Потеря веры в бога

Урок литературы «Раздумье о человеке в пьесе М. Горького «На Дне»»

Урок литературы

в 11 классе «Раздумье о человеке в

пьесе М. Горького «На Дне»

Цель урока: показать новаторство Горького; определить составляющие жанра и конфликта в пьесе.

Создавать проблемную ситуацию и побудить учеников к высказыванию собственной точки зрения на образ Луки и его жизненную позицию. Выявление позиции героев пьесы и авторскую позицию по отношению к вопросу о правде.

Активизировать монологическую речь учащихся, навыки выразительного чтения.

Воспитание активной жизненной позиции, гуманного отношения к людям, непримиримости к пассивности, равнодушию.

Методические приемы: аналитическая беседа, дискуссия, инсценирование.

Тип урока: комбинированный.

Вид урока: урок-исследование с использованием элементов литературной композиции.

Раздумья о человеке в пьесе М. Горького «На дне» (Проблема истинного и ложного гуманизма).

Господа! Если к правде святой мир дорогу найти не сумеет, Честь безумцу, который навеет Человечеству сон золотой!

Проблема истинного гуманизма —

основа философско — житейской

проблематики в драме М. Горького «На дне».

Какие люди являются обитателями ночлежки. В ранних романтических произведениях Горького нашли отражение некоторые философские и эстетические представления Ницше. Центральным образом у раннего Горького является гордая и сильная личность, воплощающая идею свободы. Поэтому жертвующий собой ради людей Данко находится в одном ряду с пьяницей и вором Челкашом, никаких подвигов ради кого-либо не совершающим. «Сила есть добродетель», — утверждал Ницше, и для Горького красота человека заключается в силе и подвиге даже бесцельном: сильный человек имеет право находиться «по ту сторону добра и зла», быть вне этических принципов, как Челкаш, а подвигом, с этой точки зрения, является сопротивление общему течению жизни.

После серии романтических произведений 90-х годов, полных бунтарских идей, Горький создаёт пьесу, ставшую, пожалуй, наиболее важным звеном во всей философско-художественной системе писателя.

Философский вопрос, который поставил cам М. Горький: что лучше — истина или сострадание? Что нужнее? Нужно ли доводить сострадание до того, чтобы пользоваться ложью, как Лука?

Каждый человек понимает правду по-своему, имея всё-таки в виду некую окончательную, высшую правду. Это вопрос не субъективный, а общефилософский.

Учитель: для начала, что понимаете Вы под словом

— Что понимают под «правдой» герой пьесы?

Ученик: Можно выделить два уровня правды. Один — это «частичная» правда, которые герои отстаивают «для себя». Настя уверяет всех, и, прежде всего себя, в существовании необыкновенной, светлой любви. Барон — в существование своего благополучного прошлого. Клещ правдой называет своё положение, оказавшееся безнадёжным после смерти жены: «Работы нет … СИЛЫ нет! Вот — ­правда! Пристанища… пристанища нету! Издыхать надо… вот она правда! Для Вас».

Другой уровень правды — мировоззренческий в репликах Луки. «Правда» Луки и его «ложь» выражаются формулой: «Во что веришь — то и есть».

Учитель: — А нужна ли вообще, правда?

На этот счёт могут быть разные мнения. Лука бескорыстно пытается помочь людям, заронить в них веру в себя, пробудить лучшие стороны натуры. Он искренне желает добра, показывает реальные пути достижения новой, лучшей жизни, которой он манит анну, вопрос сложнее, это вопрос веры и религиозных убеждений.

Учитель: В чём же он врал?

Ученик: — когда Лука убеждает Настю что он верит в её чувства, в её любовь: «Коли ты веришь, была ли у тебя настоящая любовь… значит — была она! — он лишь помогает ей найти в себе силы для жизни, для настоящей, а не вымышленной любви.

Учитель: — Как обитатели ночлежкu относятся к словам Лукu?

Учитель: На какие группы можно разделить 6 героев пьесы:

Ученик: (Героев в пьесе можно разделить на «верующих» и «неверующих» . Анна верит в Бога, Татарин в Аллаха, Настя в «роковую» любовь, Барон- в своё прошлое, возможно, придуманное. Клещ уже ни во что не верит, а Бубнов и не верил никогда и ничему).

Учитель: — В чем сакральный смысл имени «Лука»?

Ученик: (У имени Лука двойственный смысл: Это ‘имя напоминает евангелиста Луку, означает «светлый» и в то же время ассоциируется со словом «лукавый» (эвфемизм слова «Чёрт»).

У поэта Беранже есть такие строки:

Господа! Если к правде святой Мир дорогу найти не сумеет, Честь безумцу, который навеет Человечеству сон золотой!

Был ли с ним согласен М. Горькuй?

В чём выражалась авторская позиция по отношению к Луке?

Благообразная внешность, ласковая «благостная» речь Луки, его ОСТРЫЙ интерес к людям могут пробудить симпатию к этому герою, и сам автор в чём — то ему симпатизирует. Но факты — упрямая вещь.

Беседа.

Учитель: — Какую роль выполняет Лука?

Ученик: Утешителя.

Анну он успокаивал разговором о блаженной тишине после смерти. Пепла он соблазняет картинами вольно и свободной жизни в Сибири. Несчастному Актеру — пьянице он сообщает об устройстве специальных лечебниц, где лечат алкоголиков, он повсюду сеет слова утешения и надежды. Жаль только, что все его обещания основаны на лжи.

Намерения Луки помочь другим людям кажутся попятными … Чтение притчи стр. 194 гл.3

Он рассказывает притчу о человеке, который верил в существование праведной земли. Когда некий учёный доказал, что такой земли нет, человек с горя повесился. Этим лука хочет лишний раз подтвердить, насколько спасительна для людей иногда ложь, и как не нужна и опасна для них бывает

ПРАВДА.

