Вера в православии

Содержание

Вера

См. раздел О ВЕРЕ И НЕВЕРИИ

  • Как обрести веру? свящ. К. Пархоменко
  • Вера Христос Яннарас
  • Вера и надежда Н.Е. Пестов
  • О вере и неверии прот. А. Степанов
  • Что такое вера? С.Л. Франк
  • Соблазны неверия в Бога в современном обществе прот. Иоанн Кравченко
  • Вера и богословие В.Н. Лосский
  • О вере и знании диакон Андрей
  • Почему «верою ходим, а не видением»? протопр. Михаил Помазанский
  • Послание патриархов о православной вере
  • Вера и дела свт. Игнатий (Брянчанинов)
  • Вера и причины неверия архиеп. Варлаам (Ряшенцев)
  • Беседа о вере архиеп. Никифор (Феотокис)
  • Весьма полезное слово о вере… свт. Иоанн Златоуст
  • О вере * О хранении веры свт. Тихон Задонский
  • О вере и целомудрии В.П. Лега
  • О вере
  • О вере

Ве́ра –
1) добровольный союз между Богом и человеком;
2) христианская добродетель, внутренняя убеждённость человека в существовании Бога, сопряженная с высшей степенью доверия к Нему как Благому и Мудрому Вседержителю, с желанием и готовностью следовать Его благой воле;
3) сухое согласие разума с фактом существования Бога; знание о Боге и Его воле, не сопровождающееся желанием её исполнять (бесовская вера) (Иак.2:19);
4) религиозный культ, верование (ложное).

На древнееврейском языке слово «вера» звучит как «эмуна» – от слова «аман», верность. «Вера» – понятие очень близкое к понятию «верность, преданность».

Существуют три уровня веры, три ступени духовного восхождения, основанные на трёх силах души (уме, чувствах и воле): вера как рассудочная уверенность, вера как доверие и вера как преданность, верность.

1. Вера как уверенность – это рассудочное признание какой-либо истины. Такая вера не влияет на жизнь человека. Предположим, кто-то верит, что мы есть. И что нам с того? Внутренний мир человека от такой веры мало меняется. Для него Бог является как бы одним из объектов вселенной: есть планета Марс, а есть и Бог. Поэтому такой человек не всегда соотносит веру со своими поступками, не пытается внимательно выстраивать свою жизнь по вере, а действует по принципу «Я сам по себе, а Бог Сам по Себе». То есть это просто признание своим умом факта существования Бога. Кроме того, обычно такая вера иллюзорна, спроси такого верующего «Кто есть Бог?» и услышишь наивные фантазии, не имеющие ничего общего с Божественным откровением.

2. Вторая ступень – вера как доверие. На этом уровне веры человек не просто рассудочно соглашается с существованием Бога, но чувствует присутствие Божие, и в случае скорби или жизненных трудностей непременно вспомнит про Бога и станет молиться Ему. Доверие предполагает надежду на Бога, и человек уже старается сообразовывать свою жизнь с верой в Бога.
Впрочем, если ребёнок доверяет своим родителям, это ещё не значит, что он всегда будет их слушаться. Иногда дети пользуются родительским доверием для оправдания своих проступков. Человек доверяет Богу, но сам не всегда бывает верен Ему, оправдывая свои страсти греховностью окружающих. И хотя такой человек время от времени молится, он редко старается побеждать свои пороки, не всегда бывает готов сам чем-то пожертвовать для Бога.

3. Самая высокая ступень – это вера как верность. Истинная вера – это не только знание о Боге (которым обладают даже бесы (Иак.2:19)), но знание, влияющее на жизнь человека. Это не только признание Бога своим умом, и не только доверие Ему своим сердцем, но и согласование своей воли с волей Божьей. Только такая вера может выражать любовь, потому что истинная любовь немыслима без верности. Такая вера становится основанием для всех мыслей и поступков человека и только она – спасительна. Но это предполагает и внутренний труд над собой, победу над своими страстями и обретение евангельских добродетелей.
Итак, душа человека состоит из трёх сил — ума, чувств и воли; истинная вера задействует их все.

Вера в отношении к другим добродетелям

«Во главе святых добродетелей стоит вера – корень и суть всех святых добродетелей. Из нее вытекают вся святые добродетели: молитва, любовь, покаяние, смирение, пост, кротость, милосердие и др.
преподобный Иустин (Попович)

Источник веры

Вера даруется Богом (Еф.2:8), тому, кто её ищет. Святитель Тихон Задонский говорил, что вера, как искра, зажжённая от Духа Святого в сердце человеческом, разгорается теплотой любви. Он называет веру светильником в сердце. Когда горит этот светильник, человек видит духовные вещи, может верно судить о духовном и даже видит невидимого Бога; когда же не горит – в сердце темно, там мрак неведения, там заблуждения и пороки возводятся в достоинство добродетелей.

Слагаемые веры

Вера слагается из человеческого произволения (желания, воли) и действия Божественной благодати. Она есть святое таинство, в котором согласуется человеческая воля и Божественная благодать (см. синергия).

Вера состоит в принятии истин Божественного Откровения, заключенных в Священном Писании и Священном Предании, сформулированных в догматическом учении Церкви. Эти истины – сверхчувственные, невещественные, невидимые, нематериальные, таинственные. Они превосходят видимый материальный мир, превосходят человеческие органы чувств и разум, а потому требуют веры.

Верой приобретается познание о Боге, а без веры невозможно познать Его… Ибо какое умствование убедит нас, например, в Воскресении?.. Какими умствованиями может быть постигнуто рождение Бога Слова?
святитель Иоанн Златоуст

Выражение веры

Веру можно подразделить на умозрительную (догматическую) и деятельную, живую, выражающуюся в исполнении Евангельских заповедей. Эти виды веры взаимно дополняют друг друга в человеческом спасении.

«Вера, если не имеет дел, мертва сама по себе. Но скажет кто-нибудь: «ты имеешь веру, а я имею дела»: покажи мне веру твою без дел твоих, а я покажу тебе веру мою из дел моих. Ты веруешь, что Бог един: хорошо делаешь; и бесы веруют, и трепещут. Но хочешь ли знать, неосновательный человек, что вера без дел мертва? Не делами ли оправдался Авраам, отец наш, возложив на жертвенник Исаака, сына своего? Видишь ли, что вера содействовала делам его, и делами вера достигла совершенства? И исполнилось слово Писания: «веровал Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность, и он наречен другом Божиим». Видите ли, что человек оправдывается делами, а не верою только? Подобно и Раав блудница не делами ли оправдалась, приняв соглядатаев и отпустив их другим путем? Ибо, как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва»
(Иак.2:16-26)

«Без веры невозможно спастись, потому что на вере основывается все, как человеческое, так и духовное. Но вера не иначе приходит в совершенство, как чрез исполнение всего указанного Христом. Без дел же вера мертва, равно как и дела без веры. Истинная вера показывается в делах».
преподобный Иоанн Дамаскин

«Образ богопочитания заключается в сих двух вещах: в точном познании догматов благочестия (1) и в добрых делах (2). Догматы без добрых дел не благоприятны Богу, не приемлет Он и добрых дел, если они основаны не на догматах благочестия»
святитель Кирилл Иерусалимский

«Вера в Евангелие должна быть живая, нужно веровать умом и сердцем, исповедовать веру устами, выражать, доказывать ее жизнью. Постоянство в православном исповедании догматов веры питается и хранится делами веры и непорочностью совести … Спаситель мой. Насади в меня веру живую, доказываемую делами…, чтобы я стал способным к воскресению в духе моем».
святитель Игнатий (Брянчанинов)

То, что мы истинно веруем Богу… пусть будет явлено на основании наших дел и соблюдения Божиих заповедей.
святитель Григорий Палама

Как обрести веру?

Преподобный Силуан Афонский: «Неверующему я даю такой совет: пусть он скажет: «Господи, если Ты есть, то просвети меня, и я послужу Тебе всем сердцем и душою». И за такую смиренную мысль и готовность послужить Богу Господь непременно просветит».

Неверующему следует молитвенно просить у Бога встречи и внимательно наблюдать за собой. Бог обязательно ответит на искреннюю молитву через обстоятельства жизни, через ближнего, а может быть и прямо в сердце человека. «И взыщите Меня и найдете, если взыщите Меня всем сердцем вашим» (Иер.29:13).

Чем укрепляется вера?

