Православие и семья

>Семья – это таинство рая

Что такое христианская семья

Сегодня серьезной проблемой является вопрос, что такое христианская семья и брак. Сейчас это понятие достаточно трудно осмысляется в приходской жизни. Я вижу очень многих молодых людей, которые дезориентированы в том, что они хотят увидеть в своей семье. В их головах существует масса штампов отношений между юношей и девушкой, на которые они ориентируются.

Современным молодым людям очень сложно найти друг друга и создать семью. Все смотрят друг на друга под искаженным углом: одни — почерпнув свои знания в «Домострое», другие — в телепрограмме «Дом-2». И каждый по-своему пытается соответствовать прочитанному или увиденному, при этом отказываясь от собственного опыта. Молодые люди, составляющие приход, очень часто смотрят вокруг себя, чтобы найти себе пару, которая могла бы соответствовать их представлениям о семье; как бы не ошибиться — ведь православная семья должна быть именно такой-то. Это очень большая психологическая проблема.

Второе, что подбавляет градус к этой психологической проблеме: разделение понятий — что является природой семьи, а что является ее смыслом и целью. Недавно я прочел в одной проповеди, что целью христианской семьи является деторождение. Но это неправильно и стало, к сожалению, необсуждаемым штампом. Ведь такая же цель у мусульманской, буддистской, у любой другой семьи. Деторождение является природой семьи, но отнюдь не целью. Оно заложено Богом в отношения между мужем и женой. Когда Господь создавал Еву, Он сказал, что нехорошо человеку быть одному. И не имел ввиду только деторождение.

Первое признание в любви

В Библии мы видим христианский образ любви и брака.

Здесь мы встречаем первое признание в любви: Адам говорит Еве: кость от костей моих и плоть от плоти. Вдумайтесь, как это прекрасно звучит.

В самом чине венчания сначала говорится о помощи друг другу, а потом только восприятие рода человеческого: «Боже святой, создавший из праха человека, и из ребра его образовавший жену, и сочетавший с ним помощника, соответственного ему, ибо так угодно было Твоему Величеству, чтобы не одному быть человеку на земле». И потому многодетность тоже не является целью. Если семье задать такую задачу: обязательно воспроизводить и воспроизводить, то может возникнуть искажение брака. Семьи не резиновые, люди не бесконечные, у каждого свой ресурс. Нельзя ставить такую колоссальную задачу, чтобы Церковь решала демографические вопросы государства. У Церкви другие задачи.

Всякая идеология, которая вносится в семью, в Церковь — страшно губительна. Она всегда сужает ее до каких-то сектантских представлений.

Семья – малая Церковь

Помочь семье стать малой Церковью — вот наша главная задача.

И в современном мире слово о семье, как о малой Церкви, должно прозвучать громко. Цель брака – это воплощение христианской любви. Это место, где человек присутствует по-настоящему и до конца. И реализует себя как христианин в своем жертвенном отношении друг другу. Пятая глава Послания апостола Павла к Ефесянам, которая читается на Венчании, содержит образ христианской семьи, на который мы ориентируемся.

У о. Владимира Воробьева есть замечательная мысль: семья имеет свое начало на земле и имеет свое вечное продолжение в Царствии Небесном. Вот ради чего создается семья. Чтобы двое, став единым существом, это единство перенесли в вечность. И малая Церковь и Небесная стали едиными.

Семья – это выражение антропологически заложенной в человеке церковности. В ней реализуется осуществление Церкви, заложенное Богом в человеке. Преодоление, выстраивание себя по образу и подобию Божию — очень серьезный духовный аскетический путь. Об этом надо нам очень много и серьезно говорить с приходом, юноше с девушкой, друг с другом.

А сведение семьи к стереотипам надо разрушать. И я считаю, что многодетная семья – это хорошо. Но каждому по силам его. И оно не должно приводиться в исполнение ни духовническим руководством, ни какими-то соборными решениями. Деторождение есть исключительно исполнение Любви. Дети, брачные супружеские отношения – это то, что наполняет семью любовью и восполняет ее как некое оскудение.

