Православная педагогика шестун

Существует ли православная педагогика?
Дьякон Александр ШУМСКИЙ

На первый взгляд, кажется, что никаких сомнений в этом быть не может. Конечно, существует! Но как ни странно, есть мнение, что никакой православной педагогики не может быть, как не может быть православной физики, математики, химии и т.д. А есть просто педагогика. Хотелось бы сделать следующее возражение: гуманитарные науки, к коим, несомненно, относится педагогика, имеют существенное отличие от наук естественных. Действительно, ни математическая формула, ни тот или иной вывод естественных наук не имеют специфической религиозной или национальной окраски, но с гуманитарными науками дело обстоит совсем иначе.

Ведь они напрямую связаны с душевным и духовным миром людей, а совершенно очевидно, что абстрактного “общечеловека” в природе не существует. Каждый человек есть не что иное, как индивидуальное проявление своего народа, в той или иной мере отражающее его дух. И если гуманитарные науки хотят иметь дело с реальностью, а не с отвлеченными схемами, они должны говорить не о человеке вообще, а о человеке как представителе своего культурно-исторического типа. Крупнейшие мыслители XIX и XX вв. (Н.Я.Данилевский, К.Н.Леонтьев, О.Шпенглер, Н.С.Трубецкой, К.Леви-Стросс, Л.Н.Гумилев) показали, что так называемая “общечеловеческая цивилизация” — это либо фикция, либо подмена понятий, когда за “общечеловеческое” выдаются и агрессивно навязываются в качестве единственного образцы ценности западноевропейской культуры (или романо-германского культурного исторического типа, в терминологии Данилевского и Трубецкого). Все это впрямую относится и к педагогике.

Известно, как много сделал К.Д.Ушинский для развития народной, национальной, православной педагогики, как много времени и сил он отдавал борьбе с засильем немецкой педагогики в России. Германские теоретики утверждали, что они создали универсальную общечеловеческую педагогику. Ушинский блестяще доказал, что это ложь.

Он в частности писал: “Как нет человека без самолюбия, так нет человека и без любви к Отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями. Воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным. Удивительно ли после этого, что воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у других народов. Народ без народности — тело без души, которому остается только подвергнуться разложению и уничтожиться в других телах, сохранивших свою самобытность. Особенность идеи есть принцип жизни”.

Константин Дмитриевич блестяще сформулировал два основополагающих педагогических принципа: “1) Общей системы народного воспитания для всех народов не существует не только на практике, но и в теории, и германская педагогика не более как теория немецкого воспитания. 2) У каждого народа своя особенная национальная система воспитания, а потому заимствование одним народом у другого воспитательных систем является невозможным”. Еще раз хочется выделить мысль Ушинского о претензии германской педагогики быть универсальной, общечеловеческой, и оказывающейся на деле не более чем теорией немецкого воспитания. Это очень актуально для нас с той лишь разницей, что засилье германской педагогики сменило засилье американской. Но суть от этого не меняется.

Но какова же духовная основа русской национальной педагогики? Без сомнения, это — Православие и созданная им культура “византинизма” (термин историка Ф.И.Успенского), ведь именно из Восточной Римской империи (Византии) Русь получила свет христианской веры.

Византинизм есть глубочайший корень, фундамент всего культурного организма Юго-восточной Европы, и, прежде всего России. Этот принцип, следовательно, является определяющим в развитии и формировании духовно-нравственных идеалов греков, большинства славян, русских. Под влиянием византинизма у этих народов веками воспитывались идеалы государственности, семьи, женщины, воина, системы образования. Таким образом, православная педагогика, являясь неотделимой частью всего организма православной культуры, берет свое начало в фундаментальном принципе византинизма.

Существует общепринятое определение науки педагогики. Педагогика — наука о воспитании человека; раскрывает сущность, цели, задачи и закономерности воспитания, его роль в жизни общества и развития личности, процесса образования и обучения. Включает теорию воспитания, дидактику, школоведение. Педагогика связана с философией, историей, психологией, анатомией, физиологией, медициной. Ее отрасли: детская педагогика (пред-дошкольная, дошкольная, школьного возраста), профобразования, семейного воспитания, вузовская, военная, специальная педагогика, методика преподавания учебных предметов, история педагогики. С этим общим определением более или менее согласятся педагоги, представляющие различные системы образования. Но дальше этого их взаимопонимание вряд ли пойдет. Здесь уместно будет обратиться к этимологии ключевых слов педагогики: воспитание, образование и просвещение.

В молитве покаянного канона ко Господу нашему Иисусу Христу есть такие слова: “…возведи к пажити Твоей и сопричти мя овцам избранного Твоего стада, воспитай мя с ними от злака Божественных твоих Таинств…” Воспитай, то есть напитай меня Благодатью Святого Духа. Известный дореволюционный педагог И.Скворцов в “Записках по педагогике” говорит: “Слово “воспитание” слагается из слова: “питание” (снабжение организма пищею, необходимою ему для развития) и приставки “вос” (вверх, в вышину) — питание ребенка до достижения им полного возраста. Так что человек состоит из тела и души, и последняя составляет величайшую часть человеческого существа, то и слово “воспитание” применяется главным образом к духовному развитию человека”. Здесь нужно еще добавить, что приставка “вос” имеет отношение не только к продвижению ребенка по возрастной шкале, но и к духовной устремленности — “горе”. В русской словесности есть такое замечательное выражение “обед душевный”. Так вот, различные системы воспитания, различные педагогики отличаются друг от друга прежде всего качеством этого обеда, этого питания и его направлением. Следовательно, о какой единой науке педагогике можно говорить, если то, что “хорошо для русского, для немца смерть”. Очевидно, что задачи и цели воспитания, скажем, у раввина, муллы, учителя немецкой гимназии времен Третьего рейха, американского проповедника ничего общего не имеют с целью воспитания, которую ставит перед собой православный батюшка. Точно так же обстоит дело с другой важнейшей категорией педагогики — образованием. Собственно говоря, образование неотделимо от воспитания, между ними есть взаимообусловленность. Этимология слова образование — от греческого слова икона — образ. Таким образом, для православного человека быть образованным — это значит соответствовать образу, стремиться к святости, запечатленной в образе, иконе. Понятие образование теснейшим образом связано с богословским понятием обожения. В сущности, конечной целью образования, высшей его точкой, является обожение, преображение всего человеческого естества. Это цель христианской жизни, а значит и сверхзадача православной педагогики. Ни одна другая педагогическая система таких задач не ставила и ставить не может.

