Почему чревоугодие это грех

>Чревоугодие — смертный грех?

Чревоугодие в православии

Чревоугодие — это чрезмерное пристрастие к угождению плоти, которое становится для человека выше и важнее Бога. Именно грех чревоугодия в православной традиции относится к «смертным» грехам. Это не значит, что Господь карает за них смертью. Человек сам ставит себя на край гибели, когда не пытается побороть пагубные пристрастия. Часто православные люди с особым и даже излишним рвением берутся за борьбу со смертными грехами, в число которых входит чревоугодие. Это приводит к тому, что беременная женщина во время поста может придерживаться таких суровых ограничений, что это наносит вред ее будущему ребенку. А кто-то возьмет на себя непосильный подвиг аскетизма в еде, который приведет к обострению хронических заболеваний. Но Бог не ждет от нас членовредительства или полного отказа от пищи, иначе Он не создал бы наши тела с потребностью в еде.

Чем же отличается чревоугодие от обычного принятия пищи? Где та грань, которая отделит грех от удовлетворения естественных потребностей организма?

Проявления чревоугодия: чем отличается от обычного принятия пищи

К чревоугодию относятся те случаи, когда человек пытается получить от еды особенное наслаждение и поиск этого удовольствия становится выше отношений с Богом. Например, человек, не имеющий никаких проблем со здоровьем берет на себя подвиг поста. Но никак не может удержаться от желания съесть не постную пищу и каждый вечер объедается. К чревоугодию относятся также грехи курения и винопития.

«Неужели нельзя пить вино? Многие Библейские персонажи пьют вино и сам Иисус превратил воду в вино на свадьбе, а наоборот?», — спросит нас читатель. Можно. Умеренное винопитие не является грехом чревоугодия. Но ключевым словом здесь будет «умеренное». Чрезмерное потребление спиртного может перейти в опасное заболевание, зависимость — алкоголизм.

Грех и благодать

Таким образом, Господь оберегает нас. Определенные ограничения ставятся для нашего же блага. Грех чревоугодия стал грехом не потому что Господь хочет запретить нам есть сладкое. Небесный Отец знает нас лучше нас самих и чрезмерное увлечение сахаром, например, может спровоцировать развитие телесных недугов.

Возможные последствия чревоугодия для души и тела

Даже светские врачи однозначно выступают против чревоугодия. Конечно, слова «чревоугодие» вы, скорее всего, не услышите в больнице. Но диетологи предупреждают, что склонность к обильному употреблению жирной, острой и сладкой пищи ведет к развитию:

  • Ожирения;
  • Диабета;
  • Сердечно-сосудистых заболеваний;
  • Гастриту.

И это лишь неполный список того, что может ждать человека, который переедает или курит, злоупотребляет спиртными напитками. Грех чревоугодия «смертный» в прямом смысле этого слова.

Если говорить о душе человека, то все, что становится между Богом и человеком не принесет никакой пользы душе. Объедаясь человек сам мучается от чувства вины, страсть к пьянству разрушает семью, дружбу, а потом и личность человека, «убивая» его душу.

Как избавиться от греха чревоугодия

Борьба человека с грехами — трудный вопрос, и тут нет универсальных советов. Всегда можно обратиться к своему духовнику, почитать о том, что святые говорят о чревоугодии. Иногда требуется помощь специалиста: врача-диетолога, психиатра, который работает с зависимостью от алкоголя и курения. Грех может завладеть человеком настолько сильно, что самому ему уже не справиться. Но то, что не по силам человеку — по силам Богу, поэтому молитва, исповедь и Причастие, упование на милость Господа помогут бороться с грехом чревоугодия. Апостол Павел писал, что чревоугодие — грех, потому что еда становится Богом, которому поклоняется человек. Мы же знаем, что у нас один Бог — Господь наш Иисус Христос.

Читайте также — Зависть — русский грех

Совет от преподобного Амвросия:

«Пишешь о пище, что трудно тебе привыкать к тому, чтобы понемногу есть, так чтобы после обеда еще быть голодной. Святые отцы установили касательно пищи три степени: воздержание – чтобы после принятия пищи быть несколько голодным, довольство – чтобы не быть ни сытым, ни голодным, и сытость – чтобы есть досыта, не без некоторого отягощения.

Из этих трех степеней каждый может избирать любую, по своим силам и по своему устроению, – здоровый и больной».

Преподобный Лев говорил:

«Удерживай себя от снеди и пищи, сколько можно, и старайся кушать умеренно легкой и известной пищи».

Вы прочитали материал о чревоугодии. Читайте также:

  • Грех Хама и грех Илия
  • Грех осуждения
  • Осторожно, грех!
  • Как выглядит грех?

LiveInternetLiveInternet

Цитата сообщения Kvitochka_moya 7 смертных грехов — ЧРЕВОУГОДИЕ

Чревоугодие — это такой грех, который заставляет нас принимать пищу и питье только ради наслаждения. Эта страсть приводит к тому, что человек как бы перестает быть существом разумным и уподобляется скоту, не обладающему даром слова и разумения. Учители Церкви говорят нам о том, что чревоугодие является великим грехом. Оно заставило Адама вкусить запретного плода, оно же стало одной из причин Потопа, всякий раз отвлекало израильтян от почитания истинного Бога и склоняло к служению идолам и прочее.

Таким образом, «давая волю» чреву, мы вредим не только своему здоровью, но и всем своим добродетелям, в особенности целомудрию. Чревоугодие возжигает похоть, так как избыток пищи этому способствует. Похоть же ведет к падению, поэтому так необходимо, чтобы человек был хорошо вооружен против этой страсти. Нельзя давать чреву столько, сколько оно просит, а только потребное для поддержания сил.

Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин

Крайности, как говорят святые отцы, с той и другой стороны равно вредны — и излишество поста, и пресыщение чрева. Знаем мы некоторых, которые, не быв побеждены чревоугодием, низложены были безмерным постом и впали в ту же страсть чревоугодия по причине слабости, происшедшей от чрезмерного поста. Притом неумеренное воздержание вреднее пресыщения, потому что от последнего, в силу раскаяния, можно перейти к правильному действованию, а от первого нельзя. Общее правило умеренности воздержания состоит в том, чтобы каждый сообразно с силами, состоянием тела и возрастом столько пищи вкушал, сколько нужно для поддержания здоровья тела, а не сколько требует желание насыщения.

