каин принес ОТ ПЛОДОВ ЗЕМЛИ дар Господу, и Авель также принес ОТ ПЕРВОРОДНЫХ СТАДА своего и от ТУКА их» (Быт. 4:3,4)

Мы видим, что Авель принес в жертву животное, как в святилище, а дар Каина был бескровным. Вспомните, приносились ли бескровные жертвы в святилище согласно закону Божьему? В Книге Левит 2.1 мы читаем:

«Если какая душа хочет принести Господу жертву ПРИНОШЕНИЯ ХЛЕБНОГО, пусть принесет пшеничной муки, и вольет на нее елея, и положит на нее ливана (фимиама)» (Лев. 2:1)

То есть мы видим, что на жертвенник в дар Господу могла приноситься и бескровная жертва – от плодов земли, называлась она минха. Кажется именно такую жертву — «минха» — и принес Каин… В чем же его вина? Почему тогда Бог не принял жертву Каина? Давайте сравним его жертву с жертвой Авеля.

Авель принес дар вспомним — «от первородных, от тука их» Теперь сравним описание этой жертвы с другими текстами Библии о жертвоприношениях.

Вспомним наказ Бога из Исх. 13 главы:

«Отделяй Господу все, разверзающее ложесна; и все первородное из скота, какой у тебя будет, мужеского пола, — Господу» (Исх. 13:12)

А в книге Левит мы читаем, что при жертвоприношениях Бог предписывает приносить в жертву ТУК (то есть внутренний жир) животных. Например, прочтем:

«И весь ТУК его вынет из него, и сожжет на жертвеннике» (Лев. 4:19)

Итак, с первого взгляда, кажется, что дары обоих братьев Каина и Авеля СОВПАДАЮТ С ДАРАМИ, ПРИНОСИМЫМИ В ХРАМЕ на жертвеннике по закону Божьему, который он дал Моисею. Мы с вами увидели на жертвеннике и в Эдеме и в святилище — БЕСКРОВНУЮ жертву и ПЕРВОРОДНЫХ ЖИВОТНЫХ и ТУК.

Причем не только жертвы Каина и Авеля из первых героев Библии похожи на жертвы во святилище. Откроем отрывок о жертве Ноя.

«И устроил Ной жертвенник Господу; и взял из всякого скота чистого и из всех птиц чистых и принес во ВСЕСОЖЖЕНИЕ на жертвеннике» (Быт. 8:20)

В этом тексте в оригинале нет слов “всякого”, добавленного переводчиками, но там есть конкретный термин святилища – жертва всесожжения — ола.

Вспомним теперь об Аврааме.

» сказал: возьми сына твоего, единственного твоего, которого ты любишь, Исаака; и пойди в землю Мориа и там принеси его во всесожжение на одной из гор, о которой Я скажу тебе» (Быт. 22:2).

Как мы помним, когда Авраам сделал свой выбор и решился доверится Богу, то ему тут же был дан вместо Исаака Агнец, которого он принес во всесожжение (ола). Здесь мы опять видим жертву и термин святилища – ола. Необходимо вспомнить еще об одной истории из жизни Авраама, где Авраам по указанию Бога приносит в жертву животных.

Тут перечислены 5 видов животных. Тельцы, козлы, овны, горлицы, голуби… Где мы еще встречаем эти 5 видов животных? Снова откроем книгу Левит и прочитаем предписание Бога о жертвоприношениях:

«Объяви сынам Израилевым и скажи им: когда кто из вас хочет принести жертву Господу, то, если из скота, приносите жертву вашу из скота крупного и мелкого … и заколет тельца пред Господом … Если жертва всесожжения его из мелкого скота, из овец, или из коз, пусть принесет ее … и заколет ее пред Господом на северной стороне жертвенника, и сыны Аароновы, священники, покропят кровью ее на жертвенник со всех сторон; и РАССЕКУТ ее на части … Если же из птиц приносит он Господу всесожжение, пусть принесет жертву свою из горлиц, или из молодых голубей» (Лев. 1:2-14)

Вы заметили перечисление тех же самых 5 видов животных? Тельцы, овны, козлы, горлицы, голуби… Это случайное совпадение — не больше и не меньше, а именно 5 определенных животных из сотен разных видов?! Разумеется, такой случайности быть не может! Просто мы видим, что Авраам приносил в жертву тех же животных, что и затем приносились в святилище. И как мы видим названия жертвоприношений были одинаковыми – ола, минха. Совпадает, напомню, и первородство и тук.

Какой можно из этого сделать вывод? Только один. Начиная с Эдемского сада – Авель, Ной, Авраам, Иаков, Исаак и затем на Синае – евреи — все они имели одинаковые указания от Бога о необходимости принесения Ему даров на жертвеннике. То есть закон Божий о жертвоприношениях был известен до того момента, как Бог дал закон Моисею на горе Синай. И как мы видим, закон был довольно таки детальный, раз И до Синая И в законе Моисея упоминаются одинаковые названия жертв и жертвенные животные.

Теперь давайте вновь вернемся к жертвам Авеля и Каина. Почему же Бог не презрел на жертву Каина, ведь, как мы увидели, бескровные жертвы – минха — описаны в законе Божьем?!

Если внимательно читать закон Божий в Библии, становится понятным, что бескровная жертва представляла из себя не яблоки и груши, ни инжир и картофель…, а ТОЛЬКО хлебное приношение — мука, пшеница, хлеб, принесенные с елеем, ладаном и виноградным соком — вином. Например, посмотрим на текст из 23 главы книги Левит.

«Принесите во всесожжение Господу агнца однолетнего, без порока, и с ним ХЛЕБНОГО приношения две десятых части пшеничной муки, смешанной с елеем, в жертву Господу, в приятное благоухание, и возлияния к нему четверть гина вина» (Лев. 23:12,13).

Вам ничего не напоминает агнец, хлеб и вино в связи с Новым Заветом? Иисус говорил:

«Я хлеб живый, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира» (Иоан. 6:51)

Именно хлеб – как символ своего принесенного в жертву тела Иисус дал наказ принимать на Вечери и вино – как символ Его крови.

«И когда они ели, Иисус взял ХЛЕБ и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв ЧАШУ и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов» (Матф. 26.26-28)

Мы подошли к важному моменту, очевидному для многих христиан, хорошо знающих Библию – все дары, приносимые на жертвеннике – будь то, жертвенные животные или хлебный дар с вином – ВСЕ они символизировали заместительную жертву Иисуса Христа!

