Православие и выживание

Школа. Выживание

На сайте журнала «Фома» уже долгое время существует постоянная рубрика «Вопрос священнику». Каждый читатель может задать свой вопрос, чтобы получить личный ответ священника. Но на некоторые из вопросов нельзя ответить одним письмом — они требуют обстоятельной беседы. Какое-то время назад к нам пришел один из таких сложных вопросов — Как выжить верующему подростку в “неверующей школе”? На вопрос ответила педагог и мама двоих детей Ирина Лукьянова – Как выжить «правильному» школьнику в «неправильной» школе.

И мы попросили молодых людей, которые не так давно были подростками, поделиться своим опытом взаимоотношений с неверующими одноклассниками и друзьями — рассказать, как не чувствовать себя белой вороной и поразмышлять о собственных ошибках и о способах их исправления.

Дарья Волкова,

22 года, деревня Богданово-Нижнее, Нижегородская обл.

«Никогда не переживала, если отношения с одноклассниками не складывались»

Я училась в маленькой сельской школе, где все — от первого до одиннадцатого класса — знали друг друга, и, конечно, всем было известно, что мой отец — православный священник. Я училась на семейном обучении (то есть, дома, самостоятельно) и посещала школу не каждый день, а иногда и не каждую неделю, поэтому отношения с одноклассниками меня не очень-то волновали. А вот в старших классах пришлось ходить в школу гораздо чаще.

Нередко нам было скучновато друг с другом, но вовсе не из-за мировоззрения, а из-за разных интересов. Мы слушали разную музыку и смотрели разные фильмы, ребята не очень-то любили читать, а я запоем читала Диккенса и Чехова… И для меня это не было трагедией: куда больше, чем общаться, я любила читать.

Никого в школе не интересовало, почему я одеваюсь неброско — потому что верующая или просто «серая мышь» и «книжный червь» в одном лице. Ни от одного из учеников нашей школы я не слышала насмешек над тем, что я православная. Вот о том, что я заучка, ботаник, «слишком умная», слышать иногда приходилось. Я не реагировала и не обижалась: как-то само так получалось, не специально. Ведь я действительно была «заучкой», на что обижаться-то! А для многих ребят я даже была кем-то вроде консультанта или ходячей справочной по вопросам, связанным с Церковью: от «Когда в этом году Пасха?» до «Что нужно говорить на исповеди?»

Помню, перед тем как я пошла в школу, родители провели со мной беседу о том, что вера — личное дело каждого. Что заводить разговоры о религии с людьми, с которыми даже не дружишь, а только учишься или работаешь, — не очень хорошо. Что для того, чтобы общение с окружающими было интересным, нужно прежде всего самой быть нескучной. Что если ты не скучная, а все равно ни с кем не интересно, — ничего страшного, ведь школой жизнь не ограничивается. Эти установки очень мне помогали. Со многими бывшими одноклассниками и однокурсниками мы продолжаем общаться, но со своими настоящими друзьями я познакомилась не в школе и не в вузе, куда приходила ради получения знаний, а на концертах, литературных встречах, в гостях… Там, куда я приходила ради общения.

Илья Журавлев,
18 лет, Балашиха

«Мне было непросто без духовной поддержки»

До одиннадцати лет я учился в частной православной школе. Классы были всего по десять человек. Учителя получали копейки и при этом любили нас, как родных детей. Моя первая учительница старалась передать нам огонь живой веры, который хранила ее семья все советское время. И мы быстро и с удовольствием воцерковлялись.

Но нашей семье пришлось переехать в другой город, и меня отправили в обычную школу. В нашем большом шумном классе дружного коллектива не сложилось: на ребят постоянно жаловались за плохое поведение, драки и даже воровство. И постепенно я стал частью той среды, в которую попал.

В моем ближайшем окружении не оказалось ни одного глубоко верующего человека. В сложный период взросления я потерял духовного наставника. И несколько лет подряд вообще не бывал в храме.

Знания, полученные в начальных классах, применялись только в философских спорах с друзьями, хотя я, конечно, никого и ни в чем не мог убедить. Друзья уверенно говорили об обманутых старушках, о потерянном за молитвой времени, и отсюда само собой следовало, что, дескать, «Бога нет». И со временем уголек, который сердце хранило с начальной школы, начал жечь. Тогда-то и захотелось пойти в храм.

Это оказалось непросто. Хотя первое время чтение молитв и участие в службах приносило мне несомненное удовольствие, часто я от них уставал. То я регулярно причащался, вычитывал молитвенные правила, то забрасывал все и даже креститься на ночь забывал. Но больше всего меня разочаровывало отсутствие поддержки.

И когда стало совсем невмоготу, у меня наконец появился попутчик. В десятом классе к нам перевелась девочка из верующей семьи, и я мог часами расспрашивать ее о Церкви. Можно сказать, она провела меня через пропасть моих сомнений и нерешительности.

Я не могу дать рецепта, как выбраться из вакуума, в который попадает верующий молодой человек в неверующей среде, я и сам бы с удовольствием таким советом воспользовался. Но по своему опыту могу сказать две вещи. Если не получается найти друзей в классе, можно поискать их в другом месте: записаться в кружок, секцию. Я, например, ходил в художественную школу, в основном для того, чтобы поговорить о прекрасном. С любым человеком, который окажется рядом, можно найти общий язык, главное — быть дружелюбным. Если он неверующий, религиозные темы в разговоре лучше не трогать, пока он не заинтересуется сам.

Алена Базанова,

20 лет, Тверь

«Со школьными друзьями нас разделил алкоголь»

В школе у меня всегда было много друзей. Я ничем не отличалась от окружающих меня девчонок, носила модную одежду, немного пользовалась косметикой, слушала ту же музыку — в общем, со всеми была на одной волне. Мы с подружками могли говорить на любые темы, которые волнуют подростков. Но так вышло, что о Боге в школе мне поговорить было не с кем.

В храм я хожу с детства. Сначала меня туда водили родители, а с годами это стало уже моим осознанным выбором. Две мои близкие подруги знали, что я верующая: видели, как я крещусь, проходя мимо храма. Сначала стес­нялась, пыталась креститься как-то неявно, заковыристо. А потом узнала, что так делать неправильно и понадеялась на понимание подруг. До какой-то поры их это не волновало.

Родители воспитывали меня не очень строго, но в некоторых вещах были непреклонны. Например, до 10-го класса не пускали меня гулять допоздна, не разрешали ходить туда, куда многим моим друзьям уже было можно — в клубы, на вечеринки. Я очень переживала по этому поводу: там ведь весело, да и вообще… И когда вечерами друзья шли на очередную тусовку, а я сидела дома, мне казалось, что жизнь проходит мимо меня с моим «правильным воспитанием».

