Подворье пюхтицкого монастыря в Москве

Содержание

МОСКОВСКИЙ НИКОЛЬСКИЙ ХРАМ В ЗВОНАРЯХ

Московский Никольский храм в Звонарях

Московский храм свт. Николая в Звонарях, Московское подворье Свято-Успенского Пюхтицкого ставропигиального женского монастыря.

  • Адрес: 103031, Россия, Москва, Рождественка, 15/8 (м. «Кузнецкий мост», «Лубянка»).
  • Телефоны: (495) 742-05-00 (канцелярия), 628-32-28
  • На карте: Яндекс.Карта, Google-карта

История

Звонари и сторожа кремлевских церквей и соборов были поселены слободой (современный Звонарский пер.) около 1505 г. Они поставили для себя церковь Николая Божедомского, в прежнее время при ней был убогий дом. В источниках церковь упоминается с 1619 г.

С 1657 г. церковь — каменная.

С 1677 г. в документах впервые появилось обозначение «в Звонарях».

В 1762 г. было разрешено строительство новой колокольни. Генерал — поручик И.И.Воронцов, владелец соседней усадьбы на Рождественке, заказал проект архитектору Карлу Бланку.

В 1781 г. церковь была перестроена. Здание сочетает старые традиции с приемами позднего барокко. Схема обычная: храм — трапезная — колокольня. Композиция основного объема ярусная — восьмерик на четверике.

В 1921 году 4 октября патриарх Тихон служил здесь литургию.

Укрупненный, сильно вытянутый по поперечной оси объем контрастно подчеркивает стройность восьмерика с высоким куполом. Крупные детали отделки создают типичный для барокко парадный образ здания. Восточная стена широкой прямоугольной апсиды вынесена на линию улицы.

Церковь поставлена на высокой точке рельефа и играет роль доминанты в окружающем ансамбле Рождественки.

Престолы: главный — Благовещения Пресвятой Богородицы, приделы — свт. Николая, приставной — свт. Алексия; усекновения главы Иоанна Предтечи; прп. Сергия Радонежского; Успения Божией Матери, свт. Димитрия Ростовского.

Храм был закрыт весной 1934 г. и до последнего времени принадлежал Московскому архитектурному институту, находясь под охраной государства.

Был открыт в 1994 году, при нем было учреждено подворье Свято-Успенского Пюхтицкого женского монастыря.

Святыни: чтимая икона Божией Матери «Взыскание погибших», икона Успение Божией Матери.

Богослужение: в будние дни (по расписанию) — Литургия в 8.00, по воскресным и праздничным дням Литургия в 9.00, накануне — всенощная в 17.00. Монашеский хор поет пюхтицким распевом.

Духовенство

Настоятели

  • Лебедев Алексей Александрович
  • Богородицкий Александр Георгиевич, прот. — 1914 г.
  • Зверев Александр Александрович 1919-1933
  • Берёзкин Иван Михайлович 1933-1934

Священики

  • Берёзкин Иван Михайлович 1929-1934
  • Грузинов Сергей Петрович — 1933 г.

Диаконы

  • Рождественский М.П. +1898 г.
  • Успенский Михаил Васильевич — 1914 г.
  • Барабанов Матвей Григорьевич — 1933 г.

Настоятельница подворья – игумения Филарета (Смирнова). Духовенство: иером. Досифей (Мялкин), иерей Максим Шевцов.

Использованные материалы

  • — сайт о Фаустовских новомучениках
  • — Православное духовенство Москвы на 1914 год

Пять молитв на Рождество: на удачу, на здоровье, на богатство

Рождество Христово – это особый праздник. С 6 на 7 января празднуется день рождения сына Господня, Иисуса Христа. Считается, что молитвы в рождественский Сочельник обладают невероятной силой и тот, кто действительно нуждается, получит помощь высших сил.

Важно помнить, что Рождество – не только день колядок и гаданий, но и день духовного очищения. OBOZREVATEL расскажет, какие молитвы нужно читать в этот день.

Отче наш

Основная молитва, которой не следует пренебрегать в Рождество. Этими словами обращаются к Господу в любой ситуации, с просьбой или с благодарностью.

«Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго».

Молитва в Рождество на счастье и благополучие

«Рождество Твое, Христе Боже наш, воссия мировой свет разума: в нем бо звездам служащие, звездою учахуся, Тебе кланяться, Солнцу правды, и Тебе ведет с высоты Востока: Господи, слава Тебе».

Молитва в Рождество на деньги и богатство

«Господи Иисусе Христе Боже наш, изволивый спасения нашего ради на земли во плоти явитися и от Безневестныя и Пречистыя Девы Марии неизреченно родитися! Благодарим Тя, яко сподобил еси нас, подвигом поста предочистившихся, достигнути великаго праздника Твоего Рождества и в радости духовной со ангелами воспевати Тя, с пастырями славословити, с волхвами поклонятися. Благодарим Тя, яко по великому милосердию Твоему и безмерному снисхождению к немощем нашим, утешаеши нас ныне не точию изобильною пищею духовною, но и трапезою праздничной.

Темже молим Тя, отверзающаго щедрую руку Твою, исполняющего все живущее благ Твоих, дающаго всем пищу, соответствующую времени и правилам церковным, благослови праздничныя снеди, верным людем Твоим уготованныя, наипаче сия, от нихже повинующеся Уставу Церкви Твоея, в мимошедшии дни поста воздерживались рабы Твои, да будут оне вкушающим их со благодарением во здравие, в подкрепление сил телесных, в веселие и радость. Да вси мы, всякое довольство имуще, изобиловати будем и в дела благая, и от полноты благодарнаго сердца славити Тя, питающаго и утешающаго нас, купно же и Безначальнаго Твоего Отца и Пресвятаго Духа во веки веков. Аминь».

Молитва в Рождество Христово на здоровье

«В руце Твоего превеликаго милосердия, о Боже мой, вручаю душу и тело мое, чувства и глаголы моя, советы и помышления моя, дела моя и вся тела и души моея движения. Вход и исход мой, веру и жительство мое, течение и кончину живота моего, день и час издыхания моего, преставление мое, упокоение души и тела моего. Ты же, о Премилосерде Боже, всего мира грехами непреодолеваемая Благосте, незлобиве, Господи, мене, паче всех человеков грешнейшаго, приими в руце защищения Твоего и избави от всякаго зла, очисти многое множество беззаконий моих, подаждь исправление злому и окаянному моему житию и от грядущих грехопадений лютых всегда восхищай мя, да ни в чемже когда прогневаю Твое человеколюбие, имже покрывай немощь мою от бесов, страстей и злых человеков. Врагом видимым и невидимым запрети, руководствуя мя спасенным путем, доведи к Тебе, пристанищу моему и желаний моих краю. Даруй ми кончину христианску, непостыдну, мирну, от воздушных духов злобы соблюди, на Страшном Твоем Суде милостив рабу Твоему буди и причти мя одесную благословенным Твоим овцам, да с ними Тебе, Творца моего, славлю во веки. Аминь.»

