Почему русь выбрала христианство

Русь на распутье. Как князь Владимир выбирал религию

«Цикл правители Руси»

Крещение Руси одно из самых важных политических и культурных событий за всю историю нашей страны. Решение одного человека, князя Владимира, определило направление развития государства на тысячелетия вперёд. Интересно, что князь не сразу решился на принятие христианства, он много времени потратил на изучение всех доступных «мировых» религий на тот момент, даже был в шаге от принятия мусульманства. Что же заставило Владимира выбрать православие?

Крещение Владимира / Художник: В.М. Васнецов

Летописные источники

Ипатьевская летопись гласит, что к князю прибыло посольство с миссионерами из различных конфессий, Волжская Булгария прислала мусульманских имамов, Папа Римский отрядил католических священников, а православие представлял греческий философ. Владимир желал подробно изучить суть предлагаемых религий, потому что с детства желал познать Истину, руководствуясь при этом своей совестью и врождённым чувством справедливости. Да, летопись не скупится на похвалы столь важной исторической персоне, совесть которой, впрочем, не мешала держать огромный гарем и постричь жену Рогнеду в монахини, чтобы жениться на греческой принцессе.

Византийская невеста Владимира / Художник: С.Н. Ефошкин / Источник: Википедия

Политика, политика и ещё раз политика

Летопись всё-таки очень субъективный материал, поэтому стоит обратиться к логике и фактам. Русь всегда воевала с Хазарским каганатом, а после с Волжской Булгарией – странами, которые исповедовали ислам. Владимир понимал, что культурные и этнические различия между нашими государствами слишком велики и принятие столь чужеродной религии не даст никаких плодов.

Волжаская Булгария / Источник: Яндекс. Картинки

Западные товарищи

С другой стороны католическое христианство, большое количество европейских стран, приверженцев веры, западные славяне, постепенно уходящие к католикам. Кроме того, миссионеры Папы Римского уже добрались до северных земель и проповедовали там, так что варяжские родичи Владимира тоже могли стать христианами. Но князь всё-таки выбрал православие.

Великий князь Владимир избирает религию / Художник: И.Е. Эггник

Южный друг

Крупнейший и сильнейший сосед Руси, Византийская Империя, была центром православной ветки христианства, бабка Владимира, святая княгиня Ольга, крестилась в Константинополе. Князь помнил, чем кончился конфликт его отца Святослава с могущественной Империей и решил обратить её силу на пользу своей стране. Истина и стремление к Богу это, конечно, очень важно, но геополитические причины всё-таки более рациональны, чем моральное превосходство Владимира.

Владимир с бывшей женой Рогнедой / Художник: А.П. Лосенко

Не подумайте только, что я ругаю или критикую князя, это совсем не так. Владимир Красное Солнышко – гениальный политик, сильный полководец и жёсткий правитель, который не щадил своих близких, но и себе спуску не давал. Его вклад в развитие государственности поистине огромен, сравним разве что с Иваном Грозным и Петром Великим, но о них расскажу после.

Подписывайтесь на канал и ставьте лайк статье, если интересуетесь историей!

§ 11 (2013г.) Язычество и христианство в Древней Руси

Вопрос 01. Каковы особенности языческих верований восточных славян?

Ответ.

1) У славян отсутствовала каста жрецов (волхвы, кудесники, чародеи ими не являлись, хотя и имели сакральные функции).

2) Служение богам имело двойственный характер: большая часть культов была домашней, но во время крупных праздников люди собирались на специально устроенных для культовых целей капищах под руководством самого князя.

3) У славян была смесь языческих верований разных уровней, потому они молились и камням, и верховным божествам огромных объединений племён.

4) Восточнославянское язычество было полностью веротерпимо.

Вопрос 02. Какие события в религиозной жизни Руси предшествовали её Крещению в 988 г.?

Ответ.

1) В 860 большое войско руссов осаждало Константинополь, по некоторым сведениям их часть крестилась.

2) В договоре руссов с византийцами 944 года прямо упомянуты крещённые русы.

3) Княгиня Ольга крестилась в конце жизни.

4) В 980 году победивших своих соперников в борьбе за власть князь Владимир сделал попытку осуществить религиозную реформу в рамках язычества.

Вопрос 03. Почему среди идолов, составляющих пантеон богов, не оказалось Велеса?

Ответ. Велес особо почитался в Новгороде. По мнению некоторых историков Владимир хотел несколько ограничить самостоятельность новгородцев.

Вопрос 04. Между какими религиями, согласно легенде, совершал выбор князь Владимир? Почему он выбрал восточную версию христианства?

Ответ. Владимир выбирал между следующими религиями:

1) ислам,

2) католичество,

3) иудаизм,

4) православие.

Ко всем трём религиям, кроме православия согласно летописи у Владимира были свои претензии. Окончательно же убедил его рассказ о красоте православной службы вернувшихся из Византии послов.

Вопрос 05. Каковы обстоятельства принятия Владимиром христианства?

Ответ. Князь Владимир помог византийскому императору победить претендовавшего на престол Варду Фоку, за что ему обещали в жёны сестру императора. Для того, чтобы этот брак состоялся, Владимир крестился. Но император не спешил выполнять обещание. Тогда Владимир выступил в поход на Корсунь (Херсонес), после чего император стал сговорчивее. Именно под стенами Корсуня приняла крещение дружина Владимира, после чего началось крещение и всей страны.

Вопрос 06. Каково значение принятия христианства на Руси?

Ответ. Значение:

1) Русь повысила свой авторитет на международной арене;

2) на Русь пришли письменность и грамотность;

3) на Руси появилась каменное и кирпичное зодчество;

4) православие полностью изменило искусство Руси;

5) со времени крещения господствующей конфессией на русских землях стало православие;

6) православие как господствующая конфессия во многом определила своеобразие России.

Вопрос 07. Что такое двоеверие? Каковы причины существования двоеверия на Руси?

Ответ. Двоеверие – религиозное и культурное явления, при котором у крещённого уже народа сохраняются пережитки язычества в мировоззрении, картине мира, повседневной жизни и даже культовой практике. Появляется потому, что обычаи, тем более мировоззрение, которые складывались веками, невозможно искоренить одним обрядом крещения.

Христианство до крещения

На сегодняшний день помимо основной версии принятия христианства на Руси – от Владимира – существует ряд других: от апостола Андрея Первозванного; от Кирилла и Мефодия; от Аскольда и Дира; от константинопольского патриарха Фотия; от княгини Ольги. Некоторые из версий так и останутся гипотезами, но другие имеют право на жизнь. В прошлом русская церковно-историческая литература историю христианства на Руси вела с I века, связывая ее с миссионерской деятельностью апостола Андрея Первозванного. Эту версию озвучивал Иван Грозный в беседе с папским легатом Антонио Поссевино: «Мы получили веру при начале христианской церкви, когда Андрей, брат ап. Петра, приходил в эти страны, чтобы пройти в Рим». Событие, произошедшее в Киеве в 988 году, называли, как «обращение князя Владимира», или как «окончательное устройство Православной Церкви в России при святом Владимире». О путешествии апостола Андрея Первозванного по пути «из варяг в греки», во время которого проповедник посетил Приднепровье и Ладогу, мы знаем из «Повести временных лет». Однако, уже Николай Кармазин в своей «Истории государства Российского» замечал: «впрочем, люди знающие сомневаются в истине сего Андреева путешествия». Историк Русской Церкви Евгений Голубинский отметил нелогичность такого путешествия: «Идти из Корсуня (Херсонеса Таврического) в Рим через киевские и новгородские земли, все равно, что добираться из Москвы в Петербург через Одессу». Опираясь на труды византийских хронистов и ранних Отцов Церкви, с уверенностью можно сказать лишь о том, что Андрей Первозванный достиг земель современных Крыма и Абхазии. Миссионерскую деятельность апостола Андрея трудно назвать «Крещением Руси», это только первые попытки приобщить народы Северного Причерноморья к зарождающейся религии. Большего внимания заслуживает намерение исследователей отнести дату принятия христианства на Руси ко второй половине IX века. Для этого есть основания. Некоторых историков настораживает тот факт, что официальное крещение Руси, состоявшееся в 988 году, обходят стороной византийские хроники того времени. Церковный историк Владислав Петрушко писал: «Поразительно, но греческие авторы вообще не упоминают даже о таком эпохальном событии, как крещение Руси при св. Владимире. Впрочем, у греков были свои причины: епархия «Росия» формально была открыта столетием раньше». 867 годом зафиксировано «окружное послание» константинопольского патриарха Фотия, где упоминаются, «поработившие соседние народы русы», которые «подняли руку на ромейскую империю. Но теперь и они переменили эллинскую и безбожную веру, в которой прежде сего содержались, на чистое христианское учение». «И в них возгорелась такая жажда веры и ревность, – продолжает Фотий – что они приняли пастыря и с великим тщанием исполняют христианские обряды». Историки склонны сопоставлять послание Фотия с походом русов на Царьград в 860 году (по летописной датировке – в 866 году). Византийский император Константин Багрянородный, живший после Фотия, также сообщает о крещении русов, но в патриаршество не Фотия, а Игнатия, который возглавлял византийскую церковь дважды – в 847–858 и в 867–877 гг. Возможно, на это противоречие можно было бы не обращать внимания, если бы не один документ. Речь идет о договоре киевского князя Олега с греками заключенном в 911 году –памятнике, достоверность которого сегодня не вызывает сомнений. В этом договоре слова «русины» и «христиане» недвусмысленно противопоставлены друг другу. Красноречивы заключительные слова летописца о походе Олега на Царьград: «И приде Олег к Киеву, неся злато, и паволоки, и вина, и всякое узорочье. И прозвавшая Олега — вещий, бяху бо людие погани и невеигласи». Вполне очевидно, что в устах летописца «люди погани и невеигласи» – язычники. Подлинность свидетельств о принятии русами христианства в IX веке в целом историками не оспаривается. Однако, как сказал один из крупнейших специалистов по истории Древней Руси, Игорь Фроянов, «самое большее, что можно извлечь из данных свидетельств, — это предположение о единичных поездках миссионеров в пределы погруженной в язычество Скифии».