Слушай Слово Божие, проповеди и поучения, читай Слово Божие, святых отцов и старческие книги, ищи и вопрошай, беседуй и общайся с верующими, богатыми в вере; молись, вопий к Богу о вере, живи по вере, чаще исповедуйся и приобщайся Святых Таин.
свт. Феофан Затворник

***

Можно ли быть истинно верующим, не зная основ вероучения?

К сожалению, на сегодняшний день даже среди прихожан существует немалое количество тех, чья личная религиозная позиция в отношении изучения догматов бывает не только нейтральной, но даже и негативной.

Зачем обременять себя излишними знаниями? — удивляются они; ведь главное — посещать Божий храм, участвовать в богослужении, слушаться батюшку, стараться не грешить. Между тем, такая точка зрения не только не приветствуется Церковью, но и противоречит самому понятию веры.

Не случайно Господь Иисус Христос, обращая внимание на пророческое провозвестие о том, что люди будут научены Богом, указывал апостолам, что (именно) научившийся приходит к Нему (Ин.6:45). При этом Спаситель и Сам призывал: «научитесь от Меня» (Мф.11:29). Как известно, одним из последних Его повелений, адресованных апостолам, было требование научить (а не просто крестить) все народы (Мф.28:19-20).

И это объяснимо. Уже само вступление человека в Церковь Христову подразумевает определенное знание условий, задач и целей христианской жизни.

Скажем, без знания о том, для чего и ради чего надлежит исполнять послушание Церкви, немыслимо сознательное, добровольное служение Богу, смиренная, жертвенная самоотдача. А ведь именно этого ждёт от нас Глава Церкви, Господь (Мф.16:24).

Без обстоятельных знаний того, во что именно следует верить, чтобы спастись, унаследовать Царство Небесное, вера не может быть осью человеческой жизни, предметом убежденности разума; не может возрасти до уровня высокой христианской добродетели.

«Вера», не подкрепленная знаниями, ведёт к заблуждениям, зарождению и развитию ложных представлений о Боге, к формированию в сознании воображаемого идола. Идолопоклонство же служит преградой на пути в Царство Божье.

Вера, основанная на простом признании факта существования Бога и Его Промысла, на слепом и невнятном исповедании Христа Сыном Божьим, сродни бесовской. Ведь и демоны вопили, кричали Христу: «Что Тебе до нас, Иисус, Сын Божий? Пришел Ты сюда прежде времени мучить нас» (Мф.8:29); ведь и демоны веруют и трепещут (Иак.2:19)

Человек призван к уподоблению Богу (Мф.5:48). И оно должно осуществляться по множеству направлений. Ввиду того, что одним из существенных Божеских свойств является всеведение, уподобление должно осуществляться и в отношении повышения уровня знаний.

В первую очередь для спасения важны не знания вообще, а знания религиозно-нравственного характера (1Кор.14:20). Именно эти знания именуются в Откровении глаголами вечной жизни (Ин.6:68). (см. подробнее: Можно ли быть христианином без знания догматов?)

***

Возможна ли вера вне Церкви?

Для того, чтобы ответить на это вопрос, необходимо четко представлять, какая именно форма веры (какое именно смысловое значение этого понятия) имеется в виду.

Вера в Единого Бога проявлялась в людях и до создания Церкви. Такой верой обладал и Адам, и Авраам, и Израиль.

Некоторая вера в Единое Начало, проявлявшаяся на уровне разума, была свойственна ряду дохристианских философов. Некоторыми начатками веры в Неведомого Бога обладали даже и представители языческого мира (Деян.17:23).

На протяжении всей истории существования человеческого рода Бог открывался всем людям через естественное Откровение (см. подробнее: Что такое естественное откровение Божие и естественное богопознание?).

Отдельные ветхозаветные праведники (а, например, во время заключения Синайского Завета — весь Израиль) становились причастниками сверхъестественного Божественного Откровения. Всё это способствовало формированию и укреплению веры людей в Бога Истинного и Единственного.

Однако через ветхозаветную веру человек не освобождался от рабства греха, не достигал Высших Небесных Обителей. Это стало возможным только с Пришествием Сына Божьего, заключением Нового Завета между Богом и человеком, образованием Церкви.

Приобщение к вере Христовой осуществляется через усвоение Евангельских учения, приобщение к Истинной Церкви, соблюдение заповедей.

Истинной Церковью является Вселенская Православная Церковь. Ведь только она есть столп и утверждение истины (1Тим.3:15), только ей вверена полнота спасительных даров Святого Духа, только в ней соблюдается подлинная вера, та, которую имел в виду Господь, говоря о Себе, что «верующий в Него не судится, а неверующий уже осужден» (Ин.3:18).

Поскольку быть верующим, в самом возвышенном смысле этого слова, означает не только верить в существование Бога и всего, что составляет предмет христианского вероучения, но и жить полнотой христианской жизни, постольку понимаем, что вера достижима лишь в рамках общецерковной жизни (подразумевающей участие в храмовых богослужениях, Таинствах и т. д.), в рамках жизни во Христе.

Сам Господь, говоря о необходимости такого отношения к вере, утверждал: «Без Меня не можете делать ничего» (Ин.15:5).

См. ВОЦЕРКОВЛЕНИЕ

***

«Вера» – понятие очень близкое к понятию «верность, преданность». Становится очевидно, что вера – это не пассивное доверие к внешнему авторитету, а динамичная сила, которая преображает человека, ставит перед ним цель жизни, дает возможность для осуществления этой цели.

«Не принимай за счастье сытость. Истина заключается в том, что мы не имеем ничего постоянного на этой земле. Всё вмиг проходит, и ничего нам не принадлежит, всё взаймы. Взаймы здоровье, сила и красота.»
святитель Николай Сербский

«Тут только есть верующие и неверующие. Там – все верующие».
М. Цветаева

«Вера не есть лишь ожидание; это есть уже сама реальность».
еп. Иоанн (Шаховской)

«Христианская вера имеет две стороны: вера в Бога и вера Богу. Есть догматическая вера – приверженность определенным вероисповедным утверждениям и определенным религиозным практикам, и есть вера личная – приверженность определенной личности, Господу нашему Иисусу Христу. Личное упование на Христа, покаяние и вера не могут существовать без догматов. Вот догматы без упования, покаяния и веры – сколько угодно».
Сергей Худиев

«Человек никогда веры не чужд… В душе каждого Бог закодирован: в ощущении Вечности, ощущении Высшего начала. И поэтому для того, чтобы прийти к вере, надо прийти к самому себе. Мы живём как бы вдали от себя. Работаем торопимся, суетимся в домашних делах. Но мы совершенно не помним себя. Мне часто вспоминаются слова Майстера Экхарта: «В молчании Бог произносит своё слово». Молчание! Где у нас молчание? У нас всё время всё тарахтит. Но для того чтобы прийти к каким-то духовным ценностям, надо создавать островки тишины, островки духовной сосредоточенности. Остановиться на минуту. Мы же всё время бежим, как будто у нас очень большая дистанция впереди. А дистанция у нас короткая. Пробежать её ничего не стоит. Так вот, чтобы познать, углубить, осознать в себе живущую в нас веру надо вернуться к самим себе…».
протоиерей Александр Мень

Вера – это уверенность в вещах невидимых. Мы это слово употребляем по отношению к Богу к вещам духовным; но оно относится также ко многому в обычной жизни. Мы говорим о любви, мы говорим о красоте. Когда мы говорим, что любим человека, мы тем самым говорим, что непостижимым, невыразимым образом мы в нем прозрели нечто, чего другие не видели. И когда мы, охваченные восторгом, восклицаем: «Как это прекрасно!», – мы говорим о чем-то, что до нас дошло, но чего мы не можем просто истолковать. Мы только можем сказать: приди и посмотри, как апостолы говорили своим друзьям: приди, взгляни на Христа, и ты узнаешь, что я в Нем увидел (Ин.1:46).
И вот наша вера в вещи невидимые, с одной стороны, является личной нашей верой, то есть тем, что мы сами познали, тем, как мы когда-то, хоть один раз в жизни, прикоснулись края ризы Христовой (Лк.8:44) – и почуяли Его Божественную силу, хоть раз взглянули в Его очи – и увидели бесконечное Его милосердие, сострадание, любовь. Это может случиться непосредственно, таинственным путем встречи живой души с Живым Богом, но это бывает тоже посредством других людей. Мой духовный отец мне раз сказал: никто не может отрешиться от земли и обратить весь свой взор на небо, если в глазах хоть одного человека, на лице хоть одного человека не увидит сияние вечной жизни… В этом отношении мы все ответственны друг за друга, все ответственны за ту веру, которую имеем или по которой тоскуем и которая нам может даться не только чудом непосредственной встречи лицом к лицу с Богом, но и через посредство человека.
Вера поэтому складывается из многих элементов. С одной стороны, это наш личный опыт: вот, я увидел в этих очах, на этом лице сияние вечности, Бог просиял через этот лик… Но бывает: я как-то чую, что есть нечто – но не могу это уловить! Я улавливаю только немногое. И тогда могу обратиться взором, слухом, общением души к другим людям, которые тоже нечто познали, – и то жалкое, может быть, но драгоценное, святое знание веры, которое мне было дано, расширяется опытом, верой, то есть уверенностью, знанием других людей. И тогда моя вера делается шире и шире, глубже и глубже, и тогда я могу провозглашать истины, которыми обладаю не лично, но соборно, вместе с другими людьми. Так мы провозглашаем Символ веры, который нам дан издревле опытом других людей, но который мы постепенно познаем, приобщаясь этому опыту.
И наконец, есть другая вера, о которой говорит Евангелие от Иоанна: Бога никто не видел, кроме Единородного Его Сына, пришедшего в мир – спасти мир (Ин.1:18, 3:17). Есть истины веры, которые мы принимаем от Христа, потому что Он знает все глубины Божественные и всю глубину человека и может приобщить нас и к человеческой глубине, и к Божественным глубинам.
митрополит Сурожский Антоний