Учитель: — Что мы знаем о Луке?

Ученик: О себе Лука практически ничего не сообщает, мы узнаем только: «Мяли много, оттого и мягок … »

Учитель: — Каким образом лука действует на ночлежников?

Ученик: В каждом из ночлежников лука видит человека, открывает светлые их стороны, суть личности, и это производит переворот в жизни героев.

Странник добр, мягок, милосерден к несчастным, он идёт к жертвам жизни, к «униженным и оскорблённым», бескорыстно старается облегчить их страдания. Лука старается всех примирить и успокоить. Он поддерживает радужные иллюзии окружающих его людей:

  1. Умирающей Анне он рисует ласковую смерть — утешительную, спокойную загробную жизнь;

2) В насте поддерживает веру в существование возлюбленного в неё студента;

  1. Вору Пеплу Лука внушает веру в счастливую, богатую, свободную страну ­Сибирь;

  2. Актёру помогает поверить в бесплатную и прекрасную лечебницу, где его излечат от алкоголизма.

У поэта Беранже есть такие строки:

Господа! Если к правде святой Мир дорогу найти не сумеет, Честь безумцу, который нaвeeт Человечеству сон золотой!

Учитель: Согласен ли был с ним M. Гopькuй? Врал ли ночлежникам лука?

1)Умирает в муках Анна, моля Бога продлить её невыносимую жизнь на земле «хоть немножечко».

2) От снов о роковой судьбе освобождается Настя; она беснуется, неистовствует, готова свести счёты с жизнью.

  1. Попадет за убийство Костылёва на каторгу, в Сибирь, Васька Пепел. 4) Исчезает из ночлежки Наташа.

  2. Кончает жизнь самоубийством Актёр.

  3. Каждый из последних трёх актов пьесы заканчивается в финале чьей — нибудь смертью.

— Горький противопоставляет не истину и ложь, а истину и сострадание. Насколько оправдано такое противопоставление?

(ОБСУЖДЕНИЕ)

Учитель- В чём значение влияния Луки на ночлежников?

Ученик: (Все герои сходятся на том, что Лука вселил в них ложную надежду. Но ведь он не обещал поднять их со дна жизни, он просто показал их собственные возможности, показал, что выход есть, и теперь всё зависит от них самих).

Учитель: — Насколько прочна вера в себя, разбуженная Лукой?

Ученик: Эта вера в сознании ночлежников и не успела закрепиться, оказалась непрочной и не жизненной, с исчезновением Луки надежда гаснет.

Учитель: В чём причина быстрого угасания веры?

Ученик: (Может быть, дело в слабости самих героев, в их неспособности и нежелании сделать хоть что-то для осуществления новых планов. Неудовлетворенность реальностью, резко отрицательное к ней отношение сочетаются с полной неготовностью, что бы то ни было предпринять с целью изменить эту реальность).

Философский вопрос, который поставил сам Горький: что лучше ­истина или сострадание? Вопрос о правде многогранен. Каждый человек понимает правду по-своему, имея все-таки в виду некую окончательную, высшую правду. Посмотрим, как соотносятся, правда и ложь в драме «На дне».

Учитель: Позиция, какого персонажа противопоставляется позиции Луки?

Учитель: Позиции Луки, как компромиссной, утешительной, противостоит позиция Бубнова. Это наиболее мрачная фигура в пьесе. Бубнов вступает в спор неявно, словно разговаривая с самим собой, поддерживая многоголосие пьесы. Первый акт: сцена у постели Анны.

Бубнов, стиснув зубы: А нитки — то гнилые …

Учитель: Эта фраза повторяется на протяжении пьесы несколько раз, как будто комментируя происходящее с точки зрения пошляка, скептика и циника Бубнова. Он относится к жизни со злым пессимизмом.

Учитель: Найдите реплики, характеризующие мировоззрение Бубнова и прокомментируйте их.

Ученик: «Шум — смерти не помеха»~ снаружи как себя ни раскрашивай, всё сотрётся … всё сотрется, да!

«На что совесть? Я — не богатый».

Учитель: — Какова позиция Сатина в пьесе?

Ученик: Циничная «правда» Бубнова противостоит утешительной проповеди Луки.

Но эта проповедь дала импульс для определения ещё одной жизненной позиции. Её выразителем стал Сатин. Ещё в начале пьесы он заявляет: «Сделай так, чтобы работа была мне приятна — я, может быть, буду работать … да! Может быть! Когда труд — удовольствие, жизнь — хороша! Когда труд ­обязанность, жизнь — рабство!»

Знаменитый монолог Сатина о человеке в котором ОН говорит о необходимости уважать человека : «Не жалеть… не унижать его жалостью … уважать надо! — утверждает иную жизненную позицию.

Учитель: Чью позицию выражает Сатин в монологе о человеке?

Человек — вот правда!

Эти слова в устах шулера и пьяницы звучат не очень – то ограничено. Скорее, эти мысли принадлежат самому автору, для которого Человек находился в центре модели мира.

Как со временем меняются наши чувства и любовь

Стереотипы — это не просто зло. Это зараза, которая не дает молодому мозгу выпрыгнуть за пределы идиотской нормы и ведет к самым страшным последствиям. Советские годы сделали свое дело — теперь все вокруг в курсе, как жить, с кем спать, когда рожать детей. И не дай бог отклониться от непонятно кем придуманного плана. Даже мы с тобой, современные женщины, тоже глубоко погрязли в этих странных правилах, крепко замешанных на бесконечных компромиссах. Взять, к примеру, так любимый мамами и бабушками довод о том, что женщина не должна жить одна. Мол, одинокие либо дуры, либо стервы. А если с тобой все нормально, а муж, с которым ты прожила десять неплохих лет, не просто ушел, а еще и выгнал тебя из квартиры? Возможно, дело в том, что в погоне за сомнительной нормой ты поспешно связала жизнь с человеком, о котором ничего не знала. Была ли ты счастлива? А может, просто делала то, что от тебя ожидали?

