Смех это грех

К старцу о. Василию Ермакову подошла старушка:
— Батюшка, а в пост булку можно есть?
— Можно, мать, можно.
— Батюшка, а ведь там же яйца!
— А будут попадаться, выковыривай.

Покупаю в монастырской лавке фиточай. Читаю:
«Да хранит вас Господь!»
Ниже написано: «Срок хранения 2 года».

Пригласили отпевать покойника. Батюшка приехал, приготовился, и начал отпевать. Правда, обратил внимание на то, что покойник не в гробу, а на кровати лежит, но что ж, хоть так, а отпевать надо. Дойдя до момента, где надо поминать покойного, обратился он тихонько к родственникам:
— Как имя усопшего?
Тут покойник открыл глаза и тихо произнес:
— Сергий!
Опомнившись от шока, священник стал стыдить родственников и сказал, что человек, хоть и тяжело болен, но еще живой, а посему его нужно соборовать. Родственники сказали, что, мол, они в церковных делах несведущи, как батюшка скажет, пусть так и будет. Священник начал соборование. Через несколько минут, воспользовавшись паузой, одна из родственниц прошептала ему на ухо:
— Вы так все хорошо делаете, может заодно его и покрестим?

— Маша, гости уходят. Что нужно сказать?
— Слава Богу.

Идет урок. Учительница спрашивает:
– Дети! Назовите какое-нибудь чудо?
Девочка, воспитанная в христианской семье поднимает руку. Учительница, нехотя, спрашивает ее.
– Чудо было, когда Бог перевел израильтян через Красное море.
Учительница, видимо не верящая в Бога, решила придраться:
– Это нельзя назвать чудом. Ученые определили, что в определенном месте, в определенное время это море по колено и его спокойно можно перейти.
Учительница спрашивает дальше:
– Дети! Ну кто-нибудь, назовет какое-нибудь чудо?
Опять эта девочка тянет руку. Учительнице деваться некуда. Спрашивает.
– Чудо было, когда все фараоново войско утонуло в море, где было по колено воды.

В семидесятых годах в Ленинграде было несколько очень хороших протодиаконов. С одним из них произошел курьезный случай в Великую Субботу.
В этот день за утренним богослужением читается 15 паремий – текстов из книг Ветхого Завета. Обыкновенно их читают псаломщики или младшие диаконы, а протодиакон в это время находится в Алтаре и должен время от времени возглашать “Премудрость!” и “Вонмем!»
Так вот после этой самой службы отец протодиакон ехал в троллейбусе от Александро-Невской лавры. Сказывалось утомление от сегодняшнего продолжительного богослужения, да и от всей Страстной седмицы… Сидя в троллейбусе, он задремал. В это время водитель резко притормозил, и стоящий над дремлющим клириком пассажир инстинктивно ухватился за его плечо… Эффект вышел самый неожиданный – протодиакон встрепенулся и страшным голосом взревел:
– Премудрость.

История про митрополита Антония Сурожского. Ещё будучи игуменом был он на обеде в одном доме. После обеда предложил свою помощь и помыл посуду. Прошли годы, он стал митрополитом. Однажды он обедал в той же семье. И снова после обеда предложил посуду помыть. Хозяйка смутилась — митрополит всё-таки, а будет посуду у неё мыть — и бурно запротестовала. «А что, я в прошлый раз плохо помыл?», — спросил Антоний Сурожский.

— Зачем ты ругаешься с женой перед исповедью?
— У меня плохая память, а стоит немного зацепить жену, так она мне все грехи припоминает…

Приходит женщина на исповедь:
— Батюшка, благословите на развод.
— А что случилось?
— Муж такой-сякой …короче, плохой!
— Зачем же ты за него выходила?
— Глупая была!
— Ну вот видишь, он тебя глупую полюбил и в жены взял, а ты… разводиться…

Из рассказа одной прихожанки:
Бабушка перед исповедью протискивается : «Пропустите меня без очереди, у меня всего два греха!»

Однажды три брата увидели Счастье, сидящее в яме.
Один из братьев подошел к яме и попросил у Счастья денег. Счастье одарило его деньгами, и он ушел счастливый.
Другой брат попросил красивую женщину. Тут же получил и убежал вместе с ней вне себя от счастья.
Третий брат наклонился над ямой:
— Что тебе нужно? – спросило Счастье
— А тебе что нужно? – спросил брат.
— Вытащи меня отсюда, — попросило Счастье. Брат протянул руку, вытащил Счастье из ямы, повернулся и пошел прочь. А Счастье пошло за ним следом.

— Ты что-нибудь повторяешь перед экзаменом?
— Да. «Отче наш».

Запомните, в этой жизни можно всё! Всё!
Грешить только нельзя…

Паломница рассказывает:
«Дело было в нашем храме. Скромно одетая девушка подходит к священнику после службы:
— Батюшка, я вот хочу свою подругу к нам в храм привести…
— Бог благословит, приводи.
— Да она, батюшка…
— Что такое?
— Да она… Совсем никакая… И выглядит…
— Ну, как она выглядит?
— Да одежда и прическа – совсем для храма неподходящие…
— Ничего… К нам тут вообще ходила девушка с голубыми волосами и кольцом в носу…
— Батюшка, это я была – год назад…

Рассказ протоиерея Николая (Попова) о митрополите Иосифе(Чернове)
Я нашел дом Владыки на улице Мира и постучал в калитку.Вышел старичок:рыженькая у него бородка,одет в потертый подрясничек и безрукавку ватную.
— Вы к кому?- спрашивает.
— К Владыке.
— А Вы его знаете?
— Нет,- говорю,- не знаю.
— А он только сейчас в Москву уехал. Вот только сейчас.
Ну у меня сразу на глаза слезы навернулись: Алма-Атинского Владыку не застал, и Петропавловский уехал! Какое горькое совпадение!
— Ничего,ничего,- говорит старичок,- проходи в дом. Мне,- продолжает,- так надоел этот Архиерей! Хоть без него отдохнем, пошли!
И представился: «Я — келейник».
Заводит в дом,сажает за стол и предлагает:
— Давай с тобой выпьем!
Ставит на стол бутылку коньяка,пиво,лимонад и шоколадные конфеты.
— Да нет,- говорю,- какая тут выпивка!
— Тогда давай картошку пожарим.
Достает картошку, берет нож и начинает чистить.
— Какой же глупец,- говорю,- картошку чистит грязную? Ее же надо сначала помыть!
— Да? — ответил келейник,- а я всегда так делаю.
Я вымыл картошку.
— Дайте,-говорю,- какую-нибудь тряпку картошку вытереть.
Он: — А зачем вытирать-то?
Я объяснил:

— Для того,чтобы крахмал в воде не растворялся, тогда картошка будет вкуснее.
— Вон как! А я и не знал!
Смотрит с интересом на все, что я делаю. Потом я научил келейника жарить картошку «по-архиерейскому», мы пожарили и сели за стол. Келейник выставил все, что было у него в холодильнике, наливает рюмочку, снова предлагает выпить, я отказываюсь,мы сидим, разговариваем. Он задает мне разные вопросы, я, не задумываясь, отвечаю.