С воспитанием и образованием теснейшим образом связано понятие “просвещение”, которое весьма часто употребляется неверно. В Евангелии от Иоанна читаем: “Был свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир”. Святой праведный Иоанн Кронштадтский говорил по этому поводу: “Современное ложное просвещение удаляет от истинного света, а не приближает к нему. А без Христа тщетно все образование”. Под просвещением на Западе подразумевается прежде всего изучение наук, овладение различными техническими, технологическими умениями и навыками, т.е., по существу, под просвещением понимается обучение, очень важная, но все же прикладная категория педагогики. Восточное, византийское понимание просвещения совсем иное. В молитве Василия Великого ко Святому Причащению читаем: “…и да будет ми Святая сия во исцеление и очищение, и просвещение, и сохранение, и спасение, и во освящение души и тела; во отогнании всякого мечтания и лукавого деяния, и действа диавольского…” Истинному просвещению, таким образом, здесь противостоит ложное: всякое мечтание, лукавое деяние, дьявольское действие. В молитве св. Иоанна Златоуста сказано: “…сподоби неосужденно причаститься Пречистых, бессмертных, животворящих и страшных Христовых Таинств… во освещение и просвещение… в потребление и всесовершенное погубление лукавых моих помыслов и помышлений”. У св. Иоанна Дамаскина говорится: “…но приими мя, яко же оныя, и просвети моя душевные чувства…” В православной педагогике, таким образом, категория обучения занимает надлежащее ей место вслед за воспитанием, образованием, просвещением. Роль обучения — техническая, обслуживающая. Поэтому вряд ли есть основание говорить: просвещенная Европа; было бы правильно говорить: обученная, натасканная Европа (не случайно же на Западе так любят всякого рода тренажеры). А степень духовно-нравственной просвещенности Запада все могли оценить совсем недавно по “гуманитарно-санитарным” бомбежкам Ирака, Сербии и т.п. В этой связи хочется подчеркнуть, что истинная просвещенность предполагает благородство души, не позволяющее видеть в другом лишь средство для достижения своих целей и хранящее человека от низости и подлости.

Но, конечно, самым принципиальным отличием православной педагогики от других систем воспитания является обращенность к сердцу человека, всепобеждающая сила любви, о которой говорит Иоанн Богослов: “Да любите друг друга”. Интересно, что если латиняне приветствовали друг друга словами: привет тебе, салют, здравствуй, то греки при встрече говорили: радуйся! И в этом “радуйся” — обращенность к сердцу ближнего. Так же преп. Серафим Саровский встречал всех словами: “Радость моя!” Так в одном слове может запечатлеться духовный строй целого народа. Без стремления к этой радости, любви нет никакого смысла браться за воспитание детей. Какова эта любовь, отчасти открывается нам через дивные слова старца Силуана Афонского: “Господь не таков, как мы. Он весьма кроток и милостив, и благ, когда душа узнает Его, то удивляется без конца и говорит: “Ах, какой у нас Господь”. Вот к этому узнаванию Бога должен стремиться и православный педагог, и его воспитанники. Таким образом, в православной педагогике первичной является категория воспитания, а не обучения.

Выдающийся русский православный педагог и ученый Н.И.Пирогов пишет: “Не учивши дитя, можно вырастить круглого невежду, но если его не воспитывать, то оно воспитается собственными средствами. И вся разница будет заключаться в том, что оно может воспитаться дурно, тогда когда могло бы воспитаться разумно и правильно. Словом, от образования некоторого взгляда на вещи, правильного или неправильного, от основания своего рода нравственного кодекса вы его не убережете”. Лучшие русские педагоги всегда следовали апостольскому учению о “внутреннем человеке”. Тот же Пирогов говорит: “Не спешите с вашей прикладной реальностью. Дайте созреть и окрепнуть внутреннему человеку; наружный успеет еще действовать; он, выходя позже, но управляемый внутренним, будет, может быть, не так ловок, не так сговорчив и уклончив, как воспитанник реальных школ, но зато на него можно будет вернее положиться: он не за свое дело не возьмется. Дайте выработаться и развиться внутреннему человеку! Дайте ему время и средства подчинить себе наружного, из вас будут и негоцианты, и солдаты, и моряки, и юристы; а главное, из вас будут люди и граждане”.

Вопрос о развитии “внутреннего человека” неразрывно связан с самым главным вопросом для православного человека — спасением души. От того, как мы относимся к “внутреннему человеку”, зависит наша вечная жизнь.

Западная педагогика никогда не делала такого акцента на значении “внутреннего человека” в воспитании. Тот факт, что отдельные мыслители, писатели и педагоги романо-германского мира правильно понимают этот вопрос, не меняют общей картины. Западные системы воспитания, основанные на католицизме, протестантизме во всех их современных проявлениях и разновидностях, озабочены совсем, другим. Чем же?

Ответ на этот вопрос нужно искать в принципиальном различии православия и инославия. Вот что по этому поводу пишет архиепископ Сергий Страгородский в книге “Православное учение о спасении”: “Я стал понимать, что разность православия и инославия заключается не в каких-нибудь частных недомолвках и неточностях, а прямо в самом корне, в принципе, что православие и инославие противоположны между собой так же, как противоположны себялюбие, жизнь по стихиям мира, ветхий человек и самоотверженная любовь, жизнь по Христу, человек обновленный. Предо мной встали два совершенно отличных, не сводимых одно на другое мировоззрения: правовое и нравственное, христианское. Первое я назвал правовым, потому что лучшим выражением этого мировоззрения служит западный правовой строй, в котором личность и ее нравственное достоинство пропадают, и остаются только отдельные правовые единицы и отношения между ними… Человек представляется в его отдельности, он живет для себя и только одной внешней стороной своего бытия соприкасается с жизнью общего, — только пользуясь этим общим; даже и Бог с точки зрения человека является только средством к достижению благополучия. Началом жизни, следовательно, признается себялюбие, а общим признаком бытия — взаимная отчужденность всего живущего”. Очевидно, что сказанное имеет непосредственное отношение и к педагогике. Главной задачей православной педагогики является воспитание нравственной личности внутреннего человека, а главной задачей инославной педагогики — воспитание правовой личности, внешнего человека. Утилитарный и правовой подход к воспитанию чужд православной педагогике. Поэт-сатирик XIX в. Алмазов пытался высмеять русский народ в одном из стихотворений:

По причине прозаической
Мы совсем не снабжены
Здравым смыслом юридическим,
Сим исчадьем сатаны.
Широки натуры русские.
Нашей правды идеал
Не влезает в формы узкие
Юридических начал

Хотел высмеять, а пропел гимн Православию и русскому народу.