Текст книги «Россия в мире. Базовый уровень. 10 класс»

§ 8. Возникновение Древнерусского государства. Крещение Руси
От племенных союзов к Древнерусскому государству

Восточные славяне находились под постоянным давлением кочевников, волнами накатывавшихся на их южные и восточные земли. Для борьбы с многочисленными врагами требовалось объединение воинских сил многих племен. Так возникали союзы племен – предшественники Древнерусского государства. Центрами таких родоплеменных объединений становились города – укрепленные поселения, бывшие местом пребывания князей и их дружин. Письменные источники свидетельствуют о существовании уже в IV в. в Среднем Поднепровье союза славянских племен, сложившегося в ходе борьбы с готами и гуннами. В VI – начале VII в. существовало созданное для противодействия аварам еще одно известное нам по письменным источникам объединение славянских племен – «держава волынян».

В первой половине IX в. вдоль важнейшего торгового пути Восточной Европы «из варяг в греки» (из Скандинавии в Византию) сложилось два центра государственности восточных славян и их ближайших соседей: Новгород на севере и Киев на юге. Киевским князьям к середине IX в. удалось освободиться от выплаты дани Хазарскому каганату.

Образование единого восточнославянского государства было ускорено проникновением варягов. Согласно преданию, получившему отражение в «Повести временных лет», в 862 г. поссорившиеся друг с другом разноплеменные жители Новгорода пригласили из-за моря правителя, который устраивал бы всех. «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Придите княжить и владеть нами», – заявили они. Откликнувшимся на этот призыв правителем стал варяжский князь (конунг) Рюрик. Он с дружиной поселился в Новгороде, стал княжить, вершить суд и собирать дань с населения. Сами варяги, поселившись в славянских землях, быстро перенимали местный язык, обычаи, веру в богов и через два-три поколения уже не отличались от славян.

Варяги. Художник В. Васнецов

После смерти Рюрика, последовавшей в 879 г., предводителем варяжских отрядов стал его родственник – Олег (879–912). Главной задачей нового князя стало овладение важнейшим путем «из варяг в греки». В 882 г. объединенное войско, состоявшее из варяжских дружин и племенных ополчений Новгородской земли (словен, кривичей, чуди и мери), на ладьях подошло к Киеву. Обманом на суда заманили киевских князей Аскольда и Дира, которые здесь же были убиты. Олег объявил Киев своей столицей, принял титул «великий князь» и, объединив большинство восточнославянских племен, правил ими до своей смерти в 912 г. Так в результате объединения севера и юга восточнославянских земель было образовано Древнерусское государство (его называют также Киевской Русью).

В 907 и 911 гг. для упрочения своего положения внутри Руси князь Олег совершил походы на Царьград (Константинополь). В результате византийский император подписал с Олегом выгодные для Руси торговые договоры. Теперь русские купцы могли без уплаты пошлин торговать на рынках Константинополя.

Укрепление Древнерусского государства

После смерти Олега началось правление Игоря (912–945), который считается сыном Рюрика. В то время государственная власть великого князя над союзами племен была еще крайне слабой. Не существовало ни писаных законов, ни установленных налогов. Великий князь киевский сам лично должен был собирать дань с союзов племен, которые его дружина оберегала от враждебных соседей. Часть дани продавалась купцам, которые везли меха, мед, воск в Константинополь.

Чтобы отстоять торговые привилегии, добытые для Руси Олегом, Игорь дважды (в 941 и 944 гг.) ходил походом на Византию, но оба раза удача отворачивалась от русского войска. Богатство князя теперь больше зависело от размеров дани. Игорь беспощадно обирал подвластные племена, за что и поплатился жизнью в результате восстания древлян в 945 г.

Правительницей Киевской Руси стала жена Игоря княгиня Ольга (945–969), сумевшая укрепить авторитет княжеской власти. Ольга передала власть своему сыну Святославу (945–972), распространившему владычество Киева на обширные земли вятичей.

Святослав больше внимания уделял внешней политике, чем управлению государством. Наиболее важными соседями для Древнерусского государства были Византийская империя на юго-западе и Хазарский каганат, который стремился помешать торговле русских купцов, на юго-востоке. Для обеспечения внешнеполитических и торговых интересов Руси Святослав в 964–967 гг. совершил стремительный поход против Хазарии. В результате многие племена были освобождены от дани, союзная хазарам Волжская Булгария разорена, хазарские войска разбиты, а сам каганат практически уничтожен. Для русских купцов был открыт Волжский торговый путь.

Подвеска в форме Луны – покровительницы девушек. X в.

После этого Святослав устремился на Балканы. Здесь он был сначала союзником византийского императора и вместе с его войсками разгромил Дунайскую Болгарию, пленив ее царя. Но потом вознамерился сам стать правителем на Дунае и начал войну с империей. В 971 г. между империей и Русью был подписан мирный договор, согласно которому Святослав с дружиной покидал Дунай и возвращался в Русскую землю. Однако по дороге на днепровских порогах князь был убит печенегами, подкупленными византийцами.

Ожерелье. X в.

Формирование государственной территории Древней Руси в основном завершилось при князе Владимире Святославиче (980—1015), присоединившем земли радимичей, волынян и белых хорватов. Владимир вел успешную борьбу с печенегами. Для защиты южных рубежей Руси при нем была создана система мощных оборонительных сооружений, протянувшихся на десятки километров. Она состояла из расположенных вдоль пограничных рек городков-крепостей, валов, рвов и засек, системы сигнализации, сообщавшей о приближении врагов. Гарнизоны крепостей пополнялись дружинниками из всех городов и земель Руси. В «дикое поле» выезжали конные «сторожи», зорко следя за передвижениями степняков.

К концу X в. Древнерусское государство объединило почти все восточнославянские племена и превратилось в крупнейшую державу Европы. На землях, населенных восточными славянами, в древности не существовало никакой высокоразвитой цивилизации, подобной тем, которые сложились в Средиземноморье и на Древнем Востоке. Таким образом, в своем развитии восточные славяне, в отличие от германцев и кельтов, не могли напрямую использовать достижения античной цивилизации.