Ну, келейник и келейник. Я выпил лимонаду и ушел очень расстроенный, что и здесь не застал Архиерея.
Приехал в собор, где вскоре началось богослужение — был праздник-Рождество Пресвятой Богородицы. Открываются Царские врата и выходит на литургию Архиерей. И когда я взглянул на него, то узнал в человеке, облаченном в архиерейскую мантию, того «келейника», который принимал меня утром в архиерейском доме.

Он подозвал меня к себе и сказал: «Иди в алтарь,одевай стихарь и неси мне чиновник!» То есть он поставил меня книгодержцем. Так я остался в Петропавловске.

Жена – мужу:
— В воскресенье схожу в церковь, исповедуюсь…
Муж:
— Валидол возьми… вдруг батюшку прихватит…

А меня одну интересует, почему на возгласе «Оглашеннии, главы ваши приклоните!» полхрама кланяется, а на «Оглашеннии, изыдите..» никто не торопится уходить?)

Однажды, когда я копал свой огород, чтобы посадить несколько кустов помидоров, ко мне пришел один посетитель и спросил: «Что ты делаешь, старец?»
– Что я делаю? – сказал я. Да вот, исповедую свой огород.
– Да как же, старец, опешил он. – Неужто огород тоже нуждается в исповеди?
– Конечно, нуждается. Я убедился, что когда поисповедую огород, то есть вычищу землю от камней, сорняков, колючек и тому подобного, то овощи, которые он родит, бывают крепкими, здоровыми, как на подбор! А если огород оставить без исповеди, то и вырастут на его грядках какие-то недоразвитые желтенькие и сморщенные помидорчики!..

Старец Паисий Святогорец (1924-1994).

Из дневника новоначального инока:

— Так хочется всем рассказать, что я ушёл в безмолвие!

Один из священников распорядился у себя на приходе продавать для погребения в комплекте с покрывалом и крестом брошюру «Как вести себя на кладбище». Приезжает он на отпевание, а у усопшего в руках — крест, разрешительная молитва и брошюра «Как вести себя на кладбище».

Хотите я Вам сейчас одно пророчество скажу? Записывайте. «Будет то, что будет. Это обязательно сбудется!»

Протоиерей Димитрий Смирнов.

Три паломника молятся.
Первый:
— Боже,кто я пред Тобой? Невесомая пылинка, недоступная глазу, гонимая ветром.
Второй:
— Боже,как я мал перед Твоим величием! Мельчайший, ничтожнейший атом, затерянный в безднах пространства.
Третий:
— Боже,до чего я крохотен перед Тобой! Маленький червяк…
Первый — второму:
— Нет, ну ты видел этого, с манией величия?

Как-то в воскресный день выходим с семьей из храма. Пятилетняя дочка наша говорит:
— Мам, пап, отгадайте, какое я слово задумала (мы так с ней иногда играем).
— Ну давай, загадывай.
— Ну, она… такая… она бывает Божия.
— Слава?
— Нет.
— Церковь?
— Нет.
— Благодать?
— Нет…
Мы с женой в недоумении — не знаем уже, что предположить. Дочь говорит:
— Сдаетесь?
— Сдаемся.
— Божия коровка!!!

– У меня живет кот. Очень хороший, умный, замечательный, красивый. Но есть у него одна странность: когда мы с женой уходим на работу, он забирается в нашу постель и, простите, гадит в нее. Мы всячески пытались его отучить – упрашивали, наказывали, все бесполезно. Как-то мы соорудили даже целую баррикаду. Но когда я вернулся домой, то увидел, что баррикада раскидана, а кот снова пробрался в постель и сделал там свое грязное дело. Я до того разозлился, что схватил его и просто избил! Кот так обиделся, что залез под стул, сел там и заплакал. По-настоящему, я впервые такое видел, у него слезы катились из глаз. В это время пришла жена, увидела все и набросилась на меня: «Как тебе не стыдно? А еще православный! Не буду с тобой даже разговаривать, пока не покаешься у священника за свой зверский, гадкий, нехристианский поступок!» Мне ничего не оставалось делать, да и совесть обличала, – наутро я пришел в монастырь на исповедь. Исповедовал игумен Глеб. Я отстоял очередь и все ему рассказал.
А когда закончил, отец Глеб помолчал немного и, вздохнув, проговорил:
– Н-да… Нехорошо, конечно, получилось!.. Вот только я не понял: этот копт, он что, в университете учится? Там что, общежития у них нет?
– Какой «копт»? – переспросил Николай.
– Ну тот, который у вас живет, про которого ты сейчас все это рассказал.
«И тут до меня дошло, – завершил свою историю Николай, – что отец Глеб, который был слегка туговат на ухо, десять минут смиренно выслушивал мой бред про копта, который зачем-то живет у нас в квартире и гадит в нашу кровать, которого я зверски избил, а он залез под стул, сидел там и плакал… И тогда я понял, что самые прекрасные и непостижимые, самые терпеливые и великие люди на свете – это наши священники».

Архимандрит Тихон (Шевкунов) «Несвятые святые»

Читаю сыну (4,5 года) Мойдодыра:
— И в ванне, и в бане, всегда и везде — вечная слава… — делаю паузу, чтобы он продолжил.
Сын выдаёт:
— Богу.

Один семинарист в Великий пост, гуляя вокруг семинарии, ел бутерброд с колбасой. В это время навстречу шел отец- ректор и от возмущения говорит: » Сын мой, Великий пост идет, а Вы бутерброд с колбасой едите! «
Семинарист нашелся и отвечает: «Отче, путешествующим разрешается».

— Как поживаете?
— Вашими молитвами.
— Дык, не молимся же.
— Ну, вот так и живем.

Фразу «Проснись и пой» явно придумал регент на ранней литургии.

Фома Аквинский: «К экзамену готовились?» — «Нет». — «Посмотрим, насколько усердно вы молились Господу.»

Открыл окно чтоб выпустить муху, впустил комара и свидетеля Иеговы.