В старшей школе родители стали больше мне доверять и отпускали на вечеринки. Ребята на них веселились, выпивали, предлагали мне, но я отказывалась: мне это было просто не нужно. Кто-то не обращал внимания, а кто-то смотрел на единственного трезвого человека в компании косо. Порой хотелось провалиться сквозь землю. Например, однажды, когда я в очередной раз отказалась выпить, в ответ раздалась полнейшая тишина. Все смотрели на меня, и тут я почувствовала себя героиней не того фильма.

Дошло, наконец, до фразы: «А нужен ли нам вообще трезвый “друг”?». Вскоре у друзей появились секреты от меня, и общих интересов у нас почти не осталось.

Что помогало мне в тот момент? У меня было место, куда я каждый выходной летела, как на праздник. Это был храм. В маленьких церквях прихожане часто становятся как одна семья. Я чувствовала себя нужной и любимой, и это заряжало на целую неделю вперед. Здесь мне было с кем поговорить о вечном, о главном — преимущественно со взрослыми, и это доставляло мне особое удовольствие.

Сегодня я учусь в Московском университете, и меня окружают самые разные люди. Среди них есть и явные безбожники, откровенно об этом заявляющие, и те, кто относится к вере нейтрально. Но все они, может быть, в силу возраста, не воспринимают меня так категорично, как мои бывшие школьные друзья. А я, в свою очередь, перестала впускать в свою душу то, что противоречит моей вере и моим ценностям.

Матвей Смирнов,

18 лет, город Семенов

«Никогда не считал нужным наставлять друзей «на путь истинный»

Я учился в православной гимназии, поэтому неверующей средой стал для меня почти весь мир, остававшийся за стенами школы. Абсолютно честно и напрямую признаться своим не-школьным друзьям и знакомым в своих убеждениях я не мог — просто потому что в школьные годы своих сформированных убеждений у меня не было. Но вопросы о том, где я учусь и чему нас там учат, никогда не вводил меня в ступор, и в этом плане малодушничать никогда не приходилось. Я всегда отвечал, что учусь в православной гимназии, и что мы там, помимо прохождения основной школьной программы, молимся и говорим о Боге. Столкнувшись с таким прямым ответом, никто из моих знакомых, далеких от православия, даже и подумать не мог над тем, что бы смеяться. Чаще всего, наоборот, слушали с интересом и даже просили подробнее рассказать о школе. И я просто рассказывал о жизни в своей любимой гимназии, при этом никогда не занимаясь проповедями и не пытаясь никого научить и наставить “на путь истинный”.

Самое главное, на мой взгляд, для верующего подростка — не бояться просто и прямо говорить о своей вере, не превозносясь и не принижаясь. Так, что бы это не было упреком другим ребятам. Никогда не стоит противопоставлять и разделять себя и «других», особенно по признаку веры — ведь за своей «православной» кичливостью можно не заметить в окружающих тебя людях образ Божий. А ведь он есть в каждом человеке.

Елизавета Китнис,

22 года, Трир (Германия)

«Друзья-атеисты помогали мне укрепиться в вере»

Когда мне было 9 лет, моя семья переехала из России в Германию. Здесь я оказалась в среде самых разных людей, верующих и неверующих, христиан — католиков, протестантов, православных — и не христиан. Но, может быть, оттого, что мне не довелось встречаться с враждебно настроенными к вере людьми, у меня никогда и повода не было считать себя белой вороной из-за своего вероисповедания.

Выглядеть я стараюсь так, как мне нравится: ношу джинсы, пользуюсь косметикой. И общаюсь тоже с теми, с кем мне интересно. А интересно со многими: я не стремлюсь отстраняться от людей с другим мировоззрением и держаться только лишь православного круга. Среди моих ближайших подруг — и протестантка, и католичка, и православная, и неверующая. И это не мешает нам, во-первых, дружить, во-вторых, вести спокойные разговоры о вере, в-третьих, многому друг у друга учиться, в-четвертых, с уважением относиться к чужим традициям. Уже 11 лет подряд мы с моей подругой-католичкой отмечаем Рождество вместе. Сначала ее семья зовет меня на семейный ужин 25-го декабря, а 7-го января моя семья приглашает ее в гости — и мы разделяем радость о Рождении Спасителя вместе.

В школе тоже не было никаких конфликтов, связанных с верой. У нас был урок под названием «Религия», и там мы проходили самые разные религии, обсуждали вопросы о том, почему в мире есть страдания, зло, несправедливость. Активно участвовали в этих обсуждениях и атеисты: как-то так вышло, что абсолютно все мои знакомые были открыты для этой темы.

Все знают, что я православный человек и что в любой ситуации я готова поговорить о своей вере. Нередко мои знакомые-атеисты задают мне разные острые вопросы, и я пытаюсь им отвечать. Но стараюсь не забывать, что наше общение — это диалог, в котором участвуют две стороны, и что тут важно не только «гнуть свою линию», но и внимательно слушать отличные от моей точки зрения, уважать и любить собеседника. Случается, что мы ни к чему не приходим, и каждый остается при своем мнении, случается, что ребята искренне начинают расспрашивать о христианстве все больше и больше. Не могу сказать, что кто-то из них пришел к вере. Но то, что они не отворачиваются от этой темы, уже говорит мне о многом и дает надежду, что начало их пути к Богу положено.

Эти разговоры нередко помогали и мне самой. Ты понимаешь, что являешься транс­лятором православной веры — а значит, ты, насколько это возможно, должна своими делами свидетельствовать о Христе, знать основы веры, библейские и евангельские сюжеты, ломать ложные стереотипы о христианстве, отвечать на сложные вопросы, а кроме того — уметь показать всю красоту православия, пытаться передать ее любовь. И такие разговоры и подготовка к ним еще сильнее углубляют мою веру.

Ася Занегина,

23 года, Москва

«В школе мою веру принимали за колдовство»

Меня зовут Ася, но в школе меня воспринимали не как тургеневскую девушку из одноименной повести. Скорее, меня считали Олесей — героиней произведения Куприна. Если помните, в этой истории говорилось о девушке с необычными, колдовскими способностями. Так вот. Я была «Олесей», потому что интересовалась вещами, которые почему-то казались для светской школы странными.

Все началось в седьмом классе. Как-то раз у мальчика из параллельного класса сильно пошла кровь из носа, он упорно плакал — было видно, что он очень испугался. Тогда я посоветовала прочесть молитву: после нее все пройдет, и бояться он больше не будет. А если он не хочет читать или не знает слов, то могу прочесть я. Почти все ребята из класса подумали, что я говорю о каких-то заклинаниях, что могу своим «таинственным словом» избавить парня от «невыносимых страданий». А дальше, как говорится, пошло-поехало. Мое увлечение древнегреческим и церковнославянским языками, чтение в 10-м классе «Исповеди» Августина и преподобного Иоанна Лествичника, рассказы о том, что я люблю читать надписи на иконах в церквях и искать там устаревшие буквы, воспринимали как интерес не к религии, а к… колдовству. Думали, что я могу сглазить, наложить порчу. Такой таинственный образ «от лукавого» усугубляла и моя яркая внешность: длинные черные волосы и темные глаза. Как бы я ни переубеждала, ни говорила, что я верующая, православная, меня упорно воспринимали как ведьму.