Русь и Византия. Крещение Руси

Древнерусское государство, образовавшееся в результате политического объединения восточнославянских племенных союзов под властью династии Рюриковичей, неизбежно должно было столкнуться с империей ромеев. Борьба за контроль над Северным Причерноморьем и южным участком пути «из варяг в греки», желание русской знати обогатиться за счет торговли с византийцами или прямого грабежа богатого Константинополя, попытки императоров использовать воинские силы Руси в собственных интересах, стремление восточнохристианской церкви распространить свое влияние на язычников-славян – все это составляло содержание взаимоотношения Древней Руси с Византией в течение IX и X столетий.

Прямым следствием интенсивных военных и торгово-экономических отношений стало проникновение на Русь из Византии христианства. После неудачного для русских дружин похода на столицу империи в 860-е гг. константинопольский патриарх прислал на Русь епископа-пастыря. Последующие десятилетия христианство медленно, но неуклонно проникало на Русь. Его распространению содействовали византийские купцы, славяне-наемники, служившие в византийской гвардии и принявшие христианство.

Княгиня Ольга в гостях у императора Константина. Летописная миниатюра. XV в.

Княгиня Ольга постаралась приобрести в лице Византии союзника в борьбе против степных кочевников. В 957 г. она отправилась в Константинополь, где приняла крещение, избрав своим крестным отцом императора Константина VII Багрянородного. Ольга стала первой христианкой в княжеской династии Рюриковичей. Но ее попытки обратить в свою веру повзрослевшего сына окончились безрезультатно. Святослав сознательно медлил с принятием христианства, чтобы не попасть в зависимость от враждебной Византии.

Смерть Святослава и последовавшая за ней междоусобица возвели на престол Владимира Святославича. Уже в 980 г. Владимир Святославич решился на перемены. Из множества богов было отобрано несколько, которых объявили общими для всей Руси. Главным стал грозный Перун – покровитель князя и дружины. В Киеве и Новгороде были поставлены священные идолы, перед которыми горели костры и приносились жертвы.

Но язычество не отвечало задаче этнического и политического сплочения страны под властью Рюриковичей, а также упрочения внешнеполитического положения государства, граничившего со странами и народами, давно принявшими монотеистическую религию. Владимир Святославич задумал избрать для Руси новую веру. Путешественники из восточных стран предлагали ему принять ислам, купцы-евреи – обратиться к иудейской вере, а проповедники из Западной Европы – крестить Русь по обряду римской христианской церкви. Но Владимир остановил свой выбор на православии. Тесные политические, экономические и культурные связи с Византией обусловили выбор князем новой религии в ее восточнохристианском варианте.

Византийские императоры рассматривали принятие каким-либо народом православия как подчинение Византии. Чтобы не допустить этого, войско Владимира явилось в Крым и захватило греческий город Херсонес (Корсунь). По требованию обмен на город византийцы были вынуждены прислать ему священников для крещения и сестру императора царевну Анну в жены Владимиру.

988 год стал годом крещения Руси. По приказу великого князя языческих идолов сбросили наземь и уничтожили. Все люди в городах и селениях, повинуясь своему правителю, сходились к рекам, где их крестили греческие священники.

Но христианство непросто приживалось на Русской земле. Народ не желал расставаться с языческими верованиями. Долго еще, особенно на глухих северных окраинах, люди прислушивались к голосу волхвов, молились Христу и одновременно приносили жертвы древним богам, в нательные кресты прятали языческие талисманы-обереги. Церковь была вынуждена мириться с этим: включала некоторые любимые языческие праздники в число христианских, позволяла людям носить одновременно языческие и христианские имена (так, князь Владимир при крещении был назван Василием, но его редко кто так величал). Сочетание в верованиях русских людей X–XIII вв. языческих и христианских представлений получило название двоеверия.

Крещение Руси. Художник В. Васнецов

В результате принятия христианства в его православном варианте Русь сблизилась в культурном отношении с южнославянскими народами Балканского полуострова, находившимися в сфере цивилизационного влияния Византии. Именно через византийскую христианскую традицию Русь познакомилась с наследием Античности. Крещение Руси способствовало консолидации русского общества на принципиально новой социокультурной основе. Вхождение Руси в семью христианских народов содействовало развитию ее экономики, права, просвещения и культуры. Церковь освящала авторитет и значение княжеской власти, олицетворяющей единство Русской земли.

Подведем итоги

Образование Древнерусского государства явилось итогом длительного процесса социально-политической и территориальной консолидации восточнославянских племен. Принятие восточного варианта христианства сделало Русь частью православного мира.

Вопросы

1. Каковы были основные предпосылки формирования Древнерусского государства?

2. Назовите события, которые в годы правления Рюрика, Олега, Игоря, Ольги и Владимира Святославича явились ключевыми в процессе становления Древнерусского государства.

3. Как вы полагаете, почему с именем князя Владимира Святославича связано большинство русских былин?

4. Почему Владимир Святославич отказался от язычества и выбрал именно православное христианство?

5. Какое значение имело принятие христианства для развития древнерусской государственности?

Задания

1. Составьте рассказ от имени дружинника, участвовавшего вместе с князем Игорем в сборе дани с древлян в 945 г.

2. Начните составление хронологической таблицы «Основные события истории Древней Руси в IX – начале XIII в.».

3. Прочитайте отрывок из «Повести временных лет» и ответьте на вопросы: «Когда Владимир вернулся в Киев… повелел опрокинуть идолы… Затем послал Владимир по всему городу сказать: «Если не придет кто завтра на реку – будь то богатый, или бедный, или нищий, или раб, – будет мне врагом». Услышав это, с радостью пошли люди, ликуя и говоря: «Если бы не было это хорошим, не приняли бы этого князь наш и бояре». На следующий же день… вошли люди в воду и стояли там одни до шеи, другие по грудь, некоторые держали младенцев… попы же совершали молитвы, стоя на месте. Люди же, крестившись, разошлись по домам. Владимир же… поставил церковь во имя святого Василия на холме, где стоял идол Перуна и другие и где творили им требы князь и люди. И по другим городам стали ставить церкви и определять в них попов и приводить людей на крещение по всем городам и селам. Посылал он собирать у лучших людей детей и отдавать их в обучение книжное. Матери же детей этих плакали о них; ибо не утвердились еще они в вере и плакали о них как о мертвых». Какими методами Владимир принуждал подданных принимать христианство? Почему первая из церквей, поставленная им, была возведена во славу св. Василия?

4. Используя карту № 6, назовите племена, входившие в Древнерусское государство в конце IX в. Какие народы были соседями Руси в середине IX в.?

§ 9. Государство и общество
Организация управления государством

Во главе Древнерусского государства стоял великий князь киевский – старший в роду Рюриковичей. Ему подчинялись младшие родственники – владетели земель (княжеств), входивших в состав государства. Ежегодно с наступлением зимы великий князь с дружиной отправлялся в полюдье – объезд подвластных Киеву земель. При этом он надолго останавливался в племенных центрах, жители которых должны были содержать всю его дружину. Князь забирал меха, мед, воск, хлеб, заранее приготовленные местной родоплеменной знатью. Весной он возвращался в Киев. Часть дани предназначалась для продажи в Константинополе, где люди князя закупали оружие, дорогие ткани, сосуды, вино. Оставшаяся часть дани шла на содержание великокняжеского двора и дружины.

Во время полюдья великий князь вершил суд, обсуждал с местной знатью важные вопросы. Нередко, особенно при смене правящего князя, подвластные Киеву племена восставали и переставали платить дань. Новому князю приходилось вновь подчинять их. В 945 г., после полюдья в земле древлян, Игорь неожиданно вернулся к ним с малой частью своей дружины и потребовал новой дани. Древляне, решив наказать князя, разгромили его дружину и казнили Игоря.

Костюм русской княгини. Реконструкция С. Стрекалова

Преемница Игоря княгиня Ольга наладила новую систему сбора дани. Полюдье было отменено. Взамен были установлены заранее оговоренные сторонами размеры дани – уроки и места ее сбора – погосты. Они стали центрами государственной власти на местах. Сбором дани занимались теперь представители знати племен, входивших в состав Киевской Руси – «старцы градские» и «нарочитая чадь». По существу, реформа Ольги заменила дань регулярно собираемым государственным налогом.