Животу нужно давать только то, что он должен принять, и не более того. Ведь Господь создал человека не для еды, а создал еду для человека, чтобы у того были силы жить и работать. Еда подобна лекарству: если выпить столько, сколько прописал врач, будет только польза, а если больше — то вред. Чревоугодие есть начало многих грехов, и тот, кто постоянно борется с этим грехом и побеждает его, может господствовать и над другими грехами. Потому все преподобные, подвизавшиеся в пустыне, прежде всего принуждали себя брать верх над чревоугодием, зная, что, победив эту страсть, они избавятся и от всех остальных.

По словам Григория Двоеслова, существует пять видов и путей, которыми нас искушает чревоугодие. Это замысел, способ, качество, количество и ситуация (время). Время заставляет нас предвосхищать очередной прием пищи без пользы или необходимости. Таким образом мы едим намного раньше подобающего часа. Количество пищи заставляет нас есть и пить больше положенного. Качество — искать изысканных по вкусу яств. Способ приема пищи искушает нас есть со страстью, ненасытно, жадно и хищно. Замысел — готовить пищу с выдумкой, с тем, чтобы она услаждала наш вкус.

Посредством чревоугодия рождаются различные страсти, поэтому его причисляют к семи смертным грехам. Чревоугодие огрубляет ум, так как из желудка восходят зловония, затуманивающие разум, делающие человека вялым и неспособным к созерцанию. Усыпляя разумную часть духа, чревоугодие раздувает страсти, делая человека лживым, болтливым фантазером, говорящим неподобающие и нелепые речи.

При этом разум помрачается как от вина, и в этом положении уже нельзя сдерживать ни чувства, ни язык. Но хуже всего, что следствием чревоугодия является нечистота: тот, кто почитает чрево богом, грешит смертным грехом, так как его главная цель в жизни — есть и пить. Влекомые чревоугодием не думают о Господних заповедях, и есть такие, которые, сознательно опившись вином, чинят безобразия и насилия. В частности, такие принуждают других вместе с ними пить и пировать даже в дни поста. Сама по себе склонность к чревоугодию смертным грехом не является, если не делать этого с риском для своего здоровья, во вред себе или в соблазн для окружающих.

Однако большие расходы на питание отражаются на материальном состоянии семьи. И грех, если вы видите, что ваши близкие нуждаются в самом необходимом, и в то же время продолжаете наслаждаться пищей, высказывая родным упреки и не сострадая им. Но даже если чревоугодие не причисляли бы к смертным грехам и оно не мешало бы нам жить, его все равно следовало бы избегать, так как оно вредно для нашего тела. Поэтому нам следует ненавидеть этот грех. Ведь только неразумные животные едят, чтобы скопить жир и быть после этого заколотыми. А люди созданы по образу и подобию Божьему, чтобы наслаждаться вечностью и вкушать Бога в раю.

Если вы в крепкой узде держите плоть, то это приносит пользу душе, так как вы приобретаете добродетели.

Святитель Иоанн Кронштадтский

Бегай такого образа жизни, чтобы жить только животными побуждениями и желаниями, чтобы спать, да есть, да одеваться, прогуливаться, потом опять пить, есть и гулять. Такой образ жизни убивает наконец совершенно духовную жизнь человека, делая его земным и земляным существом; между тем как христианин и на Земле должен быть небесен

И если вы хотите оставаться человеком, сдерживайте свое чрево и храните себя со всей заботой, чтобы случайно не оказаться побежденным даже одним из видов чревоугодия.

Если вас однажды искусил помысел принять пищу раньше положенного времени, нужно всячески противостоять ему по примеру монаха, описанного в «Лавсаике». Когда бес внушал иноку поесть утром, тот говорил себе: «Имей выдержку, и в третий час поешь». Когда наступало время третьего часа, он говорил себе: «Давай позанимаемся рукоделием» или «Давай прочтем псалмы». Затем он неторопливо размачивал сухарь в воде и таким образом дожидался девятого часа. Монах оказался свободен от греха чревоугодия.

Вторым видом чревоугодия является качество пищи, то есть человек сознательно выискивает привлекательные внешне и вкусные блюда. Здесь также нужно быть очень осторожным и вкушать ту пищу, которая не доставляет вам наслаждения: она не изнеживает тела, а лишь поддерживает в нем жизнь. Если простая еда покажется вам невкусной, то нужно какое-то время есть только черствый хлеб, после чего даже простой, но свежий хлеб покажется вам лакомством. Но прежде всего нужно дождаться девятого часа (по современному — три часа дня), когда вы будете достаточно голодны. Только тогда вы сможете понять, насколько вкусной может быть самая простая еда.

Третьим видом чревоугодия является количество пищи. Это происходит тогда, когда вы едите больше, чем требуется организму. Данного вида чревоугодия следует остерегаться не менее, чем прочих видов этого греха, так как он весьма опасен. Обилие яств и вина помрачает разумную часть души, и вы с легкостью можете утратить себя. Сердцем вы веселы, ликуете и поете, бьете в ладоши и подпрыгиваете, оскверняя себя грязными разговорами. Если бы вы поели и выпили достаточно, то так бы себя не вели. Будьте внимательны, в противном случае ваше сердце отяготится хмелем, и в опьянении вы не сможете избежать гнева и возможной беды.

Преподобный авва Феона

Чревобесие нужно побеждать не только для себя, чтобы не вредило нам обременительной прожорливостью, и не для одного того, чтобы не разжигало нас огнем плотской похоти, но для того, чтобы не делало нас рабами гнева или ярости, печали и всех прочих страстей.

Четвертый вид этого греха заключается в манере принимать пищу. Если вы едите жадно и быстро все проглатываете, то это называется не иначе как свинским бесчинием. Так едят скоты, но не люди. А вы, когда принимаете пищу, должны следить за собой и внимательно слушать чтение, обычное за трапезой. Если же чтения нет, нужно возвысить свои помыслы к Богу и, думая о Его спасительных Страстях, молиться. В этом случае и душа будет насыщаться вместе с телом.

Пятым, и последним, видом чревоугодия является излишнее попечение о качестве блюд, то есть привычка выбирать только хорошее и разнообразное. Вы всей душой должны возненавидеть эту привычку как вредящую душе и не быть подобными тем, у кого, по выражению апостола Павла, чрево — бог. Эти люди служат чреву с тщательностью, которая прилична только в служении истинному Богу. Освободиться от данной страсти могут помочь поучения святых Отцов Церкви.

Но прежде всего подумайте, сколько тягот доставляют вашему желудку пьянство и обжорство, как они угнетают ваш организм. Да и чего особенного в чревоугодии? Что нового может дать нам вкушение благовидных блюд? Ведь их приятный вкус держится, только когда они у вас во рту. А после того, как вы их проглотите, не останется не только сладости, но и воспоминания об их вкушении. Если вы не верите, то попробуйте спросить себя: какую приятность и какой вкус вы чувствуете от тех яств и вин, которые съели и выпили за свою жизнь? Наверняка вы не сможете вспомнить, а ощущение будет такое, как будто вы никогда ничего не пробовали.