В старших классах ситуация изменилась, и мне, наконец, удалось найти друзей по интересам. Я сошлась с четырьмя девочками, для которых я была не колдуньей Олесей, а именно настоящей Асей (почти что тургеневской). Мы увлекались древнерусской литературой, стали вместе ходить в церковь. Забавно (а может, символично), что у нас одно имя — всех нас зовут Анастасиями. Внутри нашего «анастасьиного кружка» произошло четкое именное распределение: мы стали Настей, Стасей, Таей и Асей. Сейчас мы шутим, что наша дружба началась с исповеди. В первый раз на это таинство мы отправились все вместе.

Мы пошли разными профессиональными дорогами: Стася поступила на истфак и теперь преподает в школе, Настя учится на медицинском факультете, Тая — искусствовед, увлекается иконописью, я окончила филфак по специальности «Русская православная культура», пишу статьи о христианских мотивах в русской словесности, а когда мы устраиваем ежемесячные литературные квартирники, показываю подругам свои переводы отрывков из Екклезиаста с древнегреческого на русский язык.

Могу с уверенностью сказать, что совместное увлечение вопросами веры и религии в школе, где не было уроков МХК или духовного краеведения, где не говорили о Боге, помогло нам обрести истинную дружбу. И очень надеюсь, что мои бывшие одноклассники не думают, что во всем этом виновата какая-нибудь магия имени Анастасия.

Тихон Сысоев,

23 года, город Москва

«Учусь быть в мире со всеми»

Ни в школе, ни в университете, ни среди друзей мне не приходилось чувствовать себя белой вороной. Возможно, кто-то скажет, что мне просто повезло с окружением, но я думаю, дело все-таки не в этом.

Сейчас почти все мои самые близкие друзья — люди неверующие. И я очень комфортно себя с ними чувствую. Потому как сам не могу и не хочу от них отгораживаться заслонами наносной религиозности. Мне важны их интересы, любопытен их взгляд на мир. Я многому у них учусь. И сами они, чувствуя мое участие в их жизни, отвечают трогательной взаимностью. Бывали случаи, когда друзья сами начинали интересоваться некоторыми религиозными или духовными вопросами, и я всегда старался ответить так, чтобы ничего не навязывать. Я это называю путем научно-популярного просвещения. В нем все должно служить одной, почти академической цели — дать живой ответ их искренней любознательности. Ни больше, ни меньше. А вот если начать проповедовать… Я ведь не христианский оратор, и мне кажется, может получиться очень глупо.

Дело вовсе не в том, что ты чем-то отличаешься от других, а в том, как ты себя ощущаешь. Очень часто мы становимся жертвой собственных иллюзий, выдумывая несуществующие границы, воздвигая пластмассовые стены с железной проволокой и нанимая охрану с собаками. А нужна, как мне кажется, христианская простота, доброе сердце, светлая голова, немного мудрости и хорошее чувство юмора. Тогда любое общество примет с почтением ваши религиозные предпочтения. Людям просто в голову не придет смеяться над вашим образом жизни или позволять себе лишнее в вашем присутствии.

Я часто вспоминаю слова апостола Павла: если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми (Рим 12:18). Важно то, как ты держишься с друзьями, с коллегами, с родственниками. Если ты закрыт, высокомерен, если ты выпячиваешь свою «православность», тогда не удивляйся отторжению. Но если ты обращен к миру лицом, ищешь соприкосновения с ним, как с самым прекрасным произведением искусства, созданным нечеловеческими руками, — тогда все изменится. И твое духовное богатство только приумножится.

На заставке фрагмент фото www.flickr.com/ Victor Dubilier

Православие и выживание

ЧЕРНОБЫЛЬ (МИНИ-СЕРИАЛ)
«Черно́быль» (англ. Chernobyl) — исторический мини-сериал, созданный и написанный Крэйгом Мазином. Режиссёром сериала стал Йохан Ренк. Производством занимался телеканал HBO совместно с британской телесетью Sky. Рекомендую к просмотру.
Expand text…
Кто хочет понять, что такое Чернобыльская трагедия и что-такое ядерная война прочитайте Алексиевич С.А., Чернобыльская молитва. Те критики, что ругали сериал «Чернобыль», а много в нём было взято из этой книги, могут понять, что правда страшнее, ужаснее, а ложь и обман гораздо больше, чем было показано в сериале.
«ЧЕРНОБЫЛЬСКАЯ МОЛИТВА. ХРОНИКА БУДУЩЕГО»
книга белорусской журналистки и писательницы, лауреата Нобелевской премии по литературе, Светланы Алексиевич, посвящённая аварии на Чернобыльской АЭС в 1986 году.
Алексиевич в последующие десять лет беседовала более чем с пятьюстами свидетелями аварии, включая пожарных, ликвидаторов, политиков, врачей, физиков и рядовых граждан. Книга описывает психологическую и личностную трагедию, которой стала Чернобыльская авария, и исследует впечатления людей, и то, как авария повлияла на их жизни.
Текст был впервые опубликован в 1997 году в журнале «Дружба народов», публикация получила премию журнала; в том же году была издана книга. Английский перевод книги в 2005 году завоевал премию Национального круга книжных критиков США.
Швейцарский социолог Жан Россио в своей рецензии на «Чернобыльскую молитву» в 2000 году отмечает, что автор не навязывает оценку событий и не выдвигает обвинений, но заставляет читателей работать над коллективной памятью о человеческих и социальных последствиях Чернобыльской катастрофы, и что содействовать распространению книг Алексиевич «этически необходимо».
«ТРЕТИЙ АНГЕЛ ВОСТРУБИЛ, и упала с неба большая звезда, горящая подобно светильнику, и пала на третью часть рек и на источники вод. ИМЯ СЕЙ ЗВЕЗДЕ «ПОЛЫНЬ»; и третья часть вод сделалась полынью, и многие из людей умерли от вод, потому что они стали горьки» Откр.8,10-11.
Старец Паисий Святогорец (†1994), один из величайших столпов афонского монашества в ХХ веке, говорил о том, что Апокалипсис исполняется уже сегодня, однако не все, к сожалению, это видят. В качестве примера он приводил пророчество о падении звезды «полынь», отравившей третью часть вод, что привело к смерти многих людей Откр.8,10-11. Это пророчество, утверждал старец, уже осуществилось в виде Чернобыльской трагедии 1986 года (полынь по-украински – чернобыльник), а потому «глубоко заблуждаются те, которые ожидают падения звезды, и никак не поймут, что это уже исполнилось».
Сбывшиеся пророчества Апокалипсиса www.stihi.ru/2013/10/26/8641
15 марта 2018 в Чернобыле открыли музей «Звезда Полынь»