Но почему таки Бог не презрел на дар — жертву Каина?

Мы уже поняли, что бескровный дар мог быть только хлебным даром. Теперь давайте прочитаем о том, в каких случаях приносилась бескровная жертва:

«Вот что будешь ты приносить на жертвеннике: двух агнцев однолетних каждый день постоянно. Одного агнца приноси поутру, а другого агнца приноси вечером, и десятую ПШЕНИЧНОЙ МУКИ, смешанной с четвертью гина битого елея, а для возлияния четверть гина вина, для одного агнца; другого агнца приноси вечером: с МУЧНЫМ даром, подобным утреннему» (Исх. 29:38-41)

Итак, что мы здесь и выше прочли? Хлебный – бескровный дар приносится совместно с кровной жертвой – агнцами. Теперь прочтем другой текст:

«Если же он НЕ В СОСТОЯНИИ принести двух горлиц или двух молодых голубей, пусть принесет за то, что согрешил, десятую часть ЕФЫ ПШЕНИЧНОЙ МУКИ в жертву за грех» (Лев. 5:11)

Из прочитанных текстов отчетливо видно, что бескровная хлебная жертва приносилась постоянно совместно с жертвенными животными, а отдельно – лишь в исключительных случаях, когда человек был настолько беден, что не имел денег даже на голубку или горлицу, и настолько болен, что не мог сам их поймать. ТОЛЬКО тогда человек мог принести хлебный дар – бескровную жертву ВМЕСТО животного. Как видите, Бог позаботился, чтобы любой человек мог символически апеллировать к жертве Иисуса. Я думаю Вам понятно, что для ветхозаветного человека символ агнца как заместительной жертвы за его грех, был более понятен, чем бескровная жертва. Поэтому хлебная жертва отдельно без пролития крови животного была редкостью. Но даже тогда на жертвеннике все равно тлели угли от принесенного утром или вечером жертвенного агнца. Это нам – христианам сегодня хорошо понятны образы вина и хлеба, так как мы имеем пояснение Иисуса об этих символах и Его указание о Вечери.

Итак, смотря на то как описан дар Каина, мы понимаем, что принесенный им дар «от плодов земли» мог быть не хлебным, каким он должен был быть согласно Божьему указанию. А если даже этот дар был из пшеницы, то Каин его все равно не должен приносить отдельно без жертвенного животного. Вспомним, о чем мы читали выше. Отдельно хлебный дар могли приносить только беднейшие и «слабейшие» из народа. Однако Каин явно не являлся больным или нищим человеком, имея почти всю землю в распоряжении… Он мог найти возможность принести и козла и овна и в конце концов поймать голубку или горлицу.

Мы не знаем точно, что произошло, но понятно одно – Каин ослушался Бога и НЕ принес в жертву животное, согласно Божьему повелению – Его закону. Поэтому Господь не принял его дар.

С момента принесения жертв, в Авеле и Каине, мы четко видим две категории людей – одни выбрали жизнь согласно воле Божьей, вторые решили жить так, как им нравится и кажется правильным!

Библия описывает, что после грехопадения, Бог дал Адаму с Евой кожаные одежды:

«И сделал Господь Бог Адаму и жене его одежды кожаные и одел их» (Быт. 3:21).

Почему Господь дал молодой чете именно такое одеяние? Ведь вполне можно было им сшить качественные накидки из многочисленных растительных материалов, например, льна… Или для тепла, изготовить их из пуха птиц, как сейчас делают пуховики… Или Бог мог остричь агнца, приготовив из его шерсти теплый наряд, не убивая барашка. Но почему-то Господь убил животное и сделал из его кожи одежду первым людям. И произошло это непосредственно сразу после грехопадения. Сопоставив эти два факта, можно сделать только один вывод – Бог показал людям как им придется приносить в жертву животных, то есть, убивать их, за свои грехи. До нас не дошли записанными в книге Бытие нюансы того указания. Но в законе Моисея тщательно прописано, когда и как за свои грехи, люди должны были приносить заместительную жертву. Сегодня любой христианский богослов и многие верующие понимают, что жертвенные животные, которые умирали за грехи людей на жертвеннике символизировали собой истинную заместительную жертву – Иисуса Христа.

Понимая это, жертвы Каина и Авеля приобретают серьезнейшее значение. Авель поступил так, как учил Господь – принес в жертву животное.

Каин же поступил по-своему и принес Господу то, чем он гордился, что он вырастил, но не то, что просил Бог. То есть Каин ослушался Бога. Именно поэтому Господь принял дар от Авеля, но не обратил внимания на приношение Каина, что его и разозлило и настроило против брата. Сегодня в нашей современной жизни часто встречается аналогичная ситуация – верующие устраивают Богу служения, такие, какие им нравятся и какие, как они считают, должны понравиться Господу. Однако, христианские Богослужения, угодные Творцу, хорошо описаны в Новом Завете – это изучение Слова Божьего, хвала уст (песнопения, словословия), проповеди, Вечеря, где принимаются хлеб и вино, как символы заместительной жертвы, принесенной Иисусом Христом на Голгофе. Других блогослужений в Новом Завете вы не найдете.

Итак подведем итог… С самого Эдема(!), люди за свои грехи приносили заместительные жертвы, указывающие на грядущего искупителя, который расплатится сполна за грехи всех людей. Они возлагали руки на голову невинных животных, как бы перенося на них свой грех, затем убивая их. Но все жертвы указывали на Христа. Прочтем Откр. 13.8 — я немного перефразировал, чтоб лучше был виден главный смысл.

«И поклонятся ему все живущие на земле … Агнцу, закланному от создания мира» (Откр. 13:8)

Мы видим, когда был символически заклан Агнец Иисус – вместе с первым жертвенным животным — в самом начале — от создания мира.

Теперь согрешив, мы уже не должны идти в храм и приносить в жертву животное. Поэтому завеса в храме разорвалась, когда умер Иисус. Отныне храм потерял свое функциональное значение. Согрешив, мы должны понимать, что за наш грех страдал и умер истинный агнец Иисус Христос. Именно этим и отличается Новый завет от Ветхого. Изменилась жертва. Вспомним текст из послания к Евреям, который мы читали вначале:

То есть Кровь кропления Иисуса – Истинного жертвенного агнца превыше крови жертвенных животных, убиваемых людьми, начиная с Авеля. Поэтому, как мы недавно прочитали (см. выше Матф. 26.26-28) Иисус пояснял Своим ученикам, что Новый завет зиждется на Его крови за нас пролитой и теле за нас ломимом.

