Посмертные опыты православие

Существует ли жизнь после смерти? Вот истории очевидцев

Рассказы пациентов, переживших опыт клинической смерти, вызывают у людей неоднозначную реакцию. Одни подобные случаи внушают оптимизм и веру в бессмертие души. Другие стараются объяснить мистические видения рационально, сводя их к галлюцинациям. Что же на самом деле происходит с человеческим сознанием в течение пяти минут, когда над телом колдуют врачи-реаниматоры?

Истории очевидцев

Далеко не все ученые убеждены в том, что после смерти физического тела наше существование полностью прекращается. Все чаще встречаются исследователи, которые хотят доказать (возможно, в первую очередь самим себе), что после телесной смерти сознание человека продолжает жить. Первые серьезные исследования на эту тему провел в 70-е годы XX века Рэймонд Моуди, автор книги «Жизнь после смерти». Но и сейчас область околосмертных переживаний вызывает немалый интерес ученых и медиков.

Известный врач-кардиолог Мориц Роолингз

Профессор в своей книге «За порогом смерти» затронул вопросы о работе сознания в момент клинической смерти. Будучи известным специалистом в области кардиологии, Роолингз систематизировал множество рассказов пациентов, переживших временную остановку сердца.

Послесловие иеромонаха Серафима (Роуза)

Однажды Мориц Роолингз, возвращая к жизни пациента, делал ему массаж грудной клетки. Мужчина на миг пришел в сознание и попросил не останавливаться. Доктор был удивлен, поскольку массаж сердца довольно болезненная процедура. Было видно, что пациент испытывает подлинный страх. «Я в аду!» — кричал мужчина и умолял продолжать массаж, боясь, что сердце остановится и придется вернуться в то жуткое место.

Реанимация закончилась успехом, и мужчина рассказал, какие ужасы ему пришлось повидать во время остановки сердца. Пережитые муки полностью поменяли его мировоззрение, и он решил обратиться к религии. Пациент ни за что не хотел больше попадать в ад и готов был в корне изменить свой образ жизни.

Этот эпизод подтолкнул профессора к идее начать записывать рассказы больных, которых он вырвал из лап смерти. Согласно наблюдениям Роолингза, около 50% опрошенных пациентов побывали во время клинической смерти в прекрасном райском уголке, откуда возвращаться в реальный мир совершенно не хотелось.

Опыт другой половины абсолютно противоположный. Их околосмертные образы были связаны с мучениями и болью. Пространство, где оказались души, населяли страшные существа. Эти жестокие твари буквально терзали грешников, заставляя испытывать невероятные страдания. После возвращения к жизни у таких пациентов было одно желание – сделать все возможное, чтобы больше никогда не попасть в ад.

Истории из российской прессы

Газеты не раз обращались к теме внетелесных переживаний людей, прошедших через клиническую смерть. Среди множества историй можно отметить случай, связанный с Галиной Лагодой, которая стала жертвой автоаварии.

Было чудом, что женщина не скончалась на месте. Врачи диагностировали многочисленные переломы, разрыв тканей в области почек и легких. Был травмирован мозг, сердце остановилось и давление упало до нуля.

По воспоминаниям Галины, перед ее взором вначале возникла пустота бескрайнего космоса. Через какое-то время она обнаружила себя стоящей на площадке, заполненной неземным светом. Женщина увидела человека в белых одеждах, которые излучали сияние. Видимо, из-за яркого света лицо этого существа было невозможно рассмотреть.

Мужчина задал вопрос, что привело ее сюда. На это Галина сказала, что она сильно устала и хотела бы отдохнуть. Мужчина с пониманием выслушал ответ и разрешил ей немного побыть здесь, а потом велел возвращаться назад, поскольку в мире живых ее ждет много дел.

Когда Галина Лагода вернулась в сознание, у нее появился удивительный дар. Во время осмотра ее переломов она вдруг спросила врача-ортопеда про его желудок. Доктор был ошарашен вопросом, потому что его действительно беспокоили боли в животе.

Сейчас Галина является врачевателем людей, поскольку может видеть болезни и несет исцеление. После возвращения с того света она спокойно относится к смерти и верит в вечное существование души.

Другой случай произошел с майором запаса Юрием Бурковым. Сам он не любит эти воспоминания, и журналисты узнали историю от его супруги Людмилы. Упав с большой высоты, Юрий основательно повредил позвоночник. Его доставили в больницу без сознания с черепно-мозговой травмой. Вдобавок у Юрия остановилось сердце, и организм перешел в состояние комы.

Супруга остро переживала эти события. Получив стресс, она потеряла ключи. И когда Юрий пришел в себя, он спросил у Людмилы, отыскала ли она их, после чего посоветовал поискать под лестницей.

Юрий признался жене, что во время комы он летал в виде небольшого облака и мог быть рядом с ней. Также он рассказал про другой мир, где встречался со своими умершими родителями и братом. Там он понял, что люди не умирают, а просто живут в другой форме.

Заново рожденные. Документальный фильм о Галине Лагоде и других известных людях, переживших клиническую смерть:

Мнение скептиков

Всегда найдутся люди, которые не принимают такие истории как аргумент в пользу существования загробной жизни. Все эти картины рая и ада, по мнению скептиков, продуцирует угасающий мозг. А конкретное содержание зависит от той информации, которую дали при жизни религия, родители, СМИ.

Утилитарное объяснение

Рассмотрим точку зрения человека, который не верит в посмертное существование. Это российский врач-реаниматолог Николай Губин. Будучи практикующим врачом, Николай твердо убежден, что видения пациента во время клинической смерти не что иное, как последствия токсического психоза. Образы, связанные с выходом из тела, видом туннеля, – своего рода сон, галлюцинация, которая вызвана кислородным голоданием зрительного отдела головного мозга. Поле зрения резко сужается, отчего создается впечатление ограниченного пространства в форме туннеля.

Российский врач Николай Губин считает, что все видения людей в момент клинической смерти являются галлюцинациями угасающего мозга.

Губин также постарался объяснить, отчего в момент умирания перед взором человека проходит вся его жизнь. Реаниматолог считает, что память разного периода хранится в разных участках мозга. Сначала отказывают клетки со свежими воспоминаниями, в самом конце – с воспоминаниями раннего детства. Процесс восстановления ячеек памяти проходит в обратном порядке: сперва возвращается ранняя память, а потом более поздняя. Так возникает иллюзия хронологического кинофильма.