Композиция «Трубящий ангел» (Чернобыль)
памятник, входящий в мемориальный комплекс «Звезда Полынь».
Из фильма «ПИСЬМА МЁРТВОГО ЧЕЛОВЕКА» 1986г. СССР
Выход картины практически совпал с Чернобыльской аварией, поэтому для своего времени картина была очень острой и шокирующей.
«К моменту катастрофы не осталось ни одной сферы человеческой деятельности которая не находилась бы в состоянии глубочайшего кризиса.
Наука сосредоточилась на создании средств массового уничтожения, каждое из которых в отдельности уже было способно уничтожить жизнь на планете.
Технология повсеместно уничтожала природу и окружающую среду.
Политические отношения приобрели амбициозно параноидальный характер.
Искусство стало насквозь антигуманным и вместо воспитания занималось одурманиванием, потаканием самым низменным вкусам…
От верёвки незабвенного Иуды, до нейтронной бомбы, генетического, бактериологического и еще какого оружия. Восхитительный прогресс , расцвет разума!
Воровство, вот сущность науки».
Уникальные кадры. Сатанинский парад атомщиков.

С 1 минуты 18 секунды. На видео президент Академии Наук СССР аплодирует костюмированному шествию работников АЭС.
комментарий с вк: да, я знаю это жуткое видео «шутих» с нечистой силой. Оно, правда, снято на территории Курчатовского, видимо, не за несколько дней, а годом раньше (тут явно разгар лета). Но значения это не имеет ровно никакого. Уже в 86-ом – всем им будет не до смеха, особенно Легасову и Александрову. Должен сказать, зная эту среду (родня оттуда), что подобный мерзкий флёр научной интеллигенции соввластью именно сознательно насаждался и горячо приветствовался. Участие в подобных выходках было косвенным свидетельством ДУХОВНОЙ верности режиму, за такое даже благосклонно прощались антисоветские анекдоты и чтение «забугорных» книжек. Чего никак нельзя сказать о православной литературе – тут реакция была молниеносной, как бросок гадюки.
ЧЕРНОБЫЛЬ — ГОРЬКАЯ ТРАВА ПОЛЫНЬ

Вся правда о Чернобыле Скрытые факты Документальный фильм 2018

ЗАЩИТА ОТ РАДИАЦИИ реферат, делали специально по этой теме, может пригодиться в жизни. О населении думали далеко не в первую очередь.
Чернобыль
Маяк
Фукусима
Хиросима и Нагасаки
Действие населения по сигналу оповещения
Использование средств индивидуальной защиты
Как действовать на радиоактивной местности
Действия при эвакуации
Как убивали академика Легасова, который провел собственное расследование Чернобыльской катастрофы

Радиоактивную воду с АЭС «Фукусима» хотят слить в океан
Министр окружающей среды Японии сообщил, что загрязненную воду с АЭС «Фукусима», возможно, придется слить в океан, так как к 2022 году будет негде ее хранить.
Более миллиона тонн воды, используемой для охлаждения реакторов аварийной станции, хранятся в специальных резервуарах.
В правительстве страны уточнили, что окончательное решение о сбросе воды пока не принято.

«Фукусима» спустя почти шесть лет продолжает сбрасывать в Тихий океан 300 тонн радиоактивной воды ежедневно — это признали даже официальные лица страны. «Поэтому не стоит удивляться, — пишет Уитни Вэб на американском сайте The True Activist, — что „Фукусима“ уже заразила радиацией весь Тихий океан». Она утверждает, со ссылками на серьезных исследователей, что некоторые части западного побережья Северной Америки на протяжении нескольких последних лет ощущают действие японской радиации. Так, например, спустя некоторое время после аварии из жабр, ртов и глаз рыбы в Канаде стала вытекать кровь. Правительство эту «болезнь» игнорирует, хотя она на 10% сократила местную ихтиофауну, включая северотихоокеанскую сельдь. В Западной Канаде независимые ученые уже через 22 дня после аварии зафиксировали рост уровня радиоактивного йода на 300%. Согласно их прогнозам, уровень радиации в Тихом океане будет расти.
«В американском штате Орегон морские звезды стали терять ноги, а затем полностью распадаться, — сообщает Уитни Вэб, — когда к этому региону в 2013 году добралась радиация. Сейчас морские звезды умирают в рекордных объемах, что ставит под риск всю океаническую экосистему региона. В 2014 году радиация на пляжах Калифорнии возросла на 500%.
Но фукусимская катастрофа оказала воздействие не только на Западное побережье Северной Америки. Сейчас ученые говорят о том, что весь Тихий океан в 5-10 раз более радиоактивен, чем во время Второй мировой войны и сразу после нее, когда правительство США испытывало подводные атомные бомбы в Тихом океане.

В Северодвинске зафиксировали скачок радиации после ЧП с ракетой
Подробнее на РБК:

Радиационный фон повысился даже в деревнях, одна из них Умба, это родина моей мамы, я там бывал почти каждое лето!!!!! Это через всё Белое море от Северодвинска! в ролике говорится и про Финляндию, но таких данных не нашёл, хотя их на такой скорости удаляют см.ниже.

МОСКВА, 10 авг — РИА Новости. При взрыве на военном полигоне в Архангельской области, который произошел восьмого, погибли пять сотрудников Росатома. Еще трое получили травмы и ожоги различной степени тяжести.
Как уточнила госкорпорация, взрыв с возгоранием произошел при испытании жидкостной реактивной двигательной установки.
Источник в военном ведомстве, в свою очередь, сообщил, что при ЧП погибли специалисты Росатома и Минобороны.
«По стечению обстоятельств, в момент возгорания сотрудники Росатома осуществляли проверку изотопных источников питания, разработанных для жидкостной реактивной установки», — сказал он.

Выжить за городом

Наверное, у многих городских жителей время от времени возникает желание уехать жить за город. Пусть не в деревню – хотя бы на дачу. На природу, на свежий воздух, в тишину. Но останавливают многочисленные страхи: дорога, быт, окружение. Поэтому так интересен опыт тех, кто решился. Художники Анна и Александр Мессерер – коренные москвичи в нескольких поколениях. Больше 20 лет назад они решили пожить на даче в подмосковном Переделкино – и живут там до сих пор.

Семья Мессерер. Фото: Григорий Ярошенко

Действующие лица:

  • Александр, 57 лет, художник,
  • Анна, 49 лет, художник,

дети:

  • Лев, 24 года,
  • Нина, 19 лет,
  • Борис, 16 лет,
  • Александр, 10 лет,
  • София, 9 лет.