Теперь, я надеюсь, Вы понимаете, почему Бог не презрел (не посмотрел) на дар Каина.

Валерий Татаркин

Всякое ли служение угодно Богу? (+ВИДЕО)

О том, когда было возвещено первое Евангелие, всегда ли добро есть добро, почему Бог не принял жертву Каина, что значит вопрос Господа: «Где брат твой?» и зачем Каин строит город, рассказывает Андрей Иванович Солодков.

Здравствуйте, уважаемые читатели и зрители портала «Православие.ру»! Мы продолжаем наши беседы на книгу Бытия. Тема сегодняшней встречи – «Всякое ли служение угодно Богу?» Мы будем читать главу 4-ю этой книги Священного Писания, в которой рассказывается о Каине и Авеле. Но прежде, чем перейти к этой главе, давайте закончим рассмотрение предыдущей, 3-й главы, которую мы читали на нашей предшествующей встрече, посвященной теме «Почему Бог допускает зло?»

«Не я, но другой»
(Быт. 3: 10–24)

Мы закончили рассмотрение главы 3 стихом 9: «И воззвал Господь Бог к Адаму и сказал ему: где ты?» Читаем далее:

«Он сказал: голос Твой я услышал в раю, и убоялся, потому что я наг, и скрылся. И сказал: кто сказал тебе, что ты наг? не ел ли ты от дерева, с которого Я запретил тебе есть? Адам сказал: жена, которую Ты мне дал, она дала мне от дерева, и я ел. И сказал Господь Бог жене: что ты это сделала? Жена сказала: змей обольстил меня, и я ела» (Быт. 3: 10–13).

Какая знакомая картина современной жизни! И сегодня часто случается подобное: у человека спрашивают: «Зачем ты так поступил?», а он отвечает: «Это не я виноват, это вот тот виноват». У этого другого спрашивают: «А ты зачем так поступил?», а он: «Это не я, это вот этот меня надоумил». И совсем не редкость подобная ситуация: приходит человек на исповедь и рассказывает, что он, к примеру, согрешил сквернословием, потому что соседи после 11 часов вечера начинают в стенку стучать, вот он и сорвался на грех. И виноват всегда кто-то другой, но не сам человек. Как в детском саду, право! «Петя, ты зачем вазу разбил?» – «А меня Маша толкнула!» и т.д. и т.п. Виновных не найти. Ничего в природе человека не изменилось! И сегодня мы видим то же самое, что и при грехопадении.

Господь взывает к Адаму и вопрошает его: «Где ты?», но Его вопрос вовсе не упрек Адаму в его вине, а призыв к покаянию. «Где ты?» – то есть: «В каком состоянии ты оказался?» А Адам отвечает: «Жена, которую Ты мне дал, она дала мне от дерева…» И тогда Бог обращается к жене: «Почему ты это сделала?» Обратим внимание, братья и сестры, на важный момент. Мы видим, что жена первая заговорила с диаволом, она нарушила иерархию семейных отношений. Но Бог сначала обращается не к ней –виновнице всего происшедшего (позже апостол Павел скажет, что не Адам согрешил, а Ева), – но к Адаму. Почему? Снова и снова повторю: потому что Адам – глава семьи. Всегда ответственный – глава семьи. А что значит быть главой семьи? Это значит быть не деспотом и повелителем, а прежде всего рассудительным и мудрым руководителем. Глава – это тот, кто слушает голос Божий и наставляет свою жену и своих детей. По принципу «Домостроя»: муж – глава, жена – помощница, а дети – послушники.

А что отвечает Богу жена? То же самое: «Это не я, это змей». В общем, виноватых не найти. И сегодня люди так говорят. Вот постоянные вопросы: почему Бог допускает зло? почему в этом мире существует зло? почему Бог не наведет порядок? Но люди не хотят видеть в самих себе той расстроенности, которая произошла в результате их отпадения от Бога.

Но, несмотря на то, что человек разрывает жизненно важную связь с Богом преступлением заповеди, Бог не оставляет человека.

И далее мы читаем слова Господа к змею:

«и вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту» (Быт. 3: 15).

Здесь звучит первое Евангелие. И это действительно Евангелие, это благая весть о том, что Бог не оставляет человека, о том, что придет Сын Божий и поразит диавола в голову; здесь весть и о Богородице, о непорочном зачатии, о чем впоследствии скажет и пророк Исаия: «Итак Сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил» (Ис. 7: 14), а имя Еммануил значит: «С нами Бог». Это пророчество возвещено за 700 лет до Рождества Христова. И тут в Библии употреблено слово «Дева» – алма. Когда мы будем изучать другие тексты книг Священного Писания, мы увидим, что слово «алма» никогда не относится, как некоторые мудрствуют, просто к женщине или к молодой женщине, но всегда – к девственнице. Мы знаем историю этого текста. Она повествует, что праведный Симеон Богоприимец, когда был перевод книг Ветхого Завета с иврита на греческий язык, решил стереть это слово, рассудив по человеческому размышлению так: «Если дева, то как же она родит? Рождают только женщины». Но ангел Господень остановил его. И мы знаем, что этот праведный муж жил до тех пор, пока не увидел Христа, Которого принесли к нему. И тогда он воскликнул слова, нам всем очень хорошо известные: «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с миром».

Пророчество о Спасителе есть уже в книге Бытия

Но впервые это пророчество звучит уже в книге Бытия, когда Господь говорит змею: «вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее…», но жена не может иметь семени, так что здесь говорится о непорочном зачатии; «будет поражать тебя в голову…» – и действительно, Христос поразил диавола в голову на кресте; «…а ты будешь жалить его в пяту» – тут говорится о том, что до Второго пришествия Христа в человеке остается удобопреклонность ко греху, то есть человеческая природа исцелена, но еще не пришел Страшный суд, и от веры человека, от его дел, которые он творит в этой временной жизни, зависит его вечная участь.

Далее в главе 3 книги Бытия рассказывается о том, что первые люди были изгнаны из рая – из мира полного благополучия, полного благосостояния, полного счастья, которое им было дано в эдемском саду. И был поставлен херувим с мечом огненным, чтобы преграждать путь людям к древу вечной жизни. Почему? Об этом я уже говорил в прошлой беседе: для того, чтобы человек не увековечил зло и чтобы он не закостенел в грехе, а имел стремление к покаянию.