***

Понятие веры в святоотеческой письменности

Круг церковных авторов, посвятивших этому вопросу место в своих сочинениях, вполне обозрим. Во-первых, это те древние писатели, кто составлял большие тексты апологетического содержания, как, например, Климент Александрийский (ум. ок. 215 г.), блаженный Феодорит Кирский (ум. ок. 460 г.); во-вторых, это церковные катехизаторы – святой Кирилл Иерусалимский (ум. 386 г.); наконец, это систематизаторы церковного знания, как анонимный автор «Учения Святых Отцов о воплощении Бога-Слова» (Doctrina Patrum), приблизительно датируемого VI-VII вв., преподобный Анастасий Синаит (ум. ок. 700 г.) и преподобный Иоанн Дамаскин (ум. до 787 г.).
Главными опорными текстами Священного Писания для Святых Отцов являются два места из апостола Павла. В Послании к евреям дается классическое определение веры: Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом… А без веры угодить Богу невозможно; ибо надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть, и ищущим Его воздает (Евр.11:1). В таком понимании вера приоткрывает для человека неочевидное, но бесценное дно недоступного непосредственному чувственному восприятию и обыденной достоверности; предмет веры – это умопостигаемое, удостоверяемое лишь в мистическом опыте богообщения. Второе место из апостола Павла не служит определением. Это скорее описание необходимых условий возникновения веры, которыми оказываются самое Писание, иными словами, божественное откровение, и наставление в нем, то есть традиция, прививаемая в церковной общине: …ибо всякий, кто призовет имя Господне, спасется. Но как призывать Того, в Кого не уверовали? как веровать в Того, о Ком не слыхали? как слышать без проповедующего? Итак вера от слышания, а слышание от слова Божия (Рим.10:14-17).
Впервые теоретическому рассмотрению понятие веры подвергается у Климента Александрийского, который, с одной стороны, опровергал обвинение греческих философов в том, что вера есть неразумное мнение, основанное на предрассудке, с другой стороны, противостоял мнению гностиков, оставлявших веру простым членам Церкви, противопоставляя ей значение гнозиса, понимаемого как некое эзотерическое ведение, доступное только посвященным и закрытое от профанов. С третьей стороны, он противился убеждению тех самых простецов, полагавших, что одной веры без знания или гнозиса вполне достаточно.
«Вера, – пишет Климент в «Строматах», – есть свободное предвосхищение и благочестивое согласие … Другие же определяют веру как акт мысленного допущения неявного, наподобие доказательства, открывающего нам существование вещи хоть и неизвестной, но очевидной. Итак, вера – это акт свободного выбора, поскольку она есть некое стремление, и стремление разумное. Но так как каждое действие начинается с разумного выбора, то выходит, что вера и есть основа всякого разумного выбора… Итак, верящий Писаниям и имеющий верное суждение слышит в них голос самого Бога, свидетельство непререкаемое. Такая вера уже более не нуждается в доказательствах. Блаженны поэтому не видевшие, но уверовавшие.
С попыткой полного и систематического богословского представления понятия веры мы встречаемся у автора IV века святого Кирилла Иерусалимского в его пятом «Огласительном поучении». Вот что он пишет: «Слово вера одно по названию своему … разделяется на два рода. К первому роду принадлежит вера научающая, когда душа соглашается на что-либо. И она полезна для души… Другой род веры есть тот, который по благодати даруется Христом. Одному дается Духом слово мудрости, другому слово знания, тем же Духом; иному вера, тем же Духом; иному дары исцелений, тем же Духом (1Кор.12:8-9). Итак, сия по благодати Духом Святым даруемая вера есть не только научающая, но и действующая выше сил человеческих. Ибо кто имеет сию веру: скажет горе сей: «перейди отсюда туда», и она перейдет (Мф.17:20)… Итак, имей ты со своей стороны веру в Него, чтобы и от Него получить веру, действующую выше сил человеческих.
Преподобный Иоанн Дамаскин в «Точном изложении православной веры», в главе, специально отведенной раскрытию значения слова вера, суммирует предшествующую традицию: «Вера, между тем, двояка: есть вера от слышания (Рим.10:17). Ибо, слушая божественные Писания, мы верим учению Духа. Вера же эта обретает совершенство через все, что законоположено Христом: веруя делом, живя благочестиво и исполняя заповеди Обновителя нашего. Ибо кто не верует согласно с преданием кафолической Церкви или кто через постыдные дела имеет общение с диаволом, тот неверен. Вера же есть, опять-таки, осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом (Евр.11:1) или несомненная и нерассуждающая надежда на то, что обещано нам Богом, и на успех наших прошений. Поэтому первая вера относится к нашему намерению, а вторая – к дарам Духа.
Преподобный Иоанн, также как и святой Кирилл, четко различает, что в нашей собственной власти, а что есть божественный дар. Итак, три основных смысла слова, три преобладающих образа – догматический (вера церкви), психологический (согласие с верой церкви) и харизматический (дар Духа Святого); это три стоящих за указанными образами сущности – церковь, человек, Бог. У Святых Отцов вера в первую очередь рассматривается как нечто внешнее по отношению к человеку, которое становится «внутренним» благодаря согласию души в акте личной веры.
П.Б. Михайлов, преподаватель ПСТГУ

***

Верить и говорить о своей вере – разные понятия. То, во что я верю, – это то, что я делаю.

Беседа на апостольское чтение 28-й Недели по Пятидесятнице.

Послание к колоссянам, из которого мы сегодня читаем на Литургии, есть апологетическое письмо, направленное против ересей, распространившихся уже в апостольские времена в городе Колоссы. Колосские лжеучители отвергали божественность Иисуса Христа, считая Его сотворенным существом, и ставили в один ряд с Ангелами. Практически то же самое говорят сегодня адепты секты Свидетели Иеговы, считающие, что Христос – это Архистратиг Михаил.

Апостол Павел с ходу бросается в бой со лжеучениями. Уже в первой главе он благовествует о Христе как о Сыне Божием, о том, что Иисус есть Бог. Он – «образ Бога невидимого, рожденный прежде всякой твари» (Кол. 1:15). Если рожден прежде всякой твари и является образом Божиим, то значит рожден Богом и единосущен Ему, как любой сын единосущен своему отцу. Как же Христос может быть тварью, если Он единосущен Отцу и рожден «прежде всякой твари»?

«Ибо Им создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое» (ст. 16), – продолжает Павел. «Им создано все» – в точном переводе с греческого: «через Него создано все». Небо и землю, все видимое и невидимое сотворил Бог Отец через Сына Своего, силой животворящего Духа. Как и сказано об этом прикровенно в псалме: «Словом Господа сотворены небеса, и духом уст Его – все воинство их» (Пс. 32:6). Христос вместе с Отцом и Духом святым есть Творец мира. И Он – Бог, ибо сказано: «В начале сотворил Бог небо и землю» (Быт. 1:1).

Затем Павел касается темы Ангелов. «Ибо Им создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, – все Им и для Него создано» (ст. 16). Престолы, господства, начальства, власти – это ангельские чины, и все они созданы через Христа. Как же Он может быть им равен? Как Творец может быть равен творению? Он неизмеримо выше.