Анна и Александр Мессерер

Анна: Мой интерес к загородной жизни начался с того, что друзья сняли дачу в Переделкино. Я слушала их рассказы о том, какие потрясающе интересные творческие люди живут в этом поселке, и мне очень хотелось самой пообщаться и подружиться с этими людьми. Мы с мужем художники по профессии, так что творческий круг – это наш круг. Кроме того, мне казалось очень романтичным провести на даче в холодное время года один месяц или даже целую зиму. У меня тогда родился первый ребенок, и жить в квартире с родителями было очень тяжело. Квартира была небольшой, а родители стремились контролировать каждый шаг своей молодой дочери, во всём требовали отчета. Я не собиралась переезжать за город на всю жизнь, думала, это будет такое приключение не очень долгое. Я и не предполагала, что загородная жизнь может так затянуть!

Моя подруга, снимавшая дачу в Переделкино, позвала меня к себе в гости. Мы приехали компанией, пошли гулять по поселку. А тут на улице бабушки стоят. И вот одна спрашивает: «Не нужна ли кому-нибудь дача?» Помню, что это был Покров, 14 октября. Сходили посмотреть: маленький домик в две комнаты, туалет в конце участка, вода в колодце. Стоил он сущие копейки – можно было позволить себе снять его и потом думать: жить там или приезжать только на выходные.

Александр Мессерер. Осень в Мичуринце

Ты не отдельно от природы, а вместе с ней, внутри нее… Но в городе этого не чувствуешь

И вот мы с ребенком переехали в этот дом. Организовали там биотуалет. Воду для купания нужно было греть… Но я вышла на крыльцо – осень, такая красота вокруг. И я поняла, что именно этого мне не хватало. Вот этого ощущения, что ты не отдельно от природы, а вместе с ней, внутри нее. В городе у меня было такое щемящее чувство, что проходят весна, лето, осень, зима, а ты как-то сбоку, всё мимо тебя. А теперь я могу все изменения в природе рассмотреть, прочувствовать до конца. Не знаю, как объяснить, но это было важнее бытовых неудобств.

Еще для меня имело большое значение, что я стала самостоятельной. Я могла выходить гулять с ребенком ночью, и мне не нужно было отчитываться перед мамой. Хотя нам, конечно, было тяжело. Мобильных телефонов тогда еще не придумали; обычный телефон стоял у соседей, и чтобы позвонить, например, врачу, нужно было выйти в соседний дом. И вот надо оставить больного ребенка и идти. Помню, как я была удивлена, когда оказалось, что врачи в дачный поселок не выезжают. Сейчас уже можно вызвать, а тогда, в 1990-х, они сюда не ездили. С врачами вообще много курьезных случаев связано. Например, однажды мне сказали, что детского врача нет и единственный, кто может приехать, – взрослый невропатолог. Я сказала, что мне уже не требуется.

Наши дети болели очень редко: за городом и воздух чище, и вирусов меньше

Однако наши дети болели очень редко. За городом и воздух чище, и вирусов меньше. Так что у нас нечасто была потребность в докторах.

Александр: Надо отметить, что 20 лет назад очень немногие оставались зимовать на дачах – и мы быстро перезнакомились почти со всеми, кто жил тогда в Переделкино. Все ходили друг к другу в гости. Нам это нравилось, но иногда начинало утомлять: когда твой дом для всех открыт, и все живут рядом, кто-то может зайти и в два часа ночи. «Вы не спите? Давайте чай пить». И вот мы сидим до пяти утра, чай пьем.

Меня вначале тянуло вернуться в город. Странное ощущение на даче, будто ты в ссылке. А потом привык и уже не представлял себе, как можно жить в городе. Сейчас я приезжаю туда по делам, и через два-три-четыре часа меня тянет обратно в Переделкино.

Одно время мы даже жили на два дома. У меня в Москве оставалась бабушка, ей было больше 90 лет. И папа просил, чтобы мы за ней присматривали. Три дня в неделю мы жили с ней на Тверской, покупали продукты, готовили. Бабушка была абсолютно самостоятельной, сама себя обслуживала, но ей не хватало общения. Мы старались проводить там больше времени, даже Льва отдали в детский сад рядом с бабушкиным домом. Думали перебраться туда совсем – но для нас это оказалось очень тяжело! Сама атмосфера города – многолюдность, суетливость – давила на нас. При первой же возможности мы мчались на дачу и приходили в себя. Когда бабушки не стало, ее квартиру сдали, а мы вернулись на дачу.

С дочерью Ниной

Анна: У нас родился третий ребенок, потом четвертый, а мы всё снимали этот двухкомнатный домик без бытовых удобств, ходили за водой на колодец. 14 лет мы там провели. Когда Нина подросла, она начала учиться в московской школе и по будням жила у Сашиной мамы на Тверской. А когда подрос Боря, его к бабушке нельзя было отправить – уж очень буйный был у него характер. Но мы все равно отдали его в английскую спецшколу на Арбате и каждый день возили его в Москву.

Логистика – это, пожалуй, один из самых сложных вопросов организации жизни многодетной семьи. К счастью, у нас была машина. Три раза в неделю Нину нужно было возить на дополнительные занятия на «Белорусскую». Мы отвозили Нину, бросали машину на Васильевской и бежали на Тверскую в квартиру к Сашиной маме. Пока три часа шли дополнительные занятия, нужно было быстро помыться, постирать и потом с тюком мокрых вещей мчаться за Ниной.

Александр: А потом Боря стал старше и сказал: «Почему я должен куда-то ездить? Все мои друзья учатся в школе в Новопеределкино!» А туда трудно было попасть – в центре Москвы в школу поступить гораздо легче: там нет спальных районов. В Новопеределкино хорошая школа, но классы переполнены. У нас там работала знакомая учительница; она узнала, что кто-то из детей ушел, походатайствовала, и Борю взяли на освободившееся место. А потом в эту же школу мы отдали и Сашу, и Соню. Там очень хорошая атмосфера, педагоги неплохие. Рядом храм Благовещения Пресвятой Богородицы, и дети настоятеля отца Михаила тоже учились в этой школе. Отец Михаил часто приходил туда, вел беседы. Вокруг этой школы начала формироваться православная община, прихожане храма стали именно туда отдавать своих детей. Многие учителя в школе воцерковлены. Мы тоже воцерковились, только когда начали жить в Переделкино. Но сначала мы ездили в Андреевский монастырь, там крестили Нину. Интересно, что в праздник Покрова Пресвятой Богородицы началась наша жизнь за городом, и обвенчались мы тоже на Покров.

Анна Мессерер. Наш дом в Красново

Да, было много бытовых сложностей. Но было и вдохновение! Мы много писали

И в творчестве у нас начался новый этап, когда мы переехали за город. Да, было много бытовых сложностей. Но и вдохновение было! Мы много работали, писали. А потом такой же новый этап у нас начался, когда мы купили дом в деревне. Настоящую деревенскую усадьбу, старинную, недалеко от деревни Ферапонтово в Вологодской области.

