Православная страна в Африке

Содержание

ЦАР и не только: где еще в Африке идут религиозные войны

Центральноафриканская Республика. Война против всех

Доля христианского населения: около 90%

Гражданская война в Центральной Африке, на которой погибли российские журналисты, является во многом показательной для подобных конфликтов на континенте. В противостоянии 10-х годов участвует коалиция мусульман с севера страны «Селека» и союз христианских и анимистских группировок «Анти-балака» («Анти-Калашников»). Впрочем, обе коалиции далеки от единства и наблюдатели насчитывают около 12 активных групп-участниц гражданской войны, для которых религиозная принадлежность является важным, но все-таки ситуативным маркером.

Фото: Ivan Lieman/AFP/Getty Images

Ислам остался Центральной Африке в наследство от древних султанатов и королевств, испытывавших мусульманское влияние с востока и севера континента, христианство насаждалось колонизаторами – французами и немцами, делившими регион в самом конце «африканской гонки» XIX века и продвигавшимися с юга и запада.

Отношение к религии у правительственной верхушки Центральноафриканского государства в период независимости тоже было довольно утилитарным – дурно прославившийся в 60-е – 70-е годы диктатор Жан-Бедель Бокасса менял свою политическую и религиозную ориентацию несколько раз: он успел побыть католиком, социалистом и мусульманином (в зависимости от того, кто был готов вкладываться в поддержание его власти над ЦАР: бывшие французские колонизаторы, СССР или ливийский лидер Муаммар Каддафи). Незадолго до свержения Бокасса и вовсе объявил себя 13-м апостолом.

Однако все это не мешает «Селеке» грабить и сносить церкви (в том числе в столице страны Банги), разрушать поселения христиан, а их противникам из «Анти-балаки» устраивать сожжения ведьм и избивать священников, которые пытаются остановить насилие. Миротворческие усилия в регионе предпринимают Франция, Африканский союз, Россия и даже Китай. Им нужен мир, чтобы иметь доступ к залежам полезных ископаемых страны.

Сомали. Страна без закона

Доля христианского населения: менее 1%

По данным американской общественной организации Open Doors, которая отслеживает притеснения христиан по всему миру, Сомали занимает третье место в мире по уровню религиозного преследования после Северной Кореи и Афганистана.

Сомали традиционно считалось мусульманской страной, законы шариата действовали здесь даже в колониальный период (в XIX и XX веках страну разделили Великобритания, Франция и Италия). Однако и здесь существовали небольшие христианские, в основном католические общины.

В 80-е годы в стране разразился экономический кризис, вызванный неудачной войной против соседней Эфиопии и потерей поддержки со стороны Советского Союза, а с начала 90-х годов здесь идет вооруженное гражданское противостояние. Само государство Сомали стало классическим примером так называемого failed state – полного распада системы власти в стране.

Такое положение дел стало идеальным для появления экстремистских организаций. Одной из самых сильных из них стала «аш-Шабаб» (действует с середины 2000-х годов, запрещена в России) – радикальное объединение исламистов, называющее себя частью «Аль-Каиды» (международная террористическая организация, запрещенная в России). Она контролирует часть побережья страны и время от времени устраивает теракты в Сомали и других государствах, однако сторонники организации и ваххабитских ценностей, которые она отстаивает, есть по всей территории страны. В первую очередь, это радикальные учителя и слушатели медресе и старейшины некоторых мусульманских кланов и племен.

Фото: AMISOM Public Information

Полное искоренение христианства и христиан в Сомали – одно из требований «аш-Шабаба». Часто боевики организации убивают на месте людей, заподозренных в христианском вероисповедании. В конце 2017 года сомалийские сторонники «Исламского государства» (еще одна международная террористическая организация, запрещенная в России) призвали к «началу охоты» на христиан и уничтожению церквей. По данным Open Doors, в первом полугодии 2018 года в Сомали из-за веры были убиты по меньшей мере 23 христианина, боевики уничтожали магазины и предприятия, принадлежавшие иноверцам.

Судан. Холодная война между Севером и Югом

Доля христианского населения: около 4%

Судан – страна-жертва произвольного определения африканских границ европейскими колонизаторами. В Средние века и Новое время на севере Судана существовало несколько мусульманских султанатов, затем страна попала в зависимость сначала от исламских Египта и Османской империи, а затем – от Великобритании. Именно англичане начали христианизацию племен Южного Судана, чтобы создать противовес традиционной арабской элите с Севера. Когда в 50-е годы XX века Судан получил независимость, разделение между мусульманским Севером и христианским Югом осталось в наследство новой республике.

Разрешить противоречия, часто доходившие до состояния открытой гражданской войны, удалось лишь в 2011 году, когда после референдума Южный Судан объявил о своей независимости. Президент Омар аль-Башир продолжил дальнейшую исламизацию. Сразу после референдума власти Судана предложили представителям неисламских исповеданий и южных народностей покинуть страну. В Южном Судане же вскоре началась своя собственная гражданская война, в которой христиане оказались заложниками местных племенных группировок.

По данным Open Doors, в 2018 году суданские власти закрыли около 20 христианских церквей и ужесточили законы, ограничивающие свободу совести. Любое упоминание христианского вероисповедания при контактах с мусульманами может быть расценено как поощрение отступничества от ислама – это считается серьезным правонарушением.

Фото: Getty Images

Кроме того, как говорится в отчете организации, с начала года из-за своих религиозных убеждений в Судане погибли не менее трех христиан. Подобное давление по религиозному принципу со стороны государства – пусть и в меньшем масштабе – испытывают христиане и в других странах Северной Африки – Тунисе, Алжире, Мавритании и других государствах с преобладанием ислама.

Эритрея. Президент, который подозревает всех

Доля христианского населения: 46%

Проблемы христиан в Эритрее носят не столько религиозный, сколько политический характер. Эта страна получила независимость от соседней Эфиопии после референдума в 1993 году. Но уже через пять лет между двумя государствами разразилась полноценная война, в которой Эритрея фактически потерпела поражение. С тех пор страна живет на положении военного лагеря, а любая общественная активность контролируется государством во главе с бессменным президентом Исайясом Афеворки.

В Эритрее разрешены только четыре религиозные группы: ислам, Эритрейская Православная Церковь, Евангелическая (Лютеранская) Церковь Эритреи и Римско-Католическая Церковь. Любая религиозная активность за их пределами может быть расценена властями как сотрудничество с врагами государства и грозит тюремным заключением. Некоторые «неправильные» христиане провели за решеткой более десяти лет, говорится в докладе Open Doors.

Ливия. Когда некуда бежать

Доля христианского населения: около 4%

– В юрисдикции Александрийского Патриархата находится Ливия, которую я считаю огромным кладбищем – мои чада постоянно тонут в море, – так описал ситуацию в Ливии Патриарх Александрийский и всея Африки Феодор II на встрече с Патриархом Московским и всея Руси Кириллом в конце июля.

После свержения Муаммара Каддафи в 2011 году в Ливии не прекращается война между местными исламистскими группировками и гражданским правительством. Впрочем, оно тоже считает ислам государственной религией, и защитить немногочисленные христианские общины от произвола вооруженных банд просто некому. В числе других беженцев ливийские христиане пытаются перебраться в Европу по Средиземному морю.

Фото: UNHCR UN Refugee Agency

Однако после миграционного кризиса середины 10-х годов там все чаще проходят дискуссии о необходимости остановить «контрабанду людей» из Африки и других неблагополучных регионов.

Нигерия. Грех в образовании

Доля христианского населения: около 46%

В середине июля 2018 года лидеры христианских общин Нигерии распространили обращение, в котором назвали ситуацию в стране близкой к геноциду по религиозному признаку. По их данным, с начала года в религиозных конфликтах с мусульманами на севере и в центре страны погибли около 6 тыс. христиан. Они стали жертвами террористических нападений, за которыми чаще всего стоит радикальная группировка «Боко Харам» (запрещена в России). В переводе с языка народа хауса ее название означает «Западное образование – грех».