Мне 37 лет. Я бывшая жена. Мне 69 лет. Я бывшая жена. Мне 25 лет. Я бывшая жена. Ты слышишь это в очереди, в компании подруг, на работе. И самое печальное в этих историях не разводы. Жены уходят сами, потому что наступает тот момент, когда они перестают понимать, почему должны каждый вечер ложиться в постель с незнакомым человеком. В начале отношений мы все хотим казаться лучше, максимально сдерживаем себя, иногда это затягивается на долгие годы, пока в какой-то момент не прорывается наша настоящая сущность. И тут уже впору знакомиться друг с другом заново. Женщины терпят, потому что признаться себе в том, что в семье что-то не так, могут только после того, как весь мир им об этом прокричит. С противоположным полом происходит то же самое, но с единственной поправкой: одинокий мужчина вызывает скорее сочувствие и восхищение. Бедный, вынужден сдавать рубашки в химчистку, коротать вечера за покером с друзьями, дарить подарки маме и водителю. Обнять и плакать!

Вот так и получается: ты вышла замуж после недолгого бурного романа с фантастическим сексом, вы завели лабрадора, купили домик, мама с папой подкидывают денег, вы не спешите с детьми, потому что собираетесь пожить для себя. Что ты знаешь о своем муже? Каким он будет, если вдруг не будет средств? Почему ты уверена, что у него нет любовницы? Он не такой? Люди меняются, с возрастом и ты начнешь спокойнее относиться к измене. Вернулся же, значит, любит. Ну с кем не бывает, подумаешь ты, помешивая борщ. Это с подружкой можно потрещать: «Этого я никогда не прощу!» И только в тот момент, когда на весах стоит плохой виноватый муж и пустота (читай: мучительный поиск нового партнера), ты, конечно, позовешь его обратно. И это будет тот самый компромисс во имя нормы, увы, не делающий никого счастливее и, вероятно, с плохим и неожиданным концом.

Мой друг — человек редких душевных качеств. Умен. Хорош собой. С уверенным, скажем, соцпакетом — машины, квартиры, часы… Что там еще положено? Двенадцать лет живет с женщиной, которую никогда особо не любил. Начал с ней встречаться в институте, потому что «предыдущая была ужасная». Спустя десять лет женился, потому что «она переживала». Любовь считал фактором глобальной нестабильности, поэтому дальше быстрого секса с бывшими секретаршами не заходил. Чем его семья отличалась от обычной? Да ничем. Близости и болтовни перед сном не было. Общий быт, общие отпуска. А потом он встретил свою Наташу. Он перестал спать, опаздывал на совещания, был крайне возбужден, счастлив и несчастен. Собрав остатки разума, он понял, что упустить эту женщину — это как спустить свою жизнь в унитаз. Наличие Наташи дома скрывал. Говорил, что не чувствует себя виноватым, потому что с женой его ничего не связывает, только быт, а тут любовь и настоящая жизнь. Разводиться не хотел, боялся слез и разговоров. Но когда Наташа забеременела, тихо взял зубную щетку и ушел. Но это история не про него, а про жену. Она была вне себя. Обижена, унижена и, главное, в совершенном шоке. Как так? 12 лет вместе, и все же было хорошо! Она и подумать не могла, что его что-то не устраивает. Да он и сам об этом не знал, пока не увидел, как бывает. Пытаясь объяснить причины своего ухода, мой внезапно прозревший друг говорил о счастье — с общим делом, общими друзьями, театрами и кино, предсказывал ей скорое обретение настоящей жизни. Жена смотрела на него как на идиота и не понимала, о чем он. Хотя мы-то с тобой прекрасно понимаем, в чем тут дело, да?

Бывшая жена миллиардера Владимира Потанина Наталья прожила с ним больше 30 лет. Она была везде и всегда рядом с выпускных школьных экзаменов, родила ему троих детей. В один прекрасный день он грубо выгнал из дома, оставив без копейки денег. Брачного контракта у них не было — привыкли доверять друг другу. «Предложение о разводе стало для меня шоком. Я до сих пор не знаю, почему это произошло. Я проснулась с абсолютно незнакомым мне человеком!» — с ужасом и недоумением читали мы в GQ.

Самая шумная премьера 2014 года — «Исчезнувшая» Дэвида Финчера. Ты правда думаешь, что все выходили из зала в таком шоке только потому, что Розамунд Пайк столь изящно обливалась чужой кровью во время секса? Эми и Ник — два незнакомца, оказавшиеся в одной постели. И ни фильм, ни брак не заканчиваются разводом — после долгих лет вместе они наконец узнают друг друга: лгун-изменщик и убийца-психопатка счастливы вместе.
Я не хочу тебя учить. И уж тем более — призывать знакомиться с собственным мужем поближе посредством колюще-режущих предметов. Я просто не хочу, чтобы ты, как и я, в какой-то момент удивилась тому, что рядом с тобой совсем не тот человек, за которого ты выходила замуж. Подумай об этом прямо сейчас и уходи, если это не твоя мечта. Ты достаточно умна, чтобы сочинить свою жизнь, даже если с первого раза не получилось.

Увлекательно…
Было бы интересно еще почитать, присылайте на почту. ОК Я соглашаюсь с правилами сайта Спасибо. Мы отправили на ваш email письмо с подтверждением.

Почему со временем охладевает вера?

Многим знакомо такое состояние: вроде бы совсем недавно сердце горело о Господе, а сегодня оно сухо, молиться не хочется, сомнения подступают со всех сторон. Так продолжается день, другой, третий, месяц… И вдруг пронзает мысль: веры… нет?! Насколько естественно – или, наоборот, противоестественно – такое состояние? Почему со временем оскудевает вера? Можно ли этого избежать и как? И что делать, чтобы с наименьшими духовными потерями пережить этот период? Своими советами делятся пастыри.