Анна: Летом в Переделкино нам не очень нравилось жить, потому что здесь негде купаться. Каждое лето мы ездили в Вологодскую область – то на этюды, то в гости. Но детей у нас становилось всё больше, в гости стало не слишком удобно приезжать, в гостинице останавливаться дорого… От знакомых мы узнали, что недалеко от Ферапонтова монастыря продается старинный дом. А я же закончила МАРХИ, и этот дом с анфиладами, лестницами с балясинами меня поразил. Мы решились на покупку, хотя он стоил дороже, чем мы могли себе позволить. Пришлось на оставшуюся сумму брать кредит. Перед покупкой хозяйка предложила нам пожить в этом доме две-три недели – понять, хорошо ли нам тут будет. Мы были уже закаленные жизнью в Переделкино, ходить за водой на колодец нам не привыкать, так что бытовые неудобства нас не смутили. Главное, что дом такой огромный – и весь твой! И невероятная красота вокруг. Мы туда приезжаем и сразу беремся за кисти. Я утром встаю, когда все еще спят, и сажусь за мольберт. У меня есть час, пока семья не начнет просыпаться, и для меня это час абсолютного счастья.

В наш деревенский дом сразу стали приезжать гости. Если раньше у нас был проходной двор в Переделкино, то теперь там гости почти перестали появляться, зато лето в Ферапонтово всё расписано – очень плотный график гостей.

А потом я получила в наследство квартиру в Солнцево. Мы решили продать ее и купить свой дом. Обязательно в Переделкино: здесь сосредоточена вся жизнь – и наша, и наших детей. Мама моя была в ужасе, она не понимала, как можно продать квартиру в Москве и уехать за город. Для нее это всегда была какая-то дикость, авантюра. Потому что до сих пор официально мы оставались городскими жителями, были прописаны в Москве. Но мы попробовали какое-то время пожить в этой солнцевской квартире и поняли, что не можем. Так мы купили дом, в котором живем сейчас. Когда мы впервые в него вошли, он показался нам каким-то дворцом: здесь водопровод! И горячая вода! Три этажа, высокие потолки – мне всё понравилось. Конечно, мне хотелось построить свой дом самой – я же архитектор; и я бы строила дом из дерева, но всё равно – наш дом прекрасен, и мы его любим.

Свой дом позволил организовать тут детскую художественную студию, а еще устраивать выставки

Жизнь за городом лично для меня полна чудесных мелочей, из которых складывается радость жизни. Ты выходишь утром из дома и наступаешь на чистый снег. Здесь нет реагентов, которые превращают дороги в черную кашу, – у нас укатанный снег посыпают песком, как в старые добрые времена. Не нужно ездить на лифте или подниматься по бесконечным лестницам с детьми. Когда дети были маленькие, я просто выставляла коляску на улицу и занималась делами по хозяйству – то есть экономила часы на прогулках. Подросших детей можно было запросто выпустить во двор одних, не нужно идти с ними на детскую площадку. Мы не фанатики огорода, но всё же в деревне сажаем цветы, ягоды, дети нам с удовольствием помогают. Работы на земле, пусть даже такие незначительные – это важная часть воспитания.

Когда я езжу по делам в Москву, уже не представляю, как я там могла жить. Правда, и город очень изменился. Стал совсем чужим, непонятным. Другим.

Александр: Дом за городом позволил нам реализовать такие мечты, про которые мы и не думали, что они когда-нибудь сбудутся. У нас появилась возможность организовать в нем детскую художественную студию. Аня уже много лет преподает детям живопись – теперь не нужно выискивать место, ученики приходят к нам домой. Мы проводим здесь выставки, приглашаем художников, которые нам самим нравятся. Уже четыре выставки прошло. Друзья назвали нас «Галерея “Сад”» – мы с таким названием согласились. Дело нашей жизни в собственном доме обрело новое дыхание. В городе эта мечта вряд ли могла бы осуществиться.

Семья Мессерер. Фото: Софья Максименко

Курс выживания для православного христианина

Чем больше мы живем в Церкви, тем больше начинаем понимать – вопросы не только не прекращают появляться, с каждым днем их становится все больше и больше. Причем вопросы множатся вне зависимости от степени нашего духовного или светского образования, они как снежный ком – чем дальше, тем все громадней и непредсказуемей. Однако от состояния нашей готовности воспринимать сложности зависит наша готовность прилагать усилия для созидания в самом себе христианина.

Всегда сложно и непонятно делать первые шаги, когда ты уже осознал, что Бог есть и это что-то для тебя значит, то есть ты не просто соглашаешься с этим пониманием, но решаешь, что продолжать дальше жить, так как ты живешь, больше уже никак нельзя. Нужно что-то менять. Но как менять, что именно менять – понимание приходит, увы, не сразу. И здесь есть свои причины. Для новоначального христианина главная проблема – это проблема соответствия своего внешнего облика тому внутреннему заданному для себя идеалу, к которому необходимо всем нам стремиться. Это одна из самых больных тем для людей, считающих себя верующими. Действительно, мы живем в мире, который встречает по одежке, но из-за недостаточности ума не всегда может по нему и проводить. И этой болезнью болеют не только закостенелые атеисты – достаточная часть нашего церковного общества полагает главным для себя бороться с внешней оболочкой человека, забывая, что внешность бывает весьма и весьма обманчива. Конечно, не нужно совсем думать, что внешняя составляющая совсем ни о чем не говорит. Но на первых порах нашей церковной жизни она действительно ни о чем не говорит, стоит подождать совсем немного, как все станет на свои места и человеку станет ясно и понятно, что храм это не место для демонстрации модного пирсинга и тату. Равно как и всякий, решивший всерьез заняться спортом, понимает: рано или поздно придется выучить и соблюдать правила игры, если ты решил стать действительно спортсменом, а не дворовым хулиганом. Но если всякий раз заострять свое внимание только на этом, то есть опасность, что именно это внешнее и останется для нас главным во всей нашей церковной жизни.

Всегда и во всем важен такт. Но чрезвычайно он важен в такой тонкой сфере как духовная жизнь, особенно когда мы считаем себя знатоками и явно не брезгуем тем, чтобы раздавать советы, как вопрошающим их, так и просто так, в связи с нашей внутренней необходимостью делиться тем, о чем уж мы наверняка знаем. И большая часть дров ломается именно на этом этапе. Когда человек только-только начинает делать первые шаги в Церкви, ему, как никогда, важно чувствовать плечо, но не то, которое может подтолкнуть, а то, на которое можно опереться. В Древней Церкви было все понятно и ясно, желающего принять крещение приводил в общину т.н. «спонсор», который перед лицом всех верных свидетельствовал о его нелицемерном желании стать христианином. И затем, уже после длительного оглашения, когда совершалось крещение, этот «спонсор» становился опорой для новопросвещенного христианина в его только-только начинающейся духовной жизни. К сожалению, времена изменились, об оглашении можно прочитать только в учебниках по истории Древней Церкви, а понятие «спонсор» приобрело уже совершенно другой, сугубо материальный характер. Но это не значит, что проблемы воцерковления куда-то исчезли, проблемы остались, и при этом стало совершенно не ясно — каким образом их разрешать.