Интересно здесь привести наблюдение, сделанное современным русским философом А.Зиновьевым в его книге “Запад”. Он говорит о двух секторах образования и обучения на Западе. Он пишет: “Первый (сектор) в основном детей высшего слоя… В первом секторе молодым людям прививают сознание и амбиции будущих правителей, хозяев, вождей и наставников общества. Во втором готовят рабочую силу для предприятий и учреждений. Тут людям дают не знания, а умение работать. Их амбиции искусственно занижаются. Фактически тут производится огромная масса умеющих работать, но невежественных, идеологически оболваненных и манипулируемых людей”. Это предел утилитарности воспитания, где личность рассматривается не как цель, а как средство. Отсюда следует, что скрытой, но главной задачей западных систем воспитания является подавление внутренней свободы человека и замена ее нравственной вседозволенностью. Очевидно, что человек с таким пониманием свободы становится удобным объектом для любых нечистоплотных манипуляций.

Романо-германский культурно-исторический тип выработал понимание свободы как освобождения от Бога; а славянский культурный тип выработал понимание свободы, как свободы ради Бога и в Боге. Для православной педагогики уяснение этого различия имеет огромное значение. В этом понимании свободы кроется тайна невероятной стойкости, которые всегда вызывали удивление, непонимание и раздражение наших западных недругов. Они готовы были объяснять эту терпеливость и стойкость чем угодно, чаще всего рабской психологией славянина, но не внутренней свободой. Им было невдомек, что такие колоссальные напряжения в своей истории русский народ всегда переносил потому, что не утрачивал идеала, не утрачивал до конца понимания, что он живет ради Бога. И даже в годы Великой Отечественной войны, перед которой коммунистической партией, казалось бы, все было сделано для того, чтобы русские забыли свои идеалы, забыли своего Бога, проявилась эта непостижимая для гитлеровцев внутренняя свобода русского Ивана. Здесь можно привести в качестве примера гениальный рассказ Шолохова “Судьба человека”. Там есть два потрясающих момента. Один, когда пленных, раненых, измученных русских солдат фашисты загнали в православный храм и закрыли там. И вот одному русскому солдату-верующему стало плохо и ему потребовалось выйти на улицу. Немцы не выпускали его. Он не захотел осквернить храм Божий, стал изо всей силы стучать в дверь, и немцы, разозлившись, расстреляли его. В не менее талантливом, чем рассказ, фильме Бондарчука “Судьба человека” показано, как серьезно и глубоко отнеслись к происшедшему с православным солдатом другие пленные, многие из которых были воспитаны в духе атеизма. Нет сомнения, что этот подвиг останется в их сердцах навсегда. И второй момент, когда рядовой Соколов, главный герой произведения, вступает в поистине эпический поединок с комендантом лагеря. В Соколове поражает сочетание удивительных качеств: мужества, силы духа и кротости. Никаких громких слов, никаких поз, ничего специфически героического, все скромно, даже обыденно. На предложение выпить за победу фашистской Германии, Соколов отвечает тем, что без слов ставит предложенный ему комендантом полный стакан на стол. Тогда фашист предлагает выпить ему за свою погибель. На что Соколов отвечает, что за свою погибель, избавление от мук он выпьет с радостью. Все это он, измученный русский солдат, произносит тихо, без ненависти, но в этом и заключается тайна его непобедимости. А дальше происходит невиданный, небывалый поединок двух типов, культур, личностей, представляющих с одной стороны романо-германский мир, а с другой — славянский.

Здесь сошлись в очном поединке два архетипа. С одной стороны гордыня, презрение к людям второго сорта, а с другой — смирение, тихость и несгибаемая воля. В этой связи вспоминается еще лермонтовское “Бородино”, где “тих был наш бивак открытый” и “слышно было до рассвета, как ликовал француз”. Но как говорит Писание: “Придет гордость, придет и посрамление”. Интересно отметить, что ни история Великой Отечественной войны, ни история “доблестных” люфтваффе, гордости фюрера, не знают ни одного случая, чтобы немецкий асс пошел на таран. Так же ни один представитель высшей расы не бросался под танки, обвязанный гранатами, или на амбразуру пулемета. Наши русофобы пытались объяснить героизм Талалихина или Матросова чем угодно, только не глубинными действиями тех духовно-нравственных начал, которые через столетия пронес православный русский народ. Объясняли эти подвиги идеологическим оболваниванием коммунистов. Но тогда возникает вопрос: почему гитлеровцы, которых не меньше подвергали геббельсовской обработке, внушали, что нет ничего выше, чем отдать жизнь за фюрера, не шли на ночной таран или не взрывали себя в подводной лодке, не желая сдаваться врагу.

Откуда же бралась такая сила духа у русских людей в критические моменты их истории: ответ один — от православного понимания свободы как свободы ради Бога и Родины. В этой связи следует сказать, что православному русскому человеку по его природе чужда оторванность от рода. Родовое начало, чувство сопричастности к роду никогда полностью не угасало в русском человеке, хотя для этого было сделано все возможное. Это чувство присуще вообще всем восточным славянам. Поистине великое значение в деле православного воспитания имеет постижение смысла связи индивидуума с родом.

Замечательные слова об этом находим у Великого князя Симеона Гордого: “Я пишу вам се слово… чтобы не перестала память родителей наших и наша, и свеча бы не угасла”.

На протяжении столетий наши внешние и внутренние враги не раз пытались погасить эту свечу, но каждый раз в самые критические моменты истории, она вдруг неожиданно вновь вспыхивала и на удивление всему миру рассеивала липкий бесовской туман, окутывавший Родину и Церковь. Так было в период католической экспансии, когда святой благоверный князь Александр Невский круто изменил политическую ситуацию и создал предпосылки для образования Московской Руси. Так было, когда преп. Сергий благословил русское воинство на решающую битву с грозным восточным недругом. Так было, когда св. Геннадий Новгородский и преп. Иосиф Волоцкий взяли на себя тяжелейший крест борьбы со страшным внутренним врагом. Так было, когда умирающий священномученик патр. Гермоген благословил русский народ на борьбу с польскими захватчиками. Этот перечень можно продолжать очень долго.

В этой связи необходимо особо сказать о роли исторического предания в деле воспитания подрастающего поколения. Обратимся к В.О.Ключевскому, который немало внимания уделял педагогике: “Без общих понятий и целей, без разделяемых всеми или большинством чувств, интересов и стремлений люди не могут составить прочного общества; чем больше возникает таких связей и чем больше получают они власти над волей соединяемых ими людей, тем общество -становится прочнее. Устаиваясь и твердея от времени, эти связи превращаются в нравы и обычаи. В силу тех же условий общение возможно не только между отдельными лицами, но и между цельными чередующимися поколениями: это и есть историческое преемство. Оно состоит в том, что достояние одного поколения, материальное и духовное, передается другому. Средствами передачи служат наследование и воспитание. Время закрепляет усвояемое наследие новой нравственной связью, историческим преданием, которое, действуя из поколения в поколение, претворяет наследуемые от отцов заветы и блага в наследственные свойства и наклонности потомков”.