«Благодать возвращается, если человек ревностен»

Игумен Нектарий (Морозов):

– Наверное, дело здесь не столько во времени, сколько в том, усерден ли и постоянен человек в своей христианской жизни.

Когда благодать отходит, так Господь человека испытывает

Когда человек каким-либо делом занимается, старается в нем преуспеть, по истечении времени он в нем как раз преуспевает, и чем больше времени проходит, тем больший приходит опыт, большее мастерство, умение. То же самое можно сказать и о жизни христианской. Если человек начал этой жизнью жить и воспользовался теми благодатными дарами, которые Господь подает тому, кто только-только к Нему обратился, а затем, утрачивая рвение, теплоту сердечную, не подъемлет того труда, с которым должна быть сопряжена христианская жизнь, то естественно, наступают и охлаждение, и какое-то внутреннее опустошение. Но если человек трудится, и трудится ревностно, то происходит нечто другое: у него периодами бывает некое состояние, когда ему кажется, что благодать отошла от него, но на самом деле это время, когда Господь человека просто испытывает, и благодать действительно скрывается. Но если человеку потрудиться, если человеку быть постоянно бодростным и ревностным, то благодать возвращается, и человек вновь испытывает и радость от своей христианской жизни, и утешение, и какое-то удивительное ощущение полноты бытия. А если в этот период человек по малодушию, по непостоянству оставит свои труды и рвение, то не избежать охлаждения, и тогда требуются очень-очень большие усилия для того, чтобы вновь к доброй христианской жизни вернуться.

«Неверие всегда приходит как следствие нераскаянности»

Игумен Лука (Степанов):

– Мне это мало знакомо. «Охлаждение веры» – это, видимо, признание того, что не свои грехи – причина всяческих нестроений в душе и в жизни, но что, мол, Церковь ошибается, а я – хороший! «Куда мы пойдем? У Тебя глаголы Вечной Жизни», – сказали Христу апостолы, когда Он обличил их сердечное смущение вопросом: «Не хотите ли и вы от Меня отойти?» Думаю, у кающегося, стремящегося, по совету святителя Феофана Затворника, стяжать «дух непрестанного самоукорения» могут быть грехи многие и разные, но разочарования в богооткровенной нашей православной вере почти не бывает. Неверие всегда приходит как следствие нераскаянности.

«Чтобы преодолеть охлаждение, найди тех, кому еще труднее, и начни помогать им»

Иеромонах Димитрий (Першин):

– Увы, охлаждение в вере приключается с нами ежечасно, а точнее – ежесекундно. Вот я проснулся и решил, что прочту утренние молитвы. Но тут же приходит мысль о неотвеченных письмах, о пыли, которую надо бы протереть… – и куда-то подевалась моя решимость. И суета поглотила мою душу без остатка. И в середине дня я ловлю себя на том, что молитвы так мной и не прочитаны. Или вот пришел я на богослужение, включился в происходящее, едиными усты с хором и духовенством обращаюсь к Богу, но вдруг вспоминаю о том, что Иван Иванович поссорился с Иваном Никифоровичем, и начинаю думать над тем, как бы их помирить. Или о том, подешевеет или подорожает нефть. Или о том, что австралийские пингвины мельче антарктических. Почему это происходит? Как я оказался на стороне далече? Потому что удобопреклонен ко злу. Не сосредоточен. Рассеян. Так же и на более длинной дистанции. Ведь и в духовной жизни справедлив афоризм о том, что можно так долго идти навстречу себе, что совсем разучишься ходить. Из серии мелких подмен рождается привычка ко греху, страсть, зависимость – и вот уже человек сам не свой. Не он, а за него принимает решение его хотелка. По мысли одного из афонских подвижников позапрошлого века, наши страсти становятся для нас бесами. И именно они застят Небо. Они врастают в нашу природу и безбожно искажают ее. И мы становимся карикатурой на себя самих. Эту жуткую фантасмагорию учиняет с человечеством враг нашего спасения, желая досадить Творцу. И всё, что нам остается, осознав, во что мы вляпались, – это вновь и вновь вставать и обращаться к Нему с мольбой о незаслуженной нами милости.

Бывает, впрочем, что охлаждение в вере связано с тем, что человек устает бодаться с дубом – с теми внешними обстоятельствами, которые, как ему кажется, препятствуют ему свидетельствовать о Христе. Скажем, Сергей Фудель, отстрадавший в сталинских лагерях более двух десятилетий, вспоминал, как его отец протоиерей Иосиф Фудель на старости лет утратил свое пастырское горение, все больше времени стал уделять чаепитиям в кругу друзей. И связано это было с тем, что ему не удавалось преодолеть всю ту рутину, весь тот бесконечный бумаговорот, которого требовала от духовенства Церковь в Синодальный период ее существования.

Поэтому причины такого охлаждения могут быть как внутренними, так и внешними. Но надо помнить, что Господь промышляет о нас. И если мы начинаем коснеть и умирать в своем теплохладии, то приходит на нас огненное искушение. Те самые гонения и иные скорби, что встряхивают нас, взбадривают и, как это ни парадоксально, дают нам силы вернуться на узкую тропу.

Мой мизерный опыт говорит о том, что, во-первых, если нас замучило это самое «охлаждение» или если нас обижают и зажимают в клещи, единственное на потребу – найти тех, кому еще труднее, и, не откладывая, начать помогать им. Я сейчас даже не о нищих в переходах говорю. Я о тех, кто болен, у кого на руках малые дети, нет отца, кто просто ждет от нас доброго слова или телефонного звонка, а, может быть, и связи по скайпу. Дело в том, что в небесном банке другие проценты. И грош нашего времени, наших инвестиций и забот конвертируется в тихую радость, а нередко и в ответную помощь нам в наших делах.