Молитва на Рождество о замужестве

Необязательно гадать на Рождество, пытаясь узнать, кто станет вашей второй половинкой. Вместо этого можно прочесть соответствующую молитву.

«С превеликой радостью обращаюсь к тебе, Матерь Божья. Ты та, кто наполнила любовью плод чрева своего. Я, раба Божья, молю тебя сейчас о помощи. Прошу, одари меня любовью взаимной и искренней. Пошли мне мужа любящего и заботливого, чтобы я могла растить детей в счастье и радости. Да святится имя твое. Аминь».

Ранее OBOZREVATEL рассказывал, чем отличается Рождество 25 декабря и 7 января.

Не пропусти молнию! Подписывайся на нас в Telegram

Читайте все новости по теме «Рождество» на OBOZREVATEL.

Пять молитв на Рождество: на удачу, здоровье и богатство

Рождество Христово – это особый праздник. С 6 на 7 января празднуется день рождения сына Господня, Иисуса Христа. Считается, что молитвы в рождественский Сочельник обладают невероятной силой и тот, кто действительно нуждается, получит помощь высших сил.

Важно помнить, что Рождество – не только день колядок и гаданий, но и день духовного очищения. OBOZREVATEL рассказывает, какие молитвы нужно читать в этот день.

Отче наш

Основная молитва, которой не следует пренебрегать в Рождество. Этими словами обращаются к Господу в любой ситуации, с просьбой или с благодарностью.

«Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго».

Молитва в Рождество на счастье и благополучие

«Рождество Твое, Христе Боже наш, воссия мировой свет разума: в нем бо звездам служащие, звездою учахуся, Тебе кланяться, Солнцу правды, и Тебе ведет с высоты Востока: Господи, слава Тебе».

Молитва в Рождество на деньги и богатство

«Господи Иисусе Христе Боже наш, изволивый спасения нашего ради на земли во плоти явитися и от Безневестныя и Пречистыя Девы Марии неизреченно родитися! Благодарим Тя, яко сподобил еси нас, подвигом поста предочистившихся, достигнути великаго праздника Твоего Рождества и в радости духовной со ангелами воспевати Тя, с пастырями славословити, с волхвами поклонятися. Благодарим Тя, яко по великому милосердию Твоему и безмерному снисхождению к немощем нашим, утешаеши нас ныне не точию изобильною пищею духовною, но и трапезою праздничной.

Темже молим Тя, отверзающаго щедрую руку Твою, исполняющего все живущее благ Твоих, дающаго всем пищу, соответствующую времени и правилам церковным, благослови праздничныя снеди, верным людем Твоим уготованныя, наипаче сия, от нихже повинующеся Уставу Церкви Твоея, в мимошедшии дни поста воздерживались рабы Твои, да будут оне вкушающим их со благодарением во здравие, в подкрепление сил телесных, в веселие и радость. Да вси мы, всякое довольство имуще, изобиловати будем и в дела благая, и от полноты благодарнаго сердца славити Тя, питающаго и утешающаго нас, купно же и Безначальнаго Твоего Отца и Пресвятаго Духа во веки веков. Аминь».

Молитва в Рождество Христово на здоровье

«В руце Твоего превеликаго милосердия, о Боже мой, вручаю душу и тело мое, чувства и глаголы моя, советы и помышления моя, дела моя и вся тела и души моея движения. Вход и исход мой, веру и жительство мое, течение и кончину живота моего, день и час издыхания моего, преставление мое, упокоение души и тела моего. Ты же, о Премилосерде Боже, всего мира грехами непреодолеваемая Благосте, незлобиве, Господи, мене, паче всех человеков грешнейшаго, приими в руце защищения Твоего и избави от всякаго зла, очисти многое множество беззаконий моих, подаждь исправление злому и окаянному моему житию и от грядущих грехопадений лютых всегда восхищай мя, да ни в чемже когда прогневаю Твое человеколюбие, имже покрывай немощь мою от бесов, страстей и злых человеков. Врагом видимым и невидимым запрети, руководствуя мя спасенным путем, доведи к Тебе, пристанищу моему и желаний моих краю. Даруй ми кончину христианску, непостыдну, мирну, от воздушных духов злобы соблюди, на Страшном Твоем Суде милостив рабу Твоему буди и причти мя одесную благословенным Твоим овцам, да с ними Тебе, Творца моего, славлю во веки. Аминь.»

Молитва на Рождество о замужестве

Необязательно гадать на Рождество, пытаясь узнать, кто станет вашей второй половинкой. Вместо этого можно прочесть соответствующую молитву.

«С превеликой радостью обращаюсь к тебе, Матерь Божья. Ты та, кто наполнила любовью плод чрева своего. Я, раба Божья, молю тебя сейчас о помощи. Прошу, одари меня любовью взаимной и искренней. Пошли мне мужа любящего и заботливого, чтобы я могла растить детей в счастье и радости. Да святится имя твое. Аминь».

Теги: Рождество Сочельник молитва

Построим вместе!

Проповедь митрополита Таллинского и всея Эстонии Евгения в Пюхтицком монастыре в день памяти св. прав. Иоанна Кронштадтского 2 января 2020 года

Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Сегодня церковь чтит память великого угодника Божия – святого праведного Иоанна Кронштадтского, который имел особое попечение об этой святой Обители, прежде всего духовно созидая ее своими молитвами, а также помогая материально.

В Пюхтицком Успенском монастыре состоялся финал IV республиканского конкурса художественного чтения

8 декабря 2019 года в Пюхтицком Успенском монастыре состоялся финал IV республиканского конкурса художественного чтения духовной поэзии «И чувства добрые я лирой пробуждал». В финале конкурса приняли участие 32 участника из разных городов Эстонии.

Проповедь митрополита Таллинского и всея Эстонии Евгения в Пюхтицком монастыре 8 декабря 2019 года

Сегодняшнее евангельское чтение нам повествует о том, как в субботний день Христос приходит в синагогу, где была женщина, страдавшая большим недугом. Она была скорчена в течение 18 лет. Христос подзывает ее, возлагает на нее руки и говорит, что она освобождается от своего недуга. После этого она исцелилась и пошла, восхваляя Господа.