Это еще одно ответвление запрещенного «Исламского государства» (другое имя «Боко Харам» с 2015 года – «Западноафриканская провинция ИГ»). Своих сторонников оно вербует в северных штатах страны, на территориях, где в Средние века и Новое время располагались государства африканской саванны, воспринявшие мусульманство от арабских купцов и завоевателей из Сахары. Христианские народы и племена (в отличие от кочевников-северян это в основном оседлые фермеры), обращенные в конце XIX века британскими колонизаторами, обитают в основном на юге страны.

С 1999 года 12 северных провинций перешли на законы шариата. Главная цель экстремистов – установить исламское правление по всей территории страны. Нигерийское правительство, пытающееся сохранить баланс между мусульманами и христианами, подчеркивает разницу между радикалами и законопослушными верующими. В начале августа 2018 года президент Нигерии Мухаммаду Бухари наградил имама Альхаджи Абдуллахи Абубакара из одного из центральных штатов за спасение 300 христиан от налетчиков-исламистов.

В 2017 году на борьбу с «Боко Харам» власти страны выделили $1 млрд, а столкновения на севере все больше напоминают настоящую войну. Армия бомбит деревни, где могут скрываться боевики, с воздуха, а те, в свою очередь, уничтожают опорные пункты вооруженных сил.

Египет. Старая вражда новыми средствами

Доля христианского населения: около 10%

Христианские общины в Египте существуют с глубокой древности – основателем Коптской Православной Церкви, к которой относятся большинство местных христиан, считается апостол Марк. Однако после арабского вторжения в VII веке Египет стал исламской страной. Впрочем, завоеватели вели мягкую по меркам Средних веков религиозную политику: за тысячу с лишним лет коптские общины сохранились и даже пользовались определенной независимостью от властей. Но исламская верхушка никогда не оставляла попыток привести страну к религиозному единообразию.

Отношения между представителями различных конфессий (и, что обычно для Африки, народностей, ведь современные копты в большинстве своем – это потомки коренного населения Египта, а мусульмане – арабских завоевателей и мигрантов) обострились после Арабской весны 2011 года и свержения авторитарного, но светского правительства во главе с президентом Хосни Мубараком. После его отставки к власти пришли представители исламского движения «Братья-мусульмане», а в стране участились нападения на христиан и притеснения коптских общин. В частности, местные власти часто блокировали возможность строить новые церкви (Open Doors приводит пример 1600 христиан из деревни Ком-Эль-Луфи, которые не могли получить разрешение на открытие храма более пяти лет). Законодательство о строительстве христианских церквей в Египте восходит еще к временам Османской империи, и местные христиане борются за его либерализацию.

Фото: sapogok.spb.ru

В 2013 году в Египте произошел очередной переворот: против «Братьев-мусульман» объединились местные военные и либералы, их поддержала Коптская Церковь. Однако возврат к более светским порядкам не смягчил противоречия между мусульманами-фундаменталистами и христианами. Ситуацию обостряют террористические акты местных ячеек запрещенного «Исламского государства»: в Вербное воскресенье в апреле 2017 года смертники устроили взрывы у церквей в Александрии и Танте (погибли 16 и 20 человек соответственно), а спустя месяц неизвестные расстреляли автобусы с коптскими паломниками в провинции Эль-Минья – погибли 26 человек. Египетские власти ответили на агрессию авиаударами по лагерям террористов в Ливии.

Очередное убийство христианского священника произошло в Египте летом 2018 года: в монастыре Анба Макар 29 июля неизвестные до смерти избили его настоятеля епископа Коптской Церкви Епифания.

Эфиопия. Южная граница православия и ислама

Доля христианского населения: около 60%

Эфиопия – единственная традиционно христианская страна в Африке, а Эфиопская Церковь считает себя наследницей апостола от семидесяти Филиппа. Она объединяет около половины граждан страны – в основном представителей северных и центральных регионов. В четырех восточных провинциях Эфиопии (в основном на границе с Эритреей и Сомали) большинство составляют мусульмане (около трети жителей Эфиопии), а на юге и востоке активно распространяется лютеранство (в основном церковь Мекане Йесус). Религиозное разделение имеет и национальную подоплеку: православие сильно среди народностей тиграй и амхара, ислам – у сомалийцев и оромо, часть которых склоняется к протестантизму.

Столкновения на религиозной почве происходят в основном на востоке Эфиопии – на границе между христианством и исламом. По сведениям Open Doors, местные мусульмане недовольны активностью христианских проповедников и пытаются остановить их с помощью насилия.

Кения. Плата за миротворчество

Доля христианского населения: около 84%

Христиане в Кении составляют подавляющее большинство населения. Местные христиане – в основном протестанты (пятидесятники, квакеры, методисты, англикане, лютеране и другие), но есть здесь и католики, и даже православные (Александрийский Патриархат). В отличие от стран Северной Африки эта бывшая британская колония не испытывала сильного влияния ислама или других традиционных религий – этим и объясняется относительная свобода совести и мирное сосуществование верующих.

Ситуация изменилась в 2011 году после вмешательства Кении в гражданскую войну в соседнем Сомали. Действия миротворцев, пытавшихся обезопасить северные регионы страны от распространения насилия, вызвали ответную реакцию террористической организации «аш-Шабаб», стремящейся установить в Сомали радикальные исламские порядки. Некоторые теракты экстремистов носят откровенно антихристианский характер: например, в 2012 году неизвестные обстреляли из гранатометов и автоматов католическую и протестантскую церкви в городе Гарисса на севере Кении, погибли 10 человек. Нападение произошло во время молебнов. В 2015 году боевики «аш-Шабаб» захватили заложников-христиан в университете Гариссы, погибли более полутора сотен человек. Счет подобных терактов в приграничных районах Кении и Сомали уже идет на сотни, в 2017 году жертвами экстремистов стали более 30 кенийцев-христиан.

Мали. Между экстремистами и сепаратистами

Доля христианского населения: около 3%

Мали – еще одна бывшая французская колония в Африке, которая столкнулась с гражданским противостоянием всех против всех. Традиционной религией для Мали является ислам, христиане, в основном католики, составляют около 3% населения страны. Они не участвовали в недавних конфликтах в качестве самостоятельной стороны и вынуждены полагаться на центральное правительство в обеспечении своей безопасности.

UN Photo/Sylvain Liechti

Хотя очередной виток гражданской войны в стране завершился в 2015 году, напряженность в Мали сохраняется на высоком уровне. Друг другу противостоят гражданские власти, исламские экстремисты из террористической группировки «Аль-Мурабитун» (филиал запрещенной в России «Аль-Каиды» в странах Магриба) и туареги-сепаратисты, основавшие в начале 10-х годов непризнанное государство Азавад на северо-востоке страны.

Боевики пытаются вытеснить христиан со «своих» территорий: осенью 2017 года экстремисты разграбили и сожгли несколько церквей в центральной части Мали. Например, в храме в Добаре к северу от столицы неизвестные выкинули кресты и убранство алтаря и сожгли статую Девы Марии. Радикалы требуют от христиан не собираться на молитву вместе под страхом смерти. Сами же католики считают террористов угрозой не только для себя, но и для умеренных мусульман:

– Христиане не единственные, кому угрожают и нападают. Все население Мали стало жертвой, включая мусульман, – говорит генеральный секретарь Конференции малийских католических епископов Эдмонд Дембеле.