Еще одно объяснение

Специалист по психологии Пайэлл Уотсон имеет свою теорию относительно того, что люди видят в момент, когда их тело умирает. Он твердо верит, что конец и начало жизни взаимосвязаны. В каком-то смысле смерть замыкает кольцо жизни, соединяясь с рождением.

Уотсон имеет в виду, что рождение человека – это опыт, о котором он почти не помнит. Тем не менее эта память хранится в его подсознании и активируется в момент смерти. Туннель, который видит умирающий, — это родовой путь, по которому плод выходил из лона матери. Психолог считает, что это довольно тяжелый опыт для психики младенца. По сути, это наше первое знакомство со смертью.

Психолог говорит, что никто в точности не знает, как воспринимает новорожденный процесс рождения. Возможно, эти переживания похожи на разные фазы умирания. Туннель, свет – это лишь отголоски. Эти впечатления просто воскресают в сознании умирающего, разумеется, окрашенные личным опытом и верованиями.

Интересные случаи и доказательства вечной жизни

Существует немало историй, которые ставят современных ученых в тупик. Возможно, их нельзя считать безоговорочным доказательством загробной жизни. Однако игнорировать тоже нельзя, потому что эти случаи документально зафиксированы и требуют серьезного исследования.

Нетленные буддийские монахи

Медики констатируют факт смерти на основании прекращения дыхательной функции и работы сердца. Они называют это состояние клинической смертью. Считается, что если тело не реанимировать в течение пяти минут, то в мозге возникают необратимые изменения и тут медицина бессильна.

Однако в буддийской традиции есть такой феномен. Высокодуховный монах может, войдя в состояние глубокой медитации, остановить дыхание и работу сердца. Такие монахи уединялись в пещерах и там в позе лотоса входили в особое состояние. Легенды утверждают, что они могут вернуться к жизни, однако официальной науке такие случаи неизвестны.

Тело Даши-Доржо Итигэлова осталось нетленным после 75 лет.

Тем не менее на Востоке есть такие нетленные монахи, чьи иссохшие тела существуют десятки лет, не подвергаясь процессам разрушения. При этом у них растут ногти и волосы, а биополе по мощности выше, чем у обычного живого человека. Таких монахов находили на острове Самуи в Таиланде, Китае, Тибете.

В 1927 году ушел из жизни бурятский лама Даши-Доржо Итигэлов. Он собрал своих учеников, принял позу лотоса и велел им читать молитву для умерших. Уходя в нирвану, он пообещал, что тело его сохранится через 75 лет. Все жизненные процессы остановились, после чего ламу похоронили в кедровом кубе, не меняя положения.

Через 75 лет саркофаг был извлечен на поверхность и помещен в Иволгинский дацан. Как и предсказывал Даши-Доржо Итигэлов, тело его осталось нетленным.

Забытая теннисная туфля

В одной из больниц США был случай с молодой эмигранткой из Южной Америки по имени Мария.

Во время выхода из тела Мария заметила кем-то забытую теннисную туфлю.

Во время клинической смерти женщина испытала выход из физического тела и немного полетала по больничным коридорам. Во время внетелесного путешествия она заметила на лестнице лежащую теннисную туфлю.

По возвращении в реальный мир Мария попросила медсестру проверить, нет ли на той лестнице потерянной туфли. И выяснилось, что рассказ Марии оказался правдой, хотя пациентка никогда в том месте не бывала.

Платье в горошек и разбитая чашка

Еще один фантастический случай произошел с российской женщиной, у которой была зафиксирована остановка сердца во время хирургической операции. Врачам удалось вернуть пациентку к жизни.

Позднее женщина рассказала доктору, что она испытала во время клинической смерти. Выйдя из тела, женщина увидела себя на операционном столе. В голову пришла мысль, что она может тут умереть, а попрощаться с родными даже не успела. Эта мысль мобилизовала пациентку устремиться к себе домой.

Там были ее маленькая дочь, мать и соседка, которая зашла в гости и принесла дочке платье в горошек. Они сидели и пили чай. Кто-то уронил и разбил чашку. На это соседка заметила, что это на счастье.

Позднее доктор разговаривал с матерью пациентки. И на самом деле, в день операции в гости заходила соседка, и она приносила платье в горошек. И чашка тоже тогда разбилась. Как выяснилось, к счастью, потому что пациентка пошла на поправку.

Подпись Наполеона

Эта история, возможно, является легендой. Слишком фантастичной она кажется. Это произошло во Франции в 1821 году. Наполеон умер в ссылке на острове Святой Елены. Французский трон занимал Людовик XVIII.

Известие о смерти Бонапарта заставило короля задуматься. В эту ночь он никак не мог заснуть. Свечи тускло освещали спальню. На столе лежал брачный контракт маршала Огюста Мармона. Документ должен был подписать Наполеон, но бывший император не успел этого сделать из-за военной суматохи.

Ровно в полночь пробили городские часы, и дверь спальни открылась. На пороге стоял сам Бонапарт. Он гордо прошел по комнате, сел за стол и взял перо в руку. От неожиданности новый король лишился чувств. А придя в себя под утро, он с удивлением обнаружил на документе подпись Наполеона. Подлинность почерка подтвердили эксперты.

Возвращение из иного мира

На основе рассказов вернувшихся пациентов можно составить представление о том, что происходит в момент умирания.

Исследователь Рэймонд Моуди систематизировал переживания людей в стадии клинической смерти. Ему удалось выделить следующие общие моменты:

  1. Остановка физиологических функций тела. При этом пациент даже слышит, как врач констатирует факт отключения сердца и дыхания.
  2. Просмотр всей прожитой жизни.
  3. Гудящие звуки, громкость которых возрастает.
  4. Выход из тела, путешествие по длинному туннелю, в конце которого виден свет.
  5. Прибытие в место, наполненное сияющим светом.
  6. Умиротворение, необычайный душевный комфорт.
  7. Встреча с людьми, ушедшими из жизни. Как правило, это родственники или близкие друзья.
  8. Встреча с существом, от которого исходит свет и любовь. Возможно, это ангел-хранитель человека.
  9. Ярко выраженное нежелание возвращаться в свое физическое тело.