«К сожалению, очень немногие сейчас идут в монастырь»

Пюхтицкий монастырь в Эстонии – это особое место паломничества не только православных из России и Прибалтики, но и из многих других стран. Сюда едут из самых разных уголков мира, невзирая на визовый режим и пограничные формальности. Едут в одиночку и группами, надолго и на один – два дня. Кто-то приезжает на экскурсию, чтобы познакомиться с жизнью монастыря, кто-то едет для труда и молитвы, а иные направляют свои стопы в эти края для того, чтобы понести нелёгкий, но благословенный иноческий подвиг.

Настоятельница Пюхтицкого монастыря матушка Филарета (Калачева). Фото: Пеэтер Лиллевяли / sp.pohjarannik.ee

Сам монастырь расположен в небольшом селении Куремяэ, что означает «Журавлиная гора», на северо-востоке Эстонии, примерно в 30 километрах от границы с Россией. Два раза в неделю (по понедельникам и пятницам) из Таллина до Куремяэ ходит прямой автобус (дорога обычно занимает около трёх часов). В остальные дни добраться сюда тоже несложно: на междугородном автобусе можно доехать до города Йыхви, а из Йыхви на пригородном автобусе до Куремяэ (в будни 7 – 8 рейсов в день, в выходные автобусы ходят реже).

Указатель на Святой источник. Фото: С.Мудров / Православие.Ru

Поездка от Йыхви до Куремяэ заняла у меня около часа. Вышел я на последней остановке, около продуктового магазина. К монастырским воротам вверх вела широкая дорога, с симпатичными берёзками, окаймляющими её с обеих сторон. Подойдя к воротам, я перекрестился и с благоговением вошёл внутрь. «Какое счастье, что наконец-то удалось приехать в Пюхтицу», – порадовался я, ступив на землю обители.

Центральный вход в монастырь. Фото: С.Мудров / Православие.Ru

Дороги к игуменскому дому я не знал, никаких указателей у входа не было, и дежурных я тоже найти не смог. Следуя указаниям встретившейся мне монахини, я вышел к трём одинаковым домикам, расположенным напротив входа в самый большой храм – Успенский собор. После дополнительных расспросов удалось узнать, что дом игумении – это тот, что посредине.

Пюхтицкий монастырь. Фото: С.Мудров / Православие.Ru

Оказалось, я попал в монастырь через хозяйственные ворота. Святые врата расположены вблизи Успенского собора, и там, конечно, есть дежурный, готовый помочь приезжему богомольцу.

Монастырь приятно поразил меня своей аккуратностью и чистотой. Также аккуратно и чисто было в паломнической гостинице, где меня разместили на два дня. Трапеза для паломников была необыкновенно вкусной и питательной; особенно мне понравился яблочный конфитюр и монастырские творог и сметана. Конечно, за всей этой красотой, благолепием и аккуратностью кроется кропотливый ежедневный труд сестёр и тех паломников, которые приезжают в обитель разделить с насельницами часть их забот.

Пюхтицкие поленницы. Фото: С.Мудров / Православие.Ru

Пюхтицкий Успенский женский монастырь был основан в 1891 году. По преданию, у горы в селении Куремяэ в XVI веке было явление Божией Матери. Вблизи того места, где явилась Божия Матерь, в ветвях дуба была обретена икона Успения Пресвятой Богородицы. С того времени местные жители стали называть гору Пюхтицкой, в переводе с эстонского – Святой. Большую роль в становлении обители сыграл святой праведный Иоанн Кронштадский, покровитель и духовный наставник первых сестер. С 1891 года Пюхтицкий монастырь не закрывался ни на один день; значительное попечение о нём ещё со времени управления Таллинской епархией проявлял Патриарх Алексий II. С июня 1990 года монастырь является ставропигиальным, то есть находится в прямом подчинении Святейшему Патриарху.

Матушка Филарета о себе и о монастырской жизни

Дуб, в дупле которого была обретена икона Успения.

С момента основания монастыря в нём сменилось семь настоятельниц. С 1968 до февраля 2011 года обителью управляла игумения Варвара (Трофимова). Восьмой настоятельницей в ноябре 2011 года стала игумения Филарета (в миру – Ксения Викторовна Калачёва). Родом она из Самары, в монастырь поступила в 1992 году.

Матушка Филарета рассказывает:

– Я родилась в православной семье, биография у меня самая обычная: школа, затем биологическое отделение химико-биологического факультета Куйбышевского государственного университета. Я очень люблю город, где родилась, Волгу, среднюю полосу России. Это моя родина, и к ней всегда относишься трепетно – ведь невозможно забыть то место, где прошло твоё детство, тех людей, с которыми ты вырос. Родители каждое лето старались вывезти нас, детей, на Чёрное море. Я занималась серьёзно плаванием, и эти поездки к морю не только приносили радость, но и положительно сказывались на здоровье. И вот как-то я вернулась после очередной такой поездки домой, вся загорелая. Может, на третьем курсе тогда училась или на четвёртом, точно не помню. После воскресной Литургии решила подойти побыстрее ко кресту, чтобы приложиться и бежать по своим делам. А в это время наш самарский владыка Иоанн (Снычёв) говорил проповедь.

– Будущий митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский?

– Да, он с 1969 до июля 1990 года управлял Куйбышевской епархией. Мама была его духовной дочерью, очень его любила и обращалась к нему за советом. Так вот, в то воскресенье владыка говорил о том, что люди бессмысленно проводят дни, беспечно тратят своё время. Говорил, что они лежат на пляже, подобно свиньям, сгорая под солнцем. Я почувствовала, что это сказано для меня. Ко кресту решила не подходить, тихонечко отошла и со стыдом покинула храм. Дома посоветовалась с мамой: может быть, нам съездить в монастырь, потрудиться, помолиться? И монастырю поможем, и для своей души польза будет. Мама ответила: «Давай у владыки спросим, куда он посоветует, туда и съездим». Владыку как раз перевели в Петербург, и он нас благословил поехать в Пюхтицу. Так произошло моё знакомство с Пюхтицким монастырём.

Купола Успенского собора монастыря.