— Почему я не могла дозвониться до тебя вчера вечером?
— О, у меня был чудесный вечер при свечах!
— Вот это да! Ты ходила на свидание?
— Да нет, на всенощное бдение.

И грустно, и смешно:

Пощусь зело. Молюсь отменно
Стяжал большую благодать.
И лишь одну имам проблему —
Своих грехов мне не видать.

(из книги «Пасха Красная»)

Слышала этот рассказ от самого героя. Один местечковый священник был приглашен жительницей того местечка совершить требу на дому. Дело было Великим постом. После совершения того, что требовалось,благодарная бабуля стала упрашивать батюшку потрапезовать у нее. Священнику пришлось согласится. Старушка поставила на стол тарелку борща. Помолившись, батюшка взялся за ложку, и то, что в нее попало вызвало у него изумление. В тарелке преспокойно плавали куски мяса. Отец задумался — как поступить? Отказаться от трапезы или нарушить пост ради любви? Глядя на бабулю, умильно дожидавшуюся, когда уж батюшка отведает ее стряпни, решил — съем. И с тяжелым сердцем принялся хлебать наваристый борщ. Старушка расплылась в счастливой улыбке:

— Кушай, батюшка, кушай, я никому не скажу, что ты в пост мясо ешь!

5-ти летний сын набедокурил и был отправлен в угол. Встал молча. А через минуту из угла обиженно донеслось:

— А вот Господь всех прощал…

Запись на автоответчике священника:
«Христос воскрес. Если у вас есть и другая важная информация, сообщите её после сигнала».

Случай из жизни. Батюшка читает общую молитву перед исповедью. Ксения тоже стоит среди нас. Вдруг, когда уже мы по очереди начинаем подходить к батюшке и исповедоваться, она вспоминает, что забыла бумажку с записанными там грехами в сумке в трапезной.

— Ой, только меня подождите, батюшка, не уходите! Я только за грехами в трапезную сбегаю! Я их там оставила!

Для желающих призвать к разуму автора дневника, сообщаю, что кощунства здесь нет, ибо все анекдоты в рамках приличия, а взяты с православного сайта Храма Сорока мучеников Севастийских.

Не грех и посмеяться

Многие полагают, что православие негативно относится ко всему смешному, однако это не так. В сети немало различных сообществ, одновременно посвященных и религии, и юмору. «Лента.ру» изучила несколько подобных пабликов и выяснила, что представляет собой «православный юмор».

«Смех до плача доводит»

У православной церкви в течение многих веков было весьма неоднозначное отношение к юмору. В отечественной религиозной традиции даже существует понятие «грех смехотворства». По мнению некоторых представителей церкви, юмор недопустим для религиозного человека, так как смех «расточает собранное в душе добро».

Сторонники этой точки зрения уверены в том, что смех несет тщеславие, пресыщение и блуд, а также удаляет человека от «благодати Господней», поскольку заставляет его забывать о Страшном Суде.

Это, безусловно, наложило отпечаток и на культуру в целом. В русском языке множество пословиц поговорок, осуждающих веселье: «где смех, там и грех», «кто смешлив, тот и слезлив», а также различные вариации на тему того, что «смех до плача доводит».

В западной традиции переворот в отношении религии к смеху связывают с именем Франциска Ассизского, католического святого, учредителя названного его именем монашеского ордена. Его даже иногда называют «Божьим скоморохом». В России такого переворота, по мнению известного филолога, крупнейшего специалиста по средневековой литературе Сергея Аверинцева, не произошло, поэтому для некоторых религиозных деятелей смех до сих пор табуирован.

Православный интернет

Однако современная церковь намного лояльнее относится ко многому, в том числе и к смеху. Патриарх Кирилл во время своего выступления в Одессе в 2013 году даже сказал, что «без юмора жизнь становится опасной». Однако тут же подчеркнул, что юмор должен быть светлым.

В сети много специализированных православных ресурсов: поисковики, которые ищут информацию только по каталогам религиозных сайтов, тематические RSS-каналы, форумы, сообщества в социальных сетях, различные приложения… Есть специальные энциклопедии, онлайн-календари и даже отдельные сайты знакомств для православных.

В 2015 году был запущен поисковик «Андрей Рублев» — «путеводитель для всех верующих». На сайте публикуются тематические новости и интервью, есть соцсеть для православных, список молитв, адреса храмов. И «Андрей Рублев» умеет шутить: если ввести в строку поиска «порно», он перенаправит пользователя на страницу с текстом седьмой заповеди («Не прелюбодействуй»), а при запросе «наркотики» расскажет о вреде «грехов и страстей».

Сетевая активность религиозных граждан не ограничивается тематическими ресурсами. На саму популярную группу о православии во «ВКонтакте» подписаны более 700 тысяч человек. Среди православных пабликов есть и посвященные юмору, мемам.

«Православные шутят!»

На этот паблик, созданный еще в 2011 году, подписаны более 80 тысяч человек. В сообществе обещают только «добрый юмор для добрых людей».

Посты группы обычно представляют собой забавные истории из жизни людей, связанные с православием, и различные анекдоты, переосмысленные с религиозной точки зрения. Кроме того, в сообществе следят за церковным календарем и регулярно поздравляют подписчиков с праздниками.

В группе также предусмотрены альбомы для фотографий, куда подписчикам предлагается загружать свои шутки.

Раньше группа подписывалась так: «Православные тоже шутят». Это выражает одну из идей, продвигаемых в сообществе, — показать, что для современных религиозных людей духовные запросы важнее средневековых догм.

«Типичный пономарь»

Как следует из описания, это сообщество церковнослужителей, а также площадка для общения и знакомств со специфическим церковный юмором.

Группа возникла в 2013 году, когда в сети были популярны так называемые «эдвайсы», то есть картинки, в подписях к которым иронически обыгрывались различные стереотипы. Сегодня на «Типичного пономаря» подписаны почти девять тысяч человек.

В группе преобладают школьники и студенты, многие из которых учатся в семинарии или служат пономарями.

Их юмор непросто понять тем, кто не связан с церковью. В мемах используются такие выражения, как «благословить подрясник», «покадить пономарку» и другая специфическая лексика.

Сообщество используется и как площадка для консультаций. В «Типичном пономаре» можно задать любой вопрос на религиозную тематику и получить на него множество развернутых ответов от заинтересованных людей.

«Подслушано в храме»

Группа создана в декабре 2014 года, сейчас на нее подписаны почти семь тысяч человек.