Православная Африка: христиане из племени масаи

В настоящую африканскую экспедицию отправился корреспондент «НС», чтобы встретиться с христианами из племени масаи и помолиться в православном храме на границе Кении и Танзании, у подножия горы Килиманджаро:

Православные Масаи

(FLV файл. Продолжительность 2 мин. Размер 10.2 Mb)

Масаи — африканское племя проживающее в саванах на юге Кении. Несмотря на развитие современной цивилизации, они практически полностью сохранили свой традиционный уклад жизни, за последнее столетие, под воздействием греческих миссионеров, многие масаи приняли православие, в то время как католицизм и протестантизм так и остались религией «белых» жителей страны. Человек в черном — кенийский священник окормляющий один из масайских приходов.

Богослужение в православном масайском храме

(FLV файл. Продолжительность 4 мин. Размер 20.7 Mb)

Масайское богослужение выглядит очень непривычно, в том числе и благодаря языку суахили, звучащему равно как и масайский весьма экзотично. Вместо привычного запричастного стиха масаи поют под барабаны собственный гимн религиозного содержания.

На территории Кении расположены 59 национальных парков. Какие-то гениальные люди придумали и внедрили систему природоохранных зон еще в колониальные времена и это позволило сохранить уникальную флору и фауну страны в ее первозданном виде

Зебры, слоны, жирафы, антилопы, носороги, львы — спокойно разгуливают по паркам, ничего не опасаясь, так как люди приезжают сюда только для фотоохоты, на сафари

Сафари — это туристическая поездка на джипе по саванне в поиске диких животных. Выходить из джипа строго запрещено — за это даже полагается серьезный штраф. Каждую машину сопровождают рейнджеры с ружьями, чтобы защитить туристов от диких зверей

Как правило, выезды в саванну происходят рано утром и поздно вечером, в то время, когда животные выходят из своих укрытий и в поисках еды переходят с места на место

Большой удачей считается встретить за время сафари всю большую африканскую пятерку: слона, носорога, буйвола, льва и леопарда. Раньше про охотника добывшего хотя бы по одному представителю всей пятерки говорили, что он собрал «большой шлем» африканских трофеев. Но сегодня охота практически полностью запрещена и белые туристы довольствуются шампанским в окружении дикой природы, наслаждаясь колониальным бытом и африканским гостеприимством

На территории национальных парков есть комфортабельные лоджи для европейцев, они окружены забором с электрическим напряжением — то ли от диких зверей, то ли от местных жителей — масаев

Масаи — это полукочевой африканский народ, живущий в саванне. Несмотря на развитие современной цивилизации, они практически полностью сохранили свой традиционный уклад жизни, хотя это и становится все труднее с каждым годом. Они живут общинами-деревнями на территории национальных парков. Когда в Кении развернулся туризм, масаи не смогли воспользоваться выгодой своего контроля над саваннами. Находящиеся у власти племена охотно признали за масаями традиционное «владение» всеми животными и передали им также функцию охраны заповедников, в то время как ограниченная группа менеджеров из «цивилизованного» мира взяла в свои руки индустрию туристских сафари. В итоге, туризм практически не улучшил благосостояние масаев — они не участвуют в разделе высоких доходов от «белого сафари» и живут в большой нищете практически в резервациях

Вместе с православным священником отцом Марком Мванги (настоятелем храма свв.Константина и Елены в городе Илласит) мне удалось съездить в такую деревню

И к моему большому удивлению оказалось, что большинство масаев — христиане. Среди них есть даже и православные. Как рассказал мне отец Марк, он знает как минимум четырех православных священников из племени масаев. На фото: масайская женщина дарит отцу Марку нагрудный крест, который они сплели из бисера к его приезду

.

Внешне масаи очень отличаются от других африканцев — они худые, высокие, с тонкими чертами лица. Одеваются в традиционные одежды — накидки красного и синего цвета, украшают себя плетеными из бисера браслетами и ожерельями. На ногах масаи носят сандалии из автомобильных покрышек

Группа женщин, которые собрались на беседу с отцом Марком расселась под деревом и батюшка сказал им проповедь. «Масаи — по большей части уже христиане, — рассказал мне позже отец Марк, — и их очень легко привести в православие. Дело в том, что мы с масаями очень похожи. И они и мы — православные — крепко держимся традиции. Они понимают почему это важно. Они видят, что я пришел к ним в подряснике, что для меня важна даже эта, казалось бы, мелочь и очень ценят это. Масаи очень простые, добрые, искренние люди, не испорченные цивилизацией»

Старейшина провел нас по деревне, показал как они живут. Несмотря на репутацию масаев как свирепых воинов, в центре их культуры находится скот. Одна из их легенд говорит, что весь скот принадлежит народу масаи, и поэтому все, кто также владеет скотом, должны были когда-то украсть его у масаи. Это не раз приводило к серьёзным конфликтам с другими племенами, когда масаи пытались вернуть «свою собственность»

Хижины масаи построены из высушенного навоза

Обстановка крайне скудна. Пол в хижинах земляной. Окон нет. Еду готовят на открытом огне непосредственно на полу. Электричества никакого нет, конечно. Но обратите внимание, что старейшина подсвечивает себе путь мобильным телефоном — его заряжают в специальных киосках в городе

В отличие от многих других племён, у масаи женщины занимают важное место в культуре и жизни племени. Их легко отличить по выбритой голове, ярким одеждам и бусам. На фото: девушки дезинфицируют дымом сосуды из тыквы для молока. После такой обработки молоко в них хранится два-три дня при температуре на улице 27-30 градусов

Масаи пьют не только молоко, но и кровь коров и коз

Кроме того, для обоих полов практикуется удаление одного из нижних зубов и обрезание. Обрезание выполняется старшими того же пола, при этом мальчики обязаны перенести процедуру без единого звука, а для девочек таких требований нет. Попытки кенийского правительства уничтожить эту практику не увенчались успехом. «Мы с матушкой, — рассказывает отец Марк, — ездим в племя, проводим с масаями разговоры о здорвье, уговариваем отказаться от обрезания или хотя бы дезинфицировать нож, иначе массовые обрезания приводят к распостранению ВИЧ/СПИДа среди молодежи»

Традиции масаев чётко регламентируют их жизнь. Дети воспитываются по возрастным категориям, между которыми установлены традиционные отношения. Юноши и девушки проходят церемонии инициации. Жениться в юном возрасте категорически запрещается, прежде мужчины должны проявить себя в войне и охоте. До недавних пор, чтобы получить право стать воином (мораном) молодой масай должен был убить льва. Официально эта практика больше не применяется, хотя, по некоторым сведениям, она продолжает существовать

Красивые одежды и бусы — это не маскарад ради нашего с отцом Марком приезда. Масаи действительно постоянно ходят, ездят на велосипеде в магазин и пасут стадо именно в такой одежде. Кроме того, мужчины обычно носят при себе нож и палку

Храм свв.Константина и Елены на границе Кении и Танзании, где отец Марк настоятель — местный церковный социальный отдел. При храме отец Марк организует массовый бесплатный медицинский прием (медицина в Кении платная, поэтому далеко не у всех есть возможность встретится с доктором), окормляет 60 сирот, устраивает встречи групп взаимопомощи для больных СПИДом, миссионерствует среди масаев, которые с радостью по его приглашению приходят на воскресную службу

.