Но хорошо, каково же отношение Христа к человеческой природе? Ведь люди видели Его в образе человека, да Он, несомненно, и был человеком. «Он – начаток, первенец из мертвых» (ст. 18), – говорит Павел. Христос есть «начало восстановленного человечества», – толкует Феофан Затворник. Человечество «в Нем сначала восстановлено… а потом по Нему и силою… Его восстановляются и все» остальные люди, верующие в Него. «Он – начало, источник… и родоначальник» нового человечества, рожденного от воды и Духа. Поэтому и называется Христос «начатком» и «первенцем из мертвых». Можно было еще назвать Его и «первенцем из воскресших», ибо Он воскресает первый, силою Своею, а за ним и мы, силою Его. Христос – и Бог, и человек, а вместе – Богочеловек.

Так Павел в нескольких стихах излагает православную христологию – то, что впоследствии было лишь раскрыто и подробно объяснено Церковью.

Обратим внимание, братья и сестры, на то, что для апостола далеко не все равно, как верить в Бога. Павел потратил большую часть своей проповеднической энергии не столько на саму проповедь Христа Воскресшего, сколько на то, чтобы воспитать в уже обращенных людях веру чистую и правильную. И об этом все его Послания.

И действительно, вера искаженная неугодна Богу. Верить нужно правильно, по-апостольски. А для воспитания в себе правильной веры необходимо потрудиться, даже если ты уже давно в Церкви. Необходимо почитать, посоветоваться, разобраться. Много чего нужно выяснить. Необходимы хотя бы начальные знания по богослужению, чтобы молиться в храме осмысленно. Основы аскетики нужно разобрать, чтобы поститься, молиться, вести духовную жизнь именно по православным принципам; например, понимание той же молитвы у католиков и протестантов совсем иное. Необходимо прояснить для себя основы догматики, Символ Веры разобрать, чтобы твердо знать, во что мы веруем. Священное Писание нужно пройти, с церковными толкованиями. И многое-многое другое. Работы очень много, христиане, и время не ждет.

Некоторые говорят: я человек простой, вот я верую, да и все, не приставайте ко мне со своими катехизисами. Допустим, что ты человек простой, но вера твоя не такая уж и простая. Православная вера – это не просто вера в Бога. В Единого Бога верят и мусульмане, и иудеи. Наша вера – это вера в Троицу, вера в Спасителя Иисуса Христа, вера в Церковь и во все то, о чем говорится в том же Символе Веры. Кстати, один только Символ Веры разобрать – сколько всего тут надо будет понять. Так что если ты православный, то дотягивайся до уровня своей веры.

Только что мы кратко разобрали несколько строк из послания Павла. Трудно это усваивается? Трудно. А ведь это не инструкция для священников или катехизаторов, это письмо для всей общины, поэтому оно читалось и читается сегодня перед общиной. Поэтому нам нужно, братья и сестры, дорастать до уровня ясного понимания апостольских посланий и всего того, что читается на богослужении.

Трудно, ох трудно нашему человеку принять мысль о том, что в Церкви недостаточно просто присутствовать, но необходимо учиться. Тяжело нам понять, что христианин – это ученик до самого гроба. Но это так, несомненно, так.

Помните Великое Повеление Христа? Оно начинается словами: «…Идите научите все народы» (Мф. 28:19). Слово «научите» с греческого можно перевести здесь как «сделайте учениками». Так в некоторых переводах и написано. Христианин – это всегда ученик, независимо от сана и возраста. Придти в Церковь – значит сделаться учеником Иисуса Христа и Его апостолов.

Но наш человек – это особый разговор. Он мужественно выстоит пятичасовую монастырскую всенощную; он поедет в паломничество хоть на другой конец света; он проведет на морозе 8-10 часов, стоя в очереди к какой-нибудь святыне… Но чтоб засесть за книги и что-то поучить – о нет. Это нашей славянской натуре тяжело. Широта русской души? Не знаю. А может, обыкновенная лень?

Братья и сестры, нам нужно серьезно переформатировать свое отношение к пребыванию в Церкви. Если что-то в Церкви нам неясно, мы должны ощущать некий дискомфорт. Какой-то червячок должен грызть нашу совесть – что же это такое незнакомое в моем родном доме, в Церкви? Все равно, что вы придете к себе домой, а у вас на кухне, скажем, какой-то мужчина сидит. Вы что, зевнете и пройдете мимо? Не знаю, что конкретно вы сделаете, но какое-то разбирательство будет. А в Церкви нас окружает масса непонятого, но мы зеваем и машем рукой: а, мне это не нужно… Человек, да это же дом твой! Церковь для христианина – дом родной! А тебе неинтересно в собственном доме… Не должно быть так, православные.

Пусть, братья и сестры, сама трудность сегодняшнего апостольского чтения станет для нас толчком к изучению собственной веры. Веры, которую надо хорошо узнать, чтобы полюбить.

Сергей Комаров

Вера в Бога

Учение о Боге в Символе веры начинается словом: «Верую». Бог есть первый предмет веры христианской. Таким образом, наше христианское признание бытия Божия основывается не на рассудочных основах, не на доказательствах, взятых из разума или полученных из опыта наших внешних чувств, а на внутреннем, высшем убеждении, имеющем нравственное основание.

Веровать в Бога значит, в христианском понимании, не только умом признавать Бога, но и сердцем стремиться к Нему.

«Веруем» в то, что недоступно внешнему опыту, научному исследованию, восприятию нашими органами внешних чувств. В славянском и русском языках понятие «верую» глубже значения русского «верю, » обозначающего часто простое принятие без проверки свидетельства другого лица, чужого опыта. Св. Григорий Богослов различает и в греческом языке: религиозную веру — «верую в кого, во что»; и простую личную веру — «верю кому, чему». Он пишет: «Не одно и то же значит: «веровать во что» и «верить чему». Веруем мы в Божество, а верим относительно всякой вещи» (Твор. св. Григория Богослова. Часть 3, стр. 88, «О Духе Святом»).

Христианская вера есть таинственное явление в области человеческой души. Она шире мысли, сильнее, действеннее ее. Она сложнее отдельного чувства, она содержит в себе чувства любви, страха, почитания, благоговения, смирения. Она также не может быть названа волевым явлением, ибо, хотя она двигает горами, христианин, веруя, отказывается от своей воли, всецело предавая себя в волю Божию: «Да будет воля Твоя на мне, грешнем».

Фото: optina.msk.ru

Конечно, христианство связано и с умственным знанием, оно дает мировоззрение. Но если бы оно оставалось только мировоззрением, пропала бы его движущая сила; без веры оно не было бы живой связью неба и земли. Христианская вера есть нечто гораздо большее, чем-то «убежденное предположение, » называемое верой, какое обычно встречается в жизни.

На вере создана Церковь Христова, как на скале, которая не содрогнется под нею. Верою святые побеждали царства, творили правду, заграждали уста львов, угашали силу огня, избегали острия меча, укреплялись при немощи (Евр. 11:33-38). Одушевленные верою христиане с радостью шли на мучения и смерть. Вера — камень, но камень не осязаемый, свободный от грузности, тяжести; влекущий вверх, а не вниз.

«Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой» — сказал Господь (Ин. 7:38), и проповедь апостолов, проповедь в силе слова, в силе Духа, в силе знамений и чудес, была живым свидетельством истинности слов Господа.

«Если будете иметь веру и не усомнитесь…, если и горе этой скажете: поднимись и ввергни себя в море, будет» (Матф. 21:21). Чудесами святых всех веков наполнена история Церкви Христовой, Но чудеса творит не вера вообще, а вера христианская. Вера действенна не силой воображения и не самогипнозом, а тем, что она связывает с источником всякой жизни и силы — с Богом. Она сосуд, которым зачерпывается вода; но нужно быть у этой воды и опустить сосуд в нее: вода эта — благодать Божия. «Вера есть ключ к сокровищнице Божьей, » пишет о. Иоанн Кронштадтский («Моя жизни во Христе», т. 1, стр. 242).

Поэтому трудно дать определение: что есть вера. Когда Апостол говорит: «Вера есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом» (Евр. 11:1), то, не касаясь здесь природы веры, указывает только на что направляет ее взор: — на ожидаемое, на невидимое, а именно, что вера есть проникновение души в будущее (осуществление ожидаемого) или в невидимое (уверенность в невидимом). Это свидетельствует о таинственном характере христианской веры.

Вера и знание в религии и науке

Значение веры в религии столь велико, что саму религию часто называют просто верой. Это справедливо, но не более, чем и в отношении к любой другой области познания.