В основе сложившейся в Древнерусском государстве системы управления лежали как родовые узы семейства Рюриковичей, так и личные связи между князем и его дружиной. Родственники великого князя, бояре – старшие дружинники и старцы градские – составляли постоянный совет. Позднее он получил название Боярской думы. При Владимире Святославиче был изменен прежний принцип взаимоотношений с руководством племенных союзов, входивших в состав государства. Его сыновья заменили в качестве великокняжеских наместников представителей местных племенных вождей. Управление на местах помогали осуществлять дружинники. Они ведали сбором дани и податей, вершили суд и расправу от имени своего князя, занимались взысканием штрафов, торговых и иных пошлин. Тысяцкие и сотники, командовавшие местным ополчением, были представителями прежней родоплеменной верхушки общества.

Князь сосредоточивал в своих руках военную, судебную, законодательную и исполнительную власти. В известном смысле его дружина была государством (если понимать этот термин в узком смысле слова – как власть, стоящую над обществом).

Первые княжеские усобицы

Русская земля считалась общей родовой собственностью всех Рюриковичей – от старейшего в семье до самого младшего княжича. При этом она состояла из неравных по значимости уделов. Важнейшим после Киева был Новгород, далее следовали Чернигов, Переяславль, Смоленск, Волынь и другие центры княжений. Наиболее важные уделы доставались членам великокняжеской семьи по принципу первородства. В случае смерти князя удел доставался не сыну умершего, а его следующему по старшинству родственнику. Подобная система получила название «лествичного» (от слова «лествица» – лестница) порядка престолонаследия.

Всегда мог найтись претендент на великокняжеский престол или на какой-либо из уделов, которого не устраивал полученный им удел. Усобицы были неизбежны. После смерти Владимира Святославича вспыхнула длительная борьба между его сыновьями. Первым в 1013 г. поднял мятеж правивший в Новгороде Ярослав. В ходе развернувшейся смуты от рук старшего брата Святополка трагически погибли Борис и Глеб, позднее причисленные церковью к лику святых. За это преступление Святополк получил прозвище Окаянный (то есть был уподоблен библейскому братоубийце Каину).

Во главе наемной варяжской дружины и новгородского ополчения Ярослав выступил походом против киевского князя Святополка. Тот, в свою очередь, призвал на помощь печенегов. Потерпев поражение, Святополк бежал в Польшу, к своему тестю королю Болеславу Храброму. Польский король в 1018 г. вместе со Святополком разгромил войска Ярослава и занял Киев. Святополк обещал расплатиться с поляками русскими землями, на которые они претендовали. Однако Ярослав, поддержанный новгородцами и всей Русской землей, изгнал Святополка и занял великокняжеский стол.

Половецкий хан. Реконструкция О. Федорова

Ярослав Владимирович (1019–1054) упрочил внутренний мир в державе, увеличил число племен, плативших дань Киеву, содействовал распространению христианства на Руси. Успешно правивший государством, князь получил прозвище Мудрый. Однако, подобно отцу, Ярослав осуществил раздел державы между своими сыновьями, которые вовлекли Русь в новую усобицу. От княжеских войн, участниками которых были степняки-кочевники, страдали экономика и обороноспособность Руси.

Для прекращения усобиц в 1097 г. на съезд в город Любеч съехались внуки и правнуки Ярослава Мудрого. Они поклялись, что будут сообща бороться с внешними врагами Руси. Еще одним решением Любечского съезда стал отказ от прежнего принципа наследования. Уделы закреплялись за отдельными княжескими семьями. Это была попытка пресечь самую основу усобиц: стремление князей Рюриковичей к занятию более значимого, чем полагалось по «лествичному» порядку престолонаследия, удела. Теперь княжество после смерти отца доставалось не брату, а сыновьям. Новый принцип наследования, выраженный в емкой форме княжеского приговора «каждый да держит отчину свою», ознаменовал собой юридическое оформление начавшегося политического дробления Древнерусского государства.

Последний период единства Древней Руси связан с княжением внука Ярослава Мудрого – Владимира Мономаха (1113–1125). Благодаря достойной позиции в ходе усобиц и долголетней успешной борьбе с половцами он занял великокняжеский стол. Став великим князем, Владимир Всеволодович силой подчинил себе практически всех русских князей. Политику Владимира Мономаха продолжил его сын Мстислав Великий (1125–1132), однако уже после его смерти на Руси возобладали центробежные процессы. На смену единому государству с центром в Киеве пришла совокупность самостоятельных княжеств и земель, властители которых лишь формально признавали первенство великого киевского князя.

Со второй половины XI по начало XIII в. русские княжества вели ожесточенную борьбу с новыми повелителями степей – половцами. На борьбе с неприятелем негативно сказывались княжеские усобицы, так как русские князья нередко приводили из степи половецкие отряды, которые использовали в борьбе с неприятелем. Инициатором совместного отпора врагу выступил Владимир Мономах. В результате похода 1111 г. с боем был взят главный половецкий город Шарукань на реке Северский Донец. Новые походы русских против половцев вынудили кочевников уйти на время в глубь степей.

Община и вотчина в Древней Руси

Земледельцы-общинники жили в небольших неукрепленных деревнях. Центром нескольких деревень являлся погост – крупное село, в котором производился сбор налогов и находились представители княжеской администрации. В соседской общине каждая семья имела в распоряжении выделенный общиной пахотный надел. Семье принадлежали дом и приусадебный участок. Пашня и остальные угодья являлись собственностью общины.

Великий князь, считавшийся верховным собственником всей земли в государстве, передавал дружинникам право сбора дани в отдельных местностях. На доход, полученный с этих земель, дружинник (или представитель княжеской администрации) содержал дом, семью, слуг, приобретал вооружение и лошадей. Право сбора дани с населения той или иной округи не переходило по наследству, а было всего лишь пожалованием князя за несение военной службы. Подобная схема пожалования была схожа с той, которая практиковалась во Франкском государстве начиная с Карла Мартелла.

Во второй половине XI – первой половине XII в. на месте прежних пожалований образуется вотчина – наследственное земельное владение. Однако, в отличие от Западной Европы, где были сильны традиции частной собственности, закрепленные римскими правовыми нормами, вотчинная собственность на Руси была прежде всего государственной – княжеской. Владельцы вотчин – бояре, монастыри, церковные иерархи – считались всего лишь наследственными держателями земли.

Суд во времена Русской Правды. Художник И. Билибин

Процесс захвата земель крестьян-общинников сопровождался не только насилием со стороны князей и бояр, но и добровольным переходом крестьян под их покровительство. Хозяйство вотчинника с обширной пашней, выпасами и лугами, тягловым скотом, закромами, полными зерна, запасами необходимых орудий труда (серпов, топоров, плужных лемехов) было относительно устойчивым даже при неблагоприятных условиях. Попавший в трудное положение общинник мог либо просить купу – деньги, зерно, лошадь, орудия труда – в залог земли или отработки в хозяйстве вотчинника, либо заключить с ним договор (ряд) на пользование инвентарем, лошадью – опять-таки под залог земли или отработки в хозяйстве вотчинника. Не выполнившие условия ряда или не отдавшие купу общинники превращались в зависимых от вотчинника людей.

Крестьянин-общинник. Реконструкция М. Герасимова

Постепенно часть некогда свободных крестьян-общинников попадала в зависимость от крупных собственников земли. За пользование землей, вошедшей в состав вотчины, крестьяне несли определенные повинности. В податном и административном отношениях государство имело дело с общинами, представлявшими интересы входивших в них крестьян. Сельские миры объединялись в волости, представлявшие собой низшую административно-территориальную единицу Древнерусского государства. В волостях и в городах важнейшие вопросы решались на вече – общем собрании свободного люда. Вотчинное хозяйство наряду с соседской общиной становится основной формой социально-экономической организации общества.

Социальная структура общества. Русская правда

Длительное время регулирование отношений в обществе происходило на основе обычного права. Первым писаным сводом норм древнерусского права стала Русская Правда, составленная при Ярославе Мудром и его преемниках. Она отразила разделение населения Древней Руси на свободных и зависимых людей. Свободными были крестьяне-общинники, горожане, представители высших слоев общества. Представители господствующего слоя общества – князья, бояре, дружинники и другие «княжьи мужи» – различались по количеству находившейся в их собственности земли, зависимых людей и военных слуг. На них же распространялся особый порядок наследования (собственность могла передаваться не только сыновьям, но и дочерям), за нанесение им ущерба или их убийство устанавливались более высокие штрафы.