Наслаждение быстро проходит, поэтому, когда вас искушает помысел, подумайте о том, что все уже прошло. Не выполняйте волю плоти, потому что ели ли вы вечером отборные блюда или ограничились хлебом с водой, назавтра уже не будет разницы. Вот только в первом случае у вас будет грех чревоугодия, а во втором — нет.

Что касается вреда и бесчинств, происходящих от страсти чревоугодия, то это прежде всего лишние расходы, связанные с «обслуживанием» чрева, различные болезни, возникающие от пьянства и переедания, а также помрачение ума. В таком состоянии человек не способен ни на какое делание, ни на духовное, ни на телесное, потому что ему ничего не хочется. Стоит также подумать о вечном голоде и жажде, которые вы будете испытывать после смерти, о чем явно говорится в Евангелии от Луки.

Подумайте о том, что вам доставляет чревоугодие и угождение плоти. Ведь после смерти она будет хорошей добычей для червей. Подумайте и о Небесной Трапезе, на которую приглашен каждый. Но если вы желаете вкусить от этой Трапезы, то будьте воздержаны в еде в теперешней временной жизни. Ведь даже здесь, в этом мире, если вас позвали на обед, то вы не будете перед этим есть или пить, в противном случае вы не захотите есть там, куда вас пригласили.

Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин

Чревоугодие разделяется на три вида: один вид побуждает принимать пищу раньше определенного часа; другой любит только пресыщаться какой бы то ни было пищей; третий хочет лакомой пищи. Против этого христианин должен иметь троякую осторожность: ожидать определенного времени для принятия пищи; не пресыщаться; довольствоваться всякой самой скромной пищей.

И последнее: вспомните воздержанность Спасителя, Который в течение 40 дней постился в пустыне. Никогда не забывайте Страстей Иисусовых, но всегда вспоминайте о них с великой скорбью и стеснением сердца. Избегайте званых обедов и пиров, где подают множество яств и трудно сохранить воздержание. Там вы будете повержены одним видом праздничных блюд. Это искушение претерпели и наши праотцы: увидев прекрасный плод и не сумев сдержаться, они совершили грех. И мы, их потомки, теперь сполна расплачиваемся вместе с ними.

Для того чтобы научиться воздержанию, необходимо помнить три правила: первое — живя с другими, нужно принимать пищу вместе с ними и в одно и то же время; второе — не стоит предвосхищать время еды без крайней необходимости; третье — не стоит опаздывать к столу, чтобы не ввести окружающих в соблазн.

То же самое можно отнести и к качеству пищи: если готовят одно блюдо на всех, а кто-то один хочет другое, то это не совсем хорошо. Исключение — больной человек, которому врач прописал ту или иную диету. Но если вы отказываетесь от общего блюда по своей воле, то это грех. Кроме того, нельзя, воздерживаясь, ворчать или осуждать остальных, ведь добродетель воздержания должна совершаться в успокоении и веселье сердечном. Нет награды и тому, кто постится, чтобы возвысить себя в глазах окружающих, так как цель любого воздержания — стяжание славы Божьей. А ее не будет достоин тот, кто стремится к суете и мирской славе. Он скорее наследует мучение вместе с тайноядцем.

Каждый должен воздерживаться по своим силам, в особенности от употребления вина. Ведь не секрет, что опьянение теснит разумную часть души, поэтому становится причиной вреда: порчи тела и души. Нужно остерегаться вина и даже никогда не пить его тем, кто жаждет спасения. А это прежде всего женщины, юноши, священники, судьи и монахи. Молодых людей легко ввести в соблазн, так как у них очень сильно вожделение плоти. Вино же провоцирует порыв к необузданным стремлениям и бесчинию, как говорит апостол Павел в своем Послании к Титу.

Женщинам тоже следует избегать вина, так как у них недостаточно сил, чтобы сопротивляться плотским желаниям, подогретым вином. Так, по словам Валерия Максима, в Древнем Риме женщины никогда не пили вино. Судьям, которые заботятся о благе народа, также не следует пить вино и совершать бесчиния. В Притчах Соломона царям запрещается пить вино, чтобы они могли принимать хорошо взвешенные решения. Не стоит употреблять спиртное и клирикам, чтобы читать с благоговением, совершать службу по чину, со страхом Божьим и умилением, чего никогда не сумеют пресытившиеся.

По словам Святых Отцов, плоть наша — бесчинный и дерзкий враг: чем больше мы ему угождаем, тем более жестоко она с нами воюет. Ее полководцы — чувства и вожделения, ее оружие — вина и различные яства, а те раны, которые получает душа, — это грехи. Вред телу — это болезни желудка, головы и почек, и если вы хотите их избежать, боритесь с ними с помощью воздержания. Воздержание — та добродетель, которая отнимает у плоти силу и оружие и саму ее может подчинить господству разума.

Святитель Василий Великий

Учись держать чрево в крепкой узде: оно одно не воздает благодарности за оказанные ему благодеяния.

Как пьянство может разрастись в блуд, так воздержание -хранитель целомудрия. Воздержание обуздывает плоть, делая человека хозяином страстей и победителем смущающего нас врага. Поэтому нужно ненавидеть чревоугодие как первопричину всех прегрешений. Особенно следует остерегаться тайноядения — порока со змеиным нравом, который наносит нашей душе огромный вред. Этот грех так мерзок Спасителю, что только за него Он уже осуждает человека, о чем много написано в духовной литературе. За одно это прегрешение человек будет мучим, и ему уже не принесут пользы никакие другие благодеяния. Поэтому пьянство и чревоугодие, а в особенности тайноядение нужно возненавидеть всей душой, чтобы не наследовать вечного мучения с грешниками.

Чревоугодие, которому предаются даже христиане высокой духовной жизни, часто сравнивается с орлом. Хотя эта птица и парит в поднебесье, скрываясь от лица людей, но по первому требованию чрева спускается на землю и питается падалью. Поэтому чревоугодие никакими силами нельзя пресечь, подобно другим порокам: его можно только ограничить силой духа. Однако, если побежденное чревоугодие начнет льстить вам своим смирением, как бы упрашивая сделать ему послабление, уменьшить меру воздержания и ревность к строгости, не сдавайтесь: его покорность только видимая. Зная, что вы стали спокойнее от скотского разжигания страстей, не думайте, что опасность миновала, и не возвращайтесь к прежней невоздержанности, потому что побежденное чревоугодие как бы говорит себе: «возвращусь в дом мой, откуда я вышел» (Мф. 12:44).