– Летом 1991 года, после сдачи экзаменов я поехала с мамой в Эстонию, – продолжает матушка игумения. – Мама потом вернулась в Самару на работу, а я на всё лето осталась, не хотелось уезжать. Стала проситься в монастырь. Мама, конечно, всё поняла, но попросила, чтобы я окончила университет, получила диплом. У меня же было другое настроение: ну кому в обители пригодится моя профессия – эмбриолог и генетик? Что я буду делать с этим дипломом? Однако владыка Иоанн тоже сказал, что учёбу нужно завершить. Я спросила у игумении Варвары, но и её ответ был таким же: «Заканчивать учебу!» Мне тогда показалось, что двери монастыря для меня закрыты.

– Вероятно, для вас это стало большим огорчением?

– Да, для меня настал год горького ожидания и испытания. Мне ведь очень понравилось в монастыре, хотя я сразу заметила, какой колоссальный труд несут сёстры. Трудились все. Я помогала в гостинице, с утра до ночи и с ночи до утра. Свободного времени совсем не было. Порой даже на службу не успевали: надо за гостями убрать, помыть, протереть пыль… Некоторые говорят, что всё это суета. Конечно, во всех делах человеческих от суеты никуда не денешься, но, несмотря на постоянную занятость, сёстры никогда не забывали о молитве. И труд был созидающий, во славу Божию и на благо святой обители. Как говорила матушка Варвара, труд можно приравнять к молитве, если он выполняется с чувством благодарности Богу и воспринимается как служение Господу.

– Что, наверное, непросто, особенно если труд изматывающий и тяжёлый…

– Я вспоминаю, как мы ездили на покос. Сёстры постарше ехали, чтобы косить, а мы выезжали попозже – сушить сено. Начинаешь ворошить это сено (а места здесь влажные, жара тяжело переносится), с непривычки утомляешься не столько от работы, сколько из-за жары. К тому же в поле летали огромные оводы и наводили ужас. И вот среди этой жары и пугающих насекомых звучит голос: «Сёстры, идите чай пить!». Это сестра-самоварница растопила самовар и зовёт. Все приходят уставшие, садятся пить чай, друг над другом подшучивают, но по-доброму, без всякой злости, без сарказма. Сразу легко и хорошо становилось, и даже усталость проходила. Это меня покорило, а потому уже хотелось с ними трудиться, хотелось остаться с ними навсегда. Меня покорила эта сестринская любовь, хотя, конечно, могли ненадолго и повздорить, все же люди. Но это было так непохоже на то, что происходит в миру, всё было по-другому, с иным отношением друг к другу. Я не видела раньше такой жизни… Но увы, пришлось вернуться в Самару, на учёбу. После Пюхтицы всё вдруг стало дома для меня чужим, даже моя комната. Мама, конечно, расстроилась, понимая, что я уйду.

– Матерям тяжелее всего, – говорит игумения Филарета. – Они первые возлагают на себя этот крест: ведь непросто благословить своё дитя на монашеский путь, отдать Господу и не жалеть об этом. Хотя, думаю, материнское сердце всегда будет скорбеть. Каждому родителю хочется, чтобы ребёнок был с ним, поддерживал в старости, утешал, укреплял. Родители идут на подвиг, отпуская своё чадо в монастырь и лишая себя утешения, но Господь воздаст им за это сторицей.

Дорога к хозяйственным воротам монастыря. Фото: С.Мудров / Православие.Ru

В Самаре Ксения Калачёва успешно закончила последний курс университета и получила диплом, как и велели ей владыка Иоанн и игумения Варвара. Распрощавшись с родными краями, она купила билет на поезд и уехала в Эстонию, в столь полюбившуюся Пюхтицу, мечты о которой переполняли её весь прошедший год. Здесь Ксения снова окунулась в монастырскую жизнь, но уже не в качестве паломницы, а как полноправная насельница обители, несущая вместе со всеми сёстрами подвиг труда и молитвы, избранный ею на всю оставшуюся жизнь. Вначале она помогала в монастырской гостинице, трудилась на скотном дворе, потом снова были труды в гостинице и, наконец – послушание в игуменской. В рясофор Ксения была пострижена в ноябре 1993 года, а в мантию – в марте 2002 года. В ноябре 2011 года монахиня Филарета стала игуменией Пюхтицкого монастыря.

Кто поступает в монастырь

Сейчас игумения Филарета несёт нелёгкий труд по управлению обителью, в которой живёт около 120 сестёр (из них примерно 90 – монахини и инокини, а остальные – послушницы). До распада СССР монастырь, в основном, пополнялся сёстрами из России. А в наши дни, при закрытой восточной границе и визовом режиме со странами СНГ, это, вероятно, стало затруднительным. Я спросил об этом у матушки настоятельницы.

– Конечно, стало труднее в связи с закрытием границ. Людям приходится оформлять загранпаспорта, получать визы, но, как и прежде, желающие имеют возможность приехать в монастырь, а также поступить в обитель. Принятые в число сестёр со временем получают вид на жительство в Эстонии. Так что и в наши дни монастырь пополняется, в основном, сёстрами из России и стран СНГ.

– В самой России в последние годы открылось много монастырей, так что имеется большая конкуренция, – с улыбкой замечает матушка Филарета. – А прежде наш Пюхтицкий монастырь был единственной женской обителью на территории СССР, куда можно было поступить молодой девушке, не считая единичных маленьких монастырей, сохранившихся на территории Украины, Латвии, Литвы и Молдавии. Но в наше время есть и другие проблемы. К сожалению, очень немногие сейчас идут в монастырь. И в России такое положение, и в других местах. Не знаю даже, с чем это конкретно связано, но предполагаю, что причин много… Наше время очень непростое. Распалась огромная страна, низложены привычные идеалы – всё это, конечно, отразилось на новом поколении. Не представляю, какими стали бы мы, если бы росли в таких же условиях. А сколько неправды, цинизма обрушивается на молодёжь через средства массовой информации! Стираются такие понятия, как верность, постоянство, преданность… Люди становятся все более непостоянными. Если такие и приходят в монастырь, то не остаются, а переходят из одного места в другое. И это тоже проблема. Правда, у нас такой текучки меньше, – в связи с визовым режимом. Среди причин, почему в наши дни немногие идут в монастыри, можно еще упомянуть и тот факт, что сегодня мало молодежи проживает в сельской местности, и по окончании школы многие из них стараются перебраться в город. А ведь всегда в монастырях было больше всего насельников именно из крестьянского сословия, которые умели и любили работать на земле.

Слушая матушку Филарету и во многом разделяя её мнение, я всё же говорю и о положительных сторонах падения коммунистического режима. Ведь именно благодаря развалу тоталитарной советской системы Церковь наконец-то обрела свободу. Не стало препятствий для открытия новых приходов, совершения богослужений в тюрьмах и больницах, миссионерства и церковной проповеди.