Городское население – ремесленники и торговцы, в отличие от жившей в городе княжеской и боярской прислуги, участвовали в работе городских вечевых собраний. Они могли также выступать истцами, ответчиками и свидетелями в суде, проводить собственное расследование по имущественным делам. Такими же правами пользовались и свободные крестьяне-общинники – «люди», как их называет Русская Правда. Люди обладали определенным имуществом, которое они могли завещать детям (при этом землю – только сыновьям).

Зависимое население Древней Руси составляли закупы, рядовичи, холопы. Закупы (от слова купа) были разорившимися общинниками, попавшими в долговую кабалу и вынужденными работать на заимодавца. При этом закуп продолжал вести свое, самостоятельное хозяйство. Рядовичи (от слова ряд) по большей части были лишены личной свободы на весь срок действия договора. Зависимое положение рядовича или закупа не передавалось по наследству и не распространялось на членов его семьи. По отношению ко всем крестьянам употреблялось наименование смерды. Они платили дань князю, постепенно происходило сужение рамок их личной свободы.

Наиболее бесправной частью населения Древней Руси были рабы. В Русской Правде они упоминаются под разными названиями: холопы, челядь. Холопы обрабатывали пашню вотчинника, пасли его скот, выполняли строительные и другие работы. Холопы-ремесленники работали на хозяйственном дворе вотчинника. Челядь прислуживала в его доме. Главными источниками рабства были плен и продажа в рабство. Не выполнившие свои обязательства закупы и рядовичи также пополняли ряды холопов. Наряду с вольными слугами обязанности представителей вотчинной администрации – дворецкого, тиуна (ключника), пашенного старосты могли выполнять и холопы.

Все, чем обладал холоп, являлось собственностью господина. За убийство своего холопа господин не отвечал перед судом, а подвергался лишь церковному покаянию. Рабы не могли выступать свидетелями в суде. Русская Правда законодательно зафиксировала разделение общества на свободных и зависимых людей, определила судебные и имущественные права великокняжеской власти.

В X – начале XII в. на Руси сложилось общество, многими чертами схожее с обществом раннесредневековой Европы. Однако влияние государственных институтов на общество было здесь более всеобъемлющим. Государственная собственность доминировала. Вотчинные (феодальные в своей основе) формы собственности были более слабыми и складывались позднее, чем в Западной Европе. Поэтому Русь позже, чем западные соседи, вступила в период политической раздробленности.

1. В чем заключалось сходство и различие государственного устройства Франкской империи и Древней Руси?

2. Какое значение имели решения, принятые на Любечском съезде князей 1097 г.? Обоснуйте свой ответ.

3. Что такое вотчина? Как она управлялась? Кто составлял население вотчины?

4. Выделите и охарактеризуйте основные группы населения Древнерусского государства. В чем заключалось различие в правах свободного и зависимого населения?

1. В Русской Правде говорилось: «Если же челядин скроется у варяга, а его в течение трех дней не вернут (прежнему господину), то, опознав его на третий день, ему (т. е. прежнему господину) взять своего челядина, а (укрывателю платить) 3 гривны вознаграждения потерпевшему. Если холоп ударит свободного человека и убежит в хоромы, а господин не захочет его выдать, то господину холопа забрать себе и заплатить за него 12 гривен; а после того, если где-либо найдет холопа побитый им человек, пусть его убьет». Какие категории населения упомянуты в документе? В чем состоит разница в их положении?

2. Продолжите составление хронологической таблицы «Основные события истории Древней Руси в IX – начале XIII в.».

Крещение Руси: как, почему и зачем?

Не столь давно, а именно 28 июля в России отмечался праздник Крещения Руси. Смею предположить, что все знают, что данное празднество связано с весьма значимым событием, а именно принятие Христианства как государственной религии князем Владимиром, которого в народе прозвали Красное Солнышко.

Кем был князь Владимир, почему именно Христианство он выбрал и почему народ принял этот выбор, постараемся ответить на эти вопросы ниже.

До принятия Христианства, Русь представляла из себя набор раздробленных народов, ведущих постоянную вражду. С давних времен восточная половина нынешней Европейской России была населена народами племени чудского и тюркского, а в западной половине, кроме народов литовского и чудского племени, примыкавших своими поселениями к балтийскому побережью, жил и славяне под разными местными названиями, держась берегов рек: Западной Двины, Волхова, Днепра, Припяти, Сожи, Горыни, Стыри, Случи, Буга, Днестра, Сулы, Десны, Оки с их притоками( территория современных Прибалтийских стран, Белоруссии, Украины, западных областей современной России). Данных о жизни того периода не сохранилось практически никаких, ибо летописи датируются, самое раннее со второй половины XI в.

О событиях, происходивших на данной территории в IX и Х веках, за исключением немногих письменных греческих известий, не имеется других источников, кроме изустных народных преданий, подвергавшимся вымыслам и изменениям. С определенной долей достоверности можно сказать, что о государственном устройстве как таковом речи не шло. Славяно-русские племена жили общинами, сосредоточенными в укрепленных пунктах, типа города; имели незамысловатый быт, напрямую связанный с территорией проживания, однако, ковка металла уже была в ходу, появлялись товарно-денежные отношения. Религия их был весьма примитивна и представляла собой поклонение природе, жрецов у них не было, а, следовательно, и не было тех, кто мог поддерживать эти примитивные религиозные верования в той или иной форме. Из дерева вырубались идолы, существовала вера в замогильный мир и в магическую силу слова. А в остальном же представлении богов каждый народ выдвигал версии на свой лад. Управлялись племена своими князьками и вели между собою войны. У каждого племени была своя автономная жизнь.

В середине IX века русские, после неудачного похода на Византию, когда буря истребила их суда, приняли крещение, но вслед за тем язычество опять взяло верх в стране; однако и после того многие из русских служили на службе византийских императоров в Греции, принимали там христианство и приносили его в свое отечество. В середине Х века киевская княгиня Ольга, бабка князя Владимира, приняла Св. Крещение.Князья Рюриково дома были абсолютными варварами, собирали дружины и устраивали набеги на ближайшие поселения. Ни о каком идеологическом оказании влияния речи быть не могло. Их основной целью было – получение прибыли и наживы. Варвары, они есть варвары, что с них взять?!

Однако, с принятием христианства в Русь приходят образования, представления о государственности и многое другое, благодаря чему, она становится целостным государством.

Судьбоносное решение для Руси сделал князь Владимир (княжил в период с 980 по 1015 г.). Он был сын воинственного Святослава (сын Ольги, язычник), киевского князя, который предпринял поход на хазар, господствовавших в юго-восточной России и одержал много славных побед, но был убит печенегами(народом тюрского племени). Будучи ещё ребёнком, Владимир был призван на княжение в Новгород. Однако по смерти Святослава между детьми его ( а детей то у него от разных жён хватало) началось междоусобие. Киевский князь Ярополк убил брата своего, древлянского князя Олега.

Владимир со своим дядей убежал в Швецию и возвратился в Новгород с чужеземной ратью. Вражда у них с Ярополком возникла оттого, что дочь князя полоцкого Рогнеда, которой руки просил Владимир, отказала ему такими словами: «не хочу разуть (разуть жениха — свадебный обряд) сына рабы», попрекнув его низостью происхождения по матери, и собиралась выходить за Ярополка.

Владимир завоевал Полоцк, убил Рогволода, полоцкого князя, и женился насильно на Рогнеде. Вслед за тем он овладел Киевом и убил своего брата Ярополка. Постепенно территории, подвластные князю Владимиру росли и ширились. Вообще в Повести временных лет Великий князь-язычник представлен как кровожадный женолюбец, любящий пиры, гульбу и сражения. Однако, в 988 году Владимир принимает христианство. Возникает вопрос: что же могло способствовать принятию такого решение? На это счёт существует несколько версий, но остановимся только на одной из них.