В.Ключевский дает как бы сверхсжатую программу для православного педагога. Из нее вытекает, что одной из ключевых задач в деле православного воспитания является кропотливая и сложнейшая работа по восстановлению почти разрушенного исторического предания. Эта работа осложняется еще и тем, что ее приходится выполнять в борьбе с сознательно действующим и хорошо организованным противником, для которого это восстановление означает гибель.

Бывший госсекретарь США Генри Киссинджер, один из крупнейших специалистов по России, прямо заявил, что его беспокоит не возможность восстановления СССР сталинского типа, т.е. коммунистической державы (к этому, считает он, нет возврата), но реальная возможность восстановления на основе православия образа той страны, которая было до 1917 года. Поэтому здесь идет борьба не на жизнь, а на смерть.

Говоря об одной из важнейших задач православной педагогики — восстановлении исторического предания, восстановлении духовно-нравственной преемственности поколений, нельзя не обратить особое внимание на язык, с помощью которого православный педагог будет решать воспитательные задачи. Проблема языка — одна из важнейших проблем православной педагогики. Н.В.Гоголь писал: “Обращаться со словом нужно честно. Оно есть высший подарок Бога человеку”.

Нравственное здоровье народа, как и самое его существование, в конечном счете во многом зависит от языковой среды, в которой этот народ пребывает. К.Д.Ушинский считал, что не нужно обладать какими-то специальными филологическими познаниями, “чтобы убедиться, что язык народа есть цельное органическое его сознание, вырастающее в своих народных особенностях из какого-нибудь одного, таинственного где-то в глубине “народного духа запрятанного зерна”. По его мысли, язык народа несет на себе отпечаток всей его истории, народ “в сокровищницу родного слова складывает одно поколение за другим плоды глубоких сердечных движений, плоды исторических событий, воззрения, следы прожитого горя и прожитой радости. Когда исчезает народный язык, — народа нет более”. Через слово входит в нашу душу любовь к Богу, ближнему, Отечеству.

Сегодня православный учитель сталкивается с большим препятствием в воспитании детей — страшным искажением языка, с так называемым “новоязом”, когда люди говорят вроде бы на русском языке, но совершенно не по-русски. Как часто сегодня приходится встречать молодых людей, которые весьма сносно изъясняются на иностранных языках, но когда начинают говорить по-русски, то в пору затыкать уши. Беда еще и в том, что мы сами в той или иной степени заражены “новоязом” и, следовательно, православный учитель должен внимательно следить за своим языком.

В заключение хотелось бы привести строки из стихотворения К.Р. (Великого князя Константина Константиновича Романова), которые он назвал “Завещанием сыну”. Его можно адресовать нашим современникам — как педагогам, так и ученикам:

Будь же ты верен преданьям
Нашей простой старины,
Будь же всегда упованьем
Нашей родной стороны.
С верою твердой слепою
Честно живи ты свой век.
Сердцем, умом и душою
Русский ты будь человек.
Пусть тебе в годы сомненья,
В пору тревог и невзгод
Будет примером терпенья
Наш православный народ.

“Десятина”, №15-16 (26-27)

Модель Концепции православной педагогики (педагогические основания образовательной деятельности Русской Православной Церкви)

Модель
Концепции православной педагогики
(педагогические основания образовательной деятельности
Русской Православной Церкви)

Обоснование актуальности разработки педагогических основ образовательной деятельности Церкви.

Новый Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 87) определяет Церковь как важного субъекта сферы образования, представляющего интересы православных верующих граждан, желающих обучать своих детей православию, воспитывать их в вере и традиции. Церкви дана возможность ведения образовательной деятельности, участия в реализации образовательных программ различного уровня и направленности. При этом, согласно ст. 2 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», под образовательным процессом понимается «педагогически обоснованный процесс обучения, воспитания и развития, организуемый субъектом образовательной деятельности, реализующим образовательные программы». В этом контексте необходимо разработать единые педагогические основы образовательной деятельности Церкви, общие педагогические подходы к организации процесса обучения и воспитания, духовно-нравственного развития.

Основные понятия: духовность, нравственность, духовно-нравственное воспитание, религиозное воспитание, духовно-нравственные ценности, ценности воспитания, педагогика, субъекты педагогического процесса, введение в традицию, введение в Священное Писание и Предание Церкви, религиозность общества, религиозность личности, религиозная идентичность, историческая преемственность поколений, общественный дискурс, православная педагогика, религиозная педагогика; педагогика и дидактика.

Методология педагогических основ образовательной деятельности Церкви

Взаимосвязь богословия и педагогики (вероучение, святоотеческая традиция, христианская антропология), философии образования (в т. ч. эдукологии) и педагогики (православная педагогика).

Цели и задачи, принципы поддержки научным педагогическим сообществом образовательной деятельности Церкви

Цель – повышение качества православного воспитания в сфере образования, в семье, в детских и молодежных коллективах, совершенствование воспитательных систем в сфере религиозного образования и освоения духовно-нравственной культуры народов России.

Задачи:

  1. Определение роли и места поддержки научным педагогическим сообществом образовательной деятельности Русской Православной Церкви в системе образования.
  2. Обоснование концептуальных позиций, на которых базируется структура и содержание процесса духовно-нравственного воспитания детей и молодежи в рамках компетенции Русской Православной Церкви.
  3. Разработка многоуровневой модели подготовки специалистов в области религиозного образования и в области освоения отечественной духовной культуры и традиций.
  4. Разработка педагогических основ, подходов, принципов стандарта высшего и дополнительного профессионального образования по вопросам религиозного образования и духовно-нравственного воспитания.
  5. Организация экспертизы УМК высшего и дополнительного профессионального образования, а так же УМК общего и дополнительного образования.
  6. Организация педагогического сопровождения образовательного процесса в очно-заочной форме с использованием дистанционных образовательных технологий.
  7. Просвещение населения, педагогической общественности через систему семинаров и конференций, СМИ школьного, районного, городского, областного, всероссийского, международного масштаба.

Основополагающие и системообразующие принципы православной педагогики: христоцентричность; экклесиоцентричность, иерархичность воспитания и обучения, социализация, историческая преемственность; взаимосвязь культурологического, исторического, нравственного, библейского, катехизического аспектов; целостность, системность, непрерывность и другие.