Но для человека, который уже почувствовал себя настоящим православным, напротив, все ясно и понятно. Он знает и понимает, что поступать нужно именно так, а не иначе и всякий, кто попытается не то, чтобы воспротивиться этому пониманию, а, как минимум, полемизировать, из брата во Христе превратится в место для наклеивания ярлыков, которые у каждого уважающего себя человека всегда запасены в нужном количестве. И жертвами этого всезнайства становятся те, кто только-только пытается разобраться в сложном и подчас противоречивом церковном мире. И главная ловушка, в которую попадает человек искренний, но не искушенный в церковных баталиях, это утверждение о том, что мысли того или иного православного христианина, пускай даже священнослужителя, это, несомненно, то самое, о чем говорит Бог. Если быстро и правильно не среагировать на это заблуждение, есть опасность не только заблудиться в духовном лабиринте, но и попросту навсегда отпасть от Церкви. Но как же быть, когда один батюшка буквально проклинает лиц женского пола, посмевших войти в храм в брюках и без платка, а другой вовсе не видит в этом трагедии? Как быть, когда один священник чуть ли не анафематствует современную культуру, а другой призывает к тому, чтобы внимательно изучать культурные явления нашего мира? Что делать, когда один говорит одно, а другой другое? И ответ на эти и другие вопросы, как ни странно, есть – начинать самому задумываться над тем, а как оно должно быть. Когда мы станем не просто ждать готовых рецептов, хотя и этот период необходимо пройти, но начнем сами допытываться до сути, это станет верным залогом того, что наша духовная жизнь, не без ошибок и падений, к сожалению, сможет обрести главное измерение — измерение святости. А святость приобретается только собственным трудом. Святые это те, кто смог самостоятельно пройти тот Путь, о котором сказал Христос (Ин. 14:6). И, если мы хотим последовать за ними, нам необходимо начинать учиться самостоятельности. В Церкви всегда действуют антиномии. С одной стороны, мы должны полностью довериться Ее опыту. С другой — должны самостоятельно распознать, где действительно опыт Церкви, а где подделка под него. И этот опыт распознания дается только тем, кто прилагает усилия, а усилия мы можем прилагать лишь свои собственные, только тогда Бог нам будет помогать и подсказывать, каким образом нам необходимо поступать.

Подчас молодому христианину может казаться, что он любит Бога, а Бог его – нет. Но это ложное утверждение появляется лишь от того, что нам очень сложно сразу отделить зерна от плевел и понять, в чем действительно есть Божий замысел, а в чем лишь человеческое мудрование. Но это понимание дается не сразу. Это понимание, которое мы призваны стяжать во время своей земной жизни. Главная аксиома христианской жизни заключается в том, что Бог » хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины » (1 Тим. 2:4). Остается лишь откликнуться на призыв Божий и начать трудиться самим.

Скиллкэмп — детский лагерь в Крыму, предлагающий несколько увлекательных программ активного отдыха для мальчиков и девочек в возрасте от 8-ми лет. В отличие от большинства летних лагерей, Skillcamp сосредоточен на развитии практических навыков, полезных для самостоятельной жизни. Каждая смена — это не просто отдых длиной в несколько недель, а увлекательное приключение, предполагающее постоянную работу в команде и выполнение сложных задач под руководством опытных инструкторов.

Что такое лагерь навыка (выживания)?

Skillcamp детский лагерь навыка, в котором ребята смогут принять участие в походах и небольших однодневных путешествиях, освоить различные ремесла и уйти от городского ритма жизни.

Проживание в лагере предполагает отсутствие современных гаджетов, таких как смартфоны, планшеты, телевизоры, так что ребенок получает возможность исследовать свои способности и дать хорошую физическую тренировку организму, что способствует становлению ответственной и самостоятельной личности.

В зависимости от выбранной программы и пола ребенка, детский лагерь Скиллкэмп в течение всей смены предлагает различные виды увлекательных занятий.

Мальчики по достоинству оценят возможность пострелять из лука, построить землянку и другие интересные сооружения, половить рыбу в чистых озерах, освоить гончарное искусство.

Девочки смогут развить навыки рукоделия, ведения хозяйства, принять участие в возведении и обустройстве различных построек. Таким образом, Скиллкэмп — детский лагерь, который закладывает в характер ребенка основы, необходимые для гармоничного развития и постепенного привыкания к самостоятельной жизни.

Где находится лагерь Skillcamp?

В зависимости от выбранной программы, проживание осуществляется на одной из двух современных баз: в Крыму или в Ярославской области.

База лагеря Скиллкэмп в Крыму расположена в 45 километрах от Севастополя, в долине, известной своими реликтовыми можжевеловыми лесами и нетронутой природой. На территории более 13 Га есть всё необходимое для безопасного и интересного отдыха: домики для проживания, столовая, концертная площадка и кинозал, 6 спортивных площадок, медпункт и собственный парк уникальных растений.

При этом каждая программа предполагает активное перемещение детей в сопровождении опытных наставников по горным районам Крыма. Купание осуществляется на оборудованных пляжах только под присмотром инструкторов.

Вторая база находится в окрестностях деревни Слободка Ярославской области, примерно в 160 километрах от Москвы. На ее территории расположен комфортабельный корпус для проживания, спортивные площадки, спортзал, полигон для стрельбы из лука, лодочная станция, медпункт — словом, все, что необходимо для безопасного проведения увлекательных игр и тренингов.

Какие программы доступны в лагере навыка Skillcamp?

Лагерь Скиллкэмп предлагает несколько увлекательных летних программ. Две из них, «Путь» и «Следопыт», предназначены для мальчиков и девочек, а военно-прикладная программа «Штурм» ориентирована исключительно на мальчиков.

Независимо от выбора программы, лагерь обеспечивает детей вкусным и калорийным пятиразовым (во время длительных походов — трех- или четырехразовым) питанием, а также всем необходимым снаряжением.

Рассмотрим подробнее каждый из доступных вариантов.

Программа «Путь»

Тренинговая программа, проводится в Крыму.

  • Предполагает участие мальчиков и девочек от 8 лет.
  • На выбор доступны 11 смен, начало которых приходится на период с 30 мая по 8 августа.
  • Продолжительность — 21 день.
  • Стоимость составляет 55 200 рублей для новых участников и 49 900 рублей для тех, кто посещает лагерь не в первый раз.
  • Трансфер стоимостью 13 тысяч рублей оплачивается отдельно, включает в себя авиаперелет Москва — Симферополь — Москва и внутренние перевозки.

Программа разделена на три этапа.