Путь к знанию для человека всегда открывается с веры родителям, учителю, книге и т.д. И только последующий личный опыт укрепляет (или, напротив, ослабляет) веру в правильность ранее полученной информации, претворяя веру в знание. Вера и знание, таким образом, становятся единым целым. Так происходит рост человека в науке, искусстве, экономике, политике…

Столь же необходима человеку вера и в религии. Она является выражением духовных устремлений человека, его исканий и часто начинается с доверия тем, кто уже имеет в ней соответствующий опыт и знания. Лишь постепенно, с приобретением собственного религиозного опыта, у человека наряду с верой появляется и определенное знание, которое возрастает при правильной духовной и нравственной жизни, по мере очищения сердца от страстей. Как сказал один из великих святых: «Душа видит истину Божию по силе жития».

Христианин на этом пути может достичь такого познании Бога (и существа тварного мира), когда его вера сорастворяется со знанием, и он становится «один дух с Господом» (1 Кор. 6:17).

Таким образом, как во всех естественных науках вера предваряет знание, и опыт подтверждает веру, так и в религии вера, исходя из глубоко интуитивного чувства Бога, приобретает свою силу только в непосредственном личном опыте Его познания. И только вера в небытие Бога, во всех своих мировоззренческих вариантах, остается не только не оправданной в опыте, но и находящейся в вопиющем противоречии с великим религиозным опытом всех времен и народов.

Суеверия

Суеверие, то есть вера суетная, не приносящая истинную пользу душе человека — это своего рода духовная болезнь, без всякого преувеличения ее можно уподобить наркомании, и образуется она там, где оскудевает истинное знание о вере и о духовной жизни. Вера без знания очень быстро превращается в суеверие, то есть весьма странную смесь различных взглядов, где находится место и ангелам, и бесам, и даже Господу Богу, но отсутствуют понятия покаяния, борьбы с грехом, изменения образа жизни.
Суеверно мыслящий человек верит, что его личное благополучие зависит от того, насколько успешно он сумеет оборониться от злых сил. При этом понятия любви Божией, воли Божией, Промысла Божия ему совершенно чужды. Не знает такой человек и не хочет знать, что скорби и страдания, попущенные Богом, являются проявлением любви Божией к нам — воспитательным средством, благодаря которому человек оказывается способным осознать свою немощь, почувствовать необходимость помощи Божией, покаяться и переменить свою жизнь. И не важно, каким образом эти скорби нас посещают: через болезнь или потерю близких, или в результате несчастного случая, или через наветы колдунов.

Грешат тяжко против первой заповеди Божией те, кто держится суеверия. Суеверие, или суетная вера, вера ни на чем не основанная, недостойная истинных христиан.
Святые отцы и учители Церкви часто предостерегали от предрассудков и суеверий, которыми обольщались иногда и древние христиане. Их предостережения можно подразделить на три вида:
1) предостережения от так называемых примет, когда из самых маловажных случаев выводятся предзнаменования о счастливых обстоятельствах в нашей жизни;
2) предостережения от гаданий или ворожбы, или сильного желания какими бы ни было, даже темными средствами, узнать, какова будет последующая наша жизнь, успешны или безуспешны будут те или другие наши предприятия; и, наконец,
3) предостережения от желания приобрести силы, исцеляющие от болезней или предохраняющие от различных бед и опасностей; от использования предметов, которые не заключают в себе ничего врачебного и по свойствам своим не могут иметь никакого влияния на наше благополучие и счастье.

Источник христианской веры

Источником веры является откровение. Словом откровение в тесном смысле означается „сокровенных таин явление» или сверхъестественное сообщение людям со стороны Бога каких-либо новых и неведомых для них истин.

В отличие от сверхъестественного откровения, постоянное обнаружение действий всеблагого Промысла Божия, являемое чрез посредство естественных сил и законов природы, установленных Творцом, называется откровением естественным. Этот последний вид откровения означается в Св. Писании более общим наименованием: явление, в отличие от более специального слова – откровение, которым преимущественно означается откровение какой-либо тайны, или истины, превышающей силы естественного человеческого ума. Когда. ап. Павел говорит об откровении Бога языческому миру чрез посредство видимых творений, то употребляет выражение: „Бог явил им“ (Рим. I:19), а когда тот же апостол говорит об откровении чрез писания пророческие тайны воплощения (Римл. ХIV, 24), об откровении ему тайны относительно призвания в церковь Христову язычников (Ефес. III:3) и вообще о сверхъестественных откровениях (ср. 1 Кор. II:10; 2 Кор. XІІ, 1, 7; Ефес. I:17; Филипп III, 15): то во всех этих случаях откровение обозначает словом откровения. В этом смысле откровение св. Иоанна называется Апокалипсисом.

Вера и Церковь

Внешнее единство есть единство, проявленное в общении таинств, внутреннее же единство есть единство духа. Многие спаслись (напр., некоторые мученики), не приобщившись ни одному из таинств Церкви (даже и Крещению), но никто не спасается, не приобщившись внутренней церковной святости, ее вере, надежде и любви; ибо не дела спасают, а вера. Вера же не двояка, но едина — истинная и живая. Посему неразумны те, которые говорят, что вера одна не спасает, но еще нужны дела, и те, которые говорят, что вера спасает, кроме дел: ибо если дел нет, то вера оказывается мертвой; если мертва, то и неистинна, ибо в истинной вере Христос, истина и жизнь, если же не истинная, то ложная, т.е. внешнее знание.

Церковь имеет веру, но веру живую, ибо она же имеет и святость. Когда же один человек или даже епископ имеет непременно веру, что можем мы сказать? Имеет ли он святость? Нет, ибо он ославлен преступлением и развратом. Но вера в нем пребывает, хотя и в грешнике. Итак, вера в нем есть восьмое таинство, как и всякое таинство есть действие Церкви в лице, хотя и недостойном. Через это таинство какая же вера в нем пребывает? Живая? Нет, ибо он преступник, но вера мертвая, т.е. внешнее знание, доступное даже бесам. И это ли будет восьмое таинство? Так отступление от истины само собою наказывается.

Мы знаем, когда падает кто из нас, он падает один, но никто один не спасается. Спасающийся же спасается в Церкви как ее член, и в единстве со всеми другими ее членами. Верует ли кто, он в общении Веры, любит ли, он в общении Любви, молится ли, он в общении Молитвы. Посему никто не может надеяться на свою молитву, и всякий, молясь, просит всю Церковь о заступлении, не так как будто бы сомневался в заступничестве единого ходатая Христа, но в уверенности, что вся Церковь всегда молится за всех своих членов.

О вере на «Правмире»:

  • Православное Догматическое Богословие
  • Вера в Бога. О вере в Бога и доверии Ему
  • Великие физики о вере и Боге
  • Почему люди верят в Бога
  • Не веря в себя, нельзя верить в другого человека
  • Почему человек верит в Бога?
  • Вера как опыт жизни в Боге
  • Ты в Бога веришь?
  • Зачем Церковь, если Бог в душе?
  • Зачем вера?
  • Вера и спорт: нет ли противоречий?
  • О вере и знании
  • Что такое вера?
  • Вера и причины неверия
  • Верую. Вера образованных людей
  • Вера Церкви. Введение в православное богословие
  • Великие люди о Христе и о вере
  • Какая книга помогла прийти к вере? Личный опыт
  • Молитва Символ веры
  • Толкование на Символ веры
  • Символы веры раннего Христианства

Верить — означает проявлять к предмету веры особое отношение со стороны верующего. Вера — это когда человек признаёт события и процессы объективно истинными, не смотря на доводы логики и фактов. С помощью веры реализуется познание. Предмет того, во что верит человек, он отождествляет в первую очередь с собой. Особенностью веры является то, что позиция верующего человека не всегда аргументирована — он просто верит в то, что чувствует.

Верующий человек (если речь идёт о Боге) придаёт сверхъестественному созданию реальные плотские очертания, пускай и менее плотные, невидимые. Не спроста в христианстве вера стоит в центре всего православного учения. Продвинутые религиозные деятели знают, насколько важна вера в жизни человека, потому что благодаря ей в жизни верующих людей реализуется и воплощается материальные мысли.

Примеры веры

Человек так устроен, что ему необходимо во что-то верить, даже не важно во что. Вера — это очень мощное чувство, стойкое убеждение, которое не предполагает других точек зрение, чем ту, в которую верит верующий. Примеры:

  1. Верю в Бога.
  2. Верю в то, что всё будет хорошо.
  3. Верю, что смогу заработать достаточно денег.