Смысл и содержание педагогической поддержки образовательной деятельности Церкви

Определение духовно-нравственного, мировоззренческого, педагогического потенциала содержания обучения и воспитания детей и молодежи на основе выявления заложенных в нем смысложизненных понятий (ценность жизни человека, семьи, совесть, понимание добра и зла, свободы и ответственности, прав и обязанностей); качеств духовной личности (добродетели), гражданина, верного своему Отечеству.

Содержание данного потенциала раскрывается и конкретизируется при использовании православных педагогических технологий (методов, методик) в процессе изучении школьного и вузовского программного материала в рамках гуманитарных дисциплин (истории, литературы, русского языка, искусства).

Средства формирования духовно-нравственных ценностей – приобщение к традиции, раскрытие роли семьи, единства семьи и государства, обеспечение преемства культурных и семейных православных традиций через уклад жизни ребенка, подростка, молодого человека, возрождение духовно-нравственных традиций семьи; обобщение и систематизация полученных знаний на основе духовных, нравственных и культурных отечественных ценностей; интеграция знаний гуманитарных дисциплин для понимания духовных смыслов исторических событий страны, государственных устройств нашей страны, произведений художественной литературы и искусства; формирование знаний о духовных истоках становления и развития культуры российского народа и российской государственности.

Система педагогического сопровождения образовательной деятельности Церкви

Субъекты педагогического сопровождения образовательной деятельности. Пространство и масштаб (география) педагогического сопровождения образовательной деятельности. Проблемы формирования условий, среды воспитания. Уклад жизни как предмет деятельности. Системообразующие идеи.

Основные направления разработки педагогических оснований образовательной деятельности Церкви.

1. Формирование нормативно-правовой базы образовательной деятельности Церкви

Участие Русской Православной Церкви в подготовке локальных актов по реализации нормативно-правовой базы в сфере религиозного образования и освоения духовно-нравственной культуры народов России (87 ст. ФЗ «Об образовании в Российской Федерации).

Участие в разработке региональных (муниципальных) программ по духовно-нравственному воспитанию.

Подготовка и утверждение Соглашения о совместной деятельности митрополии (епархии) Русской Православной Церкви и органа управления образованием субъекта РФ

2. Сотрудничество научных школ

Создание межвузовских и межотраслевых лабораторий и центров по проблемам религиозного образования, а также духовно-нравственного воспитания и развития детей и молодежи, на основе грантовой поддержки со стороны государства и Русской Православной Церкви.

3. Подготовка и воспроизводство научных и педагогических кадров

Формирование системы воспроизводства научных и педагогических кадров, участие в подготовке специалистов в сфере религиозного образования и освоения духовно-нравственной культуры народов России, основ православной культуры.

Поддержка создания педагогических факультетов, образовательных организаций среднего и высшего профессионального образования педагогической направленности религиозными организациями (или при их соучредительстве).

Создание системы переподготовки и аттестации педагогических кадров в системе религиозного образования. Общественная аккредитация муниципальных образовательных организаций с углубленным изучением курсов, дисциплин, модулей по православной культуре, предметов духовно-нравственного содержания на основе православия. Общественная аккредитация педагогов-преподавателей основ православной культуры.

Формирование системы стимулирования педагогической и научной деятельности ученых, священнослужителей-педагогов, преподавателей, педагогов и воспитателей, занятых в сфере религиозного образования и освоения духовно-нравственной культуры народов России.

4. Институционализация педагогических основ образовательной деятельности Церкви

1) Русская Православная Церковь: для православных образовательных организаций – развитие образовательных организаций с православным укладом жизни, разнообразными системами православного воспитания, учитывающими региональные особенности, требования ФГОС; совершенствование классической школы, моделей духовно-нравственного воспитания на традициях православия во всех социальных институтах, в том числе и закрытого типа; придание православным образовательным организациям статуса социально ориентированных образовательных организаций; создание системы непрерывного православного воспитания: системы учебных комплексов от дошкольных организаций до высшей школы, расширение и совершенствование существующей системы церковных образовательных институций как дополнительного образования (воскресные школы и катехизаторские институции, разнообразные регентские, иконописные и пр. курсы, приобщающие к православной культуре), за счет развития и модернизации существующих центров культуры, библиотек.

2) Государственная система образования: предоставление Церкви возможности для более активной организации просвещения и образования педагогического сообщества, а также детских и молодежных коллективов государственных образовательных организаций в вопросах освоения духовно-нравственной культуры народов России.

5. Создание системы управления образовательным процессом духовно-нравственной направленности

Создание новых организационных моделей управления, учитывающих современную ситуацию в системе образования и традицию церковного управления; совершенствование технологий управления образовательным процессом: системы координации и взаимодействия всех управленческих структур в сфере религиозного образования и духовно-нравственного воспитания.

Развитие региональных (епархиальных) систем духовно-нравственного воспитания: программ, координационных советов, системы взаимодействия всех субъектов сферы духовно-нравственного воспитания.

Создание сети экспериментальных площадок, ресурсных центров по проблемам религиозного образования и освоения духовно-нравственной культуры народов России.

6. Совершенствование учебных и воспитательных технологий

Общее направление для всех уровней религиозного образования: совершенствование технологий воспитательного процесса; разработка широкого историко-культурного контекста для богословских (вероучительных) предметов; построение целостных воспитательных систем-моделей; разработка православных модулей для основных предметов ФГОС.

7. Развитие научно-методической базы православного воспитания

Разработка учебно-методической литературы, разработка УМК по ОПК, УМК по богословским и вероучительным предметам, духовно-нравственной культуре народов России; формирование библиотек образовательных организаций Русской Православной Церкви; экспертиза учебно-методической литературы, составление перечней учебно-методической литературы для образовательных организаций Русской Православной Церкви. Проведение серии просветительских мероприятий: презентаций, акций, конференций, семинаров, выставок.

8. Создание новой информационной среды православного воспитания

Создание в интернет-пространстве форума для взаимодействия православного научного сообщества, сетевого реферативного журнала по проблемам религиозного образования и освоения духовно-нравственной культуры народов России; разработка дистанционных курсов или моделей обучения с использованием дистанционных технологий, формирование медиатек; введение рубрик в существующие церковные издания, посвященные воспитанию; координация действий в интернет-пространстве по созданию системы рубрик по вопросам педагогического обезпечения образовательной деятельности Церкви.

9. Развитие и совершенствование ресурсной базы православного воспитания (информационной, материально-технической, финансовой)

Работа с благотворительными фондами, инвесторами и др.