Храм отца Марка построен из гофрированного железа, пол земляной, электричества нет

Русское золотое облачение мы привезли батюшке из Москвы — оно было куплено в том числе на пожертвования читателей журнала «Нескучный сад». Отец Марк очень благодарил, сказал, что будет молиться за всех жертвователей! И даже признался, что никогда в жизни такой красоты не видел: «Как у Патриарха!» В Кении очень трудно купить православное облачение — нет подходящих материалов, мало кто умеет шить фелони. Обычно священник десятилетиями служит в одном и том же облачении, пока оно не износится до дыр

Отец Марк читает Евангелие на местных языках — на суахили, масаи и кикуйю

Прихожане сами поют службу. Хора нет. Все знают слова наизусть

На доске написаны отрывки из Евангелия, которые будут прочитаны на литургии

Масаи в храме

Одна из наиболее важных частей православного богослужения в Африке — проповедь

Литургия и Священное Писание пока что переведены только на суахили, поэтому отцу Марку приходится переводить и растолковывать смысл прочитанных отрывков для масаев — на их язык, для кикуйю — на их

Масаи выглядят несколько экстравагантно в православном храме, но слушают проповедь с большим интересом, кивают священнику, соглашаются с ним

В православных храмах в Африке есть стулья и скамейки на которых можно сидеть во время проповеди и чтения Апостола

Отца Марка поразило известие о том, что в России в храмах нет скамеек. Он просил нас рассказывать об этом на всех встречах, дополняя эту мысль тем, что вот, дескать, в России верующие люди, стоят в храме, перед Богом! Вот это вера, вот это православие! Не то, что мы здесь расслабленные совершенно… На фото: земляной пол в алтаре храма

Жертвенник

Великий вход по греческой традиции совершается по периметру всего храма

Подростки и дети в храме ведут себя очень спокойно, не бегают, не шумят, даже не плачут. А молодежь следит за службой по книгам

.

.

После окончания службы мы раздали всем прихожанам иконочки и крестики, которые были куплены на собранные в Москве пожертвования

Оказалось, что практически ни у кого из православных прихожан нет нательных крестиков — их просто негде взять и не на что купить. Мы все-таки очень недооцениваем имеющееся у нас Софрино…

Тем временем, приходские активистки приготовили для всех угощение

После трапезы старейшина масаев поблагодарил батюшку за приглашение в храм

.

Гора Килиманджаро — самая высокая гора в Африке. Ее прекрасно видно в Кении, хотя гора расположена в соседней стране — в Танзании. Ученые не верили путешественникам, что ее вершина покрыта снегом до тех пор, пока не были сделаны первые фотографии. Невиданное дело — снег на экваторе!

Племя Масаи

Масаев без преувеличения можно назвать «титульной нацией» Кении. Интересный факт – далеко не все кенийцы, разумеется, являются этническими масаями, но многие предпочитают представляться таковыми. Даже несмотря на то, что с развитием структуры национальных парков Кении масаи утратили изрядную часть своих земель и обязаны следовать неизбежным ограничениям цивилизации, они до сих пор имеют славу отчаянных и суровых воинов, чему немало способствовало восстание 1960-х г.г., приведшее Кению к независимости. Сегодня в Кении живёт около миллиона масаев.

Масаи – красивые и неприспособленные к рабству

Знаменитая Карен Бликсен, писательница, 20 лет прожившая в окрестностях Найроби, и известная по бестселлеру «Из Африки», свидетельствовала, что масаи занимают особое положение среди племён Кении, отличаются собственным «стилем» в поведении, даже некоторой надменностью и дерзостью, и при этом очень верные, порядочные и стойкие. Карен Бликсен отмечала, что масаям присуща благодарность и они долго помнят добро, но также и обиду. Она упоминала, что масаи являются воинами до самой глубины своего существа, и оружие – неотъемлемая часть масаев. Писательница вообще подчеркивала красоту масаев – «…лица с высокими скулами и резко очерченными челюстями, гладкие, без единой морщинки. У них сильные мускулистые шеи, придающие им грозный вид — такая шея бывает у рассерженной кобры, леопарда или быка». Свидетельствовала она и о том, что масаи никогда не были рабами: даже если кто-то из этого народа попадал в неволю, он очень быстро умирал, неприспособленный к ярму.

Племя Масаи, Кения

Карен Бликсен говорила, что морани – молодые масаи, недавно посвященные в воины, «питаются только кровью и молоком». Это преувеличение – но и то, и другое действительно входит в их рацион. Дело в том, что коровы – это не просто «священные животные», это смысл и основа жизни масаев.

Жизнь и быт масаев

Божий дар – коровы

Действительно, самое главное для масаев – их коровы. По большому счёту, весь боевой опыт этого народа направлен на то, чтобы защищать от посягательств свой скот и пытаться завладеть чужим. Масаи совершенно серьёзно (причём по сей день) считают, что Нгаи, повелитель дождя и главное божество, сотворил коров специально для масаев. Поэтому все коровы, какие ни есть в мире, которые не принадлежат им, считаются украденными у масаев!

Коровы у Масаи, Кения

Коровы (справедливости ради надо уточнить, что здешняя порода больше смахивает на зебу) – основа жизни масаев. Сухой навоз скрепляет стены их хижин, а дети и подростки вправду пьют кровь животных – бутылочки из длинных тыкв приспособлены у масаев для этого, совсем как молочные. Для того, чтобы животное жило и здравствовало, ведь масаи берегут свой скот, разработана особая «дойка»: с помощью стрелы из лука с близкого расстояния в шейной вене животного пробивается отверстие, кровь собирается, а дырка затем заклеивается специальной лепёшкой из навоза.

Кровь коровы у масаев пища

Молоко масаи тоже используют, а вот мясо едят редко (хотя и любят его) – коровы совсем не для того, чтобы их убивать. Это и источник пропитания, и денежная единица, и приданое, и показатель состоятельности в общине.

Дом на спине или Полукочевая жизнь масаев

Совершая туры в Кению, путешественники убеждаются, что масаи сберегли свой вековой уклад, несмотря на приход европейских колонизаторов. Масаи считаются полукочевым народом, они перемещаются тогда, когда их стадам становятся необходимы новые пастбища.

Собственно, на территорию современной Кении масаи тоже переселились – ученые уверены, что из Судана. С собой они, конечно же, привели коров. Интересно, что, хотя по соседству другие африканцы строили города, масаи никогда не меняли образ жизни. Сегодня им стало сложнее соответствовать традиции – ведь в местах их исконных кочевий теперь расположены охраняемые территории, такие, как Серенгети в Танзании и продолжающий этот парк резерват Масаи-Мара в Кении. Но масаи упрямы.

Туры в Кению познакомят гостей страны с хижинами из веток, скрепленными навозом (это вообще популярнейший строительный материал у кочевников во всех уголках мира). Масаи ставят свои хижины кольцом, а вокруг делают частокол, чтобы защититься от хищников.

Дом у Масаев, Кения

Деревня масаев – это небольшое племенное объединение, до пяти семей. Войдя в дом, можно увидеть очаг в центре и звериные шкуры, служащие масаям постелями. Интересно, что, хотя масаи – очень высокие люди, найти кого-то ниже 170 см ростом можно с трудом, потолки их хижин – максимум полутораметровые. Когда деревня кочует, каркас хижины разбирается и переносится с собой, часто – просто на спине.

От детства к зрелости

Как и у наших далеких предков, возрастная группа очень важна для представителя народа масаев. От этого зависят права и обязанности. Малыши-мальчики, как только начинают ходить, приступают к пастушеским обязанностям, а девочки делают вместе с матерями всю работу по хозяйству и учатся доить коров. У масаев существуют особые ритуалы, во время которых детей довольно сильно бьют – это должно повышать смелость и терпение. И мальчики, и девочки проходят по достижении подросткового рубежа процедуру обрезания, очень болезненную (кричать при этом нельзя – большой позор). Впоследствии они считаются полноценными взрослыми членами общины.

Дети Масаев, Кения

Мальчики, которые дожидаются, пока заживет рана после обрезания, а занимает это несколько месяцев, носят особые одежды черного цвета и живут отдельно в т.н. «маньятте». Когда этот период заканчивается, они становятся «морани» – молодыми воинами, так восхищавшими Карен Бликсен.