Святитель Иоанн Златоуст

Подобно тому, как корабль, нагруженный более, чем может вместить, под тяжестью груза идет ко дну, так точно и душа, и природа нашего тела: принимая пищу в размерах, превышающих ее силы… переполняется и, не выдерживая тяжести груза, погружается в море гибели и губит при этом и пловцов, и кормчего, и штурмана, и плывущих, и самый груз. Как бывает с кораблями, находящимися в таком состоянии, так точно и с пресыщающимися: как там ни тишина моря, ни искусство кормчего, ни множество корабельщиков, ни надлежащее снаряжение, ни благоприятное время года, ничто другое не приносит пользы обуреваемому таким образом кораблю, так и здесь: ни учение, ни увещание, , ни наставление и совет, ни страх будущего, ни стыд, ничто другое не может спасти обуреваемую таким образом душу.

И тогда происходящие от него духи (пороки) числом семеро будут для вас еще злее, чем та страсть, от которой вы избавились, и очень скоро они увлекут вас ко грехам. Поэтому, победив страсть чревоугодия с помощью поста и воздержания, не оставляйте свою душу пустой: в ней должны поселиться добродетели. Заботливо наполняйте все тайные изгибы вашего сердца так, чтобы дух чревоугодия, вернувшись, не нашел себе места. В противном случае он снова войдет в вашу душу, прихватив с собой все семь грехов, так что «последнее станет хуже первого». Ибо нет ничего гнуснее и грязнее той души, которая, хвалясь, что уже отреклась от мира сего, дает приют всем смертным грехам. В результате она подвергается такому тяжкому наказанию, какому не подвергалась до того, как приобрела христианское достоинство.

Дело в том, что упомянутые семь духов считаются злее вышедшего духа, потому что пожелание чрева не было бы так вредно, если бы не влекло за собой более сильные страсти — такие, как блуд, гнев, сребролюбие, уныние, печаль, гордость, тщеславие, которые, без сомнения, для души намного вреднее и гибельнее. И потому не может достигнуть совершенства тот, кто одним воздержанием хочет добиться совершенной чистоты. Ведь воздержание — это пост телесный, после которого, усмирив плоть, следует вступить в брань с остальными страстями.

Прежде всего нужно подавить грех чревоугодия, однако ваш ум должен быть отточен не только постом, но и чтением, бдением и сокрушением сердечным о том, в чем считаете себя побежденными или прельщенными. Тогда, сокрушаясь о своих пороках и обретая желание стать совершенным, человек наконец осознает, что принятие пищи допускается не для нашего удовольствия: оно лишь неизбежная потребность тела. Занятый такими размышлениями человек способен подавить сладострастие, усиливающееся от принятия пищи и вина, и печь его тела, разжигаемая дьяволом, может быть погашена сердечным плачем о грехах. Впоследствии по достижении истинного совершенства этот пламень постепенно угаснет от росы благодати Божьей, пребывающей в наших сердцах.

Как победить Обжорство- 10 выигрышных стратегий

Для многих моих учеников очень актуально стоит вопрос обжорства. Оно имеет разные формы и проявления, но достаточно опасно. Мы все переедаем время от времени, принимая дополнительную порцию на обед у бабушки или лишний десерт на дне рождения. Однако для настоящих обжор переедание- регулярное и неконтролируемое.

Используя еду, как борьбу со стрессом и другими негативными эмоциями, мы чувствуем себя еще хуже. Нас не покидает ощущение замкнутого порочного круга, но обжорство поддается лечению. При правильной помощи и поддержке, можно научиться контролировать свое питание и развить здоровое отношение к еде. Я написал эту статью с использованием новейших научных материалов HARVARD MEDICAL SCHOOL и моего опыта работы с учениками по моей методике «ПОХУДЕТЬ ЛЕГКО И НАВСЕГДА».

В МОЕЙ СТАТЬЕ:

Обжорство: ключевые аспекты

Признаки и симптомы

Последствия обжорства

Причины и факторы обжорства

Как остановить обжорство

Помощь человеку с обжорством

Медицинская помощь

Обжорство: ключевые аспекты

Компульсативное переедание или просто обжорство – это употребление огромного количества еды, которое не поддается контролю и которое невозможно остановить. Симптомы обжорства обычно начинается в позднем подростковом или раннем взрослом возрасте, часто после основной диеты. Приступы обжорства обычно длятся около двух часов, но некоторые люди умудряются обжираться в течение всего дня. Обжоры едят, даже когда они не голодны, и продолжают есть даже после насыщения.

Ключевые особенности обжорства:

  • Частые приступы неконтролируемого переедания.
  • Чувство подавленности или сожаления во время или после переедания.
  • В отличие от булимии, отсутствуют попытки подправить все рвотой, голоданием или усиленной тренировкой.
  • Чувство вины, отвращение и депрессия.
  • Отчаянное желание остановить переедание, которое сопровождается постоянным чувством неспособности это сделать.

Переедание может быть приятно на мгновение, но возвращаясь в реальность, появляется сожаление и ненависть к себе. Неумеренное потребление пищи часто приводит к увеличению веса и ожирению, что только усиливает желание обожраться. Чем хуже самочувствие обжоры и критичней его самооценка, тем чаще еда используется в качестве успокоения. Замкнутый круг, разомкнуть который, казалось бы, невозможно.

Признаки и симптомы

Люди, страдающие обжорством, стесняются и стыдятся своих предпочтений в еде, поэтому они часто пытаются скрыть свое несовершенство и поесть в тайне. Многие из обжор имеют избыточный вес или ожирение, однако есть представители с абсолютно нормальным весом.

Поведенческие симптомы обжорства:

  • Невозможность прекратить поглощение еды или контролировать съеденное
  • Быстро съедается большое количество пищи
  • Поглощение еды даже при ощущении сытости
  • Скрытие и накопления запасов еды, чтобы поесть позже в тайне
  • Есть обычно нормально в окружении людей и обжираться в одиночестве
  • Непрерывное поглощение еды в течение дня, без запланированного приема пищи

Эмоциональные симптомы обжорства:

  • Ощущение стресса или напряжения, которое облегчается только от еды
  • Смущение от того, сколько съедено
  • Чувство онемения во время приступа обжорства с переходом на автопилот
  • Отсутствие чувства удовлетворения, независимо от количества съеденного
  • Чувство вины, отвращение или депрессия после переедания
  • Отчаянные и безрезультатные попытки контролировать вес и питание
  • Экспресс-тест на обжорство:
  • Является ли Ваше переедание неконтролируемым?
  • Заняты ли мысли все время едой?
  • Имеет ли место переедание в тайне?
  • Есть ли поглощение еды до ощущения себя больным?
  • Является ли еда средством для успокоения, снятия стресса и способом уйти от забот?
  • Есть ли чувство стыда и отвращения после еды?
  • Присутствует ли чувство бессилия и невозможности остановить процесс поглощения еды?