Формат пабликов «Подслушано» подразумевает анонимную публикацию различных историй, но в этом сообществе формат претерпел некоторые изменения. Участники группы делятся событиями из жизни, спрашивают друг у друга совета, а также публикуют различные картинки и видео, которые кажутся им забавными.

Иногда в группе иронизируют над церковными людьми, не знающими базовых религиозных вещей, например, не способных назвать 12 апостолов или 10 заповедей.

0 комментариев

«Смехотворство» — устаревшее слово и его значение для нас может быть неясно. Почему апостол Павел, говоря о поведении, непристойном для христиан, упоминает смехотворство вместе со сквернословием и пустословием?

Ефесянам 5:4:

Также сквернословие и пустословие и смехотворство не приличны , а, напротив, благодарение.

Апостол, по вдохновению от Бога, пишет, что некоторые поступки не приличны* христианам. Слова «сквернословие»** и «пустословие»*** нам должны быть понятны: первое — это грязная речь, пересыпанная руганью и непристойностями; второе — набор глупостей; речь, лишённая смысла.

Словом же «смехотворство» переводится греческое ευτραπελια (eutrapelia), которое состоит из двух корней — ευ (eu — хорошо, благо) и τροπή (tropē — вращать, возвращать, обращать). Представьте себе человека, который всегда готов на колкость ответить колкостью, на вульгарную шутку — ещё более вульгарной; такой человек хорошо возвращает весь негатив собеседнику, умеет за себя постоять — по мирским понятиям. Апостол призывает христиан воздерживаться от такого поведения.

Обратим внимание, что в греческом тексте вообще не упоминается смех: ничто в тексте первоисточника не говорит о том, что христиане не могут от души посмеяться над хорошей шуткой; ничто не указывает, что христиане не могут высмеять собеседника — апостол желает, чтобы наша речь была исполнена смысла, чиста, — и, чтобы, случись нам пошутить, — шутки тоже были бы чисты и не имели бы целью причинить собеседнику боль или вызвать у него раздражение.

*) Не приличны (гр. ανηκοντα, anēkonta) — букв. не идут.

**) Сквернословие (гр. αισχροτης, aischrotēs) — непристойная, грязная речь.

***) Пустословие (гр. μωρολογια, mōrologia) — глупости; глупая речь.

По-украински: Що це за «жарти»? (До Ефесян 5:3-4)

LiveInternetLiveInternet

Как вы понимаете, что такое пустословие?


Библия многократно упоминает, что пустословие — грех. Например, в Притчах 14:23 говорится: «От всякого труда есть прибыль, а от пустословия только ущерб».
Романова Н.Н., Филиппов А.В. Словарь. Культура речевого общения: этика, прагматика, психология, 2010 г.


Пустословие – пустые, бесплодные разговоры. Еще один общий недостаток говорения (и монологического, и диалогического) – это малая информативность речи, незначительность ее содержания. Устная речь не должна быть пустопорожней болтовней. Любое говорение должно нести полезный для слушателей смысл, нужную информацию – новую, поучительную, может быть, увлекательную – и в то же время верную, перспективную для них. Чтобы говорить так, прежде всего нужна предметная компетентность, т. е. совокупность хороших знаний в какой-то сфере, по какому-то предмету, о котором идет речь, по какому-то вопросу. По принципу «Говори то, что знаешь, а чего не знаешь – не говори». Компетентность должна совмещаться в речи с умственной (аналитической, контролирующей, корректирующей) работой, влияющей на выход содержания. Здесь должна быть специальная забота о том, чтобы не сказать что-нибудь не соответствующее положению вещей, противоречащее сказанному прежде; а также о том, чтобы не устраняться от сложностей в раскрытии темы. Не следует говорить на тему, которая до этого хоть как-то не прошла через сознание, через внутреннюю речемыслительную деятельность. источник
Обратимся к Библии:


Слово ваше да будет всегда с благодатию, приправлено солью, дабы вы знали, как отвечать каждому.
(К Колоссянам 4:6)
Ибо есть много и непокорных, пустословов и обманщиков, особенно из обрезанных, каковым должно заграждать уста: они развращают целые домы, уча, чему не должно, из постыдной корысти.
(К Титу 1:10-11)
Удерживай язык свой от зла и уста свои от коварных слов.
(Псалтирь 33:14)
Иной пустослов уязвляет как мечом, а язык мудрых — врачует.
(Притчи 12:18)
Кто хранит уста свои, тот бережет душу свою; а кто широко раскрывает свой рот, тому беда.
(Притчи 13:3)
Отойди от человека глупого, у которого ты не замечаешь разумных уст.

(Притчи 14:7)

Орфографический словарь-справочник


Пустословие — малосодержательные рассказы и разговоры. В этических концепциях также именуется «празднословием». источник
Сила слов Соломона
Враг по имени Пустословие


Слова уст человеческих – глубокие воды; источник мудрости – струящийся поток.
(Притчи Соломона 18:4)
Как птица рождена для полета, так человек рожден для счастья. Все необходимое для гармоничной жизни уже дано каждому от рождения. Почему же так часто встречаются люди, недовольные своей жизнью? Одним из ответов на этот вопрос – непонимание человеком такой мощной силы, как сила СЛОВА.
Игнорирование одежды мысли — СЛОВА — привносит в нашу жизнь ПУСТОСЛОВИЕ

Пустословие имеет много синонимов: празднословие, пустая, праздная болтовня, голословие, бесплодные разговоры, словоблудие, словоблудство, фразерство, многоглаголание, многословие, суесловие, говорить без толку, болтать языком, говорить вздор, казакать, гагакать, болтать без умолку. Современный вариант пустословия – чепуха, ерунда.
Человек, который обожает балаболить, балагурить, разводить бобы, тараторить, щебетать, трещать, точить лясы, лепетать, молоть вздор, городить чепуху, говорить лишнее, переливать из пустого в порожнее, языком чесать, говорить на три короба, что в голову взбредет, то и молоть — называется Пустословом. Это — пустомеля, болтающий попусту человек, болтун, балагур, говорун, краснобай, мельница, резонер, сорока, водолей, балалайка, трещотка, фразер…
Такие люди обожают лапшу на уши вешать, то есть заливать такое, что уши вянут. Причем, обычно лапшу поминают в тех случаях, когда пустословие не злостное, а от желания посмеяться или просто почесать язык. Человек – пустослов обожает бла-бла-бла — т.е. бездумно болтать, прихлебывая языком, лопотать, лепетать. Пустословие может стать врагом человека.
Кто пренебрегает словом, тот причиняет вред себе;
(Притчи Соломона 13:13)
Энергия человека-пустослова тратится впустую, без воздаяние добром или благодатью.