10. Сотрудничество стран канонического присутствия Русской Православной Церкви в сфере православного образования и духовно-нравственного воспитания

Создание общих площадок по обмену опытом в сфере воспитания, оказание консультативной, научной, образовательной и иной поддержки, изучение и обобщение зарубежного опыта, школ классического образования.

Модель разработана Научно-методическим кабинетом Синодального отдела религиозного образования и катехизации при участии ведущих специалистов в области религиозного образования и православной педагогики Самарской митрополии в декабре 2013 г.

Данная модель была представлена в ходе Дискуссионной площадки «Основные направления деятельности православного научного сообщества по поддержке развития религиозного (православного) образования и освоения духовно-нравственной культуры народов России», прошедшей в рамках направления «Религиозное образование и катехизация в Русской Православной Церкви» XXII Международных Рождественских образовательных чтений 26 января 2014 года и поддержана участниками Чтений.

ГЛАВА 1. НАРОДНАЯ ДОХРИСТИАНСКАЯ ПЕДАГОГИКА

Общие представления • Специфика народной педагогики как общественного феномена • Анимизм — мировоззренческая основа воспитания • Фольклор: формы, жанры, сюжеты • Отношение к педагогике христианской • Народный элемент в последующем развитии теории и практики воспитания
Понятие «народная дохристианская педагогика» включает и хронологическое, и логическое содержание. Дохристианские представления о воспитании — те, на смену которым шло христианское мировосприятие. В этом смысле они могли возникать, бытовать и при доминировании педагогики православия, т. е. после крещения Руси.
Историки прошлого века (М.И.Демков, П. Ф. Каптерев) считали, что русская педагогика начинается со времени христианизации Руси (988). До того, по их мнению, воспитание древних славян было таким, «как у всех диких народов», — оно ограничивалось физическим уходом за детьми. С такими взглядами на возникновение отечественной педагогики солидаризировались те советские историки, которые 988 год считали «началом русского просвещения».
Но факты, которыми в настоящее время располагают исторические науки, археология, языкознание, этимология, говорят о другом. Достаточно вспомнить свидетельства писателей Византии VI в., государства самой высокой культуры своего времени, о славянах. Византийцев поражали в славянах удивительное гостеприимство, доброжелательное отношение к иноземцам и даже к пленникам, которых они не обращали в рабство, а предлагали жить на их земле в положении «свободных и друзей». С восторгом византийцы говорили о скромности славянских женщин, «превышавшей всякую человеческую природу»*.
История СССР с древнейших времен до наших дней: В двух сериях. — М., 1966. -Т. I,-С. 344-345.
Не вызывает сомнения ученых факт существования письменности на Руси до официального принятия ею христианства. Он подтверждается текстами договоров русских князей с Византией (907, 911, 944), археологическими данными (гнездовский сосуд с надписью), писало (орудие письма на бересте) из раскопок в Новгороде, датируемым 953 — 972 гг., прямыми свидетельствами мусульманских писателей и путешественников. Из этих и других подобных свидетельств мы можем заключить, что до конца X в. восточнославянские этносы прошли длительный путь своего развития. Таким же длительным было и развитие воспитания в дохристианской Руси.
К сожалению, от древних времен до нас дошло немного прямых свидетельств о дохристианской педагогике. Но, анализируя орудия труда и быта, изделия ремесленников с именами изготовивших их мастеров, предметы искусства, т. е. совокупность от носящихся к данной теме историко-научных данных, и сопоставляя их с письменными свидетельствами западных хронистов, древнерусских летописей, можно в общих чертах представить, смоделировать процесс воспитания и передачи жизненного и социального опыта, знаний, умений и навыков от старшего поколения младшему.
Важным источником наших знаний о практике воспитания и обучения являются произведения устного народного творчества (фольклора), дошедшие до нас в более поздних записях.
В те времена, как и в последующие исторические эпохи, цели воспитания обусловливались общественно-экономическими факторами и мировоззренческими идеями. В детях нужно было воспитывать качества, необходимые для нелегкой трудовой деятельности, для непрерывной борьбы с
таинственными, часто враждебными силами природы, а также для отражения набегов чужеземных племен.
Задолго до того, как на территории будущей Руси в недрах племенных союзов начали кристаллизоваться институты древнерусской государственности, народом уже был накоплен немалый опыт воспитания подрастающих поколений. Чрезвычайно эффективным способом его трансляции было устное народное творчество.
Естественной воспитательницей ребенка была мать. От нее дитя воспринимало первые слова родного языка, мелодию колыбельной песни, а вместе с тем — исподволь — обычаи семьи, традиции рода и племени. Бесконечно разнообразные в своей конкретике пестушки, потешки, запреты служили для ребенка источником знаний о ближайшем окружении, о предметах повседневного обихода, о домашних животных.
Воспитание детей проходило путем непосредственного участия в деятельности взрослых, трудовой, культовой, обрядовой, соответствующей их верованиям и преданиям. В самом раннем возрасте воспитание детей обоего пола было обязанностью женщин. По мере взросления девочки оставались на попечении матери, а мальчики переходили под присмотр отца.
Семья выполняла «школьные» функции, являясь непосредственным и главным органом воспитания. «Школу» семейного воспитания проходили все дети, в подавляющем большинстве случаев при этом наследуя занятия родителей.
Подрастая, дети могли обучаться ремеслам индивидуально у мастеров, в том числе при языческих храмах. До изобретения звуко-буквенного письма там же, вероятно, обучались и древнейшему, пиктографическому знаковому языку.
От матери прежде всего ребенок получал первые представления о явлениях природы, учился закличкам,для того чтобы воздействовать на природу («мороз прогонять», «весну призывать» с ее «великими милостями — светом, теплом, будущим урожаем»). Устное народное творчество являлось универсальным педагогическим сред-
атом, своеобразной живой «энциклопедией» древнего человека. Загадки способствовали умственному развитию, сообразительности. Пословицы, поговорки, хороводы, игры приобщали отрока к заботам старших членов семьи, к трудовой деятельности и жизни, отвечающей принятым неписаным нравственным законам.
Нужно сказать, однако, что для историко-педагогического анализа народная педагогика — феномен достаточно сложный, хотя бы потому, что конкретные произведения фольклора в большинстве случаев остаются для нас вне определенных временных рамок. За редкими исключениями ученые не могут с точностью установить время их создания. Невозможно определить и авторство конкретного произведения. Бесспорно лишь то, что древнерусский фольклор есть продукт коллективного творчества с присущими ему весьма специфическими чертами.
Одна из этих черт — вольное отношение каждого последующего рассказчика-исполнителя к тексту. Очередной повествователь к прежде слышанному относился своеобразно, по-своему. Сохраняя центральную идею произведения (сказки, легенды, былины), он мог менять второстепенные сюжетные линии и конкретные детали. При этом, конечно, многое зависело от широты его познаний и таланта. В этом легко убедиться при сравнении двух различных по фабуле сказаний, например о войне русичей против печенегов и о Никите-Кожемяке. В обоих случаях прославляется необыкновенная сила эпического героя.
В одном описывается противостояние войска печенежского и русского, битву которых предваряет поединок самых сильных воинов с обеих сторон. Младший сын одного из русских воинов побеждает печенега и тем самым обеспечивает победу русского воинства. В другом повествуется о страшном змее, обложившем киевлян данью — «с каждого двора по красной девке». Никита одолевает змея, освобождает киевлян от уплаты позорной дани.
Анимистическое мировосприятие как основа воспитания дохристианской эпохи присутствует и в устном творчестве после крещения Руси. Обожествление природы, ее стихий органично входило в художественную ткань произведений народного творчества, и церковные запреты в этих случаях не имели решающего значения. Оно продолжало жить и в педагогическом сознании крещеного русского народа.
В новгородском сказании о Садко наряду с христианскими святыми важным персонажем является царь морской, обитающий в Ильмень-озере. Во время бури Садко платит ему дань — вначале «бочку чистого серебра», затем «бочку красного золота». Но этой дани оказывается недостаточно. «Видно, царь морской требует живой головы во сине море!» — восклицает Садко. Перед тем как принести в жертву самого себя, Садко пишет завещание: он отдает часть имения «божьим церквам», затем «нищей братии». Мор-
ской царь, получив в жертву самого Садко, заставляет его играть «в гусельки яровчаты», сам же пускается в пляс, от которого на озере поднимается буря, разбивающая многие корабли. Новгородцы начинают молиться Николе Можайскому, и святой вразумляет Садко, как прекратить бедствия народа, а самому освободиться из плена морского царя.
В арсенале педагогики дохристианской Руси среди других средств были заговоры. Примечательно, что в некоторых из них упоминались книги, которые могут служить источником не только добра, но и зла. Мать, «заговаривая» сына своего от «лешего одноглазого, злого водяного, моргуньи-русалки, ярого волхва, слепого знахаря, старухи- ведуньи», в этом же ряду упоминает и хитрого чернокнижника, от которого хотела бы защитить своего «ненаглядного дитятку».
Не «книгу вообще», без различия ее содержания, ценили и прославляли наши далекие предки, не чтением ради самого чтения, а ради пользы душевной стремились они овладеть. Даже в дохристианских заговорах присутствовали ценностные критерии оценки письменного слова. Да и к волхвам, знахарям и ведуньям «язычники» относились неоднозначно: они находились на периферии народного сознания.
В своем подавляющем большинстве произведения устного народного творчества пронизаны жизнеутверждающими идеями, имеют воспитательную направленность. Они прославляют такие качества в человеке, как трудолюбие, уважительное отношение к родителям и старикам в общине, справедливость, смелость и самоотверженность при необходимости защищать свой дом, свою землю от непрошеных «гостей».
Песни и развивающие игры, сказки и былины сопровождали человека в течение всей его жизни. В пословицах, поговорках, загадках он черпал народную мудрость, оставленную ему в наследство предками.