«Грех влечет к себе»
(Быт. 4: 1–24)

Преподобный Симеон Новый Богослов: «Добро, которое сделано не добрым образом, не есть добро»

Мы подошли к собственно теме сегодняшней встречи: «Всякое ли служение угодно Богу?» У преподобного Симеона Нового Богослова есть такие слова: «Добро, которое сделано не добрым образом, не есть добро». О чем эти слова? Казалось бы, здесь какая-то придирка, ведь сделал человек добро, ну и, как говорит наша поговорка, сделал хорошее дело – и гуляй смело. Нет, оказывается. Сказано: добро, сделанное не добрым образом, не есть добро. Это очень ярко выражено в Библии в рассказе о двух братьях, родившихся от Адама и Евы, – о Каине и Авеле.

Каин и Авель. Фреска собора Монреале, Сицилия

Читаем:

«Адам познал Еву, жену свою; и она зачала, и родила Каина, и сказала: приобрела я человека от Господа» (Быт. 4: 1).

Очень интересный стих. Вспомним еще раз ту благую весть, которую мы прочитали в главе 3 книги Бытия, – слова Бога к змею: «и вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту» (Быт. 3: 15). Это приговор диаволу, но только для диавола эти слова звучат как приговор смертоносный, а для Адама и Евы это благая весть. Как у апостола Павла сказано, что благая весть для одних – запах благоуханный, а для других – запах смертоносный (ср.: 2 Кор. 4: 16). И Ева помнит это обетование Божие, помнит благую весть – и, родив Каина, говорит: «Приобрела я человека от Господа». Она опережает события: это рождается еще не Мессия, как ей этого очень хочется. Это рождается Каин – первый человекоубийца: отступление от Бога, Который есть Жизнь, всегда порождает смерть.

Но читаем далее:

«И еще родила брата его, Авеля. И был Авель пастырь овец, а Каин был земледелец. Спустя несколько времени, Каин принес от плодов земли дар Господу, и Авель также принес от первородных стада своего и от тука их. И призрел Господь на Авеля и на дар его, а на Каина и на дар его не призрел. Каин сильно огорчился, и поникло лице его. И сказал Господь Каину: почему ты огорчился? и отчего поникло лице твое? если делаешь доброе, то не поднимаешь ли лица? а если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним» (Быт. 4: 2–7).

Жертва – это всегда подражание Христу. И смысл жертвы – в жертвенной любви

Стих 7 удивителен по своему содержанию – он о том, о чем нам говорит Симеон Новый Богослов: «Добро, сделанное не добрым образом, не есть добро». Что же такого недоброго сделал Каин? Почему на жертву Авеля Господь призрел, то есть увидел ее и принял, а на жертву Каина нет? Дело в том, что, как сказано, Авель принес самое лучшее, первородное от стада своего. Он принес все лучшее, что есть у него в жизни, если можно так сказать современным языком. И жертва сегодня, в современной жизни современного человека, это не обязательно приношение каких-то даров Богу или чего-то в храм. Нет-нет! Бог ни в чем не имеет нужды, у Него есть все: Бог собственник во Вселенной, все принадлежит Ему, и нет ничего такого, в чем бы Он нуждался. Зачем нужны Богу тогда какие-то жертвы? Сказано: «Жертва Богу дух сокрушен: сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит» (Пс. 50: 19). Вот какая жертва нужна Богу! Сказано нам также о любви – о жертвенной любви. И не только сказано, но и показано Самим Господом и Спасителем Иисусом Христом. У апостола Павла в 1-м послании к Коринфянам есть такие слова: «Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я – медь звенящая или кимвал звучащий. Если я имею силу, так что и горы могу переставлять, а любви не имею, то нет мне в том никакой пользы» (ср.: 1 Кор. 13: 1–2). И далее говорится: «Любовь долготерпит, не завидует, не превозносится, не ищет своего, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется…» (ср.: 1 Кор. 13: 4–7). Так что, как видим, жертва – это всегда подражание Христу, как и сказано апостолом Павлом: «Подражайте мне, как я Христу» (ср.: 1 Кор. 11: 1).

Этой жертвы – чистоты сердца человеческого – ждет Бог, но она нужна, прежде всего, самому человеку

Весь смысл христианской жертвы – в жертвенной любви, о которой нам не только сказано, но которая и была нам показана на Голгофском кресте Самим Спасителем. И жертва, которую приносит Авель, была от всего сердца, от всей души. А что же приносит Каин? Каин приносит то, что ему попалось под руку. И дело совсем не в том, что Богу оказались неугодны те плоды и зерна, что принес Ему Каин. Нет! Но Бог не принимает то, что приносится с этакой прохладцей: мол, вот возьмите там что-нибудь; может, пригодится. Как мы часто рассуждаем? Именно так. Это так называемая жертва второго сорта. Вот по весне мы начинаем разгребать в своей квартире завалы вещей, отбираем уже ненужное, очищаем книжные полки… А куда девать все то, что жалко на помойку выкинуть? Да отнести в храм! Вот жертва второго сорта: что на помойку жалко, давай отнесем Богу. Есть хорошая русская пословица: «На тебе, Боже, что нам не гоже». Вот такую жертву приносил и Каин. Он принес, не задумываясь, лучшее ли то, что он хочет отдать Богу, не задумываясь, действительно ли угодно будет это Богу, ведь, как я уже говорил, Бог ни в чем не нуждается. В такой жертве нет искренности сердца, чистоты сердца. А сказано: «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (Мф. 5: 8). В этой чистоте сердца нуждается сам человек, ради его же спасения, потому что единственный смысл сотворения человека на земле – сохранить его в этой жизни и спасти для жизни вечной. На наших простых православных нательных крестиках, на оборотной их стороне, так и написано: «Спаси и сохрани» – то есть: Господи, спаси нас для вечной жизни и сохрани нас в жизни этой. В этом состоит Промысл Божий. Этой жертвы – чистоты сердца человеческого – ждет Бог, и она полезна для самого человека, Бог же ни в чем, повторю еще раз, не имеет никакой нужды.

А Каин приносит то, что попалось ему под руку. Такая жертва не угодна Богу, потому что она вредит самому Каину. Каин считает себя самодостаточным, он думает: вот, я нечто дал Богу. Помню, как однажды – это было еще в 1990-х годах – в некий храм принесли 20 компьютеров. Представьте: середина 1990-х – и 20 компьютеров! Тогда в этом храме уже работал просветительский центр, воскресная школа, выходил миссионерский листок, компьютеры очень были нужны. Но когда начали их проверять, оказалось, что всего один лишь работает. Вот такая была жертва. И такую жертву Бог не принимает, потому что она – скажу еще и еще раз – бесполезна для самого человека, а Сам Бог ни в чем не нуждается.