У верующего во что-либо человека вследствие ментальной оценки формируется самоидентификация, которая и определяет поступки, суждения, а также нормы поведения в обществе и отношение к событиям.

Вера — этимология

Существуют слова, в которые их составная часть «Вера» является корнем, например, суеверие, верный. Считается, что слово вера имеет несколько происхождений. В старославянском вѣра; в польском wiara, в чешском víra, в православном мировоззрении věra — всё это обозначение одного и того же понятия; верить и испытывать соответствующую эмоцию.

Люди всегда верили в сверхъестественное, поэтому во все времена вера была предметом бурных философских споров. В христианстве веру считают одну из основных добродетелей, достигаемую с помощью молитвы. По мнению христианского учения, чтобы воссоединиться с Богом, необходимо уверовать в Его и вести соответствующий образ жизни верующего человека.

5 лучших определений и значений веры

Рассмотрим трактовку такого понятия как верить под разными призмами восприятия, в основном с традиционной позиции церкви. Лучшие 5 определений веры:

  • Определение № 1 — Вера есть воплощение того, что ожидает человек.
  • Определение № 2 — Вера это когда человек обладает твёрдой уверенностью в невидимом.
  • Определение № 3 — Вера это необходимость, с помощью которой человек способен преодолеть законы природы.
  • Определение № 4 — Вера это признание существования непознаваемых высших сущностей, которые находятся за пределами понимания людей и добра, и зла.
  • Определение № 5 — Вера это когда человек готов действовать без сомнений и несмотря на то, что знания у него явно ограниченные в этом вопросе.

Следует различать понятие веры от предрассудков, так как первое — это стойкая позиция верующего, а второе — витающие убеждения, которые могут быть легко развенчаны. Верующим можно назвать человека, если он представляет одну из религий или конфессий (православная вера, мусульманская вера и т.д.).

По факту употребления значения веры данный термин можно отождествлять с такими понятиями как церковь и религия. Верующий человек является носителем религиозной модели мироустройства, одним из людей, кто проявляет любовь.

Верующие люди делятся на несколько типов:

  1. Тот, кто верит глубоко. Такие люди ведут себя соответствующе, их мировоззрение определяет поведение.
  2. Тот, кто верит поверхностно. Такой человек верит, как бы по умолчанию, однако степень фанатизма не проявлена достаточно сильно, чтобы поставить верование на первый план физического бытия.
  3. Тот, кто не определился. Данная категория людей является колеблющимися между решением уверовать в Бога или выбрать атеистический образ жизни.

Специфика чувства веры заключается в том, что оно просачивается во все сферы человеческой жизни, включая личное, рабочее и социальное пространство. Например, нередко можно встретить такую ситуацию, что верующий человек отказывается от идентификационного кода или паспорта, считая, что любые цифры и учёт, особенно людей: когда им присваивают номера, исходит от Дьявола, что это дьявольская система современного цифрового мироустройства.

Отказаться от паспорта и идентификационного кода в угоду веры

Верующий человек имеет право отказаться от каких-либо документов, чтобы не иметь их при себе. При этом данное решение, основанное на глубоких религиозных верованиях, усложняет приём такого сотрудника на работу в связи со сложностью официального оформления и трудоустройства. Однако пока ещё законодательно этот вопрос хоть как-то регулируется. Но верующие считают, что это ненадолго, и является одним из этапов становления системы Дьявола.

Атеисты причисляют данную категорию верующих к религиозным фанатикам, у которых, по их мнению, глаза зашторены. Целью становления цифрового мира, по мнению глубоко верующих людей является порабощение человечества под предлогом всеобщего блага. А также контроль не только доходов людей, но и расходов, контролируя счета в банках и перемещение каждого отдельного человека по географической территории.

Некоторые верят, что следующим этапом является полное уничтожение веры и церкви. Вплоть до того, что слуги Дьявола будут контролировать возможность креститься. Данный контроль будет реализован по средствам внедрения под кожу человека специальных чипов. Эти чипы, верят верующие, созданы для того, чтобы забрать возможность креститься. Они будут вживляться в правую руку и в лоб. И как только человек преподнесёт правую руку ко лбу, чтобы перекреститься, сразу же будет отправлен сигнал агентам Сатаны, что такое произошло.

Грядёт гонение верующих, особенно православных как единственных хранителей истинного учения верований Иисуса Христа. Однако атеисты считают, что такая позиция — ни что иное как способ сохранить влияние церкви на людей, что особенно актуально в современных условиях, когда верующих с каждым поколением становится всё меньше. Если посмотреть, то молодёжь в России и странах ближнего зарубежья, уже не во что не верит, ни то что в Бога.

Происхождение веры в сердцах людей

Очень часто происходит так, что атеист становится верующим. Почему так происходит, давайте разберёмся. Например, уверовать в Бога отдельный человек может вследствие болезни или если находится в предсмертном состоянии. Есть такое, что, когда умирать, так все неверующие дружно уверуют во что-угодно. Хорошо это или плохо решать каждому, однако церковь говорит, что хорошо. Так как болезнь в данном случае, по мнению представителей религии, посылает сам Бог для того, чтобы человек обрёл твёрдую Веру в Его существование.

Существуют ещё ситуации, при которых чувство, что нужно верить в Бога передаётся по наследству от родителей к детям. И не удивительно, в одной семье находясь, дети попросту впитывают всё мировоззрение родителей, в том числе и религиозное. Веру нельзя привить насильно, она идёт от сердца; это или есть, или этого нет. Если происходит давление на ребёнка в плане того, что его хотят заставить верить в Бога, ничего хорошего с этого не выйдет.

Бывает так, что человек сам приходит к вере. Родившись в семье атеистов, ребёнок может вырасти таким же, или совсем другим, чем его родители. Идея веры очень заразная, как в фильме Начало с Леонардо ДиКаприо. И при чём очень мощная эта идея, так как если верить святым источникам, она распространяется по миру уже 2000 лет. Однажды наша вера в Славянских богов была заменена на христианское вероучение.

Эзотерическое понимание веры

В эзотерике считается, что верить — означает делать одно из того, что нужно для воплощения желаний. Вера по мнению эзотериков является одним из важнейших факторов, формирующих события в жизни человека, то есть это напрямую связано; рассмотрим, как именно. Чтобы события материализовались, необходимо соблюсти ряд правил. Если всё сделать правильно, то энергия будет направлена туда, куда надо, и принесёт в жизнь практикующего определённую осознанную жизненную ситуацию.

Течение энергии начинается с физического плана бытия. Чтобы события реализовались, необходимо, чтобы физическое тело было здоровым, а мании отсутствовали. Манией человека можно считать всё, что «тикает», это наркотики, мания к сексуальному удовлетворению вместо плодотворной Любви и другое. Так вот когда физическое тело в порядке, необходимо прокачать дух, силу воли. О важности работы над духовными аспектами бытия гласит не одно вероучение, в том числе и православное.

Следующий план бытия — это эмоции людей. Чтобы события складывались в вашу пользу, необходимо правильно чувствовать людей и ощущать этот мир. При этом проявление эмоций должно быть глубоким. Эмоция будет тем сильнее проявлена, чем более будет развита сила духа. Следующий план — это мысли человеческие, ментал. Приведите в порядок собственные мысли, чтобы совместно с телом, силой духа и эмоциями влиять на события.

И вот где в этой эзотерической цепочке находится место вере — после того как события начинают складывать так как нужно, человек начинает планировать. А уже планы основываются на вере в то, что они могут быть осуществимы. Перечислим все 7 этапов:

  1. Тело.
  2. Дух.
  3. Эмоции.
  4. Мысли.
  5. События.
  6. Планы.
  7. Вера.

То есть чтобы вера, как рычаг к становлению материальной жизни, работала правильно, необходимо прокачать все 7 аспектов бытия человека. И когда энергетической утечки нет на одном из этапов, тогда вера становится полноценной и может направить созидательную энергию в обратном направлении — вниз по этой эзотерической лестнице.

То есть когда человек прошёл все этапы правильно, происходит вот что:

  • вера корректирует планы;
  • это в свою очередь провоцирует больше событий;
  • что заставляет сделать определённым мысленные выводы;
  • при этом ментальные размышления подкрепляются ещё большей эмоциональной окраской;
  • что даёт духу ещё больше силы;
  • и всё в комплексе делает организм ещё здоровее.

Чтобы оздоровиться таким способом, необходимо чтобы все 7 аспектов бытия работали, и ни на одном из них чтобы не было пробоин, через которые возможны утечки энергии. Узнайте о вышесказанном подробнее, прочитайте статью эзотерика.