С этого момента молодой масаи может начинать копить имущество (конечно же, в основном коров!) и торговать. У неинициированных детей по масайским законам собственного имущества не может быть – и им разрешается красть необходимое!

С церемонией посвящения масаев в воины связана и еще одна традиция – убийство льва. Сейчас с этим существенно сложнее, чем раньше, поскольку дикие животные в Кении охраняются везде. Кроме того, старейшины сетуют, что с появлением огнестрельного оружия это стало, так сказать, неспортивно. И, тем не менее, традиция убийства льва в процессе инициации не ушла и явно уйдёт у масаев не скоро.

Хоть и убийство льва сегодня в Кении запрещено, масаи должен быть способен это сделать. И они действительно не боятся даже львов! С воинами-масаями не страшно в саванне, поэтому их часто нанимают на работу охранять кемпы с туристами.

Кения. Масаи — хорошая охрана

Традиционно масай — мужчина может носить с собой 4 предмета (часто один из них, но в руках всегда что-то есть):

  1. Палочку — посох
  2. Копье (реже, палочка намного чаще)
  3. Большой нож в ножнах из красной кожи
  4. Специальную палку с набалдашником, напоминающую бедренную кость человека

Воины — масаи, Кения

Интересно, что похоронный обряд у масаев используется только для неинициированных детей. Когда умирает взрослый, прошедший обрезание, не важно, мужчина или женщина, его тело уносят в саванну и оставляют диким зверям. Считается, что так поддерживается круговорот жизни.

Брачные традиции масаев

Так как масаи – отчаянные воины, смертность среди их мужчин высокая. Естественным образом народ пришел к полигамии (многоженству). Если у масая достаточно коров, определяющих его благосостояние – он может взять несколько жен (тем больше, чем больше кров). При этом многомужие у масаев – тоже нормальное явление. Фактически женщина, которая вступает в брак, выходит не только за своего мужа, но и за его побратимов, одновременно с ним проходивших церемонию посвящения в воины. Но это не значит, что они могут брать её, когда хотят: женщины-масаи сами выбирают время и партнёра. Однако дети всё равно считаются потомками официального мужа. Знают масаи и процедуру развода – она называется «китала» и может включать в себя возврат выкупа, заплаченного за невесту перед свадьбой.

Масайская свадьба

Кстати, у масаев довольно зрелищная свадьба и в последние годы они соглашаются организовать бракосочетание по своему обряду для гостей, совершающих туры в Кению.

Свадьба туристов в Масаи

Интересные и полезные факты о масаях

Красота по-масайски

Карен Бликсен не преувеличивала. Разглядывая фото масаев в процессе планирования путешествий в Кению, туристы увидят действительно красивых людей – поджарых, с хорошей кожей, выразительными чертами лица. Но сами масаи считают, что себя необходимо украсить дополнительно.

Сегодня масаи редко носят шкуры, а предпочитают т.н. шуку – яркую красную тунику из ткани. К ней непременно надевают бисерные диски на шею, а также бисерные браслеты на ноги и руки – и женщины, и мужчины.

Масаи — женщины, Кения

А вот выбивают себе пару нижних зубов для красоты только женщины! Они же бреют головы, что, кстати, с учетом «фирменной» длинной шеи у масаев смотрится красиво и эффектно.

Главная же косметическая процедура у масаев – оттягивание мочки уха. Его прокалывают рогом коровы в семилетнем возрасте, и это имеет ритуальное значение. Со временем мочка оттягивается при помощи специальных деревяшек, а также под тяжестью бисерных украшений и в итоге часто достает до плеча.

Масаи прокалывают мочку уха, Кения

Как танцуют масаи

Туры в Кению – это ещё и возможность познакомиться с песнями и танцами масаев. В отсутствие письменности масаи сочиняют длинные и довольно красивые песни, а танцуют просто, базовый элемент их танца – подпрыгивание. Однако всё вместе, да ещё с учетом красных одежд и бисерных украшений масаев, выглядит весьма эффектно.

Масайские танцы, Кения

Но прыгают масаи не просто так. Традиция пошла от того, что когда в племени созревала очередная невеста, устраивались показательные танцы, где каждый масай по очереди выходил и прыгал под звучное и ритмичное пение. Кто прыгал выше всего — тот и лучший воин, тому отдавала предпочтение невеста.

Язык масаев

Вопреки распространённым заблуждениям, масаи говорят не на суахили, а на собственном языке, который называют «ол маа». Для него не существует письменности, а филологи, работая с этим языком, пользуются латиницей. Важнейшая особенность языка масаев – тональность. В зависимости от выбранного тона значение слова кардинально меняется! Ол маа родственен языку другого кенийского народа – самбуру.

Масаи в кино

Планируя туры в Кению, можно познакомиться с художественным отображением жизни масаев, посмотрев фильм «Масаи – воины дождя». Это приключенческая драма о том, как юные масаи охотятся за львом Витчуа, в которого воплотился Красный бог. Лев непобедим и из-за него народ страдает от небывалой засухи. Старший брат главного героя уже погиб, пытаясь одолеть Витчуа, и теперь наследник вождя клана вместе со своим лучшим другом, сыном пастуха, отправляются в полный опасностей путь.
Еще один известный фильм о масаях — «Белая масаи» (нем. Die weiße Massai), поставленный по роману швейцарки Корины Хоффманн. Роман автобиографичен и повествует о любви швейцарской девушки и воина племени масаи. О любви непростой: очень сложно жить совместно людям из совершенно разных миров.

Масаи в кино, Кения

Масай и фотография: туристу на заметку

Очень важный момент касается фотографирования масаев. Они очень не любят, когда их фотографируют без спросу и считают, что камера делает человека слабее. Могут возмутиться съемке исподтишка. Но при этом современные масаи уверены, что материальная компенсация поможет этому горю! Поэтому, фотографируя масаев, нужно непременно заранее попросить разрешения и отблагодарить парой купюр по итогу.

Спросите разрешение на фото у масая

Что купить у масаев

Раз масаи так себя украшают, то конечно и на продажу они для туристов делают много всего интересноно, и это можно купить на рынке. А если заехать в деревню масаев, где есть магазины «для местных», то все можно приобрести значительно дешевле, чем на рынках для туристов. Итак, самые интересные масайские изделия:

  • шука (масайская накидка), особенно характерна красного цвета
  • мачете (а точнее — масайский нож)
  • украшения из бисера
  • сандалии женские — очень красивые, также украшенные бисером
  • сандалии мужские — а вот это настоящий шедевр. Дело в том, что масаи делают их из старых автомобильных покрышек (см выше). Это очень прочная обувь, и к тому же совершенно необычная

Сандалии масаев — мужчин

Рынок в Кении

Религии Африки

В Африке распространено несколько основных религий. Большинство африканцев придерживается христианства или ислама, однако многие их приверженцы также практикуют и традиционные африканские религии, включая народные и синкретические.

Основные африканские религии

Авраамические религии

Большинство африканцев — последователи авраамических религий: христианства и ислама. Эти религии широко распространены в Африке и часто адаптированы к африканским культурным особенностям и местным верованиям.

Христианство

Основная статья: Христианство в АфрикеБаптистская церемония в Бенине

Христианство в Африке насчитывает две тысячи лет. Заметная ныне в Египте, Эфиопии и Эритрее Коптская Православная Церковь была основана, по преданию, Апостолом Марком приблизительно в 42 году. Миссионерская активность в время Колониального периода, так же как и деятельность евангелистов и пятидесятников в наши времена, надёжно укрепила христианство в Африке, в частности в Центральной, Южной и Восточной Африке, а также в районе Гвинейского залива. Христианство в Африке сильно упрочило свои позиции за последние сто лет: в 1900 году во всей Африке насчитывалось около 9 миллионов христиан, а к 2000 году их было уже 380 миллионов.