Каин убивает Авеля. Фреска собора Монреале, Сицилия Но обратимся снова к тексту главы 4 книги Бытия:

«И сказал Каин Авелю, брату своему . И когда они были в поле, восстал Каин на Авеля, брата своего, и убил его» (Быт. 4: 8).

Это первое убийство в истории человечества. Читая главу 3 книги Бытия, мы видели катастрофу человеческой истории – как человек отступает от Бога, а здесь мы видим другую трагедию – трагедию первого человекоубийства. Причем многие отцы Церкви говорят, что Каин убил Авеля из-за ненависти к нему за то, что его, Каина, жертва не была принята Богом, и в этой ненависти он начал бить Авеля тем, что попадалось под руку. Есть даже иконы, на которых изображено, как Каин взял сначала камень, потом кость животного и с каким-то ожесточением бил своего брата до тех пор, пока не забил его до смерти. Этот стих рассказывает о первом в истории человечества пролитии крови.

Читаем далее:

«И сказал Господь Каину: где Авель, брат твой? Он сказал: не знаю; разве я сторож брату моему?» (Быт. 4: 9).

«Где брат твой?» – этот вопрос обращен и к нам

Мы видим примерно те же слова, что и в главе 3 книги Бытия. Там Адам призывался Богом к покаянию словами: «Где ты?»; здесь Господь говорит Каину: «Где брат твой?» Очень важные для нас слова, братья и сестры. Сегодня эти слова звучат и по отношению к нам. Когда мы с вами приходим в православный храм, когда мы стоим на Литургии, вспомним этот вопрос, заданный Богом: «А где твой брат? А где твоя сестра? А почему твои дети не с тобою? А где твой отец?» Вспомним о своих родных и близких. И не дай Бог, чтобы мы с вами когда-нибудь ответили: «Что, разве мы сторожи братьям и сродникам нашим?» Будем помнить о том, что Бог учил нас молиться не «Отче мой», а «Отче наш», что спасение совершается в соборном церковном общении. Поэтому будем избегать тех слов, которые придумали протестанты и разные их последователи, – о некоем личном спасении. Конечно, за свои грехи мы дадим ответ лично, но мы ответственны и за ближних наших, за своих братьев и сестер, особенно за своих родственников. Итак, не дай Бог, чтобы из наших уст прозвучали эти слова Каина: «Разве я сторож брату моему?»

И тогда сказал Господь: «Что ты сделал?», напрямую взывая к Каину, видя, как он увиливает от покаяния – от пути спасения.

«И сказал: что ты сделал? голос крови брата твоего вопиет ко Мне от земли; и ныне проклят ты от земли, которая отверзла уста свои принять кровь брата твоего от руки твоей; когда ты будешь возделывать землю, она не станет более давать силы своей для тебя; ты будешь изгнанником и скитальцем на земле.

И сказал Каин Господу: наказание мое больше, нежели снести можно; вот, Ты теперь сгоняешь меня с лица земли, и от лица Твоего я скроюсь, и буду изгнанником и скитальцем на земле; и всякий, кто встретится со мною, убьет меня.

И сказал ему Господь: за то всякому, кто убьет Каина, отмстится всемеро. И сделал Господь Каину знамение, чтобы никто, встретившись с ним, не убил его.

И пошел Каин от лица Господня и поселился в земле Нод, на восток от Едема. И познал Каин жену свою; и она зачала и родила Еноха. И построил он город; и назвал город по имени сына своего: Енох» (Быт. 4: 10–17).

О каком знамении тут идет речь? Есть разные мнения на этот счет. Почти все отцы Церкви, толкуя этот текст, пишут, что Каин стал страшен, потому что грех всегда портит и лицо человека: лицо Каина как-то исказилось, перекорежилось так, что стало звероподобным.

Каин строит город – возводит стены, чтобы скрыть за ними грехи и не каяться

В этом же отрывке говорится и о том, что первым градостроителем был Каин. Почему так? Зачем Каин строит город? Каин строит город, потому что боится, что кто-то может его убить, несмотря на слова Господа. Он рассуждает: мол, мало ли что Бог сказал. И сегодня многие так же рассуждают. Каин строит стены, чтобы спрятаться за ними, ибо он боялся. К тому же в городе, в мегаполисе, очень просто скрыть свои грехи. Попробуйте-ка что-то скрыть в деревне, где все друг друга знают! А в большом городе никто никого не знает: моя хата с краю, я никого не знаю… Поэтому Каин – первый градостроитель, он основывает город для того, чтобы дальше продолжать грешить и не каяться.

И сказано в этих стихах, что Каин познал жену. И часто многие, в том числе и атеисты, спрашивают: а откуда взялась жена? Были Адам и Ева, Каин и Авель. Что, в Библии какие-то несостыковки? Нет, не совсем так. Нужно вспомнить, что Адам жил 930 лет. Представьте себе, почти 1000 лет! И сколько от него могло родиться дочерей, сыновей! – Целый род человеческий. Но в Священном Писании не всегда упоминаются все имена живших, но только имена главных или важных людей, с которыми связаны те или иные главные события в истории человечества. И всегда в исторических документах не упоминаются имена людей, не связанных с событиями, но только имена тех, которые так или иначе, как принято говорить, творили историю или были участниками каких-то важных свершений.

Итак, мы видим, что не всякое служение угодно Богу. Мы видим, что альтернативное служение ведет к человекоубийству. Каин становится человекоубийцей первомученика Авеля, кровь которого была пролита за жертву, за верность Богу. Да и саму жизнь свою Авель готов был принести на алтарь Божий, что и произошло.

А далее в Библии приводится целая родословная, говорится о Каине уже как о прапрапрадедушке Ламеха, упоминаются имена Еноха, Ирада, Мехиаеля, Мафусала… Именно род Каина стал распространяться по земле. А в стихе 19 читаем, что Ламех взял себе две жены. Это тоже впервые в истории человечества. Ведь сказано, что Господь сотворил одну жену для человека. А с распространением по земле каинитов по греху Каина появляется и полигамия – как видим, двоеженство тоже берет начало от грехопадения Каина. Имена жен Ламеха – Ада и Цилла, и эти имена уже о многом говорят нам: Ада – страстная, а Цилла – не очень красивая, но пригодная для деторождения. Так что Ламех берет одну жену – греховодницу для удовлетворения похоти, а другую – для рождения детей. И все это – порождение отступничества Каина и его нежелания приносить Богу истинную жертву, как сказано: «жертву сокрушенную и смиренную Бог не уничижит».