Пустое слово – хорошая почва для взращивания ложной гордости, самомнения, человеческого разрушительного эго. Даже справедливые и глубокие слова в устах пустослова становятся лживыми, потому что они наполняются ядом чувства превосходства над другим человеком.
Пустословие очень плохой фундамент для построения своей жизни.
От всякого труда есть прибыль, а от пустословия только ущерб.
(Притчи Соломона 14:230
Ведь нет слова без значения. Жизнь переполнена словами — везде и всюду слова, слова, слова; все, что ни делается в этом мире, все делается словом, без слова не делается ничего!
Везде слово. Все делается словом!

И если это слово пустое, то и результат будет такой же. Пустое слово не способно созидать и даже сохранять уже сотворенное. Через пустословие в жизнь может прийти пустота и безысходность.
Покой, тишина в душе — способ избавиться от пустословия.
Современному человеку не хватает безмолвия, тишины. Он уже не хозяин жизни, а песчинка в вихре событий. Многие ищут кого-то, кто бы мог спокойно выслушать… Когда человек понял силу тишины, ему легче уйти от пустословия. Тишина и молчание уже не становятся целью, а средством достижения желаемого. Самое ценное в тишине — возможность через мысли, возникающие в мозгу и врожденных подсознательных способностях, воспринимать информацию, приходящую свыше. Поэтому, так редки пустословы среди молящихся людей.
В противовес пустословию, тишина в душе заставляет человека углубляться внутрь себя. Это приводит к перестройке личности, которая выявляет глубинные внутренние побуждения. Это – путь к самопознанию и самореализации. В это время человек способен ощутить свою личную ответственность за жизнь.
В наши дни, дни словесной шелухи, внутренней сосредоточенности надо терпеливо учиться. Истинная тишина в душе, настоящая сосредоточенность могут прийти только в результате душевного равновесия. Когда человек научится этому, он будет готов услышать слово, сказанное лично ему.
В состоянии покоя, отсутствия пустословия, присутствует чудесная сила сосредоточения на себе. Это факт общеизвестный. Из этого состояния внутреннего покоя прорастают семена слов, полных смысла и содержания. Мысли, избавленные от пустословия, способны творить чудеса в жизни. Главное и самое нужное можно сказать словами, которые рождены в глубине внутренней тишины.
От плода уст своих человек насыщается добром.
(Притчи Соломона 12:14)
Пустословие не так уже и безвредно. Важно пересмотреть свой лексикон. Умение произносить слова, полные жизни и света, очень ценно. Слова имеют свойства:
— Провозглашать
— Утверждать
— Творить
— Вдохновлять
— Назидать
Добрые слова ничего не стоят. Но почему их так трудно говорить порой? От добрых слов еще никто не потерпел крушение или неудачу. Еще ни одного человека добрые слова не привели к безумству. Поистине, добрые слова ничего не стоят в сравнении с тем, что они доставляют. Они пробуждают в людях самое прекрасное и накладывают свой неизгладимый отпечаток на душу человека, преображая ее и делая прекрасной.
Приятная речь — сотовый мед, сладка для души и целебна для костей.
(Притчи Соломона 16:24)
То, что человек исповедует устно, в один прекрасный момент может стать реальностью.
Смерть и жизнь — во власти языка, и любящие его вкусят от плодов его.
(Притчи Соломона 18:21)
Слова, наполненные ропотом, жалобами, раздражением, сеют раздор, снижают способность видеть свет в жизни.
Человек легко может угодить в ловушку собственных уст, давая пустословные обещания или обеты, необдуманные наедине с собой. Язык человека находится в нескольких сантиметрах от мозга, но, послушав некоторых людей, понимаешь — расстояние между языком и умом иногда может достигать метры.
Молчат уста. Но нет ли пустомыслия внутри?
В человеке есть молчание внутреннее. Поток беспорядочных мыслей также бывает причиной разрушительного пустословия.
Во время тиши­ны, когда мы думаем о добром и обращены к доброму, устремлены к доброму, мы вспоминаем о законе доброты, который управляет нашей собственной жизнью.
Все в жизни имеет свои сроки и периоды.
Время искать, и время терять; время сберегать, и время бросать; время раздирать, и время сшивать; время молчать, и время говорить; время любить, и время ненавидеть; время войне, и время миру.
(Екклисиаст 3:6-8)
источник
Несколько местописаний из Библии, посвящённых этой теме:


И глупец, когда молчит, может показаться мудрым, и затворяющий уста свои — благоразумным.
(Притчи 17:28)
Кто дает ответ не выслушав, тот глуп, и стыд ему.

(Притчи 18:14)
Кто хранит уста свои и язык свой, тот хранит от бед душу свою.
(Притчи 21:23)
Кто громко хвалит друга своего с раннего утра, того сочтут за злословящего.
(Притчи 27:14)
Не торопись языком твоим, и сердце твое да не спешит произнести слово пред Богом; потому что Бог на небе, а ты на земле; поэтому слова твои да будут немноги.
(Екклесиаст 5:1)
Но да будет слово ваше: да, да; нет, нет; а что сверх этого, то от лукавого.
(От Матфея 5:37)
Говорю же вам, что за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда:
(От Матфея 12:36)
Итак, братия мои возлюбленные, всякий человек да будет скор на слышание, медлен на слова, медлен на гнев,
(Иакова 1:19)
Немощного в вере принимайте без споров о мнениях.
(К Римлянам 14:1)
Также сквернословие и пустословие и смехотворство не приличны вам, а, напротив, благодарение;
(К Ефесянам 5:4)
от чего отступив, некоторые уклонились в пустословие,
(1-е Тимофею 1:6)
тот горд, ничего не знает, но заражен страстью к состязаниям и словопрениям, от которых происходят зависть, распри, злоречия, лукавые подозрения. Пустые споры между людьми поврежденного ума, чуждыми истины, которые думают, будто благочестие служит для прибытка. Удаляйся от таких.
(1-е Тимофею 6:4-5)
Сие напоминай, заклиная пред Господом не вступать в словопрения, что нимало не служит к пользе, а к расстройству слушающих.
(2-е Тимофею 2:14)
А непотребного пустословия удаляйся; ибо они еще более будут преуспевать в нечестии,
(2-е Тимофею 2:16)
От глупых и невежественных состязаний уклоняйся, зная, что они рождают ссоры;
(2-е Тимофею 2:23)
Глупых же состязаний и родословий, и споров и распрей о законе удаляйся, ибо они бесполезны и суетны.
(К Титу 3:9)


Притчи 25:11

Золотые яблоки в серебряных прозрачных сосудах — слово, сказанное прилично.