Одно из характерных свойств, отличавших народную педагогику от теоретической педагогики Нового времени, заключалось в ее неразрывной связи с искусством. Вызревавшие в течение длительного времени педагогические заповеди, методы, идеи облекались в образную — эстетически и этически безупречную — форму, легко усваиваемую и взрослыми, и детьми.
Киса, кисанька, коток,
Киса — серенький хвосток.
Приди, киса, ночевать.
Приди Митеньку качать.
Если это были слова колыбельной песни или пестушки-потеш- ки, то в их строе, последовательности, повторах чувствовалась определенная ритмика, мелодическая «заданность» исполнительнице — матери, няне.
Ладушки, ладушки!
Где были? — У бабушки! Что ели? — Кашку! Что пили? — Бражку!
Кашка масленька,
Бражка сладенька,
Бабушка добренька…
Шутливые прибаутки служили не просто для развлечения ребенка. Они несли доступные для него знания о причинно-следственных связях, зависимостях окружающей его среды.
Куды, Фома, едешь,
Куды погоняешь? Сено косить. На что тебе сено? Коровок кормить. На что тебе коровы? Молоко доить. На что тебе молоко? Ребяток поить.
Знания о связях между реальными явлениями изо дня в день, из года в год расширялись, умножались по пословице: «Ученью и добру нет конца». Они адресовались взрослому слушателю, который в свою очередь мог донести доступное детям из их содержания в своей, семейной «школе».
Большая часть известных сегодня былин относится ко временам княжения святого равноапостольного Владимира и Владимира Мо- номаха. (О них еще будет идти речь в следующей главе.) Но известны былины, относящиеся к более раннему периоду, ко времени Руси дохристианской. Это «Вольга и Микула», прославляющая труд земледельца — основу жизни славянской общины того времени.
Микула, как и другие герои былинного эпоса, обладает физической силой, оценить которую можно не иначе, как с помощью гиперболы. Однако — и это важно подчеркнуть — в образе русского богатыря есть и другие черты. Ведь сила сама по себе безотносительна к нравственности, она может быть употреблена не только на добрые, но и на злые дела. Прославляя физическую силу богатырей, русские былины говорят вместе с тем и об образованности, воспитанности как о естественных, неотъемлемых качествах эпических героев. Образованность и нравственность присущи даже такому разудалому молодцу, как новгородец Василий, сын Буслая. «Отдавала мать сына своего учить грамоте, письму да пенью церковному. Ученье ему впрок пошло, и нет во всем Новгороде такого певца, как Васенька». Осознав совершенные им отнюдь не похвальные поступки, Василий испытывает потребность в покаянии, он просит у матери благословения великого «идти в Иерусалим-град
Господу Богу помолиться, ко святой-святыне приложиться, в Ер- дань-реке искупатися».
По народным представлениям, образованность, воспитанность — неотъемлемые черты идеального героя. «У Добрыни ве- жество рожденное и ученое… Не дорого ничто, дорого вежество. Учися вежеству». Вероятно, на эти качества в семейной «школе» обращали внимание своих чад родители, взрослые, которые заслушивались былинными повествованиями под аккомпанемент «гуселек яровчатых».
Не меньшее воспитательное значение в народной педагогике имели сказки. Их сюжеты и фабулы раскрывались в категориях чудесного, но у слушателей они ассоциировались с вполне реальными жизненными обстоятельствами. Сказка учила добродетели, прославляла скромность и трудолюбие, мудрость и милосердие, воспитывала в детях уважение к старшим, послушание родителям, обличала несправедливость и предательство, ложь и корыстолюбие и другие пороки.
Присутствие педагогической мудрости народа можно почувствовать в случаях обращения сказки к самым простым, на первый взгляд обыденным явлениям, таящим, однако, в себе возможность для раскрытия глубоких жизненных идей, а нередко и широких мировоззренческих обобщений.
И былины, и сказки, и другие жанры устного народного творчества, особенно до появления письменности, играли исключительно важную роль в деле воспитания. Фольклор был учебником жизни в самом истинном значении этого слова, составляя неотъемлемую часть тогдашнего бытия, с его мудростью и предрассудками, истинами и заблуждениями. Великий русский педагог К. Д. Ушинский говорил о сказке так: «Это — первые и блестящие попытки русской народной педагогики, и я не думаю, чтобы кто-нибудь был в состоянии состязаться в этом случае с педагогическим гением народа». Бесспорно также и то, что данную оценку следует отнести не только к сказке, но и к лучшим образцам всех других жанров устного народного творчества.
Итак, возникновение отечественной педагогики относится ко времени гораздо более древнему, чем крещение Руси киевским князем Владимиром Святославичем. Об этом свидетельствуют многочисленные источники, на основании которых можно моделировать процесс воспитания древнейшего времени в его основных чертах.
Богатейшим источником знаний о древнерусском воспитании, как мы уже сказали, является устное народное творчество, отдельные жанры которого возникли во времена доисторические.
Историки до последнего времени не придавали должного значения народной педагогике, считая ее чем-то простым, элементарным, внимания науки недостойным. Между тем совершенно очевидно, что большая часть фольклорных жанров как учебников жизни вполне соответствует таким дидактическим принципам, как связь обучения с жизнью, доступность, наглядность и др., а сверх того, еще обладает достоинствами искусства-мышления в образах. В русле народной педагогики формировались способы и средства устного предания, чрезвычайно эффективные для сохранения опыта и передачи его новым поколениям.
Мировоззренческой основой народной педагогики дохристианского периода служили анимистические представления, кото-