– Да, свобода Церкви существует, – соглашается со мной матушка. – Но вы посмотрите, сколько всплыло сект, сколько людей вообще ушло на сторону. Не знаю, как это объяснить, но, несмотря на период церковного возрождения, не так уж и много молодежи стало ходить в храм, и малая доля из них выбирает иноческую жизнь.

В день водосвятного молебна. Коровы с бантиками. Фото: С.Мудров / Православие.Ru

Я вспоминаю, как раньше игумения Варвара выбирала насельниц. Перед ней стояли тридцать молодых девушек, а она говорила: «Нет, девочка, у тебя не монашеский путь, нет, тебе в монастырь нельзя…» В результате из тридцати выбирала троих или четверых. Много тогда было желающих жить в монастыре. А что сейчас? К примеру, в 2011 году к нам обратилось всего четыре девушки, трое из России, а одна из Прибалтики. Двоим пришлось отказать – одна была тяжело больная, не смогла бы нести монастырские послушания, а вторая с маленькими детьми (разведённая). Я ей объяснила, что нужно вначале детей воспитать и поставить на ноги, и что в обители не спрячешься от своих обязанностей и скорбей. Конечно, многие люди, приезжающие в монастырь, видят внешнее благолепие, окунаются в благодать, но порой не совсем понимают, какой титанический труд за этим стоит.

«Действительно, труд немалый, – подумал я. – Ведь это не только ежедневные богослужения, уборка, приготовление еды и заботы по приёму паломников». У монастыря имеется крупное подсобное хозяйство: 75 гектаров земли, на которых выращивают зерновые культуры, различные овощи и фрукты (включая яблоки, из которых затем делают столь понравившийся мне конфитюр). Есть скотный двор, где обитают коровы, козы и куры. В мае, в день памяти св. Георгия Победоносца, перед тем, как выпустить скот на пастбище, на скотном дворе служат водосвятный молебен (по монастырской традиции к рогам коров в этот день привязывают цветные бантики). Также в монастыре есть пошивочная, художественная и переплётная мастерские. Словом, всё в обители направлено на то, чтобы жить за счёт труда своих рук, без излишней помощи извне.

– Слава Богу, всё в монастыре действует хорошо и отлажено, – подчёркивает матушка. – Хотя не скрою, всё-таки нужен приток новых насельниц, нужны молодые силы. Тем более, мы же единственный ставропигиальный монастырь Московского Патриархата в Евросоюзе.

В Пюхтице почти всегда немало паломников и экскурсантов. Едут сюда и эстонцы, никак не связанные с православием. Интересно, что же движет коренными жителями Эстонии, направляющими свои стопы в стены обители: сугубо культурологический интерес, желание познакомиться с одной из достопримечательностей своей страны, или всё-таки стремление узнать о той вере, которую исповедуют насельницы обители?

– Я думаю, эстонцы любят монастырь как памятник архитектуры, как одно из красивейших мест своей страны, гордятся им, любят сюда приезжать и привозить гостей; они любят монастырь, – подчёркивает матушка Филарета. – Уважают тот образ жизни, которого мы придерживаемся. Не раз мне говорили, что всё это очень высоко и прекрасно, и можно всем этим восхищаться. И звучало это очень искренно.

Монастырские службы

Водосвятный молебен на скотном дворе. Фото: С.Мудров / Православие.Ru

Жизнь в Пюхтице, как и в любом другом монастыре, немыслима без ежедневных богослужений. Главный храм, в котором совершаются службы – это Успенский собор. Именно в нём находятся икона Успения Пресвятой Богородицы, чудесно обретенная более 400 лет назад, а также чудотворный образ святителя Николая, Пюхтицкая икона Божией Матери и другие святыни монастыря.

Иногда службы совершаются и в других храмах – в церкви преп. Сергия Радонежского, что на вершине Пюхтицкой горы, Трапезном храме во имя святого Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы, в домовой церкви в честь святителя Алексия и великомученицы Варвары, а также в кладбищенской Церкви во имя святителя Николая и преподобного Арсения Великого. Богослужения совершаются по традиции на церковнославянском, но в некоторых случаях, при соборных богослужениях, отдельные ектении и возгласы могут произноситься по-эстонски. Сейчас в монастыре служат три штатных священника: протоиерей Димитрий Ходов, игумен Самуил (Караск), иерей Вячеслав Карягин.

– Протоиерей Димитрий является старшим священником нашего монастыря, он служит у нас более тридцати лет, – рассказывает игумения Филарета. – Второй наш священник, отец Самуил – эстонец, принявший православие. Есть ещё отец Вячеслав, клирик Эстонской епархии, но он имеет светскую работу (трудится инженером-автодорожником), поэтому имеет возможность служить в монастыре только в субботу и воскресенье.

Что ж, через духовников и Таинство исповеди Господь исцеляет души насельниц монастыря, а также души тех, кто едет в обитель за духовным окормлением. И хотя местечко Куремяэ для граждан СНГ находится за завесой визового режима, люди находят возможность приезжать на «Журавлиную гору» (как правило, работники консульских служб доброжелательно относятся к паломникам). Кроме того, у Эстонии нет границ со странами Евросоюза (входящими в Шенген), а ведь в ЕС живёт несколько миллионов православных русских, а также православные других национальностей. И для всех открыты двери Пюхтицкой обители, где под Покровом Богородицы и по ходатайству св. праведного Иоанна Кронштадского совершается великая молитва за весь мир и, конечно, за эстонскую землю, на которой, волею Божией, выпало оказаться этому удивительному и прекрасному монастырю.

Пюхтицкий монастырь, Эстония. Настоятельницы монастыря

Люди, живущие в вере, утверждают, что каждого человека Бог ведет своими путями. Ведь Ему одному ведомо, как провести ту или иную душу, чтобы она смогла раскрыться и выполнить свое истинное предназначение в полной мере. Некоторых этот путь ведет в монастырь, где человека ждет трудная жизнь во славу Господа. К сожалению, в наше время очень сильно искажены понятия о вере, верности, самоотдаче и служении. Монастырская обитель представляется местом, где можно спрятаться от суеты, проблем и бед на время. А потом вновь вернуться в мир уже обновленным человеком. Если вы думаете также, то вам стоит выбрать время и посетить Пюхтицкий монастырь. Это святое место в полной мере раскрывает истинный смысл веры и сестринского труда. Многие паломники говорят, что одно присутствие на территории эстонской обители очищает душу и сердце, превращая все мысли в один светлый и плавный поток.