  1. Образование сплоченного коллектива, которое проводится на базе лагеря Скиллкэмп под Севастополем. Данная часть включает купание в чистейших горных реках, непродолжительные пешие походы, восхождение на Флаговую гору и, конечно, вечерние беседы у костра. Для того, чтобы успешно пройти все три этапа, участнику необходимо получить необходимые навыки взаимодействия в команде, освоить технику безопасности, правила личной гигиены и ухода за инвентарем.
  2. 7-дневный поход по самым живописным местам горного Крыма. В зависимости от уровня подготовки группы протяженность похода составляет от 60 до 140 километров. Опытные инструкторы научат детей правильно ходить по горным тропам, ориентироваться на местности, готовить пищу на костре, выживать в сложных условиях. Ребятам предстоит жить в палатках, в случае сильной непогоды ночевки осуществляются на егерских пунктах. Питание трехразовое, предусмотрен вечерний чай со сладостями. Всё необходимое снаряжение и продукты выдаются сотрудниками базы.
  3. Городской квест в Севастополе, который даст детям необходимые социальные навыки. Эта часть включает в себя увлекательные экскурсии-приключения по улицам города, купание на оборудованных пляжах Черного моря, посещение различных исторических музеев и памятников архитектуры: Херсонеса, панорамы обороны Севастополя, Сапун-горы, Военно-морского музея. Проживание на отдельном этаже гостиницы «Крым» в номерах для 3-4 человек со всеми удобствами. Четырехразовое питание осуществляется в ресторане гостиницы.

«Путь» — очень насыщенная и достаточно сложная программа детского лагеря выживания Скиллкэмп, однако, адаптация к новой обстановке проводится постепенно. Уже через два-три дня ребенок привыкает к изменившимся условиям и начинает получать большое удовольствие от постоянных приключений.

Кроме этого лагеря для подростков на черноморском побережье России есть и другие интересные места, советуем обратить внимание на лагерь «Академия лидерства» TEEN его обзор вы найдете

Программа «Следопыт»

Программа проводится на территории Ярославской области неподалеку от деревни Слободка, выезд осуществляется из Москвы или Пушкино.

  • Стоимость составляет 35 900 рублей для новых участников и 32 300 рублей для тех, кто уже бывал в лагере Скиллкэпмп.
  • Продолжительность смены — 14 дней.

Как мы уже разобрались чуть выше, Skillcamp — лагерь навыка, в котором дети получают знания, необходимые для самостоятельной жизни. Однако, каждый ребенок имеет свои интересы и предпочтения, поэтому все смены предполагают собственную тематику. Всего доступны 3 варианта:

  1. «Рыбарь». Предусмотрены две смены с началом 1 июня и 27 июля. Участники освоят полезные навыки ловли и приготовления рыбы, научатся литью свинцовых грузил и изготовлению поплавков. Рыбалка осуществляется в чистых водоемах: Вашутинское озеро и река Нерль, а также затопленные торфяники неподалеку от села Ивановское. Современные лодки и рыболовное снаряжение предоставляются сотрудниками лагеря.
  2. «Древний мир» — программа, рассчитанная на изучение взаимодействия человека и природы. Основную часть времени дети проводят на открытом воздухе (в плохую погоду — в чуме или палатке), приобретая навыки выживания в сложных условиях, занимаясь строительством, ведением хозяйства, добычей и приготовлением пищи, освоением различных ремесел. Блок ратного искусства предполагает стрельбу из лука, фехтование и метание сулицы. Смена проходит с 15 по 28 июня.
  3. «Мастер и мастерица» — программа, предполагающая освоение навыков рукоделия и деревянного зодчества. Дети смогут самостоятельно построить и обустроить охотничий лабаз, научатся изготовлять различные предметы быта из глины и дерева. Срок проведения смены — с 29 июня по 12 июля.

Независимо от выбранной смены все участники смогут заняться сбором грибов, ягод и лекарственных трав, искупаться в реках и озерах, приобрести навыки охоты, приготовления пищи, ведения хозяйства. Таким образом, «Следопыт» — это увлекательная программа, которая способствует лучшему пониманию гармоничного сосуществования человека и природы.

Программа «Штурм»

Программа проводится в Крыму.

  • Допускает участие мальчиков в возрасте от 8 лет.
  • Программа проходит в 11 смен, первая из которых начинается 6 июня, а последняя — 15 августа.
  • Каждая смена рассчитана на 14 дней.
  • Стоимость составляет 36 000 рублей для новичков и 32 500 для постоянных участников.
  • Стоимость и содержание трансфера аналогичны программе «Путь».

Главной целью программы является воспитание крепкого характера и высоких волевых качеств, присущих настоящему мужчине.

В состав «Штурма» входит множество интересных мероприятий, направленных на развитие ловкости, выносливости и интеллекта:

  1. пейнтбол и страйкбол;
  2. походы длиной до 20 километров по живописным уголкам Крыма;
  3. ориентирование на местности, составление карт;
  4. основы маскировки;
  5. обучение технике рукопашного боя;
  6. фехтование с применением имитаторов меча;
  7. преодоление водных преград;
  8. и, конечно же, купание в море и горных реках.

Программа разделена на два этапа:

  1. Первая часть проходит на горно-лесной базе Скиллкэмп. Детский лагерь обладает всей необходимой инфраструктурой для занятий спортом и активным отдыхом.
  2. Второй этап проводится в Севастополе и имеет военно-исторический уклон. Предусмотрены не только увлекательные игры и экскурсии, но и ежедневное купание на оборудованных пляжах Черного моря.

«Штурм» — программа, которая поможет мальчику приобрести навыки, необходимые для самостоятельной жизни, и почувствовать себя настоящим мужчиной.

Какие документы необходимы для отправки детей в лагерь Skillcamp?

Для того отправки ребенка в лагерь навыка Скиллкэмп необходимы следующие документы:

  • согласие на сопровождение детей сотрудниками лагеря по России;
  • свидетельство о рождении, а после 14 лет — паспорт РФ;
  • медицинский полис;
  • медсправка «для ребенка, отъезжающего в лагерь», которую можно получить в школе или у врача-педиатра;
  • справка об отсутствии контактов с инфекционными больными, которую можно получить в поликлинике или СЭС не ранее, чем за 3 дня до отъезда;
  • справка, допускающая участие в дневных походах протяженностью до 15 километров, которую можно взять у врача-педиатра или в спортивном диспансере;
  • справка о вакцинации против клещевого энцефалита, либо об отказе от вакцинации.

Оригиналы документов передаются сотрудникам лагеря в момент отъезда ребенка.

Отзывы:

Независимо от выбранной программы ваши дети смогут хорошо отдохнуть и приобрести множество полезных навыков. Каждая смена — это волнующее и невероятно увлекательное приключение. Skillcamp — летний детский лагерь навыка, в котором каждый участник может почувствовать себя самостоятельной личностью, получить знания о жизни в социуме, приобрести новых друзей и получить массу приятных впечатлений.

Официальный сайт лагеря Скиллкэмп /( Skillcamp) — http://www.skillcamp.ru/