Во-вторых, если дело, которое мы делаем, – стоящее, что ж, будем помнить, что, по слову Юрия Шевчука, «Господь нас уважает». А стало быть, надо делать его в простоте сердца, готовясь к худшему, надеясь на лучшее, а там – как Бог даст. Когда идешь сквозь встречную грозу к родному дому, тут уже не до охлаждений – и так кругом всё мокро и противно, – тут надо просто идти.

«Иди в храм, исповедуйся, кайся, причащайся»

Протоиерей Александр Ильяшенко:

– Такое искушение, конечно, бывает. Но надо иметь в виду, что наша жизнь человеческая – это, так сказать, штука полосатая. Периоды подъема сменяются периодами какого-то духовного расслабления. Нужно быть к этому готовым и не впадать ни в какие крайности, не унывать, а понимать, что это период в какой-то мере закономерный вследствие нашей человеческой слабости, но нельзя слабости поддаваться – нужно мобилизовываться и терпеливо и с усердием переносить это время некоего духовного охлаждения, ни в коем случае не соглашаясь с тем, что это навсегда. Лукавый вкладывает такой помысел. И это лукавый помысел, ему верить нельзя. Надо понять, что пусть это грех невольный, но это грех, а ты не хочешь унывать и отступать от Церкви – так иди в храм, исповедуйся, кайся, причащайся Святых Христовых Таин, проси у Господа прощения – и с Божией помощью преодолеешь это искушение.

«Очень важно христианам собираться вместе и делиться своим опытом»

Протоиерей Константин Пархоменко:

– Охлаждение наступает, когда происходит привыкание. Так бывает и в супружеских отношениях – примерно через два года супружеской жизни. Так бывает и в вере. Я неспроста поставил это рядом, так как эти состояния очень похожи по природе. Очень часто Священное Писание и святые отцы уподобляли отношения с Богом супружеству. И тут и тут мы имеем дело с трудом, с усилиями.

Чтобы не произошло охлаждения, чтобы вера была все время «в тонусе», в состоянии горения, необходимо следить за следующим.

1. Вера не должна быть формальной, но должна быть живой. Это значит, что мы должны наблюдать за собой: не превратилась ли наша молитва в бездушное вычитывание молитвенного правила? не превратилось ли посещение богослужений в рассеянное выстаивание служб?

Важно наблюдать за собой, чтобы молитва была живой и искренней, чтобы поддерживались не формализованные, но живые отношения с Богом.

Мы должны «расти» в вере. Любая остановка приводит к падению

2. Мы должны «расти» в вере. Любая остановка приводит к падению. Через что происходит рост? Через постепенное возрастание в молитве, в доброделании, через чтение и размышление над Священным Писанием и сочинениями святых отцов и подвижников веры. Наша вера должна быть источником и животворящей силой нашего личностного роста.

3. Мы должны творчески подходить к вере. Если христианин не имеет христианского «увлечения», вера ему может скоро наскучить. Апостол Павел писал, что все мы имеем свои дарования от Духа Святого и должны их развивать. Кто-то имеет харизму (= благодатный дар) свидетельства о вере, кто-то прекрасный молитвенник, кто-то любит и умеет заниматься социальными проектами и делами. Каждый может найти дело по душе и постепенно возрастать в нем. Как цветы на поляне разные, но каждый цветок по-своему прекрасен, так и каждый христианин уникален и прекрасен в своем.

Если находить в вере ресурсы для реализации заложенных в каждого из нас талантов и способностей, то такая вера наскучить не может.

4. Очень важно христианам собираться вместе и делиться своим опытом, рассказывать братьям и сестрам, с какими трудностями лично мы столкнулись, знакомиться с их опытом, поддерживать друг друга и проч. Дело в том, что вот уже как полвека открыт такой феномен – «профессиональное выгорание». Такому выгоранию подвержены те, кто занимается с людьми: педагоги, врачи, священники и проч. Много лет психологи пытались подобрать «терапию», которая бы профилактировала и помогала в преодолении такого выгорания и охлаждения к работе. И вот было открыто, что нет ничего лучше, чем собираться в группы и совместно обсуждать, под руководством компетентного специалиста, возникшие проблемы. Эта терапия получила название «Балинтовских групп».

В каком-то отношении подобная методика может помочь и христианам избежать выгорания и охлаждения. Собственно говоря, христиане с древнейших времен собирались вместе и общались, так что это не какое-то новшество, а самое что ни на есть нормальное явление. Как раз ненормально, когда прихожане разобщены, незнакомы и каждый приходит в храм для своих нужд.

«Без молитвы вера невозможна»

Священник Валерий Духанин:

– Охлаждение в вере может случиться с любым христианином. Но связано это не с тем, что прошло много времени и человек как бы устал от веры, а с тем, что мы становимся теплохладными, утрачиваем духовное усердие.

Когда вера не имеет никакого воплощения в жизни, то она, конечно, уходит. Это как хорошая книга, когда-то прочитанная и отложенная на дальнюю полку. Человек к ней относится вроде бы хорошо, знает, что она где-то есть, но просто не обращается к ней в повседневной жизни. Так и вера, если она никак не проявляется в реальной жизни – посещением храма, отношением к ближним, при решении жизненных ситуаций, – то вытесняется куда-то на периферию.

Вера в Бога – это не признание, что Бог есть, но живое ощущение присутствия Божия

Но вообще, чтобы понять причины охлаждения в вере, надо выяснить, а что, собственно, такое вера. Если сказать по существу, то вера в Бога – это не просто признание, что Бог действительно есть. Подлинная вера в Бога – это живое ощущение присутствия Божия, когда ты всем своим существом чувствуешь, что Господь рядом с тобой и у тебя есть возможность обратиться к Нему – Он услышит и ответит, потому что Он есть Любовь. То есть вера – это особая сердечная связь. Вот как когда два человека любят друг друга, у них есть сердечная связь, и это очевидно для них, хотя другие этого не чувствуют. Вера – это очевидность, человек чувствует Бога всем своим существом, а не просто признает рассудком.