В этом видео Сергей Скляр рассказывает о возвращении с того света:

Тайна темного и светлого миров

Те, кому довелось побывать в зоне Света, возвратились в реальный мир в состоянии благости и умиротворения. Их уже не беспокоит страх смерти. Те, кто увидел Темные миры, были поражены страшными картинами и долго не могут забыть ужас и боль, которые пришлось испытать.

Эти случаи наводят на мысль, что религиозные воззрения на загробную жизнь совпадают с опытом пациентов, побывавших за гранью смерти. Вверху расположен рай, или Царство Небесное. Внизу душу ждет ад, или Преисподняя.

Каким бывает рай

Известная американская актриса Шэрон Стоун убедилась на личном опыте в существовании рая. Своими переживаниями она поделилась во время телешоу Опры Уинфри 27 мая 2004 года. После процедуры магнитно-резонансной томографии Стоун на несколько минут потеряла сознание. По ее словам, это состояние напоминало обморок.

В этот период она оказалась в пространстве с мягким белым светом. Там ее встретили люди, которых уже не было в живых: умершие родственники, друзья, хорошие знакомые. Актриса поняла, что это родные души, которые рады видеть ее в том мире.

Шэрон Стоун совершенно уверена, что на короткое время удалось побывать в раю, настолько велико было ощущение любви, счастья, благодати и чистой радости.

Интересен опыт Бетти Мальц, которая на основе своих переживаний написала книгу «Я видела вечность». Место, куда она попала во время клинической смерти, обладало сказочной красотой. Там высились великолепные зеленые холмы, росли чудесные деревья и цветы.

Бетти попала в удивительно красивое место.

На небе в том мире не было видно солнца, однако вся окрестность заполнена сияющим божественным светом. Рядом с Бетти шел высокий молодой мужчина, облаченный в просторную белую одежду. Бетти поняла, что это ангел. Затем они подошли к серебристому высокому зданию, из которого доносились прекрасные мелодичные голоса. Они повторяли слово «Иисус».

Когда ангел открыл ворота, на Бетти хлынул яркий свет, который трудно описать словами. И тогда женщина осознала, что этот свет, несущий любовь, и есть Иисус. Тут Бетти вспомнила про отца, который молился о ее возвращении. Она повернула назад и пошла вниз по холму, а вскоре очнулась в своем человеческом теле.

Путешествие в ад — факты, истории, реальные случаи

Не всегда выход из тела уносит душу человека в пространство Божественного света и любви. Некоторые описывают свой опыт весьма негативно.

Пропасть за белой стеной

Дженнифер Перез было 15 лет, когда ей довелось побывать в аду. Там была бесконечная стена стерильно белого цвета. Стена была очень высокой, в ней была дверь. Дженнифер попыталась открыть ее, но безуспешно. Вскоре девушка увидела другую дверь, она была черной, и замок был открыт. Но даже вид этой двери вызывал необъяснимый ужас.

Рядом возник ангел Гавриил. Он крепко сжал ее запястье и повел к черной двери. Дженнифер умоляла ее отпустить, пыталась вырваться, но безрезультатно. За дверью их ждала темнота. Девушка начала стремительно падать.

Пережив ужас падения, она едва пришла в себя. Здесь царил нестерпимый жар, от которого мучительно хотелось пить. Вокруг черти всячески издевались над человеческими душами. Дженнифер обратилась к Гавриилу с мольбой дать ей воды. Ангел пристально посмотрел на нее и вдруг объявил, что ей дается еще один шанс. После этих слов душа девушки вернулась в тело.

Адское пекло

Билл Висс также описывает ад как настоящее пекло, где бестелесная душа страдает от жары. Возникает ощущение дикой слабости и полного бессилия. По словам Билла, до него не сразу дошло, куда попала его душа. Но когда приблизились четыре ужасных демона, мужчине все стало ясно. В воздухе пахло серой и горелой кожей.

Многие описывают ад как царство испепеляющего огня.

Демоны принялись терзать мужчину когтями. Странно, что из ран не текла кровь, но боль была чудовищной. Билл почему-то понимал, что чувствуют эти монстры. Они источали ненависть к Богу и ко всем божьим созданиям.

Еще Билл запомнил, что в аду его мучила нестерпимая жажда. Однако воды попросить было не у кого. Билл потерял всякую надежду на избавление, но кошмар внезапно прекратился, и Билл очнулся в больничной палате. Но пребывание в адском пекле крепко ему запомнилось.

Огненный ад

В число людей, которым удалось вернуться в этот мир после клинической смерти, попал Томас Уэлч из Орегоны. Он был помощником инженера на лесопилке. Во время проведения строительных работ Томас оступился и упал с мостков в речку, при этом ударился головой и потерял сознание. Пока его искали, Уэлч пережил странное видение.

Перед ним простирался безбрежный океан огня. Зрелище было впечатляющим, от него исходила сила, внушающая ужас и изумление. В этой горящей стихии никого не было, сам Томас стоял на берегу, где собралось немало людей. Среди них Уэлч узнал своего школьного друга, который умер от рака в детском возрасте.

Собравшиеся находились в состоянии оцепенения. Они как будто не понимали, почему оказались в этом пугающем месте. Тогда до Томаса дошло, что он вместе с остальными помещен в особую тюрьму, откуда нельзя выйти, потому что вокруг повсюду простирается огонь.

От безысходности Томас Уэлч задумался о своей прошедшей жизни, неверных поступках и ошибках. Невольно обратился к Богу с мольбой о спасении. И тут он увидел Иисуса Христа, который шел мимо. Уэлч постеснялся просить о помощи, однако Иисус это словно почувствовал и обернулся. Именно этот взгляд заставил Томаса очнуться в своем физическом теле. Рядом стояли рабочие лесопилки, вызволившие его из речки.

Когда сердце останавливается

Пастор Кеннет Хейгин из Техаса стал священником благодаря опыту клинической смерти, которая настигла его 21 апреля 1933 года. Тогда ему было меньше 16 лет, и он страдал врожденной сердечной патологией.

В этот день сердце Кеннета остановилось, и душа выпорхнула из тела. Но путь ее лежал не к небесам, а в противоположном направлении. Кеннет погружался в бездну. Вокруг была кромешная тьма. По мере движения вниз Кеннет стал ощущать жар, который, видимо, исходил из ада. Затем он оказался на дороге. На него надвигалась бесформенная масса, состоящая из пламени. Она как будто втягивала душу внутрь себя.