Чем больше положительных ответов, тем больше вероятность наличия обжорства.

Последствия обжорства

Переедание приводит к многим физическим, эмоциональным и социальным проблем. Люди с обжорством склонны к стрессу, бессоннице и мыслям о самоубийстве. Депрессия, тревога и токсикомания являются распространенными побочными эффектами. Но наиболее известным последствием обжорства является увеличение веса.

Со временем обжорство приводит к ожирению, а ожирение, в свою очередь, вызывает многочисленные осложнения, в том числе:

  • Диабет 2-го типа
  • Болезни желчного пузыря
  • Высокий уровень холестерина
  • Гипертония
  • Болезни сердца
  • Онкологические заболевания
  • Остеоартрит
  • Суставные и мышечные боли
  • Желудочно-кишечные проблемы
  • Апноэ во сне

Причины и факторы обжорства

Есть много факторов, сочетание которых способствуют развитию обжорства — в том числе, гены человека, эмоции, впечатления. Но есть определенные факторы, отвечающие за компульсивное переедание.

Биологические причины обжорства

Биологические аномалии могут способствовать обжорству. Например, гипоталамус (часть головного мозга, которая контролирует аппетит) не может отправлять сообщения о настоящем чувстве голода и сытости. Исследователи также обнаружили генетическую мутацию, которая вызывает пищевую зависимость. Также есть свидетельства, что низкий уровень серотонина, химического элемента мозга, провоцирует переедание.

Социальные и культурные причины обжорства

Социальное давление, чтобы быть стройным, и осуждение людей, склонных к обжорству, только подстегивает к перееданию и желание успокоить себя едой. Некоторые родители невольно подготовили почву для обжорства, используя еду в качестве утешения, поощрения и успокоения своих детей. Дети, которые подвержены частым критическим замечаниям в адрес своего тела и веса также уязвимы, как и те, кто подвергался сексуальному насилию в детстве.

Психологические причины обжорства

Депрессия и обжорство тесно связаны. Большинство обжор испытывает депрессию или прежде бывали в депрессивном состоянии, некоторые не способны управлять своими эмоциями и чувствами. Низкая самооценка, одиночество и неудовлетворенность своим телом могут также способствовать обжорству.

Как остановить обжорство

Достаточно трудно преодолеть переедание и пищевую зависимость. В отличие от других видов зависимости, этот «наркотик» является необходимым для выживания, так что нет возможности избежать его употребления. Вместо этого, необходимо развивать здоровые отношения с едой -отношения, которые основаны на удовлетворении наших физических потребностей в питании, а не эмоциональных.

Для того, чтобы остановить нездоровую модель обжорства, важно начать есть для здоровья и питания. Здоровое питание предполагает создание сбалансированной системы, где выбор делается к сторону здоровой пищи с достаточным количеством витаминов, минералов и калорий.

10 стратегий для преодоления обжорства:

  • Управление стрессом. Одним из наиболее важных аспектов контроля переедания является альтернативный способ противостояния стрессам и другим подавляющим чувствам без использования еды. Прекрасно помогают умеренные упражнения, медитация, использование сенсорных стратегии релаксации и практики простых дыхательных упражнений.
  • Есть 3 раза в день плюс здоровые закуски. С завтрака запускается наш метаболизм. Важно не пропускать завтрак, в котором должно быть достаточное количества белка и правильных углеводов. Важно иметь сбалансированный обед и ужин со здоровыми закусками между ними. Пропуская прием пищи, мы часто прибегаем к перееданию в тот же день.
  • Избегать соблазна. Гораздо проще обожраться, если нездоровая пища, десерты, закуски и другая гадость находится под боком. Убрать все, что поддает нас искушению, за пределы зоны досягаемости. Очистить холодильник и шкафы от запасов сладостей, копченостей, закусок. Пусть все будет в магазине. И если вдруг чего захочется, у нас будет время, пока мы идем в магазин, подумать насколько это нам нужно.
  • Стоп диетам. Строгая диета, которая делает нас лишенным и голодающим, только подстегнет тягу к обжорству. Вместо диет, нужно сосредоточиться на еде в умеренных количествах. Найти питательную пищу, которая нравиться и которая делает нас удовлетворенным. Любое воздержание и насилие над собой закончиться очередным перееданием.
  • Посильные упражнение. Никакого издевательства над своим телом. Любите бегать – бегайте, любите ходить –ходите, любите прыгать на скакалке – прыгайте. Все должно быть посильным, не удручающим и приятным. Таким образом, идет процесс сжигания жира, поднимается настроение и улучшается самочувствие, снижается стресс. А это в свою очередь, убирает необходимость пользоваться едой как успокоительным.
  • Долой скуку. Вместо перекусов, когда скучно, нужно отвлечься на что-то другое. Погулять, позвонить другу, почитать или заняться чем-то интересным — живопись, садоводство, вязание, перестановка мебели, конструирование детского домика. Затейте ремонт, в конце концов. Или поиграйте с детьми.
  • Сон. Усталость и сонливость повышает тягу к еде, чтобы поднять уровень энергии. Вздремнуть или лечь спать пораньше прекрасный метод избежать переедания.
  • Слушать организм. Следует научится различать физический и эмоциональный голод. Если прием пищи был недавно и отсутствует урчание в животе, значит это не голод. Достаточно выпить воды, чтобы в этом удостоверится.
  • Вести дневник. Запись всего, что было съедено с пометкой количества, времени и настроении, которое сопровождало прием пищи, делает пищевую модель поведения наглядным, отображая связь между настроением и обжорством.
  • Получить поддержку. Больше шансов поддаться приступу обжорства, если отсутствует твердая поддержка близких людей или людей с аналогичными проблемами. Семья, друзья, социальные сети, тематические клубы – все это прекрасно служит поддержкой и опорой в таких ситуациях.

Помощь человеку с обжорством

Признаки того, что любимый человек переедает, это наличие груды пустых пакетов от еды и оберток, пустующие шкафы и холодильники, скрытые тайники калорийных и нездоровых продуктов. При наличии подозрения, что близкий человек переедает, необходимо с ним поговорить. Сложно начать столь деликатный разговор, однако молчанием можно только все усугубить.

Если человек отрицает, огрызается, нервничает, расстраивается, не давите на него. Потребуется время, чтобы он был готов признать проблему и принять помощь окружающих.