Серия сообщений «Слово. Речь. Мышление.»:
Часть 1 — Такое бывает…
Часть 2 — А вы знаете, что наши слова записываются на Небесах?…
Часть 3 — Библия о пустословии, смехотворстве, спорах и злоречии
Часть 4 — Добро всегда чего-то стоит. …
Часть 5 — Слова людей и Слово Божие – Евангелие от Иоанна 12,1

Часть 11 — Привычное сквернословие.
Часть 12 — СКВЕРНОСЛОВИЕ.
Часть 13 — Злые слова «воспаляют круг жизни»…

Размышляя о смехе и радости

Глупый в смехе возвышает голос свой (Сир. 21, 23).

«Не смех – зло, но зло то, когда он бывает без меры, когда он неуместен. Способность смеха внедрена в нашу душу для того, чтобы душа иногда получала облегчение, а не для того, чтобы расслаблялась»
Святитель Иоанн Златоуст, Том 12, часть 1, беседа 15.

Радоваться, по мнению общества, – это зачастую «ржать»

Посидеть, пошутить, посмеяться – это ли не один самых излюбленных, простых и «бюджетных» видов досуга и снятия стресса для среднего гражданина России? Остроты и смех разряжают обстановку, располагают к себе, делают весельчака «своим» в коллективе. Без шуток и раскатов громкого хохота некоторые люди не представляют своей жизни. Кого-то излишне спокойная реакция на очередную шутку, особенно известную, показанную с экрана смартфона, даже оскорбляет. Радоваться, по мнению общества, – это зачастую «ржать».

Архиепископ Иоанн (Шаховской) говорит, что смех бывает «светлый и темный». Определить, какой из этих типов смеха захлестывает вас, владыка предлагает, прислушавшись к внутренним ощущениям. Если нет легкой радости – значит, неизбежно будет чувствоваться какая-то тяжесть. Хороший, добрый смех, тонкое чувство юмора и добрую улыбку сегодня встретишь нечасто. Как правило, объектом шутки становится человек или его недостатки, неудача, даже грустное событие. Кого-то удивляет, что в комментариях под трагической новостью не всегда можно встретить слова соболезнования? Осуждения, обвинения и даже шутки по поводу чужого горя!

Отказ от беспричинного веселья может заклеймить вас как человека асоциального

В бездне Интернета дурной юмор давно занял свою нишу. Здесь можно встретить целые сообщества смеющихся циников. Надо сказать, что отказ от смеха и беспричинного веселья, принятых в «веселящемся обществе», может заклеймить вас как человека асоциального. Знакомы ли нам, христианам, ситуации, когда мы оказывались в обществе людей, взахлеб смеющихся, а нам в это время в душе было очень грустно? Архиепископ Иоанн был точен в категоричном определении «света и тьмы» в отношении смеха. Часто нам просто навязывают модель постоянного смеха, необходимости смеяться над ближним, его недостатками и неудачами. За смехом может скрываться легион человеческих пороков: ненависть, гнев, уныние, зависть, праздность, блуд…

Ходить с мрачным лицом и отказаться от смеха совсем, превратиться в зануду?

Диагнозы миру выставлены очень давно, и, несмотря на прогресс, нового перечня грехов не возникает – изощренностью пестрят только формы. Признаем: «темный» смех и сегодня наполняет общество. Как быть христианину, не обольститься и сделать в отношении этого правильные выводы? Ходить с мрачным лицом и отказаться от смеха совсем, превратиться в сноба и зануду?

Со страниц Священного Писания Господь напоминает нам: Горе вам, смеющиеся ныне, ибо восплачете (Лк. 6, 25). Евангельская проповедь начинается призывом к покаянию, а одна из заповедей блаженства сообщает: Блажени плачущии, яко тии утешатся (Мф. 5, 4). На этом контрасте довольно хорошо показано отношение христианства к перманентной «смехопанораме» общества. Центром нашей радости, нашего веселья должен быть Бог. В противном случае наше стремление к смехотворству – лишь пустая праздность. В лучшем случае.

Центром нашей радости, нашего веселья должен быть Бог

Конечно же, шуткой всегда можно ободрить человека. Мы можем улыбнуться после богослужения, искренне обрадоваться встрече, торжеству. Да, духовная радость видна на лице, ее сопровождает полуулыбка. Но в таком состоянии человек не стремится к смеху и штукам. Он чувствует Бога, радуется о Господе – чего еще нужно?

Наш приход служит «старым» чином и входит в число единоверческих приходов Русской Православной Церкви. Священник приезжает не так часто. Насладиться красотой ангелоподобного пения в исполнении мастеров также удается редко. На последней Божественной литургии с уст прихожан не сходила улыбка! Еще бы: мы могли сподобиться Святых Таин, в храме много детей, солнечный свет перемежался с духовным в нашем маленьком и уютном храме… Мы не смеялись. Но наши улыбки были искренними и глубокими. В такие моменты мне кажется, что у человека улыбается душа.

Улыбается ли она во время безумного хохота от пошлой шутки? Душа в эти моменты скорее скорбит. Мы забываем, что смех стал оружием против всего здорового в мире и воротами для всего нездорового. Хочешь обесценить святыню в глазах отдельно взятого человека? Сделай это предметом насмешек. Кажется, советская власть именно так и поступала в отношении верующих: «А, дурачки какие-то! Давайте над ними смеяться, глумиться, делать смешные плакаты и сочинять анекдоты». Эта закваска никуда не ушла из нашего общества и по сей день. Хочешь, чтобы нарушение табу вошло в жизнь как обычное явление? Начни над ним подшучивать. В один миг то, что вчера считалось совершенно неприличным даже для обсуждения, сегодня становится предметом насмешек, завтра – обычным явлением, а послезавтра – объектом защиты чьих-либо «прав». Примеры из деятельности известных меньшинств будут излишними.

Главным образцом для подражания на нашем пути к обожению является Христос. Давайте зададимся вопросом: смеялся ли Он? Как говорит нам Иоанн Златоуст и ссылавшиеся на него книжники Древней Руси, нет: «Часто бывало, что Его видели плачущим, а чтобы Он смеялся или хотя мало улыбался, этого никогда никто не видел». Сегодня с этим пытаются спорить, но против авторитета одного из вселенских учителей тяжело что-то возразить. Неужели мерность духа, тихую радость, к которой мы стремимся, возможно поддержать или сохранить с помощью эмоционального взрыва, которым является смех? Вряд ли. А вот искренняя улыбка, широкая, играющая светом на лице, являет собой подлинную радость, заряжает, дает надежду.