Местонахождение монастыря

Расположен Пюхтицкий монастырь в Эстонии. Когда-то жители СССР могли беспрепятственно приезжать сюда, чтобы насладиться местными красотами, укрепиться в вере или остаться навсегда. Ведь в свое время ставропигиальный монастырь был единственным на огромной территории, в котором женщины могли посвятить себя служению Богу. Поэтому и выбирать послушниц настоятельнице приходилось порой из нескольких десятков молоденьких девушек и женщин.

Построен Пюхтицкий монастырь в Куремяэ — местечке, расположенном на высокой Журавлиной горе. Иногда ее еще называют Святой, связывая это с тем, что еще древние язычники приходили сюда для совершения своих ритуалов. На вершине горы произрастает дуб, возраст которого, по предварительным оценкам дендрологов, превышает тысячу лет. Неудивительно, что именно на этом месте со временем возникла обитель. Сами эстонские крестьяне из окрестных деревень видели в этом глубокий сакральный смысл.

Легенда об иконе

Своим строительством Пюхтицкий монастырь обязан явлению эстонским пастухам Богородицы. Это произошло в шестнадцатом веке, когда они пасли на вершине холма скот. Крестьяне были поражены образом женщины, внезапно возникшей около старого дуба. От нее исходила такое необыкновенное сияние, что пастухи оробели и не решились подойти к Богородице. Они бросились вниз с холма, чтобы привести к дубу односельчан. Однако к моменту, когда на холме оказались практически все жители деревни, образ женщины растаял в воздухе, а под дубом осталась лежать икона Успения Пресвятой Богородицы. С этого мгновения Пюхтица потеряла свое языческое значение и превратилась в настоящую православную святыню.

История создания обители

Ставропигиальный монастырь существует уже сто двадцать шесть лет. Эстонцы относятся к монахиням с большим уважением и любовью, они считают обитель главной достопримечательностью своей страны. Этот ставропигиальный монастырь РПЦ — один из самых известных в Прибалтике, ежегодно его посещают несколько тысяч паломников со всего света. Сегодня мало кто может представить, что когда-то эта огромная территория была заболочена, а единственное строение представляло собой небольшое деревянное здание.

Его возвели на месте обретения иконы бедные крестьяне, которые хотели увековечить память об этом невероятном событии. В 1885 году вокруг небольшой часовенки был построен большой двуглавый храм из дерева. Своим появлением он обязан усилиям супругов Шаховских, которые всеми силами стремились облагородить это место и создать здесь православный приход. Очень скоро храм обрел своих прихожан, а в селе стали строиться больницы, школы и аптеки.

Летом 1891 года храм был преобразован в Успенскую женскую общину. Рядом были открыты приют и больница. Буквально за три года община разрослась и обрела небывалую популярность у местных жителей. Она находилась под покровительством княгини Шаховской, которая стала ходатайствовать о создании на базе общины монастыря. Ее просьба получила одобрение Синода, и в 1893 году было объявлено о создании Пюхтицкого женского монастыря.

В этот момент обитель была не слишком большой — в ней жили всего лишь сорок шесть женщин. Практически половина из них были послушницами, а вторая часть — воспитанницами приюта при монастыре.

Пюхтицкий Успенский ставропигиальный женский монастырь сегодня

Интересно, что обитель с момента своего образования никогда не закрывалась. Она развивалась и разрасталась новыми зданиями, подворьями и другими сооружениями, которые были призваны создать комфортные условия для всех, кто приезжает сюда.

К примеру, монахи сумели построить очень уютный гостиничный комплекс, где можно отдохнуть и даже получить бесплатное трехразовое питание. Как говорят паломники, в гостинице всегда царит идеальная чистота, а еда — удивительно вкусная и свежая.

На сегодняшний момент в Пюхтицком монастыре трудятся сто двадцать монахинь. В советские времена их количество было значительно больше — сто шестьдесят. Сейчас большинство из них старше тридцати пяти лет и в монастыре остро ощущается нехватка молодых послушниц, которые могли бы внести свою посильную лепту в тяжелый монашеский труд. Однако, несмотря на это, настоятельница очень строго отбирает девушек. Ведь служение Богу — это призвание, а не мимолетный порыв души. Сюда часто приезжают верующие на труд, то есть с готовностью отдают свое время и силы на общее благо. Сестры всегда принимают помощь с большой теплотой и радостью, именно эта необычная атмосфера часто становится причиной желания остаться в этих стенах навсегда.

Кто управляет монастырем?

Несведущему человеку настоятельницы монастыря кажутся необычайно суровыми людьми. Поэтому личное знакомство с этими удивительно светлыми женщинами становится настоящим открытием.

За все время Пюхтицкий монастырь сменил семь настоятельниц. Все они были просто невероятными людьми, которые всю свою жизнь трудились на благо обители. Ее расцвет связывают с деятельностью матушки Варвары, которая управляла монастырем сорок три года. В Эстонии ее очень уважали и почитали, даже местные власти никогда не позволяли себе сделать какое-либо замечание матушке. Ведь это могло ненароком ранить ее.

С 2011 года всеми делами в обители заправляет матушка Филарета, пришедшая сюда еще совсем юной девушкой.

Настоятельница Филарета

Одного взгляда на эту улыбчивую и излучающую доброту женщину достаточно, чтобы ощутить какое-то внутреннее спокойствие. А история Ксении (так звали матушку в миру) является самым ярким примером того, как Бог призывает к себе души.

Матушка Филарета всегда довольно охотно дает интервью журналистам, легко и с улыбкой рассказывая о своем пути в монастырь, ежедневном сестринском труде и о том, что хотелось бы еще сделать для развития обители.

Эта женщина открыто говорит о том, насколько сейчас изменилось представление о вере и как часто приходится отказывать девушкам, возомнившим, что они все знают о монашеском подвиге. А именно так говорят о своей жизни сестры Пюхтицкого женского монастыря. Если вы когда-нибудь приедете в Эстонию, чтобы посетить обитель, то обязательно попросите встречи с матушкой Филаретой. Эта удивительная женщина обладает даром сеять добро и свет во все сердца, с которыми она соприкоснулась.

Архитектурный ансамбль Пюхтицы

В конце девятнадцатого века архитектурным ансамблем занялся Преображенский. Он постарался максимально удобно расположить все строения обители таким образом, чтобы они не попадали на окружающую болотистую местность. В итоге получился довольно обширный и необычный проект, послуживший основой сегодняшней обители.