И вот такая вера поддерживается только молитвой, непосредственным обращением к Господу. Представьте, что верующий человек целый год не будет молиться, не посетит ни разу храма. Да через год от его веры ничего не останется, ведь он совсем не обращается к Богу. Господь будет вытеснен на задворки его души. И может показаться, что Бога вообще нет. Вот как ночью мы не видим в комнате икон, потому что нет света, и тоже может показаться, что икон там вообще нет, но если зажечь лампаду, то огонек озаряет святые лики. Так и наша молитва есть тот свет веры, который открывает нам присутствие Бога. Утрачивая молитву, мы утрачиваем свет, являющий Бога. Не имея этого света, можно подумать, что Бога нет вообще. То есть вера в Бога неотрывна от нашей внутренней связи с Ним. Утратив связь с Господом, мы перестаем чувствовать Его и потому начинаем думать, что Его нет.

Оскудение веры всегда связано с оскудением личного духовного опыта. Соответственно вера укрепляется от живой и искренней молитвы, когда каждый раз ты поднимаешься не на формальную вычитку правила, а на общение с Небесным Отцом. Молитва доставляет живую связь с Господом, а от этого и вера будет тоже живой.

Вера вообще возрастает от нашей готовности следовать за Христом, быть верным Ему в любых ситуациях – скорбных и радостных, – решать проблемы с позиции евангельских заповедей. Если свою жизнь ты стараешься выстраивать по Евангелию, соотносить с заповедями и каяться в прегрешениях, то Господь Своей благодатью укрепит твою веру.

«Нужно отгонять бесовский дух неверия»

Священник Димитрий Шишкин:

– Вера – это высшее проявление свободной человеческой воли – с одной стороны, и дар Божественной благодати – с другой. И благословенные неизреченные состояния «торжества веры», даруемые нам от Господа, несомненно, сменяются и должны сменяться периодами как бы «плохой погоды», когда Солнце правды скрывается от нас. Но происходит это именно для того, чтобы мы и во время «мглы ненастной» сохраняли волей своей память о Солнце, и это есть необходимое испытание нашей веры, которого никто не может избежать.

Никто и никакие обстоятельства – ни внешние, ни внутренние – не могут человека заставить верить или не верить. В этом тайна веры. И чем более сознательно и отчетливо мы запечатлеваем и исповедуем нашу веру в самые трудные и смутные периоды – тем более в вере укрепляемся и тем более привлекаем к себе благоволение Божие, которое и проявляется, как правило, в неких «прозрениях», если можно так сказать, когда душе нашей отчасти открывается свет Солнца правды и отчасти становится доступным опытное понимание того, что есть «Небо духовное». Конечно, это не те высочайшие состояния и переживания, которые испытывают святые люди, но это и не призрак какой-нибудь, а реальность духовной жизни, приоткрываемая нам Господом для нашего утверждения в вере.

Кроме этого, надо помнить вот еще о чем. Несомненно, существует бесовский дух неверия. И это надо знать, чтобы не малодушествовать и не удивляться, не унывать в случае его внезапного нападения, когда душу как бы обволакивает мгла неверия. Это время совершенно необходимого для нас борения, испытания нашей свободы. В такие моменты именно и нужно сознательно и твердо говорить: «Я не верю тебе, дух неверия, отойди от меня, я Господу моему верю, Ему Одному поклоняюсь и служу». Это некая неколебимая точка веры, точка нашего произволения и свободного выбора, точка решимости. И никто над этой «точкой» не властен. Мы должны исповедовать свою веру, несмотря ни на что, и тогда обязательно в свое время Господь пошлет нам и утешение, и радость неизреченную общения с ним в покаянии и сокрушении сердца.

Наша задача – крепко стоять в вере, какие бы мысли и чувства нас ни обуревали

Никогда не нужно смущаться духом неверия. Он делает свою «работу» – искушает, испытывает. А наша задача – крепко стоять в своей вере, какие бы мысли, настроения и чувства, противные ей, нас ни обуревали. У греков есть поговорка: «Хороший капитан виден в плохую погоду». Это про нас. Очень важно не поддаваться всем этим «ветрам, штормам и туманам», которые не дают покоя и, бывает, не сразу развеиваются даже и во время молитвы. Не поддаваться – это значит даже в самый отчаянный шторм и бурю помнить о том моменте, когда ты снова встретишься с Солнцем правды – Христом. И очень важно хранить такое расположение, чтобы тогда, в момент тишины, сказать от всего сердца: «Господи, Ты знаешь, я и в бурю верил только Тебе!»

«Проявив терпение, дождешься духовной весны»

Священник Леонид Кудрячов:

– Говорят: «время лечит». И на самом деле переживания и скорби по прошествии времени уже не так остры и чувствительны. Но, похоже, время «лечит» и духовные переживания. С годами может оказаться, что вера уже «не та», не такая живая, искренняя, горячая. Это опыт многих людей, просто так от него не отмахнешься. Сохранить первую любовь – нелегкое дело, а преумножить ее – подвиг. Но это тот самый случай, когда говорят: трудно – значит, нужно! Классическая иллюстрация этого – образ гаснущего костра, который снова разгорится, если начать подкладывать в него соответствующее топливо.

Еще есть такая теория: в личной вере каждого человека происходит некая смена сезонов. Наше внутреннее яркое, сочное лето подходит к концу, и наступает плаксивая осень. А потом становится еще хуже – значит, пришла зима. Но, проявив терпение, дождешься весны, вновь появится духовный подъем, желание угодить Богу, ощущение Его присутствия. И эта смена сезонов – нормальное явление. Одни люди более к ней чувствительны, другие – менее. Понимая все это, легче пережить очередную зиму.