И еще одно важное замечание. Из этого события очевидно, что всякое альтернативное служение Богу, не в Его Церкви не угодно Богу и ведет человека к нарушению последней заповеди: не завидуй. Зависть порождает ненависть и человекоубийство. Поэтому, когда мы обращаемся к людям, которые находятся в различных конфессиях, вне Церкви, призывая их оставить альтернативное служение, этот наш призыв – не пренебрежение по отношению к ним: мол, мы хорошие, а вы плохие, но это призыв войти в лоно Церкви –предостережение о том, к чему может привести такое служение.

А завершается глава 4 очень важными стихами:

«И познал Адам еще жену свою, и она родила сына, и нарекла ему имя: Сиф, потому что, говорила она, Бог положил мне другое семя, вместо Авеля, которого убил Каин. У Сифа также родился сын, и он нарек ему имя: Енос; тогда начали призывать имя Господа» (Быт. 4: 25– 26).

Сколько проходит поколений, рождаются и рождаются каиниты, так что люди вообще забыли о Боге, и только когда рождается Сиф, через сотни-сотни лет, люди вспоминают о Господе. Но грех все размножался и размножался, пока не был смыт потопом. Но об этом мы поговорим на следующей нашей встрече.

Тест Сонди / Метод портретных выборов

Сетка результатов исследования

Психоаналитическая интерпретация

Анализ векторов влечений по переднему плану:
S (+ −) P (+ ±) Sch (− 0) C (0 ±)
Задний план не используется.

Вектор S: сексуальное влечение

S (+ −) Любовь к конкретному человеку с пассивной готовностью ему отдаться. У мужчин – инверсия цели. (!) Доминирование мазохизма.

Вектор P: пароксизмальное / этико-моральное влечение

P (+ ±) «Демонстрирующий свою доброту Авель».

Вектор Sch: «Я»-влечение (характерологические черты)

Sch (− 0) Стремление казаться внешне сильным, стремление скрыть свою чрезмерную мягкость. Склонность к моральному мазохизму. Склонность преданности и самопожертвованию. Постоянное чувство дискомфорта, страх перед миром и перед собой. Эстетичность. Склонность к гуманитарным наукам, искусству, религии. Речевая одаренность, музыкальность. Постоянный поиск нового, несмотря на крепкую привязанность к старому. Редко реализуемые врожденные таланты.

Вектор C: влечение к контакту

C (0 ±) Сомнения в привязанности и отделении. Навязчивый контакт из-за амбивалентности в привязанности.

Индивидуально-личностная интерпретация

Анализ факторов переднего плана:
h+ s−! e+ hy± k− p0 d0 m±
Задний план не используется.

Выбор наиболее значимых факторов:
s− h+

1. Биологические предпосылки

(h+) Преобладание характеристик слабого типа высшей нервной деятельности.

(s−) Слабый тип высшей нервной деятельности.

2. Конституциональный тип

(h+) Черты инфантилизма и отсутствие ярко выраженной мужской или женской дифференцированности, отличаются большей теплотой эмоций и конкретной адресованностью эмоциональной привязанности. Тип реагирования – сензитивный, меланхолический.

(s−) Лептосомная (астеническая) конституция, гипостенический, гипотимный тип реагирования.

3. Характерологические особенности

(h+) Это лица, отличающиеся сентиментальностью, экзальтированностью чувств, высокой чувствительностью к средовым воздействиям, ведомые, нерешительные, склонные перекладывать принятие решений и ответственность на плечи окружающих, мнительные в отношении своего здоровья; их настроение в значительной мере зависит от отношения к ним окружающих; это люди ранимые, впечатлительные, эстетически ориентированные.

(s−) Нерешительность, мягкость, зависимость, склонность к идеализации объекта привязанности, конформность, сочувствие к людям, тенденция к самоограничению ради близких, склонность к глубокой привязанности при слабо выраженной сексуальной озабоченности, миротворческие тенденции. Приоритет культурных ценностей.

4. Личностные свойства

(h+) Тревожность, ведущая потребность – аффилиативная, то есть потребность в понимании, сочувствии и глубокой привязанности. Реализует эту потребность через привязанность к конкретным людям, через поиск удачи в личной жизни – в семье, в отношениях с мужем (женой), с детьми. Напряженность аффилиативной потребности в связи с тем, что это – ведущая и никогда не насыщаемая полностью потребность, которой могут мешать лишь внешние преграды. Ведущий мотив – избегание неуспеха, стремление найти социальную нишу и защиту в виде более сильной доброжелательной личности. Стиль межличностного поведения: за кажущейся конформностью и зависимостью просматривается бесконфликтная тяга к независимости, стремление уйти от конфронтации с жестким противостоянием сильных личностей в мир идеальных отношений. Застенчивость и ранимость делают человека такого типа внешне более покладистым и уступчивым. Стиль мышления сочетает в себе вербально-аналитические и художественные наклонности.

(s−) Высокий уровень мотивации избегания неуспеха. Стиль межличностного поведения зависимый, пассивный. Тип восприятия вербально-аналитический. В стрессе – ограничительное поведение, повышение контроля сознания. Защитный механизм – отказ от самореализации.

5. Выбор профессии

(h+) Служба быта, сфера сервиса, воспитатель детей младшего возраста. При наличии таланта – сфера прикладного искусства, артистическая деятельность, самодеятельность, легко вовлекаются в качестве ведомых в общественную деятельность, в самодеятельные кружки, способны увлекаться танцами, пением, поэзией, религией.

(s−) Медицинский работник, врач, медсестра, парикмахер, маникюрша, воспитатель, библиотекарь, канцелярский или архивный работник, делопроизводитель, научный работник, филолог, искусствовед.

6. Социальная активность

(h+) Тяготеют к миссионерской деятельности с тенденцией жертвовать эгоистическими потребностями ради конкретных людей.

(s−) В сфере культуры и гуманистической деятельности.

7. Болезненная деформация влечения

(h+) Болезненные проявления могут манифестироваться в виде затрудненной сексуальной адаптации и других сексуальных инверсий. Такие люди предпочитают богемный стиль жизни. Отклоняющееся поведение базируется на сексуальной почве.