Супружеские отношения – отношения любви и свободы

Когда мы говорим об интимных отношениях в семье, возникает много сложных вопросов. Монашеский устав, по которому живет наша Церковь, не предполагает рассуждения на эту тему. Тем не менее, этот вопрос существует, и никуда нам от него не деться.

Осуществление супружеских отношений — вопрос личной и внутренней свободы каждых супругов.

Было бы странно из-за того, что супруги причащаются во время чина Венчания, лишать их брачной ночи. А некоторые священники так и говорят, что не стоит супругам причащаться в этот день, потому что им предстоит брачная ночь. А как быть тем супругам, которые молятся о зачатии ребенка: чтобы он был зачат с Божьего благословения, им тоже не причащаться? Почему ставится вопрос о принятии Святых Христовых Тайн — Бога Воплотившегося — в нашу человеческую природу с некой скверной в отношения, освященных Венчанием? Ведь написано: ложе не скверно? Когда Господь посетил брак в Канне Галилейской, Он же наоборот добавил вино.

Здесь встает вопрос сознания, которое все отношения низводит до какого-то животного отношения.

Брак венчается и считается неоскверненным! Тот же Иоанн Златоуст, который сказал, что монашество выше брака, говорит и о том, что супруги остаются целомудренными и после того, как они поднимаются с супружеского ложа. Но это в том случае, если у них честен брак, если они берегут его.

Поэтому супружеские отношения – отношения человеческой любви и свободы. А бывает и так, и это могут подтвердить и другие священники, что всякая излишняя аскеза может являться причиной супружеских ссор и даже распада брака.

Любовь в браке

Люди соединяются в браке не потому, что они животные, а потому что они любят друг друга. А вот о любви в браке за всю историю христианства сказано не так много. Даже в художественной литературе проблема любви в браке впервые поднимается лишь в 19 веке. И никогда не обсуждалась ни в каких богословских трактатах. Даже в семинарских учебниках не говорится нигде, что люди, создающие семью, должны любить друг друга обязательно.

Любовь является основой для создания семьи. Об этом и должен радеть каждый священник прихода. Чтобы люди, которые собираются жениться, ставили перед собой цель любить по-настоящему, хранить и умножать, сделать ее той Царской Любовью, которая приводит человека ко Спасению. В браке ничего другого и быть не может. Это не просто бытовая структура, где женщина – воспроизводящий элемент, а мужчина – зарабатывает на хлеб и имеет немного свободного времени, чтобы поразвлечься. Хотя сейчас именно так чаще всего и происходит.

Церковь должна охранять брак

И только Церковь сейчас еще способна говорить, как создать и сохранять семью. Существует масса предприятий, которые дают возможность брак заключать и расторгать, и рассказывают об этом.

Раньше Церковь действительно была тем органом, который брал на себя ответственность законного брака и одновременно осуществляла церковное благословение. А теперь понятие законного брака все более и более размыто. В конечном итоге законный брак будет размыт до последнего предела. Очень многие люди не понимают, чем законный брак отличается от гражданского. Некоторые священники тоже путают эти понятия. Люди не понимают смысла заключения брака в государственных учреждениях и говорят, что лучше повенчаются, чтобы встать перед Богом, а в ЗАГСе – что? В общем, понять их можно. Если они любят друг друга, то им не нужна справка, какое-то формальное свидетельство о любви.

С другой стороны, Церковь имеет право заключать только те браки, которые заключены в ЗАГСе, здесь и получается странная вещь. В итоге некоторые священники говорят странные слова: «Вы распишитесь, поживите немножко, — годик. Если не разведетесь, то приходите венчаться». Господи, помилуй! А если разведутся, что не было брака? То есть такие браки как бы не считаются, как будто их не было, а которые Церковь повенчала – это на всю жизнь…

С таким сознанием невозможно жить. Если такое сознание мы принимаем, то и любой церковный брак тоже будет распадаться, — ведь есть причины для расторжения церковного брака. Если таким образом относиться к государственному браку, что он такой «недобрак», то количество разводов будет только увеличиваться. У брака венчанного и невенчанного одна и та же природа, последствия развода везде одинаковы. Когда допускается странная идея, что можно пожить до венчания, то каким у нас будет сам брак? Что тогда мы понимаем под нерасторжимостью, под «двое – плоть едина»? Что Бог сочетал, человек не разлучает. Ведь Бог сочетает людей не только через Церковь. Люди, встречающиеся друг с другом на земле, — по-настоящему, глубоко — они все равно осуществляют природу брака, данную Богом.