Жар накрыл Кеннета с головой, и он очутился в какой-то яме. В это время подросток явственно услышал голос Бога. Да, в аду звучал голос самого Создателя! Он разносился по всему пространству, сотрясая его, как ветер колышет листья. Кеннет сосредоточился на этом звуке, и вдруг некая сила вырвала его из тьмы и стала поднимать кверху. Вскоре он очнулся в своей кровати и увидел бабушку, которая очень обрадовалась, поскольку уже не надеялась увидеть его живым. После этого Кеннет решил посвятить свою жизнь служению Богу.

Итак, согласно рассказам очевидцев, после смерти человека могут ждать и райские кущи, и адская бездна. Можно верить в это или не верить. Один вывод определенно напрашивается – за свои поступки человеку придется отвечать. Даже если не существует ада и рая, существует людские воспоминания. И лучше, если после ухода человека из жизни о нем сохранится добрая память.

Немного об авторе:

Евгений Тукубаев Нужные слова и ваша вера – ключ к успеху в совершенном ритуале. Информацию я вам предоставлю, но ее реализация напрямую зависит от вас. Но не стоит переживать, немного практики и у вас все получится! Метки: Астрал, Реинкарнация

Посмертный опыт

Подобные свидетельства бывали и раньше, но шум, который в последние годы поднялся в Америке, возник из-за наблюдений врача-психотерапевта Моуди. После выхода его книги по причине возникшего интереса у читающей публики появились и другие книги, посвященные этой теме.

Моуди собрал свидетельства ста пятидесяти человек, но свои исследования сосредоточил на пятидесяти, которые имели как предсмертный, так и посмертный опыт.

Анализ и критическую оценку взглядов Моуди сделал в своей книге отец Серафим (Роуз)89. Нужно сказать, что отец Серафим, православный человек, рассматривает взгляды Моуди с точки зрения православных святых отцов и делает правильные выводы. Он достаточно глубок в своих оценках и помогает нам рассмотреть волнующий нас вопрос в более широких рамках. В представлении и анализе посмертного опыта мы будем пользоваться книгой отца Серафима (Роуза).

Западными учеными было замечено, что некоторые люди в момент своей смерти, или когда возвращались от смерти к жизни, рассказывали о том, что видели очень странные и необычные вещи, которые не могут быть объяснены классической медициной.

Для таких свидетельств много причин.

Первая причина – приближение бытия человека к смерти. Когда душа приближается к своему исходу из тела, тогда она испытывает новое для себя состояние. Смерть поистине является пограничным событием в жизни человека. Тогда человек находится посреди биологической жизни и жизни души без тела.

Вторая причина – это приближение добрых и злых духов, как об этом говорят многие святые, свидетельства которых мы уже приводили. Если человек оказывается под воздействием демонов на протяжении своей жизни, но имеет и помощь Ангелов, тем более это происходит и в тот час, когда душа разлучается с телом.

И третьей причиной является прогресс медицины, которая дает возможность людям в течение нескольких часов и даже дней пережить состояние клинической смерти, как констатирует это сама медицина. Было замечено, что увеличилось количество людей, возвратившихся к жизни после клинической смерти, когда была проведена искусственная техническая стимуляция деятельности остановившегося сердца90.

Итак, к уже известным двум причинам, из-за которых возникали так называемые посмертные опыты, добавилась еще одна причина, связанная с развитием медицины. Если добавить болезни мозга, а также сильные лекарственные средства, которые дают тяжелобольным, то с их помощью можно истолковать некоторые галлюцинации, возникающие у людей в такие часы. Следовательно, все эти состояния свалены в кучу, смешаны, и разделить их по категориям – совсем не простая задача.

Отец Серафим (Роуз) сосредотачивает свое внимание на некоторых общих моментах, описаннах Моуди со слов самих очевидцев. Общих моментов три.

Первый. Это так называемый «внетелесный опыт». Речь идет о том, что все ощущали как выход души из тела, причем душа продолжала осознавать себя. Душа находилась в таком мире, где она ощущала тепло и комфорт, видела людей, находившихся вокруг ее мертвого тела, но не могла общаться с ними. Показательны свидетельства двух людей, которые записал Моуди и приводит в своей книге отец Серафим.

Первый рассказывает следующее: «Я видел, как меня оживляли, это было действительно странно. Я был не очень высоко, как будто бы на каком-то возвышении, немного выше их; просто, возможно, смотрел поверх их. Я пытался говорить с ними, но никто меня не слышал, никто бы и не услышал меня».

Второй рассказ: «Я не мог ни к чему притронуться, не мог общаться ни с кем из окружавших меня. Это жуткое ощущение одиночества, ощущение полной изоляции. Я знал, что совершенно один, наедине с собой»91.

Второй общий момент в посмертных опытах – это «встреча с другими». Как говорит Моуди, душа в течение некоторого непродолжительного периода времени ощущает это одиночество, потому что вскоре начинает чувствовать, что встречается с другими. Не только после смерти, но еще и до смерти она видит своих умерших родственников и друзей. Характерно следующее описание:

«Доктор потерял надежду спасти меня и сказал родным, что я умираю… Я осознал, что все эти люди были там, казалось, почти толпами паря у потолка комнаты. Это все были люди, которых я знал в прошлой жизни, но которые умерли раньше. Я узнал бабушку и девочку, которую знал еще школьником, и многих других родных и друзей… Это было очень счастливое событие, и я чувствовал, что они пришли защитить и проводить меня»92.

Третьим общим моментом в этих посмертных опытах является «присутствие света» или «светящееся существо». Все, кто имел такой опыт, описывают явление света, яркость которого нарастала очень быстро. Все признавали его за личность, исполненную тепла и любви. Она притягивала умершего. Одни утверждали, что это Христос, другие – что это Ангелы. Характерны два следующих свидетельства.

Первое: «Я услышал, что врачи сказали, что я мертв, и тут-то я почувствовал, что как бы провалился, даже как бы плыву… Все было черно, за исключением того, что вдали я мог видеть этот свет. Это был очень, очень яркий свет, но поначалу не слишком большой. По мере того как я приближался к нему, он становился все больше».