Просьбы о помощи

Напишите свою историю
здравствуйте!меня зовут Наташа.
мне 15 лет и у меня пропала вера в Бога,такое ощущение что он не помогает,а забирает.Я просто не понимаю что я сделала такого плохого что от меня отвернулся сам Господь!:( только одно разочерование в жизни,прям боюсь жить дальше думаю что будет еще хуже…!
Поддержите сайт:

наташа , возраст: 15 / 18.10.2011

Отклики:
иногда для того, чтобы дать, нужно что-то отобрать. например, тебя оставил любимый тобой человек. девушка плачет, убивается, потому что не знает, что для нее предназначен Богом ГОРАЗДО БОЛЕЕ ЛУЧШИЙ ВАРИАНТ!! А этот окажется трусом или лентяем, или просто однажды ее изобьет в кровь. Девушка этого не знает. Страдает. Глупенькая. :))
Еще пример. Мальчик был исключен из музыкального училища. Страдал, переживал, а его друзья тем временем были втянуты в наркотические какие-то дела с героином или чем-то таким. ПОВЕЗЛО мальчику на самом-то деле!! П.ч. он пошел учиться в другой колледж, где никого не знал, где было одиноко, но на самом деле Бог этого и хотел как раз. лучше быть одному, чем вместе с кем попало!! Потерпи, Наташа, и со временем тебе станет понятно, зачем произошло то или иное событие в твоей жизни. Спаси и умудри тебя Господь.

Ольга Петровна , возраст: 48 / 19.10.2011

Наташечка! Бог есть Любовь, и это не теоретические рассуждения, а практика. Это опыт многих и многих людей. Я как-то читал книжку одного батюшки, он описывал как после Причастия в храме некий покаявшийся бандит, разбойник, творивший ужасные злодейства, вдруг почувствовал эту Любовь и всё это горячо высказал. Это лишь один из примеров.
А внутренние ощущения могут быть следствием плохого настроения или может быть это всякая нечистая сила вредит и сбивает и навевает. А может быть и другое: опять-таки вспоминается рассказ одной монахини, которая после монашеского пострига на следующий день проснулась абсолютно без веры даже в Бога. Испугавшись побежала к старцу, а он ей сказал, что это такое испытание, которое Бог может послать особенно любящим Его (Разумеется, для их же пользы). Так что не сомневайтесь! Бог Вас любит!

Михаил , возраст: 30 / 19.10.2011

Здравствуй, Наташа!
Напиши подробней — что у тебя случилось — так трудно
что то подсказать. Но вов всём, что с нами происходит есть свой смысл. И всё же — что бы с
тобой не случилось — не теряй веры — мне, например
молитва и вера помогают переносить жизненные
трудности.
Счастья тебе и Ангела Хранителя!

Михаил , возраст: 42 / 19.10.2011

У меня умер брат ему было всего 17 лет,и он для меня был все в моей жизни,уже 3 года прошло но я не смогу не когда это забыть,я не понимаю почему именно он?Теперь у меня вообще потерялся смысл жизни!

наталья , возраст: 15 / 19.10.2011

Наташ, читала я когда-то одну книгу, роман, основанный на реальных событиях какого-то зарубежного писателя. Вот о чём там велось повествование.
Две сестры возращались домой из школы, было очень тёмно, так как на дворе стояла зима. Неожиданно путь им преградила стая подростков. На глазах у девочки они жестоко убили её подругу. Это искалечило всю её жизнь.
У девочки после этого случая нашли отклонения в психике, несколько раз она лечилась в психбольнице. Но это не помогало. Она не могла смириться со смерть подруги, думая, что должна была помешать тем подросткам…
Сначала она начала пить сильнейшие транквилизаторы, потом наркотики, а потом… летальный исход от передоза.
Наташ, скажи, ты хочешь себе такой жизни? Пойми, невозможно носить в душе ад… От этого надо избавиться каким-то образом. Любым, Наташ, любым. Но самоубийство не решит ничего. Просто всё закончится. Закончится в тот момент, когда твоя жизнь только начинается. Поверь, пережить можно всё. И не только смерть близкого человека. Поверь, Наташ. Три года — это довольно большой срок. Я думаю, что острый период должен был уже пройти. Но забыть… Нет, Наташ, ты НИКОГДА ЭТОГО НЕ ЗАБУДЕШЬ. Ты будешь помнить, это естественно. Только уже не будет так больно… Понимаешь?
А вопрос: «Почему именно он?» не особо тактичный, Наташ. А почему не он, скажи? Почему кто-то другой? Представь, у матери умирает ребёнок… Первый вопрос к Богу: «Почему именно мой ребёнок?»… А почему не твой? Почему чей-то ещё? Так бывает, Наташенька… Это жизнь…
Удачи тебе. И держись, ладно?)))

Тина , возраст: 18 / 19.10.2011

Здравствуй и ты, Наташенька! Разреши мне тебя так называть, ведь по возрасту я бы вполне могла быть тебе бабушкой.
Давай с тобой поговорим серьезно, сердечно и искренне.
Во-первых, разреши прижать тебя к себе и помолчать вместе с тобой погоревать о твоем брате. Конечно, смерть молодого человека для его близких — это большое горе. И Сам Христос плакал у гроба своего юного друга Лазаря вместе с сестрами Лазаря — Марфой и Марией.
А что было потом? Ты помнишь ведь из Евангелия, что было потом? Потом было воскресение Лазаря.
Главная молитва Вербного воскресения такова:
«Общее воскресение прежде Твоея страсти уверяя, из мертвых воздвигл еси Лазаря Христе Боже. Тем же и мы, яко отроцы, победы знамение носяще, Тебе, Победителю смерти, вопием: осанна в вышних, благословен грядый во имя Господне.» (Перевод:Ты, Христе Боже, перед своими страданиями воскресил из мертвых Лазаря, чтобы всякий веровал в свое воскресение. Поэтому и мы, зная, что воскреснем, Тебе поем, как прежде пели дети: Осанна в вышних, слава Тебе, пришедшему для славы Божией).