(s−) Мазохизм, фетишизм, самоуничижение, суицидальные тенденции.

«Велика будет потом Россия». Пять пророчеств монаха Авеля

Православного монаха Авеля называют тайновидцем. Говорят, в его пророчествах читалась судьба Императоров. Он говорил о нашей победе в Великой Отечественной войне и был уверен, Россия оправится после исторических трагедий – «велика будет потом…» Мы приведем пять пророчеств – где-то спорных, где-то понятных, но до сих пор обсуждаемых. Даже многие годы после ухода из жизни православного монаха.

Церковное предание — своеобразная живоносная артерия Благодати Божией, пронизывающая Святым Духом историю Церкви. В то же время церковное предание должно быть достоверно, и в своей сущности и по своему духу не может противоречить тому, что мы находим в Священном Писании.

«Если предание не достоверно, то оно и не церковно! Мифотворчество, непроверенные факты из истории Церкви и жизнеописаний подвижников нарушают церковность и вносят элементы язычества, окрашенные псевдоблагочестием и псевдоправославием», — говорит Николай Каверин в статье об Авеле-прозорливце.

«Не буди ми лгати на святаго…» — слова святителя Димитрия Ростовского наилучшим образом предостерегают ревнителей не по разуму сочинять псевдоблагочестивые мифы. Эти «ревнители» или не понимают, или же, наоборот, прекрасно осведомлены, к каким пагубным последствиям и соблазнам для церковного сознания может привести вольное обращение с церковно-историческими фактами. Не следует забывать, что мифотворчество в церковной сфере способно увлечь людей в противление Церкви, в нестроения и расколы.

Остается лишь добавить, прорицания могут быть приписанными старцу Авелю, но сам факт их широкого распространения среди верующих очень интересен, а потому мы представляем их читателю не как святоотеческие пророчества, а как интересный документ эпохи, полезный для трезвого христианского осмысления и рассуждения.

О Екатерине II: «…Царствовать будет 40 лет»

Это одно из первых известных предсказаний и, пожалуй, именно сказанное о Екатерине II считают спорным пророчеством. Проблема еще и в том, что в оригинальном виде слова Авеля не сохранились, но есть трактовки. В рассказах Алексея Ермолова предсказания звучат так.

«Находясь однажды за столом у губернатора Лумпа, Авель предсказал день и час кончины императрицы Екатерины с необычайной верностью».

Сохранились свидетельства и в сочинениях Давыдова, а затем и Михаила Толстого.

«После того он (Авель) оставил остров Валаам и перешёл в Никольский Бабаевский монастырь, здесь он составил и написал первое своё пророческое сказание: в нём предсказал он кончину императрицы Екатерины II, за что немедленно был вытребован в Петербург и заключён в каземат Петропавловской крепости. Предсказание скоро сбылось».

Сам же Авель говорил: «…Царствовать будет 40 лет».

Тут стоит отметить, что Екатерина II не дала казнить Авеля, когда его взяли под стражу за распространение пророчеств. Она пожалела монаха, после чего он был заключен в Шлиссельбургскую крепость. А предсказание сбылось не в полной мере. Безусловно, Императрица ушла из жизни, все мы смертны. Но, как выяснилось позже, было несколько предсказаний о Екатерине II, где представлялись данные, противоречащие друг другу. Впрочем, сегодня авторы исторических романов настаивают: день смерти Императрицы Екатерины II был назван с удивительной точностью за год до ее кончины, так же как и дата гибели Павла I.

Критики Авеля, помимо разночтений, говорят о возможной его ангажированности. Споров великое множество, с частью из них нас знакомят собравшие мифы и историческую правду в церковном журнале «Альфа и Омега». В электронном виде изыскания доступны здесь.

О Екатерине II: «…Царствовать будет 40 лет».

О Николае II: «На венец терновый сменит он корону царскую… Война будет»

По свидетельствам с этим пророчеством Авеля Император успел ознакомиться. Но можно ли было понять, о чем именно говорит монах в момент, когда о кровавой революции и бедах страны никто не подозревал? Текст пророчества сегодня доносят до нас следующим образом.

«Николаю Второму – святому Царю, Иову многострадальному подобному. Будет иметь разум Христов, долготерпение и чистоту голубиную. О нем свидетельствует Писание: псалмы 90, 10 и 20 открыли мне всю судьбу его. На венок терновый сменит он венец царский, предан будет народом своим, как некогда Сын Божий. Искупитель будет, искупит собой народ свой – бескровной жертве подобно. Война будет, великая война, мировая. По воздуху люди, как птицы, летать будут, под водою, как рыбы, плавать, серою зловонною друг друга истреблять начнут. Накануне победы рухнет престол царский. Измена же будет расти и умножаться. И предан будет правнук твой, многие потомки твои убелят одежду кровию агнца такожде, мужик с топором возьмет в безумии власть, но и сам опосля восплачется. Наступит воистину казнь египетская».

Ганина Яма. Место, где были найдены останки убитых членов семьи Императора.

О последствиях Октябрьской революции: «…Будет жид скорпионом бичевать землю русскую»

Еще более точным считают распространяемое пророчество Авеля об Октябрьской революции.

«…Будет жид скорпионом бичевать землю русскую, грабить Святыни её, закрывать Церкви Божии, казнить лучших людей русских».

Трактующие пророчество считают, что скорпион – это Лев Троцкий. Он родился 26 октября (7 ноября), что соответствует пребыванию Солнца в знаке Скорпиона.

О Великой Отечественной войне: «…Новый Батый на Западе поднимет руку»

Уже теперь, когда мы знаем если не все, то многое о Великой Отечественной войне, пророчество Авеля становится ясным. Он писал:

«…Новый Батый на Западе поднимет руку. Но восстанет сила русская, рухнет Батый, не выдержит!»

По всей видимости, «новым Батыем» монах называл лидера фашистской Германии Адольфа Гитлера. Западом в пророчестве был Третий Рейх. Есть объяснение даже фразе «поднимет руку» — все мы помним известный жест нацистов, вскидывающих руку в приветствии. Дальше – яснее ясного, сила русская действительно восстала – «Батый» сопротивления не выдержал.

Советский аэродром после немецкого авианалёта.

О современной России: «Велика потом будет Россия, сбросив иго безбожное»

После многих бед Россия сможет оправиться и вновь стать великой, считал Авель. Он описывал и правителя, который сможет поднять страну. В тексте пророчества речь идет о человеке, чье имя «трикратно суждено в истории российской». Трактующие считают, что говорил монах о Владимире.