Шахматные фигуры
рые были педагогической реальностью повседневной жизни наших далеких предков. Они оказывали влияние на все стороны жизни славянской общины, на развитие личности, включая физическое, умственное, эстетическое и патриотическое воспита- ние.
Воспитательные идеалы народной педагогики согласовывались с законами нравственности, которые формируются на протяжении многих веков и не изменяются столь быстро по воле отдельных людей, но составляют то основание, без которого юридические законы теряют свою силу и значение.

За принципиальным отличием «языческих» верований от христианского мировоззрения нельзя не видеть известные факты их сходства в идеалах воспитания и образа жизни, связанных с характером восточнославянских племен.
Исторический выбор русичей остановиться на православии греческого образца не случаен, как не случайно то, что многое из воспитательных идеалов язычников после крещения Руси отвергнуто не было, но вошло в педагогическое сознание на новой основе — православном мировоззрении. Свидетельство тому мы найдем в следующей главе.

Педагогика современной школы, Ракова Н.А., Керножицкая И.Е., 2017

Педагогика современной школы, Ракова Н.А., Керножицкая И.Е., 2017.
Учебное издание содержит два блока — теоретический и практический. Теоретическая часть отражает ведущие проблемы, концепции, понятия, классические инновационные тенденции развития педагогической науки и практики. В практическом блоке представлены система разноуровневых заданий, перечень основных и дополнительных источников информации и методические пояснения к ним. В каждой теме предлагаются вопросы для самоконтроля, тестовые задания.
Учебно-методическое пособие предназначено для организации самостоятельной работы студентов по дисциплине «Педагогика современной школы».

Связь педагогики с другими науками и ее структура.
В течение всего периода развития педагогика была тесно связана со многими науками.
Фундаментом педагогики является философия. Философские идеи способствовали созданию педагогических концепций и теорий, служили их методологическим основанием. От системы философских взглядов, которых придерживаются исследователи педагогики, зависит направление педагогического поиска, определение сущностных, целевых и технологических характеристик образовательного процесса.
Методологическая функция философии по отношению к любой науке, в том числе и педагогике, проявляется в том, что она разрабатывает систему общих принципов и способов научного познания. Процесс получения педагогического знания подчиняется общим закономерностям научного познания, изучаемого философией.
Особое значение для педагогики имеет ее связь с психологией, изучающей закономерности развития психики человека. Психологию главным образом интересует саморазвитие психики, а педагогику — эффективность тех воспитательных воздействий, которые приводят к намеченным изменениям во внутреннем мире и поведении человека.
СОДЕРЖАНИЕ.
Пояснительная записка.
Модуль 1. Основы педагогики.
Тема 1.1. Педагогика в системе наук о человеке.
Тема 1.2. Методология и методы научно-педагогических исследований.
Тема 1.3. Проблема развития личности в педагогике.
Тема 1.4. Педагогическая профессия и ее особенности. Педагогическая деятельность: сущность, структура, функции. Профессиональные качества педагога.
Тема 1.5. Образование как социокультурный феномен. Система образования Республики Беларусь.
Тема 1.6. Образование как целостный педагогический процесс.
Модуль 2. Обучение в целостном педагогическом процессе.
Тема 2.1. Содержание образования как средство формирования и развития базовой культуры личности.
Тема 2.2. Процесс обучения. Структура, закономерности и принципы обучения .
Тема 2.3. Методы обучения и их классификация. Современные средства обучения. Рациональная организация учебной деятельности учащихся.
Тема 2.4. Формы обучения. Урок — основная форма организации учебного процесса в школе.
Тема 2.5. Диагностика обучения.
Модуль 3. Воспитание в целостном педагогическом процессе.
Тема 3.1. Сущность, закономерности, принципы процесса воспитания и самовоспитания.
Тема 3.2. Методы, приемы, средства и формы воспитания.
Тема 3.3. Формирование базовой культуры личности.
Тема 3.4. Воспитание личности в коллективе. Развитие ученического самоуправления. Деятельность организаций и объединений учащихся.
Тема 3.5. Воспитание личности в семье.
Тема 3.6. Воспитательная деятельность классного руководителя.
Модуль 4. Повышение качества и эффективности педагогического процесса.
Тема 4.1. Педагогическое общение. Индивидуальный стиль деятельности педагога и учащегося. Конфликты в педагогическом общении и их преодоление.
Тема 4.2. Развитие инновационной деятельности в образовании.
Глоссарий.

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
— fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России.Купить эту книгу
— pdf — Яндекс.Диск.Дата публикации: 04.01.2019 06:49 UTC
учебник по педагогике :: педагогика :: Ракова :: Керножицкая