Только вне Церкви они не получают той благодатной силы, которая преображает их любовь. Брак получает благодатную силу не только потому, что он венчан в Церкви священником, а еще и потому, что люди вместе причащаются, вместе живут единой церковной жизнью.

Многие за обрядом венчания не видят сущности брака. Брак – это союз, который сотворен Богом еще в раю. Это таинство рая, райской жизни, таинство самой природы человека.

Здесь возникает огромная путаница и психологические препятствия для людей, которые ищут себе жениха или невесту в православных молодежных клубах, потому что лишь бы православный с православным, а иначе никак нельзя.

Подготовка к браку

Церкви нужно готовить к браку и тех людей, которые приходят не изнутри церковной общины. Тех, которые сейчас могли бы прийти в Церковь через брак. Сейчас огромное количество невоцерковленных людей желают настоящей семьи, настоящего брака. И знают, что ЗАГС ничего не даст, что истина дается в Церкви.

А здесь им говорят: получите свидетельство, заплатите, в воскресенье приходите к 12. Хор за отдельную плату, паникадило за отдельную.

Перед венчанием люди должны пройти серьезный подготовительный период – и готовиться несколько месяцев как минимум. Это должно быть совершенно четко. Хорошо бы принять решение на Синодальном уровне: так как Церковь несет ответственность за нерасторжимость брака, то и допускает его только между теми, кто в течение полугода регулярно приходил в Храм, исповедовался и причащался, слушал беседы священника.

При этом гражданская регистрация в этом смысле отступает на второй план, потому что при современных условиях она дает возможность закрепить какие-то имущественные права. Но Церковь не за это несет ответственность. Она должна соблюсти совершенно четкие условия, на основания которых совершается такое Таинство.

А иначе, конечно, эти проблемы с развенчанными браками будут только расти.

Ответы на вопросы

Когда человек понимает, что он лично отвечает за каждую мысль, каждое слово, за каждый свой поступок, тогда у человека начинается настоящая жизнь

— Что вы делаете в приходе, чтобы восстановить ценность брака?

Брак — ценность самой Церкви. Задача священника помогать человеку эти ценности обретать. Современные молодые люди часто дезориентированы в том, что является сущностью брака.

Когда человек начинает жить церковной жизнью, приобщаться Таинствам, все сразу становится на свои места. Христос и мы рядом с Ним. Тогда все будет правильно, тут нет специальных приемчиков, их не должно быть. Когда люди пытаются изобрести какие-то специальные приемы, становится очень опасно.

— Какие существуют выходы, чтобы решить эту проблему? Что Вы посоветуете молодым людям?

— Во-первых, не торопиться, успокоиться. Довериться Богу. Ведь чаще всего люди не умеют этого делать.

Освободиться от штампов и идей, что все можно сделать какими-то специальными способами, так называемые рецепты счастья. Они существуют в головах многих православных прихожан. Якобы для того, чтобы стать тем-то и тем-то, нужно сделать то-то и то-то — поехать к старцу, например, прочитать сорок акафистов или сорок раз подряд причаститься.

Нужно понять, что нет рецептов счастья. Есть личная ответственность за свою собственную жизнь, и это самое главное. Когда человек понимает, что он лично отвечает за каждое свое слово, за каждый свой шаг, за свой поступок, тогда, мне кажется, у человека начнется настоящая жизнь.

И отказаться от ненужного: внешнего, надуманного, от того, что подменяет собой внутренний мир человека. Современный христианский церковный мир сейчас сильно тяготеет к застывшим формам благочестия, не осмысляя их полезности, плодоносности. Замыкается только на самой форме, а не на том, насколько это правильно и действенно для духовной жизни человека. И воспринимается только как некая модель отношений.

А Церковь – живой организм. Всякие модели бывают хороши только постольку-поскольку. Есть только некоторые векторы направления, а идти человеку приходится самому. И уповать на внешнюю форму, которая тебя якобы приведет к спасению, не стоит.