На плане, который мы привели в статье, можно увидеть все главные монастырские сооружения, такие как Успенский собор, трапезная, звонница и гостиница. Перед входом в главные ворота обители можно увидеть тот самый дуб, под которым была найдена икона. А чуть дальше паломники имеют возможность набрать воды из источника, который считают святым.

Подворья Пюхтицкого монастыря

Монахини из Пюхтицы несут свою службу не только в стенах обители, но и за ее пределами. Они находят себя в подворьях, которые на сегодняшний день существуют в нескольких городах России.

Например, в начале девяностых годов открылось подворье в Когалыме. А в Москве подворье можно найти в стенах храма Николая Чудотворца.

Паломничество в монастырь

Обитель открыта для всех, кто хочет посетить ее. Сюда могут приехать и мужчины, и женщины — монастырь радушно открывает свои ворота каждому.

Паломники приезжают сюда с разными целями. Одни просто рассматривают монастырь как одну из достопримечательностей Эстонии, которая выделяется из общего списка мест, обязательных для посещения. Эта категория гостей редко остается на ночь и ограничивает свое посещение несколькими часами прогулок по территории обители и щелканьем затвора фотоаппарата.

Другая категория приезжих искренне желает познакомиться с жизнью сестер и вносит свой вклад в их будни. Паломники остаются здесь на месяц, неделю или всего лишь пару дней и помогают монахиням, кто чем может.

А есть особая категория гостей обители — это девушки и женщины, которые мечтают о монашеской жизни. Они приезжают сюда, чтобы проверить свои намерения и испытать силы. Некоторые из них уже сейчас готовы остаться в обители и только ждут благословения матушки, а другие пока еще сомневаются, поэтому просто приезжают сюда и вносят посильную помощь в дело развития обители.

Как приехать в монастырь

Так как у России с Эстонией в последние годы сложились довольно напряженные отношения, то поездка в монастырь мало для кого бывает легкой. Тем, кто однозначно хочет посетить это святое место, можно посоветовать написать на электронную почту обители с указанием своих паспортных данных и места, где вы оформляете визу.

Обычно ответ приходит в течение семи дней, и все желающие получают возможность въехать в Эстонию для того, чтобы исполнить свою мечту и увидеть монастырь на высоком холме.

Имейте в виду, что жить здесь можно бесплатно, но монахини никогда не откажутся от пожертвований от приезжих. Каждый может оставить здесь ту сумму, которая кажется ему приемлемой.

Дорога к монастырю

До Эстонии большинство паломников добираются поездом. Проблем с билетами на данном направлении практически никогда не бывает, поэтому не стоит стараться приобрести их за несколько месяцев до поездки.

Лучше всего ехать в монастырь из Таллина, оттуда дважды в неделю отправляется прямой автобус. В пути паломникам придется провести около трех часов. Но не расстраивайтесь, если вы попали в промежуток, когда прямых маршрутов до обители нет. Вы всегда можете воспользоваться автобусом до Куремяэ. А оттуда от монастыря вас будет отделять дорога длиною всего лишь в семнадцать километров. Их многие паломники проходят пешком, а некоторые пользуются попутными машинами.

Пюхтицкий монастырь — это поистине удивительное место, которое пленяет сердце каждого, кто оказывается здесь. Интересно, но многие паломники, да и сами сестры признаются, что только здесь они могут дышать полной грудью и ощущать себя по-настоящему счастливыми.

Таллин. Рапла. Пярну. Пюхтицкий монастырь

Ещё в декабре (все помнят, что тогда творилось) решила съездить на майские хотя бы в Эстонию. Потом как-то сама по себе добавилась Италия, но это уже было потом…
Билеты на автобус купить просто, вдобавок у Lux Express часто бывают акции. Причём акция не действует с 1 по 3 мая, а вот на 30 апреля – пожалуйста, покупайте акционный билет.
Поскольку в Таллине я бываю довольно часто, стараемся отойти от нахоженных троп и посмотреть что-то, что я ещё не видела (все передвижения по Таллину и Эстонии – на автомобиле).

Виймси (Viimsi)

Музей под открытым небом небольшой и весьма скромный: жилая рига, хлев, рыбацкие домики.


Вход на территорию музея – 3 евро (правда, это комбинированный с чем-то билет). Нам показалось дорого для него, и мы посмотрели только со стороны (в Рокка-аль-Маре гораздо интереснее). Рядом был крошечный хуторской рынок, а также загон с барашками-овечками. Простенькое такое развлечение.
Дул сильный ветер. Весной северная природа не отличается яркими красками, скорее, своей суровой красотой.



>Пирита
На олимпийских играх 1980 г все соревнования по парусному спорту проходили в Таллине.
Приятно было видеть, что символ Олимпиады-80 до сих пор сохранился.

Pirita klooster

Хотя о монастыре я знала с детства, и, конечно же, о том, что здесь снимался фильм «Последняя реликвия», но побывать внутри как-то не получалось. Забавно, что монастырь в Пирита по-русски называют «Монастырь Святой Бригитты», а по-эстонски — püha Birgitta (Биргитты). Гугл переводит «Birgitta» как Бригитта, поэтому и буду называть по привычке – св.Бригитты.
Вход – всего 2 евро.
Монастырь был разрушен в ходе Ливонской войны войсками Ивана Грозного.
В наше время на территории монастыря периодически устраивают концерты.
Берёза какого-то редкого сорта даже находится под охраной зелёных:
Монастырское кладбище:
Рядом расположено здание нового монастыря бригитток:
С удовольствием полазили везде, где можно, и посмотрели всё, что осталось от монастыря.