Вера — что означает женское имя

Наряду с другими именословами, такими как Надежда и Любовь, Вера является очень распространённым именем. Это русское личное имя, которое происходит из старославянского языка. Рассмотрим каким характером обладают женщины, носящие данное имя. Женщины по имени Вера очень замкнутые, по максимуму углублённые в себя, однако умные и рассудительные при непростом характере. Надёжность, основательность и устойчивость — так можно охарактеризовать носительниц данного имени.

Веры в старости очень заботливые бабушки, а молодости спокойные и невозмутимые. Считается, что такие женщины не увлекаются чем-либо всерьёз и надолго. Их увлечения скоротечны, мимолётны, но коих очень много. Вера — это такое имя, которое вырабатывает на протяжении жизни у своих обладательниц преимущественно флегматическую натуру. Это в свою очередь накладывает некоторые ограничения на достижение целей в соотношении к затраченным усилиям. Женщины с именем Вера очень смышлёные, но с двойственной моралью.

Поступки во имя веры

Нередко под прикрытием столь замечательного понятия как вера маскируются ужасные дела. Есть мнение, что верховные священники не верят в Бога, а знают и применяют концепцию оправления людьми по средствам верований и других психологических манипуляций. Вера во все времена была предметом споров философов и простых людей. Во имя веры совершались крестовые походы, имело место быть инквизиция и другие исторические явления. И в это время верой пытались оправдать эти злодеяния.

Многие открытия так и не были донесены к людям массово вследствие действий таких верующих. Однако есть и другая категория людей, вторые даже могут пожертвовать собой. Вот как бы вы сделали, если бы вам сказали: или отрекайся от своей веры, или мы тебя убьём. А таких ситуаций было множество за всю человеческую историю. И те, кто не предал свою веру и были убиты, посмертно считались мучениками Божьими, и им был причислен ранг святых людей — тех, на пример действий которых необходимо равняться другим верующим.

Вера больше относится к сверхсознанию (есть ещё сознание и подсознание), это то чувство, которое заставляет людей прикрывать собой гранаты, становиться под пули. В Российской Империи был распространён девиз — «За Веру, Царя и Отечество». Русский офицер, павший на войне, считался таковым, который отдал душу Богу, своё сердце — любимой женщине, но честь — никому! Как видим, Вера в Российской Империи стояла наряду с такими важными понятиями как Царь и Отечество. Термин Отечество обозначает то место, где жили наши отцы, деды и прадеды. А Царь отдельно почитался и ценился, так как без Царя нет ни Отечества, ни Веры. Царь являлся хранителем благополучия всего народа, поэтому так ценился.

Верить или нет?

Каждый человек сам для себя должен определиться с собственной системой верований, во что ему верить, а к чему относиться скептически. Вселенские процессы и явления всегда будут предметом споров между верующими и атеистами. То, что нельзя подтвердить и опровергнуть — вот здесь и начинается вера. Хорошим примером является космос — он есть или нет, верите ли вы в это? Или форма Земли — какая она круглая или плоская? В интернете сейчас можно найти очень много сторонников плоской Земли, и они в эту теорию верят, как в истинную. Попробуйте их в этом переубедить — ничего не выйдет, это же вера!

Так и по отношению к Богу — он или есть, или нету для каждого конкретного человека. Причём сам Бог может восприниматься по-разному. К примеру, есть те, кто не верит в православного Бога, который по образу и подобию похож на человека; а верит просто в Бога, как некую энергетическую субстанцию, понять которую он не может, ровно, как и муравей не может понять социальную механику существования людей. С этой точки зрения, Бог — это другой масштаб, иногда чтобы что-то заметить нечто большое, необходимо отойти подальше. А в случае с Богом никто не может ничего проверить, да и с этой планеты улететь не представляется возможным.

Какая вера была до христианства на Руси

К сожалению, не все знают, что было до христианства. Но то, что именно вы пытаетесь узнать, до христианства какая была вера на Руси, это исключительно хорошо лично для вас. Вера, которая была на Руси до христианства называлась Славянское Язычество. Известно, что суть язычества заключалась в мифологии и магии, термином язычество характеризуется дохристианская система языческих представлений о мироустройстве и человеке.

Интересный факт, что период и атмосфера язычества, культурных и нравственных взглядов тех, кто проповедовал идею мульти-Богов, является реконструируемой, то есть для её воссоздания использованы обрывки информации о языке, фольклоре, системе верований и традиционных обычаев древних славян. Имена богов отождествляли с природными силами и Вселенскими процессами. И эту же семантику слов вставляли в словообразующие словесные конструкции.

Своё видение верований древние славяне упаковали в буквицу — по-нашему азбука. Эта буквица имела размер 7 на 7 и имела 49 древних образных символа, которым учили детей с самого рождения. По степени взаимосвязи алгоритмов буквицы она многократно превосходит другие системы обозначения символов, такие как алфавит. Азбука даёт представление обо всём, если её использовать как систему расшифровки слов.

Слова расшифровываются согласно согласным буквам. Например, в слове «Веды», отождествляемое с верой, две согласных буквы В и Д, и это слово согласно буквице, можно расшифровать как Веды и Добро — ведать добром. Благодаря правильным, а не ложным образам, в головах древних славян сформировывалась правильная система оценки ценностей. И это влияло на их действия, вызывая всеобщее чувство справедливости и совести — совместной вести.

Как называются люди, которые не верят в Бога

Атеизм — это отрицание идеи Бога. Простыми словами говоря, атеизм — это полное безбожие, неприятие веры вплоть до её категорического отвержения; имеется в виду вера не только в одного Бога, но и в множественном числе: Богов. Если сказать атеисты — это будут люди, которые отрицают существование Бога в том представлении, в котором Его подразумевают современные религиозные источники.

Связь атеизма с религией очевидна — первый отрицает второе, атеистическое мировоззрение отрицает религию, как способ веры человека в сверхъестественную природу чего-либо. Интересно знать, что атеизм противопоставляется такому термину как теизм — признание и вера как минимум одного из Богов. Атеизм можно представить, как отсутствие веры именно в Бога и сверхъестественное, но не в саму способность человека верить во что-либо другое, что может вписаться в оценку ценностей атеиста.

Вера, верховный, верховенство

Веру можно охарактеризовать как то, что находится вверху, сверху. Вера должна быть твёрдой; очень отождествляется с таким словом, как твердь. Верховный — это означает не обязательно тот, кто больше всего верит, а тот, кто стоит у азов и истоков понимания. Может быть верховный священник: Богослужитель, который знает, как обстоят дела в церкви на всех уровнях её иерархии. Также может быть Верховный Суд — высшая инстанция, которая имеет большую власть. Верховенство определяется степенью власти.

К верховным существам может себя относить любой человек, однако не каждый это делает. Понимание широты сознания, определённой степени проявления этой широты, и определяет масштаб веры, её обширность. Часто атеистами являются достаточно зрелые умы, которые гораздо превосходят уровень развития тех верующих, которые ходят в церковь и молятся Богу. Именно понимание того, что не всё в этом мире так просто, и толкает атеистов делать соответствующие логичные выводы о существовании потусторонних сил.

Рассмотрим ещё один важный термин для понимания веры, это верховенство. Если говорят о верховенстве, то подразумевают начальствование и главенство. Есть такое выражение Верховенство Права, обозначающее правовую доктрину о законе и наказании. Согласно верховенству права, никто не может считаться выше закона. С точки зрения верховенства все люди равны перед законом, и могут быть наказаны только в установленном законом порядке. Законодательные процедуры касаются всех без исключения, такая задумка.

Однако всегда были и будут люди, которые считают себя выше закона, говорят, что им закон не писан и законная государственная власть его не касается. Такой психотип людей думает, что законы созданы для тех, кто их соблюдает. А если соблюдать некому, значит и закон не нужен, и такой человек склонен верить в эту систему ценностей, где нет места привычным законам. И действительно, социальные обязательства, связанные с государственными процедурами вследствие такое веры, почти, а иногда и полностью пропадают из жизни человека.