Трудно помочь человеку с обжорством, если инициатива не исходит от него. Любящий человек может только сострадать, поощрять и поддерживать на протяжении всего восстановления здорового образа жизни.

5 стратегий для борьбы с обжорством любимого человека:

  • Поощрять его или ее желание обратиться за помощью. Чем больше процесс восстановления здорового пищевого поведения оттягивается, тем сложнее преодолеть обжорство, поэтому следует призывать любимого человека посетить личного терапевта для своевременного диагностирования компульсативного переедания и принять помощь специалистов.
  • Оказывать поддержку. Слушать без осуждения, проявляя заботу. Если человек терпит неудачи на пути к выздоровлению, стоит напомнить ему, что это все еще реально бросить обжорство навсегда.
  • Избегать оскорблений, лекции и провоцирования чувства вины. Человек с обжорством склонен чувствовать себя достаточно плохо и без дополнительных разговоров. Чтение лекций, ультиматумы, оскорбления только увеличат стресс и сделать ситуацию еще хуже. Вместо этого необходимо проявлять заботу о здоровье человека, о его самочувствии, давая понять, что всегда будете рядом.
  • Подавать хороший пример. Личным примером здорового питания, физических упражнений, управления стрессом без пищи убедить человека, что это реально и не требует чрезвычайных усилий.
  • Заботиться о себе. Только будучи спокойным, уверенным и здоровым человеком, можно помочь стать таким другому. Следите за своим самочувствием, не скрывайте свои эмоции, дайте волю своим страхам. Не делайте любимого человека козлом отпущений.

Медицинская помощь

Для тех, кто не в состоянии помочь себе сам, есть профессиональная поддержка и медицинское лечение. Специалисты в области здравоохранения, которые предлагают лечение компульсивного обжорства, включают психиатров, диетологов, терапевтов и специалистов по расстройству пищевого поведения и ожирения.

Существуют разные типы терапии, формальные группы поддержки и различные медпрепараты. Но все это, как правило, дает временный результат – пока человек платит. На самом деле, жадным похудологам нужны лишь наши деньги. Мы можем ходить к ним до бесконечности, а результат будет, только когда мы к ним ходим и платим.

Только твердо решив однажды самому, можно помочь себе навсегда. Этому учит моя методика.

Почему мы иногда едим и не можем остановиться? Что лежит в основе набора лишнего веса? Как победить обжорство и научиться не заедать стрессы, а получать удовольствие от жизни помимо еды?

Неумеренность и жадность в еде означает, что человек ест гораздо больше, чем ему требуется для поддержания жизнедеятельности. Причем слабо контролирует этот процесс на сознательном уровне, или же получает от него такое удовольствие, что даже не хочет себя контролировать, а просто ест и ест — пока еда влезает в желудок.

Некоторые диетологи называют обжорство «синдром пищевых эксцессов», подразумевая, что на такого человека время от времени нападает непреодолимое желание есть все подряд, а затем его сознание «входит в норму», и он раскаивается в содеянном.

Трудно точно определить уровень смертности, вызванной чревоугодием, так как чрезмерное потребление пищи стимулирует развитие различных заболеваний пищеварительной, сердечно-сосудистой, выделительной и опорно-двигательной системы.

Однако, многие исследователи показали убедительную связь между избыточным питанием и сокращением продолжительностью жизни людей.

Причины обжорства

Итак, под обжорством мы будем понимать жадное и избыточное поглощение именно пищи. Каковые причины этого явления? Оказывается их множество, и лежат они на физиологическом, генетическом и психологическом уровне.

Физиологическая основа обжорства — чувство голода, которое возникает при нехватке питательных веществ в крови. Когда в крови становится мало глюкозы, специальные чувствительные датчики возбуждают «центр голода», расположенный в гипоталамусе.

Он в свою очередь, посылает сигналы в кору мозга, включая программу по добыванию пищи. Эта реакция закреплена на генетическом уровне, так как наши предки периодически голодали, и им нужно было наедаться впрок, чтобы не умереть.

Однако для этого древнему человеку приходилось изрядно побегать по полям и лесам, чтобы добыть себе пищу, в то время как нашему современнику достаточно открыть дверцу холодильника или заглянуть в ближайшую закусочную.

В первобытные времена голод был нужен, так как не только сообщал человеку, что его «топливный бак» пуст, но и стимулировал нашего предка к двигательной активности.

«Больше побегал — больше поймал», — таков был девиз эволюции, замененный в наше время на другой — «Плотней поужинал — дольше поспал». В результате современный человек получает энергию, почти не расходуя калорий на ее добывание, а в итоге — набирает вес и получает дурную привычку к избыточному питанию.

Получается, что поглощение пищи при голоде необходимо для выживания, в то же время переедание — серьезная болезнь, которая укорачивает жизнь и ухудшает ее качество.

Кто же поможет нам отличить первое от второго? Ответ будет простым и обескураживающим: только ваш собственный организм, только голос вашего подсознания, не замутненный «научными теориями» и советами «знатоков».

Психологические причины переедания

Психологических причин обжорства может быть очень много. Перечислим лишь две из них:

Переедание может являться реакцией на стресс, скуку, плохое настроение, меланхолию, тревожность — и что-то еще

В этом случае человек как бы «заедает» не решаемые проблемы. Он компенсирует плохое настроение положительными эмоциями от принятия пищи. Еда становится навязчивой привычкой, то, что психиатры называют компульсивным поведением.

Избыточное питание может быть вызвано примером родителей. Стиль жизни родителей копируется детьми с самого раннего возраста

Привычный стиль питания в семье определяет, какую пищу и в каком количестве будут употреблять люди, ставшие взрослыми.

Как говорит известный эксперт в области снижения веса Михаил Гаврилов:

Самое неприятное в этой ситуации — дети. Они обычно копируют поведение своих родителей, не слова или лозунги, а именно поведение.

Само по себе переедание, если оно не мешает человеку, не опасно. Однако люди с этим расстройством обычно переживают из-за своих перееданий. Их мучает постоянное чувство стыда и вины. На этой почве они подвержены риску депрессии из-за заниженной самооценки.

Они чаще, чем другие, подвергаются стрессам. У них часто возникают трудности со сном. А некоторые из «обжор» имеют склонность к суицидальным мыслям. Такие люди часто чувствуют себя плохо, и из-за этого они теряют или отказываются от работы, учебы, активной социальной позиции.

Чувство вины у людей, уступивших своему желанию наесться до отвала, обычно сопровождаются клятвами никогда не делать этого снова. Но потом наступает очередной праздник, день рождения.

Или человек проходит мимо соблазнительной витрины мясной лавки или кондитерского магазина — все начинается сначала. Потеря контроля над стремлением съесть побольше, а затем — чувство вины и новые клятвы.