Половина

— Есть ли у каждого человека своя половина?

—Господь таким образом человека сотворил, изъяв из него часть для сотворения второй половины. Это Божественный акт сделал человека неполноценным без соединения с другим. Соответственно человек поэтому и ищет себе другого. И восполняется он в Тайне Брака. И это восполнение происходит либо это в семейной жизни, либо в монашестве.

— Половинками рождаются? Или все-таки половинками становятся уже после венчания?

— Я не думаю, что люди таким образом сотворены: будто бы есть два таких человека, которым нужно обязательно друг друга найти. И если они друг друга не найдут — будут неполноценными. Было бы странно думать, что есть только одна единственная и один единственный, который тебе послан Богом, а все остальные должны пройти мимо. Я думаю, что это не так. Сама природа человеческая такова, что она может преображаться, и сами отношения тоже могут преображаться.

Люди ищут другого именно как мужчина и женщина, а вовсе не как два конкретных индивидуума, которые существуют на свете. Выборов в таком смысле у человека достаточно много. Все друг другу подходящие и неподходящие одновременно. С одной стороны — человеческая природа искажена грехом, а с другой — у человеческой природы такая огромная сила, что по благодати Божией даже из камней Господь себе творит детей.

Иногда люди тяжело друг другу прирастающие, вдруг становятся такими неделимыми, единством в Боге и при усилии друг друга, при желании, при огромной работе. А бывает, что вроде у людей все хорошо, но они не хотят друг другом заниматься, друг друга спасать. Тогда самое идеальное единство может распасться.

— Некие люди ищут и ждут некоторого внутреннего сигнала, что это твой человек, и только после такого ощущения они готовы принять, остаться с человеком, которого Бог перед ними поставил.

— Трудно такому чувству до конца доверять, с одной стороны. А с другой, нельзя ему не доверять абсолютно. Это Тайна, это всегда останется Тайной для человека: Тайной его душевных мук, сердечных терзаний, его тревоги и его счастья, радости. Нет на этот вопрос ответа ни у кого.

Подготовила Надежда Антонова

Молитва о замужестве

Какой должна быть православная семья?

Фото: Пелагия Замятина, «Вечерняя Москва»

Сегодня в одних семьях муж пользуется непререкаемым авторитетом, в других — супруги строят отношения на основе равенства мнений. Мне не раз задавали вопрос: какое устроение семьи более соответствует православию? Считается, что Церковь признает исключительно патриархальный тип семейных отношений, поскольку апостол Павел писал о главенстве мужа над женой (см. 1 Кор. 11, 3). Здесь есть два «но».

Во-первых, в Римской империи женщина не имела экономической и социальной независимости. Она всегда оставалась в рамках семьи, как чья-то дочь, сестра, жена, мать. Овдовевшие женщины были самыми бесправными и незащищенными. Упоминание о том, что вдовицам надо помогать, есть в Евангелии, в Деяниях апостольских и у святых отцов. Но нигде не сказано, что надо помогать вдовцам, потому что вдовец мог себя обеспечить, а вдова нет.

По причине полной самостоятельности мужчины на заре христианской эры апостол первое слово обращает к мужьям, возлагая на них ответственность за христианскую семью. Святитель Феофан Затворник также подчеркивает, что «апостол Павел больше наседает на мужей». При этом апостол наставляет проявлять о жене такую же искреннюю заботу, как о собственном теле (см. Еф. 5, 28).

Надо подчеркнуть, что христианство кардинально изменило отношение к женщине, утвердив равенство полов. «Нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе», — пишет апостол Павел (Гал. 3, 28). Таким же новаторским стало и учение о семье, ибо апостол соединяет мужское главенство не с подавлением другой личности, а с самопожертвованием. Подобно Христу, который принес Себя в жертву за обновленное человечество — Свою Церковь, глава семьи жертвует собственным эго из любви к жене.

Апостол поднимает семейные отношения на ту высоту, о которой пишет в другом послании, раскрывая ее свойства: «Любовь долготерпит, милосердствует, не завидует, не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла… сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит» (1 Кор. 13, 4—7). Жена, со своей стороны, отлагает эгоистические притязания ради страха разрушить эту любовь.