К концу Х века, на Руси уже частично была распространена христианская вера. Однако, большая часть населения придерживалась языческих обычаев. Но обычаи у каждого племени были свои, что сильно мешало их объединению. Для того чтобы создать единое государство, необходимо было создать единое связующее звено. Русь в то время со всех сторон подвергалась набегам и гонениям, что значительно тормозило её развитие. Озираясь на своих ближайших соседей, стало понятно Владимиру, что религия как нельзя лучше подходит на роль того самого звена. И стал он тогда выбирать религию, а для этого послал гонцов разведать, что собственно могут предложить ему соседи из близлежащих империй. Так выбор был сделан в пользу христианства, богослужение которого поразило своей красотой послов Владимира.

А там уже пошло поехало. Сам Владимир принимает крещение в греческом городе Херсонес (Крым). Но с условием, что возьмёт в жены Анну, сестру византийских императоров: Василия и Константина. Сам образ жизни Великого князя резко меняется, из кровожадного многоженца он превращается в миролюбивого практически аскета. Вся дружина вслед за князем принимает Крещение, народ также следует княжеским увещеваниям (тем более, что как указывалось выше, никто не мог открыто выступать против отречения от отеческих богов, так как института жречества не существовало на Руси) и крестится в Днепре. Борьба язычества с христианством выражалась в продолжительном соблюдении языческих приемов жизни и сохранении языческих суеверий; такая борьба происходила многие века после Владимира: но она не мешала русскому народу принять крещение, в котором сначала он не видел ничего противного, потому что не понимал его смысла. Только постепенно и для немногих открывался действительно свет нового учения.

Владимир деятельно занимался распространением веры, крестил народ по землям, подвластным ему, строил церкви, назначал духовных лиц. Для прочного укрепления новопринятой веры Владимир вознамерился распространить книжное просвещение и с этой целью в Киеве и в других городах приказал набирать у значительных домохозяев детей и отдавать их в обучение грамоте.

За двадцать лет Русь стало не узнать.

Александра Вакулинская

Почему князь Владимир Святой решил крестить Русь?

Причины крещения Руси. Крещение Руси объяснялось целым рядом исторических причин. Во-первых, интересы развивавшегося государства требовали отказа от многобожия с его племенными богами и введения монотеистической религии: единое государство, один великий князь, один всемогущий Бог. Во-вторых, этого требовали международные условия. Почти весь европейский мир уже перешел к христианству, и Русь более не могла оставаться языческой окраиной. В-третьих, христианство с его новыми нравственными нормами требовало гуманного отношения к человеку, к женщине, матери и детям; оно укрепляло семью — ячейку общества. В-четвертых, приобщение к христианству могло помочь в развитии культуры, письменности, духовной жизни страны. В-пятых, появление на Руси новых общественных отношений, углубление неравенства людей, появление богатых и бедных требовало объяснения, требовало новой идеологии.

Язычество с его мыслью о равенстве всех людей перед силами природы не могло дать этого объяснения. Христианство же с его идеей, что все идет от Бога — и богатство, и бедность, и счастье, и несчастье, давало людям некоторое примирение с действительностью. Главным в христианстве были не жизненные успехи — богатство, власть, добыча на войне, а совершенствование души, свершение добра и достижение тем самым вечного спасения и блаженства в послеземной жизни. Человек мог быть нищ и убог, но если он вел праведный образ жизни, то становился духовно выше любого богача, нажившего свое добро неправедным образом. Христианство могло отпустить грехи, очистить душу, оправдать человека в его поступках.

Но Владимир не сразу пошел на введение христианства. Вначале он встретился с посланцами из других земель и расспросил у них об их монотеистических религиях — исламе, иудаизме, римском католичестве и византийском православном христианстве. Это было не случайно: монотеистические религии во многом были близки между собой, а Русь имела тесные контакты и с христианскими (Германия, Рим, Византия), и с мусульманскими (Волжская Булгария, Хорезм) странами, и с еврейскими общинами в Хазарии и на своей территории.

В конечном счете Владимир решил крестить Русь по византийскому обряду, поскольку торговые, политические и религиозные связи Руси с Византией были наиболее прочными и давними, а сама Византийская империя была тогда одной из самых развитых и культурных стран мира.

Заняв Киевский стол, князь Владимир озаботился духовными скрепами для упрочения своей власти. Сначала он решил, что введение языческого пантеона из шести божеств во главе с Перуном уменьшат влияние местных божков на подвластные племена. Нововведение не нашло понимания у большинства подданных Великого князя. Тогда он обратился к религиозному опыту соседних народов:

  • Хазар-иудеев;
  • Булгар-мусульман;
  • Христиан Римского обряда и Византийского православия (тогда еще единых, но уже враждующих ветвей христианской церкви).

Князь Владимир был на распутье, ему предстоял непростой выбор. Видимо, миссионеры от всех соседних конфессий предлагали ему принять свое вероисповедание. Религии Хазарии и Волжской Булгарии, не имели среди населения Киевской Руси перспективы. Итиль и Булгар не раз посягали на территории Киевской Руси и сделали здесь немало зла. Поэтому Христианство стало лучшим вариантом для религиозной реформы в Киевской Руси. Выбор между римским католичеством и византийским православием в пользу последнего был обусловлен несколькими факторами:

  1. Тесные торговые связи. Константинополь был базовой точкой пути «из варяг в греки».
  2. Немалое число купцов и дружинников приняло Христианство по византийскому обряду. Сама княгиня Ольга, бабушка князя Владимира была крещена в Константинополе.
  3. Византия подавала пример сплочения разных народов и достижение могущества при помощи православной веры.
  4. Византийское христианство способствовало укреплению неограниченной власти императора, а князь Владимир, конечно же, стремился достичь подобного положения в Киеве.

Пока Русь была языческой, византийцы смотрели на нее свысока. Русские купцы (гости) часто терпели притеснения в христианской империи из-за своего язычества. Русичи воспринимались как варвары. Князья-язычники не могли взять себе в жены принцесс-христианок. Последнее обстоятельство имело немаловажное значение для принятия князем Владимиром византийского варианта Христианства.

Восстание 987 г. в византийской армии заставило императора Василия II просить помощи у князя Владимира, который сразу согласился. Взамен князь потребовал выдать за него замуж сестру Василия II Анну. Став шурином византийского императора, Владимир мог быть равным другим государям. Трудное положение лишало выбора Василия II, но он оговорил обязательство киевского князя принять Христианство и крестить своих подданных.

Владимир подавил восстание в византийском войске, но встречных шагов со стороны императора не дождался. Тогда он совершил поход в Крым, осадил и потом захватил главный город византийцев в Крыму – Корсунь (Херсонес). Василий II уступил. Владимир был крещен и женился на принцессе Анне. Корсунь, русский князь вернул шурину как выкуп за супругу.

Возвратившись, домой в Киев Владимир, крестил сыновей, сокрушил капища, поверг Перуна и скопом крестил всех киевлян. Следом была крещена вся остальная Русь, местами «огнем и мечом».

Летописцы утверждают, что после принятия Христианства, суровый, и даже жестокий князь превратился в доброго и мягкого «Владимира красно солнышко».

Почему князь Владимир выбрал христианство?