Второе: «Я был вне тела, это несомненно, потому что я мог видеть свое собственное тело там, на операционном столе. Моя душа вышла! Сначала я почувствовал себя из-за этого очень плохо, но затем появился этот поистине яркий свет. Сперва казалось, что он несколько тускловатый, но затем он превратился в огромный луг… Сначала, когда свет появился, я не был уверен, что же происходит, но затем он спросил, вроде как бы спросил: готов ли я умереть?»93

Это весьма показательные примеры. Они доказывают, что человек в те минуты ощущает бытие иного мира. Здесь мы не будем подробно рассматривать каждый опыт, но лишь желаем подчеркнуть, что все утверждают бытие чего-то иного, кроме того, что мы воспринимаем своими чувствами и можем анализировать рассудком.

Отец Серафим, приводя эти данные, делает свои критические замечания о том, что подобные случаи были и в опыте Церкви. Одновременно он замечает, что происходит некоторая путаница. Здесь мы не будем углубляться далее.

На протяжении моего пастырского служения я слышал многих людей, рассказывавших подобные случаи. Одни свидетельства были их собственными, которые они пережили в течение тяжелой болезни, другие – свидетельствами их родственников, за которыми они ухаживали. Еще будучи маленьким, я был свидетелем одного случая, когда одна женщина перед своим концом, испуская душу, тяжело вздыхала и вместе с тем кому-то грозила кулаком.

Такие рассказы можно услышать на Святой Горе. Многие святогорцы рассказывали мне случаи о последних моментах жизни как святых, так и грешных монахов.

Позвольте мне привести здесь личное свидетельство, которое я вынес из болезни моего старца – митрополита Эдесского Каллиника. Оно напрямую касается обсуждаемой нами темы.

После хирургической операции по удалению опухоли на головном мозге произошло кровоизлияние в мозг, и старец впал в глубокую кому. Врачи, наблюдавшие за ним, сказали, что он находится на грани между жизнью и смертью. Сердце работало, но дыхание производилось с помощью специального аппарата. Если бы воздух не подавался, он бы умер. Все было возможно. Он мог и остаться в таком положении на искусственном дыхании, мог и умереть, мог и вернуться к жизни. Когда через несколько дней он пришел в себя, тогда с плачем и большим напряжением рассказал следующее страшное событие.

Он говорил, что это был не сон, а действительность. Он находился в сознании и увидел себя самого вне тела. Душа его наблюдала за телом, которое находилось на кровати, а также и за всеми нами. А мы находились в большой скорби и готовились к похоронам. Он даже указал на ту медсестру, хотя их было много, которая измеряла его тело, чтобы заказать гроб. Он понимал, что душа его вышла из тела, и говорил, что в тот час совершил о себе самом заупокойную литию.

У него был и другой опыт, но приведенный нами наиболее характерен и относится напрямую к рассматриваемой нами теме. Естественно, я не знаю, был ли это опыт внетелесный или опыт человека, находящегося при смерти. Факт в том, что это был опыт, выходящий за рамки обыденного94.