Ислам

Основная статья: Ислам в Африке

В Африке много последователей ислама. Это доминирующая религия в Северной Африке; сильны её позиции в Западной Африке (в частности, в Кот-Д’Ивуаре), северной части Ганы, на юго-западе и севере Нигерии, в Северо-Восточной Африке (Африканский Рог) и вдоль восточного побережья континента. Как и христианство, ислам проник на континент через Эфиопию и распространился с персидскими и арабскими купцами через Египет и Синайский полуостров.

Иудаизм

Основная статья: Иудаизм в Африке

Последователи иудаизма, разбросанные по Африканскому континенту, включают Бета Исраэль в Эфиопии, Абаюдайя в Уганде и Дом Израиля в Гане. Этнически они относятся к негроидной расе или к эфиопской малой расе, однако, некоторые из них (проживающие в Эфиопии) добились официального признания их статуса евреев Израилем. Раввинат признал их потерянным Дановым коленом. С конца 1980-х годов эфиопские евреи массово переселяются в Израиль.

Небольшое количество последователей иудаизма есть среди этноса игбо, проживающего в Нигерии. Игбо находят много общих черт между своей историей и историей евреев (в том числе, напряженные отношения с соседними народами; см. также: en:Igbo Jews).

В Африке также проживают этнические евреи, бежавшие от Холокоста, большинство из которых осело в ЮАР (ашкеназы); это в основном потомки литовских евреев. Небольшие еврейские группы сефардов и мизрахов с древних времен проживают в Тунисе и Марокко. Многие из них в 1990-е годы мигрировали в Израиль.

Дхармические религии

Последователей дхармических религий в Африке гораздо меньше.

Индуизм

Основная статья: Индуизм в Африке

По сравнению с исламом, христианством или иудаизмом история индуизма в Африке очень коротка. Тем не менее, индуисты в Африке присутствуют ещё с доколониального периода и даже средневековья. Индуизм начал проникать в Африку с индийскими моряками, которые торговали на восточном побережье; позже их начали вытеснять португальские купцы. Фактически пустить корни индуизм смог только с расширением владений Британской империи, колонизировавшей значительную часть Старого Света — и Индию в том числе. Множество индийских солдат на службе Британии осели в колониях Южной и Восточной Африки; там же и находятся наибольшие коммуны индуистов (ЮАР, Танзания, Кения, Нигерия, Замбия, а также Зимбабве, Сомали и Ботсвана). Например, в Лагосе (Нигерия) в 1993 году находилось около 25 тыс. индуистов, в основном новообращённых и прибывших из уже независимой Индии.

Буддизм

Основная статья: Буддизм в Африке

Буддистов в Африке не очень много. Они сосредоточены в основном в Восточной и Южной Африке. Общины буддистов имеются в ЮАР, Буркина-Фасо, Камеруне, Кот-Д’Ивуаре, Кении, Гане, Мали, Сенегале, Танзании, Замбии, Зимбабве и Республике Конго.

Сикхизм

Основная статья: Сикхизм в Африке

Африканские сикхи сосредоточены в основном в Восточной Африке: Кения, Танзания и Уганда объединены в одну Восточно-Африканскую общину сикхов. На 2004 год в этом регионе числилось более 50 тысяч сикхов (см.: en:Image:World Sikh Pop. Map 2004-02.JPG).

Традиционные религии

Традиционные религии

Ключевые понятия

Бог · Богиня-мать · Божество · Гадания · Жертвоприношение · Загробный мир · Золотой век · Инициация · Мировая ось · Мировое древо · Миф · Монотеизм · Политеизм · Сакральное · Священные камни · Синкретизм · Тайные общества

Древнейшие формы религиозности

Анимизм · Зоолатрия · Культ предков · Культ коня · Магия · Полидоксия · Тотемизм · Фетишизм · Шаманизм

Исторические ареалы

Азия (Бон · Буддизм · Ведизм · Гиндукушская религия · Даосизм · Джайнизм · Индуизм · Мусок · Синтоизм · Тенгрианство)
Африка (Древний Египет · Центральная и Южная Африка)
Ближний Восток и Средиземноморье (Зороастризм · Ислам · Иудаизм · Христианство)
Доколумбова Америка
Дохристианская Европа (Германцы · Древняя Армения · Древняя Греция · Кельты · Славяне)

Служители культа

Коэны · Брахман · Волхв · Друид · Жрец · Имам · Лама · Маг · Мобед · Монах · Оракул · Священник · Шаман

Сверхъестественные сущности

Албаста · Ангел · Асура · Демон · Джинн · Дух · Дьявол · Дэв · Оборотень · Призрак · Чёрт · Эльф

Основная статья: Африканские традиционные религииСвятыня йоруба

Африканские традиционные религии, исповедуемые примерно 15 % африканцев, включают в себя разнообразные представления фетишизма, анимизма, тотемизма и культа предков. Некоторые религиозные представления являются общими для многих африканских этнических групп, но обычно они уникальны для каждого этноса.

Общими чертами для большинства африканских религий является представление о Боге-творце (демиурге), который создал Вселенную (например, Олодумаре в религии йоруба), а затем «удалился на покой» и перестал участвовать в земных делах. Также часто встречаются истории о том, как сын божества жил среди людей, но после того, как они причинили ему какое-то зло, он вознёсся на небо.

Общим также является отсутствие веры в рай, ад, чистилище, однако существует представление о потусторонней жизни; нет материальных носителей божественного вроде святых писаний или пророков. Популярны также анимистические представления, вера в магию. Есть религии, основанные на приёме психоактивных растений (бвити, бьери), сочетающие в себе различные элементы перечисленного.

Многие африканские христиане и мусульмане сочетают в своих религиозных представлениях некоторые аспекты традиционных религий.

Африканские традиционные религии легли в основу вуду (унаследовавшего большое количество черт религии йоруба), а также кандомбле в Бразилии.

Христианско-африканские культы

Христианско-африканские культы — синкретические культы, сочетающие элементы христианства и местные традиции. Формировались среди коренного христианизированного населения, в первую очередь, на юге африканского континента, с конца XIX века.

Изначальной целью афрохристианских культов был пересмотр догматов христианства в соответствии с менталитетом африканских народов, стремление создать «чёрное христианство». Кроме того, африканцам, успевшими к началу XX века. познакомиться с основными догматами христианства, было непонятно, как принцип равенства, добра и справедливости, провозглашаемый в качестве основного христианскими проповедниками, мог соответствовать колониальным захватам.

Афро-христиане обвинили белых в искажении Святого писания, указывая, что действительным богоизбранным народом являются чёрные и помещая Иерусалим в Эфиопию или в другие центры на африканском континенте.

Первая афрохристианская секта была основана в 1882 году в Капской колонии.

Некоторые африканисты рассматривают создание афро-христианских церквей как способ борьбы с колониализмом:

С установлением колониального господства и возникновением новых социальных групп в африканских обществах появляются иные формы протеста. Одной из наиболее ранних была религиозно-политическая, прежде всего создание афро-христианских церквей. Может показаться странным, что идеологическое обоснование антиколониализма африканцы заимствовали из той самой религии, которую навязывали им завоеватели. Произошло это потому, что христианство выступало с идеей всеобщего равенства перед Богом, кроме того, оно давало новообращённым возможность осознать себя частью более широкой общности, чем клан, семья, община. Объединяться по-новому могли лишь те люди, которые хотя бы в какой-то мере отошли от старых форм объединения. Таковы были те, кто принял новую веру. Как правило, именно эти люди оказывались больше всего выбитыми из традиционного, привычного уклада жизни. К тому же новая религия в целом больше подходила к реалиям колониального общества, чем традиционные верования. Но антиколониальный протест у её адептов был неразрывно связан с разочарованием в европейцах как подлинных христианах, со стремлением утвердить в этой вере себя и свой мир.