Значит, дорогая Наташа, мы можем надеяться на всеобщее воскресение. Причем православие говорит нам о том, что это воскресение будет не только душевным, но и телесным.
Следовательно, во-вторых, милая моя девочка, настанет день, когда ты и твой брат увидитесь и обниметесь, радуясь друг другу и Господней любви. Такова наша радостная христианская вера.
Но, в-третьих, Наташа, нужно знать, что самоубийцы удаляют себя от Божественной любви, значит они не увидят ни Бога ни родных.
И, в четвертых, самое главное — для того, чтобы облегчить существование твоего брата, чтобы он там почувствовал твою любовь надо молиться о нем. А молитва любящей души имеет перед Богом убедительнейшее ходатайство.
Начни с простого, утром и вечером повторяй: «Упокой, Господи, душу усопшего раба Твоего, моего брата (имя брата) и прости ему вся согрешения вольная и невольная, и даруй ему Царствие Небесное».
Так что смысл жизни у тебя есть — это любовь к твоему брату, которую ты будешь выражать своими делами, своей жизнью, своей верой и надеждой.
А для того. чтобы лучше разобраться в том, как проявить к брату свою любовь, прочитай материалы сайта Мемориам: http://www.memoriam.ru/
Бог помощь, Наталья.

Елена , возраст: 54 / 19.10.2011

Здравствуй, Наташа.
Бог от тебя никогда не отворачивается. Он наш Отец, по Его воли мы живем. От Него всё в нашей жизни. Если нам посылаются испытания, то они нам по силам, значит это нужно нашей душе. Все это не случайно.
Почему Бог забирает к себе людей, через тяжкую болезнь или внезапно через несчастный случай — только Ему это известно. Ему известна будущая жизнь того человека и вся его судьба. То, что от нас скрыто. Нам не дано все это понять. Приходится принимать и понимать, что так для души его лучше, хотя нам это кажется несправедливым. Но мы все каждый в свой срок отойдем к Нему. Самоубийство же — прямая дорога в ад. Страшнее этого ничего нету. Поэтому надо жить, даже если иногда и бывает очень трудно. Поверь, все у Бога не случайно. В этом неоднократно убеждался в своей жизни. Молись за брата и подавай за него милостыню.
Наташа, Бог и твой Ангел-Хранитетль всегда с тобой. Поэтому ничего не бойся и верь, все будет хорошо. Счастье приходит ко всем. А трудности тебя закалят и сделают сильнее.

Сергей К , возраст: 28 / 20.10.2011

Наташа, ты не должна думать об этом вообще! Тебе всего 15 лет, у тебя все самые важные события в жизни впереди выбрать профессию, закончить институт, выйти замуж и родить ребенка! Я в твоем возрасте тоже не думала о будущей профессии, а теперь жалею, а от нее будет зависеть твое окружение и твоя жизнь, вот это важно, так что направь мысли на учебу, и не забивай голову всякой ерундой. Эх где мои 15 лет…

Екатерина , возраст: 30 / 12.01.2014

Предыдущая просьба Следующая просьба
Вернуться в начало раздела

Версия для печати

Почему можно потерять веру в людей?

Обычно веру в людей теряют очень добрые и отзывчивые по натуре люди. Живёт такой человечек, жизни радуется, всей душой переживает за родных и близких, помогает друзьям, всегда готов прийти на помощь в трудную минуту. Он не может по другому… Но жизнь штука коварная, и может случиться нечто непредвиденное, когда самому нужна помощь. И вот тут все как один друзья и знакомые ну очень прямо заняты. Вот прям рады бы помочь, но вот то кошка рожает, то бабушку из деревни в гости ждут, то с мужем в ссоре и ну никак не вырваться… И человечек остаётся один на один со своим горем… Вот тогда и теряется вера в людей. Но обычно ни с первого раза… На первый раз можно и простить, но когда череда неприятностей и все былые друзья и родные чертовски заняты — вере приходит конец…

Я потеряла веру в людей, когда ушла от пьющего мужа, а он через месяц повесился… Само собой, его родня обвинила во всём меня. Хотя до этого несколько лет я просила их помочь уговорить мужа оправиться в наркологию. Ну да бог бы с ними, с его родными… Мои родные, волею судьбы живущие в других городах, на мои звонки, что мне ужасно плохо, отвечали — ну ты там держись, ты же сильная… И никто, никто не позвал меня с ребёнком к себе хотя бы на пару недель, просто прийти в себя… Бывшие (конечно бывшие!) друзья за спиной нарекли меня ведьмой, что это я «уработала» мужика… На 4 года я прекратила вообще с кем-либо общаться… Только ребёнок и всё…

Да, когда я была «кисейной барышней», жалела подружек, у которых болели кошечки… Летела пулей на последние деньги покупать билет на поезд к брату, у которого умерла жена… Не буду перечислять всё, на что я была готова, чтобы помочь людям. Но веру в людей я потеряла давно.

Нет, я не стала ненавидеть людей. Я по-другому стала смотреть на них. Люди — это просто люди. Пришлось выйти из моего добровольного заключения и таки общаться с людьми, на работе, например. И мимо прямо откровенного горя я так и не могу пройти мимо. Но теперь делаю добро и сама себе говорю — я делаю это потому, что по-другому не умею, не жди отдачи! Самый большой побочный эффект от потери веры в людей — я категорически не завожу друзей и никого не приглашаю в гости.