До сих пор широко распространены суждения о том, что представления о жизни после смерти являются уделом религиозных доктрин или персональной веры. Но это не соответствует действительности. История эмпирического изучения посмертной жизни и её проявлений на материальном плане насчитывает более чем полтора столетия.
Первое известное в истории последовательное описание посмертной жизни, основанное на непосредственных наблюдениях, было дано шведским учёным и естествоиспытателем Эмануэлем Сведенборгом (). Началом этому уникальному опыту послужила определённого рода внутренняя трансформация, которая привела к расширению возможностей чувственного восприятия. К сожалению, работы Сведенборга изобилуют средневековой теологической терминологией, которая была своеобразным «языком» того времени. Тем не менее, это нисколько не умаляет ценности его опыта и значимости полученной им информации. Некоторые из свидетельств, подтверждающих реальность опыта Сведенборга, были собраны его современниками, в том числе человеком, настроенным весьма критически к самому Сведенборгу — Иммануилом Кантом.
Распространение практики спиритуализма в XIX веке позволило начать экспериментальное изучение тонкоматериальных планов Мироздания и получить их описания, так сказать, из первых рук, от самих их обитателей. Добросовестные и кропотливые исследования таких выдающихся ученых, как академики Оливер Лодж (, ) , Уильям Крукс (), Альфред Уоллес (), Александр Бутлеров (, ), Фредерик Майерс () и многих других впервые в истории человечества дали убедительные научные доказательства того, что индивидуальное существование человека не прекращается со смертью его физического тела. Проведённые ими исследования включали как доказательство реальности физических проявлений медиумических способностей, так и идентичности личностей, перешедших черту смерти и общающихся на спиритических сеансах через испытуемых медиумов. В ходе исследования процесса материализации и явлений т.н. «прямого голоса» было твёрдо установлено, что личности, ошибочно полагаемые «мёртвыми», обитают в невидимой области бытия и при определённых условиях, заимствуя у медиума и присутствующих субстанцию, называемую «эктоплазмой», могут принимать видимую для живущих на Земле форму.
В монографии профессора В.М.Запорожца () впервые в мире даётся доступный алгоритм доказательства посмертной жизни, основанный на методе анализа информационных связей. Данный алгоритм позволяет установить, что информация, получаемая медиумом на спиритическом сеансе, не имеет своим источником память людей, живущих на Земле, а также гипотетический вселенский информационный «банк данных».
В книге адвоката, доктора права Виктора Заммита () подробно рассматриваются научные результаты, полученные при изучении более двадцати разновидностей проявлений посмертной жизни. Среди них: феномен электронного голоса (ФЭГ), инструментальная транскоммуникация (ИТК), скоулзские эксперименты, внетелесный опыт, околосмертный опыт, материализация (появление «духов» в физическом теле), медиумизм (одарённые люди, способные вступать в контакт с тонкоматериальным миром), полтергейст, регистрация фантомов ушедших людей, ксеноглоссия (спонтанная способность говорить на иностранных языках) и реинкарнация.
Помимо вышеописанных свидетельств, в пользу независимого существования сознающего «Я» от мозга свидетельствуют и ведущие мировые нейрофизиологи. Один из всемирно известных американских нейрофизиологов Уайлдер Пенфилд в результате многолетнего изучения деятельности мозга пришёл к выводу, что «энергия разума отличается от энергии мозговых нейронных импульсов» () . По мнению лауреата Нобелевской премии по психофизиологии Джона Экклза, субстрат сознания существует независимо от мозга и состоит из элементарных единиц — психонов, которые взаимодействуют с единицами структуры мозга (пирамидными нейронами 4 слоя) (). Такого же мнения придерживается Чарльз Тарт, выделяя в модели сознания мозговую В (brain) — систему и M/L-систему (Mind/Life- т.е. разум/жизнь), которая не может быть описана в известных физических терминах (). Профессор Николай Кобозев в своей монографии показал, что ответственными за процессы сознания, мышления и памяти не могут быть ни клетки, ни молекулы ни даже атомы. Он предположил, что носителями вышеупомянутых процессов могут быть гипотетические безэнтропийные частицы, которые он назвал «пси-частицами».
Академик РАН, один из ведущих российских специалистов в области нейрофизиологии и нейрохирургии Наталья Бехтерева пишет в своей книге ():
«Углубление в исследования мозга, в том числе на основе принципиально новых, сейчас ещё не созданных технологий, может дать ответ на вопрос, существует ли мозговой код мышления. Если ответ (окончательный!) будет отрицательным и то, что мы наблюдаем, не является кодом собственно мышления, тогда перестройки импульсной активности, соотносимые с активированными при мыслительной деятельности зонами мозга — это своего рода «код вхождения звена в систему». При отрицательном ответе надо будет пересматривать наиболее общие и наиболее важные позиции в проблеме «Мозг и психика». Если ничто в мозге не связано именно с тончайшей структурой нашего «думания», тогда какова в этом «думании» роль мозга? Только ли это роль «территории» для каких-то других, не подчиняющихся мозговым закономерностям, процессов? И в чём их связь с мозгом, какова их зависимость от мозгового субстрата и его состояния?»
Кроме обсуждения сугубо научной проблематики, в данной книге Бехтерева приводит также и личный опыт столкновения с посмертными феноменами. В своём интервью, рассказывая о встрече с болгарской ясновидящей Вангой Димитровой, она высказывается с большей определённостью:
«Пример Ванги абсолютным образом убедил меня в том, что существует явление контакта с умершими» ().
Таким образом, из всего многообразия имеющихся фактов, взятых как единое целое, несомненным образом следует, что после физической смерти каждый из ныне живущих наследует иную реальность, физические законы которой, несмотря на констатируемое многими «перешедшими» внешнее сходство, значительно отличаются от нынешних. Несмотря на ограниченность нашей возможности познания этой реальности при помощи материальных средств, на сегодняшний день существует ряд достоверных её характеристик, полученных при помощи экспериментов, эмпирических наблюдений, опроса перешедших с применением методов медиумизма и инструментальной транскоммуникации (, ). Перечислим вкратце самые главные их них.
— Жизнь так называемое «тонкое тело», являющееся носителем самосознания, памяти, эмоций и «внутренней жизни» человека. Это тело существует до зачатия и после физической смерти, являясь на время существования физического тела его «параллельной компонентой», обеспечивающей вышеуказанные процессы. Физическое тело — лишь посредник для их проявления на физическом (земном) уровне.
— Жизнь индивидуума не начинается с текущим земным рождением и не заканчивается текущей земной смертью. Выживание после смерти — это естественный закон для человека и всех живых существ;
— Следующая реальность разделена на большое количество уровней, различающихся по частотным характеристикам их составляющих;
— Местоназначение человека при посмертном переходе определяется его настройкой на определённый уровень, являющейся интегральной характеристикой его мыслей, чувств и поступков при жизни на Земле. Подобно тому, как спектр электромагнитного излучения, испускаемого веществом, зависит от его химического состава, точно так же посмертная адресация человека зависит от составных характеристик его внутренней жизни;

— Понятия «Рай и Ад» являются метафорами, отражающими две полярности, возможные для посмертных состояний. В отличие от религиозных представлений, они не являются статичными, но представляют собой лишь этапы на непрерывном пути эволюции;
— Концепция христианства и ислама о Создателе, «ввергающем» свои творения в райское блаженство или адские мучения, является ошибочной. Кроме подобных полярных состояний, имеет место ряд промежуточных. Выбор адекватного состояния не зависит от преданности той или иной религиозной системе, а автоматически определяется мыслительно-эмоциональным «паттерном», сформированным человеком при земной жизни. Именно поэтому негативные эмоции, насилие, стремление к разрушению и фанатизм, чем бы они не оправдывались внешне, в этом отношении крайне губительны для дальнейшей судьбы человека. Это является твердым обоснованием для персональной ответственности и следования этическим принципам;
— Наиболее сильным движущим фактором эволюции является бескорыстная любовь;
— Существование на посмертных уровнях, окружение и среда общения также определяются ментально — эмоциональными факторами. Направленная мысль здесь является эквивалентом «действия» на физическом уровне;
— Для перешедших не существует языковых барьеров для общения, поскольку в качестве такового преимущественно служит универсальный мысленный «код» и обмен мыслеобразами;
— Технические и медиумические средства, а также комбинации вышеперечисленных при наличии соответствующих условий дают возможность контакта с личностями, перешедшими на следующий уровень бытия.

Среди всех христианских писателей и праведников современности есть человек, имя которого практически неизвестно на его Родине, но при этом крайне популярно среди православных. Среди прихожан нашей Церкви вряд ли найдутся те, кто даже «краем уха» не слышал об отце Серафиме (Роузе).

Кто-то его любит, кто-то – не очень, но тот факт, что у него есть целый ряд интересных мыслей и рассуждений, вряд ли можно оспорить. В сентябре 1982 года отец Серафим упокоился от своих земных трудов и предал душу Господу, потому и хотелось бы уделить внимание некоторым его идеям. Речь пойдет о постмертном опыте людей, переживших клиническую смерть, или околосмертном опыте людей, находящихся в стадии агонии. Тема эта таинственная и нелегкая, все же попробуем немного в ней разобраться, опираясь на свидетельства отца Серафима (Роуза).

Тема посмертного или околосмертного опыта долгое время вообще не интересовала медиков и психологов. Неподдельный интерес к ней стал проявляться лишь в конце ХХ века. Одним из ярких исследователей затронутой темы является американский врач Элизабет Кюблер-Росс. Причину такой перемены отец Серафим видит в развитии технологий, позволяющих снова заставить биться уже остановившееся сердце. При этом свидетельства многих пациентов, переживших клиническую смерть, рационалисты и атеисты относят к сфере галлюцинаций либо просто предпочитают их не замечать. Этот опыт очень важно осознать именно в контексте христианского миропонимания, так как на нем часто спекулируют представители эзотерики и оккультизма.