Такие повторяющиеся циклы обжорства и самобичевания могут нарушить самоуважение из-за отсутствия «силы воли». Но дело вовсе не в силе воли, а в комплексном характере психологических, эмоциональных и физиологических потребностей, толкаемых человека к обжорству.

Избавиться от этой навязчивой привычки можно, только поняв ее психологические корни и перестроив свои поведенческие привычки.

Стратегия борьбы с перееданием

В настоящее время существует несколько видов психотерапии компульсивного переедания:

  • Когнитивно-поведенческая терапия.
  • Межличностная психотерапия.
  • Телесно-ориентированная терапия.
  • Групповая психотерапия (группы поддержки) и т.д.

Некоторым людям приходится использовать медикаментозное лечение. Прибегать к хирургическому вмешательству для того, чтобы хирургически удалить лишний жир (липосакции).

Безусловно, таким образом, они уменьшают вес тела, но это не решает их внутренних проблем, из-за чего их избыточный вес через некоторое время вновь возвращается.

Важно знать, что «лечение» греха обжорства нужно начинать не с принудительного уменьшения пищевого рациона, а с психологического настроя, иначе борьба с этим пороком будет сущим мучением и приведет к разрастанию внутреннего конфликта.

Итак, вы заметили, что начали набирать вес, причем эта тенденция отмечается в течение нескольких недель. Первым делом нужно выработать правильную стратегию и тактику борьбы с вредной привычкой.

Прежде всего, нужно понять, что с вами происходит. Почему вы стали есть больше или двигаться меньше? Может быть, это сигналы вашего подсознания, что «не все прекрасно в датском королевстве». И вы таким образом «заедаете» свои межличностные или деловые проблемы, которые не можете решить или обесценить?

Часто бывает так, что как только человек решает свои проблемы, вес тут же приходит в норму. Однако, к сожалению, бывает и иначе — если стресс был слишком продолжительным.

Человек настолько привыкает к своему повышенному аппетиту и лишнему весу, что даже после решения свои проблем продолжает питаться по старому. То есть употребляет больше пищи, чем ему необходимо для поддержания энергетического баланса.

Поэтому обучение способности преодолевать стрессы часто помогает уничтожить «корень зла». А нахождение в жизни иных радостей, кроме обильного питания, позволяет человеку получать положительные эмоции другими способами (спорт, секс, общение, хобби).

Аллен Карр предлагает свой способ победить обжорство

Он предлагал не думать о том, как тяжело переносить воздержание от пищи. Сосредоточьтесь на том, как замечательно быть стройным, здоровым и активным. Придумав этот способ похудения, Карр так характеризовал его: «Это не диета. Цель «простого способа» — не заставить вас терять вес, а помочь вам наслаждаться жизнью!».

А вот какие советы дает обжорам доктор Алексей Гаврилов. Автор методики снижения лишнего веса, проверенной на практике в течении последних двадцати лет, рекомендует:

  1. Разделять понятия голод и аппетит, так как к избыточному весу приводит именно повышенный аппетит.
  2. Распознавать и адекватно реализовывать отрицательные эмоции, которые человек ранее пытался компенсировать избыточным питанием.
  3. Найти новые способы получения удовольствия, помимо вкусной еды.
  4. Научиться больше любить и уважать себя.
  5. Четко осознать, ради чего будет худеть человек. И что он получит, когда избавится от лишних килограммов.
  6. Сформировать полезную привычку следить за своим весом и контролировать количество потребляемой пищи.

Главное — не отказывайте себе в качестве пищи, ограничивая только ее количество. Диета как ограничение — глупость (если нет специфической болезни). Есть можно все, только маленькими кусочками, смакуя вкус пищи.

И найдите еще дюжину новых способов получать удовольствие от жизни, помимо еды.

Например, если мне предложить выбор: хороший шашлык или часовую прогулку на роликах по парку (не говоря уже о виндсерфинге), то я выберу последний вариант. И не потому, что боюсь потолстеть. А потому, что быстрая езда доставляет мне больше удовольствия, чем шашлык.

Бегемот (мифология)

В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
Эта отметка установлена 12 мая 2011 года.

Бегемот на картине Уильяма Блейка У этого термина существуют и другие значения, см. Бегемот (значения).

Бегемо́т в мифологии — отрицательно окрашенное духовное существо, демон плотских желаний, в особенности — чревоугодия.

Этимология

Слово бегемот происходит от слова «бехема» (ивр. ‏בהמה‏‎), то есть «животное», во множественном числе. Изначально слово было использовано в Библии и описывало существующее на тот момент животное, которое Бог описывает перед праведником Иовом, Иов 40:10-19 (см. Бегемот, раздел «Название»). В данном источнике слово «бегемот» не имело отрицательной окраски и не являлось мифическим духовным существом.

В церковнославянском переводе Библии вместо слова «бегемот» использовано слово «зверь»: «Но ѹбѡ сє, ѕвѣріє ѹ тебє, траву аки воловє ꙗдѧтъ» (Иов 40:10).

Ранние упоминания

На средневековой миниатюре

  • По Пьеру де Ланкру (1553—1631), бегемот — демон, который может принимать формы любых крупных животных, а также кота, слона, собаки, лисицы и волка.
  • Ж. Боден, «Daemonomania», 1580, считал его адской параллелью египетского фараона, преследовавшего евреев.
  • Г. Крамер, «Молот ведьм». Бегемот — демон, дающий людям «звериные наклонности»
  • И. Вейер, «De Praestigiis Daemonum», 1563. Он нападает на людей, используя «обольщение сладострастия, которое ощущается в области чресл и пупа». Он может даже сам принимать женский образ, чтобы ввести человека в соблазн. Бегемот также побуждает людей богохульствовать и сквернословить. При дворе Сатаны он занимает должность Главного Хранителя Кубка (И. Виер), руководит пирами, а также является ночным сторожем Ада. Современные дьяволопоклонники почитают его как Великого Виночерпия. По средневековым свидетельствам, Бегемот — один из самых жестоких палачей Ада и грешники трепещут, ещё издали заслышав его трубу. Бегемот также известен своим пением. Он происходит из чина Престолов (отец Сюрен).
  • На миниатюре из французского апокалипсиса XV века Бегемот изображён едущим на Левиафане; дополнительное лицо, которое он имеет на груди, объясняется легендой из средневековых бестиариев о том, что Бегемот произошёл от расы существ, обитавших в Индии, которые имели голову на груди, но не имели её на плечах.