Смехотворство для человека постмодерна стало наркотиком. Он упивается им, чтобы избавить себя от непрекращающихся тяжелых мук нераскаянной души. Этот алкоголь смеха играет абсолютно разными оттенками. Человек ищет его, ведь прекрати смеяться – вернутся тяжелые мысли, наступит уныние… Но у христиан-то есть способ не унывать: радоваться, непрестанно молиться и за все благодарить. Попросить Бога в моменты скорби поддержать – неужели Он откажет? Открыть грехи на Исповеди, причаститься Святых Таин. Вот она, наша христианская радость! Она напрямую зависит от Бога. Скажу банальность, но кто не замечал, что подлинное воодушевление и восторг приходят от общения с братьями и сестрами во Христе, от молитвы и чтения душеполезных книг, от совершения дел милосердия?

Мы видим, что в устах Бога смех носит характер презрения: За то и Я посмеюсь вашей погибели; порадуюсь, когда придет на вас ужас (Притч. 1, 26). «Ад всесмехливый» из канона на Пятидесятницу символизирует поражение и осмеяние зла. Христос победил смерть, сошел во ад и спас людей. И посмеялся над отцом лжи. Прежде дьявол смеялся над людьми, над их падением. А первым известным ветхозаветным «шутником» можно считать насмехавшегося над престарелым отцом Хама.

Смехом радости в подлинном смысле можно назвать детский смех. Дети умеют радоваться самым простым вещам, на которые мы, взрослые, смотрим порой с полным равнодушием. Вот уж у кого стоит поучиться истинной радости! Их смех не осуждает, не гневается… Он полон любви ко всему окружающему миру. Да и Спаситель ясно сказал всем нам: Если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царствие Небесное (Мф. 18, 3).

Закончить статью хотелось бы словами святителя Иоанна Златоуста: «Настоящая радость всегда смешана с печалью и никогда не бывает чистой… Будем же радоваться той радостью, будем стараться ее получить; а получить ее возможно, избирая не приятное, но полезное, и даже испытывая некую скорбь добровольно. Таким образом мы сможем сподобиться Царствия Небесного».

И смех, и грех

«Сокрушайтесь, плачьте и рыдайте; смех ваш да обратится в плач, и радость в печаль».

(Иак.4, 9).

«Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас».

(Мф. 5,12).

Вот и разберись тут, ведь каждый веселится по-разному. Большинство православных смеются, даже если не брать в расчёт детские годы. Мне было лет 20, я смеялся над шутками Жванецкого, и не видел в этом ничего предосудительного. Сейчас же имею другие мысли. Стоп, себе думаю, не дурак ли я был? Тем не менее, и сейчас смеюсь над шутками других, конечно, уже реже.

У Юрия Лозы есть такое стихотворение:

«Остановка. Народ. Подошел. Хохочу.

Просто мне хорошо, бестолково и весело

От избытка прекрасных и радостных чувств.

Оглядели меня. Оценили и взвесили.

Зашипели, пуская фонтанчики брызг:

-Ненормальный, поди, обкурился — и бесится!

-Да неужто не видите — пьяный он вдрызг! —

***

-Извините, ТОВАРИЩИ, где тут повеситься?»

Конечно, молодого человека, ещё слишком просто относящемуся к жизни, легко рассмешить. Как говорит русская пословица: «Смех без причины — признак дурачины». Если попала смешинка в рот, то трудно остановиться, показанный палец смех вызывает.

Но смех часто и помогает, когда он настраивает на доброе, утешает человека. Смехом можно избежать конфликта, смехом даже лечат, смех, своего рода терапия. Есть даже такое выражение — «весёлый, аки монах». Про оптинского монаха Трофима рассказывают, что он отличался жизнерадостностью и весёлостью, его так и называли, весёлый монах. На Афоне так говорили об унылом монахе: «Он не весел днём, значит ночью не плакал».

В христианстве приветствуется смех, но не всякий, а добрый. Нужно всего-то научиться различать.

В пещерном храме идёт служба. Монах на клиросе сорвал голос, или как говорят в народе, «дал петуха». От неожиданности он замолк, и в тишине, прерываемой потрескиванием свечек, послышался шёпот другого монаха: «Акела промахнулся».

«Добрым смехом можно бесшумно развеять скопившиеся тучи злобной спорливости, ненависти, даже убийства». (Святитель Иоанн (Максимович).

В Священном Писании и у святых отцов часто встречается осуждение смеха. «Смех — детское свойство, знак сластолюбивого сердца, души слабой и немужественной: смех во всяком случае непотребен». (Святитель Димитрий Ростовский).

Из Ветхого Завета: «Глупый в смехе возвышает голос свой, а муж благоразумный едва тихо улыбнется». (Сир.21, 23).

Что же, когда мы смеёмся, то вроде как глупые? Но не благоразумные, по крайней мере. Надо признаться, что многим из нас смех нужен для того, чтобы укрыться от неуверенности, чтобы показаться в обществе остроумным, привлечь внимание к себе, иной раз даже защититься с помощью смеха. Посмеяться над чем-то или над кем-то гораздо легче, чем над собой. С помощью шутки и смеха легче сохранить своё чувство собственной значимости.

А если у христианина добрый смех, то почему бы и нет? Михаил Чехов писал об оптинском старце Нектарии: «Всегда он был весел, смеялся, шутил и делал счастливым всех, кто входил к нему и проводил с ним хотя всего несколько минут». Один из самых весёлых русских святых преподобный Амвросий Оптинский говорил: «Смех изгоняет страх Божий. Дерзка и смела от смеха — страха Божьего, стало быть, нет».

Во всём нужна мера и своё время, как у Эклезиаста: «Время плакать, и время смеяться…» А что происходит, когда человек не знает ни меры, ни времени, можно показать на примерах:

1. Священник Олег Стеняев рассказывал про новоначального христианина, который, начитавшийся святых отцов о пользе молчания, замолчал. Ни жена, ни дети не могли с ним ничего сделать. И только священнику, когда тот пришёл домой к «подвижнику», сказал: «С Вами я поговорю, но недолго».

2. Молодая девушка пришла пожить в монастыре. Решила поститься, как древние подвижники, никому ничего не сказав. На третий день упала в обморок. К ней подбежали люди, стали поднимать её, закричали: «Воды! Воды!» Тут девушка очнулась и прошептала: «И кусочек хлебца…»

Можно себе представить православного христианина, когда он, подражая святым отцам, вдруг решил бы отказаться от весёлого смеха, предпочтя плач и воздыхание! Таких предостерегает преподобный Серафим Саровский:

«Грусть-тоска совсем не должны считаться видовым отличием православного христианина. Напротив, как больной виден по цвету лица, так обладаемый страстию обличается от печали».