«Двое уже были – одному богатыри служили, второй будет рожден в один день, а чествовать его будут в другой. На третьем – метка судьбы. В нем спасение и счастье державы».

По всей видимости, первый – это князь Владимир. Второй, по версии трактующих предсказание, это Ленин. Известно, что родился он 10 апреля, а праздновали день рождения 22 апреля – с одной стороны, разница в новом и старом календарях, но и в этом случае, получается, что один день по новому стилю прибавили. Сохранилась автобиография Ленина, где он написал: родился 10 (22) апреля 1870 года. Возможно, по ней и сверялись в союзе. Третий же Владимир должен принести миру «новое учение», в результате которого на русской земле воцариться мир и согласие. Одни говорят, что это Владимир Путин, впрочем, и тут есть возражения. Противники такой трактовки настаивают, что президент лишь готовит страну для того самого «третьего Владимира». Как бы там ни было, мы говорим о версиях, высказанных в разных источниках. Сказанное же Авелем, как пишут, звучит так:

«И восстанет в изгнании Князь Великий, стоящий за сынов народа своего. Сей будет избранник Божий, и на главе его благословение. Он будет един и всем понятен, его учует самое сердце русское… и он сам подтвердит свое призвание… Имя его трикратно суждено в истории российской. В нем спасение и счастье державы российской. Велика будет потом Россия, сбросив иго безбожное, великая судьба предназначена ей».

Досье

Монах Авель (в миру Василий Васильев; 18 марта 1757, Акулово, Алексинский уезд, Тульская провинция — 29 ноября 1841, Суздаль, Владимирская губерния) — русский православный монах, предсказавший целый ряд исторических событий второй половины XVIII и последующих веков, в том числе даты и обстоятельства смерти российских самодержцев, начиная с Екатерины II, общественные потрясения и войны.

В конце XIX века вышло единственное известное печатное жизнеописание Авеля, которое цитируют и сегодня, когда говорят о биографии монаха. Сегодня деревня, где родился Авель, не существует. Находилась она там, где сейчас разросся Заокский район Тульской области. Авель был одним из девятерых детей хлебопашца Василия и его супруги Ксении. В детстве и юношестве Василий Васильев работал плотником – в Херсоне и Кременчуге. Пережив тяжелейшую болезнь в совсем молодом возрасте, решил пойти в монахи, однако родители были против, и в 1774 году Василий женился – против воли. До 1785 года он не решался идти против семьи, но затем тайно покинул деревню и, получив откупную у барина Льва Нарышкина, добрался до Валаамского монастыря.

Там и принял постриг. В монастыре прожил только год, и затем он «взем от игумена благословение и отыде в пустыню». После девяти лет скитаний Авель остановился в Николо-Бабаевском монастыре Костромской епархии, где написал свою первую пророческую книгу. За свои пророчества Авель преследовался. С одной стороны, потому что они были направлены против господ, с другой – когда слова монаха сбывались. До наших дней сохранился оригинал Дела Министерства юстиции Российской Империи 1796 года – так называемое Дело о крестьянине вотчины Л.А. Нарышкина именем Василий Васильев… В материале речь идет о 67-страничной книге Авеля с пророчествами.

Скончался монах 29 ноября 1841 года, погребён в Суздале, за алтарём Никольской церкви Спасо-Евфимиева монастыря. В приписываемых Авелю сочинениях приводится ряд других предсказаний: свержение монархии в России, обе мировые войны, Гражданская война в России. В то же время многие называют их спорными, подвергая сомнению и сам способ явления тайн Авелю.

«Повод для гордости»

Каждый день Царьград рассказывает о событии в истории нашей великой страны. Хроники прошлых лет, безусловно, пересекаются с настоящим. Оглядываясь назад, мы понимаем, на кого стоит равняться, каких ошибок следует избегать и что сделать для счастливого будущего наших детей.

Фото предоставлены globallookpress.com.

Поделиться: Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите CTRL + ENTER Теги: монах Авель, повод для гордости, Россия, Общество, православие

Где Бог, когда убивают детей?

Вопрос читателя:

Добрый день, батюшка. Как верующей и православной, мне задают вопрос, где Бог, когда убивают, насилуют, сжигают и травят детей. Я не знаю, что на это ответить. Помогите, пожалуйста.

Марина

Отвечает иерей Роман Посыпкин:

Дорогая Марина!

Я предлагаю Вам задать людям, которые Вас спрашивают, встречный вопрос: “А разве Бог убивает, насилует и грабит?” Логичный ответ, что это делает не Бог, а люди. Люди же так поступают потому, что Бог им дал свободу. В том числе и свободу выбора – с Богом они или нет. Если они с Богом, то они живут по законам, которые Он установил. Если они без Бога, то они живут без законов, без совести. И они убивают, насилуют, травят, не задумываясь о том, что их ждёт в дальнейшем. О таких людях мы говорим: “Бог им судья”. И этого суда, в отличии от земного, им не избежать.

Что же касается Вашего вопроса относительно того, почему Бог не вмешивается и не ограждает детей от насильников, если отвечать Вам языком догматики, то ответ будет заключаться в той же самой свободе человека, которую ему дал Сам Бог. Бог не может нарушить выбора человека, и если негодяй решил убить ребёнка, Бог не может, не нарушив свободы воли этого мерзавца, остановить его.

Может ли Бог защитить ребёнка? Конечно, может. И не только ребёнка, но и любого другого человека. Делает ли Он это? Конечно. Чтобы в этом убедиться, достаточно почитать жития святых и воспоминания обычных людей о произошедших с ними спасительных от смерти чудесах. Но вот как Бог принимает решение, почему одних Он вырывает из лап убийц, а другим попускает погибнуть, дабы они, как мученики, сразу же попали в Царствие Небесное, нам знать не дано.

Существует много святоотеческой литературы, которая, гадательно, пытается объяснить это. Но, в силу ограниченности нашего ума, по отношению к замыслу Божиему о каждом Своём творении, которым является каждый ребёнок, каждый человек, я не могу понять, почему так происходит.

И лишь уповаю на то, что Бог всё и всегда делает по любви. И из всех возможных вариантов, по Своему промыслу, Он всегда выбирает для своих чад наилучший.

Слава Богу!

Архив всех вопросов можно найти . Если вы не нашли интересующего вас вопроса, его всегда можно задать на нашем сайте.