Сегодня, в сознании большинства наших соотечественников и, как ни странно, в сознании большинства историков, господствует миф о том, что князь Владимир принял Православие от Византии исключительно из практических соображений, т.е. попросту говоря из соображений политической выгоды и укрепления своей княжеской власти. Именно поэтому самым важным вопросом, на который необходимо ответить в процессе предпринятого нами исследования, является вопрос о том, был ли акт принятия христианской веры сугубо политическим ходом, т.е. крестился ли князь из чисто меркантильных соображений или им двигали какие-то другие неведомые нам мотивы?
Отвечая на этот вопрос, многочисленные исследователи, как прошлого, так и настоящего времени, как правило, приходили к выводу о том, что восточнославянское язычество исчерпало свои внутренние ресурсы, перестало удовлетворять запросам общественного и государственного развития страны и должно было быть отринуто как старая отжившая, никуда не годящаяся идеология:
«По мнению В.Н. Топорова, «славянская языческая религия, особенно на Руси в конце Х века, находилась в состоянии глубокого кризиса. Довольно слабые связи между членами пантеона (“высших” божеств), рыхлость и приблизительность самого состава его, наконец, лишь частичная антропоморфизация богов, не вполне отделившихся от природных сил, – всё это обусловило не только внешнее, но и внутреннее поражение язычества» (1).
Однако, прежде чем делать столь категорические и поспешные выводы, следует учесть несколько немаловажных факторов, которые, по нашему мнению, опровергают выше цитируемое утверждение.
Так, например, в политическом смысле Владимир, еще до принятия христианства, обладал довольно обширным влиянием как у себя в стране, так и за ее пределами. Уже один тот факт, что своими походами древние русичи неоднократно (и до княжества Владимира) угрожали такой мощнейшей державе как Византийская империя, говорит о силе и мощи древнерусского государства.
Что же касается религиозной составляющей, то здесь возникает правомерный вопрос: какой смысл был что-то менять, когда дела и так шли более чем успешно? Владимир и так имел все, чего только может пожелать смертный человек: власть, богатство, любовь и доверие подданных, а также возможность удовлетворять любые свои чувственные желания. Для удовлетворения своих политических амбиций также не было ни малейших препятствий. Что же еще было нужно язычнику, верования которого как раз и были нацелены на достижение максимального благополучия в этой, земной жизни? Благополучия, которого и достиг русский князь?
В похожей ситуации любой правитель, который мог оказаться на месте Владимира, просто-напросто стал бы завоевывать сопредельные территории с последующим навязыванием порабощенному населению своей системы верований, системы, которая (в представлении людей той эпохи) максимально эффективно справлялась с поставленными перед ней задачами и поэтому не требовала изменения.
Так почему же Владимир поступил иначе? Потому, что захотел еще более узурпировать свой народ? Вряд ли это предположение соответствует истинному положению дел, т.к. нет никаких исторических данных о том, что до принятия христианства Владимир каким-либо образом угнетал своих подданных. Скорее наоборот, он пользовался их любовью и безграничным доверием, чем, собственно, и обусловлен факт довольно мирного принятия христианства: «Если бы новая вера не была хороша, то князь и бояре не приняли бы ее…» (2), – так рассуждало подавляющее большинство жителей древнего Киева.
Но, может быть, князь Владимир хотел повысить культурный уровень своего народа и тем самым вывести Русь в ранг передовых мировых держав своего времени и т.д.? Или, может быть, он желал создать такую религию, которая смогла бы сплотить его государство в единое целое, нерушимый монолит (по типу древних империй), наводящий ужас на своих соседей? Как было указано выше, на сегодняшний день это версия является самой распространенной и при поверхностном анализе кажется вполне убедительной, если бы не несколько «но»!..
Во-первых, до сего дня, большинство исследователей этой проблемы так и не смогли понять одной простой вещи, а именно того, что упадок или могущество государства в принципе не зависит от доминирующей в этом государстве внутригосударственной (религиозной или безрелигиозной) идеологии.
Именно поэтому данный аргумент не выдерживает никакой критики. Ведь если бы христианство, само по себе (т.е. как внешний фактор, как идеология навязанная обществу с верху), могло способствовать укреплению древнерусского государства, то как же тогда можно объяснить фактически полный распад этого же государства уже к концу 12-го – началу 13-го веков? Если следовать вышеуказанной «логике», все это больше похоже на то, что христианство скорее способствовало развалу древнерусского государства, а не укреплению его могущества и процветания. Опять же, после долгих страданий под игом татаро-монголов Русь смогла восстать из пепла не переменяя своей веры, а следующий крах пришелся уже на самое начало века 20-го. Как объяснить эти трагические «взлеты и падения», если изначально утверждается тезис о том, что христианство способно только лишь укреплять государство как таковое?
Более того, из многочисленных примеров истории мы знаем, что подобные взлеты и падения случались в истории многих народов и государств. В истории человечества достигали могущества и низвергались в бездну империи и государства, в коих доминировали различные религиозные доктрины. И практически везде эти взлеты и падения были обусловлены индивидуальными качествами, талантом или отсутствием такового у людей управляющих тем или иным государственным образованием.
Именно поэтому, при благоприятном стечении всех вышеуказанных обстоятельств (наличия управленческого, военного таланта у правящей элиты, наличия огромных человеческих и природных ресурсов и т.д.) любое государственное образование, с любой религией или идеологией может достигнуть и достигало могущества во все времена. А при отсутствии таковых (талантов, ресурсов и т.д.) не спасает никакая идеология.
Вторым фактором, в силу которого мы не можем согласиться с общепринятой гипотезой о доминировании социально-политических мотивов в выборе князя Владимира, является то, что хотя христианство и призывает людей к повиновению властям, оно, все же, четко разделяет Божие дело и кесарево: «Во взаимоотношениях между Церковью и государством должно учитываться различие их природ. Церковь основана непосредственно Самим Богом – Господом нашим Иисусом Христом; богоустановленность же государственной власти являет себя в историческом процессе опосредованно» (3).
И хотя в истории Восточной Церкви предпринимались попытки достижения так называемой “симфонии” между Церковью и государством, однако ни одна из них, в итоге, так и не увенчалась успехом. Что же касается до язычества, то здесь наоборот, в отличие от христианства, слияние власти сакральной (религиозной) и государственной вполне допускалось. Причем допускалось не просто слияние, но и фактическое “обожествление” как государства, так и правящей власти. C этой точки зрения язычество как раз и может способствовать более тесному срастанию власти государственной и религиозной.
Третьим фактором, на который стоило бы обратить внимание, было то, что Русь в то далекое время была относительно благополучным, быстро развивающимся государством, имеющим обширную торговлю с соседями, что обуславливалось удачным геополитическим расположением. А так называемое собирание Руси (т.е. объединение русских земель в единое целое) было фактически закончено к 986 году.
Странно, но большинство наших историков как бы не замечает этого очевидного факта. На самом же деле, уже в период, предшествовавший Крещению Руси, Владимир контролировал огромную территорию. Одержав победы над вятичами и ятвягами, он смирил и радимичией, отказавшихся было платить дань князю. В 985 году Владимир одержал фактически последнюю свою крупную победу над волжскими болгарами, которые обитали в то время на берегах Волги и Камы.
Таким образом, в 986-ом году, Владимир объединил под своей властью все земли восточных славян, в одно огромное государство – Киевскую Русь (со столицей в Киеве). А чтобы обезопасить границы он строит ряд укреплений по рекам Десне, Остру, Трубежу, Суле и Стугне. Позднее когда подросли его многочисленные сыновья, он садит их на “княжение” в отдельные области, сохраняя верховную власть над всем государством за собою.
Более того, на самом раннем этапе своего правления Владимир проявляет себя довольно ревностным поклонником языческого культа (который нисколько не мешал укреплению государственности, а во многом даже способствовал этому). Именно поэтому сегодня некоторые исследователи древнерусской религиозности все же склоняются к мысли о том, что: “Язычество ко времени крещения не только не исчерпало себя, но и обладало еще достаточно мощным потенциалом для дальнейшего движения… и что принятие Русью в качестве государственной религии христианства из Византии на рубеже 980-х – 990-х годов не было исторически предопределено и уж тем более неизбежно…» (4).
Тем более, что на исторической сцене, довольно близкой по времени к рассматриваемой нами эпохе, можно найти примеры того, как языческая религия брала верх над процессами христианизации. Например, в истории Великого княжества Литовского долгое время имела место ситуация сосуществования языческого и христианского начал.
Истинные причины принятия христианства князем Владимиром
Итак, для того, чтобы как можно лучше разобраться в решении поставленных нами вопросов, важно учитывать не только социально-политические причины, но также и мотивы чисто психологического характера.