В начале XX века количества церквей существенно выросло.

Сегодня афрохристианство имеет собственную догматику, обрядность и иерархию. Для него характерна мессианистская направленность, а также заимствованное из традиционных африканских религий представление об отстранённости бога-демиурга и вера в предсказания, получаемые посредством человека.

Афрохристианство подразделяется на пять больших групп:

  • Адаптированно-христианские секты
  • Мессианские секты
  • Языческо-христианские секты
  • Эфиопские секты (Чёрные церкви)
  • Ветхозаветные секты

Наиболее значимым являются:

  1. растафарианство;
  2. кимбангизм — церковь последователей Симона Кимбангу, (возникшая в 1920-е годы в Белигийском Конго, современный ДРК).

Бахаи

Дом поклонения бахаи в Кампале, Уганда

Статистику по бахаи в Африке трудно отследить. Несколько ранних последователей Бахауллы были, по сообщениям, африканцами. В период с 1924 по 1960 год бахаи была даже утверждена в качестве официальной религии в Египте; позже, однако, бахаи была запрещена и преследовалась властями.

Бахаи также распространён в Камеруне (с 1953 года), где сейчас около 40 000 последователей; Уганде (несколько десятков тысяч) и ЮАР (201 000 человек на 2007 год). В Нигерии и Нигере — около тысячи последователей.

Нерелигиозность

Некоторое количество населения Африки числится нерелигиозным. На практике это может означать что угодно: от агностицизма, деизма и скептицизма до намеренного сокрытия информации или приверженности тайным культам. Наибольшее количество нерелигиозных людей числится в южноафриканских странах

Распространение религий в Африке

См. также

  • Африканская мифология

Примечания

  1. Согласно энциклопедии Британника, на середину 2002 года в Африке было 376,45 млн христиан, 329,87 млн мусульман и 98,73 млн последователей традиционных религий (Encyclopedia Britannica. Britannica Book of the Year 2003. — С. 306. — ISBN 978-0-85229-956-2).
  2. Steven Kaplan. The Africanization of Missionary Christianity: History and Typology // Journal of Religion in Africa 16 (3) (1986), 165—186.
  3. 1 2 Данные на 1993 год, взяты из hinduism today (англ.).
  4. Buddhist Organisations in Africa на сайте buddhanet
  5. 1 2 Дмитрий Таевский. Афрохристианство (Местные африканские церкви)
  6. А. Б. Давидсон. ТРОПИЧЕСКАЯ И ЮЖНАЯ АФРИКА В XX ВЕКЕ // Новая и новейшая история, № 5, 2000.
  7. Христианско-африканские культы // Народы мира. Историко-этнографический справочник. М.: «Советская энциклопедия», 1988. Стр. 601.
  8. http://news.bahai.org/story/249 данные на 2003 год.
  9. Religious Intelligence.
  10. The Association of Religion Data Archives (ARDA), факультет социологии, Государственный университет Пеннсильвании. Цифры за 2006 год. Регионы, перечисленные здесь, не соответствуют официальному делению ООН. Например, «Восточная Африка» включает не только большинство наций Восточной Африки, но также и Зимбабве, Мадагаскар, Мозамбик и Замбию. Ангола размещена в Центральной Африке, сильно уменьшая Южную Африку по сравнению с Южной Африкой, обозначенной ООН. Данные скомпилированы ARDA из разных источников.
  11. Источник: английская Википедия.

Ссылки

  • Статистика распространения мировых религий и конфессий
  • Atoms and Ancestors (англ.) классический текст по традиционным религиям Африки
  • Сока Гаккай ЮАР

В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
Эта отметка установлена 14 мая 2011.

Масаи — удивительное племя в Африке

Африканское племя масаи наверняка видели на фотографиях даже те, кто никогда не был в Африке и не интересовался их обычаями.

Большинство знает, что женщины племени масаи бреют головы, выбивают себе передние зубы и носят множество украшений.

Мужчины племени, как и женщины, проходят через обряды взросления, одним из которых является обрезание.

Племя масаи в Африке – одно из самых интересных и самобытных.

Прекрасные представители племя масаи

Но даже те, кто видел их деревни и сталкивался с отрядами чернокожих торговцев украшениями в Танзании вряд ли знают, какова история племени и как проходит та часть их жизни, которая не видна туристам.

А между тем масаи – едва ли не единственное племя, полностью сохранившее свои традиции и обряды, включая самые экзотичные.

А еще никто не знает точно численности этого племени, потому что масаи не имеют паспортов – что не мешает им регулярно совершать переходы через границу между Кенией и Танзанией.

История кочевого племени

По предположениям ученых, масаи пришли на территории их теперешнего обитания в 16 веке из долины Нила в Судане.

Воинственное племя, известное своими подвигами, быстро захватывало новые и новые территории — к 19 веку они кочевали по всей Великой рифтовой долине и прилегающим землям, доставляя немало неудобств европейским колонизаторам.

Но со временем история племени стала трагической: численность масаев сильно сократила эпидемия сонной болезни – африканского трипаносомоза, который переносят знаменитые мухи цеце.

На сегодня численность племени масаев в Африке составляет около миллиона человек. Больше трети из них находятся на территории Кении, остальные – в Танзании.

Танзания — место жительства большинства представителей племени

Масаи сохранили полукочевой образ жизни и переходят с места на место, когда их скоту нужны новые пастбища, пересекая, в том числе, и государственные границы.

Пограничникам приходится тихо курить в сторонке – как остановить тысячи свирепых воинов и их стада?

Пусть уж лучше кочуют и создают африканский колорит, пока остальные племена Африки получают образование, носят европейскую одежду, сотрудничают с туроператорами и развивают экономику.

Создание национальных парков Серенгети и Масаи-Мара, а также строительство больших городов изрядно уменьшило территорию кочевок масаев и некоторые из них постепенно переходят на оседлую жизнь.

Особенно в районах национальных парков, где они выполняют функцию охраны и зарабатывают на посещениях туристами своих деревень.

Кстати, пусть вас не вводит в заблуждение их экзотический вид и обычаи – паспортов и других документов они не признают, зато отлично понимают ценность денег.

Они готовы спеть для вас, сплясать, показать свои украшения и дать себя сфотографировать и сфотографироваться с ними – но только за деньги.

Фотографирование бесплатно ослабляет их жизненную энергию – это вам объяснит любой член племени.

Как живут масаи

Деревни масаев – это жилища 3-5 семей. Хижины, выстроенные в круг, ограждаются частоколом от диких зверей – вот и деревня.

Есть желание познакомится с традициями жителей Африки? — тогда отправляйтесь в племя Масаи

Бывают, впрочем, селения и побольше – но в любом случае, не стоит рассчитывать увидеть там магазины, школы и парки аттракционов.

Хижины масаев всегда низкие. Хотя масаи – особенно мужчины племени — отличаются высоким ростом и горделивой осанкой, внутри жилища им приходится передвигаться, согнувшись в три погибели.

Впрочем, в жилье они проводят не так много времени – коровы, знаете ли, сами себя не выпасут и не подоят.

Строится жилище из сплетенных каркасов веток, облепленных навозом – в саваннах туго со стройматериалами. А еще такое жилье точно не съедят подчистую термиты – благодаря такому «экоматериалу» они обходят домики масаев десятой дорогой.

К тому же это очень удобно при переходах на новое место – сбил навоз, забрал каркас и поехал. На новом месте подождал, пока коровы сделают по лепешке-другой навоза – вот и есть из чего строить новый дом.

Еда масаев столь же экзотична – они едят очень много мяса, пьют молоко, а также кровь скота.