Рапла

Сестре по работе нужно было съездить в Раплу и Пярну, и я с удовольствием составила ей компанию.
Рапла — небольшой светлый и просторный городочек, достопримечательностей я нашла в нём две. Первая — паровой трактор .
Развитие сельского хозяйства невозможно без передовой техники, и граф, владелец замка неподалёку, привёз в республику в 1895 году первый трактор, оснащённый двигателем внутреннего сгорания.
Но главная достопримечательность – церковь Марии-Магдалены. Светило яркое солнце, и церковь ну просто чудесно смотрелась…
Эта церковь — один из двух расположенных на территории Эстонии лютеранских храмов, имеющих две башни. Другая в Таллине, Каарли кирик:

Пярну

Пярну – симпатичный курортный город. Почти весь двухэтажный, в едином стиле, очень приятно смотрится. Центр города маленький, аккуратненький.
«Мужик с газетой» — памятник Яннсену, основоположнику эстонской журналистики и родоначальнику певческих праздников.
Если дотронуться до страницы газеты, которую держит скульптура, можно рассчитывать на скорое получение хороших новостей (наверняка экскурсоводы придумали в качестве тур.заманухи).
Церковь святой великомученицы Екатерины — старейший православный храм Пярну – построена
в XVIII в под патронажем Екатерины II :
Корона на шпиле свидетельствует о том, что церковь посещали царственные особы.
Церковь открывается только во время служб, попасть вовнутрь не удалось.
Самое старое городское строение — здание бывшей богадельни. Построено в XVII в на фундаменте XIII века.
В XVIII в лютеран в Пярну было много, а лютеранского прихода не было. Императрица Елизавета Петровна выделила деньги на строительство храма, который и был назван в её честь — церковь святой Елизаветы.
Хочу упомянуть ещё об одном памятнике:
Это — памятник учёному Георгу Вильгельму Рихману. Уроженец Пярну, в XVIII в он вместе с М.В. Ломоносовым изучал атмосферное электричество, первым построил громоотвод в Европе.
В 1753 году в своей лаборатории в Санкт-Петербурге ему удалось поймать молнию, которая его и убила.
Ещё фото Пярну:
Заметив элементы любимого мною фахверка, я сначала подумала, что это – случайность. Но нет, здания с фахверком встречаются в центре Пярну довольно часто, чувствуется немецкое влияние.
За здание ратуши Пярну часто ошибочно принимают сделанную к ней в начале XX в пристройку – модернистское здание с деталями в необарочном стиле:
И я не исключение, ратушу-то я и не заметила, она попала в кадр чисто случайно:
Александр I при посещении Пярну останавливался в здании нынешней ратуши.
К заливу мы выехали не совсем удачно, в этом месте он больше напомнил мне Гримпинскую трясину, не хватало только собаки Баскервилей.
Но дальше побережье приведено в порядок – там находятся множественные санатории.
Символом Пярну как курортного города — здание грязелечебницы.
Работает она или нет сейчас – не знаю.

Пюхтицкий монастырь

Середина мая, а погода шепчет…
Едем в Пюхтицкий монастырь. Навстречу нам – машины с натовскими танками.
Пюхтицкий Успенский монастырь — православный женский монастырь Русской православной церкви. На территории монастыря находятся несколько церквей и часовен, жилые и хозяйственные постройки монастыря, а также гостиница для трудников.
Территория монастыря аккуратная и ухоженная. Клумбы созданы профессиональными дизайнерами, а монахини за ними ухаживают.
Тюльпаны и нарциссы – огромные и откормленные, а азалию, растущую в грунте в наших широтах, я увидела впервые.
Трапезная:
Визитная карточка Пюхтицкого монастыря – поленницы:
Каждая поленница стоит 3 года, за это время дрова просыхают. На четвёртый год дрова используют. Высохшие, они вспыхивают, как спички.
Главный храм монастыря — пятиглавый собор в честь Успения Божией Матери.
Фотографировать внутри категорически запрещено. В храме находится Успенская икона Божией Матери.
Не пропустите также походную икону Петра I (она расположена слева от алтаря).
Но зато снаружи можно фотографировать свободно.
Святые врата украшены фресками. На фресках рассказывается предание о том, как эстонские пастухи увидели женщину в лучезарном одеянии. Позже рядом с этим местом пастухи нашли икону, висящую на дубе.
Эстонские пастухи отдали эту икону русским православным крестьянам, и позже рядом с дубом была построена часовня. Сейчас эта икона находится в соборе Успения Божией Матери.
А это – тот самый дуб, на котором нашли икону:
По преданию, дубу тысяча лет, сейчас дуб погиб, но ствол его считается святым.
Расположен дуб рядом с монастырским кладбищем.
Николо-Арсениевский кладбищенский храм:
Рядом с монастырём – несколько святых источников.
Источник двенадцати апостолов:
Если приглядеться, то можно увидеть, как бьют 12 маленьких ключей. А если не увидите – то как раз вода из этого источника помогает глазам.
Из другого источника можно набрать воды:
Рядом над одним из источников построен домишко над купелью, и в этот источник можно окунуться. Домик выглядит непрезентабельно, и скорее напоминает WC. Но его назначение – не радовать взор, а защищать от ветра и дождя, а также от посторонних глаз. В домике можно раздеться и окунуться в купель голышом (домик изнутри закрывается):
Вода холодная, по моим ощущениям – градусов 15, может, +10. Окунулась спокойно, хотя денёк был весьма холодный. Желающие окунаются в источник не только весной и летом, но и зимой.
На обратном пути сделали небольшой крюк к водопаду.

Водопад Валасте

Водопад Валасте (Valaste juga) — самый высокий водопад в Эстонии, он объявлен природным наследием и национальным символом Эстонии. Удивилась, что водопад создан не природой, а искусственной протокой, организованной для отвода излишков воды с полей.
Но здесь нас ждало небольшое разочарование: мостки, служившие смотровой площадкой для любования водопадом, разрушены,
а подход к ним заварен металлической решёткой. Так что водопад могли посмотреть только сверху.
С погодой нам всё-таки повезло: хотя и холодно было, но в Таллине целый день лил дождь, а мы от дождя уехали.
На обратном пути было решено заехать перекусить. Для лёгкого ужина было предложено заехать в заведение под названием «Кавказский шашлык» , что меня совершенно не вдохновило и настроило на скептический лад. Эстония – самое подходящее место для того, чтоб пробовать шашлык, угу… Оказалось, что по непроверенной рекомендации здесь нужно попробовать «лыхусуп» (пишу так , как услышала, гугл мне написал Lõhesupp) – лососёвый суп. На первое мы взяли по маленькой мисочке супа (3,5 евро порция, большая – 4,5 евро). Принесли нам «маленькие» мисочки чуть ли не пол-литра каждая.
К сожалению, есть фото только плохого качества, потому что, как только я попробовала этот суп, я забыла обо всём на свете. Такого вкусного рыбного супа я, наверное, никогда не ела. Суп явно на сливках, а больше половины миски занимали крупные куски красной рыбы.
Выглядит это заведение непрезентабельно внешне и по-простому внутри:
Расположено с правой стороны по дороге в Таллин за поворотом на Раквере. Работают каждый день с 10 до 21 ч. На визитке нет координат, только телефон (+372)58964101
В Пюхтицы я ездила уже после возвращения из Италии в Эстонию, благодаря насыщенной впечатлениями поездке поствозвращенческую депрессию пережила легко.