Упоминания в литературе

  • Михаил Булгаков «Мастер и Маргарита» (1929—1940): Бегемот — кот-оборотень, любимый шут Воланда (Cатаны).
  • Роберт Шекли «Битва» (1954): Бегемот — один из демонов, участвующих в последней эсхатологической битве («Астарот выкрикнул приказ, и Бегемот тяжело двинулся в атаку…»).
  • Роберт Силверберг «Базилиус»: Бегемот — один из падших ангелов, воссозданных на компьютере («Они являются вместе: омерзительный Бегемот, дух хаоса и тьмы, и с ним — Левиафан, огромное чудовище морских пучин…»).
  • Ник Перумов. «Война Мага»: (В форме «бехимот»): «Дружина Дона на тяжелых бехимотах, одетых в пластинчатую костяную броню, медленно и неторопливо сотрёт с лица земли всё поселение…»
  • Джеймс Крюс. «Тим Талер, или Проданный смех»: «Он говорил о Вельзевуле, властителе ада, о демонах Форказе, Астароте и Бегемоте, о ведьмах и о чёрной магии, о знаменитом волшебнике докторе Фаусте, у которого одно время был слугой известный чёрт Мефистофель». Имя Бегемот также в романе носит директор Грандицци, один из приближённых барона Треча (Астарота).
  • Мишель Турнье. «Лесной царь» (1970): «Однако он хотел знать, кто такой Бегемот и почему Эфраим присвоил ему это странное имя. — Я назвал тебя так из-за твоей силы, Конь Израиля, — ответил Эфраим. — Однажды Господь отвечал Иову из бури и сказал так: Вот Бегемот, которого я создал, как и тебя…».

В компьютерных играх

Образ бегемота, как огромного , внушаещего ужас чудовища используется в прямом и переносном смыслах в различных видеоиграх:

  • The Old City: Leviathan: один из вымышленных созданий главного героя.
  • Command & Conquer 3: Kane’s Wrath: самоходная артиллерийская установка.
  • Fallout 3: супермутант-бегемот — самый большой и сильный вид супермутантов.
  • Fallout Tactics: робот-бегемот — самый большой и сильный вид боевых роботов.
  • Final Fantasy: монстр встречается во многих частях, наряду с более сильным аналогом.
  • Might and Magic VII: For Blood and Honor: различные виды чудищ (Behemoth).
  • Heroes of Might and Magic III: чудища (Behemoth) входят в состав армии фракции Твердыни.
  • Heroes of Might and Magic IV: чудища (Behemoth) являются одним из вариантов существ четвёртого уровня фракции Крепость.
  • MechWarrior: один из новых боевых роботов.
  • Warhammer 40,000: один из главных флотов Тиранидов называется «Behemoth».
  • Messiah: искусственно созданный солдат.
  • Master of Magic: одно из магических существ стихии Природы.
  • Castlevania: является гигантским быком.
  • Age of Mythology: The Titans: одно из мифических существ, доступных за цивилизацию Атлантов.
  • Dominions: мёртвое безжизненное существо в образе разлагающегося слона.
  • Titan Quest: Immortal Throne: в Темнице Душ дворца Аида в клетках находятся существа Одонтотиран — бегемот.
  • The Bard’s Tale: одно из вызываемых существ.
  • Dragon Age: Inquisition: вид красных храмовников, переживших чудовищную трансформацию из-за употребления красного лириума.
  • Constantine: The Video Game: является одним из боссов.
  • Evolve (игра): один из играбельных монстров.

Это заготовка статьи по мифологии. Вы можете помочь проекту, дополнив её.

Примечания

  • Русский синодальный перевод книги Иова
  • «Бегемот» в Мифологической энциклопедии

Want create site? Find Free WordPress Themes and plugins.

Бегемот — Демон плотских желаний (в особенности обжорства и чревоугодия). В Библии описан как одно из двух чудовищ (наряду с Левиафаном), которых Бог демонстрирует праведнику Иову в доказательство Своего могущества. «Вот бегемот, которого Я создал, как и тебя; он ест траву, как вол. Вот его сила в чреслах его и крепость его в мускулах чрева его. Поворачивает хвостом своим, как кедром; жилы же на бедрах его переплетены. Ноги у него, как медные трубы; кости у него, как железные прутья; это — верх путей Божиих: только Сотворивший его может приблизить к нему меч Свой. Горы приносят ему пищу, и там все звери полевые играют. Он ложится под тенистыми деревьями, под кровом тростника и в болотах. Тенистые дерева покрывают его своей тенью; ивы при ручьях окружают его. Вот он пьет из реки не торопится; остается спокоен, хотя бы Иордан устремился ко рту его. Возьмет ли кто его в глазах его и проколет ли ему нос багром?» (Иов 40, 10-19). Имя «Бегемот» на древнееврейском означает «животные» (во мн. числе), что свидетельствует о непомерной величине и могуществе этого существа. В иудейских преданиях Бегемот считается царем зверей; в конце времен Бегемот и Левиафан должны убить друг друга в последней схватке, их мясо будет служить пищей праведников на пиру Мессии.

По Пьеру де Ланкру (1553-1631) Бегемот — демон, который может принимать формы любых крупных животных, а также кота, , слона, собаки, лисицы и волка. Ж.Боден считал его адской параллелью египетского фараона, преследовавшего евреев («Daemonomania», 1580). Бегемот — демон, дающий людям «звериные наклонности» («Молот ведьм»), он нападает на людей, используя «обольщение сладострастия, которое ощущается в области чресел и пупа» (И.Виер «De Praestigiis Daemonum», 1563). Он может даже сам принимать женский образ, чтобы ввести человека в соблазн. Бегемот также побуждает людей богохульствовать и сквернословить.

При дворе Сатаны он занимает должность Главного Хранителя Кубка (И.Виер), руководит пирами, а также является ночным сторожем Ада. Современные сатанисты почитают его как Великого Виночерпия. По средневековым свидетельствам, Бегемот — один из самых жестоких палачей Ада и грешники трепещут, еще издали заслышав его трубу. Бегемот также известен своим пением. Он происходит из чина Престолов (отец Сюрен). Бегемот — один из демонов, участвовавших в эпидемии одержимости в Лудунском монастыре (Франция, 17 в.), вместе с шестью другими дьяволами он владел настоятельницей монастыря Жанной дез Анж. Обычно его изображают чудовищем с головой слона, огромным круглым животом и когтистыми руками, ковыляющим на двух слоновьих ногах. На миниатюре из французского апокалипсиса 15 в. Бегемот изображен едущим на Левиафане; дополнительное лицо, которое он имеет на груди, объясняется легендой из средневековых бестиариев о том, что Бегемот произошел от расы существ, обитавших в Индии, которые имели голову на груди, но не имели ее на плечах. Его имя упоминается в «Сатанинской Библии» Ла Вея.