Масаи – своего рода вампиры – они стрелой пробивают артерию коров и набирают кровь – главный источник жизни. А затем замазывают дырочку глиной – и корова живет себе дальше и восполняет потерю крови.

Поголовье коров придает члену племени статус, не худший, чем россиянину — коллекция «Лексусов»!

Кровь скота масаи пьют и в чистом виде, а также используют во время ритуалов.

Скот – главное, что есть в их жизни.

Они уверены, что Творец создал коров специально для их племени и подарил масаям. А, следовательно, весь скот других племен – украден у масаев и его нужно по возможности возвращать обратно.

Отсюда и воинственность, создавшая масаям специфическую репутацию – скот ведь нужно охранять!

Как выглядят масаи

Единственный случай, когда масаю удалось замаскироваться так, чтобы никто не понял, из какого он племени – это съемки Боладжо Бадеджо в фильме «Чужой».

В костюме Чужого никто не увидел характерные черты внешности, которыми известно африканское племя масаи, остались заметными только высоченный рост и худоба.

Встретив же масая в Танзании, его невозможно не узнать – представители этого племени делают все, чтобы выделяться среди остальных.

Главное отличие масаев от других африканских племен — это яркий внешний вид

Они отличаются высоким ростом, стройным телосложением, особой горделивой походкой и осанкой. Кожа масаев светлее, чем у их черных как гуталин суданских предков. Почти все представители этого народа очень красивы.

Но этой красоты им кажется недостаточно – и они всячески стремятся украсить себя дополнительно, в основном довольно травматичными, на наш взгляд, способами. Уже в детстве многим из них:

  • Прокалывают уши острым краем коровьего рога и постепенно растягивают их с помощью подручных предметов и массивных украшений.

Чем больше дырка в ухе и чем большие по размеру украшения можно в нее вставить – тем круче, так что в сравнении с масаями наши любители тоннелей в ушах просто отдыхают.

  • Девочкам выбивают два передних зуба снизу, мальчикам – один вверху. Это эталон красоты.

Наносят первые татуировки – например, круглые знаки на щеках.

  • Позже многие масаи покрывают себя более затейливыми татуировками и шрамами.

Женщины племени масаи в обязательном порядке бреют себе волосы и брови. У мужчин прически более разнообразные – это может быть и короткая стрижка, и небольшие косички.

Одежда масаев – это куски ткани ярких цветов с преобладанием красного, завязанные на манер римской туники и тоги.

Обязательно большое количество ярких украшений — преимущественно бисерных. Их носят как мужчины, так и женщины.

Культура и обычаи

У масаев очень специфичные и интересные обычаи, большинство из которых они свято хранят до сих пор.

Масаи строго придерживаются обычаев на протяжении многих лет существования племени

Их культура предполагает высокую выносливость и презрение к боли (что, собственно, понятно уже по обязательным «процедурам красоты»).

Но главные испытания ждут членов племени при обрядах инициации – перехода из детей во взрослые.

Как абсолютно все мужчины племени, так и многие женщины проходят через процедуру обрезания, которая надолго выводит подростков из строя.

Обычно они несколько месяцев после этого носят черные одежды.

Парни в это время живут в специальном поселении, девочки освобождаются от тяжелой работы. Только после завершения этой процедуры мальчик становится мужчиной – молодым воином, а девочка считается готовой к браку.

Хотя и Кения, и Танзания на законодательном уровне запрещают женское обрезание, по сей день во многих селениях женщину масаи без этой процедуры могут не взять замуж. Мужчина же после этого приобретает право на собственное имущество и создание семьи. Процедуру инициации проходит вся возрастная группа, имеющаяся в деревне на этот момент.

Только после посвящения во взрослую жизнь следующей группы молодых воинов члены предыдущей группы становятся «младшими старшинами» и имеют право решать важные для племени вопросы.

Раньше молодой мужчина перед вступлением в брак должен был обязательно убить самца льва – это свидетельствовало о его готовности к дальнейшим испытаниям и возможности защитить семью. Сейчас львы в Африке охраняются законом – и такая презентация личных качеств воина заменяется другими испытаниями.

Фактически, это единственная традиция, от которой большинство семей племени согласились отказаться.

Брачные отношения

Девочки семьи – выгодное капиталовложение, ведь при замужестве за них принято платить большой выкуп.

Утренний ритуал масаев

Мужчина может иметь больше одной жены – и масаи зачастую этим пользуются, потому что одной жене трудно управляться и со стадом, и с детьми, и с домашними делами, а две-три – это уже сила.

Любопытно, что первая жена должна одобрить кандидатуру каждой следующей – видимо, именно это и способствует сохранению мира в таких семьях.

Впрочем, жестким патриархатом семейные структуры масаев не назовешь: женщина, выходя замуж, имеет право на половые отношения (по своему согласию) с любым из членов возрастной группы своего мужа.

Дети, от кого бы они ни родились, считаются детьми мужа. Так что пресными супружеские отношения масаев точно не становятся – особенно с учетом их легендарной мужской силы.

Кстати, замуж невеста выходит обязательно девственницей – и невинности ее лишает не жених, а тамада – распорядитель свадьбы. Отличная миссия – и никаких обид, какой же тамада от такого откажется?

Любопытно, что при всем этом большинство масаев являются христианами – хотя их вера имеет много языческих «добавок».

Обычаи масаев во многом стали известными благодаря книге швейцарки Коринны Хофман, по которой в 2005 году был снят немецкий фильм «Белая масаи».

Книга полностью автобиографична – Коринна Хофман действительно, съездив с женихом в туристическую поездку в Африку, с первого взгляда влюбилась в воина масаи и в итоге, преодолев многие препятствия, вышла за него замуж.

Как чувствует себя белая женщина в племени африканских воинов – вы можете узнать, посмотрев видео.

Фильм «Белая масаи», трейлер фильма, отзывы зрителей и фото доступны на сайте «Кинопоиск» и других русскоязычных сайтах.

Что покажут туристам

Многие туры в Танзании включают посещение той или другой деревни масаев.

Танцы масаев

Конечно, на свадьбу или еще какой-нибудь серьезный ритуал вас не в каждой деревне позовут, если вы не являетесь личным другом племени – но впечатлений и без того хватит.

Однако некоторые масайские семьи радушно приглашают туристов взглянуть на свои большие праздники – в том числе и свадьбу, сватание, крещение детей, и даже обрезание мальчиков. В такой поездке вы увидите жилища масаев, их скот, внешность, узнаете основные факты об их жизни.

Члены племени с удовольствием поют туристам свои песни и показывают танец племени масаев, состоящий из притоптываний по кругу и высоких прыжков. Это, конечно, не балет в Мариинском, но выглядит очень впечатляюще.

Примечательно, что в отличие от большинства городских жителей Танзании, масаи говорят не на суахили, а на собственном языке.

Хотя понимают английский и суахили, когда речь идет о деньгах – жизнь у них, несмотря на всю ее красоту и самобытность, очень бедная. Хотя они никогда не унывают.

Что мы узнали про племя масаи?

Масаи – уникальное и самобытное племя, представление о котором не даст ни Википедия, ни статьи на сайтах.

Вся их жизнь вертится вокруг скота – и тем не менее, они слывут большими гордецами и великими воинами, справедливыми, но вспыльчивыми и жесткими, с понятием чести племени.

Масаи – одно из немногих племен, нерушимо сохраняющих свои обычаи до сегодняшнего дня, хотя многие из них небезопасны и противозаконны.

Узнать немножко больше об этом племени и его традициях поможет увлекательный фильм «Белая масаи» («Белая из племени масаи»), который можно посмотреть онлайн или скачав его на свой компьютер.

Но лучше всего увидеть масаев своими глазами – пока они еще успешно сопротивляются урбанизации и ассимиляции с другими народами.