Таким образом, в главенстве мужа и послушании жены в равной степени для каждого супруга проявляется самоотречение, отказ от себялюбия и других пагубных качеств личности. Из этого следует, что православная семья — это путь духовного совершенствования супругов, объединяющий их во Христе. Какой тип семьи более отвечает этому идеалу?

В патриархальной семье муж задает тон отношениям, основывая их на христианской любви. Если же супруг потребительски относится к браку, нарушает евангельские принципы, то требовать от жены безоговорочного послушания будет неправильно. Иначе апостольские слова можно довести до абсурда: признать, что женщина обязана подчиняться мужу, а он не обязан ее любить и заботиться о ней.

По этому поводу в IV веке между двумя святыми отцами Церкви возник спор. Святитель Василий Великий в одном из канонических правил зафиксировал существовавшую в то время практику, согласно которой основанием для развода могла быть измена жены, но не мужа. Святитель Григорий Богослов, во многом опережая свое время, возразил, что подобные законы и традиции отражают привилегии тех мужчин, которые их устанавливали.

С христианской точки зрения, семейное право должно быть одинаковым для обоих супругов. Разумеется, оба должны соблюдать верность друг другу, и ответственность супругов за брак должна быть равной. Другой вопрос, что в те времена, когда спорили святители, муж, бросив жену, экономически не страдал. А вот жене, которая оставляла своего неверного супруга, выжить в одиночку было гораздо труднее, особенно с детьми.

Сейчас иные условия. Женщины самостоятельны, имеют равные конституционные права с мужчинами. Жены вполне способны конкурировать с мужьями в разных сферах жизни: общественной, экономической, политической. Но остается духовная сфера, для которой по-прежнему необходима гармония евангельской любви.

Назвать любовью можно даже диаметрально противоположное ей, пнуть ногой щенка и сказать: «Я сделал это любя». Но дело не в словах, а в реальности. Если муж проявляет те качества, о которых говорит апостол Павел (1 Кор. 13, 4—7), значит, в нем действует любовь. В таком случае жене будет нетрудно соглашаться с мнением мужа, ее послушание будет естественным.

Есть еще одно «но». Жена не должна слушаться даже мужа, если тот подталкивает ее к греху или требует отказаться от веры. Например, женщина слышит: «Дай мне быть свободным в жизни. Относись ко всему проще, мы же с тобой — современные люди». В этом случае слепое повиновение жены явно повредит ее душе.

Супругам надо иметь рассуждение так же, как и монахам в духовной жизни. Вот почему желательно, чтобы супруги имели одного духовника и советовались с ним. И для общения с духовником надо не только приходить в храм, но и приглашать его к себе домой. В домашней обстановке его беседа больше будет способствовать укреплению внутреннего единства семьи, и он лучше будет понимать возникающие проблемы в отношениях.

Долгая семейная жизнь удерживается не на страстных чувствах, которые со временем изживаются, и не на холодном расчете, который превращает живого человека в инструмент достижения той или иной цели. Настоящая любовь порождает потребность отказаться от своих интересов ради блага другого, освободиться от тех шероховатостей своего характера, которые ранят любимого человека.

Как достигается отказ супругов от эгоизма — на основе патриархального главенства мужа или на основе взаимного согласия, не столь важно. Главное, чтобы все члены семьи возрастали во Христе через единство в евангельской любви. Именно эти устремления должны закладываться в основу отношений мужчины и женщины, которые хотят построить православную семью.

ЦЕНТР «ПРАВОСЛАВНАЯ СЕМЬЯ»

АНО СПО «Православная семья» с 2003 года осуществляет социально-психологическую поддержку населения по благословлению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и под духовным руководством председателя Синодального отдела епископа Орехово-Зуевского Пантелеимона (Шатова).

Основные задачи нашей работы: оказание квалифицированной психологической помощи, популяризация и поддержка традиционных семейных ценностей, профилактика разводов, просветительская деятельность.