Отец Серафим утверждает, что проблему посмертного опыта невозможно решить без изначальной христианской концепции как некоторой отправной точки размышления. В качестве примера он приводит исследования американского психолога и врача Рэймонда Моуди, собравшего 150 подобных свидетельств разных людей (причем у 50 из них он взял личное интервью) и запутавшегося даже в возможности дать хоть какую-то классификацию описываемым им случаям.

Опираясь на свидетельства, собранные доктором Моуди, отец Серафим выделяет несколько элементов, характерных для переживания посмертного опыта, и уделяет им особое значение, стремясь дать характеристику каждому из них с точки зрения православной догматики.

Первый и наиболее невероятный элемент – «светлое существо». Большинство свидетелей данного феномена описывают это явление как некий свет, который воспринимается человеком в качестве личности, т. е., несмотря на отсутствие узнаваемых и точных очертаний, это существо все-таки имеет узнаваемый облик. Как правило, «светлое существо» обладает теплым и притягательным свойством, а приписывание ему черт той или иной личности зависит уже от прошлого религиозного опыта самого свидетеля. Еще одной чертой этого существа является то свойство, что оно никогда не выносит никаких суждений о жизни наблюдателя, а только лишь дает ему возможность поразмыслить над смыслом своего бытия и смерти.

Самое распространенное мнение самих свидетелей относительно данного феномена заключается в том, что они расценивают его как явление Ангела, который полон понимания и любви и внушает им мысль об ответственности за жизнь.

Нужно сказать, что иконографическая традиция Православной Церкви изображает Ангелов в виде молодых юношей в белых одеждах и с крыльями. Однако если обратимся к свидетельствам ангельских явлений в Священном Писании, то увидим, что там не всегда присутствует описание ангельских крыльев: «Войдя во гроб, увидели юношу, сидящего на правой стороне, облеченного в белую одежду» (Мк. 16:5); «Мария… наклонилась во гроб, и видит двух Ангелов, в белом одеянии сидящих» (Ин. 20:11–12): «Вид его , как молния, и одежда его бела, как снег» (Мф. 28:2–3).

Если обратимся к святоотеческой традиции, то также не обнаружим описания наличия крыльев. К примеру, святитель Григорий Богослов, говоря о природе Ангелов, пишет следующее: «Они просты, духовны, проникнуты светом, не от плоти ведут начало и не обретают плоти, но пребывают, какими созданы. Для них в девстве уготован путь Богоподобия, ведущий к Богу, согласный с намерениями Бессмертного, Который премудро правит кормилом великого мира». Подобные описания мы можем найти и у других отцов. Так, святитель Василий Великий утверждает, что Ангелы не имеют никакого покрова, подобной нашей плоти, и не претерпевают изменения; преподобный Иоанн Лествесник говорит, что они бестелесны и «всегда приемлют славу к славе и разум к разуму». О том, что Ангелы служат человеку, нам ясно излагает святитель Иоанн Златоуст: «Бог повелел, чтобы высшие силы служили пребывающему на земле (человеку) – по причине достоинства образа, которым облечен человек».

Таким образом, не вдаваясь в дальнейшие рассуждения, мы можем утверждать, что явления, действия и влияние «светлого существа», независимо от религиозного опыта самого свидетеля, можно вполне соотнести с православным учением об Ангелах. Апологетический смысл данного вывода заключается в том, что именно христианская ангелология дает необходимый интеллектуальный базис для объяснения свидетельств околосмертного явления «светлого существа».

Следующим элементом посмертного опыта является встреча с другими людьми. Отец Серафим пишет о том, что нет ни одного случая, когда человеческая душа оставалась одной в течение относительно длительного периода времени. Некоторые свидетели описывают опыт встреч со своими умершими родственниками. Нужно сказать, что данный феномен уже достаточно давно известен науке и связан он не только с переживанием клинической смерти, но и с предсмертными часами. «Они, – пишет об ученых психологах отец Серафим, – констатируют, что явления умерших родственников и друзей сопровождают умирающего примерно в течение часа, но почти всегда в течение дня накануне смерти».

Относительно данного элемента посмертного или предсмертного опыта нужно сказать, что здесь может иметь место физиологический фактор, как то действие галлюциногенных медицинских препаратов, высокая температура тела и заболевание либо повреждение головного мозга. Однако отец Серафим отмечает важное наблюдение специалистов в данной области, а именно тот факт, что статистические данные говорят нам: «наиболее связные и явные потусторонние опыты имеют место у пациентов с наибольшей степенью контакта с действительностью, они менее подвержены галлюцинациям». Исходя из изложенного предсмертного опыта, зафиксированного компетентными специалистами, следует отметить, что в этом контексте наиболее рациональным и логичным кажется вывод о реальности загробной жизни. Но при этом остается открытым вопрос, действительно ли данные духовные существа являются тем, за кого они себя выдают?

Для начала необходимо отметить, что изложенные свидетельства не представляют никакой сложности для христианского миропонимания, так как смерть – это лишь граница между жизнью и жизнью, она всегда сопровождается разного рода видениями и явлениями независимо от духовного состояния самого умирающего. Именно здесь отец Серафим проводит четкую дифференциацию между так называемым общим опытом умирания, который представляет интерес для большинства, и благодатной смертью православных христиан, стремившихся в течение всего земного пути к святости.

Первое, на что хотелось бы обратить внимание, это на тот факт, что к представителям индуизма, в отличие от свидетелей смертного опыта из США, которым являются родственники, приходят их индуистские боги.