Самые известные суеверия и приметы

Вот мы и добрались до контекста всех верований — рассмотрим популярные суеверия. Эти маленькие «верю или не верю», называемые суевериями плотно укоренились в жизни рядового обывателя, и часто руководят его действиями в ходе жизненных ситуаций. Список самых известных суеверий:

  1. Просыпать соль. Очень печально просыпать соль куда-либо. Ведь с древних времён соль ценили за её вкусовые качества. По мнению Михаила Задорнова, варяги верили, что соль обладает целебными свойствами. На то они и варяги, что варили соль. Существует множество примет, связанных с просыпанием соли, но многие из них заставляют поверить, что всё будет не так хорошо, как хотелось бы после произошедшего инцидента.
  2. Новичкам везёт. Часто можно услышать данное выражение, которое объясняет феномен того, что, когда новый человек приходит в дело, он показывает невероятный удивительный результат. Возможно, новичок верит в то, что у него получится это сделать и достигает цели, потому как у него отсутствуют предрассудки и предубеждения по этому поводу.
  3. Чёрная кошка перебежала дорогу. Очень страшно, когда черный кот перебежал дорогу прямо перед вами. Вы стоите в оцепенении и не понимаете, что делать: идти или не идти. Многие останавливаются и ждут, так как у них есть вера, что пускай прохожий пройдёт, и заберёт чёрную энергию этого могущественного кота на себя. На самом деле не было бы дорог, не было бы что перебегать, и кошки просто бегали бы рядом с нами по узким тропам. А котам куда не пойди, везде дороги, и поэтому ничего другого не остаётся, кроме как перебегать их; с людьми та же проблема.
  4. Беда не приходит одна. Страшная правда, показывающая что у колеса фортуны есть обратная сторона. На гребне волны может нести как удачу и радость, так и череду бед. Поэтому если что-то одно негативное вдруг произошло с вами, поверьте, значит вы вошли в отрицательный поток. Поскорее выбирайтесь оттуда, так как после первой беды незамедлительно может последовать вторая. Быстро к себе приблизьте обстановку счастья и радости, чтобы повысить благосклонность Вселенной в ваш адрес. Пообщайтесь с детьми, погладьте животных, поджарьте оладьи — делайте то, что несёт лад и гармонию, верьте в то, что всё будет хорошо.
  5. Примета 666. Ужас и непонимание можно увидеть в глазах человека, видящего три шестёрки «666» — любимое число Дьявола. Считается, что тёмным силам сопутствует удача, если они знаменствуют под зловещим числом 666. Но в реальности данное число является одним из ряда других, повторяющиеся три раза шестёрки отождествляются с тёмными делами, но таковыми не являются. Просто знайте, если вы видите перед собой число 666, то приметы гласят, что скоро в вашей жизни выпадет следующая комбинация из повторяющихся цифр — 777; а это уже совсем другое суеверие.
  6. Глядеть в разбитое зеркало. Считается, что нельзя смотреть в разбитое зеркало, так как в этот момент реальность расслаивается и возможны наложения событий. Формула такова, что стоит глянуть в разбитое зеркало, как скорость возврата в негативный событийный поток возрастает. Поэтому если вы видите разбитое любое зеркало большое или маленькое, ни в коем случае не нужно в него смотреть, а тем более всматриваться.
  7. Пятница 13. Очень страшно! Иногда бывает так, что день недели пятница, а на календаре фигурирует число тринадцать. Люди верят, что всё что происходит в этот день хорошее и плохое, будет семикратно повторено в циклах событийного кармического круга. Старайтесь в пятницу 13 делать всё, чтобы с вами происходили хорошие события, и вы используете энергию этой даты для себя, чтобы сформировать для родных и близких счастливое будущее.
  8. Скрестить пальцы на удачу. Очень распространённое суеверие, согласно которому если человек скрещивает пальцы, он тем самым себя ограждает от всяческих потенциальных неудач. И побочное действие — приманивает удачу в себе. Скрещенные пальцы символизируют крест, а у крестного знамени определённо есть сила (благодаря церковному эгрегору).
  9. Постучать по дереву. Если вы не хотите, чтобы с вами случилось то, что вы только что проговорили или подумали, скорее постучите по дереву, и негативная карма обойдёт вас стороной. Если верить, что стук по деревянной поверхности поможет отменить материализацию мысли, то так и будет, ведь одна мысль в таком случае перекроет другую. Стук позволяет усилить эффект отмены, как бы усиливается заклинание. Похоже на шаманские ритуалы, но в них определённо есть смысл.

Молитва символ веры на русском языке

Если вы ищите молитву про веру, это очень хороший вариант. Молитва символ веры — текст на русском языке:

Верую в единого Бога Отца, Вседержителя, Творца неба и земли, всего видимого и невидимого.

И в единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единородного, рожденного от Отца прежде всех веков: Света от Света, Бога истинного от Бога истинного, рожденного, не сотворенного, одного существа с Отцом, Им же все сотворено.

Ради нас людей и ради нашего спасения сшедшего с небес, и принявшего плоть от Духа Святого и Марии Девы, и ставшего человеком.

Распятого же за нас при Понтийском Пилате, и страдавшего, и погребенного.

И воскресшего в третий день согласно Писаниям.

И восшедшего на небеса, и сидящего по правую сторону Отца.

И снова грядущего со славою, чтобы судить живых и мертвых, Его же Царству не будет конца.

И в Духа Святого, Господа, дающего жизнь, от Отца исходящего, с Отцом и Сыном сопокланяемого и прославляемого, говорившего через пророков.

В единую святую, соборную и апостольскую Церковь.

Признаю одно крещение для прощения грехов.

Ожидаю воскресения мертвых,

И жизни будущего века. Аминь (истинно так).

Молитва символ веры есть и на староцерковном языке, по-русски написано для удобства чтения и понимания. Если вам нужен именно староцерковный вариант, то вот он:

Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым.

И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век; Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша.

Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася.

Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погребенна

И воскресшаго в третий день по Писанием.

И возшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца.

И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже Царствию не будет конца.

И в Духа Святаго, Господа, Животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго пророки.

Во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь.

Исповедую едино крещение во оставление грехов.

Чаю воскресения мертвых,

И жизни будущаго века. Аминь.

Читать эти молитвы необходимо для укрепления веры два раза в день утром и вечером, можно в слух и мысленно. Главное продумывать слова полностью и образно, чтобы молитва подействовала.

В конце сказано

В статье рассмотрели, что такое вера, рассказали этимологию термина и привели 5 самых известных общепринятых определения. Понять, что такое вера в Бога невозможно, это можно только прочувствовать. Передать, что значит верить почти невозможно, получится много слов, мало толку. Каждый человек сам для себя должен решить, какое место в его жизни отвести вере. Рекомендуем не насмехаться над чувствами и верованиями других людей, чтобы не провоцировать конфликты. Вера призвана творить добро и является одной из главных добродетелей людей. Веры, Надежды и Любви ВАМ, дорогие читатели! Благодарим за время, проведённое с нами.

Религия, церковь и вера — на первый взгляд, тесно связаны между собой понятия, но если задуматься — это совсем разные вещи. Что такое религия? Это пропаганда определенного Бога (Богов), которых нужно почитать, приносить жертвы, просить о помощи, искупать грехи и так далее. Также в религии наблюдается диктация определенных правил по поводу образа жизни субъекта, а это уже ограничение свобод и прав человека, например, не употреблять спиртное, никотин, наркотики и т.п. вещества, не заниматься сексом до свадьбы, употребление определенной пищи, пост и так далее. Религий очень много с расчетом на то, что каждый сможет найти себе что-то по вкусу. Наблюдаются ссоры между разными религиями, например, христиане и католики.
Что такое церковь? Церковь — это способ управления людьми, а точнее — массой. Церковь привязывается к религии, чтоб массу было легко контролировать. Людям туманят мозг, и они в это верят, черт побери! А те, кто в это поверили, пытаются других «наставить на путь истинный». Да какой путь?! У каждого он свой! Каждый выбирает для себя кем он будет и как ему жить. Иными словами это называется зомбированием. Также церковь — это заработок денег. Никогда не обращали внимания, сколько стоит Библия в киоске у церкви? Так вот гораздо больше, чем в книжном магазине. А эти надписи вроде: «Уважительная просьба покупать свечи в киоске возле нашей церкви, так как другие не действуют.»? А это еще: религия и церковь твердят, что нельзя употреблять алкоголь (кроме вина, но это уже другой разговор), вы обращали внимание, что вы святите на Пасху и/или другие люди? Водку, водку и еще раз водку! А что насчет церковного вина… Это их выход из ситуации «сухого закона». Каждый хочет выпить алкоголя и насладится этим рабством, они делают это именно вином.
А про веру, Вы, скорее всего, уже догадались. Вера — это не вера в Бога, или еще какое-то высшее существо. Верить можно в себя, что Вы достигнете своих целей, можно верить что темнота яркая, что Ваша тарелка умеет летать, что люди не настоящие и так далее. Вера не ограничивает человека. Это и есть та капля правды. Тут у нас есть выбор. Собственный выбор.