Центр «Православная семья» — это объединение людей, которые хотят общаться в среде единомышленников, реализовать христианскую и человеческую потребность в помощи ближним.
Деятельность Центра:

● Семейный телефон доверия — бесплатная, анонимная и квалифицированная психологическая помощь
(495) 926-30-60 – пн.-пт. с 10 до 19
● Индивидуальные и семейные психологические консультации.
● Группы общения:
— «Как найти свою половинку» — занятия по добрачным отношениям.
— «Счастье быть вместе» — занятия для супружеских пар.
● Лекторий «Семейная школа» — для тех, кто хочет создать и сохранить семью.
● «Куклотерапия» — занятия с детьми по авторской методике И.Я.Медведевой и Т.Л.Шишовой.
● «Песочная терапия» – консультации психолога по детско-родительским отношениям.
● Индивидуальные и групповые занятия «Как найти работу?».
● Воскресная гостиная «Поговорим по душам» — встречи со священниками и другими интересными людьми.
● Экскурсионно-паломнические поездки по России и рабочие поездки в монастыри.

На сайте Центра «Православная семья» http://www.pravsemya.ru/ в главном меню, справа, есть ссылка ВОПРОСЫ ПСИХОЛОГУ – http://pravsemya.ru/forum/ Там можно задать свой вопрос. Прежде чем регистрироваться на форуме, рекомендуется прочитать Правила форума — http://pravsemya.ru/forum/viewtopic.php?t=338
Тел. 8 (495) 727-11-90; телефон доверия: (495) 926-30-60
e-mail: pravsemya@yandex.ru

Адрес: 125009, Москва, ул. Тверская, д. 6, стр.6., на территории подворья Саввино-Сторожевского монастыря.

Проезд на метро: ст.м. «Охотный ряд», выход в сторону указателя «ул. Тверская». Из стеклянных дверей – налево. По ступенькам для выхода в город – еще раз налево. Вы выходите — на четную сторону Тверской улицы (противоположную от Телеграфа). Идете вверх от метро — по правой стороне Тверской улицы. Проходите Камергерский переулок. В середине дома №6 входите в арку со шлагбаумом. Перед Вами будет красивый дом с башенками — это строение 6. В этом здании тоже нужно войти в арку со шлагбаумом, которая находится справа от центра дома, далее пройти внутренний дворик, войти во вторую арку с серыми железными воротами, т.е. пройти дом насквозь (если серые ворота закрыты — слева на стене расположена кнопка звонка охраны). С обратной стороны дома слева, Вы увидите подъезд с длинным навесом, рядом — хвойное дерево в горшке. Слева от черной железной двери – вывеска: Подворье Саввино-Сторожевского монастыря, Центр «Православная семья».
Заходите в подъезд и спускайтесь вниз по лестнице. Нажмите на кнопку звонка.
Добро пожаловать!

Пешком от метро — 5 минут.

Что такое семья?

Вопрос читателя:

Добрый день!
Слышала мнение, что ” семья – это не другая половина (муж, жена), а родители и дети”. Исходя из этого, получается, что “семья – это люди родственные по крови”. Тогда если есть только муж и жена, то это не семья? И муж “принадлежит” семье своих родителей, а жена – своим родителям? Верно ли это? И как с точки зрения православия понимать семью?

Отвечает протоиерей Андрей Ефанов:

Добрый день! Вы когда что-то слышали, указывайте, пожалуйста, источник, ладно? По-церковному семья – это муж и жена. Они не то что кровные родственники, они ближе, чем кровные, потому что составляют одно целое, потому и степень родства у них самая близкая – нулевая, в том смысле, что между ними никакого расстояния нет, они одно. Даст Бог детей или нет – неважно, семья – это мужчина и женщина, которые венчались и живут вместе, делят друг с другом радости и трудности, любят, помогают друг другу, поддерживают друг друга и так далее. Господь сказал: “оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут одна плоть” (Книга Бытия, 2:24). А родители и дети – это имеется в виду, что муж и жена – семья, у них рождаются дети, и пока дети растут, то все вместе – одна семья, а потом дети создают свои семьи, не переставая любить родителей и поддерживать их и получать от них поддержку, если это необходимо, но главное уже – не отношения их с родителями, а те союзы, которые они создадут со своими супругами.

Архив всех вопросов можно найти . Если вы не нашли интересующего вас вопроса, его всегда можно задать на нашем сайте.

На заставке фрагмент фото Michael Salvato