Некоторые доктора, указывающие на данное наблюдение, говорят о том, что разность видений является плодом субъективных культурных и религиозных взглядов. Однако несостоятельность такого мнения зиждется на том основании, что религиозные взгляды умирающего повлияли бы на его околосмертные переживания только в том случае, если рассматривать их как галлюцинации, да еще и при определенной экзальтации сознания.
Для лучшего прояснения данной проблемы обратимся к труду уже упоминавшегося нами доктора Моуди. В предисловии к его книге доктор Мелвин Морс пишет следующее: «Многие… исследователи документально подтвердили, что околосмертные переживания являются действительностью, а не продуктом галлюцинаций и патологическим нарушением деятельности мозга». Сам же Моуди указанное утверждение подтверждает следующими выводами:
1. Существует большое сходство в описании околосмертных переживаний, вопреки тому, что эти рассказы не согласовываются с общепринятыми представлениями нашей культурной среды о жизни после смерти.
2. Все пациенты доктора Моуди не являлись жертвами психоза, а были уравновешенными и нормальными людьми, занимавшими в обществе определенное положение, ответственные должности.
3. Кроме того, все пациенты были способны отличить сон от действительности и воспринимали свой опыт именно как действительность.
Таким образом, исходя из приведенных фактов, можно сделать промежуточный вывод о том, что и околосмертный опыт христианских праведников, и такой же опыт других людей (в том числе и индуистов) – это опыт переживания нематериальной реальности. Остается обозначить лишь природу тех или иных явлений.

Обратимся к Священному Писанию. Относительно языческих богов апостол Павел пишет: «Ибо хотя и есть так называемые боги, или на небе, или на земле, – так как есть много богов и господ много, – но у нас один Бог Отец, из Которого все, и мы для Него, и один Господь Иисус Христос, Которым все, и мы Им» (1 Кор. 8:5–6). В другом же месте он ясно говорит, кто на самом деле стоит за видом языческого божества: «Язычники, принося жертвы, приносят бесам, а не Богу. Но я не хочу, чтобы вы были в общении с бесами» (1 Кор. 10:20).

В святоотеческих трудах о затронутом нами вопросе мы можем обнаружить мысли, сходные с мыслями апостола Павла. Так, у аввы Исаии есть следующие рассуждения: «Когда душа исходит из тела, страсти, которые она усвоила себе во время земной жизни, служат причиной ее порабощения демонам; добродетели, если она приобрела их, служат защитой от демонов». Святитель Игнатий (Брянчанинов) говорит, что Священное Писание учит нас тому, что после разлучения с телом душа человека прилепляется либо к Ангелам света, либо к падшим ангелам, в зависимости от усвоенных во время земной жизни добрых или злых качеств.

Теперь необходимо сказать о явлении родственников. В этом вопросе отец Серафим ссылается на мнение святителя Григория Великого, который в своих «Диалогах» писал, что только после смерти праведные и грешники могут узнавать друг друга. А вот святые являются праведникам во время молитвы, имея дерзновение ходатайствовать о них перед Богом. На это различие и указывает отец Серафим, утверждая, что оно говорит о разном опыте переживания смерти праведниками и грешниками, а также о различной загробной участи. Дело в том, что святые, как говорилось выше, имеют власть ходатайствовать за человека перед Богом, тогда как грешники, за исключением особых случаев, не входят в контакт с живыми.

Указанная логика рассуждений показывает, что за явлениями родственников, как и за явлениями языческих богов, стоят нечистые духи, которые принимают такой вид, который человек лучше всего способен принимать, при этом культурные и религиозные мировоззренческие позиции того или иного свидетеля играют лишь второстепенную роль. Таким образом, в вопросе явления каких-либо «иных» существ в предсмертном состоянии мы видим, что христианский опыт умирания кардинально отличается от нехристианского своей целостностью, одухотворенностью и благостью, а также от явления «светлого существа», о чем речь шла выше.

Следующим и последним элементом околосмертного опыта, о котором говорит отец Серафим, является опыт «внетелесный». Сам термин «внетелесный» говорит о том, что человек ощущает себя вне собственного тела, он может видеть собственное тело со стороны, окружающих его людей, при этом не способен войти с ними ни в какой физический контакт. Кроме того, свидетели, пережившие клиническую смерть, говорят об ощущениях легкости, безболезненности и теплоты, а также вневременности. «Времени не существовало, оно не являлось элементом внетелесного опыта», – говорил о данном опыте доктор Моуди.

Здесь же снова необходимо обратиться к вопросу галлюцинаций, так как зрительно-слуховые галлюцинации отчасти похожи на внетелесные переживания. Доктор Моуди пишет, что даже если бы мы сделали акцент на сходстве и забыли о различиях указанных явлений, то все равно это не дало бы полноценного объяснения внетелесного опыта аутоскопическими галлюцинациями: «Все дело в том, что им нет объяснения. Существует много противоречивых версий, но неврологи и психиатры не могут решить, какой теории придерживаться. Поэтому, объясняя опыты нахождения ‟вне тела” зрительно-слуховыми галлюцинациями, мы одно неизвестное заменяем другим». Таким образом, мы видим, что попытка объяснить рассматриваемый нами феномен с материалистической точки зрения приводит мысль в логический порочный круг, порождающий еще больше вопросов.

Для христианского миропонимания нет ничего удивительного в том, что в момент смерти душа отделяется от тела и приобретает отдельное от него существование. По этому поводу отец Серафим пишет следующее: «Для нашего времени безверия характерно, что люди редко употребляют христианские понятия или осознают, что их душа освобождается от тела и теперь опытно переживает все происходящее; это новое состояние, в котором они оказываются, ставит их в тупик».

Описанные отцом Серафимом, доктором Моуди и другими исследователями свидетельства опыта внетелесного пребывания души человека относятся к первым минутам или даже мгновениям после смерти человека. Нужно сказать, что в раннехристианской литературе мы не найдем каких-либо объяснений данного явления, так как святые отцы обычно делали акцент на тех событиях, которые происходили позже, причем они опирались на сведения Священного Писания и предшествующих подвижников. Свидетельства о состоянии души в первые минуты после смерти стали возможными только при развитии соответствующих медицинских технологий, позволяющих вернуть человека к жизни после остановки сердца. Между тем важно отметить, что данный вопрос никак не противоречит православному мировоззрению, более того, за неимением рационального объяснения именно христианский догмат о двуединстве человеческой природы подводит необходимую интеллектуальную основу под данный феномен.

Давать какую-то богословскую оценку рассмотренным феноменам мы не решимся. Несмотря на приведенные факты посмертного и околосмертного опыта, мы все-таки слишком мало знаем о нем, чтоб вторгаться туда своим грубым умом. Однако один очевидный вывод сделать можно: христианский образ жизни позволяет подготовиться к переходу в загробный мир и не только не бояться смерти, но и обрести в ней покой и блаженство.

Протоиерей Владимир Долгих