В этом смысле смена язычества христианством якобы в целях укрепления государственности и т.д., совершенно не укладывается в логику успешного и амбициозного правителя, каким и был князь Владимир. Ибо в реальности такая смена верования означала бы для него признание ущербности и неконкурентоспособности собственной религии и культуры. И вряд ли элементарная человеческая гордыня позволила бы Владимиру признать бессилие религии предков. Тем более, что, судя по летописям, Владимир был очень религиозным человеком (причем религиозным в чисто языческом смысле). Это замечание является важным именно потому, что позволяет нам перейти от рассматривания мотивов внешних (которые якобы и сыграли решающую роль в смене религиозной доминанты древнерусского общества), мотивов социально-политического порядка к мотивам внутренним, подтолкнувшим князя Владимира принять, в первую очередь, именно личностное решение. Принять его искренно, в самой глубине своей души, а не по расчету, который (как было показано выше) не имел для него ни малейшего смысла.
О том, что религиозная составляющая (пусть и языческая) не была для Владимира пустым звуком, мертвой традицией предков или всего лишь идеологией пригодной для управления подданными, говорит тот факт, что в самом начале своего правления русский князь отличался твердостью и неутомимостью при исполнении религиозных обрядов, которые требовала от него языческая вера отцов.
Впрочем, при всей своей религиозной активности Владимир явно не отличался чрезмерным фанатизмом и, по всей видимости, был чужд нетерпимости к представителям других религий, да и сама окружающая обстановка вполне этому способствовала, т.к. Владимира окружали люди, исповедовавшие еврейскую, магометанскую и христианскую (как католичество, так и православие) религии. А то, что бабка Владимира Ольга была христианка, скорее всего, также наложило отпечаток на религиозность русского князя и его веротерпимость в отношении иноверцев.
Итак, в период правления Владимира (и даже несколько ранее) христианство все более и более завоевывает симпатии подданных князя. В этом контексте мы вполне можем согласиться с выводами многих историков о том, что сам факт крещения киевлян князем Владимиром был не началом христианизации Древней Руси, а скорее началом завершающего этапа христианизации. Но когда дело касается вопроса о том, что именно побудило Владимира изменить свои собственные религиозные убеждения с языческих на христианские, то здесь историки предпочитают больше молчать, т.к., по общему мнению, выяснение этого вопроса навсегда останется тайной, недоступной для исследователей (историков и религиоведов).
И действительно, как это принято сегодня считать, путь человеческой личности к Богу есть личная тайна каждого человека, известная только ему самому и Богу. Тем более трудно (если вообще возможно) описать столь непредсказуемый религиозный переворот, который произошел в душе русского князя, когда будучи, по сути, «облагодетельствован небесами» (в древности, в том числе и у древних славян, считалось, что те люди, к которым благоволит Бог, обязательно будут богаты и счастливы и не будут ни в чем нуждаться ни в этой земной, ни в загробной жизни т.д.), он решает круто изменить не только свою судьбу, но и судьбу всего Русского государства.
И все же, не все здесь так запутанно, как это может показаться на первый взгляд. Дело в том, что впоследствии Владимир был канонизирован Церковью как святой равноапостольный князь. И это значило, что он не просто сыграл видную роль в становлении и утверждении христианской веры среди славянского населения, а то, что его последующая христианская жизнь во многом являлась эталоном жизни для православного христианина. Это также означает и то, что его христианская вера вполне вписывается в рамки учения Восточной христианской (Православной) Церкви, что, в свою очередь, может помочь нам открыть некоторые внутренние движения, происходившие в душе великого князя.
О том, как рождается христианская вера в душе каждого человека
В противовес распространенному мнению о том, что путей к Богу много и что все эти пути достаточно индивидуальны, в христианстве существует несколько иной взгляд на данный вопрос, а именно: сама вера в Бога не считается в христианстве чем-то уникальным и гарантирующим человеку спасение во Христе. Для того, чтобы стать христианином, необходима не просто вера в Бога, необходима именно вера правильная, спасительная, а она начинается (рождается) в душе человека только тогда, когда он становится способным увидеть себя далеким от совершенства, ненормальным, духовно больным человеком. Именно в этом состоянии человек и начинает осознавать себя погибающим, причем погибающим настолько, что сам он, своими собственными силами не может исправить этого глубочайшего повреждения всего человеческого существа (как души, так и тела), и именно из этого глубоко покаянного чувства в человеке рождается вера в Христа Спасителя. Таким образом, только реальное познание человеком своего падения, своей ненормальности способно обратить человеческий взор к Богу.
В этом, собственно, и состоит вся суть и смысл христианской веры! Суть, без которой в человеке в принципе не может начаться спасительная вера во Христа! Суть, без которой даже самое скрупулезное выполнение всех установленных обрядов и правил ни к чему не приводит и ничего не дает человеку! Никто из людей не может стать истинным христианином, не пережив подобного состояния души. С точки зрения христианского вероучения, без переживания этого состояния человеку вообще невозможно найти Бога.
Трагедия древнего язычества состояла именно в том, что люди искали Бога во внешнем, и вся их вера была направлена только на то, чтобы уйти от страданий, свойственных этой земной реальности, в некую иную область (рай, покой и т.д.), где нет страданий, где только радость и мир ожидают человека. В этом смысле практически все древние религии являются религиями перехода из этого мира в мир иной, и практически все культуры, родившиеся под воздействием подобных представлений, с их выдающимися культовыми сооружениями, являются культурами перехода, бегства от самих себя. И мало кто из людей в древнем мире (т.е. до прихода Спасителя) смог понять, что путь к этому состоянию, путь к бессмертию и непреходящему счастью лежит не в сфере внешнеобрядовых норм, не в сфере магии и оккультизма, но через рассматривание человеком самого себя, через изменение своего внутреннего состояния (изменения своих духовных качеств) по образу Бога-Творца, через Богоуподобление.
Итак, с точки зрения христианства, к Богу нет и не может быть иного пути. Вот почему мы можем смело утверждать, что, являясь искренним христианином, Владимир непременно пережил это состояние души.
Видя свою ущербность, свою ненормальность, видя фактическую бренность и иллюзорность человеческого существования, в душе Владимира, как, впрочем, и в душе любого истинного христианина, должен был начаться поиск выхода из этого катастрофического положения. Причем, скорее всего, Владимир ощущал все это намного острее, нежели любой, не обремененный властью, простой человек.
Дело в том, что нам, простым людям, присуще постоянное пребывание в некоторой иллюзии по отношению к жизни сильных мира сего. Будучи, в подавляющем большинстве, неудовлетворенными своей жизнью, жизнью, которая представляет из себя вечную погоню за ускользающими благами, суету и борьбу за существование, мы – современные люди, будучи полностью порабощенными этикой гедонизма (поиском чувственных удовольствий), в своем неудержимом стремлении к наслаждению чаше всего с завистью смотрим на сильных мира, думая, что вот они-то уж точно полностью удовлетворены жизнью, т.к. фактически могут исполнять все свои прихоти и пожелания. Вот так завидуя людям известным, богатым и наделенным властью, мы нередко, (после смерти кого-либо из сильных мира) обнаруживаем, что, как правило, это были простые люди, со своими маленькими слабостями и, что часто они ценили простые радости жизни превыше роскоши, богатства и славы. А бывает даже и так, что некоторые из них вообще тяготились своим высоким положением в обществе, в силу чего сознательно налагали на себя тяжелые подвиги, ограничения и труды. И в этом нет ничего удивительного: ответ на вопрос, почему же так происходит, довольно прост и заключается в том, что человеческая жизнь всегда была и будет бесконечным страданием, вне зависимости от условий и формы человеческого существования. Увы, но даже радости жизни и многочисленные чувственные удовольствия есть уже, по сути, страдания. Страдания, губящие человека и причиняющие ему нестерпимую душевную боль.
По всей видимости, будущий святой, равноапостольный князь Владимир (в душе которого, без сомнения, совершался этот сложный и противоречивый процесс) выбрал именно первое, выбрал направление к Истине, к Богу!
Понимая и осознавая всю тяжесть и безысходность человеческого существования, в том числе и всю тяжесть своего положения, Владимир не мог не задуматься над вопросами о спасении человека, смысле жизни и поиске Высшего Блага. В итоге все это привело князя к тому, что он не просто решил изменить внутренний строй жизни своего государства – ОН СТАЛ ИСКАТЬ ИСТИНУ! ИСТИНУ КАК ВЫХОД ИЗ, КАЗАЛОСЬ БЫ, БЕЗВЫХОДНОЙ СИТУАЦИИ! Истину, которую, в принципе, невозможно было найти в язычестве.
Ссылки:
1. Васильев М. Русь в 980-е годы: выбор религиозных альтернатив.
2. С.М.Соловьев. История России с древнейших времен. Том 1. Глава 7.
3. Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. http://www.patriarchia.ru/db/text/141422.html
4. Васильев М. Русь в 980-е годы: выбор религиозных альтернатив.