Две категории смеха, один, как грех , другой, как радость, или «духовный смех души». Например, слово «радость» и его производные встречаются в Библии больше 300 раз! Ещё 500 раз встречаются слова «умиление», «блаженство». А слово «смех» 18 раз, и почти всегда в негативном смысле. Апостол Павел призывал всегда радоваться, преподобный Серафим Саровский каждого приходящего встречал словами «радость моя».

Но многие всё же радуются, смеясь, и не всегда получается не спровоцировать других.

К священнику подходит женщина в церкви:

— Батюшка, что я всё время болею, болею?

— Всё по грехам, по грехам нашим.

— Вот так всегда! Вы грешите, а нам страдай.

Хороший ведь анекдот. Вышучивается наша склонность перенести свои грехи на другого, снять с себя ответственность за свою же жизнь. Так-то оно так, да не совсем. Дело в том, что всегда найдётся хоть один человек, который в пику расскажет свой анекдот, но уже не такой приличный. Одни шутят, потому что видят смешную ситуацию, другие используют повод для повторения уже своих шуток, часто совсем не к месту.

Раньше на Руси за смех даже епитимии налагались: «Аще кто возглаголет сам, хотя смеху людем, да поклонится той дни 300»; «Посмеявшийся до слез, пост 3 дни, сухо ясти, поклон 25 на день…» Вот бы у нас на ТВ применить такую практику, хотя бы на новогоднем огоньке. То-то бы рейтинг взлетел!

Уж кому, как не православному христианину думать не только о пользе своей душе, но и о пользе души другого человека? Христианин, серьёзно относящийся к своей духовной жизни, шестым чувством ощущает тот вред, который он может принести другим. Священник Александр Ельчанинов так писал о смехе: «Обращение на себя, автоэротизм — начало всякого греха. Смех (не улыбка) духовно обессиливает человека».

«Но скажешь: что за зло — смех? Не смех — зло, но зло то, когда он бывает без меры, когда он неуместен… Способность смеха внедрена в нашу душу для того, чтобы душа иногда получала облегчение, а не для того, чтобы она расслаблялась. Впрочем, я говорю это, не запрещая смеяться, но удерживая от неумеренного смеха». (Святитель Иоанн Златоуст).

В Патерике есть история о двух братьях, которые покинули монастырь, но потом вернулись и просили, чтобы им было назначено покаяние. Один целый год плакал о своих грехах, другой радовался, что Бог вернул его к ангельскому житию. Отцы монастыря сказали:

«Покаяние одного и другого — равно перед Богом».

Плачьте и рыдайте о своих грехах, но радуйтесь о Господе!

Православие — самая светлая религия, ибо зовёт к радости и блаженству. Но люди несовершенны, путь к радости идёт через борьбу со своими грехами.

Православие — самая неудобная религия, в том смысле, что всегда нужно разбираться в том, во что и в Кого ты веришь.

Это у иудеев 248 повелений и 365 запретов. На каждый шаг инструкция, делай, как сказано, и ты молодец. В православии нужно думать своей головой постоянно. В каждом конкретном случае, с каждым конкретным человеком поступать с рассуждением. В одном случае шутка просто необходима, дабы поддержать человека, в другом лучше сдержать смех, даже если хочется засмеяться.

Но это для нас, людей обыкновенных, не посвятивших всю свою жизнь Богу. Нам не хватает мудрости и часто доброго устроения души, когда мы смеёмся и шутим. Куда нам до высот святых отцов. Тем мы и отличаемся он них, что святые подвижники своей главной целью считали служение Богу. Что простительно нам, не приличествует верным.

«Поелику Господь осуждает смеющихся «ныне» (Лук. 6, 25); то явно, что верному никогда нет времени смеха, и особенно при таком множе­стве бесчествующих Бога «преступлением закона» (Римл. 2, 23) и умирающих во грехе, о которых надобно болезновать и плакать». (Святитель Василий Великий).

Итак, верному монаху не должно смеяться, нам должно паче плакать о тех, коими хулится имя Божие по той причине, что они преступают закон Его и всю жизнь свою иждивают, погрязая во грехах. Будем рыдать и плакать, непрестанно умоляя Бога, чтоб Он не попустил им ожестеть во грехах и смерть не застала их прежде покаяния». (Преподобный Антоний Великий).

«Допускал, однакож, он и некоторое послабленье в напряжении подвигов, как видно из ответа его охотнику. Сказывают, что некто, в пустыне ловя диких зверей, увидел, что авва Антоний шутил с братиями, и соблазнился. Старец, желая уверить его, что нужно иногда давать послабление братии, говорит ему: положи стрелу на лук свой и натяни его. Он сделал так. Старец говорит ему: еще натяни. Тот еще натянул. Опять говорит: еще натяни. Охотник отвечал ему: если я сверх меры натяну лук, то он переломится. Тогда старец сказал ему: так и в деле Божием: если мы сверх меры будем напрягать силы братий, то оне скоро разстроются. Посему необходимо иногда давать хотя некоторое послабление братии. — Охотник, услышав это, пришел в умиление и пошел от старца с назиданием. А братия, укрепясь тем, возвратились в свое место». (Дост. ск. 13).

«Мудреца всегда труднее рассмешить, чем простака, и это потому, что мудрец в отношении большего количества частных случаев внутренней несвободы уже перешел черту освобождения, черту смеха, уже находится за порогом.

…В своем воплощении Христос добровольно ограничивает свою свободу, но не расширяет ее; расширять ее некуда. Поэтому предание, согласно которому Христос никогда не смеялся, с точки зрения философии смеха представляется достаточно логичным и убедительным. В точке абсолютной свободы смех невозможен, ибо излишен». (С.С. Аверинцев ).

Преподобный Иустин Попович объясняет, почему Христос никогда не смеялся, потому что Он видел в каждое мгновение каждый грех каждого человека через всю человеческую историю!

Нам, конечно, далеко до такой абсолютной свободы, но каждый может постараться использовать время, отпущенное нам, для духовного возрастания, для приобретения радостного состояния души. Когда важно не то, что ты делаешь, смеёшься или плачешь, а какой ты.

«Высшая похвала человеку, сказать: «У него детский смех» — смех непорочный, близкий к райской гармонии». (Архиепископ Иоанн Шаховской).